Сказка лиса и журавль по ролям

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 180 журавлик города чебоксары чувашской республики 2 корпусконспект нодпо развитие речи для

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 180 «Журавлик» города Чебоксары Чувашской Республики 

(2 корпус)

Конспект НОД

по развитие речи

 для детей 5-6 лет

«Пересказ тувинской народной сказки

«Как верблюд стал некрасивым»

Подготовила воспитатель

первой квалификационной категории:                            

                                      Поликарпова А. Н

г. Чебоксары, 2020 г.

Цель: учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку с опорой на схему.

Задачи:

Учить детей пересказывать небольшие по объему литературные произведения.

Учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова.

Учить использовать в речи слова с противоположенным значением (большой – маленький; сильный — слабый.).

Расширять представления детей о верблюде, его внешнем виде.

Активизировать словарь детей.

Развивать внимание, умение слушать сказку, оценивать поступки героев.

Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Прививать любовь к животным.

Материалы: магнитная доска, книга, иллюстрации к сказке, картина из серии «Домашние животные. Верблюд», магнитофон с записью мелодии, фотографии: степь, марал, тайга.

Словарь: степь, марал, тайга, могучие рога.

Методические приемы: беседа, рассматривание картины «Верблюдица с верблюжонком», вопросы, напоминание, рассказывание сказки педагогом, рассматривание иллюстраций, работа со схемой, упражнение «Быстро встаньте, улыбнитесь», пересказ сказки детьми, поощрение, подведение итогов.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, я загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать. Отгадав, вы узнаете, о ком мы сегодня будем говорить.

Не старик он – а горбат,

Не овца — а шерсти клад.

И силен, и терпелив.

Подуше ему пустыни,

Там живет, где зреют дыни. (Верблюд)

Воспитатель: Почему вы думаете, что это верблюд?

Дети: Потому что у верблюда есть горбы и живет он в пустыне. (На стенд (доску) выставляю картину «Верблюдица с верблюжонком»).

Воспитатель: Посмотрите на картину. Кто это?

Дети: Верблюд с верблюжонком.

Воспитатель: Как можно назвать ласково верблюжонка?

Дети: Верблюдик, верблюжонок, верблюжоночек …

Воспитатель: Как можно сказать про верблюжонка, какой он?

Дети: Рыженький, лохматый…

Воспитатель: Верблюжонок маленький, а верблюд… — большой.

— Верблюд большой, сильный. А верблюжонок?

Дети: Верблюжонок маленький, слабый…

Воспитатель: Да, ребята, верблюжонок еще слабый. А когда подрастет, то будет …сильный. Верблюжонок вырастет и станет красивым и сильным животным.

Воспитатель: Сегодня я хочу вам рассказать тувинскую народную сказку «Как верблюд стал некрасивым». (Рассказываю сказку, используя магнитную доску).

КАК ВЕРБЛЮД СТАЛ НЕКРАСИВЫМ

(тувинская народная сказка)

Говорят, когда-то давно верблюд был самым красивым животным. У него был пышный длинный хвост и красивые могучие рога.

Однажды он подошел напиться к реке и повстречал марала.

— Я иду на праздник, одолжи мне твои рога, братец! — попросил марал.

Верблюд согласился и остался ждать его на берегу.

Bтот же день встретился ему конь и попросил:

— Я иду на праздник, одолжи мне твой хвост, братец!

Верблюд опять согласился и остался ждать его на берегу.

Марал и конь ускакали. Верблюд в ожидании целый день пил воду и глядел на дорогу. Но ни коня, ни марала не было видно. Марал обманул верблюда, ускакал в тайгу и перестал выходить в степь. Чужие рога навсегда прижились y него. Конь, который обманом взял хвост, пугливо убегает прочь, едва завидит верблюда.

A верблюд c тех пор стал самым некрасивым и сердитым животным.

Воспитатель: — Понравилась вам сказка? Вы запомнили, как она называется? Про кого говорится в этой сказке? Каким был верблюд в давние времена?

Дети: — Верблюд был красивым, у него были могучие рога и пушистый длинный хвост.

Воспитатель: Куда однажды пришел верблюд?

Дети: Он пришел к реке.

Воспитатель: Кого он там повстречал?

Дети: Он встретил марала.

Воспитатель: О чем попросил марал верблюда?

Дети: Одолжи мне свои рога.

Воспитатель: С кем еще повстречался верблюд на берегу?

Дети: Верблюд повстречал коня.

Воспитатель: Что попросил конь у верблюда?

Дети: Он попросил хвост.

Воспитатель: Что делал верблюд в ожидании коня и марала?

Д: Он пил воду и глядел на дорогу.

Воспитатель: Почему марал перестал выходить из леса?

— Почему конь, увидев верблюда убегает прочь?

— А что произошло с верблюдом?

Дети: Он стал некрасивым.

Воспитатель: Как вы думаете, хорошо поступили конь и марал?

Как вы понимаете слово степь?

Степь — это большое безлесное, ровное пространство с травянистой растительностью (рассматривание фотографии).

