Сказка кто сильнее восточная сказка

Если вы хотите создать у себя дома интерьер, достойный обложки глянцевого журнала: элегантный, и при этом теплый и уютный, присмотритесь

Если вы хотите создать у себя дома интерьер, достойный обложки глянцевого журнала: элегантный, и при этом теплый и уютный, присмотритесь повнимательнее к марокканскому стилю. Но как и с любой восточной специей, главное правило тут: не переборщить. Расскажем, как привнести в свой дом или квартиру дух арабской сказки, избежав при этом ассоциаций с восточным базаром.

История стиля

Одним из самых интересных этно-стилей, к которому сегодня так любят обращаться маститые дизайнеры, мир обязан небольшой стране на севере Африке. Благодаря выгодному расположению на пересечении ключевых торговых маршрутов, в Марокко элементы ислама и христианства смешались с культурой греков, римлян и самого древнего из ныне живущих народов — берберов. 

К XIX веку, когда эта территория стала французской колонией, элементы марокканского стиля стали попадать в парижские гостиные, которые в те времена задавали тон всей Европе. Ну а окончательно марокканский стиль оформился в 1960-х, благодаря богатым хиппи, облюбовавшим экзотическую страну и Иву Сен-Лорану, который многие годы черпал вдохновение для своих коллекций в интерьерах своей виллы в Марракеше.

Вилла Ива Сен-Лорана в Марракеше. О нем модельер говорил: “Этот город научил меня цвету”

Кому подойдет марокканский стиль? 

Если вы любите путешествовать, не боитесь экспериментов и смелых сочетаний и хотите объединить в одном интерьере сразу несколько культур, марокканский стиль ‒ то, что вам нужно. А еще в сторону востока имеет смысл посмотреть тем, кто подустал от бохо-шика и хочет сменить джут и выцветший текстиль на что-то более концептуальное. 

При этом главная задача — в погоне за африканской сказкой не превратить свою квартиру в лавку старьевщика, полную аляповатых товаров с восточного базара. Лучше всего придерживаться двух базовых оттенков, например,лазурный и терракотово-оранжевый, используя в декоре не больше 6-7 оттенков,пусть даже довольно ярких.

Хоть интерьер с первого взгляда и кажется пестрым, в нем три базовых элемента: оттенки бирюзы, необработанное дерево и резьба по камню

Минималистам, которые не готовы отказаться от белизны и строгости линий, но влюбились в резные арки медин Марракеша и мозаику Зелидж, можно предложить компромисс: вписать в свой интерьер полюбившиеся формы без переноса цвета. 

Марокканский стиль легко можно сочетать с другими. Например, добавить к белым скандинавским стенам традиционную плитку и украсить ниши мавританскими арками

Видео для тех, кто хочет прогуляться по современным домам Марракеша:

Главные элементы марокканского стиля

Главных элементов у этого стиля два: это u-образные двери и входы, напоминающие замочную скважину и огромное множество керамических мозаичных плиток самых ярких цветов, которыми украшено все:от пола до потолка. Мозаика обрамляет дверные проемы и окна, зеркала и  рамы для картин.

Традиционные технологии изготовления плитки зелидж подразумевают ручную роспись небольших пластинок разноцветной эмалью

Мавританские арки

Они могут иметь простую изогнутую вершину или принимать форму подковы, повторяющей очертания храма. Такие арки можно увидеть в любом строении марокканского стиля в альковах, дверных проемах и окнах.

Изюминка Марракеша — многочисленные арабские арки различных форм.

Машрабии 

Так называют традиционное для исламской архитектуры эркерное окно, заключенное в резную деревянную решетку. Подобно ветроуловителям, которые использовали еще в Древнем Египте, эти окна способны создавать в помещении прохладу, используя метод испарительного охлаждения. 

Машрабии — традиционные эркерные окна добавят уюта загородной террасе

Мозаика Зелидж

Зелидж — один из древнейших стилей исламского мозаичного искусства. Религия запрещала художникам-мусульманам изображать живых существ, вместо этого им приходилось менять пространство и работать с воображением зрителя, работая лишь с цветом. Мастера вручную вырезают кусочки плитки и вставляют их в гипсовую основу. Чем тоньше плитка — тем изысканнее выглядит узор. 

Марокканская плитка зелидж незаменима для создания ярких акцентов

Лампы и фонари

Существует два типа традиционных марокканских ламп. Самые узнаваемые ‒ из витражного стекла с латунью или кованым железом. Такие лампы можно встретить во всех цветах, но местные жители отдают предпочтение синему и янтарному. 

