Сказка лиса и журавль пересказ 2 класс

Автор: григорьева галина владимировна организация: коу адаптивная школа-интернат 19 населенный пункт: омская область, г. омск цель: создать условия учащимся для

Автор: Григорьева Галина Владимировна

Организация: КОУ «Адаптивная школа-интернат №19»

Населенный пункт: Омская область, г. Омск

Цель: Создать условия учащимся для изучения сказки «Лиса и журавль».

1. образовательные: познакомить учащихся с произведением А. Н. Толстого; способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; совершенствовать навык плавного, сознательного чтения с соблюдением пауз и правил орфоэпии, развивать устную речь, расширять и уточнять словарь, учить отвечать на вопросы; учить анализировать прочитанное;

2. коррекционно-развивающие: развивать и обогащать словарь учащихся, развивать слуховое восприятие, память, внимание, мышление;

3. воспитательные: воспитывать наблюдательность, прививать любовь к литературе, природе, окружающему миру.

Тип урока: новая тема.

Оборудование: индивидуальные слуховые аппараты, компьютеры, учебники для чтения 4 класс, тарелки, таблички, презентация «Лиса и журавль».

План урока.

1. Организационный момент.

2. Речевая зарядка.

3. Проверка домашнего задания.

4. Вводная беседа, план урока.

5. Выяснение темы урока.

6.Сообщение темы урока.

7. Словарная работа.

8.Динамическая пауза для глаз.

9. Установка на чтение. Чтение текста учащимися.

10.Определение жанра.

11. Работа над содержанием сказки (I часть). Анализ произведения.

12. Динамическая пауза.

13.Закрепление материала.

14.Домашнее задание.

15.Итог урока.

16.Оценка учащимся.

17. Рефлексия.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Ребята все готовы к уроку?

-Ты слышишь? … — Я слышу.

— …., спроси …..[Какой сейчас урок?]

-Сейчас урок чтения.

2. Речевая зарядка. (Слайд 2)

— Будем внимательно слушать и хорошо говорить.

— Хорошо говори звук «С».

рас – рос – рус русская

ска – ско – ску сказка

русская сказка

рас – рос – рес интересная

Интересная сказка.

3.Проверка домашнего задания. (Слайд 3)

(Полноэкранная демонстрация слайда)

— Посмотрите и скажите: кто это? — Алексей Николаевич Толстой.

— На прошлом уроке мы изучали биографию Алексея Николаевича Толстого. Давайте вспомним.

— Кто такой Алексей Николаевич Толстой? — Алексей Николаевич Толстой –

— известный русский писатель.

(Слайд 4) (выходит ответ на экране)

— Когда родился писатель? — Писатель родился в 1883 году.

— Что написал и пересказал Алексей Николаевич Толстой? — Толстой написал и пересказал сказки «Приключения Буратино», «Лев, Щука и человек», «Лиса и журавль».

  • щелчку мыши – ответ на экране) (Слайд 5)

-Что мы делали? — Мы отвечали на вопросы.

4. Вводная беседа.

— Послушайте и скажите, что будем делать сегодня?

(Учащимся предлагается послушать фразы и выбрать нужную. Составляется план урока.)

— Будем отгадывать ребус.

— Будем читать.

— Будем отвечать на вопросы.

— Будем работать с картинками

5. Выяснение темы урока.

— Чтобы узнать, какое произведение мы будем читать, нужно отгадать ребус. (Слайд 6) (ответы по щелчку мыши)

А И Л С — ЛИСА, ЖУРАВЛЬ.

3 2 4 1

У Ь Р Ж А Л В

4 1 3 5 7 6 2

6.Сообщение темы урока.

-Кто догадался, какое произведение мы будем читать? – Я думаю «Лиса и Журавль»

— Сегодня мы с вами познакомимся с произведением А.Н.Толстого «Лиса и Журавль». (Слайд 7)

(Слайд 8)

На уроке мы определим, какой характер у одного из героев произведения. А так же проанализируем его поступки.

— Откройте книги на странице 173. Найдите это произведение.

7. Словарная работа.

— Нам встретятся незнакомые слова, поэтому давайте объясним их значение. (Слайд 8) (толкование слов – по щелчку мыши)

званый пир – праздничный обед по приглашению

потчевать – угощать

не обессудь – не обижайся

вздумала-захотела

окрошка-блюдо, холодный суп

врозь – не вместе

размазала (показ)

вертеться (показ)

8. Динамическая пауза для глаз (слайд 11,12)

9.Установка на чтение. Чтение текста учащимися.

— Что будем делать? — Будем читать.

Ребята, как нужно читать произведение?

Нужно читать вдумчиво, внимательно, с выражением

— Что мы делали? — Мы читали.

10. Определение жанра.

Подумайте и скажите, к какому жанру относится произведение?

— Я думаю, что это сказка.

— Почему ты так думаешь? — Ответы детей.

-Я думаю, это сказка, потому что здесь животные разговаривают.

  • Правильно ребята.

(По щелчку — фраза): Это русская народная сказка в пересказе А.Н.Толстого.

(По щелчку) — О ком говорится в сказке? — Ответы детей.

(По щелчку): В сказке говорится о лисе, о журавле.

11. Работа с содержанием сказки (I часть). Анализ произведения I части.

(слайд 9) (вопросы и словарь – по щелчку мыши)

— Кем были лиса и журавль в начале сказки? -Друзьями.

-Найдите и подтвердите предложением из текста.

(Учащиеся находят предложение в тексте и отвечают.)

— Лиса и журавль подружились.

а) — Что решила лиса?

(Учащиеся отвечают словами из текста.)

— Вздумала. Как сказать по-другому? — Захотела.

— Замените слово «вздумала» и прочитайте предложение.

— Захотела лиса угостить журавля…

б) — Что приготовила Лиса? -Манную кашу.

Прочитайте предложение в тексте. — Лиса наварила манной каши и размазала по тарелке.

(Учащиеся находят ответ в тексте и читают.)

Молодцы! Верно.

в) Что сделала лиса?

-Размазала по тарелке.

— Покажите, как размазала лиса кашу.

(Учащиеся берут тарелку и имитируют двжение)

в) – Угостился журавль? — Нет.

— Как об этом написано в сказке. Прочитайте.

— Ничего не попадает.

  • по-другому. — Ничего не съел.

— Замените слова и прочитайте предложение.

— Журавль ничего не съел.

— А почему? — Ответы детей.

(Учащимся предлагается показать, как журавль ел кашу.)

г) — Кто съел кашу?

Прочитайте об этом в сказке.

(Учащиеся читают ответ в тексте.)

— Как можно сказать короче? — Лисица всё сама съела.

(Слайд 10)

12.Динамичесая пауза (слайд 16)

А сейчас отдохнем. Встаньте.

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

Характеристика лисы. (Слайд 11)

— Какая лиса?

(Учащиеся читают опорные слова на слайде и выбирают те, которые характеризуют Лису.)

добрая грубая — Хитрая, жадная.

находчивая умная

хитрая жадная

глупая злая

(ответы и вопросы – по щелчку мыши)

— Как поступила лиса? — Лиса поступила некрасиво.

— Вам понравилась лиса? Почему? — Мне не понравилась лиса, потому что она хитрая и жадная. Она обидела журавля.

13. Закрепление материала.

Работа с картинками.

— А сейчас мы будем выполнять задание.

