Конспект НООД по развитию речи «Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»
Подготовила воспитатель ГБДОУ №7 Московского района,
г. Санкт-Петербург- Гогул Надежда Ивановна
Орг. момент
Давайте встанем в круг. Посмотрите, что это?
Дети: Клубочек.
Воспитатель: Как вы думаете, какой он?
Дети: Волшебный.
Воспитатель: Да, ребята, это волшебный клубочек, сила которого увеличивается от добрый и ласковых слов. Сначала я намотаю нитку на клубочек и скажу ласковое слово. А теперь, я передаю клубочек Лере и так по очереди всем детям. Можно сказать доброе пожелание, комплимент, ласковое слово.
Дети перечисляют ласковые слова.
Основная часть:
Воспитатель: Вот и опять клубочек дошёл до меня. Каким он стал большим от добрых слов! Ему, как и мне приятно отправляться в путешествие с такими хорошими делами. А отправляемся мы с вами в сказку. Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать, чтобы попасть в сказку?
(Дети перечисляют).
Чтобы попасть в сказку, нужно покружиться вокруг себя и сказать волшебные слова:
— раз-два-три в стране сказок очутись (одеваю платок)
Садятся
— Ребята, вы любите сказки? (Да.) Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок. Итак, путешествие в страну сказок начинается
— Вы знаете, я тоже очень люблю сказки, особенно русские народные. Ребята, а как вы думаете, что значит – русские народные? (Это сказки придуманные дедушками и бабушками для своих внуков,
А сейчас я хочу проверить хорошо ли вы помните сказки
Проводится игра: «Ты мне – я тебе».
(Дети сидят на своих местах. Ведущий бросает мяч детям. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) — Кто катился по дорожке? (Колобок.)
— Что били, били — не разбили? (Яйцо.)
— Кто разрушил теремок? (Медведь.)
— Кого Маша пирогами обхитрила? (Медведя.)
— У кого в пруду хвост примёрз? (У волка.)
— Каким зёрнышком подавился петушок? (Бобовым.)
— Какой овощ дед не мог вытянуть? (Репку.)
— Самое любимое место Иванушки – дурачка? (Печка.)
— Какая избушка была у зайчика? (Лубяная.)
— Как называют дом Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках.)
-В какой сказке мальчик превратился в козленка
-Кто унес мальчика от сестрицы
-Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?
— Какими словами начинаются русские народные сказки?(жили-были)
— Какими словами заканчиваются?
В:Чему учат сказки?
Д: Добру, справедливости, дружбе и взаимовыручке.
— Молодцы!
— Сегодня я познакомлю вас с новой сказкой. А о ком она – вы отгадайте сами. Подумайте и скажите: про кого можно сказать «крылатый» (воробей) или «крылатая» (птица, бабочка); «мохнатый», «масляный»? (ответы детей). Мы неслучайно с вами вспомнили, так как они и составляют название новой русской народной сказки, которая называется «Крылатый, мохнатый да масляный».
Чтение художественной литературы.
Воспитатель знакомит детей с новой сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный». Чтение сказки сопровождается презентацией.
Физкультминутка «Мышка».
Мышка быстренько бежала (бег на месте,
Мышка хвостиком виляла (имитация движений,
Ой, яичко уронила (наклониться, поднять,
Посмотрите-ка, разбила (показать на вытянутых руках).
Повторяется 3 раза в разном темпе от быстрого к медленному.
Беседа по содержанию сказки.
Воспитатель:
— Как звали героев сказки?
— Как жили друзья в начале сказки?
— Правильно ли сделал воробей, когда обиделся на друзей?
-Как бы вы поступили на месте друзей? Почему так? (спросить 2-3 детей)
-Что можно посоветовать друзьям (жить дружно и не ссориться).
— Что случилось, когда друзья решили поменяться своей работой?
-Можно ли было поступить по другому? Если можно то как? (спросить 2-3 детей)
Припомните, как выглядел блин, вернувшийся с охоты. (Полбока лиса съела.)
А с мышью что стало? (Обварилась, ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит.) А каким нашел блин воробья на завалинке? (Клюв на сторону, слезами воробей заливается.)
— Когда же, друзья мои, так бывает?
— «Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет». Кто это сказал? Почему блин так сказал?
Д: Потому что каждый должен выполнять свою работу и не завидовать другому.
В: Правильно ребята. Ведь не даром русский народ сложил пословицу о дружбе: «Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех».
-Кого можно пожалеть в сказке? (всех).
-Кого нужно учить правильным поступкам? Каким?
Д: Воробья. Взаимовыручке, терпению,
Преданности и пониманию того,что каждый должен выполнять свою работу.
