Сказка лермонтова ашик кериб презентация

1 первый слайд презентации: м.ю. лермонтов ашиккериб турецкая сказка изображение слайда 2 слайд 2: михаил юрьевич лермонтов 18141841 изображение слайда

1

Первый слайд презентации: М.Ю. Лермонтов «Ашик–Кериб» Турецкая сказка

М.Ю. Лермонтов «Ашик–Кериб» Турецкая сказка

Изображение слайда

2

Слайд 2: Михаил Юрьевич Лермонтов (1814—1841)

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814—1841)

Изображение слайда

Нет на свете силы более могущественной, чем любовь. (И. Стравинский)
Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остается. (Л. Толстой)
Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И. Тургенев)

Эпиграфы

Изображение слайда

4

Слайд 4: Актуализация ранее изученного

Дополнение к известным биографическим фактам
В отличие от Пушкина, которому с ранних лет рассказывала сказки и пела песни Арина Родионовна, Лермонтова воспитывала немка Христиана Ремер, а гувернером был француз. Позднее поэт писал: «Как жалко, что у меня была мамушкой немка, а не русская: я не слыхал сказок народных». Только позднее, познакомившись с ними, нашел он, что в русских народных сказках «больше поэзии, чем во всей французской поэзии».
С первого появления в печати она входит в круг чтения детей, привлекая их занимательностью сюжета, необыкновенными коллизиями, благородством характеров, возвышенными чувствами, нравственной чистотой и преклонением перед искусством.

Актуализация ранее изученного

Изображение слайда

5

Слайд 5: Толковый словарь

Сааз — струнный щипковый музыкальный инструмент, распространённый среди народов Закавказья, Ирана, Турции и некоторых других стран.
Оглан — мальчик, парень.
Аян-Ага — знатный господин.
Чауш — сторож, рассыльный.
Ашик — балалаечник.
Ана — мать.
Хадерилиаз — святой Георгий.

Толковый словарь

Изображение слайда

Обложка книги

Изображение слайда

7

Слайд 7: История создания сказки

Запись сказки «Ашик-Кериб» обнаружена среди бумаг М.Ю.Лермонтова после его смерти. Она представляет собой только текст сказки, как предполагается, слышанной Лермонтовым в 1837 году. Лермонтовский «Ашик-Кериб» представляет азербайджанский вариант восточного сказания, бытующего в многочисленных национальных версиях. Лермонтов дал своему тексту подзаголовок «турецкая сказка».
В основе сказания об Ашик-Керибе лежит международный сюжет «возвращения мужа на свадебный пир жены». Этот сюжет представляет собой завершение классического развития ситуации: «любовь – разлука – верность (как правило, искушаемая) – счастливая встреча».

История создания сказки

Изображение слайда

— Своими речами ты изрезал сердце моё в куски. Нынешнюю ночь я во сне видела, что на голове моей волосы побелели, а вот уж семь лет я ослепла от слёз. Скажи мне ты, который имеет его голос, когда мой сын придёт?
И дважды со слезами она повторила ему просьбу.

Любовь матери

Изображение слайда

Когда Ашик-Кериб уходил странствовать, его сестра была ещё маленькой девочкой. За семь лет отсутствия брата, она превратилась в прекрасную девушку.
Несмотря на то, что годы изменили её брата, сердце подсказывало ей, что это он. Она даже ослушалась несколько раз мать и впустила странника в дом, дала ему сааз, позволила на нём играть и первая сообщила матери о том, что её сын действительно вернулся живым.

Любовь сестры

Изображение слайда

10

Слайд 10: Любовь Магуль-Мегери

Возвышенными, кристально чистыми чувствами, верностью и благородством отличается и его возлюбленная Магуль-Мегери, дочь богатого турка. Несмотря на социальное неравенство, красавица всем сердцем полюбила бедного юношу. Нарушая строгие правила поведения, предписанные женщинам Востока, она сама пришла в дом возлюбленного. Магуль-Мегери смела, сообразительна, находчива, умеет добиваться своих целей. Она ни на йоту не отступила от клятвы, не потеряла веры в любовь. Девушка нашла способ напомнить юноше о сроке возвращения и не поверила в известие о его гибели, хотя были представлены ей вещественные доказательства. Все препятствия рушатся перед влюбленными.
Магуль-Мегери «поклялась умереть прежде, чем опустит голову на ложе Куршуд-бека». Значит, выдавали ее замуж насильно… Мы видим свадебный обряд, когда невеста сидит за занавеской, в то время как жених с гостями пирует.

Любовь Магуль-Мегери

Изображение слайда

Противоречив образ главного героя. Он беден, но обладает любящим, благородным сердцем, чудесными музыкальными способностями, лишен тщеславия и зависти. Несмотря на скромное положение, Ашик-Кериб полон чувства собственного достоинства, выше всего ценит свободу и самостоятельность.
Его чувства к Магуль-Мигери притупились от богатства и славы, в результате чего он чуть не пропустил срок возвращения к своей возлюбленной.

Ашик-Кериб

Изображение слайда

Даже соперник Ашик-Кериба коварный Куршуд-бек в конце концов смиряется с судьбой и не позволяет брату причинить зло счастливым влюбленным, ибо понимает, что чистым и влюбленным сердцам ничто не может помешать соединиться.
Ашик-Кериб на радостях прощает Куршуд-бека и предлагает ему в жёны свою прекрасную сестру, обещая дать за ней богатое приданое.

Прощение

Изображение слайда

13

Слайд 13: Искушения На чужом несчастье счастья не построишь

Искушения На чужом несчастье счастья не построишь.

Изображение слайда

14

Слайд 14: Любовь Аллаха, пославшего святого Георгия

Любовь Аллаха, пославшего святого Георгия

Изображение слайда

15

Слайд 15: Любовь подруги к Магуль-Мегери

Подруга Магуль-Мегери переживала за свою подругу, зная о её любви. Она разбудила спящего в саду Ашик-Кериба, чтобы влюблённые смогли поговорить. Именно тогда решилась их дальнейшая судьба.

Любовь подруги к Магуль-Мегери

Изображение слайда

16

Последний слайд презентации: М.Ю. Лермонтов «Ашик–Кериб» Турецкая сказка: Итог

Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Итог

Изображение слайда

Михаил Юрьевич Лермонтов создавал не только русские сказки. Писатель интересовался мифами, фольклором восточных стран. Он нередко писал произведения, основанные на традициях других государств. Не исключением стала и сказка «Ашик-Кериб». Анализ показывает, что в произведении используется литературный жанр турецкого народа. Писатель не старался изменить сказку на русский стиль, так как в ней присутствуют имена и традиции другой страны.

Восточная повесть

М. Ю. Лермонтов, как одаренный незаурядным литературным талантом человек, всегда интересовался разнородными языковыми потоками и культурными традициями. И вот на примере анализа поэмы «Демон» можно увидеть, что написана она в жанре «восточной повести», где центральным персонажем является демон.

В христианстве же демон является сатаной, дьяволом или падшим ангелом, который занимает позицию полного противопоставления Богу (Аллаху). Поэтому поэма акцентирована на дуалистическое восприятие мира, где душа человеческая представляется ареной для борьбы добра и зла. Очеловеченный романтичный образ демона по традиции имеет философское соответствие всей этой борьбы в мусульманском понимании, которое и повлияло, со своей стороны, на российскую и европейскую литературную культуру.

В сказке «Ашик-Кериб» вырисовывается одна из граней трагического романтизма (борьбы в стихах) поэта. Лермонтов, предвосхищая Достоевского, очень глубоко проникся антитезой между мечтой человека о счастье и о несчастье в реальной обыденности, между красотой жизни, возвышенной любовью и единением людей с реальностью безобразия лика жестокого современного мира.

