Сказка кубок жуковский слушать аудио

5 класс литература 19.10 урок 22 тема: баллада в.а.жуковского кубок. цель: ознакомить учащихся с понятием баллада, текстом и нравственным

5 класс литература
19.10 Урок № 22

Тема:
Баллада В.А.Жуковского «Кубок».

Цель:
Ознакомить учащихся с понятием «баллада», текстом и нравственным

        
содержанием произведения; понять смысл баллады «Кубок»; проанализировать

       
поступки героев баллады; провести наблюдение за языком баллады.

Ход урока

Его стихов
пленительная сладость

Пройдет веков
задумчивую даль…

А.С.Пушкин

1.
Организация класса.

2.
 Проверка домашнего задания.

   
1). Чтение наизусть отрывков из сказки «Спящая царевна».

   
2). Беседа по вопросам учебника.

3.
Объявление темы и цели урока.

4.
Работа над темой урока.

   
1).Вступительное слово учителя.

   
2).Понятие о балладе.

С
1808 года В. А. Жуковский начинает писать баллады. Именно в первые два
десятилетия XIX в. творчество поэта достигает наибольшего расцвета. Он много
пишет о своих чувствах, уходит в свой внутренний мир, в мечты, что уводит его
от действительности. Критики уже давно определяли его творчество как
романтическое. Итак, Жуковский – поэт-романтик.

В.А.Жуковский
является одним из основоположников романтизма, литературного течения 19
века, выдвигавшего на первый план личность и чувства.

Большую
известность приносят поэту баллады «Людмила», «Светлана», «Ивиковы журавли»,
«Лесной царь», «Кубок» и другие.

3).
Чтение и запись в тетради определения баллады.

—Что же такое баллада? Найдем определение в учебнике
и запишем в тетрадь.

Баллада — небольшое сюжетное стихотворение, в основе
которого лежит необычный случай.

Многие
баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими или
таинственными происшествиями.

Вывод: мы видим, что в балладе реальные события могут
сочетаться с фантастическими; баллада имеет сюжет, героев; выражает мысли и
чувства.

4).
Словарная работа.

Рыцарь – тяжеловооруженный
конный воин из родовитой семьи. Рыцарь должен был соответствовать определенному
набору требований: смелость, благородство, уважительное отношение к даме. Эти
качества и теперь часто называют рыцарскими.

Латник – рядовой боец, воин в доспехах из
крупных металлических пластин (лат).

Паж – мальчик дворянской фамилии,
прислуживавший знатной или коронованной особе.

Епанча – широкий плащ без рукавов.

Чрево – внутренность чего-либо.

Жерло – узкое глубокое или горлообразное
отверстие.

Скат – крупная хищная морская рыба с
плоским телом и острым хвостом.

Мокой – рыба морской волк, род акулы.

5).
Чтение актером (слушать онлайн) баллады «Кубок» -монолог царя.(читает Александр
Синица).

Минутное прослушивание
начала баллады
 в исполнении актера дает образец того, как надо читать
и настраивает на торжественный высокий лад.

Дальше
– стоп-момент: «Внимание! Вопрос!»

О
чем говорят и думают дети.

— Зачем царь бросает кубок и вызывает желающего
достать его?


Думаю, испытывает свиту на преданность и верность.


Может быть, проверяет смелость и решительность. Царь дважды делает упор на
слове СМЕЛЫЙ. Он подзадоривает самолюбивых и отважных юношей.


Моя версия, возможно, нелепа: от нечего делать? Для него – это развлечение,
зрелище, потеха.

И вовсе не нелепо это предположение! Радует, что мои
собеседники входят во вкус собственного проникновения в глубины художественного
текста, а в этом случае еще и то приятно, что выступившая выстраивает
монологический ответ, а не отделывается репликой.


Скорее всего, это царский каприз.


Им руководит желание очередной раз насладиться своей властью, почувствовать
свое величие. Посмотрите: он же не говорит, а «ВОЗГЛАШАЕТ!» И этим словом,
повторенным дважды, мне кажется, подчеркивается его самолюбование.

Внимание учеников к слову – для меня приоритет во
время работы с текстами. Сегодня это слово найдено самостоятельно(!),
осмыслено, донесено его толкование.


Да, это царское желание поиграть жизнями людей, показать окружающим, какой он
могучий: ради него, как он предполагает, кинутся на смерть подданные.


Ищет охотников за золотом?

Заметно, что ученикам самим нравятся их находки; в
такие моменты дети очаровательны: одухотворяет их осмысленное перечитывание
строк, их озарения, которыми торопятся поделиться с учителем, с одноклассниками
– не такая ли активность желанна любому учителю литературы!

6). О тех, кто стоял в стороне…

После
3-ей строфы, прочитанной учениками, вопрос:
— Почему рыцарь и латник не торопятся принять вызов царя?


Потому что это самоубийство, и никакой кубок, никакое рвение услужить царю не
стоит собственной жизни.

Умиляет услышанное далее. Здесь столько детского
неумения принять условность литературного слова, а все воспринимается как
реальность:


Они же одеты в тяжелое, металлическое, конечно же, сразу пойдут ко дну.
Времени-то снимать латы, кольчуги нет – кубок совсем утонет.

А то, что паж снимал свою епанчу и пояс, не заметили…

7). Мнение о главном герое

Выразительное чтение 4-8
строфы. Рассуждаем по поводу поступка пажа.

— Что руководит пажом, вызвавшемся исполнить царскую
волю?


Желание выделиться, проявить свою отвагу и готовность услужить царю.


Он же еще очень юн, его подталкивает мальчишеский задор.


Он тоже хочет быстрее стать рыцарем, а это надо заслужить.


