Сказка книжка счастья гарин михайловский распечатать

115 лет назад, 10 декабря 1906 года умер николай георгиевич гарин-михайловский еврейские анекдоты не всегда хороши. они особенно плохи, когда

115 лет назад, 10 декабря 1906 года умер Николай Георгиевич Гарин-Михайловский

«…еврейские анекдоты не всегда
хороши. Они особенно плохи, когда не понимаешь их или когда приходится самому
играть в анекдоте роль глупую».
Горький

Увидеть Бога

Последней великой, по-итальянски: ла́удой, — песней-хвалой пращура
францискианства (нищенствующего ордена) св. Франциска Ассизского — была «Песнь
о Солнце». Восхваляющая абсолютно все божии творенья: Брата Солнце — frate sole, Сестру Луну — sora luna, Брата Ветра — frate vento, Сестру Воду — sora aqua, Брата Огня — frate focu, Мать Землю — matre terra, Сестру Смерть — sora morte.

Написанное практически на смертном одре, за «час до смерти», это
произведение античной традиции на умбрийском диалекте стало первым в мире
памятником религиозной итальянской литературе.

Вообще такие люди как Франциск появляются на земле довольно редко, считал
Максим Горький, называя их по-горьковски остро — весёлыми праведниками.

И ежели Христос, несомненно, праведник, но — увы и отнюдь — не весёлый, точнее
даже, в некоем смысле — педант. То родоначальником когорты именно «весёлых
праведников» Горький считал собственно Франциска Ассизского. Великого художника
страстной любви к жизни. Любившего человека не для поучения любви, — а потому,
что, обладая идеальнейшим искусством и счастьем восторга жизни, жизнелюбия, — он
не мог не делиться этим счастьем с людьми.

Да, обреталась в душах ещё невероятная сила сострадания, отягощённая
радением за род человеческий. Обременённая невыносимо страшным результатом кровавых
распрей, выплеснувшихся позднее гуманистическим характером решительно иных конструкций,
чем в XII—XIII вв.
И, переносясь из эпохи Франциска на шесть столетий вперёд (благо вольный формат
текста позволяет), нельзя не вспомнить свидетеля жесточайшей битвы при ломбардской
деревушке Сольферино — Анри Дюнана. Создавшего международную организацию
Красного Креста — в помощь раненым воинам, — причём со всякой стороны
конфликта!

Также нельзя забыть прославленного доктора Фёдора Га́аза (Friedrich-Joseph Haass). Москвича немецкого
происхождения. Филантропа, известного под именем «святой доктор». Члена
Московского тюремного комитета и главного врача московских тюрем. Потратившего
всё своё приличное состояние на благотворительность, поддержку бедным,
осуждённым. Жившего в тяжелейший час (в плане филантропии) властвования Николая
I.

Правда, жизнь такова, что чистому состраданию уже нет в ней места. И
кажется, в наше время оно существует как «маска стыда». Сказано сие о переломе
эпох, шлагбауме XIX—XX веков. Сказано давно. А
будто… произнесено только что, вчера, сейчас. И ведь заслужили, господа,
согласитесь. Словно не идут нам уроки прошлого впрок. Словно не ведаем мы, чем
отсутствие сострадания кончается в исторической перспективе. И…

Кстати, когда вы наблюдали весёлого праведника на своём пути? И замечали
ли вовсе? Ведь это непросто, поверьте. И говорит это больше о вас, нежели о
ком-то другом, стороннем — всё равно что увидеть Бога среди сонм страждущих,
его взалкавших, но не видящих: «От века несть слышано, яко кто отверзе очи
слепу рождену» (Ин. 9:32). — Ведь даже Христос, открыв очи слепцу, не в
силах сделать его праведником.

Весёлые праведники — люди не очень крупные. Может, они кажутся некрупными
потому, что с точки зрения здравого смысла их плохо видно на тёмном фоне
жестоких социальных отношений.

Они существуют не вследствие, а по-философски: — вопреки здравому смыслу!
Бытие этих людей совершенно ничем не извинено, не искуплено, кроме их воли быть
такими, каковы они есть на самом деле.

Но приступим…

Знакомство

Однажды вышеупомянутый Алексей Максимович в гостях у самарского
некрещёного еврея Якова Львовича Тейтеля, где Горький любил опрокинуть чашечку-вторую
кофе, — будучи по наставлению Короленко в Самаре на журналистском поприще под
псевдонимом Иегудиил Хламида, — встретил затесавшегося средь многочисленных
гостей странного незнакомца. Оказавшегося мало того что инженером Гариным. Так
ещё, ко всему прочему, писателем Гариным-Михайловским. Которого, вовсе не
бесталанного, в принципе, Горький читывал ранее. Не имея чести сталкиваться лично.

«Очерки современной деревни» Михайловского (однофамильца своего
наставника и литературного учителя, теоретика народничества Н. К. Михайловского)
весьма понравились молодому очеркисту-корреспонденту «Русского богатства». А
заочные прибаутки рисовали Г.-Михайловского персонажем абсолютно не
тривиальным, неординарным, с недурственной фантазией и далеко не спокойным
общественным бытием.

Дабы поддержать беседу, а также следуя журналистской привычке «ловить
характеры», Горький полушутя спросил инженера Гарина (чудно́ это слышать за 30
почти лет до появления толстовского «гиперболоида»; но тем не менее: элементарное
совпадение имён; причём А. Толстой описывает параболоид, а не гиперболоид; но
это к слову):

— А не лгут ли, любезный государь, что как-то вы засеяли сорок десятин маком?

— Почему же непременно — сорок? — чуть искусственно возмутился Николай
Георгиевич. И, прихмурив красивые брови, озабоченно пересчитал: — Сорок грехов
долой, если убьёшь паука. Сорок сороков церквей в Москве. Сорок дней после
родов женщину в церковь не пускают. Сороковой день… Сорокоуст. Великий пост так
или иначе связан с числом 40. Сороковой медведь — самый опасный. Чёрт знает,
откуда эта сорочья болтовня? Как вы думаете?

Горький опешил.

Видимо, Михайловскому было не очень-то интересно чьё-либо мнение.

Посему тотчас же, — хлопнув визави по плечу маленькой крепкой рукой, — он
сказал с восхищением:

— Но вот если б вы, батенька, видели этот мак, когда он зацвёл!!

Затем Гарин, отскочив от Горького, устремился в дискуссионное побоище,
разгоревшееся за соседним столом. Оставив последнего в полной прострации.

Тут-то и закралось: «Весёлый праведник?..» — подумалось тогда о
Михайловском. Несмотря на то что встреча та особых симпатий друг к другу не
вызвала. Пахнув чем-то ненатуральным. Театрально-драматическим. Мелькнув
какой-то нарочитой барской, вернее, полубарской инженерской щегловатостью,
одновременно показным демократизмом. И всё ж таки… Горькому тогда почему-то
вспомнился Франциск Ассизский…

И было от чего.

Строен. Красив этот Гарин. Двигается быстро, но изящно. Чувствуется, — быстрота
эта не от нервной расшатанности, — а от чрезвычайного избытка энергии, радости.
Расплёскиваемых вокруг без видимого сожаления.

«Зачем, зачем он исчислял со́роки?!» — недоумевал Горький, исподволь
наблюдая за Михайловским.

Говорит как будто небрежно, но на самом деле очень ловко и своеобразно
построенными фразами. Замечательно владеет вводными предложениями, кои терпеть
не мог Чехов. Не имея манерной привычки упиваться красноречием, что свойственно
чванливой адвокатуре: «Словам тесно, мыслям просторно!» — Фраза эта была непреложным
девизом Гарина-Михайловского в общении.

«Мне с Гариным хотелось о литературе побеседовать, а он меня угостил
лекцией о культуре корнеплодов, затем изрёк что-то о спорынье», — жаловался Горькому
один местный драматург, так и не сумевший полемически «оседлать» Гарина, одеть
его в литературно-драматургический тулупчик.

«Невероятная разносторонность пристрастий!» — восхищённо восклицаю я
вослед Горькому и иже с ним.

Гиперболоид

1895 год. Михайловский — инициатор,
идеолог, организатор и главный строитель ответвления Самаро-Златоустовской
железной дороги «Кротовка-Сергиевск»: на Сергиевские северные воды. (Самарская
губерния)

В России было применено тогда, с подачи нашего героя, интереснейшее с
инженерной точки зрения новшество, — инновация, как бы сейчас произнесли: —
дешёвая узкоколейка.

