«Лиса и волк» — это русская народная сказка, написанная в фольклорном стиле.
Подарок для старухи
Старик ехал с рыбалки, вдруг увидел на дороге мертвую лису. Он обрадовался, что вернется домой не только с рыбой, но и с подарком жене. Старик положил лису на воз, а сам пошел впереди. А лиса выбросила на дорогу всю рыбу и убежала. Старик, ничего не подозревая, приехал домой, но не обнаружил ни рыбы, ни лисицы. Он понял, что его перехитрили, но было уже поздно.
Как волк доверился лисе
А лиса сидит и лакомится рыбкой. Пробегавший мимо голодный волк попросил дать ему рыки, а лиса отвечает: «Пойди сам и налови». Лиса решила поиздеваться над волком.
Она посоветовала ему пойти и окунуть хвост в прорубь, да сидеть подольше, чтобы рыбка прицепилась. Волк доверился лисе и сделал так, как она сказала, пока его хвост совсем не примерз.
Волка увидели люди, пришедшие на прорубь набирать воду, и побили. Он убежал, а замерзший хвост оторвался.
Проучить лису не удается
Волк хотел догнать лису, чтобы проучить, но опять, в силу своей доверчивости, оказался обманутым.
Лиса захотела чем-то полакомиться в селе и попала головой в тесто. Убегая, встретила побитого волка, но она и здесь легко выкрутилась. Лиса сказала, что ее избили еще сильнее, даже на голове мозги вылезли, указывая на голову в тесте. Волк же, по доброте своей, предложил лисе сесть ему на плечи и повез, думая, что ей досталось больше.
В этой сказке есть выражения, ставшие крылатыми:
- «Мерзни, мерзни, волчий хвост»;
- «Ловись, рыбка, большая и маленькая»;
- «Битый, небитого везет».
На примере истории со стариком, эта сказка нас учит не верить всему, что мы видим, быть бдительнее и осмотрительнее, особенно с теми, кого не знаем.
На примере волка сказка учит не доверять всему, что говорят. Вначале думать, анализировать, а потом что-либо делать. Ясно было, что рыба никак не может прицепиться на хвост, а если бы у лисы мозги вытекли, то она уже не могла бы бегать.
Волк нам известен из других сказок, как злой персонаж, а здесь он добрый, доверчивый и вызывает сочувствие. Лиса же, как всегда, хитрая, изворотливая плутовка.
Лисичка-сестричка и волк
- Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе:
- – Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани да поеду за рыбой.
- Наловил рыбы и везет домой целый воз.
Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе как мертвая.
– Вот будет подарок жене! – сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошел впереди.
А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Повыбросила всю рыбу и сама ушла.
- – Ну, старуха, – говорит дед, – какой воротник привез я тебе на шубу!
- – Где?
- – Там на возу – и рыба, и воротник.
- Подошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы – и начала ругать мужа:
– Ах ты, такой-сякой! Ты еще вздумал обманывать!
Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мертвая. Погоревал, погоревал, да делать нечего.
А лисичка собрала всю разбросанную рыбу в кучку, уселась на дорогу и кушает себе.
- Приходит к ней серый волк:
- – Здравствуй, сестрица!
- – Здравствуй, братец!
- – Дай мне рыбки!
- – Налови сам да и кушай.
- – Я не умею.
– Эка, ведь я же наловила! Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала, и велика! Ловись, рыбка, и мала, и велика!» Рыбка к тебе сама на хвост нацепится. Да смотри сиди подольше, а то не наловишь.
- Волк и пошел на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать:
- – Ловись, рыбка, и мала, и велика!
- Ловись рыбка, и мала, и велика!
- Вслед за ним и лиса явилась; ходит около волка да причитывает:
- – Ясни, ясни на небе звезды, Мерзни, мерзни, волчий хвост!
- – Что ты, лисичка-сестричка, говоришь?
- – То я тебе помогаю.
- А сама, плутовка, поминутно твердит:
- – Мерзни, мерзни, волчий хвост!
- Долго-долго сидел волк у проруби, целую ночь не сходил с места, хвост его и приморозило; пробовал было приподняться: не тут-то было!
«Эка, сколько рыбы привалило – и не вытащишь!» – думает он.
Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, завидя серого:
– Волк, волк! Бейте его, бейте его!
Прибежали и начали колотить волка – кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать.
«Хорошо же, – думает, – уж я тебе отплачу, сестрица!»
Тем временем, пока волк отдувался своими боками, лисичка-сестричка захотела попробовать, не удастся ли еще что-нибудь стянуть, 3абралась в одну избу, где бабы пекли блины, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась и бежит. А волк ей навстречу:
– Так-то учишь ты? Меня всего исколотили!
– Эх, волчику-братику! – говорит лисичка-сестричка. – У тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили: я насилу плетусь.
– И то правда, – говорит волк, – где уж тебе, сестрица, идти, садись на меня, я тебя довезу.
Лисичка села ему на спину, он ее и повез.
Вот лисичка-сестричка сидит да потихоньку напевает:
– Битый небитого везет. Битый небитого везет!
- – Что ты, сестрица, говоришь?
- – Я, братец, говорю: «Битый битого везет».
- – Так, сестрица, так!
