Сказка лиса и волк про крапиву

11 жил себе дед да баба. дед говорит бабе: ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбой. наловил

1[1]

Жил себе дед да баба. Дед говорит бабе:

— Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбой.

Наловил рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошёл к лисичке, а она не ворохнётся, лежит себе как мёртвая.

— Вот будет подарок жене, — сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошёл впереди. А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке. Повыбросала всю рыбу, и сама ушла.

— Ну, старуха, — говорит дед, — какой воротник привёз я тебе на шубу.

— Где?

— Там, на возу, — и рыба и воротник.

Подошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы, и начала ругать мужа:

— Ах ты, старый хрен! Такой-сякой! Ты ещё вздумал обманывать!

Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мёртвая; погоревал, погоревал, да делать-то нечего.

А лисичка собрала всю разбросанную по дороге рыбу в кучку, села и ест себе. Навстречу ей идёт волк:

— Здравствуй, кумушка!

— Здравствуй, куманёк!

— Дай мне рыбки!

— Налови сам, да и ешь.

— Я не умею.

— Эка, ведь я же наловила; ты, куманёк, ступай на́ реку, опусти хвост в прорубь — рыба сама на хвост нацепляется, да смотри, сиди подольше, а то не наловишь.

Волк пошёл на́ реку, опустил хвост в прорубь; дело-то было зимою. Уж он сидел, сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило; попробовал было приподняться: не тут-то было.

— Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь! — думает он. Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, завидя серого:

— Волк, волк! Бейте его! Бейте его!

Прибежали и начали колотить волка — кто коромыслом, кто ведром, чем кто попало. Волк прыгал-прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать.

— Хорошо же, — думает, — уж я тебе отплачу, кумушка!

А лисичка-сестричка, покушамши рыбки, захотела попробовать, не удастся ли ещё что-нибудь стянуть; забралась в одну избу, где бабы пекли блины, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась и бежит. А волк ей навстречу:

— Так-то учишь ты? Меня всего исколотили!

— Эх, куманёк, — говорит лисичка-сестричка, — у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь.

— И то правда, — говорит волк, — где тебе, кумушка, уж идти; садись на меня, я тебя довезу.

Лисичка села ему на спину, он её и понёс. Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:

— Битый небитого везёт, битый небитого везёт.

— Что ты, кумушка, говоришь?

— Я, куманёк, говорю: битый битого везёт.

— Так, кумушка, так!

— Давай, куманёк, построим себе хатки.

— Давай, кумушка!

— Я себе построю лубяную, а ты себе ледяную.

Принялись за работу, сделали себе хатки: лисичке — лубяную, а волку — ледяную, и живут в них. Пришла весна, волчья хатка и растаяла.

— А, кумушка! — говорит волк. — Ты меня опять обманула, надо тебя за это съесть.

— Пойдем, куманёк, ещё поконаемся[2], кому-то кого достанется есть.

Вот лисичка-сестричка привела его в лес к глубокой яме и говорит:

— Прыгай! Если ты перепрыгнешь через яму — тебе меня есть, а не перепрыгнешь — мне тебя есть.

Волк прыгнул и попал в яму.

— Ну, — говорит лисичка, — сиди же тут! — и сама ушла.

Идёт она, несёт скалочку в лапках и просится к мужичку в избу:

— Пусти лисичку-сестричку переночевать.

— У нас и без тебя тесно.

— Я не потесню вас; сама ляжу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.

Её пустили. Она легла сама на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку. Рано поутру лисичка встала, сожгла свою скалочку, а после спрашивает:

— Где же моя скалочка? Я за неё и гусочку не возьму!

Мужик — делать нечего — отдал ей за скалочку гусочку; взяла лисичка гусочку, идёт и поёт:

Ишла лисичка-сестричка по дорожке,
Несла скалочку;
За скалочку — гусочку!

Стук, стук, стук! — стучится она в избу к другому мужику.

— Кто там?

— Я — лисичка-сестричка, пустите переночевать.

— У нас и без тебя тесно.

— Я не потесню вас; сама ляжу на лавочку, хвостик под лавочку, гусочку под печку.

Её пустили. Она легла сама на лавочку, хвостик под лавочку, гусочку под печку. Рано утром она вскочила, схватила гусочку, ощипала её, съела и говорит:

— Где же моя гусочка? Я за неё индюшечку не возьму!

Мужик — делать нечего — отдал ей за гусочку индюшечку; взяла лисичка индюшечку, идёт и поёт:

Ишла лисичка-сестричка по дорожке,
Несла скалочку;
За скалочку — гусочку,
За гусочку — индюшечку!

Стук, стук, стук! — стучится она в избу к третьему мужику.

— Кто там?

— Я — лисичка-сестричка, пустите переночевать.

— У нас и без тебя тесно.

— Я не потесню вас; сама ляжу на лавочку, хвостик под лавочку, индюшечку под печку.

Её пустили. Вот она легла на лавочку, хвостик под лавочку, индюшечку под печку. Рано утром лисичка вскочила, схватила индюшечку, ощипала её, съела и говорит:

— Где же моя индюшечка? Я за неё не возьму и невесточку!

Мужик — делать нечего — отдал ей за индюшечку невесточку; лисичка посадила её в мешок, идёт и поёт:

Ишла лисичка-сестричка по дорожке,
Несла скалочку;
За скалочку — гусочку,
За гусочку — индюшечку,
За индюшечку — невесточку!

Стук, стук, стук! — стучится она в избу к четвёртому мужику.

— Кто там?

— Я — лисичка-сестричка, пустите переночевать.

— У нас и без тебя тесно.

— Я не потесню вас; сама ляжу на лавочку, хвостик под лавочку, а мешок под печку.

Её пустили. Она легла на лавочку, хвостик под лавочку, а мешок под печку. Мужик потихоньку выпустил из мешка невесточку, а впихал туда собаку. Вот поутру лисичка-сестричка собралась в дорогу, взяла мешок, идёт и говорит:

— Невесточка, пой песни! — а собака как зарычит. Лисичка испугалась, как шваркнет мешок с собакою да бежать.

Вот бежит лисичка и видит: на воротах сидит петушок. Она ему и говорит:

— Петушок, петушок! Слезь сюда, я тебя исповедаю: у тебя семьдесят жён, ты завсегда грешон.

Петух слез; она хвать его и скушала.

2[3]

Ехал лесом мужичок со снетками[4]. Лисица накрала снеточков у мужика, склала в кувшинчик, да и села под стог пообедать. Бежит голодный волк.

— Кума, кума, что ты ешь? — говорит он, увидав лису.

— Снеточки, — отвечает она.

— Дай-ка мне!

— Сам налови.

— Да я не умею, — говорит волк.

— А вот кувшин, надень на хвост, да и пусти в прорубь.

Послушался волк, а лисица говорит про себя:

— Ясни, ясни на небе звёзды! Мёрзни, волчий хвост!

Сама побежала в деревню, попалась в одной избе в квашню головой и подняла тревогу. Бежит лисица из деревни прямо на волка, а за лисицей народ. Волк от страху ну рваться, а хвост-от примёрз; насилу полхвоста оторвал. Нагоняет волк лисицу в лесу, а та прикинулась хворой.

— Ах, кум! — говорит. — Всю головушку избили, мочи нет идти.

— Так садись, кума, на меня, — говорит волк.

Вот и едет лисица на волке, сама попевает:

— Битый небитого везёт!

— Что ты, кума, говоришь? — спрашивает волк.

— Брежу, куманёк! — отвечает лисица, а сама, воровка, допевает:

— У битого гузка[5] болит!

Вот те сказка, а мне кринка масла.

3[6]

Вот в одной деревне на задворье стояли зимой стога сена, и на один из них взобралась лисица; она промыслила где-то рыбки и кушала себе. Тут же случилось проходить ночью волку. Он увидал лису и сказал ей:

— Здорово, кумушка!

— Здравствуй, куманёк, — отвечала она.

— Что ты ешь?

