Сказка катя в игрушечном городе

Бергман bergman яльмар 1883-1931 , шведский писатель. социально-психологические романы маркуреллы из вадчепинга 1919, бабушка и господь бог 1921, клоун як
БЕРГМАН (Bergman) Яльмар (1883-1931) , шведский писатель. Социально-психологические романы «Маркуреллы из Вадчепинга» (1919), «Бабушка и Господь Бог» (1921), «Клоун Як» (1930), камерные драмы, комедии.
БЕРГСОН (Bergson) Анри (1859-1941) , французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. Подлинная и первоначальная реальность, по Бергсону, — жизнь как метафизически-космический процесс, «жизненный порыв», творческая эволюция; структура ее — длительность, постигаемая только посредством интуиции, противоположной интеллекту; различные аспекты длительности — материя, сознание, память, дух («Творческая эволюция», русский перевод 1914). Нобелевская премия по литературе как блестящему стилисту (1927).БЕРГСОН (Bergson) Анри Луи (18 октября 1859, Париж — 4 января 1941, там же), французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни, создатель оригинальной философской и этико-религиозной концепции, в основу которой легла идея динамики человеческого сознания и мира. Образование и начало преподования Отец Бергсона, Мишель Бергсон, композитор и музыкант, профессор Женевской консерватории, был евреем, выходцем из Польши; мать происходила из еврейской семьи, жившей в Англии. Бергсон получил классическое образование, традиционное для кругов французской интеллектуальной элиты. В 1878, окончив лицей Кондорсье в Париже, поступил в Высшую нормальную школу; затем преподавал в лицее г. Анжера (1881-83). В 1883 занял кафедру философии в лицее Блеза Паскаля в Клермон-Ферране. Первые труды Переосмыслив понятие времени, Бергсон разработал концепцию «чистой длительности», изложенную им в первом крупном труде «Опыт о непосредственных данных сознания» (1889). В полемике с теориями психологического детерминизма и психофизики он описывает человеческое сознание как непрерывно, изменяющуюся, творческую реальность, как поток, в котором мышление составляет лишь поверхностный слой, подчиняющийся потребностям практики и социальной жизни. В глубинных же своих пластах сознание может быть постигнуто лишь усилием самонаблюдения (интроспекции) и интуицией. С 1888 Бергсон в Париже, где начал преподавать- вначале в лицеях Людовика Великого и Генриха IV, затем — в Коллеж Роллен (1889-1900) и Высшей Нормальной школе. В работе «Материя и память» (1896), Бергсон показывает, что материя и сознание , тело и рассудок — это явления, реконструированные самим рассудком из фактов непосредственного опыта, той первичной интуиции, которая открывает нам нераздельную движущуюся непрерывность. Основу познания составляет чистое восприятие, но в реальном познавательном процессе всегда взаимодействует с памятью, и этот процесс образует различные уровни, «планы» сознания.»Творческая эволюция» С 1900 Бергсон — профессор Коллеж де Франс; его лекции, вызывавшие огромный интерес у образованной публики, легли в основу его главного труда»Творческая эволюция» (1907). Бергсон нарисовал здесь грандиозную картину эволюционного процесса, метафорически названного «жизненным порывом», развертывание которого приводит к возникновению и развитию жизни на Земле; главные линии эволюции — инстинкт и интеллект. Бергсон утверждает, что сознание и жизнь принципиально недоступны позитивной науке, которая ограничена сферой «неорганизованной материи» и может постигать лишь отношения между вещами. Философия же опирается на непосредственное видение вещей, на интуицию, и совокупность ее интуиций должна дать целостное представление о реальности. Поздний период творчества «Творческая эволюция» принесла Бергсону славу не только философа, но и писателя (в 1927 он был награжден Нобелевской премией по литературе). После этой работы Бергсон долгое время писал только статьи (вошли в сборники «Духовная энергия», 1919, «Мысль и движущееся», 1934; единственная его книга — «Длительность и одновременность» (1922), посвященная теории относительности А. Эйнштейна. Читал также курсы лекций в США, Англии, Испании. В 1914 был избран президентом Академии моральных и политических наук и членом Французской академии наук. В период Первой мировой войны проявил себя на дипломатическом поприще в Испании и США. В 1922 стал первым президентом Международной комиссии по интеллектуальному сотрудничеству. В конце 1920-х гг. из-за болезни постепенно отошел от практической деятельности. Его этико-религиозная концепция изложена им в «Двух источниках морали и религии» (1932). Противопоставляя два типа обществ: закрытое, стремящееся к самосохранению и опирающееся на принципы авторитаризма и насилие, и открытое, воплощенное в великих личностях — моральных героях, христианских мистиках и т. п., Бергсон связывает с ними два типа морали и религии — статический и динамический. Возможность дальнейшего прогресса человеческого общества Бергсон видит лишь в открытом обществе, в динамической морали, выделяя в качестве главных принципов любовь к человечеству, «дух простоты», отказ от искусственных потребностей, вызванных преимущественным развитием «тела» человечества в ущерб его духовной культуре. Философия Бергсона оказала значительное влияние на интеллектуальную атмосферу во Франции и других странах; воздействие его идей испытали Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден, А. Тойнби, Дж. Сантаяна, А. Уайтхед и многие другие. Сочинения: Собр. соч.: В 5 т. СПб., 1913-14.Собр. соч.: В 4 т. М., 1992. Т. 1.Смех. М., 1992. Ecrits et paroles. Paris, 1957-1959. V. 1-3.Oeuvres. Paris, 1959. Литература:Свасьян К. А. Эстетическая сущность интуитивной философии Бергсона. Ереван, 1978.Benrudi I. Souvenirs sur Henri Bergson. Neuchatel; Paris, 1942.Jankelevitch V. Henri Bergson. Paris, 1959.Skarga B. Czas i trwanie. Studia o Bergsonie. Warszava, 1982.Mosse-Bastide R.-M. Bergson educateur. Paris, 1995.И. И. Блауберг
БЕРГСТРЕМ (Bergstrom) Суне (р . 1916), шведский биохимик, иностранный член АН СССР (1976), АМН СССР (1982). Основные труды по химии и биохимии простагландинов. Нобелевская премия (1982, совместно с Б. Самуэльсоном и Дж. Р. Вейном).
БЕРГШТРИХИ (указатели склона) , короткие штрихи на горизонталях топографических карты, указывающие направление вниз по склону.
БЕРД (Byrd) Р ., см. Бэрд Р.
БЕРД (Byrd) Уильям (ок . 1543-1623), английский композитор, органист, верджинелист, нотоиздатель. Создатель английского мадригала. Фантазии, вариации, танцы для верджинела и виолы, мессы, псалмы и др.
БЕРД Чарлз (Карл Николаевич) (1766-1843) , российский инженер, предприниматель, судовладелец. Уроженец Шотландии, с 1786 в России. Первым в России в 1805-06 спроектировал и построил в Петербурге чугунный мост «на дугах». Построил корабельную верфь, основал (1815) пароходство на Неве. Руководил изготовлением и установкой решеток, барельефов, скульптур, фонарей, перекрытий и др. металлических несущих конструкций и элементов. На его первом в России механическом литейном заводе в Петербурге (основан в 1792) изготовлены барельефы Александровской колонны, конструктивные элементы фронтона и купола Исаакиевского собора и др. Изготовил и установил пролетные строения всех висячих мостов Петербурга.
БЕРДАНКА , однозарядная винтовка системы американского изобретателя Х. Бердана, усовершенствованная в 60-х гг. 19 в. российскими инженерами А. П. Горловым и К. И. Гуниусом. На вооружении российской армии в 1868-91.
БЕРДАХ (наст . имя и фам. Бердимурат Каргабаев) (1827-1900), каракалпакский поэт. Лирические, сатирические, дидактические стихи, исторические поэмы, антидеспотическая поэма-сказка «Царь-самодур».
