Инфоурок
›
Дошкольное образование
›Презентации›Презентация по окружающему миру «Малая народность НЕНЦЫ» и по художественной литературе ненецкая сказка «Кукушка»
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Ненцы – жители Крайнего Севера России
Старшая группа. Презентация к занятию.
Окружающий мир и ознакомлению с художественной литературой.
по теме: «Ненцы-жители Крайнего Севера России»
Народная Ненецкая сказка «Кукушка».
Подготовил: Воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад №9 «Алёнушка» Максимова А. Д. -
2 слайд
Описание слайда:
Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные, трудолюбивые люди. Ведут они кочевой образ жизни. Их основное занятие – оленеводство, рыболовство. Повторите эти слова. (дети хором и индивидуально повторяют слова.
-
3 слайд
Описание слайда:
Тундра — холодные северные пространства . В поисках корма для своих оленей часто переходят — кочуют, с одного места на другое. Съедят олени корм – мох ягель, идут дальше, а за ними оленеводы. То место, где живут оленеводы, называется
стойбище. -
4 слайд
Описание слайда:
Олень – это животное, которое кормит и одевает коренное население. Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на автомобиле. Ребята, как вы уже знаете, на Севере очень суровая зима. Но этим людям не страшны никакие морозы. Как вы думаете, почему?
-
5 слайд
Описание слайда:
Может вы знаете, как называется дом, в котором живут коренные северяне? Чум – жилище ненцев, шалаш покрытый шкурами оленя
-
6 слайд
Описание слайда:
Ненцы живут в стойбищах в чумах. Чум делают из оленьих шкур. Чум можно быстро разобрать перевезти на другое место.
-
7 слайд
-
8 слайд
-
9 слайд
Описание слайда:
У северных женщин работы очень много: они шьют, топят печку, готовят, рыбачат, собирают ягоды, заготавливают на зиму дрова, ухаживают за детьми и многое другое
-
10 слайд
Описание слайда:
Воспитатель: Рассмотрим внимательно национальную одежду. Из чего она сшиты?
Дети: из оленей шкуры молодцы. Воспитатель: Да, эта меховая одежда, но она называется не шуба, а малица. Малица шьется из оленьей шкуры мехом внутрь. Женщины украшают её узорами – орнаментами На ногах обувь тоже из оленьего меха это примы. Обратите внимание, что вся одежда и обувь сшита руками женщин. -
11 слайд
Описание слайда:
Пимы –зимняя обувь северных народов — высокие сапоги мехом наружу из шкуры с ног оленя На ногах обувь тоже из оленьего меха это примы.. Такую одежду в магазинах не купить.
-
12 слайд
Описание слайда:
Сейчас немножко отдохнем.
Физкультминутка «Птички» (Помощник по ютубу включает пение птиц дрозда и кукушки )
Маленькие птички, (Дети встали и изображают птичек,
Птички-невелички, машут ручками и встают-приседают, «летают»
По лесу летают, вокруг столов)
Песни распевают.
Буйный ветер налетел, (Руки вверх, раскачиваются из стороны в сторону)
Птичек унести хотел. (Двумя руками обнимают себя)
Птички спрятались в дупло, (Дети садятся на свои стульчик)
Там не тронет их никто. («Прячутся»- закрывают голову ручками)Воспитатель. Сегодня я вам прочитаю Ненецкую народную сказку, которая называется «Кукушка». Для этого сядьте поудобнее, слушайте внимательно.
-
13 слайд
Описание слайда:
Ненецкая народная сказка «Кукушка»
-
14 слайд
-
15 слайд
-
16 слайд
-
17 слайд
-
18 слайд
-
19 слайд
-
20 слайд
-
21 слайд
Описание слайда:
Воспитатель: Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.
Как заканчивается эта сказка?
Дети. Грустно заканчивается.
Воспитатель. 1. Почему мама превратилась в кукушку?
Дети. Дети не дали воды.
2. Почему мама не вернулась к детям?
Дети. Она очень обиделась.
Воспитатель. Как же нужно относиться к своей маме?
Дети: всегда заботиться о своих мамах, беречь их, ухаживать за ними, особенно когда они болеют, помогать во всем, быть трудолюбивыми.
3. Чему учит эта народная сказка?
Дети. Маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать.
Воспитатель. Будьте добрее, внимательнее к своей маме, всегда и во всем помогайте ей, чаще предлагайте ей свою помощь и тогда ваши мамы будут добры, веселы и главное — здоровы.
