БЕРГСОН (Bergson) Анри (1859-1941) , французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. Подлинная и первоначальная реальность, по Бергсону, — жизнь как метафизически-космический процесс, «жизненный порыв», творческая эволюция; структура ее — длительность, постигаемая только посредством интуиции, противоположной интеллекту; различные аспекты длительности — материя, сознание, память, дух («Творческая эволюция», русский перевод 1914). Нобелевская премия по литературе как блестящему стилисту (1927).БЕРГСОН (Bergson) Анри Луи (18 октября 1859, Париж — 4 января 1941, там же), французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни, создатель оригинальной философской и этико-религиозной концепции, в основу которой легла идея динамики человеческого сознания и мира. Образование и начало преподования Отец Бергсона, Мишель Бергсон, композитор и музыкант, профессор Женевской консерватории, был евреем, выходцем из Польши; мать происходила из еврейской семьи, жившей в Англии. Бергсон получил классическое образование, традиционное для кругов французской интеллектуальной элиты. В 1878, окончив лицей Кондорсье в Париже, поступил в Высшую нормальную школу; затем преподавал в лицее г. Анжера (1881-83). В 1883 занял кафедру философии в лицее Блеза Паскаля в Клермон-Ферране. Первые труды Переосмыслив понятие времени, Бергсон разработал концепцию «чистой длительности», изложенную им в первом крупном труде «Опыт о непосредственных данных сознания» (1889). В полемике с теориями психологического детерминизма и психофизики он описывает человеческое сознание как непрерывно, изменяющуюся, творческую реальность, как поток, в котором мышление составляет лишь поверхностный слой, подчиняющийся потребностям практики и социальной жизни. В глубинных же своих пластах сознание может быть постигнуто лишь усилием самонаблюдения (интроспекции) и интуицией. С 1888 Бергсон в Париже, где начал преподавать- вначале в лицеях Людовика Великого и Генриха IV, затем — в Коллеж Роллен (1889-1900) и Высшей Нормальной школе. В работе «Материя и память» (1896), Бергсон показывает, что материя и сознание , тело и рассудок — это явления, реконструированные самим рассудком из фактов непосредственного опыта, той первичной интуиции, которая открывает нам нераздельную движущуюся непрерывность. Основу познания составляет чистое восприятие, но в реальном познавательном процессе всегда взаимодействует с памятью, и этот процесс образует различные уровни, «планы» сознания.»Творческая эволюция» С 1900 Бергсон — профессор Коллеж де Франс; его лекции, вызывавшие огромный интерес у образованной публики, легли в основу его главного труда»Творческая эволюция» (1907). Бергсон нарисовал здесь грандиозную картину эволюционного процесса, метафорически названного «жизненным порывом», развертывание которого приводит к возникновению и развитию жизни на Земле; главные линии эволюции — инстинкт и интеллект. Бергсон утверждает, что сознание и жизнь принципиально недоступны позитивной науке, которая ограничена сферой «неорганизованной материи» и может постигать лишь отношения между вещами. Философия же опирается на непосредственное видение вещей, на интуицию, и совокупность ее интуиций должна дать целостное представление о реальности. Поздний период творчества «Творческая эволюция» принесла Бергсону славу не только философа, но и писателя (в 1927 он был награжден Нобелевской премией по литературе). После этой работы Бергсон долгое время писал только статьи (вошли в сборники «Духовная энергия», 1919, «Мысль и движущееся», 1934; единственная его книга — «Длительность и одновременность» (1922), посвященная теории относительности А. Эйнштейна. Читал также курсы лекций в США, Англии, Испании. В 1914 был избран президентом Академии моральных и политических наук и членом Французской академии наук. В период Первой мировой войны проявил себя на дипломатическом поприще в Испании и США. В 1922 стал первым президентом Международной комиссии по интеллектуальному сотрудничеству. В конце 1920-х гг. из-за болезни постепенно отошел от практической деятельности. Его этико-религиозная концепция изложена им в «Двух источниках морали и религии» (1932). Противопоставляя два типа обществ: закрытое, стремящееся к самосохранению и опирающееся на принципы авторитаризма и насилие, и открытое, воплощенное в великих личностях — моральных героях, христианских мистиках и т. п., Бергсон связывает с ними два типа морали и религии — статический и динамический. Возможность дальнейшего прогресса человеческого общества Бергсон видит лишь в открытом обществе, в динамической морали, выделяя в качестве главных принципов любовь к человечеству, «дух простоты», отказ от искусственных потребностей, вызванных преимущественным развитием «тела» человечества в ущерб его духовной культуре. Философия Бергсона оказала значительное влияние на интеллектуальную атмосферу во Франции и других странах; воздействие его идей испытали Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден, А. Тойнби, Дж. Сантаяна, А. Уайтхед и многие другие. Сочинения: Собр. соч.: В 5 т. СПб., 1913-14.Собр. соч.: В 4 т. М., 1992. Т. 1.Смех. М., 1992. Ecrits et paroles. Paris, 1957-1959. V. 1-3.Oeuvres. Paris, 1959. Литература:Свасьян К. А. Эстетическая сущность интуитивной философии Бергсона. Ереван, 1978.Benrudi I. Souvenirs sur Henri Bergson. Neuchatel; Paris, 1942.Jankelevitch V. Henri Bergson. Paris, 1959.Skarga B. Czas i trwanie. Studia o Bergsonie. Warszava, 1982.Mosse-Bastide R.-M. Bergson educateur. Paris, 1995.И. И. Блауберг
БЕРГСТРЕМ (Bergstrom) Суне (р . 1916), шведский биохимик, иностранный член АН СССР (1976), АМН СССР (1982). Основные труды по химии и биохимии простагландинов. Нобелевская премия (1982, совместно с Б. Самуэльсоном и Дж. Р. Вейном).
БЕРГШТРИХИ (указатели склона) , короткие штрихи на горизонталях топографических карты, указывающие направление вниз по склону.
БЕРД (Byrd) Р ., см. Бэрд Р.
БЕРД (Byrd) Уильям (ок . 1543-1623), английский композитор, органист, верджинелист, нотоиздатель. Создатель английского мадригала. Фантазии, вариации, танцы для верджинела и виолы, мессы, псалмы и др.
БЕРД Чарлз (Карл Николаевич) (1766-1843) , российский инженер, предприниматель, судовладелец. Уроженец Шотландии, с 1786 в России. Первым в России в 1805-06 спроектировал и построил в Петербурге чугунный мост «на дугах». Построил корабельную верфь, основал (1815) пароходство на Неве. Руководил изготовлением и установкой решеток, барельефов, скульптур, фонарей, перекрытий и др. металлических несущих конструкций и элементов. На его первом в России механическом литейном заводе в Петербурге (основан в 1792) изготовлены барельефы Александровской колонны, конструктивные элементы фронтона и купола Исаакиевского собора и др. Изготовил и установил пролетные строения всех висячих мостов Петербурга.
БЕРДАНКА , однозарядная винтовка системы американского изобретателя Х. Бердана, усовершенствованная в 60-х гг. 19 в. российскими инженерами А. П. Горловым и К. И. Гуниусом. На вооружении российской армии в 1868-91.
БЕРДАХ (наст . имя и фам. Бердимурат Каргабаев) (1827-1900), каракалпакский поэт. Лирические, сатирические, дидактические стихи, исторические поэмы, антидеспотическая поэма-сказка «Царь-самодур».
БЕРДЖЕСС (Burgess) Антони (1917-93) , английский писатель. Сатирический роман «Право на ответ» (1960); «черные утопии» «Новости конца света» (1982) и «1985» (1978). Тема антигероя — в романах «Заводной апельсин» (1962) и «Завещание заводному миру» (1974), а также в пародийных «контрбиографиях» У. Шекспира (1964) и Дж. Китса (1977). Автор музыкальных произведений.
