Сказка конек горбунок сколько страниц в сказке

сергеева валентина михайловна учитель начальных классов филиал маоубизинская сош-ворогушинская оош, тобольского района, тюменской методическая разработка киноурока занятию в киноклубе

                                                                                                                 
Сергеева
Валентина Михайловна

                                                                                                
учитель  начальных классов

                                  Филиал
МАОУ»Бизинская СОШ»-«Ворогушинская ООШ,

                                                                                              
Тобольского района, Тюменской

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КИНОУРОКА

 (ЗАНЯТИЮ В КИНОКЛУБЕ)

НА МАТЕРИАЛЕ ФИЛЬМА

 «КОНЕК -ГОРБУНОК»

РЕЖИССЕРА АЛЕКСАНДРА РОУ

Тема киноурока

Литературные (авторские) сказки.

П.П.Ершов «Конек-горбунок»

Цель

Способствовать ознакомлению с понятием «литературная сказка»;
содействовать развитию умений анализировать поступки героев, характеризовать
героев, находить необходимые отрывки в тексте; создать условия для развития
навыков выразительного и поискового чтения, заинтересованного чтения.

Планируемые результаты (предметные

Понимают роль чтения, используют разные виды чтения
(ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умеют осознанно
воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвуют
в их обсуждении, дают обосновывают нравственную оценку поступков героев.

Сравнивают сказки по авторской принадлежности и форме изложения;
сравнивают сказку П.П. Ершова с народными сказками описывают образы героев,
выражают свое отношение к ним.

Личностные результаты

Бережно относится к материальным и духовным ценностям,
литературным произведениям как к словесному искусству.

Универсальные учебные действия (метапредеметные)

Познавательные: владеют
навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в
зависимости от цели); осознанно и произвольно строят речевые высказывания в
устной и письменной форме; выделают существенную информацию из текста; строят
рассуждения.

Регулятивные: определяют
и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривают
последовательность действий на уроке; адекватно воспринимают оценку учителя и
товарищей.

Коммуникативные: активно
используют речевые средства и средства информационных и коммуникационных
технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Класс, количество участников

4 класс, 10учащихся

Продолжительность урока

45 минут

Используемый видеоматериал

https://zeroplus.tv/film/konek-gorbunok

Предварительная работа учащихся дома:

1. Прочтение эпизодов сказки в учебнике «Литературное
чтение»;

2.
Просмотр сказки 
(https://zeroplus.tv/film/konek-gorbunok
фильм-сказка А.Роу 1941 г.)

Ход
проведения киноурока

I.               
Организационный момент.

II.           
Речевая разминка. Работа над пословицами

Учитель:
Прочитайте пословицы. Приготовьтесь читать с правильной логической интонацией.
Объясните их смысл.

Быль за сказкой не
угонится.

Кашку кушай, а сказку
слушай:

Умом разумом смекай да на ус мотай.

(Дети объясняют смысл пословиц,
высказывают свои мнения)

III.        
Сообщение целей урока.

Учитель:
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Он посвящён Петру Павловичу Ершову и его
сказке. Вы проделали большую работу: самостоятельно просмотрели  
фильм-сказку режиссера  А. Роу.,
Прочитали  эпизоды из сказки в учебнике «Литературное чтение».

Учитель:
Послушайте и скажите о какой сказке пойдет речь сегодня?

Конь ретивый,

Долгогривый.

Скачет полем,

Скачет нивой.

Конь росточком малый

(дети отвечают –Сказка П.П.Ершова «Конек-горбунок»

IV.Вступительная
беседа

Учитель:
Ни в одной стране мира за столь короткий период времени не возникло такое
ярчайшее созвездие блистательных имён, как в русской литературе
XIX
века. Вот эти имена: Александр Сергеевич Пушкин, Пётр Павлович Ершов, Владимир
Фёдорович Одоевский, Сергей Тимофеевич Аксаков, Дмитрий Наркисович
Мамин-Сибиряк.

А.С.Пушкин по праву
считается родоначальником нашей классической литературы. Его последователем и
продолжателем по праву можно считать Петра Павловича Ершова, создателя одного
из любимейших сказочных героев: Конька-горбунка этакого дива:

Ростом только в три
вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

П.П.Ершова называют
поэтом, въехавшим в литературу на собственном коньке.

V. Работа над новой
темой.

1.Актуализация знаний

Учитель:В 1856 году
(спустя 22 года после написания сказки) Пётр Ершов писал: «Конёк мой снова
поскакал по всему русскому царству. Счастливого ему пути!…» Сегодня на уроке
мы ещё раз попытаемся понять, чем так покорило читателей творчество П.П.Ершова.
Проследим путь, который проделал Иван-дурак, чтобы стать Иваном-царевичем.

 -Вспомните, к какому виду сказок относится сказка
«Конёк-Горбунок?

 (Дети отвечают -волшебная)
Учитель :У этой сказки есть автор.

(Да, Петр Павлович Ершов)
Учитель: Так какая это ещё сказка?

 (Дети отвечают-авторская)
 Учитель: Но сказку П.Ершова часто называют русской народной. Во многих
книгах написано «Конёк-горбунок» — русская народная сказка. А на памятнике
П.Ершову можно прочитать такие слова: «П.П. Ершов автор народной сказки».
— Так почему же литературную сказку «Конёк-Горбунок» называют русской и
одновременно народной?  Вспомните, какова композиция сказки «Конёк-Горбунок»

(Высказываются мнения)

Учитель:

-Да, связь между народной
сказкой и литературной есть

Народность сказки
чувствуется во всей её композиции: она состоит из 3-х частей (так называемый
«троичный» принцип лежит, как известно, в основе большинства фольклорных
текстов). Три сына, три котла, три недели.

Язык, которым написан
«Конёк-горбунок» тоже ориентирован на народную речь, о чём свидетельствует
огромная популярность сказки среди всех слоёв населения России, и в
значительной мере – тогдашней детворы, хоть сам автор сказку детской не считал.

Но дойдя до наших дней
многие слова, понятные тогдашним детям, стали непонятны нам, они устарели и не
употребляются в нашей речи

2.Обсуждение
фильма-сказки

Учитель: Остановимся на фрагментах фильма «Конек-горбунок»

(На доске нарисована дорога
приключений, по которой путешествовал Иванушка)

Кинофрагмент:
Начало фильма

Учитель:
(на фоне фильма)
читает первые 8 строчек  сказки. .

 «За горами, за лесами, за широкими морями…»

 Учитель: это начало присказки. Присказка представлена в
сказке восемью первыми строками

А какую роль
играет присказка в сказке?

(Высказываются
мнения)

Учитель:
Правильно, настраивает читателя на восприятие сказки.  Привлекает его внимание.

Учитель:
Назовите животное, появление которого послужило завязкой в этом произведении?