Мусульманские мотивы

Мусульманские мотивы в творчестве Михаила Юрьевича можно поместить в некий философско-символический комплекс, в котором проявляется, с одной стороны, обобщенный мировоззренческий смысл, например, в таких опорных понятиях, как «Восток», «книга», «судьба», «странничество». С другой стороны, можно наблюдать и конкретные элементы поэтического иносказания, характерные для всего творчества поэта Лермонтова. Это небо, земля, пути и игры. Примеры — турецкая сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб», стихи и поэмы «Кинжал», «Испанцы», «Жалобы турка», «Спор», «Хаджи Абрек», «Аул Бастунджи», «Две невольницы».

Жанр сказки «Ашик-Кериб»

На примере этой турецкой сказки можно подробно рассмотреть мусульманские компоненты. В чем же главная мысль сказки «Ашик-Кериб»? В ее композиционную схему легли традиционные для Ближнего Востока и Средней Азии мотивы типа обещаний вечной любви и нарушение их исполнения в связи с трагическими обстоятельствами, а также волшебство, странствия, переодевания, узнавания и возвращения.

И поэтому в русской литературе это произведение функционирует как одно из стилизованных произведений так сказать «под Восток» со свойственной стилистикой, обозначениями и именами, например, ана — мать, ага — господин, гёрурсез – узнаете, сааз – балалайка, или на примере восклицаний типа «О Всемогущий Аллах!» и т. п. В этом случае восточные элементы не образуют самостоятельную системную структуру, с помощью которой можно выйти в философское и символическое пространство.

Главная мысль сказки «Ашик-Кериб» — любовь Ашика-Кериба и Магуль-Мегери, которая разворачивается с нарративной последовательностью, присущей основам классической поэзии народов Востока. Что интересно, такого рода композиционные схемы в западном литературоведении воспринимались всего лишь как примитивность. И все потому, что подробно не описывают любовные томления и страдания и не акцентируют внимание на сознательном усилении воображения, которое действует оживляюще на образы возлюбленных. Такой взгляд на это произведение делает любовную историю слишком упрощенной.

Короткий пересказ «Ашик-Кериба» Лермонтова

«Ашик-Кериба» Лермонтов краткое содержание:

Много лет назад жил в Тифлизе богатый турок Аян-Ага и была у него единственная дочь Магуль-Мегери, самая красивая девушка в городе.

Жил в Тифлизе и певец Ашик-Кериб, бедный юноша с благородным сердцем. На жизнь он зарабатывал тем, что пел на свадьбах, подыгрывая себе на саазе (турецкой лютне).

На одной из свадеб Ашик-Кериб увидел Магуль-Мегери и они полюбили друг друга. Бедный певец не надеялся жениться на дочери богача, поэтому «стал грустен, как зимнее небо».

Однажды лежал Ашик-Кериб в саду. Мимо шла Магуль-Мегери и заговорила с ним. Увидев его печальное лицо, девушка посоветовала пойти к Аян-Аге и просить у него её руки. Аян-Ага богат и не пожалеет денег для счастья дочери.

Ашик-Кериб, однако, не хотел быть бедным мужем при богатой жене, он решил отправиться в семилетнее странствие по свету и «нажить себе богатство». Магуль-Мегери согласилась ждать семь лет, но предупредила: если Ашик-Кериб не вернётся по истечении этого срока, она выйдет замуж за Куршуд-бека, который давно к ней сватается.

Попрощался Ашик-Кериб с маленькой сестрой, получил благословение у матери и отправился в путь. По дороге к нему в попутчики напросился Куршуд-бек. Вскоре подошли они к реке, на которой не было ни моста, ни брода. Ашик-Кериб разделся и переплыл реку, а Куршуд-бек взял его одежду и вернулся в Тифлиз.

Прибыв в город, Куршуд-бек явился к старой матери Ашик-Кериба и сказал, что певец утонул, переплывая реку. Обливаясь слезами, женщина побежала к Магуль-Мегери и обо всём ей рассказала, но девушка не поверила выдумкам Куршуд-бека и заявила, что никто не станет её мужем, пока не истечёт семь лет.

Между тем Ашик-Кериб, босой и раздетый, добрался до деревни, где добрые люди накормили его и дали одежду. Он переходил «из деревни в деревню, из города в город, и слава его разносилась повсюду».

Наконец, Ашик-Кериб прибыл в город Халаф, где жил паша — большой любитель музыки. Его слуги с ног сбились, разыскивая певцов, но ни один из них не нравился паше. Пробегая мимо кофейни, где в это время пел Ашик-Кериб, слуга паши услышал его дивный голос и отвёл к своему господину.

Посыпалось к нему серебро и золото, заблистали на нём богатые одежды; счастливо и весело стал жить Ашик-Кериб и сделался очень богат…

Неизвестно, забыл ли он свою Магуль-Мегери, но последний год семилетнего срока уже истекал, а возвращаться в Тефлис Ашик-Кериб не собирался. Магуль-Мегери начала отчаиваться. Она вручила купцу золотое блюдо и попросила выставлять его в лавке в каждом городе, куда зайдёт караван, и объявить, что узнавший блюдо получит и его, и его вес золотом.

В каждом городе купец выполнял поручение Магуль-Мегери, но никто блюдо не узнал. Наконец, караван прибыл в Халаф. Ашик-Кериб услышал о блюде, пришёл в лавку купца и узнал его. Купец тоже узнал певца и передал ему от Магуль-Мегери, что срок истекает, и она скоро выйдет за другого.

В отчаянии Ашик-Кериб сел на коня и поскакал, не надеясь успеть, ведь от Халафа до Тифлиза было несколько месяцев пути, а до свадьбы Магуль-Мегери оставалось три дня. Решив, что нечего ему делать на земле, Ашик-Кериб решил сброситься с высокого утёса и вдруг увидел внизу незнакомого всадника.

Всадник велел Ашик-Керибу спуститься с утёса и спросил, куда ему нужно попасть. Ашик-Кериб солгал ему три раза, называя неправильные места, и всадник каждый раз переносил его туда в мгновение ока.

Наконец, певец признался, что ему надо в Тифлиз, и всадник доставил его к воротам города. Ашик-Кериб понимал, что никто не поверит, если он расскажет о путешествии из Халафа в Тифлиз за один день, и попросил всадника дать ему какое-нибудь доказательство.

Всадник дал певцу комок земли из-под копыт своего коня. Если Ашик-Керибу не поверят, он должен будет намазать этой землёй глаза женщины, ослепшей семь лет назад. Певец убедился, что всадник был не кто иной, как Хадерилиаз (святой Георгий).

Поздно вечером Ашик-Кериб отыскал свой дом и попросился переночевать. Мать, ослепшая от слёз семь лет назад, не поверила, что напросившийся в дом странник — её сын, которого она считала погибшим. Сестра же поверила Ашик-Керибу и отдала ему его сааз.

В ту ночь Магуль-Мегери выходила замуж за Куршуд-бека. Девушка решила, что никогда не «опустит голову» на его ложе, и приготовила для себя яд и кинжал. Сестра отвела Ашик-Кериба в дом, где проходил свадебный пир, и осталась у дверей послушать, что будет дальше.

Ашик-Кериб, притворившийся бедным певцом, начал петь о том, как перенёсся из Халафа в Тифлиз за один день. Брат Куруш-бека заявил, что певец лжёт. Магуль-Мегери сразу же узнала голос любимого и бросилась ему на шею. Брат жениха хотел заколоть певца кинжалом, но Куруш-бек остановил его.

Успокойся и знай: что написано у человека на лбу при его рождении, того он не минует.

Куруш-бек попросил Ашик-Кериба доказать, что тот действительно переместился из Халафа в Тифлиз за один день. Певец попросил привести ослепшую семь лет назад женщину. Его сестра, подслушивавшая под дверью, привела мать. Ашик-Кериб развёл волшебный комок земли в воде, помазал этой грязью глаза матери, и та прозрела.

