и про Чучундру тоже.
Когда попросили рассказать зарубежную литературную сказку, то выбор пал на «Рикки-Тикки-Тави» Джозефа Редьярда Киплинга, перевод Корнея Чуковского, стихи перевёл Самуил Маршак.
Жанр.
По форме – рассказ;
По содержанию – драма;
По роду – эпическое литературное произведение, сказка, животный эпос.
Система образов, принципы их раскрытия.
Рикки-Тикки-Тави – отважный мангуст, справился со змеей и зловещим семейством кобр, защитив невинных людей (семью англичан), которые стали ему друзьями.
Большой Человек, его жена и Тедди – семья англичан, приютившая Рикки-Тикки-Тави.
Наг и Нагайна – чета кобр, наводящих ужас на маленькое селение в Индии.
Карайт – пыльно-серая змейка, которая любит валяться в песке и укус которой так же опасен, как и укус кобры.
Дарзи и его жена – беспечная птичка-портной со своей женой, живущие в саду дома.
Чучундра – робкая мускусная крыса, у которой никогда не хватает храбрости «выбежать на середину комнаты».
Сюжет и композиция.
«Рикки-Тикки-Тави» — одна из самых удивительных историй Редьярда Киплинга, переведенная Корнеем Чуковским. Сказка, которую с удовольствием читают дети и перечитывают взрослые снова и снова.
«Это рассказ о великой войне, которую вел в одиночку Рикки-Тикки-Тави в ванной комнате большого дома в поселке Сигаули. » — маленьком селении в Индии. Место действия сказки – джунгли, которые начинаются прямо в саду.
Наг и Нагайна – чета кобр, наводящих ужас на маленькое селение в Индии. Только храбрый мангуст Рикки-Тикки-Тави способен справиться с чудовищами и защитить невинных людей, которые стали ему друзьями.
Случилось так, что маленький Рикки-Тикки-Тави остался без родителей, совсем один и попал в семью людей, которая его приютила и полюбила.
На глазах читателя трогательная история спасения людьми мокрого и грязного заморыша, превращается в чудесную сказку о мужестве, преданности и эпических сражениях со Злом. Рикки-Тикки-Тави – самоотверженный воин одиночка, рискующий собственной шкуркой, заражает храбростью своих новых друзей.
Его поединок с Карайт – пыльно-серой змейкой, которая любит валяться в песке и укус которой так же опасен, как и укус кобры, описан в сказке так зрелищно, что привораживает и тревожит за Рикки-Тикки и Тедди, у ног которого он происходил.
Победа не вскружила головку маленькому зверьку, — он не ест много, помня о Наге и Нагайне. «Сытый мангус неповоротлив и, что если он желает быть сильным, ловким и проворным, ему необходимо остаться голодным. Время от времени, его глазки вспыхивают красным огнем, и раздается его продолжительный боевой крик: «Рикк-тикк-тикки-тикки-тчк!»
Когда в доме все уснули, он выследил Нага и пронаблюдал в ванной комнате за подготовкой своего врага к встрече с «Большим Человеком», который по предположению змеи утром должен был прийти купаться в ванной без своей палки, которой бил Карайт.
Победа мангуста над коброй – в быстроте его глаз и лап. Его глаз — остер, прыжок — стремителен, укус — смертелен. Прыжок! Поворот! Укус! И враг — страшная кобра, от которой нет спасения — будет повержен. Но силен змей и голова Рикки закружилась – так тряс его Наг, пытаясь скинуть, что разлетелось вокруг всё, что было в ванной. И его поединок с Нагом завершил точный выстрел отца Тедди в голову змеи из ружья.
Но Рикки предстояло еще разделаться с Нагайной, которая опаснее пяти Нагов, и надо было уничтожить яйца, о существовании которых он узнал из подслушанного разговора. Рикки еще молодой и необученный, впервые увидел живых кобр, ведь до этого он видел только мертвых змей, которых ему приносила мама, но храбрость помогает ему победить всех змей в округе.
Язык и стиль произведения.
В сказке звери остаются зверьми, обыгрываются их природные инстинкты и естественное поведение, — автор как бы приподнимает завесу над жизнью самого обычного сада, его обитателей и незваных гостей. Все, что делает автор, это обрисовывает ситуацию, которая вполне могла иметь место в быту, наделяя зверюшек образом мышления человека.
