Сказка крылатый мохнатый да масляный с иллюстрациями

Конспект ноод по развитию речи чтение сказки крылатый, мохнатый да масленый подготовила воспитатель гбдоу 7 московского района, г. санкт-петербург- гогул

Конспект НООД по развитию речи «Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»

 Подготовила воспитатель  ГБДОУ №7 Московского района,

г. Санкт-Петербург- Гогул Надежда Ивановна

Орг. момент

Давайте встанем в круг. Посмотрите, что это?

Дети: Клубочек.

Воспитатель: Как вы думаете, какой он?

Дети: Волшебный.

Воспитатель: Да, ребята, это волшебный клубочек, сила которого увеличивается от добрый и ласковых слов. Сначала я намотаю нитку на клубочек и скажу ласковое слово. А теперь, я передаю клубочек Лере и так по очереди всем детям. Можно сказать доброе пожелание, комплимент, ласковое слово.

Дети перечисляют ласковые слова.

Основная часть:

Воспитатель: Вот и опять клубочек дошёл до меня. Каким он стал большим от добрых слов! Ему, как и мне приятно отправляться в путешествие с такими хорошими делами. А отправляемся мы с вами в сказку. Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать, чтобы попасть в сказку?

(Дети перечисляют).

Чтобы попасть в сказку, нужно покружиться вокруг себя и сказать волшебные слова:

— раз-два-три в стране сказок очутись (одеваю платок)

Садятся

— Ребята, вы любите сказки? (Да.) Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок. Итак, путешествие в страну сказок начинается

— Вы знаете, я тоже очень люблю сказки, особенно русские народные. Ребята, а как вы думаете, что значит – русские народные? (Это сказки придуманные дедушками и бабушками для своих внуков,

А сейчас я хочу проверить хорошо ли вы помните сказки

Проводится игра«Ты мне – я тебе».

(Дети сидят на своих местах. Ведущий бросает мяч детям. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) — Кто катился по дорожке? (Колобок.)

— Что били, били — не разбили? (Яйцо.)

— Кто разрушил теремок? (Медведь.)

— Кого Маша пирогами обхитрила? (Медведя.)

— У кого в пруду хвост примёрз? (У волка.)

— Каким зёрнышком подавился петушок? (Бобовым.)

— Какой овощ дед не мог вытянуть? (Репку.)

— Самое любимое место Иванушки – дурачка? (Печка.)

— Какая избушка была у зайчика? (Лубяная.)

— Как называют дом Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках.)

-В какой сказке мальчик превратился в козленка 

-Кто унес мальчика от сестрицы

-Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

— Какими словами начинаются русские народные сказки?(жили-были)

— Какими словами заканчиваются?

В:Чему учат сказки?

Д: Добру, справедливости, дружбе и взаимовыручке.

— Молодцы!

— Сегодня я познакомлю вас с новой сказкой. А о ком она – вы отгадайте сами. Подумайте и скажите: про кого можно сказать «крылатый» (воробей) или «крылатая» (птица, бабочка)«мохнатый»«масляный»(ответы детей). Мы неслучайно с вами вспомнили, так как они и составляют название новой русской народной сказки, которая называется «Крылатыймохнатый да масляный».

Чтение художественной литературы.

Воспитатель знакомит детей с новой сказкой «Крылатыймохнатый да масляный». Чтение сказки сопровождается презентацией.

Физкультминутка «Мышка».

Мышка быстренько бежала (бег на месте,

Мышка хвостиком виляла (имитация движений,

Ой, яичко уронила (наклониться, поднять,

Посмотрите-ка, разбила (показать на вытянутых руках).

Повторяется 3 раза в разном темпе от быстрого к медленному.

Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель:

— Как звали героев сказки?

— Как жили друзья в начале сказки?

— Правильно ли сделал воробей, когда обиделся на друзей?

-Как бы вы поступили на месте друзей? Почему так? (спросить 2-3 детей)

-Что можно посоветовать друзьям (жить дружно и не ссориться).

— Что случилось, когда друзья решили поменяться своей работой?

-Можно ли было поступить по другому? Если можно то как? (спросить 2-3 детей)

Припомните, как выглядел блин, вернувшийся с охоты. (Полбока лиса съела.)

А с мышью что стало? (Обварилась, ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит.) А каким нашел блин воробья на завалинке? (Клюв на сторону, слезами воробей заливается.)

— Когда же, друзья мои, так бывает?

— «Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет». Кто это сказал? Почему блин так сказал?

Д: Потому что каждый должен выполнять свою работу и не завидовать другому.

В: Правильно ребята. Ведь не даром русский народ сложил пословицу о дружбе«Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех».

-Кого можно пожалеть в сказке? (всех).

-Кого нужно учить правильным поступкам? Каким?

Д: Воробья. Взаимовыручке, терпению,

Преданности и пониманию того,что каждый должен выполнять свою работу.

— Чем заканчивается сказка?

— Коль так случилось, делать нечего: Поплакали-погоревали да своими делами и занялись.

— Чему вас научила эта сказка (Доводить начатое дело до конца, уважать труд друг друга).

Молодцы, ребята! Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Чья работа?»

Словесная игра «Чья работа?».

Задача детей рассказать, кто из героев какую работу выполнял до ссоры и после ссоры.

-Что делал блин до ссоры (щи да кашу варил).

-А после ссоры (на охоту пошёл, а лиса ему пол бока съела).

-Что делала мышка до ссоры (дрова рубила).

-А после ссоры (обед варила да ошпарилась).

-Что делал воробей до ссоры (на охоту ходил).

-А после ссоры (дрова клевал да и клюв своротил).

-Молодцы!