(Высказываются мнения)

Стоп-кадр

Учитель: Появление
кобылицы послужило завязкой. Завязка событий начинается практически сразу, с
того момента, когда кобылица родила Ивану «двух коней золотогривых» и
конька-горбунка

Учитель ; В какой части
текста обозначено время и место действия, представлены герои, взаимоотношения
между ними?

(Высказывают мнения)

Учитель : Начинаются
новые трудности, которые нужно преодолевать Ивану. Эти трудности называются
перипетии. В каждой части действие достигает самой высокой точки напряжения?

Просмотр
фрагмента.

После
показа – пауза.

(Дети проговаривают)

1.Братья украли  коней и повели их на продажу. Иван догнал
братье на коньке-горбунке;

2.Ивана царь назначил главным в конюшенном заводе и сразу у него
появляется враг, который начинает строить Ивану козни; и т.д.

Учитель: 
Кульминация для Ивана наступает в этой сказке не один раз. Иван вынужден
привезти Жар-птицу, Цар-девицу, достать кольцо девицы со дня моря, а напоследок
Иван вынужден искупаться в котлах с кипящими водой и молоком.

Стоп-кадр — эпизод,
когда Иван привозит Жар-птицу; эпизод с Царь-девицей; Иван достаёт кольцо
девицы со дна моря; Иван вынужден искупаться в котлах с кипящей водой и
молоком.

 (Высказывают мнения- сказка
учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее)

Стоп-пауза.

 Учитель: Найдите в учебнике и прочитайте развязку событий.

( Дети находят, читают развязку событий)

Продолжение просмотра

(Высказывают мнения Развязка в этой сказке как во всех волшебных сказках: добро
побеждает зло. В этой сказке Иван за все страдания получает заслуженную
награду: «стал красавцем удалым» и был избран царём, а прежний царь «сварился в
молоке».)

Учитель:

Какой жизненный урок
выносим мы из сказки?

-Какова основная мысль сказки?

(Высказывают мненияэта волшебная сказка о простом русском парне, который попадает в
трудности, но благодаря своему другу коньку-горбунку, преодолевает все трудности
и получает заслуженную награду)

Учитель:

–Чему учит эта сказка?

(Высказывают мнениясказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться
на лучшее.)

Учитель:

– Понравилась ли вам сказка?

(Дети проговаривают)

VI.
Домашнее задание.

– Какое бы задание вам хотелось выполнить дома?

Варианты заданий:

– выполнить рисунки к наиболее понравившемуся эпизоду сказки;

– выучить отрывок, который больше всего привлёк внимание;

– проинсценировать один из отрывков и т. д.

VII.Рефлексия. Итог

Учитель:
— Так почему же литературную сказку «Конёк-Горбунок»
называют русской и одновременно народной?
Почему сказка ни когда не стареет?

Как вы думаете, интересно ли взрослым читать сказку П.П. Ершова?
Почему вы так думаете?

(Высказывают мнения)

Учитель: Эта сказка действительно
стала классикой, её читали ваши бабушки и дедушки, папы и мамы, а теперь
читаете вы. Я очень надеюсь, что после просмотра  фильма и  глубокого анализа и
характеристики героев вы начнёте осмысливать по-другому, сопереживая героям и
высмеивая их недостатки.

Оцените, какие знания вы получили на уроке. Для этого закончите
два коротких предложения:

Я не знал….

Теперь я знаю…

Итоги и выводы

Урок по великолепному  детскому фильму , поставленному  по
мотивам всеми любимой сказки Петра Ершова оставил след в душе каждого из
учащихся , помог  всем понять  , что уважение друг к другу , взаимопонимание
, терпимость-это необходимое  условие для счастливой жизни в мире и согласии,
как в школьном коллективе, так и в обществе.

Предварительная подготовка:

Объявление-приглашение на праздник

Ребята!

Вы, конечно, прочитали веселую сказку в стихах Петра Ершова «Конек-Горбунок» о смелом Иванушке, о глупом царе и волшебном Коньке-Горбунке.

Если сказка вам понравилась (а она не могла не понравиться — ее любят все без исключения: и взрослые, и дети!), если вам интересно узнать о писателе-сибиряке Петре Ершове, авторе сказки,

ПРИХОДИТЕ К НАМ НА ПРАЗДНИК!

Вас ждут:

1. Увлекательный рассказ о жизни Петра Ершова.

2. Путешествие по сказке «Конек-Горбунок» с остановками на самых захватывающих страницах волшебной истории.

3. Игры, конкурсы, занимательные задачи.

4. Мультфильм по сказке «Конек-Горбунок».

5. Награждение победителей конкурсов.

Чтобы быть готовыми к празднику, предлагаем вам перечитать сказку «Конек-Горбунок» и сделать рисунки к ней, а также вспомнить любимые русские народные и литературные сказки.

Приглашаем на праздник всех желающих, а особенно ребят младших классов.

Конек-Горбунок

Оборудование:

1. Приглашение на праздник.

2. Мультфильм или диафильм «Конек-Горбунок».

3. Стенд «П. Ершов. «Конек-Горбунок»:

— в центре — Конек-Горбунок (кукла-аппликация из плотной бумаги);

— вокруг Конька:

1) открытки-иллюстрации к сказке «Конек-Горбунок» с названиями остановок:

  • первая остановка — «Иван караул держать идет»;

  • вторая остановка — «Тут лежит перо Жар-птицы»;

  • третья остановка — «Иван поехал на восток за Царь- девицей»;

  • четвертая остановка — «Иван избавляет от мучений рыбу-кит»;

  • пятая остановка — «Вот Иван к котлам поднялся»;

2) портрет писателя Петра Ершова.

4. Два рисунка, изображающие Ивана (с семью различиями).

5. Два рисунка-заготовки с изображением Царь-девицы.

6. Два самодельных мозаичных набора «Царь-рыба».

7. На чистых листах бумаги крупно написанные устаревшие и непонятные слова: «живот», «чернокнижник», «красный», «ендова» и др.

8. Два комплекта слов на карточках: «корыто», «пшено», «вино».

9. Зашифрованные имена двух братьев: Данило, Таврило.

10. Два листа чистой бумаги с вырезанными посередине круглыми дырочками.

11. Таблички с цифрами: «2», «3», «10», «15», «19», «30», «100», «1000».

Ход мероприятия

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

Методические рекомендации: можно начать праздник с показа мультфильма или диафильма «Конек-Горбунок».

II. Слово ведущего. Рассказ о Петре Ершове.

Ведущий. Однажды профессор литературы Петербургского университета П. А. Плетнев начал свою лекцию крайне необычно. Он вместо продолжения курса по истории словесности стал читать… сказку в стихах, в которой рассказывалось о необычайных похождениях крестьянского сына Ивана и его верного спутника — Конька-Горбунка. (Вы ее только что увидели и услышали.)

