Сказка книжка счастья гарин михайловский слушать

115 лет назад, 10 декабря 1906 года умер николай георгиевич гарин-михайловский еврейские анекдоты не всегда хороши. они особенно плохи, когда

115 лет назад, 10 декабря 1906 года умер Николай Георгиевич Гарин-Михайловский

«…еврейские анекдоты не всегда
хороши. Они особенно плохи, когда не понимаешь их или когда приходится самому
играть в анекдоте роль глупую».
Горький

Увидеть Бога

Последней великой, по-итальянски: ла́удой, — песней-хвалой пращура
францискианства (нищенствующего ордена) св. Франциска Ассизского — была «Песнь
о Солнце». Восхваляющая абсолютно все божии творенья: Брата Солнце — frate sole, Сестру Луну — sora luna, Брата Ветра — frate vento, Сестру Воду — sora aqua, Брата Огня — frate focu, Мать Землю — matre terra, Сестру Смерть — sora morte.

Написанное практически на смертном одре, за «час до смерти», это
произведение античной традиции на умбрийском диалекте стало первым в мире
памятником религиозной итальянской литературе.

Вообще такие люди как Франциск появляются на земле довольно редко, считал
Максим Горький, называя их по-горьковски остро — весёлыми праведниками.

И ежели Христос, несомненно, праведник, но — увы и отнюдь — не весёлый, точнее
даже, в некоем смысле — педант. То родоначальником когорты именно «весёлых
праведников» Горький считал собственно Франциска Ассизского. Великого художника
страстной любви к жизни. Любившего человека не для поучения любви, — а потому,
что, обладая идеальнейшим искусством и счастьем восторга жизни, жизнелюбия, — он
не мог не делиться этим счастьем с людьми.

Да, обреталась в душах ещё невероятная сила сострадания, отягощённая
радением за род человеческий. Обременённая невыносимо страшным результатом кровавых
распрей, выплеснувшихся позднее гуманистическим характером решительно иных конструкций,
чем в XII—XIII вв.
И, переносясь из эпохи Франциска на шесть столетий вперёд (благо вольный формат
текста позволяет), нельзя не вспомнить свидетеля жесточайшей битвы при ломбардской
деревушке Сольферино — Анри Дюнана. Создавшего международную организацию
Красного Креста — в помощь раненым воинам, — причём со всякой стороны
конфликта!

Также нельзя забыть прославленного доктора Фёдора Га́аза (Friedrich-Joseph Haass). Москвича немецкого
происхождения. Филантропа, известного под именем «святой доктор». Члена
Московского тюремного комитета и главного врача московских тюрем. Потратившего
всё своё приличное состояние на благотворительность, поддержку бедным,
осуждённым. Жившего в тяжелейший час (в плане филантропии) властвования Николая
I.

Правда, жизнь такова, что чистому состраданию уже нет в ней места. И
кажется, в наше время оно существует как «маска стыда». Сказано сие о переломе
эпох, шлагбауме XIX—XX веков. Сказано давно. А
будто… произнесено только что, вчера, сейчас. И ведь заслужили, господа,
согласитесь. Словно не идут нам уроки прошлого впрок. Словно не ведаем мы, чем
отсутствие сострадания кончается в исторической перспективе. И…

Кстати, когда вы наблюдали весёлого праведника на своём пути? И замечали
ли вовсе? Ведь это непросто, поверьте. И говорит это больше о вас, нежели о
ком-то другом, стороннем — всё равно что увидеть Бога среди сонм страждущих,
его взалкавших, но не видящих: «От века несть слышано, яко кто отверзе очи
слепу рождену» (Ин. 9:32). — Ведь даже Христос, открыв очи слепцу, не в
силах сделать его праведником.

Весёлые праведники — люди не очень крупные. Может, они кажутся некрупными
потому, что с точки зрения здравого смысла их плохо видно на тёмном фоне
жестоких социальных отношений.

Они существуют не вследствие, а по-философски: — вопреки здравому смыслу!
Бытие этих людей совершенно ничем не извинено, не искуплено, кроме их воли быть
такими, каковы они есть на самом деле.

Но приступим…

Знакомство

Однажды вышеупомянутый Алексей Максимович в гостях у самарского
некрещёного еврея Якова Львовича Тейтеля, где Горький любил опрокинуть чашечку-вторую
кофе, — будучи по наставлению Короленко в Самаре на журналистском поприще под
псевдонимом Иегудиил Хламида, — встретил затесавшегося средь многочисленных
гостей странного незнакомца. Оказавшегося мало того что инженером Гариным. Так
ещё, ко всему прочему, писателем Гариным-Михайловским. Которого, вовсе не
бесталанного, в принципе, Горький читывал ранее. Не имея чести сталкиваться лично.

«Очерки современной деревни» Михайловского (однофамильца своего
наставника и литературного учителя, теоретика народничества Н. К. Михайловского)
весьма понравились молодому очеркисту-корреспонденту «Русского богатства». А
заочные прибаутки рисовали Г.-Михайловского персонажем абсолютно не
тривиальным, неординарным, с недурственной фантазией и далеко не спокойным
общественным бытием.

Дабы поддержать беседу, а также следуя журналистской привычке «ловить
характеры», Горький полушутя спросил инженера Гарина (чудно́ это слышать за 30
почти лет до появления толстовского «гиперболоида»; но тем не менее: элементарное
совпадение имён; причём А. Толстой описывает параболоид, а не гиперболоид; но
это к слову):

— А не лгут ли, любезный государь, что как-то вы засеяли сорок десятин маком?

— Почему же непременно — сорок? — чуть искусственно возмутился Николай
Георгиевич. И, прихмурив красивые брови, озабоченно пересчитал: — Сорок грехов
долой, если убьёшь паука. Сорок сороков церквей в Москве. Сорок дней после
родов женщину в церковь не пускают. Сороковой день… Сорокоуст. Великий пост так
или иначе связан с числом 40. Сороковой медведь — самый опасный. Чёрт знает,
откуда эта сорочья болтовня? Как вы думаете?

Горький опешил.

Видимо, Михайловскому было не очень-то интересно чьё-либо мнение.

Посему тотчас же, — хлопнув визави по плечу маленькой крепкой рукой, — он
сказал с восхищением:

— Но вот если б вы, батенька, видели этот мак, когда он зацвёл!!

Затем Гарин, отскочив от Горького, устремился в дискуссионное побоище,
разгоревшееся за соседним столом. Оставив последнего в полной прострации.

Тут-то и закралось: «Весёлый праведник?..» — подумалось тогда о
Михайловском. Несмотря на то что встреча та особых симпатий друг к другу не
вызвала. Пахнув чем-то ненатуральным. Театрально-драматическим. Мелькнув
какой-то нарочитой барской, вернее, полубарской инженерской щегловатостью,
одновременно показным демократизмом. И всё ж таки… Горькому тогда почему-то
вспомнился Франциск Ассизский…

И было от чего.

Строен. Красив этот Гарин. Двигается быстро, но изящно. Чувствуется, — быстрота
эта не от нервной расшатанности, — а от чрезвычайного избытка энергии, радости.
Расплёскиваемых вокруг без видимого сожаления.

«Зачем, зачем он исчислял со́роки?!» — недоумевал Горький, исподволь
наблюдая за Михайловским.