Проводиться физминутка:

Ну что продолжим наше путешествие? А чтобы было веселей

Ой, ой, ой – повторяйте все за мной

Физкультминутка с проговариванием чистоговорок

Ва, ва, ва – высокая трава. (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги)

Па, па, па – узкая тропа. (Повторяют со страхом, узко ставят ступни)

Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Шагают, руки на поясе)

Кой, кой, кой – любуемся рекой. (Повторяют радостно, развести руки в стороны).

Ась, ась, ась – вот плывёт карась. (Повторяют тихо, плавные движения руками)

Ушка – ушка – ушка – прыгает лягушка. (Повторяют громко, прыжки на двух ногах)

Шо, шо, шо – говорим мы хорошо? (Повторяют тихо, пальцы к губам)

Це, це, це – улыбка на лице. (Повторяют радостно)

Дети садятся на стулья.

— Ребята, я предлагаю вам обыграть эту сказку. Но вначале мы сделаем массаж лица:

В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.

Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.

Брови выведу дугой, нос потрогаю рукой.

Губы ниточкой сложу, все я краше, погляжу!

— Ребята, как вы думаете, какое настроение было у блина, когда он пошел в лес: веселое или грустное?

-Ребята, с помощью мимики лица покажите радость. (Улыбнемся).

— Почему вы думаете, что веселое?

Как вы думаете, что такое мимика (ответы детей)

Мимика – это выражение лица, которое зависит от нашего настроения.

Если у вас веселое настроение, то вы, улыбаетесь, а если грустное то вы, грустите.

— А кто вышел навстречу блину?

Д. Лиса

— А какая лиса обычно в сказках?

Д. Хитрая.

— Покажите хитрое выражение лица. Давайте покажем, как ходит лиса. (показывает 1 ребёнок)

Вот лиса увидела блин. Нюхает его, облизывается. Покажите, как лиса

облизывается.

— И лиса у него спрашивает«Ты куда, блинок, бежишь?»

Скажите эту фразу так, чтобы было понятно, что лиса хитрая. (все дети)

— А как вы думаете. Какое было выражение лица у блина, кода лиса обнюхивала его и облизывалась?

Д. Он был удивлен (напуган).

— Покажите удивление (страх).

— А в это время мышка дома варит щи, но они не получаются у неё такими вкусными как у блина. Давайте представим, что мы взяли ложку и пробуем щи. А они оказались невкусными.

— Что делает мышка, чтобы щи стали вкусными?

Д. Мышка прыгает в горшок.

— А щи в горшке, какие: горячие или холодные?

Д. Горячие.

— Мышка выпрыгивает из горшка. Ей больно. Ребята, покажите, какое выражение лица может быть у человека, если ему больно?

— А про воробья мы сказали, что он стал дрова на мелкие щепки ломать.

Что случилось с воробьем?

Д. Он свернул клюв.

— Воробей клювом ломает дрова на щепки. Хватается за клюв. Садится на пенёк и плачет. (показ детьми).

— Тут воробью стало стыдно. Покажите с помощью мимики лица, что человеку стыдно.

— Почему воробью стало стыдно? (потому что он позавидовал своим друзьям)

— Ребята, вы все молодцы!

Для этого давайте закроем глаза покружимся, раз-два-три, в нашей группе очутись (снимаю платок сказочницы)

— Скажите, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились? (ответ детей)

— Чему научила вас эта сказка? (дружбе,взаимовыручке,доброте и преданности).

Действительно, ребята, эта сказка многому вас научила. А впереди вас ожидает знакомство с новыми интересными сказками. До свидания!

Технологическая
карта занятия

ФИО участника:
Ротайская Анна Михайловна.

№ участника:

Образовательная(ые)
область(и): речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Тема занятия:
«Крылатый, мохнатый да масляный».

Возрастная группа:
старшая группа.

Цель занятия:
помочь усвоить содержание и главную мысль русской народной сказки «Крылатый,
мохнатый да масляный».

Задачи занятия:

Образовательные:
помочь усвоить содержание и главную мысль русской народной сказки «Крылатый,
мохнатый да масляный» через беседу по тексту; расширять словарь детей
посредством объяснения незнакомых или непонятных слов.

Развивающие:
развивать слуховое внимание через чтение текста русской народной сказки;
кратковременную память и диалогическую речь через беседу по тексту; зрительное
внимание, память посредством дидактической игры. 

Воспитательные:
воспитывать желание помогать друг другу, дружелюбие посредством чтения сказки.

Дополнительные
задачи: продолжать учить детей пользоваться ИКТ оборудованием во время
дидактической игры «Задания от персонажей сказки «Крылатый, мохнатый да
масляный»».

Словарная работа:
воротится, горазд (горяча) пуще (заплакали) кивает.

Планируемые
результаты занятия: ознакомление детей старшей группы с фрагментом из русской
народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».

Подготовительная
работа: чтение и рассказывание русских народных сказок, игры-драматизации по
сказкам «Теремок», «Колобок», «Три медведя» и другие, рисование на темы русских
народных сказок.

Материалы и
оборудование: текст русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»,
интерактивная доска, презентация.


Этапы,
продолжительность

Задачи
этапа

Деятельность
педагога

Методы,
формы, приемы

Предполагаемая
деятельность детей

Планируемые
результаты

1.

Организационно-мотивационный
этап

Обеспечить
направленное внимание и формирование интереса у детей к теме занятия.

Приветствует
детей.

Включает
музыкальную заставку «В гостях у сказки».

— Ребятки,
сегодня у нас необычный день, нам ребята из другого сада принесли очень
интересное письмо, хотите узнать, что в нем?