Эта немаловажная для Империи стройка сопряжена со множеством различных
анекдотов, связанных с начальником проекта. Не чуравшегося жизненных коллизий. К
тому же впервые ставшим руководителем столь крупного масштаба.

Как-то понадобился ему локомотив —
причём особенной конструкции…

Михайловский заявил в Министерство путей сообщения об экстренной нужде приобретения
локомотива в Германии.

Бывший железнодорожный министр, в тот момент министр финансов С. Витте,
крайне обеспокоенный пополнением госказны путём использования внутренних
резервов, ответил Михайловскому отрицательно. Предложив заказать машину в Сормове
либо на коломенских заводах: экономика должна быть экономной, как говорится.

Хитрец Гарин-Михайловский, информированный о сверхвыгодном 10-летнем
германском контракте, недавно заключённом Витте (мол, сам-то каков!), то ли из
обиды, то ли от собственной предубеждённости против министра — путём неимоверно
сложных и достаточно смелых (пошёл наперекор!) ухищрений купил требуемый
агрегат за границей. Мало того, контрабандно пригнал его в Самару! Это
сохранило ему как подрядчику несколько тысяч денег и несколько недель форы к
сдаче объекта, — что несравненно дороже, чем деньги.

Блестяще исполнив подряд, вскорости он по-юношески восторженно хвастался
не сэкономленными временем и средствами, — а именно тем, что исхитрился
пригнать локомотив контрабандой.

Сей подвиг вызван не столько силою деловой необходимости, — заключает в
воспоминаниях Горький, — сколько желанием преодолеть поставленное препятствие.
И даже проще: желанием созорничать, высунув по-хулигански язык. Показать фигу в
кармане министру Витте!

Как во всяком талантливом русском человеке — склонность к шаловливости,
проказливость — очень заметны в характере «весёлого праведника» Михайловского.

Часы

Добр Гарин тоже был специфически…

Деньги разбрасывал как Паратов в «Бесприданнице» — так, будто они его
отягощали. И он брезговал разноцветными бумажками, — на которые праздный люд
обменивает свои силы, бесценные время, жильё, порою жизнь.

Первым браком Гарин женат на богатой женщине — дочери генерала Черевина —
личного друга Александра III.
Её миллионное состояние свежеиспечённый супруг в краткий срок истратил на
сельскохозяйственные опыты. И в период 1890-х гг. жил в основном частным заработком.

Принимая жизнь непосредственно, по-детски — ну, истинно как праздник! —
он бессознательно заботился, чтоб и окружающие подобным образом воспринимали жизнь:
весело и беззаботно.

Жил широко, угощая алчущую барских яств публику изысканными завтраками и
обедами, дорогим вином. Сам ел и пил так мало, что нельзя было понять: чем же
питается его неукротимая энергия — святым духом, может?

Кроме всего обожал делать подарки. Неизменно делал приятное людям. Но не
для того, чтобы расположить их в свою пользу, а просто из приязни. Из-за врождённой
какой-то любви — к Вселенной, Всевышнему, человечеству, к родной земле. К
Государю наконец.

Расположения же он легко достигал одним беспрецедентным обаянием,
талантливостию и динамичностью. Ну и юмором конечно.

Однажды утром в редакцию «Самарской газеты» ввалился извозчик — ещё трезвый
и адекватный.

И, немного заикаясь, выдал:

— В-вам часы привезли и-и-из Сызрани.

Никаких посылок редакция не заказывала. Извозчика выпроводили вон. Он
ушёл. Побормотал с кем-то за дверью.

И снова явился:

— Еврей г-говорит, вам ч-ч-часы.

— Позови! — нервно ответили вечно занятые репортёры.

Вошёл старенький еврей в стареньком пальто и невероятной формы шляпе. Недоверчиво
осмотрел задымлённое куревом помещение и положил на трюмо листок отрывного
календаря. На котором неразборчивым почерком Гарина было накарябано:
«Пешкову-Горькому» и ещё что-то каракулями.

 — Это вам дал инженер Гарин? —
спросил Горький.

— А я знаю? — ответил еврей. — Я же не спрашиваю, как зовут клиента. Или
вот вас например. Хитро прищурился: — Есть другой Пешков-Горький — нет?

— Нет. Покажите часы.

Пожав плечами, еврей ушёл. Вернулся с извозчиком и громоздким, но не слишком
тяжёлым ящиком.

— Распишите на записку, дескать, получили.

— Это что такое? — осведомился Горький, устало кивая на ящик.

— Вы знаете: часы, — равнодушно сказал еврей.

— Ч-ч-часы, — похмельно скривился извозчик.

— Стенные?

— Ну да. Десять часов или даже более.

— Десять штук часов?

— Пусть будет штук.

Горький не выдержал:

— Ну подумайте, кто ж едет из Самары в Сызрань покупать часы? Форменный идиотизм!

Еврей, смаявшись с длинной дороги, осерчал:

— А какое мне дело думать? Мне сказали: сделай! И я сделал. «Самарская
газета»? Верно. Пешков-Горьков? И это верно. Распишитесь на записку. Что вы от
меня хотите-то?!

А произошла следующая история…

Николай Георгиевич гулял по берегу великолепной Волги — на закате солнца —
в Сызрани. Настроение было более чем благостное, — впрочем, посещавшее «весёлого
праведника» часто.

И вот на нескладной кочерыжке он увидал мальчика-еврея, удившего рыбу.

«И всё, знаете, батенька, удивительно неудачно, — позже рассказывал он, —
ерши клюют жадно. Но из трёх два срываются. Почему? Да потому что ловил он не
на крючок, а на медную булавку!» — что ввергло Михайловского в приступ
умилённого благодушия и жалости.

Разумеется, пацан оказался красавцем и необыкновенного ума. И уже
изведавший горечь жизни. (Ведь видишь всегда то, что сильно хочешь видеть, как водится.)

Человек, — далёкий, в общем-то, от наивности, — Гарин нередко встречал
людей с «необыкновенными» умом и внешностью. Просто хотелось — вот и получалось.
И виделось. И неслучайно…

Разговорившись, Гарин выяснил, что одиннадцатилетний сорванец живёт у
деда. Он и дед — кажется, единственные евреи в городе.

Магазин у опекуна скверный. Старик чинит горелки ламп, притирает
самоварные краны. Пыль, грязь, нищета. Убогость.

Тут же впав в припадок сентиментальности, Гарин взял и выкупил весь нехитрый
дедов товар: все часы, отремонтированные и нет, имеющиеся в доме. А мальчишке
дал денег — просто так. И отвалил ещё стопку книг в подарок.

После чего старый еврей и появился на пороге самарской редакции с удачно
проданной поклажей. И вполне тверёзым покамест извозчиком.

А поскольку настенные часы, — пусть и недурные, антикварные, с изразцами,
— журналистам девать было некуда, Гарин-Михайловский взял и роздал их рабочим
на строящейся железнодорожной ветке: свои люди, сочтёмся!

От чего по окрестностям долго ещё роились слухи о свалившихся с неба раритетах.
Которые осчастливленные работяги ринулись распродавать-разменивать по скупкам
да ломбардам. Пропивать по закусочным да трактирам.

Тем более что министр финансов организовал намедни при государстве винную
монополию. Что стало, — наряду с повышением качества(!) алкоголя, — наиважнейшим
источником насыщения бюджета для уверенного технократического вхождения Империи
в XX в. Век — в полном
смысле слова индустриализованный Сергеем Юльевичем Витте.

Чудесным образом не заметившим «преступной» операции инженера Гарина с пригнанным
из-за границы гиперболоидом — иностранной контрабанды. А точнее, спустившим с
рук «весёлому праведнику» его далеко и далеко не безопасное предприятие с
локомотивом.

Царь

Гарин-Михайловский считался в кругу друзей-литераторов, посвящённых
коллег-технарей прекрасным рассказчиком и документалистом!..

Филологи особенно подчёркивают период конца 1890 годов — Северокорейскую,
дальневосточную экспедицию (всего по Корее и Маньчжурии пройдено около 1600 км) и далее
кругосветку: Япония, Китай, США, Европа…

На основе полугодовых почти путешественнических дневников собрана целая
книга. Публиковавшаяся в виде разрозненных очерков под объединённым названием
«Карандашом с натуры» в журнале «Мир Божий» за 1899 год.

В странствиях сохранено и зафиксировано множество корейских сказок. Впервые
изданных, — вместе с отдельным изданием книги о путешествии, — в 1903 г.

