Сказка лиса и петух башкирская сказка

Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание слайда: русская народная сказка лиса заяц и петух 2 слайд описание слайда:

Русская народная сказка «Лиса Заяц и Петух»

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Русская народная сказка «Лиса Заяц и Петух»

    Описание слайда:

    Русская народная сказка «Лиса Заяц и Петух»

  • 2 слайд

    ВспомнимКакую сказку вы изучали в прошлый раз ? Кто её автор ?

    Описание слайда:

    Вспомним
    Какую сказку вы изучали в прошлый раз ?
    Кто её автор ?

  • 3 слайд

    Открой страницу 66 и прочитай название сказки

    Описание слайда:

    Открой страницу 66 и прочитай название сказки

  • 4 слайд

    Прочитай сначала по слогам потом целым словомЛУ-БЯ-НА-Я=ЛУБЯНАЯЛЕ-ДЯ-НА-Я=ЛЕ

    Описание слайда:

    Прочитай сначала по слогам потом целым словом
    ЛУ-БЯ-НА-Я=ЛУБЯНАЯ
    ЛЕ-ДЯ-НА-Я=ЛЕДЯНАЯ
    ЗА-У-ЛОЧ-КИ=ЗАУЛОЧКИ
    ПОГ-РЕТЬ-СЯ=ПОГРЕТЬСЯ

  • 5 слайд

    Ответим на вопросыО ком идёт речь в этой сказке? Какая была лиса? Какой зайч

    Описание слайда:

    Ответим на вопросы

    О ком идёт речь в этой сказке?
    Какая была лиса?
    Какой зайчик?
    Кто помог зайчику?
    Какую песенку пел Петушок, выгоняя лису?

  • 6 слайд

    Сказка лиса и петух башкирская сказка

  • 7 слайд

    Выполним заданияВ какой последовательности герои появлялись в сказке?123

    Описание слайда:

    Выполним задания
    В какой последовательности герои появлялись в сказке?
    1
    2
    3

  • 8 слайд

    Правильно ли герой соединен со своей избушкой?Лиса Заяц

    Описание слайда:

    Правильно ли герой соединен со своей избушкой?
    Лиса
    Заяц

  • 9 слайд

    РефлексияНарисуй:Если тебе было интересно и не трудно на урокеЕсли возникли н

    Описание слайда:

    Рефлексия
    Нарисуй:
    Если тебе было интересно и не трудно на уроке
    Если возникли некоторые трудности на уроке
    Если было трудно и не интересно на уроке

  • 10 слайд

    Спасибо за внимание

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Сказка лиса и петух башкирская сказка

  • Сейчас обучается 939 человек из 79 регионов

Сказка лиса и петух башкирская сказка

  • Сейчас обучается 893 человека из 81 региона

Сказка лиса и петух башкирская сказка

  • Сейчас обучается 350 человек из 69 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Тема урока: «Лиса, заяц, петух» Русская народная сказка Цель урока: познакомить с русской народной сказкой «Лиса, заяц и петух»; обучать выразительному чтению, чтению по ролям. Планируемыерезультаты: Личностные:Метапредметные (УУД): — проявлять интерес к изучению культуры и литературы русского народа посредством чтения произведений устного народного творчества; — оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Регулятивные:- контроль — саморегуляция. Познавательные:- отбирать необходимые значения понятий среди предложенных учителем, анализировать, сравнивать различные героев, факты. Коммуникативные: — участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; Предметные: Обучающиеся должны знать: — содержание произведения и название. Обучающиеся должны уметь: -читать и понимать текст произведения -определять главную мысль произведения Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование): Для учителя Для обучающегосяПрезентация Презентация и учебник

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Конспект окружающий мир «Зачем нужны автомобили?»

  • Классный час. «Блокада Ленинграда» 3 класс

  • Классный час «В гостях у сказки»

  • Конспект урока ОМ «Нет в России семьи такой…»

  • Проект «Учитель, перед именем твоим»

  • Классный час. «Блокада Ленинграда» 3 класс

  • Презентация к внеклассному мероприятию по литературному чтению «Весёлая разминка» (начальная школа)

  • Конспект урока по чтению рассказ «В лесу»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5452323 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методика преподавания информатики в начальных классах»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании»

  • Курс повышения квалификации «Использование мини-проектов в школьном: начальном, основном и среднем общем и среднем профессиональном естественнонаучном образовании в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Сетевые и дистанционные (электронные) формы обучения в условиях реализации ФГОС по ТОП-50»

  • Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»

  • Курс повышения квалификации «Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Инклюзивное образование в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Оказание психолого–педагогической помощи лицам с ОВЗ»

  • Курс повышения квалификации «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников в интересах устойчивого развития региона»

37[1]

Жил-был старик, у него были кот да петух. Старик ушёл в лес на работу, кот унёс ему есть, а петуха оставили стеречь дом. На ту пору пришла лиса.