— Они
приготовили для нас новую сказку и задания: хотят проверить, справимся ли мы
с ними. Покажем им, что мы – ребята хоть куда?

Фронтальная
форма.

Прием
привлечения внимания – включение музыки.

Прием мотивации
– письмо (сюрпризный момент).

Дети входят в
группу, здороваются.

— Да.

— Да.

Продемонстрировали
интерес к теме занятия.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки
проблемы

Создать
проблемную ситуацию.

— Итак, первое
задание: отгадайте, о какой сказке идет речь.

По ходу
отгадывания загадок на слайде отображает иллюстрации к сказкам.

— В этом доме
без забот

Жили звери,
только вот,

Медведь к ним
пришел потом,

Поломал звериный
дом.

— Возле леса, на
опушке,

Трое их живет в
избушке.

Там три стула и
три кружки,

Три кроватки,
три подушки.

Угадайте без
подсказки,

Кто герои этой
сказки?

— Не лежалось на
окошке,

Покатился по
дорожке.

— Ребята, о
каких сказках были загадки? Как их назвать одним словом?

— А что значит –
русские народные?

— Вспомните, как
начинаются русские народные сказки? Что еще вы помните о русских народных
сказках?

— Ребята из
другого детского сада нам приготовили тоже русскую народную сказку, но они не
хотят просто так её узнали, а требуют, что вы ответили на вопросы:

(по ходу ответов
детей на проекторе появляются изображения птиц, зверей, масляных продуктов)

1) Что бывает
крылатое?

2) Что бывает
мохнатое?

3) Что бывает
масляное?

— Молодцы! А
ведь неслучайно мы вспомнили всё крылатое, всё мохнатое, всё масляное. Эти
слова составляют название русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да
масляный». Эту сказку нам приготовили ребята из другого детского сада. Они
говорят, что это очень хорошая сказка о трех друзьях, о том, как они вместе
жили и трудились. Но это еще не все, ребята хотят проверить, как хорошо вы
умеете слушать и поймете ли вы какая главная мысль этой сказки – чему учит
эта сказка.

Фронтальная
форма работы.

Прием – чтение
загадки.

Беседа.

Дидактическая
игра «Что бывает?».

Прием –
проблемный вопрос.

—  Жук, самолет,
птица…

— Медведь,
шмель,

звери…

— Блин, пирог,
торт.

Отвечают на
вопросы воспитателя.

— Теремок.

— Три медведя.

— Колобок.

— Русские
народные сказки.


Русские-народные сказки – это сказки, придуманные русским народом
давным-давно, передавались из уст в уста и дошли до наших дней.

Ответы детей.

Испытали
затруднение при поиске ответа на проблемный вопрос.

Определили цель
и необходимые действия.

2.2.

Этап
ознакомления с материалом

Знакомить детей
с содержанием сказки «Крылатый, мохнатый и масляный»; расширять словарь детей
посредством объяснения незнакомых или непонятных слов.

Проводит
словарную работу.

Читает текст
русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».

Фронтальная
форма.

Объяснение
значения слов.

Чтение
художественной литературы.

Слушают
педагога.

Слушают
произведение.

Уточнили
значение слов.

Ознакомились с
содержанием сказки.

2.3.

Этап
практического решения проблемы

Помочь усвоить
содержание и главную мысль русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да
масляный» через беседу по тексту.

Задает детям
вопросы по прочитанному:

1.      Кто главные
герои русской народной сказки?

2.      Как жили вначале
герои сказки?

3.      Что делал
мышонок?

4.      А воробей?

5.      Какую работу
выполнял блин?

6.      А что же затем
случилось?

7.      Что он им
предложил?

8.      Почему Воробей
предложил поменяться?

9.      О чём говорит
этот поступок Воробья? Какой Воробей?

10.  Как отнеслись к
его предложению друзья? Что это говорит о них?

11.  И что же из
этого вышло? Что произошло, когда они поменялись своими обязанностями?

12.  Припомните, как
выглядел блин, когда вернулся с охоты?

13.  А с мышью что
случилось?

14.  А каким Блин
нашел Воробья на завалинке?

15.  Чем закончилась
сказка? Вы помните, что сказал Блин воробью в конце сказки? Как вы понимаете
смысл сказанного?

16.  Почему Воробью
стало стыдно?

17.  Ребята, какой же
мы можем сделать вывод из этого рассказа?

— Ребята, какой
момент в сказке вам больше всего понравился? Давайте его еще раз послушаем.

Проводит
физкультминутку.

Предлагает
поиграть.

Проводит
инструктаж по технике безопасности при работе с интерактивной доской.

— Ребята, мы
справились почти со всеми заданиями. Но дети другого детского сада специально
подготовили для вас последним самое хитрое задание. Они очень хотят нас
подловить.

Читает начало
предложения:

«Прибежал блин к
дому, видит: сидит воробей на …».

«Прибежал блин в
избу — сидит мышь на лавке, шубка у неё…»

«Как увидели,
что у блина полбока съедено, ещё…»

«Вот блин и
говорит:

— Так всегда
бывает…»

Фронтальная
форма работы.

Беседа о
прочитанном:

— вопросы по
содержанию; вопросы на определение мотивов и поступков; на уточнение
характеристики героев; вопросы на нравственные представления.

Выборочное
чтение.

Прием повторного
чтения 1-2-х предложений.

Физкультминутка
«Крылатый, мохнатый, масляный».

Ди с
использованием ИКТ оборудования

«Задания от
персонажей сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»».

Прием «Закончи
предложение».

Отвечают на
вопросы.

— Мышонок
(Мохнатый), Воробей (Крылатый) и Блин (Масляный).

— Дружно, вместе
трудились.

