Сказка катаева про женю и землянику как называется

Катаев в.п. дудочка и кувшинчик валентин петрович катаев - дудочка и кувшинчик читать с иллюстрациями валентин катаев дудочка и

Катаев В.П. – Дудочка и кувшинчик

Валентин Петрович Катаев — Дудочка и кувшинчик (читать с иллюстрациями)

Валентин Катаев
Дудочка и кувшинчик

Поспела в лесу земляника.

Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко.

Пришли они в лес и стали собирать ягоду: кто раньше наберет.

Выбрала мама Жене полянку получше и говорит:

— Вот тебе, дочка, отличное местечко. Здесь очень много земляники. Ходи собирай.

Женя вытерла кувшинчик лопухом и стала ходить.

Ходила-ходила, смотрела-смотрела, ничего не нашла и вернулась с пустым кувшинчиком.

Видит — у всех земляника. У папы четверть кружки. У мамы полчашки. А у маленького Павлика на блюдечке две ягоды.

— Мама, а мама, почему у всех у вас есть, а у меня ничего нету? Ты мне, наверное, выбрала самую плохую полянку.

— А ты хорошенько искала?

— Хорошенько. Там ни одной ягоды, одни только листики.

— А под листики ты заглядывала?

— Не заглядывала.

— Вот видишь! Надо заглядывать.

— А почему Павлик не заглядывает?

— Павлик маленький. Он сам ростом с землянику, ему и заглядывать не надо, а ты уже девочка довольно высокая.

А папа говорит:

— Ягодки — они хитрые. Они всегда от людей прячутся. Их нужно уметь доставать. Гляди, как я делаю.

Тут папа присел, нагнулся к самой земле, заглянул под листики и стал искать ягодку за ягодкой, приговаривая:

— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвертая мерещится.

— Хорошо, — сказала Женя. — Спасибо, папочка. Буду так делать.

Пошла Женя на свою полянку, присела на корточки, нагнулась к самой земле и заглянула под листики. А под листиками ягод видимо-невидимо. Глаза разбегаются. Стала Женя рвать ягоды и в кувшинчик бросать. Рвет и приговаривает:

— Одну ягоду беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвертая мерещится.

Однако скоро Жене надоело сидеть на корточках.

«Хватит с меня, — думает. — Я уж и так, наверное, много набрала».

Встала Женя на ноги и заглянула в кувшинчик. А там всего четыре ягоды.

Совсем мало! Опять надо на корточки садиться. Ничего не поделаешь.

Села Женя опять на корточки, стала рвать ягоды, приговаривать:

— Одну ягоду беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвертая мерещится.

Заглянула Женя в кувшинчик, а там всего-навсего восемь ягодок — даже дно еще не закрыто.

«Ну, — думает, — так собирать мне совсем не нравится. Все время нагибайся да нагибайся. Пока наберешь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно. Лучше я пойду поищу себе другую полянку».

Пошла Женя по лесу искать такую полянку, где земляника не прячется под листиками, а сама на глаза лезет и в кувшинчик просится.

Ходила-ходила, полянки такой не нашла, устала и села на пенек отдыхать. Сидит, от нечего делать ягоды из кувшинчика вынимает и в рот кладет. Съела все восемь ягод, заглянула в пустой кувшинчик и думает: «Что же теперь делать? Хоть бы мне кто-нибудь помог!»

Только она это подумала, как мох зашевелился, мурава раздвинулась, и из-под пенька вылез небольшой крепкий старичок: пальто белое, борода сизая, шляпа бархатная и поперек шляпы сухая травинка.

— Здравствуй, девочка, — говорит.

— Здравствуй, дяденька.

— Я не дяденька, а дедушка. Аль не узнала? Я старик боровик — коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами. О чем вздыхаешь? Кто тебя обидел?

— Обидели меня, дедушка, ягоды.

— Не знаю… Они у меня смирные. Как же они тебя обидели?