Хочет скорее стать взрослым.


Возможно, он еще сам не осознаёт степени опасности.


Думаю, что он из тех, кто действует по закону: кто же, если не я, сделает это,
если другие не могут?


Хотя он и мальчик, но в нем просматривается мужской характер!


Так поступают настоящие герои, этим они и выделяются из толпы.


Это его дерзкий вызов струсившей свите. В тексте так и сказано: он выступает
«ДЕРЗКО».


Он верит в Бога и свою судьбу. В тексте об этом говорится: «Спасителя-бога
призвал».


Он хочет завоевать сердце царской дочери?


Нет, это будет потом, а пока о любви не было речи в тексте.


Может быть, хочет угодить царю?


Вряд ли. Хотя он потом и скажет: «Да здравствует царь!», но я не чувствую нем
угодливости, скорее, он гордый!

Так ученики сами по тексту контролируют правильность
суждений, наблюдают за хронологией фактов, исправляют ошибающихся. И сколько же
интересной интерпретации одного эпизода! И все они имеют право быть! Одна
проблема все же выписывается: культура общения не на высоте… Азартные дети
забываются, громко требуя права голоса, забивая менее бойких, часто заглушая
отвечающих.

7). Покаяние

После
чтения 9-10 строфы:

— Почему все свидетели случившегося просят прощения у
прекрасного юноши?


Они чувствуют себя виновными в том, что не они, старшие, а самый юный вынужден
был выполнить царское требование.


Считают себя виноватыми за то, что не сберегли отважного смельчака.


За то, что не предостерегли, не предупредили о том, что это смертельно опасно.


За то, что отмолчались перед царём.


Они, наверно думают: мы-то живы, а самый прекрасный из нас, наверное, уже
погиб…


Мне кажется, что сначала Жуковскому не нравятся эти зрители, они у него «не
охнули», а «ВОЗОПИЛИ». Это слово с каким-то неприятным привкусом. Но когда люди
опомнились и поняли свою вину за предполагаемую гибель мальчика, они
воспринимаются уже лучше.

Такие микронаходки часто звучат на уроках словесности
и побуждают меня вновь и вновь выделять, и приближать к моим собеседникам новые
нравственно излучающие эпизоды
.

8). Дети не прощают царя-убийцу

Прочитан и прокомментирован рассказ
чудом спасшегося пажа о красотах и ужасах подводного мира.

Перечитан вслух монолог
царя, мольба его дочери. Затем – вопрос:

— Зачем царь вторично швырнул кубок в пучину?


Царь пожелал узнать все тайны земли и воды, об этом сказано автором. Рассказ
юноши заинтересовал, поразил царя, а слова рассказчика:

…смертный
пред богом смирись:

И
мыслью своей не желай дерзновенно

Знать
тайны, им мудро от нас сокровенной,- 

он
просто не слышит, не хочет слышать. Узнать хочет, но сам-то не рискнёт собой.


Еще бы — на то он и царь!

Очень по-детски, но забавно!


Если в первый раз царь, может быть, не думал о степени риска (хотя в это плохо
верится), то в этот раз он уже проверяет смельчака на беспрекословность
подчинения ему.


Заметили, что первый раз царь «БРОСИЛ свой кубок златой», а второй раз: «свой
кубок златой / В пучину ШВЫРНУЛ с высоты»? Это уже ярость.

Я
уверена, что с этим учеником уже сейчас можно делать исследовательские проекты,
потому что интуитивное исследование текста он уже проводит.


Теперь это уже деспотичный эгоизм, царю вздумалось убедиться, что его желание –
закон. Не подлежащий обсуждению. Неизменный.

— Почему даже мольба дочери не останавливает царя?


Царевна назвала отцову выдумку «опытом», но это страшная игра со смертью.


Вообще-то царь хитрый, знает людские слабости и умеет управлять. Если первый
раз он «играл» на тщеславии, то теперь он заметил, что между пажом и царевной
возникла симпатия. Он использовал это чувство в своих жестоких целях.


Дочь пыталась его образумить, напомнить, что есть рыцари, в конце концов, если
уж так захотелось потешиться, это для него обязаны делать рыцари. Но он и
дочери показывает, что его слово – закон.


А то, что он заявил: «Заступница будет твоею женою», — звучит как угроза
царевне, попытавшейся перечить отцу.


Да. Это так. И чтобы добиться исполнения своего повеления , чтобы не случилось
непредвиденного неподчинения, он готов пообещать «золотые горы»: и перстень, и
дочь в жены.

Вывод: мы видим, что упоение властью и самодурство
движет царем.



А почему и не пообещать, он же прекрасно понимает, что ждать чуда еще раз
бессмысленно?..


Он выглядит жестоким убийцей. Он убил самого верного подданного. Он убил
любовь. И все ради чего?..

Теперь
детям не придётся объяснять авторскую мысль, она понята, осмыслены ее разные
аспекты, глубинные повороты.

9).Безумство влюбленных

Читается предпоследняя строфа.
— Второй раз отчаянным порывом юноши руководит…? (Договорить
фразу)


И опять: «отважность сверкнула в очах» — это сказано в тексте.


Теперь еще и вспыхнувшее первое чувство к девушке.


Благодарность за её заступничество, за жалость к нему.


Желание не разочаровать её.


Он делом доказывает, что готов за неё «на жизнь и погибель», причем делает это
с огромной радостью.


Он слишком увлекся тем, что испытывает свою судьбу, одержимый желанием
заполучить в жены царевну, он действует уже совсем необдуманно, сражаясь с
морской стихией.

Сам
же недавно говорил: «Смертный пред богом смирись!»

— А, может, все-таки желает заполучить еще и царский
перстень
?