— Щепки точил на
дрова.

— Корм доставал.

— Еду готовил.

Воробей
отказался выполнять свою работу и

поссорился со
своими друзьями.

— Он предложил
им поменяться работой (делами, обязанностями).

— Ему
показалось, что он выполняет сложную работу, а Мышонок и Блин – легкую.

—  О том, что
Воробей не проявляет великодушия по отношению к своим друзьям, преувеличивает
свои старания в работе; недоверчивый, неуступчивый, упрямый, эгоистичный.

— Мышонок и Блин
согласились, потому что, в отличие от Воробья, трудятся ради общего блага и
потому что они умеют жертвовать собой.

—  У них не
получилось выполнять чужую работу, каждый из них получил раны.

— Полбока лиса
съела.

— Обварилась,
ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит.

— Клюв на
сторону, слезами воробей заливается.

— «Вот так всегда
бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет». Блин
намекал на то, что Воробей не желает работать.

— Он напрасно
думал на друзей, а оказалось наоборот — чужая работа труднее.

— Нужно каждому
выполнять честно,

правильно и
хорошо свою работу, нужно жить дружно и всегда помогать друг другу.

Высказывают
предположения по поводу значения новых слов.

Прослушали
отрывок из текста.

На слова
«крылатый» – машут руками; «масляный» – гладят себя по животу; «мохнатый» –
делают «вертушку».

Выполняют
задания на определение последовательности, нахождение лишнего элемента,
соотношение по содержанию произведения.

Дети заканчивают
предложение:

«…завалинке –
клюв на сторону, слезами воробей обливается.»

«повылезла,
хвостик дрожмя дрожит.» «…пуще заплакали.»

«…когда один на
другого кивает, своё дело делать не хочет.»

Усвоили
содержание сказки.

Решили проблему:
определили главную мысль сказки.

Выполнили
предложенные задания, определили победителя в игре.

3.

Заключительный
этап

Подвести итоги
деятельности, обобщить полученный опыт.

— Как называется
сказка, с которой мы сегодня познакомились?

Актуализирует
мораль сказки:

— Вы поняли
главную мысль сказки? Чему она вас научила? Вы поняли, что бывает, когда один
на другого кивает, своё дело делать не хочет?

— Да, правильно,
бедой для всех это «кивание на других» оборачивается.

— Ребята, вам
понравились задания ребят из другого детского сада? Скажем им «большое
спасибо»? Хорошо, я передам им. И скажу, что вы большие молодцы, справились
со всеми заданиями.

— А впереди вас
ожидает знакомство с новыми интересными сказками.

Беседа,

фронтальная
форма.

Ответы детей.

— Плохо бывает.

Дети отвечают на
вопросы, высказывают своё отношение к отрывку сказки.

Определили,
достигли ли цели.

Приложение

Русская
народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»

На лесной опушке,
в тёпленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый
да блин масленый.

Воробей с поля
прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал.

Жили они,
поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал.
Воробей еду приносил — с полей зёрен, из лесу грибов, с огорода бобов. Мышонок
дрова рубил, а блин щи да кашу варил.

Хорошо жили.
Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку
отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А
блин у печи — румян да пышен — щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.

Сядут за стол — не
нахвалятся. Воробей говорит:

— Эх, щи так щи,
боярские щи, до чего хороши да жирны!

А блин ему:

— А я, блин
масленый, окунусь в горшок да вылезу — вот щи и жирные!

А воробей кашу
ест, похваливает:

— Ай каша, ну и
каша, — рассыпчата, горяча!

А мышь ему:

— А я дров навезу,
мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю — хорошо в печи огонь горит
— вот каша и горяча!

— Да и я, —
говорит воробей, — не промах: соберу грибов, натащу бобов — вот вы и сыты!

Так они жили, друг
друга хвалили, да и себя не обижали.

Только раз
призадумался воробей.

«Я, — думает, —
целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С
утра блин на печи лежит — нежится, а только к вечеру за обед берётся. А мышь с
утра дрова везёт да грызёт, а потом на печь заберётся, на бок перевернётся, да
и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте — на тяжкой работе. Не бывать
больше этому!»

Рассердился
воробей — ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать:

— Завтра же работу
поменяем!

Ну, ладно, хорошо.
Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день
утром блин пошёл на охоту, воробей — дрова рубить, а мышонок — обед варить.

Вот блин покатился
в лес. Катится по дорожке и поёт:

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок,

На сметанке мешан,

На маслице жарен!

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок!

Бежал, бежал, а
навстречу ему Лиса Патрикеевна.

— Ты куда, блинок,
бежишь-спешишь?

— На охоту!

— А какую ты,
блинок, песенку поёшь?

Блин заскакал на
месте да и запел:

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок,

На сметанке мешан,

На маслице жарен!

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок!

— Хорошо поёшь, —
говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается. — Так, говоришь, на сметане
мешан?

А блин ей:

— На сметане да с
сахаром!

А лиса ему:

— Прыг-скок,
говоришь?

Да как прыгнет, да
как фыркнет, да как ухватит за масленый бок — ам!

А блин кричит:

— Пусти меня,
лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами — на охоту!

А лиса ему:

— Нет, я съем
тебя, проглочу тебя со сметаной, с маслом да с сахаром!

Блин бился, бился,
еле от лисы вырвался, — бок в зубах лисьих оставил, — домой побежал!

А дома-то что
делается!

Стала мышка щи
варить: чего ни положит, а щи всё не хороши, не жирны, не маслены.

«Как, — думает, —
блин щи варил? А, да он в горшок нырнёт да выплывет, и станут щи жирные!»

