Сказка конек горбунок рассказ о дружбе ивана и конька горбунка

Мы поможем в написании ваших работ! знаете ли вы? поэтом-сказочником, наиболее последовательно и творчески усвоившим опыт, накопленный жуковским и пушкиным
infopediasu

Zdam


edugr3

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поэтом-сказочником, наиболее последовательно и творчески усвоившим опыт, накопленный Жуковским и Пушкиным в ска­зочном жанре, стал Петр Павлович Ершов (1815—1869). Он во­шел в историю русской литературы как автор одного произведе­ния — сказочно-стихотворной повести «Конек-Горбунок». Сочи­нялась она девятнадцатилетним студентом первого курса Петер­бургского университета, человеком очень замкнутым и общавшим­ся по большей части со своим братом. Сатирическое творение по мотивам русских сказок и песен было представлено на суд про­фессора литературы П.А. Плетнева, и тот пришел от произведе­ния в восхищение. Он устроил встречу молодого автора с Пушкиным. Поэт высоко оценил сказку и помог Ершову опубликовать­ся, возможно, даже приняв некоторое участие в редактировании текста. Есть свидетельство, что именно Пушкин — автор зачина:

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба — на земле

Жил старик в одном селе.

Во всяком случае, когда «Конек-Горбунок» был напечатан в журнале «Библиотека для чтения» в 1834 году, и в том же году сказка вышла отдельной книгой, как утверждают современники, Пушкин произнес знаменательные слова: «Теперь этот род сочи­нений можно мне и оставить».

Позднее Ершовым был написан ряд других произведений: дра­матическая повесть «Фома-кузнец», стихотворения «Молодой орел», «Песня казачки», «Русская песня». Но вечной жизни в ли­тературе они не получили. Вероятно, потому, что не были так же народны, как «Конек-Горбунок». Да и талант самого поэта угасал в глуши и безвестности. По окончании университета Ершов не получил возможности остаться в столице, поскольку не умел кла­няться и искать протекции. Он уехал в Тобольск, где служил учи­телем словесности, инспектором по образованию, а затем стал директором гимназии. Но это было не совсем то, к чему стреми­лась его поэтическая натура. Ершов писал рассказы, стихи. Их пуб­ликовали местные и центральные журналы и сборники. Однако его тянуло в столицу: там кипела жизнь, творилась культура, спо­рили о путях искусства друзья-литераторы. Они хлопотали за Ер­шова: и Плетнев, и Жуковский, и другие. Но бюрократическая Россия была глуха к автору знаменитой сказки. Одно утешало по­эта: он отдавал долг народу Сибири, которому многим был обя­зан. Так во всей жизни Ершова тяжелое и счастливое нерасторжи­мо соединялись.

Талантливый самородок появился на свет больным и слабым, в глухом селе Безрукове Ишимского уезда Тобольской губернии. Он стал в семье третьим и, как водится, самым любимым сыном. Чтобы сохранить ему жизнь, по обычаю тех краев, родители со­вершили обряд продажи младенца за грош. Отец Ершова был ма­леньким сельским чиновником, волостным капитан-исправником. По делам службы часто переезжая с места на место, бывал в Ом­ске, Тобольске, Петропавловске, Березове, хорошо знал быт кре­стьян, таежных охотников, рыболовов, ямщиков, купцов тех мест. В Тобольске жил его родственник, купец Пиленков. Когда Петру пришла пора учиться, мальчика поручили попечению дяди, опа­саясь, что кочевая жизнь семейства может повредить образова­нию сына. Учась в Тобольской гимназии, юноша Ершов слушает предания и легенды об историческом прошлом края, старинные сибирские сказки и песни, пословицы и прибаутки. Бывалые люди, навещавшие дом купца, хаживали и за Байкал. Так в творческой памяти поэта запечатлевались эпизоды, представлявшие собой уди­вительный сплав картин реальной крестьянской жизни и фантас­тического сказочного мира. Такие сцены прорастут затем в «Конь­ке-Горбунке». Вечером в царской кухне повара и служители двора сидят за столом, пьют мед из жбана и тешатся сказками о Бобре, о Царе, о Боярыне Восточной, о князе Бобыле, о прекрасной Царь-девице, а одна из сказок начинается так:

У далеких немских стран

Есть, ребята, окиян.

Ершова часто называют детским человеком. Центральный пер­сонаж его сказочного приключенческого произведения Иван-ду­рак отличается простодушием и детской непосредственностью в восприятии мира. К миру детства близок и другой ершовский ге­рой — чудесный Конек-Горбунок. Внешний облик волшебного конька вызывает невольные ассоциации с любимой игрушкой мальчиков. Только у Ершова Горбунок не предмет детской забавы. У него есть качество, какое не всегда и у живого человека встре­тишь: необыкновенная преданность в дружбе. Конечно, это не пышущий огнем богатырь Сивка-Бурка, а ничем не примечатель­ный жеребенок, да еще и «горбатко»! Но он тоже из детства: от представлений о верблюдах, бывших своим хозяевам-кочевникам верными товарищами и помощниками. В пограничных русско-ка­захских землях, где жило семейство Ершовых, и в тех, и в других недостатка не было.

Детство детством, но как поэт Ершов «вовремя созрел» — наи­высшая, как полагал Пушкин, похвала для человека и художника. Ершову в вину ставили подражание Пушкину, сознательное или неосознанное (ср.: «Пушки с пристани палят» у Пушкина и «Пуш­ки с крепости палят» у Ершова; «Ой вы, гости-господа, // Долго ль ездили? куда?» у Пушкина и «Путь-дорога, господа! // Вы от­куда и куда?» у Ершова). Но преимущество Ершова состояло в ином. Сказочник стремился вырваться за границы сказочного жанра и воспользовался для этого завоеваниями всей русской словесно­сти. В своем произведении поэт нарисовал эпическую картину России: и крестьянской, и самодержавно-крепостнической, и древней, и современной. В композиции «Конька…» это по-своему отражено.

Одни персонажи, сыграв свою роль в сказочном действии, ис­чезают со сцены (братья Ивана), другие отходят на второй план, третьи вновь появляются. Зарисовка семейных отношений внутри крестьянского мира, данная в первой части произведения, сме­няется панорамой русской социальной и государственной жизни во второй части сказки. Третья, заключительная глава «Конька-Горбунка» воссоздает модель неземного мира, и там мы наблюда­ем новые сказочные лица и события.

Главам сказки Ершова предшествуют эпиграфы. Их не бывает в народных произведениях, нет и в пушкинских текстах. Эпиграф — изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею. Назначение эпигра­фов «Конька-Горбунка» — наметить общий смысловой итог гла­вы, стать прелюдией сказочных событий, своего рода формулой: зачина действия («Начинается сказка сказываться»), его продол­жения («Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»). По сути же это пословицы и поговорки: часть третья имеет эпи­граф «Доселева Макар огороды копал, а нынече Макар в воеводы попал».

