Жили-были в избушке кот, петух да маленький человечек — Жихарка. Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал. Обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал. Раскладывает да приговаривает:
— Эта простая ложка — котова, эта простая ложка — Петина, а это не простая — точеная, ручка золоченая, — это Жихаркина. Никому ее не отдам.
Вот прослышала лиса, что в избушке Жихарка один хозяйничает, и захотелось ей Жихаркиного мясца попробовать.
Кот да петух, как уходили на охоту, всегда велели Жихарке двери запирать. Запирал Жихарка двери. Все запирал, а один раз и забыл. Справил Жихарка все дела, обед сварил, стол накрыл, стал ложки раскладывать, да и говорит:
— Эта простая ложка — котова, эта простая ложка — Петина, а эта не простая — точеная, ручка золоченая, — Жихаркина. Никому ее не отдам.
Только хотел её на стол положить, а по лестнице — топ-топ-топ.
Лиса идет!
Испугался Жихарка, с лавки соскочил, ложку на пол уронил — и поднимать некогда, — да под печку и залез. А лиса в избушку вошла, глядь туда, глядь сюда — нет Жихарки.
«Постой же, — думает лиса, — ты мне сам скажешь, где сидишь».
Пошла лиса к столу, стала ложки перебирать:
— Эта ложка простая — Петина, эта ложка простая — котова, а эта ложка не простая — точеная, ручка золоченая, — эту я себе возьму.
А Жихарка-то под печкой во весь голос:
— Ай, ай, ай, не бери, тетенька, я не дам!
— Вот ты где, Жихарка!
Подбежала лиса к печке, лапку в подпечье запустила, Жихарку вытащила, на спину перекинула — да в лес.
Домой прибежала, печку жарко истопила: хочет Жихарку изжарить да съесть. Взяла лиса лопату.
— Садись, — говорит, — Жихарка.
А Жихарка маленький, да удаленький. На лопату сел, ручки-ножки растопырил — в печку-то и нейдет.
Не так сидишь, — говорит лиса.
Повернулся Жихарка к печи затылком, ручки-ножки растопырил — в печку-то и нейдет.
— Да не так, — лиса говорит.
— А ты мне, тётенька, покажи, я ведь не умею.
— Экой ты недогадливый!
Лиса Жихарку с лопаты сбросила, сама на лопату прыг, в кольцо свернулась, лапки спрятала, хвостом накрылась. А Жихарка ее толк в печку да заслонкой прикрыл, а сам скорей вон из избы да домой.
А дома-то кот да петух плачут, рыдают:
— Вот ложка простая — котова, вот ложка простая — Петина, а нет ложки точеной, ручки золоченой, да и нет нашего Жихарки, да и нет нашего маленького!..
Кот лапкой слезы утирает, Петя крылышком подбирает.
Вдруг по лестнице — тук-тук-тук. Жихарка бежит, громким голосом кричит:
— А вот и я! А лиса в печке сжарилась!
Обрадовались кот да петух. Ну Жихарку целовать! Ну Жихарку обнимать! И сейчас кот, петух и Жихарка в этой избушке живут, нас в гости ждут.
Жили-были в избушке кот, петух да маленький человечек — Жихарка. Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал. Обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал. Раскладывает да приговаривает:
Вот прослышала лиса, что в избушке Жихарка один хозяйничает, и захотелось ей жихаркиного мясца попробовать.
Кот да петух, как уходили на охоту, всегда велели Жихарке двери запирать. Запирал Жихарка двери. Всё запирал, а один раз и забыл. Справил Жихарка все дела, обед сварил, стол накрыл, стал ложки раскладывать да и говорит:
— Эта простая ложка — Котова, эта простая ложка — Петина, а это не простая — точёная, ручка золочёная, — это Жихаркина. Никому её не отдам.
Только хотел её на стол положить, а по лестнице — топ-топ-топ.
— Лиса идёт!
Испугался Жихарка, с лавки соскочил, ложку на пол уронил — и поднимать некогда, — да под печку и залез. А лиса в избушку вошла, глядь туда, глядь сюда — нет Жихарки.
«Постой же, — думает лиса, — ты мне сам скажешь, где сидишь».
Пошла лиса к столу, стала ложки перебирать:
— Эта ложка простая — Петина, эта ложка простая — Котова, а эта ложка не простая — точёная, ручка золочёная, — эту я себе возьму.
— Ай, ай, ай, не бери, тётенька, я не дам!
— Вот ты где, Жихарка!
Подбежала лиса к печке, лапку в подпечье запустила, Жихарку вытащила, на спину перекинула — да в лес.
Домой прибежала, печку жарко истопила: хочет Жихарку изжарить да съесть.
Взяла лиса лопату.
— Садись, — говорит, — Жихарка.
А Жихарка маленький, да удаленький. На лопату сел, ручки- ножки растопырил — в печку-то и нейдёт.
— Не так сидишь, — говорит лиса.
Повернулся Жихарка к печи затылком, ручки-ножки растопырил — в печку-то и нейдёт.
— Да не так, — лиса говорит.
— А ты мне, тётенька, покажи, я ведь не умею.
— Экой ты недогадливый!
Лиса Жихарку с лопаты сбросила, сама на лопату прыг, в кольцо свернулась, лапки спрятала, хвостом накрылась. А Жихарка её толк в печку да заслонкой прикрыл, а сам скорей вон из избы да домой.
