Сказка крылова свинья под дубом

Автор на чтение 28 мин. просмотров 1 опубликовано 17.03.2021 сочинения по литературе крылов анализ и мораль басни свинья под дубом

На чтение 28 мин. Просмотров 1 Опубликовано

  • Сочинения
  • По литературе
  • Крылов
  • Анализ и мораль басни Свинья под дубом

Ограниченность взглядов является довольно распространенным пороком общества и отдельных людей. Как правило, даже современные люди, которые обладают образованием и, казалось бы, более-менее развитой культурой мысли, не могут увязать причины и следствия, понять зависимость одного от другого.

В басне Свинья под дубом рассказывается о свинье, которая кушает желуди под дубом. Ненасытное животное в поисках желудей начинает не просто рыскать, но и рыть корни у дуба в надежде отыскать там немного пищи. Дуб, наблюдая за этим действом, обращает внимание свиньи на элементарный факт: именно он является источником желудей и если свинья подроет корни, то и желудей не останется.

Такое поведение является распространенным, хотя не всегда люди могут признать этот факт. Например, отношение к природе у людей порой довольно странное. Люди используют природные ресурсы, пользуются разнообразными благами, но при этом безмерно вредят планете.

Суть заключается в простом факте: на самом деле природа дает все эти блага и если пользоваться природой безраздумно, то ничего не останется. Тем не менее, человечество в каком-то смысле подобно ненасытной свинье, которая подрывает корни у дуба, с которого кормится. Поэтому басня, хотя и не нова, по-прежнему остается актуальной.

Крылов рассматривает различные негативные качества, такие как: ограниченность взглядов, то есть невежество; забота только о собственном благе и удовольствии, пренебрежение другими; отсутствие понимания взаимосвязи между причинами и следствиями. Довольно интересным тут является факт анатомии свиней, который следует здесь отметить. На самом деле свиньи физиологически не могут поднять голову, они на протяжении всего своего существования могут вообще не видеть небо, в связи с собственной физиологией.

Читайте также:  Жанры русских народных песен. Народные песни: частушки, колыбельные, обрядовые

Этот факт вполне может быть метафорой существования невежественного человека. Такой человек подобно свинье смотрит только перед собой, только вниз, он увлечен своими элементарными интересами и более ничем. Такой человек не видит «неба» и даже не может понять откуда появляются «желуди», которые его питают.

Свинья под дубом герои

  • Дуб – является образом мудреца, который не пытается свинью наставить на истинный путь, просто повторяющий истину.
  • Свинья – ее образ высмеивает ленивых людей и невежество. Свинка не способна вверх поднимать голову, поэтому Крылов выбрал ее не случайно. Это усиливает образ ничего не желающего слышать и знать человека.
  • Ворон – герой, который желает вразумить свинку. Но Ворон наивен и не может понять, что свинья его вряд ли услышит и сделает так, как он сказал.

Идея басни

Аллегорическая сказка учит тому, что не нужно считать бесполезными плоды любых знаний или науки только из-за того, что человек этого просто не понимает. Такое же иносказание прослеживается в басне Крылова «Мартышка и очки», где высмеивается обезьяна. Все начинается с того, что она ругает очки и ломает их, так как не увидела в них пользы. Но в действительности мартышка просто не умеет их правильно использовать. Рассуждения о том, чему учит басня «Свинья под Дубом», мораль этого произведения:

fullsize481.jpg

  1. Раз съев желуди, свинья не видит смысла в дальнейшем использовании Дуба, то есть считает, что дерево одноразовое, и уничтожает его. Она не осознает, что дуб ежегодно может давать множество плодов, которые прокормят не только ее, но и других животных, живущих поблизости.
  2. Так происходит и в реальности — один невежественный человек своим действием может сломать жизнь и отнять ресурсы у многих людей, так как заботится только о собственном благополучии и не осознает, что все в мире приносит намного больше пользы, чем может показаться. Необходимо только приглядеться и подумать.

Свинья под дубом читательский дневник, краткое содержание

Свинья объелась желудями, которые лежали под огромным старым дубом. После сытной трапезы она улеглась под деревом спать. Проснувшись, решила рылом подрыть могучему дубу корни. Это увидел Ворон, сидевший на дереве. Он предупредил хрюшку, что дерево может засохнуть и погибнуть, если обнажить корни. Свинья сказала, что это ее волновать не должно, потому что мало толку от дуба. Пусть засыхает, главное, чтобы были желуди, которые она ест. Тогда рассердился дуб и призвал свинью поднять рыло вверх и обратить внимание, откуда падают ее любимые желуди.

svinya-pod-dubom.jpg

Сочинение. Басня И.А. Крылова «Свинья под Дубом». Восприятие, толкование, оценка

Басня «Свинья под Дубом» была написана И.А. Крыловым в 1823 г., впервые опубликована в «Северной пчеле» в 1825 г. Данный сюжет разрабатывался в басне Эзопа «Путники и платан»: «Путники шли дорогою в летнюю пору, в полдень, изнемогая от жары. Увидели они платан, подошли и легли под ним отдохнуть. Глядя вверх на платан, стали они между собою говорить: «А ведь бесплодное это дерево и бесполезное для людей!» Ответил им платан: «Неблагодарные вы! сами пользуетесь моей сенью и тут же обзываете меня бесплодным и бесполезным!» — Так не везет и некоторым людям: они делают ближним добро, а благодарности за это не видят». Также этот сюжет присутствует в басне Г.Э. Лессинга «Дуб и свинья». К этой же теме обращались и русские баснописцы, в том числе анонимные. Существует версия, что «скрытый адресат» басни — профессор, историк и литературный критик М.Т. Каченовский.

В этой басне, используя прием олицетворения и гротеска, Крылов аллегорически противопоставляет невежество и истинное просвещение. Персонажами басни становятся свинья, ворон и дуб. Главной героиней выступает Свинья. В ее поступках и рассуждениях проявляются такие качества, как лень, обжорство, глупость, неблагодарность, невежество. Все ее поведение определяется чисто животными инстинктами: «наелась желудей досыта, до отвала», «выспалась», «глаза продравши, встала». Перечисляя внешние действия, автор подчеркивает отсутствие у Свиньи каких-либо интересов, стремлений. Она воплощает у Крылова самые низменные человеческие инстинкты. Наевшись и выспавшись, Свинья начинает подрывать корни у Дуба. Причем вряд ли она сама может объяснить, зачем это делает. Рыть землю — это еще один животный инстинкт.

