: Русские офицеры — трус и храбрец — попали в плен к горцам. Трус пал духом, но храбрец не сдался. После неудачного побега он подружился с горской девочкой и снова сбежал. Труса выкупили еле живого.
В оригинале Толстой называл горный народ татарами. Названия глав — условные.
Глава 1. Жилин попадает в плен
Служил на Кавказе офицер Иван Жилин.
Иван Жилин — офицер из небогатой семьи, ростом не велик, но удал, храбрый, смелый, хороший товарищ, мастер на все руки.
Жилину от матери пришло письмо с просьбой приехать. Она писала, что стара, что хочет повидать сына перед смертью, что нашла ему хорошую невесту. Жилин решил ехать.
Тогда на Кавказе была война, и ни днём, ни ночью нельзя было проехать: либо горцы убьют, либо уведут в плен. Поэтому два раза в неделю из крепости в крепость вместе с народом ходили провожатые солдаты.
Было лето, Жилин поехал с провожатыми. Сам ехал верхом, а телега с его вещами шла в обозе. Всего надо было проехать 25 вёрст, но, из-за мелких проблем и жары, двигались очень медленно. Решил Жилин один ехать вперёд.
А не уехать ли одному, без солдат? Лошадь подо мной добрая, если и нападусь на татар — ускачу.
Пока Жилин думал, подъехал к нему Костылин и тоже предложил поехать вперёд одним: и жарко, и есть хочется.
Костылин — офицер, грузный, толстый, малодушный, трусливый.
С собой у Костылина было заряженное ружьё. Договорились не разъезжаться, ехать вместе. Когда проехали степь, дорога пошла между двух гор, и Жилин решил забраться на гору и посмотреть, нет ли поблизости горцев. Взобравшись, он увидел их, а те увидели его и погнались следом. Жилин крикнул Костылину: «Вынимай ружьё!». Но Костылин, увидев горцев, испугался и поскакал к крепости. Жилин решил живым не даваться.
Горцы подстрелили лошадь Жилина, которая падая придавила ему ногу, схватили его самого, связали и повезли в аул — горскую деревню. Жилин пытался запомнить дорогу, но кровь застлала ему глаза.
В ауле на Жилина надели колодку на ноги, чтобы не сбежал, и заперли в сарае.
Глава 2. В плену у горцев. Письма домой
Жилин почти не спал. Вскоре к нему пришли двое горцев, среди них Абдул-Мурат, стали по-своему что-то говорить и по-русски приговаривали: «корошоурус!».
Абдул-Мурат — горец, хозяин Жилина в ауле, глаза чёрные, светлые, бородка маленькая, подстриженная, румяный, с весёлым лицом, одет в синий шёлковый полукафтан, красные башмачки, на поясе серебряный кинжал.
Жилин руками и губами дал понять, что хочет пить, те поняли, позвали Дину.
Дина — дочь Абдул-Мурата, 13 лет, тоненькая, худенькая, глаза чёрные, светлые, красивая, с чёрной косой, одета богато в длинную синюю рубаху с широкими рукавами, в штаны и башмачки, на шее монисто из монет.
Дина принесла воды, села на корточки и стала рассматривать Жилина. Потом отец велел ей принести хлеба. Горцы ушли, Жилина заперли.
Вскоре к Жилину пришёл слуга и позвал за собой. Привели его в дом Абдул-Мурата. Дом оказался дорого убранным: на полу пуховики пёстрые, ковры и пуховые подушки на них, на стенах ковры, «на коврах ружья, пистолеты, шашки — всё в серебре». Русскоговорящий горец объяснил Жилину, что его взяли в плен, а потом продали Абдул-Мурату.
Затем Жилину приказали писать письмо домой с требованием выкупа: 3000 монет. Жилин сказал, что таких денег нет, и предложил только 500 рублей. Горцы стали ругаться друг с другом, но поняли, что 500 рублей лучше, чем ничего, и согласились.
Привели Костылина — его тоже схватили. С Костылина выпросили 5000 монет, и тот написал письмо с требуемой суммой.
Жилин письмо написал, но адрес изменил, чтобы письмо не дошло: он знал, что и этих денег его мать не соберёт. Он решил сбежать.
Договорился Жилин с горцами, чтобы их с Костылиным держали вместе, кормили, поили, одели. Отвели пленников в сарай, на ночь сняли колодки.
Глава 3. Жизнь Жилина в ауле
Месяц жили пленники в сарае, а горцы ждали выкуп за них. Костылин отправил повторное письмо, а Жилин больше писем не писал.
Кормили их плохо: хлебом пресным, а то и тестом непечёным. Костылин скучал и считал дни до прихода письма. Жилин всё высматривал и выпытывал, решая, как лучше сбежать, и рукодельничал.
Слепил Жилин из глины куклу в горской рубахе, хотел отдать детям, но Дина и горские девушки её не взяли. Тогда поставил он куклу на крышу, а сам спрятался в сарай. Куклу забрала Дина.
