Тема урока: Д.Н.Мамин- Сибиряк «Сказка про
храброго зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Цель урока: проанализировать произведение Д.Н.Мамин-
Сибиряк «Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Предметные: выбирать наиболее точную
формулировку главной мысли из ряда данных; размышлять о характере и поступках
героя; относить произведение к одному из жанров: сказка; различать народную и
литературную сказку;
Личностные: умение выказывать своё отношение
к героям, выражать свои эмоции; умение оценивать поступки в соответствии с
определённой ситуацией.
Метапредметные: формирование умения принимать и
сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Регулятивные УУД: определять наиболее эффективные
способы достижения результатов.
Коммуникативные УУД: формирование умения работать в
парах, умения коротко, ясно и интересно излагать информацию.
Познавательные УУД: развитие познавательной активности
и совершенствование навыков анализа текста.
Ресурсы урока: учебник литературного чтения 3
класс 1 часть, технологическая карта урока
Этапы урока
УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УМО
Организационный этап
Здравствуйте ребята.
Проверьте готовность к уроку, у всех на партах есть учебники литературного
чтения 1 часть? Хорошо, я вижу, все готовы.
Приветствуют учителя
Проверяют готовность к
уроку
Актуализация знаний.
Повторение раннее изученного
Так, ребята, сейчас я
раздам 4 разные загадки, после того как вы отгадали, скажите свой ответ
соседу и обменяйтесь карточкой
1.
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка, Глазки с косинкой, Ушки вдоль спинки, Одёжка в два цвета –
На зиму, на лето.
2.
Серый
гонится за белым, Хочет белым пообедать. Как догонит — зубом щелк: Белый —
бедный, сытый -…
3.
Много бед
таят леса. Волк, медведь там и лиса! Наш зверек живет в тревоге, От беды
уносит ноги… Ну-ка, быстро отгадай-ка, Как зверек зовется? …
4.
Угадайте,
что за шапка: Меха целая охапка. Шапка бегает в бору, У стволов грызет кору.
Поднимите руки вместе,
кто отгадал?
Прочитайте загадки,
скажите отгадки.
Что вы знаете про
зайца? Большие уши, короткий хвост, зимой беленький, а летом серенький,
грызет у стволов кору, никого не обижает, а сам всех боится.
Что вы знаете о волке?
Давайте вспомним урок
окружающего мира. Дайте характеристику зайцу? Животное, млекопитающее, травоядное.
Дайте характеристику волку?
Животное, млекопитающее, хищник
Как зайцу удаётся
выжить в природе? От врагов он спасается бегством.
Поднимают
руки
1- Заяц, 2- волк, 3- зайка, 4- заяц
Ответы
детей
Ответы
детей
Ответы
детей
Ответы
детей
Ответы
детей
Целеполагание и
мотивация учебной деятельности.
Кто догадался, о ком мы
сегодня будем читать? Правильно, о зайце
Откройте учебник на с
183. Сформулируйте тему и цели урока. Будем читать Сказку про храброго зайца
Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка и анализировать её.
О
зайце
Ответы
детей
Первичное восприятие
текста.
(чтение
сказки учителем)
Понравилась
вам сказка? Какое у вас настроение?
Каким
изображён заяц в начале сказки? Найдите ответ на этот вопрос
Определите
слово, которое описывает, каким был зайчик в начале сказки
Почему
заяц вдруг заявил, что никого не боится?
Как
к такому заявлению отнеслись другие зайцы? Зачитайте отрывок из сказки
Что
они говорили про него?
Прочитайте,
как хвастался заяц.
Почему
над ним начали смеяться молодые и старые зайцы?
Почему
волк захотел съесть именно этого зайца?
Что
случилось с зайцем, когда он увидел волка?
Как
вы понимаете это выражение?
Ответы
детей
Родился
зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где- нибудь сучок, вспорхнёт птица,
упадёт с дерева ком снега – у зайчика душа в пятки
Трусливый
Он
вырос большой и вдруг надоело ему бояться
Собрались
старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все
слушают, как хвастается Заяц – Длинные Уши, Косые глаза, Короткий Хвост, —
слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся
никого.
Эй
ты, Косой Глаз, ты и волка не боишься?
И
волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь! — Да что тут говорить!
– кричал расхрабрившийся окончательно Заяц. – Ежели мне попадётся волк, так я
его съем.
Все
над ним смеялись, потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а
только всё хвастается.
Он
услышал, как над ним смеются зайцы, а больше всех – хвастун заяц, который
хвастался своей храбростью.
Язык
у хвастуна точно примёрз
Он
не мог говорить, язык у него точно замёрз от страха, ведь он увидел волка
Физ.минутка
Тихо
все, ребята, встали,
Руки
дружно все подняли,
Развели
их в стороны,
Посмотрели,
ровно ли,
Опустили
разом вниз,
Тихо,
тихо, все садись
Выполняют
движения
Проверка первичного
восприятия
Что
показалось волку? Что он подумал о зайце?
А
что казалось зайцу?
Как
автор говорит о том, как заяц убегал от волка?
Где
нашли трусишку другие зайцы?
Что
ему сказали зайцы? Как они его стали называть?
Во
что стал верить заяц, после этого происшествия?
Почему
в начале сказки все смеялись над зайцем?
Почему
в конце стали его называть храбрым и бесстрашным?
Ему
показалось, что кто-то в него выстрелил. А о зайце он подумал, что он
какой-то бешенный.