БЕРДЗЕНИШВИЛИ Мераб Исидорович (р . 1929), грузинский скульптор, народный художник СССР (1987), член-корреспондент АХ (1988). Монументальный, пластически выразительный памятник в честь 30-летия Победы в Марнеули (1975), декоративная скульптура («Медея», Пицунда). Государственная премия СССР (1976).
БЕРДИЧЕВ , город (с 1845) на Украине, Житомирская обл. Железнодорожный узел. 93,4 тыс. жителей (1991). Заводы: станкостроительный, химического машиностроения. Мебельная, полиграфическая, легкая, пищевая промышленность. Возник в 15 в.
БЕРДНИКОВ Георгий Петрович (1915-1996) , русский литературовед, член-корреспондент Российской АН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1974). Книги по истории русской литературы 19 в. Государственная премия СССР, (1985).
БЕРДСК , город (с 1944) в Российской Федерации, Новосибирская обл., на р. Бердь, близ впадения ее в Новосибирское водохранилище. Железнодорожная станция. 81,2 тыс. жителей (1992). ПО «Вега» (стереофонические электропроигрыватели, магнитофоны и др.); заводы: химический, резинотехнических изделий и др. Пищевая, легкая промышленность. Основан в нач. 18 в.
БЕРДСЛИ (Бердслей) (Beardsley) Обри (1872-98) , английский рисовальщик. Болезненно хрупкие рисунки, отличающиеся виртуозной игрой силуэтов и линий (иллюстрации к «Саломее» О. Уайльда, 1894), повлияли на графику стиля «модерн».
БЕРДЫШ (польск . berdysz), холодное оружие, широкий длинный топор с лезвием в виде полумесяца на длинном древке; на вооружении русской пехоты в 15-17 вв. Близким к бердышу видом оружия была алебарда.
БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948) , русский религиозный философ. Участвовал в сборниках «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918). В 1922 выслан из Советской России. С 1925 — во Франции, издавал религиозно-философский журнал «Путь» (Париж, 1925-40). От марксизма перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Свобода, дух, личность, творчество противопоставляются Бердяевым необходимости, миру объектов, в котором царствуют зло, страдание, рабство. Смысл истории, по Бердяеву, мистически постигается в мире свободного духа, за пределами исторического времени. Основные сочинения (переведены на многие языки): «Смысл творчества» (1916), «Миросозерцание Достоевского» (1923), «Философия свободного духа» (т. 1-2, 1927-28), «Русская идея» (1948), «Самопознание» (1949).БЕРДЯЕВ Николай Александрович [6 (18) марта 1874, Киев — 23 марта 1948, Кламар, Франция], русский религиозный философ.Ранний периодБердяев принадлежал к знатному военно-дворянскому роду. Учился в Киевском кадетском корпусе (1884-94) и Киевском университете (1894-98) на естественном, затем на юридическом факультетах. С 1894 примкнул к марксистским кружкам, в 1898 за участие в них исключен из университета, арестован и выслан на 3 года в Вологду. В 1901-02 Бердяев проделал эволюцию, характерную для идейной жизни России тех лет и получившую название «движение от марксизма к идеализму». Наряду с С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве, С. Л. Франком Бердяев становится одной из ведущих фигур этого движения, которое заявило о себе сборником «Проблемы идеализма» (1902) и положило начало религиозно-философскому возрождению в России. С 1904 Бердяев живет в Петербурге, руководит журналом «Новый путь» и «Вопросы жизни». Он сближается с кругом Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус, В. В. Розанова и др., где возникло течение, названное «новым религиозным состоянием». Статьи этих лет собраны Бердяевым в книгах «Sub specie aeternitatis: Опыты философские, социальные и литературные 1900-1906» (1907) и «Новое религиозное сознание и общественность» (1907); в них выразились, по его самооценке, «тенденции религиозного Анархизма». С 1908 жил в Москве, входил в круг деятелей книгоиздательства «Путь» и Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева; участвовал в сборнике «Вехи» (1909). Оригинальная философия Бердяева начинает складываться в 1911-12, когда после пребывания в Италии и размышлений о Ренессансе исконная у Бердяева тема свободы дополняется темой творчества и его неизбежной трагедии («Смысл творчества», 1916).Годы революции Революционные годы — время интенсивной творческой и общественной деятельности Бердяева. Царский режим России он считал разложившимся и революцию оправданной; однако реальность победившей революции оттолкнула его, и в начале 1919 он написал книгу «Философия неравенства» (издана 1923), в которой отвергал демократию и социализм как «принудительную добродетель и принудительное братство». Позднее он вернулся к признанию социалистической идеи, но всегда был противником большевистского тоталитаризма и видел свой долг в духовном противостоянии ему. Он проводит у себя дома еженедельные литературно-философские собрания, организует Вольную академию духовной культуры (конец 1918), читает публичные лекции и становится признанным лидером небольшевистской общественности. Участник сборника «Из глубины» (1918). Дважды его арестовывают и осенью 1922 высылают в Германию в составе большой группы деятелей русской науки и культуры. В Берлине Бердяев организует Религиозно-философскую академию, участвует в создании Русского научного института, содействует становлению Русского студенческого христианского движения (РСХД).В эмиграции во Франции В 1924 он переезжает во Францию, где, поселившись в Кламаре под Парижем, становится редактором основанного им журнала «Путь» (1925-40), важнейшего философского органа российской эмиграции. С небольшой книги о смысле современной эпохи «Новое средневековье» (1924) начинается широкая европейская известность Бердяева, и постепенно намечается его особая роль мыслителя-посредника между русской и западной культурами. Он знакомится с ведущими западными мыслителями (М. Шелер, Кейзерлинг, Ж. Маритен, Г. О. Марсель, Л. Лавель и др.), устраивает межконфессиональные встречи католиков, протестантов и православных (1926-28), регулярные собеседования с католическими философами (1-я половина 1930-х гг.), участвует в культурфилософских «декадах Понтиньи», философских собраниях и конгрессах. Персоналистское течение французских левых католиков, сложившееся в середине 1930-х гг. вокруг журнала «Esprit» во главе с Э. Мунье, возникает и развивается под прямым влиянием идей Бердяева о необходимости соединения христианской веры, духовной свободы и социальной справедливости. На Западе становится влиятельной также трактовка Бердяева русской истории и русского национального сознания, большевизма и революции, выраженная главным образом в книгах «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937) и «Русская Идея» (1946). Бердяев считает, что «русский коммунизм есть трансформация и деформация старой русской мессианской идеи. Коммунизм в Западной Европе был бы совершенно другим явлением». В годы 2-й мировой войны у Бердяева возникают надежды на гуманизацию советского режима, он даже вступает в контакты с его представителями (1944-46), однако известия о репрессиях и новых идеологических кампаниях обрывают его просоветские настроения. В послевоенные годы Бердяев дает наиболее зрелое изложение своей философии («Опыт эсхатологической метафизики», 1947), пишет философскую автобиографию («Самопознание», 1949). Бердяев приобретает общемировую известность — он автор около 40 книг, избирается почетным доктором богословия Кембриджского университета (1947). Философия Впервые выразив основные идеи в книге «Смысл творчества», Бердяев затем варьирует и развивает их. Это идея свободы, идея творчества и объективации, идея личности и, наконец, идея «метаисторического», эсхатологического смысла истории. В созданной Бердяевым дуалистической картине реальности друг другу