Говорит как будто небрежно, но на самом деле очень ловко и своеобразно
построенными фразами. Замечательно владеет вводными предложениями, кои терпеть
не мог Чехов. Не имея манерной привычки упиваться красноречием, что свойственно
чванливой адвокатуре: «Словам тесно, мыслям просторно!» — Фраза эта была непреложным
девизом Гарина-Михайловского в общении.

«Мне с Гариным хотелось о литературе побеседовать, а он меня угостил
лекцией о культуре корнеплодов, затем изрёк что-то о спорынье», — жаловался Горькому
один местный драматург, так и не сумевший полемически «оседлать» Гарина, одеть
его в литературно-драматургический тулупчик.

«Невероятная разносторонность пристрастий!» — восхищённо восклицаю я
вослед Горькому и иже с ним.

Гиперболоид

1895 год. Михайловский — инициатор,
идеолог, организатор и главный строитель ответвления Самаро-Златоустовской
железной дороги «Кротовка-Сергиевск»: на Сергиевские северные воды. (Самарская
губерния)

В России было применено тогда, с подачи нашего героя, интереснейшее с
инженерной точки зрения новшество, — инновация, как бы сейчас произнесли: —
дешёвая узкоколейка.

Эта немаловажная для Империи стройка сопряжена со множеством различных
анекдотов, связанных с начальником проекта. Не чуравшегося жизненных коллизий. К
тому же впервые ставшим руководителем столь крупного масштаба.

Как-то понадобился ему локомотив —
причём особенной конструкции…

Михайловский заявил в Министерство путей сообщения об экстренной нужде приобретения
локомотива в Германии.

Бывший железнодорожный министр, в тот момент министр финансов С. Витте,
крайне обеспокоенный пополнением госказны путём использования внутренних
резервов, ответил Михайловскому отрицательно. Предложив заказать машину в Сормове
либо на коломенских заводах: экономика должна быть экономной, как говорится.

Хитрец Гарин-Михайловский, информированный о сверхвыгодном 10-летнем
германском контракте, недавно заключённом Витте (мол, сам-то каков!), то ли из
обиды, то ли от собственной предубеждённости против министра — путём неимоверно
сложных и достаточно смелых (пошёл наперекор!) ухищрений купил требуемый
агрегат за границей. Мало того, контрабандно пригнал его в Самару! Это
сохранило ему как подрядчику несколько тысяч денег и несколько недель форы к
сдаче объекта, — что несравненно дороже, чем деньги.

Блестяще исполнив подряд, вскорости он по-юношески восторженно хвастался
не сэкономленными временем и средствами, — а именно тем, что исхитрился
пригнать локомотив контрабандой.

Сей подвиг вызван не столько силою деловой необходимости, — заключает в
воспоминаниях Горький, — сколько желанием преодолеть поставленное препятствие.
И даже проще: желанием созорничать, высунув по-хулигански язык. Показать фигу в
кармане министру Витте!

Как во всяком талантливом русском человеке — склонность к шаловливости,
проказливость — очень заметны в характере «весёлого праведника» Михайловского.

Часы

Добр Гарин тоже был специфически…

Деньги разбрасывал как Паратов в «Бесприданнице» — так, будто они его
отягощали. И он брезговал разноцветными бумажками, — на которые праздный люд
обменивает свои силы, бесценные время, жильё, порою жизнь.

Первым браком Гарин женат на богатой женщине — дочери генерала Черевина —
личного друга Александра III.
Её миллионное состояние свежеиспечённый супруг в краткий срок истратил на
сельскохозяйственные опыты. И в период 1890-х гг. жил в основном частным заработком.

Принимая жизнь непосредственно, по-детски — ну, истинно как праздник! —
он бессознательно заботился, чтоб и окружающие подобным образом воспринимали жизнь:
весело и беззаботно.

Жил широко, угощая алчущую барских яств публику изысканными завтраками и
обедами, дорогим вином. Сам ел и пил так мало, что нельзя было понять: чем же
питается его неукротимая энергия — святым духом, может?

Кроме всего обожал делать подарки. Неизменно делал приятное людям. Но не
для того, чтобы расположить их в свою пользу, а просто из приязни. Из-за врождённой
какой-то любви — к Вселенной, Всевышнему, человечеству, к родной земле. К
Государю наконец.

Расположения же он легко достигал одним беспрецедентным обаянием,
талантливостию и динамичностью. Ну и юмором конечно.

Однажды утром в редакцию «Самарской газеты» ввалился извозчик — ещё трезвый
и адекватный.

И, немного заикаясь, выдал:

— В-вам часы привезли и-и-из Сызрани.

Никаких посылок редакция не заказывала. Извозчика выпроводили вон. Он
ушёл. Побормотал с кем-то за дверью.

И снова явился:

— Еврей г-говорит, вам ч-ч-часы.

— Позови! — нервно ответили вечно занятые репортёры.

Вошёл старенький еврей в стареньком пальто и невероятной формы шляпе. Недоверчиво
осмотрел задымлённое куревом помещение и положил на трюмо листок отрывного
календаря. На котором неразборчивым почерком Гарина было накарябано:
«Пешкову-Горькому» и ещё что-то каракулями.

 — Это вам дал инженер Гарин? —
спросил Горький.

— А я знаю? — ответил еврей. — Я же не спрашиваю, как зовут клиента. Или
вот вас например. Хитро прищурился: — Есть другой Пешков-Горький — нет?

— Нет. Покажите часы.

Пожав плечами, еврей ушёл. Вернулся с извозчиком и громоздким, но не слишком
тяжёлым ящиком.

— Распишите на записку, дескать, получили.

— Это что такое? — осведомился Горький, устало кивая на ящик.

— Вы знаете: часы, — равнодушно сказал еврей.

— Ч-ч-часы, — похмельно скривился извозчик.

— Стенные?

— Ну да. Десять часов или даже более.

— Десять штук часов?

— Пусть будет штук.

Горький не выдержал:

— Ну подумайте, кто ж едет из Самары в Сызрань покупать часы? Форменный идиотизм!

Еврей, смаявшись с длинной дороги, осерчал:

— А какое мне дело думать? Мне сказали: сделай! И я сделал. «Самарская
газета»? Верно. Пешков-Горьков? И это верно. Распишитесь на записку. Что вы от
меня хотите-то?!

А произошла следующая история…

Николай Георгиевич гулял по берегу великолепной Волги — на закате солнца —
в Сызрани. Настроение было более чем благостное, — впрочем, посещавшее «весёлого
праведника» часто.

И вот на нескладной кочерыжке он увидал мальчика-еврея, удившего рыбу.

«И всё, знаете, батенька, удивительно неудачно, — позже рассказывал он, —
ерши клюют жадно. Но из трёх два срываются. Почему? Да потому что ловил он не
на крючок, а на медную булавку!» — что ввергло Михайловского в приступ
умилённого благодушия и жалости.

Разумеется, пацан оказался красавцем и необыкновенного ума. И уже
изведавший горечь жизни. (Ведь видишь всегда то, что сильно хочешь видеть, как водится.)

Человек, — далёкий, в общем-то, от наивности, — Гарин нередко встречал
людей с «необыкновенными» умом и внешностью. Просто хотелось — вот и получалось.
И виделось. И неслучайно…

Разговорившись, Гарин выяснил, что одиннадцатилетний сорванец живёт у
деда. Он и дед — кажется, единственные евреи в городе.

Магазин у опекуна скверный. Старик чинит горелки ламп, притирает
самоварные краны. Пыль, грязь, нищета. Убогость.