Волк
гонится за ним по пятам вот-вот схватит его.
Задал
такого стрекоча. Что кажется готов был выскочить из собственной кожи.
В
ямке под кустиком
Они
его похвалили, молодец, косой!
Что
он действительно никого не боится
Не
верили ему
Они
решили, что заяц напугал волка, волк убежал и поэтому они остались живы.
Домашнее задание и
инструктаж по его выполнению
Откройте дневники и
запишите домашнее задание, страница 184-187 , нарисовать иллюстрацию к
наиболее понравившемуся фрагменту.
Записывают домашнее
задание
Итог урока
Давайте
вспомним тему нашего урока?
Кто
автор этой сказки?
Как
закончилась сказка?
Сказка
про храброго зайца
Д.Н.Мамин-
Сибиряк
Все
стали уважать зайца
Конструкт образовательной деятельности
по ПМ 03 Организация занятий по основным
общеобразовательным программам дошкольного образования
Специальность 44.02.01 Дошкольное образование
Белоусовой Дарьи Алексеевны, студентки 33 б группы
Дата: 27.04.2021
ДОО: №41
Группа:старшая группа (от 5 до 6 лет)
Воспитатель:
Руководитель практики: Колмогорцева Вероника Дмитриевна
Методист:Соломина Елена Владимировна
Тема: Пересказ русской народной сказки «Лиса и кувшин»
Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Вид НОД: приобщение к художественной литературе
Форма НОД: пересказ
Виды деятельности: Игровая,восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, двигательная.
Форма организации: Фронтальная, индивидуальная.
Планируемый результат:
Дети проявляют умение слушать новые сказки на примере русской народной сказки «Лиса и кувшин», сопереживают героям произведения, вовлечены в разговор во время беседы, рассматривания иллюстраций, картинок;
Дети стремятся к активному общению с взрослыми и сверстниками;
Дети демонстрируют бережное отношение к книге;
Дети демонстрируют связную (диалогическую и монологическую) речь в процессе пересказа русской народной сказки «Лиса и кувшин»;
Дети проявляют любознательность, инициативу и самостоятельность в общении, ознакомлены с русской народной сказкой «Лиса и кувшин»;
Дети демонстрируют умения передавать эмоционально характеры и поведение героев, их действия;
Дети познакомились с новыми для них словами «жать», «вылакала», «подобралась», «кувшин не отстает», «полно»;
Дети демонстрируют умение отвечать на вопросы полным предложением.
Цель:Формирование интереса и воспитание любви к чтению русских народных сказок в процессе пересказа русской народной сказки «Лиса и кувшин»
ЗАДАЧИ образовательной деятельности | Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Воспитывать желание делиться своими впечатлениями с воспитателем и сверстниками. Воспитывать бережное отношение к книге в процессе пересказа русской народной сказки «Лиса и кувшин». 2.Развивающие задачи: Развивать связную речь детей в процессе пересказа русской народной сказки «Лиса и кувшин». Вовлекать детей в разговор во время беседы, рассматривания иллюстраций, картинок. Развивать умение вступать в диалог со взрослым и детьми. Развивать инициативу и самостоятельность в общении. Развивать умения передавать эмоционально характеры и поведение героев, их действия. Развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением. 3.Обучающие задачи: Ознакомить детей с русской народной сказкой «Лиса и кувшин». Учить детей пересказывать знакомую русскую народную сказку «Лиса и кувшин», связно и последовательно, используя сказочные повторы. Обогащать словарь детей новыми для них словами «жать», «вылакала», «подобралась», «кувшин не отстает», «полно». | Миша – развивать умение слушать сверстников, не перебивая их. |
Принципы дошкольного образования (ФГОС): Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъема создание ситуации успеха.
Принципы обучения: принцип научности и доступности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип индивидуального подхода; принцип осознанности и активности, принцип обеспечения активной языковой практики, принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи; принцип толкования новых слов.
Методы воспитания и обучения
Методы воспитания:
Поощрение, беседа, чтение.
Методы: обучения:
Словесные: чтение, беседа, художественное слово, рассказывание, объяснение.
Наглядные: иллюстрация, демонстрация.
Практические: игра, упражнение.
Список использованных источников:
-
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
-
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
Средства обучения: книга – русская народная сказка «Лиса и кувшин», опорные картинки, карта, волшебный мешок, теневой театр.
Предварительная работа: Игра «Живые слова».
Задачи: продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.
Ход:
—Ребята, помните мы с вами играли в игру «Живые слова? Сейчас вы угадаете одно слово, чтобы получилось предложение.
Пригласить к столу троих детей. Двум детям говорить слова рыжая и лиса. Третье слово добавляют дети (крадётся, мчится, несётся, приближается…). Выбрать одно из названных детьми слов и предлагать третьему ребёнку встать рядом с двумя первыми (рыжая, лиса).
Подводить итог: «У нас получилось предложение». Дети произносят предложение: Рыжая лиса приближается.
Менять слова местами: «А сейчас какое предложение?» (Приближается рыжая лиса.)
Индивидуальная работа: «Отгадай загадки»
Задачи: учить отгадывать загадки, закреплять знания о характерных признаках диких животных, большой – маленький.
Оборудование: иллюстрации животных (медведь, лиса, заяц, волк)
Ход:
—Послушай и отгадай загадки. Выучи загадку про лису. Найди самого большого зверя и самого маленького.
Знаменитый пчеловод.
Любит он пчелиный мед!
Только с пчелами — беда!
