Сказка крылатый мохнатый да масляный в старшей группе слушать

Предыстория сказка теремок имеет множество интерпретаций у многих народов мира. впервые, три варианта русской сказки записаны и опубликованы в сборнике

Предыстория

Сказка «Теремок» имеет множество интерпретаций у многих народов мира. Впервые, три варианта русской сказки записаны и опубликованы в сборнике русских сказок А.Н. Афанасьева в 1855–1873 гг.
Многие сказочники и фольклористы разбавили инвариантный сюжет своими деталями. Так, известны версии А.Н. Толстого, М. Булатова, В. Сутеева, В. Бианки. Особо следует выделить вариант М. Булатова, который изменил концовку сказки, добавив в сюжет восстановление теремка.

Что важно выделить в сюжете теремка?

Сказка «Теремок» довольна проста в сюжетном плане. Первые три варианта, записанные А.Н. Афанасьевым, различаются в небольших деталях. Мы свели основные моменты сказок в таблицу:
Сказка в сборнике А.Н. Афанасьева
Сказка под номером 82
Сказка под номером 83
Сказка под номером 84
Вид теремка
«Построила муха терем»
Кувшин
Лошадиная голова
 Кто жил в теремке
муха-горюха
вошь-поползуха
блоха-попрядуха
комар долгоногий
мышечка-тютюрю?шечка
ящерка-шероше?рочка
лиса Патрикеевна
заюшко из-под ку?стышка
волчище серое хвостище
муха-шумиха
комар-пискун
мышь из-за угла хмыстень
лягушка на воде балагта
заяц на поле свертень
лиса на поле краса
собака гам-гам
волк из-за кустов хап
мышка-норышка
лягушка-квакушка
заяц на горе увёртыш
лисица везде поскокиш
волк из-за кустов хватыш
Кто разрушил теремок
медведь толстоногий
медведь лесной гнёт
медведь всех вас давишь
Как разрушил теремок
спустил лапой по терему и разбил его
Сел на кувшин и всех раздавил
сел на голову и раздавил всех
Как видно из таблицы, различия в сказках никак не влияют на сюжет. Важно отметить, что герои сказки – это различные животные, которые, если не враги между собой в настоящем мире, то по крайней мере, не друзья.
Сказка «Теремок» довольна проста в сюжетном плане. Первые три варианта, записанные А.Н. Афанасьевым, различаются в небольших деталях. Различия в сказках никак не влияют на сюжет. Важно отметить, что герои сказки – это различные животные, которые, если не враги между собой в настоящем мире, то по крайней мере, не друзья. Появляются они можно сказать по размеру. Но теремок вместил всех, кроме медведя.
Залогом допуска в теремок является согласие уже живущих в нем. Заметим, никто из животных не возражает против появления нового жильца. Здесь скрыто важное отношения к ближнему: не важно друг он тебе или враг, ведь не случайно, что в определенный момент жизни перед тобой появился именно он: воспринимай его как награду – если это хороший человек, воспринимай его как испытание – если это плохой человек.

Образом чего является теремок?

Сам объект теремка не раскрывается в сказке: будь то кувшин или голова лошади, дальнейшее описание теремка как жилища отсутствует за ненадобностью, смысл ведь не в этом.
В начальном понимании теремок в сказке является образом дома, который приютил всякого приходящего. Как правило, дом ассоциируется у человека с миром и спокойствием. Именно мир является скрытой сентенцией теремка, под крышей которого собираются столь разные животные и живут в нем мирно. Как тут не вспомнить фразу прп. Серафима Саровского:
«Стяжи дух мирен и вокруг спасутся тысячи».
Посмотрите, ведь в сказке опосредовано доносится мысль о важности мира внутреннего – это достигается тем, что животные дружелюбно принимают в теремок всякое приходящее животное, другими словами, внутренне примиряются. А через мир внутренний наступает мир внешний, ведь животные до прихода медведя жили в согласии. Другими словами, можно сделать вывод, что мир (как духовное понятие) является и некой коннотацией теремка.
Еще одной важной деталью является то, что в сказке не указываются какие-то дополнительные внешние атрибуты быта животных в теремке, а мы знаем, что если в сказке что-то умалчивается, значит это имеет значение. В данном случае, умалчиванием выделяется дружелюбное отношение живущих в теремке к вновь приходящим. По сути, только это в сказке и отображается, каждый раз повторяясь при очередном животном.
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, мышка-норышка; а ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Ступай ко мне жить.
Вошла лягушка, и стали себе вдвоём жить.
Именно поэтому пространственное значение теремка не указано в сказке, а точнее оно указано заведомо малым, так как очень важно показать внутренне отношение жителя теремка к приходящему. Другими словами доносится мысль – не думай сколько места у тебя в жилище, много или мало – не это требуется от тебя. А получилось так, что все животные в теремке поместились, хотя если представить что волк, лиса и собака влезли в кувшин, то возникает какой-то логический абсурд. Вот она простая, но важнейшая мысль сказки! Будь готовым помочь всякому приходящему и просящему. Не полагайся только на свои силы и мысли! Бог все устроит! Также и в жизни: кажется некоторые вещи немыслимыми, но стоит только положиться на Бога, как ситуация сама собою решается.

Почему не влез медведь?