— Не хотят на глаза показываться, под листики прячутся. Сверху ничего не видно. Нагибайся да нагибайся. Пока наберешь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.

Погладил старик боровик, коренной лесовик свою сизую бороду, усмехнулся в усы и говорит:

— Сущие пустяки! У меня для этого есть специальная дудочка. Как только она заиграет, так сейчас же все ягоды из-под листиков и покажутся.

Вынул старик боровик — коренной лесовик из кармана дудочку и говорит:

— Играй, дудочка!

Дудочка сама собой заиграла, и, как только она заиграла, отовсюду из-под листиков выглянули ягоды.

— Перестань, дудочка!

Дудочка перестала, и ягодки спрятались.

Обрадовалась Женя.

— Дедушка, дедушка, подари мне эту дудочку!

— Подарить не могу. А давай меняться: я тебе дам дудочку, а ты мне кувшинчик — он мне очень понравился.

— Хорошо. С большим удовольствием.

Отдала Женя старику боровику — коренному лесовику кувшинчик, взяла у него дудочку и поскорей побежала на свою полянку. Прибежала, стала посередине, говорит:

— Играй, дудочка!

Дудочка заиграла, и в тот же миг все листики на полянке зашевелились, стали поворачиваться, как будто бы на них подул ветер.

Сначала из-под листиков выглянули самые молодые, любопытные ягодки, еще совсем зеленые. За ними высунули головки ягоды постарше — одна щечка розовая, другая белая. Потом выглянули ягоды вполне зрелые — крупные и красные. И наконец с самого низу показались ягоды-старики, почти черные, мокрые, душистые, покрытые желтыми семечками.

И скоро вся полянка вокруг Жени оказалась усыпанной ягодами, которые ярко горели на солнце и тянулись к дудочке.

— Играй, дудочка, играй! — закричала Женя. — Играй быстрей!

Дудочка заиграла быстрей, и ягод высыпало еще больше — так много, что под ними совсем не стало видно листиков.

Но Женя не унималась:

— Играй, дудочка, играй! Играй еще быстрей!

Дудочка заиграла еще быстрей, и весь лес наполнился таким приятным проворным звоном, точно это был не лес, а музыкальный ящик.

Пчелы перестали сталкивать бабочку с цветка; бабочка захлопнула крылья, как книгу; птенцы малиновки выглянули из своего легкого гнезда, которое качалось в ветках бузины, и в восхищении разинули желтые рты; грибы поднимались на цыпочки, чтобы не проронить ни одного звука, и даже старая лупоглазая стрекоза, известная своим сварливым характером, остановилась в воздухе, до глубины души восхищенная чудной музыкой.

«Вот теперь-то я начну собирать!» — подумала Женя и уже было протянула руку к самой большой и самой красной ягоде, как вдруг вспомнила, что обменяла кувшинчик на дудочку и ей теперь некуда класть землянику.

— У, глупая дудка! — сердито закричала девочка. — Мне ягоды некуда класть, а ты разыгралась. Замолчи сейчас же!

Побежала Женя назад к старику боровику — коренному лесовику и говорит:

— Дедушка, а дедушка, отдай назад мой кувшинчик! Мне ягоды некуда собирать.

— Хорошо, — отвечает старик боровик — коренной лесовик, — я тебе отдам твой кувшинчик, только ты отдай назад мою дудочку.

Отдала Женя старику боровику — коренному лесовику его дудочку, взяла свой кувшинчик и поскорее побежала обратно на полянку.

Прибежала, а там уже ни одной ягодки не видно — одни только листики. Вот несчастье!

Дудочка есть — кувшинчика не хватает. Как тут быть?

Подумала Женя, подумала и решила опять идти к старику боровику — коренному лесовику за дудочкой.

Приходит и говорит:

— Дедушка, а дедушка, дай мне опять дудочку!

— Хорошо. Только ты дай мне опять кувшинчик.

— Не дам. Мне самой кувшинчик нужен, чтобы ягоды в него класть.

— Ну так я тебе не дам дудочку.

