Сказка левша краткое содержание

Автор: лесков николай семенович, родился в 1831г, умер в 1895г. русский писатель, публицист, литературный критик. наиболее известные произведения левша

Автор: Лесков Николай Семенович, родился в 1831г, умер в 1895г. Русский писатель, публицист, литературный критик. Наиболее известные произведения – «Левша» и «Соборяне».

Название: «Левша»

Жанр произведения: Повесть (сказ)

Тема произведения: Талант простого русского мужика

Число страниц: 224

Годы написания повести «Левша» — 1881. Публикация – также 1881г.  1881 год в истории России – год цареубийства. 1 марта 1881 года от рук «народовольцев» погиб Александр II.11 мая 1881 года взошедший на престол всероссийский император Александр III опубликовал манифест, подтверждающий незыблемость принципов самодержавия. В повести фигурируют уже ушедшие на тот момент Александр I и Николай I.

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Левша – тульский мастер. Самородок, талантливый оружейник, выходец из народа. Необразованный крестьянин, злоупотребляет алкоголем. Предан своей стране, православию, не пожелал оставаться на чужбине. «…я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может»
  2. Александр Iрусский император. Умен, любознателен, ценитель всего иностранного. Слабохарактерен, щедр до неразумности.  Слабый политик и управленец, «от военных дел с ним сделалась меланхолия». «Оставь, пожалуйста, это не твое дело – не порть мне политики. У них свой обычай»
  3. Платов – донской казак. Путешествует вместе с Александром I. Мужественный, с множеством ранений, участвовал в боях. Патриот, противник иностранного, сторонник всего, что приносит пользу России. С императором уважителен, знает свое место. «Мне, ваше величество, ничего для себя не надо, так как я пью-ем что хочу и всем доволен,»
  4. Николай Iрусский император. Брат Александра I. Искренне верит в превосходство русского народа, амбициозный. Разумный, выдержанный, справедливый. Самоуверен, самолюбив, обладает отличной памятью. «…Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!»

Положительные герои повести «Левша»:

  • Левша
  • Николай I
  • Платов

Отрицательные герои повести «Левша»:

  • Александр I
  • Чернышев

Время и место действия повести «Левша» — Россия (Санкт-Петербург и Тула) и Англия, XIX век, вскоре после войны с Наполеоном. 

Краткое содержание повести «Левша»

  1. В поездке по Европе император Александр I хочет посмотреть заморские чудеса. Его сопровождает верный слуга Платов.
  2. В Англии Александра I поражает крошечная механическая блоха, способная танцевать. Он приобретает ее и привозит на родину. Вскоре император умирает, его место занимает брат Николай I..
  3. Николай I, увидев блоху, хочет доказать, что русские мастера не хуже европейских. По его приказу Платов находит в Туле мастера Левшу.  Левша соглашается выполнить необычный заказ вместе с тремя подмастерьями.
  4. Левша предлагает императору рассмотреть лапки блохи в микроскоп. Выясняется, что на лапках блохи – подковы, на которых вырезаны имена мастеров. Сам Левша выполнил самую сложную работу – выковал гвозди и подковал ими блоху.
  5. Левшу наградили орденом и отправили в Англию, чтобы показать мастерство русских умельцев. Потрясенные англичане предлагают Левше остаться, но он выбирает возвращение на родину. По пути сильно пьянствует и умирает в захудалой больнице.

Главная мысль повести «Левша».

Талант и «золотые руки» могут быть даны самому простому и необразованному человеку. К сожалению, порок губителен для таланта, а в России не умеют воздавать таким самородкам по заслугам.

Отзыв о повести «Левша».

Сказовая стилистика повести «Левша» создает ощущение фантастичности, нереальности повествования. На самом же деле, повесть «Левша» — остросоциальное произведение, наполненное болью за таких самородков, безвестно погибающих в глуши от пьянства, покорно терпящих любые издевательства над собой от «сильных мира сего». Это многогранное повествование, в котором соединено восхищение русскими мастерами и боль за их судьбы. Патриотизм героев повести вызывает уважение и гордость, ради прославления своей страны они готовы на подвиги не только в ратном деле, но и в повседневной жизни. Книга наполнена сугубо русской жизненной философией, русскими речевыми оборотами и колоритом, а само слово «Левша» стало обозначением выдающего мастера.

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Больше всего мне в повести запомнился эпизод, когда император Николай I  видит результат работы Левши. Неграмотному тульскому мужику не верят вельможи, и уже готовы уличить его в обмане. Но он спокойно, с достоинством, предлагает «всего одну ее ножку в подробности под весь мелкоскоп подвести и отдельно смотреть на всякую пяточку, которой она ступает». Тогда становится видна ювелирная работа мастеров и самого Левши. Вельможи посрамлены, вынужден просить прощения и сам Платов. А Левша еще уточняет, что у него «мелкоскопа» нет вовсе, просто такое острое зрение. Этот эпизод отлично характеризует отношение вельмож к простому русскому мужику, и становится настоящим триумфом Левши.

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)В повести «Левша» много искаженных слов. Это передает народный дух произведения, стилистику речи неграмотного мужика.