Кикереку-петушок,
Золотой гребешок!
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.

Так лиса пела, сидя под окном. Петух выставил окошко, высунул головку и посмотрел: кто тут поёт? Лиса схватила петуха в когти и понесла его в гости. Петух закричал:

— Понесла меня лиса, понесла петуха за тёмные леса, в далёкие страны, в чужие земли, за тридевять земель, в тридцатое царство, в тридесятое государство. Кот Котонаевич, отыми меня!

Кот в поле услыхал голос петуха, бросился в погоню, достиг лису, отбил петуха и принёс домой.

— Мотри[2] ты, Петя-петушок, — говорит ему кот, — не выглядывай в окошко, не верь лисе; она съест тебя и косточек не оставит.

Старик опять ушёл в лес на работу, а кот унёс ему есть. Старик, уходя, заказывал петуху беречь дом и не выглядывать в окошко. Но лисица стерегла, ей больно хотелось скушать петушка; пришла она к избушке и запела:

Кикереку-петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку,
Дам и зернышков.

Петух ходил по избе да молчал. Лиса снова запела песенку и бросила в окно горошку. Петух съел горошек и говорит:

— Нет, лиса, не обманешь меня! Ты хочешь меня съесть и косточек не оставишь.

— Полно ты, Петя-петушок! Стану ли я есть тебя! Мне хотелось, чтоб ты у меня погостил, моего житья-бытья посмотрел и на моё добро поглядел! — и снова запела:

Кикереку-петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головка!
Выгляни в окошко,
Я дала тебе горошку,
Дам и зернышков.

Петух лишь выглянул в окошко, как лиса его в когти. Петух лихим матом закричал:

— Понесла меня лиса, понесла петуха за тёмные леса, за дремучие боры, по крутым бережкам, по высоким горам; хочет лиса меня съести и косточек не оставити!

Кот в поле услыхал, пустился в догоню, петуха отбил и домой принёс:

— Не говорил ли я тебе: не открывай окошка, не выглядывай в окошко, съест тебя лиса и косточек не оставит. Мотри, слушай меня! Мы завтра дальше пойдём.

Вот опять старик на работе, а кот ему хлеба унёс. Лиса подкралась под окошко, ту же песенку запела; три раза пропела, а петух все молчал. Лиса говорит:

— Что это, уж ныне Петя нем стал!

— Нет, лиса, не обманешь меня, не выгляну в окошко.

Лиса побросала в окошко горошку и пшенички и снова запела:

Кикереку-петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головка!
Выгляни в окошко,
У меня-то хоромы большие,
В каждом углу
Пшенички по мерочке:
Ешь — сыт, не хочу!

Потом прибавила:

— Да посмотрел бы ты, Петя, сколько у меня редкостей! Да покажись же ты, Петя! Полно, не верь коту. Если бы я съести хотела тебя, то давно бы съела; а то, вишь, я тебя люблю, хочу тебе свет показать, уму-разуму тебя наставить и научить, как нужно жить. Да покажись же ты, Петя, вот я за угол уйду! — и к стене ближе притаилась.

Петух на лавку скочил и смотрел издалёка; хотелось ему узнать, ушла ли лиса. Вот он высунул головку в окошко, а лиса его в когти и была такова.

Петух ту же песню запел; но кот его не слыхал. Лиса унесла петуха и за ельничком съела, только хвост да перья ветром разнесло. Кот со стариком пришли домой и петуха не нашли; сколько ни горевали, а после сказали:

— Вот каково не слушаться!

38

Жил-был кот да баран, у них был петушок.

Вот они пошли лыки драть; пришла лиса под окошко к петушку и говорит:

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляная головка!
Вот тебе с семечком лепешка.
У Карпова двора
Приукатана гора.
Стоят санки-самокатки;
Они сами катят,
Сами ехать хотят!

Петушок выглянул; она его унесла. Он доро́гой и кричит:

— Кот да баран! Меня лиса несёт за высокие горы, за тёмные леса.

Они услыхали, воротились и отняли петушка.

На другой день говорят ему:

— Смотри же, если придёт лиса — не выглядывай!

Лиса пришла, ту же песнь запела; петушок выглянул, она и унесла его. Кот да баран опять отняли. На третий день говорят ему:

— Смотри же, не гляди в окно; мы теперь далеко уйдём, не услышим, как будешь кричать.

