Сказка лиса и медведь мордовская сказка слушать

Одна лисица вечно рыскала сама по себе. надоело ей одиночество, и решила она найти побратима. пошла лисица по дороге, а

Одна Лисица вечно рыскала сама по себе. Надоело ей одиночество, и решила она найти побратима.

Пошла лисица по дороге, а навстречу ей медведь.

— Давай побратаемся, — говорит ему лисица. — Ладно, — отвечает медведь. — Но что ты принесешь в дом? Я так каждый день добываю по овце.

— А я буду притаскивать по курице, — говорит лисица. Пришлось это медведю по душе, и они побратались. Приволочет медведь овцу, а лисица отделит жир, перетопит его и сольет в глиняный горшок.

— Что это ты делаешь, лисица? — спрашивает ее медведь. — На что тебе жир?

— Побратим мой, — отвечает ему лисица, — не всегда желудок у нас бывает полный. А ну как настанет день, что не добудем мы ни овцы, ни курицы, что нам тогда делать? Коли не приготовим про запас, так и есть будет нечего.

— Хорошо, — говорит медведь, — только ты без меня не ешь.

Однажды лисица и медведь не смогли раздобыть никакой пищи и сидели голодные.

“Дай-ка обману медведя и наемся одна досыта”, — подумала лисица.

Так она и поступила, а потом поднялась на плоскую кровлю и ну бегать по ней взад-вперед: день был ненастный, так она будто землю притаптывала, чтоб дождевая вода не протекла. Только нет-нет, остановится и кричит:

— Недосуг мне, не могу я пойти! Услышал это медведь и спрашивает:

— Что такое, чего ты там кричишь?

— На крестины меня зовут, а мне некогда, — ответила лиса.

— Да что ты, иди поскорей, — говорит ей медведь. Лисица и вправду ушла. Только не было там никаких крестин, и она об этом, конечно, знала.

Воротилась она домой и говорит медведю:

— Тоже, крестины называется! Испекли одну пресную лепешку и катают ее вверх-вниз, чуть ли не до порога священника докатили: была еще одна винная чарочка, да пустопорожняя, никакого вина в ней не было.

А на второй день говорит лисица медведю:

— Шла я мимо одной свадьбы, звали меня, но теперь иди ты, я-то ведь уже побывала на крестинах.

Поплелся медведь, да только где там свадьба — никакой свадьбы нет и в помине.

Пришел медведь к одному пастуху и говорит:

— Дайте мне чего-нибудь поесть, у вас тут свадьба, оказывается.

— Проваливай отсюда, вонючий! — схватился пастух за палку, — какая тебе еще свадьба, — и раз-раз медведя по шее.

Пустился медведь улепетывать, едва шкуру сберег. А лисица опорожнила один горшок, наполнила его золой и поставила на прежнее место. Пришел медведь и говорит:

— Помираю с голоду. Достань горшок с жиром, поедим. На какой еще черный день ты его бережешь?

— Ты сильно дуешь, — говорит лисица, — сдуй раньше золу, я ею жир сверху присыпала, и поедим.

Дунул медведь что было мочи, запорошило ему золой глаза, а пока он тер их лапой, лисица — шасть за дверь и сгинула. Не то, мол, медведь меня заест.

Побежала она, выкопала чуть поодаль норку и присела возле нее, вся вымазанная в земле. А тут как раз идет медведь и спрашивает ее:

— Ты не видела, никто здесь не проходил?

— Да пробежала одна лисица. Она, сказывают, поссорилась с медведем, вот и убежала.

Спровадила так лисица медведя, воротилась домой, съела второй горшок, наполнила его медвежьим навозом, а сверху опять присыпала золой. Только собралась она уходить, как заявился медведь. Что тут делать лисице, теперь уж ей не уйти от медведя! И решила она пойти на хитрость:

— Вот тебе, дядюшка, горшок жира, поешь, ты небось голоден.

— Только теперь ты дунь на золу,-говорит медведь,- а то я чуть было без глаз не остался.

— Недостает у меня сил, — отвечает лиса, — дунь лучше снова ты сам.