— Откройте задание. ( Педагог отправляет задание по скайпу)

— Расположите картинки в том порядке, в каком развивается сюжет 1 части сказки.

— Отправьте мне выполненное задание (Педагог проверяет задание по скайпу)

14. Домашнее задание.

— Прочитать сказку. Выучить словарные слова и их значение.

(Словарные слова высылаются по скайпу учащимся)

15.Итог урока.

— Что мы делали на уроке? — Мы отгадывали ребус, читали сказку, отвечали на вопросы, работали с картинками.

— О ком говорили? О Лисе и Журавле.

— О чем говорили на уроке? О характере Лисы. О поступках лисы.

16. Оценка учащимся.

— …, какую оценку ты поставишь себе? Почему?…

Я поставлю…, потому что отвечал … (правильно, без ошибок, допустил ошибки)

Послушайте, какие оценки за работу на уроке, вам поставлю я.

17. Рефлексия.

— Подумайте и скажите, каким для вас был урок? (Слайд 20)

(Учащиеся выбирают и оценивают урок из предложенных вариантов: интересный, увлекательный, трудный, скучный, неинтересный.)

— На этом наш урок закончен. Спасибо всем за работу.

Приложения:

  1. file0.docx.. 24,3 КБ

  2. file1_e087c55c-4a66-4d35-8.. 20,7 МБ

Опубликовано: 11.03.2021

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе.

Пересказ сказки «Лиса и Журавль»

Цель: обучать связному последовательному пересказу по опорным картинкам,

Задачи:

    формировать навык планирования высказывания,

    развивать выразительность речи (учить передавать интонации героев),

    развивать память, воображение, общую и мелкую мото­рику, мелодико-интонационные и темпоритмические харак­теристики речи:

    воспитывать чувство ответственности, стремление дорожить дружбой, быть хорошим другом
    .

ОБОРУДОВАНИЕ

Иллюстрации к сказке, маски лисы и журавля, мяч, гео­метрические фигуры

Ход занятия

Игра «Почемучка»

Логопед. Кто скажет, на кого похож журавль?

Дети. На аиста, цаплю, пеликана, лебедя, страуса.

Логопед. Кто такой же длинноногий, длинноклювый, длинношеий, большекрылый? Для чего журавлю нужен длин­ный клюв, шея, длинные ноги?

Когда люди знакомятся и начинают дружить, они зовут друг друга в гости. Такой праздник назывался пир. На него звали, поэтому говорили — званый пир. Для пира готовили — стряпали еду. Хозяева угощали — потчевали гостей. Близких, хороших знакомых, с которыми дружили семьями, крестили детей и называли «кум», «кума».

Как вы понимаете смысл пословиц и поговорок: «Видит соба­ка молоко, да в кувшине глубоко», «Нашла коса на камень», «Несолоно хлебавши», «Как аукнется, так и откликнется»?

Дети отвечают.

Сегодня будем слушать сказку о дружбе лисы и журавля.

Чтение сказки с показом иллюстраций худ. В. Лосина

Лиса и Журавль

Подружились Лиса с Журавлем и пригласила она его к себе в гости: «Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу». Идет Журавль на званый обед. А Лиса нава­рила манной каши и размазала ее по тарелке. «Кушай, го­лубчик мой! Я сама стряпала». Журавль стук носом по тарел­ке — ничего в клюв не попадает. А Лиса лижет себе кашу да лижет. Так все сама и съела. «Извини, — говорит, — больше потчевать тебя нечем». «Спасибо, Лисонька, приходи теперь ты ко мне в гости», — отвечает Журавль. На другой день приходит Лиса к Журавлю. А Журавль наготовил окрошки, налил ее в высокий кувшин. Лиса-то вертится возле кувши­на, и лижет его, и понюхает, а все ничего не достанет. Не лезет голова в кувшин. А Журавль стоит на своих длинных ногах и длинным клювом окрошку таскает. Поел и говорит: «Извини, кумушка, больше потчевать тебя нечем». С тех пор дружба у Лисы и Журавля врозь.

Логопед. Подходят ли к этой сказке пословицы и пого­ворки?

Дети отвечают.

Работа над сказкой

Беседа по содержанию сказки.

Логопед. Кого Лиса пригласила на обед?

Дети. Журавля.

Логопед. Что Лиса готовила на обед?

Дети. Кашу.

Логопед. Как Лиса угощала Журавля?

Дети. Размазала кашу по тарелке и потчует.

Логопед. Почему Журавль не мог есть кашу? Лиса, дей­ствительно, хотела угостить Журавля?

Дети отвечают. Что сказал Журавль Лисе, когда понял ее хитрость?

Дети. Поблагодарил и пригласил в гости.

Логопед. Что приготовил к обеду Журавль?

Дети. Окрошку.

Логопед. Почему Лиса не могла есть окрошку? Как Жу­равль ел окрошку? Какая часть тела помогла ему в этом?

Дети отвечают.

Для чего Журавль налил окрошку в кувшин с узким гор­лышком?

Дети. Чтоб Лиса не достала.

Логопед. Как пришла Лиса домой?

Дети. Не солоно хлебавши.

Логопед. Почему их дружба на этом закончилась?

Дети. Отвечать злом на зло — плохо.

Составление плана

Дети подходят к мольберту и определяют порядок иллюстра­ций к сказке, придумывают названия к каждой картинке.

1. Лиса приглашает Журавля.

2. В гостях у Лисы.

3. Журавль приглашает Лису.

4. В гостях у Журавля.

5. Дружба врозь.

Игра с мячом «Скажи иначе»
Дети подбирают синонимы, передавая друг другу мяч.

Логопед.

Позвала Лиса Журавля в гости.

Дети. Пригласила Лиса Журавля в гости.

Логопед. Приготовила Лиса вкусной манной каши.

Дети. Наварила Лиса вкусной манной каши.

Логопед. Говорит Лиса: «Я сама варила кашу».

Дети. Говорит Лиса: «Я сама стряпала кашу». Логопед. Извиняется Лиса: «Больше кормить нечем». Дети. Извиняется Лиса: «Больше потчевать нечем». Логопед. На другой день является Лиса к Журавлю.

Дети. На другой день приходит Лиса к Журавлю. Логопед. Журавль сделал окрошку. Дети. Журавль наготовил окрошки.

Логопед. Журавль окрошку из кувшина длинным клю­вом ест.

Дети. Журавль окрошку из кувшина длинным клювом таскает.

Логопед. С тех пор дружба у Лисы и Журавля закончи­лась.

Дети. С тех пор дружба у Лисы и Журавля врозь.

Динамическая пауза
«Журавль»

Жура-жура-журавель, Дети машут руками («летят»)

Облетел он сто земель.

На своих на длинных ножках Дети шагают, далеко друг

Он прошел по всем дорожкам, от друга ставя ноги.

По болотцу он похаживает, Показывают, какой короткий

Куцым хвостиком помахивает, хвост у журавля.

(П. Воронько)

Лиса

У лисицы острый нос, Дети показывают руками,

У нее пушистый хвост.
какой нос у лисы плавным

движением.

Лиса павою похаживает, Демонстрируют походку лисы.

Шубу пышную поглаживает:

Я — охотница до птицы!

Кур ловить я мастерица!

Как увижу — подкрадусь Ребенок-«лиса» тихо крадется, затем садится.

И тихонько затаюсь.

