Сказка легенда о матерях

министерство образования и науки республики дагестан муниципальное казенное образовательное учреждение ашага яракская средняя общеобразовательная школа утверждаю директор школы:

   МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АШАГА – ЯРАКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

                            
 «Утверждаю»

                                  Директор школы: _____________
М. А. Азизов

               Открытый урок

          в 3   классе   на тему:

                Иван Федорович Панькин

«Легенды о матерях».

https://pbs.twimg.com/media/D0WZlvpXcAAas21.jpg:large

Подготовил:учитель  начальных
классов

                                      Абдуллаев
Везируллах Абдуллаевич

                                  2020
г.

                  Иван Федорович Панькин

«Легенды о матерях».

Цель урока:

развитие художественно-творческих и
познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении
художественного произведения, формирование эстетического отношения к искусству
слова;

воспитание интереса к чтению и книге,
потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение
нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие
нравственных чувств, уважения к женщинам.

Задачи урока:

работать над пониманием содержания
литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их
последовательность. Герои произведения. Восприятие и понимание их
эмоционально-нравственных переживаний. Характер героев, их поступки и их
мотивы.

роль иллюстрации в тексте, связь с другими
видами искусств.

вовлечь учащихся в диалог при обсуждении
произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с
привлечением текста произведения или других источников.

учить ставить вопросы по содержанию
прочитанного, отвечать на них, Построение небольшого монологического
высказывания о произведении (героях, событиях)

Оборудование и оформление доски:

1 Толковый словарь Ожегова

2. Детские работы на доске (сочинения о мамах с их фотографиями,
или другие творческие работы на данную тему)

3.Фотографии на доске формата А-4 с изображением моря, маяка,
ночного неба со звёздами и т. п., репродукцию картины «Девятый вал»
Айвазовского

4. Пословицы о матерях

Ход урока.

1.   Орг. момент.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

Нас оно торопит в класс

Урок чтения у нас!

И сегодня у нас на уроке гости, поприветствуем их.

И мы хотим гостей порадовать,
Чему нас учат, показать.
Ведь гости эти – наши мамы,
Они хотят о нас все знать.

2.   Сообщение темы урока. Проблема.
Целеполагание.

-Сегодня у нас необычный урок-педагогическая мастерская,
творческая мастерская слова.

-Давайте обратимся за помощью к нашему большому другу-толковому
словарю под редакцией С .И. Ожегова и посмотрим, что такое мастерская. Кто
напомнит, как правильно работать со словарём?

(Читают)

-Вспомним экскурсию в школьную мастерскую. Что вы там видели?

-А. что можно увидеть в мастерской художника?

— На нашем уроке: дощечки, гвозди, краски и холсты-это слова и
предложения.

-Будем мастерить.

-МАМА…Вслушайтесь в это слово Повторяя движения губ матери, вы
произнесли первое слово в своей жизни слово: МАМА. Пройдёт 10,15,50 лет
забудутся в вашей памяти многие события, люди, встречи. Но, чтобы не пережил
ты, вспоминая всегда будут возвращать вас в светлый мир вашего детства, к
образу матери научившей вас говорить, ходить и любить больше жизни землю, на
которой вы родились и выросли и которая называется РОДИНОЙ.

О маме каждый человек помнит всегда. Даже в войну под пулями.
Каждый солдат вспоминал свою маму.

Мама, тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновий привет,

Тебя вспоминаю, такую родную
Такую хорошую-слов даже нет!

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я на встречу свинцовому ветру,

И пусть между нами сейчас километры

Ты здесь, ты со мною, родная моя!

В народе живёт много хороших. Ласковых слов о матери.

В последний воскресный день ноября во многих странах празднуется
день Матери. Люди поздравляют своих мам, приезжают к ним в гости, дарят
подарки, устраивают для них праздник.

Вот и мы с вами сегодня в предверии праздника будем говорить о
мамах. Мы с вами узнаем одну тайну их жизни, о которой они сами никогда не
расскажут. А поможет нам произведение Ивана Федоровича Панькина «Легенды о
матерях».

Иван Федорович Панькин пришел в литературу много испытавшим и
пережившим человеком. С детских лет, оставшись сиротой, будущий писатель мечтал
о синих морских просторах, романтичной профессии моряка. Ему довелось
осуществить заветную мечту, но путь к ее исполнению не был легким: пришлось
узнать горькую долю беспризорного, переменить много профессий, в том числе быть
и цирковым артистом. В годы Великой Отечественной войны Панькин сражался в
войсках морской пехоты, перенес контузию и тяжелое ранение. За ратные подвиги
был награжден орденами Красной звезды, Отечественной войны I степени, боевыми
медалями. После войны пришло новое властное желание – желание писать.

Сегодня мы с вами прочитаем одну из легенд о матерях «Откуда у
моряков сила?»