Такой корысти у героя нет.


А в моих глазах он лучший из рыцарей!

Не перевелись романтики и в наше время!..

10). Задумаемся о вечном и быстротечном…

— Прочитана последняя строфа. Задумаемся над
финальными строками:

Приходит,
уходит волна быстротечно:

А
юноши нет и не будет уж вечно.


Становится совсем грустно от трагической смерти юноши.


От нелепой гибели мальчика.


Представляешь, как долго и неутешно молодая царевна будет приходить к морю и,
глядя на волны, горевать о милом герое.


Волны сменяют одна другую, но память о таких безумствах, влюбленных будет
вечна.


И любить царевна будет долго-долго.


Задумываешься о том, что есть могучие природные явления: например, морские
просторы, морские стихии, покорить которые еще не дано человеку.


Задумываешься о том, что иногда жизнь человеческая такая же быстротечная, как
жизнь волны, особенно жизнь храбрецов, рискующих собой.

—Можем
ли мы его поступок назвать подвигом? (Да, это самоотверженный, смелый
поступок, это подвиг во имя любви)


—Нужна ли была эта бессмысленная смерть пажа?


—Как автор относится к происходящему? (Чувства переполняют его, он
бунтует против несправедливости)

Вывод: Это произведение В.А.Жуковского
заканчивается трагично. Герой мог отказаться от вызова достать кубок второй
раз, но он пошел на это ради любви.


5. Чтение и обсуждение учащимися статьи «Из истории создания баллады
„Кубок”».

На
основе ответов на вопросы учащиеся выявляют особенности баллад В. А.
Жуковского.

Домашнее
задание: задания 1, 2 – учимся читать выразительно; творческое задание в
учебнике на с. 90.

Конспект урока по литературе 5 класс (ФГОС)

ТЕМА УРОКА. В. А.
Жуковский. «Кубок».
Благородство и же­стокость.
Герои баллады. По­нятие о балладе

 Цели: 1) ознакомить учащихся с понятием «баллада», с жанровыми
особенностями баллады, текстом и нравственным содержанием произведения; понять
смысл баллады «Кубок»; проанализировать поступки героев баллады;
            

  
2) развивать навыки выразительного чтения поэтического текста, расширять      

  
лексический запас детей в процессе словарной работы на уроке;

  
3) воспитывать у учащихся умение видеть нравственную красоту и силу героев   

  
баллады В.А.Жуковского.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать сюжетное своеобразие баллад В. А. Жуковского; уметь раскрывать нравственное содержание
произведения, находить лирические и эпические черты.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: ученик осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом,
созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как
член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с
учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции,
действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает,
извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах
учебников.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания,
осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом
конкретных учебно-познавательных задач.

Учебник:
Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в двух частях/
В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. —  6-е издание, Москва «Просвещение».
— 2016

Ход урока

I.                  
Оргмомент.

II.                
Сообщение темы урока.
Постановка целей и задач урока.

Сегодня море выбросило на берег бутылку с запиской.
Но вода размыла часть текста. Давайте попробуем восстановить его.

_________ _________ __________ родился в 1783 год в __________ губернии. Его отец —
____________, мать — __________ __________.

      Учился ___________ сначала в __________ __________,
затем в ____________ ___________ __________. Первые его стихотворения
написаны в возрасте _______________ лет.

      Имя _____________ — одно из наиболее
известных в русской поэзии.

— Как вы
думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Сообщение
темы урока.

Подумайте,
какие цели мы должны выполнить на уроке (целеполагание).

— Познакомиться с понятием «баллада», текстом и
нравственным содержанием произведения;

— извлекать нужную информацию, а также самостоятельно
находить ее в материалах учебников,

— проанализировать поступки героев баллады.  

III. Проверка домашнего задания. 

— На прошлом уроке мы познакомились с Жуковским как автором
сказки.

— Что такое
литературная сказка?

— В чем
сходство и различие сказки народной и сказки литературной?

Выразительное чтение наизусть фрагмента сказки
Жуковского.

IV. Работа над темой урока.

1. Понятие о балладе.

1.Вступительное слово учителя.

С 1808 года В. А. Жуковский начинает писать
баллады. Именно в первые два десятилетия XIX в. творчество поэта достигает
наибольшего расцвета. Он много пишет о своих чувствах, уходит в свой внутренний
мир, в мечты, что уводит его от действительности. Критики уже давно определяли
его творчество как романтическое. Итак, Жуковский – поэт-романтик. В.А. Жуковский
является одним из основоположников романтизма,
литературного течения 19 века, выдвигавшего на первый план личность и чувства.
Большую известность приносят поэту баллады «Людмила», «Светлана», «Ивиковы
журавли», «Лесной царь», «Кубок» и другие.

2. Чтение и запись в тетради определения баллады (с. 90).

-Что же такое баллада? Найдем определение в учебнике и
запишем в тетрадь.

Баллада — небольшое сюжетное стихотворение, в
основе которого лежит необычный случай.

Основные черты баллады:

— Песня или стихотворение небольшого объема с динамичным
развитием сюжета.

— Связь с историческими событиями, легендами или
преданиями, с фантастическими или таинственными происшествиями.

— Основой сюжета является необычный случай.

— Острый и напряженный сюжет, часто с трагическим финалом.

— Наличие фантастических, сказочных, загадочных элементов.

Вывод: мы видим, что в балладе реальные события могут
сочетаться с фантастическими; баллада имеет сюжет, героев; выражает мысли и
чувства.

3. Словарная работа.

Рыцарь – тяжеловооруженный конный воин из родовитой семьи. Рыцарь
должен был соответствовать определенному набору требований: смелость,
благородство, уважительное отношение к даме. Эти качества и теперь часто
называют рыцарскими.