После прыгну и схвачу. Вскакивает, «хватает» курицу, уносит ее

Деткам в норку отнесу.

(И. Лопухина)

Игра «Составь фигуру»

Из геометрических фигур дети составляют фигуру журав­ля и лисы.

Зрительные упражнения

Дети смотрят на лису слева вверх, а теперь справа вверх; на журавля — слева вниз, справа вниз; смотрят на лису справа, слева; на журавля слева, справа. Смотрят еще раз на все фигуры справа налево, останавливают взгляд на своей фигуре.

Повторное чтение сказки

Дети читают и пересказывают сказку.

Игра «Чья сказка интереснее?»

Двое детей пересказывают сказку с последующей взаимо­оценкой.

Игра-фантазия «Сочинялка»

Дети рассказывают, что бы они сделали на месте журавля. Затем придумывают, как подружить лису и журавля.

Итог занятия.

Наталья Губина

Конспект занятия «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (подготовительная группа)

Интеграция областей
:

Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель
: обеспечить развитие умения содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты

Задачи
:

Обучающие
:

Обеспечить узнавание жанра художественного произведения

Развивающие
:

Обеспечить развитие умения пересказывать текст
, используя слова и речевые обороты из текста

Активизировать употребление глаголов из текста сказки

Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных

Воспитательные
:

Воспитывать интерес к устному народному творчеству

Способствовать формированию умения понимать смысл пословиц

Технологии
: здоровьесберегающие, игровые.

Предварительная работа
: чтение русских народных сказок
, беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций к сказкам
, заучивание пословиц.

Материал
: серия иллюстраций к русской народной сказке
«Лиса и Журавль
»
, маски для драматизации, аудиозапись для физкультминутки

I. Вводная часть

1. Воспитатель
: Здравствуйте, дети! Сегодня мы познакомимся с новым художественным произведением. Предлагаю вам отгадать загадки и узнать кто главные герои произведения.

Длинноногий, длинношеий

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Ловких попрыгушек (Журавль
)

За деревьями, за кустами

Махнуло хвостом, будто пламя.

Промелькнуло, пробежало.

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса
)

II .Основная часть

Слушайте внимательно.

Рассказывание сказки

Дети, что мы сейчас послушали?

К какому литературному жанру относится это произведение?

Как вы догадались, что это сказка
?

О чем говорится в этой сказке
?

Какой вам представляется Лиса в этой сказке
?

Каким представлен Журавль
?

Какие ласковые обращения героев друг к другу вы услышали? (куманек, кумушка, голубушка)

В сказке
очень много необычных слов. Давайте вспомним их. Что они означают?

«званый пир»
— пригласили, позвали на пир;

«потчует»
— угощает;

«стряпала»
— приготовила пищу;

«не обессудь»
— не обижайся;

«не скупись»
— не жадничай

Как бы вы назвали сказку
? (дети перечисляют названия
)

Эта сказка называется
«Лиса и Журавль
»
.

Послушайте сказку еще раз
. Запоминайте внимательно последовательность сказки
. После моего рассказа
, вы сами попробуете рассказать эту сказку
.

Повторное чтение сказки

Пересказывать мы будем по ролям
. Какие роли есть в этой сказке
?

Как настоящие артисты будем стараться пересказывать
точно по тексту и выразительно

Какие средства артисты используют для выразительного исполнения роли?

Пересказ сказки по ролям

А сейчас немного отдохнем

Физкультминутка

Шёл журавль на охоту
,

Искал лягушку на болоте.

Ноги длинные поднимал,

Через кочки он шагал.

Посмотрел по сторонам,

Нет её ни тут, ни там.

Оглянулся, повернулся,

А затем домой вернулся.

Лексико-грамматическая работа

Что делала лиса в сказке
? (стряпала, варила, размазывала по тарелке, потчевала)

Лиса была хитрая
, а журавль еще …
(хитрее)

Кувшин был высокий, а журавль еще …
(выше)

Нос у журавля был длинный
, а дорога еще … (длиннее)

У этой сказки
есть и другое название «Как аукнется, так и откликнется. Что означает это название сказки
?

Правильно, ребята, недаром говорят
: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступили с тобой»
, все должны жить дружно.

Скороговорка
:

Ждал журавль журавля

На болоте два часа.

Жарко солнышко светило,

Журавлю тоскливо было
.

Давайте произнесем эту скороговорку медленно, четко проговаривая каждое слово.

Произнесем шёпотом. Произнесем громко.

Сейчас будем произносить скороговорку, постепенно увеличивая темп.

У меня есть иллюстрации к этой сказке
. (Закрепить на доске)
. Давайте попробуем составить из них книгу. (дети выкладывают последовательно сюжетные картинки)

Составление книги из иллюстраций

Что вам больше всего понравилось?

С какой сказкой
мы сегодня познакомились?

О чем эта сказка
?

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Повторение русской народной сказки «Снегурочка и лиса» в форме пересказа»

Государственное бюджетное образовательное учреждение Детский сад №71 Центрального района города Санкт-Петербурга Конспект занятия по развитию.

Конспект занятия по мотивам русской народной сказки «ЛИСА И ВОЛК» ПЛАН 1. Приветствие гостей. 2. Чтение сказки с просмотром слайдов. 3.

detsad 444489 1522929313
Цель: Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности. Задачи: 1. Поддерживать интерес к.

Конспект занятия «Пересказ русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Пересказ русской народной сказки «Кот, петух и лиса» Цель: Развить.

detsad 1152010 1523095500
Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», помочь понять смысл произведения. Задачи: — Способствовать эмоциональному.

detsad 1555204 1530361112
Конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) Провела Матвеева Т. В. Тема: Русская народная сказка «Лиса и Журавль».

Непосредственно образовательная деятельность

Выполнила:

Ляпина Марина Анатольевна

Воспитатель высшей категории

МБДОУ д/с № 1 «Солнышко»

Холмск, 2016 г.

Коммуникация (развитие речи), художественное творчество (рисование)

Пересказ сказки «Лиса и журавль»

Цели:

Образовательные.

Связная речь.

Учить детей выразительно, связно, последовательно пересказывать сказку, используя эпитеты, образные выражения из текста:

— Приходи, голубчик-куманек! Я сама стряпала!

— Извини, кумушка, больше потчевать нечем!

— С тех пор дружба у Лисы с Журавлем врозь!

— Не солоно хлебавши!

Учить понимать смысл пословицы: «Как аукнется, так и откликнется».

Словарь и грамматика.

Активизировать в речи детей употребление глаголов из текста:
подружилась, наварила, пригласил, приготовил, размазала, налил, махнула;

пополнить словарь детей за счет слов:
стряпать, окрошка, врозь, потчует, званый обед, кум, кума.

ЗКР.

Развивать эмоционально-выразительную сторону речи.

Развивающие.

Развивать диалогическую и монологическую речь; развивать самостоятельность в составлении узоров по мотивам дымковской росписи.

Воспитательные.

Воспитывать интерес к художественному слову, умение внимательно слушать своих товарищей; стремление дорожить дружбой, быть хорошим другом.

Оборудование.

Иллюстрации к сказке, шапочки лисы и журавля, картинки Лисы и Журавля; тарелка, кувшин, сундучок; аудиозапись «Голоса птиц»; бумажные силуэты тарелки и кувшина, гуашь, кисти.

Планируемые результаты.