— Рыбку.

— Да где ты взяла?

— Наловила в пруде.

— Каким бы то способом?

— Коли хочешь, научу.

— Спасибо скажу.

— Ну, пойдём.

И повела кума к проруби:

— Вот садись и хвост опусти в воду, а рыбка и всползёт на него греться.

Кум сел и хвост опустил в прорубь, а кума ворчит:

— Ясни, ясни на небе! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!

— Да что ты, кума, говоришь?

— И, батько, скликаю рыбку-то тебе.

— Ну, спасибо!

Когда лиса увидела, что прорубь замёрзла, она сказала:

— Побегу в деревню за мёдом.

Побежала, и след её простыл. А обманутого волка с примёрзлым хвостом увидали на пруде мужики и убили его. Я там был, мёд пил, по усам текло, да в рот не кануло.

4[7]

Был себе дед и баба. У деда был петушок, а у бабы курочка. В один день пошли они на смитьячко[8] поискать себе пищи; петушок нашёл пшеничный колосок, а курочка нашла маковку. С этого колоска дед вымолотил зерно, смолол муку; а баба, вычистивши маковку, растёрла мак, смешала с мёдом и с дедовой муки сделала пирожок с тёртым маком и, за неимением, по бедности, печки и огня, положила тот пирожок на окне своей избушки, чтобы на солнышке испёкся.

В то время проходила лисичка с волчиком. Лисичка и говорит:

— А что, волчику-братику, украдём этот пирожок и разделим его между собою по-братски.

— Хорошо, лисичка-сестричка, украдём.

Лисичка украла. Отошедши в сторонку, она заметила, что будто бы пирожок ещё не допекся и что для этого надобно ему ещё пожариться на солнышке.

— А мы между тем уснём, а проснувшись, смачненько[9] позавтракаем.

Так улещала лисичка волчика-братика, который вскоре и уснул. Она в то время к пирожку, разломила, сладкую начинку съела, а туда наклала… с позволения сказать — сами догадаетесь чего… и, залепив, положила. Волчик проснулся, и лиса за ним. Принялись делиться пирожком, и первая лиса заметила, что не та уже в пирожке начинка, и напустилась на волка. Волк божится, клянётся, землю ест[10], — куда? лиса не верит. Наконец предлагает испытание: лечь обоим против солнца, и у кого от жару выступит на теле воск, тот и съел мёд. Согласились.

Волчик беспечно уснул, а лиса побежала в ближнюю пасеку[11], украла сот, съела, а вощинами всего волка облепила. Проснувшись и быв изобличён, волк повинился, что он и сам не помнит, как это случилось, но после такого ясного доказательства винится и очень охотно подчиняется приговору лисички-сестрички, чтобы при первой добыче не иметь ему в ней доли, а всю уступить лисе. Вот и разошлись в разные стороны для промыслу.

Лисичка, завидев, что идёт фура чумаков[12], легла на дороге, разметалась будто неживая и начала подфунивать[13] изо всей мочи. Чумаки её завидели и сочли сначала живою, но, подойдя ближе, когда услышали, что за несколько шагов она так сильно смердит, закричали:

— Вона здохла, бачь[14], як воня́! — и, взяв её, положили на воз с рыбою.

Первое дело её было — прогрызть у воза лубки, и потом начала выкидывать рыбу. Накидавши, сколько ей надобно было, она благополучно дала тягу с воза, подобрала всю рыбу в кучу и начала преисправно её кушать.

Волк, побродивши везде, без успеха возвращался на сборное место и увидел лису за таким роскошным пиром.

— Лисичка-сестричка! Дай мне хоть маленькую рыбку…

— О волчику-братику, налови себе, как и я наловила, да и ешь сколько душе угодно!

— Лисичка-сестричка! Дай мне хоть головку.

— О волчику-братику, ни косточки. Я утомилась, пока её наловила, и очень голодна.

— Где, как и чем ты её наловила?

— Самая безделица! Вон недалеко река; иди туда, вложи хвост в прорубь, сиди и приговаривай: ловись, рыбка, и мала и велика, ловись, рыбка, и мала и велика! Потом выдерни хвост, то увидишь, сколько вытянешь рыбы.

Как уже лиса кончила свой обед, то и взялася довести его до проруби. Волк вложил свой хвост и начал приговаривать[15]:

— Ловися, рыбка, и мала и велика! — а лиса, бегая около него, приговаривала:

— Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!

— Что ты, лисичка-сестричка, говоришь?

— То я тебе помогаю, — а сама поминутно твердит:

— Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!

Волк скажет:

— Ловися, рыбка, и мала и велика! — а лиса:

— Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!

Волк опять:

— Ловися, рыбка, и мала и велика! — а лиса:

— Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!

— Что ты, лисичка-сестричка, говоришь?

— То я тебе помогаю!

Волк уже хочет вытянуть свой хвост из проруби, но лиса запрещает:

— Погоди, ещё мало наловилось!

И опять начинают они приговаривать. Волк только что попробует вытащить хвост, а лиса ему:

— Погоди, ещё рано! — и как тогда был мороз такой, что аж скалкы[16] скачут, то лиса, разочтя время, закричала на волка:

— Тяни!

Он потянул, но не тут-то было! Хвост его замёрз в реке, и волк не мог освободить его, и сам остался на месте.

Тогда лиса благим матом побежала в село и начала кричать:

— Сюда, люди! Спешите бить волка, примёрз к ополонке![17]

Все бросились на волка: мужчины с дубинами, с топорами, бабы с гребнями, с днищами[18], все на волка; били его, били, колотили до того, что волк не пожалел и хвоста, оторвал его и куцый[19] побежал куда глаза глядят. Как же все люди бросились к нему на лёд, то один мужик покинул даже и сани свои с лошадью. Волк, набежав на них, вскочил в сани, начал погонять лошадь и таким образом выбрался из села.

А лиса среди общей суматохи, когда все бросились бить волка, вскочила в пустую избу, увидела квашню с тестом, вскочила в неё, вы́ляпалась в тесто, побежала на дорогу и легла. Недалеко за селом увидел волк на дороге лисичку-сестричку избитую, израненную и едва живую. С большим участием бросился он к ней, и она начала жаловаться, что и её так больно прибили, что мозг изо всех костей повыступал.

— Крепись, лисичка-сестричка! Вот и я хвоста лишился, да как же быть! Иди за мною, я ещё покрепче тебя, буду тебя защищать.

Лисичка начала проситься в сани, но волк ей отказал и доказал, что и одному тесно. Нечего делать! Пошла лиса тихо за едущим волком. Пройдя немного, начала упрашивать, чтобы хотя одну лапку, самую разбитую, положить на сани, не более как лапку. Волк долго отнекивался, наконец согласился. Положивши лапку, лиса после долгих переговоров упросила и о другой, третьей, четвёртой, потом умолила волка иметь сострадание и к её хвосту, который так жалко волочился, и умостилась совсем в санках. Волк услышал, что санки трещат, и начал её упрекать.

— Это, волчику-братику, я орешки кусаю!

Поехали дальше; слышит волк, что санки опять трещат, и снова упрекает лису.

— Это, волчику-братику, я орешки кусаю!

Наконец санки совсем рассыпались.

Волк пошёл рубить дрова на сани, а лиса осталась пасти лошадь. От скуки она выела у лошади всю внутренность, напихала туда живых воробьёв и дырку под хвостом заткнула соломой. У волка сани поспели, и он запряг лошадь.

— Ну, ну; ну, ну! — лошадь ни с места.

Волк увидел, что из-под хвоста у лошади торчит солома, и сказал:

— Вот как обожралася, что и солома назад лезет!

Вытянул ее… воробьи выпорхнули, и кожа лошадиная упала. Лиса, притворяясь все ещё больною от побоев, после продолжительного спора убедила волка, чтобы он вез её в санках. Волк повёз и стал приговаривать:

— Битый битую везёт! Битый битую везёт!

А лисичка шепчет:

— Битый небитую везёт!