Так нажалят иногда! (Медведь)
Хоть на вид — краса девица,
На проделки мастерица,
Кто дружить захочет с ней?
Зверя нет в лесу хитрей. (Лиса)
Летом сер, зимою бел,
По характеру не смел.
По полянкам скачет ловко,
Любит сочную морковку. (Заяц)
Серый я, живу в лесу,
Знаю рыжую лису.
Песню грустную тяну,
Громко вою на луну. (Волк)
Ход деятельности
Этапы | Методы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Планируемый результат | |
1. Мотивационный этап Задачи: — заинтересовать детей на предстоящую деятельность; — воспитывать желание слушать; развивать любознательность; развивать умение вступать в диалог со взрослым и сверстниками; — воспитывать бережное отношение к книге в процессе пересказа русской народной сказки «Лиса и кувшин». | Эмоциональное стимулирование; беседа | Воспитатель эмоционально стимулирует детей. Воспитатель заносит в группу волшебный мешочек. -Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие! Вы хотите? Чтобы узнать куда мы отправимся, нужно посмотреть на карту. На ней спрятан ответ! Давайте вместе внимательно посмотрим и дружно найдём! — Верно, вот же волшебный мешочек. Ребята, вы хотите узнать, что в нём? — Давайте же скорее посмотрим. — Ребята, что же это такое? — Правильно, книга. Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в книгу! — Но чтобы узнать, в какую, нам нужно отгадать загадки. Хитрая плутовка, — Молодцы! – А вот вам и вторая загадка: Горлышко узкое, |
Дети подходят к воспитателю, сосредоточивают внимание | Дети проявляют любознательность, заинтересованность к предстоящей деятельности, проявляют желание слушать, умение вступать в диалог со взрослым и сверстниками; Дети демонстрируют бережное отношение к книге. | ||||
2. Чтение русской народной сказки и беседа 2.1 Первичное чтение произведения без установки на пересказ (запоминание) Задачи: — формировать интерес к чтению; — ознакомить детей с русской народной сказкой «Лиса и кувшин»; — обогащать словарь детей новыми для них словами «жать», «вылакала», «подобралась», «кувшин не отстает», «полно». | Художественное слово; выразительное чтение; иллюстрация; демонстрация. | -Сейчас мы будем путешествовать по сказке, я буду читать вам сказку, а вы слушайте внимательно. Воспитатель читает сказку Воспитатель объясняет значение слова жать (жать – убирать хлеб), вылакала (выпила),подобралась (тихо подбежала), кувшин не отстает (не отпускает), полно (хватит, пора прекратить). | Дети внимательно слушают сказку, рассматривают иллюстрации из книги. | Дети ознакомлены с русской народной сказкой «Лиса и кувшин» проявляют интерес к чтению; умеют слушать русские народные сказки Дети познакомились с новыми для них словами «жать», «вылакала», «подобралась», «кувшин не отстает», «полно». | |
2.2 Работа над текстом. Беседа Задачи: — вовлекать детей в разговор во время беседы, рассматривания иллюстраций, картинок; развивать умение вступать в диалог со взрослым и сверстниками. | Беседа; эмоциональное стимулирование; поощрение; иллюстрация; выборочное чтение | Воспитатель задаёт вопросы, побуждает детей к высказыванию, комментирует высказывания. Инициирует общее обсуждение. -Ребята, скажите, вам понравилась русская народная сказка «Лиса и кувшин»? -А что вам в этой сказке особенно запомнилось? -Какая лиса в этой сказке? (хитрая, глупая, жадная) -Как лиса попала в кувшин? -Как сначала разговаривала с кувшином? -Какие слова она говорила? Произнесите эти слова так, чтобы вы услышали, что лиса говорит ласково. -А как лиса стала потом разговаривать? -Какие слова она говорила? Произнесите эти слова так, чтобы все услышали, что лиса говорит сердито. -Чем заканчивается сказка? -Какой показана лиса в этой сказке и откуда это видно? | Дети слушают и отвечают на вопросы воспитателя, слушают друг друга; выражают собственные чувства, мысли, говорят непонятные ими слова, слушают их объяснение | Дети проявляют умение слушать новые сказки на примере русской народной сказки «Лиса и кувшин», сопереживают героям произведения, вовлечены в разговор во время беседы рассматривания иллюстраций, картинок. |
Игра «Покажи» Задача: -развивать умения передавать эмоционально характеры и поведение героев, их действия. | Беседа; Игра | -Мальчики и девочки, наше путешествии в книге не может быть без волшебства. Я предлагаю вам пройти на ковёр. (Дети проходят на ковёр) —Давайте превратимся все в бабу и представим как нужно жать. Дети показывают движения —Как ходит лиса? — Как головой мотает? — Как бегает лиса? | Дети слушают педагога, показывают движениями, эмоциями характер и поведение героя, их действия. | Дети демонстрируют умения передавать эмоционально характеры и поведение героев, их действия. | |
Физкультминутка Задачи: — снять мышечное напряжение; — подготовить к дальнейшей деятельности; -совершенствовать двигательные умения и навыки детей. | Показ воспитателя; упражнение | — Ребята, давайте немного встанем и выполним физминутку. Воспитатель наблюдает за детьми во время выполнения упражнений, корректирует в случае необходимости. Покажите мне, ребята, Как в лесу живут зверята, Как лисенок просыпается, Как бельчонок умывается. Как зайчонок поскакал, Как волчонок пробежал, Как ежонок и ежиха Собирают ежевику. Только медвежонок спит. Просыпаться не спешит. | Дети выполняют упражнения Дети проявляют физическую активность. | Снято мышечное напряжение; Дети готовы к дальнейшей деятельности; Дети демонстрируют двигательные умения и навыки. | |
