Сказка лиса и лапоть текст читать

Инфоурок литературное чтение презентациипрезентация по литературному чтениюсказка лиса и тетерев.2 класс описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтению»Сказка «Лиса и тетерев».»(2 класс)

Мотивационно-целевой этап.Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал....

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Мотивационно-целевой этап.Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал.

    Описание слайда:

    Мотивационно-целевой этап.

    Вот звонок нам дал сигнал:
    Поработать час настал.
    Так что время не теряем,
    И работать начинаем.

  • 2 слайд

    Проверка домашнего задания1. кратк пересказ сказки 2. Дети выставляют иллюст

    Описание слайда:

    Проверка домашнего задания

    1. кратк пересказ сказки
    2. Дети выставляют иллюстрации и рассказывают понравившиеся отрывки.

  • 3 слайд

    «Сказка заключает в себе что-то для всех народов и для всех времен важное и н

    Описание слайда:

    «Сказка заключает в себе что-то для всех народов и для всех времен важное и нужное, а потому незабываемое»
    Евгений Николаевич Трубецкой

    Как Вы понимаете эти слова? 
    Всегда в русских сказках добро побеждало зло. Сказка учит нас мудрости, доброте, уму-разуму

  • 4 слайд

    Для чего нам нужны сказки? Чем отличается народная сказка от авторской?

    Описание слайда:

    Для чего нам нужны сказки?

    Чем отличается народная сказка от авторской?

  • 5 слайд

    Для чего нам нужны сказки? Со сказками связаны наши первые представления о м

    Описание слайда:

    Для чего нам нужны сказки?
    Со сказками связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости

    Чем отличается народная сказка от авторской?
    Самым главным отличием является авторство: Народные сказки сложил и передал народ; Авторские сказки имеют единственного автора, имеющего законные права на эти работы

  • 6 слайд

    ЗагадкиРыжая плутовка Обманывает ловко.Её боится мышкаИ зайка – шалунишка

    Описание слайда:

    Загадки
    Рыжая плутовка 
    Обманывает ловко.
    Её боится мышка
    И зайка – шалунишка.
    Хоть сама в лесу живёт,
    Из деревни кур крадёт.
    (ЛИСА) 
    Чёрно-белая окраска, Над глазами брови красны,
    Петухами заливаются,
    «Булькают», играются!
    (ТЕТЕРЕВ)

  • 7 слайд

    Тетерев сидел у Терентия в клетке, А тетёрка с тетеревятками в лесу на ветке.

    Описание слайда:

    Тетерев сидел у Терентия в клетке,
    А тетёрка с тетеревятками в лесу
    на ветке.
    ВОРЧАЩАЯ ИНТОНАЦИЯ
    ВОПРОСИТЕЛЬНО
    ВЕСЕЛО
    УТВЕРДИТЕЛЬНО
    ГРУСТНО
    Речевая разминка

  • 8 слайд

    Постановка цели урока. Актуализация знаний Сегодня мы с вами изучаем сказки.

    Описание слайда:

    Постановка цели урока. Актуализация знаний
    Сегодня мы с вами изучаем сказки. А кто из вас помнит, какие сказки бывают?
    -Чем сказка отличается от других произведений: повести, рассказа, былины?

  • 9 слайд

    Постановка цели урока. Актуализация знаний - Сказки бывают разные. Есть сказк

    Описание слайда:

    Постановка цели урока. Актуализация знаний
    -Сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, ходить друг к другу в гости и даже учиться в школе. Есть бытовые сказки, в которых описывают жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата.
    -Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую мысль. Этим сказка отличается от других произведений: повести, рассказа, былины.

  • 10 слайд

    Подготовка к чтению. Работа с иллюстрациями. - Пробн действ Откройте учебники

    Описание слайда:

    Подготовка к чтению. Работа с иллюстрациями.
    -Пробн действ Откройте учебники на странице 34, прочитайте название сказки. Кто пришел к нам гости?
    -Опишите, какая бывает лиса в сказках?
    -А кто знает, кто такой тетерев?

  • 11 слайд

    А сказка называется ?…«Лиса и тетерев»

    Описание слайда:

    А сказка называется ?…
    «Лиса и тетерев»

  • 12 слайд

    Тетерев - распространённая птица семейства фазановых, обитающая в лесной, лес

    Описание слайда:

    Тетерев — распространённая птица семейства фазановых, обитающая в лесной, лесостепной и частично степной зоне Евразии, в том числе и на территории России. На всём протяжении ареала оседлая либо кочующая птица; селится на лесных опушках, вдоль кромки леса, в долинах крупных рек. Объект охоты.