— Что ты, лисичка-сестричка, говоришь?

— То я, волчику-братику, говорю: битый битую везёт!..

5[20]

Была сабе ліска і вельмі галодная. Бяжыць яна дак бяжиць, аж едуць рыбаловы; яна прытаілася, лягла на землю і ляжыць. Тые рыбаловы наглядзелі на ліску, і адзін, каторы ехаў ззаду, узяў тую ліску дый[21] ўкінуў ў воз. Ліска, седзячі ў возе, прагрызла дзіру і, выкідаўшы ўсю рыбу праз[22] тую дзіру, сама выскачыла, пападбірала рыбу, дый есць. Есць яна дак есць, аж прыходзіць воўк. «Што ты, кумко-галубко, ясі?» — «Рыбу, куме!» — «Дай же ж ты мне». — «Ото! Каб[23] я табе давала! Пайдзі дый налаві». — «А гдзе ж я буду лавіць, калі не ведаю гдзе?» — «Вот ідзі за мною, то я табе пакажу». А тымчасам дала воўку адну рыбку, каб ён рассмакаваўся[24], і павяла яго.

Прыходзяць яны да аднаго возяра[25] замёрзлага. Ліска прабіла праломку[26] дый каже да воўка: «Усадзі свой хвост ў гэтую праломку, то наберецца многа рыбы». Воўк, паслухаўшы хітрай ліскі, ўсадзіў хвост ў праломку і сядзіць. Лісіца, зрабіўшы тое, што хацела, зачала бегаць па возярі, крычаць: «Мерзні, мерзні, кумаў хвост!» — «Што гаворыш, кумко?» — каже воўк. «Я кажу, каб бралася рыбка маленькая і вялікая». Сядзеў воўк, сядзеў ў праломцы, аж покі не прымёрз хвост.

Ліска, ўбачыўшы, што кумаў хвост прымёрз, пабегла ў сяло даць знаць, каб воўка ішлі біць. Людзі, пачуўшы[27], што крычаць на воўка, пабеглі зараз з кіямі, з булавамі біць воўка. А кума пабегла ў хату, гдзе мясілі хлеб, укачалася ў ращыну[28], выбегла, села на стог дый сядзіць. А воўк, пачуўшы людзей, як зачаў рвацца, дый адарваў хвост, і сам ледва[29] уцёк. Бяжыць ён дак бяжыць, аж бачыць, на стагу сядзіць ліска дый есць. «Кумко-галубко, бачыш, якая ты благая![30] Ашукала[31] мяне. Хоць за тое дай што есці» — «На, лізні раз», — сказала ліска дый пазволіла раз лізнуць.

Воўк, лізнуўшы, захацеў другі раз дый ізноў зачаў прасіць щэ. «Не дам ужо больше, бо мне баліць, бо я ем сваі мазгі; калі хочеш есці, разганіся галавой ў сасну, разбі галаву дай ясі!» Той воўк ізноў паслухаў хітрай ліскі, пашоў ў лес, дый як разагнаўся аб сасну галавой, дак і забіўся на смерць. Ліска, ўбачыўшы, што воўк забіўся, пашла, з’ела ўсе мазгі воўка дай схавалася[32] ў нару.

6

Як була собі лисичка, да й пішла раз до однії баби добувать огню; ввійшла́ у хату да й каже: «Добрий день тобі, бабусю! Дай мені огня». А баба тільки що вийняла із печі пирожок із маком, солодкий, да й положила, щоб він прохолов[33]; а лисичка се і підгледала, да тілько що баба нахилилась[34] у піч, щоб достать огня, то лисичка зараз ухватила пирожок да і драла[35] з хати, да, біжучи, весь мак із його виїла, а туда сміття наклала.

Прибігла на поле, аж там пасуть хлопці бичків. Вона і каже їм: «Ей, хлопці! Проміняйте мені бичка-третячка[36] за маковий пирожок». Тії согласились; так вона їм гово́рить: «Смотріть же, ви не їжте зараз сього пирожка, а тоді уже розломите, як я заведу бичка за могилку; а то ви його ні за що не розломите». Бачите вже — лисичка таки собі була розумна, що хоть кого да обманить. Тії хлопці так і зробили, а лисичка як зайшла за могилу, да зараз у ліс і повернула, щоб на дорозі не догнали; прийшла у ліс да і зробила[37] собі санки да й їде.

Коли йде вовчик: «Здорова була, лисичко-сестричко!» — «Здоров, вовчику-братику!» — «Де[38] се ти узяла собі і бичка і санки?» — «Е! Зробила». — «Підвези ж і мене». — «Е, вовчику! Не можна». — «Мені хоть одну ніжку». — «Одну можна». Він і положив, да од’їхавши немного і просить, щоби іще одну положить. «Не можна, братику! Боюсь, щоб ти саней не зламав». — «Ні, сестричко, не бійся!» — да і положив другую ніжку. Тілько що од’їхали, як щось і тріснуло. «Бачиш, вовчику, уже і ламаєш санки». — «Ні, лисичко! Се у мене був орішо́к, так я розкусив». Да просить оп’ять, щоб і третю ногу положить; лисичка і ту пустила, да тілько що оп’ять од’їхали, аж щось уже дужче[39] тріснуло. Лисичка закричала: «Ох, лишечко![40] Ти ж мені, братику, зовсім зламаєш санки». — «Ні, лисичко, се я орішо́к розкусив». — «Дай же і мені, бачиш який, що сам їж, а мені і не даєш». — «Нема уже більше, а я б дав». Да і просить оп’ять, щоб пустила положить і послідню ногу. Лисичка і согласилась.

Так він тілько що положив ногу, як санки зовсім розламались. Тоді вже лисичка так на його розсердилась, що і сама не знала щоб робила! А як отошло серце, вона і каже: «Іди ж, ледащо![41] Да нарубай дерева, щоб нам оп’ять ізробить санки; тільки рубавши кажи так: «Рубайся ж, дерево, і криве і пряме». Він і пішов да й каже усе: «Рубайся ж, дерево, усе пряме да пряме!» Нарубавши і приносить; лисичка увидала, що дерево не таке, як їй нужно, оп’ять розсердилась. «Ти, — гово́рить, — не казав, видно, так, як я тобі веліла!» — «Ні, я усе теє казав, що ти мені казала». — «Да чомусь[42] не таке рубалось? Ну, сиди ж ти тут, а я сама піду нарубаю», — да і пішла у ліс.

А вовк дивиться, що він сам остався; узяв да проїв у бичка дірку да виїв усе в середині, а напускав туда горобців[43] да ще соломою заткнув, поставив бичка, а сам і втік[44]. Аж лисичка прихо́дить, зробила санки да й сіла і стала поганять: «Гей, бичок-третячок!» Тілько він не везе. От вона встала, щоб поправить: може, що не так запряжено; да, не хотячи, одоткнула солому, а оттуда так і сипнули горобці летіти. Вона уже тоді побачила, що бичок неживий; покинула його да й пішла.

Легла на дорозі, аж дивиться — їде мужик з рибою; вона і притворилась, що здохла. От мужик і говорить: «Во́зьму я оцю[45] лисицю, обдеру да хоть шапку собі зошью». Узяв да і положив ззаді у воза. Вона замітила, що мужик не смотрить, стала ногами викидувать рибу з воза, а когда побачила, що навикидала уже багато, тоди потихесеньку і сама злізла; сіла біля[46] риби да і їсть собі, — коли біжить оп’ять той самий вовчик.

Побачивши, що вона їсть рибу, прибіг до їй да й каже: «Здорово була, лисичко-сестричко! Де се ти набрала стільки риби?» Вона каже: «Наловила, вовчику-братику!» А собі на думці: «Подожди, і я зроблю з тобою таку штуку, як і ти зо мною». — «Як же ти ловила?» — «Так, вовчику, уложила хвостик в ополонку[47], вожу тихенько да й кажу; ловися, рибка, мала і велика! Коли хочеш, то і ти піди, налови собі». Він побіг да зробив так, як казала лисичка. А лисичка стала за деревом да й дивиться; коли у вовчика зовсім хвостик примерз, вона тоді побігла в село да й кричить: «Ідіть, люди, вбивайте вовка!» Люди набігли з кольями да і убили його.