Русская народная сказка «Лисичка — сестричка и волк»
Читательский дневник по русской народной сказке «Лисичка — сестричка и волк»
- народ
- Название произведения: «Лисичка — сестричка и волк»
- Число страниц: 2
- Жанр: сказка
- Главные герои: лиса, волк.
Краткое содержание «Лисичка — сестричка и волк» для читательского дневника:
- Ехал дед с рыбалки, увидел мертвую лису и закинул ее на воз.
- Но лиса оказалась живой и украла весь улов.
- Волк попросил угостить его, но лиса сказала ему сунуть хвост в прорубь и наловить рыбу самому.
- Из-за этого волк пострадал, но хитрая лиса еще и поездила у него на спине.
План произведения для пересказа:
- 1. Дорога с рыбалки
- 2. Кража рыбы
- 3. Совет лисы волку
- 4. Побитый волк
- 5. Лиса в тесте
- 6. Битый небитого везет
Главная мысль:
Излишняя доверчивость, порой, очень сильно вредит.
Чему учит произведение:
- Это произведение учит быть предусмотрительным, внимательным и осторожным.
- Синквейн:
- Лиса.
- Хитрая, обманчивая.
- Ворует, врет, ездит.
- Обманула и деда, и волка.
- Доверчивость.
Краткий отзыв по произведению «Лисичка — сестричка и волк» для читательского дневника:
- «Лисичка-сестричка и волк» — интересная и поучительная сказка.
- Хитрая лиса обманула других героев сказки и при этом осталась безнаказанной.
- Мне жаль и деда, и волка.
- Ведь они пострадали из-за своей доверчивости.
- Советую всем прочитать эту сказку и не повторять их ошибок.
Пословицы к произведению:
- Всю хитрость не изучишь, а себя измучишь.
- Где силой не возьмёшь, там хитрость на подмогу.
- Разговорам не дивись, на хитрость не ловись.
- Волк — герой многих сказок
В сказках о животных волк чаще всего предстает существом агрессивным, опасным – сущим разбойником, которого следует опасаться. Один из самых известных примеров такого рода – сказка «Волк и семеро козлят», известная не только в русской традиции. Встреча с таким персонажем не сулит ничего хорошего даже человеку. Не случайно в сюжете о Красной Шапочке, тоже взятом Ш.Перро из европейского фольклора, именно волк становится врагом главной героини.Если волка и удается победить, то делается это не силой, а хитростью. Чаще всего это делает лиса, которой традиционно приписывается данное качество. Тем самым утверждается, что победить силу силой, агрессию агрессией невозможно.Двойственность волкаВолк в русских сказках и в русском фольклоре вообще – персонаж двойственный, которого нельзя однозначно назвать ни положительным, ни отрицательным. Эта двойственность связана с древностью образа, уходящего корнями в языческие времена.
Если в сказках о животных образ волка более или менее однозначен – жестокий, но не наделенный умом разбойник, то в сказках о людях волк нередко выступает в качестве волшебного помощника. Именно о таком сказочном волке упоминает А.С.Пушкин в поэме «Руслан и Людмила»:
Источник: https://put-k-uspekhu.ru/stati/geroi-skazki-lisa-i-volk/
Лисичка-сестричка и
волк
Главная » Народные сказки » Русские сказки » Лисичка-сестричка и волк
Жил себе дед да баба. Дед говорит бабе: — Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбой. Наловил рыбы и везет домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе, как мертвая. — Вот будет подарок жене, — сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошел впереди. А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Повыбросала всю рыбу и сама ушла. — Ну, старуха, — говорит дед, — какой воротник привез я тебе на шубу. — Где? — Там, на возу, — и рыба и воротник. Подошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы, и начала ругать мужа:— Ах ты!.. Такой-сякой! Ты еще вздумал обманывать! Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мертвая; погоревал, погоревал, да делать-то нечего. | |
А лисичка собрала всю разбросанную по дороге рыбу в кучку, села и ест себе. Навстречу ей идет волк:
| |
— Эка, ведь я же наловила; ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь — рыба сама на хвост нацепляется, да смотри, сиди подольше, а то не наловишь. | |
Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь; дело-то было зимою. Уж он сидел, сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило; попробовал было приподняться: не тут-то было. “Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь!” — думает он. Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, завидя серого: — Волк, волк! Бейте его! Бейте его! | |
Прибежали и начали колотить волка — кто коромыслом, кто ведром, чем кто попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать. “Хорошо же, — думает, — уж я тебе отплачу, кумушка!” | |
А лисичка-сестричка, покушамши рыбки, захотела попробовать, не удастся ли еще что-нибудь стянуть; забралась в одну избу, где бабы пекли блины, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась и бежит. А волк ей навстречу: — Так-то учишь ты? Меня всего исколотили! — Эх, куманек, — говорит лисичка-сестричка, — у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь. | |
| — И то правда, — говорит волк, — где тебе, кумушка, уж идти; садись на меня, я тебя довезу.
— Так, кумушка, так!.. |
Источник: https://teremok.in/narodn_skazki/russkie_skazki/Lisa_Volk.htm
Лисичка-сестричка и волк
- Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе:
- – Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани да поеду за рыбой.
- Наловил рыбы и везет домой целый воз.
Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе как мертвая.