Лиса пришла, таким сладким голосом запела, что петушок не утерпел — выглянул; она его схватила и понесла домой. Он кричал-кричал доро́гой; нет, не слыхали кот да баран. Приходят они домой, нет петушка! Они сделали гусельцы-барановы струночки и пошли к лисе выручать петушка.

У лисы было семь дочерей. Кот да баран пришли под окошко и начали играть:

— Тюк-тюк, гусельцы-барановы струночки! Жила-была лиса красна во своём золотом гнезде; у неё было семь дочерей: первая дочь Чучелка, другая Подчучелка, третья Подай-челнок, четвёртая Мети-шесток, пятая Трубу-закрывай, шестая Огня-вздувай, а седьмая Пеки-пироги!

Лиса говорит:

— Поди, Чучелка, посмотри — кто такую хорошую песню поёт?

Чучелка вышла, они стук её в лобок да в коробок.

Так всех лисиных дочерей поодиночке и забрали.

Потом вышла сама лиса. Они и её стук в лобок да в коробок; взошли в избушку, взяли петушка ещё живого, воротились домой и стали жить да быть.

39[3]

Жил кот с кочетком[4]. Кот идёт за лыками в лес и бает[5] кочетку:

— Если лиса придёт звать в гости и станет кликать, не высовывай ей головочку, а то унесёт тебя.

Вот пришла лиса звать в гости, стала кликать:

— Кочетунюшка, кочетунюшка! Пойдем на гуменцы[6] золоты яблочки катать.

Он глянул, она его и унесла. Вот он и стал кликать:

— Котинька, котинька! Несёт меня лиса за крутые горы, за быстрые воды.

Кот услыхал, пришёл, избавил кочетка от лисы.

Кот опять идёт за лыками и опять приказывает:

— Если лиса придёт звать в гости, не высовывай головку, а то опять унесёт.

Вот лиса пришла и по-прежнему стала кликать. Кочеток глянул, она его и унесла. Вот он и стал кричать:

— Котунюшка, котунюшка! Несёт меня лиса за крутые горы, за быстрые воды!

Кот услыхал, прибежал, опять избавил кочетка.

Кот опять скрутился[7] идтить за лыками и говорит:

— Ну, теперь я уйду далеко. Если лиса опять придёт звать в гости, не высовывай головку, а то
унесёт, и не услышу, как будешь кричать.

Кот ушёл; лиса опять пришла и стала опять кликать по-прежнему. Кочеток глянул, лиса опять унесла его.

Кочеток стал кричать; кричал, кричал — нет, не идёт кот.

Лиса принесла кочетка домой и крутилась уж жарить его. Тут прибежал кот, стал стучать хвостом об окно и кликать:

— Лисонька! Живи хорошенько своим подворьем: Один сын — Димеша, другой — Ремеша, одна дочь — Чучилка, другая — Пачучилка, третья — Подмети-шесток, четвёртая — Подай-челнок!

К коту стали выходить лисонькины дети, один за другим; он их всех поколотил; после вышла сама лиса, он и её убил и избавил кочетка от смерти.

Пришли оба домой, стали жить да поживать да денежки наживать.

Примечания

  1. Записано в Никольском уезде Вологодской губ.
  2. Смотри.
  3. Записано в Липецком уезде Тамбовской губ.
  4. Петух.
  5. Говорить, сказать.
  6. Место, где молотят, а также — сарай для хранения снопов.
  7. Собраться.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 86-89. 

УКМ «Перспектива»

Раздел «Мир народной сказки». Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1. Вспомни сказки о животных, которые ты прочитал в 1 классе.

Мы читали русскую сказку «Лиса, заяц и петух» и ингушскую сказку «Заяц и черепаха».

2. Объясни с друзьями, то мы называем сказками о животных. Составь текст, используя слова: люди, ведут себя, как, плохие, хорошие, разговаривают, они, поступки, добрые, бывают, они совершают, злые, честные. Если сможешь, дополни получившийся текст своими мыслями. Приведи примеры сказок о животных.

Сказками о животных мы называем такие сказки, в которых главными героями оказываются животные. Они ведут себя как люди, бывают плохими и хорошими, разговаривают и совершают разные поступки. Животные в сказках бывают добрыми и злыми, честными и обманщиками. В каждой сказке есть главная мысль, вывод, который можно сделать, её прочитав.

Примеры прочитанных сказок о животных: «Лисичка-сестричка и волк», «Хитрая лиса», «Зимовье», «Лиса и журавль».