Сказка заканчивается появлением медведя, который разрушил теремок. Конечно в роли разрушителя медведь представлен не просто так. Медведь на Руси почитался как самый сильный зверь, хозяин леса. Прозвища, которые используются в сказках подчеркивают его силу и превосходство над другими животными: «лесной гнет», «всех вас давишь», «толстоногий».  Народ прекрасно знал какое положение медведь занимал в лесу, естественно это не то представление о неуклюжем, косолапом добром мишке, которое сложилось в советский период (об этом ниже) в контаминациях сказок. Медведь – это самый опасный хищник леса, другими словами – он враг всех зверей, а если точнее – угнетатель, т.к. ему противостоять никто не может, разве что другой медведь.
Если переложить образ медведя на человека, то что тогда можно сказать о чувствах человека, который является таким вот «медведем» по отношению к другим людям? У такого человека могут зародиться злые чувства: зависть, ненависть, отчаяние, непримиримость, вражда. Другими словами, образ медведя олицетворяет собою пороки враждебности человека к обществу.
Также медведя можно сравнить с нераскаявшимся грешником, который как известно, не попадет в Рай. В какой-то степени аллюзией Рая можно назвать теремок, в который медведь попасть не может.
В сказке медведь приходит к теремку и еще не знает кто в нем живет, т.е. зло в медведе никак проявиться не может. Далее медведь спрашивает кто в теремочке живет, тем самым получает представление о живущих в нем (вспомните, что каждое животное называло свое прозвище). Именно после того как он узнал всех своих «друзей», медведь разрушает теремок, т.к видит в его обитателях своих врагов и не готов к примирению с ними. Таким образом крушение теремка –это выразившееся отчаяние медведя в своей злобе. Отсюда и такая фраза медведя в конце:
— Я тяпыш-ляпыш, всем подгнётыш! — сказал медведь, спустил лапой по терему и разбил его. (сказка 82)
— А я лесной гнёт!
Сел на кувшин и всех раздавил. (сказка 83)
— А я всех вас давишь! — сел на голову и раздавил всех. (сказка 84)
Таким образом, рассказчик словно намекает: не будь медведем, ибо не спасешься, «стяжи дух мирен», как остальные животные.

Специфика советского понимания

Первоначальные инварианты сказок о «Теремке», записанные Афансьевым, хоть имеют отличия в форме, по содержанию не меняют смысла. Что не скажешь о более поздних вариациях сказки, в большей части советских.
Так, в советских вариантах поучительная сказка о «Теремке» превратилась в сказку о дружбе, взаимопомощи, тем самым глубинно переработан смысл сказки.
Больше всех видоизменил (скорее редуцировал) первоначальный текст М. Булатов (1913-1963). Прежде всего, поменялся образ медведя, у него он стал добрым мишкой – косолапым. При этом медведь не противопоставляется животным, а также пытается влезть в теремок, но в силу размеров не может. А раздавил случайно, пытаясь влезть на крышу… Все эти нововведения разрушают прежнюю модель сказки, апофеозом чего является концовка сказки:
Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился.
Еле–еле успели из него выскочить: мышка–норушка, лягушка–квакушка, зайчик–побегайчик, лисичка–сестричка, волчок–серый бочок — все целы и невредимы.
Принялись они брёвна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!
Этой концовкой автор создает новый нравственный смысл сказки и не особо его скрывает, действуя, видимо, по духу того времени (по запросам того времени). Теперь сказка заканчивается на позитивной ноте, вместо отчаяния медведя, мы видим как все животные, включая медведя, принялись строить новый теремок. Здесь можно вынести смысл в том, что все нужно доводить до конца, не отчаиваться если что-то не получается, к работе нужно относиться с энтузиазмом, относиться с пониманием к другому человеку. Безусловно это хорошие ценности, но подтекст сказки несколько упростился.

Конспект ООД

Направление: Речевое развитие.

Тема: «Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» Возраст:
старшая группа.

Цель: познакомить с
русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый» (обработка
И.Карнауховой).

Образовательные задачи: познакомить с
русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый»;
 учить  воспитанников
понимать характер и поступки героев; замечать и понимать образные выражения;
учить
внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию,
способствовать обогащению словарного запаса детей; закреплять жанровые
особенности.

Развивающие задачи: развивать речь
воспитанников; развивать  слуховую и зрительную память,
эмоциональную сферу; развивать
творческие способности при изготовлении сказочных персонажей.

Воспитательные задачи: воспитывать
интерес к русским народным сказкам;
воспитывать самостоятельность, аккуратность,
отзывчивость, стремление к достижению результата; воспитывать чувство радости и
удовлетворения от творческой работы.

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие,
физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Виды деятельности:

коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая,
двигательная, конструирование из различных материалов.

Предварительная работа:
оформление выставки  в книжном уголке «Русские народные сказки », чтение и рассказывание русских народных сказок,
игры-драматизации по сказкам;
рассматривание
иллюстраций русских народных сказок;
 отгадывание загадок о сказках; рисование, аппликация и лепка на темы сказок.

Методические приёмы:  использование ИКТ,  чтение, беседа, драматизация, приемы здоровьесберегающих  технологий (смена видов
деятельности), физминутка
; совместная деятельность детей в группах со сверстниками и
воспитателя с детьми.

Оборудование:
ноутбук, проектор, DWD-проигрыватель, игровой набор «Дары Фребеля».

Словарная
работа
: объяснить смысл выражений «душа в душу», «водой не разольешь»,
«кивает на другого».

Форма организации детей: индивидуальная,
фронтальная, групповая.

Ход 
образовательной деятельности:

Организационно-мотивационный этап

Звучит
аудиозапись  «В гостях у сказки»

— Что такое сказка?

— С каких слов начинается обычно сказка?

— Сейчас я вам прочту сказку. Только имена у
героев необычные: крылатый, мохнатый да масленый.

— Как вы думаете, о ком рассказывается в
сказке?

Основной этап                                                                                                                 

1. Чтение  сказки с показом  слайдкартинок
на экране.
 

(диафильм
https://www.youtube.com/watch?v=FPrXllxXezg)                                        

2. Беседа.


Понравилась 
сказка?                                                                                                     

— Как звали героев сказки?

— Как вначале жили друзья?

— Про них можно сказать «душа в душу», «водой
не разольешь»?

— Почему друзья рассорились?

— Поняли, что бывает, когда один на другого
кивает, свое дело  делать не хочет? Как же бывает?