Женя взмолилась:

— Дедушка, а дедушка, как же я буду собирать ягоды в свой кувшинчик, когда они без твоей дудочки все под листиками сидят и на глаза не показываются? Мне непременно нужно и кувшинчик, и дудочку.

— Ишь ты какая хитрая девочка! Подавай ей и дудочку, и кувшинчик! Обойдешься и без дудочки, одним кувшинчиком.

— Не обойдусь, дедушка.

— А как же другие-то люди обходятся?

— Другие люди к самой земле пригибаются, под листики сбоку заглядывают да и берут ягоду за ягодой. Одну ягоду берут, на другую смотрят, третью замечают, а четвертая мерещится. Так собирать мне совсем не нравится. Нагибайся да нагибайся. Пока наберешь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.

— Ах вот как! — сказал старик боровик — коренной лесовик и до того рассердился, что борода у него вместо сизой стала черная-пречерная. — Ах вот как! Да ты, оказывается, просто лентяйка! Забирай свой кувшинчик и уходи отсюда! Не будет тебе никакой дудочки!

С этими словами старик боровик — коренной лесовик топнул ногой и провалился под пенек.

Женя посмотрела на свой пустой кувшинчик, вспомнила, что ее дожидаются папа, мама и маленький Павлик, поскорей побежала на свою полянку, присела на корточки, заглянула под листики и стала проворно брать ягоду за ягодой. Одну берет, на другую смотрит, третью замечает, а четвертая мерещится…

Скоро Женя набрала полный кувшинчик и вернулась к папе, маме и маленькому Павлику.

— Вот умница, — сказал Жене папа, — полный кувшинчик принесла. Небось устала?

— Ничего, папочка. Мне кувшинчик помогал.

И пошли все домой: папа с полной кружкой, мама с полной чашкой, Женя с полным кувшинчиком, а маленький Павлик с полным блюдечком.

А про дудочку Женя никому ничего не сказала.

Катаев В.П. – Дудочка и кувшинчик

4.2 (83.3%) от 91 голосующих

Викторина для 4 класса

Никифорова Ирина Николаевна
Место работы:
учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 13″г. Вышний ВолочёкЦели:

1. развитие логического мышления и творческих способностей;
2. воспитание чувства товарищества, взаимоуважения, толерантного отношения друг к другу;
3. формировать у учащихся умение организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их.
Ход мероприятия:

Участвуют две команды по 6 человек. Сидят за отдельными столами. Ведущий объявляет начало конкурса и предлагает командам выбрать серию в которой они хотят проверить свои знания:
1. Географическая серия
2. Ботаническая серия
3. Зоологическая серия
4. Сказочная серия
5.Занимательная серия
6. Блиц гейм.
Каждая серия содержит по 5 вопросов, можно назвать номер любого вопроса и после обсуждения дать на него ответ. На обдумывание дается не более 2-х минут. Начинает отвечать та команда, которая справилась первой. В случае неправильного ответа, возможность ответить передается второй команде. Каждая команда по очереди выбирает серию и номер вопроса. Жюри подсчитывает очки. Блиц гейм состоит из 12 вопросов, на которые нужно дать ответ сразу.Пи выборе блиц гейма каждая команда отвечает на свои 12 вопросов. В конце подводится итог и награждаются победители.
Серия «Географическая» — 2 очка ка каждый правильный ответ.

1. Назовите фамилию купца, нашего земляка, совершившего «Хожения за три моря» (А. Никитин).
2. Назовите известные вам «цветные» моря (Черное, Красное, Белое, Мраморное, Желтое).
3. Какой город-порт называют Северными воротами страны? (Мурманск).
4. Какой город страны менял свое название 4 раза? (Санкт-Петербург)
5. Назовите самое глубоководное озеро нашей страны. (Байкал).
Серия «Ботаническая» — 3 очка за каждый правильный ответ.

1. Назовите самую крупную ягоду. (Арбуз)
2. Как называется крупа, приготовленная из просо? (Пшено).

