Сказка красные ворота мартынов читать

В футболе часто случается, что после матчей обсуждают не классные атаки или голы, а ошибки. особенно если они повлияли на

В футболе часто случается, что после матчей обсуждают не классные атаки или голы, а ошибки. Особенно если они повлияли на итоговый результат и вышли совсем нелепыми. Через такие фейлы, кстати, проходят многие вратари. Некоторым из них одна оплошность может существенно подпортить всю карьеру. В рамках совместного спортивного спецпроекта Onlíner и Parimatch рассказываем о вратарских ошибках, которые повлияли на исход матча.

Игорь Акинфеев на ЧМ-2014

Над российским кипером Игорем Акинфеевым часто шутили и смеялись, вспоминая его пропущенные голы и ошибки. Но самому Акинфееву было не до смеха, особенно в такие моменты, как на чемпионате мира в 2014 году. Более конкретно — в игре против сборной Южной Кореи. В матче россиян и корейцев фаворитами считались именно наши соседи. Пусть сборная России больше давила, но первыми забили именно корейцы. Ли Гын Хо хорошо ударил по мячу, а Игорь Акинфеев, который должен был спокойно его ловить, этого сделать не сумел. Россияне быстро смогли отыграться, но встреча закончилась ничьей. А ошибка вратаря, пропущенный гол и потерянные очки с первого тура ударили по перспективам России выйти из группы.

Роберт Грин на ЧМ-2010

На мундиале, который проходил в ЮАР, сборная Англии стартовала матчем против США. Началось все классно: уже на четвертой минуте Стивен Джеррард открыл счет. Но ближе к концу первого тайма американец Клинт Демпси решил пробить из-за пределов штрафной. Для вратарей такие удары кажутся простыми, но не в тот день и не для Роберта Грина, который защищал английскую «рамку». Голкипер уже почти зафиксировал мяч, но тот предательски вырвался из рук и закатился в ворота. В итоге англичане довольствовались только ничьей, а в дальнейшем еще и помучились в остальных матчах группы.

Мартин Дубравка на Евро-2020

А этот пример вратарской ошибки относительно свежий. Дело было на летнем чемпионате Европы во время матча между сборными Словакии и Испании. «Красной фурии» позарез нужна была победа, а словаков могла устроить и ничья. Испанцы полчаса тщетно пытались забить мяч, но на помощь пришел словацкий голкипер Мартин Дубравка. После удара мяч прилетел в перекладину и отскочил в поле. Вратарь хотел его перевести на угловой, по-волейбольному забил автогол. После гола словаки посыпались и пропустили еще четыре раза.

Патрик Боннер на ЧМ-1994

На мундиале 1994 года сборная Ирландии дошла до 1/8 финала, где встретилась с командой из Нидерландов. На турнире ворота ирландцев защищал кипер «Селтика» Патрик Боннер. Первый гол, который Боннер пропустил от оранжевых, был вполне себе нормальным, а вот второй — на совести вратаря. Голландец Вим Йонк ударил издалека. Как правило, таким ударам превратиться в гол помогает только удача либо нерасторопность голкипера. Однако Боннер ничего не смог поделать: мяч, отскочив от его рук, отправился в ворота. У ирландцев на исправление ситуации оставался еще целый тайм, но повлиять на ход игры им не удалось. Вратарская ошибка как будто подвела итоговую черту.

Дэвид Симен на ЧМ-2002

Сборная Англии на чемпионате мира в 2002 году добралась до 1/4 финала. Возможно, «три льва» прошли бы и дальше, но в четвертьфинале с бразильцами не сложилось. В том числе — и по вине вратаря Дэвида Симена. Англичане смогли открыть счет, но в конце первого тайма Ривалдо сравнял цифры на табло. А на 50-й минуте Роналдиньо, подавая штрафной, закрутил мяч в девятку, оформив классный гол. Но будь Дэвид Симен поросторопней и займи правильную позицию — англичане могли бы избежать пропущенного мяча. Гол Роналдиньо стал победным и отправил «трех львов» домой.