Закончив чтение, профессор предложил изумленным и очарованным слушателям отгадать, кто же автор этой дивной сказки. Мнения разделились. Одни студенты полагали, что ее написал Пушкин, другие называли Жуковского, третьи считали автором Крылова. С улыбкой выслушав различные мнения, Плетнев открыл наконец имя сказочника. Им оказался скромно сидевший тут же, в аудитории, 19-летний студент Петр Ершов…

А было это в незапамятные времена, когда не только вас еще на свете не было, но и ваших пап и мам… Да что там — и праба- бушки-прадедушки ваши даже еще и не народились!

Рассказываю дальше, а вы слушайте, не ленитесь.

Итак, было это давно, почти 200 лет назад… За горами, за долами, за дремучими лесами жил-был мальчик Петя. Не в сказке, а на самом деле. Горы, долы и дремучие леса тоже были не сказочные, а самые всамделешные, потому что родился Петя не в Москве, не в Петербурге, а в Сибири, в красивом старинном городе Тобольске, который стоит там, где крупная река Тобол впадает в очень большую и очень могучую реку Иртыш.

Он родился очень слабым, и родителям казалось, что ребенок появился на свет, только чтобы умереть. И тогда любящие родители решились испробовать народный способ лечения сына — «продать» его нищему, чтобы унес тот с собой его хворь. Это сделали так. К открытому окошку подошел нищий. Ему протянули ребенка:

— Купи!

— А сколько возьмете?

— Грош!

«Проданного» сразу же положили обратно в постельку, и — удивительное дело — он выздоровел. Ушла за медные деньги вместе с нищим из дома Ершовых болезнь, а сынок Петруша остался жить и здравствовать. Потом, взрослым, Ершов говорил о себе насмешливо: «Что ж, мне ведь цена грош».

Петя жил, рос и очень любил слушать сказки. Это дело понятное, потому что — кто же не любит. Но если вы внимательны, то заметили, что сказки он не читал, а именно слушал, потому что в ту пору книжек со сказками еще почти не было. Представляете себе? Вы-то, если соскучитесь по сказкам, возьмете книжку и прочитаете все, что захочется, а в ту пору, когда Петя был маленьким, такое было невозможно. Ну, то есть сказки-то были, но их передавали из уст в уста — пересказывали. Но никто их еще не записал, не превратил в книги. Просто в голову никому не приходило это сделать…

И тут, надо сказать, Пете очень повезло. Потому что 16 годами раньше Пети родился мальчик Саша, который тоже очень любил сказки, и была у него няня Арина Родионовна, которая сказок этих знала бессчетное количество… И вот к тому времени, когда Петя подрос и выучился читать, мальчик Саша уже стал поэтом А. С. Пушкиным. Он записал свои любимые русские сказки и напечатал книжку.

(В этот момент рассказа ведущий может спросить присутствующих, какие сказки написал А. С. Пушкин.)

Эта книжка Пете так понравилась, что он знал ее наизусть! Замечательные были сказки, жалко, что мало их было!.. И Петя думал, думал и решил тоже написать сказку. И написал: «Конек- Горбунок». И было Пете, Петру Ершову, когда он начал писать сказку, сколько, вы думаете, лет? Кто решил, что много, тот ошибся. Было ему в ту пору 17 лет. Чуток старше вас был Петя Ершов.

А через два года «Конек-Горбунок» был известен на всю Россию: книжку продавали в больших и малых городах в книжных лавках, а по селам разносили ее офени-книгоноши. О приключениях Ивана и Конька-Горбунка знали и важные ученые, и господа, и мастеровые, и крестьяне — и все эту новую книжку любили. Говорят, А. С. Пушкин, читая ее, хохотал от души и сказал: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить».

Но были и другие мнения: ничему хорошему не может научить эта сказка, а только тому, что будь дураком, лентяем — и ты

будешь счастливым. Можно ли согласиться с таким мнением? Нет, конечно!

Может быть, нужно пройти дорогами Ивана, чтобы убедиться в том, что сказка, в которой он живет, умная, добрая и полезная? Готовы? Тогда вперед!

Сказка Конек-Горбунок

III. Остановка «Иван караул держать идет».

Ведущий. …Но в самом деле, «братья сеяли пшеницу», а Иванушка? Что делал он? Сказка отвечает: совершал подвиги. Перечислите подвиги, совершенные героем.

Дети перечисляют подвиги Ивана.

Вот пришла беда:

Кто-то в поле стал ходить

И пшеницу шевелить.

И, видно, здорово «шевелил», раз

Мужички такой печали

Отродяся не видали.

Старший брат, тот самый, который «умный был детина», отправился в дозор, но —

Ночь ненастная настала;

На него боязнь напала,

И со страхов наш мужик

Закопался под сенник.

И со средним то же самое: лишь только

Ночь холодная настала,

Дрожь на малого напала,

Зубы начали плясать;

Он ударился бежать –

И всю ночь ходил дозором

У соседки под забором.

Только Иванушка спас пшеницу!

А потом он совершал подвиг за подвигом, потому что не глупый он вовсе, а веселый, добрый, бескорыстный, дурашливый, лукавый (как он рассказывал братьям небылицы о том, что с ним произошло!). И не ленивый вовсе: сам все, что надо, делает, а Конек только ему помогает, восполняет, так сказать, недостатки образования.

Иван и Конек-Горбунок — настоящие, верные друзья. Мать Конька говорит Ивану:

Он товарищ будет твой:

Он зимой тебя согреет,

Летом холодом обвеет;

В голод хлебом угостит,

В жажду медом напоит.

Конек-Горбунок как бы вторит матери:

И скорее сам я сгину,

Чем тебя, Иван, покину.

Удивительное существо придумал для своей сказки Ершов:

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

Создавая его, Ершов часть описания взял от героя русских народных сказок — паршивого, шелудивого жеребенка с добрым сердцем и недюжинными способностями. Часть — из своих детских воспоминаний: когда-то на ярмарке Петя увидел впервые осла с длинными ушами и, особенно поразившее его, диковинное животное — верблюда с двумя горбами. Конек-Горбунок получился у Ершова похожим на коня-игрушку, потому что был очень маленьким.

Задания для внимательных читателей:

1. Определите размеры Конька-Горбунка (1 вершок = 4,4 см, а 1 аршин = 71 см).

2. Назовите сказочных животных, которые помогают главным героям в других сказках. Вспомните названия этих сказок. (Сивка-Бурка, серый волк, медведь, заяц, утка.)

3. Нарисуйте Конька-Горбунка с завязанными глазами.

4. Перечислите необыкновенные, волшебные качества, способности Конька-Горбунка. (Говорил, летал, колдовал, предсказывал.)

IV. Остановка «Туг лежит перо Жар-птицы».

Не послушал Иван Конька-Горбунка, подобрал перо Жар- птицы, и пришлось отправиться ему потом за самой Жар- птицей. Давайте поможем Иванушке быстрее справиться с этой задачей (сколько их у нас с вами еще впереди!) — ответьте на вопросы и выполните задания.

