Сказка королевство кривых зеркал читать 3 класс

Виталий георгиевич губарев королевство кривых зеркал художники с. бордюг, н. трепенок возвращение виталия губарева бывают книги добрые и верные

Виталий Георгиевич Губарев

Королевство кривых зеркал

Королевство кривых зеркал (с иллюстрациями) - i_001.png

Художники

С. Бордюг,

Н. Трепенок

Возвращение Виталия Губарева

Бывают книги – добрые и верные друзья на всю жизнь. Их не устаёшь перечитывать и каждый раз открываешь что-нибудь новое. К таким книгам принадлежит весёлая и поучительная сказка Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал». Однако в её жизни – а у книг тоже своя, часто драматическая жизнь и свои отношения с читателями – был период забвения, точнее сказать – отлучения от читателя: с 1970 года сказку не переиздавали. А без поддержки переизданиями книги часто становятся невостребованными. По счастью, сказка Виталия Губарева была экранизирована нашим лучшим режиссёром-сказочником Александром Роу и стала любимым детским фильмом. А вот остальным произведениям разностороннего и одарённого писателя повезло меньше: его исторические, сказочные и фантастические повести выпали из читательского поля зрения и только с перестройкой, с начала 1990-х, вернулись к нам.

Нам хотелось также восстановить вехи литературной биографии Виталия Губарева – журналиста, писателя-сказочника, драматурга, чьё творчество – одна из лучших страниц детской литературы XX века.

Виталий Георгиевич Губарев прожил большую, насыщенную заботой и ответственностью за людей жизнь.

Он был человеком в высшей степени совестливым и сострадательным и считал это в людях признаком истинной интеллигентности.

В литературном труде – повестях и сказках для детей – ив жизни, которая была посвящена большому общему делу, он привык отдавать всего себя – «гореть» идеей, работой. Такое неравнодушие привело его в журналистику, а литературная одарённость, соединённая с порывом к общему благу, создала писателя, чьи произведения задевают, волнуют читателя и сегодня. Он был всезнающим и всеведающим газетчиком и мобильным журналистом – иным и не мог быть редактор детской и молодёжной прессы – «Пионерской правды» и «Комсомольской правды». Коллеги по работе отзывались о нём так: «Мы его любили больше всех. Он «горел» на работе. Высокая культура в нём чувствовалась». В 30–60-е годы во всех популярных изданиях – «Огоньке», «Работнице», «Крестьянке», журналах «Вожатый», «Сельская молодёжь», «Советская женщина», «Смена» – публиковались его рассказы и очерки. Начиная с 50-х годов и до наших дней в детских театрах страны идут его пьесы.

«Пьесы пошли, как девятый вал», – признавался Виталий Георгиевич. Эти годы были самыми продуктивными в его жизни, но мы меньше всего знаем об этом периоде. Собственным имиджем и рекламой своих сочинений он был озабочен меньше всего. Это не было в его обычае. Скромность и множество неотложных дел, связанных с газетой и общественным пионерским движением, которому он стремился придать патриотическую, краеведческую устремленность, не оставляли для этого времени. Документированной литературной биографии писателя ещё не создано. Мы предлагаем лишь некоторые штрихи к портрету этого замечательного человека, которые, возможно, прольют свет и на его творчество.

Виталий Георгиевич Губарев родился в Ростове-на-Дону 30 августа 1912 года.

В своей повести для подростков «Монтигомо – Ястребиный Коготь» (1965), действие которой происходит в Ростове, он даёт красочные описания родного города – цветущих весною акаций, величественного Дона и любимых мест ростовчан – набережных и пляжей.

Раннее детство мальчик провёл не в Ростове, а на хуторе Большая Козинка с бабушкой Марией Григорьевной Губаревой (1867–1946). Она была дочерью морского офицера и являлась дальней родственницей художника Айвазовского, а также и писательницы Веры Пановой. Высокообразованная женщина, она заведовала в Больших Козинках школой. В этой школе Виталий начал учиться, а в 12 лет, когда он написал свою первую пьесу «Где ты, счастье?», её разыграли в Народном доме артисты-школьники.

Образ бабушки, бабунечки, бабушечки мы встретим потом и в повестях, и в сказках Виталия Губарева. Он – один из самых обаятельных, выписанных со множеством точных и трогательных чёрточек.

У бабушки Марии Григорьевны было трое сыновей. Отец Виталия – старший сын – погиб в Первую мировую войну, когда мальчику не было и трёх лет. О нём известно, что он писал стихи и уже начал печататься.

Виталий рос с мамой и отчимом Кузьмой Куприяновичем Дегтяревым, впоследствии деканом Ростовского педагогического института.

Мама – Антонина Павловна – получила гимназическое образование и тоже преподавала – теперь уже в школе, называвшейся «Единой трудовой школой I и II ступени», которую и закончил, уже в Ростове, Виталий.

Литературная одарённость проявилась у мальчика очень рано – в 8 лет. Но кто знает, как бы сложилась его судьба, не встреть он на своём пути талантливого редактора Полнена Яковлева. «Когда я, худенький и белобрысый, робко протиснулся в редакционную комнату с вопросом: «Где тут у вас рассказы принимают?», он внимательно прочитал написанное, показал, где лишнее, чего не хватает, и много возился со мной», – вспоминал Виталий Георгиевич. «Это был абсолютный интеллигент, мягкий, добрый, ласковый человек» – так он отзывался о своём первом редакторе.

П. Яковлев начал печатать 12-летнего корреспондента в газете «Ленинские внучата» и журнале «Горн». И тот почувствовал, что литературный труд – нужное и важное дело.

1924 год. Вдумайтесь, сам ещё мальчик, подросток, он пишет рассказы и повести о своих сверстниках-мальчишках. «Гнилое дерево» – о дружбе сельских и городских ребят; «Сын телеграфиста» – о мальчике – герое Гражданской войны; повесть «Красные галстуки» – о беспризорниках; рассказ «Куб разности». «В ночном» – лирический рассказ, навеянный тургеневским «Бежиным лугом» (здесь мы видим литературных учителей Губарева – это Тургенев и Чехов). Рассказы печатаются в ростовских журналах «Горн» и «На подъёме» (в будущем – журнал «Дон»).

1926 год. За рассказ «Ночная встреча» 14-летний писатель получил гонорар в размере 6 рублей. На второй гонорар за повесть «Второступенцы» (в такой он как раз и учился) смог купить костюм, из-за чего его появление на улицах Ростова сопровождалось ворчанием босяков: «О, буржуй идёт!»