противостоят, с одной стороны, дух (Бог), свобода, ноумен, субъект (личность, «я»), с другой — эмпирический мир, необходимость, феномен, объект. Оба мира не существуют оторванно друг от друга (что, по Бердяеву, соответствует платонизму), а взаимодействуют между собой: дух и свобода прорываются из ноуменального в феноменальный мир и действуют в нем. Творчество и объективация Плоды действия духа в мире всегда принимают форму объектов, мертвых продуктов, которые отделены от субъекта и подчинены всем ограничениям эмпирии — законам пространства-времени, причинно-следственной связи, формальной логики. Это ниспадение свободы в необходимость, называемое Бердяевым объективацией, — бытийный корень страдания, рабства, зла. Но объективации противостоит в мире другое начало — творчество. Творя, субъект вбирает этот мир в себя, включает его в свою внутреннюю жизнь, открытую для свободы и духа, и тем преображает его, освобождает от объективации. Творческий акт — прорыв духа в мир объектов. Плоды его вновь окажутся в сфере объективации, но сам он как таковой этой сфере не принадлежит, он свободен. Творчество — путь к преодолению объективации, а это преодоление составляет смысл и назначение мировой истории. Но в рамках эмпирии, пространственно-временного бытия преодоление невозможно; само время с его несовместимостью прошлого, настоящего и будущего есть следствие объективации. Свободный от объективации мир лежит вне истории как иной «эон», мир свободного духа, отождествляемый у Бердяева с евангельским Царством Божиим. Этот метаисторический эон существует извечно в некоем «эсхатологическом» плане бытия, который может соприкоснуться со здешним миром в любое время и в любом месте. Творческий акт и есть такое касание, при котором в мире, в истории как вспышка, является их конец и смысл. История с точки зрения ее смысла не непрерывна, а дискретна, она есть «прерывный, прорывный творческий процесс». Подобная картина истории исключает все эволюционные и телеологические модели, теорию прогресса, а также и доктрину Божественного Провидения, которую Бердяев прямо называет «ложным учением»: Бог открывает Себя миру, но не управляет им. Идея личности Философия Бердяева — это философия личности, персонализм. Личность — это не эмпирическая индивидуальность, а человек взятый как творческое и свободное существо, неподвластное объективации. Выход к другим людям и единение с ними присущи, по Бердяеву, личности как неустранимая часть ее внутреннего мира: «общество- часть личности» («О рабстве и свободе человека»). Реализацию этой свободной внутренней cоциальности Бердяев называет «соборностью» и противопоставляет ее принудительной социализации, которую несут личности все безлично-универсальные структуры коллективного, социальные институты — классы, партии, нации, церкви. Отсюда социальная и правовая позиция Бердяева: «Нужно утверждать относительные формы, дающие максимум возможной свободы и достоинства личности, и примат права над государством» («Опыт эсхатологической метафизики»). Будучи верующим, Бердяев в то же время критически относился ко всем овеществленным формам религиозного — догматам, церковной организации, историческому христианству как пораженным объективацией: творческое ее преодоление должно выявить духовную суть «эсхатологического христианства» как непреходящего откровения о Боге и человеке. Сочинения:Собрание соч. Париж, 1983-90. Т. 1-4.О назначении человека. 1993.О русских классиках. 1993.Философия свободного духа. 1994.Философия, творчество культуры и искусства. 1994. Т. 1-2.Н. А. Бердяев: Pro et contra. Антология. 1994.Царство духа и царство кесаря. 1995.Литература:Полторацкий Н. А. Бердяев и Россия: философия истории России у Н. А. Бердяева. Нью-Йорк, 1967.Bulletin de l’Association Nicolas Berdiaev. Paris, c 1953.Klepinine Т. Bibliographie des oeuvres de N. Berdiaev. 1978.С. С. Хоружий
БЕРДЯНСК (в 1939-58 Осипенко) , город (с 1835) на Украине, Запорожская обл., порт на Азовском м. Железнодорожная станция. 135 тыс. жителей (1991). Заводы: «Азовкабель», «Южгидромаш», «Азовсельмаш» и др.; производство стекловолокна, нефтяных масел; пищевкусовая, легкая промышленность. Педагогический институт. Краеведческий, художественный музеи. Грязевой и климатический курорт. Основан в 1827.
БЕРЕ БОСК , осенний сорт груши французского происхождения. Плоды крупные, с тающей, очень сочной, ароматной мякотью. Урожайность до 250-300 кг с дерева.
БЕРЕГ , полоса взаимодействия между сушей и водоемом (морем, озером, водохранилищем) или между сушей и водотоком (рекой, временным потоком).
БЕРЕГ СЛОНОВОЙ КОСТИ (БСК) , государство в Африке; см. Кот-д’Ивуар.
БЕРЕГИНИ , в восточнославянской мифологии богини природы, олицетворявшие лесную и водную стихии.
БЕРЕГОВАЯ ОБОРОНА , силы, средства флота и береговые укрепления для обороны военно-морских баз, портов, побережья и островов. Оборона морского побережья осуществляется совместными усилиями сухопутных войск, ВМФ (ВМС), ВВС и войск ПВО.
БЕРЕГОВО , город (с 1946) на Украине, Закарпатская обл. Железнодорожная станция. 30,3 тыс. жителей (1991). Мебельный и деревообрабатывающий комбинаты; пищевкусовая, легкая промышленность; майоликовый завод и др. Известен с 11 в. готический костел (15 в.).
БЕРЕГОВОЙ Георгий Тимофеевич (1921-1995) , космонавт. Летчик-космонавт СССР (1968), генерал-лейтенант авиации (1977), участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза (1944, 1968), кандидат психологических наук, заслуженный летчик-испытатель СССР (1961). Полет на «Союзе-3» (октябрь 1968). Начальник Центра подготовки космонавтов им. Гагарина в 1972-87. Государственная премия СССР (1981).
БЕРЕГОВОЙ ХРЕБЕТ (Coast Range) , на западе Канады и США. Ок. 1700 км. Высота до 4042 м (г. Уоддингтон). Хвойные леса. Ледники, местами спускающиеся до уровня моря.
БЕРЕГОВЫЕ КОРДИЛЬЕРЫ АНД , цепь хребтов и массивов вдоль берега Тихого ок., в Юж. Америке, между 19 °и 37 °30′ ю. ш. Высота до 3200 м; южнее 41 °31′ ю. ш. представлены в виде островов Чилийского архипелага.
БЕРЕГОВЫЕ ХРЕБТЫ (Coast Ranges) , хребты в тихоокеанском поясе Кордильер Сев. Америки, вдоль западного побережья США, от 34 °до 48 °30′ с. ш. Высота до 2428 м (г. Олимпес). Хвойные леса, кустарники; массивы гигантской секвойи. Национальный парк Олимпик.
БЕРЕГОУКРЕПИТЕЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ , служат для защиты берегов водоемов от разрушающего воздействия волн, течений, напора воды, льда и др. К берегоукрепительным сооружениям относятся буны, волноломы, габионы, поперечные полузапруды, дамбы и др.
БЕРЕЖАНЫ , город (с 1939) на Украине, Тернопольская обл. Железнодорожная станция. 17,7 тыс. жителей (1991). Стекольный завод, мебельный комбинат, пищевая промышленность. Известен с 1375.
БЕРЕЖКОВ Николай Георгиевич (1886-1956) , российский историк, доктор исторических наук. Труды по истории Великого княжества Литовского 14-16 вв., хронологии русского летописания.
БЕРЕЗА , город (с 1940) в Белоруссии, Брестская обл., близ ж.-д. ст. Береза-Картуская. 26,0 тыс. жителей (1991). Мотороремонтный завод; металлообрабатывающая, пищевая промышленность; производство стройматериалов. Историко-революционный музей.
БЕРЕЗА , род деревьев и кустарников семейства березовых. Обычно выделяют 120-140 (по другим данным, 65) видов, в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйственное значение имеют береза повислая, или бородавчатая, и береза пушистая. Древесину используют в мебельном производстве, на поделки; почки и листья как мочегонное, желчегонное средства. 5 видов охраняются. См. также Карельская береза.
БЕРЕЗАНЬ , город (с 1981) на Украине, Киевская обл. Железнодорожная станция. 15,2 тыс. жителей (1991). Суконная фабрика; производство стройматериалов.