Дневники Михайловского стали самой внушительной лептой в корейскую фольклористику:
ранее выпущены лишь 2 сказки на русском и 7 на английском языках.

Во введении Михайловский утверждает, что субъективизм в его текстах
минимален: «Я быстро, фраза за фразой, записывал со слов переводчика, стараясь
сохранить простоту речи, никогда не прибавляя ничего своего». — Хотя Гарин не
был бы Гариным, если бы фактурно не поработал над материалом. Оттого творческая
перелицовка этимологически ощутима.

В конце круиза Г.-Михайловский настолько пропитался корейским духом, что
и сам мог выступить в роли буддистского сказочника. И выступал, поражая
слушателей красочностью повествования.

Слухи о необычайных впечатлениях от кругосветки докатились аж… до
Государя. И Михайловский был приглашён в Аничков дворец. Николай Второй пожелал
выслушать его историю межконтинентальных поездок-изысканий.

Добавлю, что точной даты визита в архивах не установлено. Посему позволю
себе предположить примерно январь — февраль 1901 года. Почему, поймёте чуть
позже…

Итак, Николай Георгиевич шёл во дворец, волнительно подтянувшись и
порядочно робея. Подумать только, личный диалог с царём ста тридцати миллионов
населения! «Это не совсем обыкновенное знакомство», — отмечал он впоследствии.
Не каждому в жизни удаётся посидеть почаёвничать в царских палатах.

Невольно мечталось: человек подобного уровня должен что-то значить,
должен импонировать. Он обязательно скажет что-то сверх общих сведений:
неведомое, непознанное.

И вдруг…

Сидит симпатичный пехотный офицер. Курит, мило улыбается, изредка ставит
вопросы. Но всё не о том, что надлежит интересовать самодержца, в царствование
коего построен без преувеличения великий Сибирский путь! — и Россия выезжает на
берега Тихого океана. Где её встречают отнюдь не партнёры и — нерадостно. Без
праздничных букетов цветов и ликующе летящих кверху чепчиков.

Михайловский, отражая в заметках тот знаменательный поход, — с чьих слов
я его и воспроизвожу: — будто обрисовывает портрет императора Николая II кисти Валентина Серова.
Который создавался приблизительно в то же время, в начале зимы 1901-го.

Живописец так и изобразит царя, по-гарински: небольшим поясным портретом
сидящего человека в простой одежде без каких-либо регалий. Вылитого флегматично-провинциального
капитана, сошедшего со страниц повести Куприна.

Зачем же позвал к себе
Михайловского царь?..

Не исключено, — подверженный веяниям мистицизма, — государь исподволь
что-то почувствовал в Михайловском и захотел посредством беседы с
инженером-путешественником проверить свои предположения? — нам неведомо…

Но ведь согласитесь, не совсем похоже, что Николай II вызвал писателя, чтобы спросить
невинное: «Чтут ли нас корейцы?» — на что Гарин невпопад ответит вопросом на
вопрос: «Вы кого подразумеваете?» — начисто забыв об адъютантском предупреждении
ни в коем разе не спрашивать, только отвечать!

Но ведь как же не спросить, — рассуждал Гарин в дальнейшем, — ежели сам
царь(!) спрашивает, причём и скупо, и глупо, и безвкусно. А его дамы — вовсе
молчат: воды в рот набрали. Надутые, словно гусыни.

Старая царица удивлённо поднимала то одну, то другую бровь. Молодая,
рядом с ней, — ровно компаньонка, — сидела в застывшей позе с каменными
глазами, с обиженным лицом. Напоминая визитёру одну девицу, прожившую до 34 лет
и обидевшуюся на природу за то, что та навязала женщине обязанность иметь
детей. А — ни детей, ни даже простенького романа у девицы, к сожалению, не
случилось. И сходство царицы с нею очень как-то мешало, стесняло гостя. И было
ему страшно тоскливо и скучно на странном том приёме.

— Это провинциалы!! — недоумённо пожимая плечами, восклицал Гарин, делясь
с друзьями ошеломлением о высоком том визите.

Через неделю Г.-М. официально известили, мол, царь вручил ему орден
(«кажется, Владимира», — предположил Горький). Но награды Гарин не получал.

Потому что вскоре его административно выперли из Петербурга. За то, что
вместе с прочими литераторами подписал протест против избиения студентов и
сочувствовавшей им публики у Казанского собора. А поскольку подавление
демонстрации свершилось в марте 1901, вот я и подумал, что собственно визит
Гарина к государю произошёл где-то чуть ранее означенного времени.

Над Гариным смеялись:

— Э-эх! Ускользнул орден-то, Николай Георгиевич?!

— Чёрт бы их всех подрал! — возмущался он. — У меня тут серьёзный гешефт,
и вот — надо ехать. Нет, сообразите, нелепейшая ситуация! Ты нам не нравишься —
поэтому не живи и не работай в столице. (Выслан и отдан под надзор полиции, — авт.)
Но ведь в ином-то городе я останусь таким же, каков есть!

В том-то и суть, в том-то и суть… — глубокомысленно заключу я бесхитростную
историю про замечательного человека, инженера и писателя, истого
государственника и патриота Н. Г. Гарина-Михайловского. И повторюсь, что бытие
наше земное ничем не прощено и не искуплено, кроме воли нашей быть такими,
каковы мы есть на самом деле… А праведниками прошли мы жизнь или нет — решать, увы,
не нам.

Всего доброго, дорогие друзья-читатели!

Пояснительная
записка

6 б класс

Рабочая программа учебного курса родной ( русской)
литературы  для   6б    класса соответствует:

— федеральному   государственному образовательному 
стандарту основного общего образования  по русскому языку;

— учебному  плану  МБОУ СОШ № 42
г. Брянска на 2019-2020 учебный год;

и составлена на основе:

— примерной программы основного общего
образования по предмету «Русский родной язык»,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию

Программа
рассчитана на базовый уровень преподавания предмета.

На изучение
предмета отводится 0,5 часа в неделю / 17 часов за учебный год. (34 уч. нед).

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Родная
(русская) литература» на 2019-2020 учебный год

Личностными
результатами
 освоения
выпускниками основной школы программы по родной литературе являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности,
воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного
отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных
задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы
и др.).

Метапредметными
результатами
 освоения
выпускниками основной школы программы по родной литературе являются:

• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу,
структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной
позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных
высказываниях, формулировать выводы;

• умение самостоятельно организовывать собственную
деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умение работать с разными источниками информации, находить
ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметными
результатами 
освоения
выпускниками основной школы программы по родной литературе являются:

1)
в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского
фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы
XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной
литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их
написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих

нравственных
ценностей и их современного звучания;

• овладение навыками анализа литературного произведения:
определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать
и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения,
характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких
произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции,
изобразительно-выразительных средств языка;

• владение элементарной литературоведческой терминологией при
анализе литературного произведения.

2)
в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской
литературы и культуры;

• формулирование собственного отношения к произведениям
русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных
литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней.

3)
в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров,
осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их
отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные
монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с
тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие
работы.

4)
в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления
словесного искусства; формирование эстетического вкуса;

• понимание роли изобразительно-выразительных языковых
средств в создании художественных образов литературных произведений.

2.                   
Содержание
учебного предмета

Введение Книга как духовное завещание одного поколения
другому.

Литературная сказка Н.Д. Телешов. «Белая цапля». Назначение
человека и его ответственность перед будущим. Нравственные проблемы,
поставленные в сказке. Из литературы ХIХ века

( А.С. Пушкин. «Выстрел». Мотивы поступков героев повести.
Чувство мести, милосердие, благородство.

Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов»,
«Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний
в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное
испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление
героем собственных слабостей в главе «Экзамены».

Поэтический образ Родины. И. С. Никитин. «Русь»;

М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын…»
(из поэмы «Сашка»);

А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край». Автор и его
отношение к родине в строках лирических стихов.

Из литературы ХХ века Ю. Вронский. «Юрьевская прорубь».
Формирование характера подростка. Настоящая дружба. Образ средневекового
города. Анализ главы «Бунт Мартина». Нравственные уроки повести.

Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны». Главы «Где искать
спасения?», «На Андрюшкин остров», «Война вокруг нас кружит…» (или другие по
выбору учителя). Драматическая история жителей полесской деревушки, война и дети.
Смелость, мужество героев, глубокая вера в человека, в его лучшие душевные
качества.