Дети научатся свободно, связно пересказывать сказку, смогут объяснить смысл пословицы «Как аукнется, так и откликнется».

Организованная деятельность:

1. Организационный момент:

(звучит аудиозапись «Голоса птиц»)

Ребята, я приглашаю вас на Сказочную полянку, но чтобы туда попасть, надо вспомнить и назвать русские народные сказки, которые вы знаете?

Как вы думаете, почему их называют русскими народными сказками?
(ответы детей: эти сказки придумал русский народ)

Правильно, эти сказки сочинил русский народ, сказки передавались от одного человека к другому.

Вот мы с вами на сказочной полянке.
(

Обращаю внимание детей на волшебный сундучок – в нем находятся тарелочка и кувшин)

2. Работа по обогащению словаря:

уточняется значение слов: званый пир, окрошка (холодное кушанье из кваса с мясом и овощами), стряпать (готовить), потчевать, кум, кума, врозь (отдельно).

А вы знаете, что русский народ очень гостеприимный.

Когда кого-то ждут в гости, готовят званый обед или пир.
На него звали, поэтому говорили – званый пир. Как вы понимаете, что значит,
званый пир?

(ответы детей – кого-то зовут в гости; приглашают в гости; на него звали, поэтому говорили – званый пир)

Для пира готовили – стряпали еду. Хозяйка занимается стряпней – она
стряпает

(показ картинки).

Повторите, что она делает? Как сказать по-другому, что означает стряпать?
(ответы – готовить еду)

А когда гости приходили, хозяйка угощала – потчевала гостей. Повторите –
потчевать.

Как вы понимаете – потчевать?
(ответы детей – потчевать, значит угощать чем-то; просят попить и покушать)

На Руси любили готовить окрошку. Кто знает, что такое окрошка?
(ответы – еда, холодный суп из кваса с мясом и овощами)

Близких, хороших знакомых, с которыми дружили семьями, крестили детей —
называли кум и кума – крестные отец (мать)

Давайте тогда послушаем загадки, чтобы узнать, кто сегодня пришел к нам в гости. Если правильно отгадаете загадку, то появится наш гость.

    Рыжая плутовка

Хитрая да ловкая,

Хвост пушистый,

Мех золотистый

В лесу живет,

В деревне кур крадет.
(Лиса)

    Любит он лягушек,

Квакушек-попрыгушек.

Живёт на болоте, всегда готов к охоте.
(Журавль)

(показать иллюстрации

Лисы

, Журавля)

Хотите узнать, какая история с ними случилась?
(тогда сядьте поудобней, ножки на полу, спина прямая) – приглашаю детей сесть на стульчики.

3. Чтение сказки (1)

Сказка называется «Лиса и журавль»

Вопросы:

    Как называется сказка, которую я рассказала?

    Почему Лиса пригласила Журавля в гости? (Лиса пригласила Журавля в гости, потому что они подружились)

    Как Лиса приглашала Журавля?
    (выразить интонационно: «приходи куманек, приходи, дорогой….»)

    Что приготовила Лиса и как угощала Журавля?
    (Лиса наварила манной каши; размазала кашу по тарелке и потчует)

    Почему Журавль не смог есть кашу и кому больше досталось?
    (Журавль стучал по тарелке, ничего в клюв не попадало; Лисе больше досталось)

    Как Лиса приговаривала, когда угощала Журавля?
    (Кушай голубчик, сама стряпала)

    Какими словами поблагодарил Журавль Лису?

    Что приготовил Журавль на обед?

    Почему Лиса не могла есть окрошку?
    (Лиса не могла есть окрошку, потому что кувшин был с узким горлышком)

    Как извинялись герои сказки друг перед другом?

    Почему Лису взяла досада?
    (Думала Лиса наестся на целую неделю; не солоно хлебавши)

Составление плана.

Дети подходят к доске и определяют порядок иллюстраций к сказке, придумывают названия к каждой картинке

.

    Лиса приглашает журавля.

    В гостях у Лисы.

    журавль приглашает лису.

    В гостях у Журавля.

    Дружба врозь.

Динамическая пауза «Журавль»

Жура-жура-журавель —
дети машут руками («летят»)

Облетел он сто земель.

На своих на длинных ножках —
дети шагают, далеко друг от друга ставят ноги.

Он прошел по всем дорожкам.

По болотцу он похаживает,

Куцым хвостиком помахивает —
показывают, какой короткий хвост у журавля.

4. Повторное чтение сказки с показом иллюстраций

А сейчас я еще раз расскажу вам сказку, а вы внимательно слушайте и запоминайте.

Совместный пересказ

А теперь давайте расскажем сказку. Я буду рассказчиком, а вы будете героями сказки.

Рассказывание по ролям детьми.

(Анализ пересказов детей)

Чем закончилась дружба Лисы и Журавля?
(Лиса и Журавль поссорились)

Про таких героев говорят «Как аукнулось, так и откликнулось». Как вы понимаете эту пословицу?
(как сам относишься к людям, так и они будут относиться к тебе; что ты отдаешь, то и получаешь; что посеешь, то и пожнешь)

У Лисы с Журавлем не получилось дружбы. И, чтобы они не расстраивались, я предлагаю вам подарить им тарелку или кувшин, который вы приготовите. – Дети раскрашивают готовые бумажные формы тарелки или кувшина элементами дымковской росписи и «дарят» Лисе и Журавлю.
(Организуется выставка детских работ — «Кувшин я подарю Лисе» и т.д.)

5. Рефлексия.

Чему вас научила эта сказка?

Что понравилось вам сегодня?

Лисе и Журавлю очень понравилось у вас, вы хорошо инсценировали сказку и подарили замечательные подарки!

Главные герои:
журавль и лиса.

Краткое содержание:

Подружились как-то лиса и журавль. Решили ходить друг к другу в гости. Позвала сначала лиса журавля к себе. Сварила манную кашу и размазала ее по тарелке, но так как у журавля длинный нос, то он не смог есть кашу с тарелки. Лиса же съела всю кашу и сказала, что у нее больше ничего нет. На следующий день уже журавль пригласил лису к себе в гости — приготовил окрошку и налил в кувшин с узким горлышком. Вот только голова у лисы никак не могла пролезть в кувшин и лиса осталась голодной, а журавль спокойно съел всю окрошку. Вот с тех пор лиса и журавль перестали дружить.

Лиса с журавлем подружилась.

Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!

Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала ее по тарелке. Подала и потчует:

Покушай, мой голубчик куманек! Сама стряпала.

Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и скушала. Каша съедена; лисица и говорит:

Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем!

Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

Кушай, кумушка! Не стыдись, голубушка.

Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; толку всё нет как нет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.

Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.

Взяла лису досада: думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Сказка Лиса и Журавль – единственная в русском фольклоре сказка, в которой лиса с журавлем дружбу водила. Впрочем, сказка не только о странной дружбе, но еще о вежливости, воспитанности и правилах гостеприимства. Когда вы прочитаете сказку онлайн и обсудите ее с ребенком, попробуйте вместе придумать к ней хорошую концовку.