Утром она вышла из дому с куклой, украшенной красными лоскутами. Но появившаяся старуха забрала куклу и разбила её. Жилин сделал ещё куклу, лучше прежней, отдал Дине. Девочка ухитрилась принести Жилину кувшинчик молока. С тех пор стала она каждый день приносить молоко Жилину, а ещё иногда и сырных лепёшек. Раз даже принесла кусок баранины.
Постепенно горцы стали просить Жилина починить то часы, то замок, то ружьё. Абдул-Мурат за починку подарил ему свой старый полукафтан.
Однажды попросили вылечить заболевшего горца. Жилин в этом не разбирался, но решил: «Авось поздоровеет сам».
…взял воды, песку, помешал. При татарах нашептал на воду, дал выпить. Выздоровел на его счастье татарин.
Понемногу стал Жилин понимать их язык. Некоторые горцы привыкли к нему, другие косились как на зверя.
Жил под горой один старик. И решил Жилин посмотреть, как тот живёт. Увидел небольшой сад, каменную ограду и избушку с плоской крышей. Случайно загремев колодкой, Жилин выдал себя, а старик выстрелил из пистолета. Жилин чуть успел спрятаться за камень.
Старик пожаловался Абдул-Мурату и потребовал, чтобы русских убили. Но Абдул-Мурат привязался к Жилину и не стал бы его отпускать из аула, если б не дал слово освободить того за выкуп.
Абдул-Мурат рассказал Жилину судьбу старика: тот был богат, много русских побил, имел три жены и 8 сыновей. Когда в их деревню пришли русские, то убили 7 сыновей старика, а последнего взяли в плен. Старик нашёл сына, убил его, а потом стал очень религиозен, пешком сходил в Мекку помолиться богу.
Глава 4. План побега
Днём Жилин ходил по аулу, рукодельничал, а ночью делал подкоп. Также он высматривал, в какую сторону бежать к своим.
Как-то Абдул-Мурат уехал, приказав маленькому сыну следить за пленником. Сказав мальчику, что ему нужны травы для лечения горцев, Жилин поднялся на гору и запомнил местность.
Он решился бежать, так как ночи были тёмные, но вернулись горцы. Они приехали ни с чем, да ещё и своего потеряли. Убитого похоронили по местному обычаю. Три дня горцы поминали покойника, на четвёртый день куда-то собрались. Жилин уговорил Костылина бежать с ним. Тот сначала «заробел», сказал, что они дороги не знают, что ночью идти страшно. Жилин ответил, что дорогу он знает, лепёшек припас, и вообще их хотят убить. Костылин согласился бежать.
Глава 5. Неудавшийся побег
Вылезли пленники из дыры под сараем, но Костылин зацепил ногой камень, и тот загремел. Прибежала хозяйская злая собака, а за ней и другие. Жилин это предусмотрел, заранее прикармливая собаку хозяина. Усмирив её, пленники тронулись в путь. Но в этот момент народ собирался в мечеть, и Жилину с Костылиным пришлось ещё долго дожидаться подходящего момента.
Когда они выбрались, Жилин снял неудобные сапоги и пошёл босиком. Костылин тоже снял сапоги, но быстро стёр ноги в кровь.
Пленники немного сбились с пути, но Жилин вовремя это заметил. Потом они встретились с оленем. Вскоре Костылин, громко вскрикнув от боли, отказался идти дальше. Жилин не мог бросить товарища и посадил его на спину. Крик Костылина услышали горцы, стали их преследовать. Товарищи спрятались, но собаки нашли их. Пленников вернули в аул. Сбежавшиеся дети стали бить их камнями и плётками.
Взрослые горцы решали, что делать. Абдул-Мурат пригрозил: если не пришлют деньги в течение двух недель, он их запорет. А если вздумают бежать — убьёт.
Пленников заставили написать ещё по письму, а затем посадили в глубокую яму, заковав в колодки.
Глава 6. Побег Жилина. Спасение Костылина
Жилось им там очень плохо: колодки не снимали, кормили непечёным тестом. В яме было душно, мокро и воняло. Костылин совсем разболелся, а Жилин думал, как выбраться отсюда. Вдруг как-то на Жилина лепёшка упала и черешни посыпались — это была Дина. Жилин налепил из глины в яме фигурки людей, лошадей, собак — решил, что Дина ему поможет.
Из разговоров горцев Жилин узнал, что русские близко, и что горцы не знают, как быть с пленными.
Дины долго не было. Появившись с двумя сырными лепёшками, Дина предупредила Жилина, что их хотят убить. Игрушки она не приняла. Жилин попросил принести длинную палку. Дина сначала отказала, но ночью всё же принесла длинный шест. Жилин вылез, Костылин остался ждать выкуп. Жилин подсказал девочке вернуть шест на место, чтобы её не заподозрили, и ушёл под гору. Колодку снять не смог, у Дины тоже не хватило сил. Прощаясь, Дина дала ему лепёшек и расплакалась.