Рене Игита в плей-офф ЧМ-1990

Знаменитый колумбийский вратарь Рене Игита часто становился героем интересных сюжетов. На футбольном поле Рене предпочитал не довольствоваться лишь охраной своих ворот и не стеснялся бегать в атаку. Риск далеко не всегда оправдывался. В 1990 году на чемпионате мира сборная Колумбии вышла в плей-офф и в 1/8 финала встречалась с Камеруном. В дополнительное время Игита по привычке очень далеко вышел из ворот. Вратарь хотел обыграть камерунского нападающего Роже Милла, но потерял мяч — камерунец поразил пустые ворота и сделал счет 2:0. Позже колумбийцы смогли отыграть один мяч, но в четвертьфинал отправился Камерун. А если бы Игита не придумал ошибку сам себе, то все могло бы сложиться по-другому.

Оливер Кан в финале ЧМ-2002

На чемпионате мира в 2002 году до финала дошли команды из Германии и Бразилии. В первом тайме соперники не смогли отличиться голами. Во второй половине встречи бразильцы все-таки изменили цифры на табло, но не без помощи немецкого вратаря Оливера Кана. Кипер не смог справиться с ударом Ривалдо из-за пределов штрафной. Мяч отскочил от вратаря и удачно попал на ногу набегавшему Роналдо, который открыл счет. Еще спустя двенадцать минут бразильцы добили соперника вторым голом. Несмотря на ошибку в финале чемпионата мира, которая повлияла на итог, Оливера Кана признали лучшим вратарем турнира и лучшим игроком чемпионата.

Александр Филимонов в отборе на Евро-2000

Эта ошибка точно относится к категории легендарных и очень болезненно вспоминается российскими болельщиками. В отборе на чемпионат Европы сборная России принимала националку Украины. Россиянам, чтобы попасть на Евро, нужно было побеждать. На 76-й минуте наши восточные соседи повели в счете, но на 88-й случилась всероссийская боль. Андрей Шевченко подавал штрафной, а российский вратарь Александр Филимонов неудачно сыграл на выходе и забросил мяч в свои ворота. Игра закончилась ничьей, Россия осталась без чемпионата Европы.

После такого драматичного ляпа Филимонова долго травили и болельщики, и журналисты. Вратарю не один год напоминали о его досадной ошибке: смеялись, оскорбляли и в целом усердно поливали грязью.

Лорис Кариус в финале ЛЧ-2018

В 2018 году «Ливерпуль» спустя одиннадцать лет снова вышел в финал Лиги чемпионов. «Красные» играли против мадридского «Реала» и уступили со счетом 1:3. В том матче вратарь «Ливерпуля» совершил целых две нелепых ошибки, влияние которых на итоговый результат трудно переоценить. Первая оплошность Кариуса случилась во втором тайме. При счете 0:0 вратарь «Ливерпуля» вводил руками мяч в игру, но сделал это так неудачно, что нападающий «Реала» Карим Бензема подставил ногу, и мяч закатился в сетку. Вторая нелепость произошла на 83-й минуте. В тот момент мадридцы вели — 2:1, правда, «красные» еще могли бы отыграться. Гарет Бейл пробил с 37 метров, но Кариус среагировал на удар. Правда, кипер не смог ни поймать мяч, ни отбить его, а срезал в ворота. Шансов спастись у «Ливерпуля» уже не оставалось.


Главные спортивные события, результаты резонансных матчей из мира футбола, хоккея, баскетбола и многое другое узнавайте в совместном проекте Onlíner и Parimatch «Спорт» и пробуйте первую бесплатную ставку в 30 рублей. Играйте и побеждайте!

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Статускво», УНП 101011505.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по

учебно-воспитательной работе

____________ И.В. Кудряшова

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

______________ Т.И. Гончарова

Приказ №_____ от

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

породной (русской) литературе

для 5 и 9 классов МОУ «СОШ п. Коминтерн»

(базовый уровень)

Составители:

Шарипова Гульфия Николаевна,

Грищенко Мария Сергеевна

2021 г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Пояснительная записка

стр. 3

Планируемые результаты освоения

учебного предмета

стр. 5

Содержание учебного предмета

стр. 14

Тематическое планирование

стр. 17

Приложение

Календарно-тематическое планирование

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Родная (русская) литература» для 5 и 9 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

  2. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 393-СФ «О Федеральном законе «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

  3. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ).

  4.   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577«О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897»);

  5. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.

  6. Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  7. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ».

Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.  

Задачи:   

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;

  •  обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;

  • приобщение к литературному наследию своего народа;

  •  формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

  • формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Программа составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

Планирование составлено в соответствии с учебным планом на 2021/2022 учебный год: в 5 классе – 16 ч., в 9 классе – 16 ч.