– Вот будет подарок жене! – сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошел впереди.
А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Повыбросила всю рыбу и сама ушла.
- – Ну, старуха, – говорит дед, – какой воротник привез я тебе на шубу!
- – Где?
- – Там на возу – и рыба, и воротник.
- Подошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы – и начала ругать мужа:
– Ах ты, такой-сякой! Ты еще вздумал обманывать!
Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мертвая. Погоревал, погоревал, да делать нечего.
А лисичка собрала всю разбросанную рыбу в кучку, уселась на дорогу и кушает себе.
- Приходит к ней серый волк:
- – Здравствуй, сестрица!
- – Здравствуй, братец!
- – Дай мне рыбки!
- – Налови сам да и кушай.
- – Я не умею.
– Эка, ведь я же наловила! Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала, и велика! Ловись, рыбка, и мала, и велика!» Рыбка к тебе сама на хвост нацепится. Да смотри сиди подольше, а то не наловишь.
- Волк и пошел на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать:
- – Ловись, рыбка, и мала, и велика!
- Ловись рыбка, и мала, и велика!
- Вслед за ним и лиса явилась; ходит около волка да причитывает:
- – Ясни, ясни на небе звезды, Мерзни, мерзни, волчий хвост!
- – Что ты, лисичка-сестричка, говоришь?
- – То я тебе помогаю.
- А сама, плутовка, поминутно твердит:
- – Мерзни, мерзни, волчий хвост!
- Долго-долго сидел волк у проруби, целую ночь не сходил с места, хвост его и приморозило; пробовал было приподняться: не тут-то было!
«Эка, сколько рыбы привалило – и не вытащишь!» – думает он.
Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, завидя серого:
– Волк, волк! Бейте его, бейте его!
Прибежали и начали колотить волка – кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать.
«Хорошо же, – думает, – уж я тебе отплачу, сестрица!»
Тем временем, пока волк отдувался своими боками, лисичка-сестричка захотела попробовать, не удастся ли еще что-нибудь стянуть, 3абралась в одну избу, где бабы пекли блины, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась и бежит. А волк ей навстречу:
– Так-то учишь ты? Меня всего исколотили!
– Эх, волчику-братику! – говорит лисичка-сестричка. – У тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили: я насилу плетусь.
– И то правда, – говорит волк, – где уж тебе, сестрица, идти, садись на меня, я тебя довезу.
Лисичка села ему на спину, он ее и повез.
Вот лисичка-сестричка сидит да потихоньку напевает:
– Битый небитого везет. Битый небитого везет!
- – Что ты, сестрица, говоришь?
- – Я, братец, говорю: «Битый битого везет».
- – Так, сестрица, так!
Источник: https://nukadeti.ru/skazki/lisichka_sestrichka_i_volk
Лиса и волк
Народная сказка «Лиса и волк» рассказывает о хитрой лисе, которая сначала притворилась мертвой и съела на санях у деда всю рыбу, а затем подговорила волка опустить хвост в прорубь. Долго серый дожидался улова, пока хвост не примерз… Прочтите в сказке, какие еще проделки придумала ловкая лиса.
Сказка Лиса и волк скачать:
Сказка Лиса и волк читать
- Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе:
- — Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, да поеду за рыбой.
- Наловил рыбы и везет домой целый воз.
Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе как мертвая.
— Вот будет подарок жене, — сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошел впереди.
А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Повыбросила всю рыбку и сама ушла.
- — Ну, старуха, — говорит дед, — какой воротник привез я тебе на шубу!
- — Где?
- — Там, на возу, — и рыба и воротник.
- Подошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы — и начала ругать мужа:
— Ах ты! Такой-сякой! Ты еще вздумал обманывать!
Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мертвая. Погоревал, погоревал, да делать-то нечего.
А лисичка собрала всю разбросанную рыбу в кучку, уселась на дорогу и кушает себе. Приходит к ней серый волк:
- — Здравствуй, сестрица!
- — Здравствуй, братец!
- — Дай мне рыбки!
- — Налови сам да и кушай.
- — Я не умею.
— Эка, ведь я же наловила! Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала и велика! Ловись, рыбка, и мала и велика!» Рыбка к тебе сама на хвост нацепится. Да смотри сиди подольше, а то не наловишь.
- Волк и пошёл на реку, опустил хвост в прорубь и приговаривает:
- — Ловись, рыбка, и мала и велика!
- — Ловись, рыбка, и мала и велика!
- Вслед за ним и лиса явилась: ходит около волка да причитывает:
- — Ясни, ясни на небе звёзды!
- — Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!
- — Что ты, лисичка-сестричка, говоришь?
- — То я тебе помогаю.
- А сама плутовка поминутно твердит:
- — Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!
- Долго-долго сидел волк у проруби, целую ночь не сходил с места, хвост его и приморозило; пробовал было приподняться; не тут-то было!
«Эка, сколько рыбы привалило — и не вытащишь!» — думает он.
Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, завидя серого:
— Волк, волк! Бейте его! Бейте его!
Прибежали и начали колотить волка — кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать.
«Хорошо же, — думает, — уж я тебе отплачу, сестрица!»