— Чем заканчивается сказка?
— Коль так случилось, делать нечего: Поплакали-погоревали да своими делами и занялись.
— Чему вас научила эта сказка (Доводить начатое дело до конца, уважать труд друг друга).
Молодцы, ребята! Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Чья работа?»
Словесная игра «Чья работа?».
Задача детей рассказать, кто из героев какую работу выполнял до ссоры и после ссоры.
-Что делал блин до ссоры (щи да кашу варил).
-А после ссоры (на охоту пошёл, а лиса ему пол бока съела).
-Что делала мышка до ссоры (дрова рубила).
-А после ссоры (обед варила да ошпарилась).
-Что делал воробей до ссоры (на охоту ходил).
-А после ссоры (дрова клевал да и клюв своротил).
-Молодцы!
Проводиться физминутка:
Ну что продолжим наше путешествие? А чтобы было веселей
Ой, ой, ой – повторяйте все за мной
Физкультминутка с проговариванием чистоговорок
Ва, ва, ва – высокая трава. (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги)
Па, па, па – узкая тропа. (Повторяют со страхом, узко ставят ступни)
Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Шагают, руки на поясе)
Кой, кой, кой – любуемся рекой. (Повторяют радостно, развести руки в стороны).
Ась, ась, ась – вот плывёт карась. (Повторяют тихо, плавные движения руками)
Ушка – ушка – ушка – прыгает лягушка. (Повторяют громко, прыжки на двух ногах)
Шо, шо, шо – говорим мы хорошо? (Повторяют тихо, пальцы к губам)
Це, це, це – улыбка на лице. (Повторяют радостно)
Дети садятся на стулья.
— Ребята, я предлагаю вам обыграть эту сказку. Но вначале мы сделаем массаж лица:
В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.
Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.
Брови выведу дугой, нос потрогаю рукой.
Губы ниточкой сложу, все я краше, погляжу!
— Ребята, как вы думаете, какое настроение было у блина, когда он пошел в лес: веселое или грустное?
-Ребята, с помощью мимики лица покажите радость. (Улыбнемся).
— Почему вы думаете, что веселое?
Как вы думаете, что такое мимика (ответы детей)
Мимика – это выражение лица, которое зависит от нашего настроения.
Если у вас веселое настроение, то вы, улыбаетесь, а если грустное то вы, грустите.
— А кто вышел навстречу блину?
Д. Лиса
— А какая лиса обычно в сказках?
Д. Хитрая.
— Покажите хитрое выражение лица. Давайте покажем, как ходит лиса. (показывает 1 ребёнок)
Вот лиса увидела блин. Нюхает его, облизывается. Покажите, как лиса
облизывается.
— И лиса у него спрашивает: «Ты куда, блинок, бежишь?»
Скажите эту фразу так, чтобы было понятно, что лиса хитрая. (все дети)
— А как вы думаете. Какое было выражение лица у блина, кода лиса обнюхивала его и облизывалась?
Д. Он был удивлен (напуган).
— Покажите удивление (страх).
— А в это время мышка дома варит щи, но они не получаются у неё такими вкусными как у блина. Давайте представим, что мы взяли ложку и пробуем щи. А они оказались невкусными.
— Что делает мышка, чтобы щи стали вкусными?
Д. Мышка прыгает в горшок.
— А щи в горшке, какие: горячие или холодные?
Д. Горячие.
— Мышка выпрыгивает из горшка. Ей больно. Ребята, покажите, какое выражение лица может быть у человека, если ему больно?
— А про воробья мы сказали, что он стал дрова на мелкие щепки ломать.
Что случилось с воробьем?
Д. Он свернул клюв.
— Воробей клювом ломает дрова на щепки. Хватается за клюв. Садится на пенёк и плачет. (показ детьми).
— Тут воробью стало стыдно. Покажите с помощью мимики лица, что человеку стыдно.
— Почему воробью стало стыдно? (потому что он позавидовал своим друзьям)
— Ребята, вы все молодцы!
Для этого давайте закроем глаза покружимся, раз-два-три, в нашей группе очутись (снимаю платок сказочницы)
— Скажите, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились? (ответ детей)
— Чему научила вас эта сказка? (дружбе,взаимовыручке,доброте и преданности).
Действительно, ребята, эта сказка многому вас научила. А впереди вас ожидает знакомство с новыми интересными сказками. До свидания!
Технологическая
карта занятия
ФИО участника:
Ротайская Анна Михайловна.
№ участника:
Образовательная(ые)
область(и): речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Тема занятия:
«Крылатый, мохнатый да масляный».
Возрастная группа:
старшая группа.