А дома-то кот да петух плачут, рыдают:
— Вот ложка простая — Котова, вот ложка простая — Петина, а нет ложки точёной, ручки золочёной, да и нет нашего Жихарки, да и нет нашего маленького!..
Кот лапкой слёзы утирает, Петя крылышком подбирает. Вдруг по лесенке — тук-тук-тук. Жихарка бежит, громким голосом кричит:
— А вот и я! А лиса в печке сжарилась!
Обрадовались кот да петух. Ну Жихарку целовать! Ну Жихарку обнимать! И сейчас кот, петух и Жихарка в этой избушке живут, нас в гости ждут.
Жили-были в избушке кот, петух да маленький человечек — Жихарка. Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал. Обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал. Раскладывает да приговаривает:
— Эта простая ложка — котова, эта простая ложка — Петина, а это не простая — точеная, ручка золоченая, — это Жихаркина. Никому ее не отдам.
Вот прослышала лиса, что в избушке Жихарка один хозяйничает, и захотелось ей Жихаркиного мясца попробовать.
Кот да петух, как уходили на охоту, всегда велели Жихарке двери запирать. Запирал Жихарка двери. Все запирал, а один раз и забыл. Справил Жихарка все дела, обед сварил, стол накрыл, стал ложки раскладывать, да и говорит:
— Эта простая ложка — котова, эта простая ложка — Петина, а эта не простая — точеная, ручка золоченая, — Жихаркина. Никому ее не отдам.
Только хотел её на стол положить, а по лестнице — топ-топ-топ.
Лиса идет!
Испугался Жихарка, с лавки соскочил, ложку на пол уронил — и поднимать некогда, — да под печку и залез. А лиса в избушку вошла, глядь туда, глядь сюда — нет Жихарки.
«Постой же, — думает лиса, — ты мне сам скажешь, где сидишь».
Пошла лиса к столу, стала ложки перебирать:
— Эта ложка простая — Петина, эта ложка простая — котова, а эта ложка не простая — точеная, ручка золоченая, — эту я себе возьму.
А Жихарка-то под печкой во весь голос:
— Ай, ай, ай, не бери, тетенька, я не дам!
— Вот ты где, Жихарка!
Подбежала лиса к печке, лапку в подпечье запустила, Жихарку вытащила, на спину перекинула — да в лес.
Домой прибежала, печку жарко истопила: хочет Жихарку изжарить да съесть. Взяла лиса лопату.
— Садись, — говорит, — Жихарка.
А Жихарка маленький, да удаленький. На лопату сел, ручки-ножки растопырил — в печку-то и нейдет.
— Не так сидишь, — говорит лиса.
Повернулся Жихарка к печи затылком, ручки-ножки растопырил — в печку-то и нейдет.
— Да не так, — лиса говорит.
— А ты мне, тётенька, покажи, я ведь не умею.
— Экой ты недогадливый!
Лиса Жихарку с лопаты сбросила, сама на лопату прыг, в кольцо свернулась, лапки спрятала, хвостом накрылась. А Жихарка ее толк в печку да заслонкой прикрыл, а сам скорей вон из избы да домой.
А дома-то кот да петух плачут, рыдают:
— Вот ложка простая — котова, вот ложка простая — Петина, а нет ложки точеной, ручки золоченой, да и нет нашего Жихарки, да и нет нашего маленького!..
Кот лапкой слезы утирает, Петя крылышком подбирает.
Вдруг по лестнице — тук-тук-тук. Жихарка бежит, громким голосом кричит:
— А вот и я! А лиса в печке сжарилась!
Обрадовались кот да петух. Ну Жихарку целовать! Ну Жихарку обнимать! И сейчас кот, петух и Жихарка в этой избушке живут, нас в гости ждут.
Интегрированное занятие (для средней группы, 4-5
лет):
Открытое занятие по ознакомлению детей с
художественной литературой с решением задач
гендерного воспитания (гендерной социализации) и
ознакомления детей с русской народной культурой.
Тема: Русская народная сказка “Жихарка”.
- Учить эмоционально воспринимать сказки,
понимать их содержание. - Учить представлять образы персонажей, понимать
их характер - Обогащение речи новыми эпитетами
- Подвести к пониманию жанровых особенностей
сказки - Находить особенности героя сказки характерные
его полу, подчёркивать сильные стороны мужской
гендерной роли. - Закрепление и расширение знаний о русском
крестьянском быте
Материалы к занятию:
- куклы-персонажи для театрализации сказки
“Жихарка”;
- иллюстрации к сказке (перед занятием
вывешиваются на доске)
- предметы русского крестьянского быта.
- Издание «Аппликация: Жихарка (+ детали)»
Автор разработки — кандидат педагогических наук
Ирина Лыкова. Издательство “Карапуз”, 2007.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня я расскажу вам русскую
народную сказку “Жихарка”.
Жихарка – это имя маленького мальчика. Да вот и
он сам (воспитатель показывает куклу-мальчика)…
Когда в далёкие времена начинали детям
рассказывать сказки, очень часто сказка
начиналась присказкой. Вот и я начну
рассказывать именно с такой присказки, а вы
внимательно слушайте:
Ни в каком далёком царстве, тридевятом
государстве,
Дело было на Руси, стариков о том спроси…
Жили-были в избушке у опушки
Кот, Петух да маленький человечек – Жихарка.