Тут же впав в припадок сентиментальности, Гарин взял и выкупил весь нехитрый
дедов товар: все часы, отремонтированные и нет, имеющиеся в доме. А мальчишке
дал денег — просто так. И отвалил ещё стопку книг в подарок.

После чего старый еврей и появился на пороге самарской редакции с удачно
проданной поклажей. И вполне тверёзым покамест извозчиком.

А поскольку настенные часы, — пусть и недурные, антикварные, с изразцами,
— журналистам девать было некуда, Гарин-Михайловский взял и роздал их рабочим
на строящейся железнодорожной ветке: свои люди, сочтёмся!

От чего по окрестностям долго ещё роились слухи о свалившихся с неба раритетах.
Которые осчастливленные работяги ринулись распродавать-разменивать по скупкам
да ломбардам. Пропивать по закусочным да трактирам.

Тем более что министр финансов организовал намедни при государстве винную
монополию. Что стало, — наряду с повышением качества(!) алкоголя, — наиважнейшим
источником насыщения бюджета для уверенного технократического вхождения Империи
в XX в. Век — в полном
смысле слова индустриализованный Сергеем Юльевичем Витте.

Чудесным образом не заметившим «преступной» операции инженера Гарина с пригнанным
из-за границы гиперболоидом — иностранной контрабанды. А точнее, спустившим с
рук «весёлому праведнику» его далеко и далеко не безопасное предприятие с
локомотивом.

Царь

Гарин-Михайловский считался в кругу друзей-литераторов, посвящённых
коллег-технарей прекрасным рассказчиком и документалистом!..

Филологи особенно подчёркивают период конца 1890 годов — Северокорейскую,
дальневосточную экспедицию (всего по Корее и Маньчжурии пройдено около 1600 км) и далее
кругосветку: Япония, Китай, США, Европа…

На основе полугодовых почти путешественнических дневников собрана целая
книга. Публиковавшаяся в виде разрозненных очерков под объединённым названием
«Карандашом с натуры» в журнале «Мир Божий» за 1899 год.

В странствиях сохранено и зафиксировано множество корейских сказок. Впервые
изданных, — вместе с отдельным изданием книги о путешествии, — в 1903 г.

Дневники Михайловского стали самой внушительной лептой в корейскую фольклористику:
ранее выпущены лишь 2 сказки на русском и 7 на английском языках.

Во введении Михайловский утверждает, что субъективизм в его текстах
минимален: «Я быстро, фраза за фразой, записывал со слов переводчика, стараясь
сохранить простоту речи, никогда не прибавляя ничего своего». — Хотя Гарин не
был бы Гариным, если бы фактурно не поработал над материалом. Оттого творческая
перелицовка этимологически ощутима.

В конце круиза Г.-Михайловский настолько пропитался корейским духом, что
и сам мог выступить в роли буддистского сказочника. И выступал, поражая
слушателей красочностью повествования.

Слухи о необычайных впечатлениях от кругосветки докатились аж… до
Государя. И Михайловский был приглашён в Аничков дворец. Николай Второй пожелал
выслушать его историю межконтинентальных поездок-изысканий.

Добавлю, что точной даты визита в архивах не установлено. Посему позволю
себе предположить примерно январь — февраль 1901 года. Почему, поймёте чуть
позже…

Итак, Николай Георгиевич шёл во дворец, волнительно подтянувшись и
порядочно робея. Подумать только, личный диалог с царём ста тридцати миллионов
населения! «Это не совсем обыкновенное знакомство», — отмечал он впоследствии.
Не каждому в жизни удаётся посидеть почаёвничать в царских палатах.

Невольно мечталось: человек подобного уровня должен что-то значить,
должен импонировать. Он обязательно скажет что-то сверх общих сведений:
неведомое, непознанное.

И вдруг…

Сидит симпатичный пехотный офицер. Курит, мило улыбается, изредка ставит
вопросы. Но всё не о том, что надлежит интересовать самодержца, в царствование
коего построен без преувеличения великий Сибирский путь! — и Россия выезжает на
берега Тихого океана. Где её встречают отнюдь не партнёры и — нерадостно. Без
праздничных букетов цветов и ликующе летящих кверху чепчиков.

Михайловский, отражая в заметках тот знаменательный поход, — с чьих слов
я его и воспроизвожу: — будто обрисовывает портрет императора Николая II кисти Валентина Серова.
Который создавался приблизительно в то же время, в начале зимы 1901-го.

Живописец так и изобразит царя, по-гарински: небольшим поясным портретом
сидящего человека в простой одежде без каких-либо регалий. Вылитого флегматично-провинциального
капитана, сошедшего со страниц повести Куприна.

Зачем же позвал к себе
Михайловского царь?..

Не исключено, — подверженный веяниям мистицизма, — государь исподволь
что-то почувствовал в Михайловском и захотел посредством беседы с
инженером-путешественником проверить свои предположения? — нам неведомо…

Но ведь согласитесь, не совсем похоже, что Николай II вызвал писателя, чтобы спросить
невинное: «Чтут ли нас корейцы?» — на что Гарин невпопад ответит вопросом на
вопрос: «Вы кого подразумеваете?» — начисто забыв об адъютантском предупреждении
ни в коем разе не спрашивать, только отвечать!

Но ведь как же не спросить, — рассуждал Гарин в дальнейшем, — ежели сам
царь(!) спрашивает, причём и скупо, и глупо, и безвкусно. А его дамы — вовсе
молчат: воды в рот набрали. Надутые, словно гусыни.

Старая царица удивлённо поднимала то одну, то другую бровь. Молодая,
рядом с ней, — ровно компаньонка, — сидела в застывшей позе с каменными
глазами, с обиженным лицом. Напоминая визитёру одну девицу, прожившую до 34 лет
и обидевшуюся на природу за то, что та навязала женщине обязанность иметь
детей. А — ни детей, ни даже простенького романа у девицы, к сожалению, не
случилось. И сходство царицы с нею очень как-то мешало, стесняло гостя. И было
ему страшно тоскливо и скучно на странном том приёме.

— Это провинциалы!! — недоумённо пожимая плечами, восклицал Гарин, делясь
с друзьями ошеломлением о высоком том визите.

Через неделю Г.-М. официально известили, мол, царь вручил ему орден
(«кажется, Владимира», — предположил Горький). Но награды Гарин не получал.

Потому что вскоре его административно выперли из Петербурга. За то, что
вместе с прочими литераторами подписал протест против избиения студентов и
сочувствовавшей им публики у Казанского собора. А поскольку подавление
демонстрации свершилось в марте 1901, вот я и подумал, что собственно визит
Гарина к государю произошёл где-то чуть ранее означенного времени.

Над Гариным смеялись:

— Э-эх! Ускользнул орден-то, Николай Георгиевич?!

— Чёрт бы их всех подрал! — возмущался он. — У меня тут серьёзный гешефт,
и вот — надо ехать. Нет, сообразите, нелепейшая ситуация! Ты нам не нравишься —
поэтому не живи и не работай в столице. (Выслан и отдан под надзор полиции, — авт.)
Но ведь в ином-то городе я останусь таким же, каков есть!

В том-то и суть, в том-то и суть… — глубокомысленно заключу я бесхитростную
историю про замечательного человека, инженера и писателя, истого
государственника и патриота Н. Г. Гарина-Михайловского. И повторюсь, что бытие
наше земное ничем не прощено и не искуплено, кроме воли нашей быть такими,
каковы мы есть на самом деле… А праведниками прошли мы жизнь или нет — решать, увы,
не нам.

