Автор Андрей Измаилов На чтение 10 мин. Просмотров 1 Опубликовано
[править]Посещения Кавказа в 1837—1841 гг
Лермонтов в 1837 году, во время пребывания на Кавказе (автопортрет)
После публикации стихотворения «Смерть поэта» (на смерть А. С. Пушкина) Лермонтов был арестован (18 февраля 1837 года), после чего в чине прапорщика отправлен в Нижегородский драгунский полк на Кавказ.
Простудившись в дороге, был оставлен для лечения в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске. По пути следования в полк он «изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов…», в ноябре побывал в Тифлисе. В 1837 году Лермонтов записывает народную сказку об Ашик-Керибе («Ашик-Кериб»), в которой он постарался передать колорит восточной речи и психологию «турецкого» сказителя. Тема Кавказа и народный характер раскрываются в стихотворениях «Дары Терека», «Казачья колыбельная песня», «Беглец». В Пятигорске и Ставрополе Лермонтов встречается с Н. М. Сатиным, который знаком ему по Московскому пансиону, а также с Белинским, доктором Н. В. Майером (ставшим прототипом доктора Вернера в повести «Княжна Мери»). На Кавказе в этот период поэт знакомится с находящимися там ссыльными декабристами: С. И. Кривцовым, В. М. Голицыным, В. Н. Лихаревым, М. А. Назимовым и близко сходится с А. И. Одоевским (впоследствии в 1839 году написал на его смерть стихотворение «Памяти А. И. Одоевского»).
Ссылка продлилась полгода, до октября 1837 года.
В 1838 году на основании полученных от Кавказа впечатлений по возвращении в Санкт-Петербург были написаны такие произведения, как «Мцыри» и «Демон». В марте — начале апреля Лермонтов написал масляными красками картины «Черкес» и «Воспоминание о Кавказе», которые подарил А. И. Арнольди. В октябре Е. А. Арсеньева посылает А. И. Философову рисунок карандашом и картину работы Лермонтова — кавказские пейзажи, нарисованные им по возвращении с Кавказа.[6]
В 1840 году Лермонтов снова оказался на Кавказе. Туда он выехал в конце мая, прибыл в полк 18 июня. Лермонтов оказывается в Чечне, где его полк принимает участие в активных боевых действиях: постоянно происходят стычки с горцами, идут поиски предводителя горцев Шамиля. Лермонтов принял участие в двух экспедициях под руководством генерала Граббе: с 27 октября по 6 ноября и с 9 по 20 ноября. После экспедиций в Чечню Лермонтов поехал в Ставрополь.
Весной 1841 года Михаил Лермонтов возвратился в свой полк на Кавказе, в результате пожеланий его бабушки, которая предпочитала литературе военную службу.
15 июля1841 года во время очередного пребывания Лермонтова на Кавказе произошла дуэль с Мартыновым, в результате которой поэт получил пулевое ранение в грудь и скончался. Дуэль проходила на склоне горы Машук в городе Пятигорске. Похоронен Лермонтов был на пятигорском кладбище, перезахоронен в 1842 году в Тарханах.
«Кавказ» А.Пушкин
«Кавказ» Александр Пушкин
Кавказ подо мною. Один в вышине Стою над снегами у края стремнины; Орел, с отдаленной поднявшись вершины, Парит неподвижно со мной наравне. Отселе я вижу потоков рожденье И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной; Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады; Под ними утесов нагие громады; Там ниже мох тощий, кустарник сухой; А там уже рощи, зеленые сени, Где птицы щебечут, где скачут олени.
А там уж и люди гнездятся в горах, И ползают овцы по злачным стремнинам, И пастырь нисходит к веселым долинам, Где мчится Арагва в тенистых брегах, И нищий наездник таится в ущелье, Где Терек играет в свирепом веселье;
Играет и воет, как зверь молодой, Завидевший пищу из клетки железной; И бьется о берег в вражде бесполезной И лижет утесы голодной водной… Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады: Теснят его грозно немые громады.