  • Бюстры – соединение слов «бюсты» и «люстры»
  • Валдахин – искажение слова «балдахин»   
  • Грабоватый – горбатый
  • Дванадесять язык — славянское выражение, означающее «двенадцать народов»
  • Кислярка – кизлярка, виноградная водка
  • Кунсткамера – собрание различных редкостей
  • Мортимерово ружье – Г. В. Мортимера, английского оружейника конца XVIII века.
  • Мелкоскоп — искаженная форма слова «микроскоп»
  • Сахар молво — В 10-20-х годах XIX века в Петербурге существовал сахарный завод купца Я. Н. Мольво

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • – Разве так можно! У него, – говорит, – хоть и шуба овечкина, так душа человечкина (Английский полшкипер)
  • Утро ночи мудренее (Платов)
  • Аглицкую блоху на подковы подковали (Николай I)
  • Не пей мало, не пей много, а пей средственно (Платов)
  • Пожалуйста, не порть мне политики (Александр I)
  • Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши (Левша)

Само слово «Левша» также вошло в обиход русской речи, означает народного умельца-самородка.

Другие читательские дневники вы найдете здесь

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Многомудрый Литрекон рекомендует читать сатирические произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в оригинале, так как они очень злободневны и поучительны. Ну а получить поверхностное представление о его творчестве поможет краткий пересказ сказки «Пропала совесть». В сокращении это произведение не так увлекательно, как в оригинале, зато, открыв его, Вы можете быстро узнать основные события и сформировать в голове краткий сюжет произведения. Приятного просвещения!


(702 слова) Внезапно в мире исчезла совесть, но никто не заметил. Сначала люди испытали моральный подъем, излечились от нравственных терзаний, заспешили по делам, ведь больше ничего не мешало льстить, предавать, идти по головам. Только вот сразу после исчезновения нравственной смуты и душевных мук, которые так осложняли жизнь, пошли грабежи и другие преступления в неисчислимом количестве. А совесть лежала на дороге, оплеванная и растерзанная, как ветошь. Все недоумевали, кто допустил такое безобразие посреди улицы. И лишь один пьяница подобрал ее в надежде заложить. И вот пришло к нему горькое осознание реальности. Мгновенно он отрезвел и испугался. Вспомнил он обо всех своих прегрешениях и пороках. Начался внутренний суд. Он стал задавать себе вопросы, о которых раньше не задумывался. Но ответом было молчание, ведь он не знал, почему прожил жизнь так, а не иначе. В итоге он дошел до мысли о том, что родился и жил под игом, оттого не мог взять ответственность за свою жизнь на себя. Только вот открывшаяся истина никак нему не помогла. Цепи стали только тяжелее вдвое, ведь он понял, что это цепи. Но прохожие не отвечали на его агонию — они думали, что он просто напился. Над них хохотали и потешались, и невдомек было людям, что истина разрывает сердце пьяницы. Не найдя понимания, он решил избавиться от находки, которая так его тяготила. Он отнес ее в кабак — к знакомому скупщику Прохорычу. Положил на стол — и наутек.

Заметив совесть, проснувшийся скупщик вспомнил про патенты. Перед тем, как их купить, он как раз всучил кому-то эту жалкую вещицу. И вдруг пришло к нему осознание, что грешно народ спаивать. Прохорыч затрясся и позвал на помощь жену. Увидев совесть, жена воскликнула: «Грабят!». И правда: трактирщик стал отказываться продавать алкоголь и начал переубеждать посетителей. Они сильно удивились. Прохорыч объявил, что больше не может вести такой порочный образ жизни, и выльет все вино в канаву, перебьет всю посуду. Жена решительно воспротивилась. Она спасла посуду, но проблему не решила. Трактирщик потерял смысл жизни и уже вознамерился умереть, ведь ничего не продаст с такой ношей. Как только супруги легли спать, Арина Ивановна уже все продумала. Наутро она выкрала совесть и пошла на ярмарку. Увидев квартального надзирателя Ловца, Арина Ивановна подбросила ему тряпицу.

Ловец был известным лихоимцем и часто запускал руку в чужие карманы за взятками. Но в это утро он ничего не мог с собой поделать — рука не поднималась! Вернулся он домой не солоно хлебавши. Жена тут же разозлилась и объявила, что нет для него у нее обеда. Снял Ловец пальто, и вдруг преобразился. Прежняя жадность вернулась. Но как только он его надел, снова напала на него хандра — совесть. В итоге вернулся квартальный на базар и стал свои же деньги раздавать людям — «за прежнюю обиду». Он хотел со всеми помириться и загладить свою вину. Позвал он в дом нищих и велел жене их накормить. Но сняв пальто, Ловец резко передумал и прогнал всех вон, так и не поняв, в чем дело. Он даже попросил жену связать его на всякий случай, чтобы новых бед не натворил. Тогда жена уложила его в постель. Ища хоть какие-нибудь деньги у него в карманах, она наткнулась на промасленную тряпицу — совесть. Поняла Федосья Петровна, в чем дело. Подумав, решила она, что совесть точно не помешает лишь богатому человеку. И выбрала она Шмуля Давыдовича Бржоцского — «финансиста и изобретателя железных дорог». Положила она совесть в конверт и ему отправила.