  — А что такое легенда? Где можно узнать значение
слова? Куда можно обратиться? (Толковый словарь).

— Легенда – это произведение, в котором в сказочной форме
рассказывается о необыкновенном происшествии или героическом событии, памятном
для народа. Перед нами стоит задача ответить на вопрос: откуда у моряков сила?

3.Словарная работа:

ПОБЕРЕЖЬЕ (морской берег),

НЕПТУН (Древнеримский бог воды и морей),

ПУЧИНА МОРСКАЯ (Водоворот, морская бездна),

ВАЛ ( По старинному поверью, самая сильная и опасная волна во
время морской бури)

РУСАЛКА

МАНИЛЬСКИЕ ТРАВЫ? (Водоросли, морская трава, она имеют длинные и
упругие стебли длиной 1,5-2 метра, которые косят обычной косой, а на глубине до
1,5 м. Очищенную от камней и ракушек морскую траву промывают морской водой для
удаления песка и ила, а затем отмачивают и промывают в пресной воде для
удаления соли. Промытую траву тщательно просушивают на воздухе и закручивают в
длинные жгуты. Канаты из морской травы экологичны, красивы и имеют природный
бежевый цвет. Применяются в мебельной промышленности, дизайне помещений).

4. Знакомство с новым произведением

(комбинированное чтение – учитель и хорошо читающие ученики)

Читает УЧИТЕЛЬ начало произведения:

Мой дорогой мальчик! Ты, наверное, уже много сказочного узнал о
нашей жизни. Но знаешь ли ты, откуда у моряков взялась сила? Не знаешь? Тогда
послушай.

Задание — работа с карандашом для всех учащихся

— подчеркнуть откуда у моряков сила.

5. Первичное восприятие текста (вопросы после прочтения)

— Какие чувства вызвало прочтение этого произведения?

— Кто уже может сказать, откуда у моряков сила?

— Подтвердились ли ваши предположения?

6. Анализ произведения —

выборочное чтение (ответы на вопросы, подтверждённые словами
текста).

— Что сказано о жизни людей?

— Что узнали о стрелах счастья?

— Как выглядел Нептун и его дочери? Их отношение к своему отцу и
молодым людям.

— Что узнали о чайках?

— Какие решения приняли матери? (найти в тексте и подчеркнуть
карандашом)

— Как понимаете смысл слов «лишились света в глазах»?

— Можно ли поступок матерей считать героическим?

— Как же надо относиться к нашим мамам?

7. Рефлексия.

Мы сегодня много говорили о высоком назначении женщины, о матери.
Я думаю, что у каждого из вас сегодня чувство тепла, нежности переполнили вас.
Скажите, часто ли вы признаетесь в любви своим матерям?

Запомните, от каждого нежного слова, каждого признания, поцелуя
сердца ваших мам будут крепнуть, лица молодеть, а силы прибавляться. Помните об
этом, дети!.

(Звучит отрывок из стихотворения)

Первое слово ребенок сказал – мама.
Вырос, солдатом пришел на вокзал, мама.
Вот он в атаке на дымную землю упал, мама.
Встал и пошел, и губами горящими к жизни припал, мама.
Люди, братья мои, берегите своих матерей.
Настоящая мать человеку дается однажды.

Сейчас, после всего сказанного, зачитайте свои сочинения в которых
вы выразили свои чувства к маме.

Дети зачитывают свои сочинения о маме

8. Работа с пословицами в парах. (соединить начало пословицы с её
окончанием)

Нет такого дружка, как родная матушка.

Мать кормит детей, как земля людей.

Сердце матери греет лучше солнца.

Слепой щенок и тот к матери ползёт.

Материнская молитва со дна моря достанет.

— Какая пословица непосредственно подходит к произведению?

9. Выбор качеств настоящего мужчины.

— Наши матери принесли себя в жертву ради сыновей. Так какими же качествами
должен обладать настоящий мужчина, чтобы быть гордостью своей мамы: сильным,
выносливым, смелым, терпеливым….

10. Итог урока, рефлексия, домашнее задание

— Что поучительного вы взяли из сегодняшнего урока?

-Кто обещает и будет стремиться быть настоящим мужчиной?

-А любить и во всём помогать своей мамочке?

-Дома перечитайте произведение, подготовьте его пересказ, а по
желанию нарисуйте свою иллюстрацию к тексту или подготовьте рассказ о поступке
своей мамы, совершенным ради вас.

Молодцы! Желаю взаимопонимания и любви. БЕРЕГИТЕ МАТЕРЕЙ.