А еще марокканцы делают лампы из окрашенной козьей кожи, натягивая ее на железную или латунную раму. Затем их расписывают хной, украшают геометрическими фигурами и природными узорами. Каждый из них имеет особое значение. К примеру, рыбы символизируют плодородие и процветание.

Главная особенность марокканских ламп – наличие сложного орнамента, различных изгибов и мозаики

Цветовая гамма

Подбирая цветовую палитру, достаточно представить северо-африканские пейзажи. Оттенки синего, зеленого и бирюзового напоминают об океане, золото и серебро создают образ пустыни, а насыщенные оранжевый и красный символизируют закат.

Подбирая цветовую палитру для комнаты в марокканском стиле важно соблюсти баланс между земельными и насыщенно-синими оттенками

Если же вы предпочитаете нейтральную палитру, присмотритесь к оттенкам земельных цветов. За основу можно взять терракотовый, песочный, бежевый, кремовый и темно-серый. Любители скандинавского стиля могут разбавить белоснежные стены  ярким фактурным текстилем и деревянной резной мебелью.

Варианты отделки

Отделка стен

Марокканский стиль создан для тех, кто не боится экспериментов. Так что если на традиционную марокканскую штукатурку «таделакт» ваш бюджет не рассчитан, вы легко можете заменить ее венецианской в бежевых или песочных тонах, или даже обойтись гипсокартоном под покраску.

Штукатурку лучше наносить нарочито небрежно, выбирая теплые земельные оттенки

Пол

Пол в марокканском стиле может быть выполнен либо из плитки, либо из камня. Но если ходить в тапочках по дому вы не привыкли, можно поискать альтернативу в виде дерева темных пород.

Грубые деревянные полы темных оттенков удачно подчеркнут высоту арок

СОВЕТ: Один из самых эффектных способов привнести в ваш дом элементы марокканского стиля ‒ украсить лестничный подъем узорчатой плиткой. Альтернативный вариант — нанести рисунок с помощью трафарета.

Для облицовки лестницы в марокканском стиле лучше использовать керамическую плитку или камень. В Марокко высокая влажность, так что такое решение для этого климата — необходимость. Ну а в северных широтах такое оформление лестничного подъема добавит легкости и игривости в интерьер.

Потолок

Если вы ‒ счастливый обладатель высоких потолков, лучшее решение ‒ декорировать их деревянными балками. Идеальный вариант ‒ нанести на них природный орнамент. Если же высота потолков у вас меньше 3 метров, лучше отделать его так же, как и стены: штукатуркой или краской.

При достаточной высоте потолки можно украсить деревянными балками и кессонами

Окна и двери

Дверные проемы можно либо оформить в виде арок, либо выбрать деревянные наличники и двери насыщенных цветов. Окна можно стилизовать дополнив их небольшими арками из дерева или металла.

В Марокко не найти двух похожих дверей, каждая входная группа отражает пристрастия хозяина дома

Мебель в марокканском стиле

Интерьер в марокканском стиле представляют собой заманчивое сочетание комфорта и роскоши. Так как в марокканском стиле бал правит яркие цвета и мозаика, мебель достаточно лаконична, она создает контраст и не загромождает пространство. 

Диваны и столы низкие, это создает атмосферу оазиса, где можно укрыться от жаркого африканского солнца. Шкафы, серванты и обеденные столы обычно сделаны из дерева, либо нарочито просто обработанного либо же с инкрустацией из стекла и ткани. Журнальные столики, кровати и стулья, как правило, сделаны из металла. 

Обилие вспомогательной мебели – одна из главных особенностей интерьера в марокканском стиле.

Комнаты в марокканском стиле

Гостиная

Марокканские гостиные ‒ это пространство, созданное для семейных праздников и дружеских посиделок: низкие диваны, большие журнальные столики, мягкие подушки, набросанные на пушистый ковер. Если гостям не хватит места можно разместить их на классических марокканских кожаных пуфах. На них же можно поставить латунные подносы с закусками и напитками.

Чем больше ярких подушек из ткани разных фактур вы сможете разместить на диванах и полу ‒ тем больше ваш интерьер будет похож на марокканскую гостиную

Спальня

При проектировании спальни в марокканском стиле можно пойти двумя путями. Первый способ подойдет тем, кто любит менять декор по сезону и настроению. Можно взять за основу белый цвет и дополнить стены цветовыми всплесками, используя текстиль и ковры, украсив потолок люстрой в марокканском стиле.Ну а те, кто любит смелые решения подойдет могут покрасить стены в ярко-красный или темно-терракотовый цвет. Выбирайте красочные постельные принадлежности с типичными марокканскими узорами, а центральным элементом комнаты станет деревянная кровать с балдахином, которую дополнят тяжелые шторы с рисунком.