Воспитатель: А марал? Это большой благородный олень (показ иллюстрации). А что такое тайга? (Это густой лес, где растет очень много деревьев в нем всегда сыро и мрачно). А сейчас я вам еще раз расскажу сказку, а вы постарайтесь ее запомнить, потому что потом вы будете пересказывать эту сказку. Чтобы вам было легче пересказывать, я приготовила для вас карточку – подсказку. Я буду рассказывать сказку, а вы внимательно слушайте и смотрите на карточку. (Повторное рассказывание сказки воспитателем.).

Воспитатель: Перед тем как начать пересказывать сказку давайте встанем и отдохнем. Выполним упражнение «Быстро встаньте, улыбнитесь».

Выполняются движения по тексту (под музыку):

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, ниже, потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь,

Рук коленями коснулись.

Сели — встали, сели — встали

И на месте побежали.

Воспитатель: Отдохнули, давайте дальше продолжать. (После повторного рассказывания предлагаю детям пересказать сказку. Начинает самый сильный ребенок или по желанию).

Воспитатель: Скажите, чей пересказ вам понравился больше всего и почему?

Дети: Мне понравился рассказ Вани, потому что он был полным и эмоциональным.

Воспитатель: А тебе Ульяна, чья сказка понравилась? Как вы думаете, какой верблюд, грустный или веселый?

Дети: Верблюд грустный.

Воспитатель: А почему?

Дети: Потому что марал и конь обманули его и забрали у него хвост и рога.

Воспитатель: Молодцы ребята. Вам понравилось наше занятие? А что понравилось больше всего? Как называется сказка, которую мы пересказывали?

Использованная литература:

  1. От рождения до школы.  Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 2-е изд., испр. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 336с.
  2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. -144с.
  3. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
  4. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи…Методика приобщения детей к чтению. — М.: Линка – Пресс, 2003г. – 176с.
  5. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-7 лет / Сост. В. В. Гер¬бова, Н. П. Ильчук и др. — М., 2006.
  6. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  7. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2013. — 288с.

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 22-26.

УКМ «Школа России»

Раздел «Устное народное творчество». Продолжение.

Ответы на вопросы «Рабочей тетради» к вопросам этого раздела про пословицы, загадки, потешки и другие жанры можно посмотреть, перейдя по ссылке.

22. Узнай сказки. Напиши названия русских народных сказок.

Это сказки: «Баба-Яга», «По щучьему велению», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка».

23. Найди в домашней или школьной библиотеке сборник «Сказки русских писателей». Какие сказки ты читал? Запиши их названия и фамилии авторов. Есть ли среди них сказка В. Катаева «Цветик-семицветик»? Кто из героев говорит слова «Лети, лети, лепесток…»?

Я нашла в библиотеке книгу «Сказки русских писателей», издательство «Детская литература» 1980 год. В ней 688 страниц.

Я читала:

  1. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
  2. А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
  3. Л. Толстой «Липунюшка»
  4. Л. Толстой «Царь и рубашка»
  5. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»
  6. В Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» в этом сборнике нет, но я читала эту сказку. Слова про лепесток говорит главная героиня — девочка Женя.

24. Обсуди с другом, чему очень важному учат народные сказки.

Народные сказки учат быть добрыми и терпеливыми. Учат преодолевать трудности и находить выход из трудных ситуаций. Учат не бросать в беде друга, приходить на помощь слабым, не обижать маленьких. Учат любить Родину и защищать её от врагов. Учат тому, что зло обязательно будет наказано, а добро восторжествует.

25. Составь небольшое сообщение на тему «Чему учат сказки». Начни со слов «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Сообщение на тему «Чему учат сказки» для 2 класса.

Сказка ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок. И очень важно уметь находить этот намёк, понимать, чему учат нас народные сказки.

Ведь учат они очень важным вещам — доброте и отзывчивости, честности и гостеприимству. Учат не сдаваться и бороться до конца, учат защищать свою Родину и свой дом, учат заступаться за обиженных и обездоленных. 

Много полезного можно почерпнуть для себя читая сказки. Они делают нас лучше, заставляют иначе взглянуть на окружающий мир.

26. Рассмотри внимательно иллюстрацию на странице 36 учебника. Кто на ней изображён? Какой текст соответствует иллюстрации?

Это иллюстрация к сказке «У страха глаза велики».

На ней мы видим, как разбегаются в разные стороны испуганные водоносы и заяц, который их напугал.

Этому рисунку соответствует текст:

«Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги. Испугались они, вёдра побросали и домой побежали».

27. Что могло произойти до событий, изображённых на рисунке, что могло произойти после них?

До этого водоносы могли сходить за водой, набрать вёдра и возвращаться домой. А заяц мог сидеть под яблонькой.

После этого водоносы спрятались дома, а зайка спрятался под кустом.

28. Раздели текст на части. Озаглавь их.

Разделим текст на четыре части и дадим каждой название:

  1. За водой.
  2. Возвращение с вёдрами.
  3. Падение яблока и всеобщий переполох.
  4. Что кому показалось.

29. Восстанови последовательность событий сказки.

Правильная последовательность: За водой. Скорее домой. Ах беда, беда. Робкого и тень страшит.

30. Из каждой части выпиши опорные слова, которые помогут восстановить текст целиком:

Часть 1. Старушка, хохотушка, клохтушка, норушка, каждый день, колодец, колода, лужица, поросячье копытце.