Тем временем, пока волк отдувался своими боками, лисичка-сестричка захотела попробовать, не удастся ли ещё что-нибудь стянуть. Забралась в одну избу, где бабы пекли блины, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась и бежит. А волк ей навстречу:
— Так-то учишь ты? Меня всего исколотили!
— Эх, волчику-братику! — говорит лисичка-сестричка. — У тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили: я насилу плетусь.
— И то правда, — говорит волк, — где уж тебе, сестрица, идти, садись на меня, я тебя довезу.
Лисичка села ему на спину, он её и повёз.
- Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:
- Битый небитого везёт,
- Битый небитого везёт!
- — Что ты, сестрица, говоришь?
- — Я, братец, говорю: «Битый битого везёт».
- — Так, сестрица, так!
Источник: https://aababy.ru/skazki/narodnye-skazki/russkie-narodnye-skazki/lisa-i-volk
Сказка Лисичка-сестричка и волк русская народная текст
Сказка «Лисичка-сестричка и волк» о хитрой лисе, которая сначала притворилась мертвой и съела всю рыбу на санях у деда, а потом подговорила волка опустить в прорубь хвост, чтоб рыбы наловить.
Долго сидел волк у проруби. Захотел встать, но хвост его приморозило. А тут бабы пришли за водицей. Увидели волка и стали его бить ведрами. Оторвал волк себе хвост и убежал, пообещав отплатить лисице.
Тем временем лисица залезла в одну избу, чтобы что-то стянуть, но вымазалась тестом и выбежала с дома. Бежит ей на встречу волк и стал ей жаловаться, что его всего побили. Но лисица и тут исхитрилась. Сказала волку, что у него хоть только кровь выступила, а у неё мозг. Волк сжалился над лисицей и потянул её на себе.
Эта сказка нас учит, что нельзя слепо всем верить. Прежде, чем что-то сделать, надо хорошо обдумать, можно ли так поступать.
Сказка Лисичка-сестричка и волк читать:
Жили-были дед да баба. Как-то раз дед говорит бабе:
— Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой.
Наловил рыбы полный воз. Едет домой и видит: лиса растянулась посреди дороги, будто не живая.
Подъехал к ней старик, а она не шевелится. «Славный будет воротник для старухи!» — подумал старик и положил лису в сани.
- А лисичке только того и надо: стала выбрасывать полегоньку из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке.
- Повыбрасывала всю рыбу и сама потихоньку убежала.
- Дед приехал домой и зовёт бабу:
— Ну, старуха, какой я тебе воротник привёз! Там, на санях, и рыба, и воротник. Ступай возьми!
Подошла старуха к саням, смотрит — ни воротника, ни рыбы. Вернулась она в избу и говорит:
— На санях-то, дед, кроме рогожки, ничего нет!
Понял тогда старик, что лиса обманула его! Погоревал, погоревал, да делать нечего.
А лисичка тем временем собрала на дороге всю рыбу в кучку, уселась и ест.
Бежит мимо волк:
— Здравствуй, лиса! Дай мне рыбки!
— Ишь ты какой! Налови сам да ешь.
— Да я не умею!
— Экой ты! Иди на речку, в прорубь опусти хвост, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, большая и маленькая!» Рыба сама тебе на хвост и нацепляется.
Волк побежал на реку, опустил хвост в прорубь, сидит да приговаривает:
— Ловись, рыбка, большая и маленькая!
А мороз всё сильнее да сильнее. Волчий хвост приморозило крепко-накрепко. Всю ночь просидел волк на реке.
А утром пришли бабы к проруби за водой, увидели волка и закричали:
— Волк, волк! Бейте его!
Волк — туда-сюда, не может вытащить хвост. Баба бросила вёдра и стала бить его коромыслом. Била-била, волк рвался-рвался, оторвал себе хвост и пустился наутёк.
Бежит волк, а навстречу ему лиса, голова платком перевязана.
— Так-то, — кричит волк, — ты меня научила рыбу ловить? Избили меня, хвост оторвали!
— Эх, волчок! — говорит лиса. — У тебя только хвост оторвали, а мне всю голову разбили. Насилу плетусь!
— И то правда, — говорит волк. — Где уж тебе, лиса, идти. Садись на меня, я тебя довезу.
- Лисичка села ему на спину, он ее и понес. Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:
- — Битый небитого везет, битый небитого везет.
- — Что ты, кумушка, говоришь?
- — Я, куманек, говорю: битый битого везет.
— Так, кумушка, так!..
Источник: https://kinderbox.ru/skazka-lisichka-sestrichka-i-volk/
Сказка — замечательное произведение искусства, знакомое каждому из нас с детства. Что такое сказка? Стоит ли считать сказкой любой фантастический рассказ или разделить устную народную прозу на сказочную и не сказочную? Как трактовать все те фантастические вещи, без которых не обходится ни одна из сказок? Такой круг проблем издавна волновал исследователей. Существуют различные толкования сказки. Одни ученые говорят, что сказка — это абсолютный вымысел, независящий от реальности, а другие стремятся понять, как в сказочном вымысле перевоплотилось отношение народных сказителей к окружающей действительности. Наиболее четкое определение сказки дает известный ученый, исследователь сказок Э. В. Померанцева: «Народная сказка (или казка, байка, побасенка) — эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебное, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Последний признак отличает сказку от других жанров устной прозы: сказа, предания и былички, то есть от рассказов, преподносимых рассказчиком слушателям как повествование о действительно имевших место событиях, как бы маловероятны и фантастичны они не были».