В 1928 году Ростовская школа II ступени была закончена. Виталию выдали прекрасную характеристику, и он полностью посвятил себя корреспондентской работе, став собственным корреспондентом «Крестьянской газеты» по Северному Кавказу. В тогдашней крестьянской России это была вторая по значению после «Правды» газета, выпускавшаяся в Москве, в которой главным редактором был Семён Урицкий. При «Крестьянской газете» было приложение для детей – газета «Дружные ребята». Виталия уговорили присылать и материалы для детей. «Три года я провёл на колёсах, дома почти не был».

Газете «Дружные ребята» так понравились его материалы, что в 1931 году срочной телеграммой его вызвали в Москву: «Приехать к такому-то часу 12 августа».

О своём появлении в Москве он рассказывал потом с юмором: «Приехал с портфельчиком на Казанский вокзал. Редакция находилась на Воздвиженке в доме № 9. Надо было ехать на трамвае. А трамваи тогда брали штурмом. Один трамвай пропустил, во второй не смог протиснуться, в третий как рванул – и услышал: «Ну, сразу видно, нахальный москвич». «Я думал, на совещание зовут. А ребята схватили – оставайся! Так и остался. Ночевать улёгся на редакционном столе, с пачкой газет под голову. Потом снимал угол. Обедать ходил в столовую. Но в выходные дни начинался голод. Прославленный общепит в выходные не работал. Да и вся страна голодала, всё было по карточкам». Но ощущение времени было таким: «Мы все были счастливы молодостью и духовным подъёмом. Жили весело и дружно. Над газетой работали с утра до позднего вечера. Хлеб, полученный по карточкам, съедали сразу, в остальное время довольствовались чаем».

Есть в литературной биографии Виталия Губарева момент, который мы не будем обходить молчанием. Это участие в 1932 году в комиссии по расследованию убийства пионера Павлика Морозова. В дальнейшем в числе многих других авторов Виталий Губарев написал повесть об этом. Однако нравственные проблемы, ставившиеся в той и последующих повестях Губарева, не исчезли. Они вновь и вновь встают перед обществом. Виталий Губарев мучительно и бескомпромиссно искал ответ на вопрос: можешь ли ты, юный человек, предотвратить преступление или скроешь его из соображений родственности и личной безопасности? Сам Виталий Георгиевич был человеком бесстрашным и самоотверженным. По зажиточным селам Кубани ездил, когда корреспондентов, казавшихся крестьянам чужаками-горожанами, убивали. Как писатель он надеялся, что его повести помогут понять и выбрать нравственные категории, без которых любое общество и отдельный человек существовать не могут: категорию внутреннего голоса совести, нравственного суда над собой, нравственного выбора. Осознавший их не сможет закрыть глаза на преступление против норм человечности. Он апеллировал к совести и в реалистической повести «Монтигомо – Ястребиный Коготь», и в повести-сказке «Королевство кривых зеркал». Это было знаком времени и его личной нравственной позицией.

Виталий Георгиевич Губарев

Королевство кривых зеркал

ГЛАВА ПЕРВАЯ,

в которой Оля ссорится с бабушкой и слышит голос волшебного зеркала

Хочу вам рассказать о девочке Оле, которая вдруг увидела себя со стороны. Увидела так, как можно увидеть не себя, а совсем другую девочку — скажем, сестру или подругу. Таким образом, она довольно долго наблюдала самое себя, и это помогло ей избавиться от недостатков, которых она раньше в себе не замечала.

И знаете, что самое главное в этой истории? Оля убедилась, что даже, казалось бы, маленькие недостатки в характере могут стать серьезным препятствием на пути к цели. Она попала в одну сказочную страну, где ей пришлось пережить много опасных приключений, подобных тем, о которых она читала в старых сказках. Может быть, вы тоже читали эти сказки, где короли, разные принцы и придворные дамы так добры, справедливы, прекрасны и вообще так приторно сладки, будто вымазаны медом. И вот однажды советская девочка Оля совершила путешествие в сказочную страну и увидела там… Впрочем, я лучше расскажу все по порядку.

…В то утро Оля вела себя из рук вон плохо. Она встала позже, чем следовало, а когда бабушка будила ее, брыкалась и, не открывая глаз, говорила противным скрипучим голосом:

— Отстань! Ну что ты ко мне пристала?

— Оля, — настойчиво говорила бабушка, — ты можешь опоздать в школу.

Голос у бабушки был спокойный и ласковый, потому что все бабушки очень ласковы. Они так любят своих внучек, что не сердятся даже тогда, когда капризные девочки говорят им дерзости.

— Опять читала в постели допоздна, — вздохнула бабушка, поднимая упавшую на пол книгу, на обложке которой крупно было написано: «Сказки». А теперь вот подняться не можешь.

Оля села на кровати, свесив босые ноги, и сердито посмотрела на бабушку одним глазом, так как другой все еще был закрыт.

— Какая ты… недобрая… Никогда поспать не даешь!

Олино платье оказалось под кроватью. Одну туфлю она долго не могла отыскать и, наконец, обнаружила ее под книжным шкафом.

Фото

Потом, когда бабушка заплетала ей косы, она дергалась и говорила: «Больно!», хотя на самом деле больно ничуточки не было.

А после завтрака Оля никак не могла найти свои учебники.

— Вчера я положила их на этот стол. Куда ты задевала их? — ворчала она на бабушку, топая ногой.

— Я никогда не теряю своих вещей, — спокойно отвечала бабушка. — Будь любезна и ты класть вещи на место.

— Нет, — кричала Оля, — я всегда кладу все на место! Это ты нарочно спрятала мои книги.

Тут даже бабушкиному терпению пришел конец, и она, немного повысив голос, проговорила:

— У, бесстыдница! Как только папа и мама вернутся с работы, я им все расскажу.

Угроза подействовала: Оля побаивалась папы и мамы. Она негромко проворчала: «Подумаешь!..» — и, надув губы, полезла под кровать. Конечно, под кроватью книг не оказалось; не оказалось их в ванной и в кухне. Неизвестно, сколько времени продолжались бы поиски, если бы бабушка не заглянула в Олин портфель.

— Видишь, какая ты рассеянная, Оля! Ведь ты же сама вчера положила все свои учебники себе в портфель. О, как бы я хотела, чтобы ты посмотрела на себя со стороны! Вот стыдно тебе стало бы…

Оля, которой уже и так было стыдно, что она понапрасну обидела бабушку, чмокнула старушку в щеку, взяла портфель и пошла в переднюю одеваться. В передней стояло большое зеркало, перед которым она так любила вертеться.