А.П. Гайдар. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести,
отношения взрослых и детей, тимуровское движение. Сочинение «Нужны ли сейчас
тимуровцы?»

Стихи о прекрасном и неведомом. А. Блок «Ты помнишь, в
нашей бухте сонной…», Н. Гумилёв «Жираф», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов
«Почему-то в детстве…».

А.Г. Алексин. «Самый счастливый день». Смысл названия
рассказа. Почему семья нужна человеку? Необходимость бережного отношения к
близким.

А.В. Масс. «Сказка о черноокой принцессе», «Сочинение на
тему: «Моя подруга» (по выбору учителя). Духовно-нравственная проблематика
рассказов. Позиция автора.

Ю. Кузнецова. «Помощница ангела». Взаимопонимание
детей и родителей. Доброта и дружба. Сочинение «Нравственные уроки произведений
современной литературы».

Творчество поэтов Свердловской области (по выбору учителя).
Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения,
миросозерцания. Лирический герой в произведениях
.

Тематическое планирование

Родная (русская) литература

6б класс

Учитель Гасилина О.В.

№ П/П

Тема  урока

Дата по плану

Дата по факту

Введение

1

Книга как духовное завещание одного поколения другому

2

Литературная
сказка. Н.Д. Телешов. 
«Белая цапля».

Назначение
человека и его ответственность перед будущим. Нравственные проблемы,
поставленные в сказке.

3

А.С.Пушкин. «Выстрел».

Мотивы
поступков героев повести. Чувство мести, милосердие, благородство.

4

Н.Г.Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья».

Сведения
о писателе. Образы и сюжет сказки. Социально-нравственная проблематика
произведения. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и
взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям. Мир
глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире);
своеобразие языка

5

Н.Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда»,
«Экзамены»).

Отрочество
героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и
попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда».
Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей
в главе «Экзамены».

6

Из
литературы ХХ века Поэтический образ Родины.

И. С. Никитин.
«Русь»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын…»
(из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край».
Автор и его отношение к родине в строках лирических стихов.

7

Ю.
Вронский. 
«Юрьевская
прорубь».

Формирование
характера подростка. Настоящая дружба. Образ средневекового города. Анализ
главы «Бунт Мартина». Нравственные уроки повести.

Составление
вопросов викторины

8-9

Софья
Радзиевская. 
«Болотные
робинзоны». Главы «Где искать спасения?», «На Андрюшкин остров», «Война
вокруг нас кружит…» (или другие по выбору учителя).

Драматическая
история жителей полесской деревушки, война и дети. Смелость, мужество героев,
глубокая вера в человека, в его лучшие душевные качества.

10

А.П.
Гайдар. 
«Тимур и его
команда».

Тема
дружбы в повести, отношения взрослых и детей, ти муровское движение.

11

Сочинение
«Нужны ли сейчас тимуровцы?»

12

Стихи
о прекрасном и неведомом

А.
Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…», Н. Гумилёв «Жираф», Д. Самойлов
«Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве…».

Чтение
и анализ стихотворения

13

А.Г.
Алексин.
 «Самый
счастливый день».

Смысл
названия рассказа. Почему семья нужна человеку? Необходимость бережного
отношения к близким

Составление вопросов
викторины Выборочное чтен

14

А.В.
Масс. 
«Сказка о
черноокой принцессе»,

Духовно-нравственная
проблематика рассказов. Позиция автора

Выборочное
чтение Беседа по вопросам

15

Ю.
Кузнецова. 
«Помощница
ангела».

Взаимопонимание
детей и родителей. Доброта и дружба

Выборочное
чтение Беседа по вопросам

16

Сочинение.
«Нравственные уроки произведений современной литературы».

17

Творчество
поэтов Брянской области

Поэтическое
изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Промежуточная аттестация по родной (русской) литературе за курс 6 класса

1 вариант

Работа состоит из 19 заданий. В каждом варианте 1 верный ответ.

1.Соотнесите автора и произведение:

1) Л.А.Чарская           а) «Рыцарь Вася»  

2)   Н.Г.Гарин-Михайловский    б) «Золотая рыбка»

3)  А.И.Приставкин      в)  «Книжка счастья»

4)  Ю.А. Яковлев          г) «Тайна»

2.Соотнесите писателя, название его произведения и героя этого произведения

1). Н.Г. Гарин-Михайловский

1 «Золотая рыбка»

а. Мальчик, который хотел всех сделать счастливыми

2). А.И. Приставкин

2. «Книжка счастья»

б. Мальчик, привыкший к судьбе неудачника

3). Ю.Я. Яковлев

3. «Рыцарь Вася»

в. Маленькая Люсенька

3.Олицетворение – это…

1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на  сходстве

2)  художественное определение

3)  перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы

4.Эпитет – это…

1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на  сходстве

2)  художественное определение

3)  сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое

5.Метафора – это…

1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на  сходстве

2)  художественное определение

3)  сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое

6. Кто написал басню «Нищий и собака»?

1)И.И.Дмитриев            2). И.А.Крылов    3). Эзоп    4). М.Д.Ломоносов

7. Отрывком из какого произведения Дмитриева И.И. являются строчки: «Не знаю я, кому они принадлежали, А знаю, что один был в блестках, нов, красив;

Другой изломан весь и очень тем хвастлив»?

1)«Нищий и собака»  2)«Два Веера»  3) «Отец с сыном» 4) «Бык и корова»

8.К какому жанру относится произведение «Книжка счастья»

1) повесть 2) рассказ 3) сказка

9.Что происходило с людьми, которым в руки попадала книжка счастья в произведении Гарина – Михайловского Н.Г. «Книжка счастья»?

1)Становились равнодушными  2)Становились злыми

3)Становились добрыми   4) Ничего не изменялось

10. Репейник, Крапива, Жаба, Гадюка — герои сказки:

1) «Что значит досуг?»   2)»Березовая роща»  3)»Книжка счастья»

11.Какова тема рассказа «Тайна» Л.Чарской?

1) О жизни в пансионе.  2) Об отношении между учителями и гимназистками.

3) Равнодушия и непонимания.

12. Какое чувство испытывает Неточка на уроке русского языка от слов учителя?

1)Радость, восторг 2)Гордость от первого опыта опыта сочинительства

3)Разочарование, глубокая грусть

13. Главные герои рассказа «Золотая рыбка»?

1)Девочки из детского дома  2)Рыбки  3)Воспитатель из детского дома

14.Чему учит рассказ А.И. Приставкина «Золотая рыбка»?

1) равнодушию и безответственности   2) милосердию и состраданию

3) не обращать внимание на других, а жить только для себя.

15. Что сделала Таня, когда узнала о гибели отряда (К.Д. Воробьев «Гуси-лебеди»)?

1)ушла одна на поиски отряда  2)покинула отряд с группой солдат   3)смирилась с потерей

16. Какой позывной был у Тани?

1)звезда   2)лебедь   3) ромашка

17 Какое прозвище дали Васе его одноклассники?

1) тюфяк 2) рыцарь 3) толстяк

18. Как Васю наградили в школе за совершенный подвиг? 

1)вручили грамоту 2) Объявили благодарность 3) выдали денежную премию 4)никак не наградили

19. Главная мысль рассказа «Рыцарь Вася»  Ю.Я Яковлева  в том, что

1)надо промолчать, когда хвалят одноклассника за то, чего он не совершал. В этом заключается настоящее товарищество.

2)надо всегда спасать тонущих детей. Это смелый поступок.

3) главное в человеке не его внешность, а его внутреннее состояние: душа, мечты, сердце.

Промежуточная аттестация по родной (русской) литературе за курс 6 класса

2 вариант

Работа состоит из 19 заданий. В каждом варианте 1 верный ответ.

1. Соотнесите автора и произведения

1) И.И. Дмитриев    а) «Гуси-лебеди»

2)К.Д. Воробьев      б) «Березовая роща»

3) Е.А. Пермяк         в)  «Тайна»

4)Л. А. Чарская        г)  «Два веера»

2.Соотнесите писателя, название его произведения и героя этого произведения

1).Л.А Чарская

1. «Золотая рыбка»

а. Мальчик, который хотел всех сделать счастливыми

2)А.И. Приставкин

2. «Тайна»

б. Маленькая Люсенька, укравшая рыбок

3). Н.Г. Гарин-Михайловский

3. «Книжка счастья»

в. Девочка, написавшая первое стихотворение

3.Эпитет – это…

1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на  сходстве

2)  художественное определение

3)  сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое

4.Метафора – это…

1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на  сходстве

2)  сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое

3)  перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы

5.Олицетворение – это…

1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на  сходстве

2)  художественное определение

3)  перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы

6.Кто написал басню «Два Веера»?