Часть 2. Трёх-плёх, через огород, яблонька, зайка.

Часть 3. Ветерок, хлоп, под ноги, испугались, лавка, за бабку, на печку, схоронилась.

Часть 4. Охает, медведище, плачет, волк, кудахчет, лиса, пищит, котище, страсти, четыре охотника, собаки.

31. Перескажи сказку, используя иллюстрацию и опорные слова.

Пример пересказа сказки «У страха глаза велики» можно прочитать, перейдя по ссылке.

32. Определи и соедини стрелкой слова, которые наиболее точно говорят о героях сказки «Лиса и журавль».

Лиса: хитрый.

Журавль: умный.

33. Запиши план рассказа о лисе и журавле.

План пересказа сказки «Лиса и журавль» для 2 класса

  1. Лиса и журавль дружат.
  2. Угощение на тарелке.
  3. Обида журавля.
  4. Угощение в кувшине.
  5. Дружба врозь.

34. Можно ли лису и журавля назвать друзьями? Запиши ответ и поясни его словами из текста.

Лису и журавля назвать друзьями нельзя, потому что они эгоисты и думали только о себе. Дружба у них пошла врозь.

35. Какова главная мысль сказки?

Главная мысль сказки «Лиса и журавль»: Как ты относишься, так и к тебе относиться будут.

36. Восстанови последовательность событий в сказке «Гуси-лебеди». Что пропущено? Дополни.

Правильная последовательность событий сказки «Гуси-лебеди» с дополнениями:

  1. За братцем присматривай.
  2. Налетели гуси лебеди, подхватили мальчика.
  3. Печка, куда гуси полетели?
  4. Поешь моего лесного яблочка — скажу.
  5. Садись кудель прясть.
  6. Бери братца, беги.
  7. Яблоня, матушка, спрячь меня.
  8. Печка, матушка, спрячь меня.
  9. А тут и отец с матерью пришли.

37. Составь рассказ о девочке. Ответь на вопросы. О чём ещё хотел бы ты спросить?

Пример рассказа о девочке можно прочитать, перейдя по ссылке.

1

На чтение 6 мин. Опубликовано

Сегодня все знают, сколько весит кит и какова его длина. Естественно, человек ощущает себя рядом с такой живой горой так же, как маленькая мошка рядом с человеком. П.Ю. Шмидт в своей прекрасной манере рассказывает о том, где водились ранее киты и где водятся киты теперь, каким образом и в каких местах велась на них охота, как это отражалось в русских летописях и в древних документах других стран. И тут же в сравнении с морским великаном автор преподносит читателю любимца греков и римлян — дельфина, убивать которого в античности было запрещено.

«Кая рыба рыбам мати? Кит – рыба великая: что на тех рыбах основал бог землю, всю вселенную».

Стих о Голубиной книге.

Все огромное в окружающей природе — высокие горы, могучие деревья, безграничное море — поражает человека и подавляет его воображение… Под впечатле­нием собственной слабости и ничтожества, он нередко дает волю своей разыгравшейся фантазии и одаряет поразивший его предмет несуществующими свойствами…

Удивительно ли, что и гигант животного царства — «кит – рыба великая» — должен был с древнейших времен производить на человека неизгладимое впечатление!

Ведь ничтожной былинкой чувствует себя «царь природы» пред этим могучим колосом, длиной в 20-30 метров, резвящимся в водной стихии…

Первобытный человек был привязан к берегу моря, питался морскими продуктами и должен был часто встречаться с китами, выброшенными на берег.

Он познакомился с ними на самой заре своей созна­тельной жизни, тем более, что в прежние времена киты были, конечно, гораздо многочисленнее, чем ныне.

Прежде киты водились, например, в Средиземном море, где теперь можно встретить лишь дельфинов.

Первые познакомились с китами ближе и занялись охотой на них знаменитые мореходы древности — финикияне. Можно думать, что и название китов на многих европейских языках происходит от финикий­ского названия кита «baalnun» или «царь морей»: отсюда латинское—balaena, французское—baleine, немецкое—Wal. Русское название «кит» иного происхождения: оно возникло из грече­ского «ketos» (латинское —«cetus»), означавшего, по-видимому, просто большую рыбу.

«Рыбой» кит считался до сравнительно недавнего времени, — даже Линней в первых изданиях «Системы Природы» считал китов рыбами, — лишь позднейшие успехи зоологии возвели кита в ранг млекопитающего.

Когда господство на Средиземном море перешло к грекам, они переняли от финикиян и китоловство. Греческий писатель Оппиан дает картинное, захватывающее описание охоты на кита. Чудовище пресле­дуют на легких ладьях, быстро рассекающих волны, настигают и колют длинными копьями, так что кровь обагряет море на большое расстояние. Животное бьет хвостом, сокрушая суда, и мчится вперед, но затем ослабевает, и его, обессиленного, подтаскивают к берегу среди радостных криков победителей…

Киты или китообразные (Cetacea) разделяются на зубастых и беззубых китов. К первым принадлежат кашалот и мелкие формы — дельфины; к беззубым относится гренландский кит, полосатики и другие киты, имеющие во рту, вместо зубов, пластинки китового уса для процеживания воды и вылавливания из нее мелкой пищи.