Зону спальни можно отделить тяжелыми гардинами, а нишу украсить подобием мавританской арки

Прихожая

Прихожая ‒ как правило самая маленькая комната в доме, которой вдобавок не хватает света. Решить эту проблему поможет краска земельных оттенков, простая деревянная мебель и кованые железные светильники, которые лучше всего разместить рядом с большим зеркалом. Оно добавит в коридор дополнительный свет, который так необходим и поэтому важно сосредоточиться на добавлении света в комнату, чтобы создать иллюзию большего пространства. Покрасьте стены в нейтральные цвета и выберите небольшие предметы простой деревянной мебели. Добавление богато украшенного зеркала добавит комнате интересную особенность, а также усилит освещение в коридоре. Настенные светильники из кованого железа-еще одно приятное дополнение к небольшим комнатам. Максимизируя таким образом свет, он улучшит поток света через прихожую, что является еще одним важным элементом марокканского дизайна.

Даже самый спокойный интерьер заиграет всеми красками Востока, если дополнить его лампами, стилизованными под марокканские светильники

Кухня

Есть несколько способов, которыми вы можете создать внешний вид марокканской кухни. Главное, что следует учитывать многим людям, которые проектируют свою кухню, — это устройства. Лучший вариант-более темные деревянные блоки или окрашенные деревянные блоки. Как и во многих других комнатах марокканских домов, плитка является важной особенностью кухни. Создайте заднюю панель, используя керамическую плитку с замысловатыми узорами, так как это будет практичным и эстетичным элементом в помещении. Плитки также могут быть нанесены на рабочие поверхности.

Плитка в марокканском стиле — отличная альтернатива уже поднадоевшему «кабанчику»

Ванная

Марокканский стиль способен моментально создать атмосферу восточной неги и релакса, так что для ванны он подойдет как нельзя кстати. К тому же, это неплохой вариант для тех, кто хотел бы поэкспериментировать с этим стилем, но в небольшом и приватном пространстве. Полы и стены декорируют узорчатой плиткой, потолок с помощью гипсокартона делают куполообразным, а ванну лучше выбрать отдельностоящую, чтобы добиться ассоциации с восточным бассейном.

Сложные арки можно использовать как декор для ниш, шкафов и душевых кабин.

Освещение

В интерьере обязательно стоит использовать лампы и подвесы разных  геометрических форм из цветного или витражного стекла, резного металла и дерева. Лампочки стоит выбирать с теплым светом, а вот с количеством светильников переборщить невозможно. Чем больше и разнообразней по формам лампы вы повесите, тем сказочней будет атмосфера в комнате.

С количеством светильников в марокканском интерьере невозможно переборщить

Аксессуары и декор

Ковры

Главный акцент в марокканском декоре ‒ это, конечно, ковер. Для современного интерьера лучше выбрать берберский, с традиционным геометрическим узором, который без труда можно вписать абсолютно в любой интерьер.

Берберские ковры универсальны и будут работать с любыми предметами декора

Зеркала

Дополнить интерьер в марокканском стиле помогут зеркала в массивных деревянных рамах, украшенные мозаикой или камнями. Зеркала часто повторяют форму замочной скважины, вторя аркам и дверным порталам марокканских дворцов.

Марокканские зеркала часто украшают сложным орнаментом и вязью

Текстиль

С помощью текстиля можно привнести нотку марокканского тепла в любое помещение. Достаточно лишь запастись кучей подушек в ярких наволочках и набросать их на ковер и диваны. А вот шторы лучше выбирать однотонные — терракотовые или насыщенно-синие.

Текстиль лучше подбирать в одной цветовой палитре, а вот с количеством подушек переборщить не получиться

Растения

Впустить в квартиру африканское солнце и соленые брызги моря помогут и растения. Идеально подойдут папирус и банановое дерево, но можно остановиться и на знакомой многим россиянам юкке. Посадить их лучше всего в объемные глиняные горшки, которые потом можно поместить в большие корзины из джута.

Большие горшки могут стать центральным элементом на террасе загородного дома

Посуда

На столешнице и круглых кожаных пуфах можно разместить медные подносы с яркими пиалами.