1).И.И.Дмитриев            2). И.А.Крылов            3). Эзоп      4). М.Д.Ломоносов

7. Кто в басне И.И.Дмитриева «Отец с сыном» произносит слова: «Дороги лучшей нет, Как телом и умом трудиться, Служа отечеству, согражданам своим?

1) крестьянин      2).отец        3).сын        4). автор

8.«Книжка счастья»  Н.Г. Гарина-Михайловского  — это:

1) рассказ; 2) повесть; 3) сказка. 4) роман

9. Какая волшебная сила таилась в маленькой потёртой книжке?

1)она делала людей богатыми   2) она приносила в дом счастье  3) она делала людей человечными

10. Сказку «Березовая роща» написал

1)А.С. Пушкин   2)Е.А. Пермяк   3)В.И. Даль

11. Чем хочется поделиться героине рассказа «Тайна» со своими подругами в классе?

1)Рассказать о том, что она получила письмо от родных

2) Она сочинила первое свое стихотворение 3) получила подарок

12. Какие дальнейшие действия должен был совершить учитель русского языка, увидев, что перед ним первый  поэтический опыт девочки?

1)Вернуть стихи.  2) Поддержать, подбодрить, не заметить орфографических ошибок в стихах

3) Прямо в классе постараться указать автору на положительные моменты в стихотворении

13. Где происходит действие рассказа А.Приставкина «Золотая рыбка»?

1) в школе  2) в детском доме  3) в пионерском лагере

14. Главная мысль рассказа «Золотая рыбка» А. И. Приставкина?

1) дети должны помогать друг другу  2) дети решили поймать вора

3) дети никогда не должны голодать

15. Кто является главным героем рассказа «Гуси-лебеди»?

1)Сергей Марьянов и Лебедева Таня  2)Андрей Марьянов  3) Сергей Марьянов

16. Каким  творческим талантом обладал Сергей?

1)рисовал  2)играл на гармошке  3)писал стихи

17. Какое качество портило Васе его жизнь? 

а) медлительность б) неповоротливость  в) неловкость  г) все ответы верны

18. Какой подвиг совершил Вася? 

а) спас котенка б) предотвратил пожар в) помог милиции задержать вора г) спас утопающего мальчика

19. Главная мысль рассказа «Рыцарь Вася Ю.Я Яковлева»  в том, что

1)надо промолчать, когда хвалят одноклассника за то, чего он не совершал. В этом заключается настоящее товарищество.

2)надо всегда спасать тонущих детей. Это смелый поступок.

3)главное в человеке не его внешность, а его внутреннее состояние: душа, мечты, сердце.

Ключи:

1 вариант

  1.  1г  2в  3б   4а
  2. 1) 2а  2) 1в  3)  3б
  3. 3
  4. 2
  5. 1
  6. 1
  7. 2
  8. 3
  9. 3
  10. 2
  11. 3
  12. 3
  13. 1
  14. 2
  15. 1
  16. 2
  17. 1
  18. 4
  19. 3

2 вариант

  1. 1г  2а  3б  4в
  2. 1) 2в  2) 1б 3) 3а
  3. 2
  4. 1
  5. 3
  6. 1
  7. 2
  8. 3
  9. 3
  10. 2
  11. 2
  12. 2
  13. 2
  14. 3
  15. 1
  16. 3
  17. 4
  18. 4
  19. 3

Критерии

«5» — 22-24

«4» — 21-16

«3» — 15-10

«2» — 9-0

Гарин-Михайловский Николай Георгиевич

Гарин-Михайловский

Гарин-Михайловский

Псевдоним(ы) Н. Гарин
Дата рождения 20.02.1852 (08.02 по старому стилю)
Место рождения г. Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти 10.12.1906 (27.11 по старому стилю)
Место смерти г. Санкт-Петербург, Российская империя
Гражданство Российская империя
Род деятельности писатель
Язык произведений русский

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский — русский инженер, писатель и путешественник.

Гарин-Михайловский / Биография

Гарин-Михайловский родился 20 февраля [8 февраля] 1852 году в семье дворянина Георгия Антоновича Михайловского. Предки писателя по материнской линии происходили из Сербии. Отец писателя, офицер, героически отличился в Венгерской компании, поэтому крестным его сына Николая был император Николай I.

Детство будущего писателя проходило на юге России — в Одессе. По завершении Ришельевской гимназии он уехал в столицу, где поступил на юридический факультет Петербургского университета. После года обучения он не сдал экзамен по энциклопедии права и решил выбрать более практическую профессию. Следующий учебный год Михайловский начал в Институте путей сообщения. В качестве студенческой практики он выбрал тяжелую работу кочегара на железной дороге. Когда в 1878 году Михайловский успешно завершил курс обучения, война с Турцией еще не закончилась, поэтому молодого специалиста направили в Болгарию, где он участвовал в строительстве порта и дороги. За отличную службу он был удостоен награды — ордена Св. Станислава III степени.

Энергичный и изобретательный инженер, Михайловский вскоре получил должность на строительстве железной дороги между Молдавией и Болгарией. В 1880 году он вновь оказался в центре послевоенного строительства — на этот раз в Грузии. Ввиду частого нападения турецких разбойников, работа эта была опасной. По окончании строительства Михайловского назначили начальником бакинского отрезка железной дороги, но уже в 1882 году он подал в отставку. Причиной стала бескомпромиссная честность Михайловского — он не мог безучастно смотреть на взяточничество сослуживцев.

В 1883 году Михайловский приобрел имение в Самарской губернии, где поселился с семьей. Под влиянием народничества он мечтал восстановить местную крестьянскую общину и организовать образцовое хозяйство. Однако нововведения не прижились, и Михайловские вскоре оставили поместье управляющему, а позже его заложили.

В 1886 году Михайловский вернулся к инженерной деятельности и принял участие в изысканиях на Самаро-Златоустовской железной дороге, один из участков которой позднее стал начальным в Транссибирской магистрали. Результатом его проекта была многомиллионная экономия. В этот же период Михайловский, впервые после неуспешного студенческого опыта, вернулся к литературной деятельности. Первым его произведением стала повесть «Несколько лет в деревне», в основу которой лег неудачный опыт социально-экономических преобразований самого автора. В 1890 году рукопись была передана в Москву. Тогда же Михайловский приступил к созданию повести «Детство Тёмы». Уже в 1891 году к нему обратились с предложением напечатать «Несколько лет в деревне» в журнале «Русская мысль». Михайловский согласился, а также вместе с другими писателями-народниками внес часть денег для покупки журнала «Русское богатство», в котором в 1892 году начали печатать повесть «Детство Тёмы» (ее продолжение, «Гимназисты», вышло уже в 1893 году). Это был не первый опыт финансирования периодического издания для Михайловского — с 1888 года он участвовал в организации марксистской газеты «Самарский вестник». С начала 1900-х годов Михайловский печатался в издательстве «Знание» под руководством М. Горького.

Помимо литературной деятельности, Михайловский принимал участие в дальнейшем строительстве Транссибирской магистрали (результатом его проекта среди прочего стало возникновение Ново-Николаевска, ныне Новосибирска), Казано-Малмыжской железной дороги, выступал в печати с призывами строить дешевые железные дороги. Позже он вел инженерные изыскания для земств, был организатором строительства Кротовско-Сергиевской железной дороги.

В 1898 году по приглашению Петербургского географического общества Михайловский отправился с экспедицией в Северную Корею. Наряду с географическими, он совершил открытия в области фольклористики — записал около 100 корейских сказок (сохранилось только 64).

С 1903 года он руководил проектными работами по строительству железной дороги в Крыму. В период русско-японской войны находился в зоне боевых действий.

10 декабря [27 ноября] 1906 года Михайловский скоропостижно скончался. Похоронен на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.