Поучительная история о дружбе животного и ребенка. О важности такой дружбы. Для мангуста Рикки-Тикки-Тави, бьющегося за жизни однажды приютивших его людей, пути назад нет, и нет даже мысли сойти с дороги, предназначенной ему судьбой. Сказка прежде всего учит дружбе, взаимопомощи и состраданию, и потому надолго поселяется в сердцах детей и взрослых.
Удивительно, человек больше и сильнее мангуста, но Рикки настоящий герой, потому как неважно, какая на тебе шкурка, важно какое сердце в твоей груди. И самое главное, что помогло победить ему, настойчивость и вера в свои силы. Важна гармонии между природой и человеком. Ведь коварных змей победили не люди, а зверек. Счастливый конец, когда добро побеждает зло, важен для детей – целевой аудитории этого произведения.
Методы и приемы. Особенности ознакомления ребенка
дошкольного возраста с текстом.
Данное произведение входит в рекомендуемые произведения художественной
литературы воспитанников старшей группы (5-7 лет).
Виды работы с текстом: чтение, беседа по содержанию сказки, в том числе о средствах выразительности сказки; использование иллюстраций, творческое рассказывание, театрализация.
Об авторе.
Маленьким читателям Джозеф Редьярд Киплинг — английский поэт, писатель, военный журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе (1907), известен по замечательным сказкам. Ему удалось создать целый мир вечно живых героев. Киплинг умел «влезть в шкуру» любого. Детям интересен каждый созданный им образ: Маугли, мангуст Рикки-Тикки-Тави, Любопытный Слоненок, Кот, который гулял сам по себе, Волчица-мать и Волк-отец, вожак волчьей стаи Акела, медведь Балу, и пантера Багира.
Сюжеты своих сказок Киплинг брал в первую очередь из историй своих захватывающих путешествий, потому необыкновенно интересная, полная событий, приключений и испытаний жизнь героев сказок Киплинга не оставляет равнодушным ни одного юного читателя.
Захватывающие сказки просты настолько, что понятны даже самому маленькому читателю, который находит в них необычные объяснения привычным вещам и узнает много нового.
Написанные Киплингом сказки поражают воображение своей экзотичностью, непривычным языком и недетской мудростью. И это неудивительно, ведь несмотря на то, что сам автор англичанин, детство свое он провел в Индии, бывшей в ту пору одной из британских колоний. Да и во взрослые годы Киплинг, обосновавшийся на своей исторической родине, много путешествовал, знакомясь с культурой и бытом других стран. Впечатления от поездок нашли свое отражение в сказках.
Да и сами герои сказок Киплинга – это не привычные для английского фольклора коты, быки, гуси или мыши и даже не драконы, а практически незнакомые юному читателю кобры и мангусты, кенгуру и Динго, киты и носороги, слоны и верблюды. Примечательно, что человеку в сказках Киплинга отводится не такая значимая роль, как в сказках европейских, в которых люди практически всегда оказываются умнее, изобретательнее и хитрее зверей. У Киплинга человек – лишь ещё один равноправный участник событий, который оказывается в чем-то сильнее, а в чем-то и слабее остальных, ведь различие между миром людей и миром животных не так велико, как кажется. Такое отношение к животным, характерное преимущественно для менталитета восточного человека, делает мир сказок Киплинга еще более притягательным и реалистичным.
Источник
Региональный сайт детских библиотек
ЧУЧУНДРА
Чучундра — героиня театрализованной игры-викторины по сказкам для первоклашек. В игре — она внучка Кощея Бессмертного и Бабы-Яги, отличающаяся честолюбивым и вредным характером. Попав в детскую библиотеку, порывшись в книгах, она выясняет, что является тезкой трусливой мускусной крысы из сказки Р.Киплинга «Рикки-Тикки-Тави» и что больше ровным счетом про нее ничего не написано. Рассердилась Чучундра, собрала из сказок всех самых лучших героев, заперла их в сундук, а ключ заколдовала. Но к детям, стремящимся привести все сказки в порядок, приходит домовенок Кузька. А Чучундра, которой очень хочется подружиться с умными первоклашками, обещает впредь вести себя хорошо при одном условии: если в библиотеке появятся сказки и про нее. Они и появились. Их написали первоклашки. С самыми лучшими, с точки зрения Чучундры, стоит познакомится всему свету! Вот они:
Чучундра-школьница
Жила-была Баба-Яга. И была у нее внучка по имени Чучундра. Баба-Яга учила внучку делать плохие дела. Перед смертью Баба-Яга дала Чучундре книгу. На книге было что-то написано. Чучундра не могла прочитать. Она не знала букв и не умела читать. Тогда она пошла к Змею Горынычу. Змеей Горыныч тоже не умел читать. И ушла Чучундра от него ни с чем. А на обратном пути ей встретился домовенок Кузя. Он гулял по лесу.