Соленое мясо китов греки употребляли в пищу, китовые жилы шли на музыкальные инструменты и для метательных машин; что же касается жира китов, являющегося теперь едва ли не самым главным про­дуктом, то он не находил себе в древности применения.

Дельфины.

pp image 43940 if8guksbvtdelphinus capensis small 01

pp image 43940 if8guksbvtdelphinus capensis small 01 –>Чтобы присоединиться к этой группе, зайдите в ОК или создайте профиль РыбаКит папа рисует49 участниковРисую для детейВся информация

  • Иван Рыбкиндобавил 1 видео в группу10 мар16:37Как нарисовать РУСАЛКУ как ЛОЛ
  • Иван Рыбкиндобавил 1 видео в группу10 мар26:22Рисуем с КАТЕЙ играем в раскраску
  • Иван Рыбкиндобавил 1 видео в группу10 мар10:17Папа ЛОЛ – рисуем портрет героя
  • Иван Рыбкиндобавил 1 видео в группу10 мар13:23Рисуем питомца ЛОЛ кошечку
  • Иван Рыбкиндобавил 1 видео в группу10 мар11:09Как нарисовать Египет и Пирамиды
  • Иван Рыбкиндобавил 1 видео в группу10 мар09:42Рисуем куклу ЛОЛ
  • Иван Рыбкиндобавил 1 видео в группу10 мар06:24Как нарисовать Губку Боба
  • ольга алпацкая23 февТорт торт
  • Александра Юрьевна6 февтибе 

    • RYZE – Тебя манят

Показать ещё

Рыба-кит  — это особая рыба. В давние Времена, когда солнце было еще жарче, а люди еще добрее существовала целая стая рыб-китов. Они были особенными, они плавали по морям-океанам, рекам, протокам и горным озерам. Люди любили рыб-китов, одну яркую-голубую, особенно. Она приглянулась людям.

Рыбаки уважали эту рыбу и не ловили. Эта рыба несла на своей спине целые деревни и  города, все это можно увидеть кода пред вами «история про рыбу кит» в изложении Н. Кочергина.

Читайте также: С. Маршак сказка 12 месяцев читать онлайн.

Сказка «Рыба-кит, на котором город стоит»

Город, большой и вместительный, на ките развернулся. Как такое возможным стало? Что-то чудо-кит сделал не так, натворил что-то. А раз в сказке появилась проблема, её надо решать. Но для начала саму сказку прочитаем…

Сказка «Рыба-кит, на котором город стоит» Жил-был кит. Он был огромным, просто громадным и очень прожорливым. В море-океане, где обитал кит-богатырь, у него было много еды. Но кит был таким рассеянным, что иногда, широко раскрыв пасть, набирая в неё еду и воду, вместе с раками заглатывал и корабли. Да-да, настоящие корабли с парусами и гребцами, палубами и пушками.

Корабли держали путь по морю, а оказывались в пасти громады-кита. Томились они там, бедные.

И вот владычица Месяц решила наказать кита.

— Отныне повелеваю: быть на рыбе-ките городу большому!

Должно быть, когда-то давно владычица Месяц прочитала старинные сказания о том, что мир стоит на спине у кита, а когда кит, отлежав бока, переворачивается на другую сторону, землетрясения бывают.

Вот владычица и решила, что рыба-кит, наказанный за прожорливость, работать должен.

Устал чудо-кит службу свою нести, и решил узнать, за что он наказан.

— Ветер-ветер, отчего мне мученья посланы? – спрашивает рыба-кит.

— Спроси лучше у солнца, — сказал ветер.

— Солнце-солнце, получу ли я когда-нибудь прощенье?

— Спроси лучше у месяца.

— Месяц-месяц, когда я получу свободу?

Чудо-кит встрепенулся, и стал выбрасывать из пасти корабль за кораблём.

Так добыл он себе свободу. А все жители, что жили на ките, ещё накануне мешки собрали и покинули кита.

Читайте также: Лиса и журавль – сказка в изложении А. Афанасьева, известного историка литературы и исследователя русского народного творчества. Сказка Лиса и журавль позволит познакомить ребенка с добрым русским юмором.

  • Во-первых, сказку можно читать онлайн бесплатно и проиграть с ребенком по ролям.
  • Во-вторых, пока мама готовит обед, ребенок может подобрать подходящую посуду для сказочных персонажей.

И не стоит останавливаться только на лисице и журавле: дайте простор детскому воображению — и самый большой тазик станет тарелкой для гиганта, а самое маленькое блюдце сгодится для Дюймовочки.

Используемые источники:

  • https://zoogalaktika.ru/facts/zapiski/ballena
  • https://m.ok.ru/rybakit.m
  • https://litfest.ru/skazki/istoriya-pro-rybu-kit.html

Тема урока

«Лиса и журавль»

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цели урока

формировать у обучающихся умение анализировать текст, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние.

Задачи урока

Образовательные: формировать умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту; 

Развивающие: развивать речь, память, познавательный и читательский интерес, внимание, умение работать с книгой;

Воспитательные: воспитать потребность к чтению как средству познания мира, воспитывать интерес к чтению.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Учащийся научится:

самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения.

