Сказка конь с розовой гривой астафьев

Слайд 1викторина по рассказу в. п. астафьева конь с розовой гривой викторину подготовила ученица 6а класса климова елизаветаслайд 2правила викторины

Слайд 1

Викторина по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» Викторину подготовила Ученица 6а класса Климова Елизавета

Слайд 2

Правила викторины Принимаю ответы только с поднятой руки Выкрикивать нельзя Каждый работает сам за себя и зарабатывает сам на свой пряник Не подсказывать Говорить как можно точнее Учебники во время викторины вам не понадобятся, так что лучше прямо сейчас возьмите и уберите их все в портфели После завершения этой викторины каждый, по крайней мере ,тот, кто заработал себе на пряни,к его же и получает.

Слайд 3

Просто вопросы 100 200 300 400 Угадать героя по предмету 200 400 600 800 Угадать героя по фразе 200 400 600 800 Продолжить предложениефразу 200 400 600 800 Вопросы об авторе 200 400 600 800 Бонусные вопросы 1000 1200 1600 2000

Слайд 4

Просто вопросы (100 баллов) Кто автор рассказа «Конь с розовой гривой»? Ответ

Слайд 5

Виктор Петрович Астафьев Перейти к выбору вопросов

Слайд 6

Просто вопросы (200 баллов) Где любил бывать главный герой рассказа? Ответ

Слайд 7

У дедушки на заимке Перейти к выбору вопросов

Слайд 8

Просто вопросы (300 баллов) Кто приехал и забрал Алёшку? Ответ

Слайд 9

Тётка Августа Перейти к выбору вопросов

Слайд 10

Просто вопросы (400 баллов) В каком году был написан рассказ «Конь с розовой гривой»? Ответ

Слайд 11

В 1963 году Перейти к выбору вопросов

Слайд 12

Угадать героя по предмету (200 баллов) Ответ

Слайд 13

Дядя Левонтий Перейти к выбору вопросов

Слайд 14

Угадать героя по предмету (400 баллов) Ответ

Слайд 15

Тётя Васеня, жена Левонтия Перейти к выбору вопросов

Слайд 16

Угадать героя по предмету (600 баллов) Ответ

Слайд 17

Старшой среди Левонтьевских детишек Перейти к выбору вопросов

Слайд 18

Угадать героя по предмету (800 баллов) Ответ

Слайд 19

Кеша, двоюродный брат главного героя Перейти к выбору вопросов

Слайд 20

Угадать героя по фразе (200 баллов) Ответ «Мой-то малой-то!.. Чего утворил!..»

Слайд 21

Екатерина Петровна, бабушка главного героя Перейти к выбору вопросов

Слайд 22

Угадать героя по фразе (400 баллов) Ответ «А-га-а-а-а! Санька тоже пожрал, так ничего-о-о-о…»

Слайд 23

Танька, одна из немногих детей Левонтия Перейти к выбору вопросов

Слайд 24

Угадать героя по фразе (600 баллов) Ответ «Ты как с деньгами-то обращаешься, чучело безглазое! Мне рупь! Другому рупь! Это что же получается?»

Слайд 25

Екатерина Петровна, бабушка главного героя Перейти к выбору вопросов

Слайд 26

Угадать героя по фразе (800 баллов) Ответ «Он сирота, а вы всё ж при родителях!.. Мать-то ты хоть помнишь?…Бадога с ней по один год кололи-и-и! Когда ни придёшь… ночь, полночь…Пропа… пропащая ты голова, Левонтий!»

Слайд 27

Дядя Левонтий Перейти к выбору вопросов

Слайд 28

Продолжить предложениефразу (200 баллов) Ответ Зато как папа шурунёт нас — …

Слайд 29

Зато как папа шурунёт нас – бегишь не запнешша Перейти к выбору вопросов

Слайд 30

Продолжить предложениефразу (400 баллов) Ответ Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо…

Слайд 31

Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусывать положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива. Перейти к выбору вопросов

Слайд 32

Продолжить предложениефразу (600 баллов) Ответ В доме уже не было света. Тётя Феня постучала в окно…

Слайд 33

В доме уже не было света. Тётя Феня постучала в окно. Бабушка крикнула : «Не заперто!» Перейти к выбору вопросов

Слайд 34

Продолжить предложениефразу (800 баллов) Ответ Дед мне подморгнул: терпи. Я и без него знал: Боже упаси сейчас перечить бабушке или сделать чего не так, не по её усмотрению. Она должна…

Слайд 35

Дед мне подморгнул: терпи. Я и без него знал: Боже упаси сейчас перечить бабушке или сделать чего не так, не по её усмотрению. Она должна разрядиться, должна высказать всё, что у неё накопилось, душу отвести должна. Перейти к выбору вопросов

Слайд 36

Вопросы об авторе (200 баллов) Ответ Кто писал биографию В. П. Астафьева?

Слайд 37

Во-первых это не биография, а автобиография. Так как писал её сам Виктор Астафьев Перейти к выбору вопросов

Слайд 38

Вопросы об авторе (400 баллов) Ответ Откуда Виктор Астафьев родом?

Слайд 39

Он родом с Енисея Перейти к выбору вопросов

Слайд 40

Вопросы об авторе (600 баллов) Ответ Сколько было лет автору, когда тот написал рассказ «Конь с розовой гривой»?

Слайд 41

Ему было 39 лет Перейти к выбору вопросов

Слайд 42

Вопросы об авторе (800 баллов) Ответ Первоночально цикл рассказов и назывался: «Страницы детства». И чудесный эпиграф Кайсына Кулиева со сладкой грустью предворял его: «…

Слайд 43

«Мир детства, с ним навечно расставанье, Назад ни тропок нету, ни следа, Тот мир далёк, и лишь воспоминанья Всё чаще возвращают нас туда» Перейти к выбору вопросов

Слайд 44

Бонусные вопросы (1000 баллов) Ответ Какие были последние слова в рассказе?