Свинью пытается вразумить Ворон. И этот образ у Крылова не случаен. Ворон — вещая, мудрая, ученая птица, несущая пророчества. Пытаясь остановить свинью, он приводит логические доводы:

Ведь это дереву вредит, — Ей с Дубу Ворон говорит, — Коль корни обнажишь, оно засохнуть может.

Однако она остается безучастной к доводам Ворона:

Пусть сохнет, — говорит Свинья, — Ничуть меня то не тревожит, В нем проку мало вижу я; Хоть век его не будь, ничуть не пожалею; Лишь были б желуди: ведь я от них жирею.

Затем в разговор включается и сам Дуб. Автор называет его вековым. Дуб в русской литературе всегда являлся символом долголетия и крепости жизни. В данном случае это значение уточняется: Дуб здесь воплощает вековой человеческий опыт, все положительное, доброе, культурное, накопленное людьми за много лет. Он также приводит свинье логические доводы:

Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти желуди на мне растут.

Однако в этом-то все и дело — Свинья не может «поднять рыло», оторваться от земли. В этом контексте слова Дуба у Крылова становятся символическими. Этот персонаж хочет донести до Свиньи простую истину: если ты не хочешь развиваться, совершенствоваться, узнавать новое и накапливать жизненный опыт, то ты изживешь сам себя. Фактически в сюжете басни здесь разворачивается поговорка: «рубить сук, на котором сидишь».

Читайте также:  Проблематика романа Герой нашего времени сочинение

Мораль басни заключается последних строках ее:

Невежда так же в ослепленье Бранит науку и ученье И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Воссоздавая манеру живого разговора, Крылов использует фразеологизмы: «глаза продравши», «вкушает их плоды». Мы находим разговорные слова и выражения («жирею», «до отвала», «проку мало», «примолвил», «рыло»), устаревшую форму деепричастия («продравши»).

Свинья под дубом главная мысль

Не стоит рубить сук, на котором сидишь. Ведь свинья питается плодами дуба, в то же время подрывая его корни, что вредит дереву. Автор в басне высмеивает глупых и неблагодарных людей, которые часто уничтожают то (или тех), за счет чего живут. Показывает, что банальное невежество может привести к уничтожению ценностей и разрушениям, которые эти невежды сами создать не в силах, зато с легкостью уничтожают блага тех, кто хоть что-то сделал сам.

Анализ 2

Произведение представляет собой форму небольшого иронического рассказа, называемую басней, которая раскрывает насущные общественные проблемы посредством изображения образов животных и птиц, а также завершается авторским высказыванием в форме морали басни.

Действующими персонажами басни являются Свинья и Ворон, представленные поэтом в образе двух противоположных характеров, выступающих в роли порока и добродетели.

Интересная сюжетная линия произведения повествует об одном из эпизодов жизни Свиньи, которая, обнаружив растущий ветвистый дуб с большим количеством созревших желудей, вдоль утоляет ими свой неуемный аппетит, а после короткого отдыха в виде сна принимается за рытье подкорневой системы дуба в поисках новых желудей.

Сидевший на ветке дуба умный и здравомыслящий Ворон делает Свинье замечание о ее недальновидных действиях, которые впоследствии приведут к гибели дерева, поскольку вырытые корни окажутся засушенными.

Однако Свинья, отличающаяся наглостью, упрямством, бескультурьем, невежеством и необразованностью, не желает слушать птичьих наставлений, поскольку ее не интересует дальнейшая судьба дуба, а нужны только желуди, не понимая, что под засохшим дубом пищи уже не будет.

Посредством применения в басне «Свинья под дубом» художественного приема в виде иносказательной аллегории писатель демонстрирует в виде морали басни безразличных невежд, не принимающих научные и просветительские труды, при этом пользующихся их результатами в повседневной жизни, не испытывая чувства благодарности.

Шутливая манера повествования и изображения образов персонажей, выполненная эзоповым языком, отражает авторский замысел, заключающийся в изобличении общественных пороков в виде эгоизма, примитивного мышления, невежества, скудоумия, отсутствия надлежащего воспитания, способных причинить непоправимый вред своими недальновидными действиями.

Рисунок свинья под дубом, поэтапно карандашом

  1. Рисуем дуб. Сначала ствол из двух полос и пушистую верхушку.
  2. Прорисовываем листья, ветки на дубе.
  3. Добавляем детали к дереву, прорисовывая листву и кору дерева.
  4. Переходим к свинье. Рисуем пятачок, от него продольные линии мордочки. Дорисуйте глаз и ухо, согласно схеме.
  5. Добавьте линию туловища, дорисуйте ноги. Пририсуйте свинке хвостик.Читайте также:  Тема: «. «Тарас Бульба». Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении »

В басне отлично подобраны герои: мудрый Ворон, Свинья, не видящая дальше носа ничего и старый Дуб. Читайте детям поучительные басни, обращая внимание на глубокую мораль.

Несколько интересных Басен

Анализ стихотворения Маяковского «Отношение к барышне»

Не секрет, что Владимир Маяковский, как и многие поэты первой половины 20 века, вел довольно неупорядоченный и хаотичный образ жизни. Это касалось не только творчества, работы и бытовой неустроенности, но и взаимоотношений с женщинами. Считается, что музой поэта была Лиля Брик, однако это не мешало Маяковскому заводить романы на стороне. К некоторым из своих избранниц, среди которых – русские эмигрантки Татьяна Яковлева и Мария Денисова – поэт питал действительно очень возвышенные и нежные чувства. Другие женщины, в числе которых Элли Джонс и Лилия Лавинская, рожали от Маяковского детей.

Подробнее…

Анализ стихотворения Брюсова «Каменщик»

Рубеж 19 и 20 веков ознаменовался революционными брожениями в обществе, которые поддерживали многие русские литераторы. Среди них оказался и Валерий Брюсов, который в тот момент считал себя декадентом и видел мир исключительно в мрачных тонах. Как и Александр Блок. Валерий Брюсов был убежден, что России необходима революция, которая смогла бы коренным образом изменить ситуацию и уравнять людей в своих правах. Позже поэт переменит свое мнение, равно как и литературные пристрастия, став символистом.