Увидев это чудо, никто не усомнился в словах Ашик-Кериба, и Куруш-бек уступил ему Магуль-Мегери. Взамен певец выдал за Куруш-бека свою сестру, за которой дал хорошее приданое.

«Ашик-Кериб»: главная мысль сказки

Главный герой — Ашик-Кериб. Не желая быть финансово зависимым, он отправляется на семь лет в дальние края, чтобы заработать деньги и устроить свадьбу с Магуль-Мегери — дочкой богатого турецкого купца. Сразу ощущается, что любовь в тексте представляется как данность, и больше никакой динамики до самого конца.

В продолжение сюжета, распрощавшись, влюбленные герои договариваются о том, что если Ашик-Кериб по истечении семи лет не вернется, то Магуль-Мегери выйдет замуж за другого. Но через некоторое время разбогатевший Ашик вдруг забывает о своем обещании, и только напоминание в виде золотого блюда, отправленное его возлюбленной через знакомого торговца, заставляет его двинуться в путь, но времени уже нет. Чудесным образом добраться до дома и воссоединиться с любимой ему помогает мистический всадник на белом коне.

Краткое содержание

Ашик-Кериб является главным героем. Это молодой человек, музыкант из бедной семьи. Он влюбился в богатую девушку и не согласился просто так взять приданное. Парень понимал, что всю жизнь будет обязан ее отцу. Он дает обещание, что ровно через 7 лет разбогатеет. Его невеста соглашается ждать его все это время. Но, кроме этого, девушка дает обещание, что как только ей нужно будет выйти замуж за нелюбимого, она покончит жизнь самоубийством.

Вместе с ним на заработки отправился Куршуд-бек. В дороге с ними приключается один случай. Двум парням нужно было перебраться на другой берег реки. И попутчик Ашика предлагает раздеться и переплыть. Но на самом деле Куршуд лишь хочет обмануть героя и украсть его одежду. Именно так он и поступил, когда парень прыгнул в реку.

Вернувшись домой с вещами Ашика, Куршуд сказал, что он утонул. Узнав о таком сообщении мать главного героя, теряет зрение и все 7 лет не догадывается, что ее сын жив. На самом деле парень все эти годы занимался только работой и накопил много денег.

Интересна эта сказка тем, что в погоне за богатством он забывает о времени, а ведь его любимая должна выйти замуж. Вскоре он вспомнил, что до свадьбы осталось всего 3 дня. В этот же миг герой садится на коня и отправляется домой. Ашик скакал без остановки и все же понимал, что ему не добраться до города за такой короткий период. В это время он задумывается, чтобы броситься со скалы и разом решить свою проблему. И в этот момент к нему является всадник и только потом герой понял, что это святой человек.

Несколько раз он проверял его посредством обмана. Этот незнакомец творил чудеса и мог перенести героя в любой город.

После того как Ашик понимает, что перед ним волшебник, он признался в обмане. Святой простил его, доставил в родной город и исцелил мать.

Анализ

В большинстве случаев народные сюжеты мусульманского мира, независимо от даты и места происхождения, обладают своими философско-религиозными кодами, которые и открывают скрытый смысл текста. Главная мысль сказки «Ашик-Кериб» заключается не в описании жизни и развитии любовной линии, а в мистическом перемещении героя и подробном описании его возвращения.

При расшифровке текста произведения получается, что человек, когда рождается в этом мире, затем как бы отправляется в путь. Таким образом, он на время расстается с единой мировой душой. Мир для человека в этом случае и есть путь со всеми его испытаниями и препятствиями.

И вот тут самое важное и самое трудное испытание, то, чему учит сказка «Ашик-Кериб», — однажды вспомнить о том мире, для чего был начат весь этот путь, и где его начало и конец.

И, конечно же, человек в этом пути не оставлен. «Высший Судия» по всему пути расставляет свои знаки, которые и поспособствуют припоминанию, это и посылание пророков, и прозрение, которое дарится поэтам и музыкантам. Вспомнить все, вернуться душой и тем самым получить новое испытание и новые чудеса в награждение.

Любовь в сказке и есть главная движущая сила. Всякий человек в исламе гарип – чужестранец, которого во многом определяет его нравственная чистота и соблюдение религиозных требований, и кто сохранил «завет», тому и возвращение будет со всеми почестями. Ашик-Кериб не пропускал намаз и чтил все вековые исламские традиции. Благодаря его чистоте он и получил чудеса — встреча с Хадерилиязом (Георгием Победоносцем), исцеление от слепоты своей матери, которая подразумевалась как слепота духовная.

Основа задумки

Концовка рассказа дает возможность понять, чему учит сказка «Ашик-Кериб». Автор хотел донести читателям, что всегда нужно быть смелым и стремиться к задуманному. Только после того, как человек поверит в свои силы, у него все получится.

Это произведение имеет 2 основных мысли:

  • Если намерения человека чисты, он всегда добьется желаемого.
  • Зависть и злость не исполнят планы и желания человека.
  • В произведении видно, как главный герой долго шел к своей цели, и в конце трудного пути его ждало чудо, благодаря которому он смог добиться успеха. Развязка показывает отношение автора к главному герою. Он представил его как честного человека и призывал читателей быть такими.

    Писатель также охарактеризовал Куршуда и каким он был на самом деле. Этот человек злой и преследует только корыстные цели. Отрицательный герой мечтал жениться на любимой девушке Ашика, пока он будет находиться в отъезде.

Мудрости мироустройства

Совсем непростым получился главный герой Ашик-Кериб. Главная мысль сказки заключается в том, что с помощью собирательного образа в виде коранического мудреца акцентируется идея двойного бытия (явного и скрытого) и глубокой мудрости мироустройства. То, что может оказаться злом на каком-то этапе для человека, потом обернется для него великим благом. Так и в сказке вынужденное странствование Ашика-Кериба, коварность Куршуд-Бека и слепота матери впоследствии обернулись торжеством справедливости, которая реализовалась через счастливое стечение обстоятельств и появление чудесного посланника. Знаковыми были и слова врага Куршуд-Бека, который остановил своего брата, кинувшегося с кинжалом на соединившихся возлюбленных. Он сказал: «Успокойся немедленно и знай, что на лбу у человека при рождении уже написано то, что он не минует…»

Слайд 1

Тестирование на уроках литературного чтения в начальных классах как метод проверки знаний учащихся Подготовила: Орлова В.Б.

Слайд 2

Тесты – это задание, состоящее из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае одного верного.

Слайд 3

ТЕСТ! ТЕСТ? ТЕСТ… ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ 1.Быстрота проверки. 2.Возможность проверки теоретического материала. 3.Объективность оценки результата. 4.Развивает мыслительные операции. 5.Формирует навыки самоконтроля. 6.Подготовка к ЕГЭ. 1.Возможность угадывания. 2.Часто невозможно проследить логику ученика. 3.Тесты не могут служить основной формой контроля за качеством успеваемости учащихся. 4.Сложность проверки глубины ЗУН.

Слайд 4

Требования к тестовым заданиям. 1. Валидность – адекватность целям проверки. 2. Определённость — при чтении обучающийся должен хорошо понимать, какие задания и в каком объёме он должен выполнить. 3. Простота — формулировка заданий и ответов на них должны быть чёткими и краткими. Показателями простоты является скорость выполнения заданий. 4. Однозначность — задания имеют единственно правильный ответ. Термины, изображения заданий и ответов необходимо представлять однозначно понятными. 5. Равнотрудность — При составлении тестов в нескольких вариантах равнотрудность определяется стабильностью результатов по вопросам во всех вариантах одного и того же задания.