— Одевайся поскорее, Оля! — крикнула ей вслед бабушка. — До звонка осталось десять минут.

Но Оля и не думала одеваться. Из зеркала на нее смотрела девочка в черном переднике, с красным галстуком на шее. Девочка как девочка — две русые косы с бантом и два больших голубых глаза. Но Оля считала себя очень красивой и поэтому, очутившись перед зеркалом, долго не могла оторваться от него. Так было всегда.

— Как, ты еще не ушла? — вскрикнула бабушка, появляясь в передней. — Нет уж, сегодня я непременно расскажу все папе и маме!

— Подумаешь!.. — ответила Оля и начала одеваться.

— Учишься в пятом классе, а ведешь себя как маленькая. Ох, если бы ты могла посмотреть на себя со стороны!

— Подумаешь!.. — повторила Оля, помахала бабушке рукой и, еще раз украдкой взглянув на себя в зеркало, скрылась за дверью…

В этот день Оля вернулась из школы злая-презлая: она поссорилась с подругами. Вообще она часто ссорилась с подругами и почти всегда была виновата во всем.

— Какая ты капризная! — сказали ей подруги. — Больше мы не будем с тобой дружить!

— Подумаешь!.. — выпятила Оля нижнюю губу и сделала вид, что нисколько не огорчена. Но на самом деле на душе у нее было прескверно.

Кончался декабрь, на улице темнело рано. А так как после школы Оля не могла удержаться от соблазна заглянуть в кино, где шла новая картина, то, когда она пришла домой, в морозном небе уже светились звезды. И тут, к своему ужасу, Оля увидела, что на лестнице не горят лампы. А темноты она боялась больше всего.

Пугаясь шума собственных шагов, Оля стремительно взбежала на свой этаж и подняла такой звон, что у бабушки тряслись руки, когда она открывала дверь.

— Что случилось? — испуганно спросила старушка. — А где твой ключ?

— Бабунечка, я потеряла свой ключ, — тяжело дыша, сказала Оля.

Бабушка всплеснула руками.

— Это уже в третий раз! Ну что теперь делать? Свой ключ я отдала слесарю домоуправления. Ах, Оля, Оля, какая ты растеряшка! Беги к слесарю, он, наверное, уже сделал новый ключ.

— Бабунечка… на лестнице так темно… Наверно, перегорели пробки.

— Боишься?

— Я просто… не люблю темноты…

— Ах ты, трусишка! Ну ладно уж, схожу сама. — Бабушка оделась, погрозила Оле пальцем. — Шоколадку в буфете до обеда не трогай! — и скрылась за дверью.

Оля стала раздеваться на ходу. В одном месте она оставила калоши, в другом — шапочку, в третьем — пальто. Затем, после небольших колебаний, она достала из буфета шоколадку и съела ее. Ей было скучно. Ока взяла книгу, на обложке которой было написано «Сказки», и начала листать ее. Одна картинка привлекла внимание Оли. С высокого холма открывался вид на удивительный город со множеством разноцветных зданий с высокими шпилями. Нарядные люди гуляли по площади вокруг фонтана. «Вот бы и мне погулять там!» — подумала Оля и вдруг услышала какой-то странный звон в передней.

Она побежала в переднюю. Но все было тихо.

«Наверно, послышалось», — подумала Оля и, бросив взгляд на зеркало, как обычно стала вертеться перед ним.

Она оглядела себя с головы до ног, несколько раз повернулась кругом, потом сощурила глаза и высунула язык. Потом Оля показала самой себе длинный язык пальцами, рассмеялась и начала выбивать ногами дробь.

Читать дальше

Часть 1. Башня смерти[ред.]

Глава 1[ред.]

Пятиклассница (по фильму — третьеклассница) Оля по ночам читает сказки, поэтому утром ей трудно вставать в школу. Олины родители часто уезжают в командировки, и она остаётся с бабушкой, которая одевает девочку, причёсывает и складывает её вещи.

Оля считает себя красивой и любит заглядывать в большое зеркало, которое висит в коридоре. Бабушка предлагает ей чаще смотреть на себя со стороны.

Я девочка красивая,

Весёлая и милая,
Со всех, со всех сторон!
Все любят меня, милую,
Весёлую, шутливую!
И всё-то мне позволено,
А что в буфет положено —

То, значит, для меня.

Однажды Оля ссорится с подругами, потом до вечера смотрит кино, а, возвращаясь домой, теряет свой ключ на лестнице, и бабушка вынуждена открыть ей дверь. Оля боится темноты, поэтому бабушка сама идёт к слесарю за новым ключом.

Оставшись одна, Оля съедает шоколад, хотя до обеда этого делать нельзя, подходит к зеркалу и пробует смотреть на себя со стороны. Зеркало говорит, что оно волшебное, и предлагает ей пройти внутрь.

Глава 2[ред.]

Оля входит в зеркало и встречает точно такую же девочку по имени Яло (Оля наоборот) — это её отражение.

— Как тебя зовут? — спросила Оля.

— Меня зовут Яло. А тебя зовут Оля?
— Правильно! — воскликнула удивлённая Оля. — Как ты узнала?
— Это очень просто. Ведь я твоё отражение. Значит, имя у меня такое же, как у тебя, только наоборот. Оля наоборот будет Яло. Видишь, у меня всё наоборот: у тебя родинка на правой щеке, а у меня на левой.
— Это очень забавно, — улыбнулась Оля. — Если ты моё отражение — значит, ты должна быть левшой?

— Так и есть. Я всё делаю левой рукой. И это значительно удобнее, чем правой.

Яло говорит, что, если Оля разобьёт зеркало, она навсегда останется внутри. Девочки читают книжку, которую уронила Оля, и попадают в сказку, имена героев которой читаются наоборот.

Глава 3[ред.]

Оля и Яло спускаются с горы и видят стеклянный город. Во многочисленных кривых зеркалах, которыми наполнен город, красивые люди отражаются уродами, а уроды — красавцами. Встретившийся им старик называет себя церемониймейстером короля Топседа (деспота) (по фильму — Йагупопа (попугая)), а страну — королевством кривых зеркал.