Слайд 45

Сколько лет с тех пор прошло? Сколько событий минуло!.. А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой. Перейти к выбору вопросов

Слайд 46

Бонусные вопросы (1200 баллов) Ответ Из чего готовят пряники?

Слайд 47

Основными ингредиентами являются – пшеничная мука, сахар и сливочное масло. А вот для вкуса в пряники добавляют – мёд, соду, молотый имбирь и мускатный орех Перейти к выбору вопросов

Слайд 48

Бонусные вопросы (1600 баллов) Ответ Кто автор этой картины?

Слайд 49

Автором той картины был Т. Мазурин Перейти к выбору вопросов

Слайд 50

Бонусные вопросы (2000 баллов) Ответ Как вы думаете, заслужил ли главный герой этой истории пряник конём? Почему? Обоснуйте свой ответ.

На чтение 5 мин Обновлено

«Конь с розовой гривой» анализ рассказа поможет заполнить читательский дневник, определить жанр, главная мысль, сюжет, главные герои, чему учит произведения. Информация поможет написать краткое содержание для читательского дневника (5-6 предложений) и отзыв.

Астафьев «Конь с розовой гривой» читательский дневник (анализ)

Автор — Виктор Астафьев

Год написания — 1963

Сколько страниц — 33

Жанр — рассказ

Главная мысль рассказа — только родные и близкие люди способны понять и простить.

Тема рассказа Астафьева — тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает человека старше, меняет его. В.П. Астафьев показывает, как рождается зло в очень простых и обычных обстоятельствах, как оно растёт и начинает вытеснять добро из человеческого сердца, заглушать голос совести.

«Конь с розовой гривой» главные герои

  • мальчик Витя — добрый, озорной сирота, которого воспитывает бабушка и дедушка. Ему 7 лет. Он обманул бабушку и не знал как сознаться.
  • Бабушка Катерина Петровна — строгая, но справедливая. Добрая и любящая.
  • Санька — сын Левонтия, хитрый и жадный  Выманивал калачи, шантажируя Витю.
  • Леонтий и его жена Васеня — соседи Катерины Петровны. Леонтий ленивый и пьющий, но добрый мужчина, в прошлом моряк. Левонтий любит петь песни, его жена Васеня — пронырливая женщина, которая может не досчитать рубля, когда отдает свой долг. Детишек у них много, все шебутные, вздорные постоянно выясняют отношения между собой.

«Конь с розовой гривой» краткое содержание для читательского дневника

  1. конь с розовой гривой планВитя с соседскими ребятами отправляется за земляникой, но ребята съедают всю ягоду в том числе и ту, которая была сорвана на продажу.
  2. Зная, что бабушка будет его ругать. Витя опять же слушает дурных советов и набивает туесок травой, а поверху землянику;
  3. Взяв кузовок, бабушка отправляется на рынок: она хочет продать ягоды, а в качестве подарка обещала принести внуку пряник с конем.
  4. Весь день до приезда бабушки Витя не находил себе места: чувства стыда не давало ему покоя, он до поздно шатается по деревне, играет с детьми тети Фени
  5. Тетка Феня приводит мальчика домой и он затаившись в комнате ждет расплаты и слушает как бабушка чистит его на все лады.
  6. Витя просит прощения и бабушка еще поругавшись, отдает ему заветный пряник с конем.

«Конь с розовой гривой» план пересказа

  1. Просьба бабушки
  2. Ребята собираю ягоды
  3. Подначки Саньки
  4. Витя раздает ягоды
  5. Баловство ребят
  6. Трава вместо ягод
  7. Шантаж Саньки
  8. Бабушка едет на рынок
  9. На рыбалке
  10. Чувство стыда
  11. Тетя Феня приводит Витю домой
  12. Один в кладовке
  13. Разговор с дедушкой
  14. Прощение
  15. Заветный пряник

Сюжет «Конь с розовой гривой» 

конь с розовой гривой анализРассказ «Конь с розовой гривой» — произведение, во многом автобиографическое. Это воспоминание о собственном детстве. Действие происходит в одной из сибирских деревень на берегу Енисея в первые годы после Гражданской войны, в тяжёлое время, когда страна была разорена войной, люди жили бедно. У главного героя рассказа, как и у писателя, утонула мать. Оставшись сиротой, Астафьев тоже рос у бабушки с дедушкой. Повествование ведётся от первого лица. С помощью разговорной речи Астафьев воспроизводит уникальный сибирский диалект. Рассказ, главные герои которого отличаются самобытной речью, полной диалектизмов, богат также и образными описаниями природы: повадки животных и птиц, шорохи и звуки леса, речные пейзажи

Развязка растянута, все никак не разрешается внутренний конфликт героя с самим собой, мучительно тянется осознание вины. Герой слышит, как бабушка рассказывает о своем и его позоре дедушке: “Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог разобрать, что говорила она дальше, потому что закрылся полушубком, забился в него, чтобы помереть скорее”. Мальчик чувствует, что всему миру явен его позор, что каждому встречному бабушка рассказала об обмане, что он не только обманул бабушку, а виноват и в том, что бабушка невольно обманула покупателей земляники. Наконец, напряжение достигает кульминации: дедушка пожалел мальчика, и накопившиеся слезы “хлынули безудержно”. Дедушка помог внуку выйти из невыносимого положения: “Попроси прощенья…”

«Конь с розовой гривой» чему учит?