Латник – рядовой боец, воин в доспехах из крупных металлических
пластин (лат).

Паж – мальчик дворянской фамилии, прислуживавший знатной или
коронованной особе.

Епанча – широкий плащ без рукавов.

Чрево – внутренность чего-либо.

Жерло – узкое глубокое или горлообразное отверстие.

Скат – крупная хищная морская рыба с плоским телом и острым
хвостом.

Мокой – рыба морской волк, род акулы.

Составление плана.

4.     
Чтение баллады по частям
с элементами беседы. Составление цитатного плана.

Чтение актером (слушать онлайн) баллады «Кубок» -монолог
царя (читает Александр Синица).

Вопросы – стр. 42, 43 «Поурочные разработки».

5.     
Чтение и обсуждение
учащимися статьи «Из истории создания баллады „Кубок”» 
(с. 89–90).

6.     
Нравственно-психологические
проблемы баллады.

—Можем
ли мы поступок пажа назвать подвигом? (Да,
это самоотверженный, смелый поступок, это подвиг во имя любви.)

—Нужна
ли была эта бессмысленная смерть пажа?

—Как
автор относится к происходящему? (Чувства
переполняют его, он бунтует против несправедливости)

Вывод: Это произведение В. А.
Жуковского заканчивается трагично. Герой мог отказаться от вызова достать кубок
второй раз, но он пошел на это ради любви.

Более
полувека своей жизни отдал Жуковский литературе и по праву занял свое место в
истории русской поэзии. В. Г. Белинский писал: «… одухотворив русскую поэзию
романтическими элементами, он сделал ее доступною для общества, дал ей
возможность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина».

Работа в группах.

На
основе ответов на вопросы учащиеся выявляют особенности баллад В. А.
Жуковского.

V. Рефлексия.

VI Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение баллады по ролям.

На чтение 9 мин. Просмотров 4 Опубликовано


Пушкин и Лафонтен[править | править код]

В стихотворении «Городок», отзываясь о своих любимых книгах, Пушкин в шутливом тоне пишет и о французском писателе. Лафонтен для него — прежде всего автор басен, которые входили в программу лицейского обучения. Здесь заметно также восприятие Лафонтена сквозь призму поэзии рококо:

Фонтан «Девушка с кувшином» в Царском Селе (П. П. Соколов, 1816), созданный по мотивам басни Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком», описан в стихотворении А. С. Пушкина «Царскосельская статуя» (1830).


Крылов и Лафонтен[править | править код]

В 1805 году молодой И. А. Крылов показал выполненный им перевод двух басен Лафонтена: «Дуб и трость» (Le Chene et le Roseau) и «Разборчивая невеста» (La Fille) известному поэту И. И. Дмитриеву, который одобрил его работу. В январе 1806 года басни были напечатаны в первом номере журнала «Московский зритель»; так начался путь Крылова-баснописца. Проблеме адаптации сюжетов басен Лафонтена Иваном Андреевичем Крыловым посвятил один из последних своих докладов выдающийся русский филолог Сергей Аверинцев.


Биография[править | править код]

Отец его служил по лесному ведомству, и Лафонтен провёл детство среди лесов и полей. В двадцать лет он поступил в братство ораторианцев для подготовки к духовному званию, но больше занимался философией и поэзией. По его собственному признанию, увлекался «Астреей» Д’Юрфе. Именно либретто оперы Коласса «Астрея» оказалось последним сочинением Лафонтена (постановка 1691 года обернулась полным провалом).

В 1647 году отец Лафонтена передал ему свою должность и убедил его жениться на четырнадцатилетней девушке, Мари Эрикар. Он очень легко отнесся к своим новым обязанностям, как служебным, так и семейным, и вскоре уехал в Париж, где прожил всю жизнь среди друзей, поклонников и поклонниц его таланта; о семье своей он забывал целыми годами и лишь изредка, по настоянию друзей, ездил на короткое время на родину.

Сохранилась его переписка с женой, которую он делал поверенной своих многочисленных романтических приключений. На своих детей он так мало обращал внимания, что, встретившись в одном доме со своим взрослым сыном, не узнал его. В Париже Лафонтен имел блестящий успех; Фуке назначил ему крупную пенсию. Жил он в Париже сначала у герцогини Бульонской, потом, когда последняя умерла, и он вышел из её дома, он встретил своего знакомого д’Эрвара (d’Hervart), который предложил ему поселиться у него. «Я как раз туда и направлялся», гласил наивный ответ баснописца.

Версия о том, что в 1659—1665 годах Лафонтен поддерживал приятельские отношения с Мольером, Буало и Расином, выглядит сомнительной. В числе друзей Лафонтена определённо были принц Конде, Ларошфуко, мадам де Лафайет и др.; только к королевскому двору он не имел доступа, так как Людовик XIV не любил легкомысленного, не признававшего никаких обязанностей поэта. Это замедлило избрание Лафонтена во Французскую академию, членом которой он стал только в 1684 году. В ходе «спора о древних и новых» Лафонтен не без колебаний встал на сторону первых. Под влиянием мадам де Саблиер Лафонтен в последние годы жизни преисполнился благочестия и отрёкся от наиболее легкомысленных своих сочинений.

Умер 13 апреля 1695 г. Согласно свидетельству о смерти, был похоронен на кладбище Невинных. При ликвидации кладбища надгробие Лафонтена переместили в музей памятников. В 1817 г. предполагаемые останки Лафонтена были перезахоронены на Пер-Лашез.