Пример самостоятельно сочинённой сказки о животных можно прочитать, перейдя по ссылке.

3. Есть ли среди сказок, которые ты прочитал волшебная? Назови её. Обрати внимание на начало и концовку сказки. Какие одинаковые события и поступки героев повторяются несколько раз?

Мы прочитали волшебную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». 

Она начинается словами «Жили-были», а заканчивается словами «Стала краше, чем была…» Добро победило зло.

В сказке повторяется просьба Иванушки напиться из копытца и ответ Алёнушки. Несколько раз козлёнок бегал на берег и звал сестрицу.

4. Чем тебе понравилась сказка «У страха глаза велики»? Как в ней изображены главные герои? Обрати внимание на строки, где описаны водоносы. Перечитай эти строки, найди звукоподражательные слова.

Мне понравилась эта сказка смешным концом. Все перепугались, хотя бояться было нечего.

Герои в сказке очень похожи друг на друга. Солидно ходят за водой, несут вёдра. Они легко пугаются.

Звукоподражательные слова: трёх-плёх, трёх-трёх, плёх-плёх, трёх-трёх-трёх, плёх-плёх-плёх.

5. Соотнеси содержание сказок «У страха глаза велики» и «Пых» с пословицами. Одинаковый ли у них смысл? Обоснуй своё мнение.

Для этих сказок подходят пословицы «Робкого и тень страшит» и «Трус своей тени боится», ведь герои сказок испугались совершенно безобидных зверей — зайца и ежа. Они просто были трусливыми и боялись всего непонятного. Эти пословицы говорят о необоснованном страхе.

Пословица «Душа в пятки ушла» имеет другой смысл. Так говорят о человеке, который сильно испугался. Но причина его страха может быть обоснованной, как если бы вместо ежа в огороде прятался медведь.

6. Обсудите с друзьями. Как можно победить страх? Чем отличается смелость от безрассудности? Составьте небольшой текст на данную тему.

Текст на тему «Чем отличается смелость от безрассудности»

Не каждый страх можно и нужно побеждать. Часто страх предупреждает нас о реальной опасности. Но беспричинный страх нужно научиться преодолевать.

Например, если ты боишься темноты, постарайся почаще спать с выключенным светом. Постепенно ты перестанешь бояться темноты.

Не следует путать смелость и безрассудность. Смелый человек не станет напрасно рисковать своей жизнью, а безрассудный может совершить опасную глупость, чтобы показаться храбрым. Например, сфотографироваться на краю крыши.

Смелость отличается от безрассудства тем, что проявляется в ситуациях, когда она действительно необходима.

7. Что нового ты узнал из русской народной сказки «Зимовье»? Чему она тебе научила? Почему героям сказки зима оказалась не страшна?

Из этой сказки я узнала, как построить зимовье, тёплый дом, в котором не страшны морозы.

Эта сказка научила меня действовать сообща, всем вместе, чтобы добиться наилучшего результата.

Звери в сказке построили себе дом и поэтому не боялись морозов.

8. Соотнеси содержание сказки «Зимовье» с пословицами:

Доброе братство милее богатства. В согласном стаде и волк не страшен.

Эти пословицы отлично соотносятся с содержанием сказки. Её герои действовали сообща, их можно назвать согласным стадом или добрым братством. От этого им было хорошо, они жили счастливо, а когда пришёл волк, сумели его напугать.

9. Можно ли заменить название сказки «Зимовье» на одну из пословиц?

Эти пословицы выражают главную мысль сказки, но я бы не стала их ставить вместо заглавия. Мне больше нравится название, основанное на теме сказки: «Зимовье» или «Зимовье зверей».

10. Попробуй придумать свою концовку к сказке «Зимовье» о том, как стали жить-поживать её герои после того, как прогнали волка.

Другая концовка к сказке «Зимовье» для 2 класса

Далеко убежали волки, но друзья не забыли про этот случай и решили обезопасить себя ещё больше.

Поэтому, когда прошла зима, собрались они поставить вокруг дома высокий забор.

Как обычно дружно взялись они за работу. Свинья рыла ямы под столбы, бык таскал из леса брёвна под столбы, а баран носил тонкие веточки для забора. Кот и петух обвязывали веточки.

Поставили звери высокий забор — никакие волки не страшны! А потом и огород разбили. И были у них всегда свежие овощи.

11. О лисе русский народ сложил много пословиц, загадок, сказок. Её называют Лиса Патрикеевна, Лиса-красавица. Хитрая лиса всегда думает о своей выгоде и никого не пожалеет, лишь бы ей было хорошо. Всегда ли лиса бывает хитрее других животных? Удалось ли кому-нибудь её перехитрить?