3. Какие ягоды не боятся мороза? (Рябина, калина).
4. Хвоя какого дерева опадает? (Лиственница).
5. Какие цветы носят женские и мужские имена? (Иван-да-Марья, Иван-чай, Анютины глазки).
Серия «Зоологическая» — 2 очка за каждый правильный ответ.

1. Почему зайцу легче бежать с горы, чем под гору? (Задгие лапы намного длиннее передних, с горы он часто кувыркается).
2. Где у кузнечика уши? (На передних лапах).
3. Откуда родом сибирская кошка? (Из Южной Азии).
4. Какая плица выводит птенцов зимой? (Клёст).
5. Какая птица не может взлетать с земли? (Стриж)
Серия «Сказочная» — 1 очка за каждый правильный ответ.

1. В какой стране жили бременские музыканты? (Германия).
2. Как звали пантеру из сказки Киплинга «Маугли»? (Багира).
3. Назовите любое волшебное заклинание.
4. Позовите Сивку Бурку. (Сивка Бурка вещий каурка, встань передо мной как лист перед травой.
5. Как звали гномов из сказки про Белоснежку? (как дни недели).
Серия «Занимательная» — 1 очко за каждый правильный ответ.

1. Горело 5 лампочек, 2 потухли. Сколько лампочек осталось? (5).
2. Сколько поворотов на улице Большая Садовая, где расположен Дом творчества?(два — правый и левый).
3. Сколько приблизительно дверных ручек в школе? (В 2 раза больше, чем дверей).
4. Когда мы называем мальчика женским именем? (Когда он много спит — соня).
5. Где на земле самые длинные сутки? (Везде одинаковые).
Блиц — гейм — 1 очко за каждый правильный ответ.

1. Кто открыл Америку? (Колумб).
2. Как называется великан, с которым встречался Одиссей? (Циклоп).
3. Кто такой Владимир Шаинский? (Композитор).
4. Почему скрипичный ключ еще называют ключ — соль? (Пишется на второй линейке нотного стана, где и нота соль).
5. Как называется старинный русский щипковый музыкальный инструмент? (Гусли).
6. Кто автор книги «Алиса в стране чудес»? (Льюис Кэрол)
7. Сколько братьев у Эльзы в сказке «Дикие лебеди»? (11).
8. Как называется одна из самых маленьких живородящих аквариумных рыбок? (Гуппи).
9. Какое колесо у машины не вращается при спуске с горы? (Запасное).
10. Какая птица самая большая в мире? (Страус).
11. Кто автор цикла книг о Незнайке? (Н. Носов).
12. Как называется цветок на котором гадают? (ромашка).

1. Кит — это рыба? (Млекопитающее).
2. В каком году в Москве проводились олимпийские игры? (1980).
3. Как звали последнего русского царя? (Николай Романов).
4. Какой цвет получится при слиянии желтого и синего? (Зеленый).
5. Назовите автора картины «Бурлаки на Волге»? (И.Е. Репин).
6. Кто автор водной системы в Вышнем Волочке? (М. Сердюков).
7. В каком году был совершен первый полет человека в космос? (1961).
8. Назовите родину Олимпийских игр? (Греция).
9. Назовите былинного героя, победившего Соловья разбойника? (Илья Муромец).
10. Как зовут Деда Мороза в США? (Санта Клаус).
11. Из чего делается манная крупа? (Из пшеничной муки).
12. Как называется площадка для игр в теннис? (корт).

Интеллектуальная игра-викторина «Эрудиты» для детей начальной школы

Описание

: игра проводится между мальчиками и девочками класса и самым умным ребенком класса в конце учебного года.

Цель

: закрепление пройденного материала по изучаемым предметам, выявление пробелов в знаниях и определение самого умного ребенка в классе.

Сказочная разминка:

1
. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)
13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)
18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)
20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

21. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
22. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
23. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
24. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
25. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
26. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
27. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
28. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
29. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
30. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
31. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
32. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
33. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
34. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? (В лебедей)
35. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
36. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал?

