Сказка крошка цахес гофман

Глава 1 поплакав над сыном-оборотнем цахесом, злым уродцем, бедная крестьянка лиза засыпает. руководительница приюта фрейлейн розеншен а на самом деле

Глава 1

Поплакав над сыном-«оборотнем» Цахесом, злым уродцем, бедная крестьянка Лиза засыпает. Руководительница приюта фрейлейн Розеншен (а на самом деле фея Розабельверде), сочувствуя ей, наделяет ребенка локонами, даром речи, хождения, даром нравиться людям. Крошку взял в семью пастор.

Хозяин деревни, князь Пафнутий, ввел на своих землях «просвещение». Для чего выгнал «всех людей опасного образа мыслей», поэтов и фей. Ведь они плюют на законы, думают и делают, что хотят, поэтому им надо отрезать крылья. Фея Розабельверде, напугав князя, вытребовала себе место в приюте.

Глава 2

Кумир здешних студентов – профессор естественных наук Мош Терпин, для которого природа не храм, а мастерская для опытов. Только 24-летний красивый, серьезный, скромный и поэт в душе, студент Бальтазар не любит профессора. Для юноши природа божественна и полна тайн. И он влюблен в кокетку и хохотушку Кандиду, дочь профессора. В лесу Бальтазар, сочувствуя, подсаживает на лошадь упавшего Цахеса, а его друг Фабиан высмеивает уродца.

Глава 3

В прибывшем в город Цахесе все видят красавца. Только Фабиан и Бальтазар видят его таким, каков он есть. На вечере в своем доме профессор Терпин представляет всем умнейшего студента Циннобера. Это и был Цахес. Странно, но мяуканье, которое издал малыш, все приписали Бальтазару. А когда студент прочел свои стихи – их приписали Цинноберу. А он и рад. Кандида тоже поддалась «чарам» малыша.

Глава 4

Таланты местных знаменитостей приписываются Цинноберу, а его гадости и глупости – другим людям. Его берут дипломатом вместо Пульхера, друга Бальтазара. Юноши чуют, что здесь пахнет колдовством. Ведь чудеса никуда не делись и после просвещения. А первое чудо – сам человек. Оба видят в лесу странствующего волшебника Проспера Альпануса.

Глава 5

Противного Циннобера повышают до тайного советника, он обручается с Кандидой. Фабиан и Бальтазар идут к доктору Альпанусу. Фабиан скептик и Альпанус для него шарлатан. По велению доктора Бальтазар тростью бьет Циннобера, увиденного в волшебном зеркале. За это наяву Бальтазара хотят арестовать, и он бежит из города.

Глава 6

Пульхер выяснил, что у Циннобера на голове есть три огненных волоска, которые он бережет, и что его расчесывает фея Розабельверде. Эта фея гостит у доктора Альпануса, который упрекает ее за доброту к негодяю Цинноберу. Он разбивает волшебный гребешок для локонов карлика. Фее жаль своего бедняжку, но раз уж такова судьба, то пусть свершится.

Глава 7

Пульхер сообщает другу, что Циннобер теперь любимец князя и министр, носит орден тигра, и возвысил обжору и глупца профессора Терпина, своего будущего тестя. Однако фея больше не расчесывает его, и однажды иностранцы приняли всклокоченного карлика за обезьянку.

Альпанус просит Бальтазара проявить мужество, ловкость и силу, через стекло разглядеть скрытые волоски, выдрать их и сжечь. Раз в сердце Бальтазара живут поэзия и любовь, он справится. А потом женится на Кандиде.

Глава 8

После визита к Альпанусу в каждом сюртуке «умника» Фабиана удлиняются сами собой фалды. За такой вид его считают мятежником и скандалистом. Сжалившись, Альпанус дарит ему фрак из табакерки, и чары рассеиваются. Теперь Фабиан верит в чудеса.

В день обручения министра с Кандидой Бальтазар рвет волоски и бросает их в камин. Чары спадают, все видят перед собой уродца. Под общий смех и отвращение, он бросается домой. А Кандида и Бальтазар объясняются друг другу в любви. В историю Цахеса никто не верит. Ведь фей отменили, как и чары.

Глава 9

Старая Лиза пришла полюбоваться на своего уродца, ставшего министром. Толпа хохочет над Цахесом, а он грозит всем тюрьмой. Карлик убегает, и тонет в ночном горшке, откуда его за лапы достают почтительные слуги.