(Воспитатель рассказывает сказку с элементами
театрализации)
Беседа после прочтения сказки:
Воспитатель предлагает взглянуть на
вывешенные на доске иллюстрации к сказке и
ответить на вопрос: Понравилась сказка? Что же в
ней было сказочного, что не бывает в обычной
жизни? (Дети отвечают)
Воспитатель
(резюмируя и подчёркивая
важную мысль): Да, в сказках всё может случиться,
потому что сказка – это история, которая не может
произойти в жизни, в ней есть выдумка, фантазия,
волшебство.
Воспитатель:
А, Жихарка, вам
понравился? Чем?
Можно ли о нём сказать “Мал, да удал”? а как ещё
его можно похвалить?
Дети: Сообразительный, находчивый, смелый,
ловкий, удалец, молодец и т.п.
Воспитатель: Ребята, а как жили Жихарка, кот и
петух?
Дети: Дружно.
Воспитатель: Да, правильно. Кот и петух куда
уходили?
Дети: На охоту.
Воспитатель: А Жикарка что делал? (Дети
отвечают)
Воспитатель: Каким словом в сказке об этом
говорится?
Жикарка домовничал.
Воспитатель: Как вы считаете,
хозяйственность, домовитость – это мужские
качества? (Ответы детей)
Воспитатель: Когда в доме есть
мужчина-хозяин, т и в доме всё благополучно. Об
этом говорится в русских пословицах:
Всякий дом хозяином славится.
Без хозяина дом плачет.
Для того чтобы наши мальчики могли вырасти и
стать хорошими хозяевами в своих домах, надо
приучаться к труду с детства. Мне бы хотелось,
чтобы вы были такими же хозяйственными,
серьёзными и ответственными в работе, в
исполнении тех поручений, которые я даю вам в
детском саду как Жихарка.
Какие ещё мужские качества вы заметили у
Жихарки?
Дети: он не трусливый (смелый), не плакса и т.д.
Воспитатель: А почему Жихарка клал Петуху и
Коту обычные ложки, а себе – ложку точённую,
ручку золочённую? (Дети отвечают)
Воспитатель (резюмирует ответы детей,
подчёркивает главную мысль): Потому что этим в
сказке подчёркивается, что Жикарка в доме хозяин,
за это ему любовь и почёт. Об этом и говорит
русская пословица:
Порядок в доме есть — хозяину честь.
Воспитатель предлагает детям встать и
подвигаться, сделать физкультминутку.
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть.
(Глубокий вздох и выдох)
Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Раз-два, три-четыре-пять,
Надо шею разминать.
(Вращение головой)
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки.
(Потягивание — руки вверх)
Руки в стороны потом,
Мы пошире разведём.
(Потягивание — руки в стороны)
Мы закончили разминку,
Отдохнули ножки, спинка.
Воспитатель: Давайте рассмотрим внимательно,
что есть в дом у Жихарки, Кота и Петуха? (Дети
называют)
Воспитатель: Где спрятался Жихарка от лисы?
Дети: Под печкой.
Воспитатель: В какой ещё сказке детей спасла
печка?
Дети: Гуси-лебеди.
Воспитатель: Давайте вспомним, как Машенька
обращалась к печке?
Дети: Печка-матушка, спрячь нас.
Воспитатель: Печь очень важна для
крестьянского дома, она даёт тепло и еду.
Давайте посмотрим, из чего сделана посуда у
Жихарки, Кота и Петуха?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: у всех ли были свои тарелки в
крестьянской избе?
(Дети отвечают)
Воспитатель: Как правило, ели из общего
котелка (чугунка). По очереди, каждый своей
ложкой, как и в нашей сказке.
Воспитатель показывает предметы и их
назначение: У печи стояла кочерга, ухват, помело,
деревянная лопата. Рядом — ступа с пестом, ручные
жернова (меленка) и кадка-квашня для закваски
теста. Кочергой выгребали золу из печи. Ухватом
стряпуха цепляла пузатые глиняные или чугунные
горшки (чугуны), и отправляла их в жар. В ступе она
толкла зерно, очищая его от шелухи. Ручные
жернова для перемалывания зерен в муку.
Закрепление: Воспитатель раздаёт каждому
ребёнку иллюстрацию сказки (разные сюжетные
моменты) и “наклейки” (смотрите материалы к
занятию, 4).
Задание: Добавить к иллюстрациям
аппликативные детали (“наклейки”)
соответственно сюжету. У 2-3 детей воспитатель
просит напомнить, какой момент сказки им
достался, какой элемент пришлось доклеить на
иллюстрацию и где и почему они решили этот
элемент расположить. (Дети отвечают)
Воспитатель благодарит детей за работу.