Цель занятия:
помочь усвоить содержание и главную мысль русской народной сказки «Крылатый,
мохнатый да масляный».
Задачи занятия:
Образовательные:
помочь усвоить содержание и главную мысль русской народной сказки «Крылатый,
мохнатый да масляный» через беседу по тексту; расширять словарь детей
посредством объяснения незнакомых или непонятных слов.
Развивающие:
развивать слуховое внимание через чтение текста русской народной сказки;
кратковременную память и диалогическую речь через беседу по тексту; зрительное
внимание, память посредством дидактической игры.
Воспитательные:
воспитывать желание помогать друг другу, дружелюбие посредством чтения сказки.
Дополнительные
задачи: продолжать учить детей пользоваться ИКТ оборудованием во время
дидактической игры «Задания от персонажей сказки «Крылатый, мохнатый да
масляный»».
Словарная работа:
воротится, горазд (горяча) пуще (заплакали) кивает.
Планируемые
результаты занятия: ознакомление детей старшей группы с фрагментом из русской
народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».
Подготовительная
работа: чтение и рассказывание русских народных сказок, игры-драматизации по
сказкам «Теремок», «Колобок», «Три медведя» и другие, рисование на темы русских
народных сказок.
Материалы и
оборудование: текст русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»,
интерактивная доска, презентация.
№ | Этапы, | Задачи | Деятельность | Методы, | Предполагаемая | Планируемые |
1. | Организационно-мотивационный | Обеспечить | Приветствует Включает — Ребятки, — Они | Фронтальная Прием Прием мотивации | Дети входят в — Да. — Да. | Продемонстрировали |
2. | Основной этап | |||||
2.1. | Этап постановки | Создать | — Итак, первое По ходу — В этом доме Жили звери, Медведь к ним Поломал звериный — Возле леса, на Трое их живет в Там три стула и Три кроватки, Угадайте без Кто герои этой — Не лежалось на Покатился по — Ребята, о — А что значит – — Вспомните, как — Ребята из (по ходу ответов 1) Что бывает 2) Что бывает 3) Что бывает — Молодцы! А | Фронтальная Прием – чтение Беседа. Дидактическая Прием – — Жук, самолет, — Медведь, звери… — Блин, пирог, | Отвечают на — Теремок. — Три медведя. — Колобок. — Русские — Ответы детей. | Испытали Определили цель |
2.2. | Этап | Знакомить детей | Проводит Читает текст | Фронтальная Объяснение Чтение | Слушают Слушают | Уточнили Ознакомились с |
2.3. | Этап | Помочь усвоить | Задает детям 1. Кто главные 2. Как жили вначале 3. Что делал 4. А воробей? 5. Какую работу 6. А что же затем 7. Что он им 8. Почему Воробей 9. О чём говорит 10. Как отнеслись к 11. И что же из 12. Припомните, как 13. А с мышью что 14. А каким Блин 15. Чем закончилась 16. Почему Воробью 17. Ребята, какой же — Ребята, какой Проводит Предлагает Проводит — Ребята, мы Читает начало «Прибежал блин к «Прибежал блин в «Как увидели, «Вот блин и — Так всегда | Фронтальная Беседа о — вопросы по Выборочное Прием повторного Физкультминутка Ди с «Задания от Прием «Закончи | Отвечают на — Мышонок — Дружно, вместе — Щепки точил на — Корм доставал. — Еду готовил. — Воробей поссорился со — Он предложил — Ему — О том, что — Мышонок и Блин — У них не — Полбока лиса — Обварилась, — Клюв на — «Вот так всегда — Он напрасно — Нужно каждому правильно и Высказывают Прослушали На слова Выполняют Дети заканчивают «…завалинке – «повылезла, «…когда один на | Усвоили Решили проблему: Выполнили |
3. | Заключительный | Подвести итоги | — Как называется Актуализирует — Вы поняли — Да, правильно, — Ребята, вам — А впереди вас | Беседа, фронтальная Ответы детей. — Плохо бывает. | Дети отвечают на | Определили, |
Приложение
Русская
народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»
На лесной опушке,
в тёпленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый
да блин масленый.
Воробей с поля
прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал.
Жили они,
поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал.
Воробей еду приносил — с полей зёрен, из лесу грибов, с огорода бобов. Мышонок
дрова рубил, а блин щи да кашу варил.
Хорошо жили.
Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку
отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А
блин у печи — румян да пышен — щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.
Сядут за стол — не
нахвалятся. Воробей говорит:
— Эх, щи так щи,
боярские щи, до чего хороши да жирны!
А блин ему:
— А я, блин
масленый, окунусь в горшок да вылезу — вот щи и жирные!