— Ну уж нет, — ответил медведь, — теперь твоя очередь дуть!

Лисица чуть-чуть дунула, но не сдула золы и говорит медведю:

— Не подходит мой роток, чтоб так сильно дунуть, у меня вся сила в хвосте. Но не дунешь же хвостом.

— А мне и вовсе не дунуть, — говорит медведь, — не то вовсе без глаз останусь, если в них снова попадет зола.

— А ты пошире раскрой глаза и так дунь.

Поднатужился медведь, вытаращил вовсю глаза и дунул. Зола пуще прежнего запорошила, обожгла ему глаза. Трет он их, трет лапами, да чем тут поможешь!

А лисица тут ему и говорит:

— Погоди, я сбегаю приведу лекаря.

Ушла лисица, а воротившись, привела пастуха с ружьем и показала ему медведя.

Убил пастух медведя, забрал его шкуру и мясо, а лисице пообещал давать раз в три дня по курице. Раз дал, другой раз дал, а потом и отказался. Уж как просила лиса пастуха:

не лишай-де меня моих кур, не то бог тебя покарает, да только пастух будто и вовсе не слышал ее слов.

Были у того пастуха в кошаре молочные ягнята. Повадилась лисица в кошару и каждый день уносила по ягненку.

Каждый день недосчитывается пастух одного ягненка и ума не приложит, куда они деваются. В конце концов закрыл он один вход в кошару, а возле другого, открытого, поставил западню.

Подкралась ночью лиса к кошаре, юркнула в открытый вход и — хлоп! — попалась в западню.

Входит на другой день пастух в кошару, видит, в западню попалась лисица. Ухватил он ее за хвост, вытащил наружу и уже собрался было содрать с нее шкуру, как обратилась она к нему со словами:

— Погоди, человек, послушай меня. Разве здесь нет судьи, который бы нас рассудил?

Привели двух пастухов, и обратилась к ним лисица с жалобой:

— Выслушайте меня, судьи праведные! Не дал мне господь бог отроду ни дома, ни поместья. Так и скитаюсь я всю жизнь по белу свету! Где встречу мышь, где курочку, тем и пробиваюсь. Днем мне носу показывать нельзя, все зарятся на мою шубку, вот я и бегаю по ночам невесть где. Иду давеча в темноте и забрела ненароком в кошару. Дел-то у меня там не было никаких. А пастух выволок меня оттуда и норовил убить. А теперь поглядим, как вы нас рассудите. Жизнь и смерть моя в вашей воле.

Оправдали судьи лисицу. Задрала она хвост и побежала в поле.

Лисица и по сей день живет и шлет благословение пастухам.

r1-43.gif

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №3»

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:

Чтение мордовской народной сказки «Благодарный медведь»

DSC097601.jpgr1-43.gifr1-43.gif

                                                                                   Подготовила: воспитатель

                                                                                                    Чегина Наталья Владимировна

 Саранск,2021

                                                            r1-43.gif

Цель занятия: знакомить детей с мордовскими народными сказками;

Задачи:

Обучающие: учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, запоминать отдельные слова, уметь объяснять отдельные слова;

Развивающие: развивать внимание, память.

Воспитательные: воспитывать у детей доброту, любовь к животным, понимание того, что животные нуждаются в защите, помощи и заботе.

Материалы и оборудование: кукла медведь би-ба-бо и кукла-девушка би-ба-бо, кукольный театр.

Методы и приемы: театрализованное рассказывание, беседа.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, вспомните, где мы живем (В Республике Мордовия, в г. Саранске.)

Воспитатель: Правильно. Наша Мордовия – красивая республика, в ней так много рек, озер, лесов. И сегодня я приглашаю вас в волшебный лес, где живут интересные и волшебные мордовские сказки. Давайте возьмемся за руки и отправимся в волшебный лес.

Воспитатель:

Мы идем в чудесный лес,

Полный сказок и чудес.

А давай-ка поспешим,

Да на чудо поглядим.

Ель стоит белым-бела,

Руки – ветки развела:

«Проходите, – говорит,

Добрым людям вход открыт».

(дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Вот мы с вами в сказочном, волшебном лесу, здесь много-много добрых сказок, которые сочинил мордовский народ. Давайте закроем глазки и скажем волшебные слова:

Лес волшебный, расступись!

Сказка, сказка, появись!

(воспитатель кидает на пол конверт, после этого дети открывают глаза)

Воспитатель: Смотрите, ребята, волшебный лес почувствовал, что вы добрые дети, и поэтому дарит вам свою сказку. А вот какую сказку он вам подарил, мы сейчас узнаем. В конверте – загадка. Когда ее отгадаем, то узнаем, о ком будет сказка.

Это зверь лохматый,

И зимой сосет он лапу.

Любит мед, малину он,

Может громко зареветь,

А зовут его (Медведь)

Воспитатель: Молодцы! Правильно отгадали! Это мордовская сказка про медведя, называется она «Благодарный медведь». Давайте ее послушаем. А прежде,

чччччем мы ее послушаем,

чем, мы ее послушаем, предлагаю поиграть с нашим язычком.

Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу.

2. Знакомство со сказкой.

Воспитатель рассказывает детям сказку, одновременно показывая.

Благородный МЕДВЕДЬ (Мордовская сказка)

Гуляет девочка по лесу, а навстречу медведь, на двух ногах идёт, как человек.

 Испугалась девочка, хотела убежать, да с места тронуться от страха не может. А медведь подошёл и лапу протягивает. Смотрит девочка, а в лапе заноза. Вытащила она занозу, медведь поклонился и в лес ушёл.

Никто в деревне ей не поверил, и пошла она снова в лес. Подняла глаза, а перед ней медведь. В лапах большой улей с мёдом держит. Положил он перед девочкой улей, опять поклонился и в лес ушёл. Всей деревней этот мёд ели.

Вот такая красивая и добрая мордовская сказка.

3. Физкультминутка

Воспитатель: Сейчас вы немножко засиделись, давайте-ка мы с вами встанем и немножко разомнем ножки и ручки.

Топай Мишка, хлопай Мишка,

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперед и вниз.

Улыбайся и садись.

4. Подумай и ответь.

Воспитатель просит детей ответить на вопросы по содержанию сказки:

Воспитатель:

Ребята, про кого эта сказка? (Ответы детей)

Кто гулял по лесу? (Девочка)

Кого встретила девочка в лесу? (Медведя)

Что случилось с девочкой, когда она встретила медведя? (Испугалась)

А что сделал медведь, когда увидел девочку? (Медведь протянул лапу девочке)

Что девочка увидела на лапе медведя (На лапе у медведя была заноза)

Как помогла девочка медведю? (Девочка вытащила занозу из лапы медведя)

Как медведь отблагодарил девочку? (Медведь подарил девочке улей с медом)

Молодцы! Скажите, пожалуйста, девочка была добрая или нет? (Добрая)

Почему мы говорим, что девочка добрая? (она помогла медведю).

Медведю была нужна помощь? (Да, он сам не мог вытащить занозу)

Девочка хорошо поступила? Почему? (девочка поступила хорошо, потому что животным надо помогать.)

Воспитатель: Правильно, ребята! Бывает так, что звери, птицы попадают в беду. Им обязательно надо помогать. Животных надо любить и не обижать. И если вы можете помочь зверям или птицам, позаботиться о них, то обязательно надо это делать.

5. Подведение итогов занятия.

Воспитатель: Понравилась ли вам сказка, ребята? (Ответы детей)

Воспитатель: О ком эта сказка (ответы детей)

Воспитатель: Вот и пришло время покинуть волшебный лес, нам пора возвращаться. Но мы еще не раз придем сюда за чудесными мордовскими сказками.

До свиданья, зимний лес!

Полный сказок и чудес!

Ненадолго расстаемся,

За сказкой мы к тебе вернемся!

  • Сказка лиса и медведь ответы на вопросы
  • Сказка лиса и заяц нарисовать рисунок
  • Сказка лиса и козел читать с картинками по страницам
  • Сказка лиса и заяц лубяная избушка слушать
  • Сказка лиса и кот котофеевич