Зайцева Мария из 8«А» класса
гимназии №1 г.Кирово-Чепецка Кировской
области и ее сочинение-размышление

Моими глазами

Резкий и неприятный звонок будильника прервал чудесный, сказочный и
очень короткий сон.…Всего 7 часов утра, обыкновенная человеческая лень
не дает встать с кровати после первого сигнала будильника, но все-таки
пора в школу. Еще один новый день начался. Времени как всегда не
хватает, тороплюсь, пытаюсь собрать вещи, очень быстро одеваюсь,
понимаю, что наверняка что-нибудь забыла. В зеркало смотреться не
хочется, так как знаю, что существо, смотрящее на меня оттуда по утрам,
очень отличается от меня настоящей.
Стрелки часов с бешеной скоростью идут вперед, а за стрелками иду я, но
только моя скорость меньше, и иду я не по кругу, а по аллее, ведущей в
школу. На улице туман, я всегда радуюсь туману, он у меня вызывает
ассоциации с Англией. Здание администрации в тумане напоминает корабль
«Титаник», борт которого так величественно выплывает из тумана. Мимо
едут машины и автобусы, мигая красными и желтыми фарами. Туман всегда
меняет реальность, сегодня он преобразил неприглядный старенький
автобус, стоящий у светофора и с нетерпением ждущий зеленого сигнала.
Сегодня даже этот, изъездивший город вдоль и поперек, автобус выглядит
как-то по-английски. А я иду дальше, восхищаясь туманом.
Аллея, через которую лежит мой путь в школу, сегодня тоже другая,
совсем не такая, какой все привыкли ее видеть. Тополя над головой стоят
еще без листвы, сквозь густую белую пелену тумана видны темные ветви на
фоне серого неба. Кто-то может подумать, что такой пейзаж не
представляет собой ничего интересного, но я не согласна с этими
предрассудками, вы просто не замечаете красоты такой погоды. Конечно,
серое небо, темные деревья и стаи птиц над ними нельзя назвать
символами весны, которая сейчас в самом разгаре, но для меня это не
главное, меня гораздо больше привлекает мечтательное очарование
туманной погоды. Влажный воздух окутывает волосы, оставляет на них
мелкие капельки, завивает в тонкие локоны, в этом прохладном влажном
воздухе чувствуются ритмы музыки вдохновения, музыки задумчивости.
Сегодня явно будет необычный день, не похожий на другие дни, совершено
особенный, ведь сегодня я, как никогда раньше, тонко чувствую
присутствие музы, она сопровождает меня, ведет по еще не проснувшимся
улицам моего маленького города. А улицы сегодня, видимо, правда, еще не
успели проснуться, около домов пустынно, пешеходов мало, одни только
машины нарушают тишину дремлющего под одеялом тумана города.
Постепенно туман начинает рассеиваться, а мне так хочется попросить его
задержаться еще хоть ненадолго! Какое-то странное тоскливое чувство на
душе, очень жалко прощаться с туманом, но солнце уже перестает быть
белым пятном, приобретает все более яркий окрас, поднимается выше над
городом. Вместе с уходящим туманом вдаль уезжают «английские» автобусы,
воздух перестает быть таким влажным, прохлада меняется на тепло
весеннего дня. Мечтательное настроение ушло вместе с туманом. Такая
быстрая метаморфоза в погоде не может ни отразится на настроении
человека, последние отголоски сладких мечтаний о будущем все еще
кружатся где-то рядом. Но вот уже грезы о будущем и о путешествиях в
Туманный Альбион сменились думами о дне сегодняшнем. Безусловно,
гораздо приятнее согревать душу мечтаниями, фантазиями, но муза
прекрасных грез ушла, немного жаль возвращаться в реальность, но солнце
поднимается все выше, до школы идти уже немного. Перед глазами
все еще утренний туман, но в голове мысли уже не о поэтических вещах,
проза жизни заставляет думать о школе, уроках, успеваемости.
Смотрю на солнце, понимая, что моя изменчивая муза сменила свои одежды,
сейчас мне уже совсем расхотелось думать о тумане, он ушел из мыслей,
желание вернуть эту белую пелену ушло в глубины души. А в голову
приходят другие мысли, словно ветер их так быстро меняет, а они
кружатся внутри меня, путают сознание, и снова уносят далеко от
реального мира в мой собственный мир.
Странное дело, вроде бы дорога до школы вовсе не длинная, но столько
мыслей за эту дорогу посещают меня, кажется, будто мысли меняются со
скоростью света, все-таки удивительная вещь мысль.
Вот уже до гимназии остается несколько метров, я приоткрываю калитку,
вхожу во двор школы, сразу становится как-то радостно на душе от
переливающихся звонких голосов детей, спешащих в школу, так же, как я.
Школьный двор не знает тишины. До звонка 10 минут, я быстро поднимаюсь
по лестнице, к школе движется непрерывный поток учеников, они все такие
разные. Кто-то с радостью идет в родную школу, а кто-то с явным
нежеланием учиться в такой замечательный весенний день. Смех,
разговоры, учителя, ученики, родители, малыши, старшеклассники. Школа,
как вздымающая волна, гремит, шумит сотнями разных голосов. До звонка
осталась всего 1 минута, я уже в своем классе, стало значительно тише,
все разошлись по классам.
Звонок громко оповещает о начале урока. Алгебра, биология, химия,
английский, история, русский…школьный день пролетел быстро, снова
дорога домой. После уроков мое настроение ушло совсем далеко от
утренних мечтаний, иду и думаю о том, как быстро летит время.
За чередой уроков я не замечаю, как пролетает день за днем,
перелистывая календарные страницы, удивляюсь, что с бешеной скоростью
проходят месяцы…март, апрель, май, а дальше лето. А потом? Потом
сентябрь, снова в школу, так год за годом, все движется по кругу, мы не
замечаем этого беспрерывного движения. Стрелки часов отмеряют секунды,
оставляя в прошлом сегодняшний день, пролетевший как одно мгновение.
Иногда так хочется остановить стрелки, с каждой секундой уносящие мое
детство, взрослая жизнь мало привлекает меня, ведь с возрастом часто
уходит умение замечать не только повседневные проблемы. Только у
творческих личностей не исчезает детский взгляд на мир, они не
перестают удивляться истинной красоте мира, в котором мы живем. Все же
можно встретить людей, умеющих радоваться простым вещам. Дети всегда
более внимательны к тому, что происходит вокруг, вряд ли кто-то из
взрослых сегодня заметил красоту тумана. Конечно, есть люди, которые
давно попрощались со своим детством, но все, же не утратили
наблюдательность, обычно это художники, писатели, музыканты. Я очень
люблю общаться с людьми, сохранившими в своей душе островок детства,
они не восклицают о дурных нравах молодого поколения, не кричат о
безнравственности и невоспитанности, такие люди просто живут в своем
мире, в котором всегда есть место для новых впечатлений и простых
радостей. Кто-то, также как я, сегодня не хотел прощаться с туманом,
любовался серой дымкой, а потом с радостью смотрел на чистое небо и
солнце, удивляясь быстрой смене погоды. Это удивительное чувство,
привычное, но каждый раз с новыми нотками, поэзия души, рвущаяся на
свободу. Смотрю на мир и каждый раз вижу что-то новое в привычных
вещах, вглядываюсь в лица прохожих и замечаю в чьих-то глазах огонек
детства. В погоне за счастьем мы сами затаптываем этот огонек, а потом
горько жалеем об ушедших радужных годах. Люди бегут к далеким
горизонтам, за которыми надеются найти богатства, любовь, обрести то, о
чем давно мечтали, но обретая, они теряют былую мечтательность,
разбивая ее о камни реальности. Трудно сохранить в себе
непосредственность, искренность, трудно не разучиться верить в чудеса,
а вернее видеть чудеса. Детство как туман уходит, а за ним наступает
взрослая жизнь, подобно солнцу, разрушая загадочность и удивительность
всего окружающего нас.