Подробнее…

Анализ стихотворения Рубцова “О московском кремле”

В 1968 году Рубцов написал стихотворение “О Московском Кремле”, которое по ряду признаков напоминает оду. В произведении поэт отдает дань уважения месту, сыгравшему важную роль в судьбе русского народа. Сейчас Кремль представляет собой древнейшую часть Первопрестольной и главный ее символ, а также носит почетное звание официальной резиденции президента Российской Федерации. При советской власти его значение было не меньшим. Большевики вернули столицу из Петербурга в Москву, вновь подарив Кремлю функцию политического центра.

Подробнее…

Анализ стихотворения Тютчева “Как нас ни угнетай разлука”

Орлова Вера

1. Аллегорией в басне Крылова «Свинья под дубом» являются корни дуба, благодаря которым на дереве появляются жёлуди и благодаря чему свинья становится сыта.

2. Свинья изображается в басне невежественной, некультурной, глупой, невоспитанной.

3. «Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти жёлуди на мне растут».

Эту мораль можно использовать тогда, когда невежественные люди портят окружающую природу и не понимают, что питаются плодами деревьев и кустарников, которые они уничтожают сами.

Пожаловаться Опубликовано 24.04.2012 — 21:52 —

Скачать:

Вложение Размер
urok_literatury._basni_krylova._5_klass..doc 49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательное учреждение:  Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа N2»   города Серпухова Московской области.

Должность: учитель русского языка и литературы   Асланова  Александра Валерьевна.

Тема урока литературы:

«Басня И.А.Крылова «Свинья под Дубом».

Аллегория и мораль».

Цели урока.

1.Образовательные.

1)        Приобщать учащихся к богатствам отечественной литературы, знакомство с басней И.А.Крылова «Свинья под Дубом».

2)        Продолжить знакомство со словарями В.И.Даля: знакомство со сборником  «Пословицы и  поговорки», с толковым словарем.

3)        Подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни.

4)        Включить такие вопросы теории литературы в процесс рассмотрения произведения: персонаж, тема, идея, мораль, сюжет.

 5)        Познакомить с термином аллегория.

 6)        Дополнить знания об особенностях жанра басни.

 7)        Дать нравственную и эстетическую оценку произведению.

2.Развивающие.

 1)        Формировать самостоятельного и активного читателя.

 2)        Способствовать формированию самоутверждения ученика, способности адекватной реакции на окружающий мир.

 3)        Развивать чуткость к художественному слову.

 4)        Развивать эстетическое восприятие, эмоции, чувства и ощущения, интуицию.

3.Воспитательные.

 1)        Обогащать духовный мир ученика.

 2)        Воспитывать сопротивление невежеству.

Концепция урока.

Выяснить идейный смысл, показать специфику и особенности произведения.

Оборудование.

Читательские дневники учащихся, карточки со схемами для анализа персонажей басни, карточки с опорными оценочными высказываниями, словарик урока (на доске).

                                                     Оформление классной доски

                                                                  Число

Словарик урока                                        Тема                                                                  басня                                  

ленивая   мудрая                                Он баснописец и поэт народный-                       мораль

наглая   рассудительная                   вот в чем его великость.                                   тема, идея  

спокойная                                                           В.Г.Белинский                                       персонаж

беспечная                                           История твердит – вот человек                       сюжет

недружелюбное                                 каков, а должен быть каким – вещает             аллегория

невнимательное                                басня.

подлое                                                                   Вольтер                                               невежа

вежливое деликатное                                                                                                      невежда

1.Эмоциональная зарядка.

          — Начнем словами К.Паустовского: «Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед». Как вы понимаете это высказывание?

         -С.Маршак делает вывод: «Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной». Слово в руках писателя творит чудо! С какими художниками слова вы познакомились, что заинтересовало вас в прочитанном на днях? Поделитесь эмоциями, «Дневник читателя»  вам поможет.

2.Сообщение темы, целей урока.

             -Мир книг огромен, сила слова неиссякаема. Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством И.А.Крылова, постараемся раскрыть секреты, прелесть и силу басни «Свинья под Дубом».

              -Что такое эпиграф?

              -Эпиграф – «окно в душу автора», «окно в душу произведения», «окно в суть урока». Я нашла два таких окошка-эпиграфа. Прочитаем их.

              -Какой эпиграф наиболее подходит к уроку? Об этом поговорим в конце урока.

3.Повторение пройденного материала, проверка дом. задания.

            -Ответьте, что такое басня и каковы ее особенности?

            -Отправляемся в 19 век, для того чтобы узнать о басне еще кое-что.

      1)Художественно-ролевая игра (подготовленные ученики).

Автор. Москва начала 19-го века. Книжная лавка. Незнакомец, выйдя из экипажа, пошел по улице, остановился у книжной лавки. Звякнул колокольчик, дверь отворилась, и он вошел. Подойдя к прилавку, незнакомец попросил книгу «Эзоп.Басни».

Продавец. Интересуетесь баснями Эзопа, милостивый государь?

Крылов. Да, и весьма. Позвольте представиться, Крылов Иван Андреевич.

Автор. Продавец, забыв о приличиях, стал в упор рассматривать человека лет 35, высокого, с грузной фигурой.

Продавец. Выражаю вам свое почтение, сударь. Я знаком с вашими пьесами и баснями, занятно. Жаль, что басни не всегда пригодны для детского чтения, хотя и поучительны.

Крылов. Напротив, я видел, как читают мои басни дети. Им понятен смысл, интересен короткий занимательный сюжет, где мало описаний и много диалогов. Героев обычно несколько, поэтому их легко запомнить, особенно главного, который выражает мою основную идею. Басни чем-то напоминают сказки: дикие животные, птицы, рыбы, предметы в них разговаривают и действуют, как в сказках. Дети любят разыгрывать басни, подражать их голосам. К басням легко рисовать картинки. Многие басни смешны, с помощью смеха легко довести до детского ума мысль о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера. Так-то, сударь…Мне пора, до свидания.

            -Что нового вы узнали о басне?

     2)Чтение наизусть ( д.з. «Лебедь, Щука и Рак»)

   3)Опрос.

       -Что вы знаете о «бродячих сюжетах»?

       -Кто смог найти пару-тройку басен различных авторов, использовавших «бродячие        

        сюжеты»?    

      (  Эзоп «Муравей и Жук», Лафонтен «Кузнечик и муравей», Сумароков «Стрекоза»,  

        Крылов «Стрекоза и Муравей»).

4.Знакомство с басней «Свинья под Дубом».