Образы героев в «Коньке-Горбунке» гораздо сложнее, нежели фольклорные. Например, ершовская Царь-девица — это и дочь Солнца, и сказочная мудрая дева, и былинная богатырка, буду­щая жена Ильи Муромца, и обычная земная женщина, знающая себе цену, независимая и гордая. Она совсем молода, но уже по-житейски умна: хочет выйти замуж за достойного человека! В то же время это персонаж экзотический: родом она из «немских» стран, в русской фольклорной традиции означающих заморские пределы, где не говорят (как будто немые!) на русском языке. Но даже в этом своем качестве Царь-девица — образ интернацио­нальный, а следовательно, принадлежащий и отечественной сло­весной культуре. Месяц Месяцович — славянский вариант древ­негреческой богини земли Деметры, персонаж с ярко выражен­ными индивидуальными свойствами характера: по-мужицки точ­но оценивает ситуацию и метко характеризует ее в крепком словце:

Месяц вскрикнул: «Ах, злодей!

Вздумал в семьдесят жениться

На молоденькой девице!

<…>

Вишь, что старый хрен затеял:

Хочет жать там, где не сеял!»

Конь — воплощение связи с миром сверхъестественного. Он одновременно связан с культом плодородия (т.е. солнца, вот от­куда его знакомство с ершовской Царь-девицей и Месяцем Ме­сяцовичем) и со смертью. Это главный проводник человека на «тот свет», откуда и произошли сказочные мотивы коня как чу­десного помощника героя, способствующего проникновению в тридевятое царство или на вершину стеклянной горы. Ершов пе­реосмысливает популярный в фольклоре мотив вещего коня, пред­сказывающего смерть своему хозяину. Как магическое существо конек обладает даром предвидения; как «обычный» герой — строг и ироничен.

Действующие лица второго плана истоков в мифологической традиции не имеют. По своему происхождению они связаны с русской историей и народной словесностью, так или иначе ее отразившей. Это царь, спальник, Ивановы братья, Ерш и другие жители подводного царства. Эпизодические действующие лица «Конька-Горбунка» — старик-отец, дворяне, стражники, глаша­тай. По своему человеческому содержанию они примитивны. Го­родничий, к примеру, поначалу кажется решительным, грозным и исполнительным. На поверку он угодлив и подобострастен. Пи­сателем использован принцип обрисовки героев через антагони­стические пары, принятый в драматургии: Иван и царь, Иван и Горбунок, Иван и спальник, царь и Царь-девица, Иван и братья и т.д.

Ироничность, балагурный стиль ершовского повествования не совпадает по своим источниками и конечным целям с обнажени­ем этого сказочно-романтического приема у Жуковского. Народ­ный идеал сказочного героя — добра-молодца, которому толком и делать-то ничего не нужно, — все за него сделают волшебные силы — молодого стихотворца Ершова явно не устраивал. Потому так настойчиво подчеркивает автор «Конька-Горбунка» собствен­ную заслугу Ивана во всех сказочных победах и приобретениях. Этим своим качеством Иван напоминает скорее мифического куль­турного героя, чем героев русских бытовых сказок. Иван пользует­ся хитростью с подачи всезнающего своего товарища, и только как орудием слабого в борьбе против сильного.

Маска дурака или шута к Ивану не слишком идет: в поступках дурака обнаруживается очевидная глупость, а в поступках шута — очевидность невероятного. Ершовский Иван непредсказуем и не по-сказочному практичен: поет, глубоко чувствует прекрасное, хотя весьма своеобразно понимает его (вспомним, как, увидев красавицу Царь-девицу, Иван разочарованно восклицает: «А но­жонка-то, ножонка // Тьфу ты, словно у цыпленка!»). Иван быва­ет противоречивым, по-настоящему дурашливым, когда ленится, любит поспать, не ценит помощи конька. Но есть в нем и масса положительных качеств: верность в дружбе, отходчивость, беско­рыстие. Идеально в Иване одно — чувство собственного достоин­ства. Несмотря на все недостатки, в народе таких любовно зовут: «дурашка», «дурачок», «дуранюшка». И в этих своих качествах Иван ближе всего к реальному крестьянину с его «лукавым и трезвым русским умом» (В.Г.Белинский).

Художественное пространство сказки сказочно-мифологическое, а время — реальное. Главным средством характеристики литера­турного персонажа становится собственная речь героя. В устных сказках диалоги строятся по шаблону. У Ершова реплика персона­жа не является данью этикету и ритуалу. В ней опровергается пред­ставление, сложившееся о герое у окружающих. О себе самом Иван может лукаво воскликнуть: «Это я, Иван-дурак!», что, конечно, вызывает улыбку читателя.

Не забывая о развлекательной функции сказки, Ершов веселит читателей разными способами: неожиданным поворотом сюжета, нетрадиционным поведением героя, острым словечком вроде этого: «Все пустяк для дурака». Своего намерения побалагурить Ершов-сказитель не скрывает. Он стремится к особой доверительности в отношениях с читателем. Разговорной лексике — просторечной, диалектной, даже грубой — Ершов осмеливается придать статус книжности, с истинным совершенством владея всем богатством родного языка.

Вопросы и задания

1. Как отразились в сказке Ершова впечатления его детства?

2. Какие особенности построения «Конька-Горбунка» характеризуют произведение Ершова как литературную сказку?

3. В чем своеобразие толкования Ершовым традиционного сказочного образа Иванушки-дурачка?

Пётр Павлович Ершов

В одном селе живёт крестьянин. У него три сына: старший — Данило — умный, средний — Гаврило — «и так, и сяк», младший — Иван — дурак. Братья зарабатывают на жизнь тем, что выращивают пшеницу, отвозят её в столицу и там продают. Вдруг случается беда: кто-то по ночам начинает вытаптывать посевы. Братья решают дежурить по очереди в поле, с тем чтобы узнать, кто же это такой. Старший и средний братья, испугавшись холода и ненастья, уходят с дежурства, так ничего и не выяснив. Когда же приходит черёд младшего брата, он идёт в поле и видит, как в полночь появляется белая кобылица с длинной золотой гривой. Ивану удаётся вспрыгнуть кобылице на спину, и она пускается вскачь. Наконец, устав, кобылица просит Ивана отпустить её, обещая родить ему трёх коней: двух — красавцев, которых Иван, если захочет, может продать, а третьего — конька «ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами» — Ивану нельзя отдавать никому ни за какие сокровища, потому что он будет Ивану лучшим товарищем, помощником и защитником. Иван соглашается и отводит кобылицу в пастушеский балаган, где спустя три дня кобылица и рожает ему трёх обещанных коней.