Жилин пошёл, придерживая замок на колодке, чтобы не бренчал. Дойдя до леса, сел отдохнуть. Снова пошёл дальше, ноги еле волочит. Прошёл лес — стало уже совсем светло, увидел вдалеке своих: казаков и солдат.
Собрался с последними силами и пошёл к своим. Но тут его заметили трое горцев и пустились к нему.
Так сердце у него и оборвалось. Замахал руками, закричал что было духу своим:
— Братцы! выручай! братцы!
Наши услышали и бросились наперерез горцам. Те испугались, ускакали. Жилина спасли, обступили, дали хлеба, каши, водки, сняли колодку, укрыли шинелью. Узнали офицеры Жилина, повезли в крепость, где тот и рассказал, что с ним случилось.
Остался Жилин на Кавказе служить, домой не поехал. А Костылина только через месяц выкупили, еле живого.
Пересказала Зоя Бумблис. За основу пересказа взято издание рассказа из собрания сочинений Толстого в 22 томах (М.: Художественная литература, 1982). Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.
«Кавказский пленник» — одно из лучших произведений Льва Толстого, написанное точным, четким, ясным языком. Простой сюжет, реализм повествования добавляет рассказу невыразимую прелесть. Контрастное противопоставление главных героев – еще одна особенность «Кавказского пленника». Читатель сочувствует оптимисту Жилину, порицает пессимиста Костылина за его пассивность, равнодушие, стремление перекладывать собственные проблемы на других.
История создания
Участие России в Кавказской войне, продолжавшейся 47 лет, нашло отражение во многих произведениях наших литераторов. Лев Толстой не исключение, он и сам был участником войны, хорошо изучил менталитет противника. Однажды с писателем произошел особый случай – вместе с сослуживцем чеченцем Садо он едва не оказался в плену у татар.
Сам Толстой легко мог ускакать от погони, его конь был сильным, выносливым. Однако он не бросил товарища, ружье которого оказалось незаряженным. Чеченец, не подавая виду, продолжал целиться во врагов. Лишь счастливая случайность помогла воинам, они домчались до ближайшей крепости, откуда на подмогу выехала целая команда казаков.
Все пережитое и легло в основу рассказа. Но Толстой использовал и «Воспоминания кавказского офицера» Торнау, который описал свой опыт пребывания в плену. Совершить побег ему помогала юная татарка, с которой их связывала дружба. Основываясь на личных воспоминаниях, горьком опыте Торнау, Толстой создал прекрасное произведение, опубликованное в 1872 году.
Темы и проблемы
Главные темы рассказа – отношение к жизни, дружба, товарищество. Жилин – замечательный человек, ловкий, умелый, умный, деятельный. Он – настоящий оптимист, привыкший рассчитывать только на себя. У офицера нет большого богатства, но он принимает жизнь со всеми ее радостями и горестями. Без стонов и ропота он старается всеми силами выпутаться из сложного положения.
Костылин другой, это богатый, изнеженный барин, за которым всегда ухаживали слуги, а потом – денщик. Попав в плен, он упал духом, и надеется только на выкуп. Для Жилина этот человек — настоящий злой гений, ведь именно Костылин был виноват в его несчастье. Жилин слишком понадеялся на товарища и на его ружье, а Костылин, увидев погоню, пустился наутек.
Показательно, что оба этих человека были пойманы татарами. Жилин оказался в плену в силу несчастно сложившихся обстоятельств, а Костылин – из-за собственной трусости и глупости. Если бы он стал стрелять, татары вряд ли бы погнались за ним. Возможно, офицер бы смог помочь и своему товарищу по несчастью. Но Костылин предпочел спасаться в одиночку.
Костылин подвел товарища и во время побега. Жилин в одиночку готовил подкоп, разузнавал дорогу, а физическая подготовка второго офицера оказалась совершенно никудышной. Он не мог двигаться быстро, а потом и вовсе не сумел сдержаться и закричал, и этот вскрик услышал проезжающий татарин.
Зато татарская девочка показала Жилину, что такое настоящее товарищество. Возможно, маленькая восточная красавица, просто была влюблена в русского офицера и сделала все, чтобы облегчить его жизнь. А потом она и вовсе помогла ему бежать. Девочка прекрасно понимала, что ей грозит много неприятностей, но вопреки всему оказала Жилину неоценимую помощь.
В рассказе поднимается важная проблема войны и мира. Военные действия давно уже утомили их участников, они приносят беды обеим сторонам. Русские попадают в плен, горцы гибнут. В ауле есть злобный старик, который постоянно призывает земляков убивать русских. Но он и сам пострадал от войны, потеряв восьмерых сыновей.
Толстой реалист, он описывает врагов такими, какие они есть на самом деле. Горцы живут собственным укладом, их быт упорядочен, а дома аккуратны, чисты и зажиточны. Автор нравится красивая одежда их мужчин, сплоченность горцев перед лицом врага. Толстой рассказывает об обычаях этих людей, их вере, менталитете. В ауле не любят русских, но с уважением относятся к храброму Жилину.