  • Детство Темы / Н.Г. Гарин
  • Сказка книжка счастья гарин михайловский распечатать

    Детство Темы / Н.Г. Гарин, 1936

  • Сказка книжка счастья гарин михайловский распечатать

    Детство Темы / Н.Г. Гарин, 1937

  • Сказка книжка счастья гарин михайловский распечатать

    Детство Темы / Н.Г. Гарин, 1947

  • Сказка книжка счастья гарин михайловский распечатать

    Детство Темы / Н.Г. Гарин, 1949

  • Сказка книжка счастья гарин михайловский распечатать

    Детство Темы / Н.Г. Гарин, 1961

  • Сказка книжка счастья гарин михайловский распечатать

    Детство Тёмы / Н.Г. Гарин-Михайловский, 2014

  • Сказка книжка счастья гарин михайловский распечатать

    Детство Тёмы / Н.Г. Гарин-Михайловский, 2014

В детскую литературу Гарин-Михайловский вошел в первую очередь как автор автобиографической повести «Детство Тёмы» и ее продолжения «Гимназисты». Их главный герой Тёма — порывистый, храбрый мальчик. В центре внимания писателя оказывается не только психология, развитие характера Тёмы, но и методы его воспитания. В основе прозы Гарина-Михайловского лежит биографический факт, художественно преображенный в эмоциональное повествование. Особую роль в нем играют диалоги, жесты, восклицания. Сам автор, как писал К. Чуковский, сохранил живое, детское восприятие действительности, что также помогло ему в создании оригинальных сказок и рассказов. Его книги многократно переиздавали как до революции, так и после нее — в среде русских эмигрантов и в СССР.

Гарин-Михайловский / Книги

  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Очерки и рассказы : Т. [1]-2 / Н. Гарин. — 1893. — 332 с. — Содерж.: Детство Темы ; Несколько лет в деревне ; Ицка и Давыдка ; На станции. — [Хранится в РНБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Темы / [соч.] Н. Гарина. — Москва : «Посредник» для интеллигентных читателей, 1894. — 160 с. — [Хранится в РНБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Гимназисты : (из семейн. хроники) / Н. Гарин. — Санкт-Петербург : Ред. журн. «Рус. богатство», 1895. — 324 с. — [Хранится в РНБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Темы : (из семейн. хроники) ; Несколько лет в деревне / Н. Гарин. — 3-е изд. — Санкт-Петербург : Ред. журн. «Рус. богатство», 1899. — 432 с. — [Хранится в РНБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Корейские сказки. — Санкт-Петербург : Знание, 1900. — 197 с. — [Хранится в РНБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Темы : из семейн. хроники. Т. 1 / Н. Гарин. — 4-е изд. — Санкт-Петербург : Знание, 1903. – 227 с. — (Полное собрание сочинений). — [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Студенты ; Тема и его друзья : из семейн. хроники. Т. 3 / Н. Гарин. — 2-е изд. — Санкт-Петербург : Знание, 1903. — 268 с. — (Полное собрание сочинений). — [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Корейские сказки, записанные осенью 1898 года / Н. Гарин. — Санкт-Петербург : Знание, 1904. — II, IV, 193 с. — [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Гимназисты : из семейн. хроники. Т. 2 / Н. Гарин. — 5-е изд. — Санкт-Петербург : Знание, 1906. — 352 с. — (Полное собрание сочинений). — [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Рассказы. Т. 5 / Н. Гарин. — Санкт-Петербург : Знание, 1908. — 317 с. — (Полное собрание сочинений). – [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Рассказы. Т. 6 / Н. Гарин. — Санкт-Петербург : Знание, 1908. — 283 с. — (Полное собрание сочинений). — [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Деревенские панорамы ; На ходу ; Сочельник в русской деревне. Т. 7 / Н. Гарин — Санкт-Петербург : Знание, 1908. — 257 с. — (Полное собрание сочинений). — [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Сказки для детей / Н. Гарин (Н. Г. Михайловский). — Санкт-Петербург : издание товарищества «Общественная польза», 1909. — 127 с. ; ил. — [Хранится в РНБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. В сутолоке провинциальной жизни. 1886-1896 г. Т. 8 / Н. Гарин. — Санкт-Петербург : Знание, 1910. — 268 с. — (Полное собрание сочинений). — [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Инженеры. Т. 4 / Н. Гарин. — 2-е изд. — Санкт-Петербург : Знание, 1911. — 305 с. — (Полное собрание сочинений). — [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Тема и Жучка : рассказ / Н. Гарин ; рис. М. Михаэлис. — Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1927. — 28 c. : ил. – [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. День в гимназии : рассказ для детей / Н. Гарин ; рис. А. Ермолаева. – Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1930. — 14 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Темы. Гимназисты. Студенты : в 3 книгах / Н. Гарин ; предисл. М. Бочарер. — [Москва] : Мол. гвардия, 1936. – 3 т. — [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Избранные сочинения / Н. Г. Гарин-Михайловский ; текст подгот. И. Воробьевой ; вступ. ст. А. Волкова. — Москва : Гослитиздат, 1950. — VII, 300 с. — [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Собрание сочинений : в 5 томах. Т. 1 : Детство Тёмы. Гимназисты. — Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1957. — 522 с.
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Собрание сочинений : в 5 томах. Т. 2 : Студенты. Инженеры. — Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1957. — 563 с.
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Собрание сочинений : в 5 томах. Т. 3 : Очерки и рассказы. 1888–1895. — Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1957. — 653 с.
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Собрание сочинений : в 5 томах. Т. 4 : Очерки и рассказы. 1895–1906. — Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1958. — 723 с. — [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Собрание сочинений : в 5 томах. Т. 5 : По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову ; Вокруг света ; Корейские сказки ; Сказки для детей ; Пьесы ; Воспоминания, статьи. 1894–1906. — Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1958. — 719 с. — [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Корейские сказки. — Москва : Гослитиздат, 1956. — 71 с. — [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Темы ; Гимназисты / Н. Г. Гарин-Михайловский. — Москва : Эксмо, 2010. — 605 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Тёмы / Н. Г. Гарин-Михайловский. — Москва : АСТ ; Владимир : Астрель ; 2010. — 281 с. — [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Награда царя птиц : корейские сказки / рассказали для детей Нисон Ходза и Николай Гарин-Михайловский ; ил. Николая Кочергина. — Москва : НИГМА, 2012. — 171 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Тёмы : автобиографическая повесть / Н. Г. Гарин-Михайловский ; худож. Д. Штеренберг. — Москва : Детская лит., 2013. — 216 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. История одной школы : рассказы, сказки / Н. Гарин-Михайловский. — Москва : Искателькнига, 2016. — 62 с. – [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Тёма и Жучка : рассказ / Н. Гарин-Михайловский ; худож. Д. Штеренберг. – Москва : ЭНАС-КНИГА, 2016. – 15 с. : ил. — (Новые старые книжки).
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Тёмы : повесть / Н. Г. Гарин-Михайловский. – Москва : Стрекоза, 2017. — 221 с. — (Школьная программа).
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Тёмы : из семейной хроники / Николай Гарин-Михайловский. — Санкт-Петербург : Азбука, 2019. — 251 с. — [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Тёмы / Н. Г. Гарин-Михайловский. — Москва : АСТ, 2019. — 288 с. — (Классика для школьников. КШ).

Гарин-Михайловский / Сборники

  • «Бежим в страну краснокожих!» : замеч. приключения храбрых юных путешественников. — Москва ; Петроград : Книга, 1923. — 60 с. : ил. — [Хранится в РНБ].
  • Рассказы и сказки русских писателей. — Москва : Детгиз, 1954. — 159 с. — [Хранится в РГБ].
  • Универсальная хрестоматия. 3 класс / отв. ред. А. Жилинская. — Москва : Эксмо, 2014. — 383 с. — [Хранится в РГБ].
  • Береги честь смолоду : лучшие произведения русских писателей о дружбе, верности и чести / сост. А. Н. Маневич. — Москва : Белый город, 2014. — 286 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Сказки русских писателей / сост. Владимир Кузьмин ; рис. Бориса Зворыкина. — Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2014. — 447 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Рассказы о собаках : сборник / худож. П. Гавин. — Москва : Искательпресс, 2016. — 61 с. — [Хранится в РГБ].
  • Литературное чтение. 4 класс : учебное пособие : в двух частях / авторы-составители Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. — 7-е изд., перераб. — Москва : Вентана-Граф, 2020. — [Хранится в РГБ].