Меню страницы (Выберите нужное ниже)
Краткое содержание:
Русская народная сказка Жихарка, расскажет для вас об некоторой увлекательной истории, которая произошла с маленьким мальчишкой, а также его добрыми друзьями, это был пушистый кот и пернатый петух. Эта большая и очень дружная семья проживала в темной и густой тайге и разделяли все свои работу по-честному. Жихарка всегда делал всю домашнюю работу по дому, а его домочадцы каждое утро нового дня уходили далеко в густой и дремучий лес за едой. Когда они возвращались с едой и добычей домой, то мальчик всегда к тому времени делал уборку в доме, приготовить обед и сделать дом теплым и уютным. Как- то узнала об этом лисица и придумала план, как выманить и украсть из дома мальчика, пока его друзья были на охоте в лесу. Когда мальчик увидел лису, он спрятался от лисы. Она сумела пройти в дом, когда входная дверь была немного приоткрыта и обманным путем выманила Жихарку к себе в лапы. Что случилось с мальчиком? Как он добрался назад домой? Кто ему в этом помог? Конеч этой истории можно прочитать у нас на странице онлайн. Сказка Жихарка также есть на нашем сайте в аудиозаписи. Читайте или слушайте с удовольствием.
Текст сказки Жихарка
Жили-были в избушке кот, петух да маленький мальчишечка — Жихарка. Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал: обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал. Раскладывает да приговаривает: — Эта простая ложка — котова, эта простая ложка — Петина, а это не простая — точёная, ручка золочёная, — это Жихаркина. Никому её не отдам. Вот прослышала лиса, что в избушке Жихарка один хозяйничает, и захотелось ей Жихаркиного мясца попробовать. Кот да петух, как уходили на охоту, всегда велели Жихарке двери запирать. Запирал Жихарка двери, все запирал, а один раз и забыл. Справил Жихарка все дела, обед сварил, стол накрыл, стал ложки раскладывать, да и говорит: — Эта простая ложка — котова, эта простая ложка — Петина, а эта не простая — точёная, ручка золочёная, — это Жихаркина. Никому её не отдам. Только хотел её на стол положить, а по лестнице — топ-топ-топ. — Матушки! Лиса идёт! Испугался Жихарка, с лавки соскочил, ложку на пол уронил — и поднимать некогда, — да под печку и залез. А лиса в избушку вошла, глядь туда, глядь сюда — нет Жихарки. «Постой же, — думает лиса, — ты мне сам скажешь, где сидишь». Пошла лиса к столу, стала ложки перебирать: — Эта ложка простая — Петина, эта ложка простая — котова, а эта ложка не простая — точёная, ручка золочёная, — эту я себе возьму. А Жихарка-то под печкой во весь голос: — Ай, ай, ай, не бери, тётенька, я не дам! — Вот ты где, Жихарка! Подбежала лиса к печке, лапку в подпечье запустила, Жихарку вытащила, на спину перекинула — да в лес. Домой прибежала, печку жарко истопила: хочет Жихарку изжарить да съесть. Взяла лиса лопату. — Садись, — говорит, — Жихарка. А Жихарка маленький, да удаленький. На лопату сел, ручки-ножки растопырил — в печку-то и нейдёт. — Не так сидишь, — говорит лиса. Повернулся Жихарка к печи затылком, ручки-ножки растопырил — в печку-то и нейдёт. — Да не так, — лиса говорит. — А ты мне, тётенька, покажи, я ведь не умею. — Экой ты недогадливый! Лиса Жихарку с лопаты сбросила, сама на лопату прыг, в кольцо свернулась, лапки спрятала, хвостом накрлась. А Жихарка её толк в печку да заслонкой прикрыл, а сам скорей вон из избы да домой. А дома-то кот да петух плачут, рыдают: — Вот ложка простая — котова, вот ложка простая — Петина, а нет ложки точёной, ручки золочёной, да и нет нашего Жихарки, да и нет нашего маленького!.. Кот лапкой слезы утирает, Петя крылышком подбирает. Вдруг по лесенке — тук-тук-тук. Жихарка бежит, громким голосом кричит: — А вот и я! А лиса в печке сжарилась! Обрадовались кот да петух. Ну Жихарку целовать! Ну Жихарку обнимать! И сейчас кот, петух и Жихарка в этой избушке живут, нас в гости ждут.
Смотреть сказку Жихарка слушать онлайн бесплатно
Сказка о том, почему собака с человеком дружит и почему у неё не заладилась дружба с зайцем, волком и медведем. Классическая русская народная сказка.
«Как собака друга искала», русская народная сказка
Давно-давно в лесу жила собака. Одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который ничего не боялся бы.
Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:
Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
Давай, — согласился зайка.
Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко. Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
Зачем лаешь? — говорит собаке. — Вот услышит волк, придет сюда и нас съест.
Неважный это друг, — подумала собака. — Волка боится. А вот волк, наверное, никого не боится.
Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:
Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!
Что ж! — отвечает волк. — Вдвоем веселее будет.
Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:
Ах ты, такая-разэтакая! Услышит медведь твой лай, придет сюда и разорвет нас.
И волк боится, — подумала собака. — Уж лучше мне подружиться с медведем.
Пошла она к медведю:
Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
Ладно, — говорит медведь. — Пошли ко мне в берлогу.
А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:
Перестань, перестань! Придет человек, шкуры с нас снимет.
Ну и дела! — думает собака. — И этот оказался трусливым.
Сбежала она от медведя и пошла к человеку:
Человек, давай дружить, вмести жить!
Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает ее за это — спасибо говорит.
С тех пор собака и человек живут вместе.
Возле чума на синем снегу три собаки сидели: пастушеская Оронка, охотничья Лайка, ездовая Нартка. Собаки спорили. Оронка хвалилась.