Марокканские гончары часто дают своим произведения звучные имена, например: «Сон Падишаха»

Ароматы

Завершающим штрихом станет пряный марокканский аромат. Выбирайте свечи, благовония и аромамасла с нотками специй: корицы, мускатного ореха и шафрана. Восточный образ может дополнить сладкий аромат жасмина или апельсина, гвоздики и сандалового дерева.

Марракеш называют всемирной столицей специй. На местных базарах можно найти любую приправу

Когда я была маленькой, меня очень мучило, что я не могу разобрать, о чем говорят цветы. Мой учитель ботаники уверял, что они ни о чем не говорят. Не знаю, был ли он глух или скрывал от меня правду, но он клялся, что цветы совсем не разговаривают.

Между тем я знала, что это не так. Я сама слышала их неясный лепет, в особенности по вечерам, когда уже садилась роса. Но они говорили так тихо, что я не различала слов. К тому же они были очень недоверчивы, и если я шла по саду между клумбами или же по полю, то они шептали друг другу: «Тсс!» По всему ряду как бы передавалась тревога: «Замолчите, а то любопытная девочка подслушивает вас».

Но я добивалась своего. Я научилась ступать так осторожно, чтобы не задеть ни одной былинки, и цветы не слышали, как я подходила к ним близко. И тогда, притаившись под деревьями, чтобы они не видели моей тени, я наконец поняла их речь.

Надо было напрягать все свое внимание. У цветов голоса были такие тоненькие, нежные, что дуновение ветерка или жужжание какой-нибудь ночной бабочки совершенно заглушало их.

Не знаю, на каком языке они разговаривали. Это не был ни французский, ни латинский, которым меня в то время обучали, но я его отлично понимала. Мне даже кажется, что я его понимала лучше других знакомых мне языков.

Однажды вечером мне удалось, лежа на песке, не проронить ни слова из того, что говорилось в углу цветника. Я старалась не шелохнуться и услышала, как один из полевых маков заговорил:

— Господа, пора уже покончить с этими предрассудками. Все растения одинаково благородны. Наше семейство не уступит никакому другому. Пусть кто угодно признает розу царицей, но я заявляю, что с меня довольно, я и не считаю никого вправе называть себя более знатным, чем я.

На это астры в один голос ответили, что господин полевой мак совершенно прав. Одна из них, выше и пышнее других, попросила слова и сказала:

— Я не понимаю, чем так кичится семейство роз. Скажите, пожалуйста, разве роза красивее и стройнее меня? Природа и искусство общими усилиями увеличили число наших лепестков и сделали наши краски особенно яркими. Мы, несомненно, богаче, так как у самой роскошной розы бывает много-много двести лепестков, a у нас — до пятисот. А уж таких оттенков лилового и даже почти синего цвета, как у нас, розе никогда не добиться.

— Скажу про себя, — вмешался бойкий вьюнок, — я принц Дельфиниум. В моем венчике отражается небесная лазурь, а мои многочисленные родичи владеют всеми розовыми переливами. Как видите, пресловутая царица во многом может нам позавидовать, а что касается ее хваленого аромата, то…

— Ах, уж и не говорите об этом, — с жаром перебил полевой мак. — Меня просто раздражают вечные толки о каком-то аромате. Ну, что такое аромат, скажите, пожалуйста? Условное понятие, придуманное садовниками и бабочками. Я нахожу, что у роз неприятный запах, а у меня приятный.

— Мы ничем не пахнем, — сказала астра, — и этим доказываем свою порядочность и благовоспитанность. Запах свидетельствует о нескромности или хвастовстве. Цветок, уважающий себя, не станет бить в нос. Достаточно того, что он красив.

— Я с вами не согласен! — воскликнул махровый мак, отличавшийся сильным ароматом. — Запах есть отражение ума и здоровья.

Голос махрового мака был заглушён дружным смехом. Гвоздики держались за бока, а резеда раскачивалась из стороны в сторону. Но, не обращая на них внимания, он стал критиковать форму и цвет розы, которая отвечать не могла — все розовые кусты незадолго перед тем были подрезаны, и на молодых побегах лишь появились маленькие бутончики, туго стянутые зелеными свивальниками.

Богато одетые анютины глазки высказались против махровых цветов, а так как в цветнике преобладали махровые, то начались всеобщие неудовольствия. Впрочем, все так завидовали розе, что скоро помирились между собою и стали наперерыв ее высмеивать. Ее сравнивали даже с кочаном капусты, причем говорили, что кочан, во всяком случае, и толще, и полезнее. Глупости, которые я слушала, вывели меня из терпения, и, топнув ногой, я вдруг заговорила на языке цветов:

— Замолчите! Вы все вздор мелете! Я думала услышать здесь чудеса поэзии, а, к своему крайнему разочарованию, нашла в вас только соперничество, тщеславие, зависть!