В нашей культуре мы нуждаемся в том, чтобы мужчины участвовали в жизни мальчиков. Но если мы хотим восстановить мужественность, нам нужна и помощь женщин.

«Мужчины — это то, что из них сделали их матери», — сказал однажды американский философ Ральф Уолдо Эмерсон. Эти слова так же верны сегодня, как и более 100 лет назад, говорит наш приглашённый автор Джефф Миник.

В хите Уилли Нельсона и Вэйлона Дженнингса, исполненном в 1978 году Уилли Нельсоном и Уэйлоном Дженнингсом, «Мамы, не позволяйте своим детям расти ковбоями», авторы песен Эд и Пэтси Брюс предупреждали матерей о ковбойской жизни:

«Мамы, не позволяйте своим детям расти ковбоями.
Не позволяйте им играть на гитаре или водить старые грузовики.
Пусть они станут врачами, юристами и так далее.
Мамы, не позволяйте своим детям вырасти ковбоями,
Потому что они никогда не будут дома, и им всегда будет одиноко.
Даже с тем, кого они любят».

Я часто писал о необходимости участия мужчин — отцов, тренеров, учителей и других наставников — в жизни молодых людей. Тем самым я реагировал на эпидемию неполных семей, которая продолжает поражать нашу культуру.

Без мужских образцов для подражания, особенно отцов, многим мальчикам и юношам не хватает образцов мужественности. В результате они слишком часто бросают школу, избегают обязательств, не имеют целей и предназначения в жизни и затягивают своё взросление, гоняясь за удовольствиями и развлечениями, вместо того чтобы решать проблемы взрослой жизни. 12-летний подросток, который каждый день часами играет в видеоигры, продолжает делать это и 15 лет спустя.

Нам нужны хорошие мужчины, чтобы вести молодых людей к зрелости. Но как насчёт матерей? Какую роль они могут сыграть в развитии мужских достоинств и сильных сторон своих сыновей?