От Костылина ждут только выкупа, он для горцев не представляет никакого интереса. Система использования пленных для своей пользы – старинная, но она и до сих пор не потеряла своей актуальности. Для русских это нонсенс, представители нашей национальности никогда торговали свободой.
Композиция
Рассказ небольшой по объему, состоит всего из 6 глав. В первой главе, завязке, автор знакомит читателей с основными героями произведения, здесь же разворачиваются главные события. Офицеры оказываются в плену у татар.
Со второй по пятую главу действие происходит в плену. Жилин приобретает авторитет у татар, знакомится с Диной, Офицеры пытаются вырваться на свободу, но их преследует неудача.
В шестой главе Жилин решил во что бы то ни стало уйти из плена. У него нет выбора — грозит скорая гибель. С помощью Дины офицер выбирается из ямы, прикладывая все силы, чтобы добраться до своих.
Жанр, направление, размер
«Кавказский пленник» — небольшой рассказ. Иногда литературоведы называют его повестью, но для повести у него слишком малый объем, небольшое число героев. Кроме того, Толстой ведет повествование от первого лица, в рассказе присутствует лишь одна сюжетная линия.
Рассказ основан на реальных событиях и написан в направлении реализма, характерном для автора. В произведении изображена настоящая жизнь, без романтических прикрас и преувеличений.
Объем рассказа небольшой – он состоит из шести коротких глав.
Средства выразительности
Рассказ был написан для детей, поэтому его язык предельно краток и лаконичен. Автор использует минимум выразительных средств, но широко применяет глаголы, делая на них большую ставку. В результате получается не статичное, замедленное повествование, а яркое, быстрое, динамичное перечисление событий. Присутствуют и эпитеты – «вонючий татарин», сравнения — «лицо как кирпич; нос как у ястреба». Для нагнетания обстановки автор широко использует перечисления – «Пыль, жара, солнце… печёт, укрыться негде. Голая степь: ни деревца, ни кустика…». Или еще – «Братцы, братцы, братцы!»
Образы и символы
Образ главного героя Жилина очень привлекателен для читателя. Он смел, прямодушен, прекрасный товарищ, не привык перекладывать свои проблемы на чужие плечи, настоящий народный умелец, в руках которого спорится любое дело. И фамилия его символична, созвучна со словами «жить», «жилистый».
Костылин – отрицательный герой, собравший в себе многие негативные качества, этот человек не привык трудится ни руками, ни головой. Он плохой товарищ, ведь Жилин оказался в плену только из-за его трусости. И только в самый последний момент Костылин поступает, как человек, помогая Жилину выбраться из ямы. Его фамилия неприятна, напоминает нам о болезнях, о том, что ее владелец может существовать в этом мире только на костылях, на подпорках, он слаб и несамостоятелен.
Проблематика и основная идея произведения
Автор прямо говорит – в этой жизни можно быть героем, а можно – слабым, зависимым персонажем. Но при любых обстоятельствах не следует опускать руки, не прекращать борьбы за свою жизнь, за свободу, поскольку давно известно – «под лежачий камень и вода не течет». Жилин боролся и победил, а Костылин дожидался помощи, но она бы могла и не прийти вовремя.
Л. Н. Толстой: детство, начало
литературной деятельности.
«Кавказский пленник» — рассказ-быль
Цели урока:
образовательные- учить
путем самостоятельной работы добывать знания;
развивающие
-формулировать полный вопрос на поставленный вопрос; развивать интерес к
чтению;
воспитательные
-формировать навыки культуры поведения.
ХОД УРОКА
«Не зная…(Толстого)
нельзя считать себя знающим
свою страну, нельзя
считать себя культурным человеком»
М.Горький
I. Организационный
момент
Прошла перемена,
Услышан звонок.
Пора поскорее начать
Наш урок!
II. Мотивация
учебной деятельности учащихся
-работа с эпиграфом, с портретом писателя;
-определение темы урока учащимися, запись темы на
доске;
-постановка задач урока.
III. Работа над
новой темой
— Человек, читающий книги о других людях и их
судьбах, многому учится и на многое по- другому начинает смотреть, задумываться
над своими действиями. А ведь это и есть истинный смысл чтения – задумываться.
Именно так относился к чтению в детстве
Л.Н.Толстой. Каким же было детство будущего писателя, когда началась его литературная
деятельность вы узнаете, работая со статьей учебника
1) Самостоятельная работа.
Чтение статьи «Л.Н.Толстой» стр.229
-Работа в группах- подготовка ответов на вопросы
1 группа
-Где и когда родился Л.Толстой?
-Что известно о семье и детских годах будущего
писателя?
-Рассказать об образовании писателя.
2 группа
-Начало литературной деятельности
-Какой период жизни Л.Толстого связан с нашим
Крымом?
-Почему Л Н Толстого называют национальной
гордостью российского
народа?
Учитель; Давайте сделаем вывод- Почему Л.Н.Толстой
стал писателем?