Самуил Давыдыч Бржоцский сидел с семьей и помогал сыну разбираться в сложных и простых процентах. Получив письмо, Самуил Давыдыч метался как в лихорадке. Совесть подвергала его мукам, но он не сдавался и велел жене не давать ему шкатулку. Он готов был лучше умереть, чем отдать свои деньги. Однако он придумал средство избавления. Давно он обещал пожертвовать деньги в благотворительный фонд, но все оттягивал этот момент. Тут он решил запечатать совесть вместе со сторублёвой бумажкой и отнести к генералу. После этого Самуил придумал очень сложную банковскую операцию, и все ахнули.

Вот так передавали совесть из рук в руки, ведь никому она не была нужна. Совесть измучилась и стала жаловаться своему последнему владельцу — мещанину. Она попросила, чтобы он растворил ее в сердце маленького ребенка, он-то ее не выкинет. Так и сделал мещанин. Теперь растет совесть в маленьком человеке, и скоро станет она большой и сильной. Будет она распоряжаться всем сама, и тогда «исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия».

Скачать обзор:

«Сказка о попе и работнике его Балде» — одно из самых известных детских произведений. На первый взгляд, оно простое, поучительное и смешное, но не так всё просто. Автор прибегает к иронии, создает яркие образы, смысл же сказки не так однозначен, как принято было воспринмать её до революции или после революции. При жизни Пушкина она не издавалась, после смерти поэта печаталась с изменениями по цензурным соображениям, а при советской власти авторский текст сказки пошёл на ура.

Ниже представлен краткий разбор произведения, анализ его сюжета, содержания, который можно использовать для читательского дневника.

Очень краткий пересказ

Поп хочет нанять себе работника за скромную плату. На рынке он встречается с Балдой. Тот идет на службу к попу, а в качестве платы требует раз в год давать «три щелка по лбу». Работает Балда исправно, поп и его семья не могут нарадоваться.

Приближается время расплаты, поп начинает переживать и ищет способ, как не рассчитаться с Балдой. Он решает дать работнику невыполнимое задание — собрать оброк с чертей, которые обязались платить его попу до самой его смерти, но «есть на них недоимки за три года». Черти не собираются просто так отдавать дань и придумывают Балде хитрые испытания. Если он выиграет – получит оброк, если проиграет – уйдет ни с чем.

Прибегая к хитрости, Балда побеждает во всех испытаниях и собирает полный оброк. Приносит его попу и дает ему три сильнейших щелчка в лоб, от которых поп сходит с ума. Так Балда проучил своего нанимателя.

Оброк – во времена Российской империи так именовалась одна из повинностей крестьян. Оброк мог выплачиваться деньгами или натурой, то есть продукцией.

Место и время действия событий в сказке

В тексте сказки нет прямых указаний ни на эпоху, когда разворачивается действие, ни на населенный пункт или географическую область. Сказка стилизована под стародавние времена, тем не менее, временем действия принято считать современную Пушкину эпоху.

Сюжет сказки актуален для любого времени: и для древней Руси, и для пушкинского периода, и для современности, поэтому время и место действия не имеют особого значения. Основные события разворачиваются на базаре, в доме попа и на берегу моря.

Персонажи сказки и их характеристика

Два главных героя отражены в названии произведения — это поп и Балда. В сказке есть ещё несколько второстепенных персонажей.

Поп

Поп

Поп — человек неразумный, скуповат (в одном лице хочет получить повара, конюха и плотника). Думает перехитрить Балду, получить себе хорошего работника даром, а в результате сам оказывается в дураках.

Герой Пушкина — служитель церкви, священник, который поддался меркантильному желанию жить безбедно, и вступил в сделку с чертями.

Поп — просторечное название священника. Главный герой сказки Пушкина — представитель духовенства, одного из привилегированных сословий.

Балда

Балда

Балда — работящий мужик, смекалистый, умный и хитрый, но, в отличие от попа, свою хитрость он направляет «во благо».

В этом образе видится олицетворение русского народа и сила народного характера.

Балда — имя собственное тюрского происхождения. В просторечии словом «балда» часто называют недалекого, несуразного человека, простофилю, иногда используется как синоним слова «дурак».

Герой Пушкина совсем не дурак и не простофиля, а как раз наоборот. В старину словом «балда» также называли орудие труда — большой молоток или кувалду. Это значение также важно для понимания сказки и образа героя, подчеркивает одну из граней пушкинского персонажа — его трудолюбие.

Через образ Балды и его имя показано, что обычный мужик из народа не так прост, как может показаться на первый взгляд. Он умен, хитер, и может приспособиться к разным жизненным обстоятельствам.

Попадья

Поп и попадья

Попадья – жена попа, хозяйка, в тексте характеризуется как сообразительная и хитрая женщина. «Ум у бабы догадлив, на всякие хитрости повадлив». Женщина довольна работой Балды, поначалу хорошо к нему относится.

«Попадья Балдой не нахвалится». Но, желая спасти мужа от расплаты, она предлагает план, как извести Балду:

Закажи Балде службу, чтоб ему стало невмочь.