  • 13 слайд

    волшебныебытовыео животныхРаб в груп – К какому относится эта сказка?

    Описание слайда:

    волшебные
    бытовые
    о животных
    Раб в груп – К какому относится эта сказка?

  • 14 слайд

    План на урокПознакомиться со сказкой «Лиса и тетерев» Учиться анализировать т

    Описание слайда:

    План на урок
    Познакомиться со сказкой «Лиса и тетерев»
    Учиться анализировать текст
    Учиться находить главную мысль
    Учиться работать с текстом
    Учиться читать текст по ролям

  • 15 слайд

    Первичное чтение. - Сейчас, я вам прочту сказку об одной такой лисе, которая

    Описание слайда:

    Первичное чтение.
    -Сейчас, я вам прочту сказку об одной такой лисе, которая
    хотела перехитрить тетерева, и мы узнаем, удалось ли ей
    осуществить свой план. Обратите внимание на непонятные
    слова.
    Учитель читает сказку, дети следят но учебнику и отмечают непонятные слова.

  • 16 слайд

    Сказка лиса и лапоть текст читать

  • 17 слайд

    На языке медок, а на уме ледок.Очень часто о двуличном, лживом человеке можно

    Описание слайда:

    На языке медок, а на уме ледок.
    Очень часто о двуличном, лживом человеке можно сказать: на языке медок, а на сердце ледок. Это означает, что несмотря на то, что человек говорит тебе красивые речи, льстивые слова, хвалит, думает он на самом деле другое, недоброе. К такому человеку нельзя прислушиваться, так как за добрыми словами, сладкой, как мед, речью, скрывается лживое сердце.

  • 18 слайд

    Словарная работа. . Какие непонятные слова и выражения вы встретили в ска

    Описание слайда:

    Словарная работа. .
    Какие непонятные слова и выражения вы встретили в сказке? Давайте их разберем.
    навострила уши — насторожилась; проведать — навестить;
    нынче — сегодня; кабы — если бы.
    -Понравилась ли вам сказка?
    -Удалось ли лисе перехитрить тетерева? Почему?
    Что придумала лиса, чтобы поговорить с тетеревом?
    -Что придумывала лиса, чтобы тетерев спустился на землю?
    -Что отвечал тетерев лисе, когда она просила его спуститься на землю?
    v — Что придумал тетерев, чтобы избавиться от хитрой лисы?

  • 19 слайд

    Навострить уши — внимательно прислушаться к чему-н., направить внимание на чт

    Описание слайда:

    Навострить уши — внимательно прислушаться к чему-н., направить внимание на что-н. Выслушал это известие спокойно, но только немного навострил уши.

  • 20 слайд

    Ука́з — документ, обычно издаваемого главой государства (президентом или мона

    Описание слайда:

    Ука́з — документ, обычно издаваемого главой государства (президентом или монархом) в странах славянских языков. В России указы всегда играли важную роль в системе источников права.

  • 21 слайд

    Чтение сказки по цепочке

    Описание слайда:

    Чтение сказки по цепочке

  • 22 слайд

    Закрепление нового материала раб в пар 1. Выборочное чтение. - Как лиса и тет

    Описание слайда:

    Закрепление нового материала раб в пар
    1.Выборочное чтение.
    -Как лиса и тетерев приветствовали друг друга: весело, доброжелательно, ласково, притворно, грубо?
    -Найдите этот эпизод в тексте.
    -Найдите в тексте описание того, как просила лиса, чтобы тетерев спустился на землю.
    -Из каких слов понятно, что лиса хотела обмануть тетерева?
    -Найдите, как лиса называет тетерева?
    -Прочитайте, как тетерев избавился от лисы?
    -Каким оказался тетерев: находчивым, умным, слабым, веселым?

  • 23 слайд

    Выразительное чтение. Задание 6 на с. 36. Дети сами читают сказку вслух, по р

    Описание слайда:

    Выразительное чтение. Задание 6 на с. 36.
    Дети сами читают сказку вслух, по ролям в парах.