Задания.

1. Перечислите сказки, в которых встречается перо Жар- птицы. («Жар-птица и Василиса-царевна, «Иван-царевич и серый волк».)

2. Как, по вашему мнению, мог использовать царь Жар- птицу? Пофантазируйте. (Для красоты, мог продать, для освещения дворца, чтобы согреться.)

3. Составьте слова из отдельных букв на карточках и вы узнаете, какие вещи помогли Ивану поймать Жар-птицу. (Корыто, пшено, вино.)

4. Вся история с Жар-птицей и ее пером началась с того, что братья Ивана увидели огонек и послали дурака узнать, что это такое, втайне надеясь, что Иван погибнет. Как звали братьев Ивана? Подберите ключ и отгадайте имена. (Данило, Гаврило.)

V. Остановка «Иван поехал на восток за Царь-девицей».

Задания.

1. Отправился Иван на восток добывать царевну. Понравилась Царь-девица Ивану?

(Эта вовсе не красива:


И бледна-то и тонка.


Чай, в обхват-то три вершка,


А ножонка-то, ножонка!


Тьфу ты, словно у цыпленка!


Пусть полюбится кому,


Я и даром не возьму.)

2. Царь-девица была особой знатной и богатой.

Кто ее родственники и где они живут? (Мать — Месяц Месяцович. Братец — Солнце. Они живут на небе.)

3. Сколько Царь-девице лет? (15.)

4. Оденьте Царь-девицу. (Соревнуются два участника — кто быстрее и лучше раскрасит заранее заготовленные художником силуэты Царь-девицы.)

Примечание. Это не русская красавица, а восточная, поэтому у нее должны быть шаровары, закрытое платье с длинными рукавами и накидка на голову, на ногах туфли с загнутыми носами.

5. Что нарисовано — отгадайте.

(Заранее заготовлены две одинаковые иллюстрации к сказке. Соревнуются два участника. Они накладывают на иллюстрацию лист чистой бумаги с вырезанной дырочкой размером с 5-копеечную монету. Нужно водить бумагой по иллюстрации, пытаясь понять рисунок.)

6. Отгадайте: словесные портреты каких царевен и из каких сказок вы сейчас услышали?

1) Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица.

Высока, стройна, бела

И умом и всем взяла.

На зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива

(Царица. Пушкин А. С. «Сказка о мертвой царевне…».)

2) Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого…

(Царевна. Пушкин А. С. «Сказка о мертвой царевне…».)

3) … Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава.

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

(Царевна-лебедь. Пушкин А. С. «Сказка о царе Салтане».)

4) За окном порхали снежинки; одна из них упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда. И все же живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя.

(Снежная королева. Андерсен X. К. «Снежная королева».)

VI. Остановка «Иван избавляет от мучений рыбу-кит».

Ведущий. Отгадайте загадку:

Через море-океан

Плывет чудо-великан,

Прячет ус во рту

Растянулся на версту. (Кит.)

С этим героем мы встретимся на нашей следующей остановке. Сто лет лежит он поперек моря-океяна:

Все бока его изрыты,

Частоколы в ребра вбиты,

На хвосте сыр-бор шумит,

На спине село стоит,

Мужички на губе пашут,

Между глаз мальчишки пляшут,

Во дубраве, меж усов,

Ищут девушки грибов.

Образ рыбы-кита не случайно появился в сказке. Он опять, как в случае с образом Конька-Горбунка, связан с воспоминаниями детства. Один из знакомых семьи Ершовых, купец Нижегородцев, рассказал как-то, что, разъезжая по торговым делам по свету, очутился он на берегу Карского моря, за тысячу верст от дома, и своими собственными глазами видел огромного кита, выброшенного на сушу. Его бока были буквально изрыты — дело в том, что предприимчивые местные жители вырезали из туши кита мясо и сало. Рассказ о небывалой находке, диковинной рыбе, сохранился в памяти мальчика, а потом стал занимательнейшей частью сказки «Конек-Горбунок». Кстати сказать, образ рыбы-кита встречается и в русских сказках, но он не такой яркий, запоминающийся.

Задания для эрудитов.

1. Сложите рыбу-кит из картонных частей мозаики (вариант: выложите фигурку рыбы-кита из спичек).

(Заранее заготавливаются из картона два изображения кита, разрезаются на части. Мозаичные кусочки и нужно сложить двум участникам в целого сказочного кита — кто быстрее.)

2. В сказке много чисел — я буду называть число, вы попробуйте ответить, о чем или о ком идет речь:

  • 3 (3 сына; за 3 дня перстень Царь-девицы велел достать царь Ивану; 3 котла с водой — студеной, вареной и молоком);

  • 2 (2 корыта, чтобы поймать Жар-птицу; 2 коня — «да таких, каких поныне не бывало и в помине»);

  • 10 (10 лет кит лежит поперек моря-океяна);

  • 15 (столько лет Царь-девице);

  • 19 (в 19 лет Ершов сочинил сказку);

  • 30 (три десятка кораблей проглотил кит);

  • 100 (сто пудов весит сундучок с кольцом Царь-девицы);

  • 1000 (за тысячу рублев решили братья продать коней.)

Памятник Коньку-Горбунку

VII. Остановка «Вот Иван к котлам поднялся».

Ведущий. Настала пора Иванушке искупаться. А для вас готовы новые задания.

Задания.

1. Назовите сказки, в которых герои используют для омоложения, оживления и получения дополнительной силы различные средства. Какие именно? (Вода, яблоки, веник, ягоды, корешок, рубашка.)

2. Художником нарисованы два Ивана. Найдите в рисунках семь различий. (Детям предлагается рисунок Ивана с семью различиями.)

3. Перечислите героев сказки, каждый раз добавляя к названным ещё одного, например: Иван -» Иван, Жар-птица -» Иван, Жар-птица, Царь-девица и т. д. (задание выполняется «по цепочке»),

4. В сказке встречается много слов, которые ушли из нашей речи. Давайте с вами попробуем выяснить, что же могут обозначать эти забытые слова. Чтобы не ошибиться, внимательно слушайте контекст.

1) Старший брат пошел сторожить пшеницу:

И со страха наш мужик

Закопался под сенник.

(Сенник — сарай для сена, сеновал.)

2) Отец говорит Ивану:

Побегай в дозор, Ванюша.

Я куплю тебе лубков,

Дам гороху и бобов.

(Лубок — цветная картинка. Луб — кора дерева, обычно липы. Лубок — липовая доска, на которой вырезали картинку для печатания ее на бумаге, затем лубком стали называть и саму картинку, напечатанную на этой доске.)

3) В той столице был обычай:

Коль не скажет городничий –

Ничего не покупать,

Ничего не продавать.