7[48]

Однажды лиса украла лошадь с полной сбруей с телегою и давай разъезжать по́ лесу. Попадается ей навстречу медведь.

— Лисонька, посади меня, — говорит медведь.

— Садись, сиволапый черт!

Медведь сел. Поехали; попадается им волк.

— Лисонька, посади меня, — говорит волк.

— Садись, серый вор!

После того попадается навстречу косой заяц.

— Лисонька, посади меня, — говорит он.

— Садись, косой!

Вот и поехали вчетвером и запели песни.

Вдруг переломилась у них оглобля[49]. Лисица говорит медведю:

— Ступай ты, Мишенька, принеси оглоблю.

Медведь пошёл по́ лесу, только лес трещит; перевалял пропасть дерев, наконец выбрал самое большое, толстое дерево и принёс лисе.

— Не годится это на оглоблю, сиволапый ты Мишка! Ступай ты, серый волк! — говорит лисица.

Волк пошёл и принёс также целое дерево, но поменьше.

— И это не годится, — говорит лиса, — поди принеси ты, косой заяц!

Заяц пошёл и принёс пруточек.

— Все вы ничего не смыслите! Пойду уж сама, — говорит лисица.

Пока она ходила, медведь с волком и съели лошадь, а в шкуру лошадиную набили моху и опять запрягли как бы живую лошадь. Лисица выбрала славную оглобельку; приходит к телеге, а уж на ней нет ни медведя, ни волка, ни зайца. Она переменила оглобельку и начала погонять лошадь, а та ни с места. Стала её дергать вожжами и бить палкою, лошадь и свалилась. Слезла лиса с телеги, посмотрела на лошадь и увидала, что она набита мохом, а мясо всё съедено; поплакала-поплакала и опять стала ходить по́ лесу пешком.

Повадилась лиса таскать из садков рыбу. Мужики догадались и решили изловить вора, а лиса, как сметливая баба, накравши в последний раз рыбки, пошла гулять по́ лесу. Попадается ей навстречу серый волк.

— Что ты ешь, лисонька? — спрашивает волк.

— Рыбку, куманёк.

— Да где же ты её берёшь?

— Да сама ловлю.

— Да как же ты её ловишь? Научи-ка меня!

— Изволь, куманёк! Возьми ведро, привяжи к хвосту, да и опусти в прорубь: рыба и найдёт к тебе сама в ведро; только ты часа два посиди у проруби!

Волк так и сделал; но только часа через два хвост-то у него примёрз к проруби, так что он, как ни старался, — оторвать его не мог. Поутру пришли мужики и убили его.

Пришла лиса к медведю в берлогу и выпросилась перезимовать у него. На зиму запаслась она цыплятами, положила их под себя и ела понемножку. Медведь однажды и спрашивает:

— Что ты, кумушка, ешь?

— Да что, куманёк, изо лба кишочки таскаю да и кушаю.

— И сладко? — спрашивает медведь.

— Сладко, куманёк.

— Дай-ка попробовать!

Она ему дала немного курятинки. Облакомился Мишка и ну тискать себе изо лба кишочки, до тех пор надрывался, пока не околел. А лисица этому и рада. Ей и пищи на целый год, и мягкая постель, и тёплая конура.

Примечания

  1. Записано в Бобровском уезде Воронежской губ. А. Н. Афанасьевым в 1848 г.
  2. Поконать — покончить, порешить. (прим. редактора Викитеки)
  3. Записано в Переславль-Залесском уезде Московской губ. Н. Бодровым.
  4. Снеток — рыба, мелкая озёрная форма европейской корюшки. (прим. редактора Викитеки)
  5. Гузка — хвостовая клинообразная часть туловища, зад. (прим. редактора Викитеки)
  6. Записано во Владимире.
  7. Записано в Харьковском уезде писателем Г. Ф. Квиткой-Основьяненко.
  8. Сметье — сор.
  9. Вкусно.
  10. Это любопытное указание на старинный обряд клятвы. Вадим Пассек свидетельствует, что на Украине были примеры, когда клятва скреплялась целованием земли, и такая клятва почиталась важною и священною (Путевые записки, с. 152).
  11. Пасека — пчельник.
  12. Чумаки — украинские торговцы или возчики, которые в XVI—XIX веках отправлялись на волах к Чёрному и Азовскому морям за солью и рыбой, развозили их по ярмаркам, а также занимались доставкой других товаров. (прим. редактора Викитеки)
  13. Вонять.
  14. Смотри.
  15. Приговоры волка сказочники передают толстым (грубым) голосом, басом; а приговоры лисы тоненьким, мягким.
  16. Осколки.
  17. Прорубь на льду.
  18. Днище — донце, дощечка, в которую втыкается прядильный гребень.
  19. Бесхвостый.
  20. Записано в Новогрудском уезде Гродненской губ. учителем Новогрудского училища М. А. Дмитриевым.
  21. Да и.
  22. Через, сквозь.
  23. Чтоб.
  24. Попробовал.
  25. Озеро.
  26. Прорубь.
  27. Послышав.
  28. Вымазалась в тесто (ращи́на — мучной раствор).
  29. Едва.
  30. Недобрая, дурная.
  31. Обманула.
  32. Спряталась.
  33. Остыл.
  34. Наклонилась.
  35. Убежала.
  36. Третяк — теленок или жеребенок по третьему году.
  37. Сделала (Ред.)
  38. Где.
  39. Сильнее.
  40. Беда (Уменьшительное от «лихо»).
  41. Негодный.
  42. Почему-то (Ред.).
  43. Воробьев.
  44. Убежал.
  45. Эту.
  46. Подле, возле.
  47. Прорубь.
  48. Записано в Тверской губ.
  49. Оглобля — одна из двух жердей, надетых одним концом на ось повозки, служащих для запряжки лошади в корень. (прим. редактора Викитеки)

image49165693 f3732f250fdc639020d052dbbbd81997

Новогодняя пора — почти волшебное время, когда, наверное, каждый ребенок, да и взрослый тоже, ждет удивительных чудес и перемен к лучшему. А найти все эти чудеса можно на сценах театров. Дети и их родители в новогодние праздники смогут каждый день оказываться в сказке, наблюдая из зала за волшебством на сцене.

Мы собрали самые интересные, на наш взгляд, постановки, которые будут идти в новогодние выходные в Самаре.

«Морозко».

Филармония.

25 декабря, суббота, 11:00.

26 декабря, воскресенье, 11:00, 14:00.

Новогоднее представление с песнями, играми и волшебством, в котором сплелись несколько сказочных сюжетов про Деда Мороза. Главному новогоднему волшебника снова будут противостоять лиса Алиса и серый Волк. А перед началом представления Дед Мороз и его внучка Снегурочка зажгут новогодние огни.

Приключение Незнайки и его друзей.

Филармония.

29 декабря, среда, 11:00, 14:00.

30 декабря, четверг, 11:00, 14:00.

Новогоднее представление поставлено по мотивам известной сказки Николая Носова про коротышек — обитателей Цветочного города. Один из самых ярких из них — Незнайка, который берется всегда и за все, а получается у него нелепо и очень смешно.

Новый Год у кота Леопольда.

Филармония.

2 января, воскресенье, 14:00.

3 января, понедельник, 11:00, 14:00.

Самого доброго и благородного кота на свете ждут приключения, в которых ему будут противостоять непослушные мыши. Леопольд найдет выход из сложных ситуаций с помощью доброты, напомнив ребятам, что нужно жить дружно.

Приключения Буратино.

Филармония.

4 января, вторник, 11:00, 14:00.

5 января, среда, 11:00, 14:00.

Веселое и динамичное музыкальное представление по мотивам сказки Алексея Толстого расскажет о приключениях Буратино, которому предстоит найти золотой ключик и совершить удивительное путешествие в страну дураков, куда его обманом приведут лиса Алиса и кот Базилио.