План
Литературно-художественного анализа произведения( сказки)
- Название произведения, жанр( вид для сказки) ( автор для авторскихп роизведений)
- Тема( о ком,чём- по основным событиям)
- Идея( ради чего, с какой целью)
- Характеристика гл. героев( цитаты из текста)
- Художественное своеобразие произведения
( особенности композиции, приёмы и способы изображения, характеристика языка- примеры из текста)
- Выводы- значение в работе с детьми
«Сивка- Бурка».
Русская народная сказка (волшебная)
Тема: Говорится о Иване-дураке, который с помощью своего волшебного друга (Сивки-Бурки) превращался в молодца, чтобы снять перстень с Елены Прекрасной.
Идея: Борьба добра и зла, не на жизнь, а на смерть
Сказка волшебная, т.к. присутствуют волшебные персонажи с волшебными способностями.
Характеристики главных героев:
Иван-дурак: Третий сын в семье ,самый младший . В семье его не любят ,высмеивают: «Куда тебе , дурню! Людей, что ли, хочешь смешить?Сиди себе на печи да золу пересыпай!»
Исполнительный: «Пришел в поле, сел на камень.Сидит не спит,пирог жует ,вора дожидается».
Далеко не дурак, смекалистый, добрый, смелый:
«Отпустил Иванушка коня и взял с него обещание пшеницы никогда больше не есть и не топтать».
«Ударил тут Иванушка Сивку-бурку по крутым бокам… Фыркнул конь, заржал, прыгнул — только на три бревна до царевны не допрыгнул.»
Скромный: Приехали братья на пир к царю а «Иванушка забрался за печку, в уголок,и сидит там».
В сказке «Сивка-Бурка» Елену Прекрасную совсем не волнует, как выглядит Иванушка и похож ли он на красавца-богатыря, выполнившего испытание. Её волнует именно наличие связи героя с волшебным миром, т.е. обладание волшебным предметом – перстнем.
Сивка-Бурка:
Волшебный персонаж: «В самую полночь прискакал на пшеницу конь –одна шерстинка серебряная другая золотая;бежит -земля дрожит,из ушей дым солбом валит,из ноздрей пламя пышет.»
Исполняет все приказы своего хозяина:
-Что угодно ,Иванушка?
-Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную! — отвечает Иванушка
-Ну, влезай ко мне в правое ухо, в левое вылезай
Иванушка пролезает сквозь коня, чтобы превратиться в добра молодца. В этом действии прослеживаются представления древних людей о строении мира и связано оно с одним из моментов обряда посвящения подростков в мир взрослых, а именно с пребыванием внутри тотемного зверя, с прохождением сквозь него. Иванушка влезает в ухо коня со стороны земного мира, который находится справа, а вылезает из левого уха – входя в зону волшебного, сказочного мира. Чтобы превратиться снова в Иванушку, надо из волшебного мира, то есть с левой стороны, войти в коня, и вылезти справа.!
Художественные приёмы:
1. Традиционное начало: «Жил-был старик, и было у него три сына.»
2. Троекратное повторение: (3 ночи, 3 брата, 3 свиста) «Настала первая ночь.Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра….
На вторую ночь пошел средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.
На третью ночь приходит черед Иванушке-дурачку идти…».
Три раза звал Иванушка к себе коня ,три раза прыгал за перстнем Елены Прекрасной:«..свистни три раза молодецким посвистом. гаркни богатырским покриком…»
-«Сивка –Бурка ,вещий каурка,стань передо мной ,как лист перед травой.»
3. Антропоморфизм: «— Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу.»
4. Волшебные слова: «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!»
5. Диалоги: «Что угодно,Иванушка. –
-Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную! — отвечает Иванушка.
—Ну, влезай ко мне в правое ухо, в левое вылезай!»
6. Кумулятивность: «Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать!
Примчался Иванушка в чистое поле, соскочил с коня, влез ему в левое ухо, а в правое вылез и стал по-прежнему Иванушкой-дурачком.»
7. Описание: «А он за печкой сидит, одежонка на нем худая, лаптишки рваные, одна рука тряпкой обвязана…. Умыли Иванушку, причесали, одели, и стал он не Иванушкой-дурачком, а молодец молодцом, прямо и не узнаешь!»
8. Концовка:И, наконец, как в любой сказке, герой торжествует, получает за свои труды, верность, доброту и бескорыстие награду: Иванушка-дурачок получил жену – царскую дочь Елену Прекрасную.
«Я на том пиру был,мед,пиво,пил…»
Характеристика языка:
Просторечный:«Иззяб»,«братнины»
Эмоциональный: « Эва,какие грибки хорошие!»
«Куда тебе, дурню!Людей ,что ли ,хочешь смешить?»
Разговорный: «экий», «дурень»
Устаревший: «Воротились», «потчует», «черед»
Преувеличение(гипербола): «Народу видимо –невидимо»
Значение в работе с детьми: Прежде всего это воспитательное и культурно –нравственное значение. Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героика — это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Старинные народные слова открывают новый богатый мир великого русского языка.