Анализ стихотворения Пушкина «Кавказ»
Летом 1829 года Александр Пушкин побывал на Кавказе, в результате чего появился на свет цикл стихов, которые условно можно отнести е поэтическим заметкам путешественника. Одним из таких произведений является «Кавказ», который был написан под впечатление от прогулки в горах. Пушкина по праву можно отнести к числу выдающихся мастеров пейзажной лирики, однако произведения более позднего периода творчества этого поэта включают в себя и философские размышления. Именно к такой категории относится и стихотворение «Кавказ», в котором автор высказывает свое стремление к внутренней свободе, отмечая при этом, что достичь этого практически невозможно.
Красота южной природы действительно пленила Пушкина, который умел находить прекрасное даже в таких мелочах, как парящий в облаках орел, «утесов нагие громады» и «рощи, зеленые сени, где птицы щебечу, где скачут олени». Однако поэт подмечает не только изысканность и величие окружающего мира, так как знает, что есть и обратная сторона медали. Ведь жизнь течет по своим законам, которые лишены романтики и наполнены повседневной прозой. Поэтому он знает, что где-то «там уж и люди гнездятся в горах», которым приходится трудиться в поте лица, чтобы добыть себе пропитание. Несмотря на то, что южный край весьма обилен и щедр на дары природы, плодородную землю часто приходится отвоевывать у гор. И на это у местных жителей уходит все свободное время, а также силы. Поэт мастерски создает образы людей, не акцентируя внимания на их внешности и роде деятельности. Он не развивает тему, почему «нищий наездник таится в ущелье», но и без этого понятно, что один из героев произведения занят тем, что добывает себе пропитание. И этот незначительный штрих удачно дополняет ту идиллическую картину, которую так виртуозно создает поэт и привносит в нее элементы реализма.
Гораздо больше внимания автор уделяет различным природным стихиям, которые наделяет чертами живых людей. Знаменитые кавказские реки Арагва и Терек вызывают у Пушкина целую гамму противоречивых чувств. Их сила, напористость и способность прокладывать себе путь сквозь толщу горных пород действительно достойны уважения. Так, Терек у поэта «играет в свирепом веселье» и «воет, как зверь молодой». Поэт втайне завидует мощи водного потока, но при этом отмечает, что герой его стихотворения, которого автор отождествляет с самим собой, «бьется о берег в вражде бесполезной». Точно также и поэт постоянно пытается пробить те невидимые стены, которые с завидным упорством возводит перед ним общество. Именно по этой причине, наблюдая за тем, как Терек «лижет утесы голодной волной», Пушкин отождествляет себя с водным потоком, который закован в каменные берега. И точно так же у поэта, как и у реки, нет возможности вырваться из этого плена, чтобы проявить себя в полной мере. Однако если водный поток обладает мощной разрушительной силой, то себя поэт позиционирует как силу созидательную. Он убежден, что с помощью стихов можно изменить мировоззрения людей. Для этого нужно лишь освободиться от внутренних и внешних оков, научиться не просто правдиво высказывать то, что чувствуешь, но и доносить свои мысли до читателя .
К сожалению, наблюдая за горной рекой, автор понимает, что его мечтам не суждено сбыться. Этому препятствует сама природа, мудрая и беспощадная. Обращаясь к водному потоку, поэт о. Увиденное полностью соответствует внутренним ощущениям Пушкина, который не прекращает войны с окружающим миром, но с каждым мгновением все отчетливее понимает, что вряд ли сможет выйти из нее победителем.