Взяла мышка да и
кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила!

Шубка повылезла,
хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слёзы льёт.

 А воробей дрова
возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелкие щепки ломать.

Клевал, клевал,
клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слёзы льёт.

Прибежал блин к
дому, видит: сидит воробей на завалинке — клюв на сторону, слезами воробей
заливается.

Прибежал блин в
избу — сидит мышь на лавке, шубка у неё повылезла, хвостик дрожмя дрожит.

Как увидели, что у
блина полбока съедено, ещё пуще заплакали.

Вот блин и
говорит:

— Так всегда
бывает, когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет.

Тут воробей со
стыда под лавку забился.

Ну, делать нечего,
поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду
приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить.

Так они живут —
пряники жуют, медком запивают, нас вспоминают.

Конспект занятия

Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»

Цель. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой), помочь понять ее смысл.

  1. Ход занятия

Дети сидят на стульчиках перед воспитателем.

Воспитатель :Для начала, ребята давайте сделаем зарядку для наших язычков, чтобы речь наша была четкой.

Проводится артикуляционная гимнастика.

Сегодня мы с вами отправимся в страну сказок, но сначала мне хочется узнать,   любите ли вы сказки?

(ответы детей) 

Я тоже очень люблю сказки, особенно русские народные. Ребята, а как вы думаете, что значит – русские народные?

(ответы детей) 

А теперь давайте поиграем.

 Воспитатель проводит дидактическую игру «Что бывает?».
    Что бывает крылатое?

 Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, птицы.

Воспитатель вывешивает на доске воробья.

Воспитатель: Что бывает мохнатое?

(Ответы детей)

                        Правильно, звери.

Вывешивает на доске мышку.

Воспитатель: Что может быть  масляная,  масляный,  масленое? 

(Ответы детей. Воспитатель вывешивает фигурку блина).

Воспитатель: Ребята, мы сегодня не зря вспомнили всё крылатое, всё мохнатое, всё масляное, так как эти слова составляют название русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».

А теперь ребята, давайте поиграем!

Физкультминутка «Мышка».

Дети встают со своих мест и выполняют действия по тексту.

Мышка быстренько бежала (бег на месте),

Мышка хвостиком виляла (имитация движений),

Ой, яичко уронила (наклониться, поднять),

Посмотрите-ка, разбила (показать на вытянутых руках).

Повторяется 3 раза в разном темпе от быстрого к медленному.

 Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю эту сказку, а вы слушайте её   внимательно.

Воспитатель читает сказку.

Во время чтения вывешивает на доску последовательно картинки – сюжеты. После прочтения сказки воспитатель проводит беседу.

Воспитатель: Как звали героев сказки?(Ответы детей)

— Как жили друзья в начале сказки?

— Правильно ли сделал воробей, когда обиделся на друзей?

— Что случилось, когда друзья решили поменяться своей работой?

— «Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет», — так сказал Блин. Почему он так сказал?

— Чем заканчивается сказка?

Воспитатель: А теперь ребята давайте попробуем составить схему, опираясь на которую нам легко будет пересказать сказку. 

Детям предлагаетя выбрать с чего началась сказка, расставить все картинки в соответствии с текстом. После составления мемо-таблицы предлагаем детям пересказать текст.

Воспитатель:

Ребята, нам пора возвращаться из страны сказок. Для этого давайте закроем глазки, повернемся через левое плечо.

— Скажите, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились?(ответ детей)

— Чему научила вас эта сказка?
(ответы детей)

Действительно, ребята, эта сказка многому вас научила. А впереди вас ожидает знакомство с новыми интересными сказками.

Молодцы. Занятие закончено.

Текст сказки

На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый.

Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал.

Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил — с полей зерен, из лесу грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил.

Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи — румян да пышен — щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.

Сядут за стол — не нахвалятся. Воробей говорит:

— Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны!

А блин ему:

— А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу — вот щи и жирные!

А воробей кашу ест, похваливает:

— Ай каша, ну и каша — горазд горяча!

А мышь ему:

— А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю — хорошо в печи огонь горит — вот и горяча!

— Да и я, — говорит воробей, — не промах: соберу грибов, натащу бобов — вот вы и сыты!

Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.

Только раз призадумался воробей.

«Я, — думает, — целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит — нежится, а только к вечеру за обед берется. А мышь с утра дрова везет да грызет, а потом на печь заберется, на бок перевернется, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте — на тяжкой работе. Не бывать больше этому!»

Рассердился воробей — ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать:

— Завтра же работу поменяем!

Ну, ладно, хорошо. Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день утром блин пошел на охоту, воробей — дрова рубить, а мышонок — обед варить.

Вот блин покатился в лес. Катится по дорожке и поет:

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок,

На сметанке мешан,

На маслице жарен!

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок!

Бежал, бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна.

— Ты куда, блинок, бежишь-спешишь?

— На охоту.

— А какую ты, блинок, песенку поешь?

Блин заскакал на месте да и запел:

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок,

На сметанке мешан,

На маслице жарен!

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок!

— Хорошо поешь, — говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается. — Так, говоришь, на сметане мешан?

А блин ей:

— На сметане да с сахаром!

А лиса ему:

— Прыг-скок, говоришь?

Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок — ам!

А блин кричит:

— Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами — на охоту!

А лиса ему:

— Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом да и с сахаром!

Блин бился, бился, еле от лисы вырвался, — бок в зубах оставил, — домой побежал!

А дома-то что делается!

Стала мышка щи варить: чего ни положит, а щи все не жирны, не хороши, не маслены.

«Как, — думает, — блин щи варил? А, да он в горшок нырнет да выплывет, и станут щи жирные!»