Лиза просит малыша на чучело, но фея Розабельверде устраивает дело иначе: с того дня князь втридорога покупает у старухи лук. Фея размышляет, что у Цахеса был шанс стать лучше, слыша похвалы и ободрение от окружающих. Но он загордился и все испортил. Мертвого похорошевшего Циннобера погребли с почестями.

Глава последняя

Поэт Бальтазар женится на Кандиде, а после свадьбы Альпанус покидает их, подарив счастливым влюбленным свою волшебную усадьбу.

Читательский дневник по повести «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» Гофмана

Сюжет

В княжестве объявлено просвещение, а чудеса и поэзия запрещены. Тайная фея Розабельверде из жалости к бедной крестьянке Лизе наделяет ее сына-уродца Цахеса даром всем нравиться. Слыша незаслуженные похвалы, крошка мог и впрямь стать лучше, тянуться к знаниям. Но он заважничал, приписал себе чужие заслуги, дорос до министра Циннобера, обручился с красавицей Кандидой.

Студент Бальтазар, юноша-поэт, влюбленный в Кандиду, с друзьями Фабианом и Пульхером, с помощью волшебника доктора Альпануса узнают, в чем секрет злого уродца. Бальтазар рвет с его головы три скрытых огнистых волоска, и все видят, что перед ними ничтожество, обезьянка. Цахес гибнет, утонув дома в ночном горшке. Бальтазар женится на Кандиде и живет с ней в волшебной усадьбе Альпануса.

Отзыв

Повесть о том, что любовь и чудо в жизни отменить нельзя. Важны не статус и богатство человека, а его талант, ум, доброта. В повести-сказке сталкивается мир обывателей и мечтателей. Вера в чудеса разрушает чары. Дар доброй феи был использован во зло. Автор сатирически изображает высокомерную, глупую власть, чиновничество, врачей, профессуру. И тех, кто видит чудо не в человеке, природе, любви, а только в науке, технике, законе.

Повесть учит верить в чудо, видеть в мире поэзию и красоту, любить, бороться за свое счастье, идти против мнения толпы, быть честным, мужественным, благодарным, сострадательным, приходить на помощь, ценить друзей, не угодничать перед властью и богатством.

Дома в городе24 января 2021 года исполнилось 245 лет со дня рождения Эрнста Теодора Гофмана, немецкого писателя и сказочника.

И в этом очерке я хочу рассказать об одном удивительном месте, связанном с его творчеством. Это «Поляна сказок Гофмана». Она находится в Светлогорске, одном из самых красивых и уютных городов Калининградской области. 

Кликайте по фотографиям – и они откроются в увеличенном формате

Эрнст Теодор Амадей Гофман

Будущий сказочник родился в 1776 году в городе Кёнигсберге, нынешнем Калининграде. В школьные годы Гофман занимался музыкой с органистом Кафедрального собора Кристианом Подбельским. Кроме того, он брал уроки рисования у известного художника Готлиба Земана.

После окончания школы Гофман изучал юриспруденцию в университете Альбертина. Одним из его преподавателей был знаменитый немецкий философ Иммануил Кант. После окончания университета Гофман поступил на государственную службу. Он жил в Глокау, Познани, Бамберге.   

Эрнста Теодора Гофмана мы знаем благодаря его сказкам. Кроме того, он был ещё писателем-романтиком, драматургом, композитором, художником и юристом. Интересный факт: астероид Брамбилла, открытый в 1907 году, получил свое имя в честь героини произведения Гофмана «Принцесса Брамбилла».

«Дом сказочника»

В Светлогорске (бывшем Раушене) есть переулок, носящий имя Гофмана. Место это указано во всех путеводителях, потому что там есть что посмотреть. 

Переулок Гофмана

В переулке располагается отель «Дом сказочника». Это бывший охотничий домик, построенный в 1926 году. Он принадлежал бургомистру Раушена Карлу фон Штренгу. После войны в нем находился корпус военного санатория.

Дом сказочника

Нынешний хозяин отеля является почитателем творчества Э.Т.А.Гофмана. Вот почему рядом со зданием находится несколько экспозиций под открытым небом. Это парк скульптур «Поляна сказок Гофмана»  и мини-музей с макетами средневековых городов. 

Парк скульптур «Поляна сказок Гофмана»

На «Поляне сказок» установлено несколько скульптурных горок. На них можно без труда узнать сказочных персонажей. Вот «Белоснежка и семь гномов».