2.3 Повторное чтение с установкой на запоминание Задачи: — воспитывать умения слушать новые сказки, сопереживать героям произведения; — формировать интерес к чтению; — развивать инициативу и самостоятельность в общении. | Выразительное чтение Повторное чтение | -Ребята, я сейчас буду читать сказку второй раз, слушайте внимательно и рассматривайте картинки. Воспитатель читает второй раз сказку. | Дети внимательно слушают сказку, рассматривают картинки, запоминают сказку. | Дети умеют слушать новые сказки, сопереживать героям произведения; проявляют интерес к чтению. проявляют инициативу и самостоятельность в общении. | |
2.4 Пересказы детей Задача: — развивать связную речь в процессе пересказа русской народной сказки «Лиса и кувшин». | Пересказ; рассказывание; поощрение; опорные картинки | Воспитательэмоционально вовлекает в слушание пересказов. — Ребята, кто хочет попробовать рассказать нам русскую народную сказку «Лиса и кувшин»,по картинкам? Вызвать для пересказа 2 детей. — Оля, ты будешь рассказывать сказку, а ты, Юля, — говорить за лису. (затем спросить еще 2 детей) — Ребята, в чьем исполнении сказка вам понравилась больше? Чем вам понравилась сказка в исполнении Оли и Юли? Как Юля говорила за лису сначала? А потом? |
— Ребята, в сказке есть такое предложение: Побежала лиса к реке. А как можно сказать по-другому? Вместо слова «побежала» придумайте другое слово.(помчалась, понеслась, полетела) —Молодцы, много интересных слов назвали. | Дети пересказывают содержание сказки, слушают сверстников. | Дети демонстрируют связную (диалогическую и монологическую) речь в процессе пересказа русской народной сказки «Лиса и кувшин». | |||
3. Рефлексия. Задачи: — формировать умение анализировать деятельность и оценивать результаты своей деятельности; — развивать умение вступать в диалог со знакомым взрослым и сверстниками. | Беседа | Воспитатель задаёт вопросы, обсуждает их с детьми. -Скажите, а как называется сказка, которую мы сегодня с вами пересказывали? -Ребята, скажите, чему учит нас эта сказка? -Ребята, с каким трудностями вы столкнулись? -Как вы их преодолели? -Ребята, скажите, а что вам помогло при пересказе (рассказывании) сказки? -Или вам легко было пересказывать (рассказывать) сказку по картинкам? | Дети отвечают на вопросы; слушают друг друга; выражают собственные чувства, мысли; выстраивают полное предложение. | Дети проявляют умение подводить итоги; проявляют умение вступать в диалог со знакомым взрослым и детьми, и сверстниками; проявляют инициативу и самостоятельность в общении. | |
|
Задачи: — ориентировать детей на самостоятельную деятельность; — развивать инициативу и самостоятельность в общении. | Беседа | -Ребята, как вы думаете, может быть в нашем волшебном мешочке еще что-нибудь интересное появилось? -Давайте посмотрим? -Ребята, как вы думаете, что это? -Правильно, ребята, это теневой театр! Ребята, обратите внимание из какой сказки эти силуэты? Верно, из сказки «Лиса и кувшин». —Мы с вами можем открыть вечер Теневого театра сегодня в нашей группе. Вы согласны? | Дети слушают воспитателя, выражают собственные чувства, мысли, отвечают на вопросы. | Дети ориентированы на дальнейшую самостоятельную деятельность; проявляют инициативу и самостоятельность в общении. |
Русская народная сказка «Лиса и кувшин»
Вышла баба на поле жать и спрятала в кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала. Пора бы и домой, да вот беда — головы из кувшина вытащить не может.
Ходит лиса, головой мотает и говорит:
— Ну, кувшин, пошутил, да и будет! Отпусти же меня, кувшинушка. Полно тебе баловать — поиграл, да и будет!
Не отстает кувшин, хоть что ты хочешь!
Рассердилась лиса:
— Погоди же ты, не отстанешь честью, так я тебя утоплю!
Побежала лиса к реке и давай кувшин топить.
Цель:
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи.
Задачи:
1. Продолжать учить детей рассказывать стихотворение вместе с педагогом.
2. Формировать связную речь детей (описание игрушки).
3. Вызвать у детей радость от слушания знакомой потешки и желание читать ее вместе с воспитателем.
4. Формировать интонационную сторону речи.
5. Развивать представление об окружающем.
6. Развивать общую и мелкую моторику детей.
7.Учить отгадывать загадки, эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы, запоминать яркие выражения героев сказки.
Оборудование: мягкая игрушка — заяц.
Ход занятия:
Вос-ль: Утром встали малыши,
В детский сад свой пришли.
Вам мы рады как всегда,
Гости здесь у нас с утра.
Придумано кем то
Просто и мудро,
При встречи здороваться
Доброе утро!
Доброе утро
Солнцу и птицам!
Доброе утро
Приветливым лицам!
Каждый становится
Добрым, доверчивым
Доброе утро длится до вечера!
Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, улыбнемся гостям, и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Вос-ль: Рассаживайтесь ребята, пожалуйста, на стульчики
Организационный момент.
Дети сидят на стульях.
Знакомство с темой.