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. -
22 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 941 человек из 79 регионов
- Сейчас обучается 571 человек из 78 регионов
- Сейчас обучается 2916 человек из 84 регионов
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
Использование нейробики в работе с детьми дошкольного возроста
-
Использование инновационных игровых технологий – блоков Дьенеша, как метод развития логико – математических представлений у дошкольников
-
Познавательное занятие для старших дошкольников «Разговор о дружбе и любви»
-
Конспект занятия по рисованию «Колобок» в младшей группе
-
Презентация на тему: «Культурно-гигиенические навыки детей»
-
Игра — квест на прогулке «ПОМОЖЕМ ВОРОБУШКУ. ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ» для воспитанников младшего дошкольного возраста. (1 апреля «День птиц»)
-
Статья «Развитие вокально- хоровых навыков у дошкольников»
-
Конспект занятия «Безопасность на прогулке»
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5457395 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация работы в ДОО по подготовке детей к школе»
-
Курс повышения квалификации «Система работы специалистов ОО по выявлению профессиональных предпочтений от дошкольного до подросткового возраста»
-
Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
-
Курс повышения квалификации «Инновационные подходы к организации социально-личностного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Экологическое образование детей дошкольного возраста: развитие кругозора и опытно-исследовательская деятельность в рамках реализации ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Патриотическое воспитание дошкольников в системе работы педагога дошкольной образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста. Технологии индивидуальной коррекционно-развивающей работы»
-
Курс повышения квалификации «Педагогическая деятельность мини-музея как культурно-просветительского центра дошкольной организации»
-
Курс повышения квалификации «Технология проектной деятельности в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой»
-
Курс повышения квалификации «Проектирование предметно-игрового пространства дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Проблемы и перспективы в развитии вариативных форм преемственности между детским садом, школой и системой дополнительного образования»
-
Курс повышения квалификации «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
-
2 слайд
Описание слайда:
Эмоциаональный настрой
Мы на уроке не молчим,
Но не шумим и не кричим.
Учитель спросит, надо встать,
Когда он сесть позволит, сядь.
Ответить хочешь, не шуми,
А только руку подними.
На уроке не хихикай,
Стул туда — сюда не двигай,
Педагога уважай
И соседу не мешай. -
3 слайд
Описание слайда:
Чем сказка отличается от других жанров фольклора?
-
4 слайд
Описание слайда:
«Вот и день прошел, другой настал -нет ни дрожжей, ни Черепаховича.
«Бежала мима лиса, услыхала как петух песни поет, захотелось ей петушиного мяса попробовать»
«Съела девочка пирожок, печка их спрятала».
«Вот однажды ей мать говорит;
-Пойди воды принеси!
Девочка отвечает;
-Я в воду упаду.».ИГРА «УГАДАЙ»
-
5 слайд
Описание слайда:
«Ну, медведь, недолго думая, тык лапу в расщелину».
«Заяц схватил ведро и давай воду таскать.
Утка -давай солнце водой умывать
Какие бывают сказки?ИГРА «УГАДАЙ»
-
6 слайд
-
7 слайд
Описание слайда:
Ненецкая сказка «Кукушка»
-
8 слайд
Описание слайда:
познакомиться со сказкой «Кукушка»;
проанализировать сказку;
определить – чему учит эта сказка.Ц Е Л И:
-
9 слайд
Описание слайда:
Что вы знаете о кукушке?
-
10 слайд
Описание слайда:
1. Кукушки никогда не строят себе гнёзд и не высиживают птенцов. Свои яйца они подкладывают в гнёзда других птиц.
2. Отложив на земле яйцо, кукушка берёт его в клюв и, подлетев незаметно к гнезду какой-либо птички, подкладывает его туда в отсутствии хозяев.
3. За лето каждая кукушка до 25 раз прибегает к такому приёму. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша – кукушонка. -
11 слайд
Описание слайда:
4.Обычно бывает так, что быстро подрастая, кукушонок выталкивает из тесного гнезда маленьких птенцов и остаётся в гнезде один, а взрослые птицы продолжают его усердно кормить, пока он не станет взрослым и не улетит.
5. Кукушки – одни из самых полезных птиц. Эта насекомоядная птица очень прожорливая, поедающая таких гусениц, которых кроме неё не едят другие птицы.
6.За лето несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей. -
12 слайд
Описание слайда:
Словарная разминка
-
13 слайд
Описание слайда:
Словарная разминка
-
14 слайд
Описание слайда:
Словарная разминка
-
15 слайд
Описание слайда:
Словарная разминка
-
16 слайд
Описание слайда:
Ненецкая сказка «Кукушка»
-
17 слайд
Описание слайда:
Чтение сказки и работа по содержанию
Назовите жанровые признаки сказки, которые встречаются в этом произведении?
Определите вид сказки?
Постарайтесь одним предложением сказать, о ком сказка?
Кто был главным героем сказки ?
Найдите в тексте и прочитайте о жизни семьи. -
18 слайд
Описание слайда:
Чтение сказки и работа по содержанию
Вы сказали, что дети не слушались мать, не берегли её. В чём это проявлялось? Найдите и прочитайте.
Какие были дети? Выполним задание № 4
Какая была мама? -
19 слайд
Описание слайда:
— мать хотела птицею долететь до воды;
— матери было тяжело видеть, что ее дети растут черствыми и равнодушными;
— мать не любила своих детей.1. Как вы думаете, почему мать превратилась в птицу, улетела от своих детей?
-
20 слайд
Описание слайда:
— от тяжелой работы;
— от старости;
— простудилась.
2. Как вы думаете, отчего заболела мама?
-
21 слайд
Описание слайда:
— удивились;
— испугались;
— обрадовались.
3. Что сделали дети, когда увидели, что мама стала кукушкой?
-
22 слайд
Описание слайда:
— Радость, счастье;
— Сожаление, страх;
— Им было весело бежать за птицей.
4. Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?