А воробей кашу
ест, похваливает:
— Ай каша, ну и
каша, — рассыпчата, горяча!
А мышь ему:
— А я дров навезу,
мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю — хорошо в печи огонь горит
— вот каша и горяча!
— Да и я, —
говорит воробей, — не промах: соберу грибов, натащу бобов — вот вы и сыты!
Так они жили, друг
друга хвалили, да и себя не обижали.
Только раз
призадумался воробей.
«Я, — думает, —
целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С
утра блин на печи лежит — нежится, а только к вечеру за обед берётся. А мышь с
утра дрова везёт да грызёт, а потом на печь заберётся, на бок перевернётся, да
и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте — на тяжкой работе. Не бывать
больше этому!»
Рассердился
воробей — ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать:
— Завтра же работу
поменяем!
Ну, ладно, хорошо.
Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день
утром блин пошёл на охоту, воробей — дрова рубить, а мышонок — обед варить.
Вот блин покатился
в лес. Катится по дорожке и поёт:
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок,
На сметанке мешан,
На маслице жарен!
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок!
Бежал, бежал, а
навстречу ему Лиса Патрикеевна.
— Ты куда, блинок,
бежишь-спешишь?
— На охоту!
— А какую ты,
блинок, песенку поёшь?
Блин заскакал на
месте да и запел:
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок,
На сметанке мешан,
На маслице жарен!
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок!
— Хорошо поёшь, —
говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается. — Так, говоришь, на сметане
мешан?
А блин ей:
— На сметане да с
сахаром!
А лиса ему:
— Прыг-скок,
говоришь?
Да как прыгнет, да
как фыркнет, да как ухватит за масленый бок — ам!
А блин кричит:
— Пусти меня,
лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами — на охоту!
А лиса ему:
— Нет, я съем
тебя, проглочу тебя со сметаной, с маслом да с сахаром!
Блин бился, бился,
еле от лисы вырвался, — бок в зубах лисьих оставил, — домой побежал!
А дома-то что
делается!
Стала мышка щи
варить: чего ни положит, а щи всё не хороши, не жирны, не маслены.
«Как, — думает, —
блин щи варил? А, да он в горшок нырнёт да выплывет, и станут щи жирные!»
Взяла мышка да и
кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила!
Шубка повылезла,
хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слёзы льёт.
А воробей дрова
возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелкие щепки ломать.
Клевал, клевал,
клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слёзы льёт.
Прибежал блин к
дому, видит: сидит воробей на завалинке — клюв на сторону, слезами воробей
заливается.
Прибежал блин в
избу — сидит мышь на лавке, шубка у неё повылезла, хвостик дрожмя дрожит.
Как увидели, что у
блина полбока съедено, ещё пуще заплакали.
Вот блин и
говорит:
— Так всегда
бывает, когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет.
Тут воробей со
стыда под лавку забился.
Ну, делать нечего,
поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду
приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить.
Так они живут —
пряники жуют, медком запивают, нас вспоминают.
Конспект занятия
Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»
Цель. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой), помочь понять ее смысл.
- Ход занятия
Дети сидят на стульчиках перед воспитателем.
Воспитатель :Для начала, ребята давайте сделаем зарядку для наших язычков, чтобы речь наша была четкой.
Проводится артикуляционная гимнастика.
Сегодня мы с вами отправимся в страну сказок, но сначала мне хочется узнать, любите ли вы сказки?
(ответы детей)
Я тоже очень люблю сказки, особенно русские народные. Ребята, а как вы думаете, что значит – русские народные?
(ответы детей)
А теперь давайте поиграем.
Воспитатель проводит дидактическую игру «Что бывает?».
Что бывает крылатое?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, птицы.
Воспитатель вывешивает на доске воробья.
Воспитатель: Что бывает мохнатое?
(Ответы детей)
Правильно, звери.
Вывешивает на доске мышку.
Воспитатель: Что может быть масляная, масляный, масленое?
(Ответы детей. Воспитатель вывешивает фигурку блина).
Воспитатель: Ребята, мы сегодня не зря вспомнили всё крылатое, всё мохнатое, всё масляное, так как эти слова составляют название русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».
А теперь ребята, давайте поиграем!
Физкультминутка «Мышка».
Дети встают со своих мест и выполняют действия по тексту.
Мышка быстренько бежала (бег на месте),
Мышка хвостиком виляла (имитация движений),
Ой, яичко уронила (наклониться, поднять),
Посмотрите-ка, разбила (показать на вытянутых руках).
Повторяется 3 раза в разном темпе от быстрого к медленному.
Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю эту сказку, а вы слушайте её внимательно.