В бедном переулке надсмотрщик бьёт кнутом Гурда (друга). Оле и Яло жалко мальчика, и они хотят вызвать врача, который предлагает заменить ртуть серебром, чтобы не травить зеркальщиков. Но надсмотрщик говорит, что так приказал министр Нушрок (коршун). У него действительно большой нос, похожий на клюв, и хищные чёрные глаза, которых все боятся.

Гурд не может работать из-за того, что голоден, но в кривом зеркале крошка хлеба выглядит, как целая булка. Тогда он ломает это зеркало, и стражники арестовывают мальчика.

Рабочие объясняют Оле и Яло, что Гурда могут сбросить с башни, если король не отменит приговор. Добрая Оля предлагает идти к королю. Яло не верит, что у Оли для этого хватит смелости.

Глава 4[ред.]

Девочки идут во дворец. Оля ругает Яло за трусость, но та объясняет, что она отражение, и все Олины недостатки в ней усиливаются, как в кривом зеркале. Тогда Оля обещает от них избавиться. Например, однажды весь класс пошёл навестить больную подругу, а Оля натёрла себе ногу и не могла идти так далеко. Но теперь она собирается поступить иначе.

Стражники не пускают девочек к королю. Голодная Яло всё время плачет, а Оля предлагает ей найти другой вход. Они забираются в телегу с едой для короля и прячутся в корзину. Девочки попадают на кухню, где знакомятся с кухаркой Аксал (ласка).

Глава 5[ред.]

Аксал выпускает девочек, которых она называет «фазанятами», из корзины, моет, кормит и укладывает спать. Оля рассказывает кухарке, что произошло с Гурдом. Аксал объясняет, что король ни о чём не думает, а только выполняет капризы министров. Её брат зеркальщик, а она сама раньше работала на рисовом поле толстого, лысого, с большими зелёными глазами министра Абажа (жабы).

Утром Оля просыпается от песни поварят и пробует разбудить Яло, но та долго капризничает и не хочет вставать. Аксал переодевает девочек в пажей. Оля говорит, что так нечестно, но в королевстве врут и министры, и король. Яло объясняет, что в сказках все переодеваются, так что это не обман, а хитрость. Тем более иначе невозможно спасти Гурда.

Глава 6[ред.]

Пажи удивляются, зачем король так много ест. Во дворце они встречают знакомого старика-церемониймейстера, который спрашивает, где Абаж. Пажи отвечают, что они новенькие, а назначил их он сам. Повар приносит много еды, но старик боится, что король останется голодным.

В зал входят министры. Нушрок жалуется Абажу, что один мальчик бьёт зеркала. Абаж предлагает сделать второй ключ от башни.

Тут входит король и просит придворных пересчитать все кривые зеркала в городе, так как он сам плохо знает математику. Все хотят спать и дают неправильные ответы. Тогда пажи, назвав себя, соответственно, Коля и Ялок, решают эту задачу, и король назначает их придворными математиками.

Церемониймейстер сообщает министрам, что зеркальщики и рисоводы бунтуют. Абаж и Нушрок уходят, а король посвящает пажей в государственные тайны.

Глава 7[ред.]

Пажи обращают внимание, что над королевским троном висит ключ. Король хочет поселить их во дворце и платить жалованье шоколадом. Яло соглашается, а Оля — нет. Она предпочитает, чтобы король помогал зеркальщикам. Яло вспоминает, что когда-то Оля читала сказки вместо того, чтобы учить уроки. Но теперь Оля не хочет врать — ей надо спасти Гурда.

Король отказывается помиловать мальчика. Оля жалуется королю на министров и рассказывает о своём прекрасном городе. Король собирается объявить городу войну, но Оля объясняет, что это будет как в басне Крылова: «Ай, моська, знать, она сильна, что лает на слона». Тогда Яло просит, чтобы казнь хотя бы отложили. На это король соглашается и даёт пажам карету, чтобы они ездили по городу и пересчитывали зеркала.

Когда Аксал кормит пажей, Яло съедает всё, а Оля оставляет половину своей порции для голодного Гурда.

Глава 8[ред.]

Ночью Оля и Яло приезжают к башне. Стражник не хочет их пропускать, но девочки говорят, что они королевские пажи. В башне темно, и Яло боится. Оля подбадривает её пионерской песней.

Когда отряд идёт в поход — не отставай, дружок!

Ведь нас всегда вперёд ведёт отрядный наш флажок!
Он, словно зорька, поутру горит над головой!
Он гордо реет на ветру, зовёт нас за собой!
А если трудный час придёт, не унывай, дружок!

Всегда смелей шагай вперёд и помни наш флажок!

Поднявшись на башню, девочки будят закованного в кандалы Гурда и кормят его. Мальчик думает, что это всё происходит во сне. Потом пажи возвращаются к Аксал. Оля снимает слепок с кандалов и просит кухарку, чтобы её брат сделал ключ.

Часть 2. Ключ от кандалов[ред.]

Глава 9[ред.]

Оля причёсывается сама, а Яло вынуждена причёсывать кухарка. Она говорит, что ключ сделать невозможно, так как зеркальные мастерские окружены войсками. Чтобы спасти Гурда, Оля предлагает взять ключ у короля.

Пажи помогают королю решать задачи и рассказывают, сколько зеркал они насчитали. Нушрок сообщает королю, что надо делать не зеркала, а оружие. Король против, и министр запугивает его, напоминая об истории дворцовых переворотов. Воспользовавшись испугом короля, пажи забирают ключ и убегают.

Девочки предпочитают сами управлять каретой, а не заставлять кучера это делать. Яло теряет ключ. Оля предлагает ей не возвращаться, а, спасаясь от погони, поехать к Абажу, у которого хранится второй ключ.

Глава 10[ред.]

Оля и Яло приезжают на рисовые поля и встречают красивую женщину. Девочки рассказывают ей, что король разрешил им ездить на своей карете без кучера, но они испугались бунта зеркальщиков и приехали к дедушке Абажу. Женщина предлагает им посетить свой дворец в горах. Голодная и усталая Яло соглашается там переночевать и убеждает Олю сделать то же самое.

Слуга Бар (раб) неудачно опускает раздвижной мост, и женщина бьёт его. Оля и Яло возмущаются, но, как видно, слуга уже к этому привык. Он говорит, что женщину зовут Анидаг (гадина), и она дочь министра Нушрока.

Глава 11[ред.]

Нушрок приезжает к Анидаг и рассказывает, что, кроме короля, никто уже не любит кривые зеркала, а вместо них зеркальщики делают прямые, которые показывают правду.