Рассказ учит не обманывать, быть честным, уметь признавать свои ошибки, просить прощения.  Учит не слушать глупых советов, помнить о своих обязанностях перед близкими. Учит любить и прощать близких людей.

Отзыв на рассказ «Конь с розовой гривой»

Рассказ мне понравился, он заставляет задуматься о своем поведении, о том, что нельзя никого обманывать, правда все равно выплывет наружу. Витя обманул бабушку,набил туесок травой,а сверху засыпал ягоды. Мальчик понимал, что этот обман раскроется, поэтому он стыдился и боялся идти домой. Но бабушка хоть и поругала его, но исполнила своё обещание: привезла пряник конем. Произошедшее стало для него хорошим уроком. Я советую всем почитать этот поучительный рассказ.

Пословицы к рассказу «Конь с розовой гривой»

  • Повинную голову меч не сечет.
  • Была вина, да прощена.
  • Вранье не введет в добро.
  • Жить в обмане как в тумане.
  • Кто не врет, тот спокойно живет.
  • На обмане далеко не уедешь.

Рассказ «Конь с розовой гривой» Астафьева В. П. был написан в 1968 году. Произведение вошло в повесть писателя для детей и юношества «Последний поклон».

В рассказе «Конь с розовой гривой» Астафьев раскрывает тему взросления ребенка, формирования его характера и мировоззрения. Произведение считается автобиографичным, описывающим эпизод из детства самого автора.

Краткий анализ

Год написания – 1963.

История создания – Анализируемый рассказ – часть автобиографической повести «Последний поклон».В нем автор воспроизвел события, которые навсегда врезались в его память: смерть матери, жизнь с бабушкой, дружбу с соседским мальчуганом Санькой.

Тема – В произведении можно выделить две основные темы: обман Витьки и духовное становление личности.

Композиция – Композиция произведения простая, однако, есть особенность: последовательность сюжетных элементов немного нарушена. Начинается рассказ завязкой, а уже далее следуют экспозиция, развитие событий, кульминация и развязка. Пейзажи и портреты в произведении лаконичные, но именно они помогают придать воспоминаниям выразительности.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

История создания

История создания произведения тесно связана с жизнью В. Астафьева. В нем отобразились воспоминания писателя о детстве. Известно, что Виктор Петрович в семь лет потерял мать. Женщина перевернулась на лодке и утонула. Отец мальчика женился во второй раз, а сына отправил в детский дом.

Самым близким после смерти матери стала бабушка Потылицына Екатерина Петровна. Она жила в деревне. Ее соседом был дядя Левонтий – глава многодетной семьи. Витя дружил с сыном соседа Санькой. Товарищи любили рыбачить, купаться на речке, вместе частенько попадали в веселые истории. Одна из них отобразилась в рассказе.

Год написания произведения – 1963. На самом деле, «Конь с розовой гривой» – часть автобиографической повести В. Астафьева «Последний поклон».

Тема

В «Конь с розовой гривой» анализ стоит начинать с характеристики главных тем и системы образов.

Мотив детства очень распространен в мировой литературе. В. Астафьев развивает его так, чтобы раскрыть две темы: приключения мальчика Вити и соседских детей и духовное становление личности. Указанные темы «Коня с розовой гривой» тесно переплетаются между собой и определяют проблематику произведения.

Начинается «Конь с розовой гривой» коротким разговором бабушки и внука. Бабушка просит мальчика насобирать туеску земляники, обещая за это пряник – коня с золотой гривой. Несколько абзацев посвящено описанию лакомства. В них В. Астафьев погружается в свои детские заботы и мечты.

Бабушка и внук Витя – главные герои произведения. Постепенно галерея образов дополняется. Читатель узнает о членах семьи бабушкиного соседа Левонтия: жене Васёне, детях Саньке и Таньке. Все они играют второстепенную роль. Эпизодичные образы – дед и мать Витьки.

Центральное событие сюжета – сбор земляники. В. Астафьев рассказывает, как главный герой вместе с друзьями собирал ягоды. Дети Левонтия больше ели, чем работали. Витя же собрал туеску земляники, но часть его «добычи» съели, часть – рассыпали. Витька испугался: что скажет бабушка. Она была женщиной доброй, но строгой. Санька посоветовал другу обмануть ее: насыпать в туеску земли и травы, а сверху положить ягоды. Так ребята и сделали.

Обман бабушка обнаружила только на рынке. Она рассердилась на внука, но пряник ему привезла. Привлекает внимание эпизод, описывающий возвращения бабушки с рынка. Мальчик заметил, как женщина грозила ему с лодки кулаком. Вид лодки посреди реки напомнил мальчишке о смерти матери, утонувшей в Енисее.

Мальчику было стыдно за свой поступок, он не знал, как ему поступить. На помощь пришел дедушка. Он посоветовал попросить у бабушки прощения. Витя так и сделал. В конце перед нами появляется взрослый мужчина, который признается, что бабушка и дедушка умерли, его же «жизнь клонится к закату», но память его сохранила «дивного коня с розовой гривой». Завершающая часть произведения – ключ к толкованию названия рассказа. Розовый конь – символ памяти о дорогих сердцу людях, также его можно толковать как совесть.

В произведении раскрываются такие моральные проблемы: отношения между представителями разных поколений, обман, совесть, дружба.

Описанные события, система образов позволили автору реализовать идею о том, что обман всегда раскрывается, важно уметь жить с чистой совестью.

Основная мысль произведения: нужно уметь говорить правду, поступать по совести. Это то, чему учит читателя автор.

Урок по литературе «Конь с розовой гривой» (6 класс). Нравственные проблемы.

Составитель: Нигаматуллина Н.И.

Сценарий урока по литературе

6 класс

Тема: В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа: честность, доброта, понятие долга.