Через некоторое время Данило, случайно зайдя в балаган, видит там двух прекрасных золотогривых коней. Вдвоём с Гаврилой они решают тайком от Ивана отвести их в столицу и там продать. Вечером того же дня Иван, придя, как обычно, в балаган, обнаруживает пропажу. Конёк-Горбунок объясняет Ивану, что произошло, и предлагает догнать братьев. Иван садится на Конька-Горбунка верхом, и они мгновенно их настигают. Братья, оправдываясь, объясняют свой поступок бедностью; Иван соглашается на то, чтобы продать коней, и все вместе они отправляются в столицу.

Остановившись в поле на ночлег, братья вдруг замечают вдали огонёк. Данило посылает Ивана принести огоньку, «чтобы курево раз-весть». Иван садится на Конька-Горбунка, подъезжает к огню и видит что-то странное: «чудный свет кругом струится, но не греет, не дымится». Конёк-Горбунок объясняет ему, что это — перо Жар-птицы, и не советует Ивану подбирать его, так как оно принесёт ему много неприятностей. Иван не слушается совета, подбирает перо, кладёт его в шапку и, возвратившись к братьям, о пере умалчивает.

Приехав утром в столицу, братья выставляют коней на продажу в конный ряд. Коней видит городничий и немедленно отправляется с докладом к царю. Городничий так расхваливает замечательных коней, что царь тут же едет на рынок и покупает их у братьев. Царские конюхи уводят коней, но дорогой кони сбивают их с ног и возвращаются к Ивану. Видя это, царь предлагает Ивану службу во дворце — назначает его начальником царских конюшен; Иван соглашается и отправляется во дворец. Братья же, получив деньги и разделив их поровну, едут домой, оба женятся и спокойно живут, вспоминая Ивана.

А Иван служит в царской конюшне. Однако через некоторое время царский спальник — боярин, который был до Ивана начальником конюшен и теперь решил во что бы то ни стало выгнать его из дворца, — замечает, что Иван коней не чистит и не холит, но тем не менее они всегда накормлены, напоены и вычищены. Решив выяснить, в чем тут дело, спальник пробирается ночью в конюшню и прячется в стойле. В полночь в конюшню входит Иван, достаёт из шапки завёрнутое в тряпицу перо Жар-птицы и при его свете начинает чистить и мыть коней. Закончив работу, накормив их и напоив, Иван тут же в конюшне и засыпает. Спальник же отправляется к царю и докладывает ему, что Иван мало того, что скрывает от него драгоценное перо Жар-птицы, но и якобы хвастается, что может достать и самоё Жар-птицу. Царь тут же посылает за Иваном и требует, чтобы он достал ему Жар-птицу. Иван утверждает, что ничего подобного он не говорил, однако, видя гнев царя, идёт к Коньку-Горбунку и рассказывает ему о своём горе. Конёк вызывается Ивану помочь.

На следующий день, по совету Горбунка получив у царя «два корыта белоярова пшена да заморского вина», Иван садится на конька верхом и отправляется за Жар-птицей. Они едут целую неделю и наконец приезжают в густой лес. Посреди леса — поляна, а на поляне — гора из чистого серебра. Конёк объясняет Ивану, что сюда ночью к ручью прилетают Жар-птицы, и велит ему в одно корыто насыпать пшена и залить его вином, а самому влезть под другое корыто, и, когда птицы прилетят и начнут клевать зерно с вином, схватить одну из них. Иван послушно все исполняет, и ему удаётся поймать Жар-птицу. Он привозит её царю, который на радостях награждает его новой должностью: теперь Иван — царский стремянной.

Однако спальник не оставляет мысли извести Ивана. Через некоторое время один из слуг рассказывает остальным сказку о прекрасной Царь-девице, которая живёт на берегу океана, ездит в золотой шлюпке, поёт песни и грает на гуслях, а кроме того, она — родная дочь Месяцу и сестра Солнцу. Спальник тут же отправляется к царю и докладывает ему, что якобы слышал, как Иван хвастался, будто может достать и Царь-девицу. Царь посылает Ивана привезти ему Царь-девицу. Иван идёт к коньку, и тот опять вызывается ему помочь. Для этого нужно попросить у царя два полотенца, шитый золотом шатёр, обеденный прибор и разных сластей. Наутро, получив все необходимое, Иван садится на Конька-Горбунка и отправляется за Царь-девицей.

Они едут целую неделю и наконец приезжают к океану. Конёк велит Ивану раскинуть шатёр, расставить на полотенце обеденный прибор, разложить сласти, а самому спрятаться за шатром и, дождавшись, когда царевна войдёт в шатёр, поест, попьёт и начнёт играть на гуслях, вбежать в шатёр и её схватить. Иван успешно выполняет все, что велел ему конёк. Когда они все возвращаются в столицу, царь, увидев Царь-девицу, предлагает ей завтра же обвенчаться. Однако царевна требует, чтобы ей достали со дна океана её перстень. Царь тут же посылает за Иваном и отправляет его на океан за перстнем, а Царь-девица просит его по пути заехать поклониться её матери — Месяцу и брату — Солнцу. И на другой день Иван с Коньком-Горбунком снова отправляются в путь.

Подъезжая к океану, они видят, что поперёк него лежит огромный кит, у которого «на спине село стоит, на хвосте сыр-бор шумит». Узнав о том, что путники направляются к Солнцу во дворец, кит просит их узнать, за какие прегрешенья он так страдает. Иван обещает ему это, и путники едут дальше. Вскоре подъезжают к терему Царь-девицы, в котором по ночам спит Солнце, а днём — отдыхает Месяц. Иван входит во дворец и передаёт Месяцу привет от Царь-девицы. Месяц очень рад получить известие о пропавшей дочери, но, узнав, что царь собирается на ней жениться, сердится и просит Ивана передать ей его слова: не старик, а молодой красавец станет её мужем. На вопрос Ивана о судьбе кита Месяц отвечает, что десять лет назад этот кит проглотил три десятка кораблей, и если он их выпустит, то будет прощён и отпущен в море.

Иван с Горбунком едут обратно, подъезжают к киту и передают ему слова Месяца. Жители спешно покидают село, а кит отпускает на волю корабли. Вот он наконец свободен и спрашивает Ивана, чем он ему может услужить. Иван просит его достать со дна океана перстень Царь-девицы. Кит посылает осетров обыскать все моря и найти перстень. Наконец после долгих поисков сундучок с перстнем найден, и Иван доставляет его в столицу.