Воспитатель загадывает детям загадку:
Длинное ухо
Комочек пуха
Прыгает ловко
Любит морковку. Ответ детей (заяц)
Сюрпризный момент. (Стук в дверь).
Воспитатель вносит игрушечного зайца. Зайчик здоровается с детьми. Дети тоже поздоровались с зайцем. Зайчик говорит: «Я слышал, что вы говорили обо мне, загадывали загадку, и я решил зайти к вам в гости».
Описание игрушки
Воспитатель предлагает зайчику остаться и дети описывают игрушечного зайчика. Воспитатель задает детям вопросы:
1. Зайчик большой или маленький? (маленький)
2. Какая у зайчика шерсть? (пушистая, мягкая)
3. Каким цветом? (белый или серый)
4. Какие ушки у него? (длинные)
5. Какой хвостик? (короткий)
6. Где зайчик живет? (в лесу)
Зайчик хвалит детей: «Какие дети молодцы, много обо мне знают».
Рассказывание стихотворения и потешки про зайку.
Воспитатель обращается к зайчику: «А дети стихотворение про тебя знают».
Дети рассказывают стихотворение А. Барто «Зайка».
Зайку бросила хозяйка
Под дождем остался зайка
Со скамейки слезть не смог
Весь до ниточки промок.
Зайчик: «Молодцы, и стихотворение про меня знают».
Воспитатель: «А дети еще и потешку про тебя знают».
Дети рассказывают потешку:
Заяц Егорка
Свалился в озерко
Бегите под горку!
Спасайте Егорку!
Зайчик обращается к детям: «Дети, вы наверное устали сидеть на стульчиках, давайте с вами немного поиграем?
Физминутка:
Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит,
Вот так, вот так
И ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать!
Рассказывание потешек про весну.
Зайчик обращается к детям, говорит: «На улице весна, прилетели птицы, светит солнышко».
Воспитатель предлагает зайцу послушать потешку про солнышко:
Солнышко, солнышко,
Загляни в окошечко.
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
—————————-
Смотрит солнышко в окно
Смотрит в нашу комнату
Мы захлопали в ладоши
Очень рады солнышку!
(дети хлопают в ладоши)
Заяц: «Молодцы, какие детки!»
Воспитатель: «Да, зайчик, а на улице и снег растаял, побежали ручьи, скоро покажется зеленая травка. Послушай нашу потешку про травку»:
Как по лугу, лугу
По зеленому лугу,
Разливалася вода,
Расстилалася трава,
Расстилалася трава
Трава шелкова.
Вос-ль: зайчик, ты принёс с собой сундучок. А что в сундучке?
Зайчик: прежде чем рассмотреть то, что есть в сундучке, отгадайте загадки.
Хвост пушистый — краса,
А зовут её …лиса.
(достаёт игрушку лисы)
Кто рано встаёт,
Голосисто поёт.
Детям спать не даёт? (петух)
(достаёт игрушку петуха)
Вос-ль: как вы думаете, из какой сказки звери: заяц, петух и лиса? (ответы)
И правда, это герои русской народной сказки «Заюшкина избушка»
А сейчас наши сказочные герои оживут, и вы увидите и услышите сказку «Заюшкина избушка» (складывает игрушки в сундучок и закрывает его).
Давайте все вместе дружно скажем: «Раз, два, три! Сказка, оживи!».
Вос-ль показывает детям сказку на фланелеграфе, затем задаёт вопросы.
-Понравилась вам сказка? О чём она?
-Кто из героев вам больше понравился? Почему?
-Какая избушка была у зайчика? У лисы?
-Чем закончилась сказка?
Вос-ль: Сейчас мы с вами мимикой покажем героев сказки: лису, когда она выгоняла зайчика (сердитая); зайчика, когда его выгнали из избушки (печальный, грустный);
Лису, когда её выгнал петушок (испуганная).
Вос-ль: Ребята кто это плачет? Посмотрите лиса никуда не убежала. Она сидит под кустиком. Почему она плачет? Вам жалко её? (ответы). Да, она осталась без избушки. Чем мы можем ей помочь? (ответы). У лисы была избушка ледяная – она растаяла. У зайчика была лубяная — она сохранилась. Давайте построим лисе такую же избушку, как у зайчика.
(проводится игра «собери домик»).
Итог занятия:
Зайчик хвалит детей за рассказанные стихи, потешки, сказку. Угощает их гостинцем. Прощается с детьми заяц, говорит: «что в лесу его ждут зайчата».
Воспитатель предлагает на прощание рассказать стихотворение «Про зайчат»:
Ушки длинные торчат
На макушке у зайчат
Днем и ночью слышат ушки
Каждый шорох на опушке.
Зайчик благодарит детей и уходит.
Цель урока:
Создать
эмоциональный настрой для расширения знаний о русских народных сказках.
продолжить работу по развитию беглого и выразительного
чтения; вести одновременную работу над произведением и речью детей;
формировать
литературоведческие представления, обеспечивающие
детям полноценное восприятие произведения;
заинтересовать
проблемой
произведения; учить находить новые краски в знакомом тексте; учить хорошо
ориентироваться в тексте, высказывать и отстаивать
свою
точку зрения, суждения о произведении, выражать эмоциональное отношение к
прочитанному; воспитывать любовь и уважение к
русскому
языку и народному творчеству; развивать навыки общения.
Ход
урока
I. Организационный момент.
Проверка
готовности к уроку, настрой на работу, организация внимания учащихся.