Задачи урока:

способствовать формированию представления о В. П. Астафьеве как современном русском писателе, мастере художественного слова; помочь выявить основные нравственные вопросы рассказа, углубить понимание идейно-художественного богатства рассказа; создать условия для ознакомления с характерами героев рассказа и их характеристиками; научить давать нравственную оценку поступков; рассмотреть авторскую позицию в рассказе.

Основные понятия и термины:
нравственность,речевая характеристика, юмор, рассказчик.
Сценарий урока

Против всего можно устоять, но не против доброты.

Жан Жак Руссо

I.
Постановкацелейи задачурока. Проверка домашнего задания.
– Сегодня предстоит большой и серьезный разговор о нравственных уроках рассказа В. П. Астафьева, о проблеме взросления, становления личности, о своеобразии языка писателя, позиции автора-повествователя.

Повесть в рассказах о детстве писатель задумал еще в 1960-е годы и работал над ней на протяжении четверти века. Эпиграфом поставил слова поэта Кайсына Кулиева: «Мир детства, с ним навечно расставанье, назад ни тропок нету, ни следа, тот мир далек, и лишь воспоминанья все чаще возвращают нас туда».

Учитель предлагает прослушать рассказ «Один день в жизни мальчика» и ответить на вопросы.

– Какое определение к слову «день» вы добавили бы?

– Был ли в вашей жизни памятный день, преподнесший вам жизненный урок?

II. Изучение нового материала.

1. Запись в тетради даты и темы урока.

– На классной доске вы видите контуры таблицы, где три колонки и в каждой по одному ключевому слову: честность, доброта, чувство долга. В ходе урока в каждой колонке появится информация о том, кто из героев рассказа обладает этими качествами и в каких эпизодах рассказа они проявились.

2. Устный (письменный) рассказ о герое, который особенно запомнился.

– Как выяснилось, вы выбрали таких героев, как рассказчик, бабушка и Санька Левонтьев. Сначала послушаем план, а затем рассказ.

План рассказа «Бабушка Катерина Петровна»

1. Жизнь в доме бабушки. «Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба».

2. Какой была бабушка Катерина Петровна:

1) трудолюбивая и хозяйственная: «Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник», «Жалко ее будить, устала она»;

2) бережливая, экономная: «Бабушка считала обстоятельно и долго, разглядывая каждый рубль»;

3) справедливая и прямолинейная: «…моя бабушка корила его (Левонтия)

за безделье»;

4) сильная, строгая: «Бабушка моя, Катерина Петровна, не тетка Васеня»;

5) мудрая: «Жизнь страшнее снов, батюшко…», «Бабушка знает все мои повадки»;

6) добрая, заботливая: «Мой-то, малой-то, че утворил!», «Я вот еще Левонтьевских в оборот возьму! Это ихняя грамота!».

3. Взаимоотношения с дедушкой.

4. Бабушкина «наука». «Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда-нибудь обманешь бабушку».

План рассказа «Портрет – характеристика рассказчика»

1. Как рассказчик жил с бабушкой и дедушкой.

2. Каким мы увидели мальчика в разных эпизодах:

1) общительным, находящимся в центре внимания в семье Левонтьевых: «Главная цель моей жизни была – прорваться в дом Левонтия после его получки»;

2) трудолюбивым во время сбора земляники: «Вот с ребятишками дяди Левонтия и отправился я по землянику, чтобы трудом своим заработать пряник»;

3) послушным внуком, но поддающимся влиянию таких, как Санька: «Я еще у бабушки калач украду!», «Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба»;

4) совестливым, любящим внуком: «И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских? Вон как хорошо было жить!».

3. Главный жизненный урок. «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло!.. А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой».

План рассказа «Санька Левонтьев»

1. Какой я увидел семью Левонтьевых? «…Тогда в доме Левонтьевых, где были одни ребятишки и ничего больше», «Левонтьевские ребята умели пропитаться “от земли” – все ели, что Бог пошлет, ничем не брезговали и оттого были краснокожие, сильные, ловкие, особенно за столом», «Левонтий бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал».

2. Черты характера Саньки:

1) вредный, занозистый во взаимоотношениях с другими: «Санька раздавал затрещины направо и налево за то, что малые лезли под руку», «Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят»;

2) хвастливый: «Дальше всех в пещеру забежал Санька»;

3) жестокий по отношению к природе: «Санька ухватил эту мерзкую на вид рыбину, и мы растерзали ее на берегу за некрасивый вид»;

4) задиристый: «Задаст тебе Катерина Ивановна! Нам-то ништяк!»;

5) наблюдательный, хоть и пересмешник: «Ой, дитятко мое! – принялся с точностью передразнивать мою бабушку Санька»;

6) ответственный (на рыбалке): «Санька командовал напропалую. Поскольку был он сегодня старшим и чувствовал большую ответственность, то уже не задирался почти и даже усмирял “народ”, если тот принимался драться».

3. Каким я вижу Саньку в будущем:

1) умеет бороться с жизненными трудностями;

2) умеет разбираться в людях;

3) уроки доброты – это и Санькины уроки.

3. Словарная работа.

– Что такое нравственность?

Нравственность

– внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек.

Безнравственный

– нарушающий правила нравственности.

III. Инсценирование фрагмента «Пора возвращаться домой»

(учебник, с. 71–72; со слов «Так интересно и весело провели мы весь день» до слов «А что, если разбудить ее и все-все рассказать?»)
.
IV. Практическая деятельность: работа с таблицей.

Рассказчика бабушка с дедом учили честности, а он наврал бабушке. Его мучает совесть, он в душе раскаивается и за обман, и за кражу калачей.

Автор рисует красоту летнего дня. На фоне этой красоты описываются страдания и угрызения совести, которые испытывает герой, обманувший любимую бабушку.