БЕРДЖЕСС (Burgess) Антони (1917-93) , английский писатель. Сатирический роман «Право на ответ» (1960); «черные утопии» «Новости конца света» (1982) и «1985» (1978). Тема антигероя — в романах «Заводной апельсин» (1962) и «Завещание заводному миру» (1974), а также в пародийных «контрбиографиях» У. Шекспира (1964) и Дж. Китса (1977). Автор музыкальных произведений.
БЕРДЗЕНИШВИЛИ Мераб Исидорович (р . 1929), грузинский скульптор, народный художник СССР (1987), член-корреспондент АХ (1988). Монументальный, пластически выразительный памятник в честь 30-летия Победы в Марнеули (1975), декоративная скульптура («Медея», Пицунда). Государственная премия СССР (1976).
БЕРДИЧЕВ , город (с 1845) на Украине, Житомирская обл. Железнодорожный узел. 93,4 тыс. жителей (1991). Заводы: станкостроительный, химического машиностроения. Мебельная, полиграфическая, легкая, пищевая промышленность. Возник в 15 в.
БЕРДНИКОВ Георгий Петрович (1915-1996) , русский литературовед, член-корреспондент Российской АН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1974). Книги по истории русской литературы 19 в. Государственная премия СССР, (1985).
БЕРДСК , город (с 1944) в Российской Федерации, Новосибирская обл., на р. Бердь, близ впадения ее в Новосибирское водохранилище. Железнодорожная станция. 81,2 тыс. жителей (1992). ПО «Вега» (стереофонические электропроигрыватели, магнитофоны и др.); заводы: химический, резинотехнических изделий и др. Пищевая, легкая промышленность. Основан в нач. 18 в.
БЕРДСЛИ (Бердслей) (Beardsley) Обри (1872-98) , английский рисовальщик. Болезненно хрупкие рисунки, отличающиеся виртуозной игрой силуэтов и линий (иллюстрации к «Саломее» О. Уайльда, 1894), повлияли на графику стиля «модерн».
БЕРДЫШ (польск . berdysz), холодное оружие, широкий длинный топор с лезвием в виде полумесяца на длинном древке; на вооружении русской пехоты в 15-17 вв. Близким к бердышу видом оружия была алебарда.
БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948) , русский религиозный философ. Участвовал в сборниках «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918). В 1922 выслан из Советской России. С 1925 — во Франции, издавал религиозно-философский журнал «Путь» (Париж, 1925-40). От марксизма перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Свобода, дух, личность, творчество противопоставляются Бердяевым необходимости, миру объектов, в котором царствуют зло, страдание, рабство. Смысл истории, по Бердяеву, мистически постигается в мире свободного духа, за пределами исторического времени. Основные сочинения (переведены на многие языки): «Смысл творчества» (1916), «Миросозерцание Достоевского» (1923), «Философия свободного духа» (т. 1-2, 1927-28), «Русская идея» (1948), «Самопознание» (1949).БЕРДЯЕВ Николай Александрович [6 (18) марта 1874, Киев — 23 марта 1948, Кламар, Франция], русский религиозный философ.Ранний периодБердяев принадлежал к знатному военно-дворянскому роду. Учился в Киевском кадетском корпусе (1884-94) и Киевском университете (1894-98) на естественном, затем на юридическом факультетах. С 1894 примкнул к марксистским кружкам, в 1898 за участие в них исключен из университета, арестован и выслан на 3 года в Вологду. В 1901-02 Бердяев проделал эволюцию, характерную для идейной жизни России тех лет и получившую название «движение от марксизма к идеализму». Наряду с С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве, С. Л. Франком Бердяев становится одной из ведущих фигур этого движения, которое заявило о себе сборником «Проблемы идеализма» (1902) и положило начало религиозно-философскому возрождению в России. С 1904 Бердяев живет в Петербурге, руководит журналом «Новый путь» и «Вопросы жизни». Он сближается с кругом Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус, В. В. Розанова и др., где возникло течение, названное «новым религиозным состоянием». Статьи этих лет собраны Бердяевым в книгах «Sub specie aeternitatis: Опыты философские, социальные и литературные 1900-1906» (1907) и «Новое религиозное сознание и общественность» (1907); в них выразились, по его самооценке, «тенденции религиозного Анархизма». С 1908 жил в Москве, входил в круг деятелей книгоиздательства «Путь» и Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева; участвовал в сборнике «Вехи» (1909). Оригинальная философия Бердяева начинает складываться в 1911-12, когда после пребывания в Италии и размышлений о Ренессансе исконная у Бердяева тема свободы дополняется темой творчества и его неизбежной трагедии («Смысл творчества», 1916).Годы революции Революционные годы — время интенсивной творческой и общественной деятельности Бердяева. Царский режим России он считал разложившимся и революцию оправданной; однако реальность победившей революции оттолкнула его, и в начале 1919 он написал книгу «Философия неравенства» (издана 1923), в которой отвергал демократию и социализм как «принудительную добродетель и принудительное братство». Позднее он вернулся к признанию социалистической идеи, но всегда был противником большевистского тоталитаризма и видел свой долг в духовном противостоянии ему. Он проводит у себя дома еженедельные литературно-философские собрания, организует Вольную академию духовной культуры (конец 1918), читает публичные лекции и становится признанным лидером небольшевистской общественности. Участник сборника «Из глубины» (1918). Дважды его арестовывают и осенью 1922 высылают в Германию в составе большой группы деятелей русской науки и культуры. В Берлине Бердяев организует Религиозно-философскую академию, участвует в создании Русского научного института, содействует становлению Русского студенческого христианского движения (РСХД).В эмиграции во Франции В 1924 он переезжает во Францию, где, поселившись в Кламаре под Парижем, становится редактором основанного им журнала «Путь» (1925-40), важнейшего философского органа российской эмиграции. С небольшой книги о смысле современной эпохи «Новое средневековье» (1924) начинается широкая европейская известность Бердяева, и постепенно намечается его особая роль мыслителя-посредника между русской и западной культурами. Он знакомится с ведущими западными мыслителями (М. Шелер, Кейзерлинг, Ж. Маритен, Г. О. Марсель, Л. Лавель и др.), устраивает межконфессиональные встречи католиков, протестантов и православных (1926-28), регулярные собеседования с католическими философами (1-я половина 1930-х гг.), участвует в культурфилософских «декадах Понтиньи», философских собраниях и конгрессах. Персоналистское течение французских левых католиков, сложившееся в середине 1930-х гг. вокруг журнала «Esprit» во главе с Э. Мунье, возникает и развивается под прямым влиянием идей Бердяева о необходимости соединения христианской веры, духовной свободы и социальной справедливости. На Западе становится влиятельной также трактовка Бердяева русской истории и русского национального сознания, большевизма и революции, выраженная главным образом в книгах «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937) и «Русская Идея» (1946). Бердяев считает, что «русский коммунизм есть трансформация и деформация старой русской мессианской идеи. Коммунизм в Западной Европе был бы совершенно другим явлением». В годы 2-й мировой войны у Бердяева возникают надежды на гуманизацию советского режима, он даже вступает в контакты с его представителями (1944-46), однако известия о репрессиях и новых идеологических кампаниях обрывают его просоветские настроения. В послевоенные годы Бердяев дает наиболее зрелое изложение своей