[править]Первые посещения Кавказа
Как указывается в биографиях Лермонтова, он побывал на Кавказе в детстве два или три раза для поправки здоровья. Где именно он останавливался — предмет дискуссий. Лермонтов с бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой ездил в гости к Екатерине Алексеевне Хастатовой, младшей сестре бабушки Лермонтова, у которой было имение в станице Шелкозаводской на Тереке, за Владикавказом, ближе к Кизляру. С другой стороны, есть данные, что у Е. А. Хастатовой был дом на Горячих Водах (тогдашнее название Пятигорска), и именно там Лермонтов и останавливался. Возможно, Лермонтов бывал и в Шелкозаводской, и в Горячих Водах (Пятигорске).[1]
Впервые Михаил Юрьевич Лермонтов предположительно побывал на Кавказе в 1818 году, но факт этой поездки может ставиться под сомнение, в то время как две других его детских поездки на Кавказ имеют документальные подтверждения. Тем не менее, в воспоминаниях А.П. Шан-Гирея написано о М.Ю. Лермонтове: «Слыхал также, что он был с детства очень слаб здоровьем, почему бабушка возила его раза три на Кавказ к минеральным водам».[2]
Достоверно Лермонтов приехал на Кавказ пятилетним ребенком, в 1820 году. Об этой поездке 1820 года свидетельствует запись в дневнике М. М. Сперанского от 7 марта 1821 года.
Затем Лермонтов снова поехал отдыхать на Кавказ в 1825 году, когда ему было 10 лет.[3] Эта поездка подтверждается списком посетителей Кавказских вод, опубликованном в августовском номере журнала «Отечественные записки», где значатся Е.А. Арсеньева, её внук, домочадцы и родственники. Во время этого посещения Кавказа Лермонтов испытал свою первую, ещё детскую любовь.
«Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушки, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет 9. Я ее видел там. Я не помню, хороша была она или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей. Он мне любезен, сам не знаю почему. Один раз, я помню, я вбежал в комнату. Она была тут и играла с кузиной в куклы: мое сердце затрепетало, ноги подкосились. Я тогда ни о чем еще не имел понятия, тем не менее это была страсть сильная, хотя ребяческая, это была истинная любовь; с тех пор я еще не любил так. О, сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум. И так рано!.. Надо мной смеялись и дразнили, ибо примечали волнение в лице. Я плакал потихоньку, без причины, желал ее видеть; а когда она приходила, я не хотел или стыдился войти в комнату, не хотел говорить о ней и убегал, слыша ее название (теперь я забыл его), как бы страшась, чтобы биение сердца и дрожащий голос не объяснили другим тайну, непонятную для меня самого. Я не знаю, кто была она, откуда… И поныне мне неловко как-то спросить об этом: может быть, спросят и меня, как я помню, когда они забыли; или тогда эти люди, внимая мой рассказ, подумают, что я брежу, не поверят ее существованию, а это было бы мне больно… Белокурые волосы, голубые глаза, быстрые, непринужденность…
Нет, с тех пор я ничего подобного не видал, или это мне кажется, потому что я никогда не любил, как в тот раз. Горы кавказские для меня священны…»
— М. Ю. Лермонтов, запись 1830 года
[4].
К 1825 году относится первый сохранившийся рисунок Лермонтова, и это «кавказский пейзаж»[5]. В то время Лермонтов живет в родовом поместье в Тарханах. В 1828 году он переезжает в Москву, а ещё через четыре года в Санкт-Петербург.
«Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ», — писал юный Лермонтов в 1830 году. Неслучайно в отечественном литературоведении за Лермонтовым закрепился эпитет «певец Кавказа» — ведь именно с этими местами связана значительная часть жизни поэта.
Кавказ в жизни Лермонтова
В 1825 году бабушка отправила десятилетнего Михаила поправлять здоровье на воды и с тех пор, по признанию самого поэта, горы Кавказа стали для него «священны». В другой раз Лермонтов оказался здесь в 1837 году уже как ссыльный: за скандал вокруг стихотворения «Смерть поэта», посвященного гибели Пушкина, его перевели в драгунский полк, который действовал на Кавказе. Прослужил он там недолго и стараниями бабушки был переведён, однако, это время не прошло для него даром. При более тесном и пристальном знакомстве с природой Кавказа, историей, бытом и культурой местных жителей поэт открыл для себя особую мудрость и глубину, в сравнении с которыми светская жизнь стала казаться ему невыносимо пустой.