Учащийся научится:  

слушать учителя и своих товарищей, понимать речь окружающих людей и оформлять свои мысли в устной форме, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Познавательные УУД

Учащийся получит возможность научиться:

  • определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;

  • определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение;

  • определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;

  • формулировать вопрос и адекватно на него отвечать.

Регулятивные УУД

Учащийся получит возможность научиться:

  • выполнять учебное действие по плану;

  • выполнять учебное задание в соответствие с целью;

  • осуществлять взаимовыручку и самооценку при выполнении учебного задания

Коммуникативные УУД

Учащийся получит возможность научиться:

  • излагать понятно основное содержание сказки, используя план;

  • учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

Учащийся получит возможность формирования:

умения выражать своё отношение к героям, их поступкам, формирование мотивации к обучению, умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

Учебник  литературного чтения 2 класс 1 часть УМК «Школа России», Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий

Карточки с заданием по тексту «Восстанови последовательность событий»

Презентация

Межпредметные связи

Окружающий мир, русский язык.

Организация пространства

Традиционна расстановка парт, интерактивная доска, ноутбук, колонки

Этапы урока

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Мотивационный

Приветствуете, проверяет готовности к уроку.

Осознание готовности к получению новых знаний

Регулятивные действия

Актуализация знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

Проверяет домашние задание и переход к следующей теме.

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися, задавая наводящие вопросы.

Отвечают на вопросы

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства 
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 

Коммуникативные действия:

Развиваем умение слушать и понимать других;

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивныепознавательные.

Выявление затруднения: в чём сложность нового материала, что именно создаёт проблему, поиск противоречия

Знакомит с произведением (открывают страницу 42)

Организует работу учащихся класса, следит за правильностью ответов учащихся, дополняет ответы.

Определяют тему произведения, о ком или о чём говорится в тексте, предполагают, что будет происходить.

осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о 
мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий 
о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении; 

Познавательные действия:

Развиваем умения извлекать информацию из текстов;

На основе анализа текста делать выводы;

Ориентироваться по учебнику; Находить ответы на вопросы в тексте. Коммуникативные действия, регулятивные

Разработка проекта. Плана по выходу из создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения

Познавательные действия

Коммуникативные действия

Реализация выбранного плана по разрешению затруднения

Организует работу по прослушиванию сказки

Организует работу по формированию умений находить ответы на поставленные вопросы, используя текст

Проводит физминутку для глаз и общеразвивающего действия.

Слушают чтение текста учителем.

Отвечают на вопросы по содержанию, подтверждают словами из текста

Работают над устаревшими словами

понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, 
изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать 
содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и 
обосновывать нравственную оценку поступков героев; 

Коммуникативные действия:

Регулятивныепознавательные.

Первичное закрепление нового знания

Организует работу по прочтению текста классом и по ролям.

После прочтения детьми текста, проверка знания содержания текста с помощью вопросов  (Почему лиса пригласила журавля к себе? Какое угощение она приготовила журавлю? Почему?

Как вел себя журавль после того, как лиса его «угостила»?

и др.)

Разбор фразы «как аукнулось, так и откликнулось!»

Организация работы над заданием на карточках «Восстанови последовательность событий».

(1. Журавль пригласил лису в гости.

2. Лиса пригласила журавля в гости.

3. Лиса с журавлем подружились.

4. Лиса угощает журавля.

5. С тех пор дружба врозь.

6. Журавль угощает лису.

Ответ: 3, 2, 4, 1, 6, 5)

Проверка вместе с детьми на доске.

Отвечают на вопросы

Работа с пословицами

Выполняют задание на карточках.

осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о 
мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий 
о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; 

Познавательные действия

Коммуникативные действия:

при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы, критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника

Регулятивные действия

Самостоятельная работа и проверка по эталон

По предложенному учителем плану, обучающиеся должны пересказать текст:

3. Лиса с журавлем подружились.

2. Лиса пригласила журавля в гости.

4. Лиса угощает журавля.

1. Журавль пригласил лису в гости.

6. Журавль угощает лису.

5. С тех пор дружба врозь.

Подготовка к пересказу и пересказ текста по плану

понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, 
изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать 
содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и 
обосновывать нравственную оценку поступков героев; 

Познавательные действия

Регулятивные действия

Коммуникативные действия:

Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, рефлексию чувств и эмоций

Подводит итоги урока

Задает вопросы по содержанию урока.

Организует рефлексию и самооценку учебной деятельности

Организует самооценку учебной деятельности.