Царь подносит Царь-девице перстень, однако она опять отказывается выходить за него замуж, говоря, что он слишком стар для неё, и предлагает ему средство, при помощи которого ему удастся помолодеть: нужно поставить три больших котла: один — с холодной водой, другой — с горячей, а третий — с кипящим молоком — и искупаться по очереди во всех трёх котлах. Царь опять зовёт Ивана и требует, чтобы он первым все это проделал. Конёк-Горбунок и тут обещает Ивану свою помощь: он махнёт хвостом, макнёт мордой в котлы, два раза на Ивана прыснет, громко свистнет — а уж после этого Иван может прыгать даже в кипяток. Иван все так и делает — и становится писаным красавцем. Увидев это, царь тоже прыгает в кипящее молоко, но с другим результатом: «бух в котёл — и там сварился». Народ тут же признает Царь-девицу своей царицей, а она берет за руку преобразившегося Ивана и ведёт его под венец. Народ приветствует царя с царицей, а во дворце гремит свадебный пир.

В одной деревне у крестьянина было трое сыновей, самый младший из которых Иван не отличался особым умом. Братья занимались земледелием, а выращенный урожай зерна продавали в столице. Но неожиданно каждую ночь кто-то неизвестный начитает вытаптывать их пшеницу. Чтобы поймать злодея, браться собираются охранять поле. Но старшие отказываются от всенощного дежурства, испугавшись непогоды. Иван же застает в полночь на поле белую кобылу с золотой гривой и ловит ее.

Животное просит отпустить ее, за что она ему подарит двух красивых лошадей и одного маленького конька с двумя горбами. С первыми он может делать, что пожелает, даже продать, а горбунка нельзя никому отдавать, поскольку тот будет всегда ему помогать. Иван согласился, и через три дня кобыла родила ему трех коней, которых случайно обнаруживают старшие братья. Они забирают двух красивых коней, чтобы продать в столице. Вечером Иван обнаруживает только Конька-Горбунка, который и сообщает ему о поступке братьев и предлагает их догнать. Настигнув их в пути, Иван прощает своих братьев, и они все вместе отправляются в столицу.

В пути их застала ночь, и они расположились на ночлег. Но вдруг вдали появился огонек, и за ним Иван поскакал на Коньке-Горбунке, чтобы разжечь костер. Приблизившись, младший из братьев увидел свет, который не грел и не дымился. Конек-Горбунок рассказывает, что это перо Жар-птицы, которое приносит несчастье его обладателю. Но Иван все равно прячет себе в шапку перо, а по возвращению братьям ничего не рассказывает.

Красивых коней покупает сам царь, но животные не хотят идти без своего хозяина. Поэтому Ивана назначают главным в конюшнях при дворе. А старшие братья получают деньги из продажи, едут назад в деревню, где вскоре женятся.

Один боярин, спальник, невзлюбил Ивана, поскольку тот занял его место начальника конюшен. Спальник следит за ним и в полночь замечает, как Иван с помощью пера Жар-птицы чистит коней. Наутро боярин сообщает царю, как будто его начальник конюшен хвастался о возможности достать саму Жар-птицу. Царь вызывает Ивана и приказывает ему исполнить свое бахвальство. Юноша расстроен, но его успокаивает Конек-Горбунок, пообещав помочь. Он везет своего хозяина неделю к дремучему лесу, среди которого находилась серебряная гора, и рассказывает, как дальше действовать. Прислушавшись к советам, Ивану удается поймать Жар-птицу, за что его царь назначает своим стремянным.

Через некоторое время спальник вновь подговаривает царя, что Иван может привезти ему Царь-девицу. И на этот раз Горбунок выручает своего хозяина. Он советует приманить красавицу разными сладостями и схватить ее в шатре. Когда Иван привез Царь-девицу в дворец, царь сразу же решил жениться, но она отказывается, пока ей не доставят перстень с дна океана. Это задание вновь поручается стремянному, а красавица еще приказывает по пути заехать на поклон к матери Месяцу и брату Солнцу. По дороге Иван помогает избавиться киту от страданий, за что он в благодарность достает из глубины перстень. Но царица вновь отказывает жениться, пока царь не помолодеет, искупавшись поочередно в холодной и горячей воде, а затем – в кипящем молоке.

Царь приказывает испробовать купание вначале Ивану, который с помощью Конька-Горбунка не только выжил, но и стал красавцем. Увидев результат, царь прыгнул в котел, но сварился. Народ возжелал, чтобы ими управляла царица, а она берет в мужья Ивана.

Сочинения

Образ Ивана в сказке Конек — Горбунок

Что мне понравилось в сказке «Конёк горбунок»

Сатирическая направленность сказки «Конек Горбунок»

Жизнь П.Ершова и его сказка «Конек горбунок»

Образ главного героя в сказке сказки «Конек Горбунок»

П. П. Ершов
Конёк-горбунок

В одном селе живет крестьянин. У него три сына: старший — Данило — умный, средний — Гаврило — «и так, и сяк», младший — Иван — дурак. Братья зарабатывают на жизнь тем, что выращивают пшеницу, отвозят её в столицу и там продают. Вдруг случается беда: кто-то по ночам начинает вытаптывать посевы. Братья решают дежурить по очереди в поле, с тем чтобы узнать, кто же это такой. Старший и средний братья, испугавшись холода и ненастья, уходят с дежурства, так ничего и не выяснив. Когда же приходит черед младшего брата, он идет в поле и видит, как в полночь появляется белая кобылица с длинной золотой гривой. Ивану удается вспрыгнуть кобылице на спину, и она пускается вскачь. Наконец, устав, кобылица просит Ивана отпустить её, обещая родить ему трех коней: двух — красавцев, которых Иван, если захочет, может продать, а третьего — конька «ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами» — Ивану нельзя отдавать никому ни за какие сокровища, потому что он будет Ивану лучшим товарищем, помощником и защитником. Иван соглашается и отводит кобылицу в пастушеский балаган, где спустя три дня кобылица и рожает ему трех обещанных коней.

Через некоторое время Данило, случайно зайдя в балаган, видит там двух прекрасных золотогривых коней. Вдвоем с Гаврилой они решают тайком от Ивана отвести их в столицу и там продать. Вечером того же дня Иван, придя, как обычно, в балаган, обнаруживает пропажу. Конек-Горбунок объясняет Ивану, что произошло, и предлагает догнать братьев. Иван садится на Конька-Горбунка верхом, и они мгновенно их настигают. Братья, оправдываясь, объясняют свой поступок бедностью; Иван соглашается на то, чтобы продать коней, и все вместе они отправляются в столицу.

Остановившись в поле на ночлег, братья вдруг замечают вдали огонек. Данило посылает Ивана принести огоньку, «чтобы курево раз-весть». Иван садится на Конька-Горбунка, подъезжает к огню и видит что-то странное: «чудный свет кругом струится, но не греет, не дымится». Конек-Горбунок объясняет ему, что это — перо Жар-птицы, и не советует Ивану подбирать его, так как оно принесет ему много неприятностей. Иван не слушается совета, подбирает перо, кладет его в шапку и, возвратившись к братьям, о пере умалчивает.