Карлсон, который живет на крыше.

Театр оперы и балета.

3 января, понедельник, 11:00.

Спектакль по мотивам повести шведской писательницы Астрид Линдгрен. Это сказка про Малыша, который знакомится с загадочным, но очень веселым и неунывающим Карлсоном, который живет на крыше и способен летать с помощью пропеллера за спиной. Родители и друзья Малыша считают, что это вымышленный друг, но затем неожиданно знакомятся с ним сами.

Волшебная лампа Аладдина.

Театр оперы и балета.

5 января, среда, 11:00, 14:30, 17:30.

Мюзикл для детей по мотивам арабской сказки о приключениях смелого Аладдина, который неожиданно становится обладателем волшебной лампы и заводит дружбу с джинном. Аладдин стремится увидеть прекрасную принцессу, но становится свидетелем ужасного заговора главного визиря, который хочет жениться на принцессе и захватить власть.

Золотой ключик.

Театр оперы и балета.

6 января, четверг, 11:00, 14:00.

9 января, воскресенье, 11:00.

Еще один спектакль о приключениях деревянного мальчика, который отправляется на поиски золотого ключика. Его обманом пытаются привести в вымышленную страну дураков, куда завлекают кот Базилио и лиса Алиса.

«Солнышко и снежные человечки».

Самарский театр кукол.

2 января, воскресенье, 11:00, 14:00.

5 января, среда, 11:00, 14:00.

6 января, четверг, 11:00, 14:00.

Интерактивное представление с участием Деда Мороза, Снегурочки и персонажами сказки Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес». В борьбе со злом Алиса, Шляпник и Чеширский Кот сумели противостоять коварным планам злой Королевы с помощью главного новогоднего волшебника Деда Мороза.

Лягушка-путешественница.

Самарский театр кукол.

3 января, понедельник, 11:00, 14:00.

4 января, вторник, 11:00, 14:00.

Спектакль рассказывает об удивительном приключении одной лягушки, которая придумала необычный способ попасть в теплые страны, а потом всем рассказывала о своем путешествии с утками.

Морозко.

Театр «Витражи», ДК железнодорожников им. Пушкина.

2 января, воскресенье, 12:00.

3 января, понедельник, 14:00.

Спектакль поставлен в традициях детских рождественских сказок, когда главный новогодний волшебник победоносно борется с темными силами, которые хотят помешать наступлению Нового года и строят всячески козни сказочным персонажам.

Аленький цветочек.

Театр «Витражи», ДК железнодорожников им. Пушкина.

4 января, вторник, 18:00.

Спектакль поставлен по рассказу Сергея Аксакова, жизнь его семьи неразрывно связана с Самарой, что придает постановке дополнительный интерес. На сцене зритель увидит привычный сюжет, когда добротой и любовью можно победить темные чары.

Привет, Карлсон!

Театр «Витражи», ДК железнодорожников им. Пушкина.

2 января, воскресенье, 18:00.

Постановка по рассказу шведской писательницы Астрид Линдгрен о дружбе Малыша с необычным существом по имени Карлсон, который живет на крыше и летает при помощи мотора с пропеллером у него на спине. И если родители мальчика поначалу думают, что Карлсон выдуманный, то потом сами неожиданно с ним встречаются.

Сказка о царе Салтане.

Театр «Витражи», ДК железнодорожников им. Пушкина.

3 января, понедельник, 18:00.

4 января, вторник, 10:00, 12:00.

5 января, среда, 11:00.

6 января, четверг, 11:00.

Спектакль по одноименному произведению Александра Пушкина, в котором князь Гвидон, сын царя Салтана, из-за козней его злых теток попадает на необитаемый остров, где знакомится с прекрасной волшебницей Царевной Лебедем. С ее помощью он становится могущественным правителем и снова встречается с отцом.

Новый год для Удава.

Театр «Город».

4 января, вторник, 11:00.

Музыкальная сказка о том, как Мартышка, Слоненок, Удав и Попугай узнали, как отмечают Новый год в холодных странах. Спектакль покажет юным зрителям, как важно быть щедрыми, добрыми и любознательными, а перед самым началом ребята смогут пообщаться с Дедом Морозом.

Красная шапочка, или По дороге к бабушке.

Театр «Город».

5 января, среда, 11:00.

6 января, четверг, 11:00.

Спектакль по мотивам известной сказки Шарля Перро. Красная Шапочка через лес идет к бабушке и несет ей в корзинке пирожки. По дороге ее ждет несколько неожиданных встреч. Она знакомится с Волком, который оказывается добрым художником, хитрой и ленивой Лисой, а также глупым и подлым охотником Жаном. Во время спектакля герои поют, танцуют и играют с детьми.

Снежная Королева.

Театр «Город».

8 января, суббота, 16:00.

Сказка для детей и взрослых по сюжету рассказа Ганса Христиана Андерсена. По задумке режиссера, внимание юных зрителей будут привлекать ни яркими костюмами и броским гримом, а доверительной интонацией и игровыми приемами, дополнительную атмосферу создаст авторская музыка.

Алиса в Стране чудес.

ОДО.

8 января, суббота, 11:00.

Иллюзионный спектакль по мотивам сказки Льюиса Кэрролла, в котором девочка Алиса попадает в волшебный мир зазеркалья и знакомится там с Чеширским котом и другими сказочными персонажами. С ними Алиса переживет удивительные приключения, а в финале сразится с темной королевой!

Сидр — напиток с богатой историей, за право считаться местом изобретения которого спорят Франция, Испания и Великобритания.

В последние десятилетия объемы производства и потребления сидра растут почти в геометрической прогрессии. Напиток становится все более и более популярным, и, несмотря на то, что у многих он до сих пор ассоциируется с пивом, можно говорить, что сидр — это новое вино!

Возрастающая популярность сидра не могла оставить его в стороне от массовой культуры, в том числе и от кинематографа.

«Ну, погоди!» 14-й выпуск

Начну с известного большинству примера — 14-й выпуск советского мультфильма «Ну, погоди!» начинается с визита Волка в гости к Зайцу. Волк приходит с букетом цветов и эффектно ставит на стол бутылку сидра. Проблемы у Волка начинаются, когда бутылку нужно открыть.

Не сумев открыть штопором, вилкой и зубами, Волк бьет бутылкой об стол, отчего пробка вылетает. Из бутылки выходят газ и пена, и Волк, держа бутылку в руках, делает круг по комнате и, улетев в окно, приземляется в пункт приема стеклотары. Сидя в горе бутылок, с этикеткой «сидр» на лбу, Волк произносит непременное «Ну, погоди!».

«Голяк» (Brassic)

Сериал про жизнь тусовки из британской провинции: страдающий биполярным расстройством главный герой, красотка мать-одиночка, пытающаяся делать карьеру, цыган-гей, участвующий в подпольных кулачных боях, управляющий борделем, бармен-мастер азартных игр, автомеханик-пакистанец, увлеченный каналом Discovery.

В каждой серии ребят ждет новый мелко-криминальный кейс, переплетенный с бытовыми и социальными проблемами. Эти истории рассказывают с юмором, местами черным. В одной из серий третьего сезона Винни — главному герою — нужно посидеть с ребенком матери-одиночки Эрин, пока она работает. Эрин спрашивает, справится ли он, на что Винни отвечает, что у них есть кукурузные палочки и пара банок сидра, так что они круто проведут время.

«Тинейджеры из Белфаста» (Cider punks)

Ирландская анимационная короткометражка о жизни подростков-панков, местом сбора которых является паб, где пьют в том числе сидр. Снято в формате выпуска еженедельного шоу, рассказывающего о жизни современной Ирландии. Причем шоу с государственного канала, с иронией относящегося ко взглядам, не соответствующим традиционным.