Нушрок хочет, чтобы Анидаг стала королевой, а для этого она должна пройти через подземный ход и забрать у Абажа ключ. Оля и Яло подслушивают этот разговор.

Анидаг сообщает Нушроку, что в её дворце королевские пажи, которые украли королевский ключ. Нушрок пытает Яло, но она ничего не отвечает. Оля не хочет, чтобы её тоже пытали, и бросается в воду.

Глава 12[ред.]

Оля доплывает до острова и взбирается на дерево. Она слышит, что Анидаг и Бар уже считают её утонувшей. Когда они уходят, Оля осторожно проплывает мимо водопада и выходит на рисовые поля, бросая камни в диких животных и отпугивая их своей пионерской песней.

Рисовые поля похожи на болото, там работают рисоводы. Они поют песню зеркальщиков, и Оля понимает, что это её друзья. Она думает, что же случилось с Яло.

Глава 13[ред.]

Бар запирает Яло в подземелье (по фильму — это делает Асырк (крыса)). Он бы и рад отпустить её, но боится, что его убьют. Подземелье оказывается винным погребом, но Яло не любит вина. У стены стоят доспехи. Девочка думает, что это живой человек, и хочет с ним поговорить, но он молчит. Постучав по доспехам, Яло понимает, что они пустые.

При нажатии на щит открывается дверь в подземный ход. Там темно, но Яло спускается по лестнице, подбадривая себя пионерской песней. Подойдя к двери, она видит Нушрока, Анидаг и Абажа.

Глава 14[ред.]

Нушрок хочет, чтобы королевой стала Анидаг. Абаж предпочитает короля-мужчину, то есть себя. Потом он предлагает женить своего сына на Анидаг, чтобы они все вместе управляли государством.

Нушрок говорит, что королевский ключ пропал, поэтому теперь Абаж владеет единственным ключом. Абаж не хочет отдавать ключ Нушроку, и они дерутся. Воспользовавшись этим, Яло открывает дверь, забирает ключ и убегает. В карете, которой управляет Бар, её ждет Оля.

Бар везёт их к Гурду. По дороге девочки рассказывают друг другу о том, что с ними произошло.

Глава 15[ред.]

Оглянувшись, Оля и Яло видят Нушрока, который гонится за ними верхом по извилистой горной дороге. Бар просит пастуха, пасущего овец, бросать камни, чтобы задержать всадника.

Девочки приезжают в город. Стражник не пускает их в башню, но Бар объясняет, что у пажей есть ключ (по фильму — Яло находит в карманах оба ключа). Поднявшись по лестнице, Оля и Яло освобождают Гурда от цепей. Оля переодевает его в пажа. Гурд и Яло садятся в карету и уезжают.

Спускаясь по лестнице, Оля встречает Нушрока и гипнотизирует его своими голубыми глазами. Нушрок падает с башни и разбивается вдребезги (по фильму — все отрицательные персонажи превращаются в животных, которыми они назвались).

Глава 16[ред.]

Спустившись с башни, Оля говорит Яло, Гурду и Бару, что Нушрок разбился. К ним присоединяется Аксал. Люди предлагают Оле остаться в стране, где никто не хочет верить кривым зеркалам, но ей пора домой. Яло учит людей пионерской песне.

Девочки возвращаются из сказки и попадают в коридор. Оля выходит из зеркала и машет Яло рукой на прощание.

Бабушка приносит новый ключ (по фильму — Оля успевает найти старый, так что теперь у неё два ключа). Подойдя к зеркалу, Оля опять встречается с Яло и говорит бабушке, что посмотрела на себя со стороны и уже ничего не боится.

1 июня отмечается Международный день защиты детей. По традиции в Нижнем Новгороде силами администраций районов, ТОСов, библиотек и культурно-досуговых учреждений проводятся праздничные мероприятия. Вот лишь некоторые из них:

Автозаводскй район

1 июня в 10.00 библиотека им. М.Ю. Лермонтова поводит онлайн-квиз «Читающие дети – умнее всех на свете» .В программе квиза — викторина «В гостях у сказки» и сразу несколько игр для детей старше шести лет: «Доскажи словечко»; «Кому из героев принадлежат эти слова», «Герои любимых книг».

1 июня в 10.00 в Автозаводском парке в рамках проекта «Летняя читалка» пройдет праздник «Улица читающих детей». Всех пришедших ждут: интеллектуально-игровой микс, выступления танцевальных коллективов, встреча с писателем Юлией Варнаковой, конкурс рисунков на асфальте, мастер-класс, аквагрим, книжная выставка, фотосессия, приятные сюрпризы.

1 июня в 14.00 Совет ТОС №10 «Мончегорский» проведет праздник «Детству солнце подарите» (ул. Мончегорская, 33). Ребят ждет игровая программа, конкурс рисунков на асфальте, веселые старты, а ТОС №15 мкр. «Доскино» приглашает на праздничный концерт и дискотеку (ДК «Молодежный», ул. Бахтина,1а).

1 июня в 10.00 и 11.00 – в сквере на ул. Прыгунова библиотека им.В.В. Бианки подготовила игровую программу по сказкам А.С. Пушкина «Там, на неведомых дорожках». Будут мастер-классы, урок, каллиграфии, викторина и встреча со сказочным героем – Ученым Котом.

3 июня в 19.00 на детской площадке у Соседского центра «На Молодежном» (пр. Молодежный,32) пойдет открытый просмотр кинокартины «Королевство кривых зеркал».

Канавинский район

1 июня в 10.00 Центральная районная детская библиотека им. А. Пешкова проведет для юных читателей онлайн-библиозабег «Летнее КнигоЦветье». Его участников ждут: мастер-классы, викторины, квесты, головоломки и многое другое.

6 июня в 11.00 ЦРДБ им. А. Пешкова совместно с Советом ТОС «15 квартал» организует на площадке возле дома № 15 по улице Тихорецкой «Книжный хэппенинг по-нижегородски». В программе мероприятия: концерт детских творческих коллективов и анимация для детей.

1 июня в ЖК «Мещерское озеро» по следующим адресам пройдет детский праздник «Солнечные лучики»: в 16.00 — двор дома № 12 по ул.Карла Маркса, в 18.00— двор домов №22,24 по ул.Карла Маркса, №7 по ул.Пролетарская, а 3 июня в 16.00 праздник пройдет во дворе домов №47,48,49 по ул.Сергея Акимова. В программе: игры и эстафеты для детей, творческие конкурсы.