Отвечают на вопросы

достижение необходимого уровня читательской 
компетентности для продолжения образования, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про 
себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования 
художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных 
литературоведческих понятий; 

Коммуникативные действия

Регулятивные действия

26.02.2021

Гнедкова Яна Вячеславовна

Учитель начальных классов

Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
с учетом НРЭО
(национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области)
Обучающийся научится:
– читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
– читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и де-кламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки, в том числе С. Школьниковой, Р. Шагалеева, С. Гершуни;
– для художественных текстов: воспроизводить в воображении словесные художественные об-разы и картины жизни, изображённые автором, в том числе южноуральских писателей Ю. Подко-рытова, Н. Ваторопиной, П. Бажова, Н. Цуприк, Н. Глебова;
– для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста;
– участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста: задавать вопросы, высказы-вать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе, опираясь на текст или собственный опыт (для художественных текстов).
Обучающийся получит возможность научиться:
– осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
– воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;
– понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чте-ния, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
– ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, в том числе текстов южноуральских авторов: Ю. Подкорытова, Н. Ваторопиной, П. Бажова, Н. Цуприк, Н. Глебова;
– понимать смысл произведения (при чтении вслух и про себя, при прослушивании);
– для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения, воспроизво-дить в воображении словесные (художественные) образы и картины жизни, изображённые авто-ром, соотносить их с жизнью народа Южного Урала;
– этически оценивать поступки персонажей, формировать своё отношение к героям произведе-ния;
– определять основные события и устанавливать их последовательность;
– находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), за-данную в явном виде;
– задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;
– объяснять значение слова с опорой на контекст;
– для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста;
– находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде;
– задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;
– объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справоч-ной литературы;
– для художественных текстов: составлять характеристику персонажа;
– передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде полного или краткого пересказа (для художественных текстов, в том числе уральских авторов: Г. Трейлиба, Н.

Оценить



358

Содержимое разработки

Календарно — тематическое планирование

по учебному предмету «Литературное чтение»

Автор / авторский коллектив Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А.,

Горецкий В. Г.

Наименование учебника «Литературное чтение»

Издательство«Просвещение»

2 класс (136 ч)

Дата

Тема раздела / тема урока

Количество часов

Формы текущего

контроля

успеваемости

Содержание НРЭО

Вводный урок по курсу «Литературное чтение».

1

«Любите книгу» (9 часов)

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: рукописная книга, иллюстрация.

1

Любите книгу. Ю. Энтин. Слово про слово. В. Боков. Книга — учитель…

1

Произведения уральских авторов

Г.Ладонщиков. Лучший друг. Пословицы о книге. М. Горький о книгах.

1

Наизусть

Книги из далёкого прошлого. Книги из пергамента в форме свитка. Складная книга Древнего Востока. Книги из деревянных дощечек. Рукописные книги Древней Руси.

1

Произведения уральских авторов

Н. Кончаловская. « В монастырской келье…»

1

Техника чтения

Мы идём в библиотеку. Выставка книг. Энциклопедии. Справочная литература для детей.

1

Художники-иллюстраторы.В.Лебедев. А. Пахомов.Е. Чарушин.

1

Произведения уральских авторов

По следам самостоятельного чтения. Ю. Мориц. Трудолюбивая старушка. Главная мысль стихотворения.

1

Наизусть

По следам семейного чтения. Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре.

1

Тест

Произведения уральских авторов А. Горская. «Сосчитай-ка», «Разноцветный ветер».

«Краски осени» (13 часов)

Вводный урок по курсу содержания раздела. Основные понятия раздела: сравнение, сборник.

1

Осень в художественных произведениях А. Пушкина, С. Аксакова. Входной мониторинг.

1

Тематическая работа.

Произведения уральских авторов

Осень в произведениях живописи В. Поленова, А. Куинджи.

1

Наизусть

А. Майков. «Осень», С. Есенин. «Закружилась листва золотая…», Ф. Васильев. «Болото в лесу». Эпитет и сравнение — средства художественной выразительности, используемые в авторских текстах.

1

И. Токмакова. «Опустел скворечник..»; А. Плещеев. «Осень наступила…».

1

Наизусть

Произведения уральских авторов Н. Шилов. «Лето».

Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки.

1

Произведения уральских авторов Л. Преображенская. «Осени приметы».

Народные приметы. Осенние загадки.

1

Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе.

1

Произведения уральских авторов Н. Ваторопина. «Лепёшка Нурии».

По следам самостоятельного чтения. Цвета осени. С. Маршак. «Сентябрь», «Октябрь». Л. Яхнин. «Осень в лесу», Н. Сладков. «Сентябрь».

1

По следам семейного чтния. С.Образцов. «Стеклянный пруд». Создание текста по аналогии.

1

Произведения уральских авторов

Наш театр. Инсценирование произведения. Н. Сладков «Осень».

1

Тест

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

Произведения уральских авторов

Обобщение по разделу «Краски осени». Тест

1

Тест

« Мир народной сказки» (17ч)

Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: «сказка, сказочный персонаж, вымысел».

1

Произведения уральских авторов

Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль.

1

Русская народная сказка «Заячья избушка». Пересказ сказки по серии иллюстраций.

1

Произведения уральских авторов Л. Преображенская. «Тяп-ляп».

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». Восстановление событий сказки по рисункам.

1

Корякская сказка. «Хитрая лиса». Сравнение героев сказок.

1

Русская народная сказка. «Зимовье». Чтение сказки по ролям.

1

Русская народная сказка. «У страха глаза велики». Составление плана сказки.

1

Тест

Произведения уральских авторов

Белорусская сказка. «Пых». Сравнение сказок.