Наступило глубокое молчание, и я убежала из сада.

Посмотрю-ка, думала я, может, полевые цветы разумнее этих чванливых садовых растений, которые получают от нас искусственную красоту и в то же время как бы заражаются нашими предрассудками и ошибками.

Под тенью живой изгороди я пробиралась к полю. Мне хотелось знать, неужели и спирии, которых называют царицами поля, так же горды и завистливы. Дорогою я остановилась около большого шиповника, на котором все цветы вели разговор.

Надо вам сказать, что во времена моего детства еще не существовало многочисленных сортов роз, которые впоследствии были получены искусными садоводами посредством колировок. Тем не менее, природа не обделила нашей местности, где в диком виде росли разнообразные розы. А в саду у нас водилась сентифолия — роза с сотнею лепестков; родина ее неизвестна, но ее происхождение обыкновенно приписывают культуре.

Для меня, как и для всех тогда, эта сентифолия представляла идеал розы, и я вовсе не была уверена, как мой учитель, что она лишь порождение искусного садоводства. Из книг я знала, что еще в глубокой древности роза восхищала людей своей красотой и своим ароматом. Конечно, им в ту пору не была известна чайная роза, которая уж вовсе не пахнет розой, и все эти прелестные породы, которые теперь до бесконечности разнообразят, но, по существу, искажают истинный тип розы. Меня стали учить ботанике, но я понимала ее по-своему. У меня было тонкое обоняние, и я непременно хотела, чтобы аромат считался одним из главных признаков цветка. Мой учитель, нюхавший табак, не разделял моего увлечения. Он был восприимчив только к запаху табака, и если нюхал какое-нибудь растение, то потом уверял, что от него щекочет в носу.

Я во все уши слушала, о чем говорил шиповник над моею головою, так как уже с первых слов я поняла, что речь идет о происхождении розы.

— Побудь еще с нами, милый ветерок, — говорили цветы шиповника. — Мы расцвели, а прекрасные розы на клумбах еще спят в своих зеленых оболочках. Смотри, какие мы свежие и веселые, и если ты нас немного покачаешь, то у нас будет такой же нежный аромат, как у нашей славной царицы.

Затем я услышала голос ветра, отвечавший:

— Замолчите, вы ведь только дети севера. Я минутку поболтаю с вами, но не думайте равняться с царицей цветов.

— Милый ветерок, мы ее уважаем и обожаем, — ответили цветы шиповника. — Мы знаем, как ей завидуют другие цветы. Они уверяют, что роза не лучше нас, что она дочь шиповника и своею красотой обязана только колировке и уходу. Мы сами необразованные и не умеем возразить. Ты старше и опытнее нас. Скажи, знаешь ли ты что-нибудь о происхождении розы?

— Как же, с нею связана и моя собственная история. Слушайте и никогда этого не забывайте!

Вот что рассказал ветерок.

— В те времена, когда земные создания еще говорили языком богов, я был старшим сыном царя бурь. Концами своих черных крыльев я касался противоположных точек горизонта. Мои огромные волосы переплетались с облаками. Вид у меня был величественный и грозный. В моей власти было собрать с запада все тучи и разостлать их непроницаемой пеленой между Землей и Солнцем.

Долго я с отцом и братьями царствовал над бесплодной планетой. Нашей задачей было все уничтожать и разрушать. Когда мои братья и я устремлялись со всех сторон на этот беспомощный и маленький мир, то казалось, что жизнь никогда не сможет появиться на бесформенной глыбе, ныне называемой Землею. Если отец мой чувствовал усталость, то ложился отдыхать на тучах, предоставляя мне продолжать его разрушительную работу. Но внутри Земли, сохранявшей еще неподвижность, скрыт был могучий божественный дух — дух жизни, который стремился наружу и однажды, разбивая горы, раздвигая моря, собирая кучу пыли, проложил себе дорогу. Мы удвоили свои усилия, но только содействовали росту бесчисленных созданий, которые благодаря своей малой величине ускользали от нас или сопротивлялись нам самою своею слабостью. На теплой еще поверхности земной коры, в расщелинах, в водах появились гибкие растеньица, плавучие раковинки. Тщетно мы гнали яростные волны на эти крошечные создания. Жизнь беспрестанно появлялась в новых формах, словно терпеливый и изобретательный гений творчества решил приспособить все органы и потребности существ к обуреваемой нами среде.