3 июня в 11.00 на ул.Есенина, 12 (ТОС микрорайона «Мещерское озеро I, II, III») пройдет праздник для детей.

4 июня «Неделю детства» проводит ТОС микрорайона «15 квартал». Игры, развлечения на открытом воздухе пройдут в 13.00 на ул.Тихорецкая, 12, в 15.00 — на ул.Авангардная, 16 и в 17.00 – на ул.Электровозная, 1

Ленинский район

31 мая в 17.00 на б. Заречный, у дома №1 состоится развлекательное мероприятие «Солнышко улыбнулось весело!», посвященное Международному дню защиты детей (ТОС микрорайонов «Центральный», «Двигатель», «Ипподром»).

1 июня в 11.00 на площадке около администрации Ленинского района (пр. Ленина, 46) состоится праздничное мероприятие, посвященное Дню защиты детей.

1 июня в 11.30 в парке Станкозавода будет организован районный праздник «Все лучшее детям!» в рамках празднования «День защиты детей».

1 июня в 16.00 на ул. Снежная, 14 пройдут спортивные соревнования «Внимание, на старт!», посвященные Международному дню защиты детей (ТОС микрорайона «Этна-2»).

Московский район

1 июня с 10.00 в Музейно-выставочном центре «Микула» (ул. 50-летия Победы, 25) состоится экскурсия по выставке «Красота, рожденная в огне» и мастер-класс по керамике для воспитанников подросткового клуба «Радуга» (по предварительной записи по номеру: 270-26-03).

1 июня в 11.30 в сквере «Юбилейный» пройдет уличная акция «Под зонтиком Оле-Лукойе». Это событие посвящено Дню защиты детей и городской акции «Библиоэстафета». Организует акцию Центральная районная детская библиотека им. В.Г. Белинского.  Сказочные герои поздравляют ребят  с началом каникул и расскажут о программе летних чтений, затем дети примут участие в конкурсах: «Узнай героя», «Литературные загадки», «Волшебный сундучок», «Стихи-перевёртыши» и др. В конце праздничной программы  состоится парад сказочных героев.

В течение июня ТОС «Орджаникидзе» проведет мастер-классы для детей в «Избе ремесел» (график занятий будет опубликован здесь).

Нижегородский район

1 июня в 12.00 ТОС «Верхние Печеры» организует праздник «Детство – это я и ты». Ребят ждут игры на свежем воздухе, конкурс рисунков на асфальте, творческие выступления детей и взрослых.

1 июня в 16.00 в сквере Звездинский пройдет концертно-праздничная программа, посвященная Международному дню защиты детей.

1 июня ТОС «Усиловский» подготовит онлайн-выставку выставку детских рисунков.

Приокский район

1 июня в 11.00 на территории Приокского района пройдут развлекательные мероприятия в рамках празднования Международного дня защиты детей. Сотрудники районной администрации вместе с территориальным общественным управлением (ТОС) «Согласие» проведут праздник на центральной детской площадке в деревне Бешенцево. Юные приокчане примут участие в веселых стартах, дружественном футбольном матче, мастер-классах от ЦБС Приокского района. Также в этот день будут подведены итоги конкурса рисунков «Моя детская площадка» — ребята изобразили свои ожидания от благоустройства по программе «Вам решать!», которое пройдет в этом году.

1 июня в 11.00 в библиотеке им. В.П. Катаева состоится онлайн- открытия «Программы летнего чтения-2021». По словам организаторов, праздник посвящен книге лета этого года – повести-сказке А. Милна «Винни Пух и все-все-все», которой исполняется 95 лет.

1 июня в 11.00 районный совет молодежи совместно со спорт-парком «Приокский» (проспект Гагарина, 238) организуют спортивный фестиваль для трудовых бригад из школ №45 и 48. Учеников ждут мастер-классы по различным видам спорта (футбол, волейбол и йога для девушек) и соревновательные игры.

Советский район

1 июня с 10.00 до 11.00 библиотека им. А. Пискунова (пер. Светлогорский,13) пройдет уличная акция «Счастливое детство — здоровое детство». Дети будут рисовать мелом на асфальте.

1 июня в 12.00 в библиотеке им Ю. Гагарина пройдет мастер-класс «Дети и цветы» по изготовлению цветов бумажных салфеток.

1 июня в 13.00 у ТЦ «Жар-Птица» состоится праздник «Аллея детства».

Сормовский район

1 июня в 09.30 на первом этаже детского клуба «Космос» (ул. Героев Космоса, 50А)

пройдет игровая программа «Озорное лето».

1 июня в 10.00 в Центре Детского творчества (ул. Коминтерна, 250) состоится  районная театрализованная игровая программа «Летний ералаш».

1 июня в 10.00 в школе № 81 (ул. Федосеенко, 25) пройдет праздник «Здравствуй, лето» с конкурсом рисунков на асфальте «Я рисую детство».

1 июня ТОСы Сормова проведут онлайн детскую фото-выставку (ТОС им.Н.А.Зайцева) и конкурсы детского рисунка (ТОС им. Валерия Чкалова,ТОС м-на по улицам Коминтерна-Свободы и поселка Володарский).

i 001

Художники

С. Бордюг и Н. Трепенок

© Губарев В.Г., насл., 2018

© Ил., Бордюг С.И. и Трепенок Н.А., 2018

© ООО «Издательство АСТ», 2018

i 002

Глава первая,

в которой Оля ссорится с бабушкой и слышит голос из волшебного зеркала

Хочу вам рассказать о девочке Оле, которая вдруг увидела себя со стороны. Увидела так, как можно увидеть не себя, а совсем другую девочку – скажем, сестру или подругу. Таким образом, она довольно долго наблюдала самоё себя, и это помогло ей избавиться от недостатков, которых она раньше в себе не замечала.

И знаете, что самое главное в этой истории? Оля убедилась, что даже, казалось бы, маленькие недостатки в характере могут стать серьёзным препятствием на пути к цели. Она попала в одну сказочную страну, где ей пришлось пережить много опасных приключений, подобных тем, о которых она читала в старых сказках. Может быть, вы тоже читали эти старые сказки, где короли, разные принцы и придворные дамы так добры, справедливы, прекрасны и вообще так приторно сладки, будто вымазаны мёдом. И вот однажды девочка Оля совершила путешествие в сказочную страну и увидела там… Впрочем, я лучше расскажу всё по порядку.