— Да, правильно, бедой для всех это «кивание на
других» обернулось. Припомните, как выглядел блин, вернувшись с охоты.

— А с мышью что стало?

— А каким нашел блин воробья на завалинке?

— Когда же, мои друзья, так бывает?

— Коль так случилось, делать нечего:
«Поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому ».

— Какими словами заканчивается сказка?

— Ребята, я предлагаю вам обыграть эту сказку.
Но сначала мы отдохнем, а затем создадим
 героев
из сказки.

3. Физминутка «Мышка».

Дети встают со своих мест и выполняют действия по тексту.

Мышка быстренько
бежала,                                                            (бег на месте)

Мышка хвостиком
виляла.                                                (имитация движений)

— Ой, яичко
уронила!                                                        (наклониться,
поднять
)

Посмотрите-ка, разбила…                                 (показать
на вытянутых руках
)

Повторяется 3 раза в разном
темпе (от медленного к быстрому).

Воспитатель предлагает разделиться на группы (по желанию,
считалка, жеребъевка или по гендерному признаку).

4. Совместная деятельность детей в группах со сверстниками и
воспитателя с детьми.

Дети изготавливают на выбор персонажей
сказки с помощью игрового набора «Дары Фребеля».

(Звучит аудиозапись «В
гостях у сказки»).

— А теперь, ребята, разыграйте нашу сказку по ролям
(разыгрывание сказки в каждой группе).

Заключительный этап. Рефлексия.

— Как называется сказка, с которой мы
познакомились?

— Чему научила вас эта сказка?

— На примере сказки мы
убедились, что нужно друг другу помогать, не обижать никого, выполнять свою
работу и  не кивать на другого.

Конспект НООД по развитию речи «Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»

 Подготовила воспитатель  ГБДОУ №7 Московского района,

г. Санкт-Петербург- Гогул Надежда Ивановна

Орг. момент

Давайте встанем в круг. Посмотрите, что это?

Дети: Клубочек.

Воспитатель: Как вы думаете, какой он?

Дети: Волшебный.

Воспитатель: Да, ребята, это волшебный клубочек, сила которого увеличивается от добрый и ласковых слов. Сначала я намотаю нитку на клубочек и скажу ласковое слово. А теперь, я передаю клубочек Лере и так по очереди всем детям. Можно сказать доброе пожелание, комплимент, ласковое слово.

Дети перечисляют ласковые слова.

Основная часть:

Воспитатель: Вот и опять клубочек дошёл до меня. Каким он стал большим от добрых слов! Ему, как и мне приятно отправляться в путешествие с такими хорошими делами. А отправляемся мы с вами в сказку. Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать, чтобы попасть в сказку?

(Дети перечисляют).

Чтобы попасть в сказку, нужно покружиться вокруг себя и сказать волшебные слова:

— раз-два-три в стране сказок очутись (одеваю платок)

Садятся

— Ребята, вы любите сказки? (Да.) Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок. Итак, путешествие в страну сказок начинается

— Вы знаете, я тоже очень люблю сказки, особенно русские народные. Ребята, а как вы думаете, что значит – русские народные? (Это сказки придуманные дедушками и бабушками для своих внуков,

А сейчас я хочу проверить хорошо ли вы помните сказки

Проводится игра«Ты мне – я тебе».

(Дети сидят на своих местах. Ведущий бросает мяч детям. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) — Кто катился по дорожке? (Колобок.)

— Что били, били — не разбили? (Яйцо.)

— Кто разрушил теремок? (Медведь.)

— Кого Маша пирогами обхитрила? (Медведя.)

— У кого в пруду хвост примёрз? (У волка.)

— Каким зёрнышком подавился петушок? (Бобовым.)

— Какой овощ дед не мог вытянуть? (Репку.)

— Самое любимое место Иванушки – дурачка? (Печка.)

— Какая избушка была у зайчика? (Лубяная.)

— Как называют дом Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках.)

-В какой сказке мальчик превратился в козленка 

-Кто унес мальчика от сестрицы

-Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

— Какими словами начинаются русские народные сказки?(жили-были)

— Какими словами заканчиваются?

В:Чему учат сказки?

Д: Добру, справедливости, дружбе и взаимовыручке.

— Молодцы!

— Сегодня я познакомлю вас с новой сказкой. А о ком она – вы отгадайте сами. Подумайте и скажите: про кого можно сказать «крылатый» (воробей) или «крылатая» (птица, бабочка)«мохнатый»«масляный»(ответы детей). Мы неслучайно с вами вспомнили, так как они и составляют название новой русской народной сказки, которая называется «Крылатыймохнатый да масляный».

Чтение художественной литературы.

Воспитатель знакомит детей с новой сказкой «Крылатыймохнатый да масляный». Чтение сказки сопровождается презентацией.

Физкультминутка «Мышка».

Мышка быстренько бежала (бег на месте,

Мышка хвостиком виляла (имитация движений,

Ой, яичко уронила (наклониться, поднять,

Посмотрите-ка, разбила (показать на вытянутых руках).

Повторяется 3 раза в разном темпе от быстрого к медленному.

Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель:

— Как звали героев сказки?

— Как жили друзья в начале сказки?

— Правильно ли сделал воробей, когда обиделся на друзей?

-Как бы вы поступили на месте друзей? Почему так? (спросить 2-3 детей)

-Что можно посоветовать друзьям (жить дружно и не ссориться).

— Что случилось, когда друзья решили поменяться своей работой?

-Можно ли было поступить по другому? Если можно то как? (спросить 2-3 детей)

Припомните, как выглядел блин, вернувшийся с охоты. (Полбока лиса съела.)

А с мышью что стало? (Обварилась, ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит.) А каким нашел блин воробья на завалинке? (Клюв на сторону, слезами воробей заливается.)

— Когда же, друзья мои, так бывает?

— «Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет». Кто это сказал? Почему блин так сказал?

Д: Потому что каждый должен выполнять свою работу и не завидовать другому.