1

Мы идём в библиотеку. Русские народные сказки.

1

Произведения уральских авторов

По следам самостоятельного чтения. Хантыйская сказка. «Идэ». Главная мысль сказки.

1

Семейное чтение. Русская народная сказка. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Анализ сказки по вопросам учебника

1

Нанайская сказка. «Айога». Выразительное чтение диалога

1

Ненецкая сказка. «Кукушка». Сравнение событий сказки.

1

Наш театр. «Лиса и журавль». Инсценирование сказки.

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

Произведения уральских авторов П. Бажов. «Таюткино зеркальце».

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Составление описания лисы на основе опорных слов.

1

Обобщение по разделу « Мир народной сказки».

1

Тест

«Веселый хоровод » (10ч.)

Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод.

1

Наизусть

Б. Кустодиев. «Масленица». Устное сочинение по картине.

1

Произведения уральских авторов

Мы идём в музей народного творчества. Подготовка экскурсии.

1

Проект

Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши.

1

Наизусть

Переводная литература. Небылицы, перевёртыши, весёлые стихи. Приём создания авторских произведений на основе народных.

1

Произведения уральских авторов Г. Трейлиб. «Загадки».

Справочная литература для детей.

1

Самостоятельное чтение. Д. Хармс. «Весёлый старичок», «Небывальщина».

1

Наизусть

Произведения уральских авторов:

Гроссман. «Вот какой он мой дружок».

Семейное чтение. К. Чуковский. «Путаница». Небылица.

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Тест

Произведения уральских авторов

Подготовка к проведению праздника «Весёлый хоровод».

1

Проект

« Мы- друзья» (10ч.)

Вводный урок. Освоение основных нравственных понятий: пословицы о дружбе.

1

Произведения уральских авторов А. Борченко. «Обновка».

Стихотворения о дружбе. М. Пляцковский. «Настоящий друг», В. Орлов. «Я и мы».

1

Наизусть

Сочинение на основе рисунков.

1

Н. Носов. «На горке». Подробный пересказ от имени героя.

1

Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях.

1

Произведения уральских авторов М. Гроссман. «Весёлый человек».

Самостоятельное чтение. С. Михалков. «Как друзья познаются». Главная мысль.

1

Э. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья».Обсуждение проблемы «Как найти друзей»

1

Семейное чтение. А. Гайдар. «Чук и Гек». Обсуждение проблемы рассказы на уроке и в семье.

1

Наш театр. И. А. Крылов. «Стрекоза и Муравей». Инсценирование.

1

Техника чтения

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Тест

« Здравствуй, матушка зима! » (11 ч.)

Готовимся к новогоднему празднику.

1

Проект.

Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: выразительное чтение. Промежуточный мониторинг.

1

Тематическая работа

Лирические стихотворения о зиме: А. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою…».

1

Наизусть

Произведения уральских авторов

С. Есенин. «Берёза», «Поёт зима — аукает…». Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение.

1

Наизусть

Праздник Рождества Христова. Саша Чёрный. «Рождественское», К. Фофанов. «Ещё те звёзды не погасли…». Рассказ о празднике.

1

К. Бальмонт. «К зиме». Выразительного чтение

1

С. Маршак. «Декабрь». Средства художественной выразительности: олицетворение.

1

А. Барто. «Дело было в январе…». Сказочное в литературном стихотворении. С. Дрожжин. «Улицей гуляет…».

1

Наизусть

Произведения уральских авторов Л. Татьяничева. «Северные гости».

Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки.

1

Тест

Праздник начинается, конкурс предлагается…

1

Проект

Обобщение по разделу

1

« Чудеса случаются » (16ч. )

Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: литературная сказка.

1

Мои любимые писатели. Сказки А. С. Пушкина.

1

А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбки». Герои сказки. Особенности литературной сказки.

1

Произведения уральских авторов Сказы П. П.Бажова.

А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбки». Чему учит сказка?

1

Д. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». Выставка книг

1

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка прохраброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Герои сказки. Особенности литературной сказки.

1

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка прохраброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Чему учит сказка?

1

Дж. Харрис. «Братец Лис и братец Кролик». Особенности литературной сказки.

1

Д. Мамин-Сибиряк. Дж. Харрис. Сравнение литературных сказок.

1

Э. Распэ. Из книги «Приключения барона Мюнхгаузена». Особенности литературной сказки.

1

Произведения уральских авторов Н. Глебов. «Колокольчик в тайге».

Мы идём в библиотеку. Литературные сказки.

1

Самостоятельное чтение. К. Чуковский. Из книги «Приключения Бибигона». Особенности литературной сказки.

1

Семейное чтение. Л. Толстой. «Два брата».

1

Произведения уральских авторов Г. Трейлиб. «Доверие – вещь хрупкая».

Наш театр. К. Чуковский. «Краденое солнце».

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

Обобщение по разделу « Чудеса случаются »

Тест

«Весна, весна! И все ей радо!» (10ч.)

Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: олицетворение, воображение.

1

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится…». Приём контраста в лирическом стихотворении.

1

Наизусть

Произведения уральских авторов: С. Школьникова. «Сосулька» .

Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелёва, Т. Белозёрова и в произведениях живописи А. Куинджи.