философии («Опыт эсхатологической метафизики», 1947), пишет философскую автобиографию («Самопознание», 1949). Бердяев приобретает общемировую известность — он автор около 40 книг, избирается почетным доктором богословия Кембриджского университета (1947). Философия Впервые выразив основные идеи в книге «Смысл творчества», Бердяев затем варьирует и развивает их. Это идея свободы, идея творчества и объективации, идея личности и, наконец, идея «метаисторического», эсхатологического смысла истории. В созданной Бердяевым дуалистической картине реальности друг другу противостоят, с одной стороны, дух (Бог), свобода, ноумен, субъект (личность, «я»), с другой — эмпирический мир, необходимость, феномен, объект. Оба мира не существуют оторванно друг от друга (что, по Бердяеву, соответствует платонизму), а взаимодействуют между собой: дух и свобода прорываются из ноуменального в феноменальный мир и действуют в нем. Творчество и объективация Плоды действия духа в мире всегда принимают форму объектов, мертвых продуктов, которые отделены от субъекта и подчинены всем ограничениям эмпирии — законам пространства-времени, причинно-следственной связи, формальной логики. Это ниспадение свободы в необходимость, называемое Бердяевым объективацией, — бытийный корень страдания, рабства, зла. Но объективации противостоит в мире другое начало — творчество. Творя, субъект вбирает этот мир в себя, включает его в свою внутреннюю жизнь, открытую для свободы и духа, и тем преображает его, освобождает от объективации. Творческий акт — прорыв духа в мир объектов. Плоды его вновь окажутся в сфере объективации, но сам он как таковой этой сфере не принадлежит, он свободен. Творчество — путь к преодолению объективации, а это преодоление составляет смысл и назначение мировой истории. Но в рамках эмпирии, пространственно-временного бытия преодоление невозможно; само время с его несовместимостью прошлого, настоящего и будущего есть следствие объективации. Свободный от объективации мир лежит вне истории как иной «эон», мир свободного духа, отождествляемый у Бердяева с евангельским Царством Божиим. Этот метаисторический эон существует извечно в некоем «эсхатологическом» плане бытия, который может соприкоснуться со здешним миром в любое время и в любом месте. Творческий акт и есть такое касание, при котором в мире, в истории как вспышка, является их конец и смысл. История с точки зрения ее смысла не непрерывна, а дискретна, она есть «прерывный, прорывный творческий процесс». Подобная картина истории исключает все эволюционные и телеологические модели, теорию прогресса, а также и доктрину Божественного Провидения, которую Бердяев прямо называет «ложным учением»: Бог открывает Себя миру, но не управляет им. Идея личности Философия Бердяева — это философия личности, персонализм. Личность — это не эмпирическая индивидуальность, а человек взятый как творческое и свободное существо, неподвластное объективации. Выход к другим людям и единение с ними присущи, по Бердяеву, личности как неустранимая часть ее внутреннего мира: «общество- часть личности» («О рабстве и свободе человека»). Реализацию этой свободной внутренней cоциальности Бердяев называет «соборностью» и противопоставляет ее принудительной социализации, которую несут личности все безлично-универсальные структуры коллективного, социальные институты — классы, партии, нации, церкви. Отсюда социальная и правовая позиция Бердяева: «Нужно утверждать относительные формы, дающие максимум возможной свободы и достоинства личности, и примат права над государством» («Опыт эсхатологической метафизики»). Будучи верующим, Бердяев в то же время критически относился ко всем овеществленным формам религиозного — догматам, церковной организации, историческому христианству как пораженным объективацией: творческое ее преодоление должно выявить духовную суть «эсхатологического христианства» как непреходящего откровения о Боге и человеке. Сочинения:Собрание соч. Париж, 1983-90. Т. 1-4.О назначении человека. 1993.О русских классиках. 1993.Философия свободного духа. 1994.Философия, творчество культуры и искусства. 1994. Т. 1-2.Н. А. Бердяев: Pro et contra. Антология. 1994.Царство духа и царство кесаря. 1995.Литература:Полторацкий Н. А. Бердяев и Россия: философия истории России у Н. А. Бердяева. Нью-Йорк, 1967.Bulletin de l’Association Nicolas Berdiaev. Paris, c 1953.Klepinine Т. Bibliographie des oeuvres de N. Berdiaev. 1978.С. С. Хоружий
БЕРДЯНСК (в 1939-58 Осипенко) , город (с 1835) на Украине, Запорожская обл., порт на Азовском м. Железнодорожная станция. 135 тыс. жителей (1991). Заводы: «Азовкабель», «Южгидромаш», «Азовсельмаш» и др.; производство стекловолокна, нефтяных масел; пищевкусовая, легкая промышленность. Педагогический институт. Краеведческий, художественный музеи. Грязевой и климатический курорт. Основан в 1827.
БЕРЕ БОСК , осенний сорт груши французского происхождения. Плоды крупные, с тающей, очень сочной, ароматной мякотью. Урожайность до 250-300 кг с дерева.
БЕРЕГ , полоса взаимодействия между сушей и водоемом (морем, озером, водохранилищем) или между сушей и водотоком (рекой, временным потоком).
БЕРЕГ СЛОНОВОЙ КОСТИ (БСК) , государство в Африке; см. Кот-д’Ивуар.
БЕРЕГИНИ , в восточнославянской мифологии богини природы, олицетворявшие лесную и водную стихии.
БЕРЕГОВАЯ ОБОРОНА , силы, средства флота и береговые укрепления для обороны военно-морских баз, портов, побережья и островов. Оборона морского побережья осуществляется совместными усилиями сухопутных войск, ВМФ (ВМС), ВВС и войск ПВО.
БЕРЕГОВО , город (с 1946) на Украине, Закарпатская обл. Железнодорожная станция. 30,3 тыс. жителей (1991). Мебельный и деревообрабатывающий комбинаты; пищевкусовая, легкая промышленность; майоликовый завод и др. Известен с 11 в. готический костел (15 в.).
БЕРЕГОВОЙ Георгий Тимофеевич (1921-1995) , космонавт. Летчик-космонавт СССР (1968), генерал-лейтенант авиации (1977), участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза (1944, 1968), кандидат психологических наук, заслуженный летчик-испытатель СССР (1961). Полет на «Союзе-3» (октябрь 1968). Начальник Центра подготовки космонавтов им. Гагарина в 1972-87. Государственная премия СССР (1981).
БЕРЕГОВОЙ ХРЕБЕТ (Coast Range) , на западе Канады и США. Ок. 1700 км. Высота до 4042 м (г. Уоддингтон). Хвойные леса. Ледники, местами спускающиеся до уровня моря.
БЕРЕГОВЫЕ КОРДИЛЬЕРЫ АНД , цепь хребтов и массивов вдоль берега Тихого ок., в Юж. Америке, между 19 °и 37 °30′ ю. ш. Высота до 3200 м; южнее 41 °31′ ю. ш. представлены в виде островов Чилийского архипелага.
БЕРЕГОВЫЕ ХРЕБТЫ (Coast Ranges) , хребты в тихоокеанском поясе Кордильер Сев. Америки, вдоль западного побережья США, от 34 °до 48 °30′ с. ш. Высота до 2428 м (г. Олимпес). Хвойные леса, кустарники; массивы гигантской секвойи. Национальный парк Олимпик.
БЕРЕГОУКРЕПИТЕЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ , служат для защиты берегов водоемов от разрушающего воздействия волн, течений, напора воды, льда и др. К берегоукрепительным сооружениям относятся буны, волноломы, габионы, поперечные полузапруды, дамбы и др.
БЕРЕЖАНЫ , город (с 1939) на Украине, Тернопольская обл. Железнодорожная станция. 17,7 тыс. жителей (1991). Стекольный завод, мебельный комбинат, пищевая промышленность. Известен с 1375.
БЕРЕЖКОВ Николай Георгиевич (1886-1956) , российский историк, доктор исторических наук. Труды по истории Великого княжества Литовского 14-16 вв., хронологии русского летописания.