В: Правильно ребята. Ведь не даром русский народ сложил пословицу о дружбе«Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех».

-Кого можно пожалеть в сказке? (всех).

-Кого нужно учить правильным поступкам? Каким?

Д: Воробья. Взаимовыручке, терпению,

Преданности и пониманию того,что каждый должен выполнять свою работу.

— Чем заканчивается сказка?

— Коль так случилось, делать нечего: Поплакали-погоревали да своими делами и занялись.

— Чему вас научила эта сказка (Доводить начатое дело до конца, уважать труд друг друга).

Молодцы, ребята! Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Чья работа?»

Словесная игра «Чья работа?».

Задача детей рассказать, кто из героев какую работу выполнял до ссоры и после ссоры.

-Что делал блин до ссоры (щи да кашу варил).

-А после ссоры (на охоту пошёл, а лиса ему пол бока съела).

-Что делала мышка до ссоры (дрова рубила).

-А после ссоры (обед варила да ошпарилась).

-Что делал воробей до ссоры (на охоту ходил).

-А после ссоры (дрова клевал да и клюв своротил).

-Молодцы!

Проводиться физминутка:

Ну что продолжим наше путешествие? А чтобы было веселей

Ой, ой, ой – повторяйте все за мной

Физкультминутка с проговариванием чистоговорок

Ва, ва, ва – высокая трава. (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги)

Па, па, па – узкая тропа. (Повторяют со страхом, узко ставят ступни)

Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Шагают, руки на поясе)

Кой, кой, кой – любуемся рекой. (Повторяют радостно, развести руки в стороны).

Ась, ась, ась – вот плывёт карась. (Повторяют тихо, плавные движения руками)

Ушка – ушка – ушка – прыгает лягушка. (Повторяют громко, прыжки на двух ногах)

Шо, шо, шо – говорим мы хорошо? (Повторяют тихо, пальцы к губам)

Це, це, це – улыбка на лице. (Повторяют радостно)

Дети садятся на стулья.

— Ребята, я предлагаю вам обыграть эту сказку. Но вначале мы сделаем массаж лица:

В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.

Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.

Брови выведу дугой, нос потрогаю рукой.

Губы ниточкой сложу, все я краше, погляжу!

— Ребята, как вы думаете, какое настроение было у блина, когда он пошел в лес: веселое или грустное?

-Ребята, с помощью мимики лица покажите радость. (Улыбнемся).

— Почему вы думаете, что веселое?

Как вы думаете, что такое мимика (ответы детей)

Мимика – это выражение лица, которое зависит от нашего настроения.

Если у вас веселое настроение, то вы, улыбаетесь, а если грустное то вы, грустите.

— А кто вышел навстречу блину?

Д. Лиса

— А какая лиса обычно в сказках?

Д. Хитрая.

— Покажите хитрое выражение лица. Давайте покажем, как ходит лиса. (показывает 1 ребёнок)

Вот лиса увидела блин. Нюхает его, облизывается. Покажите, как лиса

облизывается.

— И лиса у него спрашивает«Ты куда, блинок, бежишь?»

Скажите эту фразу так, чтобы было понятно, что лиса хитрая. (все дети)

— А как вы думаете. Какое было выражение лица у блина, кода лиса обнюхивала его и облизывалась?

Д. Он был удивлен (напуган).

— Покажите удивление (страх).

— А в это время мышка дома варит щи, но они не получаются у неё такими вкусными как у блина. Давайте представим, что мы взяли ложку и пробуем щи. А они оказались невкусными.

— Что делает мышка, чтобы щи стали вкусными?

Д. Мышка прыгает в горшок.

— А щи в горшке, какие: горячие или холодные?

Д. Горячие.

— Мышка выпрыгивает из горшка. Ей больно. Ребята, покажите, какое выражение лица может быть у человека, если ему больно?

— А про воробья мы сказали, что он стал дрова на мелкие щепки ломать.

Что случилось с воробьем?

Д. Он свернул клюв.

— Воробей клювом ломает дрова на щепки. Хватается за клюв. Садится на пенёк и плачет. (показ детьми).

— Тут воробью стало стыдно. Покажите с помощью мимики лица, что человеку стыдно.

— Почему воробью стало стыдно? (потому что он позавидовал своим друзьям)

— Ребята, вы все молодцы!

Для этого давайте закроем глаза покружимся, раз-два-три, в нашей группе очутись (снимаю платок сказочницы)

— Скажите, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились? (ответ детей)

— Чему научила вас эта сказка? (дружбе,взаимовыручке,доброте и преданности).

Действительно, ребята, эта сказка многому вас научила. А впереди вас ожидает знакомство с новыми интересными сказками. До свидания!

Сказка, как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Сказка – это то золото, что блестит огоньком в детских глазках.

Г.Х. Андерсен.

Аннотация: в статье описываются особенности использования сказок в работе по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Ведущая педагогическая идея моей работы состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, с помощью сказки. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Сказка доступна пониманию дошкольника, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно – следственные связи и явления, делают её особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.

Актуальность выбранной мною темы состоит в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила своё предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в нравственном обогащении дошкольников.

В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о таких нравственных качествах, как доброта, милосердие, справедливость. Наблюдая за детьми, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации многие не могут. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Я задумалась над проблемой: как сформировать нравственные качества, используя доступные, понятные, а главное интересные дошкольникам средства. Я вижу свою задачу как педагога в том, чтобы помочь ребёнку найти правильные ориентиры в нашем сложном мире, через активное включение сказки в работу. Сказка поднимает вопросы не только о добре и зле, но и о предназначении человека и его жизненном пути. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем.

В своей работе поставила цель: содействие формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, через работу со сказкой.