Физкультминутка
2) «10 уроков жизни» Толстого
Л.Н. Толстой любил детей, больше он любил с ними
разговаривать Его слушали как родные внуки, так и крестьянские дети. Он написал
много произведений для детей. В начальной школе вы знакомились с отдельными из
них- это сказки, басни, рассказы Их содержание представляют «10 уроков жизни»:
-Делай все по возможности сам, не будь «барином»
-Не будь назойлив
-Будь внимателен
-Не надо жадничать
-Не нервничай, держи себя в руках
-Будь тверд и спокоен
-В игре, спорте и в труде будь разумен
-Будь организованным
-Глубоко вникай в то, что тебе преподают
-Имей свое мнение
Вывод: «Уроки
Толстого» — это тропинка, по которой пойдешь и выйдешь на правильную успешную
дорогу жизни. Мудрые и поучительные, они являются жизненным указателем для
детей, а иногда и для взрослых.»
3) Из истории военных событий на Кавказе
Последующие уроки мы будем изучать рассказ-быль
«Кавказский пленник». А сейчас нам необходимо познакомиться с историей
написания данного произведения
—Краткая информация учителя о военных событиях на Кавказе
в 70-х годах 19 века (с одновременной демонстрацией иллюстраций). Именно эти
события подсказали идею создания произведения «Кавказский пленник»
23 года было Льву Толстому, когда брат Николай убедил
его поехать с ним на Кавказ. Кавказ в то время был самым опасным местом в
Российской империи. В начале XIX в. по настойчивым просьбам грузинского царя
Георгия XII Грузия была присоединена к России. Затем в ходе русско-иранской и
русско-турецкой войн к России был присоединен Азербайджан, а затем и Армения.
Таким образом, все Закавказье оказалось под властью русского царя. Но на
Кавказе жили горцы, которые препятствовали свободному движению по дорогам,
грабили и разбойничали.
В 1817 г. царское правительство начало Кавказскую
войну, которая продолжалась до 1864 г., то затихая на время, то возобновляясь с
новой силой. В результате Кавказ был присоединен к России. В начале войны на границе
были построены крепости Грозная, Внезапная, Прочный Окоп и другие, в них стояли
войска. По всей границе были поселены казаки. Они жили с семьями в станицах,
возделывали землю и принимали участие в воинских операциях. По другую сторону
границы жили черкесы (так называли чеченцев и ингушей). Они боролись против
власти русского царя, нападая на отряды, крепости и станицы. Кавказская война
была очень жестокой.
***
В ту пору Л. Н.Толстой
был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских
войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен.
Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо. Вот так это было.
Незадолго до этого случая
Садо купил молодого коня, оказавшегося хорошим скакуном. Друзья – Толстой и
Садо – по кавказскому обычаю поменялись лошадьми. Садо подарил Толстому своего
коня, а тот отдал ему своего крепкого иноходца. И вот, когда друзей стали
настигать чеченцы, Толстой легко мог уйти от них на резвом скакуне, но ни за
что на свете не согласился бы бросить товарища в беде. У Садо было ружьё, но
оно оказалось незаряженным. Однако Садо не растерялся. Он грозно целился из
ружья в приближавшихся преследователей, кричал на них. А те захотели взять Садо
и Толстого в плен живыми и потому не стреляли. Особенно они были злы на своего
соплеменника Садо, дружившего с русским офицером. Преследуемые чеченцами,
Толстой и Садо приблизились к крепости Грозный настолько, что погоню увидел часовой
и поднял тревогу. Из крепости тотчас же появились конные казаки; чеченцы,
гнавшиеся за Толстым и Садо, повернули обратно и умчались в горы. В память об
этом случае Садо подарил Толстому свою саблю.
«Воспоминания кавказского офицера» Ф. Ф. Торнау.
Работая над романом
«Война и мир» Толстой познакомился с напечатанными в журнале «Русский вестник»
«Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник
кирасирского полка Ф. Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он
попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан,
почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться
из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и
воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник».
— К какому выводу вы пришли, слушая
сообщения?
— Как вы думаете, что такое рассказ-быль? (Писатель
в художественной форме рассказывает историю, которая действительно приключилась
в жизни).
— Действительно, «Кавказский пленник» Л.
Н. Толстого основан на реальных событиях. В связи с этим родилась
редкая жанровая форма – «рассказ-быль».
Под термином рассказ понимают
любое небольшое повествовательное произведение. Слово«быль» дает
возможность понять, что события, описанные в рассказе (происходили на самом
деле).
— Сколько лет уже длилась война к моменту
приезда туда Толстого?
Война длилась 31 год (с 1817 по 1851 г., когда Л. Н.
Толстой прибыл на Кавказ).
Лев Толстой думал найти на Кавказе невероятные
приключения и был сначала разочарован. В дальнейшем Л. Толстой понял, в чем
особенность людей, с которыми ему пришлось встретиться. Кавказ навсегда остался
в душе писателя. Через двадцать лет специально для детей Толстой написал
рассказ «Кавказский пленник», который назвал рассказ-быль.
— Сколько лет было Толстому, когда он написал рассказ
«Кавказский пленник»?