В этот период под влиянием новых впечатлений и фольклора Лермонтов создает несколько произведений о Кавказе («Ашик Кериб», «Дары Терека» и другие), начинает писать поэму «Мцыри» и работает над «Демоном», тогда же зарождается замысел романа «Герой нашего времени».
Однако мятежная натура юноши опять навлекла на него немилость властей: в 1840 году за дуэль его вновь отправили в ссылку на Кавказ. На этот раз положение Лермонтова усугублялось личным указанием императора максимально задействовать его в военных операциях.
Впрочем, поэт успел сразу отличиться: так, он был участником жестокого сражения на реке Валерик и, по выражению генерала Галафеева, исполнял долг свой с «мужеством и хладнокровием». Именно эту битву Лермонтов запечатлел в своей поэме «Валерик» и нескольких графических набросках.
Соратник поэта, Константин Христофорович Мамацев также отмечал его удивительное бесстрашие и отчаянную храбрость в бою, однако подчёркивал, что качество это вообще было личностной особенностью поэта: «…военный мундир он носил только потому, что тогда вся молодежь лучших фамилий служила в гвардии. Даже в этом походе он никогда не подчинялся никакому режиму, и его команда бродила всюду (…), в бою она искала самых опасных мест».
Как известно, на Кавказе же, в Пятигорске, жизнь Лермонтова трагически оборвалась — на дуэли, в 1841 году. Было поэту всего 26 лет.
Лермонтов в жизни Кавказа
И в произведениях, и в личных записях Лермонтова горцы – люди, заслуживающие уважения, и как воины, и как свободолюбивые личности, чуждые мелочного интриганства, столь раздражавшего поэта в светской публике. Незадолго до гибели в небольшом очерке «Кавказец» он изобразил некий обобщённый психологический портрет офицера-кавказца на русской службе. Среди прочих любопытных черт, Лермонтов выделяет и такие: «Чуждый утонченностей светской и городской жизни, он полюбил жизнь простую и дикую; не зная истории России и европейской политики, он пристрастился к поэтическим преданиям народа воинственного».
Отношение поэта к кавказскому конфликту было противоречивым: ужасы войны для него были очевидны, и он не боялся правдиво изобразить их в своём творчестве, искренне сочувствуя свободолюбивому и мирному населению Кавказа. Но, будучи верным присяге боевым офицером, он проявлял должное мужество и инициативу в сражениях и операциях, о чём свидетельствуют многочисленные официальные донесения.
Поскольку с Кавказом связаны основные вехи жизни поэта, к его творчеству там всегда относились с особым вниманием, хотя и противоречивым: кто-то не может простить ему «злого чечена» из «Казачьей колыбельной», кто-то — ворчания в адрес осетин из уст Максим Максимыча, путая героя с автором. Но образы кавказцев в произведениях поэта зачастую выглядят более достойно и привлекательно, чем образы соотечественников – вспомнить хотя бы персонажей романа о «лишнем человеке» Печорине.
В начале ХХ века известный общественный деятель Осетии Гаппо Баев писал: «Если к Пушкину горцы питают чувство благодарности и уважения, то Лермонтов сделался для них предметом восторженного культа преклонения и безграничной любви.» Музеи Лермонтова есть и в Тамани, и в Пятигорске, и в Чечне — в селе Парабоч, бывшем имении помещика Хастатова – родственника Михаила Лермонтова, где поэт часто гостил и знакомился с бытом местных жителей.
В Чечне даже есть селение Лермонтов-Юрт, неподалёку от легендарного села Валерик, а в Грозном русский драматический театр носит имя поэта. Существует легенда, согласно которой знаменитый мятежный имам Шамиль, с отрядами которого в своё время сражался Лермонтов, услыхав одно из стихотворений поэта (предположительно, «Выхожу один я на дорогу»), назвал его автора пророком и спросил у соратников – жив ли тот. Когда ему ответили, что автор – русский офицер, и что он погиб, но не в бою, а от рук соотечественника, Шамиль сказал: «Богата страна, убивающая таких сыновей». Лермонтова, несмотря на то, что он сражался с горцами, на Кавказе многие считают «своим», и, вероятно, причина особой любви кавказцев к поэту — это его любовь к ним, их духу и культуре, которая и помогла понять этих людей настолько, чтобы стать для них «своим».