Подростки показаны нарочито непривлекательными, их монологи — банальными, ценности — поверхностными. Возможно, это попытка подсветить проблему пьянства в Ирландии (есть версия, что в Ирландии после 16:00 невозможно найти трезвого человека). Но в то же время это довольно неплохая кукольная анимация продолжительностью всего около 13 минут. Сидр сам по себе упоминается в названии и на постере в баре.

«Грушевый сидр и сигареты» (Pear Cider and Cigarettes)

Лауреат премии «Оскар» в категории «Лучший короткометражный мультфильм» 2017 года. Режиссер Роберт Вэлли, который также в качестве режиссера и художника участвовал в создании сериалов «Трон: Восстание; Любовь. Смерть. Роботы», а также супергеройского хита стриминга Amazon Prime — «Непобедимый».

«Грушевый сидр и сигареты» — это рассказ от первого лица о друге автора Техно Стайпсе — парне, который всегда бежал впереди всех. Техно проживал жизнь, где ведущую роль играют деньги, женщины, алкоголь и другие атрибуты. С другой стороны, это жизнь, полная боли, одиночества, страхов. И вот перед автором стоят задачи: заставить Техно перестать пить и вернуть его из Китая в Ванкувер.

35 минут отличной анимации под классную музыку.

«Бесподобный мистер Лис» (Fantastic Mister Fox)

Анимационная полнометражка от Уэса Андерсона, по сценарию, написанному режиссером совместно с Ноем Баумбахом и основанному на одноименной сказке британского сказочника-гота Роальда Даля. Роли озвучили Билл Мюррей, Уиллем Дефо, Мерил Стрип, Джордж Клуни.

Мультфильм рассказывает о симпатичном и харизматичном хитреце — лисе мистере Фоксе, пообещавшем жене больше не воровать у людей и не совершать набегов на их фермы. Но, заполучив в соседи трех состоятельных фермеров, один из которых выращивает индеек и производит сидр, лис тайком от жены берется за старое. Все это приводит к противостоянию с фермерами, в котором сидр активно идет в ход — им затапливают лисью нору, чтобы выгнать зверей.

«Уитнэйл и я» (Withnail & I)

Комедийная драма про жизнь двух друзей-безработных актеров Марвуда и Уитнэйла, пропивающих пособия по безработице. Пытаясь вырваться из порочного круга, ребята уезжают в дом к дяде Уитнэйла — Монти. Чтобы дядя-гей их не прогнал, Марвуд сам представляется геем. Попытка оборачивается фэйлом и друзья вынуждены вернуться назад…В одном из эпизодов друзья делают заказ: два больших джина, две пинты сидра, сидр со льдом.

Эта лента входит в список 100 лучших британских фильмов по версии Британского института кино. Фильм считают классикой алкоголической черной комедии, подтверждением чего является и то, что режиссеру Брюсу Робинсону также доверили экранизацию «Ромового дневника» Хантера Томпсона с Джонни Деппом в главной роли. Кроме того, в фильме россыпь отлично играющих культовых британских актеров. Например, дядю Монти играет Ричард Гриффитс, известный по роли другого дяди — Вернона из экранизации «Гарри Поттера».

«Холодная Гора»

Еще один оскароносец в списке — историческая мелодрама «Холодная Гора» с Николь Кидман и Джудом Лоу в главных ролях. «Оскар» за роль второго плана получила Рене Зеллвегер.

Фильм о возвращении домой в разгар Гражданской войны в США конфедерата Ингмана. История любви и дружбы на фоне трагических событий, уровень пафоса и драматизма высочайший.

Сидр в фильме упомянут в моменте, когда герои Николь Кидман (Ада) и Джуда Лоу (Инман) знакомятся: она — дочь священника, он — работяга на стройке часовни. Желая его разговорить, она подает ему стакан сидра и приглашает сделать перерыв в работе.

«Правила виноделов» (The Cider House rules)

Отличный пример, иллюстрирующий, что сидр по популярности в России проигрывал вину на рубеже 90-х и 2000-х, в связи с чем локализаторы не рискнули пускать в прокат фильм с названием «Правила Сидродельни».

Мелодрама про акушера-самоучку из сиротского приюта, который по приглашению благодарных пациентов переезжает жить к ним на ферму, где они собирают яблоки и производят сидр. Там он переквалифицируется в сборщика и находит любовь. Но не все складывается идеально, и прошлое не отпускает его.

Банальное описание, которое подойдет к тысяче других фильмов, но за сценарий к фильму Джон Ирвинг (который написал и книгу, положенную в основу фильма) получил «Оскар». Это действительно красиво снятая история с хорошим актерским составом: Тоби Магуайр, Шарлиз Терон, Пол Радд, Майкл Кейн. Кстати, Майкл Кейн получил за этот фильм «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана.

«Санта-Барбара»

Вспоминаем классику мыльной оперы и культовый сериал 90-х. В одной из серий (какой, точно не вспомню, но у вас может быть увлекательный челлендж на выходные) младший сын Сиси Кэпвелла Брэндон сидит с бокалом сидра и говорит новой пассии отца: «…это сидр. Папа говорит, его надо пить, потягивая».

ГБОУ «Азнакаевская школа для детей с ограниченными

возможностями здоровья»

Открытый урок по чтению во 2 классе на тему:

«Лиса и волк» русская народная сказка

Подготовила и провела: Харрасова Г.Ф.

Ноябрь, 2019 г.

Тема: «Лиса и волк» русская народная сказка.

Цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Лиса и волк».

Задачи:

Образовательные:

-формирование понятий «народная» и «авторская» сказка, умений выражать отношение к героям сказки и их поступкам;

— формирование навыков правильного, созна­тельного и выразительного чтения, осознанного восприятия составляемых и прочитываемых предложений по вопросам.

Коррекционно-развивающие:

развивать связную речь при составлении ответов на вопросы;

-развивать умение слушать и понимать прочитанное;

развивать интерес к чтению, умение объяснять своёотношение к прочитанному.

Воспитывающие:
-воспитание интереса к устному народному творчеству.

Планируемые результаты урока:

Предметные:

характеризовать героев произведения на основе его намерений и поступков;

читать текст произведения осознанно, выразительно и без ошибок;

работать с содержанием текста произведения;

читать по ролям.

Формируемые БУД:

Личностные:

оценивать поступки героев произведения под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей;

учебно-познавательный интерес к учебному материалу; чувство ответственности за выполнение своей работы;

Познавательные БУД:

формировать умение выделять главную мысль произведения, умение характеризовать героев произведения на основе их поступков; формировать несложные выводы, основываясь на тексте произведения.

Регулятивные УД: определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно, выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные УД:

формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение, умение сотрудничать с учителем.

Оборудование:

— компьютер, проектор, интерактивная доска;

— мультимедийная презентация к уроку;

— индивидуальные опорные карточки по теме «Алфавит»;

— раскраски;

Словарь:. вы-дёр-ги-вать, о-бож-глась

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Подготови-тельная

часть урока

1.Организационный момент. Эмоционально-деловой настрой учащихся.

1. Приветствие учителя, проверка готовности к уроку, постановка цели урока.

— Доброе утро, ребята! Доброе утро, гости нашего урока!

Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечка сидим

— Сели прямо, придвинули стулья к партам.   Проверили посадку.

-К какому уроку вы приготовились?

— Что мы делаем на уроке чтения? (правильно и красиво читаем)

Улыбнулись все, попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, итак, начнем урок.

Учащиеся слушают учителя.

Хором проговаривают.

2.Речевая разминка

  1. Речевая разминка.

— Ребята, для начала мы проведём разминку.

Упражнения для развития четкости произношения:

Самолеты взлетают: у-у-у.

Машины едут: ж-ж-ж.

Лошадки поскакали: цок-цок-цок.

Рядом ползет змея: ш-ш-ш.

Муха бьется в стекло: з-з-з-з. Слайд

  1. Фонетическая зарядка.

Са-са-са – это хитрая лиса.

Су-су-су – и живет она в лесу

Сы-сы-сы- много дела у лисы.