Мир природы, красота летнего дня играют роль контраста с миром обмана и эгоизма, куда был вовлечен герой рассказа, который и не сопротивлялся в силу своего слабого характера

Бабушка – добрейшей души человек. Когда внук принес туесок с ягодами, она от души похвалила его за собранные ягоды.

Внук набедокурил, обманул бабушку, а она верит в его доброе сердце, в то, что он переживает и раскаивается, поэтому покупает пряник его мечты

Дед советует внуку попросить прощения у бабушки – так должен поступать человек, который понял свои ошибки, свою неправоту.

Бабушка видит свой долг не в наказании внука, а в воспитании его Человеком

– Какие нравственные уроки получили герои рассказа?

– Как вы понимаете слова эпиграфа: «Против всего можно устоять, но не против доброты»?

V. Языковое своеобразие рассказа.

– Язык Астафьева истинно народный, богатый, сочный. В нем находят отражение и время, и характер героя, и авторская позиция. Меняются интонации – чувствуется драматизм ситуации. Ирония неприкрытая, легко угадывается. Юмор тонкий и всегда уместный, добрый юмор.

«Сибирские» диалектные слова: увал, туесок, шаньга, батоги, сенцы, рушник, наличники и др. (См.
Ресурсныйматериалкпредыдущемууроку.)
Просторечные слова и выражения: долго поносила (ругала) Левонтьиху; как шурунет (прогонит); удается ушмыгнуть (убежать); ударялись в рев (начинали реветь, плакать); разом смолотил (съел) все; своих потачил (защищал, оправдывал); так и эдак ластятся (подлизываются); у нее не задержится (бывает); должна разрядиться (успокоиться) и др.

Фразеологизмы: убраться от греха подальше, одним махом, душу отвести, попасть на уду и др.

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Правдивый рассказ В. П. Астафьева, построенный на впечатлениях детства, поучителен. Он приоткрывает мир детства, когда во всем хочется самому разобраться, когда маленький человечек постигает не только окружающий мир, но и окружающих людей. Круг общения главного героя не так велик, но определенный опыт взаимоотношения с разными людьми он получил. После чего стал ценить самых близких людей, стал разборчивее в выборе друзей, понял, что жить надо по совести. Чтобы принять решение, надо прислушаться к самому себе, а не идти на поводу у кого-либо. Герой рассказа слишком доверчив, но его сердце открыто для всех, он добрый, честный, чувствительный и благодарный. А бабушка Катерина Петровна настолько щедра на доброту, что всем окружающим ее людям хватит. «Против всего можно устоять, но не против доброты».

– Чем интересен для вас был сегодняшний урок?

– Какой урок нравственности особенно запомнился? Домашнее задание.

Отобрать материал по теме «Речевая характеристика понравившегося героя рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Композиция

Характеристика композиции – обязательный пункт плана «Коня с розовой гривой». Произведение не отличается сложной смысловой или формальной организацией, однако, есть особенность: последовательность сюжетных элементов немного нарушена.

Начинается рассказ завязкой – просьба бабушки. Далее следует экспозиция – знакомств семьей Витьки и Левонтия; развитие событий – сбор земляники, попытка обмануть бабушку; кульминация – переживания главного героя, заметит бабушка обман или нет; развязка – бабушка ругает внука, а потом Витька, по совету дедушки, мирится с ней. Особенности развития сюжета связаны с тем, что анализируемое произведение – часть повести.

Пейзажи и портреты в рассказе лаконичные, но именно они помогают придать воспоминаниям выразительности. Смысл «Коня с розовой гривою» сконцентрирован в искреннем признании взрослого человека.

Анализ рассказа «Конь с розовой гривой»

Виктор Петрович Астафьев — великий русский писатель. Его перу принадлежит огромное количество замечательных произведений, одно из таких — рассказ для детей «Конь с розовой гривой».

Данный рассказ имеет под собой реальную основу. Астафьев всё свое детство провел в деревне с бабушкой (мать умерла, отец женился на другой). В памяти мальчика осталась деревня и её быт, бабушка и соседские левонтьевские мальчишки и, конечно же, история про коня с розовой гривой.

Данное произведение относится, как было сказано выше, к жанру рассказа. Об этом свидетельствует небольшое количество персонажей, небольшая форма произведения и главное — одна сюжетная линия (события разворачиваются вокруг поступка главного героя).

Тема рассказа проста: бабушка, Катерина Петровна, послала своего внука, главного героя, за земляникой. Эту землянику и другое бабушка везла на базар, за землянику главному герою был обещан пряник в виде коня с розовой гривой.

Мальчик, послушав соседских ребятишек, съел всю землянику, а в туеске принёс траву, которую сверху засыпал ягодой. Мальчика мучают угрызения совести, ему стыдно перед бабушкой и он ждёт от неё расплаты за свой поступок. Бабушка, конечно, ругает внука, но розового коня всё равно привозит.

Главная проблема, поднятая в данном произведении, это проблема ответственности за свои поступки, способности признать свою неправоту, проблема мужества. Главный герой обманул родного и дорого себе человека, и теперь сам от этого мучается.

Мучается не от того, что бабушка приедет и отругает его, а от того, что поступил нечестно, безнравственно, подвёл бабушку, обидел её своим поведением. Бабушка же как поистине мудрый человек поступает очень правильно. Она привозит внуку пряник, дабы он запомнил надолго свой поступок и через много лет ему было стыдно за содеянное.

Герой понял, что он поступил неправильно, некрасиво, он искренне жалеет, что повёл себя таким образом, он признает свою неправоту и на самом деле, уже во взрослой жизни помнит о своём поступке и испытывает за него стыд.