Учебники:

Родная русская литература: 5 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2021.

Родная русская литература: 9 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2021.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература» делятся на личностные, метапредметные и предметные.

Личностные результаты освоения учебного предмета

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;  сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).  

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты освоения учебного предметавключают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, например, таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие  в проектной деятельности.  При изучении предмета «Родная (русская) литература» будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников    будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении «Родной (русской) литературы» обучающиеся усовершенствуют приобретённые имеющиеся навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем, карт понятий, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты.

В ходе изучения «Родной (русской) литературы» обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости.

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

-анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

-идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

-выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

-ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

-формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

-обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

-определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

-обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

-определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

-выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

-выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

-составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

-определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

-описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

-планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

-определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

-систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

-отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

-оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

-находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

-работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

-устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

-определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

-анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

-свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

-оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

-обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

-фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

-наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

-соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

-принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

-самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

-ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

-демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

 Познавательные УУД

1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; -излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет: 

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

Смысловое чтение.

Обучающийся сможет: 

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);

  • критически оценивать содержание и форму текста.

3. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его  в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийся сможет: 

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

 Коммуникативные УУД

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Выпускник научится: 

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Выпускник научится: 

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;  

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Выпускник научится: 

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты освоения учебного предмета

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

5 класс  

Пятиклассник научится: 

— видеть черты русского национального характера в героях русских сказок,

— учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

 — целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

— определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

— выразительно читать сказки, в том числе сибирские, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

— пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для  русских народных сказок художественные приёмы;

— выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки.  

Пятиклассник получит возможность научиться:

 — сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

— рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;

— сочинять сказку (в том числе и по пословице).  

9 класс  

Выпускник научится: 

— осознанно воспринимать художественное произведение  русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

— воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

 — определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

 — выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

 — определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

— анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

 — создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

— сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

— работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.  

Выпускник получит возможность научиться:

— выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

 — дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

 — сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

— оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

— создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

 — сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

— вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 класс                                                              

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (6 ч.)

Преданья старины глубокой

Малые жанры фольклора.

Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе.

Русские народные и литературные сказки.

Сказка «Лиса и медведь» (русская народная сказка).

К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь».

Города земли русской

Москва в произведениях русских писателей.

А. С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…»

М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…»

Л. Н. Мартынов. «Красные ворота».

А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади».

Родные просторы

Русский лес.

И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес».

А. В. Кольцов. «Лес».

В. А. Рождественский. «Берёза».

В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…»

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (4 ч.)

Праздники русского мира

Рождество.

Б. Л. Пастернак. «Рождественская звезда» (фрагмент).

В. Д. Берестов. «Перед Рождеством».

А. И. Куприн. «Бедный принц».

И. А. Ильин. «Рождественское письмо».

Тепло родного дома

Семейные ценности.

И. А. Крылов. «Дерево».

И. А. Бунин. «Снежный бык».

В. И. Белов. «Скворцы».

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (4 ч.)

Не до ордена – была бы Родина

Отечественная война 1812 года.

Ф. Н. Глинка. «Авангардная песнь».

Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок).

Загадки русской души (3 ч)

Парадоксы русского характера

К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка).

Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова».

О ваших ровесниках

Школьные контрольные.

К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент).

А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».

Лишь слову жизнь дана

Родной язык, родная речь.

И. А. Бунин. «Слово».

В. Г. Гордейчев. «Родная речь».

РАЗДЕЛ 4. ЗЕМЛЯ САРАТОВСКАЯ – ОБЩИЙ ДОМ (2 ч.)

Предания о многонациональной земле Саратовской, её природе и истории

Прекрасная пора детства в повести А. Н. Толстого «Детство Никиты»

9 класс

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (6 ч.)

Преданья старины глубокой

Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе.

Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная песня).

В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении).

А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент).

М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года».

И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).

Города земли русской

Петербург в русской литературе.

А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»

О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы».

А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»).

Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»).

Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики-сударики»).

Родные просторы

Степь раздольная.

«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня).

П. А. Вяземский. «Степь».

И. З. Суриков. «В степи».

А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент).

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (4 ч.)

Праздники русского мира

Августовские Спасы.