Взяла мышка да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слезы льет.

А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелкие щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слезы льет.

Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке — клюв на сторону, слезами воробей заливается. Прибежал блин в избу — сидит мышь на лавке, шубка у ней повылезла, хвостик дрожмя дрожит.

Как увидели, что у блина полбока съедено, еще пуще заплакали.

Тут блин и говорит:

— Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет.

Тут воробей со стыда под лавку забился.

Ну, делать нечего, поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить.

Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.

Тема, задачи

Методы, технологии /источник

Чтение и анализ сказки «Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И.Карнауховой. Учить детей эмоционально воспринимать литературное произведение, определять характер героев по поступкам. Устанавливать причинно-следственные связи в тексте.

— Узнай героя по описанию.

— Чтение сказки

— Анализ сказки по таблице.

— Шкатулка мудрости

— Решение проблем с помощью ТПФ

— Деление слов на слоги

— Игра («Скажи весело, грустно, обиженно…)

Конспект

Чтение русской народной сказки

«Крылатый, мохнатый да масленый»

старшая группа №5

      Цель: познакомление детей с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный»

Программное содержание: учить детей эмоционально воспринимать литературное произведение, определять характер героев по поступкам; устанавливать причинно-следственные связи в тексте.

Оборудование: презентация с иллюстрациями: воробей, мышка, блин, лиса, текст сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».

Этапы проведения.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методические указания и приёмы.

1.

Вводная часть

3 мин

Дети стоят полукругом на ковре

— Ребята, скажите, а кто бывает летающий, с крыльями, с пёрышками, с клювом?

— Правильно, крылатые могут быть птицы.

-А кто бывает мохнатые?

— Правильно, звери.

Я загадала объект, а вы должны угадать его с помощью игры «Да нетка».

— Правильно это блин

— крылатые могут быть птицы

(на экране изображение воробья)

-мохнатые бывают звери

(на экране изображение мышки)

— это находится в центре?

— это находится слева?

— справа?

— справа – по центру?

— это блин?

(на экране изображение — блин)

Организационный момент

Игра «Да нетка»

2.

Основная часть

20 мин

Садитесь все на коврик.

на доске иллюстрации: воробей. блин, мышка,

-Ребята, посмотрите на эти картинки, мы сегодня не зря вспомнили всё крылатое, всё мохнатое, всё масляное, так как эти слова составляют название русской народной сказки, которую мы с вами читали.

— Как она называется?

Предлагаю вам вспомнить сказку

Задаются вопросы:

  1. Кто?

Какая проблема возникла у этого героя?

Что хотел?

Что для этого делал?

Что из этого вышло? (результат)

Какие свойства характера есть у героя?

  1. Кто?

Какая проблема возникла у этого героя?

Что хотел?

Что для этого делал?

Что из этого вышло? (результат)

Какие свойства характера есть у героя?

  1. Кто?

Какая проблема возникла у этого героя?

Что хотел?

Что для этого делал?

Что из этого вышло? (результат)

Какие свойства характера есть у героя?

Физкультминутка – разделите слова на слоги с помощью – хлопков, шагов, прыжков.

— Конечно у наших героев были проблемы, но ведь мы можем помочь их решить с помощью волшебников

Каких волшебников просим о помощи?

Поиграем в театр – часть детей будет актёрами, а остальные зрителями.

Вспомните песенку Блина, когда он пошёл в лес дрова рубить.

Скажите —  весело, сердито, грустно, обиженно…

 Предлагаю поделиться своей мудростью с героями сказки?

Какой совет дадим героям сказки?

У нас есть волшебная шкатулка мудрости, в которую мы можем положить вот это сердечко со своими пожеланиями

— «Крылатый, мохнатый да масляный».

воробей;

— у него был тяжёлый труд;

— хотел труд полегче, хотел поменяться работой

— «рассердился воробей – ножками затопал, крыльями затопал и давай кричать»

— «Дрова натаскал да давай клевать, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слёзы льёт»

— умный, решительный, справедливый, трудолюбивый.

мышка

— тяжёлый труд

— тоже хотел труд полегче

— хотел поменяться трудом с Блином;

— Щи получились не жирные и не вкусные. Взяла мышка, да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слёзы льёт.

глупая, трудолюбивая, неловкая…

блин

— тяжёлый труд

— тоже хотел труд полегче

— хотел поменяться трудом с Воробьём

—  пошёл на охоту,

блин чуть не съела лиса,

— добрый, смелый, глупый…

— дети выполняют движения

Волшебники «Наоборот» — заменить действия или свойства объекта на противоположные. (цвет, размер, части, место, действие, форма)

 «Увеличение – уменьшение»

(предположения детей)

— «Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет»

— дети поочерёдно проговаривают песенку Блина в разных интонациях

Анализ сказки по таблице

Деление слов на слоги

Решение проблем с помощью ТПФ

Театрализованная игра («Скажи весело, грустно, обиженно…)

Шкатулка мудрости

3. Заключительная часть

2 мин

— Скажите, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились?

— Чему научила вас эта сказка?

Действительно, ребята, эта сказка многому вас научила

-Вы молодцы ребята, хорошо сегодня  поиграли, мне очень понравилось.

— «Крылатый, мохнатый да масляный»

-ответы детей

сказка учит тому, что каждый должен заниматься своим делом и не завидовать другому

Подведение итогов

Похвала

  1. Кто?

Какая проблема у героя?

Что хотел?

Что делал? 

Что получилось?

Что из этого вышло?

 РЕЗУЛЬТАТ

Какие свойства характера есть у героев? 