        -Сюжет – цепочку событий басни Крылов придумал сам. Кому уже знакома басня?

        -Думаю, получится увлекательный разговор.

    1)Словарная работа.

        -В басне встретятся два слова, очень похожих, но по значению разных. Это слова

              невежа    и невежда   (объясняет ученик, работавший со словарем)

    2)Целевая установка.

        -Я прочту басню, а вы приготовьтесь ответить на вопрос: кого из героев можно смело  

         и невежей, и невеждой?

    3)Чтение наизусть учителем.

    4)Беседа по восприятию (ответы на поставленный вопрос).

  5)Беседа по содержанию.

        -Прочитайте басню про себя, о чем басня?

                                   Физкультминутка

       -А сейчас разминка для головы и для тела. Движения повторяйте за мной, отгадку хочу услышать сразу после разминки.

                             Стоит дуб-стародуб,

                            На том дубе-стародубе

                            Сидит птица-вереница,

                            Никто ее не понимает –

                            Ни царь, ни царица,

                            Ни красная девица.

                                         (Солнце на небе)

  6)Пообразный анализ

          -У нас на уроке – помощник, литературоведческий жучок (знакомство со схемой)

    1.Портрет.__________                                                      __________   4.Отношение

                                                                                                                к другим персонажам.

   2.Речь.____________________    ОБРАЗ-ПЕРСОНАЖ   ____________5.Характеристика      

                                                                                                                  другим персонажем.

  3.Поступки.________________                                          ___________6.Авторская

                                                                                                                   характеристика.

-На кого из персонажей вы сразу обратили внимание?

-Нарисуйте портрет Свиньи, какая она?

-С какими персонажами беседует Свинья? Какова ее речь?

-Прочитайте реплики Свиньи.

-Что делает Свинья в басне, каковы ее поступки?

-Оцените ее действия.

-Как отзываются о Свинье другие персонажи басни?

-Что значит «поступить по-свински», «подложить свинью»?

-В восприятии автора, в его понимании Свинья – это кто?

-Каких людей подразумевает автор?

-Такой прием , когда за изображением животного скрывается изображение человека, называется   аллегорией.  Аллегория – иносказание.

-Как нужно читать слова Свиньи?

                Литературная минутка «Отгадай, кто я?»

-…мудрый, могучий, вековой, рассудительный…(дуб)

-Вспомните из темы «Сказки», недавно изученной, в форме чего древние люди представляли мир?

-Почему именно дуб связывали с образом мира, Вселенной?

-С каким чувством люди-язычники относились к дубу?

-Такое отношение нашло отражение во многих жанрах фольклора: загадках, пословицах, народных песнях. Продолжает ли Крылов эту традицию?

-Первая строка басни, прочитайте слова рассказчика о Дубе.

-Что означает слово  «вековой»?

-Прочитайте слова Дуба.

-Как понимаете слово «промолвил»?

-Прав ли Дуб, называя Свинью неблагодарной?

-Как нужно прочитать слова Дуба?

-Третий персонаж – Ворон. Прочитайте его слова.

-Скажите о нем несколько слов.

-Как нужно прочитать его слова?

в)Работа со словами морали.

-Какова тема басни?

-Где отражена тема?

-Идея басни?

-Где сосредоточен ее смысл?

-Что такое мораль?

-Как понимаете слова морали?

-С каким чувством автор выражает свою позицию?

5. Чтение по ролям.

6.Работа со словарями.

  -Образ свиньи нашел отражение во многих пословицах и поговорках. Послушайте, постарайтесь понять смысл (работавшие дома со словарями).

-Какие качества человека связывают с образом свиньи в фольклоре и в литературе?

7.Домашнее задание.

   Басню выучить наизусть, определение аллегории знать, иллюстрации с комментариями (по желанию).

8.Оценочные высказывания.

   Выберите любое из высказываний, продолжите, чтобы получилось предложение.

               Меня захватывают басни Крылова тем, что …

               В баснях Крылова, как живые, …

              Поэт не спешит с моралью …

              В басне иронично …

              Секрет басни в том, что …

              Герои незабываемы, потому что …

9.Работа с эпиграфом.

   Какой из двух эпиграфов более точно отражает тему нашего урока? Обоснуйте свою точку зрения.

   Оценивание работы на уроке.

Источники:

  1. «Литература.5 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 3-е изд. –М.:Просвещение,2002»
  2. Курдюмова Т.Ф. Литература.5 кл.: Методические рекомендации. -М.: Дрофа,2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе «Басни И.А. Крылова -«книга мудрости»»

конспект урока литературы в 5 классе «Басни И.А.Крылова — «книга мудрости&quot…

Урок по литературе 5 класс «Басня И.А. Крылова «Волк на псарне»

Урок направлен на формирование ответственного отношения к учёбе; формирование коммуникативной компетентности; воспитание потребности у учащихся совершенствовать свои речевые умения; выделение изобрази…

Презентация к уроку литературы 5 класс Басни дедушки Крылова

Презентация к уроку литературы 5 класс Басни дедушки Крылова…

технологическая карта урока литературы по теме: Басни И.А. Крылова

урок изучения нового материала…

литературы в 5 классе «Анализ басни А.И. Крылова «Свинья под Дубом»»

Урок в рамках ФГОС…

И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом». Технологическая карта урока литературы. 5 класс.

Урок:  ЛитератураТема урока: И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».Дата проведения урока: 27.10.2017 г.Класс: 5Автор-ра…

Технологическая карта по литературе по басне Крылова «Свинья под дубом»

Данная технологическая карта предназначена для учителей русского языка и литературы….

  • Мне нравится

Басня Крылова Свинья под дубом – оригинальный текст от автора, мораль и анализ басни. Читайте лучшие басни Крылова в этом разделе!