БЕРЕЗА , город (с 1940) в Белоруссии, Брестская обл., близ ж.-д. ст. Береза-Картуская. 26,0 тыс. жителей (1991). Мотороремонтный завод; металлообрабатывающая, пищевая промышленность; производство стройматериалов. Историко-революционный музей.
БЕРЕЗА , род деревьев и кустарников семейства березовых. Обычно выделяют 120-140 (по другим данным, 65) видов, в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйственное значение имеют береза повислая, или бородавчатая, и береза пушистая. Древесину используют в мебельном производстве, на поделки; почки и листья как мочегонное, желчегонное средства. 5 видов охраняются. См. также Карельская береза.
БЕРЕЗАНЬ , город (с 1981) на Украине, Киевская обл. Железнодорожная станция. 15,2 тыс. жителей (1991). Суконная фабрика; производство стройматериалов.
БЕРЕЗАНЬ (в античное время — Борисфен) , остров в Черном м., при входе в Днепровский лиман, близ Очакова. На Березани были расстреляны активные участники Севастопольского восстания 1905: лейтенант П. П. Шмидт, матросы А. И. Гладков, Н. Г. Антоненко, С. П. Частник.
«БЕРЕЗИЛЬ» , название (до 1935) Харьковского украинского драматического театра.
БЕРЕЗИН Илья Васильевич (1923-87) , химик, член-корреспондент АН СССР (1970). Основные труды по кинетике свободнорадикальных жидкофазных процессов и ферментативному катализу. Ленинская премия (1982).
БЕРЕЗИН Илья Николаевич (1818-96) , российский востоковед (тюрколог, иранист, монголист). Работы по истории, филологии, археологии стран Ближнего и Ср. Востока.
БЕРЕЗИН Михаил Евгеньевич (1906-50) , конструктор авиационного вооружения в СССР. В 1941 его крупнокалиберный пулемет УБ (универсальный Березина) был принят на вооружение и стал одним из основных образцов авиационного стрелкового оружия. Государственная премия СССР (1941, 1946).
БЕРЕЗИНА , река в Белоруссии, правый приток Днепра. 613 км, площадь бассейна 24,5 тыс. км2. Средний расход воды 145 м3/с. Входит в Березинскую водную систему (соединяет бас. Днепра и Зап. Двины). Судоходна на 505 км. В войну 1812 при переправе с боями через Березину 14-17 (26-29) ноября наполеоновская армия (75-80 тыс. человек) потеряла ок. 50 тыс. человек, большую часть артиллерии и обозов и перестала существовать как организованная сила. На Березине в мае — июле 1920 в советско-польскую войну и в 1941 и 1944 в Великую Отечественную войну происходили упорные бои.
БЕРЕЗИНО , город (с 1968) в Белоруссии, Минская обл., на р. Березина. 12,9 тыс. жителей (1989). Комбинат стройматериалов, пищевые предприятия.
БЕРЕЗИНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК , в Витебской и Минской обл. Белоруссии, в верхней части бас. р. Березина. Основан в 1925. Площадь 76 201 га. Озера, болота. Сосновые, ольховые и еловые леса. Бобр, выдра, лось, кабан и др. С 1979 биосферный заповедник.
БЕРЕЗИТ , метасоматическая горная порода, состоящая из кварца, альбита, серицита, пирита. Образуется при гидротермических изменениях гранитных пород. Березит — поисковый признак на руды (напр., золотые).
БЕРЕЗИТИЗАЦИЯ , изменение кислых магматических горных пород под воздействием гидротермических растворов, при котором полевой шпат замещается слюдой и образуются пириты.
«БЕРЕЗКА» , хореографический ансамбль. Основан в 1948; организатор и художественный руководитель (до 1979) Н. С. Надеждина. Назван по первой постановке русского девичьего хоровода. С 1959 в ансамбле — мужская группа; с 1973 академический. С 1980 художественный руководитель М. М. Кольцова.
БЕРЕЗКО Георгий Сергеевич (1905-82) , русский писатель. В романах («Мирный город», т. 1-2, 1952-54, «Сильнее атома», 1959, «Присутствие необычайного», 1980) обращается к темам войны и армии. Книга «Красная ракета» (1943).
БЕРЕЗНИКИ (до 1933 Усолье-Соликамское) , город (с 1932) в Российской Федерации, Пермская обл., порт на Камском водохранилище. (Березники соединены мостом с г. Усолье). Железнодорожная станция. 197,4 тыс. жителей (1992). Центр химической промышленности (ПО: «Уралкалий», «Сода», «Азот»; химический завод и др.); титано-магниевый комбинат; электротехническая, металлообрабатывающая промышленность. Театр. Краеведческий музей. Около Березников месторождения поваренной, калийных, магниевых солей, разрабатываемые с 17 в.
БЕРЕЗНЯК Александр Яковлевич (1912-74) , авиаконструктор. Участник создания БИ — первого отечественного самолета с жидкостным ракетным двигателем (1942). Под руководством Березняка разработан ряд образцов авиационной техники. Ленинская премия (1962), Государственная премия СССР (1970).
БЕРЕЗНЯКИ , городище дьяковской культуры 3-5 вв. у д. Березняки Ярославской обл. Дома, хозяйственные и культовые постройки, погребения.
БЕРЕЗОВКА , город (с 1990) в Белоруссии, Гродненская обл., в 7 км от ж.-д. cт. Неман. 12,0 тыс. жителей (1991). Стекольный завод.
БЕРЕЗОВКА , город (с 1962) на Украине, Одесская обл. Железнодорожная станция. 15,3 тыс. жителей (1991). Пищевые предприятия.
БЕРЕЗОВКА , река в Якутии, правый приток Колымы. 517 км, площадь бассейна 24,8 тыс. км2. Сплавная. Средний расход 53,5 м3/с. В бас. Березовки ок. 2 тыс. озер, площадью 44,8 км2. В нач. 20 в. на Березовке в мерзлом грунте был обнаружен труп мамонта (впоследствии доставлен в Санкт-Петербург).
БЕРЕЗОВО (до 1926 г . Березов), поселок городского типа в Российской Федерации, Ханты-Мансийский а. о., пристань на р. Сосьва. 7,6 тыс. жителей (1991). Рыбокомбинат; близ Березово — крупные месторождения газа. Основан в 16 в., с 1782 уездный центр Тобольского наместничества. В 18 — нач. 20 вв. место ссылки.
БЕРЕЗОВОЙ Анатолий Николаевич (р . 1942), космонавт. Летчик-космонавт СССР (1982), полковник, Герой Советского Союза (1982). Полет на «Союзе Т-5, -6, -7» и орбитальной станции «Салют-7» (май — декабрь 1982).
БЕРЕЗОВСКИЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ , бальнеологический курорт на Украине, к западу от Харькова.
БЕРЕЗОВСКИЙ , город (с 1965) в Российской Федерации, Кемеровская обл. Железнодорожная станция (Забойщик). 51,9 тыс. жителей (1992). Добыча каменного угля.
БЕРЕЗОВСКИЙ , город (с 1938) в Российской Федерации, Свердловская обл., город-спутник Екатеринбурга. Железнодорожная станция. (Березит). 48,3 тыс. жителей (1992). Завод прецизионных сплавов; производство стройматериалов; легкая промышленность. Музей истории золотоплатиновой промышленности Урала. Возник в 18 в. как центр золотодобычи. Добыча золота.
БЕРЕЗОВСКИЙ Борис Абрамович (р . 1946), российский государственный деятель, член-корреспондент РАН (1991), специалист в области вычислительной математики. С 1996 заместитель секретаря Совета безопасности Российской Федерации.
БЕРЕЗОВСКИЙ Максим Созонтович (1745 — 1777) , российский композитор. Член Болонской филармонической академии (1771). Наряду с Д. С. Бортнянским создал новый тип русского хорового концерта. Опера «Демофонт» (1773).
БЕРЕЙТОР (нем . Bereiter), 1) специалист, объезжающий лошадей и обучающий верховой езде…2) Помощник дрессировщика лошадей в цирке.
БЕРЕЛЕХ (в нижнем течении Елонь) , река на севере-востоке Якутии, левый приток Индигирки. 754 км, площадь бассейна 17 тыс. км2. Зимой промерзает до дна.
БЕРЕЛЬСКИЙ ЛЕДНИК , на Алтае, на склонах Белухи. Большой Берельский ледник длина ок. 10 км, площадь 12,5 км2; Малый — соответственно ок. 8 км и 8,9 км2.
БЕРЕМЕННОСТЬ , физиологический процесс в организме женщины и самок живородящих животных, связанный с оплодотворением и развитием плодного яйца. У женщины продолжается в среднем 280 сут.
БЕРЕНГАР ТУРСКИЙ (Berengarius Turonensis) (ум . 1088), христианский богослов, представитель схоластики. Ученик епископа Фульбера Шартрского; руководил Турской школой. Его истолкование евхаристии было осуждено на церковных соборах в Риме и Верчелли.