Нам начало надоедать это сопротивление, по виду такое слабое, но на деле непреодолимое. Мы уничтожали целые семейства живых созданий, но на их место являлись другие, более приспособленные к борьбе, которую они благополучно выдерживали. Тогда мы решили собраться с облаками, чтобы обсудить положение и попросить у нашего отца новые подкрепления.

В то время, как он отдавал нам свои распоряжения, Земля, ненадолго отдохнувшая от наших преследований, успела покрыться множеством растений, среди которых двигались мириады животных самых разнообразных пород, искавшие себе пристанища и пищи в огромных лесах, на склонах могучих гор или в прозрачных водах огромных озер.

— Ступайте, — сказал царь бурь, отец мой. — Смотрите, Земля вырядилась, как невеста, собирающаяся вступить в брак с Солнцем. Разведите их. Соберите огромные тучи, дуйте изо всех сил. Пусть ваше дыхание выворачивает деревья, сплющивает горы, взбаламутит моря. Идите и не возвращайтесь, пока останется хоть одно живое существо, хоть одно растение на этой проклятой Земле, где жизнь хочет водвориться нам наперекор.

Мы отправились сеять смерть в обоих полушариях. Рассекая облачную завесу, как орел, я помчался в страны Дальнего востока, туда, где на покатых низменностях, спускающихся к морю под знойным небом, среди сильной влаги водятся исполинские растения и лютые звери. Я отдохнул от прежнего утомления и теперь чувствовал необыкновенный подъем сил. Я гордился тем, что несу погибель слабым созданиям, которые осмеливались не поддаваться мне с первого раза. Одним взмахом крыла я дочиста выметал целую местность, одним дуновением я выламывал целый лес и безумно, слепо радовался тому, что я сильнее всех могучих сил природы.

Внезапно я почувствовал незнакомый мне аромат и, удивляясь этому новому ощущению, остановился, чтобы сообразить, откуда оно взялось. Тогда я впервые увидел создание, которое появилось во время моего отсутствия, нежное, изящное, прелестное создание — розу!

Я кинулся, чтобы раздавить ее. Она пригнулась, легла на землю и сказала мне:

— Пожалей меня! Ведь я такая красивая и кроткая! Вдохни мой аромат, тогда ты меня пощадишь.

Я вдохнул ее аромат — и внезапное опьянение смягчило мою ярость. Опустившись около нее на землю, я заснул.

Когда я проснулся, роза уже выпрямилась и стояла, слегка покачиваясь от моего спокойного дыхания.

— Будь мне другом, — сказала она, — не покидай меня. Когда твои ужасные крылья сложены, ты мне нравишься. Какой ты красивый! Верно, ты царь лесов! В твоем нежном дуновении я слышу чудную песню. Останься здесь или возьми меня

с собой. Я хочу посмотреть вблизи на Солнце и облака.Я положил розу к себе на грудь и полетел. Но вскоре мне показалось, что она умирает. От изнеможения она уже не в состоянии была со мной говорить, но ее аромат продолжал восхищать меня. Опасаясь погубить ее, я летел тихонько над верхушками деревьев, избегая малейшего толчка. Таким образом, я с предосторожностями добрался до дворца из темных туч, где меня ждал отец.

— Что тебе нужно? — спросил он. — Отчего ты оставил лес на берегах Индии? Я его вижу отсюда. Вернись и уничтожь его поскорее.

— Хорошо, — ответил я, показывая ему розу.- Но позволь мне оставить у

тебя это сокровище, которое я хочу спасти.

— Спасти! — воскликнул он и зарычал от гнева. — Ты хочешь что-то спасти?

Одним дуновением он вышиб из моих рук розу, которая исчезла в пространстве, рассыпая кругом свои поблекшие лепестки.

Я бросился за нею, чтобы схватить хоть один лепесток. Но царь, грозный и неумолимый, в свою очередь, схватил меня, повалил, придавил коленом мою грудь и с силою оторвал мне крыла, так, что перья с них полетели в пространство вслед за лепестками розы.

— Несчастный! — сказал он. — Ты проникся состраданием, теперь ты мне больше не сын. Ступай на Землю к злополучному духу жизни, который оказывает мне сопротивление. Посмотрим, сделает ли он что-нибудь из тебя, когда теперь, по моей милости, ты уже ни к чему не годен.

Толкнув меня в бездонную пропасть, он навеки отрекся от меня.