Сказка заставляет ребенка думать, фантазировать, учит различать правду и ложь, выдумку и реальность.Велика социальная ценность сказки: она внушает дух уверенности, бодрости, радостного приятия борьбы за справедливость
Литературно-художественный анализ сказки (образец)
«Лиса и тетерев».
Русская народная сказка(о животных)
Тема: Хитрая лисица захотела обмануть тетерева, но тот оказался смышленой птицей и сам проучил лису. Сказка по манере изложения схожа с басней. Лиса рассказывает тетереву о новом указе- теперь птицам можно никого не бояться, гуляй себе по лугам: «Нынче уж звери друг друга не трогают»,чтобы сманить тетерева на землю.
Идея: Победа разума и смекалки.Хитрецу нет веры.
Характеристика главных героев:
Лиса лицемерная,изворотливая: «Зравствуй тетеревочек мой дружочек,как услышала твой голосочек,так и пришла тебя проведать».Лиса льстит тетереву, называя его ласково тетеревочек, мой дружочек,услышала твой голосочек.
Притворщица: На ответ тетерева: «Спасибо на добром слове»,притворяется глухой и просит спустится на травушку погулять и «поговорить со мной ,а то я с дерева не расслышу»,на что ей тетерев спокойно отвечает: «Боюсь я сходить на траву. Нам ,птицам ,опасно ходить по земле».
Обманщица: Не получилось первый раз сманить тетерева на землю она придумала новую хитрость: «Нет, тетеревочек, мой дружочек,нынче указ обьявлен,чтобы по всей земле мир был.Нынче уж звери друг друга не трогают»,а тетерев знай себе спокойно отвечает: «Вот это хорошо,а то вот собаки бегут,кабы по- старому,тебе уходить надо(дает понять что разорвали бы лису собаки),а теперь тебе бояться нечего».
Трусливая: Бежала лиса с позором ,хотя и тут нашлась-успела сказать,что может быть ,собаки указа не слыхали.Не удалось лисе сманить тетерева на землю.Сама испугалась.
Тетерев смышленый,вежливый: Благодарит лису, понимая ,что она льстит ему( «спасибо на добром слове»)
Тетерев наделен такими человеческими качествами как ум,смекалка,находчивость.Он знает коварный замысел лисы и понимает ,что не с добрыми помыслами подошла она к дереву на котором он сидел,а хочет его сманить на землю ,чтобы съесть.
-Боюсь я сходить на траву.Нам птицам опасно ходить по земле.
-Или ты меня боишься?-сказала лиса.
-Не тебя,так других зверей боюсь,-сказал тетерев.-Всякие звери бывают.
Этот диалог хорошо раскрывает характеристику героев и мотив их поступков.
Художественные особенности сказки:
В этой сказке нет традиционного начала .
В основе сюжета мотив встречи, диалог между лисой и тетеревом.Используется прием противопоставления (антитеза) мудрости тетерева и хитрости лисы.Язык прстой, разговорный.(«куда ж ты? А кто их знает!»)
Главные герои сказки животные и действуют они по образу и подобию человека (антропоморфизм).Лиса и тетерев разговаривают на человеческом языке,ведут диалог.
Эмоциональный язык: «Спасибо на добром слове..», «А кто их знает?».
Устаревшие слова:нынче,кабы,не слыхали,куда ж…
Значение. Сказка имеет воспитательное значение. Помогает воспитывать в детях осмотрительность и осторожность, “не будь чрезмерно доверчив”. Дает детям понять, что каждый поступок должен быть продуман. Сказка учит нас мудрости, доброте, уму-разуму.
Литературно-художественный анализ сказки (образец)
«Лисичка-сестричка и волк.»
Русская народная сказка (о животных).
Тема:Сказка о том, как хитрая лиса крадет рыбу из саней мужика. Волку предлагает наловить рыбу, опустив хвост в прорубь. В лесу лиса прикидывается больной и глупый волк тащит ее на себе.
Идея:Осудить- хитрость, обман, глупость.
Характеристика главных героев:
Лиса хитрая « Свернулась лисичка калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе, как мертвая. «- Эх, куманек, — говорит лисичка-сестричка, — у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь».
Обманщица «- Здравствуй, кумушка! — Здравствуй, куманек — Дай мне рыбки! — Налови сам, да и ешь. — Я не умею.
— Эка, ведь я же наловила; ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь — рыба сама на хвост нацепляется, да смотри, сиди подольше, а то не наловишь».
Волк глупый «Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь; дело-то было зимою. Уж он сидел, сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило; попробовал было приподняться: не тут-то было».
«Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь!» — думает он.
«- И то правда, — говорит волк, — где тебе, кумушка, уж идти; садись на меня, я тебя довезу».
Художественные особенности сказки. Традиционное начало сказки : жила-была..; концовка- обобщающая фраза « Битый небитого везёт»
Главные герои сказки животные и действуют они по образу и подобию человека (антропоморфизм). Например: Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:
— Битый небитого везет, битый небитого везет.
— Что ты, кумушка, говоришь?
— Я, куманек, говорю: битый битого везет.