-
23 слайд
Описание слайда:
— ничего не поняли;
— маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать, не обижать маму, а если обидели – извиниться;
— мама неизвестно почему превратилась в кукушку и улетела.
5. Что поняли дети?
-
24 слайд
Описание слайда:
Составьте пословицы о матери, соединив части :
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
-
25 слайд
Описание слайда:
Возьмите изображение сердечек. Закончите предложения записанные на них
Счастье матери _________
Рефлексия
-
26 слайд
Описание слайда:
Благодарю вас за урок
Вы хорошо поработали.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
Литературное чтение сказка «Кукушка»
-
Доклад на тему «Приемы технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения»
-
Интеллектуальная игра по детским книгам для обучающихся 3-4 кл.
-
Выступление на тему «Учебный диалог на уроках литературного чтения»
-
Конспект урока » Гуси — лебеди» 2класс
-
Презентация по литературному чтению «Он живой и светится…»
-
Технологическая карта по литературному чтению на тему «Лирические стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится», «Весенние воды»»
-
Рабочая программа «Литературное чтение» 1 класс
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5457395 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Источники финансов»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»
-
Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»
1. Цель урока: познакомить учащихся с содержанием ненецкой
сказки «Кукушка»; проанализировать текст сказки; отрабатывать навыки
литературного чтении.
формировать навык осознанного чтения, умения самостоятельно и коллективно
работать с текстом;
развивать умение осмысливать поступки персонажей и давать им оценку;
способствовать
осознанию особой значимости матери, как самого дорого и близкого человека;
формировать
осознание нравственного долга перед родителями.
3. Тип урока: «открытие»
нового знания.
4. Формы
работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая,
самоконтроль, взаимоконтроль.
5.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийные средства:
компьютер, проектор, экран.
Тема: Жизненные
уроки сказки «Кукушка» Ненецкая сказка
Цель:
познакомить
учащихся с содержанием ненецкой сказки «Кукушка»; проанализировать
текст сказки; отрабатывать навыки литературного чтении.
Тип
урока: «открытие»
нового знания.
Задачи:
формировать
навык осознанного чтения, умения самостоятельно и коллективно работать с
текстом;
закрепить
и развить представление о жанровых признаках волшебной сказки.
Планируемые результаты:
Предметные:
·
читать
выразительно, осознанно, без ошибок;
·
описывать
героев, их действия, поступки;
·
работать
с толковым словарём.
Метапредметные:
·
понимать
и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
·
планировать
действия в соответствии с поставленной задачей;
·
определять
тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;
·
адекватно
взаимодействовать в паре и группе при выполнении задания.
Личностные:
проявлять:
·
интерес
к народной сказке и её героям;
·
позитивное
отношение к чтению;
·
интерес
к созданию творческой работы по теме.
Метапредметные
связи: окружающий
мир.
Ресурсы
урока:
2.
Мультимедийные средства: компьютер, проектор, экран.
3.
Раздаточный материал: речевая разминка, для работы в паре, для работы в
группе.
4.
Толковый словарь. Под ред. Д. Н. Ушакова. Москва. Просвещение. 2000.
Формы
работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная,
групповая, самоконтроль, взаимоконтроль.
7. Технологическая карта урока
Этапы урока (мин.)
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
1. Организаци-онный
момент
(1 мин.)
Учитель:
Вот
звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работу начинаем.
Мотивация
на настрой урока
Слушают,
настраиваются на работу.
Регулятивные:
формировать
целеустремлённость и настойчивость в достижении целей.
II. Проверка
домашнего задания (4 мин.)
Домашнее
задание выполняли по выбору. Первая группа подготовила пересказ сказки
«Айога». Вторая группа подбирала пословицы, объясняющие главную мысль сказки
«Айога».
Организует
проверку домашнего задания.
Представляют
домаш-нее задание, дополняют отвечающих, помогают объяснить смысл пословиц
Коммуникативные:
Включаются
в диа-лог со сверстниками. Оценивают качество подготовки д/з
III.Актуализация
знаний
(4 мин.)
1.
Беседа:
— Кто
автор сказки «Айога»?
— Что вы
узнали о нанайцах?
— Какова
главная мысль сказки?
2. Работа
с пословицей. Слайд № 1
—
Составьте из слов пословицу, объясните её смысл: Ближе, нет, матери,
друга.
Организует
деятельность обучающихся.
Вывешивает
табличку с пословицей на доску.
1.Отвечают
на вопросы:
— Автор
сказки- нанайцы. Это северный народ.
2.
Составляют из слов пословицу. Проверка (Слайд № 2)
Познавательные:
Логический
анализ объектов с целью выделения признаков.
3.
Речевая разминка (раздаточный материал):
Она
всегда тебя поддержит.
Повеселит или утешит.
Тебя заботой окружит.
На помощь быстро поспешит.
Подарит светлый луч надежды,
И будет милой, доброй, нежной.
Красивой будет самой-самой…
Её зовут все дети мамой.
-Прочитайте
медленно, потом ускоряя темп.
-Прочитайте
скороговоркой.
-Прочитайте
выразительно.
-Как
связаны пословица и стихотворение?
Организует
деятельность обучающихся- работу над выразительным чтением.