(Из тыквы)
37. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
38. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)
39. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
40. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)

41.На какую работу нанял поп Балду?
(Повар, конюх, плотник.)

Викторина по русскому языку:

1.Какими словами можно заменить фразеологизм «точить лясы»?
(Развлекаться разговорами)
2.Назови антоним слову «веселье»? (Веселье – уныние)
3.Слог первый мой – предлог,
Второй и третий — летний дом.
А целое порой
Решается с трудом. (Задача)


4.Чем обозначаются звуки на письме? (Буквами)

5.На какие вопросы отвечает подлежащее? (Кто? Что?)
6.Какая часть речи не имеет окончания? (Наречие)


7.Что такое однокоренные слова? (Слова близкие по смыслу и имеющие один и тот же корень)
8.Для чего служат предлоги? (Для связи слов в предложении)
9.Какая частица придает глаголу отрицательный смысл? Как она пишется с глаголами? (частица НЕ, пишется раздельно)

10.На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
(Что делать? Что сделать?)

Викторина по математике:

1.Назови как можно больше слов на букву С, связанных с математикой? (Семь, сколько, сантиметр, скорость, сравнение…)
2.Шли семеро братьев. У каждого брата было по одной сестре.
Сколько шло человек? (Восемь)
3.Карандаш разрезали на две части. Сколько сделали надрезов? (Один)


4.Что тяжелее: 1кг ваты или 1 кг железа? (Вес одинаков)
5.Рыболов за 2 минуты поймал 4 рыбки. За сколько минут он поймает 8 таких же рыбок? (На вопрос задачи ответить нельзя)
6.Задумано число, в котором 2 десятка, а единиц в 4 раза больше. Какое задумано число? (28)


7.Что такое прямоугольник? (Прямоугольник это фигура, у которой противоположные стороны равны и углы прямые)
8.Вид ее, как запятая, хвост крючком и не секрет, любит всех она лентяев, а лентяи ее – нет.(2)
9.Произведение каких однозначных чисел дает число 6?(6*1=6)


10.Через два года Сережа будет вдвое старше, чем он был два года назад. Сколько лет тогда будет Сереже?(* лет)

Викторина по окружающему миру

:


1.Какая птица самая большая в мире? (Страус)
2.Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек)
3.О каких птицах говорят, что они «молодой весны гонцы»? (Жаворонки)



4.Кого считают царем зверей? (Лев)
5.Кого в шутку называют «косым»? (Заяц)
6.На сколько градусов может поворачивать голову сова? (На 180 градусов)


7.Какое животное может дышать тремя способами: кожей, легкими и ртом? (Лягушка)
8.Какой зверь, если бы проводился конкурс по профессиям, был бы признан лучшим лесорубом?(Бобр)
9.Атмосферные осадки в виде водяных капель, струй? (Дождь)


10.Какая рыба носит имя человека? (Карп)

Викторина по истории:

1.Что такое герб? (Символ государства)
2.Какие цвета у Российского флага? (Белый, синий, красный)
3.Что такое «Аз», «Буки» и «Веди»? (Буквы славянской азбуки)


4.Кто изображен на Российском гербе? (Двуглавый орел)
5. Кто написал картину «Богатыри»? (В. Васнецов)
6.Как называлась первая печатная книга? (Апостол)


7.Кому принадлежат слова: «Тяжело в учении, легко в бою»?
(А. Суворову)
8. Назовите первых русских князей:
(Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав.)
9.Какой год считается годом Крещения Руси? (988 год)


10.Какое важное событие отмечала наша страна в 2015 году?
(70-летие победы в Великой Отечественной войне)

Викторина литературная

:

1.Какому известному веселому коротышке принадлежала голубая шляпа? Он с ней никогда не расставался. И даже, когда на Луну полетел, он шлем от скафандра на шляпу надел? (Н. Носов «Приключения Незнайки».)

2.Какая обувь служила вкусным и питательным продуктом для крокодилов? (Калоши. К. Чуковский, «Телефон».)