Гарин-Михайловский / Книги в Национальной электронной детской библиотеке

  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Сказки для детей / Н. Гарин (Н. Г. Михайловский). — Текст : электронный. — Санкт-Петербург : Издание «Общественная польза», 1909. — Режим доступа: Открытый доступ
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Темы / Н. Гарин ; автолитографии Вс. Воинова. — Текст : электронный. — Москва : Детиздат, 1936. — 176 с. — Режим доступа: Открытый доступ
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Темы / Гарин Н. ; рисунки Вс. Воинова. — Текст : электронный. — Москва : Детиздат, 1937. — 224 с.
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Тема и Жучка / Н. Г. Гарин ; худож. С. Закржевская. — Текст : электронный — М. : Детгиз, 1947. — 31 с. : ил.
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Темы / Н. Г. Гарин. — Текст : электронный. — Рига : Латгосиздат, 1949. — 143 с. — Режим доступа: Открытый доступ
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Темы / Н. Г. Гарин-Михайловский; рис. А. Давыдовой. — Текст : электронный. — Москва : Детгиз, 1961. — 159 с. — Режим доступа: Открытый доступ

Гарин-Михайловский / Диафильмы

  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Тема и Жучка : диафильм / Н. Г. Гарин-Михайловский ; ил. И. Д. Архипов. — Москва : Диафильм, 1964. (Москва : РГДБ). — 1 дф. (37 кд.) : цв. – Режим доступа: Оригинал хранится в РГДБ.

Мультфильмы и экранизации

  • Детство Темы (ТВ). Реж. Е. Стрижевская. СССР, 1990.
  • Как Ниночка царицей стала. Мультипликационный фильм. Реж. С. Олифиренко. СССР, 1990.
  • Чепоги. Мультипликационный фильм. Реж. Л. Эстрин. Россия, 2007.

О жизни и творчестве

  • Гордович К. Д. Гарин Н. // Русские писатели. 1800–1917 : биографический словарь / редкол.: П. А. Николаев (гл. ред.) и др. — Москва : Советская энциклопедия, 1989. — Т. 1 : А — Г. — С. 524–526. — [Хранится в РГБ].
  • Гордович К. Д. Н. Г. Гарин-Михайловский : личность и творчество : монография / К. Д. Гордович. — Санкт-Петербург : Petronivs, 2014. — 311 с. — [Хранится в РГБ].
  • Гордович К. Д. Н. Г. Гарин-Михайловский и писатели-современники : учеб. пособие по спецкурсу / Хабаров. гос. пед. ин-т. — Хабаровск : Хабаров. ГПИ, 1984. —136 с. — [Хранится в РНБ].
  • Елпатьевский, С. Я. «Близкие тени» С. Елпатьевского : [Ч. 1] : Воспоминания о Г. И. Успенском, Н. К. Михайловском, А. П. Чехове, Н. Г. Гарине-Михайловском. — 1909. — 109 с. — [Хранится в РНБ].
  • Крылова М. А. Решение вопроса о жизни и смерти в повести Н. Гарина-Михайловского «Детство Темы» : (к пробл. традиций) // Проблема традиций в русской литературе. — Нижний Новгород, 1998. — С.88–95. — [Хранится в РНБ].
  • Куприн А. Памяти Н. Г. Михайловского (Гарина) : читано на вечере, посвящ. Н. Г. Михайловскому // Куприн Александр Иванович Куприн А. Собр. соч. — Москва, 1973. — Т. 9. — С.43–47. — [Хранится в РГБ].
  • Литвиненко А. А. Анализ художественного времени в автобиографической повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы» // Анализ художественного текста. — Йошкар-Ола, 1991. — С.78–88. — [Хранится в РНБ].
  • Миронов Г. М. Гарин Н. // Краткая литературная энциклопедия. Т. 2 : Гаврилюк — Зюльфигар Ширвани / гл. ред. А. А. Сурков. — Москва : Советская энциклопедия, 1964. — С. 66–68.
  • Миронов Г. М. Поэт нетерпеливого созидания. Н. Г. Гарин-Михайловский. Жизнь. Творчество. Общественная деятельность. — Москва : Наука, 1965. — 159 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Н. Г. Гарин-Михайловский в воспоминаниях современников / сост., авт. предисл. и примеч. Юдина И. М. — Новосибирск : Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1967. — 175 с. : ил.
  • Николина Н. А. «Простота формы и полная искренность тона»: (композиционно-стилистическое своеобразие повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы») // Рус. яз. в шк. — 1997. — № 1. — С. 70–76.
  • Сафонов В. Воспоминания о [Н. Г.] Гарине-Михайловском // Звезда. — 1979. — № 6. — С. 179–187.
  • Толстой А. Н. «Автобиография» [авг. 1932] / вступ. заметка, публ. и коммент. Е. Ю. Литвин // Волга. — 1985. — № 4. — С. 148–150.
  • Чуковский К. Гарин // Чуковский К. Современники : портреты и этюды. — Москва : Мол. гв., 1962. — С. 207–229. — [Хранится в РГБ].
  • Чуковский К. Путеводитель к счастью (Н. Гарин) : критический этюд // Нива. — 1915. — № 47 (21 нояб.). — С. 870–873 : ил.; № 48 (28 нояб.). — С. 884–888 : ил. — [Хранится в РНБ].
  • Шаламов В. Т. Гарин-Михайловский // Шаламов В. Т. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 5 : Эссе и заметки ; Записные книжки 1954–1979. — Москва, 2005. – С. 223–224. — [Хранится в РГБ].
  • Юдина И. М. Н. Г. Гарин-Михайловский : жизнь и лит.-обществ. деятельность / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом) ; отв. ред. В. П. Вильчинский. — Ленинград : Наука, 1969. —238 с. : ил. — [Хранится в РНБ].

Памятники

  • Бюст Н. Г. Гарина-Михайловского перед школой № 151 г. Новосибирска (1986). Авт. А. К. Крутиков.

Контрольная работа  по родной литературе (6
класс)

Часть    А1.  Соотнесите автора и произведения:

 1 . Н. Г.
Гарин-Михайловский

А
«Бедные люди»

2.
К. М. Станюкович

Б
«Книжка счастья»

3. 
Л.Н. Толстой

В
«Цветок хлеба».

4.
Л.В. Исаков.

Г
«Чудак из 6-Б».

5.
А.Тепляшин

Д
«Рождественская ночь».

6.
В.К.Железников

Ж
«Перелетные птицы».

7.
Ю.Я. Яковлев.

З
«Илецкие мотивы»,

А2. Соотнесите
определение образно-выразительного средства и понятие:

1 рассказ

а) момент наивысшего напряжения в
художественном произведении

2.  композиция

б)  небольшое по объёму произведениесодержащее малое количество 

действующих лица такжечаще всегоимеющее 
одну сюжетную

 линию

3. кульминация

в) основное событие, которое и влечёт за
собой все последующие действия

4. завязка произведения

г) построение, расположение частей 
художественного произведения

5. развязка произведения

д) заключительная часть произведенияв которой кратко сообщается о

жизни героев спустя некоторое время после событийпоказанных 

в сюжете 

Часть В       

   Прочитайте приведённые ниже отрывки.
Укажите фамилию  автора и название произведения.

В1. «…» Волшебная
тропическая ночь, вслед за закатом солнца, почти внезапно опустилась над
Батавией и, благодаря ветерку, дувшему с моря, дышала нежной прохладой, казавшейся
таким счастьем после палящего зноя дня. Мириады звезд зажглись на небе, и луна,
круглая и полная, лила свой серебристый свет с высоты бархатисто-темного купола
и, медленно плывя, казалась задумчивой и томной.

В эту чудную ночь, накануне Рождества Христова,
белый катер с клипера «Забияка», стоявшего верст за шесть, за семь на
рейде, — дожидался у одной из пристаней нижней части города господ офицеров,
бывших на берегу. «…»

В2. «…» Старые деревянные часы с хриплым боем пробили десять, одиннадцать… Мужа
все нет. Жанна задумывается. Муж не жалеет себя, в холод и бурю ловит рыбу, Она
сидит с утра до вечера за работой. И что же? Еле-еле кормятся. А у ребяток все
нет обуви, и летом и зимой бегают босиком; и хлеб едят не пшеничный, —
хорошо и то, что хватает ржаного. Только и приправы к еде, что рыба. «Ну, да
слава богу, дети здоровы. Нечего жаловаться, — думает Жанна и опять
прислушивается к буре. — Где-то он теперь? Сохрани его, господи, спаси и
помилуй!» — говорит она и крестится. «…»

В3.  «…»  — Хороший корж,
— сказал дед.
   — Хороший, — тут же согласился Коля.
   — Без немцев и земля лучше родит! — Дед опустил руку с
коржом. — Как там бабка-то? Ползает?
   — Ползает, — вздохнул мальчик и, чтобы не думать больше о
корже, спросил: — Дед, а тебе медаль дадут за немцев?
   — Зачем медаль? — сказал он. — Мне бы здоровья.
«…»

В4.