— Я человеку первая помощница, мне жирный кусок он бросит… Я ему стерегу самое дорогое — оленей!
— Глупая ты Оронка, я лучшая собака, — отвечает Нартка, — мне человек жирный кусок бросит… Я вожу его добро, без меня он и кочевать не мог бы.
Лайка сердится:
— Эко, хвастуны, без меня бы все оголодали… Ведь я добычу в тайге ищу!
Спорили собаки, спорили, бросились друг на друга и начали драться. Шерсть по ветру летит, снег вокруг красным стал.
Каждая кричит:
— Я лучшая собака!
Вышел из чума человек, собаки подбежали к нему, каждая собой гордится:
— Я лучшая собака! Я добычу в тайге ищу! — хвалится Лайка.
— Нет, я лучшая собака! Я нарты вожу, кочевать помогаю, — сердито отвечает Нартка.
— Нет, нет, я лучшая собака! Я оленей стерегу! — больше всех хвалится Оронка.
Человек смеется:
— Ишь, загордилась… Нет у меня лучшей собаки: всех одинаково кормлю, все одинаково мне дороги, — и ушел в чум.
Обиделись собаки. Каждой хочется быть лучшей, жирный кусок получить. Лайка и говорит:
— Худая у нас жизнь, надо бы от человека уйти, пусть без нас умрет…
Так и сделали. Вышел человек из чума, а собак нет, убежали.
Пришли собаки в тайгу. Увидела Лайка белку, залаяла, по снегу забегала, белку на сосну загнала, хвалится:
— Я свое дело сделала…
А белка на дереве сидит, качается… Тогда Нартка подбегает к Лайке:
— Ты устала… Садись на меня, я тебя подвезу.
Лайка, довольная, на Нартке поехала. Недалеко уехала. Нартка говорит:
— Вот и я свое дело сделала.
Оронка бегает, хвостом юлит, оленье стадо увидела, кругом обежала. Прибежала, запыхалась, на снег села, тоже хвалится:
— Вот и я свое дело сделала.
А белка на ветке сидит, качается…
Подняли собаки носы, на белку смотрят, голодные, рты облизывают. Так сидели долго. Потом жалобно завыли. Ночь прошла, утро забелело. Лайка вскочила:
— Зайца чую! — и побежала по свежему следу, зайца нашла, лает, гонит к Нартке и Оронке. Нартка говорит Оронке:
— Садись, я тебя подвезу к зайцу…
Заяц видит невиданное, собака на собаке едет, прыгнул через них и в чаще скрылся.
Стоят собаки, облизываются. Прошло много дней и ночей. Шерсть с собак ветер сдул, ребра голые выставились.
Лайка жалобно воет:
— Смерть нам, собаки, приходит, что будем делать?
Решили обратно к чуму человека идти. Пришли. Услышал человек шорох, вышел из чума:
— Э-э!.. беглецы вернулись… Эко подтянуло вас… Оголодали!..
Человек дал каждой собаке по большой жирной рыбине. Обрадовались они, жадно рыбу грызут, по сторонам озираются.
С той поры собаки друзьями человека стали, ему служат верно. Оронка пасет оленей, Лайка добычу в тайге ищет, Нартка поклажу возит.
Эвенкийская народная сказка
A+
A-
В сказке читателю рассказывается о том, почему собака не смогла подружиться ни с зайцем, ни с волком, ни с медведем. Только с человеком нашла она общий язык…(пересказ К.Т.Самородова)
Как собака друга искала читать
Давным-давно в лесу жила собака. Одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга найти. Такого, который никого не боялся бы.
Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:
Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
Давай, — согласился зайка.
Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко. Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
Зачем лаешь? — говорит собаке. — Вот услышит волк, придет сюда и нас съест.
«Неважный это друг, — подумала собака. — Волка боится. А вот волк, наверно, никого не боится».
Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:
Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!
Что же! — отвечает волк. — Вдвоем веселее будет.
Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала да как вскочит, как залает громко.
Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:
Ах ты, такая-разэтакая!.. Услышит медведь твой лай, придет сюда и разорвет нас.
«И волк боится, — подумала собака. — Уж лучше мне подружиться с медведем». Распрощалась собака с волком и пошла к медведю:
Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
Ладно, — говорит медведь. — Пошли ко мне в берлогу.
Наступила ночь. Легли они спать. А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:
Перестань, — говорит. — Придет человек, шкуры с нас снимет.
«Ну и дела! -думает собака. — И этот оказался трусливым». Сбежала она от медведя и пошла к человеку.
Человек, человек, давай дружить, вместе жить!
Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает — дом охраняет. А человек не ругает её за это — спасибо говорит. С тех пор собака и человек живут вместе.
(Илл. М.Карпенко)
Подтвердить оценку
Оценка: 4.9
/ 5. Количестов оценок: 907
Пока нет оценок
Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!
Напишите причину низкой оценки.