Слайд 5

Виды теста по характеру деятельности обучающегося 1. Тест выбора верных ответов из общего числа, предложенных в задании 2. Тест на установление истинности (ложности) утверждения . В нём предлагается лишь два ответа для выбора “да”, “нет”. 3. Тест на заполнение пропусков в истинном утверждении (тест на дополнение). 4. Тест со свободно конструируемым ответом. 5. Комбинированный тест

Слайд 6

Использование тестирования на разных этапах урока: 1. Вводное тестирование (получение сведений об исходом уровне знаниях учащихся). 2. Текущее тестирование (для ликвидации пробелов и коррекции умений и знаний) 3. Итоговый тест (систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформулированные знания и умения)

Слайд 7

В ходе учебного процесса тест выполняет следующие функции: Диагностическую; Обучающую; Организующую; Развивающую; Воспитывающую; Контролирующую. Очень важным компонентом современной технологии обучения является ТЕСТ, как инструмент измерения уровня знаний и сложности заданий.

Слайд 8

Тестовый контроль 1. Контроль должен носить регулярный характер. 2. Контроль должен охватывать максимальное количество учащихся за единицу времени. 3. Объем контролируемого материала должен быть не большим, но достаточно репрезентативным, чтобы по степени его усвоения (не усвоения), владения (не владения) им учащимися можно было судить, приобрели ли они необходимые навыки и умения. 4. При проведении контроля следует исходить от конкретных задач урока. Фактически осуществление каждой из задач урока должно контролироваться путем использования целесообразных форм и приемов контроля.

Слайд 9

Эмоциональный настрой ребёнка перед проверочной работой. ( фразы, с которых начинается тест) Внимательно читай и выполняй задание. По окончании работы — проверь. Удачи! Смотри в оба! У тебя всё получится! Чтоб не было скуки, бери дело в руки! Внимание! Только внимание! Мир освещается солнцем, а человек знанием! Ни пуха, ни пера! Если есть труд, значит будет и успех! Воля и труд дивные всходы дают! Работа мастера боится! В хорошем настроении принимайся за работу! Вперёд к победе! Ученье везде найдёт примененье! Больше дела, меньше слов!

Слайд 10

Тесты на уроках чтения

Слайд 11

Тестовые задания, направленные на проверку понимания прочитанного. Тест к произведению Б.С. Житкова «Как я ловил человечков» От имени кого ведется рассказ? ________________________________________________ Как звали мальчика?___________________________________________________________ Куда мальчика отправили на лето? _____________________________________________ Что стояло у бабушки на полке? ________________________________________________ Опиши пароходик._____________________________________________________________ Разрешала ли бабушка играть Боре пароходиком? ________________________________ Чем был пароходик для бабушки? ______________________________________________ Кого хотел поймать мальчик на пароходике? _____________________________________ Чем выманивал Боря человечков? _____________________________________________ _ Как Боря обманул бабушку, чтобы остаться дома одному?_______________________________________________________________________ Что он сделал, когда остался дома один? _________________________________________ Получилось ли поймать человечков на пароходике? _______________________________ Что испытал Боря, когда понял, что на пароходике никто не живет?_____________________________________________________________

Слайд 12

1.Подчеркни имена девочек. Миша, Маша, Толя, Тоня, Витя, Вика , Даша, Паша, Даня, Таня. 2. Подчеркни животных Вёдра, выдра, крыша, козёл, осёл, крыса, мышка, мишка, свинка, спинка 3. Подчеркни части тела Носик, ножик, спинка, свинка, ротик, котик, кулик, кулак, сушки, ушки, ножки, рожки, палец, танец. 4. Подчеркни овощи . Федька, редька, кепка, чеснок, репка, челнок, кабачок, каблучок. 5. Подчеркни объекты природы. Бочка, кочка, рак, мак, почта, почва, волоски, колоски, голос, колос, маг, рак. Тест 5 – ти минутка для формирования навыка правильного чтения.

Слайд 13

Тест на установление истинности (ложности) утверждения . В нём предлагается лишь два ответа для выбора “да”, “нет”. Тест к сказке М.Ю. Лермонтова « Ашик — Кериб » 1. Ашик – Кериб был богатым и знаменитым. 2.Магуль – Мегери полюбила Куршуд – бека. 3. Ашик – Кериб отправился странствовать на семь лет, чтобы стать богатым. 4. Ашик – Кериб стал богатым и знаменитым и забыл свою Магуль – Мегери . 5. Ашик – Кериб решил остаться жить в чужом городе Халафе . 6. По поручению Магуль – Мегери купец всем на базаре показывал золотую саблю. 7. Ашик – Керибу помог вернуться на родину крылатый верблюд 8. Ашик – Кериб перелетел из одного города в другой за месяц. 9. Ослепшая старуха была матерью Ашик – Кериба . 10. Магуль – Мегери не узнала своего Ашик – Кериба и вышла замуж за Куршуд – бека. 11. Ашик – Кериб вылечил свою мать комочком земли из-под копыт лошади. 12.Брат Куршуд – бека застрелил Ашик – Кериба и Магуль – Мегери . 13. Куршуд – бек женился на сестре Ашик – Кериба . 14. Сказка учит выполнять свои обещания.

Слайд 14

Тест выбора верных ответов из общего числа, предложенных в задании Тест к произведению Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приемыш». 1 .Подчеркни героев произведения: Тарас, Жулька , Приемыш, Минька , Соболько . 2.Зачем автор приехал к Тарасу: — Порыбачить и поохотиться. — На день рождения. -Познакомиться с Приемышем. 3 . Старый Тарас относился к лебедю: -с любовью, — с безразличием, -с завистью. 4. Почему Приемыш стал сиротой? -Его родителей подстрелили охотники. -Его родителей подстрелил Тарас. -Его родителей загрызли собаки. 5. Кого автор назвал Приемышем? -собаку. -лебедя. -лисенка. 6.Как жили Приемыш и Соболько ? -дружно. -каждый сам по себе. -они были врагами. 7.Почему Тарас отпустил Приемыша? -он ему надоел. -Тарас уезжал с озера на зиму. -потому что лебедь стал проситься на волю. 8 . Какой поступок был правильным: -отпустить лебедя на волю. -подрезать лебедю крылья. -силой удержать в сарае. 9. Когда лебедь улетел: -Тарас и Соболько загрустили. -Тарас приютил другую птицу. -Тарас забыл лебедя и продолжал жить спокойно.

Слайд 15

Тест на заполнение пропусков в истинном утверждении (тест на дополнение). Тест к произведению М.М. Зощенко «Елка» 1. У Миньки была сестренка …………….. . 2. На елке висели разноцветные ……………., …………………….., золотые …………………, …………………………., и крымские ……………………………… . 3. Леля была высокая, ………………………………. девочка. 4. Минька был ………………………………………… роста. 5. Леле было ……… лет, а Миньке ……….. лет. 6. Леля Съела с елки …………………………………………………….., а Минька ……………………………………… . 7. ……………………………………… разбил фарфоровую куклу. 8. Мама отдала …………………………………………………………………… четырехлетнему мальчику. 9. Дети стали ………………………………………. Гостей. 10. ………………………………….. наказал детей за испорченный праздник. 11. Автор никогда в жизни больше не………………………………………………………………, и не …………………………………………………………. .

Слайд 16

Итоговый тест (систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформулированные знания и умения) Итоговый тест по литературному чтению по теме: « Природа и мы ». 1. Кто является автором рассказа « Приёмыш»? а) Куприн А. И. б) Пришвин М. И. в) Мамин-Сибиряк Д. Н. 2. Как звали стрижонка в рассказе В. П. Астафьева? а) Круть б) Скрип в) Чив 3.Кого приютил у себя охотник Тарас из рассказа « Приёмыш»? а) лебедя б ) кабана в) собаку 4. Как звали собак из рассказа А. И. Куприна? а) Белка и Стрелка б) Барбос и Жулька в) Выскочка и Вьюшка 5. Кого рисовал автор рассказа « Кабан»? а ) животных б) деревья в) посетителей зоопарка 6. В каком рассказе была глупая сорока? а) « Приёмыш» б) « Кабан» в) « Выскочка» 7. Кого испугался герой рассказа Е. И. Чарушина « Кабан»? а) оленя Серёжку б) кабанов в) волков 8.Почему М. М. Пришвин назвал сороку Выскочка? а) она хотела быть везде первой б) она всегда скакала одна в) она вылупилась из яйца раньше всех 9. Как Тарас из рассказа « Приёмыш» относится к лебедю? а) с уважением б) с любовью в) с ненавистью 10. Чему учат нас рассказы о животных? а) доброте и заботе, верности и дружбе б) думать прежде всего только о себе в) лёгко забывать своих маленьких друзей

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Дата

Предмет

Класс

Литературное
чтение

4

Тема: М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб»
(турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей.