БЕРЕНДЕИ , тюркское кочевое племя в южнорусских степях в 11-12 вв. С 1146 (в составе черных клобуков) вассал Руси.
БЕРЕНДЖЕР (Berenger) Том (р . 1950), американский актер. Работает в театре и в кино. Приобрел широкую известность как исполнитель роли сержанта в фильме О. Стоуна «Взвод» (1986).
БЕРЕНС (Behrens) Петер (1868-1940) , немецкий архитектор и дизайнер. В строительстве промышленных предприятий использовал железобетонные и металлические конструкции, подчеркивая суровую мощь массивных стен.
БЕРЕСКЛЕТ , род кустарников или небольших деревьев семейства бересклетовых. Ок. 200 видов, в Евразии (главным образом в Гималаях и Вост. Азии), Америке и Австралии. Почти все ядовиты. Многие виды декоративны, используются в живых изгородях и полезащитных полосах.
БЕРЕСТ , дерево рода ильм.
БЕРЕСТА (береста) , наружная часть коры березы. Сухой перегонкой получают деготь. Береста идет на изготовление коробов, корзин и т. д. См. также Берестяные грамоты.
БЕРЕСТЕЙСКАЯ ЗЕМЛЯ , историческая область в среднем течении Зап. Буга (территория совр. Брестской обл.). Центр — Берестье. Входила в состав Киевской Руси, в 11-13 вв. в Турово-Пинском, Волынском, Галицко-Волынском княжествах. С 14 в. в Литве.
БЕРЕСТЕЦКАЯ БИТВА между украинскими крестьянско-казацкими и польскими войсками (28 .6-10.7.1651, у с. Берестечко), неудачная для украинского войска из-за измены союзника — крымского хана. Привела к Белоцерковскому договору.
БЕРЕСТЕЧКО , город (с 1940) на Украине, Волынская обл., в 25 км от ж.-д. ст. Горохов. 2,1 тыс. жителей (1991). Пищевые предприятия. В 1651 место Берестецкой битвы.
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич (р . 1928), русский писатель. По образованию археолог. Стихи для детей (сборники «Про машину», 1957; «Картинки в лужах», 1962; «Читалочка», 1966; «Идя из школы», 1983; «Птичья зарядка», 1995, и др.). Сказки («Катя в игрушечном городе», 1963, совместно с Т. И. Александровой, и др.). Лирика (в т. ч. пейзажная), развивающая традиции классической русской поэзии (сборники «Семейная фотография», 1973; «Три дороги», 1980; «Определение счастья», 1987). Повести «Приключений не будет» (1962), «Меч в золотых ножнах» (1964) и др. Историко-литературные статьи. Воспоминания (в т. ч. о К. И. Чуковском). Переводы.
БЕРЕСТЬЕ , древнее название г. Брест в Белоруссии.
БЕРЕСТЯНКА , челнок на 1-2 человек из сшитой березовой коры, обтягивающей каркас, у народов Приамурья.
БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ , древнерусские письма и документы 11-15 вв., процарапанные на березовой коре (бересте). В 1951-93 найдено св. 753 берестяных грамот в Новгороде, несколько в Смоленске, Ст. Руссе, Пскове, Витебске, Твери, Москве и др.
БЕРЕСФОРД (Beresford) Брюс (р . 1940), австралийский кинорежиссер. Ключевая фигура т. н. «австралийского ренессанса» 1970-х гг. в кинематографе. Мировой успех принес ему фильм «Нарушитель Морант» (1979). Работает в Голливуде. Премия «Оскар» за фильм «Шофер мисс Дейзи» (1989).
БЕРЕТ (франц . beret), мягкая круглая плоская шапочка без тульи и околыша. В западноевропейском костюме берет известен с 16 в., но в России появился только в начале 19 в. В первой половине века был только женским головным убором, притом только замужних дам. Береты изготовляли из шелка, бархата, кружев, отделывали перьями, цветами и ювелирными украшениями.
БЕРЖЕ (Berger) , карстовая пропасть во Франции, в массиве Веркор в Альпах. Глубина 1248 м (одна из самых глубоких на Земле).
БЕРЖЕРОН (Bergeron) Тур (1891-1977) , шведский метеоролог. Один из основоположников учения о воздушных массах и фронтах, создатель динамической климатологии. Установил роль твердой фазы в выпадении осадков из облаков.
БЕРЗАРИН Николай Эрастович (1904-45) , генерал-полковник (1945), Герой Советского Союза (1945). Командир стрелковой дивизии в боях в районе оз. Хасан (1938). В Великую Отечественную войну командующий рядом армий. После взятия Берлина (1945) военный комендант города. Погиб в автомобильной катастрофе.
БЕРЗИН (Берзиньш) Рейнгольд Иосифович (Язепович) (1888-1939) , военачальник. В 1918 командующий войсками Красной армии в борьбе с Центральной радой и мятежом Довбор-Мусницкого, командующий армией на Сев. Урале. В 1919-24 член Революционно-военных советов ряда фронтов. Репрессирован; реабилитирован посмертно.
БЕРЗИН (наст . фам. и имя Кюзис Петерис) Ян Карлович (Павел Иванович) (1889-1938), армейский комиссар 2-го ранга (1937). В 1924-35 и 1937 начальник Разведуправления Штаба Рабоче-крестьянской Красной Армии. Репрессирован; реабилитирован посмертно.
БЕРЗИНЬ-ПРИЕДЕ (Берзиня-Приеде) Л ., см. Приеде-Берзиня Л.
БЕРЗИНЬШ (Berzins) Борис (р . 1930), латышский живописец, народный художник Латвии (1989), член-корреспондент АХ (1988). Яркие оптимистические полотна на темы жизни латышского села («Хлеб и солнце», 1962), пейзажи («В дюнах», 1981).
БЕРЗИНЬШ Рудолфс (1881-1949) , латышский певец, режиссер, народный артист Латвии (1944). В 1919-28 в Латвийской национальной опере, с 1944 дирижер и художественный руководитель Латвийского театра оперы и балета. Партии в операх Р. Вагнера.
БЕРЗИНЬШ Янис (1893-1972) , ученый-зоотехник, академик АН Латвии (1951). Труды по животноводству и кормлению сельскохозяйственных животных. Ленинская премия (1964).
БЕРИ-БЕРИ (от сингальского beri — слабость) , заболевание, обусловленное главным образом недостатком в пище витамина В1. Проявления: полиневрит, сердечно-сосудистые расстройства, отеки. Распространено преимущественно на юге и востоке Азии.
БЕРИДЗЕ Александр Лонгинович (1858-1917) , грузинский живописец. и график. Реалистические изображения народных типов («Девочка, вяжущая чулок», 1892).
БЕРИЕВ (Бериашвили) Георгий Михайлович (1903-1979) , российский авиаконструктор, генерал-майор-инженер (1951), доктор технических наук. Под руководством Бериева созданы гидросамолеты, реактивные летающие лодки, самолеты-амфибии и др. Государственные премии СССР (1947, 1968).
БЕРИКАОБА , грузинский импровизационный народный театр масок. Существовал с древних времен до нач. 20 в. Актеры берикаоба назывались берике.
БЕРИЛЛ , минерал подкласса кольцевых силикатов, Al2Be3[Si6O18]. Кристаллы — шестигранные призмы. Зеленый, желтовато-белый, серый. Разновидности: изумруд, аквамарин, гелиодор, воробьевит (драгоценные камни), ростерит. Твердость 7,5-8; плотность 2,65-2,75 г/см3. Встречается в пневматолито-гидротермальных месторождениях, в пегматитах, грейзенах, кварцевых жилах и др. Руда бериллия.
БЕРИЛЛИЕВЫЕ РУДЫ . Главные минералы: берилл, фенакит, бертрандит, гельбертрандит, хризоберилл, гельвин, гентгельвин. Месторождения постмагматические. Содержание BeO в бериллиевых рудах от 0,05-0,09 до 0,7%. Месторождения: Минас-Жерайс, Боа-Виста (Бразилия), Спер-Маунтин (США) и др.
БЕРИЛЛИЗАЦИЯ , насыщение поверхности изделий из жаропрочных сплавов бериллием главным образом для защиты от окисления при температурах до 1100 °С.
БЕРИЛЛИЙ (лат . Beryllium), Ве, химический элемент II группы периодической системы, атомный номер 4, атомная масса 9,01218. Назван по минералу бериллу. Светло-серый металл, легкий и твердый; плотность 1,816 г/см3, tпл 1287 °С. Выше 800 °С окисляется до ВеО. Бериллий и его сплавы применяют в электротехнике, самолето- и ракетостроении, для бериллизации. В ядерных реакторах — замедлитель и отражатель нейтронов. В смеси с Ra, Po, Ac — источник нейтронов. Соединения бериллия ядовиты.
БЕРИЛЛИОЗ , профессиональное отравление бериллием или его соединениями с поражением дыхательных путей.
БЕРИЛЛИЯ ОКСИД , ВеО, бесцветные кристаллы; tпл 2578 °С. Огнеупорный и химически стойкий материал для специальной кера