4) Чтение статьи «Из истории рассказа
„Кавказский пленник“» стр. 230
5) Просмотр презентации о Северном Кавказе.
6) Прослушивание аудиозаписи начала рассказа «Кавказский
пленник».
Предваряя знакомство с рассказом, объясним, что
Толстой называет горцев татарами, но это не обозначение национальности: во
времена Толстого так называли всех мусульман вообще.
— Рассказ был написан для «Азбуки», предназначенной
крестьянским детям, и в нем много слов и выражений, которые в современной речи
считаются устаревшими. Некоторые из этих слов и выражений можно комментировать
по ходу чтения, над другими стоит поработать особо.
7) Беседа.
— Итак, вы прослушали начало рассказа Л. Н. Толстого
«Кавказский пленник» в исполнении народного артиста России С. Сазонтьева. Как
вы думаете, удалось ли актеру создать ощущение того, что мы слушаем рассказ
старого солдата, очевидца событий, описанных Толстым?
— Назовите причину, заставившую Жилина отправиться в
путь. Можно зачитать. (2 абзац).
— В чем заключалась опасность пути? («На Кавказе
тогда война была. По дорогам …»).
— Как вы думаете, что произойдет дальше? (Герой
попадет в плен).
IV. Итог
урока
Беседа.
— К какому жанру относится произведение Л. Н.
Толстого? (Рассказ-быль).
— Это значит, что события, описанные в рассказе … (произошли
на самом деле).
— Следовательно, Толстой расскажет обо всех тяготах,
которые выпали на долю Жилина.
— Как вы думаете, зачем Толстой написал этот рассказ? (Автор
убеждает нас в том, что любое насилие, война – это страшно! И люди,
развязывающие войны – преступники!)
— Можете ли вы сказать, почему произведение Л. Н.
Толстого и в 21 веке пользуется популярностью? (Актуальна проблема, так как
до сих пор проливается кровь, гибнут в бесконечных войнах люди.)
— Это не единственная, хотя самая важная, причина
популярности данного рассказа. А чтобы сделать более глубокие выводы, найти
другие причины, необходимо дочитать рассказ до конца.
V. Домашнее
задание
с.232-258 читать. Подготовить устную характеристику
Дины с использованием цитат. Подобрать материал о Жилине и Костылине.
Сравните (подберите цитаты) Жилина и Костылина по
следующему плану:
1 Внешность.
2 Предусмотрительность.
3 Отношение к лошади.
4 Храбрость – трусость.
5 Поведение в плену.
6 Мнение татар о пленниках.
7 Наблюдательность, любознательность.
8 Выносливость, мужество.
9 Верность, преданность.
10. Смысл фамилий героев (Жилин, Костылин)
Организация: МБОУ СОШ№3 им. В.А. Ермолаева
Населенный пункт: Краснодарский край, Мостовского района, с. Шедок
Цель урока: научить учащихся осмыслению и анализу художественного произведения на примере рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
Задачи урока:
— научить учащихся выделять основную мысль и основные проблемы, поднятые автором в произведении;
— развивать первоначальные навыки анализа художественного произведения, логическое мышление учащихся;
— прививать навыки самостоятельной исследовательской деятельности;
— развивать навыки говорения, расширить словарный запас учащихся;
— воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать ближнему.
Ход урока
1.Организационные моменты.
2. Мотивация учебной деятельности.
Портрет Л.Н. Толстого и краткие биографические сведения.
История создания рассказа «Кавказский пленник»: (Слайды 1,2,3,4)
Слово учителя: «В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.
В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.
Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник», который вышел в свет в1852 году».
3. Устная работа по вопросам. (Слайды 5,6,7)
— Тема и идея художественного произведения;
Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей.
— Сюжет и композиция. Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету.
Композиционные составляющие рассказа (дать основные понятия по структуре построения прозаического произведения малого жанра)
Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.
Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.
Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.
Кульминация – второй побег.
Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.
Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.
-Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте. (ввести новый термин «антитез», дать его определение: «противопоставление образов героев, картин, слов, идей, понятий».
Вопросы к классу: (Слайды 8,9,10)
1)- Какие герои, картины противопоставляются в рассказе?
-С какой целью Л.Н. Толстой противопоставляет образы главных героев рассказа Жилина и Костылина?
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.
— Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое?
План:
1.Военное звание.
2.Внешняя характеристика:
3.Плен:
а) место жительства в плену;
б) питание пленных;
в) занятия;
г) подготовка к побегу;
4.Первый побег.
5. Второй побег.
Фронтальный опрос учащихся: (Слайд 11,12,13)
— Что общее у героев и что их различает?
— Как вели себя Жилин и Костылин во время пленения и в плену?
(Жилин смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к крепости, увозя при этом единственное ружье.)
— А как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях. Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия?
(Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал. Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама)
— Найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина: (запись в тетради)
Жилин: ходит по аулу, всматривается, выпытывает информацию, считает дни,
рукодельничает
Костылин: скучает, спит, полагается только на внешнюю помощь
(Слайды 14,15,16,17)
Введение термина «антитеза». Антитеза- (от др.-греч. ἀντίθεσις «противопоставление») — риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, героев-антагонистов.