Также в тексте упоминаются другие члены семьи попа — поповна и попенок — дочь и младший сын. Попенок привязался к Балде, называет его «тятей».

Тятя – один из старорусских синонимов слова отец.

Старый бес и бесёнок

Бес и бесёнок

Бес и бесенок живут в море, не хотят отдавать Балде оброк для попа.

Старый бес — опытный, мудрый, но в силу возраста физически слабый, чтобы соревноваться с Балдой: «Где тебе тягаться со мною, с самим Балдою».

Бесенок — внук старого беса, юркий, энергичный, чересчур самоуверенный и недалекий.  Дед призывает его на помощь.

Подробный пересказ сюжета сказки с цитатами

Жил был поп
Толоконный лоб .
Пошел поп до базару
Поискать кой-какого товару.

Словосочетание «Толоконный лоб», использованное Пушкиным для характеристики попа, стало фразеологизмом. Понимается и используется в нескольких значениях. «Толок» в старорусском языке — часть головы выше лба. В этом случае «толоконный лоб» означает всего-навсего то, что поп был лысоват.  Определение «поп-толоконный лоб» также может указывать на традицию «бить челом», то есть прикладываться лбом к полу. Фразеологизм «толоконный лоб» означает глупого человека.

Сказка левша краткое содержание

На рынке он встречает Балду. Простолюдин слоняется без дела. «Идет, сам не зная куда». Поп говорит ему, что хочет найти «работника не слишком дорогого». Балда соглашается работать на него и «служить исправно».

В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу.

Сказка левша краткое содержание

Полба — крупа из крупных зерен пшеницы, вареная полба — каша, блюдо старорусской кухни. В полбе намного больше протеина, чем в бычной пшенице. Это свойство каши придавало сил работнику Балде.

Балда поселяется у попа на подворье, спит на соломе, много и качественно работает, пашет землю, топит печь, готовит еду, нянчится с ребенком. Семья попа не может нарадоваться на такого работника.

Сказка левша краткое содержание

Только поп его невзлюбил, и причиной тому — приближающийся срок расплаты. Поп боится, переживает за свой лоб.

Поп ни ест, ни пьет, ночи не спит:
Лоб у него заранее трещит.

Жена советует ему дать Балде такое задание, которое бы он не смог выполнить:

Тем ты и лоб от расправы избавишь,
И Балду без расплаты оставишь.

Поп зовет Балду и говорит, что черти обязались платить ему оброк и задолжали уже за три года. Он приказывает Балде пойти и забрать причитающееся.

Балда не спорит с хозяином, отправляется к морскому берегу, начинает «крутить веревкой», нарушая покой чертей. Появляется Старый бес и спрашивает Балду, чего ему надобно. Балда говорит, что сжил бы со свету всех бесов, но в данном случае он пришел за оброком.

Сказка левша краткое содержание

Бес обещает ему выплатить всю дань, если он выиграет в состязании — кто первый обежит вокруг берега моря, а в качестве соперника предлагает Балде бесенка. Герой смекнул, что его хотят обмануть. Он отправился в лес, изловил двух зайцев и выставил одного из них вместо себя на состязание против бесенка.

Ты, бесенок, еще молоденек,
Со мною тягаться слабенек;
Это было б лишь времени трата.
Обгони-ка сперва моего брата.

Бесенок побежал вокруг моря, а заяц в лес. Тем временем Балда достал из мешка второго зайца, и когда бесенок вернулся, зайка был у него на руках. Так он хитростью беса одолел.  Бесенок идет к деду «рассказать про Балдову победу».

Сказка левша краткое содержание

Бесы придумывают Балде новое состязание — бросить палку. У кого она дальше полетит, тот и победит. Балда собирается забросить палку в приближающуюся тучу. И в этом состязании он оказывается хитрее.

Сказка левша краткое содержание

Чего ты ждешь?” — “Да жду вон этой тучки;
Зашвырну туда твою палку,
Да и начну с вами, чертями, свалку”.

Третье состязание предлагает сам Балда. Дает бесенку задание поднять лошадь и пронести её полверсты.

Сказка левша краткое содержание

Как ни старался бес, это ему не удалось.

Балда говорит ему:

Глупый ты бес,
Куда ж ты за нами полез?
И руками-то снести не смог,
А я, смотри, снесу промеж ног.

Балда сел на лошадь верхом да и поехал, проскакал целую версту.

В очередной раз оказался он хитрее чертей, и те выплатили ему оброк.

Сказка левша краткое содержание

Вернулся Балда к попу и платы требовать стал. Попу ничего не оставалось, как подставить лоб.

Сказка левша краткое содержание

От первого щелка подпрыгнул он до потолка, после второго — «лишился поп языка» (потерял дар речи), а «с третьего щелка вышибло ум у старика» (вовсе сошел с ума).

А Балда приговаривал с укоризной: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».