Цели урока: знакомство со сказкой М.Ю.
Лермонтова « Ашик-Кериб».

Формируемые
УУД:

Личностные
УУД
Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро»,
«терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг»,
«справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»,
«народ», «национальность» и т.д. Уважение к своему народу, к другим
народам, принятие ценностей других народов. Оценка жизненных ситуаций и
поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм,
нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Регулятивные
УУД
 Самостоятельно формулировать задание: определять

его
цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его
выполнения, самостоятельно оценивать. Определять самостоятельно критерии
оценивания, давать самооценку.

Познавательные
УУД
Ориентироваться в учебнике: определять
умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению
незнакомого материала. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из
различных источников (словари, энциклопедии,

справочники,
электронные диски, сеть Интернет). Анализировать, сравнивать, группировать
различные объекты, явления, факты. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать
информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем,
моделей, сообщений. Составлять характеристику героев. Уметь передавать
содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные
УУД
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других,
высказывать свою точку зрения на события, поступки. Читать
вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно популярных
книг, понимать прочитанное. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в
совместном решении проблемы (задачи).

Оборудование:
карточки, видео физкультминутка, презентация

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний. (Ребёнок с ОВЗ работает с классом)


Послушайте о ком эти строки, о каком писателе идет речь?

(Он
был мастер делать из талого снега человеческие фигуры в коллосальном виде;
вообще он был счастливо одарен способностями к искусствам; уже тогда рисовал
акварелью довольно порядочно и лепил из окрашенного воску целые картины).


Правильно, это М.Ю. Лермантов.

-Какие произведения М. Ю. Лермонтова вам знакомы?

3.Проверка домашнего задания.
(Ребёнок с ОВЗ работает с учителем)

-Какое
задание выполняли дома по чтению? (выразительное стихотворение
М.Ю.Лермонтова «Дары Терека»
)


чём это стихотворение? (О реке Терек.)

-Какая
это была река? (Быстрая, шумная, горная.)

-Кто
хочет выразительно прочитать нам стихотворение? (Дети по желанию читают
стихотворение)

-Что
вдохновило Лермонтова на написание этого стихотворения? (Красивая природа,
горная река, любовь к Кавказу.)

-Когда
Лермонтов побывал на Кавказе в первый раз? (В детские годы.)

-Почему
и зачем он туда приезжал? (Приезжал с бабушкой на лечение, т.к. в детствебыл
очень болезненным мальчиком.)

4. Изучение нового материала

·       
Работа
над заглавием
. (Ребёнок с ОВЗ работает с
классом)

-Сегодня
мы познакомимся ещё с одним произведением М. Лермонтова написанное под
впечатлением о Кавказе. Слайд 1

-Прочитайте,
как она называется?(«Ашик-Кериб».)


Что можете сказать о сказке по её названию: о чём она?(По названию трудно
определить. Дети высказывают разные предположения.)


А по иллюстрации к обложке сказки можно предположить о чём эта сказка? (Дети
высказывают разные предположения.)

·       
Создание
условий для благоприятного эмоционального настроения на чтение сказки.

-Лермонтов
был русским поэтом и писателем. Почему сказка турецкая? (Дети высказывают
своё мнение…) Слайд 2


Лермонтов много лет жил на Кавказе, с детства понимал язык местных жителей, сам
изучал азербайджанский язык – основной для восточных языков. Однажды он услышал
эту сказку и записал её как запомнил.

·       

Прочитайте про себя первые два абзаца сказки.

-Где
происходит действие? (В городе Тифлизе.) Слайд 3-6

-Город
Тифлиз находился на Кавказе. Сейчас на этом месте расположен город Тбилиси.
Город находится между гор.

-Сегодня
вы увидите, как выглядел старинный город Тифлиз. Обратите внимание на городские
постройки, природу Кавказа, чтобы лучше почувствовать атмосферу того времени.
Обратите внимание на музыкальное сопровождение. Всё вместе: архитектура,
природа, и музыка и впечатлило Лермонтова на запись сказки «Ашик- Кериб».

(Детям демонстрируют особенности архитектуры, природы,
музыки народов востока.)Установка на чтение

·       
Продолжим
чтение сказки вслух.
Я начну, а вы продолжите.

(Дети с ОВЗ читают с учителем)

Почувствуйте
настроение, которое передаёт сказка

По
ходу чтения простым карандашом выделяйте непонятные слова.

Как
поняли задание? (Один ученик повторяет задание, которое нужно выполнить.)

Чтение
сказки (учителем, хорошо читающими учениками)

5.     Физкультурная
пауза

·       
Работа
с текстом после чтения.
(Ребёнок с ОВЗ работает
с классом)

-Выскажите,
какие чувства вызвал у вас прочитанный отрывок сказки? (Мнения детей)

-Правильно
ли мы предположили, о чём сказка?

·       
Словарная
работа.
(Ребёнок с ОВЗ работает с классом) Слайд 7

-Зачитайте
слова из текста, которые вам непонятны.(Дети называют слова Пророк, ашик,
газель, Аян-Ага, зарок, благословение, сааз, .)

ПРОРОК
— 1) (религ.) истолкователь воли божества, богов; 2) (перен.) тот, кто
пророчит, предсказывает что-нибудь.

ГАЗЕЛЬ
— родственное антилопе полорогое млекопитающее отличающееся стройностью и
быстротой бега. Здесь стройная как газель.

ЗАРОК—
клятвенное обещание не делать что-либо

СААЗ
— турецкая балалайка.

ПАША
— в старой Турции и некоторых других мусульманских странах: титул высших
сановников и генералов, а также лицо, но¬сящее этот титул.

НАМАЗ
— (ислам.) ежедневная пятикратная молитва из стихов Корана.

АЛЛАХ-
Бог.

AHA
— мать.

ХАДЕРИЛИАЗ
— святой Георгий.

РАШЙД-
храбрый.

ЧАПРА
— занавес.

ШИНДЫ-ГЕРУРСЁЗ
— скоро узнаете.

МАУЛЯМ
— создатель.

АГА
— господин.

ОГЛАН-
юноша.

КАРАВАН-САРАЙ
— постоялый и торговый дом в городе, на дороге.

МИНАРЕТ
— башня у мечети, откуда созывали мусульман на молитву.

СЕЛЯМ
АЛЁЙКЮМ — здравствуйте.

— 
Объясните выражения «нам вдвоем достанет», «высокое сердце».

— 
Подберите синонимы к словам.

УПРЕКАТЬ
— (укорять, шпынять, пилить, точить).

СТРАНСТВОВАТЬ
— (скитаться, странничать).

ВОСКЛИКНУТЬ
— (возгласить, вскричать).

УСПОКОЙСЯ
— (остынь, утихомирься, угомонись).

— 
Подберите антонимы к словам.

БЛЕЩУТ-
(гаснут).

ИСТИНА
— (ложь, обман, заблуждение).

ДРОЖАЩАЯ
(рука) — (спокойная).

 ПРОЗРЕТЬ
— (ослепнуть).

·       
Работа
в парах.
(Ребёнок с ОВЗ работает с сильным
учеником)

-Попробуйте
сами определить значение этих слов.

Проверка
(фронтально)

Слайд 8 (На слайде показывается слово,
значение которого надо объяснить, Дети устно говорят, что оно означает, затем
на слайде показывается точное значение этого слова)

·       
Уровень
понимания текста (фронтально)

-Назовите
действующих лиц в сказке.