3.Чей костюм был набит соломой? (Страшила. В. Волков, «Волшебник Изумрудного города».)

4.Какой герой «… Вместо валенок перчатки / Натянул себе на пятки»? (С. Я. Маршак, «Человек рассеянный».)

5.Кто был обладателем лягушачьей кожи? (Василиса Прекрасная. «Царевна-лягушка».)

6

.Она пришла из сказки Г. X. Андерсена. Ее имя означает меру длины, равную 2,5 см. Как ее зовут? (Дюймовочка.)

7. Как называется сказка А.С. Пушкина про сварливую старуху и бедного старика? («Сказки о рыбаке и рыбке»)

8.Игрушка — главный герой книги, которому дали очень смешное имя, потому что он упал со стола? (Чебурашка.)

9. Кто из литературных героев 28 лет провел на необитаемом острове? (Робинзон Крузо.)

10.В каком произведении С. Михалков рассказал о человеке огромного роста? (Дядя Степа.)

11. У кого на голове вместо шапки была медная воронка? (Железный дровосек. В. Волков «Волшебник Изумрудного города»).

12.Наследник трех толстяков? (Тутти.)

Конкурс «Выявление эрудитов»:




1. Как называется универсальный школьный предмет, который кроме прямого назначения может заменить зонтик, мяч, подушку, стульчик и еще много чего другого?
Портфель.


2. Этим словом можно назвать и учителя, и ученика, и милиционера, и врача.
Дежурный.


3. Самое любимое слово любого ученика.
Каникулы.

4. Как называется распорядитель школьной жизни, которому подчиняется сам директор.
Звонок.

5. В руки ее не возьмешь, но чем меньше принесешь из школы, тем больше достанется дома.
Оценка.

6. Бывает толстый и тонкий, бывает научный, детский, классный.
Его любит носить учитель…
Журнал

7. Учреждение, куда принимают неграмотных.
Школа.

8. Бывает простая, бывает составная, а иногда непосильная для всей семьи.
Задача.

9. Бывают устные, бывают письменные. Если их не выполнить, можно получить двойку. Родители иногда их проверяют.
Домашние задания.

Подведение итогов. Награждение победителей.

Интеллектуальная викторина «Эрудит» с ответами (для 4 класса)

За каждый правильный ответ в викторине команда получает 1 балл.

1. Средство передвижения, имеющее два колеса, но без мотора и без педалей.
2. Колючий садовый ягодный кустарник.
3. Устройство в здании для быстрого подъема людей и грузов.
4. Небесное тело, расположенное ближе всего к Земле.
5. Спектакль, в котором действующие лица не разговаривают, а только поют.
6. Круглая цирковая площадка для выступлений.
7. Человек, стоящий спиной к зрителям, а лицом к музыкантам.
8. Самый маленький из существующих на Земле материков.
9. Музыкальный ансамбль, состоящий из 3-х исполнителей?
10. Автор сказок о Незнайке и его друзьях.
11. Что меньше 60 центнеров или 6 тонн?
12. Самый большой на Земном Шаре океан.
13. От какого дикого зверя берут происхождение собаки?
14. Профессия человека, создающего новые машины, самолеты?
15. Что делает человек всю жизнь, не останавливаясь?
16. Древесина, какого дерева больше всего подходит для производства спичек?
17. Без этого предмета не сыграешь на скрипке.
18. Из нежной сердцевины этого травянистого растения Древние египтяне делали свитки, а потом на них писали.
19. Какое полезное ископаемое используют для производства пластилина?
20. Летучая мышь – это птица или млекопитающее.

Ответы:

1.Самокат. 2. Крыжовник. 3. Лифт. 4. Луна. 5. Опера. 6. Арена. 7. Дирижер. 8. Австралия. 9. Трио. 10. Н. Носов. 11. Одинаково. 12. Тихий. 13. От волка. 14. Конструктор. 15. Дышит. 16. Осины. 17. Без смычка. 18. Из папируса. 19. Глину. 20. Млекопитающее.