II.
Актуализация знаний
Определение
жанра произведения.
—
Мы с вами уже знаем, что такое жанр произведения, как его определить.
—
Чтобы узнать с каким жанром художественного произведения мы будем сегодня
работать, послушайте песню (звучит мелодия песни «Сказки гуляют по свету»).
На
доске записывается слово – «сказка».
—
А какая это сказка, когда одни придумали, другой добавил, третий продолжил…?
(народная)
-Все
народы любят сочинять сказки. Не исключение и наш народ. Сегодня мы
познакомимся с сказкой, созданной нашим народом, а значит это будет (русская).
( На доске, по мере ответов детей ,собирается надпись: Русская народная
сказка.)
III.
Формулирование учебной задачи урока.
1.
Работа со шмуцтитулом: целеполагание и планирование изучение темы.
—
Прочитайте на с. 3 название первого раздела учебника. Как вы думаете о чем
пойдет речь в этом разделе? Что люди могут назвать «самым великим чудом на
свете»? обратите внимание, какой предмет изображен справа от названия раздела;
—
Вспомните, что для вас формулируют авторы на предваряющей тему страничке?;
—
Прочитайте их;
—
Как вы понимаете первую цель, то есть то, о чем вы узнаете в этом разделе?;
—
Как вы понимаете цели второго блока «Мы научимся»?;
—
Объясните каждую запись третьего блока;
—
Переверните страницу, рассмотрев материал по теме урока до с. 5. Просмотрите и
скажите, что будет важным на уроке?;
—
Правильно. Сегодня на уроке вы будете говорить о книге и узнаете, почему книгу
называют «самым великим чудом на свете»?;
—
Попробуйте составить план изучения темы.
(учитель
фиксирует пункты плана на доске).
Физминутка
Мы
листики осенние,
На
веточках сидим.
Дунул
ветер – полетели.
И
летим, летим, летим.
Мы
на землю тихо сели.
Ветер
снова набежал
Нас,
красивые листочки
Он
с земли легко поднял.
Закружились,
полетели
И
на землю снова сели.
IV.
Работа над новым материалом.
А)
Чтение сказки учителем. Беседа по первому восприятию.
—
Кто из героев сказки вам понравился и почему?
(Ответы детей разные.)
Б)
Целевая установка.
Давайте
перечитаем эту сказку и разберёмся, кто из вас прав.
В)
Перечитывание сказки по абзацам и анализ.
—
Прочитайте первое предложение. Почему сказано «подружились»?
(Ответы
детей)
Обобщение
учителя:
Только-
только вступили в дружеские отношения, сделали первые шаги навстречу друг
другу, пока только ещё захотели стать друзьями, но не стали.
—
Что значит покумились?
(Породнились
на крестинах ребёнка, стали кумовьями.)
—
Прочитайте второе предложение. Почему употреблено слов «вздумала»?
-Как
Лиса приглашала Журавля? Прочитайте.
-Как
же Лиса звала Журавля?
(По-доброму, как принято у
русских людей.)
—
Прочитайте 4 абзац.
—
Что приготовила Лиса? Почему?
(Сказка
давнишняя: каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась.)
—
А когда вам мамы подают горячую кашу, что вы делаете?
—
А что сделала Лиса?
—
Зачем она размазала кашу по тарелке?
( Чтобы гость не обжёгся.)
—
Как она угощала гостя?
(Подала
тарелку, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю: «Покушай,
голубчик-куманёк, сама стряпала»)
—
Какое мнение сложилось у вас о Лисе, прочитав эту часть сказки?
(Лиса
задумала хорошее дело и старалась обставить его по всем принятым на Руси
правилам.)
—
Тогда где же, в чём, когда она допустила промашку?
(Тогда, когда начали есть.)
— Прочитайте следующие два предложения.
—
Как ел Журавль? (Клевал)
—
А как едят другие птицы?
—
Знала ли об этом Лиса?
(Знала. Все птицы едят
одинаково – клюют.)
—
Как ела Лиса?
—
В чём была её оплошность?
(Лиса
увлеклась приятным занятием – «лижет себе, да лижет кашу» — и не заметила, что
Журавль только стучит носом по тарелке, а каши ему при этом не достаётся.)
—
Как могут вести себя разные люди, когда их обманули?
(
Могут рассердиться, возмутиться, перестать общаться.)
—
Как поступает Журавль?
(Он
не показал виду, даже не намекнул Лисе, что ему не досталось угощения; он лису
поблагодарил и пригласил к себе с ответным визитом.)
Физминутка
Солнечные
зайчики играют на стене.
Поманю
их пальчиком,
Пусть
бегут ко мне.
Ну,
лови, лови скорей!
Вот,
вот, вот — левей, правей!
Убежал
на потолок
И
забился в уголок.
V.
Выполнение заданий учебника.
1. Удивило ли тебя название сказки? Почему?
Название сказки меня очень удивило − ведь из топора не варят
кашу!
Такое своеобразие в названии привлекает, завораживает и вызывает любопытство.
2. Понравился ли тебе солдат? Дай ему характеристику. Какой он?
Выбери ответ: находчивый; смелый; смекалистый; рассеянный.
Солдат в сказке мне понравился. Он быстро ориентируется в
ситуации и находит выход из любой проблемы.
Солдат − олицетворение смекалки и находчивости. Он смог не только убедить
старуху, что можно сварить кашу из простого топора, но весело и с шутками смог
выманить у неё крупу, масло и соль.