Какие события там происходят?

-Для
чего автор описал нам эти события?

-Как
назывался инструмент на котором играл Ашик-Кериб?

·       
Работа
в группах по карточке
(Ребёнок с ОВЗ работает в
группе)

-Чтобы
лучше понять поступки героев, составим их словесный портрет.

-Для
этого можно использовать план (работа в группах).

Как
звали героя?

Чем
занимался?

Возраст.

Бедный
или богатый.

В
какой семье воспитывался?

Кто
его друзья?

Черты
характера.

Ашик-Кериб,
Магуль-Мегери, Куршуд-бек, молодой, молодая, богатый, красивый, богатая,
завистливый, бедный, красивая, жестокий, музыкант, приветливая, дружелюбный,
добрая, приветливый

Проверка.

1
группа отвечает (дополнения учеников)

2
группа отвечает(дополнения учеников)

3
группа отвечает (дополнения учеников)

слайд
9-10
Попробуйте представить, о чём она пела на саазе (на слайде
появляются картины с изображением Ашик-Кериба и Магуль-Мегери)


чём пела Магуль-Мегери? (Мнения детей)

6. Рефлексия.


Какое задание показалось самым интересным? Самым трудным? Что главное поняли на
уроке?

-Сказку
какого народа нам пересказал М. Ю. Лермонтов?

7.  Итог урока

-На
кого из героев ты бы хотел быть похож или взять в друзья? Почему? ( Мнения
детей)

-Хотел
бы ты узнать, чем закончилась сказка?

8. Домашнее задание

Стр.
97-111 Дочитать сказку.

Выделить
непонятные слова.

К
понравившемуся отрывку нарисовать иллюстрацию, а мы попробуем угадать этот
отрывок из сказки.

Самооценка. (карточки)

На
столах у вас лежат листочки для самооценки. На листочках изображены ступеньки.
Оцените пожалуйста свою работу на уроке. Поставьте себя на одну из ступенек.
Передайте листочки с последних пар.


Спасибо вам за урок мне он очень понравился. Если и вам урок понравился, то
похлопайте себе, если нет, то потопайте!

по производственной практике ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования

студентки 46 группы специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

ФИО методиста: Подкорытова Диана Дмитриевна Отметка: Подпись:_______________________

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий.

Цель урока: формирование познавательных УУД (умеют анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя)

· Личностные: обучающиеся демонстрируют:( становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

проявляют положительное отношение к урокам литературного чтения; проявляют интерес к чтению;

регулятивные УУД (принимают и сохраняют цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя; осуществляют волевую саморегуляцию, оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы; формулируют учебную задачу урока коллективно, в паре; определяют границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно; фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью «жетонов накопительной системы баллов).

познавательные УУД (целенаправленно слушают учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимают знаки, символы); умеют работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок), под руководством учителя; понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя;); умеют анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника).

Коммуникативные УУД (умеют слушать собеседника и понимать речь других; принимают участие в диалоге; задают вопросы, отвечают на вопросы других: умеют оформлять свою мысль в устной речи; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи.

· Предметные: Знают часть содержание сказки «Ашик-Кериб»; знают биографию М.Ю Лермонтова, совершенствуют технику чтения вслух и про себя; развивают речь, память; способствуют расширению словарного запаса учащихся; проявляют интерес к чтению.

· Воспитательные: способствовать формированию у обучающихся внутренней позиции школьника о положительные отношения к школе, положительном отношении к урокам литературного чтения; способствовать формированию у обучающихся интереса к чтению; способствовать принятию обучающимися следующих базовых ценностей: «добро», «терпение», «семья», «справедливость», и т.д.; научить обучающихся оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

· Коррекционно-развивающие: развивать у обучающихся регулятивные УУД принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини группе или паре; определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно; фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью «жетонов накопительной системы баллов); ; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; познавательные УУД (целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать знаки, символы); уметь работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок), под руководством учителя; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;); уметь анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её ориентироваться в учебнике; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её. коммуникативные УУД (уметь слушать собеседника и понимать речь других; принимать участие в диалоге; уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы других: уметь оформлять свою мысль в устной речи; планировать и согласовывать совместные действия, обосновывать высказанное суждение; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи. Образовательные: Познакомить со сказкой «Ашик-Кериб»; совершенствовать технику чтения вслух и про себя; развивать речь, память; способствовать расширению словарного запаса учащихся; воспитывать интерес к чтению

Продуктивная обработка учебной информации: Коррекция и развитие высших психических процессов (ВПФ); дозированная поэтапная помощь учителя, Мотивация учения: ситуация успеха.

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию, стимулирование занимательным содержанием.

Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение.

Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль.

Методы получения новых знаний: беседа, иллюстрация, демонстрация.

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха.

Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года №507. ПРИКАЗ от 6 декабря 2009г. №373

2.Литературное чтение . 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Л.Ф .климанова , В.Г. Горецкий.

Этап и задача

Методы

Деятельность учителя и обучающихся

Планируемый результат

1.Организационно-

мотивационный

этап.

Задача:

организовать

положительную

мотивацию на

предстоящую

деятельность,

собрать внимание

обучающихся,

создать

психологический

комфорт, снять

эмоциональное

напряжение.

Методы обучения: Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

-Здравствуйте ребята, рада вас всех видеть, меня зовут Алина Вячеславовна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

— Начать урок я предлагаю с ассоциаций.

Сейчас мы узнаем, какими внимательными вы можете быть.

Я буду называть вам слова, а вам нужно будет понять, что их объединяет. — Первый ряд сядет, если ответит мне, что общего у слов: Вертолёт птица, облака (может лететь по небу).

Присаживайтесь.

— Второй ряд сядет тогда, когда скажет, что объединяет слова: стихотворение, рассказ, книга, чтение, (всё это мы используем на уроках чтения)

— И последний ряд сядет, если ответит, что объединяет слова таять, пробуждаться, расцветать (Весна).

-Верно, ребята, это весна.

Присаживайтесь все.

— Давайте проверим готовность к уроку.

На ваших партах обязательно должно лежать: Книга, пенал, дневник. Всё лишнее давайте с вами уберём.

Молодцы!

Личностные: обучающиеся демонстрируют:( становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

проявляют положительное отношение к урокам литературного чтения

2.Актуализация опорных знаний и способов действий.

Задача: актуализировать знания по прошлой теме.

Методы получения новых знаний: беседа, демонстрация Методы

эмоционального стимулирования: создание ситуации успех Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль

-Ребята, прежде чем узнать тему урока, я предлагаю вам прочитать скороговорку, про себя.

-Кричал Архип, Архип охрип. Не надо Архипу кричать до хрипу.

— Ребята , а кто мне скажет про кого говорится в скороговорке ?

— Кто кричал?

— И что случилось с Архипом? ( Он охрип )

Что не нужно было делать Архипу? (Кричать до хрипу).

А теперь, давайте прочитаем скороговорку медленно хором.

Прочитайте с ускорением.

Прочитайте наоборот текст, замедляя темп.

Прочитайте шепотом.

Прочитайте громко.

Прочитайте весело.

Прочитайте грустно.

Прочитайте выразительно.

Прочитайте скороговоркой.

-Ребята, сейчас я предлагаю вспомнить с каким же поэтом вы познакомились на прошлом уроке? (появление портрета на доске)

— Правильно, это М.Ю. Лермонтов.

-С каким произведением М.Ю.Лермонтова, вы познакомились на прошлом уроке? (Со стихотворением «Дары Терека»)

-Какое задание выполняли дома по чтению? (Читали выразительно стихотворение «Дары Терека»)

-Кто его написал?

О чём это стихотворение? (О реке Терек.)

-Какая это была река? (Быстрая, шумная, горная.)