Лису удалось перехитрить Петуху в сказке «Лиса, заяц и петух». Петух напугал лису и заставил её вернуть домик зайцу.

Обманул лису и тетерев в сказке «Лиса и тетерев». Он не поддался на уговоры лисы и запугал её собаками.

12. Обсудите с друзьями. Почему же лису называют хитрой, а не умной?

Лиса очень хитрая, но использует свою хитрость, чтобы обмануть другого. Она идёт к цели обманным путём.

А умный человек не станет использовать свой ум для того, чтобы кого-то обмануть, потому что понимает — это плохо. И знает, что любой обман раскроется и вернётся к обманщику.

Поэтому лису называют хитрой, но не умной.

13. Составь два описания лисы. Одно из них мы поместим в энциклопедию, а второе — в сборник рассказов и сказок. Выбери соответствующие выражения.

Описание лисы для энциклопедии.

Лисицы живут в степях и лесах. Тело лисицы очень подвижное, оно может легко изгибаться и вытягиваться при беге. Морда у лисицы тонка, вытянутая. Лисица — хищник.

Описание лисы для сборника сказок.

Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется. Свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает. У кумушки лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая.

14. Знаешь ли ты, что такое опорные слова?

Опорные слова — это слова на которых держится текст. Они помогают восстановить его в памяти, вспомнить события и героев.

15. Вспомни название русской народной сказки, используя эти опорные слова.

Эта сказка «Лисичка-сестричка и волк»

Было это или не было, но говорят, что в одном саду на апельсиновом дереве ворона свила себе гнездо. Она решила снести яйца, вывести птенцов, вырастить их и научить летать.

Ворона снесла пять или шесть яиц, двадцать один день согревала их теплом своего тела — и вот из яиц вылупились птенцы. Теперь у вороны прибавилось забот: каждый день летала она то туда, то сюда, выискивала корм и приносила его птенцам.

Неподалеку от того дерева жила плутня-лиса. По писку воронят она поняла, что в гнезде найдётся для неё пожива, и стала измышлять, как бы завладеть птенцами. Но сколько она ни подпрыгивала — никак не могла добраться до гнезда. Лиса бегала, суетилась… Наконец близ деревни, в пыли, нашла она старую рваную войлочную шапку. Она подняла шапку, а потом украла у садовника тупую пилу.

Однажды рано утром, когда ворона ещё не вылетела из гнезда, лиса подошла к дереву и принялась его подпиливать.

Ворона заметила лисицу ещё издали, а когда раздался звук пилы, она высунула голову из гнезда и спросила:

— Что ты делаешь?

— Ничего, я садовник и хочу спилить это дерево.

— На этом дереве моё гнездо, а в нём птенцы!

— Ты неправильно поступила, что устроила гнездо и вывела птенцов на моём дереве. Вот я сейчас спилю его, чтобы ты знала, кто в этом саду хозяин!

Ворона заплакала и принялась упрашивать лису, чтобы она подождала день-другой, пока птенцы немного подрастут и смогут покинуть гнездо.

— Не стану я ничего дожидаться! — сказала лиса.- Это моё дерево, и я спилю его сейчас же.

После долгих споров они решили, что ворона отдаст лисе одного из воронят, а лиса за это на некоторое время оставит дерево в покое.

С глазами, полными слез, ворона скрепя сердце сама сбросила лисе одного из своих птенцов. А мерзкая лиса съела вороненка и повеселела. Она обрадовалась и решила, что хитрость поможет ей заполучить всех птиц, свивших гнезда в этом саду.

На другой день к вороне прилетела в гости соседка — галка. Ворона была очень опечалена и озабочена.

— Что случилось? — спросила галка. Ворона всё ей рассказала.

— Уж слишком ты доверчива,- сказала галка.- Садовник никогда не спилит зелёное тенистое дерево. Если он придёт ещё раз, покажи его мне, и я скажу тебе, в самом ли деле это садовник.

На следующий день проголодавшаяся лиса взяла пилу, надела войлочную шапку и отправилась к дереву. Едва лишь она приблизилась к нему, как ворона полетела за галкой. Сквозь ветви дерева галка внимательно рассмотрела «садовника».

— Эх ты, простофиля! Какой же это садовник?! Тебя ввели в заблуждение войлочная шапка и пила. Ведь это гнусная обманщица лиса! Если она тебе ещё раз скажет:

«Я хочу спилить дерево», ответь ей: «Пожалуйста, пили скорей!» Разве может эта бестия тупой пилой спилить такое старое дерево? Для этого нужны двусторонняя острая пила и крепкие руки дровосека.