(Городничий — начальник города.)

4) Рядом едет с ним глашатый,

Длинноусый, бородатый.

Он в злату трубу трубит,

Громким голосом кричит.

(Глашатай — всенародный вестник, оглашатель.)

5) Царь говорит Ивану:

Делать нечего, придется

Во дворце тебе служить.

Будешь в золоте ходить,

В красно платье наряжаться.

(Красное — значит красивое.)

6) Два же брата между тем

Деньги царски получили,

В опояски их зашили,

Постучали ендовой

И отправились домой.

(Ендова — сосуд для вина. Постучали ендовой — выпили.)

7) Так, неделей через пять

Спальник начал примечать,

Что Иван коней не холит.

(Спальник — придворный при царе для личных услуг.)

8) Вот и полночь наступила.

У него [царского спальника] в груди заныло:

Он ни жив ни мертв лежит,

Сам молитвы все творит.

Ждет суседки…

(Суседка — сибирское название домового.)

9) Спальник думает:

Донесу я в думе царской,

Что конюший государской –

Басурманин, ворожей,

Чернокнижник и злодей.

(Чернокнижник — колдун.)

10) За Царь-девицей

Едут целую седьмицу.

Напоследок, в день осьмой,

Приезжают в лес густой.

Сколько же едут за Царь-девицей? (Неделю. Седъмица — неделя, а также седьмой день недели — воскресенье. На первую седьмицу братья едут в столицу на ярмарку продавать чудо- коней:


Ну, Гаврило, в ту седьмицу


Отведем-ка их в столицу.)

11) А конек ему вещает:

Ну, раскидывай шатер,

На ширинку ставь прибор

Из заморского варенья

И сластей для прохлажденья.

(Ширинка — широкое, на всю ширину ткани, полотенце.)

12) Тут крестьяне и миряне,

Православны христиане,

Закричали: «Быть бедам!» —

И пустились по домам.

Все телег и собирали;

В них, не мешкая, поклали

Все, что было живота,

И оставили кита.

(Живот — имущество, нажитое добро.)

Ведущий. Молодцы, юные эрудиты! Со всеми заданиями вы справились. Незаметно добрались мы до финала сказки и узнали (или вспомнили) историю Ивана. А как же сложилась жизнь его создателя, Петра Павловича Ершова?

Что было с Петей потом? Он поехал в Петербург, окончил университет и вернулся в родной Тобольск, стал учителем Петром Павловичем. Писал пьесы, рассказы. Честно говоря, все, что он написал, став взрослым, давно позабыто. Так бывает: напишет писатель одну замечательную книжку, и все — больше уже так не получается. Грустно, конечно. Да что поделаешь.

Зато учителем Петр Павлович Ершов был хорошим. Учил самого Дмитрия Ивановича Менделеева, будущего знаменитого ученого-химика. Стал директором гимназии. Говорят, строг был, гимназисты его побаивались. Но ведь с ними, с гимназистами, как без строгости-то? Некоторые из гимназистов меж собой сомневались, поговаривали, что не может быть, чтоб такой сердитый и грозный директор и такую смешную сказку написал…

VIII. Подведение итогов конкурсов, выявление и награждение победителей.

Фильм «Конёк-Горбунок» (2021) Описание и просмотр

Российский приключенческий фильм режиссера Олега Погодина («Крик совы», «Родина ждет»), основанный на одноименной сказке русского поэта и прозаика Петра Ершова.

Съемки масштабного сказочного блокбастера «Конек-Горбунок» стартовали в Санкт-Петербурге в середине июля 2018 года и проводились кинокомпанией СТВ, студией CGF и каналом «Россия 1» при поддержке Фонда кино.

Главные роли в картине сыграли Павел Деревянко (ему досталась роль Конька-Горбунка), Паулина Андреева (актрисы воплотила на экране образ Царь-девицы), Антон Шагин, занятый в роли Иванадурака, Михаил Ефремов (роль Царя). Также создатели ленты на старте работы над проектом объявили о намерении пригласить на партию Жар-птицы олимпийскую чемпионку Ляйсан Утяшеву. Рыбу-Кит в картине сыграл АлександрСемчев. Ян Цапник получил партию спальника, а Олег Тактаров — генерала.

Бюджет фильма «Конек-горбунок» оценивается в 800 миллионов рублей.

Сюжет

В центре сюжета фильма оказывается простой парень Иван — младший из трех братьев. Однажды выручил он волшебную кобылицу и получил за это в награду Конька-горбунка, который стал ему верным другом. Конек тоже оказался волшебным, способным выполнить любое желание.

Прознал об этом Царь, на службе у которого состоял Иван, и начал нагружать парня невыполнимыми, на первый взгляд, заданиями. Сначала пожелал Жар-птицу, потом Чудо-юдо-рыбу-кита, а под конец захотел себе в жены Царь-девицу, живущую на краю земли в ледяных хоромах.

Отправился Иван в путешествие. Вот только, повстречав красавицу, сам в нее и влюбился…

Павел Деревянко:

«Мой Конёк — волшебный: летающий, знающий, шутящий, ироничный — тот, с кем можно поговорить. Конечно, я ничего подобного раньше не играл. Технология была следующая — перед съемками меня отвезли в специально оборудованную студию, обклеили лицо датчиками и снимали со всех сторон, со всеми ухмылками, улыбками, гримасами. Но на съемках мне уже не надо было работать лицом, там на меня надели уже специальный костюм с кучей датчиков и нужно было совершать определенные движения. А поскольку Конёк маленький, и должен быть намного ниже Ивана, то фактически все съемочные дни пришлось провести на полусогнутых, в общем — не просто. В целом процесс съемок стал для всего актерского состава определенным вызовом: у многих был опыт съемок на хромакее, у меня, например, в «Салюте-7», но там мы играли в полноразмерной декорации, и я играл человека. Здесь же надо было себе представить — сказочный лес, летящую Жарптицу, лежащие под ногами камни, да весь мир. Для меня же это был первый, сложный, но интересный опыт».

Производство

Фильм «Конек-горбунок» основан на известной одноименной русской сказке писателя Петра Ершова. Несмотря на то, что сказка написана в стихах, в фильме главные герои разговаривают не рифмованными фразами.

Александр Горохов, продюсер:

«Однажды мы с моим другом обдумывали истории, которые можно было бы экранизировать, и вспомнили «Конька-Горбунка», и подумали — почему бы не экранизировать? Сказка всегда интересна зрителям. Я стал перечитать вслух и понял, что, не смотря на выдающийся текст Ершова, это не очень легко экранизируемая штука и сценарий нужно сделать с прозаическим текстом, оставив при этом всю сюжетную линию. В итоге мы позвонили Сергею Сельянову, он ведь у нас в стране главный по сказкам, и не только по ним, и он откликнулся очень позитивно. Подключился Антон Андреевич Златопольский и телеканал РОССИЯ 1, началась работа… И понятно встал вопрос — а что с заглавным героем? И скажу, что Павел Деревянко был единственным, чье имя прозвучало сразу, как только мы задались вопросом — кто был мог сыграть Конька. Поначалу ему, наверное, было не очень понятно: актер играет роль, но его не будет в кадре. Но всю эмоцию мы брали с него — как он реагирует, какие паузы держит, как проносит текст, хмурится, улыбается… Мы пытаемся сделать его фотореалистичным персонажем — как будто существует такой в природе зверь, и он пришел к нам на площадку».