  • 24 слайд

    Чтение сказки по ролям

    Описание слайда:

    Чтение сказки по ролям

  • 25 слайд

    Сказка лиса и лапоть текст читать

  • 26 слайд

    Сказка лиса и лапоть текст читать

  • 27 слайд

    физкультминуткаПод веселые напевы Повернемся вправо, влево. Руки вверх! Руки

    Описание слайда:

    физкультминутка
    Под веселые напевы
    Повернемся вправо, влево.
    Руки вверх! Руки вниз!
    Вверх! И снова наклонись!
    Вправо, влево головою!
    Руки вверх! Перед собою!
    Топни правою ногой!
    Вправо шаг! На месте стой!
    Топни левою ногой!
    Влево шаг! И снова стой!
    Повернись направо к другу.
    Правую дай руку другу.

  • 28 слайд

    сам раб «Лисица семерых волков проведёт» Как вы понимаете эту пословицу? О

    Описание слайда:

    сам раб
    «Лисица семерых волков проведёт»

    Как вы понимаете эту пословицу? Объясните.
    Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула?

  • 29 слайд

    «Лисица семерых волков проведёт» Как вы понимаете эту пословицу? Объясните.

    Описание слайда:

    «Лисица семерых волков проведёт»

    Как вы понимаете эту пословицу? Объясните.
    Лиса придумывает разные хитрости, чтобы обмануть других

  • 30 слайд

    Какие пословицы подходят к сказке?Семь раз отмерь – один отрежь.  Без труда н

    Описание слайда:

    Какие пословицы подходят к сказке?
    Семь раз отмерь – один отрежь. 
    Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 
    Яркие звёзды к холоду. 
    Чего себе не хочется, того и другому не делай. 
    Язык мягок – что хочет, то и лопочет. 
    Правда, как ни прячь, наружу выйдет. 
    Делу время, потехе час. 
    Не рой другому яму – сам в неё попадешь.

  • 31 слайд

    Тест по сказке1. Как обратилась лиса к тетереву? Здравствуй, Тетеревочек, мой

    Описание слайда:

    Тест по сказке
    1. Как обратилась лиса к тетереву?
    Здравствуй, Тетеревочек, мой голубочек! 
    Здравствуй, мой дружочек! 
    Здравствуй, Тетеревочек! 
    Здравствуй, Тетеревочек, мой дружочек! 

    2. Как притворилась лисица?
    что не слышит 
    что не видит 
    что не расслышала 
    что не разглядела 

  • 32 слайд

    3. Куда приглашала лиса тетерева? на полянку  на травушку  на лужайку  на бер

    Описание слайда:

    3. Куда приглашала лиса тетерева?
    на полянку 
    на травушку 
    на лужайку 
    на бережок 

    4. Что ответил тетерев лисе?
    Сейчас спущусь на траву. 
    Не сейчас. 
    Боюсь я сходить на траву. 
    Лучше ты лезь на дерево. 

  • 33 слайд

    5. Какой указ был издан? Нынче уж звери друг с другом дружат.  Нынче уж звери

    Описание слайда:

    5. Какой указ был издан?
    Нынче уж звери друг с другом дружат. 
    Нынче уж звери друг друга не трогают. 
    Нынче уж звери друг друга не боятся. 
    Нынче уж звери друг друга уважают. 

    6. Был ли действительно издан такой указ?
    нет 
    не знаю 
    да 
    может быть 

  • 34 слайд

    7. С какой целью лиса придумала такой указ? подружиться с тетеревом  съесть т

    Описание слайда:

    7. С какой целью лиса придумала такой указ?
    подружиться с тетеревом 
    съесть тетерева 
    напугать тетерева 
    пошутить над тетеревом 

    8. Про кого тетерев сказал » …кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.»
    про людей 
    про охотников 
    про собак 
    про ребят 

  • 35 слайд

    9. Как отреагировала лиса на слова тетерева? обрадовалась  испугалась  хотела

    Описание слайда:

    9. Как отреагировала лиса на слова тетерева?
    обрадовалась 
    испугалась 
    хотела бежать 
    стала ждать 

    10. Что можно сказать про тетерева?
    он хитрый 
    он глупый 
    он мудрый 
    он трусливый 

  • 36 слайд

     Итог урока - К какому виду сказок относится сказка «Лиса и тетерев»? Докажите.

    Описание слайда:

    Итог урока
    -К какому виду сказок относится сказка «Лиса и тетерев»?
    Докажите.