Приехав утром в столицу, братья выставляют коней на продажу в конный ряд. Коней видит городничий и немедленно отправляется с докладом к царю. Городничий так расхваливает замечательных коней, что царь тут же едет на рынок и покупает их у братьев. Царские конюхи уводят коней, но дорогой кони сбивают их с ног и возвращаются к Ивану. Видя это, царь предлагает Ивану службу во дворце — назначает его начальником царских конюшен; Иван соглашается и отправляется во дворец. Братья же, получив деньги и разделив их поровну, едут домой, оба женятся и спокойно живут, вспоминая Ивана.

А Иван служит в царской конюшне. Однако через некоторое время царский спальник — боярин, который был до Ивана начальником конюшен и теперь решил во что бы то ни стало выгнать его из дворца, — замечает, что Иван коней не чистит и не холит, но тем не менее они всегда накормлены, напоены и вычищены. Решив выяснить, в чем тут дело, спальник пробирается ночью в конюшню и прячется в стойле. В полночь в конюшню входит Иван, достает из шапки завернутое в тряпицу перо Жар-птицы и при его свете начинает чистить и мыть коней. Закончив работу, накормив их и напоив, Иван тут же в конюшне и засыпает. Спальник же отправляется к царю и докладывает ему, что Иван мало того, что скрывает от него драгоценное перо Жар-птицы, но и якобы хвастается, что может достать и самое Жар-птицу. Царь тут же посылает за Иваном и требует, чтобы он достал ему Жар-птицу. Иван утверждает, что ничего подобного он не говорил, однако, видя гнев царя, идет к Коньку-Горбунку и рассказывает ему о своем горе. Конек вызывается Ивану помочь.

На следующий день, по совету Горбунка получив у царя «два корыта белоярова пшена да заморского вина», Иван садится на конька верхом и отправляется за Жар-птицей. Они едут целую неделю и наконец приезжают в густой лес. Посреди леса — поляна, а на поляне — гора из чистого серебра. Конек объясняет Ивану, что сюда ночью к ручью прилетают Жар-птицы, и велит ему в одно корыто насыпать пшена и залить его вином, а самому влезть под другое корыто, и, когда птицы прилетят и начнут клевать зерно с вином, схватить одну из них. Иван послушно все исполняет, и ему удается поймать Жар-птицу. Он привозит её царю, который на радостях награждает его новой должностью: теперь Иван — царский стремянной.

Однако спальник не оставляет мысли извести Ивана. Через некоторое время один из слуг рассказывает остальным сказку о прекрасной Царь-девице, которая живет на берегу океана, ездит в золотой шлюпке, поет песни и грает на гуслях, а кроме того, она — родная дочь Месяцу и сестра Солнцу. Спальник тут же отправляется к царю и докладывает ему, что якобы слышал, как Иван хвастался, будто может достать и Царь-девицу. Царь посылает Ивана привезти ему Царь-девицу. Иван идет к коньку, и тот опять вызывается ему помочь. Для этого нужно попросить у царя два полотенца, шитый золотом шатер, обеденный прибор и разных сластей. Наутро, получив все необходимое, Иван садится на Конька-Горбунка и отправляется за Царь-девицей.

Они едут целую неделю и наконец приезжают к океану. Конек велит Ивану раскинуть шатер, расставить на полотенце обеденный прибор, разложить сласти, а самому спрятаться за шатром и, дождавшись, когда царевна войдет в шатер, поест, попьет и начнет играть на гуслях, вбежать в шатер и её схватить. Иван успешно выполняет все, что велел ему конек. Когда они все возвращаются в столицу, царь, увидев Царь-девицу, предлагает ей завтра же обвенчаться. Однако царевна требует, чтобы ей достали со дна океана её перстень. Царь тут же посылает за Иваном и отправляет его на океан за перстнем, а Царь-девица просит его по пути заехать поклониться её матери — Месяцу и брату — Солнцу. И на другой день Иван с Коньком-Горбунком снова отправляются в путь.

Подъезжая к океану, они видят, что поперек него лежит огромный кит, у которого «на спине село стоит, на хвосте сыр-бор шумит». Узнав о том, что путники направляются к Солнцу во дворец, кит просит их узнать, за какие прегрешенья он так страдает. Иван обещает ему это, и путники едут дальше. Вскоре подъезжают к терему Царь-девицы, в котором по ночам спит Солнце, а днем — отдыхает Месяц. Иван входит во дворец и передает Месяцу привет от Царь-девицы. Месяц очень рад получить известие о пропавшей дочери, но, узнав, что царь собирается на ней жениться, сердится и просит Ивана передать ей его слова: не старик, а молодой красавец станет её мужем. На вопрос Ивана о судьбе кита Месяц отвечает, что десять лет назад этот кит проглотил три десятка кораблей, и если он их выпустит, то будет прощен и отпущен в море.

Иван с Горбунком едут обратно, подъезжают к киту и передают ему слова Месяца. Жители спешно покидают село, а кит отпускает на волю корабли. Вот он наконец свободен и спрашивает Ивана, чем он ему может услужить. Иван просит его достать со дна океана перстень Царь-девицы. Кит посылает осетров обыскать все моря и найти перстень. Наконец после долгих поисков сундучок с перстнем найден, и Иван доставляет его в столицу.

Царь подносит Царь-девице перстень, однако она опять отказывается выходить за него замуж, говоря, что он слишком стар для нее, и предлагает ему средство, при помощи которого ему удастся помолодеть: нужно поставить три больших котла: один — с холодной водой, другой — с горячей, а третий — с кипящим молоком — и искупаться по очереди во всех трех котлах. Царь опять зовет Ивана и требует, чтобы он первым все это проделал. Конек-Горбунок и тут обещает Ивану свою помощь: он махнет хвостом, макнет мордой в котлы, два раза на Ивана прыснет, громко свистнет — а уж после этою Иван может прыгать даже в кипяток. Иван все так и делает — и становится писаным красавцем. Увидев это, царь тоже прыгает в кипящее молоко, но с другим результатом: «бух в котел — и там сварился». Народ тут же признает Царь-девицу своей царицей, а она берет за руку преобразившегося Ивана и ведет его под венец. Народ приветствует царя с царицей, а во дворце гремит свадебный пир.

Сказку «Конек-горбунок» Ершов написал в 1834 году. В основу произведения легли славянские и скандинавские сказки, сказки народов побережья Балтийского моря, фольклор. «Конек-горбунок» написан четырехстопным хореем и является одним из ярчайших примеров русской детской литературы.

Главные герои

Иван
– младший сын крестьянина, «вовсе был дурак» .

Конек-горбунок
– волшебный конек, товарищ Ивана.

Царь

старый монарх, у которого Иван служил конюхом.

Другие персонажи

Данило

старший сын, брат Ивана, «умный детина» .

Гаврило

средний сын, брат Ивана, «и так и сяк» .

Спальник

царский слуга, бывший начальник над конюшней.

Царь-девица
– прекрасная царица, 15-ти лет, которую Иван привез в столицу по приказу царя.