За костюмы героев масштабного проекта отвечала лауреат премии «Ника» Надежда Васильева (ранее работала над фильмами Алексея Балабанова, «Матильда» Алексея Учителя и мн. др.). Оператором-постановщиком стал Владимир Башта («Географ глобус пропил», «Время первых»).

Жанр фильма останется оригинальным. Зрители любят сказки — в особенности наши отечественные, потому что в них больше жизни. Одной из главных тем фильма станет национальный характер и жизненный уклад, ну и, конечно, не обойдется без любовной линии. С помощью своего верного друга Иван совершит немало подвигов из-за любви.

«Конек-горбунок» — одна из моих любимых сказок, в детстве я ее перечитывал не меньше 20 раз», — рассказал продюсер фильма Сергей Сельянов.

Над спецэффектами в фильме работала кинокомпания CGF — одна из самых успешных студий компьютерной графики в России, которая ранее трудилась над такими картинами, как «Викинг», «Время первых», «Экипаж» и над многими другими. Весь мир вокруг сказочных персонажей создавался на компьютере, а в павильоне выстраивались отдельные декорации и условные объекты зеленого или синего цветов, которые потом воссоздавались с помощью компьютерной графики.

Съемки фильма «Конек-горбунок» проходили в самом большом в России (площадью свыше 7000 кв. м) съемочном павильоне под Санкт-Петербургом. источник

Сказка конек горбунок сколько страниц в сказке

Читайте также


Краткое содержание:Конек-Горбунок (2020)Антон Шагин в роли Ивана-Дурака на кадре …


29.03.2021, 09:58

799

просмотров

Подробнее


Год: 2021, РоссияЖанр: приключения, фэнтезиРежиссер: Олег ПогодинПродюсер: Сергей Сельянов,…


22.02.2021, 18:03

1 691

просмотр

Подробнее


Конёк-Горбунок (2021)Дата выхода: 18 февраля 2021 г. (РФ)Жанр:


26.11.2021, 07:53

7 088

просмотров

Подробнее


Краткое содержание:Конек-Горбунок (2020)Антон Шагин в роли Ивана-Дурака на кадре …


30.03.2021, 12:57

32

просмотрa

Подробнее


Иван не герой, не красавец, а все лишь лохматый плохо выбритый крестьянин, а старший …


25.02.2021, 09:58

20 764

просмотрa

Подробнее


На экраны 18 февраля 2021 года выхшла новая экранизация сказки Петра Ершова «Конек-Горбунок».


22.02.2021, 12:27

2 627

просмотров

Подробнее


Год: 2021, РоссияЖанр: приключения, фэнтезиРежиссер: Олег ПогодинПродюсер: Сергей Сельянов,…


25.08.2021, 22:50

20 057

просмотров

Подробнее


Год: 2021, РоссияЖанр: приключения, фэнтезиРежиссер: Олег ПогодинПродюсер: Сергей Сельянов,…


17.02.2021, 23:49

2 867

просмотров

Подробнее


Российский фильм «Конёк-Горбунок», снятый в жанре фэнтези, полон юмора и способен …


05.02.2021, 21:19

4 546

просмотров

Подробнее


Краткое содержание:Новости и критика фильма «Конёк-Горбунок»Описание и сюжет …


21.03.2021, 19:46

232

просмотрa

Подробнее


Краткое содержание:Новости и критика фильма «Конёк-Горбунок»Описание и сюжет …


21.03.2021, 16:06

59 117

просмотров

Подробнее


О фильмеГод производства: 2021Страна: РоссияЖанр: приключения, фэнтези, комедияРежиссер: Олег ПогодинСценарий:…


08.02.2021, 12:51

79

просмотров

Подробнее


Год: 2021, РоссияЖанр: приключения, фэнтезиРежиссер: Олег ПогодинПродюсер: Сергей Сельянов,…


22.02.2021, 11:56

1 098

просмотров

Подробнее


Год производства: 2021Страна: РоссияЖанр: приключения, фэнтези, комедияРежиссер: Олег ПогодинБюджет:…


28.02.2021, 11:07

4 549

просмотров

Подробнее

Конек-Горбунок

Было у отца три сына, младший из них – Иван-дурак (Антон Шагин), которому путём немыслимых приключений достаётся крошечный Конёк-горбунок, умеющий говорить, очень быстро бегать, свистеть и даже летать. Приключения продолжаются во дворце у Царя (Михаил Ефремов), который даёт Ивану задания: поймать Жар-птицу, привести Царь-девицу и найти перстень в море-окияне. Наконец, когда все дела сделаны, Царь решает омолодиться, но для этого ему нужно искупаться в трёх котлах: с ледяной водой, с горячей водой и в кипящем молоке. Но вперёд себя пускает Ивана. Ивану с помощью Конька всё это удаётся, Царю – нет. Это то, что есть и в сказке, и в фильме. Остальное – сплошь расхождения, другой вопрос, насколько это принципиально.

Антон Шагин в роли Ивана-Дурака на кадре из фильма «Конёк-горбунок»

Антон Шагин в роли Ивана-Дурака на кадре из фильма «Конёк-горбунок»

Антон Шагин в роли Ивана-Дурака на кадре из фильма «Конёк-горбунок»

Идея снять «Конька-горбунка», да ещё на российских просторах, может вызвать скепсис, особенно у всех презирающих отечественное кино в принципе. Для начала, «Конёк-горбунок» 2021 года от режиссёра Олега Погодина – очень красивая картина. Яркие фоны, проработанные фантастические животные, птицы и рыбы, исключительно тонко выбранные цвета, отлично поставленный свет – это всё удивительно. При этом давайте не забывать, что это не мультфильм – хотя двухмерная анимация тоже есть, – а широкоформатное художественное кино. О формате: если вы будете смотреть его в IMAX, вы можете подумать, что это снято на честные аймас-камеры, так как картинка занимает всё пространство экрана. Над фильмом работала компания CGF, известная по «Движению вверх» и «Времени первых», и это прекрасно, но это ничего не значит, потому что это коллективный труд многих департаментов: от художников до костюмеров. Обычно когда делается такой фантастический фильм, то часто в погоне за красочной картинкой цветокоррекция выкручивается до состояния «вырви глаз». Здесь же всё на месте. Прямо «Чарли и шоколадная фабрика» Тима Бёртона.