Всего доброго, дорогие друзья-читатели!

Промежуточная аттестация по родной (русской) литературе за курс 6 класса

1 вариант

Работа состоит из 19 заданий. В каждом варианте 1 верный ответ.

1.Соотнесите автора и произведение:

1) Л.А.Чарская           а) «Рыцарь Вася»  

2)   Н.Г.Гарин-Михайловский    б) «Золотая рыбка»

3)  А.И.Приставкин      в)  «Книжка счастья»

4)  Ю.А. Яковлев          г) «Тайна»

2.Соотнесите писателя, название его произведения и героя этого произведения

1). Н.Г. Гарин-Михайловский

1 «Золотая рыбка»

а. Мальчик, который хотел всех сделать счастливыми

2). А.И. Приставкин

2. «Книжка счастья»

б. Мальчик, привыкший к судьбе неудачника

3). Ю.Я. Яковлев

3. «Рыцарь Вася»

в. Маленькая Люсенька

3.Олицетворение – это…

1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на  сходстве

2)  художественное определение

3)  перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы

4.Эпитет – это…

1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на  сходстве

2)  художественное определение

3)  сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое

5.Метафора – это…

1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на  сходстве

2)  художественное определение

3)  сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое

6. Кто написал басню «Нищий и собака»?

1)И.И.Дмитриев            2). И.А.Крылов    3). Эзоп    4). М.Д.Ломоносов

7. Отрывком из какого произведения Дмитриева И.И. являются строчки: «Не знаю я, кому они принадлежали, А знаю, что один был в блестках, нов, красив;

Другой изломан весь и очень тем хвастлив»?

1)«Нищий и собака»  2)«Два Веера»  3) «Отец с сыном» 4) «Бык и корова»

8.К какому жанру относится произведение «Книжка счастья»

1) повесть 2) рассказ 3) сказка

9.Что происходило с людьми, которым в руки попадала книжка счастья в произведении Гарина – Михайловского Н.Г. «Книжка счастья»?

1)Становились равнодушными  2)Становились злыми

3)Становились добрыми   4) Ничего не изменялось

10. Репейник, Крапива, Жаба, Гадюка — герои сказки:

1) «Что значит досуг?»   2)»Березовая роща»  3)»Книжка счастья»

11.Какова тема рассказа «Тайна» Л.Чарской?

1) О жизни в пансионе.  2) Об отношении между учителями и гимназистками.

3) Равнодушия и непонимания.

12. Какое чувство испытывает Неточка на уроке русского языка от слов учителя?

1)Радость, восторг 2)Гордость от первого опыта опыта сочинительства

3)Разочарование, глубокая грусть

13. Главные герои рассказа «Золотая рыбка»?

1)Девочки из детского дома  2)Рыбки  3)Воспитатель из детского дома

14.Чему учит рассказ А.И. Приставкина «Золотая рыбка»?

1) равнодушию и безответственности   2) милосердию и состраданию

3) не обращать внимание на других, а жить только для себя.

15. Что сделала Таня, когда узнала о гибели отряда (К.Д. Воробьев «Гуси-лебеди»)?

1)ушла одна на поиски отряда  2)покинула отряд с группой солдат   3)смирилась с потерей

16. Какой позывной был у Тани?

1)звезда   2)лебедь   3) ромашка

17 Какое прозвище дали Васе его одноклассники?

1) тюфяк 2) рыцарь 3) толстяк

18. Как Васю наградили в школе за совершенный подвиг? 

1)вручили грамоту 2) Объявили благодарность 3) выдали денежную премию 4)никак не наградили

19. Главная мысль рассказа «Рыцарь Вася»  Ю.Я Яковлева  в том, что

1)надо промолчать, когда хвалят одноклассника за то, чего он не совершал. В этом заключается настоящее товарищество.

2)надо всегда спасать тонущих детей. Это смелый поступок.

3) главное в человеке не его внешность, а его внутреннее состояние: душа, мечты, сердце.

Промежуточная аттестация по родной (русской) литературе за курс 6 класса

2 вариант

Работа состоит из 19 заданий. В каждом варианте 1 верный ответ.

1. Соотнесите автора и произведения

1) И.И. Дмитриев    а) «Гуси-лебеди»

2)К.Д. Воробьев      б) «Березовая роща»

3) Е.А. Пермяк         в)  «Тайна»

4)Л. А. Чарская        г)  «Два веера»

2.Соотнесите писателя, название его произведения и героя этого произведения

1).Л.А Чарская

1. «Золотая рыбка»

а. Мальчик, который хотел всех сделать счастливыми

2)А.И. Приставкин

2. «Тайна»

б. Маленькая Люсенька, укравшая рыбок

3). Н.Г. Гарин-Михайловский

3. «Книжка счастья»

в. Девочка, написавшая первое стихотворение

3.Эпитет – это…

1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на  сходстве

2)  художественное определение

3)  сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое

4.Метафора – это…

1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на  сходстве

2)  сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое

3)  перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы

5.Олицетворение – это…

1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на  сходстве

2)  художественное определение

3)  перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы

6.Кто написал басню «Два Веера»?

1).И.И.Дмитриев            2). И.А.Крылов            3). Эзоп      4). М.Д.Ломоносов

7. Кто в басне И.И.Дмитриева «Отец с сыном» произносит слова: «Дороги лучшей нет, Как телом и умом трудиться, Служа отечеству, согражданам своим?

1) крестьянин      2).отец        3).сын        4). автор

8.«Книжка счастья»  Н.Г. Гарина-Михайловского  — это:

1) рассказ; 2) повесть; 3) сказка. 4) роман

9. Какая волшебная сила таилась в маленькой потёртой книжке?

1)она делала людей богатыми   2) она приносила в дом счастье  3) она делала людей человечными

10. Сказку «Березовая роща» написал

1)А.С. Пушкин   2)Е.А. Пермяк   3)В.И. Даль

11. Чем хочется поделиться героине рассказа «Тайна» со своими подругами в классе?

1)Рассказать о том, что она получила письмо от родных

2) Она сочинила первое свое стихотворение 3) получила подарок

12. Какие дальнейшие действия должен был совершить учитель русского языка, увидев, что перед ним первый  поэтический опыт девочки?

1)Вернуть стихи.  2) Поддержать, подбодрить, не заметить орфографических ошибок в стихах

3) Прямо в классе постараться указать автору на положительные моменты в стихотворении

13. Где происходит действие рассказа А.Приставкина «Золотая рыбка»?

1) в школе  2) в детском доме  3) в пионерском лагере

14. Главная мысль рассказа «Золотая рыбка» А. И. Приставкина?

1) дети должны помогать друг другу  2) дети решили поймать вора

3) дети никогда не должны голодать

15. Кто является главным героем рассказа «Гуси-лебеди»?

1)Сергей Марьянов и Лебедева Таня  2)Андрей Марьянов  3) Сергей Марьянов

16. Каким  творческим талантом обладал Сергей?

1)рисовал  2)играл на гармошке  3)писал стихи

17. Какое качество портило Васе его жизнь? 

а) медлительность б) неповоротливость  в) неловкость  г) все ответы верны

18. Какой подвиг совершил Вася? 