…В то утро Оля вела себя из рук вон плохо. Она встала позже, чем следовало, а когда бабушка будила её, брыкалась и, не открывая глаз, говорила противным скрипучим голосом:

– Отстань! Ну что ты ко мне пристала?

– Оля, – настойчиво говорила бабушка, – ты можешь опоздать в школу.

i 003

Голос у бабушки был спокойный и ласковый, потому что все бабушки очень ласковы. Они так любят своих внучек, что не сердятся даже тогда, когда капризные девочки говорят им дерзости.

– Опять читала в постели допоздна, – вздохнула бабушка, поднимая упавшую на пол книгу, на обложке которой крупно было написано: «Сказки». – А теперь вот подняться не можешь.

i 004

Оля села на кровати, свесив босые ноги, и сердито посмотрела на бабушку одним глазом, так как другой всё ещё был закрыт.

– Какая ты… недобрая… Никогда поспать не даёшь!

i 005

Олино платье оказалось под кроватью. Одну туфлю она долго не могла отыскать и наконец обнаружила её под книжным шкафом.

Потом, когда бабушка заплетала ей косы, она дёргалась и говорила: «Больно!» – хотя на самом деле больно ничуточки не было.

А после завтрака Оля никак не могла найти свои учебники.

– Вчера я положила их на этот стол. Куда ты задевала их? – ворчала она на бабушку, топая ногой.

– Я никогда не теряю своих вещей, – спокойно отвечала бабушка. – Будь любезна и ты класть вещи на своё место.

– Нет, – кричала Оля, – я всегда кладу всё на место! Это ты нарочно спрятала мои книги.

Тут даже бабушкиному терпению пришёл конец, и она, немного повысив голос, проговорила:

– У, бесстыдница! Как только папа и мама вернутся с работы, я им всё расскажу.

Угроза подействовала: Оля побаивалась папы и мамы. Она негромко проворчала: «Подумаешь!..» – и, надув губы, полезла под кровать. Конечно, под кроватью книг не оказалось; не оказалось их в ванной и в кухне. Неизвестно, сколько времени продолжались бы поиски, если бы бабушка не заглянула в Олин портфель.

– Видишь, какая ты рассеянная, Оля! Ведь ты же сама вчера положила все свои учебники себе в портфель. О, как бы я хотела, чтобы ты посмотрела на себя со стороны! Вот стыдно тебе стало бы…

Оля, которой уже и так было стыдно, что она понапрасну обидела бабушку, чмокнула старушку в щёку, взяла портфель и пошла в переднюю одеваться. В передней стояло большое зеркало, перед которым она так любила вертеться.

– Одевайся поскорее, Оля! – крикнула ей вслед бабушка. – До звонка осталось десять минут.

Но Оля и не думала одеваться. Из зеркала на неё смотрела девочка в чёрном переднике, с красным галстуком на шее. Девочка как девочка – две русые косы с бантом и два больших голубых глаза. Но Оля считала себя очень красивой и поэтому, очутившись перед зеркалом, долго не могла оторваться от него. Так было всегда.

– Как, ты ещё не ушла? – вскрикнула бабушка, появляясь в передней. – Нет уж, сегодня я непременно расскажу всё папе и маме!

– Подумаешь!.. – ответила Оля и начала одеваться.

– Учишься в пятом классе, а ведёшь себя, как маленькая. Ох, если бы ты могла посмотреть на себя со стороны!

– Подумаешь!.. – повторила Оля, помахала бабушке рукой и, ещё раз украдкой взглянув на себя в зеркало, скрылась за дверью…

В этот день Оля вернулась из школы злая-презлая: она поссорилась с подругами. Вообще она часто ссорилась с подругами и почти всегда была виновата во всём.

– Какая ты капризная! – сказали ей подруги. – Больше мы не будем с тобой дружить!

– Подумаешь!.. – выпятила Оля нижнюю губу и сделала вид, что нисколько не огорчена. Но на самом деле на душе у неё было прескверно.

Кончался декабрь, на улице темнело рано. А так как после школы Оля не могла удержаться от соблазна заглянуть в кино, где шла новая картина, то, когда она пришла домой, в морозном небе уже светились звёзды. И тут, к своему ужасу, Оля увидела, что на лестнице не горят лампы. А темноты она боялась больше всего на свете.

Пугаясь шума собственных шагов, Оля стремительно взбежала на свой этаж и подняла такой звон, что у бабушки тряслись руки, когда она открывала дверь.

– Что случилось? – испуганно спросила старушка. – А где твой ключ?

– Бабунечка, я потеряла свой ключ, – тяжело дыша, сказала Оля.

i 006

Бабушка всплеснула руками.

– Это уже в третий раз! Ну что теперь делать? Свой ключ я отдала слесарю домоуправления. Ах, Оля, Оля, какая ты растеряшка! Беги к слесарю, он, наверное, уже сделал новый ключ.

– Бабунечка… на лестнице так темно… Наверно, перегорели пробки.

– Боишься?

– Я просто… не люблю темноты…

– Аx ты, трусишка! Ну ладно уж, схожу сама. – Бабушка оделась, погрозила Оле пальцем. – Шоколадку в буфете до обеда не трогай! – и скрылась за дверью.

Оля стала раздеваться на ходу. В одном месте она оставила калоши, в другом – шапочку, в третьем – пальто. Затем, после небольших колебаний, она достала из буфета шоколадку и съела её. Ей было скучно. Она взяла книгу, на обложке которой было написано «Сказки», и начала листать её. Одна картинка привлекла внимание Оли. С высокого холма открывался вид на удивительный город со множеством разноцветных зданий с высокими шпилями. Нарядные люди гуляли по площади вокруг фонтана. «Вот бы и мне погулять там!» – подумала Оля и вдруг услышала какой-то странный звон в передней.

Она побежала в переднюю. Но всё было тихо.

«Наверно, послышалось», – подумала Оля и, бросив взгляд на зеркало, как обычно стала вертеться перед ним.

Она оглядела себя с головы до ног, несколько раз повернулась кругом, потом сощурила глаза и высунула язык. Потом Оля рассмеялась и начала выбивать ногами дробь.

И тут ей показалось…

Нет, этого не может быть! Чутко прислушиваясь, Оля снова стукнула каблуками об пол и теперь уже вполне отчётливо разобрала, как в глубине зеркала стеклянным мелодичным звуком отозвалось эхо. Да, эхо отозвалось в зеркале, в той самой передней, которая в нём отражалась, а не в той, настоящей, в которой стояла Оля.