Белоснежка

Это альпийская горка, так называемый рокарий. Даже на этой фотографии можно увидеть и замок с красавицей у окна, и трехголового дракона, и медведя с коробом.  

Башня

Разумеется, самая известная сказка Гофмана это «Щелкунчик и Мышиный король». Она была опубликована в 1816 году. Но мировую известность она получила гораздо позже благодаря балету П.И. Чайковского «Щелкунчик». Его первая постановка состоялась в Санкт-Петербурге в 1892 году. 

На фото слева в небольшой скульптурной композиции представлены герои «Щелкунчика». Видите слева многоголового мышиного короля? А на фото справа — сам Щелкунчик.

Мышиный корольЩелкунчик

Грустный человек со скрипкой это Иоганесс Крейслер, герой романа Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра». Чисто внешне он напоминает самого сказочника, который, кстати, тоже любил музыку. А справа и слева от скульптуры возвышаются символические стопки его книг.

Книги

На фото слева — Старая Лиза, персонаж сказки «Стихийный дух». А на фото справа — Перегринус Тис, герой последнего романа Гофмана «Повелитель блох». Когда роман был сдан в печать, прусская цензура усмотрела в одном из эпизодов сатиру на судебное ведомство. Дело приняло серьезный оборот, но скандал замяли. 

Старая ЛизаПерегринус

А это герой известной сказки Гофмана «Крошка Цахес про прозвищу Ценнобер». Он получил от феи три волшебных волоска и на какое-то время стал большим и очень высокомерным. Но стоило ему потерять волоски — и вновь он стал крошкой Цахесом, ростом не выше обыкновенного стула. 

Цахес

На фото слева — художник Бертольд из новеллы «Церковь иезуитов». А справа — пёс Берганца

ХудожникПес Берганца

Как видите, здесь есть и скульптурные композиции, и отдельные памятники героям. 

Замок и башня

И даже забор вокруг отеля чем-то напоминает выстроившихся в ряд сказочных героев.

Забор

Памятник Гофману

Рядом с «Поляной сказок» можно увидеть изображения самого сказочника. На фото слева — памятник Гофману. На фото справа — его барельеф.

ПамятникБарельеф Гофмана

Предвижу вопрос: почему такой необычный памятник? Объяснение можно найти на установленной рядом информационной табличке. 

Надпись у памятника

Гофман занимал должность юриста при Королевском Берлинском апелляционном суде. А в свободное время он занимался музыкой и рисованием. Ему безумно нравились произведения Моцарта. В 1805 году Гофман даже сменил одно из своих имен «Вильгельм» на «Амадей».

В период жизни в Бамберге Гофман увлекся театром. В театре Бамберга он был композитором, художником, декоратором, драматургом, режиссером и помощником директора. 

Вот она, двойственность натуры немецкого сказочника!  

Макеты средневековых городов

Рядом с памятником Гофману находится ещё одна достопримечательность. Это макет Кёнигсберга второй четверти XVI века в масштабе 1: 140.

Макет города

На макете размещены более 500 архитектурных объектов. Фактически здесь представлены три средневековых города – Альтштадт, Кнайпхоф и Лёбенихт.

Макет города

Есть здесь и Кафедральный собор, и королевский замок, и университет Альбертина. Можно без труда увидеть ратуши каждого города. 

Башня в городе

Тянутся параллельно друг другу узкие средневековые улочки.  

Улицы города

А в этом месте уже более плотная «городская застройка». 

Макет города

Рядом с макетом установлен краткий стенд с пояснениями. 

Информационная табличкаФонарь

И стоит рядом с макетами городов Рыцарь. Словно защищает это творение рук человеческих от возможных нападений. 

Рыцарь и город

Если будете в Светлогорске — сходите на «Поляну сказок»!

Вид на город

© Татьяна Трунова, январь 2021

Другие достопримечательности Калининградской области

  • Орнитологическая станция «Фрингилла» (Куршская коса, Калининградская область) — крупнейший в Европе полевой стационар для кольцевания перелетных птиц
  • Парк миниатюр «История в архитектуре» (Калининград) — музей под открытым небом, где собраны макеты архитектурных памятников России 
  • Балтийск — достопримечательности самого западного российского города, военно-морской базы Балтийского флота

Жанр: литературная сказка

Читайте краткое содержание других сказок Эрнста Гофмана:

«Песочный человек»

Главные герои сказки «Крошка Цахес» и их характеристика

  1. Бальтазар. Студент и поэт. Влюблённый и мечтательный.
  2. Кандида. Красивая и добрая девушка.
  3. Альпанус. Маг и чародей. Добрый и справедливый.
  4. Фея Розеншен. Мечтала творить добро.
  5. Цахес, Циннобер. Карлик и урод. Невоспитанный, грубый, жестокий.
  6. Фабиус. Студент. Насмешник и друг Бальтазара.
  7. Мош Терпин. Профессор, отец Кандиды.
  8. Лиза. Несчастная крестьянка, мать Цахеса.