а) спас котенка б) предотвратил пожар в) помог милиции задержать вора г) спас утопающего мальчика

19. Главная мысль рассказа «Рыцарь Вася Ю.Я Яковлева»  в том, что

1)надо промолчать, когда хвалят одноклассника за то, чего он не совершал. В этом заключается настоящее товарищество.

2)надо всегда спасать тонущих детей. Это смелый поступок.

3)главное в человеке не его внешность, а его внутреннее состояние: душа, мечты, сердце.

Ключи:

1 вариант

  1.  1г  2в  3б   4а
  2. 1) 2а  2) 1в  3)  3б
  3. 3
  4. 2
  5. 1
  6. 1
  7. 2
  8. 3
  9. 3
  10. 2
  11. 3
  12. 3
  13. 1
  14. 2
  15. 1
  16. 2
  17. 1
  18. 4
  19. 3

2 вариант

  1. 1г  2а  3б  4в
  2. 1) 2в  2) 1б 3) 3а
  3. 2
  4. 1
  5. 3
  6. 1
  7. 2
  8. 3
  9. 3
  10. 2
  11. 2
  12. 2
  13. 2
  14. 3
  15. 1
  16. 3
  17. 4
  18. 4
  19. 3

Критерии

«5» — 22-24

«4» — 21-16

«3» — 15-10

«2» — 9-0

«Щелкунчик и Мышиный король» 

Эрнст Теодор Амадей Гофман

Пожалуй, «Щелкунчик» Гофмана — это первая рождественская история, которая приходит на ум. Уже два века она пользуется неизменной любовью читателей разного возраста, ее экранизируют, ставят на сцене, разыгрывают на детских утренниках, превращают в аудиоспектакли. По мотивам этой сказки был написан балет Петра Чайковского, главную партию из которого вы наверняка узнаете с первых нот.

В «Щелкунчике» много нравственных и философских уроков. Он воспитывает в людях сострадание и милосердие, оживляет отвагу и пробуждает любовь. Если вы вдруг не читали историю Франца и Мари, а также самоотверженного Щелкунчика — обязательно сделайте это одним из зимних вечеров.

«Тревожные люди» 

Фредрик Бакман

Сказка книжка счастья гарин михайловский слушать

Шведский писатель Фредрик Бакман занимает особое место в читательских сердцах. Его романы — это квинтэссенция человечности, мудрости, терпимости и доброты. О ком бы он ни писал — о маленькой девочке или о ворчливом пенсионере, — это сделано с любовью. Кажется, что Бакман видит в людях потаенное, светлое, вечное.

«Тревожные люди» вышли в России в пандемийный 2020 год. Это предновогодняя история о том, как важно оставаться человеком в самых непростых ситуациях. Начинается она как лихой детектив, в котором герои отчаянно разыскивают грабителя, захватившего в плен восемь заложников, а в финале все оборачивается философской притчей, дарующей надежду на то, что любую ошибку можно исправить.

«Адвент» 

Ксения Букша

Камерный роман писательницы Ксении Букши наполнен музыкой, поэзией и нежностью. Главная героиня — маленькая Стеша — живет в ожидании чуда, каждый день открывая окошко адвент-календаря (своего рода планировщик). Скоро Рождество, а значит, счастье и радость. Но ее родители, Костя и Аня, живут обычной серой жизнью, доведенной до автоматизма, как это часто бывает у взрослых. Они не чувствуют новогоднее настроение и без особого энтузиазма покупают подарки, ставят елку, поддерживают быт, заботятся о ребенке. В какой-то момент Аня предлагает мужу начать коллекционировать разные виды смеха и вспомнить, как смеялись люди из их прошлого, чтобы хоть как-то раскрасить привычную жизнь.

«Рождество и красный кардинал» 

Фэнни Флэгг

Сказка книжка счастья гарин михайловский слушать

Американская актриса и писательница Фэнни Флэгг сочинила душеспасительную зимнюю сказку — «Рождество и красный кардинал». Отставной военный Освальд Т. Кэмпбелл, главный герой истории, узнает страшный диагноз и бежит из неуютного Чикаго в гостеприимное местечко под названием Затерянный Ручей, чтобы встретить там свое последнее Рождество. Жители городка принимают его как родного. В какой-то момент Освальд оказывается в центре всеобщего внимания. Тепло и доброта людей оживляют в нем давно забытые чувства и избавляют от депрессии. А в конце, как и полагается в сказке, обязательно случится новогоднее чудо.

«Остаемся зимовать» 

Шейн Джонс

Еще одна книга современного писателя, которую стоит читать зимой. Действие романа (а если точнее, сюрреалистической притчи) происходит в маленьком городке, в котором властвует Февраль. Он вовсе не добрый волшебник, а тиран и деспот. Он крадет детей, бесчинствует, стирает воспоминания и держит людей в страхе. Город, заметенный снегом, живет без единой надежды на спасение и весну. Но ужас не может быть вечным — горожане, объединившись, решают дать отпор диктатору и объявляют ему войну.

«Зима» 

Али Смит

Сказка книжка счастья гарин михайловский слушать

Продолжение «Сезонного квартета» британской писательницы.

Зима Али Смит — это время, когда все обездвижено холодом и мертво. В этой страшной снежной реальности она размышляет о том, как зыбко существование современного человека, как одинок он перед лицом вселенной. Герои Смит плывут по течению и не знают, есть ли у них шанс спастись.

По сюжету известный блогер Арт едет к матери, чтобы встретить с ней Рождество. Накануне он поругался со своей девушкой Шарлоттой, которую должен был привезти к матери познакомиться, поэтому берет с собой незнакомку. По договоренности она будет три дня притворяться его парой, а в итоге окажется, что все произошедшее — к лучшему. То, что начинается как катастрофа, внезапно оборачивается рождественской историей о примирении и семейном воссоединении.

«Сахарная королева» 

Сара Аллен

Сказка книжка счастья гарин михайловский слушать

Простая, незамысловатая книга о том, как 27-летняя Джози Сиррини живет рядом с токсичной матерью, заедает стресс спрятанными в шкафу сладостями и боится что-то изменить. Но внезапно ее привычный покой нарушает Делла Ли — бунтарка и эгоистка. Она врывается к ней домой, требует укрытия и помощи, потому что находится в бегах. Но потом девушка понимает, что именно Джози нужно спасать.

Сара Аллен написала зимнюю историю о дружбе и любви, а также о непростых взаимоотношениях между людьми.

«Метель» 

Владимир Сорокин

Повесть «Метель», написанная Владимиром Сорокиным в 2010 году, сильно отличается от его привычных, провокационных произведений. В ней много традиционно русского и очень литературного, поэтичного и метафоричного.

По сюжету 42-летний доктор Платон Гарин едет в глухую деревню Долгое делать вакцинацию, чтобы спасти людей от ужасного боливийского вируса, превращающего людей в зомби. По дороге он попадает в страшную, безнадежную метель. Это путешествие может стать для него последним.

В 2020 году «Метель» была награждена престижной премией «Супер-НОС» и признана книгой десятилетия.