БЕРЕЗАНЬ (в античное время — Борисфен) , остров в Черном м., при входе в Днепровский лиман, близ Очакова. На Березани были расстреляны активные участники Севастопольского восстания 1905: лейтенант П. П. Шмидт, матросы А. И. Гладков, Н. Г. Антоненко, С. П. Частник.
«БЕРЕЗИЛЬ» , название (до 1935) Харьковского украинского драматического театра.
БЕРЕЗИН Илья Васильевич (1923-87) , химик, член-корреспондент АН СССР (1970). Основные труды по кинетике свободнорадикальных жидкофазных процессов и ферментативному катализу. Ленинская премия (1982).
БЕРЕЗИН Илья Николаевич (1818-96) , российский востоковед (тюрколог, иранист, монголист). Работы по истории, филологии, археологии стран Ближнего и Ср. Востока.
БЕРЕЗИН Михаил Евгеньевич (1906-50) , конструктор авиационного вооружения в СССР. В 1941 его крупнокалиберный пулемет УБ (универсальный Березина) был принят на вооружение и стал одним из основных образцов авиационного стрелкового оружия. Государственная премия СССР (1941, 1946).
БЕРЕЗИНА , река в Белоруссии, правый приток Днепра. 613 км, площадь бассейна 24,5 тыс. км2. Средний расход воды 145 м3/с. Входит в Березинскую водную систему (соединяет бас. Днепра и Зап. Двины). Судоходна на 505 км. В войну 1812 при переправе с боями через Березину 14-17 (26-29) ноября наполеоновская армия (75-80 тыс. человек) потеряла ок. 50 тыс. человек, большую часть артиллерии и обозов и перестала существовать как организованная сила. На Березине в мае — июле 1920 в советско-польскую войну и в 1941 и 1944 в Великую Отечественную войну происходили упорные бои.
БЕРЕЗИНО , город (с 1968) в Белоруссии, Минская обл., на р. Березина. 12,9 тыс. жителей (1989). Комбинат стройматериалов, пищевые предприятия.
БЕРЕЗИНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК , в Витебской и Минской обл. Белоруссии, в верхней части бас. р. Березина. Основан в 1925. Площадь 76 201 га. Озера, болота. Сосновые, ольховые и еловые леса. Бобр, выдра, лось, кабан и др. С 1979 биосферный заповедник.
БЕРЕЗИТ , метасоматическая горная порода, состоящая из кварца, альбита, серицита, пирита. Образуется при гидротермических изменениях гранитных пород. Березит — поисковый признак на руды (напр., золотые).
БЕРЕЗИТИЗАЦИЯ , изменение кислых магматических горных пород под воздействием гидротермических растворов, при котором полевой шпат замещается слюдой и образуются пириты.
«БЕРЕЗКА» , хореографический ансамбль. Основан в 1948; организатор и художественный руководитель (до 1979) Н. С. Надеждина. Назван по первой постановке русского девичьего хоровода. С 1959 в ансамбле — мужская группа; с 1973 академический. С 1980 художественный руководитель М. М. Кольцова.
БЕРЕЗКО Георгий Сергеевич (1905-82) , русский писатель. В романах («Мирный город», т. 1-2, 1952-54, «Сильнее атома», 1959, «Присутствие необычайного», 1980) обращается к темам войны и армии. Книга «Красная ракета» (1943).
БЕРЕЗНИКИ (до 1933 Усолье-Соликамское) , город (с 1932) в Российской Федерации, Пермская обл., порт на Камском водохранилище. (Березники соединены мостом с г. Усолье). Железнодорожная станция. 197,4 тыс. жителей (1992). Центр химической промышленности (ПО: «Уралкалий», «Сода», «Азот»; химический завод и др.); титано-магниевый комбинат; электротехническая, металлообрабатывающая промышленность. Театр. Краеведческий музей. Около Березников месторождения поваренной, калийных, магниевых солей, разрабатываемые с 17 в.
БЕРЕЗНЯК Александр Яковлевич (1912-74) , авиаконструктор. Участник создания БИ — первого отечественного самолета с жидкостным ракетным двигателем (1942). Под руководством Березняка разработан ряд образцов авиационной техники. Ленинская премия (1962), Государственная премия СССР (1970).
БЕРЕЗНЯКИ , городище дьяковской культуры 3-5 вв. у д. Березняки Ярославской обл. Дома, хозяйственные и культовые постройки, погребения.
БЕРЕЗОВКА , город (с 1990) в Белоруссии, Гродненская обл., в 7 км от ж.-д. cт. Неман. 12,0 тыс. жителей (1991). Стекольный завод.
БЕРЕЗОВКА , город (с 1962) на Украине, Одесская обл. Железнодорожная станция. 15,3 тыс. жителей (1991). Пищевые предприятия.
БЕРЕЗОВКА , река в Якутии, правый приток Колымы. 517 км, площадь бассейна 24,8 тыс. км2. Сплавная. Средний расход 53,5 м3/с. В бас. Березовки ок. 2 тыс. озер, площадью 44,8 км2. В нач. 20 в. на Березовке в мерзлом грунте был обнаружен труп мамонта (впоследствии доставлен в Санкт-Петербург).
БЕРЕЗОВО (до 1926 г . Березов), поселок городского типа в Российской Федерации, Ханты-Мансийский а. о., пристань на р. Сосьва. 7,6 тыс. жителей (1991). Рыбокомбинат; близ Березово — крупные месторождения газа. Основан в 16 в., с 1782 уездный центр Тобольского наместничества. В 18 — нач. 20 вв. место ссылки.
БЕРЕЗОВОЙ Анатолий Николаевич (р . 1942), космонавт. Летчик-космонавт СССР (1982), полковник, Герой Советского Союза (1982). Полет на «Союзе Т-5, -6, -7» и орбитальной станции «Салют-7» (май — декабрь 1982).
БЕРЕЗОВСКИЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ , бальнеологический курорт на Украине, к западу от Харькова.
БЕРЕЗОВСКИЙ , город (с 1965) в Российской Федерации, Кемеровская обл. Железнодорожная станция (Забойщик). 51,9 тыс. жителей (1992). Добыча каменного угля.
БЕРЕЗОВСКИЙ , город (с 1938) в Российской Федерации, Свердловская обл., город-спутник Екатеринбурга. Железнодорожная станция. (Березит). 48,3 тыс. жителей (1992). Завод прецизионных сплавов; производство стройматериалов; легкая промышленность. Музей истории золотоплатиновой промышленности Урала. Возник в 18 в. как центр золотодобычи. Добыча золота.
БЕРЕЗОВСКИЙ Борис Абрамович (р . 1946), российский государственный деятель, член-корреспондент РАН (1991), специалист в области вычислительной математики. С 1996 заместитель секретаря Совета безопасности Российской Федерации.
БЕРЕЗОВСКИЙ Максим Созонтович (1745 — 1777) , российский композитор. Член Болонской филармонической академии (1771). Наряду с Д. С. Бортнянским создал новый тип русского хорового концерта. Опера «Демофонт» (1773).
БЕРЕЙТОР (нем . Bereiter), 1) специалист, объезжающий лошадей и обучающий верховой езде…2) Помощник дрессировщика лошадей в цирке.
БЕРЕЛЕХ (в нижнем течении Елонь) , река на севере-востоке Якутии, левый приток Индигирки. 754 км, площадь бассейна 17 тыс. км2. Зимой промерзает до дна.
БЕРЕЛЬСКИЙ ЛЕДНИК , на Алтае, на склонах Белухи. Большой Берельский ледник длина ок. 10 км, площадь 12,5 км2; Малый — соответственно ок. 8 км и 8,9 км2.
БЕРЕМЕННОСТЬ , физиологический процесс в организме женщины и самок живородящих животных, связанный с оплодотворением и развитием плодного яйца. У женщины продолжается в среднем 280 сут.