Я покатился до лужайки и, разбитый, уничтоженный, оказался рядом с розой. А она была весела и благоухала больше прежнего.

— Что за чудо? Я думал, что ты умерла, и оплакивал тебя. Разве ты одарена способностью возрождаться после смерти?

— Разумеется, — ответила она, — так же, как и все существа, поддерживаемые духом жизни. Взгляни на окружающие меня бутоны. Сегодня вечером я уже утрачу свой блеск и должна буду заботиться о своем возрождении, а мои сестры будут пленять тебя своею красотой и благоуханием. Останься с нами. Разве ты нам не друг и товарищ?

Я был до того унижен своим падением, что проливал слезы на землю, к которой отныне чувствовал себя прикованным. Мои рыдания растрогали духа жизни. Он явился мне в образе лучезарного ангела и сказал:

— Ты познал сострадание, ты пожалел розу, за это я пожалею тебя. Твой отец силен, но я сильнее его, потому что он уничтожает, а я созидаю.С этими словами он прикоснулся ко мне, и я превратился в хорошенького румяного ребенка. За плечами у меня внезапно выросли такие крылышки, как у бабочек, и я с восхищением принялся летать.

— Останься с цветками под сенью лесов, — сказал мне дух. — Теперь эти зеленые своды будут укрывать и защищать тебя. Впоследствии, когда мне удастся победить ярость стихии, ты сможешь облетать всю Землю, где тебя будут благословлять и воспевать. А ты, прекрасная роза, ты первая обезоружила гнев своею красотою! Будь же символом грядущего примирения враждебных ныне сил природы. Поучай также будущие поколения. Цивилизованные народы захотят все использовать для своих целей. Мои драгоценные дары — кротость, красота, грация — будут казаться им чуть ли не ниже, чем богатство и сила. Покажи им, милая роза, что нет высшего могущества, чем способность очаровывать и примирять. Я даю тебе титул, который никто у тебя не осмелится отнять во веки веков. Провозглашаю тебя царицей цветов. Учреждаемое мною царство божественно и действует только очарованием.

С этого дня я зажил мирно, а люди, животные и растения горячо полюбили меня. Благодаря своему божественному происхождению я могу выбирать себе место жительства где угодно, но я преданный слуга жизни, которой содействую своим благотворным дыханием, и не хочу покинуть дорогой Земли, где меня удерживает моя первая и вечная любовь. Да, милые цветочки, я верный поклонник розы, а следовательно, ваш брат и друг.

— В таком случае устрой нам бал! — воскликнули цветы шиповника. — Мы будем веселиться и воспевать хвалу нашей царице, розе востока с сотней лепестков.Ветерок зашевелил своими хорошенькими крылышками, и над моей головою начались оживленные танцы, сопровождаемые шуршанием веток и шелестом листьев, которые заменяли бубны и кастаньеты. От увлечения некоторые дикие розы порвали свои бальные платья и осыпали своими лепестками мои волосы. Но это не помешало им плясать дальше, припевая:

— Да здравствует красавица роза, победившая своею кротостью сына царя бурь! Да здравствует добрый ветерок, оставшийся другом цветов!

Когда я сообщила своему учителю все, что слышала, то он заявил, что я больна и что мне надо дать слабительного. Однако бабушка выручила меня и сказала ему:

— Очень жалею вас, если вы сами никогда не слышали, о чем говорят цветы. Я хотела бы вернуть те времена, когда я их понимала. Это свойство детей. Не смешивайте свойства с недугами!

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 94-95. 

Раздел «Волшебная сказка»

УКМ «Перспектива»

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1. Прочитайте ещё раз начало и конец каждой сказки. Запишите их в творческую тетрадь.

«Иван-царевич и серый волк»: «Жил-был царь Берендей… …стали жить-поживать, да горя не знать».

«Летучий корабль»: «Жили-были старик и старуха… …стал он в том царстве жить, всякие дела вершить».

«Морозко»: «Живало-бывало, жил дед да с другой женой… …заголосила старуха да поздно».

«Белая уточка»: «Один князь женился… …стали все жить-поживать, добра наживать».

«По щучьему веленью»: «Жил-был старик. Было у него три сына… …тут и сказке конец, а кто слушал — молодец».

2. Подумайте, есть ли какой-то смысл в том, что волшебные сказки начинаются и заканчиваются определёнными словами. Зачем в сказке нужна концовка?

В зачине сказки обычно даётся представление о героях, например, живут старик и три сына.