Снежинки

Недавно в кафе я услышал, как женщина рассказывала о том, как она была расстроена и удивлена, когда один из её сотрудников — 20-летний мужчина — отправил свою мать к себе на работу. Она должна была обсудить проблемы сына на работе.

Большинство из нас слышали о «матерях-вертолётах», которые звонят преподавателю университета, чтобы выразить протест по поводу плохой оценки, полученной их сыновьями. Эти молодые люди достаточно взрослые, чтобы покупать пиво, водить машины и ходить на военную службу, и всё же они позволяют своим матерям сражаться за них.

Мужчины и сильные матери

С другой стороны, в истории, как древней, так и современной, есть целая армия матерей, которые воспитывали своих сыновей для участия в тяжёлой жизненной борьбе.

Когда их сыновья уходили на войну, спартанские матери кричали: «Возвращайся со своим щитом — или на нём», то есть возвращайся живым, полным чести, или мёртвым, как герой. Корнелия из Древнего Рима считала двух своих сыновей своими драгоценностями и воспитала их борцами и патриотами.

Однажды Корнелия приняла знатную даму, которая с гордостью демонстрировала свои великолепные драгоценности. Корнелия ничего не ответила, пока её дети не вернулись из школы, а затем сказала: «А вот и мои драгоценности». «Корнелия, мать Гракхов», 1785 г. Анджелика Кауффманн. (Фото: Public Domain)

Однажды Корнелия приняла знатную даму, которая с гордостью демонстрировала свои великолепные драгоценности. Корнелия ничего не ответила, пока её дети не вернулись из школы, а затем сказала: «А вот и мои драгоценности». «Корнелия, мать Гракхов», 1785 г. Анджелика Кауффманн. (Фото: Public Domain)

Овдовевшая мать Эндрю Джексона воспитала своего сына сильной личностью. Её последними словами, обращёнными к нему, были:

«Тебе придётся прокладывать свой собственный путь» и «Всегда сохраняй свою мужественность».

В итоге Джексон стал седьмым президентом США. Позже он сказал о своей матери:

«Она была нежна, как голубка, и храбра, как львица. Её последние слова определили мою жизнь».

В наше время тоже есть мужчины, которые благодарят своих матерей за то, что они привили им добродетели мужественности. Возьмём пример известного детского нейрохирурга и бывшего министра жилищного строительства и городского развития США Бена Карсона. В своей автобиографии он рассказывает, как его работающая, малообразованная мать настаивала на том, чтобы он и его брат читали по несколько часов в день. Она ограничивала их время просмотра телевизора и запрещала им бродить по улицам гетто, где они жили.

Благодаря усилиям своей матери Карсон посещал престижные университеты и в итоге был выбран Библиотекой Конгресса США в качестве одной из «живых легенд».

Воспоминания о моей матери

После развода моих родителей в 1974 году мама переехала со мной и тремя младшими братьями и сёстрами из Флориды в Уинстон-Салем, Северная Каролина, где она работала офис-менеджером.

За всё это время я ни разу не слышал, чтобы моя мама жаловалась на свою жизнь. Она преподала такие уроки: говорить правду, много работать, относиться к другим по-доброму, когда это возможно, и прокладывать свой собственный путь.

Один из самых важных маминых уроков мужественности я усвоил, когда она умирала. Когда врачи диагностировали у неё рак печени, мама стоически приняла тот факт, что жить ей осталось всего два месяца. Она приглашала друзей к себе домой, чтобы попрощаться, сохранила чувство юмора и никогда не спрашивала «Почему я?».

Она умерла в своей постели, в окружении своих детей, некоторых своих зятьёв и внуков — она оставалась спокойной и мужественной до конца. Моя мать научила меня умирать как мужчина.

Помощь близка

В нашей культуре мы нуждаемся в том, чтобы мужчины участвовали в жизни мальчиков. Но если мы хотим восстановить мужественность, нам нужна помощь женщин. Нам нужны мамы, бабушки, тёти, сёстры и подруги, которые будут поощрять мальчиков и юношей вести себя как мужчины, благородно относиться к противоположному полу и более слабым, говорить правду, даже если она может иметь серьёзные последствия, защищать своих близких, мечтать и упорно трудиться ради того, чего они хотят.

Некоторые мои знакомые женщины, замужние или одинокие, хотят преподать эти уроки своим сыновьям и тем самым помочь им стать мужчинами — но они не знают как. Они хорошо справляются с нуждами и вопросами своих дочерей, но их неотёсанные сыновья сбивают их с толку.

В разделе «Кодекс Запада» на своей онлайн-странице «Ковбойская этика» Джим Оуэн, который также опубликовал две книги на эту тему, перечисляет для читателей наиболее важные пункты этого кодекса. Среди них такие рекомендации, как «Живите с мужеством каждый день», «Гордитесь своей работой» и «Некоторые вещи не продаются».