БЕРЕНГАР ТУРСКИЙ (Berengarius Turonensis) (ум . 1088), христианский богослов, представитель схоластики. Ученик епископа Фульбера Шартрского; руководил Турской школой. Его истолкование евхаристии было осуждено на церковных соборах в Риме и Верчелли.
БЕРЕНДЕИ , тюркское кочевое племя в южнорусских степях в 11-12 вв. С 1146 (в составе черных клобуков) вассал Руси.
БЕРЕНДЖЕР (Berenger) Том (р . 1950), американский актер. Работает в театре и в кино. Приобрел широкую известность как исполнитель роли сержанта в фильме О. Стоуна «Взвод» (1986).
БЕРЕНС (Behrens) Петер (1868-1940) , немецкий архитектор и дизайнер. В строительстве промышленных предприятий использовал железобетонные и металлические конструкции, подчеркивая суровую мощь массивных стен.
БЕРЕСКЛЕТ , род кустарников или небольших деревьев семейства бересклетовых. Ок. 200 видов, в Евразии (главным образом в Гималаях и Вост. Азии), Америке и Австралии. Почти все ядовиты. Многие виды декоративны, используются в живых изгородях и полезащитных полосах.
БЕРЕСТ , дерево рода ильм.
БЕРЕСТА (береста) , наружная часть коры березы. Сухой перегонкой получают деготь. Береста идет на изготовление коробов, корзин и т. д. См. также Берестяные грамоты.
БЕРЕСТЕЙСКАЯ ЗЕМЛЯ , историческая область в среднем течении Зап. Буга (территория совр. Брестской обл.). Центр — Берестье. Входила в состав Киевской Руси, в 11-13 вв. в Турово-Пинском, Волынском, Галицко-Волынском княжествах. С 14 в. в Литве.
БЕРЕСТЕЦКАЯ БИТВА между украинскими крестьянско-казацкими и польскими войсками (28 .6-10.7.1651, у с. Берестечко), неудачная для украинского войска из-за измены союзника — крымского хана. Привела к Белоцерковскому договору.
БЕРЕСТЕЧКО , город (с 1940) на Украине, Волынская обл., в 25 км от ж.-д. ст. Горохов. 2,1 тыс. жителей (1991). Пищевые предприятия. В 1651 место Берестецкой битвы.
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич (р . 1928), русский писатель. По образованию археолог. Стихи для детей (сборники «Про машину», 1957; «Картинки в лужах», 1962; «Читалочка», 1966; «Идя из школы», 1983; «Птичья зарядка», 1995, и др.). Сказки («Катя в игрушечном городе», 1963, совместно с Т. И. Александровой, и др.). Лирика (в т. ч. пейзажная), развивающая традиции классической русской поэзии (сборники «Семейная фотография», 1973; «Три дороги», 1980; «Определение счастья», 1987). Повести «Приключений не будет» (1962), «Меч в золотых ножнах» (1964) и др. Историко-литературные статьи. Воспоминания (в т. ч. о К. И. Чуковском). Переводы.
БЕРЕСТЬЕ , древнее название г. Брест в Белоруссии.
БЕРЕСТЯНКА , челнок на 1-2 человек из сшитой березовой коры, обтягивающей каркас, у народов Приамурья.
БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ , древнерусские письма и документы 11-15 вв., процарапанные на березовой коре (бересте). В 1951-93 найдено св. 753 берестяных грамот в Новгороде, несколько в Смоленске, Ст. Руссе, Пскове, Витебске, Твери, Москве и др.
БЕРЕСФОРД (Beresford) Брюс (р . 1940), австралийский кинорежиссер. Ключевая фигура т. н. «австралийского ренессанса» 1970-х гг. в кинематографе. Мировой успех принес ему фильм «Нарушитель Морант» (1979). Работает в Голливуде. Премия «Оскар» за фильм «Шофер мисс Дейзи» (1989).
БЕРЕТ (франц . beret), мягкая круглая плоская шапочка без тульи и околыша. В западноевропейском костюме берет известен с 16 в., но в России появился только в начале 19 в. В первой половине века был только женским головным убором, притом только замужних дам. Береты изготовляли из шелка, бархата, кружев, отделывали перьями, цветами и ювелирными украшениями.
БЕРЖЕ (Berger) , карстовая пропасть во Франции, в массиве Веркор в Альпах. Глубина 1248 м (одна из самых глубоких на Земле).
БЕРЖЕРОН (Bergeron) Тур (1891-1977) , шведский метеоролог. Один из основоположников учения о воздушных массах и фронтах, создатель динамической климатологии. Установил роль твердой фазы в выпадении осадков из облаков.
БЕРЗАРИН Николай Эрастович (1904-45) , генерал-полковник (1945), Герой Советского Союза (1945). Командир стрелковой дивизии в боях в районе оз. Хасан (1938). В Великую Отечественную войну командующий рядом армий. После взятия Берлина (1945) военный комендант города. Погиб в автомобильной катастрофе.
БЕРЗИН (Берзиньш) Рейнгольд Иосифович (Язепович) (1888-1939) , военачальник. В 1918 командующий войсками Красной армии в борьбе с Центральной радой и мятежом Довбор-Мусницкого, командующий армией на Сев. Урале. В 1919-24 член Революционно-военных советов ряда фронтов. Репрессирован; реабилитирован посмертно.
БЕРЗИН (наст . фам. и имя Кюзис Петерис) Ян Карлович (Павел Иванович) (1889-1938), армейский комиссар 2-го ранга (1937). В 1924-35 и 1937 начальник Разведуправления Штаба Рабоче-крестьянской Красной Армии. Репрессирован; реабилитирован посмертно.
БЕРЗИНЬ-ПРИЕДЕ (Берзиня-Приеде) Л ., см. Приеде-Берзиня Л.
БЕРЗИНЬШ (Berzins) Борис (р . 1930), латышский живописец, народный художник Латвии (1989), член-корреспондент АХ (1988). Яркие оптимистические полотна на темы жизни латышского села («Хлеб и солнце», 1962), пейзажи («В дюнах», 1981).
БЕРЗИНЬШ Рудолфс (1881-1949) , латышский певец, режиссер, народный артист Латвии (1944). В 1919-28 в Латвийской национальной опере, с 1944 дирижер и художественный руководитель Латвийского театра оперы и балета. Партии в операх Р. Вагнера.
БЕРЗИНЬШ Янис (1893-1972) , ученый-зоотехник, академик АН Латвии (1951). Труды по животноводству и кормлению сельскохозяйственных животных. Ленинская премия (1964).
БЕРИ-БЕРИ (от сингальского beri — слабость) , заболевание, обусловленное главным образом недостатком в пище витамина В1. Проявления: полиневрит, сердечно-сосудистые расстройства, отеки. Распространено преимущественно на юге и востоке Азии.
БЕРИДЗЕ Александр Лонгинович (1858-1917) , грузинский живописец. и график. Реалистические изображения народных типов («Девочка, вяжущая чулок», 1892).
БЕРИЕВ (Бериашвили) Георгий Михайлович (1903-1979) , российский авиаконструктор, генерал-майор-инженер (1951), доктор технических наук. Под руководством Бериева созданы гидросамолеты, реактивные летающие лодки, самолеты-амфибии и др. Государственные премии СССР (1947, 1968).
БЕРИКАОБА , грузинский импровизационный народный театр масок. Существовал с древних времен до нач. 20 в. Актеры берикаоба назывались берике.
БЕРИЛЛ , минерал подкласса кольцевых силикатов, Al2Be3[Si6O18]. Кристаллы — шестигранные призмы. Зеленый, желтовато-белый, серый. Разновидности: изумруд, аквамарин, гелиодор, воробьевит (драгоценные камни), ростерит. Твердость 7,5-8; плотность 2,65-2,75 г/см3. Встречается в пневматолито-гидротермальных месторождениях, в пегматитах, грейзенах, кварцевых жилах и др. Руда бериллия.