Волк на псарнеСлон и Моська

Басня Свинья под дубом читать

Мораль басни Свинья под дубом

Невежда так же в ослепленьеБранит науку и ученьеИ все ученые труды,Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Басня Свинья под дубом — анализ

Что ни говори, а Крылов умел, с только ему присущей легкостью, да ещё и в шутливой форме преподнести нам на блюдечке пороки людей во всей красе. Вот и басня Свинья под дубом не становится исключением. Кстати говоря, спорный вопрос, кто является главным героем басни. Думаете, логично предположить, что свинья? Скорее всё же дуб, лаконично объясняющий нам мораль истории. Но, рассмотрим всё по порядку. Итак, действующие лица басни:

  • Свинья, не способная увидеть ничего дальше своего носа, а тем более изменить сложившееся мнение. Свинка – образ, высмеивающий лень и невежество людей. Крылов не просто так выбрал именно это животное. Все мы знаем определенную особенность свиней – они не способны поднимать голову вверх. Именно она усиливает образ человека, не только не желающего ничего слушать и знать, но уже и не способного к этому. Ворон – персонаж, пытающийся вразумить свинью по своей наивности и не понимающий, что свинка его вряд ли слушает, а если и слушает, то вряд ли слышит.
  • Дуб отражает образ мудрого человека, скорее даже старца, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину. Его устами Крылов и передает нам мораль басни Свинья под дубом.

Басни Крылова читать

Анализ / мораль басни «Свинья под дубом» Крылова

Впервые вниманию читающей публики «Свинья под дубом» Ивана Андреевича Крылова была предложена на страницах «Северной пчелы».

Басня написана примерно в 1823 году. Ее автору в эту пору 54 года, он занимается каталогизацией в Публичной библиотеке, его произведения переводятся на европейские языки, а сам он неоднократно награжден как лучший баснописец страны. Размер традиционен для И. Крылова – ямб, излюбленной рифмовке он также не изменяет: есть и перекрестная, и смежная, и опоясывающая. Произведение нравоучительно, есть в нем и социальная заостренность, сходный сюжет можно отыскать и у Эзопа. Образ Свиньи в народном сознании наделен россыпью отрицательных черт. Итак, «Свинья наелась жолудей» (слово написано в устаревшей орфографии). «До-сыта, до-отвала»: еще один пример устаревшего правописания слов и ударения в них. Следом она еще и «выспалась под ним» (один из типичных для басен И. Крылова приставочных глаголов, придающих особый колорит истории). «Глаза продравши»: просторечие, как и «рыло». Героиня подрывает корни дерева. Вступает второе действующее лицо, Ворон: оно засохнуть может. «Хоть век его не будь»: гипербола. Обнаруживается невежество Свиньи, которая не видит связи между деревом и его плодами, все время роется в земле, не поднимая голову. «Я от них жирею»: налицо животный эгоцентризм. В разговор включается и сам Дуб, наградивший героиню эпитетом «неблагодарная!» Приставочный глагол «примолвил» подчеркивает мудрость векового дерева, достоинство немногих сказанных им слов. «Эти жолуди на мне растут». Кажется, Свинья слышит только саму себя. Чем заканчивается сама история, остается только догадываться. Была ли Свинья пристыжена или пропустила справедливый упрек мимо ушей? Мораль басни переводит конфликт в область широкой метафоры, перенесенной на человеческое общество: невежды так бранят «науки и ученье». А между тем, даже и они пользуются плодами «ученых трудов». Писатель добавляет, что такие люди находятся «в ослепленье», то есть, их можно и пожалеть. Впрочем, если Свиней становится много, то достанется не только Дубам, но и Воронам. И противостоять они этому, похоже, не в силах. Кстати говоря, оба положительных образа басни традиционно ассоциируются с долголетием, мудростью, знанием.

Дидактический посыл «Свиньи под дубом» И. Крылова широко используется в отечественной педагогике.

Используемые источники:

  • https://school-ethiopia.ru/baza-sochinenij/svinya-pod-dubom-analiz.html
  • https://vashurok.ru/questions/1-chto-v-basne-svinya-pod-dubom-allegoricheskogo-inoskazatelnogo-a-chto-moglo-bi-proizoyt
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/04/24/urok-literatury-v-5-klasse-basnya-iakrylova-svinya-pod-dubom
  • https://deti-online.com/basni/basni-krylova/svinja-pod-dubom/
  • https://rustih.ru/ivan-krylov-svinya-pod-dubom-basnya/

Басни Ивана Андреевича Крылова нравятся всем. Простой, точный и, в то же время, ироничный язык наблюдается в каждом его творении. Иван Андреевич тщательно работал над текстом  басен.

Крылов стал классиком русской литературы еще при жизни, прославившись не только переложениями Лафонтена, Эзопа, но и собственными оригинальными злободневными баснями, которыми поэт откликался на самые разные события в стране.

Многие крыловские «остроумия» до сих пор остаются крылатыми фразами, которые мы используем и сегодня:

  • А Васька слушает да ест.
  • Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку.
  • А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.
  • А ларчик просто открывался.
  • Слона – то я и не приметил.
  • Хоть видит око, да зуб неймёт.
  • Да только воз и ныне там.
  • На задних лапках…

Басни Крылова при всей своей простоте несут глубокую мораль и не теряют своей актуальности.

Уже в начальных классах дети знакомятся с творчеством этого талантливого поэта. Некоторые басни заучивают наизусть.

Иван Крылов

Басни для детей

Содержание:

  1. Стрекоза и Муравей
  2. Ворона и лисица
  3. Зеркало и Обезьяна
  4. Лебедь, Щука и Рак
  5. Мышь и Крыса
  6. Волк и журавль
  7. Мартышка и очки
  8. Чиж и голубь
  9. Лисица и виноград
  10. Петух и Жемчужное Зерно
  11. Кукушка и петух
  12. Слон и Моська
  13. Квартет
  14. Свинья под дубом
  15. Волк и ягненок
  16. Кошка и Соловей
  17. Демьянова уха
  18. Гуси
  19. Волки и овцы
  20. Осел и соловей
  21. Прохожие и Собаки
  22. Ларчик
  23. Кот и повар
  24. Щука
  25. Синица
  26. Две собаки
  27. Волк и Кот
  28. Щука и Кот

basni-krylova-dlya-detej

Стрекоза и Муравей

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум придет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» —
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». —
«А, так ты…» — «Я без души
Лето целое все пела». —
«Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!»

basni-krylova-dlya-detej

Ворона и лисица

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близёхонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, – Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло, –
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во всё воронье горло:
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

basni-krylova-dlya-detej

basni-krylova-dlya-detej

Зеркало и Обезьяна

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой;
«Смотри-ка, – говорит, – кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у неё ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на неё хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть». –
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» –
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

basni-krylova-dlya-detej

Лебедь, Щука и Рак

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав – судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Лисица и виноград
Голодная кума Лиса залезла в сад,
В нём винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты, горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдёт,
Хоть видит око,
Да зуб неймёт.
Пробившись попусту час целый,
Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен – ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьёшь».