Жанр: стихотворение
Читать анализ других стихотворений Лермонтова:
«На севере диком»
«Бородино»
Главные герои стихотворения «Дары Терека» и их характеристика
- Терек. Буйный, своенравный, льстивый.
- Каспий. Могучий, старый, невозмутимый.
План пересказа стихотворения «Дары Терека»
- К берегам Каспия
- Рассказ о рождении
- Первый дар Терека — валуны
- Второй дар Терека — кабардинец
- Третий дар Терека — казачка
- Каспий принимает Терек.
Главная мысль стихотворения «Дары Терека»
Много видит река на своем пути, и часто страшные дары приносит она морю.
Чему учит стихотворение «Дары Терека»
Стихотворение учит любить природу, восхищаться необузданной стихией, любоваться спокойной красотой. Учит тому, что все проходит, и ничто не остается постоянным. Учит принимать жизнь такой, как она есть.
Отзыв на стихотворение «Дары Терека»
Это очень красивое, но вместе с тем драматическое стихотворение. Автор описывает буйства Терека в ущелье, в горах, и показывает его совсем иным на равнине, ласковым, льстивым, способным на уговоры. Это двуличие Терека производит неприятное впечатление, но точно передает особенности реки, сперва быстрой, горной, потом медленной, равнинной.
Много видит на своем пути Терек и приносит Каспию страшные дары. И волны седого моря принимают все, давая мертвым последнее упокоение.
Анализ стихотворения «Дары Терека»
Стихотворение написано в 1840 году.
Стиль — элегия, строфа — хорей. Рифмовка перекрестная 1-3, 2-4.
Средства художественной выразительности в стихотворении «Дары Терека»
Эпитеты: Дик и Злобен, Знойной крови, Чуб заветный, Буйный Терек, Лик туманный
Метафоры: Буре плач подобен, Слезы брызгами летят, Стадо валунов, В блеске власти.
Олицетворения: Терек воет, Приветливо ласкаясь, Старец море, Грудью облаков, Каспий дремлет, Волнуется Терек.
Сравнения: Голова как снег бела, могучий как гроза.
Пословицы к стихотворению «Дары Терека»
Смерть всех сравняет.
Где речка глубже, там меньше шумит.
Каждая река к морю течет.
Жизнь прожить — не поле перейти.
Дареному коню в зубы не смотрят.
Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Дары Терека»
Меж громадных утесов Терек воет, он кажется диким, но попадая в степь превращается в ласкового и стремится к Каспию.
Терек просит расступится море и дать ему приют. Он рассказывает, как родился у Казбека, вскормлен облаками, и всегда противился воле человека. Каспию он пригнал в дар валуны из Дарьялского ущелья.
Каспий спит и не слышит Терек.
И Терек продолжает уговаривать старца. Он говорит, что принес и другой гостинец. Кабардинца, что погиб на поле битвы, в драгоценной кольчуге и налокотниках со строками из Корана.
Но Каспий продолжает спать.
Тогда Терек волнуясь говорит про самый ценный свой дар — труп молодой казачки. Кровь бежит по ее груди, а казак, стремясь отомстить за смерть любимой, погибнет от кинжала.
Тут встал могучий Каспий, расступились его волны и приняли в себя Терек.
Рисунки и иллюстрации к стихотворению «Дары Терека»
Читать стихотворение «Дары Терека»
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:
«Расступись, о старец море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.
Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить я готов.
Я, сынам твоим в забаву,
Разорил родной Дарьял
И валунов им, на славу,
Стадо целое пригнал».
Но, склонясь на мягкий берег,
Каспий стихнул, будто спит,
И опять, ласкаясь, Терек
Старцу на ухо журчит:
«Я привез тебе гостинец!