  • 37 слайд

    Домашнее задание: Подготовить пересказ сказки: девочки от лица лисы мальчики

    Описание слайда:

    Домашнее задание:
    Подготовить пересказ сказки:
    девочки от лица лисы
    мальчики от лица тетереваДомашнее задание
    подготовиться к чтению по ролям. С 34-35, вопросы с 35-36
    Р. Т.с 21

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Лиса и тетерев.

Похожие материалы

  • А.С.Пушкин_Сказка о мёртвой царевне презентация

  • Пушкин. Биография. Стихи презентация литературное чтение

  • Ершов_Конёк-горбунок презентация по литературному чтению

  • Биография Ершова П.П. презентация

  • Своя игра. Летописи, былины, сказания, жития

  • Житие Сергия Радонежского. 2 урок

  • Три поездки Ильи Муромца

  • Программа и ктп по литературному чтению

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5457395 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

Продолжаем робкие попытки не забыть буквы. В прошлый раз мы использовали для этого Пелевина и его роман «Омон Ра». Те, кто осилил, получают допуск на следующий уровень жести: к детским сказкам. Все в курсе — там расчленение, поедание, пытки… Иногда вообще оскорбление чувств. Но подается это добрым голосом и с милыми морщинками у глаз, поэтому все нормально. Добрым молодцам урок, лишь бы они не описялись от жути. Сегодня посмотрим, какими скрытыми смыслами специалисты снабжают известные сказки. Там вареная бабушка, и пожирающая дитя мать, и сексуальный подтекст, бог знает что. Крепитесь.

«Залажу в ракету — а там [censored]»

Сначала разберемся, какие глубины разворошил в душах пользователей Пелевин из прошлой серии. Тогда, исключительно из ехидства, мы настаивали на бумажной версии. Некоторые послушались — заново учились свайпать по бумаге, удивлялись, что текст не увеличивается раздвиганием пальцев (согласны, странный баг).

Пелевин щекочет безысходностью и сарказмом, читать его — как болтать ногами, сидя на крыше девятиэтажки. Довыделывался, свалился — уже не так щекотно.

В итоге в чате «Книжного клуба» сложилась неподражаемая составная рецензия в репликах умных людей. Она удобна еще тем, что позволяет угадывать возраст читателей.

«Пелевина? Перечитать? В седьмой раз?! Конечно!» — никогда не отказывается пуститься во все тяжкие Slava sssR.

«„Омон Ра“ — чудовищная (со знаком плюс) фантасмагория про советскую реальность, которую я успел застать. Особенно понравилась тема про „сильных духом“», — умело пользуется кавычками Евгений.

«Абсурд, — резюмирует Юлия. — Преувеличенный, но прям в точку. На эпизоде о егерях поймала себя на мысли, что мы живем в таком же абсурде».

«Классно зашло: „небольшое вранье во имя великой Правды“. Это нужно в школе давать, вместо Достоевского», — рекомендует Агата.

Читательница Y M застала удивительные времена, когда Пелевин входил в учебную программу: «Препод в универе говорил, что, когда вырастем, все равно все Донцову будем читать…»

До Донцовой (кстати, кто это?) Y M пока не доросла, но «Омон Ра», надеемся, осилит.

Малоизвестный факт от читательницы Анастасии: «Несколько лет назад „Омон Ра“ стоял в списке рекомендаций для внесклассного чтения 10—11-х классов. Очень меня это удивляло, а сейчас такое, наверное, и невозможно».

«Я застал пионерлагеря и угорал, как у Пелевина получается вернуть меня в ту атмосферу, — делится ощущениями Денис. — Такой сон про СССР, все как на самом деле, но пересобрано в параллельном мире… Потом я вообще читать бросил. А сейчас пару страничек на телефоне посмотрел — ощущения те же. Магия».

«Обожаю „Омон Ра“, — обожает читатель Степан. — Прочитал в подростковом возрасте. Главное — далеко не отсылки к советской классике, а нечто иное. Быть ребенком в СССР — совершенно потрясающее ощущение. Все детство я находился в предвкушении фантастического будущего с полетами к новым мирам и исследованием космоса. И тем больнее было взросление, которое деконструировало эти мечты подобно тому, как Пелевин деконструировал советскую прозу о подвигах. Наверное, с этой книги начинается сквозная тема многих его произведений: жертвоприношения во имя чего-либо. И в ней же показана бессмысленность этого действия, которым мы заняты с зари цивилизации».