План пересказа сказки «Крошка Цахес»

  1. Уродливый ребёнок.
  2. Благословение феи.
  3. Бальтазар и Фабиус.
  4. Встреча в лесу.
  5. Циннобер вызывает восхищение.
  6. Стихи Бальтазара.
  7. Обида скрипача.
  8. Несчастный Пульхер.
  9. Встреча с магом.
  10. В доме Альпануса.
  11. Обвинение в избиении.
  12. Золотой гребень.
  13. Волшебник и фея.
  14. Министр Циннобер.
  15. Объяснения Альпануса.
  16. Волшебный фрак.
  17. Три волоска.
  18. Смерть Циннобера.
  19. Свадьба.

Кратчайшее содержание сказки «Крошка Цахес» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Из благих побуждений фея заколдовала Цахеса.
  2. Все восхищались Циннобером и Кандида хотела за него замуж.
  3. Бальтазар встретил Альпануса и поверил, что тот поможет.
  4. Альпанус объяснил, как лишить Циннобера колдовской силы.
  5. Бальтазар вырвал и сжёг три волоска у Циннобера, и тот стал уродцем.
  6. Циннобер умер от страха, а Бальтазар женился на Кандиде.

Главная мысль сказки «Крошка Цахес»

На чужом несчастье своего счастья не построишь.

Чему учит сказка «Крошка Цахес»

Сказка учит не присваивать себе чужие заслуги, всего добиваться самому. Учит доброте и отзывчивости. Учит не судить человека по внешнему виду.

Отзыв на сказку «Крошка Цахес»

Мне очень понравилась эта сказка. Цахес, маленький уродец, получил волшебную способность присваивать себе чужие заслуги. Он использовал свои способности во зло и был сурово наказан. Мне понравилось, что честный и талантливый Балтазар обрёл своё счастье.

Пословицы к сказке «Крошка Цахес»

По заслугам и почёт.

Не на внешность смотри, по делам суди.

Сколь верёвочке не виться, а конец будет.

Не отведав горя, счастья не узнаешь.

Не родись красивым, а родись счастливым.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Крошка Цахес» по главам:

Глава 1.

Сын крестьянки Лизы был страшным маленьким и горбатым уродцем. Он отставал в развитии. Однажды, когда Лиза заснула на тропинке, мимо проходила фея Розеншен. Она пожалела малыша Цахеса и пригладила ему волосы.

Когда Лиза проснулась, она удивилась новой прическе сына, но больше ничего странного не заметила.

Однако пастор, увидев малыша, пришёл в полный восторг и предложил забрать Цахеса, чтобы воспитывать со своим сыном. Лиза с удовольствием отдала малыша.

Это случилось в том несчастном королевстве, из которого выгнали всех фей.

Глава 2. 

Город Керпес славился своим университетом, а все студенты любили слушать лекции профессора Моши Терпина.

После одной из таких лекций студент Балтазар ушёл в лес, погружённый в раздумья. С ним увязался весёлый студент Фабиан, который подсмеивался над влюблённостью Балтазара в дочь профессора, красавицу Кандиду.

Внезапно они увидели лошадь, на которой казалось никого не было. Но когда лошадь подскакала, с неё свалился маленький уродец, одетый в огромные сапоги.

Фабиан потешался над уродцем, а Балтазар пожалел его.

Уродец, а это был Цахес, рассердился и поскакал в город. Студенты отправились следом.

Глава 3.

В городе друзья с удивлением узнали о прибытии очаровательного, хотя и очень маленького человека по имени Циннобер.

Они отправились в гости к профессору и там снова увидели Цахеса.

Балтазар напомнил Цахесу про падение с лошади, но Циннобер заявил, что он лучший наездник в мире, издал пронзительный крик и стал прыгать по полу на четвереньках.

Мош Терпин обвинил Балтазара, что это он кричал и прыгал, и не слушал оправданий студента.