- глаголы – антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин — ждет помощи.
— Как завоевывает Жилин симпатию горцев?
(Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа;
— Жилин – мастер: изготавливает куклы, водяное колесо;
— однажды выступил в качестве врача. (Цитаты)
— Но не все относились к Жилину с симпатией. Почему?
(Он все равно был для них чужой, человек иной веры. Для них он – враг
— Может быть, Жилин смирился с жизнью в плену?
— Нет, он все время стремится узнать дорогу, а по ночам копает в сарае лаз.
— А Костылин?
(Он безвольно ждет решения своей судьбы.)
— Почему так по-разному ведут себя герои в одинаковых условиях?
ФИЗМИНУТКА: (5 мин.) упражнения из рекомендованного комплекса.
2) Обсуждение второй сквозной темы рассказы: милосердие и сострадание к ближнему (Слайды 18,19,20)
а) В чем проявляется сострадание татарской девочки Дины к пленникам?
б) В чём проявляется благородство и сострадание к ближнему со стороны Жилина? (привести пример из эпизода первого побега пленников, отношения Жилина и Костылина к своим близким, оставшимся на родине)
-Какие качества характера проявляют эти герои во взаимоотношениях друг с другом и с другими людьми.
Вывод: Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.
Вывод: Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом.
Работа с текстом произведения:
Проанализируйте текст произведения и определите какая часть речи чаще используется при характеристике Жилина и Костылина? Почему?»
Вывод: При описании Жилина- глаголы, при описании Костылина- существительные и прилагательные. Глаголы придают динамизм действию. Прилагательные указывают только на ощущения героя.
— Обратили ли вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»?
Что обозначает:
Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный, упругий
Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных
Добавляет ли этот литературный приём что-то новое в характеристику героев?
— В чём смысл названия рассказа?
(Уже в названии заложено противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.
Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма.)
6. Итог урока.
1. Чему учит рассказ?
2. Какие нравственные качества ценит в человеке Л.Н.Толстой?
— Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?
Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.
7. Домашнее задание.
Написать домашнее сочинение на тему: «Жилин и Костылин: разные судьбы».
8.Рефлексия: (Слайд 21)
1. Что вызвало наибольший интерес при чтении рассказа?
2. Какой герой понравился и почему?
3. Что в рассказе вызвало неприятие или непонимание?
4. Какие мысли возникли после прочтения рассказа, о чем он заставил задуматься?
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
— учащиеся умеют пересказывать содержание рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»;
— у учащихся сформировано умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении
Личностные УУД:
— у учащихся сформирован навык анализа художественного произведения, логическое мышление;
— учащиеся умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;
— у детей сформировано умение к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
— сформировано умение определить учебные задачи, составлять план и последовательность действий, контроль знаний;
— сформировано нравственно-эстетические представления в ходе выявления главной идеи рассказа;
— учащиеся умеют быстро ориентироваться в потоке информации, находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию.
.Познавательные УУД:
— учащиеся могут строить объяснение и логическую цепь рассуждений в устной форме по предложенному плану;
— сформулировано умение ставить проблему, структурировать тексты.
Стартовая
диагностическая работа по литературе 6 класс
Вариант
I
1. Фольклор – это …
а) устное народное творчество;
б) небольшие произведения для детей:
колыбельные, загадки, считалки и т.д.
в) сказки, придуманные народом;
2. Татьяна в произведении И.С. Тургенев
«Муму», уезжая с мужем в деревню, поцеловала на прощанье Герасима, потому что:
а) существовал такой обычай перед дальней
дорогой;
б) они были друзьями;
в) она оценила его доброту, в знак
благодарности;
3. Какой из перечисленных жанров не является
фольклорным?
а) Басня
б) Загадка
в) Прибаутка
4. Определите, из какого произведения взят
данный фрагмент.
«Нрава она была весьма смирного, или, лучше
сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других
боялась смертельно…»
а) В.А. Жуковский «Спящая царевна»
б) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
в) И.С. Тургенев «Муму»
5. Определите, из какого произведения взят
данный фрагмент.
«Филька был молчаливый, недоверчивый, и
любимым его выражением было: «Да ну тебя!»»
а) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»
б) А. Погорельский «Чёрная курица, или
Подземные жители»
в) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
6. Определите, из какого произведения взят
данный фрагмент.
«Мальчик застыл. У него даже дух захватило –
так красива, так широка была его родная река! А раньше она ему почему-то
казалась обыкновенной и не очень приветливой».
а) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
в) Н.А. Некрасов «На Волге»
7. Определите, из какого произведения взят
данный фрагмент.
«На Кавказе тогда была война. По дорогам ни
днём, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отойдёт от крепости, татары
или убьют, или уведут в горы».
а) М.Ю. Лермонтов «Бородино»
б) Саша Чёрный «Кавказский пленник»
в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
8. Определите, из какого произведения взят
данный фрагмент.
«Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам
прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города».
а) Г.К. Андерсен «Снежная королева»
б) В.Г. Короленко «В дурном обществе»
в) А.П. Чехов «Хирургия»
9. Определите, из какого произведения взят
данный фрагмент.
«Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя
таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором…»
а) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
б) А.П. Чехов «Хирургия»
в) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»
10. Определите, из какого произведения взят
данный фрагмент.
Уж сколько раз твердили миру
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не в
прок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»
б) Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»
в) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»
11. Определите, из какого произведения взят
данный фрагмент.
… Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»
б) В.А. Жуковский «Кубок»
в) М.Ю. Лермонтов «Бородино»
12. Автором стихотворения «На Волге»
является:
а) Пушкин А. С.; б)
Жуковский В.
А.;
в)
Некрасов Н.
А.;
13. Басня И. А. Крылова «Волк на псарне» — это
отклик на события
1. Отечественной войны 1812 года (войны с Наполеоном)
2. Великой Отечественной войны
3. Гражданской войны 4.Первой
Мировой войны
14 Допишите фамилии писателей
Александр Сергеевич ______________________.
Николай Васильевич _______________________.
Иван Андреевич ___________________________.
Василий Андреевич ________________________.
Михаил Юрьевич __________________________.
15. Напишите сочинение-рассуждение (6 – 8 предложений) по предложенному заданию
С. 1 Объясните смысл названия произведения Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стартовая
диагностическая работа по литературе 6 класс
Вариант
II
1. Какой из перечисленных жанров не является
фольклорным?
а) Сказка
б) Роман
в) Пословица
2. Какой вид конфликта вы не встретите в
русской народной сказке?
а) добро – зло;
б) жизнь – смерть;
в) природа – цивилизация.
3. Определите, из какого произведения взят
данный фрагмент.
«Одарённый необычайной силой, он работал за
четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него…»
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
б) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
в) И.С. Тургенев «Муму»
4. В какой сказке вам встречалось говорящее
зеркальце?
а) В.А. Жуковский «Спящая царевна»
б) А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о
семи богатырях»
в) «Царевна-лягушка»
5. Определите, из какого произведения взят
данный фрагмент.
«Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она
во все стороны, молчаливая, равнодушная».
а) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»
6. Определите, из какого произведения взят
данный фрагмент.
«Хворый-то придумал дробовичок завести и на
охоту повадился. И всё, слышь-ко, к Красногорскому руднику ходит, а добычи
домой не носит».
а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
в) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
7. Определите, из какого произведения взят
данный фрагмент.
«Это большой человек! Он первый джигит был, он
много русских побил, богатый был. У него было три жены и восемь сынов. Все жили
в одной деревне. Пришли русские, разорили деревню и семь сыновей убили».
а) Саша Чёрный «Кавказский пленник»
б) Саша Чёрный «Игорь-Робинзон»
в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
8. Определите, из какого произведения взят
данный фрагмент.
«Когда кавалеристы проходили через деревню
Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня».
а) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
б) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
в) А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»
9. Определите, из какого произведения взят
данный фрагмент.
«При мысли о своём одиночестве я заплакал, но,
вспомнив, что слёзы никогда не прекращают несчастий, решил продолжать свой путь
и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна»
а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
б) Н.А. Некрасов «На Волге»
в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»
10. Определите, из какого произведения взят
данный фрагмент.
Уж сколько раз твердили миру
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не в
прок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»
б) Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»
в) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»
11. Определите, из какого произведения взят
данный фрагмент.
Унылый, сумрачный бурлак!
Каким тебя я в детстве знал,
Таким и ныне увидал:
Всё ту же песню ты поёшь,
Всё ту же лямку ты несёшь,
В чертах усталого лица
Всё та ж покорность без конца…
а) Н.А. Некрасов «На Волге»
б) Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»
в) Н.М. Рубцов «Родная деревня»
12.Определите, из какого произведения взят
данный фрагмент.
«Филька был молчаливый, недоверчивый, и
любимым его выражением было: «Да ну тебя!»»
а) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»
б) А. Погорельский «Чёрная курица, или
Подземные жители»
в) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
13. Басня И. А. Крылова «Волк на псарне» — это
отклик на события
1. Отечественной войны 1812 года (войны с Наполеоном)
2. Великой Отечественной войны
3. Гражданской
войны
4.Первой Мировой войны
14 Допишите фамилии писателей
Александр Сергеевич ______________________.
Николай Васильевич _______________________.
Иван Андреевич ___________________________.
Василий Андреевич ________________________.
Михаил Юрьевич __________________________.
Часть С. Напишите
сочинение-рассуждение (6 – 8 предложений) по предложенному вопросу
С.
1 Объясните, почему Васютке
удалось выжить в тайге (по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»)?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Критерии
оценки:
Количество | Оценка |
0 — 12 | 2 (неудовлетворительно) |
13-17 | 3(удовлетворительно) |
18-23 | 4(хорошо) |
24 — 26 | 5 (отлично) |