Со-со-со- она крутит колесо. Слайд

  1. Работа над чистоговоркой

Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он. Слайд

Учащиеся выполняют упражнения речевой разминки.

Хоровое проговаривание.

II.Основная часть урока

1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

2.Изучение нового материала

1. Сообщение темы урока.

— Посмотрите на выставку книг. Что это за книги? (сказки)

— Кто догадался, о чём мы будем сегодня на уроке говорить? (о сказках)

— Мы сегодня начинаем новый раздел

«В гостях у сказки»

— Сказки бывают «народные» и «авторские».Народные сказкипридумал народ и рассказывал друг другу.А «авторские» сказки написал автор, т.е. писатель.

А вы любите сказки?

2. Коррекционное упражнение на развитие слухового восприятия.

— Ребята, я предлагаю отгадать вам загадки и узнать название сказки, с которой мы сегодня познакомимся.

Эта рыжая плутовка,
Кур ворует очень ловко.
Волку серому сестричка,
А зовут её… (лиса) Слайд

Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый … (волк)

Слайд.

— Молодцы!

— Итак, сказка называется «Лиса и волк» Слайд

— Прочитайте название сказки (дети читают)

— Знакома ли вам эта сказка?

— Кто рассказал ее?

Давайте посмотрим на иллюстрацию

Герои этой сказки животные, значит эта сказка о животных. В сказках животным свойственны человеческие черты; о животных говорят, как о людях, о их недостатках и достоинствах, проблемах и конфликтах.

  1. Словарная работа

Чтобы правильно понять содержание произведения давайте узнаем значение данных слов:

вы-дёр-ги-вать

о-бож-глась

Чтение «трудных» слов по слогам.

Слайд

1.Знакомство со сказкой «Лиса и волк».

(чтение учителя) — стр.38-39

Слайды

2.Первичное чтение текста учащимися — тихое, «жужжащее» чтение.

3.Анализ произведения по вопросам.

— Кто написал эту сказку?

— Назовите героев сказки.

— Почему лиса не стала выдёргивать крапиву сама?

— Какие слова она сказала волку? Прочитай.

— Он поверил лисе? Почему?

— Что мы можем сказать о характере лисы? Какая она? (хитрая, умная, сообразительная)

— А волк? (добрый. простодушный, глупый)

Слайды

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Отгадывание загадок про лису и волка.

Учащиеся читают название сказки.

Учащиеся читают слова индивидуально и хором.

Слушают чтение учителя.

1 группа- читают текст.

2 группа-

работа у доски.

(повторение букв)

1 группа —ответы на вопросы

2 группа — раскрашивание раскраски (лиса и волк)

3. Физминутка

— Давайте немножко отдохнем.

Встаньте возле своих парт.

Учащиеся выполняют физическую разминку.

4. Закрепление изученного материала

1. Совместное чтение текста учителем

с учениками с целью запоминания правильного прочтения трудных слов, соблюдения логических пауз и логического ударения.

2.Чтение по ролям.

-Прочитаем ещё раз разговор лисы и волка по ролям. Не забудьте про хитрый тон лисы и доверчивый тон волка?

3. Составление предложений к картинкам.

Слайд.

1 группа – работают над выразительностью чтения, составляют предложения.

2 группа — читают слоги

III. Заключительная часть

1. Итог урока.

Рефлексия.

Рефлексия.

— Ребята, скажите, почему лисе удалось перехитрить волка? (волк был глупым, простодушным)

— Чему учит нас эта сказка?

Чтобы не попасть в такую ситуацию, в которой оказался волк, нельзя доверять первому встречному, надо прислушиваться к советам старших.

Итог урока.

-Понравился ли вам урок?

-Какое у вас настроение?

— Ребята, я хочу сказать вам, что сегодня все вы были молодцы!

Слайд

Учащиеся отвечают на вопросы.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/444270-lisa-i-volk-russkaja-narodnaja-skazka

«Специальная (коррекционная) школа – интернат № 6» г. Печоры

1 этап урока. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Деятельность  учителя

            Деятельность учащихся

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Учитель приветствует учащихся, настраивает их на урок.

– Прозвенел звонок,

  Начинается урок.

 Очень приятно видеть в ваших глазах улыбку, радость, лучики любознательности и творчества.

– Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя.   Выражают положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое. Проявлять внимание.

 Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Настраиваются на успешную деятельность.

2 этап урока. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:  повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Подготовка речевого аппарата к работе

Артикуляционная гимнастика

-Проведем небольшую речевую разминку.

На экране:

Ва – ва – ва  – повтори слова.

Ва – ва – ва – выросла трава.

Вы-вы-вы, вы-вы-вы — даже выше головы.
Ве-ве-ве, ве-ве-ве — васильки видны в траве.
Ву-ву-ву, ву-ву-ву — васильков букет нарву. Слайд 2

В лесу лиса под сосенкой
Стелила постель лисенку.
Из листьев постель для сына,
А листья слетели с осины.
 Слайд 3

( Учитель включает музыкальную фонограмму)

В некотором царстве,

в дружном школьном государстве

жил да был 4 класс.

Слышите, ребята, я про вас.

Хорошо ли в царстве жить?

Много ль дети в царстве знают?

Хорошо ль они читают?

На вопросы отвечают?

— Кто из вас догадался, о чем будем говорить? (о сказках)

— Что такое сказка? (отвечают с подсказкой)

— Что значит русская народная сказка? (отвечают с подсказкой)

Проговаривают чистоговорку.

Работают над скороговоркой. Четко проговаривают каждое слово, произносят все звуки в словах.

Строят речевые высказывания в устной форме

Отвечают

Воспринимают информацию, отвечают на вопросы учителя.

Формулируют собственное мнение.

Выполняют артикуляционные упражнения.

3 этап урока. Выявление места и причины затруднения.

Цель: организовать анализ учащимися возникшей проблемы и на этой основе выявить места и причины затруднения.

— Вы не смогли ответить точно на некоторые вопросы.

-Не смогли точно сказать, что такое сказка, русская народная сказка.

-Можно ли сказать, что вы все знаете о сказках  как о фольклорном жанре? (нет)

— Согласны ли вы, что  у нас возникло  затруднение, проблема (да)

Дети затрудняются ответить на вопросы.

Слушают учителя.

 Обнаруживают   и формулируют проблему.

4 этап урока. Построение проекта выхода из проблемы.

Цель: построение проекта выхода из проблемы, постановка целей учебной деятельности, определение темы урока.

— Для того, чтобы решить нашу проблему, предположите, что нам необходимо сделать сегодня на уроке?

— Вы хотите больше узнать о сказках?  

 — Хотите научиться употреблять в своей речи выражения из сказки? (ответы детей)

— Чтобы ответить на все мои вопросы, давайте определимся с задачами нашего сегодняшнего урока.

–Какие задачи мы с вами поставим? Записаны на доске

1. Продолжить изучать сказки.

2. Больше узнать о русских народных сказках  как фольклорном  жанре.

3. Познакомиться с новой сказкой.

3. Научиться читать выразительно по ролям.

 Отвечают.

Определяют тему урока.

Грамотно формулируют высказывания.

Слушают и понимают речь одноклассников.

Ставят задачи и планируют свою работу.

Принимают и сохраняют задачи урока.

5 этап урока.  Реализация построенного проекта.

Цель:  познакомить детей с новой русской народной сказкой,  помочь учащимся активно воспринимать изучаемый материал, сохранить интерес к теме при  работе с новой информацией, расширить, активизировать словарный запас учащихся.

 -Сегодня я предлагаю вам познакомиться с русской народной сказкой.

А чтобы узнать её название, нужно отгадать загадки 

1) Хитрая плутовка,

рыжая головка,        

пушистый хвост-краса.

Кто это? (лиса ) Слайд 4

2) Предок всех собак, поверь

Этот серый хищный зверь.

Знает в овцах, козах толк

Страшный, хитрый, лютый… (волк ) Слайд 5

— Какие названные в загадке признаки помогли вам узнать отгадку?