Другая важная идея рассказа: не следует идти на поводу у кого-либо, думать нужно своей головой. Мальчик послушал левонтьевских ребятишек и поступил, как они сказали. Им все равно на этот поступок, а наш герой страдает. Он не может обмануть близкого человека и делать вид, что ничего не произошло, веселиться и играть, как прежде.

Обман дорого себе человека приносит герою ещё большее моральное мучение, он не может заглушить в себе совесть и перестать думать об обманутой бабушке.

Рассказ очень интересный и полезный для молодого поколения, собственно, как и вся классика, не теряющий своей актуальности через много лет.

Жанр

Жанр произведения В. Астафьева – рассказ, о чем свидетельствуют такие особенности: небольшой объем, небольшое количество главных героев, внимание сконцентрировано на одном событии. Направление произведения В. Астафьева «Конь с розовой гривой» – реализм, так как рассказ основан на реальных событиях.

Предыдущая

Сочинения«Тихий Дон» анализ произведения Шолохова – проблематика, история создания, жанр, проблемы романа

Следующая

Сочинения«Медведь на воеводстве» анализ сказки Салтыкова-Щедрина – тема, основная мысль, смысл произведения

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение на тему Озеро Байкал
    Каждый человек наделен способностью восхищаться природой. Пожалуй, мало найдется вещей в нашей обыденной жизни, которые могли бы мгновенно преобразить наш образ мыслей или текущее настроение.
  • Мцыри как романтический герой в поэме Лермонтова 8 класс сочинение
    В восемнадцатом – девятнадцатом веке в России полным ходом развивается романтизм, который сменил классические традиции. Если до этого литературные произведения были направлены на развитие общественной стороны, и хотелось показать некий идеал устройства
  • Анализ рассказа Алексина Безумная Евдокия
    Произведение, которое носит название «Безумная Евдокия», написано русским и советским писателем Анатолием Георгиевичем Алексиным.
  • Сочинение по картине Кустодиева Масленица 5, 7 класс описание
  • Сочинение Злоумышленник по рассказу Чехова 7 класс
    Рассказ Антона Павловича Чехова «Злоумышленник» представляется мне не как поучительная история, а как типичная юмористическая миниатюра тех лет. Автор изображает рядовую ситуацию, которая случается в российской провинции тех лет

Виктор Петрович Астафьев за свой творческий путь создал немало интересных и поучительных произведений. Наиболее известным из них является рассказ «Конь с розовой гривой». Данное произведение представляет собой воспоминания писателя о своём детстве, которые он передал с помощью художественного слова. Создаётся впечатление, будто взрослый человек наблюдает за своим поведением со стороны. Автор очень тщательно анализирует поступки главного героя, заставляя читателя задуматься о важных вещах. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом произведения Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» по плану.

История создания 

История создания рассказа «Конь с розовой гривой» переплетается с жизнью известного писателя. В произведении нашли отражение воспоминания автора о своих детских годах. Виктор Астафьев остался без матери, когда ему было всего семь лет. Известно, что женщина перевернулась на лодке и утонула. У мальчика остался отец. Однако вскоре он во второй раз женился, а Виктора отдал в детский дом.

У мальчика также была бабушка, которую звали Екатерина Петровна Потылицына. Именно она стала самым близким человеком для ребенка после того, как он потерял мать. Женщина проживала в деревне. Дядя Левонтий был её соседом, у которого был сын по имени Саня. Витя дружил с ним, ребятам нравилось вместе проводить время. Они любили купаться в речке, ходить на рыбалку. При этом мальчики часто становились участниками различных историй, одна из которых отразилась в произведении. 

Работу над созданием своего знаменитого рассказа Астафьев завершил в 1963 году. Данное произведение стало частью автобиографической повести писателя «Последний поклон». 

Жанр и направление 

Произведение «Конь с розовой гривой» является рассказом. Об этом свидетельствует несколько признаков. Так, произведение является небольшим по объёму, в нем представлено сравнительно небольшое количество персонажей. При этом автор сконцентрировал внимание только на одном событии. 

Нетрудно догадаться, что рассказ создан в духе реализма. Ведь он является автобиографическим и основан на реальных событиях. 

Композиция 

Можно заметить, что рассказу не присуща сложная структура. Но для композиции произведения характерна некоторая особенность. Писатель немного нарушил последовательность сюжетных элементов в рассказе.

Произведение начинается с завязки, в которой отражена просьба бабушки. Затем наступает экспозиция, представляющая собой эпизод знакомства с семьёй Вити и Левонтия. Развитие событий происходит во время сбора ягод. При этом Витя пытается обмануть свою бабушку. Развязка представлена в сцене, когда Екатерина Петровна ругает своего внука. 

Как известно, рассказ «Конь с розовой гривой» является частью повести Астафьева, поэтому ему присущи некоторые особенности развития сюжета.
Благодаря красивым пейзажам и подробным портретам Виктор Астафьев смог придать своим воспоминаниям особую выразительность. 

Суть

С рассказа бабушки и внука начинается произведение. Екатерина Петровна просит мальчика, чтобы он собрал землянику. За это она обещает ему дать пряник. Писатель, описывая лакомство, погружается в ностальгию и вспоминает свои детские мечты. 

Главным событием произведения является сбор ягод. Автор показывает, как Витя с ребятами собирал землянику. Дети соседа Екатерины во время работы съели очень много ягод. Главный герой собрал туесок земляники, однако одну часть съели, а другую — рассыпали. Витя очень боялся, что скажет бабушка, ведь Екатерина Петровна была строгой женщиной. Саня предложил Вите обмануть бабушку, и вместо ягод насыпать травы и земли, а сверху положить землянику. Именно так мальчики и поступили. 

