Автор: Медведкова Татьяна Михайловна
Организация: ГБДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 44
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург, Выборгский район
«Сказка будит и пленяет мечту. Она даёт ребёнку первое чувство героического …
Она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, любовь к родине, милой матушке, отличие «правды от кривды».
И.А.Ильин
В настоящее время проблема нравственного воспитания детей остро стоит перед обществом. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромное количество информации: СМИ, кино, интернет. Все чаще встречаются примеры жестокости детей, агрессии друг к другу, к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Все это побуждает педагогов находить эффективные способы формирования нравственных представлений у детей с раннего возраста.
Старший дошкольный возраст является сензитивным для морального развития. Это период, когда закладываются основы нравственного поведения и отношения. Одновременно это очень благоприятно для формирования морального облика ребенка, особенности которого часто проявляются в течение всей последующей жизни.
На этом этапе закладывается фундамент для приобретения любых социальных навыков и знаний в будущем и формируется общий характер поведения, когда ребенок входит в мир социальных отношений, усваивает элементарные морально-нравственных требования и обучает их реализации. В этот период происходит формирование дружеских отношений между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине. Данная проблема является очень актуальной для современных детей. Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.
Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки.
- Дети, которым читали сказки с раннего детства, быстрее начинают говорить не просто набором слов, а выражаясь на хорошем литературном языке. Необходимо чутко относиться к выбору сказок, не читать сокращенные;
- Сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются;
- Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.
- Сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Общеизвестно, что каждый народ имеет свои национальные сказки, которые связаны между собой.
Русский лингвист, исследователь сказок В.Я. Пропп писал: «Сказка — символ единства народов».
Проблема ещё состоит в том, что в наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение.
Сказки помогают дошкольникам усвоить нравственные понятия «добрый», «скромный», «отзывчивый», «вежливый» и др., уточнить ранее сформировавшиеся представления об этих качествах, связать их со своим опытом, правильно оценивать собственное поведение и поступки сверстников.
В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.
Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.
Ценность в воспитании нравственных качеств у детей представляют сказки великого русского поэта А. С. Пушкина. Сказки для детей, написанные поэтом, одно из мощных средств воспитания нравственных качеств. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его сказок всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребёнка.
В ходе работы со сказкой, следует использовать различные формы педагогического взаимодействия: рассказывание тематических (наполненных нравственным, поучительным содержанием) сказок, их пересказ, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса на лучшего знатока сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.
При работе со сказкой можно выделить несколько этапов:
— Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
— Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки, чему та или иная сказка учить.
Например:
- сказка «Зимовье» учит дошкольников быть дружными, трудолюбивыми;
- сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации;
- Наказ слушаться родителей, старших, будь добрым и смелым звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка»;
- Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики»;
- хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк»;
- Трудолюбие и доброта в сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Морозко», «Красная Шапочка «Золушка»);
- Честность, справедливость, мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Лиса и козел»);
- Осуждается жадность и поощряется щедрость «Два жадных медвежонка», смелость восхваляется «Тараканище», «Жихарка».
Подведение итога такой деятельности состоит в том, что дети приходят к следующим умозаключениям:
- «Нельзя обижать других»;
- «Нужно вежливо разговаривать друг с другом»;
- «Надо заботиться друг о друге»;
- «Надо играть дружно, не ссориться»;
- «Не хорошо жадничать».
Игра – драматизация является хорошей школой морали в действии, своеобразной формой совместных переживаний детей, где они учатся подчинять свои желания и интересы общей цели. При подготовке инсценировки сказки дети самостоятельно могут выбирать детей на роль героев сказки, разучивание ролей и подготовку костюмов следует проводить совместно с детьми, это дополнительно стимулирует интерес к сказке. При таком подходе даже небольшие по объёму сказки дают огромный воспитательный эффект. Такое «примеривание» на себя ролей сказочных героев, сопереживание им, делает еще более близкими и понятными проблемы персонажей сказки. На основе сказочных сюжетов дети учатся объективно оценивать поступки сказочных персонажей. И этот опыт ложится в основу умения оценивать поступки сверстников и свои собственные. Анализируя опыт работы и возрастные особенности детей дошкольного возраста, я сделала вывод, что наиболее эффективной формой нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста является сказка.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что сказка имеет большое влияние на детей, а также является очень действенным инструментом в воспитании нравственных качеств старших дошкольников.