История создания

Известно, что существенное влияние на Пушкина и его творчество оказала его няня Арина Родионовна, крепостная крестьянка, принадлежащая роду Ганнибалов. Ей Пушкин посвятил одно из своих известных стихотворений «Подруга дней моих суровых». Из уст няни он услышал многие фольклорные сюжеты. Один из них был положен в основу «Сказки о попе и работнике его Балде». Это произведение – авторская интерпретация Пушкина русской народной сказки «Поп и Балда». Она была записана им от Арины Родионовны во время пребывания в Михайловском. Краткое изложение сюжета в записях Пушкина датировано 1824 годом.

Авторское произведение на его основе создавалось в 1830–1831 годах, когда поэт находился в Болдино. Этот период в биографии Пушкина именуется «Болдинской осенью».

Сказке не было суждено выйти в печати при жизни автора. Она была опубликована в 1840 году В. А. Жуковским. В его редакции «поп» заменен «Кузьмой Остолопом». Оригинальный текст автора был издан в собрании сочинений Пушкина в 1880 году. Изначально сказка была длиннее. В фольклорном произведении, например, был эпизод о том, как Балда излечил царевну. В итоговую версию сказки Пушкина он не вошел, хотя присутствовал в первоначальных вариантах.

Поскольку в сказке Пушкина поп выставлен в неприглядном свете, его произведение в разные годы подвергалось критике со стороны церкви.

Анализ произведения

Художественные особенности

Сказка Пушкина имеет фольклорную основу, но характеризуется как литературная сказка. Связь с фольклором определяет её художественные особенности, сказка стилизована под народную традицию.

Начинается произведение с привычного для русских сказок зачина «Жил- был».

В сказке использованы просторечные старорусские слова «тятя», «полба» и т.д.

Сюжет о простом русском мужике, слуге, который выполняет прихоти хозяина, противопоставляется ему и оказывается умнее и хитрее, типичен для русских сказок.

Сказка преисполнена юмора. Пушкин прибегает к иронии и даже к сатире, то есть высмеиванию и обличению пороков. Образ попа нарочито комичный и контрастирует с образом Балды.

Какие темы поднимает?

Через простой сюжет Пушкин раскрывает свойства человеческого характера, пороки и их последствия.

Жадность — страсть, присущая многим людям. Она проявляется как скупость и желание наживы. И то, и другое демонстрирует пушкинский герой Поп. Страсть к наживе проявляется у него уже в том, что он соглашается на условия расплаты с Балдой, хотя до смерти боится его щелчков, предчувствуя неладное. Сельские попы  жили скудно, и герой Пушкина не устоял перед соблазном : заключил уговор с чертями, которые должны платить ему оброк до его смерти. Автор подчёркивает, что этот порок связан с нечистой силой — миром тёмным.

Хитрость сама по себе — полезное качество, но только в том случае, когда она направлена во благо, а не для достижения корыстных целей. Поп и бесы пытаются прибегнуть к хитрости, чтобы не платить, и у них ничего не получается.  Балда тоже хитер, но в его случае хитрость становится инструментом для достижения справедливости.

Честность и трудолюбие воплощены в образе Балды, который добросовестно выполняет работу, согласившись на «смехотворную плату» и тяжелые условия. Он не ищет уловок, чтобы отлынивать, он не обманывает попа, а лишь требует честно выполнить условия договора.

У Балды хитрость соседствует с честностью, а у попа и бесов — с глупостью.

Глупость — не порок, но может причинить немало бед, особенно когда глупый человек думает, что он умнее другого и пытается схитрить. Так это и произошло с попом. Обычный работяга, которого, на первый взгляд, легко принять за простофилю, оказался умнее и смекалистей попа.

Воздаяние за содеянное. Щелчки Балды, здорового молодца, которые выбивают ум у попа, — не слишком ли суровое наказание за желание сэкономить на дармовом работнике? Но дело-то здесь, оказывается, гораздо серьёзнее, как показывает литературовед Е. М. Неёлов в статье «Сказка А. Пушкина о попе и его работнике Балде». Поп совершил страшный грех, продав душу чертям за оброки», стал у них хозяином до конца своих дней, чем нарушил долг священника. Балда послан высшими силами, чтобы наказать отступника. Недаром после третьего щелчка поп назван просто стариком: он предал своё священство.

Чему учит?

Мораль «Сказки о попе и работнике его Балде» выражена в последней фразе: «Не гонялся бы ты поп за дешевизной». Выражение ушло в народ и стало крылатым. Есть близкая по смыслу поговорка – скупой платит дважды. Желание сэкономить в ущерб другому ни к чему хорошему не приводит. Любой труд должен быть оплачен, и за хорошую работу нужно хорошо платить.

На более глубоком уровне Пушкин говорит о расплате за нравственное падение, о большой ответственности духовного лица перед людьми и своей совестью, который, вместо того, чтобы заботиться о своей пастве, был одержим меркантильными интересами.

Аудиокнига

Экранизации

По мотивам сказки советские мультипликаторы в разные годы создали 4 мультфильма.

Первый  — 1936 года — пострадал в пожаре во время Великой Отечественной войны, в 1940-м был создан черно-белый мультик режиссера Пантелеймона Сазонова,  в 1956 году вышел кукольный мультфильм.

Поздний и самый известный музыкальный мультфильм вышел в 1973 году. Режиссер – Инесса Ковалевская. Сюжет немного отличается от оригинальной сказки: например, Балда выманивает чертей из моря, играя на балалайке, а не при помощи веревки, как в тексте Пушкина.