Творчество[править | править код]

Ранние произведения[править | править код]

200px-Vaux-le-Vicomte_Front2.jpg

Первое опубликованное сочинение Лафонтена — комедия «Евнух» (Eunuque, 1654), представлявшая собой переработку одноименного сочинения Теренция. В 1658 году Лафонтен преподнёс своему покровителю Фуке поэму «Адонис» (Adonis), написанную под влиянием Овидия, Вергилия и, возможно, Марино. Став на время «официальным» поэтом Фуке, Лафонтен взялся за описание принадлежавшего министру дворца в Во-ле-Виконт. Поскольку пришлось описывать ещё не завершённый архитектурно-парковый ансамбль, Лафонтен построил свою поэму в форме сновидения (Songe de Vaux). Однако из-за опалы Фуке работа над книгой была прервана. В 1662 году поэт позволил себе вступиться за своего покровителя в адресованной королю оде (l’Ode au Roi), а также в «Элегии к нимфам Во» (L’elégie aux nymphes de Vaux). Этим поступком он, по-видимому, навлёк на себя гнев Кольбера и короля.

«Сказки»[править | править код]

«Сказки» начали выходить с 1664 года. В первый сборник вошли две сказки — «Джокондо» (Joconde) и «Побитый и довольный рогоносец»; первая из них, основанная на одном из эпизодов поэмы Ариосто «Неистовый Роланд», вызвала оживленную литературную полемику. Последующие выпуски «Сказок» публиковались в 1665, 1671 и 1674 годах. Сюжеты их Лафонтен черпал из Боккаччо и сборника «Сто новых новелл». В представлении Лафонтена важнейшей особенностью жанра должно было стать стилистическое и сюжетное разнообразие. Из всех сказок наиболее фривольный характер носили «Новые сказки», которые спровоцировали многочисленные упреки в непристойности и сразу же оказались под запретом. Интересно, что одновременно со сказками Лафонтен работал над сочинениями благочестивого характера, отчасти отмеченными влиянием янсенизма, в том числе над «Поэмой о пленении Св. Малха» (Poème de la captivité de saint Malc, 1671) .

Публикация «Басен»[править | править код]

Значение Лафонтена для истории литературы заключается в том, что он создал новый жанр, заимствуя внешнюю фабулу у древних авторов (в первую очередь — Эзопа и Федра; кроме того, Лафонтен черпал из «Панчатантры» и некоторых итальянских и латинских авторов Возрождения). В 1668 году появились первые шесть книг басен, под скромным заглавием: «Басни Эзопа, переложенные на стихи г-ном де Лафонтеном» (Fables d’Esope, mises en vers par M. de La Fontaine). Именно в первый сборник вошли знаменитые, переложенные впоследствии И. А. Крыловым «Ворона и Лисица» (точнее, «Ворон и Лис», Le Corbeau et le Renard) и «Стрекоза и Муравей» (точнее, «Цикада и Муравьиха», La Cigale et la Fourmi).

Второе издание, включавшее уже одиннадцать книг, вышло в 1678 году, а третье, с включением двенадцатой и последней книги — в конце 1693 года. Первые две книги носят более дидактический характер; в остальных Лафонтен становится всё более свободным, соединяет дидактику с передачей личного чувства.

Своеобразие дидактизма[править | править код]

Лафонтен менее всего моралист и, во всяком случае, мораль его не возвышенная; он учит трезвому взгляду на жизнь, уменью пользоваться обстоятельствами и людьми, и постоянно рисует торжество ловких и хитрых над простоватыми и добрыми; сентиментальности в нём абсолютно нет — его герои те, кто умеет устроить свою судьбу. Уже Руссо, а за ним и Ламартин, выражали сомнение: насколько полезны басни Лафонтена детям, не приучают ли они читателя к неизбежности порока в неведающем жалости мире? Особенно категорично на этот счёт высказался В. А. Жуковский: «Не ищите в баснях его морали — её нет!». Иногда мораль «Басен» сравнивают с заветами Эпикура: необходимость умеренности и мудро-невозмутимого отношения к жизни. В басне “Гороскоп” — сатире на астрономов — Лафонтен утверждает, что движение планет, сияние солнца, смена времен года совершаются по своим, не зависящим от человека законам. Подобные мысли встречаются у Франсуа Бернье. Утверждая божественное происхождение мира, философ вместе с тем не отрицает наличие реальных естественных причин, обусловливающих явления.

Поэтика[править | править код]

Художественному значению басен Лафонтена способствует также красота поэтических вступлений и отступлений Лафонтена, его образный язык, особое искусство передавать ритмом движения и чувства и вообще удивительное богатство и разнообразие поэтической формы.

Басни Лафонтена написаны в большинстве случаев вольным стихом; в XVII веке сам по себе стихотворный характер этого жанра приветствовался не всеми — басня воспринималась прежде всего как назидание. Также он усложнил отношение между сюжетной частью и моралью.

Ю.Б.Виппер, намечая моменты становления классицизма в XVII веке и некоторые тенденции в его будущем развитии, пытается определить предшественников Лафонтена и те идеологические и поэтологические черты, которые разовьются и выразятся у него в формах, совершенных и специфичных для его творчества: демократизм Шаррона (противопоставленный аристократизму Дю Вера), влияние которого сказалось в первой книге лафонтеновских басен 1668 г.[7]; «esprit gaulois» <галльский дух>, «дар тонкого комплимента, игривой шутки», ирония и художественный такт chansons и мелких стихотворений Филиппа Депорта [8]; восходящая к Клеману Маро и к анакреонтике Плеяды эпикурейская традиция поэзии Пьера Мотена, продолженная в Contes [9]; художественная манера сатир Ренье, сказавшаяся в лирике Лафонтена. В вопросе об отношении к традиции – прообразе спора о «древних» и «новых» – Лафонтен также наследует Ренье, который (в противоположность Малербу, «пренебрегавшему национальным» и считавшему, что сочинения, чтобы быть доходчивыми, «пленять […] чистотой […] и ясностью легких фраз» (Н. Буало), должны содержать minimum античной мифологии) предпочитал «гармоническое <его> решение», синтез: следуя принципу имитации древних образцов, учитывал и национальную традицию [10]