Ворона вернулась к себе в гнездо и увидела, что лиса уже приложила пилу к основанию дерева.

— Кто ты и что здесь делаешь? — спросила ворона, высунув голову из гнезда.

— Я садовник и хочу свалить это дерево, а ты убирайся отсюда подальше да поторапливайся! — ответила лиса.

— Никуда я отсюда не уйду, здесь моё гнездо; ты не садовник и ничего не можешь мне сделать. Если хочешь пилить дерево — пили!

Лиса почувствовала, что ворона переменилась. Вчера она жалобно просила, плакала и стонала, а сегодня заговорила совсем иначе. Догадалась лиса, что ворону кто-то вразумил.

— Ну хорошо,- сказала она,- я разрешу тебе оставить здесь твоё гнездо, если ты откроешь мне, кто сказал тебе, что я не садовник и не могу спилить это дерево.

— Это сказала мне галка,- неосторожно ответила ворона.

«Ну,- подумала про себя лиса,- я так отплачу галке, что об этом будут рассказывать в легендах!»

Прошло несколько дней. И вот как-то лиса пошла на болото и вымазалась в грязи. Затем она подошла к дереву, на котором было гнездо галки, растянулась на земле и притворилась мертвой. Галка раза два пролетела мимо лисы и, увидев, что та не шевелится, подумала: «Можно не сомневаться, лисица сдохла! Надо выклевать ей глаза».

Она опустилась к лисе и сначала клюнула её в бок — лиса не пошевелилась. Тогда галка села ей на голову и хотела выклевать глаз. И тут лиса вдруг схватила её. Галка поняла, что дело её плохо.

— Ты, конечно, можешь съесть меня,- сказала она лисе,- потому что это я учу уму-разуму здешних птиц. Но если бы мы были с тобой друзьями, я и тебя бы всему научила, так что за день ты могла бы добывать не одну, а двух птиц. Если мы с тобой заключим договор, я научу тебя, как можно легко поживиться.

«Эта галка очень мудрая,- подумала лиса.- И в самом деле, хорошо было бы с ней подружиться».

— Поразмысли хорошенько,- продолжала галка, —и если хочешь дружить со мной, то поклянись в этом сиянием солнца, светом луны и божеством леса.

Лиса открыла рот, чтобы поклясться, а галка вмиг вылетела у неё изо рта и уселась на дерево.

На следующий день галка созвала всех птиц, чтобы сообща выгнать лису из их сада. И когда лиса уснула на берегу озера, сотни птиц слетелись и стали кружить над ней. Они так клевали её в бока, в голову и в спину, что лиса с перепугу бросилась в воду и утонула.

И теперь, когда мы рассказываем это, она всё ещё пребывает на дне озера.

arrow prev

arrow

Направление                                                               Нравственное начало    

Урок                                                                            Литературное чтение

Класс                                                                           2-«Б»

Учитель начальных классов                                     Алиева Эльмира Наримановна

Категория                                                                   первая

Стаж                                                                            10 лет

Предмет

Литературное чтение

Класс

2-Б

Тема урока

 Сказки. Обобщающий урок

Тип урока

Урок методологической направленности

Цель: 

Активизировать имеющие знания о сказках.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

  1. 1.Формировать навык работы с текстами.
  2. 2.Развивать познавательный интерес к чтению, фантазию, воображение, художественный вкус.
  3. 3. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
  4. 4.Формировать дружеские отношения внутри коллектива.
  5. 3.Ориентироваться в понятиях «авторская», «народная», «сказка»

1. Организовывать свое рабочее место.

2. Определять цель выполнения заданий.

3. Сохранять учебную задачу в своей деятельности  

4.Выполнять действие контроля и самооценки своей учебной деятельности.

 5.Определять границы своего знания/

незнания.

1.Уметь самостоятельно формулировать обобщенный вывод.

2.Ориентирова

ться на страницах учебника и в пройденном материале.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различное.

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

5.  Расширять словарный запас.

1. Участвовать в деловой беседе.

2. Учиться отвечать на вопросы учителя и  задавать вопросы.

3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

4. Уметь слушать и понимать речь других.

5.Организовать учебное сотрудничество с учителем, с учащимися, в паре.

1.Формировать позитивную мотивацию к

учебной деятельности учащихся.

2. Ценить и принимать базовые ценности: «добро»,  «дружба»,  «счастье».

3. Уважать  творчество писателей.

4. Освоить роли ученика; проявлять  интерес к учению.