«…» — А зачем волшебник так делает?


Он должен их мучить, потому что только этим темным местом и можно прийти к
дороге, ведущей в замок, к дороге, над которой уже не властна сила волшебника.
Но об этом никто не знает, и пока там и темно, и грязно, и страшно — все хотят
попасть на ту освещенную, но заколдованную дорогу. Какой хочешь идти дорогой?
Той ли, где темно и грязно и нет таких нарядных и веселых детей, какие идут по
этой большой прямо в гору дороге? «…»

В 5.

«…» Они разделись,
сбились стайкой около меня и дрожали. Холодно им и непривычно. Смешные они:
худенькие, тоненькие, ноги длинные, спичками. Как они на них ходят, непонятно.

Я улыбнулся тренеру (еще тогда не знал, что он
такой зверь) и подмигнул: смотрите, мол, какие смешные дети, настоящие
страусята.

А он в ответ мрачно заорал: «Построились по
росту! Живо!» Вот тут контакт между нами окончательно был утерян. Не люблю я,
когда кричат и когда не улыбаются в ответ на твою улыбку.

После того как мы выстроились, он сказал мне:
«Выходи из строя. Староват для плавания. И грудная клетка узковата». Он больно
щелкнул меня пальцем по ключице.

Я чуть не упал от неожиданности. Сказать такое
при детях! «…»

В 6.

«…» Отвесны скалы, соль одна
Как снежный иней серебриться
И словно призрак шевелиться
В солёном озере луна
«…»

C.Напишите определение понятиям повесть,
сказка, баллада, сказ.

Промежуточная аттестация  по родной литературе (6 класс)

2 вариант

Часть    А1.  Соотнесите автора и произведения:

 1 . Н. Г.
Гарин-Михайловский

А
«Бедные люди»

2.
К. М. Станюкович

Б
«Книжка счастья»

3. 
Л.Н. Толстой

В
«Цветок хлеба».

4.
Л.В. Исаков.

Г
«Чудак из 6-Б».

5.
А.Тепляшин

Д
«Рождественская ночь».

6.
В.К.Железников

Ж
«Перелетные птицы».

7.
Ю.Я. Яковлев.

З
«Илецкие мотивы»,

А2. Соотнесите определение образно-выразительного средства и понятие:

1 рассказ

а) момент наивысшего напряжения в
художественном произведении

2.  композиция

б)  небольшое по объёму произведениесодержащее малое количество 

действующих лица такжечаще всегоимеющее 
одну сюжетную

 линию

3. кульминация

в) основное событие, которое и влечёт за
собой все последующие действия

4. завязка произведения

г) построение, расположение частей 
художественного произведения

5. развязка произведения

д) заключительная часть произведенияв которой кратко сообщается о

жизни героев спустя некоторое время после событийпоказанных 

в сюжете 

Часть В           Прочитайте приведённые ниже отрывки. Укажите фамилию  автора
и название произведения.

В1.


А зачем волшебник так делает?


Он должен их мучить, потому что только этим темным местом и можно прийти к
дороге, ведущей в замок, к дороге, над которой уже не властна сила волшебника.
Но об этом никто не знает, и пока там и темно, и грязно, и страшно — все хотят
попасть на ту освещенную, но заколдованную дорогу. Какой хочешь идти дорогой?
Той ли, где темно и грязно и нет таких нарядных и веселых детей, какие идут по
этой большой прямо в гору дороге?

В 2

Они разделись, сбились стайкой около меня и
дрожали. Холодно им и непривычно. Смешные они: худенькие, тоненькие, ноги
длинные, спичками. Как они на них ходят, непонятно.

Я улыбнулся тренеру (еще тогда не знал, что он
такой зверь) и подмигнул: смотрите, мол, какие смешные дети, настоящие
страусята.

А он в ответ мрачно заорал: «Построились по
росту! Живо!» Вот тут контакт между нами окончательно был утерян. Не люблю я,
когда кричат и когда не улыбаются в ответ на твою улыбку.

После того как мы выстроились, он сказал мне:
«Выходи из строя. Староват для плавания. И грудная клетка узковата». Он больно
щелкнул меня пальцем по ключице.

Я чуть не упал от неожиданности. Сказать такое
при детях!

В 3

Отвесны скалы,
соль одна

Как снежный иней серебриться
И словно призрак шевелиться
В солёном озере луна

C. C.Напишите
определение понятиям сказка, баллада

ОТВЕТЫ

1 .
Н. Г. Гарин-Михайловский  «Книжка счастья»

2.
К. М. Станюкович Рассказ «Рождественская ночь».

3.  Л.Н.
Толстой  «Бедные люди»

4.
Л.В. Исаков. «Илецкие мотивы»,

5.
А.Тепляшин «Перелетные птицы».

6.
В.К.Железникова «Чудак из 6-Б».

7.
Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба».

Б 1

Рожденсветная ночь станюкович

Б 2 бедные люди Толствой

Б3 яковлев цвток хлеба

2 вариант

Б1 книжка счастья

Б2 чудак из 6б

Мы все живём предчувствием удачи, вот как грачи – предчувствием весны. И мучась
в одиночестве, и плача, мы в явь земную обращаем сны. Мне снилась шелковистость
смуглой кожи и крыльями взметнувшиеся брови, – а, встретив, не узнал: так не
похожа ты оказалась на своё подобье. Пусть я обманут, и с обманом свыкся, пусть
каждым взглядом, каждою улыбкой – всё, всё мне говорит, что я ошибся, я не
расстанусь со своей ошибкой

Анатолий Алексеевич Тепляшин родился он 9 июля
1951 года в селе Беляевка Оренбургской области. С 1954 года живёт в городе
Новотроицке. После окончания средней школы работал на Орско-Халиловском
металлургическом комбинате электрослесарем. В 1969 году был призван в
Военно-Морской Флот. Служил в бригаде ракетных катеров на Балтийском флоте,
затем работал на рыболовецких судах в Атлантике. Вернувшись в Новотроицк,
работал технологом на химзаводе, прессовщиком на заводе силикатных стеновых
материалов, преподавателем русского языка и литературы в вечерней школе,
журналистом. 4 В 1982 году окончил Литературный институт им. А.М. Горького
Союза писателей СССР в г. Москве по специальности “литературная работа”. Автор
пяти поэтических книг: “Открытый океан” (издательство “Молодая гвардия”,
Москва, 1984 год); “Вьюжный Урал” (Южно-Уральское книжное издательство,
Челябинск, 1989 год); “Горящее озеро” (“Московский писатель”, 1994 год); “Искра
во мгле” (“Золотая аллея”, г. Калуга, 1994 год); “Родник у дороги”
(“Носта-печать”, г. Новотроицк, 2006 год). Кроме авторских изданий, стихи
А.Тепляшина опубликованы в сорока коллективных сборниках: “И дым Отечества”,
“Сенокосы”, “Турнир”, “Спасённая весна”, двухтомник “Песнь любви”, “Вечный
берег” (Два века поэзии Оренбуржья), “Они прилетят”, “Родительский день” (Поэзия
и проза оренбургских писателей), “Высокие купола”, “Чувство экипажа” и многих
других, а также в антологии “Русская поэзия. ХХ век”, «Русская поэзия. ХХI
век», в антологии военной поэзии «Ты припомни, Россия, как всё это было!..», в
антологии «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!..», в
антологии «Друзья, прекрасен наш союз!» (Оренбургского областного
литобъединения им. В.И.Даля). Его стихи и литературные очерки публиковались
также в газетах: “Советская Россия”, “Труд”, “Комсомольская правда”,
“Литературная Россия”, “Московский писатель”, “Южный Урал”, “Оренбуржье”,
“Вечерний Оренбург”; в журналах и альманахах: “Истоки”, “Поэзия” (более
пятнадцати публикаций), “Литературная учеба”, “Гостиный двор” (Оренбург),
“Каменный пояс”, “Октябрь”, “Москва”, “Брега Тавриды” (Крым), “Океан”
(Мурманск) и других. Член Союза писателей СССР (России).

  • Сказка книга с фото ребенка
  • Сказка книга счастья гарин михайловский
  • Сказка кит и кот читать
  • Сказка кенгуренок руни слушать
  • Сказка кемерово кузнецкий проспект 102