basni-krylova-dlya-detej

Мышь и Крыса

«Соседка, слышала ль ты добрую молву?»
Вбежавши, Крысе Мышь сказала:—
«Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?
Вот отдохнуть и нам пора настала!» —
«Не радуйся, мой свет»,
Ей Крыса говорит в ответ:
«И не надейся попустому!
Коль до когтей у них дойдет,
То, верно, льву не быть живому:
Сильнее кошки зверя нет!»
_____________

Я сколько раз видал, приметьте это сами:
Когда боится трус кого,
То думает, что на того
Весь свет глядит его глазами.

basni-krylova-dlya-detej

Волк и журавль

Что волки жадны, всякий знает:
Волк, евши, никогда
Костей не разбирает.
Зато на одного из них пришла беда!
Он костью чуть не подавился.
Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;
Пришло хоть ноги протянуть!
По счастью, близко тут Журавль случился.
Вот кой-как знаками стал Волк его манить
И просит горю пособить.

Журавль свой нос по шею
Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею
Кость вытащил и стал за труд просить.
«Ты шутишь! — зверь вскричал коварный, —
Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!
А это ничего, что свой ты долгий нос
И с глупой головой из горла цел унес!
Поди ж, приятель, убирайся,
Да берегись: вперед ты мне не попадайся».

basni-krylova-dlya-detej

Мартышка и очки

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло ещё не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! – говорит она: – и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он её ещё и гонит.

basni-krylova-dlya-detej

basni-krylova-dlya-detej

Чиж и голубь

Чижа захлопнула злодейка-западня:
Бедняжка в ней и рвался и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался.
«Не стыдно ль, — говорит, — средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело».
Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело!
Вперед чужой беде не смейся, Голубок.

basni-krylova-dlya-detej

Лисица и виноград

Голодная кума Лиса залезла в сад,
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные как яхонты горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен — ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь».

basni-krylova-dlya-detej

Петух и Жемчужное Зерно

Навозну кучу разрывая,

Петух нашел Жемчужное зерно

И говорит: «Куда оно?

Какая вещь пустая!

Не глупо ль, что его высоко так ценят?

А я бы право, был гораздо боле рад

Зерну Ячменному: оно не столь хоть видно,

Да сытно».

Невежи судят точно так:

В чем толку не поймут, то всё у них пустяк.

«Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!» —
«А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!» —
«Тебя, мой куманёк, век слушать я готова».—
«А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,
Чтоб начала ты снова…
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок!..
Да вы уж родом так: собою не велички,
А песни, что твой соловей!» —
«Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поешь ты лучше райской птички.
На всех ссылаюсь в этом я».
Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,—
Всё ваша музыка плоха!..»
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.

basni-krylova-dlya-detej

Слон и Моська

По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ –
Известно, что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться, –
Ей шавка говорит, – тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идёт вперёд
И лаю твоего совсем не примечает». –
«Эх, эх! – ей Моська отвечает, –
Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!»

Проказница-Мартышка,
Осел,
Козел,
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки,—
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой!» кричит Мартышка: «погодите!
Как музыке итти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он всё-таки на лад нейдет.
«Постойте ж, я сыскал секрет»,
Кричит Осел: «мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А всё-таки Квартет нейдет на лад.
Вот, пуще прежнего, пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье:
«Пожалуй», говорят: «возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть:
Скажи лишь, как нам сесть!» —
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней»,
Им отвечает Соловей:
«А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».

basni-krylova-dlya-detej

Свинья под дубом

Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

«Ведь это дереву вредит»,

Ей с Дубу ворон говорит:

«Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».-

«Пусть сохнет», говорит Свинья:

«Ничуть меня то не тревожит;

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,

Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».-

«Неблагодарная!» примолвил Дуб ей тут:

«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти желуди на мне растут».

Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

basni-krylova-dlya-detej

Волк и ягненок

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву». —
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу». —
«Поэтому я лгу!

Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил:
Я этого, приятель, не забыл!» —
«Помилуй, мне еще и отроду нет году», —
Ягненок говорит. «Так это был твой брат». —
«Нет братьев у меня». — «Taк это кум иль сват
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите
И, если можете, то мне всегда вредите,
Но я с тобой за их разведаюсь грехи». —
«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». —
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

basni-krylova-dlya-detej

Кошка и Соловей

Поймала кошка Соловья,
В бедняжку когти запустила
И, ласково его сжимая, говорила:
«Соловушка, душа моя!
Я слышу, что тебя везде за песни славят
И с лучшими певцами рядом ставят.
Мне говорит лиса-кума,
Что голос у тебя так звонок и чудесен,
Что от твоих прелестных песен
Все пастухи, пастушки — без ума.
Хотела б очень я, сама,
Тебя послушать.
Не трепещися так; не будь, мой друг, упрям;
Не бойся: не хочу совсем тебя я кушать.
Лишь спой мне что-нибудь: тебе я волю дам
И отпущу гулять по рощам и лесам.
В любви я к музыке тебе не уступаю
И часто, про себя мурлыча, засыпаю».
Меж тем мой бедный Соловей
Едва-едва дышал в когтях у ней.
«Ну, что же?» продолжает Кошка:
«Пропой, дружок, хотя немножко».
Но наш певец не пел, а только-что пищал.
«Так этим-то леса ты восхищал!»
С насмешкою она спросила:
«Где ж эта чистота и сила,
О коих все без-умолку твердят?
Мне скучен писк такой и от моих котят.
Нет, вижу, что в пенье ты вовсе не искусен:
Всё без начала, без конца,
Посмотрим, на зубах каков-то будешь вкусен!»
И съела бедного певца —
До крошки.
Сказать ли на ушко, яснее, мысль мою?
Худые песни Соловью
В когтях у Кошки.

basni-krylova-dlya-detej

Демьянова уха

«Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай». —
«Соседушка, я сыт по горло». — «Нужды нет,
Еще тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» —
«Я три тарелки съел». — «И полно, что за счеты:
Лишь стало бы охоты, —
А то во здравье: ешь до дна!
Что за уха! Да как жирна;
Как будто янтарем подернулась она.
Потешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!»
Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку
И не давал ему ни отдыху, ни сроку;
А с Фоки уж давно катился градом пот.
Однако же еще тарелку он берет,
Сбирается с последней силой
И — очищает всю.
«Вот друга я люблю! —
Вскричал Демьян. — Зато уж чванных не терплю.
Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!»
Тут бедный Фока мой,
Как ни любил уху, но от беды такой,
Схватя в охапку
Кушак и шапку,
Скорей без памяти домой —
И с той поры к Демьяну ни ногой.
________________
Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь:
Но если помолчать во время не умеешь
30 И ближнего ушей ты не жалеешь:
То ведай, что твои и проза и стихи
Тошнее будут всем Демьяновой ухи.