-Кто хочет выразительно прочитать нам стихотворение? (Дети по желанию читают стихотворение)

Ребята, сейчас мы выразительно прочитали стихотворение.

-Кто скажет ещё раз как оно называется?

-А кто написал это произведение?

-Верно.

-Ребята, для того, чтобы ещё раз вспомнить про биографию этого замечательного писателя, я предлагаю вам поучаствовать в викторине

За каждый правильный ответ вас будет ждать жетон, в конце урока, мы посчитаем, сколько у вас жетонов, и кто был самый активный, того ждёт награда.

В каком году родился Лермонтов?

  • phpt2aHZn L A 17 10 21 html 254d1e9c1838be63 1799

  • phpt2aHZn L A 17 10 21 html 254d1e9c1838be63 1805

  • phpt2aHZn L A 17 10 21 html 254d1e9c1838be63 1814

  • phpt2aHZn L A 17 10 21 html 254d1e9c1838be63 1815

Где прошло детство М. Ю. Лермонтова?

  • phpt2aHZn L A 17 10 21 html 254d1e9c1838be63 В Ясной поляне

  • phpt2aHZn L A 17 10 21 html 254d1e9c1838be63 В Абрамцево

  • phpt2aHZn L A 17 10 21 html 254d1e9c1838be63 В Тарханах

  • phpt2aHZn L A 17 10 21 html 254d1e9c1838be63 В Пенатах

Кто воспитывал Михаила Юрьевича?

  • phpt2aHZn L A 17 10 21 html 254d1e9c1838be63 Мама

  • phpt2aHZn L A 17 10 21 html 254d1e9c1838be63 Отец

  • phpt2aHZn L A 17 10 21 html 254d1e9c1838be63 Тётя

  • phpt2aHZn L A 17 10 21 html 254d1e9c1838be63 Бабушка

Какое учебное заведение поступил М. Ю. Лермонтов в 1830 году?

  • phpt2aHZn L A 17 10 21 html 254d1e9c1838be63 в художественную школу

  • phpt2aHZn L A 17 10 21 html 254d1e9c1838be63 в Московский университет

  • phpt2aHZn L A 17 10 21 html 254d1e9c1838be63 в Царскосельский лицей

  • phpt2aHZn L A 17 10 21 html 254d1e9c1838be63 в Петербургскую академию

Горный массив, столь любимый Лермонтовым и сыгравший в его жизни немаловажную роль, – это:

phpt2aHZn L A 17 10 21 html 254d1e9c1838be63 Кавказ

phpt2aHZn L A 17 10 21 html 254d1e9c1838be63 Уральские горы

phpt2aHZn L A 17 10 21 html 254d1e9c1838be63 Карпаты

phpt2aHZn L A 17 10 21 html 254d1e9c1838be63 Альпы

-Молодцы, ребята, вы все были активные и в конце урока, мы посчитаем ваши жетоны, но вы жетоны, можете заработать и в течении всего урока.

-Итак, ребята для того, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, я предлагаю вам выполнить задание, на вашей парте лежит конверт, а внутри буквы достаньте их.

На каждой букве цифры, ваша задача разместить их в порядке возрастания.

phpt2aHZn L A 17 10 21 html 45f49a0187ff9972

Т1 у2 р3 е4 ц5 к6 а7 я8 с9 к10 а11 з12 к13 а14

-Кто скажет какая будет тема урока?

-Верно, Ашик Кериб .( Турецкая сказка )

-А, для того, чтобы узнать задачи нашего урока, вам необходимо посмотреть на слайд и попробовать из этих слов сформулировать задачи сегодняшнего урока

Повторить биографию ЛЕРМОНТОВА

ЛЕРМОНТОВА биографию Повторить.

Познакомиться с произведением Ашик Кериб

Ашик Кериб произведением Познакомиться с

-Ребята, а кто скажет, какую задачу мы уже выполнили? ( 1 )

-Верно.

-А какую задачу нам сейчас необходимо выполнить? 2

-Верно ребята.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют

регулятивные УУД

(принимают и сохраняют цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;

формулируют учебную задачу урока в парах

— фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью «жетонов накопительной системы баллов);  

познавательные УУД (целенаправленно слушают учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимают знаки, символы);

понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме;

Коммуникативные УУД (умеют слушать собеседника и понимать речь других;

принимают участие в диалоге;

умеют оформлять свою мысль в устной речи;

Предметные

знают биографию М.Ю Лермонтова,

3. Открытиен новых знаний

Задача:

создать

проблемную

ситуацию,

сформулировать тему и задачи урока в совместной

деятельности с обучающимися.

Методы обучения: Методы получения новых знаний: беседа, иллюстрация Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха Методы

развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием

-Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением. Лермонтова, написанное под впечатлением о Кавказе.

— Но сначала я предлагаю провести гимнастику для глаз .

«Крылья бабочки

Представьте, что его ресницы – это крылья бабочки. Чтобы бабочка летала, она должна быстро-быстро махать своими крылышками, то есть вы должны очень быстро моргать, теперь закройте глазки ( 2 раза ) .

Откройте учебник на странице 97.

-Прочитайте, как она называется? («Ашик-Кериб».)

— Что можете сказать о сказке по её названию, о чём она? (. Дети высказывают разные предположения.)

Ребята, посмотрите на иллюстрацию

phpt2aHZn L A 17 10 21 html e2c4642efe003cb7

— А по иллюстрации к обложке сказки можно предположить, о чём эта сказка?

Мы можем предположить похож ли он на главного героя ?

Как вы считаете, кто изображен на данной иллюстрации? (Главный герой)

Ребята, а по данной иллюстрации мы можем предположить какие таланты есть у главного героя? (Верно он умеет играть на музыкальном инструменте)

А можем ли мы предположить по иллюстрации бедный главный герой или богатый? (Бедный )

Как вы считаете почему он бедный ?

( халат не очень яркий , простая одежда , нет никаких украшений .)

-А почему?

(Дети высказывают разные предположения.)

Ребята, а кто вспомнит, что такое сказка?

А какие бывают сказки? (народная и литературная)

— Можете ли вы уже сейчас определить вид сказки «Ашик-Кериб»? (Народная или литературная)

Верно, литературная, а почему?

Ребята, как вы считаете, Лермонтов был русским поэтом и писателем. Почему сказка турецкая? (Дети высказывают своё мнение…)

— Лермонтов много лет жил на Кавказе, с детства понимал язык местных жителей, однажды он услышал эту сказку и записал её как запомнил. Т.е литературно обработал.

Словарная работа.

— Поэтому в сказке много незнакомых или непонятных нам слов, давайте познакомимся с ними.

Каждая пара получает карточку для словарной работы.

В карточке находятся определения слов в разброс

Я вывешиваю слова на доску, а дети находят эти слова и объясняют значение.

phpt2aHZn L A 17 10 21 html 223524b2944870bf

Пророк – ( религ. ) истолкователь воли божества , богов

Газель – антилопа

Зарок – клятвенное обещание

Сааз – турецкая балалайка

Паша – Высший титул санновников и генералов , а также лицо , носящее этот титул

Намаз – ежедневная пятикратная молитва

Аллах — бог

Ана — мать

Хадерилиаз – Святой Георгий

Рашид — храбрый

phpt2aHZn L A 17 10 21 html cfae5aab56b4c775 Чапра- занавес

Шинды герурсез – скоро узнаете

Маулям — создатель

Ага — господин

Оглан — юноша

Караван — Сарай

Минарет – башня у мечети

Салям алейкюм — здравствуйте

Когда в сказке вы чтонибудь не сможете найти

-Сейчас я предлагаю вам пододвинуть к себе карточку номер 2, подберите синонимы к словам, для этого вам нужно провести стрелочку.

-Но сначала давайте вспомним, а что же такое синонимы?

Синонимы — это слова, относящиеся к одной части речи, которые пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое смысловое значение.