Создаёт
проблемную ситуацию:
— Как в
народе называют мать, которая бросает своих детей?… Отгадайте загадку.
Отрабатывают
выразительное чтение в группах и индивидуально (чтение соло, в парах, по
рядам).
Отвечают
на вопросы.
Личностные:
Морально-этическая
ориентация; формирование нравственной позиции.
Коммуникативные:
Включаются
в диа-лог со сверстниками.
4.
Работа с загадкой.
Что за
птица?
На яйца не садится,
По чужим гнездам шныряет,
Своих детей не знает? (Кукушка.)
5.
Прослушивание записи «Голоса птиц. Кукушка»
-Отгадайте
загадку.
-Расскажите,
что вы знаете об этой птице.
-Почему
птицу так назвали?
Отгадывают
загадку. Рассказывают, что знают о кукушке.
Слайд №
3.
Познавательные:
Высказывают
предположения, обсуждают проблемные вопросы.
6.
Работа со скороговоркой.
Кукушка
кукушонку купила капюшон.
Надел
кукушонок капюшон.
Как в
капюшоне он смешон!
-Работа
в парах: чтение скороговорки.
Читают
скороговорку, убыстряя темп. Слайд № 4.
Коммуникативные:
Воспринимают
текст с учётом поставленной задачи.
IV.
Постановка целей урока
(2 мин.)
Самоопределение
к деятельности.
Беседа:
—
Догадались, о чём пойдёт речь на уроке?
-Сегодня
на уроке мы познакомимся со сказкой «Кукушка». Попробуйте определить цели
урока.
—
Прочитайте название сказки, с которой мы сегодня познакомимся.(Учебник: ср.
82)
—
Сделайте предположение по названию и иллюстрации, о чём сказка?
— Кто
автор?
— Что вы
знаете о нанайцах?
Предлагает
озвучить тему и цель урока.
Создаёт
проблемную ситуацию.
Определяют
тему и цели урока: познакомиться со сказкой «Кукушка». Цели: узнать ещё об
одном северном народе, проанализировать сказку, определить – чему учит эта
сказка. Читают название сказки, рассматриваю иллюстрации, делают
предположение о содержании.
Регулятивные:
Планирование,
целеполагание. Познавательные:
Высказывают
предположения, сопоставляют иллюстрацию и название сказки, обсуждают
проблемные вопросы.
V.
Организация познавательной деятельности
(12
мин.)
1.
Сообщение о нанайцах делает, заранее подготовленный ученик. Сообщение
сопровождается работой с картой России и аудиозаписью «Море. Крики чаек».
Вдоль
берегов северных морей протянулась зона тундры.. Климат там суровый, лето
очень короткое и прохладное. Круглый год в тундре дуют холодные ветры. Растут
там мхи, травы и карликовые деревья. Здесь живут чукчи, ханты, манси, якуты,
ненцы и другие народности, которые занимаются оленеводством, рыболовством,
охотой. Зима в тундре долгая и очень суровая. В середине зимы почти 2 месяца
длится полярная ночь. На небе можно увидеть северные сияния.
-Каковы
условия жизни нанайского народа?
-Почему
рассказ сопровождался звуками моря и криками чаек?
Воспринимают
информацию, обсуждают увиденное.
Слайды №
5, 6.
Познавательные:
Выявляют
особенности объектов в процессе рассматривания.
Личностные:
Выдвигают
гипотезы и их обоснование.
Воспринимать
речь одноклассников. Выражают положительное отношение к процессу познания.
2.
Зарядка для глаз «Птичка». Слайд № 7.
Организует
деятельность обучающихся.
Следят
за двигающимися фигурками на экране.
Личностные:
Формирование
личного, эмоционального отношения к себе своему здоровью
3.
Знакомство со сказкой. (Чтение текста хорошо читающими учениками)
4.
Словарная работа: малица, чум. (Работа со словарём с опорой на фото
презентации)
Слайд №
8.
5.
Первичное закрепление.
Анализ
содержания сказки.
—
Определите тему сказки (о чём говорится в тексте).
—
Определите вид сказки (о животных, бытовая или волшебная).
—
Назовите персонажей сказки.
— Что
для детей оказалось важнее: свои дела или просьбы матери?
-Охарактеризуйте
детей.
-Почему
сказка так называется?
— Какие
чувства испытала больная мать?
— Какова
главная мысль этой сказки?
— Чему
учит сказка?
-Какие
чувства вы испытали во время чтения?
-Что вас
особенно тронуло в сказке?
-Все ли
слова вам понятны?
Предлагает
вступить в диалог, обсудить проблемные вопросы сказки, оценить эмоциональный
настрой сказки
Отвечают
на вопросы, пытаясь передать словами испытанные во время чтения чувства.
Читают в
словаре толкование незнакомых слов.
Отвечают
на вопросы, находят ответы на вопросы в тексте сказки, приводят примеры из
собственного опыта, оценивают действия персонажей сказки.
Личностные:
Эмоциональное
осознание окружающего мира.
Познавательные:
Поиск и
выделение необходимой информации. Анализируют, обобщают.
Регулятивные:
Учатся
находить и объяснять непонятные слова.
Коммуникативные:
Сотрудничают
в процессе поиска информации. Делятся мнениями, учатся учитывать позицию
собеседника.