БЕРИЛЛИЕВЫЕ РУДЫ . Главные минералы: берилл, фенакит, бертрандит, гельбертрандит, хризоберилл, гельвин, гентгельвин. Месторождения постмагматические. Содержание BeO в бериллиевых рудах от 0,05-0,09 до 0,7%. Месторождения: Минас-Жерайс, Боа-Виста (Бразилия), Спер-Маунтин (США) и др.
БЕРИЛЛИЗАЦИЯ , насыщение поверхности изделий из жаропрочных сплавов бериллием главным образом для защиты от окисления при температурах до 1100 °С.
БЕРИЛЛИЙ (лат . Beryllium), Ве, химический элемент II группы периодической системы, атомный номер 4, атомная масса 9,01218. Назван по минералу бериллу. Светло-серый металл, легкий и твердый; плотность 1,816 г/см3, tпл 1287 °С. Выше 800 °С окисляется до ВеО. Бериллий и его сплавы применяют в электротехнике, самолето- и ракетостроении, для бериллизации. В ядерных реакторах — замедлитель и отражатель нейтронов. В смеси с Ra, Po, Ac — источник нейтронов. Соединения бериллия ядовиты.
БЕРИЛЛИОЗ , профессиональное отравление бериллием или его соединениями с поражением дыхательных путей.
БЕРИЛЛИЯ ОКСИД , ВеО, бесцветные кристаллы; tпл 2578 °С. Огнеупорный и химически стойкий материал для специальной кера
Вместе с зимним волшебником в резиденции гостей встретят Снегурочка, добрая Баба-яга, Снеговички и Шуршики.
На юго-востоке столицы в музее-заповеднике «Кузьминки-Люблино» работает Московская усадьба Деда Мороза. Гости со всей страны приезжают сюда загадать желание, получить подарки и посмотреть, как живет сказочный волшебник.
В этом году в усадьбе полностью обновили интерьеры теремов, расписали фасады построек и поставили новые елку и инсталляции. Как чувствует себя Дед Мороз в обновленной резиденции, чему учат ребят помощники волшебника и как написать письмо дедушке — в материале mos.ru.
Путешествие со Снеговичком
Московская усадьба Деда Мороза встречает гостей веселой музыкой и нарядной 12-метровой елкой на главной площади. Вокруг деревянные терема, каждую деталь которых хочется неспешно разглядывать. В этом году постройки расписали уличные художники, которые буквально повторили морозные узоры на окнах. Отовсюду слышится детский смех и голоса сказочных персонажей.
Основная экскурсия по усадьбе начинается возле терема творчества. Здесь ребят встречает Снеговичок-Пуховичок, который потерял свое заветное желание и просит помочь ему. Дети отзываются на просьбу и отправляются в путешествие.
Сначала участники видят, как помощники Деда Мороза сортируют письма. Здесь же детям показывают пневмопочту. Сразу после запуска тубы с письмом по прозрачной трубе на весь зал раздается голос Деда Мороза: «Письмо принято!» По словам помощников волшебника, это производит большое впечатление на детей (впрочем, как и на некоторых взрослых).
Следующие пункты маршрута — кладовая Деда Мороза, где развешаны костюмы дедушки и его внучки, и оранжерея. Последнюю украсили подсвеченными скульптурами деревьев и живыми растениями, а стены в комнате отделали настоящим мхом.
В тереме Снегурочки на первом этаже ее светелка. Там внучка Деда Мороза показывает ребятам игрушки и вместе с ними вышивает новогодние узоры. «Радостно, когда приходят дети, которых все интересует, когда они задают много вопросов», — говорит Снегурочка.
На втором этаже в тереме Снегурочки хозяйничает Баба-яга. Но в усадьбе Деда Мороза она добрая и заведует библиотекой, в которой собраны разные сказки. Украшенные стеллажи и елка из книг приковывают внимание гостей. Но только пока они не поднимут взгляд наверх и не увидят проекцию звездного неба — волшебный портал Бабы-яги.
«В звездном небе портальчик у меня волшебный, но я его никому не показываю. Это только для нас с метлушечкой дорога к далеким звездам, посчитать, полетать, — рассказывает Баба-яга. — Здесь мы с детьми говорим об их предназначении, мультфильм с глубоким смыслом смотрим. Некоторые ребята вспоминают мои прошлые проделки. Могут и за нос потягать, спросить, настоящий ли он. Объясняю, что за эти резиночки нос поддерживаю, а то тяжелый сильно и может отвалиться».
Энергичные актеры не выходят из образа, даже когда рядом нет детей. Как рассказали в пресс-службе усадьбы, на все позиции аниматоров проводили кастинг. «Кандидаты должны быть обаятельными, без этого нельзя получить внимание детей. Озорство тоже важно, чтобы общаться с детьми на одном языке. И конечно, профессионализм. Бывают разные истории, человек должен не растеряться и импровизировать в случае непредвиденных ситуаций», — говорят в пресс-службе.
Письма Деду Морозу
Следующий терем — самый заветный для гостей, он принадлежит Деду Морозу. Сначала дети видят «оперативный штаб подготовки к Новому году» зимнего волшебника. Сказочный пункт управления оборудован как в фантастическом фильме. На стене — часы, которые показывают время в разных городах, и экраны со статистикой, на приборной панели много светящихся кнопок и рычагов. Но главное — за дверью, которая ведет в кабинет Деда Мороза. Дедушка в синей шубе, с серебристой бородой сидит за письменным столом, вокруг него — стеллаж с конвертами, камин и волшебная книга. Здесь ребята находят желание Снеговичка, и экскурсия завершается.
По словам Деда Мороза, дети по-разному реагируют на встречу, от переполняющих эмоций могут и расплакаться. А некоторые хотят проверить, настоящий он или нет, поэтому украдкой дергают за бороду.
«Дети — отражение своих родителей, только маленькое. Их интересует жизнь так же, как и взрослых. Ребята очень быстро вырастают, мы часто не замечаем этого. Они очень умные, сообразительные, — говорит Дедушка Мороз. — В подарок дети просят гаджеты, телефоны, планшеты, игрушки. А вам я желаю, дорогие мои, чтобы в вашей жизни все было ладно да складно, чтобы были вы здоровы и, самое главное, счастливы. Если человек счастлив, значит, все в жизни хорошо».
Рассказать о своем заветном желании Деду Морозу можно из любой точки мира с помощью письма. В среднем за год в усадьбу поступает около 50 тысяч писем, и ни одно не остается без ответа, главное — указать верный обратный адрес и индекс. Кстати, принимают и электронные письма, написать Деду Морозу можно на сайте усадьбы.
«Много трогательных историй. Один мальчик просил братика, другой ребенок из Челябинской области — новый аэропорт для своей мамы (тот, в котором она работала, был совсем старым). Практически каждый делится своими переживаниями с Дедом Морозом. Дедушка старается всех поддержать добрым словом и сказать: “Не сдавайся, все хорошо”», — говорят в пресс-службе усадьбы.
Сказка круглый год
Одной экскурсией программа Московской усадьбы Деда Мороза не ограничивается. Для ребят сделали новую интерактивную площадку — «Игрушечное королевство “Щелкунчика”», где впервые за долгое время вновь полчища крыс во главе с коварным Крысиным королем пытаются захватить пространство. Остановить их могут только юные гости, которым предстоит пройти опасные испытания и найти орех-кракатук! Именно с его помощью Щелкунчику уже удалось однажды спасти королевство.
Участники посетят карманную мастерскую дядюшки Дроссельмейера, где благодаря заклинанию волшебника дети уменьшаются до размеров игрушек. После команды отправляются к чудо-машине по производству игрушек, которая поможет создать подмогу для ребят, с которой они потом вместе будут оборонять королевство. Им также вместе предстоит отправиться к Шоколадному морю, а после в чулан чудес, где они должны будут найти орех-кракатук. Финальным этапом станет осада Марципанового замка.