То гостинец не простой:
С поля битвы кабардинец,
Кабардинец удалой.
Он в кольчуге драгоценной,
В налокотниках стальных:
Из Корана стих священный
Писан золотом на них.
Он упрямо сдвинул брови,
И усов его края
Обагрила знойной крови
Благородная струя;
Взор открытый, безответный,
Полон старою враждой;
По затылку чуб заветный
Вьется черною космой».
Но, склонясь на мягкий берег,
Каспий дремлет и молчит;
И, волнуясь, буйный Терек
Старцу снова говорит:
«Слушай, дядя: дар бесценный!
Что другие все дары?
Но его от всей вселенной
Я таил до сей поры.
Я примчу к тебе с волнами
Труп казачки молодой,
С темно-бледными плечами,
С светло-русою косой.
Грустен лик ее туманный,
Взор так тихо, сладко спит,
А на грудь из малой раны
Струйка алая бежит.
По красотке молодице
Не тоскует над рекой
Лишь один во всей станице
Казачина гребенской.
Оседлал он вороного,
И в горах, в ночном бою,
На кинжал чеченца злого
Сложит голову свою».
Замолчал поток сердитый,
И над ним, как снег бела,
Голова с косой размытой,
Колыхаяся, всплыла.
И старик во блеске власти
Встал, могучий, как гроза,
И оделись влагой страсти
Темно-синие глаза.
Он взыграл, веселья полный,-
И в объятия свои
Набегающие волны
Принял с ропотом любви.
Тема: Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Стихотворение «Дары Терека»
Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова, со стихотворением «Дары Терека».
Задачи урока:
Образовательные: Отрабатывать навыки беглого, выразительного, осознанного чтения;
Развивающие: Развивать память, речь, внимание, творческие возможности детей.
Воспитательные: Воспитывать интерес к художественному произведению, любовь к чтению, к книге.
ПРЕДМЕТНЫЕ: Прогнозировать содержание произведения, исправлять ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
УУД
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – Умение ориентироваться в учебной и художественной книге, умение работать с текстом.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ – формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
КОММУНИКАТИВНЫЕ — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре (распределение обязанностей, умение договариваться о совместных действиях).
ЛИЧНОСТНЫЕ: формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми учащиеся сталкиваются в жизненных ситуациях.
ХОД УРОКА:
-
Организация класса.
-
Актуализация опорных знаний, умений, навыков.
— С какой сказкой мы знакомились на предыдущих уроках?
— Кто написал эту сказку?
-Что вы запомнили о творчестве А. С.Пушкина?
-По рисункам сейчас будем пересказывать эпизоды из сказки.
Тестирование.
1. В какое время года ждала царица своего супруга? А) весной Б) зимой В)осенью Г) летом 2. Почему умерла царица? А) огорчилась, что не приехал царь Б) от долгого ожидания В) от восхищения своим мужем-царём Г) от одного взгляда на родившуюся дочь 3. Что было дано в приданое молодой царице? А) золото и серебро Б) драгоценные камни В) говорящее зеркальце Г) говорящий попугай 4. Кто был красивее молодой царицы, по словам зеркальца? А) царь-отец Б) дочь царя В) царевич Елисей Г) сенная девушка 5. Назовите имя жениха царевны. А) Емеля Б) Евгений В) Елисей Г) Елизар 6. Скольких богатырей повстречала царевна в лесу? А) 5 Б) 7 В) 10 Г) 33 | 7. Чем вздумала умертвить царевну Чернавка? А) отравленной грушей Б) отравленным виноградом В) отравленным яблоком Г) отравленным орехом 8. Кто указал на причину смерти царевны? А) кошка Б) гуси-лебеди В) пёс Г) Чернавка 9. Как долго ждали братья, пока оживёт царевна? А) 1 день Б) 3 дня В) 3 дня и 3 ночи Г) 30 лет и 3 года 10. Где была похоронена царевна? А) на холме Б) в пещере Кащея В) на кладбище Г) в пустой горе 11. У кого просил помощи царевич Елисей, разыскивая царевну? А)у месяца, луны и звёзд Б) у ветра, поля, солнца В) у дождя, коня, деревьев Г) у солнца, месяца и ветра |
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
— Мы начнем знакомиться с жизнью и творчеством писателя М.Ю.Лермонтова.