Викторина «Эрудит» для учащихся начальных классов.

Цели:
формировать умения учащихся полно и точно отвечать на поставленные вопросы; развивать устную речь, творческие способности и логическое мышление детей, умение работать в коллективе.

Ход мероприятия.

Звучит аудиозапись песни «Чему учат в школе». Ребята входят в кабинет, рассаживаются по местам.

Ведущий.

Здравствуйте, ребята! Не за морями, не лесами, не за высокими горами раскинулась прекрасная страна Начальная Школа. Четыре года назад отправились мы все в страну Знаний. За эти годы мы многому научились. Вы изучали серьезные науки. Сегодня мы узнаем, кто из вас был более внимательным на уроках, добросовестно выполнял домашние задания, много читал.

Кто станет самым эрудированным. Желаю вам удачи! За работу, в добрый час!

1.Отборочный тур.

1.1. Формирование команды.

Пришло время узнать участников викторины. Я сейчас буду задавать вопросы учащимся каждого класса. Ученик, который дал правильный ответ, становится участником викторины.

1. Как звали собаку из мультфильма «Простоквашино»?

2. Какое дерево сбрасывает на зиму хвою?

3. В каком месяце меньше всего дней?

4. Цапля, стоящая на одной ноге, весит 10 кг. Сколько весит цапля, стоящая на двух ногах?

5. Что убаюкивало елочку в новогодней песенке?

6. Судя по поговорке, за сколькими зайцами не стоит гнаться?

7. Как называется картина с изображением человека?

8. В детском саду на батарее сушатся 12 варежек. Сколько это пар?

9. Какое полное имя у Риты?

10. Эти грибы растут дружной семейкой на пне?

1.2. Представление жюри.

Оценивать наших конкурсантов-участников будет компетентное жюри (ведущий называет фамилию, имя, отчество, должность
членов жюри
).

1.3. Представление участников
(ребенок называет имя, фамилию,
класс
).

Поприветствуем участников громкими аплодисментами.

2. Задания и вопросы.

Каждому участнику будут заданы вопросы по различным предметам. После каждого конкурса выбывают 3 участника, набравшие меньшее количество баллов. За правильный ответ 5 баллов.

Конкурс № 1 ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.

Ученик:

Чтение – прекрасный урок:

Много полезного в каждой из строк,

Будь это стих или рассказ,-

Вы учите их, они учат вас.

Все взрослые и дети любят сказки. Как вы их знаете, я и проверю.

1. Голова его набита опилками (Вини-Пух
)

2. У него на голове зеленый хохолок, подергав за который, наплачешься вдоволь. (Чиполлино
)

3. Девочка, волосы которой были необычного, голубого цвета. (Мальвина
)

4. Полосатый свирепый хищник, ненавидящий Маугли. (Тигр Шер
Хан
)

5. Кто из русских богатырей обладал не силой, а смекалкой (Алеша
Попович
)

7. В сказке «Гуси-лебеди» была молочная река, и какие берега? (Кисельные
)

8. Назовите музыкальный инструмент Папы Карло (Шарманка
)

9. Какой предмет всегда носил с собой Оле-Лукойе? (Зонтик
)

10. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок
)

Слово жюри. Выбывают 2 человека. Остается 8 человек.

Конкурс № 2. Русский язык.

Ученик:

Люблю тебя, грамматика,

Ты умная и строгая,

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я!

1.Сколько слогов в слове аист? (2
)

2. Сколько звуков в слове ежик? (5
)

3. Это гласная никогда не может стоять в начале слова. (ы
)

4. Я часть речи, которая обозначает предмет. (Имя
существительное
)

5. С буквой У- на нем сидят, с буквой О – за ним сидят. (Стул-стол
)

6. С глухим – траву он срезает, со звонким – листья объедает. (Коса-коза
)

7. Назови всегда твердые согласные. (Ш, Ж, Ц
)

8. Главный член предложения, который отвечает на вопрос что делает? (Сказуемое
)

Слово жюри. Выбывают 2 человека. Остается 6 человек.