Для достижения поставленной цели определила следующие задачи:

  1. Формировать активную позицию ребёнка в процессе работы со сказкой.
  2. Содействовать формированию нравственных качеств старших дошкольников.
  3. Воспитывать у детей интерес к сказкам.
  4. Обогащать РППОС с целью обеспечения активной деятельности дошкольников.
  5. Содействовать активизации родителей воспитанников как субъектов образовательного процесса.

Существуют различные методы по ознакомлению дошкольников со сказкой, которые я использую в работе с детьми. Самый распространённый метод — это чтение, т.е. дословная передача текста. Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Также существуют различные приёмы формирования восприятия сказки:

Выразительность чтения достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намёком на движение. Следующий приём – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Это выборочное чтение. Например, если после первого чтения сказка уже понята детьми, можно использовать ряд дополнительных приёмов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке. В данном случае, полезно использовать плоскостной, пальчиковый, теневой театр. Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребёнок исполняет роль сказочного персонажа. Она способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность. Ещё существует такой важный приём, как беседа по сказке. Это комплексный приём, часто включающий в себя целый ряд простых приёмов – словесных и наглядных. Беседа бывает вводная (предварительная) до чтения и краткая (заключительная) после чтения. Исходя из этого, можно сказать, что существуют различные этапы работы со сказкой:

1) Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

2) Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, различный театр (настольный, пальчиковый, теневой, плоскостной), подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок.

3) Художественная деятельность — отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании. Эти формы работы позволяют детям выразить своё отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развить навыки сопереживания, сочувствия к судьбе и поступкам героев сказки.

4) Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок. Эти превращения детей в героев сказок способствуют не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Нравственные категории такие, как добро и зло, хорошо или плохо, можно и нельзя, нужно формировать своим собственным примером, а также с помощью сказок. Сказки помогают детям увидеть многое, например, что дружба помогает победить зло в таких сказках, как: «Три поросёнка», «Зимовье»; сказка «Репка» и «Теремок» учит дошкольников быть дружными и трудолюбивыми; сказки «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят» предостерегают (в лес одним нельзя ходить, что дверь чужому открывать опасно – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не нужно отчаиваться, а нужно найти выход из сложившийся ситуации). Слушаться родителей учат сказки: «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Айога». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Колосок». В таких сказках, как «Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна – лягушка», «Сивка – Бурка», говорится о том, что трудолюбие всегда вознаграждается. А в таких сказках, как «Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козёл» восхваляется мудрость, забота о близком поощряется в сказке «Бобовое зёрнышко».

Всю работу по развитию у дошкольников нравственных качеств, посредством сказки, необходимо проводить совместно с родителями.

Этапы работы по теме: начальный, основной, итоговый и их содержание: Начальный этап. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка, как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста». Постановка целей и задач по данной теме. Вызвать интерес детей и родителей к теме. Вызвать интерес к совместному чтению детей и родителей художественной литературы. Развивать творческие способности детей и родителей. Определить знания родителей и детей о сказках. Установить партнерские отношения между детьми и родителями, родителями и детским садом. Основной этап.

Совместная деятельность воспитателя с детьми и их родителями: чтение сказок, их пересказ, беседы, театрализованное исполнение сказок, игры, выставки рисунков, поделок, консультации и анкетирование для родителей. Русские народные игры — «Водяной», «Бабушка Маланья», «Волк и семеро козлят», «У медведя во бору», «Гуси — лебеди», «Кот и мышь», «Курочка -хохлатка», «Золотые ворота». Дидактические игры – «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку», «Назови сказку». «Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что потом», «Из какой мы сказки?», «Из какой сказки волшебная вещь?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Сложи картинку и узнай сказку», «Сложи сказку», «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Путаница», «Ты мне – я тебе», «Сказки о животных», «Колобок спешит домой», «Разыграй свою сказку». Загадки о сказках. Пальчиковые игры по мотивам сказок. Физминутки по сказкам. Беседы: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?» «На кого из сказочных героев я похож», «В гости к книге», «Кто рисует картинки к сказкам». Совместная деятельность воспитателя с детьми: Знакомство детей со сказкой: «Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Хаврошечка», «Заяц – хвастун», «Царевна – лягушка», «Сивка – бурка», «Финист – ясный сокол», «Айога», «Как лисичка бычка обидела», «Серебряное копытце», «Соловей и воронёнок», «Ёж» и другие — чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

Совместная деятельность воспитателя с родителями: провести родительское собрание (познакомить с предметно-развивающей средой группы), информировать родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей 6-го года жизни. Информация представляется в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения.

В уголке для родителей помещаются советы, пожелания, консультации: «Влияние сказки на речевое развитие ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «Книги и театр», «Читаем и играем», «Рисуем сказку», «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных», «Справиться с детским непослушанием помогут сказки», «Роль сказок в развитии речи ребенка», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки», «Влияние сказки на психику ребенка», «Почитай мне сказку, мама, или с какими книжками лучше дружить дошколятам» и др. Очень будут полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей на литературные темы: игра — викторина «В гости к русской народной сказке», «В стране любимой сказки».

Совместно с родителями пополнить библиотеку группы новыми красочными книгами со сказками, раскрасками по сказкам, дисками для прослушивания.

Совместно с родителями пополнить театральный уголок различными видами театра.

Итоговый этап. Привлечение родителей к оформлению участка: поделки изготавливаются из пеньков и бросового материала — знакомые детям герои сказок. Проводить театрализованные спектакли и игры, развлечения с детьми и родителями. Таким образом, исходя из вышеперечисленного, я получила в своей работе результат: дети научились понимать смысл сказок, отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя. Дети стали менее застенчивы, стали не бояться выбирать в игре любую роль. Детям было интересно, они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях, дети стали больше любить слушать сказки в исполнении педагога, рассматривать иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности с удовольствием сейчас разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра, некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Чтобы ребёнок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Главное средство воспитания – это литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребёнка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснётся струн души ребёнка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут верх над злыми.