Приложения:
- file0.docx.. 20,8 КБ
Опубликовано: 16.12.2021
Квест — игра для детей старшего дошкольного возраста «В стране сказок».
Разработали: Шибалина Татьяна Викторовна, воспитатель; Данилишина Анна Вячеславовна, учитель-логопед МДОУ ДСКВ №8 «Теремок» Г.о. Подольск, Московская область
В России 6 апреля отмечают День русской народной сказки. Сказка — это красота природы, красота жизни, это борьба добра со злом. Дети в сказках учатся добру, познают красоту родного языка. Они живут с персонажами сказок, помогают им, переживают за них. Сказка — это волшебная страна.
Цель игры — прививать интерес к устному народному творчеству посредством квест – игры.
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать знание русских народных сказок, пословиц и поговорок;
- закрепить количественный и порядковый счёт; умение отвечать на вопросы: «сколько?», «который?»; знание цифр;
- учить ориентироваться в пространстве группы.
Развивающие:
- владеть речью, как средством общения; использовать в речи
распространённые предложения;
- развивать инициативу, самостоятельность, творческие способности.
Воспитательные:
- создать хорошее настроение,
- осваивать умение работать в команде;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Подготовительная работа: чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, просмотр мультфильмов по мотивам сказок.
Материалы и оборудование: письмо в большом конверте; игрушки: мышка, лягушка, зайчик, волчок, лисичка, медведь; конверты с заданиями; фотография сундука на фоне музыкального зала формата А4, разрезанная как пазл на шесть частей; сундук; книга русских народных сказок; аудиозапись ритмичной музыки; магнитная доска, цифры на магнитах.
Начало квеста. Дети утром приходят в группу и находят красиво оформленный большой конверт с письмом. Воспитатель читает детям текст письма: «Здравствуйте, дорогие ребята! Персонажи русских народных сказок хотят поздравить вас с Днём русской народной сказки и приготовили подарки, но предлагают вам их найти. Для этого надо выполнить ряд заданий. После выполнения каждого задания вы получите подсказку, где искать подарки. Первая подсказка: вспомните, как называется ваш детский сад».
Воспитатель предлагает детям вспомнить название детского сада — «Теремок», назвать персонажи и догадаться, где надо искать подсказки.
1. Дети называют первый персонаж – мышку, находят игрушку и конверт. В конверте находится первая подсказка (фрагмент пазла) вместе с заданием. Воспитатель предлагает детям выполнить задание, чтобы получить подсказку.
Задание. Назвать сказку и её героев.
У Алёнушки – сестрицы Уплетая калачи,
Унесли братишку птицы. Ехал парень на печи.
Высоко они летят, прокатился по деревне
Далеко они глядят. И женился на царевне.
( «Гуси – лебеди») ( «По щучьему велению»)
Кто – то за кого –то Сидит в корзине девочка
Ухватился цепко: У мишки за спиной.
Никак не вытянуть А мишка, сам не ведая,
Ох! Засела крепко! Несёт её домой.
( «Репка») ( «Маша и медведь»)
Как – то мышка – невеличка На тарелочке лежал,
На пол сбросила яичко. Поостыл и убежал.
Плачет баба, плачет дед, Встретил он зверей в лесу,
Что за сказка, дай ответ! На беду свою – лису.
( «Курочка – ряба»). ( «Колобок»)
2. Дети называют второй персонаж – лягушку, находят конверт с подсказкой и заданием. «Репка выросла большая! Вот компания какая собирает урожай. Ну – ка, всех их сосчитай».