Часть 1

В одном селе жил старик крестьянин, у которого было три сына. Братья выращивали пшеницу и возили ее продавать в столицу. Но кто-то начал «шевелить» , вытаптывать посевы. Братья решили по очереди караулить в поле, чтобы «злого вора подстеречь» . Старший и средний братья, испугавшись холода и непогоды, соврали, что всю ночь пробыли на поле и ничего не видели (на самом деле ушли с дежурства).

На третью ночь пошел в поле Иван. В полночь появилась белоснежная кобылица с золотой гривой. Иван схватил ее за хвост и запрыгнул сверху, «только задом наперед» . Лошадь долго носила его по горам и лесам, пытаясь сбросить, но Иван крепко держался. Наконец кобылица устала и сказала, что теперь пусть Иван за ней ухаживает три дня, по истечению которых она приведет ему двух коней и маленького конька с «двумя горбами да с аршинными ушами» . Двух коней он может продать, конька пусть не отдает ни за какие ценности: он ему будет товарищем. Иван загнал кобылицу в сарай, а братьям рассказал небылицу о том, что ночью на поле видел черта.

После этого «год ли, два ли пролетело» . Как-то Данило зашел в сарай и увидел там двух золотогривых коней и «игрушечку-конька» . Он сговорился с Гаврилой, и «на первую седмицу» братья тайно от Ивана повезли продавать коней в столицу.

Увидев пропажу, Иван сильно расстроился, но конек его успокоил, и они быстро догнали воров. Иван поехал в столицу вместе с братьями. По дороге они приметили вдалеке огонек, и братья отправили туда Ивана. Подъехав к освещенной поляне, Иван увидел перо жар-птицы. Конек пытался отговорить брать находку с собой, но Иван его не послушал и спрятал перо в шапку.

Приехав в столицу, братья отвели лошадей на рынок, и коней сразу купил царь. Но когда лошадей повели в царские конюшни, они сбили всех с ног и вернулись к Ивану. Тогда царь назначил Ивана начальником над конюшней. Данило и Гаврило вернулись с вырученными деньгами в деревню.

Часть 2

Иван жил при дворе ни в чем не нуждаясь. Но «недель через пять» царский слуга – спальник, стал замечать, что Иван «коней не холит» , «не чистит и не школит» , а они всегда «словно из-под гребня» . Спальник решил узнать причину и спрятался в конюшне. В полночь в конюшню вошел Иван, достал перо жар-птицы. В конюшне сразу стало светло. Иван почистил у коней, заплел им гривы, насыпал зерна и, закончив работу, заснул.

На рассвете спальник незаметно вытащил у спящего Ивана перо и отправился к царю. Показав перо, слуга доложил, что Иван якобы похвалялся достать для царя жар-птицу. Царь приказал Ивану привезти волшебную птицу за три недели, иначе конюха ждет казнь.

Расстроенный Иван пришел к коньку, но тот его успокоил. По совету горбунка, Иван взял с собой два корыта пшена и заморского вина, и на рассвете они отправились в путь. «В день осьмой» пути они прибыли к густому лесу. Иван в одном корыте смешал вино с зерном, под другим спрятался сам. В полночь прилетели жар-птицы. Иван быстро схватил одну, и они отправились в обратный путь. В награду за привезенную жар-птицу царь назначил Ивана царским стремянным, что еще сильнее рассердило спальника.

Через три недели слуги обсуждали книгу, в которой была сказка о Царь-девице. Услышав это, спальник тут же отправился к царю и сказал, что Иван похвалялся привезти царевну. Царь тут же вызвал своего стремянного и приказал за три недели достать Царь-девицу.

Конек сказал Ивану перед дорогой попросить у царя шатер, два больших полотна и угощений. На «осьмой» день пути они приехали к лесу, откуда шла «дорога к окияну» . Иван раскинул шатер, а сам спрятался за ним. В полдень приплыла Царь-девица и начала играть на гуслях, чем усыпила Ивана. Но на следующий день, когда царевна снова появилась, Иван переборол сонливость, схватил девицу и повез в столицу.

Увидев прекрасную царевну, царь сказал, что завтра утром они обвенчаются. Девица ответила, что выйдет замуж, только если «в три дня» из окияна доставят ее перстень. Царь отправил за ним Ивана.

Часть 3

По дороге, у окияна Иван увидел лежавшую поперек моря «Чудо-юдо Рыбу-кит» , на которой «стояло село» . Рыба-кит попросил узнать у Солнышка, брата царевны, долго ли ему еще мучиться.

Иван, по просьбе Царь-девицы, приехал к ее «изумрудному терему» . Ивана встретил Месяц – мать царевны. Месяц рассказал, что они с Солнцем сильно «горевали, что царевну потеряли» . На вопрос Ивана о Рыбе-кит Месяц ответил, что тот проглотил три десятка кораблей и освободится, если их выпустит. По совету Ивана Рыба-кит выбросил все корабли и в благодарность достал из окияна перстень Царь-девицы.

Царь спешил венчаться, но царевна сказала, что он для нее слишком стар. Чтобы помолодеть, царю нужно было искупаться в трех котлах: со студеной водой, с «вареной водой» и с молоком, «вскипятя его ключом» . Царь сказал, что Иван будет купаться первым. Перед купанием Ивана горбунок макнул во все котлы мордой. Окунувшись в три котла, Иван похорошел, стал пригожий. Увидев такое преображение, царь тут же прыгнул в котел – «и там сварился» .

Тут Царь-девица поднялась и сказала, что будет теперь царевной, а новым царем и ее супругом станет Иван. Весь народ празднует свадьбу и славит царя с царицей.

Заключение

Главный герой сказки «Конек-горбунок» П. П. Ершова – крестьянский сын Иван, которого автор произведения называет «дураком» , изображается как простой и добрый, но при этом смелый и ответственный юноша. Он прощает своих братьев, помогает Рыбе-кит, но и не боится отправляться в дальние путешествия по приказу царя. Особую роль в сказке играет образ конька-горбунка, который поддерживает Ивана, помогая ему успешно пройти все испытания.

Тест по сказке

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.1
. Всего получено оценок: 295.




Ершов П. сказка «Конек-горбунок»

Жанр: литературная волшебная сказка в стихах

Главные герои сказки «Конек-горбунок» и их характеристика

  1. Иван, младший сын крестьянина. Не очень умный, непослушный, капризный, но добрый и честный. Был себе на уме, а стал царем.
  2. Царь-девица. Девушка 15 лет, очень красивая и умная. Дочь Месяца, сестра Солнца
  3. Царь. Старик беззубый и седой. Жадный и капризный, самодур.
  4. Братья Ивана. Жадные, трусливые, глупые.
  5. Конек-Горбунок. Верный друг и помощник. Преданный, умный, могучий, хитрый. Все знает, все умеет.