Во введении к своей книге «Ковбойская этика» Оуэн отмечает, что на Диком Западе преобладал неписаный, но несколько сложный кодекс приличий. Однако далее он пишет:

«Ковбойская этика, с другой стороны, была намного проще. Если вы знали, что хорошо, а что плохо, следовали Золотому правилу и были готовы много работать, вы добивались очень многого».

Рука, качающая колыбель

«Рука, качающая колыбель, — это рука, которая правит миром», — написал Уильям Росс Уоллес в одном из стихотворений.

Несомненно, многие великие люди согласятся, что эта пословица правдива.

Авраам Линкольн сказал следующие слова:

«Всем, чем я являюсь или надеюсь стать, я обязан моей матери-ангелу».

Хорошие, сильные мужчины — результат того, что их воспитывают мужчины и женщины. Эти мужчины нужны нам сейчас больше, чем когда-либо, и женщины могут помочь сформировать их.

Американский философ и писатель Ральф Уолдо Эмерсон, потерявший отца в возрасте восьми лет, благодарил свою мать, тётю Мэри и других женщин на протяжении всей своей жизни, которые оказали решающее влияние на его развитие и успех. Он подытожил свои чувства вечными словами:

«Мужчины — это то, что их матери сделали из них».

Если мы хотим иметь хороших мужчин, мы также должны иметь хороших женщин.

И ещё кое-что, дорогие мамы: оставьте немного ковбоя в сердцах ваших мальчиков. Именно этот ковбой делает их мужчинами.

Данная статья отражает только мнение автора и не обязательно отражает точку зрения Epoch Times.

Этапы урока и их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма взаимодействия

Формируемые УУД

Время

I этап:

Организационный момент – мотивация к деятельности

Настраивает на урок.

Ребята, что вы видите на экране?

Вы готовы совершить маленькое открытие? Тогда в путь!

Настраиваются на работу.

-Слова.

Да

фронтальная

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

1 мин

II этап:

основная часть.

1. Постановки темы урока

Цель: активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе.

2.Моделирование обложки. Цель: включение каждого ребенка в активный познавательный процесс и формирование специальных читательских умений.

3. Словарная работа.

Цель: подготовка к восприятию произведения.

3.Постановка проблемы.

Цель: активизация мыслительной деятельности.

4.Первичное восприятие текста.

Цель: создать условия для более точного понимания прочитанного и эмоциональной отзывчивости учащихся.

5. Физкультминутка.

Цель: сменить вид деятельности и снять эмоциональное напряжение

6. Моделирование обложки.

Цель: ввести понятие легенда и новый символ, обозначающий заменитель жанра.

7. Выборочное чтение.

Цель: конкретизировать понимание текста.

8. Работа в группах.

Цель: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

9. Проверка выполненной работы. Цель: составление схематического плана произведения.

Работа с деформированной пословицей.

Попробуйте расположить слова так, чтобы получилось предложение.

 Кто из вас может доказать, что это предложение?

А можете ли вы определить жанр этого предложения?

А какое ключевое слово есть в пословице?

 А какие ассоциации возникают у вас со словом «матушка»?

Ребята, подумайте, а на какую тему будет произведение, с которым мы будем работать сегодня на уроке?

Сегодня, действительно, мы будем работать с произведением И.Панькина «Легенда о матерях».

— Попробуем составить модель обложки, возьмите на своих столах наборы для составления модели обложки.

— Что на данный момент мы можем разместить на модели обложки?

— Где будет расположено название произведения?

— Назовите название нашего произведения.  

—  А что еще мы можем сейчас разместить на модели обложки?

   — Где на модели обложки размещается имя автора   произведения?

— Назовите автора произведения «Легенда о матерях».

Иван Федорович Панькин (1921-2000) –

писатель-фольклорист, является практически нашим земляком. Он родился в крестьянской семье, в селе Пылково Лопатинского района Пензенской области.  В раннем детстве стал сиротой.

   Был моряком, во время войн сражался в морской пехоте. В зрелом возрасте закончил Литературный институт. После войны, став профессиональным писателем, жил в Туле. Писал он всегда о том, что знал и видел сам, не понаслышке. И всегда своеобразно, жизнерадостно, неожиданно.

    Книги Панькина изданы на многих языках общим тиражом более 3 млн. экземпляров.

Ребята, как вы понимаете значение слова фольклорист?

 — Ребята, в произведении встретятся слова, значение которых вам может быть непонятно.

Как вы понимаете значение слов? ПОБЕРЕ́ЖЬЕ, ПУЧИ́НА МОРСКА́Я, Непту́н

ВАЛ .