basni-krylova-dlya-detej

Гуси

Предлинной хворостиной
Мужик Гусей гнал в город продавать;
И, правду истинну сказать,
Не очень вежливо честил свой гурт гусиной:
На барыши спешил к базарному он дню
(А где до прибыли коснется,
Не только там гусям, и людям достается).
Я мужика и не виню;
Но Гуси иначе об этом толковали
И, встретяся с прохожим на пути,
Вот как на мужика пеняли:
«Где можно нас, Гусей, несчастнее найти?
Мужик так нами помыкает,
И нас, как будто бы простых Гусей, гоняет;
А этого не смыслит неуч сей,
Что он обязан нам почтеньем;
Что мы свой знатный род ведем от тех Гусей,
Которым некогда был должен Рим спасеньем:
Там даже праздники им в честь учреждены!» —
«А вы хотите быть за что отличены?»
Спросил прохожий их.— «Да наши предки…» — «Знаю,
И всё читал: но ведать я желаю,
Вы сколько пользы принесли?» —
«Да наши предки Рим спасли!» —
«Всё так, да вы что сделали такое?» —
«Мы? Ничего!» — «Так что́ ж и доброго в вас есть?
Оставьте предков вы в покое:
Им по-делом была и честь;
А вы, друзья, лишь годны на жаркое».

Баснь эту можно бы и боле пояснить —
Да чтоб гусей не раздразнить.

basni-krylova-dlya-detej

Волки и овцы

Овечкам от Волков совсем житья не стало,
И до того, что, наконец,
Правительство зверей благие меры взяло
Вступиться в спасенье Овец,—
И учрежден Совет на сей конец.
Большая часть в нем, правда, были Волки;
Но не о всех Волках ведь злые толки.
Видали и таких Волков, и многократ.—
Примеры эти не забыты,—
Которые ходили близко стад
Смирнехонько — когда бывали сыты.
Так почему ж Волкам в Совете и не быть?
Хоть надобно Овец оборонить,
Но и Волков не вовсе ж притеснить.
Вот заседание в глухом лесу открыли;
Судили, думали, рядили
И, наконец, придумали закон.
Вот вам от слова в слово он:
«Как скоро Волк у стада забуянит,
И обижать он Овцу станет,
То Волка тут властна Овца,
Не разбираючи лица,
Схватить за шиворот и в суд тотчас представить,
В соседний лес иль в бор».
В законе нечего прибавить, ни убавить.
Да только я видал: до этих пор, —
Хоть говорят, Волкам и не спускают,—
Что будь Овца ответчик иль истец,
А только Волки все-таки Овец
В леса таскают.

basni-krylova-dlya-detej

Осел и соловей

Осел увидел Соловья
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?»
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры:
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался
Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом;
«Изрядно, — говорит, — сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился».
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.
Избави, Бог, и нас от этаких судей.

крылов басни для детейbasni-krylova-dlya-detej

Прохожие и Собаки

Шли два приятеля вечернею порой
И дельный разговор вели между собой,
Как вдруг из подворотни
Дворняжка тявкнула на них;
За ней другая, там еще две-три, и вмиг
Со всех дворов Собак сбежалося с полсотни.
Один было уже Прохожий камень взял:
«И, полно, братец!» тут другой ему сказал:
«Собак ты не уймешь от лаю,
Лишь пуще всю раздразнишь стаю;
Пойдем вперед: я их натуру лучше знаю».
И подлинно, прошли шагов десятков пять,
Собаки начали помалу затихать,
И стало, наконец, совсем их не слыхать.
Завистники, на что ни взглянут,
Подымут вечно лай;
А ты себе своей дорогою ступай:
Полают, да отстанут.

basni-krylova-dlya-detej

Ларчик

Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.

К кому-то принесли от мастера Ларец.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;
Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.
Вот входит в комнату механики мудрец.
Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом,
Так; он и без замка;
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
Не смейтесь так исподтишка!
Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:
В механике и я чего-нибудь да стою».
Вот за Ларец принялся он:
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает;
То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.
Тут, глядя на него, иной
Качает головой;
Те шепчутся, а те смеются меж собой.
В ушах лишь только отдается:
«Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвется.
Потел, потел; но, наконец, устал,
От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался:
А Ларчик просто открывался.

Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.

basni-krylova-dlya-detej

Кот и повар

Какой-то Повар, грамотей,
С поварни побежал своей
В кабак (он набожных был правил
И в этот день по куме тризну правил),
А дома стеречи съестное от мышей
Кота оставил.
Но что́ же, возвратясь, он видит? На полу
Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,
Припав за уксусным бочёнком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчёнком.
«Ах, ты, обжора! ах, злодей!»
Тут Ваську Повар укоряет:
«Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?
(А Васька всё-таки курченка убирает.)
Как! Быв честным Котом до этих пор,
Бывало, за пример тебя смиренства кажут,—
А ты… ахти, какой позор!
Теперя все соседи скажут:
«Кот-Васька плут! Кот-Васька вор!
И Ваську-де, не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,

Как волка жадного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест!»
(А Васька слушает, да ест.)
Тут ритор мой, дав волю слов теченью,
Не находил конца нравоученью.
Но что ж? Пока его он пел,
Кот-Васька всё жаркое съел.
________

А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить попустому,
Где нужно власть употребить.

basni-krylova-dlya-detej

Щука

На Щуку подан в суд донос,
Что от нее житья в пруде не стало;
Улик представлен целый воз,
И виноватую, как надлежало,
На суд в большой лохани принесли.
Судьи невдалеке сбирались;
На ближнем их лугу пасли;
Однако ж имена в архиве их остались:
То были два Осла,
Две Клячи старые, да два иль три Козла;
Для должного ж в порядке дел надзора
Им придана была Лиса за Прокурора.
И слух между народа шел,
Что Щука Лисыньке снабжала рыбный стол;
Со всем тем, не было в судьях лицеприязни,
И то сказать, что Щукиных проказ
Удобства не было закрыть на этот раз.
Так делать нечего: пришло писать указ,
Чтоб виноватую предать позорной казни
И, в страх другим, повесить на суку.
«Почтенные судьи!- Лиса тут приступила,-
Повесить мало, я б ей казнь определила,
Какой не видано у нас здесь на веку:
Чтоб было впредь плутам и страшно, и опасно —
Так утопить ее в реке».- «Прекрасно!» —
Кричат судьи. На том решили все согласно,
И Щуку бросили — в реку!