«Любовь Психеи и Купидона»[править | править код]

200px-Anthonis_van_Dyck_001.jpg

А. Ван Дейк. Амур и Психея. Ок. 1638

Данью галантной литературе стало прозаическое произведение Лафонтена — повесть «Любовь Психеи и Купидона» (Les amours de Psyché et de Cupidon, 1662), являющаяся переработкой четвёртой и пятой книг романа Апулея «Золотой осёл». Хорошо известный тогдашнему читателю сюжет Лафонтен изложил в изысканной форме, напоминающей оперную постановку. Книга произвела большое впечатление на русского писателя И. Ф. Богдановича, создавшего свою поэму «Душенька» (1773) на основе того же сюжета.

«Поэма о хинном дереве»[править | править код]

Лафонтен пробовал свои силы в жанре естественнонаучной поэмы, популярном в эпоху Возрождения и восходящем к Лукрецию. Его «Поэма о хинном дереве» (Poème du Quinquina, 1682) читается как своеобразная реклама нового лекарственного средства (завозить кору в Европу начали именно в середине XVII века при содействии Людовика XIV).

Комедии[править | править код]

Во второй половине 1680-х Лафонтен пишет в сотрудничестве с актёром Шарлем Шевийе де Шанмеле комедии «Раготен» [1684] на сюжет Скаррона, «Флорентиец» [1685] и «Волшебный кубок» [1688] на сюжет Ариосто. Исследователи отмечали, что Лафонтен пробовал себя в различных жанрах, в т.ч. чуждых его таланту, и объясняли это потребностью в разнообразии.[11]

По свидетельству Дюбо, «…когда Лафонтен вздумал сочинять комедии, они шли под непрерывный свист партера; судьба его опер тоже всем известна»[12].

Комедия “Волшебный кубок” была переведена на русский язык, и этот анонимный перевод был напечатан в 1788 году Николаем Новиковым без указания авторства.[13]

            Рыцарь Ланселот был очень добрым человеком по своей сути, однако, обстоятельства жизни подпортили ему эту самую суть. Он был приемным сыном одной травницы, погрязшей в амбициях, и сбежал в подростковом возрасте, не желая более сносить ее оскорбления, а надеясь заслужить королевский меч и посвящение в рыцари. В скитаниях встретил фею Моргану, где «фея» было явной ошибкой, а вот «ведьма» было бы вернее, потому что судьба ее оказалась изломана, но как будто бы ей было этого мало – она все дальше и дальше утопала в боли. Прошло время прежде, чем Моргана открылась ему и они продолжили путь, полный опасностей, вместе. Многое было свершено прежде, чем Моргана вернула когда-то отнятый свой титул, заслужила место в жизни и сам Ланселот обрел своё сердце.

            Он верил когда-то в преданность, пока не полюбил жену своего короля и не полюбил ее взаимно. Несчастная Гвиневра металась, но сделала выбор в его пользу.

            Он верил когда-то в долг, пока не желая избавиться от препятствия в лице мужа Гвиневры, досадного препятствия – этого бастарда – короля Артура Пендрагона, не принял все интриги Камелота.

            Он не думал, что будет рыцарем на самом деле, после свершенного, но остался им после прихода нового короля – Мелеаганта де Горра, давнего противника рода Пендрагонов, благодаря заступничеству Морганы, для которой Ланселот был самым близким и верным другом, а сама Моргана пережила бы всё, что угодно.

            Ланселот был добрым человеком по своей сути, но и у него иногда кончалось терпение к той жизни, что обрушивалась на него, заставляя выбираться и выбирать, то между честью и желанием, то между умом и сердцем, то между сторонами…

            Было обычное тихое утро, когда Ланселот проснулся в дурном расположении духа. Его решительно все вдруг раздражало, накопившись за долгое время.

            И Моргана, которая никогда не умела жалеть себя и убивалась в работе, не думая о том, что разрушается, и даже желая этого разрушения, всеми силами отвергавшая всякий свет в жизни…

            И Мелеагант де Горр, король, интриган, властелин необычного вида магии, уверенный в том, что все вокруг понимают его интриги и не желающий понять, что большая часть людей просто соглашается с ним и умеет вовремя сделать умное лицо или подстроиться…

            И ближайший друг Мелеаганта – граф Уриен Мори, который вздыхает по Моргане уже так шумно, что слышно в другом коридоре замка, но никак не может сделать решительного шага, чтобы сломить ее…

            И королева – Лилиан, травница, воспитанная той же интриганкой, что и Ланселот, но не знающая интриг, простолюдинка, прибившаяся когда-то к Мелеаганту и не сумевшая покинуть его, раздражающая вдруг Ланселот тем, что в очередной раз схлестнулась с Морганой (нашла же с кем!)…

            И все, все вдруг стали не теми в мыслях рыцаря!

            Ланселоту стало тесно. В один миг мир вдруг выцвел. Все лица, окружавшие его, показались какими-то не теми, чем-то обманным, чем-то даже ненавистным.

            Впрочем, может быть, раздражение Ланселота относилось к самому себе? К тому, что совесть сдавила его окончательно, и он сам видел, как желая быть незаметным в истории, так или иначе оставил куда больший в ней след, чем желал?

***

            Первой досталось Моргане.