— Отчего ты такая печальная?- спрашивает Кузя.
Чучундра поделилась с Кузей своим горем.
— Это не беда! Моя хозяйка ходит в школу. И ее там научили читать. Иди и ты в школу!
Пришлось Чучундре идти в школу. Сначала ребята смеялись над Чучундрой. Но потом они ее даже полюбили. Она им показывала разные фокусы. Хорошо, когда у тебя есть друзья!
Чучундра в городе
Полетела Чучундра в город. Прилетела и не знает, куда дальше ей деваться. Побрела куда глаза глядят. Пришла к музею. Видит: дети идут в музей. Пошла с детьми. Она ходила и смотрела на картины. Чучундре особенно нравились картины со сказочными персонажами. Она загляделась на одну картину. И оторвалась от детей. Чучундра долго ходила по залам в поисках выхода. А когда не нашда — заплакала. Вокруг откуда ни возьмись, выскочил домовенок Кузя. Он успокоил Чучундру и показал ей выход. Кузя с Чучундрой подружились. И стали жить вместе.
Кузя рыжий,
С веснушками.
Любит книжки читать
И с детьми играть.
Незаменима в деле.
Она сильна, умна
И, что главное, — стройна.
Сказка про Чучундру и Кузьку
Однажды Чучундра шла к своей сестре, тоже Чучундре. Но она ни разу не видела свою сестру и думала, что она похожа на грязную девочку. Но пока она шла и думала про свою сестру, она забыла адрес и пошла в другую квартиру. А в той квартире жила Юля, отличница. Она еще спала. На столе лежали раскрытые тетрадки и книжки. Дневник и тетрадки сияли пятерками. И Чучундре все это не понравилось, ей захотелось испортить красоту и порядок, царивший в жизни девочки. Она решила заколдовать и тетрадки, и дневник, и девочку. Чучундра произнесла заклинания, дунула, плюнула, посыпала какой-то серый порошок, попрыгала на одной ножке два круга и исчезла. В квартире ее никто не заметил. Только домовой Кузька видел все, сидя под кроватью.
Родители девочки удивлялись, что у девочки стали появляться плохие отметки. Огорчались тому, что дочка с неохотой делала уроки, перестала читать книги. Друзья перестали приходить к ней.
И так продолжалось неделю, месяц, а может чуть больше. Домовой Кузька появлялся в девочкиной комнате и с грустью наблюдал за всем происходящим. И ему каждый раз хотелось заговорить с Юлей, но он не решался. И от этого сам становился грустнее и грустнее.
И вот однажды он решил помочь девочке. Когда часы пробили ровно двенадцать раз, Кузька вылез из своего укрытия. Он ходил по комнате, в которой спала девочка, что-то бормотал, вдруг раскидывал руки, и со стороны это выглядело очень смешно. А утром в окно вновь светили лучики солнца. Девочка проснулась, из угла комнаты на нее смотрели два незнакомых глаза. Взгляд их был добрым и лукавым. Но как только девочка зашевелилась, незнакомец исчез.
На лице девочки заиграла улыбка. У нее было хорошее настроение. Она взяла портфель, тетрадки и книжки почему-то были ужу в портфеле, и пошла в школу.
На этом история про Юлю, злую Чучундру и доброго Кузьку заканчивается. Девочка шла по улице, навстречу ей торопились люди, она улыбалась им, и было у нее все хорошо, как прежде.
А наш знакомый домовой, как и в этой сказке, всегда приходил на помощь добрым людям. Когда Чучундра замышляла свои проделки.
Перепутанные сказки (Волшебная повесть о Чучундре и Кузьке)
Все это произошло в школе N33, в которой была очень хорошая библиотека. В ней были разные книжки: сказки, учебники, раскраски. В библиотеку любили ходить все ребята, так как в ней было очень интересно. В библиотеке постоянно что-то происходило. То книжки пропадут, то на полу лежат. А в библиотеке жили внучка Бабы-Яги Чучундра и домовой Кузька. Все думали, что это они балуются. Но вот произошел случай, который изменил мнение ребят о Чучундре и Кузьке.