6.
Работа над выразительным чтением.
а)
Подготовительный этап (работа над трудными для чтения словами). Слайд № 9.
На-щат-та
(натащат)
Ло-пе-сох-ре
(пересохло)
Рну-обе-лась
(обернулась)
Ли-из-ра-ни
(изранили)
Все-на-гда
(навсегда)
б) Работа
над интонацией.
в)
Чтение по ролям.
Предлагает
составить из слогов слова.
— С
какой интонацией надо читать слова матери? А слова детей?
-Как
распределить роли в сказке?
Составляют
из слогов слова, читают их хором. Слайд № 10
Объясняют,
с какой интонацией и почему надо читать по ролям. Оценивают чтение по ролям.
Коммуникативные:
Стремятся
к сотрудничеству, учатся учитывать разные мнения.
Личностные:
Проявляют
позитивное отношение.
Предметные:
Формирование
умения читать по ролям.
VI. Физминутка
(2 мин.)
«Без
мамы мы скучаем».
Слайд
№ 11.
Организует
деятельность обучающихся.
Выполняют
упражнения, танцуют в парах.
Личностные:
формирование
эмоционального отношения к себе и своему здоровью.
VII.
Включение нового знания в систему знаний и повторений
(14 мин.)
1.
Разноуровневый тест «Сравнение сказок «Айога» и «Кукушка»
2.
Проверка выполнения теста.
3.
Работа в группах. На партах таблички с названиями групп: «Театр», «Географы»,
«Аналитики», «Литераторы».
Задания |
Задание |
Задание |
Задание |
Задание |
4.
Презентация выступлений групп. Обсуждение работы групп.
-Посмотрим,
внимательно ли вы читали сказки «Айога» и «Кукушка». Выполните задания теста
в трёх вариантах.
Предлагает
поработать в группах. Помогает группам выполнять задания. Организовывает
обсуждение выступления каждой группы.
Выполняют
тест, проверяют по образцу. Слайды № 12, 13, 14.
Работают
в группах: ведущий распределяет задания и назначает ответственных. Группы
готовят выступления и презентуют классу. Обсуждают выступления групп,
дополняют, корректируют по необходимости.
Коммуникативные:
Стремятся
к сотрудничеству, учатся учитывать разные мнения. Строить понятные для
партнёра высказывания.
Личностные:
Проявлять
эмоционально- ценностное отношение к маме и уважение к ценностям других
народов.
Познавательные:
Анализировать
содержание сказки, сравнивать сказки по плану. Обосновывать свои суждения.
Регулятивные:
Осуществлять
самопроверку.
Оценивать
результаты своей и чужой деятельности.
VIII.
Подведение итогов
(2 мин.)
— Что
вас удивило сегодня больше всего?
— Что
понравилось на уроке?
— Что
нового узнали?
— О чём
пришлось задуматься?
-Возвратимся
к началу урока, добились ли мы поставленных целей?
Отвечают
на вопросы, анализируют прошедший урок, дополняют друг друга.
Регулятивные:
Анализируют
работу на уроке, соотносят запланированное и выполненное.
IX.
Рефлексия «Букет для мамы»
(2 мин.)
—
Оцените работу класса.
Вспомните
пословицу, значение которой мы объясняли вначале урока «Ближе матери друга
нет». Согласны ли вы, что мама для каждого человека самый близкий и важный
человек? Давайте представим, что мы составляем букет для мамы. Пусть
оранжевые цветы будут сигналом того, что вы свою работу на уроке оцениваете
на «отлично», жёлтые цветы- на «хорошо», красные- если работать сегодня было
не интересно или тяжело.
Благодарит
обучающихся за хорошую работу на уроке и просит составить панно рефлексии
«Букет для мамы»
Осуществляют
оценку своей собственной учебной деятельности на уроке.
Слайд №
15.
Личностные:
Оценивать
собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность,
инициативу, ответственность, причины неудач.
X. Домашнее
задание (2 мин.)
— Каким
может быть домашнее задание?
Задание
на выбор: придумать сказку по аналогии (или стихотворение о маме ), или
подобрать несколько пословиц к сказке и уметь их объяснять.
Предлагает
домашнее задание выбрать по желанию.
Слушают
учителя, задают вопросы для уточнения.
Личностные:
Выражать
положительное отношение к процессу познания.
ИНСТРУКЦИЯ
ПРАВИЛА
РАБОТЫ В ГРУППАХ
1.
Группа подчиняется ведущему.
2.
Задание читает ведущий.
3.
Обсуждение или выполнение задания проводится шёпотом.
4.
В группе заслушиваются мнения всех — по очереди.
5.
Обсуждение в группах заканчивается по команде учителя.
6.
Ведущий назначает презентующего или презентует задание сам.
7.
Все ученики заслушивают презентации других групп.
8.
После выступления каждой группы класс обсуждает правильность решения.
1
уровень
2
уровень
3
уровень
Сравни
сказки «Айога» и «Кукушка» и результаты запиши в таблицу.
Напиши,
из каких сказок эти предложения.
1.
«Не один, не два раза просила мать».
_________________
2.
«Вот однажды говорит ей мать».
_________________
3.