Воспитатель читает сказку.
Во время чтения вывешивает на доску последовательно картинки – сюжеты. После прочтения сказки воспитатель проводит беседу.
Воспитатель: Как звали героев сказки?(Ответы детей)
— Как жили друзья в начале сказки?
— Правильно ли сделал воробей, когда обиделся на друзей?
— Что случилось, когда друзья решили поменяться своей работой?
— «Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет», — так сказал Блин. Почему он так сказал?
— Чем заканчивается сказка?
Воспитатель: А теперь ребята давайте попробуем составить схему, опираясь на которую нам легко будет пересказать сказку.
Детям предлагаетя выбрать с чего началась сказка, расставить все картинки в соответствии с текстом. После составления мемо-таблицы предлагаем детям пересказать текст.
Воспитатель:
Ребята, нам пора возвращаться из страны сказок. Для этого давайте закроем глазки, повернемся через левое плечо.
— Скажите, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились?(ответ детей)
— Чему научила вас эта сказка?
(ответы детей)
Действительно, ребята, эта сказка многому вас научила. А впереди вас ожидает знакомство с новыми интересными сказками.
Молодцы. Занятие закончено.
Текст сказки
На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый.
Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал.
Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил — с полей зерен, из лесу грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил.
Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи — румян да пышен — щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.
Сядут за стол — не нахвалятся. Воробей говорит:
— Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны!
А блин ему:
— А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу — вот щи и жирные!
А воробей кашу ест, похваливает:
— Ай каша, ну и каша — горазд горяча!
А мышь ему:
— А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю — хорошо в печи огонь горит — вот и горяча!
— Да и я, — говорит воробей, — не промах: соберу грибов, натащу бобов — вот вы и сыты!
Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.
Только раз призадумался воробей.
«Я, — думает, — целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит — нежится, а только к вечеру за обед берется. А мышь с утра дрова везет да грызет, а потом на печь заберется, на бок перевернется, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте — на тяжкой работе. Не бывать больше этому!»
Рассердился воробей — ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать:
— Завтра же работу поменяем!
Ну, ладно, хорошо. Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день утром блин пошел на охоту, воробей — дрова рубить, а мышонок — обед варить.
Вот блин покатился в лес. Катится по дорожке и поет:
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок,
На сметанке мешан,
На маслице жарен!
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок!
Бежал, бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна.
— Ты куда, блинок, бежишь-спешишь?
— На охоту.
— А какую ты, блинок, песенку поешь?
Блин заскакал на месте да и запел:
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок,
На сметанке мешан,
На маслице жарен!
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок!
— Хорошо поешь, — говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается. — Так, говоришь, на сметане мешан?
А блин ей:
— На сметане да с сахаром!
А лиса ему:
— Прыг-скок, говоришь?
Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок — ам!
А блин кричит:
— Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами — на охоту!
А лиса ему:
— Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом да и с сахаром!
Блин бился, бился, еле от лисы вырвался, — бок в зубах оставил, — домой побежал!
А дома-то что делается!
Стала мышка щи варить: чего ни положит, а щи все не жирны, не хороши, не маслены.
«Как, — думает, — блин щи варил? А, да он в горшок нырнет да выплывет, и станут щи жирные!»
Взяла мышка да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слезы льет.
А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелкие щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слезы льет.
Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке — клюв на сторону, слезами воробей заливается. Прибежал блин в избу — сидит мышь на лавке, шубка у ней повылезла, хвостик дрожмя дрожит.
Как увидели, что у блина полбока съедено, еще пуще заплакали.
Тут блин и говорит:
— Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет.
Тут воробей со стыда под лавку забился.
Ну, делать нечего, поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить.
Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.
Тема, задачи | Методы, технологии /источник |
Чтение и анализ сказки «Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И.Карнауховой. Учить детей эмоционально воспринимать литературное произведение, определять характер героев по поступкам. Устанавливать причинно-следственные связи в тексте. | — Узнай героя по описанию. — Чтение сказки — Анализ сказки по таблице. — Шкатулка мудрости — Решение проблем с помощью ТПФ — Деление слов на слоги — Игра («Скажи весело, грустно, обиженно…) |
Конспект
Чтение русской народной сказки
«Крылатый, мохнатый да масленый»
старшая группа №5
Цель: познакомление детей с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный»
Программное содержание: учить детей эмоционально воспринимать литературное произведение, определять характер героев по поступкам; устанавливать причинно-следственные связи в тексте.
Оборудование: презентация с иллюстрациями: воробей, мышка, блин, лиса, текст сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».