            Она сидела в обеденной зале и лениво ковыряла двузубой вилкой картофель. По лицу ее, хранящему следы недосыпа, было видно, что ей бы хотелось больше вина, чем еды. Противиться желанию Моргана не стала и поспешно хлебнула из кубка. Ланселот появился вовремя.

-Опять не спала? – хмуро спросил он.

            Моргана хорошо знала Ланселота, а потому увидела в его лице ту самую редкую вспышку…

            У него были крепкие нервы, но и его прорывало. И Моргана, прикинув в уме, когда это было в последний раз, испугалась. Сама она не умела сдерживаться и не желала, предпочитая сию же минуту обрушивать весь гнев на несчастного.

-Всё в порядке? – Моргана не стала издеваться над Ланселотом или отшучиваться, что сделала бы в любой другой день. Даже как-то присмирела.

-У меня? Да. А вот у тебя…нет, — Ланселот хмуро оглядел ее. – Ты посмотри на себя! Бледная, круги под глазами! Тени. Еще и пьешь! Сколько ты можешь так продолжать? Про отдых слышала? Чего ты пытаешься доказать? Кому?

            Речь Ланселота привлекала внимание двора, собиравшегося на ранний завтрак. Высказать Моргане могли немногие, даже если хотели куда больше. Из страха же – молчали.

-Я…это…- Моргана смутилась, покраснела. Она знала, что с Ланселотом в таком состоянии спорить нельзя. Он размажет силой своей добродетели. Впрочем, таков был их дружеский дуэт. Она обрушивалась н анего постоянно и зачастую несправедливо, а он…его прорывало лишь иногда.

-Что «это»? ты съела хоть что-нибудь? А вчера? Ну-ка, марш спать!

-Я…- Моргана поднялась, кивнула, стараясь не смотреть на него.

-Спать! – гаркнул Ланселот и Моргана, не желая развязывать дальнейшего скандала, почла за благо убраться. Правда, не в спальню. Она уже давно присмотрела себе в коридоре скрытый закуток, где припрятала пару бутылок любимого фландрийского. Там она пряталась от Уриена Мори и совета. Туда и направилась.

***

            Королева не вовремя появилась на пути Ланселота. Она была спокойна, как и подобает королеве, и, хоть не носила Лилиан короны, свет трона озарял ее. Рядом с Мелеагантом она и вовсе смотрелась ангелом. Так как от короля несло темной силой, а Лилиан несла надежду и мир. Может быть, поэтому ее и не отпустили от двора Мелеаганта?

            Но Ланселот знал Лилиан еще ребенком. Они росли вместе.

-Лилиан, — позвал Ланселот, — ваше величество, можно вас?

-Разумеется, — Лилиан не удивилась и сделала знак служанкам оставить ее.

-Скажи-ка, — Ланселот был в явном раздражении, — не просил ли я тебя не ругаться с Морганой?

13:00 Метод и мудрость (12+)

Полный список школ по видам спорта.

6 декабря 2021, 16:31     

 3 839

judo 4454835 1280

В какую спортивную секцию можно отдать ребенка в Улан-Удэ? Для вас мы собрали полный перечень спортивных школ. Большинство секций принимает детей бесплатно.

В Улан-Удэ насчитывается 517 объектов спорта разной направленности, в том числе: 149 спортивных залов, 5 стадионов, 2 легкоатлетических манежа, 278 плоскостных спортивных сооружений, 145 спортивных площадок по месту жительства, сообщили в министерстве спорта и молодежной политики Бурятии. 

Список спортивных школ

Спортивная школа

Адрес офиса

Контактный телефон

Адрес сайта

АУ РБ «Республиканская спортивная школа олимпийского резерва»

ул. Кирова, 1

стрельба из лука, пулевая стрельба, вольная борьба, тхэквондо ИТФ

8(3012) 21-17-03

baikal-olimp.ru

АУ РБ «Республиканская спортивно-адаптивная школа»

ул. Кирова, 1

спорт глухих: вольная борьба, дзюдо; спорт с поражением опорно-двигательного аппарата: триатлон, стрельба из лука; спорт слепых: лёгкая атлетика

8 (3012) 37-99-25

adaptivsport03.ru

АУ РБ «Республиканская спортивная школа плавания»

ул. Рылеева, 2

плавание

8(3012) 37-91-93

rsshp03.ru

МАУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 1» г. Улан-Удэ

ул. Жуковского, 23

легкая атлетика

8(3012)45-60-77

olimprb.jimdo.com

МАУ «Спортивная школа олимпийского резерва №2» г.Улан-Удэ

ул. Юного Коммунара, 1

пулевая стрельба, настольный теннис, тхэквондо, скалолазание

8(3012)44-93-99

sport2uu.ru

МБУ «Спортивная школа №3» г.Улан-Удэ

ул. Ключевская, 52 «А»

спортивная гимнастика, художественная гимнастика, аэробика, армрестлинг, пауэрлифтинг, тхэквондо

8(3012)41-64-48

sdush3.bur.sportsng.ru 

МАУ «Спортивная школа №4» г.Улан-Удэ

ул. Шевченко, 150 б

лыжные гонки, биатлон, волейбол, спортивное ориентирование

8(3012)44-32-11

ssh4-uu.ru

МАУ «Спортивная школа №5 г.Улан-Удэ»

ул. Жердева, 9 «В»

баскетбол, тхэквондо, каратэ, футбол

8(3012)43-81-01

xn--5-7sb3aenbejgn0e.xn--p1ai

МАУ «Спортивная школа №6 г.Улан-Удэ»