  МАНИЛЬСКИЕ ТРАВЫ — водоросли,  морская трава. Она  имеет длинные и упругие стебли длиной около 2 метров. Промытую траву тщательно просушивают на воздухе и закручивают в длинные жгуты. Канаты из морской травы очень прочны, красивы. Применяются при изготовлении мебели.

Ребята, а сейчас внимательно послушайте произведение И. Панькина «Легенда о матерях». И в конце урока вы должны будете ответить на вопрос «Откуда у моряков взялась сила?»

— Возьмите на своих столах учебные хрестоматии по литературному чтению и откройте их на странице 146.

Читает произведение.

-Понравилось ли вам это произведение?

— Какие чувства вы испытали, слушая легенду?

Показывает электронную физминутку.

Возвратимся к модели обложки.

— Что мы уже указали на ней?  

— А, что осталось определить?

 — Как вы думаете, в какой форме представлено это  произведение?  

  — Что изобразим в середине модели обложки?         )Сказка легенда о матерях

  — Прочитайте название произведения.  

-Какое слово в названии произведения вызывает у вас затруднение?

   — Прочитайте значение слова «легенда» в хрестоматии на с.152?

      — Укажем, в середине круга, букву Л. Итак, мы ввели новый символ:          —

круг с изображением буквы Л, при помощи которого мы будем изображать жанр – легенда.

  — А что сказочного в этом произведении?

 — А что является реальным?

— Каким цветом раскрасим круг?  

 — Почему именно синим цветом?  

-Ребята, а теперь откройте рабочие тетради на с.41-42. Выполним упражнение №1. Прочитайте начало текста и подчеркните ответ на вопрос, когда и где происходили описанные в легенде события.

  — Ребята, скажите, сколько раз Нептун угрожал женщинам?              

— Сейчас  я вам предлагаю продолжить работу в группах, заполнить таблицу. У каждой группы на столах лежат 3 конверта с карточками (угроза Нептуна, решение женщин и действия сыновей). I группа найдёт в тексте и прочитает «про себя» описание 1 угрозы Нептуна, выберет необходимые карточки и прикрепит их к таблице, II группа прочитает описание 2 угрозы Нептуна и выберет нужные карточки, III группа поработает с 3 угрозой Нептуна и прикрепит соответствующие карточки. И каждая группа заполняет свою часть таблицы в тетради (задание №2)

Прослушаем ответы I группы.

— Какова была первая угроза Нептуна?  

— Какое решение приняли женщины?

— Расскажите о действиях сыновей.

Прослушаем ответы II группы.

 — Чем теперь угрожал Нептун?

— Какое решение приняли женщины?

— Почему матери отдали свою красоту дочерям Нептуна? 

— Каковы были действия сыновей?

Прослушаем ответы III группы.

— Какова же последняя угроза Нептуна?

 — Какое решение приняли матери?

Как вы понимаете выражение, отдать свет своих глаз?

— Каковы были действия сыновей?                  

Нет такого дружка как родимая матушка.

Данное высказывание имеет законченную мысль. Первое слово предложении пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка.

Пословица. Один из жанров УНТ.

Называют ключевое слово («Матушка»)

Матушка – мама, близкий, родной, самый любимый человек.

Это произведение о маме.)

Составляют модель обложки.

Название произведения.

Внизу

(«Легенда о матерях».)

Кладут на  белый лист на парте, заменяющий модель обложки, прямоугольник, обозначающий название                        произведения.

Фамилию, имя автора.

Вверху.

Иван Панькин

Размещают еще один прямоугольник сверху, он обозначает имя автора.

Слушают рассказ учителя.

Изучал произведения народного творчества, писал произведения, схожие с произведениями устного народного творчества.

Слушают учителя.

Высказывают свои предположения

Слушают учителя.

Слушают учителя.

отвечают на вопрос.

Выполняют упражнения, имитируя движения животных.

(Имя автора и название.)

(Жанр произведения)

(В форме сказки.)

Дети обращаются к памятке.

(«Легенда о матерях»)

(легенда)      

          (Легенда – это произведение, в котором в сказочной форме рассказывается о необыкновенном происшествии или героическом событии, памятном для народа.)

Волшебство и троекратное повторение.

(Морской царь – Нептун превращал своих дочерей в чаек, женщины отдавали силу, красоту, свет своих глаз.)

(Женщины- матери  готовы отдать все лучшее, что у них есть: силу, красоту, здоровье, свет своих глаз ради счастья, жизни своих детей.)

(Синим.)

Произведение о волшебстве и приключениях.)

Читает вслух один ученик, остальные следят. Подчёркивают ответ на вопрос (очень давно на побережье Чёрного моря)

(3 раза)

Работают в группах. Находят в тексте нужный отрывок, ищут необходимую карточку и прикрепляют.

1 ученик защищает проект.

Нептун собирался похоронить в пучине моря юношей.

Отдать силу сыновьям.