На рынке бабушка узнала, что внук её обманул. Несмотря на то, что она очень рассердилась, пряник женщина все равно привезла Вите. Читатель замечает, насколько стыдно было мальчику за свой поступок. Дедушка посоветовал Вите попросить прощения у бабушки. И мальчик последовал его совету. В конце повествования перед читателем в образе Вити предстаёт уже взрослый человек. 

Его дедушки и бабушки больше нет в живых, однако он до сих пор вспоминает «коня с розовой гривой». Вот более подробное краткое содержание.

Главные герои и их характеристика

Посмотрим, как главные герои рассказа «Конь с розовой гривой» представлены в произведении:

  1. Главным героем произведения «Конь с розовой гривой» является мальчик, которого зовут Витя. В его образе автор изобразил доброго и наивного ребёнка. Бабушка очень хотела, чтобы мальчик вырос порядочным человеком, поэтому она воспитывала его в строгости. Витя жалел свою бабушку. Его очень мучала совесть из-за совершенного им поступка. Витя является очень умным и воспитанным ребёнком, которому неприятно то положение, в которой он оказался. 
  2. Главную героиню рассказа зовут Екатерина Петровна. Она сама воспитывала своего внука, так как его мать погибла. В образе бабушки автор воплотил рассудительную и трудолюбивую женщину. Она является очень верующей. Женщина даже у реки просила вернуть ей дочь. Екатерина Петровна обладала довольно строгим характером. Кроме того, она была очень принципиальной и активной. Подробнее о ее характере написано в сочинении.
  3. Также значимым героем произведения является мальчик по имени Санька. Именно он учит Витю обманывать и воровать. В образе Саньки писатель изобразил грубого и безответственного человека. 
  4. Дядя Левонтий является добродушным человеком, несмотря на то, что он любит выпить. Герой очень скучает по морю, ведь когда-то он там работал. По своей натуре Левонтий довольно ленивый. Однако он отличается очень интересной и колоритной речью.

Темы

Произведению «Конь с розовой гривой» присущ мотив детства, который является довольно распространенным в мировой литературе. В произведении подняты важные темы, а именно: 

  1. Тема совести. Вите очень стыдно за то, что он обманул бабушку. Именно совесть дает ему возможность осознать свою ошибку и уяснить урок.
  2. Тема воспитания. Бабушка строга по отношению к внуку, но эта суровость оправдана: только так женщина смогла воспитать достойного человека, который несет ответственность за свои поступки.
  3. Тема доброты и отзывчивости. Несмотря на плохое поведение внука, бабушка все-таки не смогла отказать ему в подарке. Этот поступок особенно запомнился ему и стал главным назидательным элементом в жизненном уроке.
  4. Тема деревенской жизни. Автор подробно описывает быт и нравы деревни. Все люди общительные, все друг друга знают, а потому обмануть кого-либо или скрыть что-то очень не просто. Жизнь в деревне наполнена трудом, интересными поверьями и трагическими событиями, которые создают неповторимую атмосферу.
  5. Тема неполной семьи. Автор рассказывает, каково ему жить без матери и без отца.

Проблемы 

Проблематика рассказа «Конь с розовой гривой» не менее интересна:

  1. Главная проблема «Конь с розовой гривой» произведения очевидна. Она заключается в ответственности за свои поступки. Главный персонаж обманул родного человека, за что его мучает совесть. Вите очень тяжело осознавать, что он поступил так безнравственно и нечестно. Бабушка все равно привезла мальчику пряник, который будет ему напоминать о недостойном поступке. 
  2. Кроме того, Астафьев в рассказе поднял проблему дурного влияния. Друзья Вити очень плохо влияют на него, принуждая его к дурным поступкам. Ведь именно они предложили обмануть бабушку.
  3. Плохое воспитание — еще одна проблема рассказа. Мать соседских детей все им прощает, а потому они ведут себя так, как хотят, зная наверняка, что им ничего не будет.

Основная идея 

Смысл рассказа «Конь с розовой гривой» состоит в том, что в жизни нужно всегда выбирать честность и порядочность, а не легкую наживу и обман. Витя попробовал кривую дорожку и пришел в тупик, где были только разочарование и стыд. Эта земляника того не стоила. Не стоила она и доверия близких, которые не жалели сил и времени ради содержания и воспитания героя. Витя получил свой урок и усвоил его на всю жизнь благодаря соотношению строгости и доброты бабушки.

В своем произведении Виктор Петрович показал, что родные и близкие люди способны на искреннюю любовь. Они могут простить дорогому человеку всякую оплошность. Образ Екатерины Петровны олицетворяет невероятную теплоту и чистоту души. Она все-таки принесла ему этот пряник. Благодаря воспитанию бабушки Витя смог вырасти искренним и достойным человеком. Автор призывает читателя поступать по законам совести и говорить только правду. Такова главная мысль рассказа «Конь с розовой гривой».

Чему учит?

Известный рассказ Виктора Астафьева является очень поучительным. Произведение «Конь с розовой гривой» призывает читателя совершать только добрые поступки и с милосердием относиться к окружающим. Писатель также утверждает, что необходимо уметь прощать. Несмотря на то, что главный герой поступил очень непорядочно и обманул бабушку, она все равно принесла ему пряник. Женщина осознавала, что суровое наказание является неуместным, ведь только добро может спасти мир. 

Рассказ «Конь с розовой гривой» заставляет задуматься о том, что важно защитить себя от дурного влияния со стороны. Далеко не все «дружеские» советы нужно принимать за чистую монету и воплощать в жизнь. Нужно уметь прислушаться к себе и делать выбор в пользу внутреннего голоса, а навязанных истин извне.