Потом Балтазар прочитал свои стихи и все стали хвалить Циннобера за его прекрасные стихи, а Кандида поцеловала малыша.

Даже Фабиан сказал, что стихи Циннобера были хороши. Балтазар в бешенстве убежал домой.

Глава 4. 

В лесу Балтазар встретил знаменитого скрипача, который бежал из города, потому что его слава досталась Цинноберу. Балтазар понял, что Циннобер заколдован и может наводить на людей порчу.

Тут он увидел референдария Пульхера, который хотел застрелиться. Пульхер рассказал, что его мечты о хорошем месте разбились. Потому что на испытании все хвалили Циннобера, который только пыхтел и смеялся, и отдали ему вакантное место.

Бальтазар рассказал Пульхеру о том, чему был свидетелем, и они стали ругать Циннобера, называя его ведьмёнышем.

Неожиданно мимом проехала карета, запряжённая двумя единорогами. Человек в богатом костюме кивнул мужчинам, из его трости вырвался луч света и коснулся груди Балтазара.

Карета скрылась, а Бальтазар решил, что этот человек разрушит чары Циннобера.

Глава 5.

За обедом манеры Циннобера, который чавкал и вытирал руки скатертью, так понравились князю, что он сделал Циннобера тайным советником.

Фабиан рассказал Бальтазару, что Кандида помолвлена с Циннобером, а Бальтазар рассказал о волшебной карете. Но Фабиан высмеял друга, сказав, что это был доктор Альпанус, который только делает вид, что знаком с мистическими тайнами.

Друзья отправились в загородный замок Альпануса. Их встретили две лягушки, которые превратились в старичка и старушку, когда Фабиан кинул в них камнем. В дверях друзей встретил страус, который провёл их к доктору.

Альпанус выслушал Бальтазара и стал искать изображение Циннобера в книгах, но там его не было. Тогда Альпанус провёл Балтазара к волшебному зеркалу и студент увидел, как карлик обнимается с Кандидой. В ярости он поколотил карлика тростью.

Альпанус сказал, что Циннобер обычный человек, но находится под воздействием магической силы.

Фабиан высмеял доктора и тот погладил его камзол.

Вскоре Фабиан заметил, что рукава и фалды его камзола стали удлиняться.

А Бальтазара в городе встретил Пульхер и сказал, что его разыскивают за избиение Циннобера, чтобы казнить. Бальтазар сбежал в деревню.

Глава 6.

Кандида была решительно настроена выйти за Циннобера, а Пульхер увидел, как в саду Циннобера расчёсывает какая-то женщина. После этого на голове Циннобера появилась огненная полоска. Пульхер подскочил к Цинноберу и разбил золотой гребень. Он написал об этой тайне Балтазару.

Между тем князь решил наградить Циннобера, но тот был так мал, что оказалось невозможным закрепить на нём орденскую ленту. Только театральный портной смог закрепить ленту с помощью двадцати пуговиц.

А к доктору Альпанусу пришла незнакомка. Это была фея Розеншен. Они посоревновались в магии и фея проиграла. Она восхищалась Альпанусом, а тот заговорил Циннобере. Он показал фее гороскоп Бальтазара и фея сказала, что уступает высшей силе. Они расстались с доктором, заверяя друг другу в дружбе.

Глава 7.

Между тем Циннобер уже стал министром иностранных дел, а Мош Терпин постоянно пил вино в княжеском подвале.

Балтазар пребывал в отчаянии, но тут к нему явился Альпанус. Он рассказал студенту историю Циннобера. Альпанус сказал, что фея сделала так, что всё прекрасное, что творят другие люди в присутствии Циннобера, приписывается карлику. Но если вырвать из головы Циннобера три огненных волоска, волшебство исчезнет.

Альпанус дал студенту линзу, через которую можно было разглядеть волоски, а потом сказал, что должен будет уехать из страны, но оставит студенту в наследство свой замок. И передал коробку для Фабиана

Глава 8.

Бальтазар прокрался в город и застал Фабиана в унынии. Все костюмы Фабиана удлинялись настолько, что их невозможно было носить. Из-за этого его принимали за вольнодумца и грозили отдать под суд.

Бальтазар отдал Фабиану коробку Альпануса и там нашёлся фрак, который не стал удлиняться.

Пришло время обручения Кандиды. Бальтазар с друзьями ворвался в зал, отыскал на голове Циннобера три волоска и бросил их огонь.