Визуальное воплощение «Сказка о попе и его работнике Балде» получила и в формате диафильма. По мотивам произведения ставились любительские и профессиональные театральные постановки, радио-спектакли.

Скачать обзор:

Здесь даны основные сведения о повести-сказке Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны тема и идея этой сказки.

Краткие сведения о произведении

Повесть-сказку «Щелкунчик и Мышиный король» немецкий писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман написал в 1816 году, тогда же она была опубликована в сборнике «Детские сказки». Эта сказка была написана под влиянием общения Гофмана с детьми своего друга. Имена их — Фриц и Мари — писатель дал главным героям Щелкунчика. В основе сюжета лежит противостояние Кукольного царства и Мышиного королевства.

Главные герои повести-сказки

  • Щелкунчик — некрасивая игрушка, предназначенная для колки орехов. В неё был превращён юный племянник Дроссельмейера.
  • Мари Штальбаум — семилетняя девочка с чутким, добрым сердцем и открытой душой.
  • Мышиный король — повелитель Мышиного королевства, коварный и жестокий.

Другие персонажи

  • Фриц Штальбаум — брат Мари, мальчик решительный и отважный.
  • Дроссельмейер — чудак и искусник, мастер на все руки, крёстный Фрица и Мари, которые его очень любят.

Очень краткое содержание для читательского дневника

В канун Рождества детям советника медицины Штальбаума, Фрицу и Мари, родители дарят книжки и другие подарки: Мари получила кукол и кукольную посуду, а Фриц — деревянного коня и эскадрон оловянных гусар. Крёстный Дроссельмейер подарил им миниатюрный замок с передвигающимися кавалерами и дамами. Мари увидела под ёлкой ещё одну игрушку — некрасивого человечка, Щелкунчика, умеющего разгрызать орешки. Фриц дал ему слишком крепкие орехи, отчего у Щелкунчика выпало несколько зубов.

Перед сном, задержавшись около шкафа с подарками, Мари увидела битву армий Мышиного короля и Щелкунчика. Девочка хотела защитить Щелкунчика, но, почувствовав острую боль в руке, потеряла сознание.

Очнувшись в постели, Мари рассказала матери и доктору о сражении, но они принимают её рассказ за отголоски горячки от болезни. Крёстный приносит девочке отремонтированного Щелкунчика и рассказывает, что тот был его племянником, но королева Мышильда превратила его в маленького уродца. Чтобы Щелкунчик снова стал человеком, он должен одержать победу над Мышиным королём. Второе условие — нужно, чтобы его полюбила Прекрасная Дама.

Ею становится Мари, которая полюбила Щелкунчика, победившего Мышиного короля и показавшего ей волшебную страну. Родители её воспоминаниям о приключениях не верят. Однажды в доме Штальбаумов появился племянник Дроссельмейера. Он признался, что «перестал быть жалким Щелкунчиком». Мари стала его невестой, и на свадьбе танцевало множество прекрасных кукол.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Ёлка

Вечером перед Рождеством двое детей советника медицины Штальбаума сидели в столовой и ждали, когда их позовут в гостиную, где родители наряжали ёлку. Франц и Мари гадали, что им подарит на Рождество крёстный Дроссельмейер, который к этому празднику всегда мастерил какую-нибудь затейливую красивую механическую игрушку. Думали и о том, какие подарки приготовили для них родители. Тут зазвонил колокольчик, двери распахнулись, и дети увидели сияющую ёлку.

Подарки

Вокруг неё лежало множество подарков: нарядные куклы, игрушечная посуда, красивое платьице, стоял целый полк маленьких гусар и великолепный деревянный конь. Крёстный Дроссельмейер подарил детям музыкальный замок с множеством зеркальных окон, с позолоченными крышами башен и передвигающимися в танце фигурками дам и кавалеров. Фриц и Мари любовались на чудо-замок, но потом монотонные движения фигурок по одному маршруту стали утомлять детей и они попросили крёстного дать человечкам больше свободы. Но Дроссельмейер ответил, что «механизм сделан раз и навсегда, его не переделаешь».

Любимец



Мари видит, что под ёлкой стоит «замечательный человечек». Он был не особенно красив, но зато умел «аккуратно разгрызать твёрдые орехи». Щелкунчик очень понравился девочке. Шалун Фриц нарочно давал ему большие орехи, и у игрушки сломалось несколько зубов. Мари пожалела Щелкунчика и стала его опекать.

Чудеса

Перед сном дети кладут свои игрушки в шкаф со стеклянными дверками. Фриц ушёл спать, а Мари задержалась, чтобы получше устроить раненого Щелкунчика. Вдруг из-под пола появились «семь мышиных голов в семи ярко сверкающих коронах» — это был Мышиный король, он вёл свою армию на бой с куклами из шкафа.

Битва

Щелкунчик стал командовать армией игрушек. Битва с мышами была ожесточённой. Храбрый Щелкунчик был окружён мышами. Мари, желая его спасти, кинула свою туфельку прямо в Мышиного короля. От волнения и боли в руке, порезанной стеклянным осколком от дверцы шкафа, девочка упала в обморок.