Отправить
Прочитано 10129 раз(а)
Другие русские сказки про животных
-
Жихарка — русская народная сказка
Короткая сказка о маленьком человечке — Жихарке, которого лиса похитила и хотела съесть. Но умный Жихарка сумел перехитрить рыжую плутовку… Жихарка читать Жили-были в избушке кот, петух да маленький человечек — Жихарка. Кот с петухом …
-
Как лиса училась летать — русская народная сказка
Короткая сказка о том, как журавль учил лису учиться летать. Однако ничего хорошего от его уроков не вышло… Как лиса училась летать читать Повстречались как-то раз Лиса и Журавль: — Как дела, Лиса-кума? — Да …
-
Полкан и медведь — русская народная сказка
Короткая сказка про собаку Полкана. Состарился пёс и хозяева прогнали его со двора. Встретил он в лесу медведя, который помог Полкану вернуть расположение хозяев… Полкан и медведь читать Было это ещё в старое недоброе время. …
-
Лиса и козел — русская народная сказка
Сказка о том, как лиса случайно в колодец попала. Сидит, выбраться не может, проходит мимо козел, а лиса этим и воспользовалась! Лиса и козел читать Бежала лиса, на ворон зазевалась — и попала в колодец. …
-
Пушистый барашек — Цыферов Г.М.
Короткая сказка-присказка про барашка, который любил все пушистое: пену, облака, древесные стружки и даже пушистую погоду! Пушистый барашек читать Жил на белом свете чёрный пушистый барашек. Любил он всё пушистое-пушистое. Утром вставал — пушистой мыльной …
-
Облачковое молочко — Цыферов Г.М.
Короткая история о лягушонке, который жаркий день решил напоить цветочки и травку. Он отправился не к корове или к козе, а прямо к облачкам, чтобы попросить у них облачковое молочко… Облачковое молочко читать Ах, как …
Кожаный мешок
Валенберг А.
Сказка про бедного крестьянина Никласа, которому из-за засухи нечем было кормить свою семью. Однажды в лесу он увидел, как тролль откапывает кожаный мешок с волшебными зернами, урожай из которых вырастает на глазах. Кожаный мешок читать …
Подарок тролля
Валенберг А.
Сказка про пятилетнего крестьянского мальчика Улле, родители которого целый день работали в поле, а его запирали дома. Они предупреждали сына, что может прийти злой тролль и украсть его. Подарок тролля читать Жили-были бедный торпарь (безземельный …
Питер Пэн
Барри Д.
История про мальчика, который не хочет взрослеть. Он сбежал из дома и жил на острове вместе с потерянными мальчишками. Однажды он с феей Динь-Динь залетел в комнату к детям семьи Дарлинг. Феи появляются из детского …
Питер Пэн в Кенсингтонском Саду
Барри Д.
История про раннее детство Питера Пэна, который с самого начала был необычным ребенком. Он жил в необычном Кенсингтонском саду, где общался с феями и птицами и где первый раз повстречался с обычной девочкой. Оглавление: ♦ …
Какой самый любимый праздник всех ребят? Конечно, Новый год! В эту волшебную ночь на землю спускается чудо, всё сверкает огнями, слышен смех, а Дед Мороз приносит долгожданные подарки. Новому году посвящено огромное количество стихов. В …
В этом разделе сайта Вы найдете подборку стихотворений про главного волшебника и друга всех детей — Деда Мороза. Про доброго дедушку написано много стихов, но мы отобрали самые подходящие для детей 5,6,7 лет. Стихи про …
Пришла зима, а с ней пушистый снег, метели, узоры на окнах, морозный воздух. Ребята радуются белым хлопьям снега, достают коньки и санки из дальних углов. Во дворе кипит работа: строят снежную крепость, ледяную горку, лепят …
Подборка коротких и запоминающихся стихов про зиму и Новый год, Деда Мороза, снежинки, ёлочку для младшей группы детского сада. Читайте и учите короткие стихи с детьми 3-4 лет для утренников и праздника Нового года. Здесь …
1 — Про малютку-автобус, который боялся темноты
Дональд Биссет
Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …
2 — Три котёнка
Сутеев В.Г.
Небольшая сказка для самых маленьких про трех котят-непосед и их веселые приключения. Маленькие дети обожают короткие истории с картинками, поэтому, сказки Сутеева так популярны и любимы! Три котёнка читать Три котёнка — чёрный, серый и …
3 — Ёжик в тумане
Козлов С.Г.
Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли …
4 — Про мышонка из книжонки
Джанни Родари
Небольшая сказа про мышонка, который жил в книжке и решил выпрыгнуть из нее в большой мир. Только он не умел разговаривать на языке мышей, а знал только странный книжный язык… Про мышонка из книжонки читать …
Информация для родителей:
Как собака друга искала – добрая русская народная сказка, рассказывает о собаке, которая искала себе смелого друга. Сказку можно читать детям в возрасте от 2 до 6 лет. Текст сказки «Как собака друга искала» простой и интересный, поэтому её можно читать детям на ночь. Приятного чтения вам и вашим малышам.
Читать сказку Как собака друга искала
Давно-давно в лесу жила собака. Одна-одинёшенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который ничего не боялся бы.
Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:
— Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
— Давай, — согласился зайка.
Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко. Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
— Зачем лаешь? — говорит собаке. — Вот услышит волк, придёт сюда и нас съест.
— Неважный это друг, — подумала собака. — Волка боится. А вот волк, наверное, никого не боится.
Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:
— Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!
— Что ж! — отвечает волк. — Вдвоём веселее будет.
Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:
— Ах ты, такая-разэтакая! Услышит медведь твой лай, придёт сюда и разорвёт нас.
— И волк боится, — подумала собака. — Уж лучше мне подружиться с медведем.