Задание. Ответить на вопросы:
— Сколько всего персонажей сказки «Репка»? (Шесть)
— Кто первый пришёл тянуть репку? (Дед)
— Которая по счёту внучка? (Третья)
— Кто по счёту пятый персонаж? (Кошка)
— Кто после третьего персонажа? (Жучка)
— Кто тянет репку шестым? (Мышка)
— Сколько животных помогают тянуть репку? (Трое)
— Сколько людей тянут репку? (Трое).
3. После выполнения задания дети ищут третий персонаж – зайку, находят конверт с заданием и цифрами на магнитах, выполняют задание и получают подсказку.
Задание. В русских народных пословицах и поговорках услышать число, назвать его, найти нужную цифру и поставить её на доску в числовой ряд.
- Один в поле не воин.
- Обещанного три года ждут.
- У коня четыре ноги, да и тот спотыкается.
- Знать, как свои пять пальцев.
- Весна да осень – на дню перемен восемь.
- Семь ворот – да все в огород.
- Два сапога – пара.
- Шесть дней работай, потом отдыхай.
- Сидит дед в девять шуб одет.
4. После выполнения задания дети ищут куклу – волчонка, он предлагает детям сделать зарядку. Дети вместе с воспитателем делают весёлую зарядку под музыку и получают подсказку.
«На лесной полянке в ряд звери делают зарядку.
Заяц головой вращает – мышцы шеи разминает.
Делает старательно каждое движение,
Очень ему нравится это упражнение.
Серый волк немного сонный,
Выполняет он наклоны.
«Ты, волчишка, не ленись,
Вправо, влево наклонись,
А потом вперёд, назад,
Получишь бодрости заряд».
Медвежонок приседает,
От пола пятки отрывает.
Спинку держит прямо – прямо,
Так учила его мама.
Ну а белки, словно мячики,
Дружно прыгают и скачут».
5. Затем дети находят куклу – лисичку, для получения подсказки они должны назвать семь русских народных сказок, в которых есть персонаж — лиса.
(Например: «Колобок», «Теремок», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и заяц», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Кот и лиса», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль»).
6. Возле медведя дети находят конверт с рисунками на темы известных сказок, но художник в них что — то напутал. Надо назвать сказку и найти ошибку. После выполнения задания дети получают последнюю подсказку.
- В сказке «Репка» репку первой тянет мышка, а не дед.
- В сказке «Колобок» лиса поёт песенку колобку, а не репке.
- В сказке «Гуси – лебеди» лебеди уносят Иванушку, а не Алёнушку.
- В сказке «Колобок» колобок первым встретил зайца, а не медведя.
- В сказке «По щучьему велению» Емеля поймал в проруби щуку, а не золотую рыбку.
- В сказке «Волк и семеро козлят» к козлятам приходит волк, а не медведь.
- В сказке «Маша и медведь» медведь несёт в коробе Машу, а не Бабу – Ягу.
7. Воспитатель предлагает сложить из подсказок пазл и спрашивает, что получилось. ( «Картинка»). Что на картинке? ( «Сундучок»). Где он находится? ( «В музыкальном зале»). Дети с воспитателем с детьми идут в музыкальный зал, находят сундук, открывают его. В сундуке новая книга «Русские народные сказки» и угощение для детей.
Примечание.
- Текст зарядки — источник https: //infourok. ru/
С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
19 ноября
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Картины моря в сказке. Характеристика героев сказки
Сегодня познакомимся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
По этому произведению снят мультфильм. Предлагаю вам посмотреть.
А теперь поработаем с текстом. Произведение длинное. Поэтому разделите его на 3 части (как раз на 3 дня).
1 часть — с. 90-94 (до слов внизу «Воротился старик ко старухе…»)
2 часть — с. 94 -97 (до слов «Старик к старухе воротился …»)
3 часть — с.97 — 100.
В сказке встречаются устаревшие слова, т.е. слова, которые мы уже не употребляем.
В конце в словарике найдите и прочитайте значение выделенных слов.