Циннобер стал взывать к князю, но тот гневно на него посмотрел и обвинил Терпина в балагане. Терпин схватил Циннобера и выкинул его прочь.

Кандида пришла в себя и упала в объятия Балтазара. Терпин благословил их, больше думая о княжеской немилости и нищете.

Глава 9.

Циннобер прятался дома и не показывался никому на глаза. Только раз он выглянул из окна и его тут же увидела Лиза. Она стала звать своего сыночка Цахеса, а народ смеялся. Потом люди бросились на приступ дома, а трусливый Циннобер утонул в туалетном горшке.

К его трупу подошла Розеншен и погладила голову. В волосах Цахеса зажглась полоска.

С большими почестями Циннобера похоронили, ведь все снова видели в нём красавца.

А князь восхитился луковицами Лизы и сделал её поставщицей своего стола.

Глава 10.

Свадьба Балтазара и Кандиды прошла в их новом загородном доме. Вечером Альпанус простился со всеми и улетел в волшебной карете.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Крошка Цахес»

1

Тема.
Специфика перехода от романтизма к реализму. Романтизм в Германии. Эрнст Теодор
Амадей Гофман. Гофман как представитель гротескного течения романтизма. Вехи
художественного пути. «Крошка Цахес на прозвище Цинобер».

Цель:
повторить особенности развития романтизма, специфику его течений в

национальных
литературах и творчестве художников; формировать понимание ведущей темы,

мотивов
произведения Гофмана» Крошка Цахес»; формировать умение характеризовать
главные

образы
персонажей повести и средства их создания;

особенности
индивидуального стиля автора; развивать навыки высказывания собственной

мысли по
поводу затронутых проблем в новелле-сказке;

гуманистических
ценностей эпохи романтизма.

Тип урока:
урок-погружение

Оборудование:
текст повести Гофмана «Крошка Цахес, по прозвищу Циннобер»,

тетрадь,
мультимедийная презентация, выход в сеть Интернет.

Течение
урока

По будням
я юрист и разве только чуточку

музыкант,
днем в воскресенье я рисую, а по вечерам

до поздней
ночи я — весьма остроумный фантазер.

Е.Т.А.
Гофман

И.
актуализация опорных знаний учащихся.

Слово
учителя. Известный литературовед предложил символическое видение

романтизма:
«Романтизм-красивый юноша в плаще и широкополой шляпе; 

волосы
развиваются по ветру; зрение, пылающее от восторга, обращено к небу»


Попробуем объяснить, почему такое представление романтизма? Для этого сначала
за

интеллект-картой
повторим сведения о романтизм.

ИИ.
Объявление темы и цели урока.

Слово
учителя. Романтизм по-разному развивался в разных странах. На примере

творчества
художников у нас есть возможность исследовать, в какой степени романтики
зависели от

реалий
своего времени и культурных особенностей стран, в которых жили. Сегодня у нас
автор,

представитель
немецкого романтизма, которого современники вспоминали таким:

«У него
была внешняя резкость: резкие движения, острые высоко поднятые плечи, высоко и

прямо
посаженная голова, непослушные волосы, подпрыгивающая походка»

«Он
был не такой как все, будто соткан из противоречий: мягкий, кроткий взгляд и

ироничная
улыбка».

«Друзей
было немного, большинство не понимала чудака и не любила».

«Так он
любил работать в комнате, оклеенной черными обоями, а на лампу

надевал то
белый, то зеленый, то голубой абажур».

«Кто
же он, этот безумный человек? Единственный такого рода писатель в мировой

литературе,
с приподнятыми бровями, с загнутым книзу носом, с волосами, которые всегда

тирчало
дыбом. Есть свидетельства, что он так боялся того, что изображал, что просил
жены

сидеть с
ним рядом. Что же такого он писал, чтобы испытывать страх перед изображенным?»

Именно к
этому вопросу мы и попытаемся найти ответ.

Слово
учителя. Действительно Гофман был всесторонне одаренным человеком. Поэтому,
работая с

биографией
автора, мы составим кластер к жизни писателя.

Просмотр
видео «Биография Гофмана».

Слово
учителя. На портретах, с которых на нас смотрит Гофман, можно увидеть одну

особенность:
он действительно всегда был иронично улыбчивым. Желая, чтобы имя ему сделал

хорошее
музыкальное произведение, Гофман на самом деле прослыл как писатель. На
надгробии

писателя
высечено: «Он был одинаково выдающимся юристом, поэтом, музыкантом и

живописцем».
Конечно, это искренняя правда. Но можно сформулировать эту мысль лаконичнее:

он был
просто гениальным художником.