ул. Трубачеева, 24

футбол

8(3012)45-50-25

sportschool-6.ucoz.ru

МАУ «Спортивная школа олимпийского резерва №7» г.Улан-Удэ

пер. Волконского,2

вольная борьба

8(3012)44-04-03 44-33-62

xn--7-gtb4aicb3c6b.xn--p1ai

МАУ «Спортивная школа №8» г.Улан-Удэ

ул. Комсомольская, 42

шахматы

8(3012)55-52-54

chess-school8.jimdo.com

МАУ «Спортивная школа олимпийского резерва №9» г.Улан-Удэ

ул. Трубачеева,24

вольная борьба, стрельба из лука, конный спорт

8(3012)45-63-29

sdushor9.jimdo.com

МАУ «Спортивная школа олимпийского резерва №10» г.Улан-Удэ

ул. Кабанская, 50

вольная борьба, стрельба из лука

8(3012)22-51-10

xn--10-emcid6b.xn--p1ai

МАУ «Спортивная школа олимпийского резерва №11» г.Улан-Удэ

ул. Комсомольская,33

бокс

8(3012)26-73-28, 26-05-21

sshor11-uu.ru

МБУ «Спортивная школа №12» г.Улан-Удэ»

ул. Ключевская, 104-61

вольная борьба, бокс, стрельба из лука, тайский бокс

8(3012)21-05-95

dussh12.ru

МБУ «Спортивная школа №14» г.Улан-Удэ

ул. Гвардейская, 2

бокс, волейбол, вольная борьба, стрельба из лука, шахматы, настольный теннис

8(3012)46-36-04

dou14.pelouse.ru

МБУ «Спортивная школа №15 «Динамо» г.Улан-Удэ

ул. Куйбышева, 39

вольная борьба, стрельба из лука, дзюдо

89085-953-680

dinamo15.ucoz.ru

МАУ «Спортивная школа №16 «Забайкалец» г. Улан-Удэ

ул. Краснодонская, 2а

бокс, тайский бокс, волейбол, велоспорт, футбол

8(3012)25-31-66

ssh16.ru/main

МАУ «Спортивная школа №17» г. Улан-Удэ

ул. Трубачеева, 142

самбо

8(3012)43-01-80

dussh-17.bur.sportsng.ru/str_1

МАУ «Спортивная школа №18» г. Улан-Удэ «Золотой Дракон»

ул. Чкалова, 20

ушу, плавание

8(3012)25-16-52 

dussh-18.bur.sportsng.ru/str_5

МАУ «Спортивная школа олимпийского резерва «Иппон» г.Улан-Удэ

ул. Жердева, 90 «А»

дзюдо

8(3012)45-16-00

judo03.su

Если ребенок посещает кружки в домах творчества, центрах допобразования, то и там также можно заняться спортом. Ниже виды физических активностей и список секций, которые могут посещать дети.

Образовательное учреждение

Адрес офиса

Виды спорта

Контактный телефон

Адрес сайта

МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества» г.Улан-Удэ

ул. Бабушкина, 2

шахматы, дзюдо, вольная борьба, оздоровительная верховая езда, ГТО, волейбол, художественная гимнастика, спортивная аэробика, легкая атлетика, баскетбол, спортивные танцы

45-52-00,

45-54-11

maou-do-g.buryatschool.ru

МАОУ ДО «Дом творчества Железнодорожного района г. Улан-Удэ»

ул. Хахалова, 3

самооборона

55-21-12,

44-05-66

zhdt.buryatschool.ru

МАОУ ДО «Дом творчества «Форус» Советского района г. Улан-Удэ»

ул. Ленина, 20

шахматы; волейбол, бокс, теннис, ушу, вольная борьба

21-29-17,

21-29-93

mau-do-dt.buryatschool.ru

МАОУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ»

пр. Строителей, 60

футбол, шахматы, теннис, волейбол

33-60-18,

45-29-43

dtor.buryatschool.ru

МАОУ ДО Центр дополнительного образования «Малая академия наук»

ул. Цивилева, 5 «А»

шахматы

55-21-42

mau-do-t.buryatschool.ru

МАОУ ДО «Городской центр детско-юношеского туризма» г. Улан-Удэ

ул. Шумяцкого,21

спортивное ориентирование, спортивный туризм

37-25-83

mau-do-g.buryatschool.ru

МАОУ ДО «Станция юных техников г. Улан-Удэ»

ул. Московская, 12

авиамодельный спорт

44-74-74

44-91-42

syute.buryatschool.ru

МАОУ ДО «Центр дополнительного образования «Эдельвейс» г. Улан-Удэ»

ул. Нестерева,6

общефизическая подготовка, пауэрлифтинг, шашки, настольный теннис, шахматы, волейбол, баскетбол, спортивный туризм, танцевальная аэробика, ГТО

55-89-46

maou-do-t.buryatschool.ru

МАОУ ДО «Центр допризывной подготовки и патриотического воспитания» г.Улан-Удэ

ул. Буйко,17 «Б»

самбо

27-04-57

mau-do-ts.buryatschool.ru

МАОУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр «Родник» г.Улан-Удэ»

ул. Кумыская, 1 «А»

шашки, футбол

44-38-19

44-29-07

mau-do-doo.buryatschool.ru

Комментарии

В связи с особенностями законодательства РФ, комментирование новостей посетителями влечет за собой комплекс трудновыполнимых обязанностей и ответственности (для СМИ). Поэтому свои комментарии, мысли и предложения вы можете выразить в наших или своих социальных сетях через кнопки «Поделиться», расположенные выше.

Другие новости раздела

Свежие новости

  • Сказка курочка ряба прочитать
  • Сказка кукушка ненецкая сказка автор
  • Сказка курай башкирская народная сказка
  • Сказка куришь в окошко ремикс
  • Сказка крылова ворона и лисица