Вместе с зимним волшебником в резиденции гостей встретят Снегурочка, добрая Баба-яга, Снеговички и Шуршики.

На юго-востоке столицы в музее-заповеднике «Кузьминки-Люблино» работает Московская усадьба Деда Мороза. Гости со всей страны приезжают сюда загадать желание, получить подарки и посмотреть, как живет сказочный волшебник.

В этом году в усадьбе полностью обновили интерьеры теремов, расписали фасады построек и поставили новые елку и инсталляции. Как чувствует себя Дед Мороз в обновленной резиденции, чему учат ребят помощники волшебника и как написать письмо дедушке — в материале mos.ru.

Путешествие со Снеговичком

Московская усадьба Деда Мороза встречает гостей веселой музыкой и нарядной 12-метровой елкой на главной площади. Вокруг деревянные терема, каждую деталь которых хочется неспешно разглядывать. В этом году постройки расписали уличные художники, которые буквально повторили морозные узоры на окнах. Отовсюду слышится детский смех и голоса сказочных персонажей.

Основная экскурсия по усадьбе начинается возле терема творчества. Здесь ребят встречает Снеговичок-Пуховичок, который потерял свое заветное желание и просит помочь ему. Дети отзываются на просьбу и отправляются в путешествие.

IVA 3132

Сначала участники видят, как помощники Деда Мороза сортируют письма. Здесь же детям показывают пневмопочту. Сразу после запуска тубы с письмом по прозрачной трубе на весь зал раздается голос Деда Мороза: «Письмо принято!» По словам помощников волшебника, это производит большое впечатление на детей (впрочем, как и на некоторых взрослых).

Следующие пункты маршрута — кладовая Деда Мороза, где развешаны костюмы дедушки и его внучки, и оранжерея. Последнюю украсили подсвеченными скульптурами деревьев и живыми растениями, а стены в комнате отделали настоящим мхом.

В тереме Снегурочки на первом этаже ее светелка. Там внучка Деда Мороза показывает ребятам игрушки и вместе с ними вышивает новогодние узоры. «Радостно, когда приходят дети, которых все интересует, когда они задают много вопросов», — говорит Снегурочка.

IVA 3343

На втором этаже в тереме Снегурочки хозяйничает Баба-яга. Но в усадьбе Деда Мороза она добрая и заведует библиотекой, в которой собраны разные сказки. Украшенные стеллажи и елка из книг приковывают внимание гостей. Но только пока они не поднимут взгляд наверх и не увидят проекцию звездного неба — волшебный портал Бабы-яги.

«В звездном небе портальчик у меня волшебный, но я его никому не показываю. Это только для нас с метлушечкой дорога к далеким звездам, посчитать, полетать, — рассказывает Баба-яга. — Здесь мы с детьми говорим об их предназначении, мультфильм с глубоким смыслом смотрим. Некоторые ребята вспоминают мои прошлые проделки. Могут и за нос потягать, спросить, настоящий ли он. Объясняю, что за эти резиночки нос поддерживаю, а то тяжелый сильно и может отвалиться».

Энергичные актеры не выходят из образа, даже когда рядом нет детей. Как рассказали в пресс-службе усадьбы, на все позиции аниматоров проводили кастинг. «Кандидаты должны быть обаятельными, без этого нельзя получить внимание детей. Озорство тоже важно, чтобы общаться с детьми на одном языке. И конечно, профессионализм. Бывают разные истории, человек должен не растеряться и импровизировать в случае непредвиденных ситуаций», — говорят в пресс-службе.

Письма Деду Морозу

Следующий терем — самый заветный для гостей, он принадлежит Деду Морозу. Сначала дети видят «оперативный штаб подготовки к Новому году» зимнего волшебника. Сказочный пункт управления оборудован как в фантастическом фильме. На стене — часы, которые показывают время в разных городах, и экраны со статистикой, на приборной панели много светящихся кнопок и рычагов. Но главное — за дверью, которая ведет в кабинет Деда Мороза. Дедушка в синей шубе, с серебристой бородой сидит за письменным столом, вокруг него — стеллаж с конвертами, камин и волшебная книга. Здесь ребята находят желание Снеговичка, и экскурсия завершается.

IVA 3407

По словам Деда Мороза, дети по-разному реагируют на встречу, от переполняющих эмоций могут и расплакаться. А некоторые хотят проверить, настоящий он или нет, поэтому украдкой дергают за бороду.

«Дети — отражение своих родителей, только маленькое. Их интересует жизнь так же, как и взрослых. Ребята очень быстро вырастают, мы часто не замечаем этого. Они очень умные, сообразительные, — говорит Дедушка Мороз. — В подарок дети просят гаджеты, телефоны, планшеты, игрушки. А вам я желаю, дорогие мои, чтобы в вашей жизни все было ладно да складно, чтобы были вы здоровы и, самое главное, счастливы. Если человек счастлив, значит, все в жизни хорошо».

Рассказать о своем заветном желании Деду Морозу можно из любой точки мира с помощью письма. В среднем за год в усадьбу поступает около 50 тысяч писем, и ни одно не остается без ответа, главное — указать верный обратный адрес и индекс. Кстати, принимают и электронные письма, написать Деду Морозу можно на сайте усадьбы.

«Много трогательных историй. Один мальчик просил братика, другой ребенок из Челябинской области — новый аэропорт для своей мамы (тот, в котором она работала, был совсем старым). Практически каждый делится своими переживаниями с Дедом Морозом. Дедушка старается всех поддержать добрым словом и сказать: “Не сдавайся, все хорошо”», — говорят в пресс-службе усадьбы.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Сказка круглый год

Одной экскурсией программа Московской усадьбы Деда Мороза не ограничивается. Для ребят сделали новую интерактивную площадку — «Игрушечное королевство “Щелкунчика”», где впервые за долгое время вновь полчища крыс во главе с коварным Крысиным королем пытаются захватить пространство. Остановить их могут только юные гости, которым предстоит пройти опасные испытания и найти орех-кракатук! Именно с его помощью Щелкунчику уже удалось однажды спасти королевство.

Участники посетят карманную мастерскую дядюшки Дроссельмейера, где благодаря заклинанию волшебника дети уменьшаются до размеров игрушек. После команды отправляются к чудо-машине по производству игрушек, которая поможет создать подмогу для ребят, с которой они потом вместе будут оборонять королевство. Им также вместе предстоит отправиться к Шоколадному морю, а после в чулан чудес, где они должны будут найти орех-кракатук. Финальным этапом станет осада Марципанового замка.

В «Игрушечном королевстве “Щелкунчика”» гостей ждут увлекательные интерактивные пространства, разработанные специально для Московской усадьбы Деда Мороза.

При посещении резиденции также можно прогуляться по сказочной тропе и увидеть более 40 скульптур, созданных по мотивам сказок «Алиса в Стране чудес», «Двенадцать месяцев», «Волшебник Изумрудного города», «Золушка» и «Щелкунчик».

IVA 3532(2)

Кроме того, в усадьбе есть детские аттракционы и каток, они работают по выходным и в течение всех новогодних праздников. Еще в этом году появились новые здания: сувенирная лавка, фудкорт и зал для чаепитий.

Сейчас в усадьбе Деда Мороза высокий сезон, поэтому в условиях пандемии все должны строго соблюдать санитарные правила. Взрослых пускают только по QR-коду и в масках, а группы детей не пересекаются в теремах.

Помимо экскурсий, Дед Мороз и Снегурочка проводят личные встречи. Ребята могут рассказать стихотворения, поделиться мечтами, получить подарок и сфотографироваться на память. А в прошлом году появился новый формат — видеозвонок от Деда Мороза. Теперь поговорить с глазу на глаз с зимним волшебником можно не выходя из дома.