Особое
место в творчестве Гофмана занимает повесть-сказка » Крошка Цахес, на

прозвищу
Циннобер». Заполнить пробелы во время рассказа. Сказка была написана в

1818 году,
напечатана в 1819 году. Идея этого произведения возникла во время тяжкого
недуга, несколько

недель
автор находился на грани жизни и смерти. После очередного приступа лихорадки он

сказал:
«что за проклятые мысли лезут в голову. Отвратительный, глупый уродец
делает все наоборот,

а если
происходит что-то нешуточное, то это сделал он» после выздоровления писатель
быстро, по

две
недели, написал «Малыша Цахеса». Ходили слухи, что «Циннобер – это настолько
предел

всему, что
появиться на свет ему не дадут». И это было не безосновательно. Все, что Гофман

называл в
произведениях филистерством, было не выдумкой, а живой реальностью. Всех людей
автор

делил на
музыкантов и немузыкантов.

Глубокий
разоблачительный смысл был очевиден для современников. Трудно жить в

филистерском
обществе, где добродетелями выступают тщеславие, лицемерие,

невежество,
тщеславие. Интересен вопрос о жанре произведения. С одной стороны это повесть –

эпический
жанр среднего размера. Но с другой – это сказка, с ее непременным конфликтом

добрых и
злых сил, со счастливым финалом. Такое смешивание жанров привело к появлению

нового
синтетического жанра – повесть-сказка (или новелла-сказка) или по выражению
Гофмана

«сказка о
реальном».

Задача.
Сочинить сенкан «Гофман».

IV.
«Рефлексия»

Интерактивное
упражнение Да-нет

https://learningapps.org/display?v=p0ai54mda18&fbclid=IwAR1OcCOS6ymvXZrbwVqU5p9

_7zY3tsVfmyRpI07jE1isV0hZGYlS9N5uwR4

V
«Домашнее задание»

1.
Прочитать С. 100-103

2. Сделать
тезисы » введение образования в Керепесе»

3. Дать
краткую характеристику героям сказки.

История создания

Сказка была написана Э. Т. А. Гофманом в первой половине 19 века, а точнее в 1819 году незадолго до смерти автора. При жизни написанные им произведения не приносили писателю большого дохода поэтому всю жизнь он испытывал давление, ему приходилось работать на государственной службе, которую он не любил.
Невозможность реализовать все свои идеи на литературном поприще привела к пагубным привычкам Гофмана. Он был одинок, и писательство стало его отдушиной. В своих произведениях автор высмеивал устройство немецкого общества того времени и пороки, свойственные всем людям. Гофман ненавидел мещанство и страдал от того, что ему приходится жить в такой реальности. К концу жизни он был измучен депрессией, алкоголем и бессонницей, сказка «Крошка Цахес» отразила его угнетенное состояние.

Жанр и направление

Жанр данного произведения можно назвать сказкой. В ней присутствуют вымышленные персонажи, противостояние добра и зла и счастливый финал. В то же время, в основе сюжета лежат абсолютно реальные события. Такое смешение выдуманного и настоящего привело к появлению нового жанра, именуемого повестью – сказкой. По размеру она длиннее, чем рассказ, но короче, чем роман.
В произведении четко просматриваются черты романтизма.
Писатель противопоставляет реальный порочный мир сказочному царству, в котором повсюду доброта и счастье. Высоко оральный главный герой противопоставлен обществу, которое стало бездуховным и обыденным. В итоге главный герой одерживает над обществом победу.
Главный герой Бальтазар – романтичный мечтатель, который противопоставлен обществу. Он гордый, но отвергнутый и не может найти свое место в этом мире.