Концовка нужна чтобы показать, что дальше у героев всё будет хорошо. Они живут, горя не знают, добра наживают. Это убеждает нас в окончательной победе добра.

3. Вспомните, что такое присказка.

Присказка — это короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки.

4. Выберите присказки из перечисленных предложений. Запишите их в творческую тетрадь.

Согласно определению, присказка является коротким рассказом. Из перечисленных примеров только один отвечает этом условию:

На море-окияне, на острове Буяне стоит дерево — золотые маковки…

5. Обсудите с друзьями, чтобы вы делали, если бы у вас появились волшебные предметы: волшебная палочка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы. Составьте совместно небольшой рассказ о том, что могло бы случиться, если бы вы однажды нашли волшебную палочку.

Если бы я нашла скатерть-самобранку, я бы накормила всех голодных, никто бы больше не стал страдать от голода.

Если бы я нашла сапоги-скороходы, я бы никуда и никогда не опаздывала. Я бы посетила все страны мира, увидела бы все чудеса планеты.

Рассказ «Как мы нашли волшебную палочку» для 3 класса.

Однажды мы с Игорем нашли волшебную палочку.

Она просто лежала в траве, небольшая, очень красивая, со звездой на наконечнике.

Игорь сказал, что это просто игрушка, а я взмахнула палочкой и появилось мороженое. Тогда Игорь выхватил у меня палочку и стал размахивать ею, крича разные желания. Но у него палочка не работала.

Я сказала, что это потому, что он не верил в волшебство, и забрала палочку. Игорь стал просить загадать электросамокат или смартфон, но я вспомнила сказку «Цветик-семицветик». Я подумала о том, что нельзя использовать волшебную палочку на разные глупости или игрушки. Она нужна для добрых дел.

Я пожелала, чтобы люди стали добрыми и перестали завидовать друг другу, чтобы прекратились войны, чтобы учёные победили болезни, чтобы прилетели инопланетяне.

Теперь остаётся только ждать, что из этого получилось. Ну и играть с Шеном, он прилетел к нам из созвездия Гончих псов сразу, как я этого пожелала.

6. Подумайте, что общего в характерах и поступках главных героев сказок «Летучий корабль», «Иван Царевич и серый волк» и «По щучьему веленью».

Они все проявляют доброту и любовь к людям и окружающему живому миру.

7. Почему люди слагали сказки про Ивана-дурака? Выберите тот ответ, с которым вы согласны.

Чтобы показать, что тот человек умный, который живёт по совести, добр, честен, простодушен, любит родителей и окружающий мир.

8. Поразмышляйте над словами известного учёного Д. Лихачёва.

Учёный подтверждает сделанный мной вывод о том, что любят в народе не просто дураков, а людей добрых, немного наивных, которые никому не делают зла, любят родителей и животных. Только таким достаются награды в сказках, уважение и почёт.

9. Попробуйте провести исследование на тему «Добро побеждает зло». Побеседуйте об этом с родителями и друзьями. Совместно составьте небольшой текст. Подтвердите свои мысли примерами из прочитанных сказок.

Текст-исследование на тему «Добро побеждает зло» для 3 класса

Главным принципом, который всегда соблюдается в волшебных сказках, оказывается принцип торжества добра.

Как бы тяжело не приходилось доброму герою в начале, в конце он обязательно получает награду и повергает злого. В этом народ видит высшую справедливость.

Любая сказка подводит нас к убеждению в том, что добро должно победить, что оно сильнее зла. Это искренняя мечта народа, которую он воплотил в своих сказках.

Победа добра происходит во всех случаях, даже если доброму герою приходится погибнуть.

Возьмём Ивана-царевича, который искал жар-птицу и которому помогал серый волк. Он погиб, убитый братьями, но волшебная сказка не допускает победы зла. И волк оживляет Ивана, а братьев уничтожает.

Похоже развиваются события в сказке «Белая уточка». Добрая героиня не гибнет, но превращается колдовством в уточку. Её сыновья убиты злой ведьмой. Но добро побеждает и тут. Уточка становится человеком, сыновья оживают, а ведьму убивают.

И так происходит в каждой сказке. Ведь не зря народная мудрость говорит о том, что добро вечно в памяти живёт. Живёт оно и в сказках, за что мы их так любим.

1

  • Сказка кто лучше прыгает
  • Сказка кто сильнее башкирская народная сказка
  • Сказка крылатый мохнатый да масляный текст с картинками распечатать
  • Сказка крылатый мохнатый да масляный с иллюстрациями
  • Сказка кто в избушке живет персонажи