Значение слов, которых нет в словаре:
Корыто — предмет хозяйственного обихода, открытая продолговатая ёмкость для стирки белья, корма скота и т. п.
Землянка — углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое в плане, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй.
Душегрейка — женская тёплая кофта без рукавов.
Кичка — старинный русский праздничный головной убор замужней женщины.
Царские палаты — это палаты, в которых жил царь. Палатами раньше назывались богатые жилые дома, которые «избой» не назовешь.
Д/З Вам нужно будет за три дня (до понедельника) прочитать это произведение.
В понедельник в классе будем работать по тексту выборочным чтением.
17 ноября
Тема: А. Пушкин – великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». А. Пушкина «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»
Сегодня начинаем новый раздел «Русские писатели» и познакомимся с их произведениями.
А.С. Пушкин.
Посмотрите краткую биографию поэта.
Познакомьтесь с отрывками его произведений в учебнике на с. 85. Узнали из каких сказок?
А.С. Пушкин писал не только стихи. В списке его творчества есть поэмы и романы.
Поэма — это это литературный жанр, повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему. (повествование, т.е. рассказ, но в стихотворной форме).
Роман — это литературный жанр, большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом.
В ваших учебниках даны отрывки из таких произведений. Н с. 86-87 познакомьтесь с отрывком, который является вступлением к поэме «Руслан и Людмила». Выполните задание №3 на с. 87 (устно).
И ещё два отрывка, но уже из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». На с. 89 прочитайте отрывок. Устно ответьте на вопрос № 1.
А вот отрывок на с. 88 вам нужно будет выучить наизусть.
Д/З Прочитать с. 84-89. Выучить отрывок с. 88.
16 ноября
Тема: М. Пришвин «Осеннее утро». И. Бунин «Сегодня так светло кругом…».
Мы заканчиваем раздел «Люблю природу русскую. Осень».
На с. 78 прочитайте рассказ М. Пришвина «Осеннее утро». Ответьте на вопросы №1 и
№ 2.
Ниже прочитайте стихотворение И. Бунина. Составьте небольшой рассказ на тему «Утро в осеннем лесу». Опорные слова даны в задании № 3 под стихотворением.
15 ноября
Тема: В. Брюсов «Листья сухие…», В. Берестов «Хитрые грибы». «Грибы» (Из энциклопедии)
Продолжаем знакомиться с поэтами и их стихотворениями об осени.
Выразительно прочитайте в учебнике новые стихотворения на с. 74 — 76. Ответьте на вопросы.
Познакомьтесь с текстом на с. 77.
Это текст из энциклопедии. А что такое энциклопедия?
Энциклопедия — это научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря.
Нарисуйте на листе бумаги «жителей» особого царства живой природы.
Кто не рассказал стихотворение — жду.
12 ноября
Тема урока: А. Толстой «Осень…». С. Есенин «Закружилась листва золотая…». В. Брюсов «Листья сухие…», И. Токмакова «Опустел скворечник…», выразительное чтение стихотворений
Цель: познакомиться с произведениями разных поэтов; учиться читать с выражением и наизусть.
1. Прочитайте стихотворения поэтов об осени на с. 73-75
2.Ответьте на вопросы
Физминутка
3. Послушайте ещё одно стихотворение
4. Прочитайте это стихотворение на с. 72.
5 Выучите наизусть.
Жду видео ваших выступлений.
10 ноября
Тема урока: К. Бальмонт «Поспевает брусника», А. Плещеев «Осень наступила…». А. Фет «Ласточки пропали…». Внеклассное чтение 2. Стихи об осени.
Цель: познакомиться со стихотворениями разных поэтов об осени; учиться читать стихи с выражением.
1. Работа по учебнику
Прочитайте стихотворения на с. 69-71. Ответьте на вопросы после каждого стихотворения.
Озимь – это:
1.Осенние посевы однолетних злаков, прорастающих осенью и зимующих под снегом.
2.Всходы таких злаков.
Потренируйтесь читать с выражением. Какие стихотворения об осени вы знаете?