«Пелевина не читал, не смог и не буду, — аргументированно опровергает сказанное Дмитрий. — Удовольствия от его трешовых образов не испытываю».

«Дался вам этот Пелевин. Я половину без расшифровок не понимаю», — согласен с предыдущим оратором Андрей. (Это он еще сказок не видел.)

Разумеется, в какой-то момент возникают вопросы об истоках вдохновения автора. Опасные рассуждения на этот счет пресекает Вероника: «Мне кажется, Пелевина уже давно прет без всякого компота».

Иван из 1999 года. Как раз это поколение начало утрачивать навыки чтения (и рукопашного письма). Пелевина принялся читать именно по нашей рекомендации. И у него есть конкретная претензия: «С момента, когда Омон проснулся в койке рядом с сокурсниками, читать было довольно интересно! Все мои перемещения по городу проходили с глазами, опущенными в телефон. Особенно зацепили последние страницы. Но! Именно на этих страницах я не получил того, чего хотел. Что дальше было???»

Тут согласимся: нужен второй сезон.

У Игоря случись прекрасные мрачные флешбэки: «„Омон Ра“ мне давно посоветовал коллега. Сказал, что это „о космической ракете на велосипедной тяге“. Я думал, будет что-то типа „Автостопом по галактике“. Оказалось — нет… Перечитав сейчас, не жалею времени, но советовать никому не стал бы.

Самое начало заставило окунуться в такое чувство безнадеги… Детство я провел в Минске в районе Тракторного. Около метро в торце дома был туалет, он там и сейчас. Но в моем детстве это был недосортир, который позволял сходить по маленькой нужде: мочишься на стенку, все стекает вниз, в желоб. И рядом во дворах, между улицами Грицевца, Долгобродской и бульваром Тракторостроителей, была здоровенная трехуровневая ракета. Ракетище! Помню, маленький иду с мамой и прошу: „Пошли поиграем на ракету, ну пожалуйста!“ Мама разрешает сбегать одному, „ведь ты уже взрослый“. И я радостный бегу, весь в предвкушении — сейчас космос будет наш! Залажу в ракету — а там [censored]».

Возможно, чтобы попасть в резонанс с этим автором, каждому из нас нужно однажды забраться в ракету между Грицевца и Долгобродской.

Пробиваем сказочное дно

Считается, что главный принцип сказок — Добро всегда побеждает. Это популярное заблуждение, напомним правильную формулу: кто победил, тот и Добро.

Теперь пойдем по нарастающей. Даже съевшему собаку в беспросветности Пелевину далеко до милого и простодушного садизма детских сказок. Не важно — славянских, западных, японских или африканских. Голова у сказочников варит примерно одинаково во всех частях света, многие сюжеты повторяются.

Логика вроде бы понятна: подготовка ребенка к основным опасностям. Но настоящих вдумчивых исследователей это не успокаивает. Они ищут второе дно, находят, стараются пробить и его.

Упреки в жестокости, которые принято предъявлять кинематографистам и создателям компьютерных игр, пока никто почему-то не догадался перенести на сказочников. А это потому, что морщинки у глаз — у режиссеров разве есть такие морщинки?.. Арина Родионовна плохому не научит. Полезай, Баба-яга, на лопату.

Но так продолжается до поры, пока кто-нибудь, обслушавшись «Курочки Рябы», не пойдет крушить яйца.

Судьба Колобка

Начнем с самого жуткого. Это, конечно, «Колобок». Тут готовый текст для какого-нибудь рэпкора:

«Я Колобок, Колобок!

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон,

Да в масле пряжон,

На окошке стужон;

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

И от медведя ушел,

А от тебя, лиса, и подавно уйду!»

Конец все помнят: Лиса с шутками-прибаутками съела Колобка.

Казалось бы — ну какие тут интерпретации? Все воспитательные рычаги на поверхности: уйдешь от бабушки и дедушки, будешь таскаться с незнакомцами — себя накормят сладкими речами и съедят.

Но нет. Писатель Михаил Елизаров — классный, модный, тоже знающий толк в беспросветности — видит финальную сцену так:

После этого анализа и возник анекдот про «доктор, а откуда у вас такие картинки?».