Сказка Лиса и Журавль читать

Стала Лиса кумой Журавлю. Решила его в гости позвать. Манную кашу сварила, по тарелке размазала. Сама язычком тарелку вылизывает, Журавля угощаться приглашает. Только кумец клювом по тарелке стучал-стучал, а проглотить ничего так и не смог. Поблагодарил Лисичку за угощение и к себе в гости зовет. Решил кумушку проучить. Сварил окрошку, насыпал в кувшин и предлагает Лисе. Бедная кумушка вокруг кувшина и так, и эдак, а мордочка в кувшин не лезет. Журавль выклевал всю еду из кувшина, а Лиса голодной осталась. С тех пор у Лисы и Журавля дружба врозь. Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.

Анализ сказки Лиса и Журавль

Лиса и Журавль – коротенькая сказка о том, как дружить и как гостей принимать. Персонажи сказки Лиса и Журавль не умеют дружить, плохо знакомы с правилами гостеприимства. Возможно, у героев были добрые намерения. Но, приглашая друг друга в гости, каждый думал о себе, а не заботился о том, чтобы гостю было удобно. Поэтому Журавль чувствовал себя неловко в гостях у Лисички, а Лисичка – у Журавля. Смысл сказки Лиса и Журавль заключается в том, что надо уметь дружить и заботиться о друзьях. Чему учит сказка Лиса и Журавль? Сказка учит думать не только о себе, но и о других.

Этап урока

Время

мин

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

ФОУД

Деятельность  учителя

Деятельность обучающихся

I. Орг. момент.

1

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

А) Проверили глазками учебные принадлежности для урока (учебник, дневник, ручка, карандаш).

Б) Сегодня у нас на уроке присутствуют  гости, поздоровались с ними. Тихо сели!

В) Итак, друзья, начнём урок!

Затей у нас большой запас! А для кого они?

Для вас!

Прием прогнозирования

_

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

II.

Дикционная речевая разминка

3

Выработка навыков и умений правильного произношения звуков и их сочетания, для артикуляции звуков речи, выразительнее  чтения.

-Урок начнём с речевой разминки. На доске написана чистоговорка.

Су-су-су Сеня в лесу встретил лису.

Сы-сы-сы хвост красивый у лисы.

-Прочитайте про себя.

-Прочитайте медленно 1 часть чистоговорки  (мальчики).

-2 часть медленно читают девочки

-Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп(1 ученик)

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.(1 ученик)

-Прочитайте с вопросом (девочки)

— С радостью (мальчики)

-Прочитайте чистоговорку все вместе выразительно.

Итог разминки:

Я довольна вашей работой. Молодцы!

Работа всем классом

Ф

Выполняют задания учителя, внимательно слушают своих одноклассников.

III Мотивация к деятельности

2

Включение обучающих в учебную деятельность.

— Прочитайте пословицу и определите, какого слова не хватает.

… ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам — урок.

— Над  каким разделом мы работали на предыдущих уроках?

-А что значит «мир народной сказки»?

-Сказки каких народов мы с вами читали?

(Русские сказки, корякскую, белорусскую, хантыйскую, нанайскую)

Беседа

Ф

 Задает вопросы

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодца урок.

Мир народной сказки

Существует много сказок. Есть сказки разных народов мира. В них есть своя особенность, описываются события, традиции, история народа.

IV. Актуализация знаний

4

Повторение изученного материала

Вопросы о сказке:

1. Вспомните, что такое сказка.

2.На какие группы делятся сказки?

3. Чему учат сказки.

1. Произведения устного народного творчества с вымышленными героями и событиями.

2. 1 группа  Авторские (сочинили писатели)

Народные (сочинил народ)

2 группа Волшебные, бытовые, о животных.

Волшебные сказки (преодоление препятствий; волшебные помощники; добро побеждает зло)

Бытовые (события каждодневной жизни, нет чудес)

О животных (действующие лица: звери, птицы. Умеют говорить).

Ответы учеников.

V. Постановка учебной цели

4

Подведение обучающихся к теме урока

— Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одной сказкой, название которой определите и назовете сами.

ЗАГАДКИ О ЛИСЕ И ЖУРАВЛЕ:

1. Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, кур в деревне крадёт.

— Правильно! А какие сказки о лисе мы с вами прочитали?

-Какая она в этих сказках?

Послушайте загадку о след. герои.

2. Дни коротки, ночи длинны,

Мы друг друга кличем,

В октябре летим мы клином,

Жалобно курлычем!

-Кто такой журавль?

-Какую же сказку мы сегодня будем читать?

-Правильно. Познакомимся  с русской народной сказкой  «Лиса и журавль» и побудем сегодня актёрами на уроке, т.е. продолжать учится читать по ролям.

Постановка проблемной ситуации

Ф

Ставит перед обучающимися проблему.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Вывешу картинку лисы

Вывешу картинку журавля

Тема на слайде.

Наш театр.

«Лиса и журавль».

Лиса

Корякская сказка «Хитрая лиса». Рус.нар. «Лисичка сестричка и волк»

Хитрая, находчивая…

Журавль

Болотная птица. Крупные, длинноногие, длинношеие птицы. Их высота составляет 90-155 см, вес от 2 до 11 кг.

«Лиса и журавль»

VI. Работа по теме урока

1. Словарная работа

3

Разобрать непонятные для учеников слова, с целью полного осмысления прочитанного

— Читая сказку, мы встретимся со словами, значение которых вы можете не знать. Разберём их вместе.

*званый пир — большой обед;

*потчевает — угощает;

*стряпала- готовила пищу;

*не обессудь — просьба не относиться слишком строго, не осуждать;

*потчевать-угощать;

*не солоно хлебала — обманулась в своих ожиданиях.

Работа со всем классом

Ф

Помогает ребятам, если они затрудняются в чтении слов.

Читают слова с доски с опорой на ударение, пытаются объяснить значение слов.

2.Первичное восприятие сказки

2

-Сейчас я вам прочитаю сказку, а вы внимательно слушайте: и посчитайте количество героев в сказке.

Читает сказку учитель

Читаю выразительно.

Учебники у всех закрыты.

Слушают, работа по заданию.

3. Проверка первичного восприятия.

1

Уяснить учителем эмоц. реакцию детей  на произведение и их понимание общего смысла сказки.

-Подними руку кому понравилась сказка.

-Что особенно понравилось?

-Сколько действующих лиц в сказке?

Беседа

Ф

Задает вопросы после прочтения

3: лиса, журавль и автор

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Выполняет ученик)

Пришло время вам немного отдохнуть!

Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуть, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.

4. Работа над содержанием сказки

5

Обеспечение повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

-Откройте учебник на стр. 84. Прочитайте тему урока.

Вопросы:

1.Почему лиса пригласила журавля в гости?

2.Как в сказке лиса называет журавля?

3. Какое угощение она приготовила журавлю? Почему?

4. Найдите в тексте описание того, как журавль пытается есть манную кашу.

5. Как вел себя журавль после того, как лиса его угостила. Найди в тексте.

Прочитаем часть  из сказки «Журавль в гостях у лисы»

6.Чем  угостил лису журавль? Почему?

7. Найдите в тексте описание того, как  лиса пытается есть окрошку.

8. Почему лиса не могла есть окрошку?

Прочитаем часть из сказки «Лиса в гостях у Журавля»

9. С каких слов начинается сказка?

10. Почему дружба у лиса и журавля врозь?

11. Была ли это настоящая дружба?

12. Как вы понимаете пословицу: Как аукнулось, так и откликнулось.

Беседа

2 ученика: лиса и автор

2 ученика : журавль и автор

Ф

Картинка с тарелкой

Картинка с кувшином

1. Они подружились.

2. Куманёк, голубчик.