1

Тест

Картины весны в произведениях А. Чехова, А. Фета, А.Барто. Придумывание вопросов на основе прочитанных произведений

1

Проект

Мы идём в библиотеку. Стихи русских поэтов о весне.

1

Наизусть

Самостоятельное чтение. Стихи о весне. С. Маршак, И. Токмакова, Саша Чёрный.

1

Устное сочинение по картине. И. Левитан. «Ранняя весна».

1

Семейное чтение. А. Майков. «Христос воскрес!», К. Крыжицкий. «Ранняя весна».

1

Произведения уральских авторов Л. Татьяничева. «Ветер».

Наш театр. С. Маршак. «Двенадцать месяцев». Инсценирование.

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Обобщение по разделу.

1

Тест

Произведения уральских авторов Е. Ховив. «Слон в тапочках».

Е.Ховив. «Несчастливая примета».

« Мои самые близкие и дорогие » ( 8ч. )

Вводный урок раздела. Освоение основных нравственных понятий раздела: семья, согласие, ответственность. Техника чтения.

1

Стихи о маме и папе. Р. Рождественский, Ю. Энтин, Б. Заходер. Выразительное чтение.

1

Наизусть

Произведения уральских авторов Л. Татьяничева. «Берегите старых людей».

А. Барто. «Перед сном», Р. Сеф. «Если ты ужасно гордый», «Рассказ о маме», Дж. Родари. «Кто командует?».

1

Наизусть

Мы идём в библиотеку. Книги о маме. Составление каталога по теме.

1

Техника чтения

Самостоятельное чтение. Э. Успенский. Если был бы я девчонкой. Б.Заходер. Разгром.

1

Семейное чтение. Л. Толстой. «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек».

1

Произведения уральских авторов Н. Глебов. «Колокольчик в тайге».

Наш театр. Е. Пермяк. «Как Миша хотел маму перехитрить». Инсценирование

1

Произведения уральских авторов Н. Цуприк. «Опять двойка»!

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Тест

« Люблю всё живое » ( 16ч.)

Вводный урок раздела. Освоение основных нравственных понятий раздела: сочувствие, сопереживание. Саша Чёрный. «Жеребёнок».

1

Саша Чёрный. «Жеребёнок». Авторское отношение к изображаемому.

1

С .Михалков. «Мой щенок». Дополнение содержания текста

1

Произведения уральских авторов: Н. Шилов. « Божья коровка».

Г. Снегирёв. «Отважный пингвинёнок». Поступки героев.

1

М. Пришвин. «Ребята и утята». Составление плана.

1

Е. Чарушин. «Страшный рассказ». Составление плана на основе опорных слов.

1

Тест

Сравнение художественного и научно- познавательного текстов. Н. Рубцов. «Про зайца». Заяц.

1

Наизусть.

Создание фотоальбома о природе. В.Берестов. «С фотоаппаратом».

1

Проект

Мы идём в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В. Бианки.

1

Мои любимые писатели. В. Бианки. «Хитрый лис и умная уточка». Составление плана на основе опорных слов.

1

Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова. Составление рассказа по серии картинок.

1

Семейное чтение. В. Сухомлинский. «Почему плачет синичка?».

1

Г. Снегирёв. «Куда улетают птицы на зиму?». Постановка вопросов к тексту.

1

Наш театр. В. Бианки. «Лесной колобок – колючий бок». Инсценирование. Шутки-минутки. В. Берестов. «Заяц-барабанщик», «Коза».

1

Комплексная работа

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

Обобщение по разделу.

1

Тест

Жизнь дана на добрые дела (16часов)

Вводный урок. Освоение основных нравственных понятий: взаимопонимание, трудолюбие, честность, сочувствие.

1

Важные дела. С. Баруздин. Стихи о человеке и его делах.

1

Наизусть

Л. Яхнин. «Пятое время года», «Силачи». Заголовок

1

В. Осеева. «Просто старушка». Смысл заголовка.

1

Кого можно назвать сильным человеком. Э. Шим. «Не смей!»

1

А. Гайдар. «Совесть», Е. Григорьева. «Во мне сидит два голоса». Соотнесение содержания рассказа, стихотворения с пословицей

1

Работа со словом. Дискуссия: «Что значит поступать по совести». В. Осеева. «Три товарища».

1

И. Пивоварова. «Сочинение».

1

Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме».

1

Техника чтения.

Самостоятельное чтение. Н. Носов. «Затейники». Подбор заголовка Итоговый мониторинг

1

Тематическая работа

Н. Носов. «Фантазёры». Чтение по ролям.

1

Семейное чтение. И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак».

1

Наизусть

Наш театр. С. Михалков. «Не стоит благодарности».

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Тест

Обобщение по разделу.

1

Чтение рассказов детских писателей.

1

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/443515-ktp-po-literaturnomu-chteniju-2-klass-umk-per

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

  • Сказка лиса и журавль текст распечатать полностью
  • Сказка лиса и журавль пересказ 2 класс
  • Сказка лиса и журавль смотреть мультфильм русская народная сказка
  • Сказка лиса и журавль читать текст полностью с картинками бесплатно
  • Сказка лиса и журавль сказка фото