План пересказа сказки «Конек-горбунок»

  1. Крестьянин и три его сына
  2. Кто-то топчет пшеницу
  3. Дозор старших братьев
  4. Кобылица
  5. Воровство коней
  6. Прощение
  7. Перо жар-птицы
  8. Иван на службе у царя
  9. Происки спальника
  10. Ловля жар-птицы
  11. Иван стремянной царя
  12. Новые происки
  13. Ловля царь-девицы
  14. Трудно поручение
  15. Рыба-кит
  16. Месяц Месяцович
  17. Прощение кита
  18. Ерш и сундук
  19. Условие царь-девицы
  20. Купание в котлах
  21. Свадьба и пир.

Кратчайшее содержание сказки «Конек-горбунок» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Было у крестьянина три сына, и младший Иван ловит кобылицу, которая подарила ему двух красивых коней и маленького конька-Горбунка.
  2. Иван в поле находит перо Жар-птицы, царь покупает коней и берет Ивана на службу
  3. Царь отправляет Ивана за жар-птицей и тот ловит ее с помощью конька.
  4. Царь отправляет Ивана за царь-девицей и Иван привозит красавицу
  5. Царь отправляет Ивана за перстнем, Иван посещает терем Месяца, освобождает кита и привозит перстень.
  6. Иван купается в трех котлах, царь умирает и Иван, женившись на царь-девице, становится новым царем.

Главная мысль сказки «Конек-горбунок»

Легко тому жить на свете, у кого есть верный, надежный друг.

Чему учит сказка «Конек-горбунок»

Эта сказка учит дружбе. Учит тому, что верный друг ценнее любых богатств, что вместе с другом можно преодолеть любые трудности, выполнить любые задания. Учит быть честными и добрыми, учит помогать другим. Учит трезво оценивать свои силы и способности, желать только того, что тебе действительно нужно.

Отзыв на сказку «Конек-горбунок»

Необычайно красивая и интересная сказка была написана Петром Ершовым. Она читается на одном дыхании, легко запоминается. Сюжет сказки необычен, в ней много чудес и вместе с тем много смешного, она не раз заставляет читателя улыбнуться. Особенно в ней нравится Конек-Горбунок, преданный, верный друг, иметь которого хотелось бы каждому человеку.

Пословицы к сказке «Конек-горбунок»

Верный друг лучше сотни слуг.
Ишещь помощи — сам другим помогай.
Всякая невеста для своего жениха родится.

Краткое содержание, краткий пересказ по частям сказки «Конек-горбунок»

Часть 1.

В одном селе жил крестьянин и было у него три сына, младший, как водится, дурак. Братья сеяли пшеницу и продавали ее в столице. Но вот повадился какой-то вор топтать пшеницу и решили братья караулить по ночам, чтобы поймать вора.
Однако и старший и средний брат испугались и проводили ночь то у соседки под забором, то в сеннике.
Иван совсем не хотел идти, но ему пообещали купить подарков, и он тоже отправился в дозор. Ночью на поле прискакала кобылица, и Иван подбежал к ней и вскочил на нее задом наперед. Кобылица не смогла его скинуть и пообещала родить трех коней. Двух прекрасных и одного Горбунка, который будет Ивану верным товарищем.
Прошло два года. Старший брат Данило увидел в балагане двух прекрасных коней и решил вместе с Гаврилой увести коней и продать их в столице.
Иван обнаруживает пропажу коней и убивается горем. Он садится на Горбунка и мигом догоняет братьев. Братья винятся перед ним и Иван соглашается продать коней.
Наступает ночь и Данила замечает вдали огонь. Иван отправляется к огню и находит перо Жар-птицы. Несмотря на увещания Горбунка, Иван берет перо себе.
Братья прибывают в столицу и ведут коней на торг. Их видит городничий и докладывает царю. Царь спешит посмотреть на коней и покупает их за десять шапок серебра и пять рублей.
Кони никого к себе не подпускают и царь берет Ивана на службу.
Часть 2.

Иван хорошо устроился на службе у царя, но спальник, его начальник, стал ему завидовать. Спальник заметил, что Иван не ухаживает за конями, а те все равно чистые. Поэтому спальник решил разведать в чем тут дело, и спрятался в конюшне.
Он увидел как Иван достает перо жар птицы, любуется им, а потом начинает ухаживать за конями.
Стольник докладывает царю о пере и говорит, что Иван похвалялся достать и саму Жар-птицу.
Царь серчает, зовет Ивана и требует Жар-птицу, обещая в противном случае посадить его на кол.
Грустный Иван возвращается, но Конек его утешает, и советует попросить вина заморского и пшена. Иван все получает и отправляется в путь.
На восьмой день Иван на Горбунке прибывает на поляну. Конек советует Ивану смешать пшено и вино и спрятаться под корытом.
Ночью прилетает множество жар-птиц и Иван, надев рукавицу ловит одну из них. Птицу он бросает в мешок и привозит царю. Царь делает Ивана стремянным.
Через пять недель стольник слышит рассказ о Царь-девице, родственнице Месяца и солнца и докладывает царю, что Иван похвалялся ее достать.
Царь снова серчает и зовет Ивана. Он требует доставить ему Царь-девицу, снова обещая посадить на кол.
Иван вновь грустит, но и тут Конек его утешает. Советует попросить золотой шатер, обеденный прибор и разных сладостей.
Получив требуемое, Иван снова отправляется в путь.
На восьмой день Иван приезжает на берег океана и раскидывает свой шатер. В полдень с океана приплывает Царь-девица, садится у шатра, кушает и играет на гуслях. Иван критикует внешность Царь-девицы, и заслушавшись песен, засыпает. Его будет Конек и ругает. Иван плачет.
Утром снова приплывает Царь-девица, но Иван начеку. Он вбегает в шатер, хватает девицу за косу и кричит конька.
Иван привозит Царь-девицу к царю и тот предлагает девице выйти за него замуж. Но Царь-девица отворачивается. Царь настаивает и Царь-девица требует достать со дна океана перстень. Царь посылает на дело Ивана, а Царь-девица просит заехать к матери — Месяцу и брату — Солнцу.
Конек утешает Ивана и утром они отправляются в путь.
Часть 3.