«И рыбу мать сама на реке ловила».
_________________
4.
«Я в воду упаду».
_________________
5.
«И вдруг малица перьями покрылась».
_________________
6.
«Зашипела, замахала руками, пальцы растопырила»,
________________
Обведи
правильный ответ.
1.
Нанайцы и ненцы живут-
а) на юге,
б) на востоке,
в) на севере.
2.
В сказках говорится —
а) о мамах и их детях,
б) о животных,
в) о животных и детях.
3.
Окончание сказок «Айога» и «Кукушка»
а) весёлое,
б) грустное
в) не знаю.
План
сравнения
«Айога»
«Кукушка»
Жанр
Название
народа
Тема
сказки
Герои
Поступки
героев
2.
Середина урока.
5 – 25
мин
1.Актуализация
жизненного опыта. Целеполагание.
— Произведения какого жанра мы с вами читали на последних
уроках?
— Чем сказка отличается от других жанров фольклора? (слайд
3)
— Ребята, давайте вспомним прочитанные ранее сказки.
Мы поиграем с вами в игру »Угадай». (слайд 4)
По фразе вы должны узнать сказку, сказать название и какой народ
сочинил эту сказку.
а) «Вот и день прошел, другой настал -нет ни дрожжей, ни
Черепаховича.
«Поспешишь людей насмешишь»(Польская народная сказка)
б) «Бежала мима лиса, услыхала как петух песни поет, захотелось ей
петушиного мяса попробовать»
«Кот, петух и лиса». ( Русская народная сказка)
в) «Съела девочка пирожок, печка их спрятала».
«Гуси- лебеди».( Русская народная сказка)
г) «Вот однажды ей мать говорит;
-Пойди воды принеси!
Девочка отвечает;
-Я в воду упаду.».
«Айоги». (Нанайская сказка)
д) «Ну, медведь, недолго думая, тык лапу в расщелину». (слайд
5)
«Не силой, а умом».(Белорусская народная сказка)
е) «Заяц схватил ведро и давай воду таскать.
Утка -давай солнце водой умывать
«У солнышко в гостях» (Словацкая народная сказка)
-Все сказки можно разделить на три большие группы.
— Какие? (волшебные, бытовые, о животных)
2 .Организация восприятия нового
материала.
— Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё
одной народной сказкой, которую сочинили отважные мужественные люди, живущие
испокон веков на суровом Севере, где свирепствуют лютые морозы, дуют сильные
ветра и царствует полярная ночь.
— Какие
народы Севера вы знаете?
— Уточним и
дополним ваши знания. Обратимся к заданию №1 на рабочем листе.
Необходимо найти границы слов и назвать народы Севера.
Проверим вашу работу.
— С творчеством какого именно северного народа
мы познакомимся, вы узнаете, исключив слово из данной группы. Это слово
начинается на букву, обозначающую согласный звонкий мягкий звук.(ненцы) (слайд 6)
— Ненцы
– народ, составляющий основное население северных районов России.
Живут
они в тундре на Крайнем Севере. Мы с вами живем в домах, а ненцы в чумах. Чум
сделан из жердей и сверху покрыт оленьими шкурами.
Занимается
хозяйством в чуме женщина.
-Предположите,
чем она занимается?
-Мужчины
ловят рыбу, охотятся и разводят оленей, потому что олень главный помощник в
тундре.
Ненцы
очень трудолюбивые, веселые, дружные. У них своя культура, свой язык, свои
песни и сказки.
— А как
называется сказка, вы узнаете, собрав слово из букв. Выполним задание № 2
на рабочем листе.
(слайд
7)
-Сформулируем
тему урока .Какую цель мы ставим в этом уроке?
—Можно ли
по названию определить, кто будет героем нашей сказки?
—
Сначала я хочу узнать, что вы знаете о кукушке? (слайд
— Прочитайте
про себя дополнительные сведения об этой птице и расскажите ребятам т нашим
гостям.
Обратимся
к заданию №3 на рабочем листе. (слайд 9,10)
Предположите
о ком или о чем пойдет речь в сказке?
-Что
может происходить в сказке?
Организация восприятия нового материала. Словарная работа.
(слайд 11)
— В сказке вам встретятся незнакомые слова, проведем словарную
работу.
Чум — переносное жилище, шалаш,
покрываемый войлоком или оленьими шкурами. (слайд 12)
Малица — одежда в виде рубахи, из
шкуры оленя, шубка.(слайд 13)
Тундра — природная зона на Севере с
вечномерзлой почвой. (слайд 14)
Изучение художественного произведения.
Чтение ненецкой сказки «Кукушка» учителем или более
мотивированными детьми. (слайд 15) аудио сказка включить
— Почему мы не смогли определить содержание сказки? (слайд
16)
— Назовите жанровые признаки сказки, которые встречаются
в этом произведении.
— Определите вид сказки.
— Постарайтесь одним предложением сказать, о ком сказка?
Обобщение
прочитанного.
—Кто был главным героем сказки ? (слайд 17)
— Найдите в тексте и прочитайте о жизни семьи.
-Какие
были дети? Выполним задание № 4 в рабочих листах Выберите нужные слова
на карточке .
-Какая
была мама? Выберите нужные слова на карточке.