Список литературы:

  1. Бабушкина А.П. История русской детской литературы. — М., 2012
  2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. — М., 2012
  3. Белобрыкина О.А. «Сказка ложь, да в ней намек…» // Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов — М., 2011
  4. Буре, Р.С. Развитие теории и методики воспитания нравственных качеств у детей /Костелова Л.Д. — М., 2012
  5. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. — М., 2010
  6. Гербова В. В., Ильчук Н. П. «Книга для чтения в детском саду и дома», М., 2015
  7. Гриценко З.А. «Ты детям сказку расскажи» М., 2003
  8. Калунина Е. С. «Воспитание сказкой» // Ребёнок в детском саду (журнал). – 2002 — №5 – с.73.
  9. Короткова, Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок — М., 2011
  10. Лопатина А. А., Скребцова М. В. «Воспитание нравственных качеств у детей» — М. 2007

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Роль сказки как средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста
  • 1.1. Основы психолого-педагогического формирования ценностей дошкольников
  • 1.2. Основные аспекты нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • 1.3. Влияние сказки на процесс воспитания нравственных качеств у старших дошкольников
  • Глава 2. Экспериментальное исследование влияния сказки на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста
  • 2.1. Методы ознакомления старших дошкольников со сказкой
  • 2.2. Исследование влияния сказки на развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Особое значение в условиях современного российского общества приобрела проблема духовно-нравственного воспитания, а связано это с глубинными изменениями, приводящими к осознанию общественности коренного пересмотра как структуру образования, так и действующих методов духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной среде нашей страны.

Обществу свойственна потеря нравственных ориентиров – таких качеств как совесть, честь и долг, что приводит к отрицательным последствиям в самом обществе: возникает социальное сиротство, бродяжничество, усиливается криминогенная обстановка в кругу подростков, теряется интерес к самообразованию среди молодежи, растет родительская безответственность, равнодушие в процессе воспитания детей. Социальная ответственность включает в себя нравственность.

Современной технологией нравственного воспитания подрастающего поколения является нравственное воспитание детей, содержащее вопросы содержания, форм, средств и методов использования дидактической сказки, являющейся методологическим средством в процессе воспитания детей, что показывает роль педагога в нелегком процессе нравственного развития детей.

Нравственное воспитание с использованием сказки берет свое начало в трудах Б. Спинозы, И. Канта, К.Д. Ушинского, Я. Корчака, Л.Н. Толстого, Н.А. Бердяева, Л.С. Рубинштейна, М.М. Бахтина. Ребенка считали основным субъектом в воспитании Г.С. Батищев, Я.А. Коменский.

Объект дипломной работы: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Предмет дипломной работы: нравственное воспитание старших дошкольников при использовании сказки.

Цель: провести обоснование возможностей использовать сказки в процессе нравственного воспитания старших дошкольников.

Задачи исследования:

  1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы.
  2. Изучение особенностей нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
  3. Изучение методики использования сказки в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
  4. Организация и проведение эксперимента по формированию нравственных качеств с детьми старшего дошкольного возраста.

«Сказка ложь, да в ней намек добрым молодцам урок», что говорит о том, что сказка способна формировать нравственные качества человека.

Глава 1. Роль сказки как средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста

1.1. Основы психолого-педагогического формирования ценностей дошкольников

Современная психология не дает четкой формулировки понятию «ценностные ориентации» и не все авторы специально разделяют понятия «ценностные ориентации» и «ценность». Такие понятия в основном используются для обозначения и ценностных ориентации, и ценностей с использованием единого термина «ценности». Существует пять основных позиций понятия «ценностные ориентации»:

1. Как относится человек к ценностям в своей жизни. Ценностные ориентации способны выразить внутреннюю структуру отношений человека к различным ценностям. Л.О. Лотаром отмечено, что в ценностных ориентациях усматривается особый вид отношений человека к ценностям.Отношение личности к объектам окружающей действительности. По заметкам М.Б. Демина, ценностное отношение — это отношение человека к предметам и явлениям, которые его окружают.

2. Насколько человек стремится и проявляет интерес к ценностям в жизни. По мнению В.Б. Ольшанского, ценностные ориентации — стремление человека или группы людей к разным формам социальной значимости. Согласно мнения А. Оппенгейма, система ценностей включает все особо важные социальные интересы человека.

3. Насколько личность направлена на ценности. По мнению Б.Г. Ананьева, ценностные ориентации составляет направленность человека на определенные ценности. В.А. Ядовым отмечено, что ценностные ориентации можно представить как фиксированные — в психике индивида и социально обусловленную направленность на цели и средства деятельности в некоторой (некоторых) сфере (сферах) его жизни. По мнению Е.М. Бабосова и С.Е. Бабосова, ценностная ориентации- это направленность личности в социальных отношениях на определенные типы ценностей, в которых производится выбор наиболее предпочтительных.

4. Какое представление имеет человек о жизненных ценностях. С точки зрения К. Клакхона, ценностные ориентации — это эксплицитные или имплицитные концепции желаемого, характеризующие индивида или группу и определяющие выбор ими типов, средств и целей поведения. Г. Оллпорт трактует ценностные ориентации как убеждения человека в том, что поистине важно в жизни, а что — нет. По мнению Д.А. Леонтьева, ценностные ориентации — осознанные представления человека о личных ценностях, о том, что имеет ценность именно для него. В «Российской социологической энциклопедии» ценностные ориентации определяются как осознание человеком, общественной группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых.

5. Установка личности на жизненные ценности. По мнению И.С. Кона, ценностные ориентации — это ориентации, которые направлены на социальные ценности, а ориентации в данном случае это некая система установок, в которой человек, воспринимая ситуацию, делает выбор соответствующего образа действия. Нами ценностные ориентации понимаются как относительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на определенные цели, которые имеют для нее особо важное значение.Важнейшей характеристикой ценностных ориентации является личность и показатели ее сформированности.