Проведите стрелку

Подбери Синонимы!

Упрекать ( остынь угомонись)

Странствовать ( скитаться странничать )

Воскликнуть ( возгласить вскричать )

Успокойся (укорять шпынять пилить точить)

Подберите антонимы к словам, для этого вам нужно провести стрелочку.

Но сначала давайте вспомним, а что же такое антонимы ?

Антонимы  это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения: правда — ложь, добрый — злой, говорить — молчать.

Подбери Антонимы

Блещут ( ослепнуть)

Истина ( ложь )

дрожащая (спокойная)

phpt2aHZn L A 17 10 21 html 29ed4b45a14d1e32 прозреть (гаснут )

Открываем учебник на стр. 92.

Сейчас я буду читать вам сказку, а ваша задача следить, в любой момент я могу попросить продолжить дальше вас. Т.к по ходу чтения умы будем отвечать на вопросы!

Поставили пальчик на начало страницы.

phpt2aHZn L A 17 10 21 html 97688777a8af8a85

Читаю первые 2 абзаца

-Где происходит действие? (В городе Тифлисе.)

-Город Тифлиз находился на Кавказе. Сейчас на этом месте расположен город Тбилиси. Город находится между гор.

Продолжим чтение сказки вслух. Я начну, а вы продолжите.

phpt2aHZn L A 17 10 21 html ee45835f32ee9be0

-Кем был Аяк – Ага?

-Для чего Ашиб – Кериб , 7 лет должен странствовать по свету ?

С начала страницы чтение по цепочке

Выскажите, какие чувства вызвал у вас прочитанный отрывок сказки? (Мнения детей)

phpt2aHZn L A 17 10 21 html 84bacb4de87d3b45

— Кем был Куршуд – Бек ?

-Зачем бек, украл платье у Ашика ?

phpt2aHZn L A 17 10 21 html 445785c287904aa

-Кто такой Паша ?

-За что Ашик Керибу платили золото и серебро ?

phpt2aHZn L A 17 10 21 html 881572d1c827f37f

-Для чего Магуль – Мегери дала золотое блюдце купцу?

-Зачем Ашиб Кериб поскакал на коне в Тефлиз ?

phpt2aHZn L A 17 10 21 html 56b7497ef02fc2f2

-Почему Ашик Кериб хотел умереть?

-Кто пришёл к нему на помощь?

phpt2aHZn L A 17 10 21 html 4d1631d6a4973eca

-Зачем Ашик обманул всадника два раза ?

-Успел ли в срок Ашик в Тифлиз ?

-Итак, ребята , мы прочитали половину сказки ,

-Правильно ли мы предположили, о чём сказка?

— Назовите главных героев сказки. (Ашик-Кериб и Магуль-Мегери)

— Какие события там происходят?

-Для чего автор описал нам эти события?

· Личностные: обучающиеся демонстрируют:( становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

проявляют положительное отношение к урокам литературного чтения; проявляют интерес к чтению;

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют

регулятивные УУД (принимают и сохраняют цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) ;

познавательные УУД (целенаправленно слушают учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; умеют работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок), под руководством учителя; понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя

Коммуникативные УУД (умеют слушать собеседника и понимать речь других; принимают участие в диалоге; задают вопросы, отвечают на вопросы других: умеют оформлять свою мысль в устной речи; планировать и согласовывать совместные действия, обосновывать высказанное суждение;

· Предметные: Знают часть содержание сказки «Ашик-Кериб»; совершенствуют технику чтения вслух и про себя; развивают речь, память; способствуют расширению словарного запаса учащихся; проявляют интерес к чтению.

Физминутка

Задача: Снять

эмоциональное

напряжение,

физическое

напряжение.

Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль.

-Я предлагаю вам немного отдохнуть,

-Давайте встанем так, чтобы не мешать друг другу

Сейчас я буду показывать движения, а ваша задача повторять за мной.

-Раз — подняться, потянуться

-Два — нагнуть, разогнуться,

-Три — в ладоши, три хлопка, Головою три кивка.

-На четыре — руки шире,

-Пять — руками помахать,

-Шесть — на место тихо сесть.

-Отлично присаживайтесь на свои места

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию).

4. Первичное закрепление

Задача:

выявить

пробелы

первичного

осмысления

изученного

материала,

неверные

представления

обучающихся.

Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований,

Ребята для того, чтобы понять, а осознали ли мы сказку, предлагаю вам разделиться на 3 команды, каждой команде я задам по три вопроса, и чья команда, ответит на все вопросы, та команда и победит

Какого народа сказка «Ашик –Кериб», пересказанная М.Ю. Лермонтовым?

А. Армянская

Б. Турецкая

В. Грузинская

2. Каким был Ашик –Кериб?

А. Бедным

Б. Богатым

В. Среднего достатка

3.Что пророк дал Ашик –Керибу ?

А Высокий рост и дар песен

Б. Высокое сердце и дар рисования

В. Высокое сердце и дар песен

4. С кем сравнивает автор Магуль –Мегери ?

А. С прекрасным солнцем за облаками

Б. С ангелом, живущим за звездами

В. С птицей красивых лесов

5. В каком городе происходит знакомство Ашик-Кериба и Магуль-Мигери?

А. Тифлизе

Б. Петербурге

В. Арзеруме

6. На каком инструменте играл Ашик -Кериб?

А. Саксафон

Б. Домбра

В. Балалайке

7. Почему Ашик-Кериб побоялся просить у отца руку Магуль- Мегери?

А. Потому что был бедным

Б. Потому что был неграмотным

В. Потому что был богат

8. Какой зарок положил Ашик-Кериб на свою душу ?

А. Семь лет странствовать по свету.

Б. Шесть лет странствовать по свету.

В. Восемь лет странствовать по свету.

9. Как обманул Куршуд-бек мать Ашик –Кериба?

А. Сказал,что Ашик бросил его

Б. Ашик утонул в реке

В. Ашика погрызли волки в лесу

10. Что делал Ашик-Кериб, переходя из деревни в деревню, из города в город?

А. Пел и плясал

Б. Пел и играл на саазе

В. Только играл на сазе

11. Что дала Магуль –Мегери купцу?

А. Медное блюдо

Б. Серебряное блюдо

В. Золотое блюдо

12. Кто помог Ашик-Керибу вернуться в Тифлиз?

А. Св.Сергий

Б. Св.Павел

В. Св.Георгий

·Метапредметные: обучающиеся

фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью «жетонов накопительной системы баллов); ; определяют успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

познавательные УУД (целенаправленно слушают учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

Коммуникативные УУД (умеют слушать собеседника и понимать речь других; принимают участие в диалоге отвечают на вопросы других: умеют оформлять свою мысль в устной речи;

Рефлексия

Задача:

самооценка

результатов

деятельности

Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа

— Закончите высказывание:

Сегодня на уроке мне понравилось….

Сегодня на уроке я смог….

Сегодня на уроке у меня получилось….

Посмотрите, у вас на партах лежат два пассажира, один грустный, второй весёлый.

Посадите в вагончик грустного пассажира, если урок для вас был скучным, и посадите в вагончик.

-Весёлого пассажира, если урок вам понравился

Сначала к доске выйдут девочки, а затем мальчики

-Ребята, я вижу, что в вагончике больше весёлых пассажиров, это значит, что урок дал вам много новых и интересных знаний. Я очень этому рада. Хочу каждого поблагодарить за активность и доброжелательность. Спасибо вам ребята. Урок окончен, до свидания!

В конце урока дети подходят с жетонами, и я отдаю награды

Личностные: обучающиеся демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,

проявляют положительное отношение к урокам литературного чтения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую само регуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу)

  • Сказка лен андерсена читать
  • Сказка лермонтова ашик кериб отзыв 4 класс
  • Сказка лекс и плу
  • Сказка легкий хлеб читать на русском языке
  • Сказка леди баг и супер кот 4 сезон