Сюжет сказки

В государстве Керепеси все живут счастливо, феи творят свои чудеса, по улицам разгуливают единороги. После смерти правителя Деметрия, управлять государством стал Пафнутий. Он решил ввести в государство просвещение. Всех фей выслали в соседнее государство, единорогов запрягли в телеги.
В государства осталась лишь одна волшебница – фея Розабельверде. Однажды фея повстречала женщину с некрасивым ребенком. Волшебнице стало жаль мальчика и она расчесала его волосы, вплетя несколько золотых волосков. При этом мальчик оставался злым, уродливым, со скверным характером. Окружающие же находились под волшебными чарами. Глядя на ребенка все умилялись его внешности, таланту и послушанию. Об этом читатель узнает почти в конце произведения.
Тем временем, все жители поддаются влиянию господина Циннобера. Он делает головокружительную карьеру, все заслуги и чьи-то достижения приписывали этому злобному карлику. В то же время никто не замечал плохого, что он творил. Люди говорили о его душевной физической красоте, хотя на деле он был уродливым и злым. Его чарам не поддавался лишь поэт Бальтазар и его друг Фабиан.
Мош Терпин, профессор, мечтал выдать замуж за чудовище Циннобера свою красавицу-дочь Кандиду. Ведь карлик был богат, имел положение в обществе и мог способствовать успешной карьере своего тестя.
Бальтазар был влюблен в Кандиду, посвящал ей стихи, но авторство приписывали Цинноберу. В какой-то момент даже Фабиан начал поддаваться магическим чарам и в его душу закрались сомнения. Может и вправду стихи пишет карлик, а Бальтазар из ревности не признает этого.
Циннобер оказался тем самым мальчиком Цахесом, которого заколдовала фея. Но добрый маг Проспер Альпанус разрушает ее колдовство, все узнают истинную сущность уродца, Бальтазар и Кандида женятся. Маг сделал Бальтазара богатым, тесть полюбил его.
Образы главных героев
Крошка Цахес – уродливый карлик, которому решила помочь добрая фея. Но ее колдовство он обратил в выгоду для себя, власть и богатство превратили его в подлого и наглого человека. Его разум был затуманен жаждой наживы.
Бальтазар – романтичный студент – поэт. Любит мечтать, наблюдать за природой. Благодаря внутренней красоте и возвышенностью над мещанами, смог разглядеть истинное лицо карлика.
Кандида – красивая, но не слишком умная девушка. Знает, как преподать себя, заинтересовать. Выйдя замуж за Бальтазара, лишает его индивидуальности, превращая в обычного бюргера.

Темы

Сочувствие – фея, пожалев уродливого мальчика, заколдовала его, что никто не замечал его изъянов. Карлик же стал высокомерным, жестоким, обратил колдовство в свою пользу. Автор показывает как все в мире относительно. Не всегда добро по отношению к другому во благо.
Любовь – Бальтазар испытывает к Кандиде искренние чувства, ради своей любви он готов противостоять каждому, кто встретится на пути к счастью. Кандида же не ровня Бальтазару по своим человеческим качествам, но это не смущает юношу. После свадьбы они стали вести обычный образ жизни, как миллионы семей. В их жизни не осталось места для чудес.
Мистика – в произведении противопоставлены идеи Просвещения и мир чудес, который, по мнению автора, гораздо лучше реальности. В обществе, которое полагается только на разум, правят деньги и тщеславие.

Проблемы

Людские пороки. Гофман работал на государственной службе и в своей сказке отразил то, с чем сталкивался каждый день. Это и жажда наживы, и преклонение перед людьми более высокого чина, невежество, мещанство.
Вмешательство государства. Правитель волшебной страны пытается искоренить фей и волшебников, навязывает жителям правила, которые все должны неукоснительно соблюдать.
Несправедливость. Жители слишком увлечены бытом, чтобы замечать творящуюся вокруг них несправедливость.

Основная идея

В произведении Гофман высмеивает мещанство и недалёких людей, живущих с оглядкой на окружающих. Автор призывает чаще обращать внимание на прекрасное вокруг, отвлечься от забот, быть наблюдательнее. Материальное противопоставлено в сказке духовному.
Гофман показывает как люди могут восхищаться тем, кто приносит им зло, если их разум затмят деньги.

Чему учит

Люди интересные, имеющие богатый внутренний мир не станут превозносить себя над другими. Свое самолюбие и эгоизм взращивают те, кому похвастаться больше нечем.

Критика

Сказки Гофмана известны во всем мире. Они не теряют актуальности даже спустя 200 лет. В них поднимаются проблемы общества вне времени: гордыня, эгоизм, добро и зло, жажда наживы. На основе произведений Гофмана ставят спектакли.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Сказка крылатый мохнатый да масляный в старшей группе слушать
  • Сказка крестьянин и работник читать
  • Сказка кролик напугал тигра основная мысль
  • Сказка кратко чего на свете не бывает
  • Сказка кривые зеркала читать