Судить об уровне развития личности позволяют степень развитости ценностных ориентаций, особенности их становления.Существуют три группы факторов, обуславливающих нравственное становление и развитие личности дошкольника:

  • природные (или биологические);
  • социальные;
  • педагогические.

Необходимый опыт нравственного поведения дошкольники приобретают при взаимодействии со средой и целенаправленными воспитательными влияниями.Следует отметить о решающей роли в процессе нравственного формирования личности помимо биологических факторов еще и педагогических, так как они наиболее управляемые. Такое значение педагогического влияния придается еще и потому, что они более целенаправленно на выработку определенного рода отношений.Можно сказать, что сущность воспитанной личности состоит не только в усвоенных знаниях, идеях, опыте общественного поведения, а также в отношении к окружающей действительности.Ребенок приобретает основы личностной культуры в дошкольном детстве, формируя основу, соответствующую принятым в обществе ценностям. В состав этой основы личностной культуры включается ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, наконец, явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом и формирование этого базиса продолжается в младшем школьном возрасте.Человеческое начало в человеке – это есть основа личностной культуры, представляющая сосредоточение ценностей общества: красота, добро, истина и др. и предметов жизнедеятельности: представления о действительности, способы активного воздействия на мир, проявления эмоционально-оценочного отношения к происходящему. В процессе становления основы личностной культуры дети приобщаются к общечеловеческим ценностям, а не ценному для определенного круга людей. Процессы обучения и воспитания в дошкольном возрасте могут быть разделены только условно в процессе приобщения к универсальным средствам жизнедеятельности людей.Мир может выступать в восприятии ребенка как устойчивый релятивный, складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления. Ребенок к концу периода ставит себя на место другого человека: смотрит на происходящее с позиции другого и понимает мотивы его действий; строить самостоятельно образ предстоящего итога продуктивного действия, отличие от ребенка раннего возраста, который способен лишь к элементарному различению таких сфер действительности, как природный и рукотворный мир, «другие люди» и «Я сам», к концу дошкольного возраста формируются представления о различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка.Волевое развитие. Ребенок избавляется от глобальной подражательности, присущей более раннему возрасту, противостоит в волевым свойствам другого человека.Эмоциональное развитие. В эмоциях ребенка закладываются чувства ответственности, справедливости, привязанности и т. п., формируя радость от инициативного действия, ребенок освобождается от импульсивности и сиюминутности.Предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования формируются к 7 годам. При проявлении детской любознательности позже происходит формирование интереса к обучению; развиваются познавательные способности, которые в дальнейшем послужат в качестве основы в формировании теоретического мышления.В области познавательных ценностей у ребенка появляется социальная ориентация на точку зрения другого человека, на его эмоциональное состояние, отношение к действию другого как поступку. Происходит формирование интереса к событиям жизни общества, в своем городе. В области ценностей преобразования у ребенка наблюдается стремление воздействовать на окружающих, оказывая влияние на них, защищать их и оказывать им помогать.Искусство играет большую роль в формировании ценностной сферы дошкольника. Необходимо создавать условия, чтобы жизнь ребенка протекала в мире разнообразного и богатого искусства. Искусство — это уникальное средство для формирования главных сторон в психической жизни и эмоциональной сфере, в образном мышлении, художественных и творческих способностях. Дошкольное детство является временем для закладки основы эстетического сознания, культуры, в этом возрасте проявляются потребности в художественной деятельности.

1.2. Основные аспекты нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В период старшего дошкольного возраста происходит активное развитие в области психической, физической и личностной организации дошкольник. Происходит развитие внутренних органов, мышечная масса и вес мозга увеличиваются, вместе с этим происходит усиление регулирующей роли коры больших полушарий. Это как раз является необходимым условием как для психического, так и для личностного развития. Ребенку в данном возрасте свойственно развитие зрительной, слуховой, кожно-двигательной чувствительности. Происходит формирование элементарной наблюдательности при изучении предметов, когда ребенок выделяет их главные признаки. Дошкольники могут дать элементарные эстетические оценки: красиво — некрасиво, нравится — не нравится. Происходит развитие воображения, преобладает конкретное мышление, т.е. мышление в непосредственном действии. В конце дошкольного возраста ребенком в большей степени осваивается родная речь.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!
С помощью сказочных произведений возможно бороться с различными детскими «недугами», что в психологии называется сказкотерапия. Различными авторами, использующими этот метод в своей работе (Д. Бретт, Д. Миллс, Р. Кроули, Д. Соколов, Л.П. Стрелкова и др.) указано, что с помощью сказкотерапии можно решать множество проблем, которые возникают у детей. С помощью сказкотерапии можно бороться с агрессией, неуверенностью, застенчивостью детей; избавлять ребенка от стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств и т.д. С помощью сказкотерапии можно актуализировать и осознавать для ребенка свои проблемы, увидев различные пути их решения.

В чем же сила эффект сказки при нравственном воспитании старших дошкольников?

Во-первых, в дошкольном возрасте процесс восприятия сказки представляется как собственно специфическая деятельность ребенка, которая обладает притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

Сказка для ребенка это еще и особая реальность, а не только вымысел и фантазия, она позволяет выходить за рамки обычной жизни, сталкиваться с различными трудными ситуациями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во — вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. При восприятии сказки ребенку свойственно сравнивать себя со сказочным персонажем, что отождествляет его со всеми проблемами и переживаниями в самой сказки.

Исследования в области дошкольного воспитания показали важность условий развития положительных нравственных качеств личности ребенка, которая может быть создана с помощью жизнерадостной обстановки вокруг ребенка. Это было замечено Е.А. Аркиным. Сказка — это источник проявления чувств ребенка, поэтому малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. «Никогда не надо гасить детскую радость», — говорила А.М. Виноградова. По ее мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность и т.д.