Паулина Андреева в роли Принцессы на кадре из фильма «Конёк-горбунок»

Паулина Андреева в роли Принцессы на кадре из фильма «Конёк-горбунок»

 Паулина  Андреева в роли Принцессы на кадре из фильма «Конёк-горбунок»

Список отличий этой картины от сказки Ершова может занять целую статью, логично даже предполагать, что будет какое-то количество оскорблённых новым прочтением классики, но давайте будем честны: в неприкасаемом советском фильме Александра Роу 1941 года было не меньше расхождений с поэмой XIX века. Там, насколько можно вспомнить, Иван больше пел, чем действовал, а Конька и вовсе прятали то за кустами, то за камнями. Однако в нынешней версии есть важные точки, спорящие с Ершовым или, наоборот, из-за своего отличия придающие сказке Петра Павловича ещё большую глубину. По-другому Иванушка полонит белую кобылицу, и даже не хватает её, а спасает от смерти. По-другому герой ловит Жар-птицу и находит её перо. По-другому он освобождает Чудо-юдо рыбу-кита и, соответственно, находит кольцо.

Паулина Андреева в роли Принцессы на кадре из фильма «Конёк-горбунок»

Паулина Андреева в роли Принцессы на кадре из фильма «Конёк-горбунок»

Паулина  Андреева в роли Принцессы на кадре из фильма «Конёк-горбунок»

Напомним, что книгу Ершова не раз запрещали, в основном из-за остросоциального юмора. В фильме тоже есть шутки для взрослых, и все они предсказуемо касаются Царя и конкретно власти. Их много: от того, как глава государства отжал у Ивана двух коней и не дал ни копеечки, до казначея, постоянно таскающего сундук с казной и повторяющего: «Это казна, но у нас денег нет».

Сказка конек горбунок сколько страниц в сказке

Кадр из фильма «Конёк-горбунок»

Вы, конечно, знаете, что для нынешнего «Конька-горбунка» сценарий был переведён Алексеем Бородачёвым и Олегом Погодиным из поэтического первоисточника в прозаический. То есть герои говорят не стихами, а прозой. Мы не являемся ханжами, мы понимаем, для чего это было сделано, и даже можно похвалить авторов за смелость в этом нелёгком выборе, тем более что получившийся скрипт оказался вполне сносным. Но когда герои сидят в теле кита и произносят примерно такой диалог: «Кажется, он сейчас чихнет» – «Лишь бы не пукнул», – это, конечно, смешно для малышни, но это уже, извините, чересчур. Можно похвалить за смелость и композитора. Он аккуратно вплетает в свою музыку и Чайковского, и «Спят усталые игрушки», и «Сарабанду» Генделя, и даже «Цыплёнка жареного». Но когда царь видит сон, а в нём Иванушка танцует под Little Big, то это, наверное, смешно, но перебор.

Главное и самое важное: в сюжет наконец-то оказалась привнесена большими красными буквами любовная линия Иванушки и Царь-девицы. В прежних версиях она была, но или к концу сказки, ближе к свадьбе, или являлась каким-то вспомогательным инструментом для продвижения сюжета. Здесь же она является доминирующей и для героини Паулины Андреевой, и для героя Антона Шагина, и для всех остальных. А Царь? Что Царь? У Ершова: «Бух в котел – и там сварился». У Погодина примерно то же самое, только менее людоедски, царь вылетает из кипящего котла в огромном мыльном пузыре и летит туда, не знаю куда.

«Конёк-горбунок»

Методическая разработка занятия по сказке П. Ершова в ГПД для обучающихся 1-4 классов

Цель: воспитание гуманных чувств у обучающихся начальных классов на примере анализа сказки П. П. Ершова «Конёк-горбунок»

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с творчеством и биографией П.П.Ершова;
  2. Совершенствовать все виды речевой деятельности: слушания, говорения, чтения; развивать творческие способности, воображение, логическое мышление;
  3. Воспитывать чувство товарищества, дружбы; любовь к добру, к красоте; патриотизма.

Оборудование:

портрет П.П.Ершова

детские рисунки и иллюстрации к сказкам

фрагмент заставки к сказке «Приходите в гости к нам»

таблицы:

выставка книг «П.П.Ершова»

Ход урока

 (Звучит заставка «Приходите в гости к нам»)

Педагог: ребята, вы любите сказки?

Я приглашаю вас в путешествие по сказке П.П.Ершова «Конёк-Горбунок».

Кто же автор этой замечательной сказки? Пётр Павлович Ершов.

Петр Павлович Ершов родился 6 марта 1815 года. Семья жила тогда в селе Безруково, близ города Ишим.

Одно несчастье за другим преследовало дружную семью родителей будущего писателя: дети рождались слабыми, болезненными, умирали, не дожив до крещения. Вначале родителям казалось, что и Петр появился на свет только за тем, чтобы умереть.

На втором году жизни родители решили испробовать обряд, неизвестно откуда пришедший в Сибирь. Назывался этот обряд «Продажа сына»

А делалось это так:

К открытому окну подходил нищий. Ему протягивали ребенка:

— Купи!

— А сколько возьмешь?

— Грош.

Нищий брал ребенка, некоторое время держал в руках, затем уходил, забыв взять ребеночка. Вместе с ребенком покупал бродяжка и все его болезни.

В 1824 году Петра и его брата Николая отдали учиться в Тобольскую гимназию. В то время город Тобольск был столицей Сибири, а Тобольская гимназия — одним из лучших учебных заведений Сибири. Учёба давалась Петру довольно легко. В Тобольске Петр не только учился, здесь он стал собирать русские сказки, пословицы и поговорки, а в 1830 году с отличием закончил гимназию.

Отец, Павел Алексеевич Ершов, очень хотел, чтобы сыновья получили достойное образование. Именно поэтому он добился своего перевода в Петербург, чтобы Пётр и Николай смогли продолжить своё обучение. И в 1831 году братья Ершовы поступили в Петербургский университет.

Еще в детстве Ершов слушал сказки сибирских крестьян, многие запомнил на всю жизнь и сам хорошо их рассказывал.
Он очень полюбил народные сказки. В них народ остроумно высмеивал своих врагов – царя, бояр, купцов, осуждал зло и стоял за правду, справедливость, добро.

А когда Петр Павлович учился в Петербургском университете, он впервые прочитал замечательные сказки Пушкина. Они тогда только что появились.
И он тут же задумал написать своего «Конька горбунка» – весёлую сказку о смелом Иванушке – крестьянском сыне, о глупом царе и о волшебном коньке — горбунке. Многое взял Ершов для «Конька — горбунка» из старинных народных сказок.

Сказка очень понравилась читателям.

Кроме нее П.П. Ершов написал несколько стихотворений, поэму, рассказов и пьес, которые, к сожалению, не принесли автору такой славы, как «Конек-горбунок».