3. Почему солдат не стал возражать старухе, спорить с ней?
Солдат не стал возражать и спорить со старухой, потому что знал,
что сможет обхитрить старуху и сварить свою кашу.
4. Что ты можешь сказать о старухе? Опиши её. Какая она? Выбери
ответ: добрая; жадная; весёлая; умная.
Хозяйка избы, куда солдат попросился на постой, показана, как
глупая, ленивая и жадная. Ведь она даже не предложила уставшему человеку
поесть, сказав, что у неё нет еды.
5. Как ты понимаешь смысл предложения: А солдат ест да
посмеивается?
Солдат весело и с шутками смог выманить у старухи крупу, масло и
соль. Она даже не поняла, что каша получилась такая вкусная, потому что она
сама дала солдату все продукты, которые необходимы, чтобы приготовить
аппетитный ужин.
6. Найди в сказке слова, которые не употребляются в современной
речи. Постарайся объяснить их смысл. Посмотри их значения в словаре.
Варево, отворила, вдоволь, поскупилась, сдобрить, дивится не
употребляются в современной речи.
Устаревшие слова и выражения помогают осознать происходящее, проникнуться духом
того времени.
Варево − варёное жидкое кушанье
Отворила − открыла
Вдоволь − достаточно
Поскупилась − пожадничала
Сдобрить − приправить
Дивится − удивляется
7. Как ты понимаешь выражения старуха прикинулась сиротой,
поскупилась?
Это означает, что старая женщина стала вести себя так, как будто
она одинокая, бедная, несчастная, нуждающаяся, помочь ничем не может, наоборот,
это ей нужно помогать, пожадничала.
8. Что в сказке фантастическое (сказочное), а что действительно
могло случиться в жизни?
В сказке фантастическое − варить топор, чтоб получилась каша. А
в действительности могло произойти то, что герой мог уговорить бабку, чтоб она
дала крупу для каши.
9. Как ты понимаешь слово быт? Найди и прочитай определение
этого слова в словаре.
Я думаю, быт − это повседневная жизнь, уклад жизни.
В словаре говорится, что быт − это повседневный привычный уклад жизни человека,
в котором удовлетворяются его физиологические потребности.
VI.
Рефлексия
—
Какое настроение было у вас в процессе урока?
—
Какое ценное знание об отношении к учебной книге вы должны зафиксировать на
сегодняшний день? ( Бережное и аккуратное отношение к учебной книге)
VII.
Подведение итогов урока
—
Что нового узнали на уроке?
—
Чему научились?
—
Какие знания и умения , приобретённые в первом классе, вы сегодня закрепили?
VI I I.
Оценивание результатов и знакомство с новыми формами оценивания.
—
Вспомните, как вы оценивали себя и других в первом классе. С помощью каких
условных знаков? Что обозначал каждый цвет фишки?
—
Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофорчика» — цветных фишек.
—
Сегодня мы познакомимся с новой формой оценивания – «Лесенкой достижений». У
неё три ступеньки: первая ступенька означает, что сегодня на уроке вы мало
потрудились, надо приложить усилия, чтобы освоить материал; вторая ступенька
означает, что вы потрудились вполсилы, могли бы лучше; третья ступенька (самая
высокая) обозначает, что вы потрудились на славу, заняли самое высокое и
почётное место, честь вам и хвала!
—
Попробуйте теперь оценить себя с помощью «Лесенки достижений», поставив на одну
из лесенок треугольник.
IX.
Домашнее задание .
—
Расскажите родителям о том, какие ценные знания вы получили на уроке.
—
Выполните третье задание на с. 5.
—
Подберите обложку и закладку к учебнику.
—
Принести книгу, прочитанную летом.
Спасибо
за работу.
МОСКВА, 31 декабря. /ТАСС/. Новогодние праздники в этом году для жителей и гостей Москвы обещают быть насыщенными — обширную программу подготовили культурные площадки столицы, парки, кинотеатры и катки. Зарядиться праздничным настроением этой зимой можно будет как в центре, так и в отдаленных районах города.
В этом году в столице работают свыше 1,3 тыс. катков, в том числе на ВДНХ, Красной площади, в Сокольниках и Парке Горького. В новогоднюю ночь основной площадкой празднования на ВДНХ традиционно станет каток на Главной аллее. С 20:00 до 02:00 гости увидят ледовые шоу, а также шоу барабанщиков и выступления фигуристов, примут участие в праздничном костюмированном шествии и развлекательных анимационных программах от персонажей сказок. На специально установленной сцене пройдет концерт с участием группы «Маша и медведи», коллектива Jukebox trio, дуэта Galibri & Mavik и других артистов. Помимо этого, в каникулы со 2 по 9 января гостей катка ждет бесплатная спортивно-развлекательная программа.
Каток на Красной площади, который будет работать в новогоднюю ночь до 02:00, стоит выбрать тем, кто хочет на коньках сфотографироваться на фоне «пряничного» ГУМа, купить пару сувениров на рождественской ярмарке и прогуляться по центру новогодней Москвы. В этом году город украсили более 4 тыс. объемных декоративных конструкций — световые тоннели и арки, навесы из гирлянд, елочные шары. По всей столице глаз радуют свыше 1 тыс. нарядных новогодних елей, из них самые высокие — около 25 м — установили на Лубянской и Славянской площадях, а также на Поклонной горе.