Болезнь

Утром Мари проснулась в своей кроватке. Она с волнением начала рассказывать о ночной битве игрушек с мышами, но никто ей не поверил, посчитали, что это лихорадочный бред от раны на руке. Девочке пришлось несколько дней лежать в постели и пить лекарства.

Крёстный Дроссельмейер пришёл проведать Мари. Он рассказал ей сказку о твёрдом орехе.

Сказка о твёрдом орехе

Принцесса Пирлипат с самого рождения была очень красивая, не было ребёнка прекраснее её.

Однажды король попросил королеву приготовить различные колбасы. Королева сама поджаривала сало и угостила им Мышильду, которая была королевой мышей. Но тут выскочила вся родня Мышильды и набросилась на приготовленное сало.

Король за это изгнал из дворца королеву мышей с её подданными. Мышильда пообещала отомстить.

Продолжение сказки о твёрдом орехе

Мышильда дождалась пока все няньки принцессы Перлипат заснули и превратила её в уродину. Придворному часовщику Дроссельмейеру был дан приказ вернуть принцессе её красоту. На это дан был ему месяц. Поговорив с придворным звездочётом, часовщик узнал, что принцессу освободить от заклятия способен лишь орех Кракатук, поданный принцессе особым образом. Причём преподнести его должен обязательно человек, который никогда ещё не брился и не носил сапог.

Конец сказки о твёрдом орехе

Найти орех Кракатук король поручил Дроссельмейеру, и тот, после пятнадцати лет поисков, отыскал его случайно в своём родном городе Нюрнберге. А под описание юноши, который должен преподнести орех принцессе, очень подходил его племянник Щелкунчик. Юноше удаётся расколдовать Перлипат, но на последнем шаге он споткнулся и мгновенно стал таким же уродцем, каким только что была принцесса.

Дядя и племянник



«Мари ни минуты не сомневалась уже во время рассказа», что всё это — чистая правда. Она очень расстроилась, что Дроссельмейер не помог своему племяннику.

Победа

Мышиный король принялся шантажировать Мари. Бедная девочка не выдержала и рассказала об этом Щелкунчику. Ночью тот убивает Мышиного короля и вручает Мари семь его золотых коронок.

Кукольное царство

Щелкунчик ведёт девочку в платяной шкаф, где оказалось чудесное Кукольное царство. Мари восхищается красотой Миндально-Изюмных ворот, Рождественского леса, апельсинового ручья. Множество других чудес, как в калейдоскопе, проносятся перед её глазами.

Столица

В столицу Кукольного царства, Конфетенбург, Мари и Щелкунчик отправились на колеснице-раковине, в которую были впряжены два «золоточашуйчатых дельфина».

В Марципановом замке Мари и сёстры Щелкунчика готовят чудесное сладкое кушанье, а храбрец повествует между тем «о страшной битве с полчищами Мышиного короля».

Заключение

Мари рассказала о своём путешествии в Кукольное царство родителям, но они только засмеялись. Девочка очень обиделась.

В доме Штальбаумов появляется нюрнбергский племянник крёстного Дроссельмейера. Когда юноша остался наедине с Мари, то сразу признался, что перестал быть уродливым Щелкунчиком благодаря ей. На просьбу юноши выйти за него замуж, Мари согласилась стать невестой. Через год расколдованный Щелкунчик увёз Мари в Кукольное царство.

Заключение к краткому пересказу



В повести-сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» раскрывается тема борьбы добра и зла. Идея произведения состоит в том, что смелые защитники добра в конечном итоге побеждают зло.

В этой сказке нет грани между фантастическим миром и реальным. Она учит детей быть справедливыми, добрыми.

После ознакомления с кратким содержанием, которое может быть полезно для читательского дневника, рекомендуем прочесть это произведение полностью, чтобы узнать подробнее о чудесных приключениях его героев.

Многомудрый Литрекон представляет краткий пересказ произведения Гаршина «Сказка о жабе и розе». Сюжет передан в сокращении, но он подробно освещает основные события произведения. Кроме того, Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с отзывом на это произведение, описывающим главную мысль и общий смысл сказки. Приятного просвещения!

Краткий пересказ 

(606 слов) В небольшом заброшенном цветнике у деревенского дома росла прекрасная роза. Несмотря на неухоженность и заброшенность этого места, цветник не потерял своего очарования. В один хороший майский день среди сорняков начала распускаться роза. Она была одинока, другие розы в саду не росли, но она любила жизнь, любила ветер, небо и солнце. Роза не могла говорить, но это ей было не нужно: слова ей заменял тонкий и приятный аромат.

Внизу, в траве, отдыхала жирная старая жаба. В отличие от розы, ее не радовали ни яркое солнце, ни хорошая погода. Иногда ветер доносил до нее приятный запах, который причинял ей беспокойство, но жабе было лень искать источник запаха.

В этот цветник давно не заходили люди. Только прошлой осенью здесь последний раз побывал семилетний мальчик. До этого он проводил все летние дни в этом цветнике. Мальчика звали Вася, он очень любил читать в саду свои любимые книги. А его старшая сестра в это время сидела у окна и приглядывала за братом.