 Сказка «Конек-горбунок» — литературная, т.к. у нее есть автор, мы же должны ответить на вопрос: «Почему литературную сказку «Конёк-Горбунок» называют русской и одновременно народной?»

Давайте вспомним, чем отличается русская народная сказка от литературной?

Отличия:

1. Автор-народ.

1. Автор конкретное лицо (он творец).

2. Существует в устной форме.

2. Создаётся в письменной форме.

З. Каждая сказка существует в нескольких вариантах (создатель может вносить изменения).

3. Внесение изменений не допускается.

4. Время создания определить невозможно.

4. Время создания сказки известно.

В чем же проявились фольклорные особенности сказки «Конек-Горбунок»?

 Язык

Язык, которым написан «Конёк-горбунок» ориентирован на народную речь, о чём свидетельствует огромная популярность сказки среди всех слоёв населения России, и в значительной мере – тогдашней детворы, хоть сам автор сказку детской не считал.

Но дойдя до наших дней многие слова, понятные тогдашним детям, стали непонятны нам, они устарели и не употребляются в нашей речи.

Задание: объяснить значение устаревших слов. На экране в презентации поочерёдно появляются слайды со словами, ученики объясняют значение этих слов.

Спальник – придворный чин

бабка — игральная кость

зело – сильно

басурманин – иноземец

каурка – лошадь рыжей масти

лубки – яркие картинки

седмица – неделя

острог – тюрьма

шабалки – шабаш, конец

льзя – можно

рядиться – торговаться, договариваться

малахай – длинная, широкая одежда без пояса

 Композиция.

Сказка построена также, как и русские народные сказки. У неё есть зачин, концовка,  троекратные повторы (состоит из 3-х частей, три брата, три коня, три котла, три десятка кораблей, три путешествия)

Главного героя Ершова называют Иваном, как и в большинстве русских народных сказкок.
– Вспомните, какими были герои Иваны в русских народных сказках.
(Добрые, честные, смелые, справедливые)
– А какими качествами наделил своего главного героя П.Ершов? Перечислите качества.
– Давайте обратимся к тексту сказки, чтобы подтвердить свои мысли.

Обращение к тексту сказки, подтверждение предположений учеников.

Физминутка

Мы глазами поколдуем.

Круг огромный нарисуем!

Нарисуем мы окно

И большущее бревно.

Нарисуем лифта бег:

Глазки вниз, глазки вверх!

Все зажмурились: раз-два!

Закружилась голова.

Мы глазами поморгали,

Вмиг гирлянды засверкали.

Смотрим прямо и вперёд –

Это мчится самолёт…

Раз моргнули, два моргнули –

Наши глазки отдохнули!

Главный герой, как и герой в народной сказке, выходит победителем над злом.

Какие же герои олицетворяют зло в сказке «Конек-горбунок»? Братья (жадность), Царь (глупость), Спальник (зависть)

Давайте проследим, как раскрывается каждый из них в поступках? 

Вам предложен список черт, из которых нужно выбрать черты, присущие данному герою. Выводы подтверждаются  строками из текста.

Какими в сказке показаны братья? (трусливые, лживые, завистливые, жадные)

Какие слова вы выбрали, чтобы охарактеризовать спальника? (зависть, злость, коварство, хитрость).
Именно зависть, злоба побуждает спальника совершать неблаговидные поступки: клеветать, шпионить, воровать.

Каким показан в сказке царь? (жестоким, завистливым, злым)

Есть ли собратья у этих героев в русских народных сказках?

(«Сивка-Бурка»: братья, «Хаврошечка»: мачеха и дочери и др.)

Всегда ли в сказках герой в одиночку справляется с трудностями? (Есть помощники)
Вспомните русские народные сказки и приведите примеры (с опорой на иллюстрации)
(Сивка-бурка, «Гуси-лебеди»: печка, яблоня, речка; «Хаврошечка»: корова…)
А кто помогает герою в сказке Ершова? (Конёк-горбунок)

(Описание Конька-Горбунка).

Образ чудо-конька возник из детских рисунков писателя, из его любимой самодельной игрушки. .

Конек-Горбунок рассудительный, мудрый, сострадательный товарищ Иванушки.

Они удивительно похожи: Иван-то дурак, самый младший, не совсем полноценный с общепринятой точки зрения. И Конек-Горбунок «уродец» («Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами да с аршинными ушами…) он тоже третий, младший.

Конек-Горбунок оказывается и волшебным помощником Ивана.

Подтверждение строками из текста сказки.

Концовку сказки Ершов построил в соответствии с традициями народной сказки: в конце повествования герой перерождается и становится счастливым, и умным по-настоящему.

Вывод:

Мы с вами сделали сравнительный анализ литературной сказки и поняли, что автор в своем произведении использовал элементы русских народных сказок. Поэтому ее называют русской сказкой, от этого она любима и читаема многими поколениями. Поэтому ее называют народной.

Чему учит нас сказка П.П.Ершова?

Сказка Ершова учит нас, что надо избавляться от таких качеств, как зависть, злоба, жадность, лживость, если хочешь быть хорошим человеком. Достоинством этой литературной сказки является и то, что отрицательные качества воплощены не в каких-нибудь фантастических существах, а в простых людях и в царе. Поэтому сказка такая живая.

Эта сказка учит настоящей дружбе. Почему она и сейчас нравится читателям? (За приключения, за верность, смелость и дружбу Ивана и Конька-горбунка мы до сих пор любим и читаем сказку, людям близки и понятны чувства героя сказки. В людях всегда ценили такие качества, как смелость, настойчивость, верность, доброта, честность. В сказке выражена житейская мудрость).

Как относится автор к своим отрицательным героям?

(Смеётся над ними)

Смех – это хорошее определение авторского отношения к персонажу.

А над Иваном автор смеётся? (Не смеётся, а подшучивает.)

Подтверждение строками из текста сказки.

Через 22 года после первой публикации «Конька-горбунка», в 1856 году, Петр Павлович Ершов писал: “Конек мой снова поскакал по всему русскому царству. Счастливый ему путь! Заслышав похвалу себе от таких талантливых людей, как Пушкин, Жуковский и Плетнев, и проскакав за это время всю долготу и широту Русской земли, он очень мало думает о нападках господствующей школы и тешит люд честной, старых и малых,.. и будет тешить их пока русское слово будет находить отголосок в русской душе, т.е. до скончания века”. Так и получилось: мы с подлинным удовольствием читаем про «конька ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами» , про незадачливого Иванушку, глупого царя и Царь-девицу…

Надеюсь, волшебный мир сказки Ершова не оставил равнодушным и вас, ребята.

  • Сказка конек горбунок видео смотреть
  • Сказка колобок смотреть мультик для малышей
  • Сказка колосок вопросы по сказке
  • Сказка колосок украинская народная сказка распечатать
  • Сказка колобок раскраска с текстом