Сыновья подошли к морю, Нептун бросил им навстречу громадный вал, но юноши устояли и не побежали домой.

1 ученик защищает проект.

Порвать руки юношам.

Отдали свою красоту дочерям Нептуна.

Дочери Нептуна обещали матерям юношей достать со дна моря манильских трав и свить из них жилы для их сыновей.

Вышли в море, почувствовав крепость в руках и силу в плечах.

1 ученик защищает проект.

Сыновья потеряются в морской пучине и будут там блуждать вечно.

Отдали свет своих глаз звездам для того, чтобы они ярче светили и помогали их детям вернуться домой.

Ослепнуть.

Юноши увидели на небе яркие звезды и благополучно вернулись домой.

Фронтальная

Фронтальная

Групповая

Фронтальная

фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Групповая

Фронтальная

Групповая

групповая

Коммуникативные:

проявлять активность в решении познавательной задачи, аргументировать свою позицию.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы, анализировать результаты исследований.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Личностные:

оценивать собственную и коллективную деятельность.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию

Личностные:

умение выражать свои чувства, мысли,

проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту.

Познавательные:

выделять необходимую информацию

Познавательные: развивать умение строить алгоритм решения проблемы.

Личностные: развитие эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения, формирование эстетического отношения к искусству слова; способствовать нравственно-этической ориентации учащихся,

Познавательные: развивать умение анализировать и синтезировать, доказывать, строить алгоритм решения проблемы.

Коммуникативные: способствовать учебному сотрудничеству с одноклассниками, умению точно и полно выражать свои мысли, работать в группе.

Познавательные: развивать умение анализировать и синтезировать, доказывать, строить алгоритм решения проблемы.

Коммуникативные: способствовать учебному сотрудничеству с одноклассниками, умению точно и полно выражать свои мысли, работать в группе.

Познавательные: развивать умение анализировать и синтезировать, доказывать, строить алгоритм решения проблемы.

Коммуникативные: способствовать учебному сотрудничеству с одноклассниками, умению точно и полно выражать свои мысли, работать в группе.

Познавательные: развивать умение анализировать и синтезировать, доказывать, строить алгоритм решения проблемы.

3мин

5 мин

3 мин

1 мин

5 мин

2 мин

3 мин

2 мин

5 мин

5 мин

III. Подведение итога. Рефлексия.

Домашнее задание

Выставление оценок

— Давайте вернемся к вопросу, поставленному в начале урока.

— Откуда у моряков взялась сила?

— Найдите в тексте и прочитайте главную мысль нашего произведения.

Выполним в тетрадях задание №3.

Почему стали сильными?

Почему моряки любуются чайками?

— А почему И.Панькин назвал свое произведение «легендой»?

— Можно ли поступок матерей назвать героическим?

 — Как вы думаете, что ваша мама отдает для каждого из вас?

 — Как мы должны относиться к маме?

— Очень скоро женщины во всём мире будут отмечать замечательный праздник – 8 марта — международный женский день. Не забудьте поздравить своих мам, подарите им свою заботу, ласку, внимание, оказывайте посильную помощь. Будьте достойны своих мам, цените, любите, берегите их, хорошо учитесь и примерно ведите себя в школе, чтобы ваши мамы могли вами гордиться.                        

                      Любите мать!

                        Любите как святыню!

                        Любите крепче самого себя!

                        Она нам жизнь дала и воспитала.

                        ЛЮБИТЕ МАТЬ, ОНА У НАС ОДНА!!!

Перечитать произведение и выполнить задание  №2 в тетради на с.42

Моряки постоянно получали помощь своих матерей

(Последний абзац в произведении. Вот почему, мой друг, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им все лучшее, что имели.)

Матери отдали сыновьям все лучшее, что имели.

Чайки носят красоту их матерей.

Сказочная форма и рассказывается о героическом событии.

Да, матери совершили героический поступок, они ценой собственного здоровья смогли спасти жизни своих детей.)

Все самое лучшее, что есть у мамы (силу, здоровье, любовь, ласку, внимание)  они отдают своим детям. Мамы безгранично посвящают всю себя своим детям.

Мы должны  с особым уважением, трепетом, любовью относиться к маме, заботиться о ней,  быть чуткими и внимательными по отношению к ней. Ценить и беречь маму, стараться дарить ей как можно больше приятных мгновений, радовать своими успехами и достижениями.

Проводят анализ своей работы на уроке.

Записывают домашнее задание

Индивидуально-групповая

Личностные:

оценивать собственную и коллективную деятельность.

Коммуникативные:

проявлять внимание к суждениям товарищей.

2 мин

  • Сказка левша читательский дневник
  • Сказка лев и собака читать
  • Сказка легкие шаги аудио
  • Сказка легкий хлеб на белорусском языке
  • Сказка лагин старик хоттабыч