Отмахал Конек сто тысяч верст и доставил Ивана к океану. Предупредил, что там поперек лежит рыба-кит, которая будет просить достать ему прощения у Солнца.
Видит Иван, действительно лежит поперек океана рыба-кит, а на спине село стоит и бор шумит. Поехал он по спине кита. Кит, узнав, что они едут послами к Солнцу, просит замолвить за него словечко и Иван это обещает.
Доехал Конек до мест, где небо с землею сходится и Иван оказался на небе. Подъехал к терему Царь-девицы, любуется его красотой и православным крестом из звезд.
Встречается Иван с Месяцем Месяцовичем и говорит, что ее дочь спрашивает, почему она скрывает от нее свой лик по три дня, и почему братец солнце не шлет ей луча.
Месяц радуется, что Царь-девица нашлась, обнимает Ивана, и объясняет, что они с Солнцем грустили, потому что потеряли Царь-девицу.
Иван передает Месяцу просьбу кита и Месяц отвечает, что тот проглотил тридцать кораблей и когда им даст свободу, то его мучения прекратятся.
Иван прощается с Месяцем, и отправляется в обратный путь. Конек предупреждает селян, чтобы они убегали, и рассказывает киту про слова Месяца.
Кит выпускает корабли и, довольный, обещает выполнить любую просьбу Ивана. Иван просит кита достать перстень Царь-девицы.
Кит посылает на поиски осетров, но те возвращаются ни с чем, и говорят, что только ерш может выполнить этот приказ.
Кит дает приказ доставить к нему ерша и дельфины повсюду ищут ерша. Они с трудом находят его на дне, где Ерш дерется с карасем. Дельфины доставляют ерша к киту.
Кит приказывает ершу найти перстень Царь-девицы. Ерш быстро находит сундук, но тот весит сто пудов и он зовет на помощь сельдей. Но и сельди не смогли поднять сундук. Тогда ерш зовет осетров и доставляет сундук киту.
В это время Иван на берегу ждет кита и ругается. Но на заре кит приносит сундук и уплывает. Иван не может поднять сундук, но Горбунок легко закидывает его на плечи.
Через четыре дня Иван уже прибывает в столицу.
Довольный царь бежит с перстнем к Царь-девице, но та снова отказывает. Она говорит, что ей только 15 лет, и требует, чтобы царь омолодился. Для этого требуется искупаться в трех котлах, в первом будет студеная вода, во втором кипяченая, в третьем кипящее молоко.
Царь требует от Ивана, чтобы тот первым опробовал рецепт Царь-девицы. Иван отказывается. но царь угрожает его на кусочки разорвать.
Конек утешает Ивана и рассказывает, что тот должен сделать.
Иван приходит на площадь, просит разрешения попрощаться с коньком. Конек махает хвостом, макает морду и свистит.
Иван прыгает в молоко, потом в вареную воду и наконец в студеную. Он выходит из воды очень красивым.
Царь нырнул следом и сварился.
Царь-девица провозглашает себя царицей и объявляет своим мужем и царем Ивана. Общее веселье.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Конек-горбунок»

24 декабря, дом советника медицины Штальбаума. Все готовятся к Рождеству, а дети — Фриц и Мари — строят догадки, что же на этот раз им преподнесет в подарок выдумщик и искусник крестный, старший советник суда Дроссельмейер, часто чинивший часы в доме Штальбаумов. Мари мечтала про сад и озеро с лебедями, а Фриц заявил, что ему больше нравятся подарки родителей, которыми можно играть (игрушки крестного обычно держали подальше от детей, чтобы те не сломали) , а сделать целый сад крестному не под силу.

Вечером детей впустили к красавице-елке , возле и на которой были подарки: новые куклы, платья, гусары и пр. Крестный сделал чудесный замок, однако танцующие в нем кукли выполняли одни и те же движения, да и внутрь замка нельзя было попасть, поэтому чудо техники быстро надоело детям — только мать заинтересовалась сложным механизмом. Когда все подарки разобрали, Мари увидела Щелкунчика. Уродливая внешне кукла показалась девочке очень милой. Фриц быстро выломал Щелкунчику пару зубов, пытаясь расколоть твердые орехи, и игрушку стала опекать Мари. На ночь дети убрали игрушки в стеклянный шкаф. Мари задержалась у шкафа, размещая своего подопечного со всеми удобствами , и стала участницей битвы мышиного семиголового короля и армии кукол под предводительством Щелкунчика. Кукли сдались под натиском мышей, и когда мышиный король уже подобрался к Щелкунчику, Мари бросила в него своей туфелькой…Очнулась девочка в кровати с локтем, порезанным разбитым стеклом шкафа. Никто не поверил ее рассказу о ночном происшествии. Крестный принес отремонтированного Щелкунчика и рассказал сказу о твердом орехе: у короля и королевы родилась прекрасная принцесса Пирлипат, но королева Мышильда, мстя за родственников, убитых мышеловками придворного часовщика Дроссельмейера (они сожрали сало, предназначенное для королевских колбас) , превратила красавицу в уродца. Успокоить ее теперь могло только щелканье орехов. Дроссельмейер под страхом смертной казни с помощью придворного звездочета вычислил гороскоп принцессы — вернуть красоту ей поможет орех Кракатук, расколотый юношей особенным методом. Король отправил Дроссельмейера и звездочета на поиски спасения; и орех, и юноша (племянник часовщика) были найдены у брата Дроссельмейера в его родном городе. Много принцев сломали зубы о Кракатук , и когда король пообещал выдать дочь замуж за спасителя, вперед вышел племянник. Он расколол орех и принцесса, сьев его, стала красавицей, но юноша не смог выполнить весь обряд, потому что Мышильда бросилась ему под ноги… Мышь погибла, но парень превратился в Щелкунчика. Король выгнал Дроссельмайера, его племянника и звездочета. Однако последний предсказал, что Щелкунчик будет принцем и уродство исчезнет, если он победит мышиного короля и его полюбит прекрасная девушка. Через неделю Мари выздоровела и стала укорять Дроссельмейера в том , что он не помог Щелкунчику. Тот ответил, что лишь она может помочь, потому что правит светлым царством. Мышиный король повадился вымогать у Мари ее сласти взамен за безопасность Щелкунчика. Родители встревожились тем, что завелись мыши. Когда он потребовал ее книжки и платья, она взяла на руки Щелкунчика и зарыдала — она готова отдать все, но когда ничего не останется, мышиный король захочет загрызть ее саму. Щелкунчик ожил и обещал позаботиться обо всем, если добудет саблю — с этим помог Фриц, недавно отправивший в отставку полковника (и наказавший гусар для трусость во время боя) . Ночью Щелкунчик пришел к Мари с окровавленной саблей , свечой и 7 золотыми коронами. Отдам трофеи девочке, он повел ее в свое царство — Страну Сказок, куда попали через отцовскую лисью шубу. Помогая сестрам Щелкунчика по хозяйству, предложив растолочь в золотой ступке карамель, Мари вдруг проснулась в своей кровати. Конечно, никто из взрослых не поверил ее рассказу. Про короны Дроссельмайер сказал, что это его подарок Мари на ее двухлетие и отказался признать Щелкунчика своим племянником (игрушка стояла на своем месте в шкафу

  • Сказка конек горбунок в прозе
  • Сказка конек горбунок распечатать текст полностью без картинок
  • Сказка конек горбунок новая версия
  • Сказка конек горбунок в кратце
  • Сказка комедия для всей семьи