К. Д. Бальмонт. «Первый спас».

Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок».

Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»

Е. И. Носов. «Яблочный спас».

Тепло родного дома

Родительский дом.

А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы).

В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»).

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (4 ч.)

Не до ордена – была бы Родина

Великая Отечественная война.

Н. П. Майоров. «Мы».

М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..»

Ю. М. Нагибин. «Ваганов».

Е. И. Носов. «Переправа».

Загадки русской души

Судьбы русских эмигрантов.

Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».

А. Т. Аверченко. «Русское искусство».

О ваших ровесниках

Прощание с детством.

Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).

Лишь слову жизнь дана

«Припадаю к великой реке…»

И. А. Бродский. «Мой народ».

С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»

РАЗДЕЛ 4. ЗЕМЛЯ САРАТОВСКАЯ – ОБЩИЙ ДОМ (2 ч.)

Саратов глазами К. Федина («Первые радости»)

Пора взросления в произведениях В.М. Мухиной-Петринской

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

Раздел (тема)

Кол-во часов

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ

6

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

4

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

4

РАЗДЕЛ 4. ЗЕМЛЯ САРАТОВСКАЯ – ОБЩИЙ ДОМ

2

ИТОГО

16

9 класс

Раздел (тема)

Кол-во часов

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ

6

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

4

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

4

РАЗДЕЛ 4. ЗЕМЛЯ САРАТОВСКАЯ – ОБЩИЙ ДОМ

2

ИТОГО

16

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

Дата

урока

Тема урока

Корректировка

план

факт

1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (6 ч.)

10.09

Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе.

24.09

Сказка «Лиса и медведь» (русская народная сказка).

К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь».

08.10

А. С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…»

М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…»

22.10

Л. Н. Мартынов. «Красные ворота».

А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади».

19.11

И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес».

А. В. Кольцов. «Лес».

I триместр 5 ч.

03.12

В. А. Рождественский. «Берёза».

В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…»

2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (4 ч.)

17.12

Б. Л. Пастернак. «Рождественская звезда» (фрагмент).

В. Д. Берестов. «Перед Рождеством».

14.01

А. И. Куприн. «Бедный принц».

И. А. Ильин. «Рождественское письмо».

28.01

И. А. Крылов. «Дерево».

И. А. Бунин. «Снежный бык».

11.02

В. И. Белов. «Скворцы».

3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (4 ч.)

25.02

Ф. Н. Глинка. «Авангардная песнь».

Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок).

II триместр 6 ч.

11.03

К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка).

Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова».

08.04

К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент).

А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».

22.04

И. А. Бунин. «Слово».

В. Г. Гордейчев. «Родная речь».

4. ЗЕМЛЯ САРАТОВСКАЯ – ОБЩИЙ ДОМ (2 ч.)

06.05

Предания о многонациональной земле Саратовской, её природе и истории

20.05

Прекрасная пора детства в повести А. Н. Толстого «Детство Никиты»

III триместр 5 ч.

9 класс

Дата

урока

Тема урока

Корректировка

план

факт

1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (6 ч.)

Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная песня).

В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении).

А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент).

М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года».

И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).

А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…».

О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы».

А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»).

Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»).

Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики-сударики»).

«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня).

П. А. Вяземский. «Степь».

И. З. Суриков. «В степи».

А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент).

2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (4 ч.)

К. Д. Бальмонт. «Первый спас».

Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок».

Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»

Е. И. Носов. «Яблочный спас».

А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы).

В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»).

3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (5 ч.)

Н. П. Майоров. «Мы».

М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..»

Ю. М. Нагибин. «Ваганов».

Е. И. Носов. «Переправа».

Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».

А. Т. Аверченко. «Русское искусство».

Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).

«Припадаю к великой реке…»

И. А. Бродский. «Мой народ».

С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»

4. ЗЕМЛЯ САРАТОВСКАЯ – ОБЩИЙ ДОМ (2 ч.)

Саратов глазами К. Федина («Первые радости»)

Пора взросления в произведениях В.М. Мухиной-Петринской.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/464926-rabochaja-programma-po-rodnoj-russkoj-literat

  • Сказка красная шапочка смотреть бесплатно мультик
  • Сказка красная шапочка новогодняя сказка
  • Сказка красная шапочка в разных стилях речи
  • Сказка красная шапочка слушать без музыки
  • Сказка красная шапочка на английском языке текст