3. Манную кашу размазала по тарелке.

4. ЗАЧИТАТЬ.

5. Пригласил её к себе в гости.

6. Окрошкой, которую наклал в кувшин.

7. ЗАЧИТАТЬ!

8. не лезла голова в кувшин.

9. Лиса с журавлём подружилась.

10. Были не гостеприимны. Одна обманула, второй ответил тем же!  

11. Нет. В дружбе не должно быть обмана, хитрости.

12. Как ты относишься, так и к тебе.

5. Словесное рисование героев

2

Передать характер героев

-Давайте дадим характеристику нашим героям.

1) Какой показана лиса в сказке? (характер, внешность)

2) Каким показан в сказке журавль?

(характер, внешность)

Весь класс

Ф

Лиса по характеру- хитрая, обманщица, красивая, рыжая с пушистым хвостом. Двигается- крадётся, любуясь собой).

Спокойный, находчивый, высокий, серый, длинные тонкие ноги, длинная шея, клюв. Передвигается медленно, с достоинством)

6.

Подготовка к чтению по ролям

5

Участие в групповом чтении сказки, распределить роли.

Формировать навык выразительного чтения.

-Работать вы будете по 3 человека. Распределите между собой, кто будет читать слова лисы, автора и журавля. А через несколько минут мы проверим, как вы справились с этим заданием.

Весь класс

Г

Оказывает помощь в случае затруднения.

Читают по ролям, работают в группе.

7. Чтение по ролям

5

Прочитаем сказку по ролям

(по частям чтение).

Итог сказки

Весь класс

Г

Комментирует чтение детей.

Оценивают чтение своего одноклассника.

VII. Итог урока.

2

Обобщить полученные знания, сделать выводы о прочитанной сказке.

— Какую сказку читали на уроке?

— Назовите тему сказки.

-Чему учит эта сказка?

-Что вы посоветуете лисе и журавлю.

Весь класс

Ф

1. Лиса и журавль

2. О том как лиса и журавль подружились и пригласили друг друга в гости, но ни одна ни другой не показали себя настоящим другом, гостеприимным. Журавль ответил лисе таким же поступком, что и лиса. Лисе не удалось обмануть журавля.

3,4 ответы ребят

VIII.

Рефлексия

1

Оценка

настроения и эмоционального состояния

 Есть вам понравилась картинка слева (говорит о вашем хорошем настроении на уроке, вам понравилось работать на уроке, отвечать), то поднимите вверх зелёную карточку; если картинка справа — говорит о том, что урок вам не понравился, вам было скучно и ничему не научились на уроке, то поднимите вверх красную карточку.

Весь класс

И

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая — радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

1.Организа-ционный момент.

( 1 мин.)

2.Актуализа-

ция знаний.

(6 мин.)

3. Создание проблемной ситуации

(2 мин.)

4.Формулиро-вание темы урока и задач

(2 мин.)

5. Изучение нового материала.

(15 мин.)

6.Физкульт-минутка.

(2 мин.)

Работа в парах

(10 мин)

Рефлексия

(4 мин)

Домашнее задание

(2 мин)

8. Домашнее задание.

Итак, друзья, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнем скорей урок!

— Ребята, определите, о каком жанре идет речь.

— Художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера, или о животных с установкой на вымысел, обычно со счастливым концом. 

 — Как вы уже догадались, сегодня мы опять побываем в гостях у сказки.

Вы уже знаете, что сказки бывают разные.

На какие группы делятся сказки по авторству?

—  Почему сказки называются народными?

— На предыдущих уроках немало прочитали сказок. А сегодня познакомимся еще с одной русской народной сказкой. А кто ее главные герои, вы узнаете, отгадав загадки.

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост — ее краса.

Этот зверь лесной — …

В небе чистом, как страница

Пролетают плавно птицы.

Над просторами полей

Клин красавцев ….

— Сказка, которую мы будем сегодня читать так и называется «Лиса и журавль».

— Что вы можете сказать об этих персонажах?

— Но, видимо, чем-то они схожи или связаны друг с другом. Вот об этом мы и будем думать, знакомясь со сказкой. Будем учиться понимать ее смысл.

Рассказывание сказки учителем. Беседа по первому восприятию.

— О ком эта сказка?

— Докажите, что это сказка.

— Кто из героев сказки вам понравился и почему?  

— Сейчас мы перечитаем сказку по частям. При чтении подчёркивайте слова, значения которых вам не очень понятны.

-Как Лиса приглашала Журавля? Прочитайте.

-Как же Лиса обращалась к нему?

Прочитайте 4 абзац.

— Что приготовила Лиса?

Как она угощала гостя?

— Прочитайте следующие два предложения.

— Как ел Журавль?

— А как едят другие птицы?

— Знала ли об этом Лиса?

— Почему лиса так поступила?

— Как ела Лиса?

— Как вы думаете, понял ли журавль, что лиса его обманула?

— Как поступает Журавль?

— Журавль достаточно умен, поэтому понимает хитрость Лисы и находит способ отплатить ей тем же.

Хоровод, хоровод. (Хлопки в ладоши.)

Пляшет маленький народ. (Приседания.) Танцевать, скакать и прыгать (Прыжки на месте.) Мы готовы круглый год. (Приседания.)

Под кустом, под кустом (Наклоны туловища влево-вправо.)

Кто-то с рыженьким хвостом. (Повороты туловища влево-вправо.)

Это рыжая лисичка — (Прыжки на месте).

Под кусточком лисий дом

— Прочитайте следующий абзац.

— Какое угощение и в какой посуде сделал Журавль?

— Как вы думаете, Журавль умышленно это сделал или нет?

— Как Журавль угощал Лису?

— Прочитайте, как Лиса пыталась отведать угощения?

— Как вы думаете, видел ли Журавль, что Лиса не может добраться до угощения?

— Что почувствовала Лиса после такого угощения? Давайте прочитаем дальше.

— А как должен вести себя гость, если он пришёл в дом к тому, с кем хочет подружиться?

— Значит, что должен был сделать Журавль в данном случае?

— Дочитаем сказку до конца.

— Что значит «несолоно хлебавши»?

— В этих строках есть пословица. Перечитаем её ещё раз.

—  Объясните смысл пословицы.

— Слово «аукать» означает звать кого-то при помощи слова «ау», а его часто кричат, потерявшиеся в лесу. На громкий крик откликается эхо, которое повторяет слова кричащего. Образ такого эха лежит в основе пословицы «как аукнется, так и откликнется», только под криком «ау» подразумеваются поступки и действия человека по отношению к другим людям.

То есть, как ты относишься к людям, так и они будут относиться к тебе. Добро вернётся добром, а зло злом.

Чем же похожи лиса и журавль?

— Восстановите последовательности событий в сказке. (Каждая пара получает карточки и выкладывает в правильной последовательности событий)

1. Лиса с журавлем подружились.

2. Лиса пригласила журавля в гости.

3. Лиса угощает журавля.

4. Журавль пригласил лису в гости.

5. Журавль угощает лису.

6. На этом дружба кончилась.

— Можем ли мы с вами сказать, что у нас получился план сказки?

Поможет ли план при пересказе сказки?

-Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились с заданием.

— Сейчас наступило время подвести итоги.

— Какую учебную задачу мы ставили в начале урока?

— Выполнили мы задачу урока?