Однажды на уроке чтения двоечник Вася перепутал все сказки. Он очень испугался, что ему попадет, и тайком отнес их в библиотеку. Чучундра узнала о том, что сделал двоечник, и сказала Кузьке: «Опять все решат, что это сделали мы». Чучундра и Кузька решили доказать, что они не виновны. Кузька сказал:
— Надо что-то делать!
— Что делать? — Спросила Чучундра, — Мы же сказки не читаем.
— Я знаю! — Сказал Кузька, — Надо найти ребят, которые распутают все сказки.
— Нет, так нельзя. Давай сами все сказки прочитаем. — сказала Чучундра.
— Как же мы прочитаем, если мы читать не умеем? — спросил Кузька.
— Давай тогда пойдем в лесную школу и быстро научимся читать. — посоветовала Чучундра.
— Пока мы будем учиться, сказки будут перепутаны, и дети не смогут их читать. — сказала Кузька.
— Ты же знаешь, что наша школа волшебная, и мы научимся читать за одну ночь. — сказала Чучундра.
— Тогда чего же мы ждем? Скоро уже утро. Бежим быстрее. — сказал Кузька.
Лесная школа, и правда, была волшебная. Чучундра и Кузька быстро научились читать. Утром, когда в библиотеке никого не было, они быстро разобрали все сказки и стали ждать, что будет дальше.
Библиотекарь решила, что это двоечник все разобрал и стала его хвалить.
Двоечник очень удивился.
— Я сказки не разбирал.
— А кто же тогда разобрал? — спросила библиотекарь.
Уборщица услышала их разговор и сказала:
-Я видела, как рано утром в библиотеку входили Чучундра и Кузька.
Ребята побежали в библиотеку и увидели Чучундру и Кузьку. Ребята стали их хвалить. С этого дня уже никто не верил, что Чучундра и Кузька плохие.
Как Чучундра нашла друга
Жила-была Чучундра в глухом еловом лесу. Не было у нее друзей. От своего дяди Дракона Чучундра слышала, что в городе очень много людей. А дыма над городом столько, будто пролетело над ним сто взрослых драконов. Вот и решила Чучундра проверить это.
Город Чучундре очень понравился. Всюду шум и гам. А люди живут в коробочках-домах. Вошла Чучундра в один дом, слышит — плачет кто-то. Оказалось, это домовенок Кузька попал в мышеловку и не может выбраться из нее. Помогла Чучундра Кузьке освободиться, полечила его раненую ногу лесными травами.
Целый день проговорили Кузька и Чучундра друг с другом. Чучундра рассказывала о жизни лесных зверей. Кузька делился своими секретами по ведению домашнего хозяйства. Вот так Чучундра нашла себе настоящего друга!
© Ленинградская областная детская библиотека, 1998-2021 Мы в соцсетях:
Источник
МБОУ лицей № 4 г. Данкова
Тема:
«Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героя
в сказке Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави».
Автор: Савина Елена Александровна$
учитель начальных классов
$
Данков
Тема: «Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героя в сказке Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави».
Цель: Формировать умение давать характеристику внутреннего состояния героев через взаимосвязь с природой (на основе синквейна)
Задачи: — продолжить работу с текстом большого объёма;
— знакомство с содержанием VII главы сказки Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави»;
— развивать творческие способности, мышление, речь;
— воспитывать чувство сострадания, сопереживания положительным героям;
— сохранять здоровье детей путем оптимального учебного труда и активного отдыха;
— осуществлять психологическую поддержку каждого ученика на уроке;
Оборудование: — компьютер как средство обучения(использование мультимедиа);$
— портрет Р. Киплинга;
— выставка рисунков и иллюстраций;
I. Оргмомент.
$Сообщение темы и цели урока.
Слайд № 1.
Тема полностью, картинка.
Со сказкой всегда интересно
Сказки все любят читать
Сегодня попробуем вместе
Смысл авторской сказки понять.
Жест рукой на слайд
— Мы продолжаем работу по содержанию литературной сказки.
-А что такое литературная сказка?
$-Чем она отличается от народных сказок? (Пример)
— Сказки писали только русские писатели?
— Назовите зарубежных писателей. (Ш. Перро, К. Чапек, Бр. Гримм….)
Слайд № 2.
Карта Индии (+портрет Киплинга + картинка Рикки)
— Назовите страну, изображенную на карте. (Индия)
— Случайно ли я представила именно эту карту? (Нет)
— А почему?
— В этой стране родился и жил Р. Киплинг, англичанин по происхождению, который написал много детских сказок. (Обращение к выставке) (На слайде всплывает портрет)
Пок$азать на выставку.