«Путешествие в Россию» 

Теофиль Готье

Французский писатель, журналист, автор поэтического сборника «Эмали и камеи» Теофиль Готье был заядлым путешественником. Он объездил всю Европу, знакомился с местными жителями, изучал традиции и отразил это в своих художественных очерках. Приезжал Готье и в Россию, причем дважды — в 1858/59 и 1861 годах. В «Путешествии в Россию» Готье делится впечатлениями от этих поездок, фиксирует свои мысли и ощущения от российского быта и людей. К снегу Готье питал особую страсть: «…ничто мне так не нравится, как эта ледяная рисовая пудра, от которой светлеет темный лик земли». С присущей ему поэтической экспрессией Готье описал заснеженные Петербург и Москву — в его книге они словно застыли: прекрасные, живые и вечные.

«Рождественская песнь в прозе» 

Чарльз Диккенс

Одна из самых известных рождественских историй от классика английской литературы Чарльза Диккенса. Главный герой — жадина по имени Эбинезер Скрудж, который трясется над своим богатством как Кощей. Он не любит людей и разочаровался в праздниках, единственное, что ему по-настоящему дорого, — это деньги. Но все меняется, когда Скруджу является дух его умершего компаньона, который страдает в загробной жизни из-за того, что был зациклен на себе и материальном. У жадины Скруджа появляется шанс все исправить.

«Рождественская песнь в прозе» Диккенса была неоднократно экранизирована. Это добрая и поучительная сказка о том, что эгоизм и сребролюбие не доводят до добра.

А по специальному промокоду ТАСС на сайте «ЛитРес» все читатели получат книгу в подарок из специальной подборки, а также скидку 25% практически на весь ассортимент.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя
общеобразовательная школа № 7

имени
Героя Советского Союза Петра Акимовича Рубанова»

РАССМОТРЕНА

на заседании ШМО

протокол № 1 от 31.08.2021г.

УТВЕРЖДЕНА                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  приказом 
директора

от  31.08.2021г.
№ 447                                                                                               

РАБОЧАЯ   
ПРОГРАММА

По
родной русской литературе

(наименование
учебного предмета)

основное
общее образование

(уровень
образования, направленность)

                                                 
Программа составлена   учителем

русского
языка и литературы

Гаврилюк
Н.А.

(Ф.И.О.
квалификационная категория)

г. Черногорск,
2021

Пояснительная записка

Рабочая
программа по родной русской литературе 5-8 классов разработана в соответствии с
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря
2010г. №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в
ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577), с использованием
примерной основной образовательной программы основного общего образования,
одобренной решением федерального учебно – методического объединения по общему
образованию (протокол от 08.04.2015г №1/15).

Учебный
план предусматривает обязательное изучение Родной русской литературы на уровне
основного общего образования в объеме 68 ч. В том числе:

в
5 классе — 17 ч,

в
6 классе — 17 ч,

в
7 классе — 17 ч,

в
8 классе -17 ч.

ПЛАНИРУЕМЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ   ОСВОЕНИЯ  
УЧЕБНОГО   ПРЕДМЕТА

Личностными
результатами
изучения предмета «Родная русская
литература» являются следующие умения и качества:

ü 
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и
выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

ü 
любовь и уважение к Отечеству, к родной республике,
его языку, культуре, а так же любовь и уважение к России, её языку и культуре

ü 
устойчивый познавательныйинтерес к чтению, к
ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

ü 
осознание и освоение литературы как части
общекультурного наследия России, общенационального и общемирового культурного
наследия;

ü 
ориентация в системе моральных норм и ценностей, их
присвоение; знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных
ценностей, традиций культуры эмоционально положительное принятие своей
этнической идентичности;

ü 
уважение и принятие других народов России и мира,
межэтническая толерантность; потребность в самовыражении через слово;
устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении. Средством достижения
этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним,
проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными
результатами изучения курса
«Родная русская
литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные
УУД:

ü формулировать
в сотрудничестве с учителем проблему (тему) и цели урока; способность к
целеполаганию, включая постановку новых целей;

ü анализировать
в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели; — совместно с учителем
составлять план решения учебной проблемы;

ü работать по
плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать,корректировать свою
деятельность под руководством учителя;

ü в диалоге с
учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей
работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством
формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и
технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Коммуникативные
УУД
:

ü учитывать
разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
(при поддержке направляющей роли учителя) учителя);

ü уметь
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать
её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности и при поддержке учителя;

ü уметь
устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и
делать выборы

ü уметь
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;

ü уметь
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром при непосредственной методической поддержке учителя;

ü уметь
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);

ü осознавать
важность коммуникативных умений в жизни человека;

ü оформлять
свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать
тексты различного типа, стиля, жанра;

ü оценивать и
редактировать устное и письменное речевое высказывание (при методической
поддержке учителя);

ü адекватно
использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога
и диалога;

ü высказывать и
обосновывать свою точку зрения (при методической поддержке учителя);

ü слушать и
слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;

ü выступать
перед аудиторией сверстников с сообщениями; — договариваться и приходить к
общему решению в совместной деятельности

ü задавать вопросы

Познавательные
УУД
:

ü учиться
вычитывать все виды текстовой информации: подтекстовую, концептуальную;
адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на
слух;

ü пользоваться
разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

ü извлекать
информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных
формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

ü владеть
различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

ü перерабатывать
в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в
другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и, наоборот, по плану,
по схеме, по таблице составлять сплошной текст);

ü излагать
содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; —
пользоваться словарями, справочниками;

ü осуществлять
анализ и синтез; — устанавливать причинно-следственные связи; — строить
рассуждения.

Средством
развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат;
технология продуктивного чтения.

Все виды личностных
и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребёнка с 5-8 классы.
Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания
значимости данных действий и степень самостоятельности их применения. Например,
в 5-ом классе такой вид коммуникативных универсальных учебных действий, как
«умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности»
происходит при непосредственном участии учителя как координатора этих действий.
Но с каждой новой ступенью обучения ученики всё больше осознают эффективность
именно этого вида деятельности, всё самостоятельнее становится их решение при
организации совместной деятельности.

            Учащиеся
усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных
источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт
использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в
Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном
компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в
зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.

            Учащиеся
приобретут потребность поиска дополнительной информации для решения учебных
задач и самостоятельной познавательной деятельности; освоят эффективные приёмы
поиска, организации и хранения информации на персональном компьютере, в
информационной среде учреждения и в Интернете; приобретут первичные навыки
формирования и организации собственного информационного пространства.

Они
усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой
аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания
текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами).

Учащиеся
смогут использовать информацию для установления причинно- следственных связей и
зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и
практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.

Выпускники
получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на
основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического
отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из
других источников и с имеющимся жизненным опытом

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»

5 КЛАСС

Учащийся 5
класса научится:

·
формирование умения выделять проблематику русских
народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития
представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур
с другими народами России; осмысление ключевых для русского национального
сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Москве как столице
России и о русском лесе;

·
формирование начальных представлений о русском
национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях
о защите Родины, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной
речи;

Учащийся 5
класса получит возможность научиться:

·
формирование представлений о богатстве русской
литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные
традиции в рождественских произведениях и произведениях о семейных ценностях;

·
развитие умений давать смысловой анализ
фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов; под
руководством учителя создавать элементарные историко-культурные комментарии и
собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос,
сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств
и учиться отбирать произведения для самостоятельного чтения; формирование начальных
представлений о проектно-исследовательской деятельности и оформлении ее
результатов, начальных умений работы с разными источниками информации.