Пошла она к медведю:
— Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
— Ладно, — говорит медведь. — Пошли ко мне в берлогу.
А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:
— Перестань, перестань! Придёт человек, шкуры с нас снимет.
— Ну и дела! — думает собака. — И этот оказался трусливым.
Сбежала она от медведя и пошла к человеку:
— Человек, давай дружить, вместе жить!
Согласился человек, накормил собаку, тёплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает её за это, а спасибо говорит.
С тех пор собака — лучший друг человека и живут они вместе.
У каждого народа сказка о дружбе собаки и человека имеет свою версию. Русский народный рассказ повествует о том, почему не получилось у собаки дружить с волком, зайцем и медведем, а вот для человека она стала настоящим другом.
Сказка Как собака друга искала скачать:
Сказка Как собака друга искала читать
Давно-давно в лесу жила собака. Одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который ничего не боялся бы.
Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:
Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
Давай, — согласился зайка.
Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко. Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
Зачем лаешь? — говорит собаке. — Вот услышит волк, придет сюда и нас съест.
Неважный это друг, — подумала собака. — Волка боится. А вот волк, наверное, никого не боится.
Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:
Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!
Что ж! — отвечает волк. — Вдвоем веселее будет.
Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:
Ах ты, такая-разэтакая! Услышит медведь твой лай, придет сюда и разорвет нас.
И волк боится, — подумала собака. — Уж лучше мне подружиться с медведем.
Пошла она к медведю:
Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
Ладно, — говорит медведь. — Пошли ко мне в берлогу.
А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:
Перестань, перестань! Придет человек, шкуры с нас снимет.
Ну и дела! — думает собака. — И этот оказался трусливым.
Сбежала она от медведя и пошла к человеку:
Человек, давай дружить, вмести жить!
Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает ее за это — спасибо говорит.
С тех пор собака и человек живут вместе.
Сквозная тема:
ТРАДИЦИИ И
ФОЛЬКЛОР
Школа: КГУ «Общеобразовательная
школа села Атамекен»
Дата:
«___15_»__февраля__________2021_г.
ФИО
учителя: Романико М.А.
Класс: 2 «__Б__» класс.
Количество
присутствующих: 8
отсутствующих:
Лексическая тема:
64.Традиции в
сказках.
Тема
урока:
«Кот, петух и
лиса» (русская народная сказка)»
Цели
обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):
2.1.1.1
отвечать на простые вопросы по содержанию
2.2.4.1
понимать и определять жанровые особенности произведений малых жанров устного
народного творчества, сказки, рассказа, стихотворения (с помощью учителя).
2.2.1.1
читать правильно, сознательно и выразительно; по ролям
Развитие
навыков:
Пересказывание
произведения.
Определение
жанра литературного произведения.
Критерии
успеха (Предполагаемый результат):
Все
учащиеся смогут:
Вспомнить
о жанровых особенностях сказки.
Исследовать
примеры присказки, зачина, повтора, концовки в народных сказках.
Познакомиться
с докучными сказками.
Большинство
учащихся смогут:
Находить
в тексте структурные компоненты.
Читать
вслух правильно, сознательно и выразительно и оценить чтение
одноклассников.
Отвечать
на вопросы по содержанию.
Некоторые
учащиеся смогут:
Приводить свои примеры образных характерных
выражений сказки.
Языковая
цель
Основные
термины и словосочетания:
Фольклор,
традиции, малые жанры устного народного творчества, сказка.
Присказка,
зачин, троекратное повторение, концовка – части сказки.
Используемый
язык для диалога/письма на уроке: русский.
Вопросы
для обсуждения:
—
Нужны ли людям сказки?
— Из каких
частей состоит сказка?
Привитие
ценностей
Ценности,
основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и
гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество;
открытость; образование в течение всей жизни.
Межпредметные
связи
—
самопознание
—
познание мира
— физическая
культура
Навыки
использования
ИКТ
На
данном уроке учитель использует ИКТ
Предварительные
знания
Тема
произведений. Основная мысль. Соотношение темы и заголовка и
содержания.
Составление простых вопросов по содержанию
аудио/видеоматериалов
и прочитанной информации. Составление комментария о спортивной игре.
Составление постера. Понятие о малых жанрах устного народного творчества:
пестушки, потешки, колыбельные, сказки.
Ход урока
Этапы
урока, t
Запланированная
деятельность на уроке
Ресурсы
Начало
урока
0-1 мин
Создание положительного эмоционального настроя
На урок вас приглашаю,
И удачи пожелаю.
Будем слушать и читать,
Говорить и отвечать.
За работу! В добрый час!
1-5 мин
Актуализация знаний.
Стратегия «Углы»
По всему классу развешаны
карточки с произведением . Дети должны распределить какому жанру относятся
прочитанные произведения.
Карточка
1.
Раз,
два, три, четыре, пять.
Вышел
месяц погулять.
А
за месяцем луна,
Оставайся
ты одна! (Cчиталочка)
Карточка
2.
Жадный
пес
Дров
принес,
Воды
наносил,
Тесто
замесил,
Пирогов
напек,
Спрятался
в уголок
И
съел сам – гам, гам, гам!(Потешка)
Карточка
3.
В некотором царстве, в некотором
государстве жил да был царь с царицей; у него было три сына (Сказка)
Карточка
4.
Люлю,
люлю, баиньки!
В
огороде заиньки.