Быть плохим «понарошку» помогает игра в злодея, давая возможность потом снова стать хорошим, показывая ребенку, что после того, как он совершит ошибку или поступит дурно, он снова может стать хорошим, не оставаясь плохим навсегда.

Ребенок, в отличие от взрослого, не умеет управлять своим воображением, эмоциями, у него слаба критика к проявлениям чего-либо.

С этим особым значением воображения для жизни ребенка связана всем известная тяга детей ко всему фантастическому, любовь к сказкам и невероятным историям. Ребенок постоянно тянется к новым приемам фантазирования, что помогает различать «по правде» и «понарошку».

Слушая и переживая сказки, ребенок воспитывает в себе критику к событиям.

Основным преобразующим фактором является приведенное в действие воображение, так как душа ребенка желает вымысла.

Итак, сказка выступает в роли самого доступного средства для духовно-нравственного развития дошкольника, которое всегда использовали в педагогических кругах. В процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций — в этом заключается влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста. Сказкотерапия является не просто направлением, а синтезом определенных достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. Сказкотерапия представляет из себя живой и творческий процесс, обогащаемый детскими находками и озарениями, а слово сказки живет в детском сознании. В процессе разных занятий дети познают пространство и время, связь человека с природой, с предметным миром; благодаря сказке происходит познание мира не только умом, но и сердцем. И не только познание, но и ответная реакция на события и явления окружающего мира, выражая свое отношение к добру и злу. Сказка способная поставить границу между справедливостью и несправедливостью, позволяет ребенку однажды испытать храбрость и стойкость. Сказку можно рассматривать как средство нравственного воспитания детей и в то же время как метод интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ.

Русский фольклор

Песенки. «Как на тоненький ледок…»; «Николенька-гусачок…»; «Уж я колышки тешу…»; «Как у бабушки козел…»; «Ты мороз, мороз, мороз…»;«По дубочку постучишь — прилетает синий чиж…»; «Ранним-ранопоутру…»; «Грачи-киричи…»; «Уж ты, пташечка, ты залетная…»; «Ласточка-ласточка…»; «Дождик, дождик, веселей…»; «Божья коровка…».

Сказки. «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого; «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы; «Царевна-лягушка», обр. М. Булатова; «Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина «Сивка-бурка», обр. М. Булатова; «Финист — ясный сокол», обр. А. Платонова.

Фольклор народов мира

Песенки. «Гречку мыли», литов., обр. Ю. Григорьева; «Старушка», «Дом, который построил Джек», пер. с англ. С. Маршака; «Счастливого пути!», голл., обр. И. Токмаковой; «Веснянка», укр., обр. Г. Литвака; «Друг за дружкой», тадж., обр. Н. Гребнева (в сокр.).

Сказки. «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова; «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева; «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского; «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. И. Бунин. «Первый снег»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…» (из романа «Евгений Онегин»); «Зимний вечер» (в сокр.); А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»; М. Цветаева. «У кроватки»; С. Маршак. «Пудель»; С. Есенин. «Береза», «Черемуха» И. Никитин. «Встреча зимы»; А. Фет. «Кот поет, глаза прищурил…» С. Черный. «Волк»; В. Левин. «Сундук», «Лошадь»; М. Яснов. «Мирная считалка». С. Городецкий. «Котенок»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злится…»; А. Барто. «Веревочка».

Проза. В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы); Л. Толстой. «Косточка», «Прыжок», «Лев и собачка»; Н. Носов. «Живая шляпа»; Б. Алазов. «Горбушка»; А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы); С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»; В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»; К. Паустовский. «Кот-ворюга».

Литературные сказки. Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы); В. Бианки. «Сова»; Б. Заходер. «Серая звездочка»; А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; П. Бажов. «Серебряное копытце»; Н. Телешов. «Крупеничка»; В. Катаев. «Цветик-семицветик».

  • Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака; В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера; Я. Бжехва. «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера; Дж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой; «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова.

Литературные сказки. Х. Мякеля. «Господин Ау» (главы из книги), пер. с финск. Э. Успенского; Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака; А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной.

  • Произведения для заучивания наизусть

«По дубочку постучишь…», рус.нар. песня; И. Белоусов. «Весеняя гостья»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Г. Виеру. «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима; М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»; М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова; А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый…» (из поэмы «Руслан и Людмила»); И. Суриков. «Вот моя деревня».

  • Для чтения в лицах

Ю. Владимиров. «Чудаки»; С. Городецкий. «Котенок»; В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька…»; Э. Успенский. «Разгром».

  • Дополнительная литература

Русские народные сказки. «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Докучные сказки».

Зарубежные народные сказки. «О мышонке, который был кошкой,собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы; «Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова; «Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярлина.

Проза. Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»; Г. Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок»; Л. Пантелеев.

«Буква „ы“»; М. Москвина. «Кроха»; А. Митяев. «Сказка про трех пиратов».

Поэзия. Я. Аким. «Жадина»; Ю. Мориц. «Домик с трубой»; Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»; Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал…»; Д. Чиарди.

«О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р. Сефа; Б. Заходер. «Приятная встреча»; С. Черный. «Волк»; А. Плещеев. «Мой садик»; С. Маршак. «Почта».

Литературные сказки. А. Волков. «Волшебник Изумрудногогорода» (главы); О. Пройслер. «Маленькая Баба-яга», пер. с нем. Ю. Коринца;

Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из книги «Сказки, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой; Т. Янссон. «О самом последнем в мире

драконе», пер. со швед. Л. Брауде; «Шляпа волшебника», пер. В. Смирнова; Г. Сапгир. «Небылицы в лицах», «Как лягушку продавали»; Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»; А. Митяев. «Сказка про трех пиратов».

  • Сказка крестьянин и работник читать
  • Сказка кролик напугал тигра основная мысль
  • Сказка кратко чего на свете не бывает
  • Сказка кривые зеркала читать
  • Сказка кривополеновой лисица и петух