— Поставьте задачи для себя на этот урок.
— Откройте учебник на с. 92-93. Рассмотрите фотографии и иллюстрации. Что вы можете рассказать о Михаиле Юрьевиче?
Подготовленные учащиеся рассказывают о творчестве писателя.
— Прочитайте в учебнике на с. 94-95 статью о детстве писателя. Чтение по одному предложению.
— Просмотрите еще раз текст и составьте вопросы для своих одноклассников.
Физкультминутка.
Раз – на цыпочки подняться.
Надо всем, друзья, размяться.
2 – нагнулись до земли
И не раз, раза три.
3 – руками помахали.
Наши рученьки устали.
На 4 – руки в боки.
Дружно делаем подскоки.
5 – присели раза два.
6 – за парты нам пора.
— Прочитайте на с.96 название стихотворение, которое мы будем изучать.
— Кто знает, что такое Терек?
— Терек – это река на Северном Кавказе, которая берет свое начало на склоне Кавказского хребта и впадает в Каспийское море. Название реки Терек в переводе с карачаево-балкарского языка означает «быстрая вода». В верхнем своем течении Терек прокладывает себе путь по горным ущельям и склонам. Здесь он очень стремительный и бурный. Но, приближаясь к морю, эта река течет уже по равнине, где становится спокойной и широкой.
— Как вы думаете, о чем это стихотворение?
— Сейчас вы будете слушать стихотворение и следить по тексту учебника во время прослушивания.
4.Первичное закрепление во внешней речи.
— Какие чувства вызвало у вас стихотворение?
— Какую картину вы представили, прослушав стихотворение М.Ю. Лермонтова?
— Что необычного в изображении Терека? Как меняется его образ в произведении?
— Объясните значение выражения «утесистые громады». ( Горы, скалы)
— Какое средство выразительности использует поэт? (Метафору – скрытое сравнение)
— Что такое Каспий? (Каспийское море)
— Как вы понимаете выражение «буре плачь его подобен, слезы брызгами летят»?(Грохот падающей воды сравним с брей. Капли воды разлетаются в разные стороны, как слезы)
— Какие выразительные средства здесь использовал поэт? (Сравнение олицетворение – плакать может только человек)
— Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения? (Река очень быстрая, шумная, неуправляемая, опасная)
— Как меняется характер реки на равнине? (Река на равнине становится спокойной, ласковой)
— Что означает слово «лукавый»? (Хитрый. Он притворяется. Эта река еще покажет свой суровый нрав)
— Прочитайте последние восемь строк. С кем поэт сравнивает облака?(С женщиной, которая кормит ребенка грудью. Это олицетворение)
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
-Теперь прочитайте стихотворение про себя.
— Прочтем стихотворение по предложению.
— Сейчас попробуем прочитать стихотворение выразительно полностью. Кто хочет попробовать?
Выразительное прочтение стихотворения.
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
— В чем заключался смысл стихотворения «Дары Терека»?
— Что мы нового узнали из стихотворения?
7. Рефлексия учебной деятельности.
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
— Как вы считаете, вы добились того что планировали в начале урока?
— Спасибо за урок, до свидания!
8. Домашнее задание:с.94-96 читать, отвечать на вопросы
Проверка и оценка своих достижений
по разделу «Летописи, былины, жития»
по разделу «Чудесный мир классики»
Поэтическая тетрадь № 1
Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»
26
по разделу «Поэтическая тетрадь № 1»
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
по разделу «Делу время – потехе час»
Б.С. Житков «Как я ловил человечков»
по разделу «Страна детства»
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
по разделу «Поэтическая тетрадь № 3»
по разделу «Родина»
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»