В этом году Московская усадьба Деда Мороза переходит на новый режим работы, она будет открыта круглый год. Сейчас составляют программу и продумывают мероприятия, чтобы попасть в сказку можно было в любой день.

Александрова Татьяна Ивановна

Татьяна Александрова

Татьяна Александрова

Дата рождения 10.01.1929
Место рождения г. Казань, СССР
Дата смерти 23.12.1983
Место смерти г. Москва, СССР
Гражданство СССР
Род деятельности художник, писатель
Язык произведений русский

Татьяна Ивановна Александрова — художник-иллюстратор, детский писатель, автор «Домовенка Кузьки».

Татьяна Александрова / Биография

Татьяна Александрова родилась 10 января 1929 года в городе Казань (СССР). Спустя некоторое время вся семья переехала в Москву. В детстве вместе с сестрой Наталией Татьяна увлекалась рисованием. Во время эвакуации некоторое время жили в Ярославле. Татьяна Александрова начала подрабатывать воспитательницей, чтобы успокоить и повеселить детей, она начала придумывать им сказки. Сестры поступили в изостудию при Дворце пионеров. После продолжили обучение в одной из московских художественных студий, где их преподавателем стала Татьяна Александровна Луговская.

« «Таньнаташа» – называли ее и сестру-близнеца в детстве. Так и говорили: «Таньнаташа выйдет?» Сколько себя помнили, обе девочки рисовали. <…> Рисовали сестры и в эвакуации, в Ярославле. В изостудии при Дворце пионеров. Наташин рисунок в войну даже в «Пионерке» напечатали.

Из книги В. Берестова «Лучшая из женщин»

»

Увлечение рисованием определило дальнейший путь сестер. Наталия поступила в Архитектурный, а Татьяна выбрала Институт кинематографии (ВГИК им. С. А. Герасимова), отделение мультипликации.

Чаще всего героями рисунков Татьяны Александровой становились дети — серьезные, задумчивые, слушающие. Также она любила рисовать «портреты» цветов. Эти работы вызывали большой интерес у юных зрителей. Манера исполнения ее работ даже вызвала некоторую критику за излишнюю доброту и мягкость к героям ее рисунков.

  • Татьяна Александрова
  • Сказка катя в игрушечном городе

    Татьяна Александрова

  • Сказка катя в игрушечном городе

    Художник Татьяна Александрова, 1958 год

  • Сказка катя в игрушечном городе

    Художник Татьяна Александрова, 1958 год

  • Сказка катя в игрушечном городе

    Художник Галина Александрова (дочь Татьяны Александровой)

  • Сказка катя в игрушечном городе

    Валентин Берестов с женой Татьяной Александровой, 1982 год. Фото из семейного архива Галины Александровой.

После окончания института Татьяна Александрова работала в «Союзмультфильме», преподавала в Пединституте, руководила студией во Дворце пионеров. Будучи иллюстратором, она не оставляла интерес к написанию историй для детей.

В 1968 году Татьяна Ивановна вышла замуж за писателя Валентина Дмитриевича Берестова. Первое время она иллюстрировала его книги. В 1973 году вышла их совместная повесть «Катя в игрушечном городе», где Татьяна Ивановна выступила не только в качестве иллюстратора. «Сундучок с книжками» — небольшой сборник из восьми книжек и восемь учебников для «Игрушечной школы» Татьяна Ивановна написала для детских игрушек, вдохновившись игрой малышей. В своих историях Татьяна Ивановна помогала детям включить воображение, рассказывала об обрядах и старинных традициях.

  • Первый листопад / Валентин Берестов. Худ. Татьяна Александрова
  • Сказка катя в игрушечном городе

    Первый листопад / Валентин Берестов. Худ. Татьяна Александрова

  • Сказка катя в игрушечном городе

    Татьяна Александрова

  • Сказка катя в игрушечном городе

    Татьяна Александрова

  • Сказка катя в игрушечном городе

    Татьяна Александрова

  • Сказка катя в игрушечном городе

    Первый листопад / Валентин Берестов. Худ. Татьяна Александрова

Известность Татьяне Ивановне принесла история о домовенке Кузьке. Первый отрывок этой сказки («Кузька в новой квартире») был напечатан в 1976 году в газете «Неделя». Полностью история была опубликована в 1977 году. Иллюстрировать «Кузьку» Татьяне Ивановне не разрешили из-за отсутствия удостоверения члена Союза художников. Также было решено убрать из названия слово «домовёнок», т.к. оно могло смутить советских читателей своим неоднозначным толкованием. Первые иллюстрации «Кузьки» художников Р. Чайко и М. Грана расстроили Татьяну Ивановну. Ее персонаж был похож на Карлсона, выглядел злым.

Татьяна Ивановна Александрова умерла 23 декабря 1983 года в Москве. Через несколько дней после ее похорон Валентину Дмитриевичу Берестову позвонили из студии «Союзмультфильм» и сообщили, что «Кузьку» собираются экранизировать. Творческое объединение «Экран» выпустило четыре мультфильма по мотивам произведений Татьяны Ивановны («Дом для Кузьки» (1984), «Приключения домовенка» (1985), «Сказка для Наташи» (1986), «Возвращение домовенка» (1987)).

В 2001 году издательство «Дрофа» выпустило полное собрание сочинений Т. И. Александровой и В. Д. Берестова, куда вошли следующие произведения: «Катя в игрушечном городе», «Сказки мудрого профессора», рассказы о детстве «Друзья зимние, друзья летние». Фантастическая повесть для подростков «Таинственная тетрадь», вошедшая в данный сборник, была опубликована впервые.

Приключения Домовёнка Кузи

« Человечество сейчас, как дети. За ними глаз да глаз. Прятать острые предметы.

Из дневников Татьяны Александровой

»

Татьяна Александрова / Иллюстрации к Кузьке

Самый известный герой Татьяны Александровой — домовёнок Кузька, который прекраснейшим образом живёт в обычной квартире в городском многоэтажном доме. Галереи иллюстраций домовенка Кузьки разных годов и художников.

  • Кузька и другие / Т. Александрова. Художник Галина Александрова
  • Сказка катя в игрушечном городе

    Кузька и другие / Т. Александрова. Художник Галина Александрова

  • Сказка катя в игрушечном городе

    Кузька и другие / Т. Александрова. Художник Галина Александрова

  • Сказка катя в игрушечном городе

    Кузька и другие / Т. Александрова. Художник Галина Александрова

  • Сказка катя в игрушечном городе

    Кузька и другие / Т. Александрова. Художник Галина Александрова

  • Сказка катя в игрушечном городе

    Кузька и другие / Т. Александрова. Художник Галина Александрова

  • Сказка катя в игрушечном городе

    Кузька и другие / Т. Александрова. Художник Галина Александрова

  • Дом для Кузьки / текст Валентин Берестов. Художник Г.Г. Смолянов. Киноцентр, 1992 год
  • Сказка катя в игрушечном городе

    Дом для Кузьки / текст Валентин Берестов. Художник Г.Г. Смолянов. Киноцентр, 1992 год

  • Сказка катя в игрушечном городе

    Дом для Кузьки / текст Валентин Берестов. Художник Г.Г. Смолянов

  • Сказка катя в игрушечном городе

    Дом для Кузьки / текст Валентин Берестов. Художник Г.Г. Смолянов

  • Сказка катя в игрушечном городе

    Дом для Кузьки / текст Валентин Берестов. Художник Г.Г. Смолянов

  • Сказка катя в игрушечном городе

    Дом для Кузьки / текст Валентин Берестов. Художник Г.Г. Смолянов

  • Сказка катя в игрушечном городе

    Дом для Кузьки / текст Валентин Берестов. Художник Г.Г. Смолянов

  • Домовёнок Кузька Татьяны Александровой на японском языке. Художник Fujie Yamauchi
  • Сказка катя в игрушечном городе

    Домовенок Кузька Татьяны Александровой на японском языке. Художник Fujie Yamauchi

  • Сказка катя в игрушечном городе

    Художник Fujie Yamauchi

  • Сказка катя в игрушечном городе

    Художник Fujie Yamauchi

  • Сказка катя в игрушечном городе

    Художник Fujie Yamauchi

  • Сказка катя в игрушечном городе

    Художник Fujie Yamauchi

  • Сказка катя в игрушечном городе

    Домовенок Кузька Татьяны Александровой на японском языке. Художник Fujie Yamauchi


  • Домовичок Кузька / Т. Александрова. Художник Флерова Е.Э., 2015 год
  • Сказка катя в игрушечном городе

    Домовичок Кузька / Т. Александрова. Художник Флерова Е.Э.