Зайки
травку едят,
Ване
спать велят. (Колыбельная)
Ребята
определяют жанр прочитанного произведения, аргументируя свои мысли словами из
текстов.
-Это
не все жанры. Какие еще вы знаете жанры?(Загадки, пословицы, поговорки,
легенды, баллады)
Целеполагание.
Сегодня ребята, мы продолжим
знакомится со сказкой «Кот, лиса и петух.
Давайте подумаем, какую цель
мы должны перед собой поставить?
Карточки
с
текстами
Критерии успеха
Цель нашего урока – научиться:
— понимать и определять жанровые особенности произведений
малых жанров устного народного творчества, сказки;
— читать правильно; по ролям
5—14 мин
Проверка
домашнего задания.
—
А что такое сказка? Сказка – это вымышленная история.
—
Назовите отличительные особенности сказки, чем она отличается от таких жанров
как
рассказ,
повесть? В сказках есть мораль, волшебство, мудрость, главная идея
– добро
побеждает
зло, наличие реальных и нереальных героев, волшебных предметов; троекратные
повторы подвигов, действий, событий.
Какие
виды сказок вы знаете?( волшебные, бытовые, о животных)
К какому
виду относится наша сказка?(о животных)
Середина урока
14—24 мин
Работа
по учебнику
Из
каких частей состоит сказка?
Присказка,
зачин, основная часть , концовка
Скажите
ребята а где жили герои сказки? Давайте соберем домик.
Прочитать
примеры частей сказок
Присказка-
сказка
от начала начинается, до конца читается, в середине не перебивается……….
Зачин-Жили-были
в лесу в маленькой избушке кот да петух.
-А кто заметил, что при чтении сказки повторялось несколько раз?
-Верно, песенка Лисы! Кто заметил,
сколько раз?
-А сколько раз Лиса уносила Петушка? А
сколько раз Кот спасал Петю?
-Правильно, 3.
-В сказках, ребята, всегда присутствует троекратный
повтор — это когда действие повторяется 3 раза.
Концовка-с тех пор опять кот да петух стали жить поживать…….
ФО
« Светофор»
Игра
«Собери цепочку» Ребята, сейчас мы посмотрим, как
вы умеете ориентироваться. Перед вами иллюстрации к сказке, попробуйте
поставить их в правильном порядке.
ФО
«Словесная оценка.
Учебник
на
доске присказка зачин основная часть концовка.
Фото
картинок.
24—25 мин
Физминутка.
25—30 мин
Работа
над произведением.
А кто вам понравился из героев сказки? А вы бы
хотели стать героями этой сказки?
— Сейчас проведём КАСТИНГ (прослушивание и
пробы — выбор среди претендентов человека, в наибольшей мере соответствующего
творческому замыслу) на лучшего актёра. Будем читать последнюю часть сказки.
— Вспомните, о чём она?
— Перечислите героев этой части. (лиса, кот, петух,
автор)
— Остальные ученики внимательно слушают, чтобы потом
дать оценку своим товарищам.
— Читают …………………………………………………….
— Читают ……………………………………………………..
(Выслушиваю учеников, анализ чтения по ролям.)
Критерии:
1.Своевременность чтения.
2.Выразительность
3.Четкость произношения
4.Правильная постановка ударения
5.Соблюдение пауз.
ФО «Светофор»
А теперь попробуем описать наших героев словами, дадим характеристики
героям сказки.
На партах лежит карточка
Игра «Соедини стрелками».Определи характер героев.
Лиса:
хитрая,льстивая,жадная, голодная;
Кот:
умный, верный, хороший
Петух:
глупый,доверчивый,наивный.
ФО «Большой палец»
Картинки
с героями
Картинки
Конец урока
30—39 мин
Работа
с пословицами.
—Какому
виду сказок относится сказка «Кот, лиса и петух»
(К)
Учитель
задает детям проблемный вопрос:
–
Как
вы думаете, с какой целью (зачем) русский народ придумал эту сказку? Чему он
хотел научить своих детишек?
(Сказка учит никому не открывать двери,
не верить незнакомцам, не быть доверчивым. Учит осторожности и
осмотрительности. Учит выручать товарища из беды. Учит смелости и отваге.)
Учитель. Прочитайте
еще раз конец сказки (как кот спас петуха), подберите к нему пословицу.
Дети
перечисляют пословицы.
- Ленивцу всегда
праздник
- Труд человека кормит, а лень портит .
- Другу в беде
помогай, из
беды выручай .
Выбирают третью пословицу,
доказывают.
39—40 мин
Итог
урока. Рефлексия « Светофор»
-Ребята,добились ли мы целей, которые ставили в начале урока?вернуться к целям урока
Домашнее
задание.
Подробный
пересказ сказки.
Критерии
успеха
В народных сказках ….Сказка состоит из …. В докучных сказках
Дифференциация
Оценивание
Здоровье
и соблюдение техники безопасности
В процессе
работы на уроке учитель индивидуально помогает учащимся отвечать на простые
вопросы, исправляет произношение при чтении вслух стихотворения, совместно
разрабатывают план рассказа. Учитель стимулирует способных учащихся отвечать
на вопросы и определять настроение автора стихотворения и подбирать
ассоциации к словам.
Формативное оценивание.
—
Самооценивание
——Взаимооценивание
Физминутка