В «Игрушечном королевстве “Щелкунчика”» гостей ждут увлекательные интерактивные пространства, разработанные специально для Московской усадьбы Деда Мороза.
При посещении резиденции также можно прогуляться по сказочной тропе и увидеть более 40 скульптур, созданных по мотивам сказок «Алиса в Стране чудес», «Двенадцать месяцев», «Волшебник Изумрудного города», «Золушка» и «Щелкунчик».
Кроме того, в усадьбе есть детские аттракционы и каток, они работают по выходным и в течение всех новогодних праздников. Еще в этом году появились новые здания: сувенирная лавка, фудкорт и зал для чаепитий.
Сейчас в усадьбе Деда Мороза высокий сезон, поэтому в условиях пандемии все должны строго соблюдать санитарные правила. Взрослых пускают только по QR-коду и в масках, а группы детей не пересекаются в теремах.
Помимо экскурсий, Дед Мороз и Снегурочка проводят личные встречи. Ребята могут рассказать стихотворения, поделиться мечтами, получить подарок и сфотографироваться на память. А в прошлом году появился новый формат — видеозвонок от Деда Мороза. Теперь поговорить с глазу на глаз с зимним волшебником можно не выходя из дома.
В этом году Московская усадьба Деда Мороза переходит на новый режим работы, она будет открыта круглый год. Сейчас составляют программу и продумывают мероприятия, чтобы попасть в сказку можно было в любой день.
Александрова Татьяна Ивановна | |
Татьяна Александрова | |
Дата рождения | 10.01.1929 |
Место рождения | г. Казань, СССР |
Дата смерти | 23.12.1983 |
Место смерти | г. Москва, СССР |
Гражданство | СССР |
Род деятельности | художник, писатель |
Язык произведений | русский |
Татьяна Ивановна Александрова — художник-иллюстратор, детский писатель, автор «Домовенка Кузьки».
Татьяна Александрова / Биография
Татьяна Александрова родилась 10 января 1929 года в городе Казань (СССР). Спустя некоторое время вся семья переехала в Москву. В детстве вместе с сестрой Наталией Татьяна увлекалась рисованием. Во время эвакуации некоторое время жили в Ярославле. Татьяна Александрова начала подрабатывать воспитательницей, чтобы успокоить и повеселить детей, она начала придумывать им сказки. Сестры поступили в изостудию при Дворце пионеров. После продолжили обучение в одной из московских художественных студий, где их преподавателем стала Татьяна Александровна Луговская.
«Таньнаташа» – называли ее и сестру-близнеца в детстве. Так и говорили: «Таньнаташа выйдет?» Сколько себя помнили, обе девочки рисовали. <…> Рисовали сестры и в эвакуации, в Ярославле. В изостудии при Дворце пионеров. Наташин рисунок в войну даже в «Пионерке» напечатали. Из книги В. Берестова «Лучшая из женщин» |
Увлечение рисованием определило дальнейший путь сестер. Наталия поступила в Архитектурный, а Татьяна выбрала Институт кинематографии (ВГИК им. С. А. Герасимова), отделение мультипликации.
Чаще всего героями рисунков Татьяны Александровой становились дети — серьезные, задумчивые, слушающие. Также она любила рисовать «портреты» цветов. Эти работы вызывали большой интерес у юных зрителей. Манера исполнения ее работ даже вызвала некоторую критику за излишнюю доброту и мягкость к героям ее рисунков.
- Татьяна Александрова
-
Татьяна Александрова
-
Художник Татьяна Александрова, 1958 год
-
Художник Татьяна Александрова, 1958 год
-
Художник Галина Александрова (дочь Татьяны Александровой)
-
Валентин Берестов с женой Татьяной Александровой, 1982 год. Фото из семейного архива Галины Александровой.
После окончания института Татьяна Александрова работала в «Союзмультфильме», преподавала в Пединституте, руководила студией во Дворце пионеров. Будучи иллюстратором, она не оставляла интерес к написанию историй для детей.
В 1968 году Татьяна Ивановна вышла замуж за писателя Валентина Дмитриевича Берестова. Первое время она иллюстрировала его книги. В 1973 году вышла их совместная повесть «Катя в игрушечном городе», где Татьяна Ивановна выступила не только в качестве иллюстратора. «Сундучок с книжками» — небольшой сборник из восьми книжек и восемь учебников для «Игрушечной школы» Татьяна Ивановна написала для детских игрушек, вдохновившись игрой малышей. В своих историях Татьяна Ивановна помогала детям включить воображение, рассказывала об обрядах и старинных традициях.
- Первый листопад / Валентин Берестов. Худ. Татьяна Александрова
-
Первый листопад / Валентин Берестов. Худ. Татьяна Александрова
-
Татьяна Александрова
-
Татьяна Александрова
-
Татьяна Александрова
-
Первый листопад / Валентин Берестов. Худ. Татьяна Александрова
Известность Татьяне Ивановне принесла история о домовенке Кузьке. Первый отрывок этой сказки («Кузька в новой квартире») был напечатан в 1976 году в газете «Неделя». Полностью история была опубликована в 1977 году. Иллюстрировать «Кузьку» Татьяне Ивановне не разрешили из-за отсутствия удостоверения члена Союза художников. Также было решено убрать из названия слово «домовёнок», т.к. оно могло смутить советских читателей своим неоднозначным толкованием. Первые иллюстрации «Кузьки» художников Р. Чайко и М. Грана расстроили Татьяну Ивановну. Ее персонаж был похож на Карлсона, выглядел злым.
Татьяна Ивановна Александрова умерла 23 декабря 1983 года в Москве. Через несколько дней после ее похорон Валентину Дмитриевичу Берестову позвонили из студии «Союзмультфильм» и сообщили, что «Кузьку» собираются экранизировать. Творческое объединение «Экран» выпустило четыре мультфильма по мотивам произведений Татьяны Ивановны («Дом для Кузьки» (1984), «Приключения домовенка» (1985), «Сказка для Наташи» (1986), «Возвращение домовенка» (1987)).
В 2001 году издательство «Дрофа» выпустило полное собрание сочинений Т. И. Александровой и В. Д. Берестова, куда вошли следующие произведения: «Катя в игрушечном городе», «Сказки мудрого профессора», рассказы о детстве «Друзья зимние, друзья летние». Фантастическая повесть для подростков «Таинственная тетрадь», вошедшая в данный сборник, была опубликована впервые.
Приключения Домовёнка Кузи
Человечество сейчас, как дети. За ними глаз да глаз. Прятать острые предметы. Из дневников Татьяны Александровой |
Татьяна Александрова / Иллюстрации к Кузьке
Самый известный герой Татьяны Александровой — домовёнок Кузька, который прекраснейшим образом живёт в обычной квартире в городском многоэтажном доме. Галереи иллюстраций домовенка Кузьки разных годов и художников.
- Кузька и другие / Т. Александрова. Художник Галина Александрова
-
Кузька и другие / Т. Александрова. Художник Галина Александрова
-
Кузька и другие / Т. Александрова. Художник Галина Александрова
-
Кузька и другие / Т. Александрова. Художник Галина Александрова
-
Кузька и другие / Т. Александрова. Художник Галина Александрова
-
Кузька и другие / Т. Александрова. Художник Галина Александрова
-
Кузька и другие / Т. Александрова. Художник Галина Александрова
- Дом для Кузьки / текст Валентин Берестов. Художник Г.Г. Смолянов. Киноцентр, 1992 год
-
Дом для Кузьки / текст Валентин Берестов. Художник Г.Г. Смолянов. Киноцентр, 1992 год
-
Дом для Кузьки / текст Валентин Берестов. Художник Г.Г. Смолянов
-
Дом для Кузьки / текст Валентин Берестов. Художник Г.Г. Смолянов
-
Дом для Кузьки / текст Валентин Берестов. Художник Г.Г. Смолянов
-
Дом для Кузьки / текст Валентин Берестов. Художник Г.Г. Смолянов
-
Дом для Кузьки / текст Валентин Берестов. Художник Г.Г. Смолянов
- Домовёнок Кузька Татьяны Александровой на японском языке. Художник Fujie Yamauchi
-
Домовенок Кузька Татьяны Александровой на японском языке. Художник Fujie Yamauchi
-
Художник Fujie Yamauchi
-
Художник Fujie Yamauchi
-
Художник Fujie Yamauchi
-
Художник Fujie Yamauchi
-
Домовенок Кузька Татьяны Александровой на японском языке. Художник Fujie Yamauchi
- Домовичок Кузька / Т. Александрова. Художник Флерова Е.Э., 2015 год
-
Домовичок Кузька / Т. Александрова. Художник Флерова Е.Э.