Постановка концептуального вопроса к
тексту. Организация коллективной дискуссии. Подведение учащихся к
коллективному решению, соотносящемуся с авторской позицией. Формулирование
основной идеи или концепта текста.
Физминутка (включаем видео «Птичья
зарядка»)
Чтения отрывка по ролям стр 96
— Как
вы думаете, почему мама превратилась именно в кукушку?
— Народ, сочинивший сказку, пытался
объяснить, почему кукушка не высиживает птенцов. Сформулируйте основную мысль
сказки.
— О маме, о родителях нужно заботиться, особенно когда
они болеют. Мамы тяжело переживают равнодушие детей. Родители хотят видеть
своих детей чуткими, отзывчивыми, добрыми.
-Это древняя сказка. Она объясняет,
почему кукушка не высиживает яйца. Поэтому у сказки нет хорошего конца.
Творческая работа
Задание
5: ( слайд 19)
Составьте пословицы о матери, выполни задание в рабочем листе, соединив
части :
Нет на свете лучше дружка, солнца греет.
При солнышке светло, не заменишь.
Родную мать
никем при
матери добро.
Сердце матери лучше
чем родная матушка.
Проверка.
Учащиеся
слушают учителя, отвечают на вопросы
Учащиеся работают в индивидуальных рабочих листах,
определяют границы слов и называют народы Севера
Формулируют тему урока, определяют цель урока
Умение
включаться в диалог с автором и с учителем, отвечать на вопросы учителя с
опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.
Проявление
внимания к суждениям товарищей, стремление найти и разгадать авторские
подсказки в тексте.
Умение
отвечать развернуто, используя элементы пересказа, выразительного чтения.
Участие
в коллективной дискуссии. Выдвижение гипотез, формулирование аргументов.
Умение корректировать, изменять свою точку зрения. Выделение основной идеи
текста.
Выполнение творческого задания.
Работают, самостоятельно
выполняют проверку
ФО
ФО
ФО
ФО
ФО
ФО
(словесная похвала)
ФО
(конфета)
ФО
(словесная похвала)
Интерактивная доска, картинки к сказкам
Рабочий
лист
Презентация
о народе ненцы.
Учебник
Рабочий лист
Карточки
Учебник
Рабочий
лист
Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста по социальному миру
Краеведение «Знакомство с жизнью народов Севера»
ЗНАКОМСТВО С ЖИЗНЬЮ НАРОДОВ СЕВЕРА
Цель: рассказать о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилища, одежда, труд); воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
Задачи:
1.Закрепить знания детей о своей стране — России.
2.Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. 3.Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
Содержимое разработки
Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста по социальному миру
Краеведение «Знакомство с жизнью народов Севера»
ЗНАКОМСТВО С ЖИЗНЬЮ НАРОДОВ СЕВЕРА
Цель: рассказать о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилища, одежда, труд); воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
Задачи:
1.Закрепить знания детей о своей стране — России.
2.Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. 3.Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
Оборудование: физическая карта России, иллюстрации с изображением природы Севера, животного мира, растительности, чума, образцы национальной одежды.
Материал: Физическая карта России, Картина «Дети севера» из серии «Наши маленькие друзья» (автор Л.А. Пеньевская, Е.И.Радина.), иллюстрации с изображением природы севера, животного мира, растительности; иллюстрации с изображение чума; изделия из меха, расшитые бисером.
Ход занятия:Вывешивается карта России.
— Ребята, вам уже знакома эта карта. Кто сможет показать границу России? (вызывает желающих и помогает им провести указкой вдоль границы России).
— Мы уже говорили с вами, что наша страна очень большая, в ней много городов, деревень. Назовите, какие города вы знаете?( Дети вспоминают названия городов).
— В России много рек. Давайте вспомним названия и найдем их на карте.
(2 слайд)- — Мы с вами живем в чудесной стране – России. Она такая огромная: когда на юге (показывает указкой) тепло и светит солнце, на севере (показывает) лежит снег. В нашей стране живет много народов, не только русские. Сегодня мы с вами поговорим о народах севера, которые живут с нами на одной территории. Вот здесь. (показывает на карте)
(3 слайд)- — На севере бывает долгая полярная ночь, когда круглые сутки на улице темно. На небе можно наблюдать совершенно необыкновенное явление – северное сияние, переливающееся разными цветами. (Показывает иллюстрацию с изображением северного сияния.)
(4 слайд)- На севере есть районы, где на много километров тянетсятундра. Если в тайге и средней полосе растут высокие ели, сосны, пихты, березы, то в тундре вся растительность очень низкая. Почти вся тундра покрыта лишайником (показывает иллюстрацию). Еще в тундре можно встретить березу, но не простую, а карликовую (показ иллюстрации). Как вы думаете, почему ее так назвали? (ответы детей). Да, потому что она маленькая, низкорослая.
(5 слайд)- — Какие ягоды можно собирать в лесу? (ответы детей) А кто знает, какие ягоды можно собирать у нас в тундре? (ответы детей) У нас растут ягоды, которые выдерживают сильные морозы, потому что границы тундры подходят к северным холодным морям. – брусника, голубика, морошка.