Копилка мудрости

Воробей

Думал, что у него тяжелый труд

Хотел труд полегче, хотел поменяться работой

«Рассердился воробей – ножками затопал, крыльями затопал и давай кричать»

«Дрова натаскал да давай клевать, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слёзы льёт»

Трудолюбивый, умный, честный, справедливый…

«Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет».

Сказка учит тому, что каждый должен заниматься своим делом и не завидовать другому.

Мышонок

Думал, что справится с работой Блина

Тяжёлый труд

Тоже хотел труд полегче хотел поменяться трудом с Блином;

— Щи получились не жирные и не вкусные. «Взяла мышка, да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слёзы льёт».

Глупая, трудолюбивая, неловкая,

Блин

Решил помочь воробью, но его чуть не съела лиса.

Хотел просто помочь друзьям

Пошёл в лес один, не подумал, что попадёт в беду.

Лиса откусила кусочек Блина, чуть не поплатился жизнью

добрый, смелый, глупый, не осторожный

Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»

На лесной опушке, в тёпленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый.

Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал.

Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил — с полей зёрен, из лесу грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил.

Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи — румян да пышен — щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.

Сядут за стол — не нахвалятся. Воробей говорит:

— Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны!

А блин ему:

— А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу — вот щи и жирные!

А воробей кашу ест, похваливает:

— Ай каша, ну и каша — горазд горяча!

А мышь ему:

—  А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю — хорошо в печи огонь горит — вот каша и горяча!

— Да и я, — говорит воробей, — не промах: соберу грибов, натащу бобов — вот вы и сыты!

Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.

Только раз призадумался воробей.

«Я, — думает, — целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит — нежится, а только к вечеру за обед берётся. А мышь с утра дрова везёт да грызёт, а потом на печь заберётся, на бок перевернётся, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте — на тяжкой работе. Не бывать больше этому!»

Рассердился воробей — ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать:

— Завтра же работу поменяем!

Ну, ладно, хорошо. Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день утром блин пошёл на охоту, воробей — дрова рубить, а мышонок — обед варить.

Вот блин покатился в лес. Катится по дорожке и поёт:

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок,

На сметанке мешан,

На маслице жарен!

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок!

Бежал, бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна.

— Ты куда, блинок, бежишь-спешишь?

— На охоту.

— А какую ты, блинок, песенку поёшь? Блин заскакал на месте да и запел:

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок,

На сметанке мешан,

На маслице жарен!

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок!

— Хорошо поёшь, — говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается. — Так, говоришь, на сметане мешан?

А блин ей:

— На сметане да с сахаром!

А лиса ему:

— Прыг-скок, говоришь?

Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок — ам!

А блин кричит:

— Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами — на охоту!

А лиса ему:

— Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом да и с сахаром!

Блин бился, бился, еле от лисы вырвался, — бок в зубах оставил, — домой побежал!

А дома-то что делается!

Стала мышка щи варить: чего ни положит, а щи всё не жирны, не хороши, не маслены.

«Как, — думает, — блин щи варил? А, да он в горшок нырнёт да выплывет, и станут щи жирные!»

Взяла мышка да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слёзы льёт.

А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелкие щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слёзы льёт.

Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке — клюв на сторону, слезами воробей заливается. Прибежал блин в избу — сидит мышь на лавке, шубка у ней повылезла, хвостик дрожмя дрожит.

Как увидели, что у блина полбока съедено, ещё пуще заплакали.

Тут блин и говорит:

— Так всегда бывает, когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет.

Тут воробей со стыда под лавку забился. Ну, делать нечего, поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить.

Разви́тие ре́чи (или онтогенез речи, ср. также англ. Language development) — широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД по развитию речи

Образовательные области: речевое развитие, познавательное, социально- коммуникативное

Тема занятия: Вместе трудится- всегда пригодиться

Возрастная группа: старшая

Цель занятия: Понимание основной идеи русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» о том, что нужно уважать труд друг друга. 

Задачи занятия:

Обучающие:  отвечать на вопросы полными предложениями, аргументируя свой ответ; понимать характеры и поступки героев;

Воспитательные: тактично дополнять ответы друг друга;

Развивающие: запоминать и анализировать текст, для дальнейшего формирования полных ответов на вопросы воспитателя.

Словарная работа: активизация словаря словами: Крылатый, мохнатый да масляный

Планируемые результаты занятия: дети знакомы с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» и понимают её смысл, а также отвечают на вопросы после её прочтения, аргументируя свои ответы.

Подготовительная работа: Чтение и рассказывание русских народных сказок «Теремок», «Колобок», Курочка Ряба», «Царевна лягушка»

Материалы и оборудование: клубок с нитками, иллюстрации к сказке.

Этапы,

продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

Давайте встанем в круг. Посмотрите, что это?
-Как вы думаете, какой он?
-Да, ребята, это волшебный клубочек, сила которого увеличивается от добрых и ласковых слов. Сначала я намотаю нитку на клубочек и скажу ласковое слово. А теперь, я передаю клубочек другому игроку и так по очереди всем детям. Можно сказать доброе пожелание, комплимент, ласковое слово.

Игровой

Фронтальная

-Клубочек.

-Волшебный.

Дети перечисляют ласковые слова.

Дети внимательны и настроены на предстоящую деятельность

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

Вот и опять клубочек дошёл до меня. Каким он стал большим от добрых слов! Ему, как и мне приятно отправляться в путешествие с такими хорошими делами. А отправляемся мы с вами в сказку. Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать, чтобы попасть в сказку?