basni-krylova-dlya-detej

Синица

Синица на море пустилась:
Она хвалилась,
Что хочет море сжечь.
Расславилась тотчас о том по свету речь.
Страх обнял жителей Нептуновой столицы;
Летят стадами птицы;
А звери из лесов сбегаются смотреть,
Как будет Океан, и жарко ли гореть.
И даже, говорят, на слух молвы крылатой,
Охотники таскаться по пирам
Из первых с ложками явились к берегам,
Чтоб похлебать ухи такой богатой,
Какой-де откупщик и самый тароватый
Не давывал секретарям.
Толпятся: чуду всяк заранее дивится,
Молчит и, на море глаза уставя, ждет;
Лишь изредка иной шепнет:
«Вот закипит, вот тотчас загорится!»
Не тут-то: море не горит.
Кипит ли хоть? — и не кипит.
И чем же кончились затеи величавы?
Синица со стыдом всвояси уплыла;
Наделала Синица славы,
А море не зажгла.
________

Примолвить к речи здесь годится,
Но ничьего не трогая лица:
Что делом, не сведя конца,
Не надобно хвалиться.

basni-krylova-dlya-detej

Две собаки

Дворовый, верный пес
Барбос,
Который барскую усердно службу нес,
Увидел старую свою знакомку,
Жужу, кудрявую болонку,
На мягкой пуховой подушке, на окне.
К ней ластяся, как будто бы к родне,
Он, с умиленья чуть не плачет,
И под окном
Визжит, вертит хвостом
И скачет.
«Ну, что́, Жужутка, ка́к живешь,
С тех пор, как господа тебя в хоромы взяли?
Ведь, помнишь: на дворе мы часто голодали.
Какую службу ты несешь?»
«На счастье грех роптать», Жужутка отвечает:
«Мой господин во мне души не чает;
Живу в довольстве и добре,
И ем, и пью на серебре;
Резвлюся с барином; а ежели устану,
Валяюсь по коврам и мягкому дивану.
Ты как живешь?» — «Я», отвечал Барбос,
Хвост плетью опустя и свой повеся нос:
«Живу попрежнему: терплю и холод,
И голод,
И, сберегаючи хозяйский дом,
Здесь под забором сплю и мокну под дождем;
А если невпопад залаю,
То и побои принимаю.
Да чем же ты, Жужу, в случа́й попал,
Бессилен бывши так и мал,
Меж тем, как я из кожи рвусь напрасно?
Чем служишь ты?» — «Чем служишь! Вот прекрасно!»
С насмешкой отвечал Жужу:
«На задних лапках я хожу».

Как счастье многие находят
Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!

basni-krylova-dlya-detej

Волк и Кот

Волк из лесу в деревню забежал,
Не в гости, но живот спасая;
За шкуру он свою дрожал:
Охотники за ним гнались и гончих стая.
Он рад бы в первые тут шмыгнуть ворота,
Да то лишь горе,
Что все ворота на запоре.
Вот видит Волк мой на заборе
Кота
И молит: «Васенька, мой друг! скажи скорее,
Кто здесь из мужичков добрее,
Чтобы укрыть меня от злых моих врагов?
Ты слышишь лай собак и страшный звук рогов!
Всё это ведь за мной». — «Проси скорей Степана;
Мужик предобрый он», Кот-Васька говорит.
«То так; да у него я ободрал барана».—
«Ну, попытайся ж у Демьяна».—
«Боюсь, что на меня и он сердит:
Я у него унес козленка».—
«Беги ж, вон там живет Трофим».—
«К Трофиму? Нет, боюсь и встретиться я с ним:
Он на меня с весны грозится за ягненка!» —
«Ну, плохо ж! — Но авось тебя укроет Клим!» —
«Ох, Вася, у него зарезал я теленка!» —
«Что вижу, кум! Ты всем в деревне насолил»,
Сказал тут Васька Волку:
«Какую ж ты себе защиту здесь сулил?
Нет, в наших мужичках не столько мало толку,
Чтоб на свою беду тебя спасли они.
И правы, — сам себя вини:
Что ты посеял — то и жни».

basni-krylova-dlya-detej

Щука и Кот

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней:
Он лучше дело всё погубит,
И рад скорей
Посмешищем стать света,
Чем у честных и знающих людей
Спросить иль выслушать разумного совета.
Зубастой Щуке в мысль пришло
За кошачье приняться ремесло.
Не знаю: завистью ль ее лукавый мучил,
Иль, может быть, ей рыбный стол наскучил?
Но только вздумала Кота она просить,
Чтоб взял ее с собой он на охоту,
Мышей в анбаре половить.
«Да, полно, знаешь ли ты эту, свет, работу?»
Стал Щуке Васька говорить:
«Смотри, кума, чтобы не осрамиться:
Не даром говорится,
Что дело мастера боится».—
«И, полно, куманёк! Вот невидаль: мышей!
Мы лавливали и ершей».—
«Так в добрый час, пойдем!» Пошли, засели.
Натешился, наелся Кот
И кумушку проведать он идет;
А Щука, чуть жива, лежит, разинув рот,—
И крысы хвост у ней отъели.
Тут видя, что куме совсем не в силу труд,
Кум замертво стащил ее обратно в пруд.
И дельно! Это, Щука,
Тебе наука:
Вперед умнее быть
И за мышами не ходить.



Предлагаю вам пособия, которые очень помогут вашему ребенку улучшить свою технику чтения, развить устную и письменную речь, мышление, внимание, память и повысить грамотность.

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речиТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Тренировочная рабочая тетрадь «Я умею сочинять»

Как развить речь ребенкаКак развить речь у детей

Заходите также в Книжную лавку  за другими полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

  • Сказка кто где живет
  • Сказка крылатый мохнатый да масляный в старшей группе текст сказки
  • Сказка крупеничка читать с картинками
  • Сказка крылатское развлекательный парк
  • Сказка крошечка хаврошечка распечатать с картинками