— Так, кумушка, так!.. Кумулятивность ( пример из текста), диалог ,расскрывающий характеристику героев и мотив их поступков ( например…), антитеза( глупость противопоставляется хитрости),эмоциональный язык…. «Ух ты, сколько рыбы наловилось!», « бежать без оглядки», « погоревал он немного»,встречаются устаревшие слова ( куманёк,кумушка,)
Значение. Сказка имеет воспитательное значение. Помогает воспитывать в детях осмотрительность и осторожность, “не будь чрезмерно доверчив”.
Дает детям понять, что каждый поступок должен быть продуман.
Вызвает у детей чувство сострадания к одним героям сказки и неприятие отрицательных качеств к другим.
Литературно-художественный анализ р.н.сказки
« Морской царь и Василиса Премудрая»(образец)
- « Морской царь и Василиса Премудрая»(русская народная сказка- волшебного вида)
- В сказке рассказывается о том,как Иван-царевич,отданный морскому царю отцом, женился на Василисе Премудрой и с её помощью сумел выбраться из морского царства.
- Идея: ничто не заменит родной земли, прославление верности в любви, восхваляется находчивость.смекалка.
- Иван-царевич:умеет исправлять свои ошибки( « За что обругал я старуху?Дай ворочу её..»), любящий родителей и свою родную землю( «… стосковался Иван-царевич по своим родителям, захотелось ему на святую Русь..»
Василиса Премудрая: владеет волшебством( « Обернулась голубкою..»,умеет отвечать за свои поступки( «..сама виновата- недосмотрела,сама и отвечать буду»), добрая,заботливая, помогает попавшим в беду, есть смекалка(«..будет погоня за нами великая..Надо ухитряться!»)
Морской царь: вспылчивый,требующий исполнения обещаний, строгий ( пример из текста)
5.Сказка начинается традиционным зачином (« За тридевять земель, в тридесятом царстве, государстве…»),волшебные помошники: Василиса Премудрая,пчёлы,муравьи,голуби- помогают достижению благородных целей( например….), используется олицетворение, анропоморфизм ( пример из текста…),приключения, волшебство, закон тоекратного повторения( три задания морского царя,три раза приходят слуги будить Ивана-царевича и Василису Премудрую,три раза догоняют беглецов. Характеристика языка: используются пословицы и поговорки( «утро вечера мудренее»), двойные слова( усиливающие впечатления от происходящего( « подумал- подумал»т.е. очень долго , серьёзно и обстоятельно, « далеко-далеко»),устойчивые выражения , характерные для сказки(«ни много не мало прошло времени»), постоянные эпитеты украшающие язык сказки(«красные девицы»,» добрый молодец»), описания(«..отправился в подводное царство; видит там и свет такой же ,как унас;и поля ,и луга, и рощи зелёные, и солнышко греет…») .Сказка заканчивается традиционной концовкой (« стали они вместе жить да поживать, да добра наживать»).
6.Сказка учит любить свою родину, свой родной край, исполнять обещания, верить в добро и в добрых людей. Помогает в формировании нравственных ценностей.
Литература:
1.Русские народные сказки-м.,»Правда»,.1985г.
2.Князева О.П. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С-П., 2006 г.
3.Афанасьев А.Н. Русские народные сказки. Т.1-3, М.:Худ.лит.,1990г.
4.Литература и искусство: Универсальная энциклопедия / Сост.А.А.Воротников.-Мн.:ТОО» Харвест», 1995г.
5Пропп В.Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки. –М.:Лабиринт, 1999г.
6.www. Images.yandex.ru
7.www.google.com
8. Источник: Литературный анализ русской народной сказки // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru — http://odiplom.ru/lab/literaturnyi-analiz-russkoi-narodnoi-skazki.html
муниципальное
бюджетное дошкольное автономное образовательное учреждение
«Детский
сад №67»
Конспект ОД по
развитию речи в средней группе.
Чтение русской
народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»
Подготовила:
воспитатель
Аманжулова
А.А.
Оренбург
2019
Конспект ОД по
развитию речи в средней группе.
Чтение русской
народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»
Цель: Познакомить с русской народной
сказкой «Лисичка — сестричка и волк», помочь оценить
поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.
Обучающая задача:
— Учить детей
участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы полным ответом по тексту.
— Учить детей
пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
— Учить строить развёрнутые
высказывания.
Развивающая
задача:
-Развивать диалогическую форму речи.
— Расширять и активизировать словарный запас.
Воспитательная
задача:
—
Воспитывать моральные качества: уважение, доброту, честность.
Предварительная работа: Чтение сказок и рассказов о
животных, рассматривание картин «Кто и где живет», книг о диких и
домашних животных.
Методы: игровой,
наглядный, словесный.
Оборудование: презентация к сказке: «Зимний лес», «Лиса ест рыбу», «Лиса едет
на волке», «Лиса на возу выкидывает рыбку», «Лиса
учит волка ловить рыбу»; сказка в обработке М. Булатова,
маски волка и лисы.
Ход занятия:
Воспитатель. -Ребята!
К нам в группу прискакал зайчик и приглашает к себе в лес в гости. На улице
холодно, наденем куртки, шапки, сапоги. (имитация ) и пойдем в лес.