Д/З подготовьтесь читать с выражением любимое стихотворение об осени. (не наизусть)
9 ноября
Тема урока: Люблю родную природу. Осень. Картины осенней природы. Осенние загадки. Соотнесение загадки и отгадки. Образ осени в загадках. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной».
Цель: познакомиться с новым разделом, учиться сопоставлять загадки и отгадки про осень; познакомиться с творчеством Ф.Тютчева.
Сегодня познакомимся с новым разделом «Люблю природу русскую. Осень».
1. Работа с учебником
Откройте учебник на с. 65 и прочитайте, с чем мы познакомимся, чему научимся, изучая этот раздел.
На с. 66 прочитайте обращение к учащимся.
— — А вам нравится осень? Если да, то чем? На с. прочитайте загадки. Проверьте себя (внизу страницы написаны отгадки).
Физминутка
2. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной».
Федор Иванович Тютчев (1803–1873 гг.) – знаменитый русский поэт, дипломат и публицист. Автор более 400 стихотворений. Одна из главных тем в творчестве поэта – тема природы. Послушайте его стихотворение «Есть в осени первоначальной…»
А теперь прочтите это стихотворение на с. 68 самостоятельно. Ответьте на вопросы ниже. Д/З выразительно читать стихотворение
8 ноября
Тема урока: Внеклассное чтение. Русская народная сказка. «Гуси-лебеди». Рассказывание сказки по рисункам и по плану. Выборочный пересказ.
Цель: познакомимся с русской народной сказкой
«Гуси-лебеди» и новым видом сказок (волшебной сказкой); будем учиться характеризовать героя сказки по его
поступкам; совершенствовать выразительность чтения, развивать воображение.
1. Повторение
Ребята, мы продолжаем знакомство со сказками. Давайте вспомним с какими сказками мы успели познакомиться: Петушок и бобовое зернышко; У страха глаза велики; Лиса и тетерев; Лиса и журавль; Каша из топора. Эти сказки можно разделить на две группы:
— бытовые сказки
— сказки о животных
Задание 1: разделите пройденные сказки на эти две группы.
2. Работа над новым материалом
Сегодня мы познакомимся с ещё одним видом сказок — волшебными.
В
волшебных сказках, как и в бытовых, основные персонажи — люди, но если в
бытовых сказках герои становятся победителями преимущественно благодаря своему
уму, смекалке, смелости, хитрости, то здесь победа одерживается с помощью
чародейства.
2.1 Предлагаю вам послушать сказку. Гуси — Лебеди
2.2 Работа по учебнику
Откройте учебники с. 48. Найдите выделенные слова в Словарике (в конце учебника).
Предлагаю немного отдохнуть. Физминутка
Прочитайте сказку.
3. Закрепление
3.1 Проверка понимания текста.
— Понравилась вам
сказка?
— Что в сказке
волшебного?
— Назовите героев
сказки.
— Куда ушли мать и
отец?
— Что они сказали
дочке? Послушалась ли она родителей?
— Кто унёс братца?
— Кого встретила
девочка, когда побежала искать братца?
— Помогли ли они в
поиске? Почему?
— Где она нашла
братца?
— Кто помог ей увести
оттуда братца? Почему?
— Кто помог им
вернуться домой?
— Как бы вы охарактеризовали героиню сказки?
Д/З Перескажите сказку, пользуясь планом:
1. Потеря брата.
2. Поиск.
3. В избушке у Бабы Яги.
4. Возвращение домой.
Не пропустите увлекательную Олимпиаду Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит с 12 октября по 2 ноября 2021 года. Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров. Олимпиада проходит при поддержке национального проекта «Культура» и знакомит учеников и их родителей с возможностями Национальной электронной библиотеки.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру по литературе 1, 2, 3 и 4 класс
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Недавно на сайте прошла Олимпиада по экологии 2021 год для 1-9 классов
Happy
71
Sad
31
Excited
136
Sleepy
18
Angry
38
Surprise
25