Этапы проведения. | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Методические указания и приёмы. |
1. Вводная часть 3 мин | Дети стоят полукругом на ковре — Ребята, скажите, а кто бывает летающий, с крыльями, с пёрышками, с клювом? — Правильно, крылатые могут быть птицы. -А кто бывает мохнатые? — Правильно, звери. Я загадала объект, а вы должны угадать его с помощью игры «Да нетка». — Правильно это блин | — крылатые могут быть птицы (на экране изображение воробья) -мохнатые бывают звери (на экране изображение мышки) — это находится в центре? — это находится слева? — справа? — справа – по центру? — это блин? (на экране изображение — блин) | Организационный момент Игра «Да нетка» |
2. Основная часть 20 мин | Садитесь все на коврик. на доске иллюстрации: воробей. блин, мышка, -Ребята, посмотрите на эти картинки, мы сегодня не зря вспомнили всё крылатое, всё мохнатое, всё масляное, так как эти слова составляют название русской народной сказки, которую мы с вами читали. — Как она называется? Предлагаю вам вспомнить сказку Задаются вопросы:
Какая проблема возникла у этого героя? Что хотел? Что для этого делал? Что из этого вышло? (результат) Какие свойства характера есть у героя?
Какая проблема возникла у этого героя? Что хотел? Что для этого делал? Что из этого вышло? (результат) Какие свойства характера есть у героя?
Какая проблема возникла у этого героя? Что хотел? Что для этого делал? Что из этого вышло? (результат) Какие свойства характера есть у героя? Физкультминутка – разделите слова на слоги с помощью – хлопков, шагов, прыжков. — Конечно у наших героев были проблемы, но ведь мы можем помочь их решить с помощью волшебников Каких волшебников просим о помощи? Поиграем в театр – часть детей будет актёрами, а остальные зрителями. Вспомните песенку Блина, когда он пошёл в лес дрова рубить. Скажите — весело, сердито, грустно, обиженно… Предлагаю поделиться своей мудростью с героями сказки? Какой совет дадим героям сказки? У нас есть волшебная шкатулка мудрости, в которую мы можем положить вот это сердечко со своими пожеланиями | — «Крылатый, мохнатый да масляный». — воробей; — у него был тяжёлый труд; — хотел труд полегче, хотел поменяться работой — «рассердился воробей – ножками затопал, крыльями затопал и давай кричать» — «Дрова натаскал да давай клевать, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слёзы льёт» — умный, решительный, справедливый, трудолюбивый. — мышка — тяжёлый труд — тоже хотел труд полегче — хотел поменяться трудом с Блином; — Щи получились не жирные и не вкусные. Взяла мышка, да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слёзы льёт. — глупая, трудолюбивая, неловкая… — блин — тяжёлый труд — тоже хотел труд полегче — хотел поменяться трудом с Воробьём — пошёл на охоту, — блин чуть не съела лиса, — добрый, смелый, глупый… — дети выполняют движения Волшебники «Наоборот» — заменить действия или свойства объекта на противоположные. (цвет, размер, части, место, действие, форма) «Увеличение – уменьшение» (предположения детей) — «Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет» — дети поочерёдно проговаривают песенку Блина в разных интонациях | Анализ сказки по таблице Деление слов на слоги Решение проблем с помощью ТПФ Театрализованная игра («Скажи весело, грустно, обиженно…) Шкатулка мудрости |
3. Заключительная часть 2 мин | — Скажите, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились? — Чему научила вас эта сказка? Действительно, ребята, эта сказка многому вас научила -Вы молодцы ребята, хорошо сегодня поиграли, мне очень понравилось. | — «Крылатый, мохнатый да масляный» -ответы детей — сказка учит тому, что каждый должен заниматься своим делом и не завидовать другому | Подведение итогов Похвала |
Какая проблема у героя? | Что хотел? | Что делал? | Что получилось? Что из этого вышло?
РЕЗУЛЬТАТ |
Какие свойства характера есть у героев? | Копилка мудрости |
Воробей Думал, что у него тяжелый труд | Хотел труд полегче, хотел поменяться работой | «Рассердился воробей – ножками затопал, крыльями затопал и давай кричать» | «Дрова натаскал да давай клевать, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слёзы льёт» | Трудолюбивый, умный, честный, справедливый… | «Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет». Сказка учит тому, что каждый должен заниматься своим делом и не завидовать другому. |
Мышонок Думал, что справится с работой Блина | Тяжёлый труд | Тоже хотел труд полегче хотел поменяться трудом с Блином; | — Щи получились не жирные и не вкусные. «Взяла мышка, да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слёзы льёт». | Глупая, трудолюбивая, неловкая, | |
Блин Решил помочь воробью, но его чуть не съела лиса. | Хотел просто помочь друзьям | Пошёл в лес один, не подумал, что попадёт в беду. | Лиса откусила кусочек Блина, чуть не поплатился жизнью | добрый, смелый, глупый, не осторожный |
Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»
На лесной опушке, в тёпленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый.
Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал.
Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил — с полей зёрен, из лесу грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил.
Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи — румян да пышен — щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.
Сядут за стол — не нахвалятся. Воробей говорит:
— Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны!
А блин ему:
— А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу — вот щи и жирные!
А воробей кашу ест, похваливает:
— Ай каша, ну и каша — горазд горяча!
А мышь ему:
— А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю — хорошо в печи огонь горит — вот каша и горяча!
— Да и я, — говорит воробей, — не промах: соберу грибов, натащу бобов — вот вы и сыты!
Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.
Только раз призадумался воробей.
«Я, — думает, — целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит — нежится, а только к вечеру за обед берётся. А мышь с утра дрова везёт да грызёт, а потом на печь заберётся, на бок перевернётся, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте — на тяжкой работе. Не бывать больше этому!»
Рассердился воробей — ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать:
— Завтра же работу поменяем!
Ну, ладно, хорошо. Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день утром блин пошёл на охоту, воробей — дрова рубить, а мышонок — обед варить.
Вот блин покатился в лес. Катится по дорожке и поёт:
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок,
На сметанке мешан,
На маслице жарен!
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок!
Бежал, бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна.
— Ты куда, блинок, бежишь-спешишь?
— На охоту.
— А какую ты, блинок, песенку поёшь? Блин заскакал на месте да и запел:
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок,
На сметанке мешан,
На маслице жарен!
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок!
— Хорошо поёшь, — говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается. — Так, говоришь, на сметане мешан?
А блин ей:
— На сметане да с сахаром!
А лиса ему:
— Прыг-скок, говоришь?
Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок — ам!
А блин кричит:
— Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами — на охоту!
А лиса ему:
— Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом да и с сахаром!
Блин бился, бился, еле от лисы вырвался, — бок в зубах оставил, — домой побежал!
А дома-то что делается!
Стала мышка щи варить: чего ни положит, а щи всё не жирны, не хороши, не маслены.
«Как, — думает, — блин щи варил? А, да он в горшок нырнёт да выплывет, и станут щи жирные!»
Взяла мышка да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слёзы льёт.
А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелкие щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слёзы льёт.
Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке — клюв на сторону, слезами воробей заливается. Прибежал блин в избу — сидит мышь на лавке, шубка у ней повылезла, хвостик дрожмя дрожит.
Как увидели, что у блина полбока съедено, ещё пуще заплакали.
Тут блин и говорит:
— Так всегда бывает, когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет.
Тут воробей со стыда под лавку забился. Ну, делать нечего, поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить.
Разви́тие ре́чи (или онтогенез речи, ср. также англ. Language development) — широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта НОД по развитию речи
Образовательные области: речевое развитие, познавательное, социально- коммуникативное
Тема занятия: Вместе трудится- всегда пригодиться
Возрастная группа: старшая
Цель занятия: Понимание основной идеи русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» о том, что нужно уважать труд друг друга.
Задачи занятия:
Обучающие: отвечать на вопросы полными предложениями, аргументируя свой ответ; понимать характеры и поступки героев;
Воспитательные: тактично дополнять ответы друг друга;
Развивающие: запоминать и анализировать текст, для дальнейшего формирования полных ответов на вопросы воспитателя.
Словарная работа: активизация словаря словами: Крылатый, мохнатый да масляный
Планируемые результаты занятия: дети знакомы с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» и понимают её смысл, а также отвечают на вопросы после её прочтения, аргументируя свои ответы.