5. Развивать  коммуникативные умения, воспитывать  культуру общения, сотрудничества.

Основные понятия, изучаемые на уроке

«сказка», «народная», «авторская»

Здоровьесберегающие технологии

Соблюдение норм СанПиНа.

смена видов деятельности;

оздоровительные минутки; динамическая пауза,

разнообразные методы изложения материала: словесный, наглядный, аудиовизуальный;

разнообразные формы работы: индивидуальная работа, работа в паре; в группах;

учёт индивидуальных и возрастных особенностей учащихся;

создание благоприятной эмоциональной атмосферы

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Мультимедийная  презентация, аудиозапись мелодии «Приходите в гости к нам», «В гостях у сказки», «Дружба»

Учебно-методическое обеспечение, оборудование

компьютер и проектор, магнитофон, карточки с пословицами, демонстрационный материал.

Ход урока

1 ЭТАП. Организационный этап.

Задача: формирование у учащихся рефлексивных умений самоорганизации к учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Контроль за организацией рабочего места. Наблюдает за выполнением санитарно-гигиенических норм: правил посадки, соблюдением правильной осанки, уровнем шума. Настраивает учащихся на продуктивную работу, активизирует внимание и память учащихся.

— Здравствуйте, дети! ……..    Садитесь.

— Друзья мои, я очень рада

Прийти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда —

Внимание ваших умных глаз.

Проверяют готовность к уроку.

Настраиваются на учебную работу, активизируют внимание и память.

2 ЭТАП.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Задачи: формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием и познавательных мотивов учебной деятельности, стремления открыть знания, приобрести умения; развитие  познавательных интересов и инициативы учащихся.

-А что это за сундук??  

-Откуда он? Какое-то волшебство!

-Посмотрим, что в нем?

-Это сундук с загадками. Разгадаем?

Загадки:

 (дети по одному выходят к доске, читают загадку, находят иллюстрированную отгадку)

Не лежалось на окошке –

Покатился по дорожке. («Колобок»).

А дорога далека,

А корзина не легка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок. («Маша и медведь»).

Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. («Петух и кот»).

Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то. («Волк и семеро козлят»).

Колотил да колотил

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом. («Лиса и журавль»).

 Опустил он в прорубь хвост,

Ну а хвост ко льду прирос. («Лиса и волк»).

У Аленушки-сестрицы

Унесли братишку птицы («Гуси – лебеди»).

-Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

-Да, сегодня будем говорить о сказках.  Слайд 2

Деятельность учащихся

Вступая в диалог с учителем (выполняя задания), разгадывают загадки

3 ЭТАП. Актуализация знаний

Задача: актуализация имеющихся знаний, способов действия; развитие произвольного внимания и памяти

Деятельность учителя

1.Подготовительная беседа

Чем сказка отличается от другого произведения?

— Кто сочиняет сказки?

-Как называются сказки, которые создает автор?

-Как называются сказки, которые создавал народ?

-Для чего их сочиняли?

Сказка- выдумка. Сказка-это чудо! Сказка- это мир, в который автор погружает нас с тем, чтобы показать, что лучше быть добрым, честным.

Слайд 3.

— Что мы видим на экране? (слова)

-Что нужно сделать? (составить предложение)

Слайд 4.

«Сказка-ложь, а в ней намёк, добрым молодцам урок»

Это слова Александра Сергеевича Пушкина.

-Как вы понимаете эти слова?

-Чему учит сказка?

-Посмотрите, на доске ствол дерева, но нет на нем листьев. Сегодня на уроке мы должны украсить это дерево, назвав те нравственные качества, которым нас учит сказка.

Подготовленный ребёнок читает наизусть стихотворение:

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Лампа Аладдина,

В сказку нас веди,

Башмачок хрустальный,

Помоги в пути!

Мальчик Чиполлино,

Мишка Винни-Пух –

Каждый нам в дороге

Настоящий друг.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

-Какой первый лист будет на нашем дереве?

Деятельность учащихся

 Включаются в работу, активизируют память.

Вспоминают, изученный ранее материал (понятия).

Отвечают на вопросы учителя.

Ответы детей

Появляется лист «Добро»

4 ЭТАП. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности, воспроизведения знаний на новом уровне.

Задача: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал.

.

Звучит мелодия «В гостях у сказки»

Появляются картинки с изображением сказочного домика.

-С давних пор сложилась традиция разделения сказок на три большие группы.

-Скажите, на какие три группы делятся сказки?

1. Волшебные

2. Бытовые.

3. О животных

-Предлагаю вам в группах подготовить сообщение и рассказать о видах сказок и привести пример.