  • Сказка катя в игрушечном городе

    Домовичок Кузька

  • Сказка катя в игрушечном городе

    Домовичок Кузька / Т. Александрова. Художник Флерова Е.Э.

  • Сказка катя в игрушечном городе

    Домовичок Кузька

  • Сказка катя в игрушечном городе

    Домовичок Кузька

  • Сказка катя в игрушечном городе

    Домовичок Кузька


Татьяна Александрова / Книги

  • Александрова, Т. И. Сундучок с книжками : Катина библиотека / Т. И. Александрова, В. Д. Берестов. — Москва : Малыш, 1971. — 16 с. : ил. – (Книжка-игрушка).
  • Александрова, Т. И. Игрушечная школа : книжка-игрушка / стихи В. Берестова. — Москва : Малыш, 1981. — 18 с. : ил.
  • Александрова, Т. И. Кузька : сказка / Т. И. Александрова ; [худож. Г. Александрова, А. Скориков]. — Москва : Детская литература, 1986. — 128 с. : ил.
  • Александрова, Т. И. Сказки / Т. И. Александрова ; [худож. Т. И. Александрова, Г. И. Александрова]. — Москва : Детская литература, 1989. — 175 с. : ил.
  • Александрова, Т. И., Катя в игрушечном городе : повесть-сказка / Т. И. Александрова, В. Д. Берестов ; рис. Л. Токмаков. — Москва : Детская литература, 1990. — 127 с. : ил.
  • Александрова, Т. И. Друзья зимние, друзья летние : рассказы / Т. И. Александрова ; [рис. авт.]. — Одесса : Вариант-Два Слона, 1992. — 128 с. : ил. — (В кругу семьи).
  • Александрова, Т. И. Застенчивый трубач : стихи, повесть, фантастика, библейские предания / Т. И. Александрова, В. Д. Берестов ; [сост. Р. Н. Ефремова ; худож. Л. А. Токмаков]. — Москва : Дрофа, 2001. — 476 с. : ил.
  • Александрова, Т. И. Карусель : стихи и сказки / Т. И. Александрова, В. Д. Берестов ; [сост. Р. Н. Ефремова ; худож. Г. В. Александрова]. — Москва : Дрофа, 2001. — 443 с. : ил.
  • Александрова, Т. И. Кузька : сказки / Т. И. Александрова, В. Д. Берестов ; [сост. Р. Н. Ефремова ; худож. Г. В. Александрова]. — Москва : Дрофа, 2001. — 348 с. : ил.
  • Александрова, Т. И. Домовенок Кузька : Сказки, рассказы и фантастическая повесть / [худож. Т. И. Александрова, Г. В. Александрова]. — Москва : Астрель : АСТ, 2003. — 573 с. : ил. – (Всемирная детская библиотека).

Книги с иллюстрациями Т. И. Александровой

  • Трутнева, Е. Ф. В родном краю / Е. Трутнева ; [рис. Т. Александровой и В. Минаева]. — Москва : Детгиз, 1949. — 63 с.
  • Бойко, Г. Ф. Про мальчика Василько, девочку Оксану и других ребят / Г. Ф. Бойко ; [худож. Т. Александрова]. — Москва : Детгиз, 1953. — 12 с. : ил.
  • Александрова, Т. И. Сказки / Т. И. Александрова ; [худож. Т. Александрова и Н. Александрова]. — Москва : Детская литература, 1989. — 175 с. : ил.
  • Берестов, В. Д. Первый листопад : стихи / [рис. Т. И. Александровой]. — Москва : Детская литература, 1990. — 94 с. : ил.
  • Берестов, В. Д. Застенчевый трубач / [худож. Т. И. и Н. И. Александровы, И. Я. Билибин]. — Москва, 2001. — 484 с. : ил. — (Б-ка журнала «Вагант-Москва»).
  • Благинина, Е. А. Бабушка-Забота : стихи / Е. А. Благинина ; [худож. Т. B. Александрова]. — Москва : Дет. лит., 1996. — 14 с. : ил. — (Для маленьких).

О жизни и творчестве

  • Берестов, В. Д. Лучшая из женщин: годы жизни с Татьяной Александровой / В. Д. Берестов // Избр. произв. : в 2 т. : Т. 2. – Москва : Изд-во им. Сабашниковых: Вагриус, 1998. — С. 438–481.

Татьяна Александрова / Экранизации произведений

  • Дом для Кузьки. / автор сценария В. Берестов ; режиссер А. Зябликова ; оператор Л. Кольвинковский ; художник-постановщик Г. Смолянов ; мультипликаторы В. Кадухин, О. Анашкина, А. Соловьева ; композитор С. Томин ; киностудия «Экран». — Москва : Творческое объединение «Экран», 1984. — Цветной, зв. — Загл. с титул. экрана. Мультфильм вышел в 1984 г. — Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео.
  • Приключения домовенка. / автор сценария: М. Вишневецкая ; режиссер А. Зябликова ; оператор Л. Кольвинковский, К. Инешин ; художник-постановщик Г. Смолянов ; мультипликаторы Л. Африна, О. Анашкина ; композитор М. Меерович ; киностудия «Экран». — Москва : Творческое объединение «Экран», 1985. — Цветной, зв. — Загл. с титул. экрана. Мультфильм вышел в 1985 г. — Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео.
  • Сказка для Наташи. / автор сценария В. Берестов ; режиссер А. Зябликова ; оператор Л. Кольвинковский ; художник-постановщик Г. Смолянов ; мультипликаторы В. Кадухин, А. Соловьева ; композитор М. Меерович ; киностудия «Экран». — Москва : Творческое объединение «Экран», 1986. — Цветной, зв. — Загл. с титул. экрана. Мультфильм вышел в 1986 г. — Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео.
  • Возвращение домовенка. / автор сценария: М. Вишневецкая ; режиссер А. Зябликова ; оператор К. Инешин ; художник-постановщик Г. Смолянов ; мультипликаторы В. Кадухин, А. Гришко, Ф. Гасанов ; композитор М. Меерович ; киностудия «Экран». — Москва : Творческое объединение «Экран», 1987. — Цветной, зв. — Загл. с титул. экрана. Мультфильм вышел в 1987 г. — Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео.

Диафильмы

  • Александрова, Т. И. Катя в игрушечном городе / [автор Т. Александрова, В. Берестов ; худож. Т. Зеброва]. — Диафильм : электронный. — Москва : Диафильм, 1976 (Москва : РГДБ). — 1 дф. (45 кд.) : цв. Оригинал хранится в РГДБ.
  • Александрова, Т. И. Катя в гостях у матрешек / [автор Т. Александрова, В. Берестов ; художник Т. Зеброва]. — Диафильм : электронный. — Москва : Диафильм, 1977 (Москва : РГДБ). — 1 дф. (45 кд.) : цв. Оригинал хранится в РГДБ.
  • Александрова, Т. И. Нескушанный сад / [автор Т. Александрова ; художник Л. Муратова]. — Диафильм : электронный. — Москва : Диафильм, 1978 (Москва : РГДБ). — 1 дф. (45 кд.) : цв. Оригинал хранится в частной коллекции КфД.
  • Александрова, Т. И., Кузька : по сказке Т. Александровой / [автор Т. Александрова ; художник Д. Савченко]. — Диафильм : электронный. — Москва : Диафильм, 1991 (Москва : РГДБ). — 1 дф. (43 кд.) : цв. Оригинал хранится в РГДБ.

  • Сказка катаева про женю и землянику как называется
  • Сказка карлик нос сколько страниц в книге
  • Сказка катаев дудочка и кувшинчик
  • Сказка катаева дудочка и кувшинчик текст
  • Сказка карик и валя читать