— Какие слова получились?  (Лиса и Волк)

— Что знаете об этих животных?  (ответы детей)

-Как вы думаете, кто будет главными героями басни? (Лиса и Волк)

— Как в сказках называют лису? (Лисичка – сестричка)

— Сформулируйте   название сказки  (сказка «Лисичка – сестричка и волк») Слайд 6

— Послушайте внимательно сказку. (Слушают сказку в аудиозаписи.)

— О ком эта сказка? ( О Лисичке – сестричке и Волке)

-Какие эмоции вы испытывали при прослушивании? (ответы детей)

— Прочитаем слова, словосочетания, которые встретятся в этой сказке (записаны  на доске)

 Словарная  работа (толкование слов, словосочетаний: запрягу сани, полный воз, славная находка, улучила время, кумушка, куманёк).

Отгадывают загадки.

Отгадывают слова

 Дают ответы на вопросы.

Определяют сказку

Слушают сказку в аудиозаписи.

Дают ответы на вопросы.

Высказывают свое мнение, отвечают.

Грамотно формулируют высказывания

Слушают и понимают речь одноклассников.

Отвечают на вопрос учителя, высказывают предположения.

Грамотно формулируют высказывания.

Отвечают на вопросы учителя.

 Высказывают и обосновывают свою точку зрения.

 Оценивают результаты своей деятельности.

  Выдвигают предположения на основе имеющихся

знаний и обосновывают их.

Организуют выполнение задания учителя.

 Выдвигают предположения на основе имеющихся знаний и обосновывают их.

Оценивают результаты своей деятельности.

Физминутка.

Цель: организовать отдых детей. Смену деятельности.

Учитель организует отдых детей.  

Мы заходим с вами в лес  (Дети маршируют на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес!  (Удивились, развели руками.)
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов.  (Раз, два, три.)
Сколько здесь у нас игрушек,
Столько сделаем прыжков.  (Раз, два, три …)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лису обхитрим,
На носочках убежим.  (Бег на носочках.)
Всё вокруг мы рассмотрели  Слайд 7
И тихонечко все сели.

Учащиеся выполняют движения физминутки.

Установка на здоровый образ жизни.

6 этап урока.  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: Закрепление усвоенных новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации, анализ.

Учитель организует    чтение в паре по очереди  сказки по заданию (Подчеркнуть аккуратно  слова лисы и волка).

Первичное чтение

— Какая группа  желает прочитать 1 часть? Давайте Николай и Эльнар. Я вам помогаю. Распределим  слова автора читает Николай, слова Лисы – Эльнар, слова волка — учитель

— Много ли наловил дед рыбы? Как об этом сказано в сказке?

— Кого увидел дед на дороге? Как об этом написано в сказке?

— Что значит выражение «свернулась калачиком»?

— Почему старик обрадовался, когда увидел лису на дороге?

— Что сделала лиса, пока старик вёз рыбу?

— Кого встречает Лиса?

— Прочитайте, разговор Лисы и Волка.

— Кто желает прочитать 2 часть?

— Зачем волк опустил хвост в прорубь?

— Что произошло, когда волк опустил хвост в прорубь?

— Зачем лиса забралась в дом? Что с ней там произощло?

— Как лиса во второй раз обманула волка?

— Что предложил лисе волк?

— Как ты думаешь, почему он это сделал?

— Что можно сказать  лисе? Какая она была по характеру?

— А каким был волк? 

Извлекают главную информацию из текста.

Читают по ролям и анализируют первую часть сказки.

Дают ответы на вопросы

Читают и анализируют вторую  часть сказки.

Дают характеристику лисе.

Дают характеристику волку.

Сравнивают героев.

 Читают в паре по очереди

Читают

Отвечают на вопросы учителя.

Выдвигают свои предположения,  обосновывают их.

Слушают и понимают речь одноклассников.

Дополняют ответы других учащихся.

Строят монологические высказывания

Исправляют ошибки одноклассников

Коллективно обсуждают.

Высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Оценивают результаты своей деятельности.

Ориентируются  в содержании сказки.

Осуществляют самоконтроль

Ориентируются в содержании басни

Исправляют ошибки одноклассников, осуществляют контроль.

7 этап урока. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: выявление  уровня знаний, а также выявление недостатков в знаниях, установление причин выявленных недостатков, проверка по эталону.

Учитель дает задание: составить и записать «Синквейн» про главных героев басни (работают в паре).

Лисичка — сестричка

Волк

Хитрая, коварная

Глупый, доверчивый

Обманывает, льстит, лукавит

Верит, слушает.

Лисица всегда добивается своего

Волк доверяет лисе

Плутовка

Простофиля

Проверим. Дети зачитывают свои «Синквейны», проверяют по эталону.

-У всех  ли  правильно  получился «Синквейн»? (ответы детей)

-Кому было трудно? (ответы детей)

-Как вы думаете почему? (ответы детей).

-Над чем еще надо поработать? (ответы детей).

Составляют «Синквейн»

Работают самостоятельно в паре.

Обмениваются работами с товарищами соседней парты.

Несколько учеников зачитывают свои «Синквейны»

 Проверяют работы друг у друга. Отвечают на вопросы учителя. Взаимодействуют с учителем во время проверки самостоятельной работы

Коллективно обсуждают.

Оценивают результаты своей деятельности и других групп.

Проверяют  по эталону.

8 этап урока.     Включение в систему знаний и повторение.

Цель: повторить  и закрепить изученный материал.

Работа с пословицами.

— Как вы понимаете смысл пословиц?  

— Как они соотносятся с содержанием сказки? (ответы детей)

С хитрецом водиться – в оба глаза глядеть.  Слайд 8

Хитростью поймаешь даже льва. Слайд 9

— Какой вывод мы можем для себя сделать?

Вывод: Сказка «Лисичка —  сестричка  и волк» учит нас быть осторожными и внимательными, не доверять первому встречному, а уж если знаешь, что кто-то хитростью своей славится, то и подавно такому плуту доверять не следует. 

Работают с информацией, представленной в форме пословиц

Дают объяснения

Систематизируют, обобщают изученное.

Работа в парах.

Осуществляют взаимный контроль в парах.

Грамотно строят речевые высказывания.

Оценивают правильность выполнения действий.  

Анализируют и оценивают результаты своей деятельности.

Делают выводы.

Включают новый способ действий в систему знаний

        9 этап урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.        

Цель: Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

 — Что такое сказка? Слайд 10

— Что такое народная сказка? Слайд 11

— Что такое русская народная сказка? Слайд 12

-С какой сказкой познакомились на уроке?  Слайд 13

— Что показалось смешным, а что поучительным?

— Чему учит  эта сказка? Объясните ее.

— Кто хотел бы  прочитать другие русские народные сказки?

-Давайте вспомним, на какие вопросы нам предстояло ответить на уроке в начале?

— Где мы будем применять новые знания?

— Получилось ли у вас выполнить задания, решить проблему, которые мы  наметили выполнить на уроке, которая возникла в начале урока?

Учитель объясняет    содержание домашнего  задания (прочитать, подготовить чтение по ролям)

Задание на выбор:        сделать иллюстрации к сказке.

-К сожалению, наш урок подходит к концу.

Закончите предложения. Слайд 14

Сегодня на уроке я узнал о….

Я научился……

Мне показалось интересным…

Меня удивило….        

Над чем надо поработать……

 Спасибо за урок.

 Систематизируют, обобщают изученное.

Записывают  домашнее задание. Получают консультации.

Дети отвечают на вопросы.  

Проявляют активность, строят грамотно речевые высказывания, соблюдают правила общения.

Взаимодействуют с учителем во время рефлексии

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

Соотносят цели с результатом  работы и со способами его достижений.

 Оценивают свою работу.

  • Сказка лиса и волк битый не битого везет
  • Сказка лис и мышонок с картинками
  • Сказка липунюшка читать с картинками полностью
  • Сказка летучий корабль текст 3 класс литературное чтение
  • Сказка летучий корабль урок