Когда Васе надоедало чтение, он забирался в цветник, где ему были знакомы абсолютно все растения. Также там он любил подолгу наблюдать за насекомыми и маленькими животными. Однажды он даже увидел ежа. С восторгом Вася наблюдал, как ежик обнюхивает корни кустов и траву. Позже он поближе познакомился с этим ежом. Вася был слабым и спокойным мальчиком, поэтому животные не боялись его. Ежик настолько стал доверять мальчику, что пил молочко из принесенного Васей блюдца.

Однако больше Вася не появлялся в саду, потому что он был сильно болен. Девушка сидела уже не у окна, а у кровати больного ребенка и читала ему книжки, так как у Васи не было сил поднять голову с подушки. Роза и не догадывалась о болезни мальчика, она росла и радовалась жизни. Скоро она должна была распуститься, а уже через три дня завянуть. Это была вся ее жизнь, но за это время ей пришлось испытать много горя. Жаба все-таки заметила прекрасную розу. Цветок очень понравился жабе, она захотела оказаться поближе к такой красавице. Жаба не умела выражать нежные чувства, поэтому решила сказать: «Постой, я тебя слопаю». Розу очень испугали эти слова. А жаба начала подбираться к розе, повторяя свои страшные слова. Она пыталась забраться на куст, но это было трудно, ведь ее тело для этого не приспособлено. А роза в эти моменты молилась о любой другой смерти. Старая жаба исколола себе брюхо о шипы и упала на землю. С ненавистью она взглянула на розу и повторила свои страшные слова. Жаба решила немного отдохнуть перед очередной попыткой добраться до цветка.

Наступил следующий день, роза распустилась и стала самым красивым созданием во всем цветнике. Вокруг розы летали птицы и бабочки, а соловей запел для нее прекрасную песню. Роза была очень счастлива. Из-за этого она не заметила, что жаба смогла близко подобраться к ней и была готова слопать красавицу-розу. В это время Вася шепотом попросил сестру принести ему розу из сада. Девушка выглянула в окно и увидела один прекрасный цветок. Она прихватила ножницы и вышла в цветник. Девушка подошла к розе и увидела, как к ней тянется старая жаба. С отвращением она стряхнула ее на землю. Жаба в порыве злости прыгнула на девушку, но та отбросила ее в сторону, срезала розу и ушла в дом.

Когда Вася увидел прекрасную розу, он впервые за многое время улыбнулся. Он взял цветок своей слабой рукой, вдохнул чудесный аромат, счастливо улыбнулся и умер. Роза стояла в отдельной вазе у маленького гроба. Там стояли и другие цветы, но люди не обращали на них внимания, а розу сестра больного мальчика поднесла к губам и поцеловала. Ее слеза упала на цветочек, и это событие было самым лучшим в жизни розы. Потом цветок положили в книгу и засушили. А через несколько лет подарили автору, поэтому он знает эту историю.

Отзыв 

(274 слова) Мне понравилась «Сказка о жабе и розе». Автор показывает, что умение видеть красоту в природе очень важно. Природа может подарить человеку радость даже в трудные минуты жизни. Мое мнение подтверждает и тот факт, что перед смертью мальчик почувствовал покой и счастье именно из-за прекрасной розы.

Автор противопоставляет прекрасное и безобразное. Ужасная жаба стремилась уничтожить прекрасную розу, которая дарила другим чувство радости и счастья. Злобная, ленивая и жадная жаба ненавидела все прекрасное, она любила только есть и отдыхать. А роза любила жизнь и приносила радость всем окружающим. Но безобразное не смогло одолеть прекрасное. Красота розы скрасила последние мгновения мальчика. Цветок умер не напрасно — такова мораль сказки. И роза была рада такой судьбе, ведь она не только помогла Васе, но и избежала бессмысленной смерти от лап злой жабы. Роза поняла, что она принесла радость умирающему мальчику. Именно это было ее главным предназначением. Любая жизнь не должна быть прожита бесполезно: если приносишь счастье другому существу, сам будешь счастлив. В этом состоит главная мысль произведения «Сказка о жабе и розе».

Чему учит Гаршин? Думаю, тому, что даже короткую жизнь можно прожить не зря, если приносить другим счастье и спокойствие. Жизнь розы очень коротка, но она смогла осчастливить не только Васю, но и его сестру. Последняя улыбка умирающего брата принесла его сестре радость, ведь она поняла, что в конце жизни Вася был счастлив. Произведение заставляет задуматься о том, насколько важно приносить пользу другим, и как надо жить, чтобы прожитая жизнь оказалась не напрасной. 

Мое впечатление от книги «Сказка о жабе и розе» грустное, но светлое. Ведь смерть розы помогла скрасить мальчику последние мгновения его жизни. Роза смогла вызвать чувство счастья у несчастного ребенка, ее жизнь не была напрасной.

Автор: Ирина Юрьева

  • Сказка лев николаевич толстой лев и собачка читать
  • Сказка легенда о матерях
  • Сказка левша читательский дневник
  • Сказка лев и собака читать
  • Сказка легкие шаги аудио