-
Домовичок Кузька
-
Домовичок Кузька / Т. Александрова. Художник Флерова Е.Э.
-
Домовичок Кузька
-
Домовичок Кузька
-
Домовичок Кузька
Татьяна Александрова / Книги
- Александрова, Т. И. Сундучок с книжками : Катина библиотека / Т. И. Александрова, В. Д. Берестов. — Москва : Малыш, 1971. — 16 с. : ил. – (Книжка-игрушка).
- Александрова, Т. И. Игрушечная школа : книжка-игрушка / стихи В. Берестова. — Москва : Малыш, 1981. — 18 с. : ил.
- Александрова, Т. И. Кузька : сказка / Т. И. Александрова ; [худож. Г. Александрова, А. Скориков]. — Москва : Детская литература, 1986. — 128 с. : ил.
- Александрова, Т. И. Сказки / Т. И. Александрова ; [худож. Т. И. Александрова, Г. И. Александрова]. — Москва : Детская литература, 1989. — 175 с. : ил.
- Александрова, Т. И., Катя в игрушечном городе : повесть-сказка / Т. И. Александрова, В. Д. Берестов ; рис. Л. Токмаков. — Москва : Детская литература, 1990. — 127 с. : ил.
- Александрова, Т. И. Друзья зимние, друзья летние : рассказы / Т. И. Александрова ; [рис. авт.]. — Одесса : Вариант-Два Слона, 1992. — 128 с. : ил. — (В кругу семьи).
- Александрова, Т. И. Застенчивый трубач : стихи, повесть, фантастика, библейские предания / Т. И. Александрова, В. Д. Берестов ; [сост. Р. Н. Ефремова ; худож. Л. А. Токмаков]. — Москва : Дрофа, 2001. — 476 с. : ил.
- Александрова, Т. И. Карусель : стихи и сказки / Т. И. Александрова, В. Д. Берестов ; [сост. Р. Н. Ефремова ; худож. Г. В. Александрова]. — Москва : Дрофа, 2001. — 443 с. : ил.
- Александрова, Т. И. Кузька : сказки / Т. И. Александрова, В. Д. Берестов ; [сост. Р. Н. Ефремова ; худож. Г. В. Александрова]. — Москва : Дрофа, 2001. — 348 с. : ил.
- Александрова, Т. И. Домовенок Кузька : Сказки, рассказы и фантастическая повесть / [худож. Т. И. Александрова, Г. В. Александрова]. — Москва : Астрель : АСТ, 2003. — 573 с. : ил. – (Всемирная детская библиотека).
Книги с иллюстрациями Т. И. Александровой
- Трутнева, Е. Ф. В родном краю / Е. Трутнева ; [рис. Т. Александровой и В. Минаева]. — Москва : Детгиз, 1949. — 63 с.
- Бойко, Г. Ф. Про мальчика Василько, девочку Оксану и других ребят / Г. Ф. Бойко ; [худож. Т. Александрова]. — Москва : Детгиз, 1953. — 12 с. : ил.
- Александрова, Т. И. Сказки / Т. И. Александрова ; [худож. Т. Александрова и Н. Александрова]. — Москва : Детская литература, 1989. — 175 с. : ил.
- Берестов, В. Д. Первый листопад : стихи / [рис. Т. И. Александровой]. — Москва : Детская литература, 1990. — 94 с. : ил.
- Берестов, В. Д. Застенчевый трубач / [худож. Т. И. и Н. И. Александровы, И. Я. Билибин]. — Москва, 2001. — 484 с. : ил. — (Б-ка журнала «Вагант-Москва»).
- Благинина, Е. А. Бабушка-Забота : стихи / Е. А. Благинина ; [худож. Т. B. Александрова]. — Москва : Дет. лит., 1996. — 14 с. : ил. — (Для маленьких).
О жизни и творчестве
- Берестов, В. Д. Лучшая из женщин: годы жизни с Татьяной Александровой / В. Д. Берестов // Избр. произв. : в 2 т. : Т. 2. – Москва : Изд-во им. Сабашниковых: Вагриус, 1998. — С. 438–481.
Татьяна Александрова / Экранизации произведений
- Дом для Кузьки. / автор сценария В. Берестов ; режиссер А. Зябликова ; оператор Л. Кольвинковский ; художник-постановщик Г. Смолянов ; мультипликаторы В. Кадухин, О. Анашкина, А. Соловьева ; композитор С. Томин ; киностудия «Экран». — Москва : Творческое объединение «Экран», 1984. — Цветной, зв. — Загл. с титул. экрана. Мультфильм вышел в 1984 г. — Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео.
- Приключения домовенка. / автор сценария: М. Вишневецкая ; режиссер А. Зябликова ; оператор Л. Кольвинковский, К. Инешин ; художник-постановщик Г. Смолянов ; мультипликаторы Л. Африна, О. Анашкина ; композитор М. Меерович ; киностудия «Экран». — Москва : Творческое объединение «Экран», 1985. — Цветной, зв. — Загл. с титул. экрана. Мультфильм вышел в 1985 г. — Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео.
- Сказка для Наташи. / автор сценария В. Берестов ; режиссер А. Зябликова ; оператор Л. Кольвинковский ; художник-постановщик Г. Смолянов ; мультипликаторы В. Кадухин, А. Соловьева ; композитор М. Меерович ; киностудия «Экран». — Москва : Творческое объединение «Экран», 1986. — Цветной, зв. — Загл. с титул. экрана. Мультфильм вышел в 1986 г. — Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео.
- Возвращение домовенка. / автор сценария: М. Вишневецкая ; режиссер А. Зябликова ; оператор К. Инешин ; художник-постановщик Г. Смолянов ; мультипликаторы В. Кадухин, А. Гришко, Ф. Гасанов ; композитор М. Меерович ; киностудия «Экран». — Москва : Творческое объединение «Экран», 1987. — Цветной, зв. — Загл. с титул. экрана. Мультфильм вышел в 1987 г. — Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео.
Диафильмы
- Александрова, Т. И. Катя в игрушечном городе / [автор Т. Александрова, В. Берестов ; худож. Т. Зеброва]. — Диафильм : электронный. — Москва : Диафильм, 1976 (Москва : РГДБ). — 1 дф. (45 кд.) : цв. Оригинал хранится в РГДБ.
- Александрова, Т. И. Катя в гостях у матрешек / [автор Т. Александрова, В. Берестов ; художник Т. Зеброва]. — Диафильм : электронный. — Москва : Диафильм, 1977 (Москва : РГДБ). — 1 дф. (45 кд.) : цв. Оригинал хранится в РГДБ.
- Александрова, Т. И. Нескушанный сад / [автор Т. Александрова ; художник Л. Муратова]. — Диафильм : электронный. — Москва : Диафильм, 1978 (Москва : РГДБ). — 1 дф. (45 кд.) : цв. Оригинал хранится в частной коллекции КфД.
- Александрова, Т. И., Кузька : по сказке Т. Александровой / [автор Т. Александрова ; художник Д. Савченко]. — Диафильм : электронный. — Москва : Диафильм, 1991 (Москва : РГДБ). — 1 дф. (43 кд.) : цв. Оригинал хранится в РГДБ.