-Какие сказки Киплинга вы знаете?
— Сегодня у нас ещё один урок сказке Киплинга «Рикки-Тикки-Тави».
— Мы должны подведем итог всему прочитанному, дадим характеристику литературным героям, определим, как взаимосвязан мир природы с внутренним состоянием героев.
II. Проверка домашнего задания:
— Дома вы работали над V,VI главами литературной сказки.
— Как озаглавили V главу?(Ответ)
— Прочитайте план пересказа.
— Краткий пересказ V главы. (1 уч-к)
$Слайд № 3
Картинка (мангуст в гнезде змей)
— Найдите в тексте слова, подходящие к данной иллюстрации.
-Зачитайте фрагмент текста, соответствующий данной иллюстрации).
— Как озаглавили VI главу?(ответ)
_Найдите Разговор Рикки- Тики и Нагайны. Чтение по ролям.
III. Работа над новым материалом:
Чтение VII главы.
И вот перед нами заключительная глава сказки. Начинаю читать я, а затем продолжите вы.
-
Образцовое чтение учителя.
-
Чтение по фрагментам.
-
Чтение песни наизусть.
-
Словарная работа:
$
$
Слайд № 4
Настигнуть – догнать
Пробудился – проснулся
Чуткий – отзывчивый, участливый
Заважничал – хотел, чтобы на него обратили внимание
Право гордиться собой – испытать чувство собственного достоинства
Охранять сад и зубом и когтем и прыжком –не дать врагу возможности навредить
-
Озаглавить главу (план пересказа составить дома)
(«Последний бой»)
$Физкультминутка
-
Работа с иллюстрацией – стр. 141
Слайд № 5
На основе иллюстрации стр. 141 составляем синквейн.
Синквейн
Рикки-Тикки-Тави | 1$ | Нагайна | |
2 | Смелый, разъяренный… | 2 | Злобная, ядовитая… |
3 | $ Оскалился, увернулся… | 3 | Наскакивала, шипела… |
4 | Не всякий мангуст решится последовать за коброй в нору. | 4 | Шмыгнула в нору… |
5 | $ Защитник (Победа) | 5 | Враг (Опасность) |
— Проверить работу с синквейном.
IV. Итог урока:
$-Каков же внутренний мир Нагайны? (Навредить)
— А какой внутренний мир Рикки-Тикки-Тави? (Пока враги живы, не мог спокойно жить. (Готов прийти на помощь человеку.)
V. Итог работы над литературным произведением большого объёма :
— Мы завершаем работу над сказкой: познакомились с её содержанием, проанализировали эпизоды, дали характеристику героям, работали над их внутренним миром.
— А теперь обобщим работу на основе сюжетно-композиционного треугольника.
Слайд № 6
Сюжетно – композиционный треугольник к сказке Р. Киплинга $
«Риккки-Тиккки-Тави».
-Что такое композиция?
А что такое тема?
Кто главный герой сказки? (Тема –это о ком или о чем говорится в произведении. Очень часто тема текста выносится в заглавие.)
Смертельная схватка
мангуста с кобрами
Жизнь в доме Тедди Победное возвращение
Знакомство с мангустом Новые планы
$— С чем ассоциируется треугольник? (С горой)
(Назовите части горы)
Композиция — это построение.
-Давайте подведем итог нашей работы над сказкой.
-Как называется текст? Кто главный герой? (Мангуст. Автор ему симпатизирует.)
VI. Домашнее задание:
-перечитать VII главу,
-составить план пересказа,
-пересказать,
-тв. раб.- составить продолжение сказки по теме «Новые планы» (зачитать последнее предложение из сказки).
Записать задание на доске
VII. Рефлексия:$
-Мы с вами работали над сказкой об Индии. А главным архитектурным украшением Индии являются храмы.
— И мне хочется рассказать вам одну притчу, а вы подумайте над ней, над её скрытым смыслом и ответьте на мои вопросы.
Слайд № 7
Картинка с храмом Индии.
$-Чтение притчи о строителях храма (учитель).
Притча
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.
У первого спросил: «Что, ты, делал целый день?»
И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.
У второго мудрец спросил: «А что, ты, делал целый день?» И тот ответил: «а я добросовестно выполнял свою работу».
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью: «А я принимал участие в строительстве храма!»
— Ребята, давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
VIII. Ассоциативные параллели.
— Кто работал на сегодняшнем уроке как первый рабочий?
-А кто как второй?
$-А кто как третий?
IX. Оценки и комментарии.