Мне тоже очень понравился наш урок. Вы были умными, старательными, усердными учениками такими, какими вы охарактеризовали себя в начале урока. Молодцы! Спасибо!

Поздравьте друг друга с хорошей работой на уроке, пожмите руки.

Домашнее задание: подготовить пересказ, используя составленный на уроке план.

(Садятся за парты.)

— Сказка.

— Авторские и народные

— Народная сказка – это результат воображения, выдумки, фантазии не одного человека, а многих на протяжении целых столетий.

— Лиса

— Журавль

Они очень разные, даже внешне.

— О лисе и журавле

— Животные разговаривают, ходят друг к другу в гости, едят из посуды.

По-доброму, ласково.

— Кашу

— Подала тарелку, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю: «Кушай, голубчик, сама стряпала».

— Клевал

— Знала. Все птицы едят одинаково – клюют.

— Плутовка, сама хотела все съесть, жадная.

— Лижет себе, да лижет кашу, может быть и не заметила, что Журавль только стучит носом по тарелке, а каши ему при этом не достаётся.

-Да.

— Он не показал виду, даже не намекнул Лисе, что ему не досталось угощения; он лису поблагодарил и пригласил к себе с ответным визитом.

— Умышленно.

— Предупредил, что никакого другого угощения нет.

-Видел. Именно этого и хотел Журавль, он это задумал.

— Культурно, искренне, честно.

— Тактично обратить внимание Лисы на совершённую ею оплошность; намекнуть, что каши ему не досталось; если обиделся, то просто, поблагодарив хозяйку, мог бы уйти и не приглашать к себе Лису, и она бы задумалась, почему так случилось; а если пригласил, то не поступай так же.

Обманувшись в своих ожиданиях, не добившись желаемого; безрезультатно.

— Как аукнется, так и откликнется.

— Оба поступили неправильно.

— Да

Познакомиться с новой сказкой, научиться выразительно читать и понимать ее смысл.

— Ла

Формирование личностных УУД

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Готовность

учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

Формирование познавательных УУД

Умения доказывать истинность высказывания.

Структурирование знаний

Развитие логическихУУД

— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза.

Регулятивные УУД

— постановка и формулирование проблемы.

Формирование личностных и регулятивных УУД

— постановка учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что не известно.

Познавательнее УУД

— выдвижение гипотезы

Регулятивные УУД

— учатся соотносить выполненное задание с образцом

Познавательные УУД

— анализ, сравнение.

Познавательные УУД

— выдвижение гипотезы

Регулятивные УУД

— учатся соотносить выполненное задание с образцом

Развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.

Формирование познавательных УУД, умений анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать истинность высказывания.

Регулятивные УУД

— оценка работы на уроке.

Самоанализ.

Краткая характеристика героев

Герои сказки немногочисленны. Это:

Подленькая Лиcа, главными качествами которой являются хитрость и жадность, выражающиеся в желании пожить за счет других. Такой она предстает практически во всех народных сказках.

Простодушный, однако не лишенный мстительности, Журавль. Он достаточно умен, поэтому понимает хитрость Лисы и находит способ отплатить ей тем же.

Можно предположить, что оба героя без злого умысла так недружелюбно встречали гостей. Однако народная мудрость не зря высвечивает поведение хитрой Лисы, повадки которой издавна славятся коварством. А Журавль создает впечатление птицы, гордо несущей свою голову. Он достойно отвечает на уловки кумушки Лисы. Но, вероятнее всего, оба они просто не имели правильного представления о том, что встречать гостей следует радушно и с учетом их предпочтений. Невоспитанность – вот камень преткновения, о который разбилась дружба между столь разными героями.

О чём русская народная сказка «Лиса и журавль»


— Пересказывание событий — магическая процедура, — сказал он (Дон Хуан). — Это не просто рассказывание историй. Это видение структуры, лежащей в основе событий. (Карлос Кастанеда, «Активная сторона бесконечности»)
Для удобства работы сказка была выбрана специально небольшая по размеру, поэтому я приведу её здесь целиком.

СКАЗКА «ЛИСА И ЖУРАВЛЬ»

Лиса с журавлем подружилась. Даже кумой ему стала, когда у медведицы появился медвежонок. Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости: — Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу! Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и угощает: — Покушай, мой голубчик куманек! Сама готовила. Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и слизала. Каша съедена; лисица и говорит: — Не обессудь, любезный кум! Больше угощать нечем! — Спасибо, кума, и на этом! Приходи теперь ко мне в гости. На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, выложил в кувшин с маленьким горлышком, поставил на стол и говорит: — Кушай, кумушка! Правда, больше нечем угощать. Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; всё ничего не достаёт! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел. — Не обессудь, кума! Больше угощать нечем. Взяла лису досада: думала, что наесться на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Наше внимание натренировано на то, чтобы замечать конкретные детали, но не видеть общей картины. Общая картина для нас, опять же, прежде всего это набор деталей, просто выстроенных во взаимосвязи друг с другом.

Мы не привыкли смотреть на общую картину как на целостный и неделимый объект. Зачастую требуется много времени, чтобы наш взгляд в достаточной степени «абстрагировался», и мы увидели не отдельные деревья, а лес целиком. Как метко заметил в одном из своих стихотворений Сергей Есенин: «Большое видится на расстоянии».

О чём эта сказка? Чтобы разобраться в этом, необходимо увидеть структуру событий, которые происходят в сказке, в целостности.

Давайте с этим разберёмся.

У медведицы появился медвежонок, а лиса и журавль стали после этого друг другу кумом и кумой. Если мы заглянем в толковый словарь (или в любую поисковую систему в интернете), то мы увидим, что кумом и кумой друг другу являются крёстные родители родившегося ребёнка. То есть лиса и журавль стали для медвежонка крёстными родителями.

Кто такие крёстные родители? В чём их предназначение, в чём их обязанности? Крёстные родители должны наставлять ребёнка наравне с его прямыми родителями. Они также несут за него ответственность, помогают ему советами в жизни, помогают найти правильный путь. Если в ответственность прямых родителей входит, в общем-то, всё подряд, то в ответственность крёстных родителей входит в первую очередь наставничество. Крёстные родители не могут отвечать за ребёнка в повседневной жизни в быту. Для этого у ребёнка есть своя семья и родители. Крёстные могут взять ребёнка на прямое воспитание только в крайних обстоятельствах, например, смерти родителей ребёнка. Однако за то, что ребёнок в жизни выбрал некую правильную дорогу, стал достойным человеком крёстные родители отвечают ничуть не в меньшей степени, чем родные мама и папа ребёнка.

Таким образом то что лиса и журавль стали кумом и кумой означает, что они приняли на себя наставничество над медвежонком.

А кто такие лиса и журавль?

Лиса всегда была в русских народных сказках символом хитрости и практичности. Можно сказать, что как наставник лиса олицетворяет материалистический подход. Будь ловким, хитрым, практичным – и всё у тебя будет хорошо.

Журавль напротив является символом чего-то высокого. Журавль – это не просто птица, это величественная птица. Можно вспомнить известнейшую песню «Журавли» на стихи Расула Гамзатова. Не случайно ведь журавль был выбран поэтом для песни. Такое восхищённо-возвышенное отношение к журавлям всегда было в народе. Учитывая всё это, можно сказать, что в этой картине журавлю отведен духовный подход, противоположный материальному. Откажись от примитивного, воспари над суетой, устремись ввысь, в небо, к Солнцу – в этом настоящая красота души и жизни.