(6 слайд)- — Каких животных, проживающих на севере, вы знаете? (ответы детей) Конечно же, это знаменитый белый медведь, и морж, и тюлень. А еще в снегах можно увидеть белоснежного песца. (показывает иллюстрации).
(7 слайд)- — Но больше всего там северных оленей. Их разводят те народы, которые населяют тундру, — это якуты, эвенки, манси. Их профессия – оленеводы. Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на лошади или автомобиле.
(8 слайд) Управляет оленями каюр. Мы с вами много знаем профессий, узнали и еще об одной. Что вы видите в руке каюра?
—Дети отвечают. Это длинный шест. Зачем он ему? Дети. Чтобы погонять оленей.
Воспитатель. Везде снег. Как вы думаете, детям и воспитательнице холодно?
Дети. Нет.
Воспитатель. Почему вы решили, что не холодно?Дети. На них теплая одежда.
(9 слайд)- Воспитатель. Рассмотрим внимательно одежду. Из чего она сшита?
Д е т и. Из меха.
Воспитатель. Да, это меховая одежда, но называется она не шуба, а малица. Шьется из оленьего меха, мехом внутрь. Некоторые рукодельницы шьют очень красивые малицы. Найдите на картине детей в таких расшитых малицах. Обувь детей, шапки или капюшоны тоже из меха оленя.
— Вот видите, ребята, олень не только кормит и одевает северян, но и служит основным видом транспорта.
(10 слайд)- Народы Севера очень талантливы. Они изготавливают очень красивые изделия из меха. В долгую полярную ночь женщины расшивают одежду, рукавицы, делают игрушки. (Показывает некоторые изделия из меха, расшитые бисером). А сейчас мы поиграем.
Игра «Что лишнее?»
Детям раздаются по 3—4 картинки, среди которых одна лишняя, т.е. на ней изображен предмет, не относящийся к жизни и быту народов Севера.
Дети определяют, какая картинка лишняя и объясняют почему.
Воспитатель. Молодцы, ребята, справились с заданием хорошо.
Сегодня мы с вами узнали о жизни народов Севера, природе, жилище, о том, как они одеваются и почему, об их труде.
(11 слайд)- — Живут они здесь с давних пор. Это очень милые и сильные люди. Ведут они кочевой образ жизни. В поисках корма для животных часто переходят, кочуют, с одного места на другое. Съедят олени корм, идут дальше, а за ними и оленеводы. Уходят далеко, к берегам Северного Ледовитого океана. Место, где они останавливаются, называется стойбище. Живут они в чумах. Эти жилища они делают из оленьих шкур. Его можно быстро разобрать и перевезти на другое место.
— Олень для северных народов кормилец. Мясо оленя употребляют в пищу, а из шкур шьют одежду и строят чумы. Кроме оленеводства северные народы занимаются рыболовством. Ловят рыбу в морях, реках.
— Посмотрите на картину, кого вы видите?(рассматривание картины «Дети севера»)
— Что делают дети? (Катаются на санях) Эти легкие длинные сани называются нарты. Олени пробегут по снегу там, где нельзя проехать на автомобиле. А управляет оленями каюр. В руке у него длинный шест чтобы погонять оленей. Ребятам не холодно в санях. Они одеты в непростую одежду. Она сшита из шкур оленя, а называется малица. Шьется она из оленьего меха, мехом внутрь. В ней северные жители зимой и ходят и работают. Рукодельницы очень красиво украшают малицы. Найдите на картине детей в таких расшитых малицах. Обувь и головные уборы тоже шьют из меха оленей. Олень не только кормит и одевает северян, но и является для них основным видом транспорта.
— Северные народы очень талантливы. В долгую полярную ночь женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, делают игрушки и красивые поделки. (показ работ вышитых бисером)
— Каждый народ славится своими песнями, танцами, сказками. Есть они и у северян. Сегодня я расскажу вам одну из них. Называется она «Кукушка».
( Чтение сказки) Кукушка -ненецкая сказка
Жила бедная женщина. Было у нее четверо непослушных детей. От тяжелой работы заболела мать, лежит в чуме, просит детей принести ей воды попить. Но дети были ленивые и непослушные, не несли ей воды…Обработка Шаврова
Кукушка.Вот что было.
Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера.
Вернутся к себе в чум — целые сугробы снега на пимах натащат, а мать — убирай.
Одежду промочат, а мать — суши.
Трудно было матери.
Вот один раз летом ловила мать рыбу в реке. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой, от работы тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит:
— Детки, воды мне дайте. Пересохло у меня горло. Принесите мне водички.
Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой.
Старший говорит: — Я без пимов.
Другой говорит: — Я без шапки.
Третий говорит: — Я без одёжи. А четвёртый и совсем не отвечает.
Сказала тогда мать: — Близко от нас река, и без одёжи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!
Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали.
Наконец захотелось старшему есть — заглянул в чум.
Релаксация.— Чему учит эта сказка? О чем северный народ хотел предупредить детей? Надо заботиться о своих мамах. Беречь их, особенно когда они болеют.- Мы сегодня узнали много интересного. И сейчас предлагаю вам нарисовать то, что вы узнали нового и интересного. Рисование животных, ягод, украшение малиц по выбору.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/475999-kraevedenie-znakomstvo-s-zhiznju-narodov-seve