Это было так странно, что Оля онемела, широко открыв свои голубые глаза. И в тишине она ясно услышала, как кто-то вздохнул длинно и печально. Оле стало страшно… Она выждала минуту и негромко спросила:

– Кто это вздыхает?

– Я, – негромко ответил красивый звенящий голос, словно ударились друг о дружку хрустальные стёклышки.

– Кто ты? – перевела дыхание Оля. – Здесь никого нет.

– Это я, зеркало, – снова зазвенел голос.

Оля отскочила в сторону и, помедлив, сказала:

– Но ведь вещи не умеют разговаривать…

– А ты представь, что находишься в сказке, – ответил голос.

– Всё равно это очень странно… Я боюсь тебя, зеркало.

– Напрасно, девочка… Я доброе волшебное зеркало. Я не причиню тебе никакого зла. Не правда ли, я тебе нравлюсь? Ты так любишь смотреть в моё стекло!

– Это правда, – сказала Оля, осмелев и делая шаг к зеркалу.

А голос звучал:

– Бабушка часто говорит, что хотела бы, чтобы ты увидела себя со стороны…

– Но разве это возможно? – удивилась Оля.

– Ну, конечно, возможно. Только для этого тебе надо побывать по ту сторону зеркала.

– Ах, как интересно! – воскликнула Оля. – Разреши мне, пожалуйста, побывать по ту сторону зеркала!

Голос ответил не сразу, как будто зеркало погрузилось в задумчивость.

– С твоим характером, – произнёс наконец звенящий голос, – опасно очутиться по ту сторону зеркала.

– Разве у меня плохой характер?

i 007

Снова раздался вздох:

– Видишь ли, ты, конечно, хорошая девочка… Я вижу добрые глаза – значит, и сердечко у тебя доброе. Но у тебя есть недостатки, которые могут помешать тебе в трудную минуту!

– Я ничего не боюсь! – решительно махнула косичками Оля.

– Что ж, пусть будет по-твоему, – произнёс голос.

И передняя наполнилась вдруг звоном, словно разбились тысячи хрустальных стекляшек. Оля вздрогнула, и книга, которую она держала под мышкой, полетела на пол.

i 008

Глава вторая,

в которой Оля знакомится со своим отражением и попадает в сказочную страну

Хрустальный звон всё усиливался. По гладкому стеклу зеркала побежали голубые волны. С каждой секундой они становились всё голубее и голубее, и теперь уже зеркало ничего не отражало. Затем голубые волны рассеялись, словно туман, и хрустальный звон затих. Оля снова увидела в зеркале переднюю и своё отражение. Однако стекло исчезло. Осталась только одна рама от зеркала, через которую – Оля отчётливо почувствовала это – повеяло ветерком.

i 009

Набрав в лёгкие воздуха и зажмурив глаза, будто она собиралась нырнуть в воду, Оля быстро подняла ногу, переступила через раму и, столкнувшись с кем-то, полетела на пол. Она схватилась за ушибленный лоб, открыла глаза и села. Перед ней, схватившись за лоб, сидела девочка с русыми косами и большими голубыми глазами.

– А ведь мы обе виноваты, что столкнулись, – сказала девочка, смущённо улыбаясь. – Ты слишком быстро сделала шаг вперёд. И я сделала шаг вперёд. Ведь я привыкла делать то же, что и ты! Я не догадалась сразу, что теперь мне нужно уступать тебе дорогу.

– Ничего, мне не очень больно, – проговорила Оля, потирая лоб, – только, наверное, вскочит шишка.

– Там, в своей передней, ты обронила книжку, – сказала девочка Оле, – вот она.

И девочка протянула книгу, на которой было написано: «икзакС». Оля усмехнулась и внимательно оглядела отражённую переднюю, в которой находилась. Всё в ней было наоборот. То, что дома стояло справа, здесь оказалось слева, а то, что там стояло слева, здесь оказалось справа.

Вдруг хрустальный звон привлёк её внимание. Оля увидела, что в зеркальной раме снова появились голубые волны. Она торопливо подбежала к зеркалу, но его поверхность уже успокоилась. Оля прислонила к зеркалу лоб и почувствовала холодок стекла. «Как же я теперь попаду домой?» – подумала она. Ей вдруг стало тревожно и грустно. Она видела в зеркале переднюю своей квартиры, которая была так близко и в то же время так далеко теперь. Какой милой ей показалась эта передняя! Вон на полу лежит её любимая книга, на которой написано: «Сказки». А вон на вешалке висит папино летнее пальто, которое мама вынула из сундука, чтобы оно проветрилось: от пальто пахло нафталином.

Оля оглянулась.

Здесь, в отражённой передней, тоже висело пальто, такое же, как у папы, но сколько Оля ни тянула носом воздух, она не почувствовала запаха нафталина.

– Я не хочу здесь оставаться, – сказала Оля и сердито посмотрела на девочку. – Я хочу домой.

– Нельзя, – серьёзно проговорила девочка, поднимаясь с пола. – Голубые волны не могут появляться так часто.

– А если я… разобью стекло?

– Тогда будет ещё хуже. Ты на всю жизнь останешься по эту сторону зеркала.

Слёзы брызнули из Олиных глаз и закапали на пол. «Дзинь, дзинь!» – зазвенели слезинки; ударившись об пол, они превращались в стёклышки и разбивались на сотни крошечных частей.

– Зачем же ты огорчаешься? – ласково заговорила девочка. – Нам с тобой не будет скучно.

– Как тебя зовут? – всхлипывая, спросила Оля.

– Меня зовут Яло. А тебя зовут Оля?

– Правильно! – воскликнула удивлённая Оля. – Как ты узнала?

– Это очень просто. Ведь я твоё отражение. Значит, имя у меня такое же, как у тебя, только наоборот. «Оля» наоборот будет «Яло». Видишь, у меня всё наоборот: у тебя родинка на правой щеке, а у меня на левой.

– Это очень забавно, – улыбнулась Оля сквозь слёзы. – Если ты моё отражение, значит, ты…

– Что?

– Ты не обидишься, если я тебя спрошу?

– Конечно, нет, – ответила девочка. – Что тебя интересует?

  • Сказка короткая и прекрасная сказка
  • Сказка корнея чуковского 7 букв сканворд
  • Сказка корнея чуковского про слониху щеголиху
  • Сказка королевич и его дядька
  • Сказка корнея чуковского горе 8 букв