Таким образом, в том, что лиса и журавль стали кумом и кумой можно прочесть, что материальное и духовное – это два подхода, две возможности, которые открываются перед ребёнком с момента его появления на свет. Объективно и материальное и духовное присутствует в жизни каждого человека неизбежно. Вопрос в том, находятся ли эти составляющие в гармонии в жизни человека, и что человек делает для себя главным.

Далее мы видим, что лиса пригласила в гости журавля и предложила ему полакомиться кашей из тарелки. В результате лиса всё и съела, а журавль не смог съесть кашу. В свою очередь журавль предложил лисе отведать пищи из кувшина, и лиса осталась ни с чем, а журавль съел всё. О чём это?

Еда, размазанная по тарелке – это поверхностный взгляд на вещи. Действительно, материалистический подход достаточно примитивен, ему не свойственно искать глубокие смыслы. Когда берёшь ты – это хорошо. Когда забирают у тебя – это плохо. Надо больше иметь, больше кушать и в этом и есть весь смысл жизни. Лисе удобно слизывать кашу с тарелки. А вот журавлю с его длинным клювом поверхностной пищей никак не полакомиться. Душа не может быть удовлетворена такой поверхностной пищей, которую предлагает материальный подход.

Напротив, еда в глубоком кувшине – это стремление разобраться, найти скрытое, что не лежит на поверхности. Человек, устремлённый к духовному (который выбирает путь журавля), сможет найти глубину в жизни, узнать сокрытое от поверхностного взгляда, и именно это даст ему удовлетворение (пищу). Напротив, материалистический подход не позволит получить ничего из перечисленного (лиса, как ни пыталась, не смогла отведать из глубокого и узкого кувшина).

С тех пор дружба у лисы с журавлём врозь.

Материальное и духовное присутствует в нашей жизни. Но хотя и то, и другое есть, в приоритете может быть только что-то одно. Человек, предпочитающий материальный взгляд на мир, никогда не сможет «взлететь душой в небо» как журавль, и никогда не узнает скрытого глубинного смысла вещей. Поверхностный взгляд на вещи не позволит ему этого сделать. Напротив, человеку, выбравшему духовный путь, материальное никогда не заменит духовного и не даст ощущения полноты жизни.

Человек должен выбрать как основное что-то одно, так как усидеть на двух стульях невозможно. Если главное в жизни её материальная сторона, то тогда прекращается духовное развитие. Если главное в жизни духовное, то материальное теряет своё значение. Источник

Мораль сказочного сюжета

Она отчетливо просматривается сквозь призму отношений героев. Красной нитью проходит мысль о невозможности дружбы между людьми, не умеющими или просто не желающими учитывать возможности, привычки и вкусы других. Невоспитанность одной и желание другого проучить негостеприимную соседку приводят к разрыву дружеских отношений.

Такой итог – естественный исход дружбы между теми, кто не умеет заботиться о друзьях, стараться сделать им приятное даже в ущерб собственным привычкам и предпочтениям.

Составители сказки призывают читателей относиться к другим так, как хотелось бы, чтобы относились к ним самим. В обратном случае велика вероятность проявления принципа бумеранга. А ведь бывает не всегда приятно пожинать плоды, которые сам же и посеял.

О чем сказка? Краткий пересказ

Автор «Лисы и Журавля» — русский народ — описывает в сказке то, как попытались подружиться Лиса и Журавль. Лиса захотела угостить Журавля и позвала его в гости, приготовив манки и размазав ее по тарелке. Пока хозяйка потчует Журавля, она хвалится тем, что сама приготовила угощение. У Журавля не получилось попробовать кашу даже немного, ведь клювом есть подобное блюдо неудобно. А Лиса, тем временем, съела кашу и стала извиняться, что больше нечем угостить Журавля. Тот, в свою очередь, позвал подругу в гости уже к себе.

Автор сказки «Лиса и журавль» описывает дальше, как «рыжая кумушка» пришла в гости. Журавль приготовил угощение в кувшине – вкусную окрошку, которую ему удобно кушать клювом. Лисица, пытаясь попробовать еду, вертела кувшин во все стороны, но так и не смогла скушать и крошки. Журавль покушал и тоже извинился, что нечем Лису угощать.

Автор «Лисы и Журавля». Есть ли вариации сказки в современном мире?

Так как сказка является русским народным творчеством, ее часто интерпретируют и в современном мире, подгоняя под формат спектаклей и сценок для детей. Автором «Лисы и Журавля» как короткого спектакля на одну минуту в стихотворной форме выступила Олеся Емельянова, и написала она пьесу в 2001 году. В ее видении спектакль можно представлять как одному, так и двум или трем актерам – Лиса, Журавль, Рассказчик. Лучше всего читать спектакль Олеси детям, когда они изучают эту сказку в школе, ведь так они лучше запомнят и сюжет, и мораль произведения.

Виды психотерапевтических сказок

Принято выделять их несколько видов.

Терапевтические сказки о ребенке, который похож на вашего малыша. Рассказывая ребенку такую сказку важно сделать его другом главного героя. События в истории должны быть аналогичны жизненной ситуации.

На таком примере он учится решать проблемы и приходит к самостоятельным выводам. Например, если ребенок не хочет заниматься гимнастикой, то здесь будет уместна история, где герой подслушал разговор об ее пользе, какую силу и энергию она может дать, чтобы добиваться желаемого.

Психотерапевтические сказки о вашем ребенке. С помощью таких историй ребенок напрямую отождествляет себя с главным героем. Обязательно включение элементов перенесенных из реальной жизни. Подойдут имена друзей, названия игрушек или любимых мультигероев.

Важный нюанс такой сказки это наделение героя истории теми качествами, которые нужно привить самому ребенку. Невежливость можно корректировать поступками героя, который со всеми здоровался и всем помогал. Для детей, которые боятся темноты полезно слушать сказки о том, как маленький персонаж помогает другому выбраться из темного и страшного подземелья.

Психологи утверждают, что таким образом происходит эмоциональное восприятие. По истечении времени начинается соотнесение сказки с реалиями. Модель поведения может измениться в положительную сторону уже через нескольких часов.

Важные моменты

Для достижения максимального результата сказку необходимо рассказать не один раз. С целью коррекции одних и тех же качеств личности младшего школьника или, например ребенка с задержкой психического развития, придумать несколько историй на аналогичную тематику. В том случае, если ребенку понравилась определенная сказка, то не стоит ему отказывать.

Терапевтические сказки не надо использовать постоянно. Сказкотерапия как лекарство, нужно соблюдать дозировку. Растолковывать мораль сказки не нужно. Психологи акцентируют внимание на том, что малыш должен сам делать соответствующие выводы.

Юмор и шутки сближают родителей и детей. Поэтому использование такого инструмента в историях поможет их оптимальному восприятию. Мама или папа самые лучшие сказкотерапевты. Придумывание своих домашних сказок сближает близких и позволяет выявить все проблемы и недостатки в воспитании.

  • Сказка лиса и журавль смотреть мультфильм русская народная сказка
  • Сказка лиса и журавль читать текст полностью с картинками бесплатно
  • Сказка лиса и журавль сказка фото
  • Сказка лиса и журавль лисичка подавала еду в кувшине
  • Сказка лиса и журавль иллюстрации к сказке