6 КЛАСС

Учащийся 6
класса научится:

·
развитие умения выделять проблематику русских былин
и былинных сюжетов в фольклоре и русской литературе для развития представлений
о нравственном идеале русского народа в контексте героического эпоса разных
народов, устанавливать связи между ними на уровне тематики, проблематики,
образов; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и
нравственных смыслов в произведениях о русском севере и русской зиме;

·
развитие умений давать смысловой анализ
фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов или по
предложенному плану; создавать краткие историко-культурные комментарии и
собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос,
анализа поэтического текста, характеристики героя; под руководством учителя
сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств;
самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие
начальных умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и
оформления ее результатов, работы с разными источниками информации и овладения
простейшими способами её обработки и презентации.

Учащийся 6
класса получит возможность научиться:

·   
развитие представлений о богатстве русской
литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные
традиции в произведениях о русской масленице, о родном крае и русском доме;

·   
развитие представлений о русском национальном
характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите
Родины, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского человека,
реальности и мечтах в книгах о подростках и о богатстве русского языка и родной
речи;

7 КЛАСС

Учащийся 7
класса научится:

·
развитие умения выделять проблематику и понимать
эстетическое своеобразие русских народных песен (исторических и лирических),
выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для развития
представлений о нравственном идеале русского народа; осмысление ключевых для
русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в
произведениях о сибирском крае и русском поле;

·
развитие умений давать смысловой анализ фольклорного
и литературного текста по предложенному плану и воспринимать художественный
текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать
историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего
характера в формате сравнительной характеристики героев, ответа на проблемный
вопрос; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства
с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для
внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской
деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками
информации и овладения основными способами её обработки и презентации.

Учащийся 7
класса получит возможность научиться:

·
развитие представлений о богатстве русской
литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные
традиции в произведениях;

·
развитие представлений о русском национальном
характере, истоках русского патриотизма и героизма в произведениях о защите
Родины; о загадках русской души; взрослых проблемах, которые приходится решать
подросткам; об уникальности русского языка и родной речи;

8 КЛАСС

 Учащийся 8
класса научится:

·
развитие умения выделять проблематику и понимать
эстетическое своеобразие произведений о легендарных героях земли русской для
развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление
ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов
в произведениях;

·
развитие умений давать смысловой и
идейно-эстетический анализ фольклорного и литературного текста самостоятельно и
воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и
потомку; создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные
тексты интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на
проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять произведения словесного
искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать
произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной
проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков
работы с разными источниками информации и овладения основными способами её
обработки и презентации.

Учащийся 8
класса получит возможность научиться:

· развитие
представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур
народов России; русские национальные традиции в произведениях о родстве душ
русских людей;

·
развитие представлений о русском национальном
характере в произведениях о войне; о русском человеке как хранителе
национального сознания; трудной поре взросления; о языке русской поэзии.

Содержание
учебного предмета

5
класс

Введение. Слово
как средство создания образа.

Из литературы
XIX века

Русские басни. Л.Н.
Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун». Сведения о писателе. Нравственная
проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость,
невежество, самонадеянность. Основные темы басен. Приёмы создания характеров и
ситуаций.

Мораль. В.И. Даль.
Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и выразительность
языка. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен
для каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки.
Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение.

Использование
описательной речи автора и речи действующих лиц. Н.Г. Гарин-Михайловский.
Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки.
Социально-нравственная проблематика произведения. Речь персонажей и отражение в
ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к
событиям и героям.

Мир глазами ребёнка
(беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка.
Сочинение «Зло и добро в сказке».

Поэзия ХIХ века
о родной природе

П.А. Вяземский.
Стихотворение «Первый снег». Краткие сведения о поэте. Радостные впечатления,
труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя.
Символы и метафоры, преобладание ярких зрительных образов.

Н.А. Некрасов.
Стихотворение «Снежок». Детские впечатления поэта. Основная тема и способы её
раскрытия. Сравнения и олицетворения в стихотворении. Умение чувствовать
красоту природы и сопереживать ей. Единство человека и природы.

Из литературы XX
века

Е.А. Пермяк. Сказка
«Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания
образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла
языком сказки.

В.А. Сухомлинский.
«Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе. Материнская
любовь. Сыновняя благодарность. Особенности жанра. Значение финала.

Ю.Я. Яковлев.
Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее взросление. Забота
взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и
доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.

Сочинение »
Мир глазами ребёнка».

А.И. Приставкин.
Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о писателе. Основная тематика и
нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость,
доброта). Нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительные
средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о
беззащитном человеке.

Родная природа в
произведениях поэтов XX века

В. Я. Брюсов.
Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о поэте. Образная система,
художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой;
нравственно-эмоциональное состояние лирического героя. Выразительные средства
создания образов.

М. А. Волошин.
Стихотворение «Как мне близок и понятен…» Краткие сведения о поэте.
Непревзойдённый мастер слова. Чудесное описание природы. Умение видеть природу,
наблюдать и понимать её красоту. Единство человека и природы. Практикум выразительного
чтения.

6 класс

Введение. Книга как духовное завещание одного поколения другому.

Литературная сказка
Н.Д. Телешов. «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед
будущим. Нравственные проблемы, поставленные в сказке.

Из литературы
ХIХ века

А.С. Пушкин.
«Выстрел». Мотивы поступков героев повести. Чувство мести, милосердие,
благородство.

Н. Г.
Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»).
Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка.
Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе
«Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных
слабостей в главе «Экзамены».

 Поэтический образ
Родины. И. С. Никитин. «Русь»;

М. Ю. Лермонтов.
«Москва, Москва! люблю тебя, как сын…» (из поэмы «Сашка»);

А. К. Толстой.
«Край ты мой, родимый край». Автор и его отношение к родине в строках
лирических стихов.

Из литературы ХХ
века

Ю. Вронский.
«Юрьевская прорубь». Формирование характера подростка. Настоящая дружба. Образ
средневекового города. Анализ главы «Бунт Мартина». Нравственные уроки повести.

Софья Радзиевская.
«Болотные робинзоны». Главы «Где искать спасения?», «На Андрюшкин остров»,
«Война вокруг нас кружит…» (или другие по выбору учителя). Драматическая
история жителей полесской деревушки, война и дети. Смелость, мужество героев,
глубокая вера в человека, в его лучшие душевные качества.

А.П. Гайдар. «Тимур
и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и детей, тимуровское движение.
Сочинение «Нужны ли сейчас тимуровцы?»

Стихи о
прекрасном и неведомом

Н. Гумилёв «Жираф»,
Д. Самойлов «Сказка»

А.Г. Алексин.
«Самый счастливый день». Смысл названия рассказа. Почему семья нужна человеку?
Необходимость бережного отношения к близким.

Ю. Кузнецова.
«Помощница ангела». Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и
дружба.

Сочинение
«Нравственные уроки произведений современной литературы».

7 класс

Введение

Своеобразие курса
родной русской литературы в 7 классе. Значение художественного произведения в
культурном наследии России. Роль родного слова в формировании личности
человека.

Из литературы
XVIII века

И.И. Дмитриев. Поэт
и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение пороков человека в
баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как
основное средство художественной выразительности в баснях.

Из литературы
XIX века

Ф.Н. Глинка.
Краткие сведения о поэте-декабристе, патриоте, высоко оценённом А.С. Пушкиным.
Основные темы, мотивы. Стихотворения «Москва», «К Пушкину»

К.М. Станюкович.
Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в
произведении писателя.