-Ребята, на самом деле всё очень просто. Чтобы попасть в сказку, нужно покружиться вокруг себя и сказать волшебные слова:

— «Раз-два-три в стране сказок очутись» 

Беседа, вопросы
Игра

Дети перечисляют свои варианты как они могут попасть в сказку.

Говорят волшебные слова  

Сформированность мотивации детей на дальнейшую деятельность.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Усвоение определенного объема знаний и представлений о русских народных сказках

— Ребята, вы любите сказки? Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок. Итак, путешествие в страну сказок начинается

— Вы знаете, я тоже очень люблю сказки, особенно русские народные. Ребята, а как вы думаете, что значит – русские народные?

— А сейчас я хочу проверить хорошо ли вы помните сказки

Проводится игра«Ты мне – я тебе».

(Дети сидят на своих местах. Ведущий бросает мяч детям. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) — Кто катился по дорожке? 

— Что били, били — не разбили? 

— Кто разрушил теремок? 

— У кого в пруду хвост примёрз? 

— Какой овощ дед не мог вытянуть? 

— Самое любимое место Иванушки – дурачка? 

— Какая избушка была у зайчика? 

— Как называют дом Бабы Яги? 

— Какими словами начинаются русские народные сказки?

— Какими словами заканчиваются?

Чему учат сказки?


Молодцы!

Беседа, вопросы,

игра

Да

Это сказки придуманные дедушками и бабушками для своих внуков

Колобок

Яйцо

Медведь

У волка

Репку

Печка

Лубяная

Избушка на курьих ножках

Жили-были, тридевятом царстве в тридесятом государстве.

И жили они долго и счастливо. Сказка лож, да в ней намёк! Добрым молодцам урок. 

Добру, справедливости, дружбе и взаимовыручке.

Формируется умение работать в коллективе; дополнять ответы друг друга; не перебивать товарища; чётко отвечать на поставленные вопросы.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

— Сегодня я познакомлю вас с новой сказкой. А о ком она – вы отгадайте сами. Подумайте и скажите: про кого можно сказать «крылатый») или «крылатая»«мохнатый»

«масляный»

Мы неслучайно с вами вспомнили, так как они и составляют название новой русской народной сказки, которая называется 

«Крылатыймохнатый да масляный».

Чтение художественной литературы. (Чтение сказки сопровождается иллюстрациями.)

Физкультминутка «Мышка».
Мышка быстренько бежала (бег на месте,
Мышка хвостиком виляла (имитация движений,
Ой, яичко уронила (наклониться, поднять,
Посмотрите-ка, разбила 
(показать на вытянутых руках).

Беседа по содержанию сказки.

— Как звали героев сказки?

— Как жили друзья в начале сказки?

— Правильно ли сделал воробей, когда обиделся на друзей?

      -Что можно посоветовать друзьям.

— Что случилось, когда друзья решили поменяться своей работой?

Припомните, как выглядел блин, вернувшийся с охоты. 

А с мышью что стало? 

    А каким нашел блин воробья на завалинке? 

-Кого можно пожалеть в сказке? 

-Кого нужно учить правильным поступкам? Каким?

— Чем заканчивается сказка?

— Чему вас научила эта сказка.

Молодцы, ребята! Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Чья работа?»

Словесная игра «Чья работа?».

Задача детей рассказать, кто из героев какую работу выполнял до ссоры и после ссоры.

-Что делал блин до ссоры.

-А после ссоры

      -Что делала мышка до ссоры .

-А после ссоры.

     -Что делал воробей до ссоры 

-А после ссоры.

Физминутка;
Вопросы и беседа;
Показ иллюстраций.

Воробей, птица, бабочка, мышь, блин

Прослушивание чтения художественной литературы.

Участие в физминутки.

Воробей, блин, мышонок.

Дружно

Воробей сделал не правильно когда обиделся на друзей. 

жить дружно и не ссориться

Друзья попали в беду

Полбока лиса съела Обварилась, ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит.

Клюв на сторону, слезами воробей заливается.

Всех

Воробья. Нужно учить взаимовыручке, терпению, преданности и пониманию того, что каждый должен выполнять свою работу.

Поплакали-погоревали да своими делами и занялись.

Доводить начатое дело до конца, уважать труд друг друга

щи да кашу варил

на охоту пошёл, а лиса ему пол бока съела дрова рубила

обед варила да ошпарилась

на охоту ходил. 

дрова клевал да и клюв своротил

Дети внимательно слушают и анализируют сказку. Отвечают на вопросы воспитателя по тексту произведения.

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

— Ребята, вы все молодцы!
Особенно мне понравилось как работала Настя, Алёша, Данил, Лиза и Богдан.
— А теперь нам нужно попасть обратно домой. Для этого давайте закроем глаза покружимся, раз-два-три, в нашей группе очутись
— Скажите, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились? 
— Чему научила вас эта сказка?
-Действительно, ребята, эта сказка многому вас научила. А впереди вас ожидает знакомство с новыми интересными сказками. До свидания!

Беседа, вопросы

Крылатый, мохнатый да масляный

Меня научила эта сказка тому, что каждый должен делать свою работу и не завидовать другим.

Подведение итогов и саморефлексия

Министерство образования Омской области

бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Омской области

«Омский педагогический колледж №1»

Технологическая карта НОД по развитию речи

Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»

                Выполнила: студентка 3 курса,

                Маслюк Светлана Викторовна

                39 ДО группы

                Специальность 44.02.01

                Дошкольное образование

                Проверила: Киричёк Г.В

Омск,  2019

  • Сказка кто в избушке живет персонажи
  • Сказка крылова свинья под дубом
  • Сказка кто где живет
  • Сказка крылатый мохнатый да масляный в старшей группе текст сказки
  • Сказка крупеничка читать с картинками