Василиса Прекрасная и огненный череп

Тут-то что не так? Добрая же сказка со счастливым концом. Наши вроде победили там…

Суть: Василису угнетает мачеха с дочками, но они обречены, а за героиню всю работу выполняет куколка. В конце девушка выходит замуж за царя, потому что — ну а за кого?

Расправа над злыми сводными сестрами и мачехой описана мимоходом, древнему коллективному автору уже лень разбираться с этими негодяйками. Напомним, как все организовано (не повторяйте, а впрочем, как хотите): Василиса приносит от Бабы-яги череп с горящими глазами, тот выжигает лишних персонажей (сценаристы «Игры престолов» и то дольше возятся).

«Внесли череп в горницу, а глаза из черепа так и глядят на мачеху и ее дочерей, так и жгут! Те было прятаться, но куда ни бросятся — глаза всюду за ними так и следят; к утру совсем сожгло их в уголь…»

Василиса закрывает избу и уходит жить дальше. Ура, добро победило.

Мораль

Некоторые современные борцы за права женщин любят осмысливать эту сказку с позиций женского раскрепощения. Явно же древние авторы имели в виду эмансипацию, пусть попробуют возразить. Жесткая, но мудрая Баба-яга, вручившая огненный череп, — символ главной феминистки, дающей ключ к освобождению.

В свою очередь, тема куколки, которая все делает за Василису, предсказуемо увлекает некоторых экспертов по морали. Потому что нехорошо приписывать себе результаты чужого труда. Выходит, сказка учит плохому.

«Красная шапочка» и глубины подсознания

Непричесанные сказки с похожим сюжетом ходили по средневековой Европе, Персии (там вместо девочки мальчик), Индокитаю (там вместо волка тигр). Наверное, не только. Впоследствии бесхитростная история была модернизирована Шарлем Перро и братьями Гримм и превратилась в мощное произведение, набитое настоящими или придуманными символами.

Убийства, каннибализм, надругательства над трупом — да ладно, это не такие уж вопиющие штуки на общем сказочном фоне. Как мы помним, «цивилизованные» версии Перро и Гримм отличаются от фольклорных. В исходных народных вариантах все проще и честнее. Фигурировал там обычно оборотень, поскольку эта проблема тогда была актуальной. Церемоний меньше: волк убивает бабушку, варит ее, из крови готовит напиток. Когда приходит девочка с пирожком, или рыбой, или сыром, волк угощает ее бабушкой. А потом тоже съедает.

Все, не ждите охотников. Там нет продолжения. И знаменитого ритуального разговора про большие зубы тоже нет.

Второе дно

В этой сказке — что в новых вариантах, что в исконных — куча корма для анализаторов, которые способны видеть знаки и смыслы.

У них одно на уме:

  • бутылка с вином в корзине — символ девственности;
  • цвет шапки — отсылка к взрослению, в момент которого появляется «порочный волк»;
  • поедание — символ полового акта;
  • вспарывание волка — символ женской победы.

Черт, мы думали, это детская сказка!


Это может продолжаться бесконечно. Трактуя любую сказку, в ней удобно находить красивые и глубокие смыслы. Но возможно, найденное говорит о том, что творится в голове у самого аналитика. Фрейду приписывают полезную фразу: «Иногда сигара — это просто сигара».

Сказки сочиняли простодушные и дремучие люди — без слишком мудрого подтекста, просто в качестве развлечения или прививки от страха. Потом украшали профессиональные сказочники. Потом корректировали моралисты, борцы за права детей, идеологи, ранимые люди и так далее.

Похожие прививки от страха мы ставили себе в детстве — Черная Рука, гроб на колесиках, желтое пятно… Тоже фольклор. Обширное поле для трактовок.


А теперь пожалуйте в наш чат. На этот раз просим вспомнить страшные истории из детства, которые необходимо рассказывать ночью в пионерском лагере. Сломанный телевизор, Пиковая дама, сбежавшая обезьяна и прочая Черная Рука приветствуются. Особо любопытно, как эти истории менялись в зависимости от поколения. Чем дети пугают друг друга сейчас?

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

  • Сказка лисичка сестричка и волк чему учит сказка
  • Сказка лиса и серый волк текст
  • Сказка лиса и медведь отзывы
  • Сказка летучий корабль читательский дневник краткое содержание
  • Сказка лиса и журавль вопросы к сказке