Мы заходим с вами в лес (маршируем на
месте)
Сколько здесь вокруг чудес! (удивились, развели
руками)
Впереди из-за куста смотрит хитрая
лиса (показывают, как бы выглядывают)
Мы лисичку обхитрим,
На носочках убежим! (покажем, как
ходит лисичка – изобразим ее)
Слайд №1(изображение леса)
Воспитатель с детьми увидели красивую
коробку. Все подходят к коробке.
Воспитатель: — Ребята, Дед Мороз
подарил зайчику волшебную коробочку. Как вы думаете, что может быть в этой
коробке? ( дети рассматривают коробку, подымают ее и делают предположения ).
— Но чтобы ее открыть, нужно выполнить
задание, а какое , написано в этом письме. Наш зайчик еще не научился читать,
поэтому попросил меня прочесть письмо. Поможем зайчишке , открыть коробку?
«Дорогой зайчик, если ты отгадаешь мои
загадки, то волшебная коробочка откроется и ты сможешь узнать, что там
внутри.
С уважением Дедушка Мороз.» .
— Записка от самого Дедушки Мороза!
Загадки
Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!
Дети: Курочка Ряба
Воспитатель: Молодцы, правильно!
Что за домик на опушке
Дал приют Ежу, Лягушке,
Мышке, Зайцу, Петуху?
Дом с трубою наверху,
Из трубы идёт дымок.
Этот домик — …
Дети: Теремок.
Воспитатель: Молодцы!
Уходя, просила мать
Никому не открывать,
Но открыли дети дверь!
Обманул зубастый зверь —
Песню мамину пропел.
Кто потом козляток съел?
Дети: Волк и козлята.
Сказка «Волк и семеро
козлят »
Воспитатель : Молодцы,
ребята. Отгадали все загадки и теперь мы можем открыть сундук и посмотреть, что
там внутри.
— Зайчик благодарит вас
за помощь.
(Внутри лежат русские народные сказки.)
Воспитатель:
— Посмотрите внимательно на эти книги и
скажите, о чем мы будем сегодня говорить? (о русских народных сказках)
-Кто сочинил эти сказки? (народ,
простые люди)
-Конечно, есть много сказок о людях,
о волшебстве, о животных. Сегодня мы прочитаем сказку, а о ком она вы
узнаете, отгадав загадки.
Съел он семерых козлят,
Съесть хотел трёх поросят…
Стал героем в «Ну, погоди!»
Но к нему не подходи.
Он в охоте знает толк:
Так как это…(Серый Волк)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост — ее краса.
Этот зверь лесной — …. (Лиса)
Воспитатель.- Молодцы, ребята! Правильно. Это лиса и волк. Ребята, нам пора возвращаться в группу.
До свиданья, милый лес.
Где полным — полно чудес.
Расставаться нам пора. (снимают
верхнюю одежду – имитация)
Сейчас
я вам прочитаю русскую народную сказку , которая называется «Лисичка-сестричка
и волк».
Сейчас устраивайтесь
поудобнее. (садятся на стулья)
(чтение
сказки).
Слайд № 2
(заставка к сказке «Лисичка – сестричка и волк»)
Воспитатель: — Ребята, интересная
сказка?
— Кто запомнил, как она называется?
-А в какое время года происходит
действие сказки? Как вы это поняли? По каким словам? (Холодно и
морозно)
Физминутка.
-В какое время года бывают морозы? (зимой)
— А вы боитесь морозов? (нет)
— Тогда давайте с вами поиграем .
Я
Мороза не боюсь. (шагаем на месте)
С
ним я крепко подружусь. (хлопают в ладоши)
Подойдет
ко мне Мороз. (присели)
Тронет
щеки, тронет нос .( показали щеки, нос )
Значит,
надо не зевать. (Хлопаем)
Прыгать, бегать и играть. (прыжки на месте)
Садятся на места.
Беседа по сказке:
Воспитатель -Какая по
характеру лиса? (хитрая, плутовка, обманщица)
Слайд № 3
-Какой в сказке волк? (голодный, доверчивый)
Слайд № 4
-Расскажите, как лиса посоветовала ловить
рыбу?
Слайд № 5
-Почему лиса обманула волка?
Слайд № 6
-Правильно ли поступила лиса? (Нет, нельзя
обманывать других)
Воспитатель.- Ребята, вы хорошо
запомнили сказку? Давайте сейчас разыграем отрывок, где волк везет лису
на спине. Вот наши участники.
Воспитатель.- Едет лиса
на волке. — Дети: один за другого держится и
приговаривает.
Лиса: Битый небитого
везёт.
Волк: Что ты мне лисонька говоришь?
Лиса: Битый — битого
везёт!
Волк: Да правильно.
Воспитатель.- Довёз волк
лису до норы, соскочила она, спряталась, а сама над волком …Что? (Смеётся –
посмеивается).
Повторение с другими участниками.
Воспитатель.- Понравилось вам
представление? Давайте похлопаем нашим артистам.
Воспитатель.- Молодцы! Скажите, а знаете
ли вы сказки, героями которых были Лиса и Волк?
Воспитатель.- С какой сказкой мы
сегодня с вами познакомились?
Чему учит сказка «Лисичка – сестричка и
волк»?
На примере сказки мы убедились, что
нельзя обижать друзей, обманывать. Вот поэтому мы и читаем сказки, чтобы
лучше узнать какие поступки хорошие, а какие плохие. Сказка учит добру.