В.М. Гаршин.
Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в
рассказе «Сигнал». Сочинение по творчеству данных писателей ( по выбору
учителя).

Из литературы
XX  века

А.Т. Аверченко.
Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой
Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко.

Основные вехи
биографии

Ю.М. Нагибин
Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой
судьбе».

В.О. Богомолов.
Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны
на страницах произведения. Подвиг речников.

 Ю.Я. Яковлев. Тема
памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых». Средства
выразительности в произведении.

В.Н. Крупин.
Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах
произведения «Женя Касаткин».

С.А. Баруздин.
Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная
красота. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет».

А.В. Масс.
Фантазийный мир моего сверстника на страницах рассказа «Расскажи про Иван
Палыча». 

Е.В. Габова.
Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро».

8класс

Из Древнерусской
литературы

Рассказы русских
летописей XII – XIV веков (по выбору учителя).

Образное отражение
жизни в древнерусской литературе.

Из литературы
XIX века

А.А. Бестужев-Марлинский
«Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и
благородство чувств героя рассказа.

Е.А. Баратынский
Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении «Водопад».
Звукопись.

В.М. Гаршин «То,
чего не было». Аллегорический смысл лирико-философской новеллы. Мастерство
иносказания.

А.Н. Апухтин
Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…» Поэтические традиции XIX века
в творчестве А.Н. Апухтина.

Л.А. Чарская
Гимназистки. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе.
Ранимость души подростка. Сочинение «Глубина человеческих чувств и способы
их выражения в литературе.»

Из литературы XX
века

Пантелеев Л.
«Главный инженер». Образы детей в произведениях о Великой
Отечественной войне. Жажда личного подвига во имя победы.

Рождественский Р.И.
Стихотворения. Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На земле
безжалостно маленькой…»

Пермяк Е.А.
«Ужасный почерк». Жизненная позиция героя рассказа.

Яковлев Ю.Я.
«Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным
идеалам.

Козлов В.Ф. Рассказ
«Сократ мой друг». Поступок героя как отражения характера. Романова Л. Рассказ
«Мы приговариваем тебя к смерти». Одиночество подростков в современном мире.

Сочинение по
творчеству данных писателей (по выбору учителя).

Практикум
выразительного чтения. Ю. Левитан. «Диалог у новогодней ёлки», Б. Окуджава
«Песенка о ночной Москве», А. Макаревич «Пока горит свеча».

Тематическое планирование

5 класс

№ п/п

 Раздел/Тема

Количество часов

1

Введение. Слово как средство создания образа

1

Русская литература 19 века

3

2

Л.Н. Толстой «Два товарища», «Лгун»

1

3

В.И. Даль Сказка «Что значит досуг»?

1

4

Н.Г. Гарин-Михайловский

Сказка «Книжка счастья»

1

Поэзия 19 века о родной природе

2

5

П. А. Вяземский

Стихотворение «Первый снег»

1

6

Н.А. Некрасов «Снежок»

1

Литература 20 века

4

7

Е.А. Пермяк Сказка «Березовая роща»

1

8

В.А. Сухомлинский «Легенда о материнской любви»

1

9

Ю.Я. Яковлев «Цветок хлеба»

1

10

Сочинение «Мир глазами ребенка»

1

11

А.И. Приставкин Рассказ «Золотая рыбка»

1

Родная природа в произведениях поэтов 20 века

6

12

В.Я. Брюсов «Весенний дождь»

1

13

М.А. Волошин «Как мне близок и понятен…»

1

14

М.А. Волошин Единство человека и природы

1

15

Итоговое контрольное тестирование

1

16

Повторение и систематизация знаний

1

17

Резерв

1

Итого

17

6 класс


п/п

 Раздел/Тема

Количество часов

Введение

2

Книга как духовное завещание одного поколения
другому

1

Н.Д. Телешов «Бедная цапля» Нравственные проблемы

1

Из литературы 19 века

2

А.С. Пушкин «Выстрел»

1

Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»

Главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»

1

Поэтический образ Родины

3

И.С. Никитин «Русь»

1

М.Ю. Лермонтов «Москва! Москва!…»

1

А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край»

1

Из литературы 20 века

4

Ю. Вронский «Юрьевская прорубь»

1

Софья Радзиевская «Болотные робинзоны»

1

А.П. Гайдар «Тимур и его команда»

1

Сочинение «Нужны ли сейчас тимуровцы»?

1

Стихи о прекрасном и неведомом

6

Н. Гумилёв «Жираф», Д. Самойлов «Сказка»

1

А.Г. Алексин «Самый счастливый день»

1

Ю. Кузнецова «Помощница ангела»

1

Сочинение «Нравственные уроки произведений
современной литературы»

1

Итоговое контрольное тестирование

1

Повторение и систематизация знаний

1

Итого

17

7 класс


п/п

Раздел/Тема

Количество часов

Введение.

1

1

Значение
художественного произведения в культурном наследии России

1

Из литературы 18 века

2

2

И.И. Дмитриев «Два веера», «Нищий и собака»

1

3

И.И. Дмитриев «Три льва», «Отец и сын»

1

Из литературы 19 века

4

4

Ф.Н. Глинка «Москва», «К Пушкину»

1

5

К.М. Станюкович «Рождественская ночь»

1

6

В.М. Гаршин «Сигнал»

1

7

Сочинение «Героизм и готовность к подвигу»

1

Из литературы 20 века

10

8

А.Т Аверченко рассказ «Специалист»

1

9

Ю.М. Нагибин «Маленькие рассказы о большой
судьбе»

1

10

В.О. Богомолов «Рейс», «Ласточки»

1

11

Ю.Я. Яковлев «Семья Пешеходовых»

1

12

В.Н. Крупин «Женя Касаткин»

1

13

С.А. Баруздин «Тринадцать лет»

1

14

А.В. Масс «Расскажи про Иван Палыча»

1

15

Е.В. Габова «Не пускайте Рыжую на озеро»

1

16

Итоговое контрольное тестирование

1

17

Повторение и систематизация знаний

1

Итого

17

8 класс


п/п

Раздел/Тема  

Количество часов

Из Древнерусской литературы

1

1

«Повесть
временных лет»

1

Из литературы 19 века

6

2

А.А. Бестужев-Марлинский «Вечер на бивуаке»

1

3

Е.А. Баратынский «Водопад»

1

4

В.М. Гаршин «То, чего не было»

1

5

А.Н. Апухтин «День ли царит…»

1

6

Л.А. Чарская «Тайна»

1

7

Сочинение «Глубина человеческих чувств»

1

8

Из литературы 20 века

10

9

Л. Пантелеев «Главный инженер»

1

10

Р.И. Рождественский «На земле безжалостно
маленькой…»

1

11

Е.А. Пермяк «Ужасный почерк»

1

12

Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася»

1

13

В.Ф. Козлов «Сократ мой друг»

1

14

Л. Романова «Мы приговариваем тебя к смерти»

1

15

Сочинение «Одиночество подростков в современном
мире»

1

16

Итоговое контрольное тестирование

1

17

Повторение и систематизация знаний

1

Итого

17

  • Сказка книжка счастья о чем эта сказка
  • Сказка книжка счастья гарин михайловский распечатать
  • Сказка книга с фото ребенка
  • Сказка книга счастья гарин михайловский
  • Сказка кит и кот читать