У нас сегодня гостья! Но кто она мы узнаем, если подберем однокоренное слово к слову «волшебство».

Под музыку «Сказки гуляют по свету»

 входит волшебница.

-Здравствуйте, славные малыши! Я вижу у вас добрые глаза, а если вы еще и улыбнетесь, будет замечательно.

Вы часто слышите слово «добрый»?

-Какого человека вы назвали бы добрым?

Мы сегодня отправимся в путешествие по сказкам, но сначала вы должны собрать пословицы о добре.

Доброе дело два века живет.
Доброму везде добро.
Добро – не лихо бродит тихо.

Выполняют учебную задачу.

Ответы детей

Работа в группах. Дети готовят сообщения.

Ответы детей

Работа в парах. Дети собирают пословицы.

Динамическая минутка: электронная физминутка со сказочными героями

Задача: смена вида деятельности, эмоциональная разрядка и физическая зарядка.

Деятельность учителя

-А ещё наши дети знают стихи о добре.

Подготовленный ребёнок читает наизусть стихотворение:

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость,

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет, Доброта от холода стареет.

Если доброта, как солнце светит,

 Радуются взрослые и дети.

Волшебница:

-Мы с вами будем путешествовать по сказкам.

-Отправляемся?

Взмах волшебной палочкой. Появляются герои сказки «Лиса и журавль»

Учитель:

-Чему учит сказка?

-Пора украшать наше дерево.

-Лист с каким словом украсит наше дерево?

Волшебница: Взмах палочкой

-Волшебство второе.

Появляется кроссворд.

-Мы с вами перенесемся в другую сказку, в какую, узнаем, решив этот кроссворд.

Слайды

Сказка лиса и петух башкирская сказка

2.Жанр произведения «Гуси-лебеди». (Сказка)

3.Персонаж, который сначала встретился девочке. (Печка)

4. Персонаж, который помог девочке в избушке Бабы-яги. (Мышка)

6. То, что предложила поесть речка. (Кисель)

7. Место, где оказался украденный братец девочки. (Избушка)

8. Персонаж, который встретился девочке после печки. (Яблоня)

9. То, что предложила поесть печка. (Пирожок)

10. Персонаж, который встретился девочке после яблони. ( Речка)

По вертикали:

1.То, что дала девочка мышке. (Кашка)

5. То, что родители обещали купить девочке. (Платочек.)

(Ключевое слово— то, которое девочка на обратном пути говорила всем: спасибо.

-Из какой сказки эти слова?

-О чем эта сказка?

-Чему она учит?

-Украсим дерево листьями.

Учитель:

Не стой в стороне равнодушно,

когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно,

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

 Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря.

Волшебница:

-Волшебство третье!

-В сундуке появились предметы, надо угадать какому герою, или какой сказке принадлежат эти предметы.

(яблоко, ключ, цветок, яйцо, топор)

-Молодцы, ребята. Вот и закончилось наше путешествие.

Инсценирование сказки «Лиса и журавль»

Ответы детей.

Дети украшаю дерево словами «Дружба», «Уважение»

На дереве появляются листья « Помощь», «Взаимовыручка», «Уважение», «Правда»

Дети называют сказки.

7 ЭТАП Итог урока. Рефлексия.

Задачи: организовать фиксацию учащимися нового содержания и фиксацию  неразрешённых затруднений на уроке.

Деятельность учителя

Предлагает оценить меру продвижения к цели и успехи класса в целом. Ведёт диалог, направленный на анализ учебной деятельности и обобщение.

Подведение итога урока:

-Каждая сказка обогащает нас жизненным опытом. Она учит нас добру, справедливости, честности, верности, смелости.

— Какой урок мы получили, прочитав сказки? (надо дружить, помогать близким, трудиться, быть добрыми, смелыми)

— Считаете ли вы, что знания, которые получили на уроке, пригодятся вам в жизни?

Какие умения мы отрабатывали на уроке?

— Какие элементы урока вам были интересны?

— Чтобы вам хотелось узнать ещё по теме урока?

— Как узнать? Надо читать.

— Оцените свою работу. Напишите на листиках то нравственное качество, которое вам особенно запомнилось и украсьте наше дерево

Деятельность учащихся

Анализируют работу класса в целом. Высказывают оценочные суждения. Называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и понравившиеся эпизоды урока.

  • Сказка лиса и кувшин текст с картинками
  • Сказка лиса и котофей иваныч русская народная сказка
  • Сказка лиса и кувшин текст распечатать
  • Сказка лиса и кувшин цель
  • Сказка лиса и медведь русская народная сказка распечатать