Подготовительная работа: Чтение и рассказывание русских народных сказок «Теремок», «Колобок», Курочка Ряба», «Царевна лягушка»
Материалы и оборудование: клубок с нитками, иллюстрации к сказке.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно-мотивационный этап | Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия | Давайте встанем в круг. Посмотрите, что это? | Игровой Фронтальная | -Клубочек. -Волшебный. Дети перечисляют ласковые слова. | Дети внимательны и настроены на предстоящую деятельность |
2. | Основной этап | |||||
2.1. | Этап постановки проблемы | Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме | —Вот и опять клубочек дошёл до меня. Каким он стал большим от добрых слов! Ему, как и мне приятно отправляться в путешествие с такими хорошими делами. А отправляемся мы с вами в сказку. Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать, чтобы попасть в сказку? -Ребята, на самом деле всё очень просто. Чтобы попасть в сказку, нужно покружиться вокруг себя и сказать волшебные слова: — «Раз-два-три в стране сказок очутись» | Беседа, вопросы | Дети перечисляют свои варианты как они могут попасть в сказку. Говорят волшебные слова | Сформированность мотивации детей на дальнейшую деятельность. |
2.2. | Этап ознакомления с материалом | Усвоение определенного объема знаний и представлений о русских народных сказках | — Ребята, вы любите сказки? Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок. Итак, путешествие в страну сказок начинается — Вы знаете, я тоже очень люблю сказки, особенно русские народные. Ребята, а как вы думаете, что значит – русские народные? — А сейчас я хочу проверить хорошо ли вы помните сказки Проводится игра: «Ты мне – я тебе». (Дети сидят на своих местах. Ведущий бросает мяч детям. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) — Кто катился по дорожке? — Что били, били — не разбили? — Кто разрушил теремок? — У кого в пруду хвост примёрз? — Какой овощ дед не мог вытянуть? — Самое любимое место Иванушки – дурачка? — Какая избушка была у зайчика? — Как называют дом Бабы Яги? — Какими словами начинаются русские народные сказки? — Какими словами заканчиваются? Чему учат сказки?
| Беседа, вопросы, игра | Да Это сказки придуманные дедушками и бабушками для своих внуков Колобок Яйцо Медведь У волка Репку Печка Лубяная Избушка на курьих ножках Жили-были, тридевятом царстве в тридесятом государстве. И жили они долго и счастливо. Сказка лож, да в ней намёк! Добрым молодцам урок. Добру, справедливости, дружбе и взаимовыручке. | Формируется умение работать в коллективе; дополнять ответы друг друга; не перебивать товарища; чётко отвечать на поставленные вопросы. |
2.3. | Этап практического решения проблемы | Овладение действиями, способами решения проблемы | — Сегодня я познакомлю вас с новой сказкой. А о ком она – вы отгадайте сами. Подумайте и скажите: про кого можно сказать «крылатый») или «крылатая»; «мохнатый», «масляный»? Мы неслучайно с вами вспомнили, так как они и составляют название новой русской народной сказки, которая называется «Крылатый, мохнатый да масляный». Чтение художественной литературы. (Чтение сказки сопровождается иллюстрациями.) Физкультминутка «Мышка». Беседа по содержанию сказки. — Как звали героев сказки? — Как жили друзья в начале сказки? — Правильно ли сделал воробей, когда обиделся на друзей? -Что можно посоветовать друзьям. — Что случилось, когда друзья решили поменяться своей работой? Припомните, как выглядел блин, вернувшийся с охоты. А с мышью что стало? А каким нашел блин воробья на завалинке? -Кого можно пожалеть в сказке? -Кого нужно учить правильным поступкам? Каким? — Чем заканчивается сказка? — Чему вас научила эта сказка. Молодцы, ребята! Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Чья работа?» Словесная игра «Чья работа?». Задача детей рассказать, кто из героев какую работу выполнял до ссоры и после ссоры. -Что делал блин до ссоры. -А после ссоры -Что делала мышка до ссоры . -А после ссоры. -Что делал воробей до ссоры -А после ссоры. | Физминутка; | Воробей, птица, бабочка, мышь, блин Прослушивание чтения художественной литературы. Участие в физминутки. Воробей, блин, мышонок. Дружно Воробей сделал не правильно когда обиделся на друзей. жить дружно и не ссориться Друзья попали в беду Полбока лиса съела Обварилась, ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Клюв на сторону, слезами воробей заливается. Всех Воробья. Нужно учить взаимовыручке, терпению, преданности и пониманию того, что каждый должен выполнять свою работу. Поплакали-погоревали да своими делами и занялись. Доводить начатое дело до конца, уважать труд друг друга щи да кашу варил на охоту пошёл, а лиса ему пол бока съела дрова рубила обед варила да ошпарилась на охоту ходил. дрова клевал да и клюв своротил | Дети внимательно слушают и анализируют сказку. Отвечают на вопросы воспитателя по тексту произведения. |
3. | Заключительный этап | Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки | — Ребята, вы все молодцы! | Беседа, вопросы | Крылатый, мохнатый да масляный Меня научила эта сказка тому, что каждый должен делать свою работу и не завидовать другим. | Подведение итогов и саморефлексия |
Министерство образования Омской области
бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
«Омский педагогический колледж №1»
Технологическая карта НОД по развитию речи
Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»
Выполнила: студентка 3 курса,
Маслюк Светлана Викторовна
39 ДО группы
Специальность 44.02.01
Дошкольное образование
Проверила: Киричёк Г.В
Омск, 2019