Развлечения в парках
В этом году городские парки из-за коронавируса вновь подготовили онлайн-программу, ее проведут 31 декабря. «В канун Нового года парк «Северное Тушино» совместно с киностудией «Союзмультфильм» проведет викторину по любимым новогодним мультфильмам. Победители получат два билета в познавательно-развлекательный центр «Союзмультклуб». Вопросы будут опубликованы в аккаунтах парка в Instagram и «ВКонтакте», — рассказали ТАСС в пресс-службе Мосгорпарка.
На страницах парка «Сокольники» в соцсетях экскурсовод музея «Фабрика елочных игрушек» расскажет о разных видах праздничных игрушек, а на YouTube-канале парка «Фили» пройдет премьера Филевского новогоднего голубого огонька. «Откроет вечер выступление кавер-группы «Теория струн», участники которой исполнят ряд известных отечественных и зарубежных хитов на праздничную новогоднюю тематику. Продолжит концерт кавер-группа Lucky Band, которая исполнит всеми любимые шлягеры. Завершит вечер выступление группы Pride», — добавили в пресс-службе.
Столичный парк «Зарядье» предлагает москвичам и гостям столицы во время праздников посетить выставку «Твид по-русски». В основу экспозиции легла история известного во всем мире твида марки Harris Tweed. «Центральный экспонат выставки — деревянная скульптура «Макошь» Анны Маториной, славянская богиня прядения. Она символизирует славянский женский образ, как бы вплетающий свою косу в твид и дающий ему совершенно иную жизнь», — рассказали ТАСС в пресс-службе «Зарядья».
Обширная программа 800 новогодних и рождественских мероприятий ждет и в 120 подмосковных парках с 1 по 9 января. В 26 центральных городских парках в течение январских праздников будет работать «Резиденция Деда Мороза». Также посетители смогут провести время на 60 катках и 65 тюбинговых горках. А 1 января в парках «Скитские пруды» в Сергиевом Посаде и «Городской лес» в Домодедово пройдет всероссийская акция «Я бегу и обещаю 2022». Также в парке «Елочки» городского округа Домодедово 6 января состоится фестиваль «Эко-ферма», на котором будут представлены товары местных производителей.
Кино и шоу
Тематическую программу для юных гостей подготовила сеть «Москино» — 3 по 8 января в ее кинотеатрах будет идти ретроспектива отечественных мультфильмов «Москино детям: Новогодние сказки». «В программе белый медвежонок Умка ищет то маму, то друга, Дед Мороз выясняет, что же такое лето, Герда пускается в опасное путешествие ради своего друга Кая, а хитрая лиса обманывает волка. Вход свободный, по предварительной регистрации», — рассказали ТАСС в пресс-службе «Москино».
Во время каникул стоит заглянуть и в старейший кинотеатр столицы «Художественный», где до 9 января будет идти фестиваль «Новый год и Рождество в Художественном». Среди хитов, которые покажут на большом экране, — голливудская комедия «Рождество в июле» Престона Стерджеса (1940), праздничный мюзикл «Светлое Рождество» (1954) Майкла Кертица. «Рождественский гимн» Брайана Десмонда Херста (1951) и другие картины.
«В программу фестиваля вошла сказка Виктора Флеминга «Волшебник из страны Оз». Эта экранизация знаменитой детской книги Лаймена Фрэнка Баума о путешествии по дороге из желтого кирпича была снята в революционной для 1939 года технологии цветного кинематографа, став самой дорогостоящей постановкой своего времени», — отметили в пресс-службе кинотеатра.
С 1 по 9 января на шоу-программу приглашает смотровая площадка Panorama 360. «Мы подготовили для наших шоу, где зрители увидят удивительные эксперименты со стихиями, чудеса молекулярной кухни и волшебные мыльные пузыри. С нашими аниматорами гости отправятся в захватывающее путешествие к Снежной королеве, примут участие в съемках с белым мишкой Панорамычем для настоящего ТикТок хауса и откроют мир увлекательной науки. Для каждого гостя действует неограниченная дегустация от самых высоких фабрик мороженого и шоколада в мире», — рассказали ТАСС в пресс-службе площадки.
В «Москонцерте» ждут на мероприятия в январские праздники всей семьей. Там 31 декабря состоится спектакль «Волшебные часы Деда Мороза». А со 2 января «Москонцерт» приглашает на новогодний балет «Щелкунчик», концерт «Новогодняя карусель» и спектакль «Как Баба Яга Лукоморье спасала».
В гостях у Деда Мороза
Большую, в том числе экскурсионную программу для детей подготовили в Московской усадьбе Деда Мороза. «В основную экскурсионную программу входит посещение трех теремов усадьбы. Во время этого путешествия дети помогут Снеговичку найти заветное желание и узнают, как Дед Мороз готовится к Новому году. Для гостей свои двери откроют кладовая волшебных предметов, оранжерея, сортировочный центр — именно сюда поступает вся корреспонденция для Деда Мороза, а также оперативный штаб подготовки к Новому году, кабинет Деда Мороза, светелка Снегурочки и библиотека сказок», — рассказали ТАСС в пресс-службе усадьбы.
Гости смогут пройти прошлогоднюю программу «Путешествие по сказочной тропе», особенно полюбившуюся посетителям. Задорный снеговик проведет детей в мир сказок и познакомит с героями самых разных книг, в том числе «Волшебника Изумрудного города», «Алисы в Стране чудес», «Щелкунчика и Мышиного короля», «Золушки», «12 месяцев». Подробная информация о программах и дополнительных возможностях опубликована на официальном сайте усадьбы.