Автор: Виктория Комарова

Этот трогательный рассказ написал Виктор Астафьев. Здесь повествуется от имени деревенского мальчика, который озорничает, поддаётся влиянию соседских хулиганов. Но у ребёнка  Мальчик, от чьего имени ведется повествование, с ранних лет остался сиротой. Теперь его воспитывает бабушка Екатерина Петровна и дед. В начале рассказа писатель создает необходимую атмосферу. Читатель погружается в обстановку того времени.доброе сердце, он искренне переживает о содеянном.

Витя

Витя (от его лица ведётся рассказ) – сирота, внук Екатерины Петровны. Он часто рассуждает о гибели его матери. Из всего повествования хорошо заметно, что мальчик любит свою деревню, почитает родню, ценит родину, уважает простой деревенский народ: «Я и поныне, как вспомню песню, — так и вижу Бобровский переулок и всех бобровских, и мураши у меня по коже разбегаются от потрясённости», «дрожит, сжимается сердце от песни», «деревня большая была, народ голосистый, удалой, и родня в коленах глубокая и широкая».

Витя уважает и семейство левонтьевских: «Ни одна из них не могла растревожить закаменелую душу боевого семейства». Он никогда не упускает возможности побыть вместе с этой семьёй: «Главная цель моей жизни была прорваться в дом Левонтия после его получки, послушать песню про малютку обезьяну и, если потребуется, подтянуть могучему хору», «я окружён бывал нередкостным вниманием, тут мне полный праздник».

Хоть Витя часто глядит на ребят, иногда подражает им, но что-то всё таки подсказывает ему, что нельзя себя вести также, как они: «Я тоже знал поганые слова, научился говорить их у ребят, но боялся, может стеснялся употреблять поганство». Главный герой также проявляет слабохарактерность, он легко поддаётся чужому влиянию , ведётся на «слабо», потакая Саньке, хвастается, что «ещё у бабушки калач украдёт», решает обмануть бабушку, «натолкав в туёс травы, сверху ягод». При этом его мучает совесть: «Терзался я ночью», «а что если всё рассказать», «что только будет», «и зачем я так сделал».

В итоге мальчик решает раскаяться: «Да чтобы я ещё раз сплутовал». Становится понятно, что Витя испытывает стыд, ему сложно признаться в содеянном, попросить прощение, но опять таки совесть помогает ему исправиться, потому что мальчиком руководит его добрая душа.

Екатерина Петровна

Екатерина Петровна – бабушка Вити. Екатерина Петровна – строгая, обладающая большим жизненным опытом, женщина, осуждающая лень и разгильдяйство, любящая порядок во всём: «сосчитать ведь надо», «бабушка считала обстоятельно и долго, разглаживая каждый рубль», «ты как с деньгами то обращаешься». Она строго воспитывает внука: «Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба», «ешь за столом, иначе худо будет», «нет-нет да поддаст».

Несмотря на всю строгость и неотступность от своих правил, бабушка является добрым человеком, она долго ругает Витю за плохой поступок, но вскоре прощает его, понимая что он раскаивается, и дарит коня с розовой гривой, о котором так долго мечтал Витя.

Дедушка Вити

Дедушка Вити – умный и рассудительный человек. Дед никогда не ругает Витю. Он для мальчика является сильной и надёжной поддержкой, «он ищет и находит зелье, чтобы не оставлять горемычного внука один на один с «генералом» — так он в сердцах или в насмешку называет бабушку», «дед мне подморгнул – терпи».

Тётка Васеня

Тётка Васеня – жена дяди Левонтия. От этой женщины никогда не веет спокойствием, автор представляет её суетливой: «И тут же кидалась прочь из избы, взметнув юбкою вихрь», «опять взмётывала юбкой и укатывалась» и зажиточной: «Но и при такой малой сумме заполошная Васеня умудрялась обсчитаться на рубль, когда и на целый трояк». Также Васеня была «непереносимой чувствительности человеком».

Дядя Левонтий

Дядя Левонтий – сосед Вити. Скорее всего единственный щедрый человек из Левонтьевских: «Левонтий получал деньги, и тогда в соседнем доме, где были одни ребятишки и ничего больше, начинался пир горой», но является пьющим, как пишет автор, он «вино жрал», а становясь пьяным всегда «ругался, гремел, плакал». Порой кажется, что Левонтия никогда ничто не заботит: «Я, Петровна, слободу люблю», «любил море», «садился на тюрбак, курил, смотрел».

Левонтьевские дети

Левонтьевские дети («левонтьевские орлы», как их называет автор): Санька, Танька и другие ребята. Санька и Танька являются неположительными героями в рассказе. Уже вначале автор даёт понять, что они подлизываются для собственной выгоды: «Ребята левонтьевские к тебе так и ластятся, чтоб только им позволили потом откусить от коня или лизнуть его». И проявляют жадность: «Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива». Остальные дети семейства не всегда дружно относятся друг к другу, они «вольничали, боролись, бросали друг в друга посудой, ставили подножки, раза два принимались драться, плакали, дразнились». Санька вовсе пытается всячески задеть главного героя. «Бабушки Петровны испугался», обзывается «поганым словом». Или же пытается взять его на слабо, заставить сделать плохой поступок, обмануть старших. Он даже шантажирует Витю: «Принеси калач, тогда не расскажу».

Тётя Феня – второстепенный герой. Добрая женщина, которая принимает Витю погостить, кормит его и расспрашивает обо всём.

  • Сказка конек горбунок русская народная сказка слушать
  • Сказка конек горбунок читать текст 4 класс
  • Сказка конек горбунок читать текст краткое
  • Сказка конек горбунок читать полностью русская народная сказка
  • Сказка конек горбунок рассказ о дружбе ивана и конька горбунка