Конкурс № 3 Математика.

Ученик:

Математику, друзья,

Не любить никак нельзя!

Очень строгая наука, очень точная наука,

Интересная наука – это математика!

1. Собрали вместе 7 стогов сена и еще 11 стогов. Сколько стогов получилось? (Один
)

2. В какую фигуру превратится квадрат, если его высоту увеличить втрое? (В прямоугольник
)

3. Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно
)

4. Он давно знакомый мой, каждый угол в нем прямой. Все четыре стороны одинаковой длины. (Квадрат
)

5. Проживают в трудной книжке хитроумные братишки. Десять их, но братья эти сосчитают все на свете. (Цифры
)

6. Сколько орехов в пустом стакане? (0
)

Слово жюри. Выбывают 2 человека. Остается 4 человека.

Конкурс № 4 Окружающий мир.

1. Для какой цели городской ласточке требуется глина? (Для строительства гнезда
)

2. Как называется второй по яркости объект на небе Земли? (Луна
)

3. Зачем тигру полоски, а жирафу пятна? (Для маскировки
)

4. Кого на свете больше всех: зверей, людей, насекомых, птиц. (Насекомых
)

Слово жюри. Выбывают 2 человека. Остается 2 человека.

Конкурс № 5 «Самый умный». Финал.

Этот конкурс состоит из двух заданий «Доскажи пословицу» и «Самый артистичный».

1 задание «Доскажи пословицу
».

Утро вечера …… (мудренее
).

Труд кормит,…..(а лень портит
).

Не спеши языком, торопись….(делом
).

Не учись разрушать, а учись …. (строить
).

Нет друга ищи, а нашел ….(береги
).

2 задание «Самый артистичный».

Изобрази:

Человека, которому жмут ботинки.

Человека, который сыто пел.

Человека, который случайно пнул кирпич.

Двоечника, получившего пять.

Подведение итогов.

Все были молодцы! Отвечали великолепно. Но конкурс есть конкурс. В конкурсе всегда есть победители.

Пока наше жюри подводит итоги. Ребята покажут вам сценку «Веселый урок русского языка».

Сценка.

Учитель:
Я вам дам слова, а вы из них должны будете составить рассказ интересный и веселый.

Запомните эти слова: метро, пальто, кино, кашне, кенгуру, шоссе, шимпанзе, домино, фортепиано, пенсне, кафе.

1 ученица
: Тут и запоминать нечего!

2 ученица:
И сейчас из этих слов мы не только рассказ, поэму в стихах напишем!

1 ученица:
Правильно! Слушайте!

Как-то рано по утру с другом сели мы в метру.

2 ученица:
И поехали в метре
фильм смотреть о кенгуре
.

Вот сидим мы с ним в кине
без пальта
и без кашна
.

1 ученица:
А вернее, я и ты без кашны
и без пальты
.

2 ученица:

Любит кина детвора, Если в кинах
кенгура
Ходит-бродит по шоссу,
Носит в сумках шимпанзу

1 ученица:

Кенгуру в кафе зашел

Занял там свободный стол.

2 ученица:

И сидит там с доминой
,

с шимпанзой
и какадой
.

1 ученица:

Вдруг, огромный обезьян

стал играть на фортепьян
.

2 ученица:

Тут и взрослый, сняв пенсню

Хохотал на все киню.

Интересное кино.

1 ученица:

Жаль, что кончилось оно!

В гардероб пора бежать

Будут польта
выдавать.

Учитель:
Ну что друзья, у вас поучилось как раз про то, как не надо говорить.

1 и 2 ученица:
Почему?

Учитель:
Да потому, что все эти слова не изменяются по падежам.

Ученицы:

Сколько правил! Правил сколько! С непривычки бросит в дрожь. Будь внимательней и только, Все запомнишь, все поймешь!

Слово предоставляется жюри: подведение итогов, награждение.

Ученик:

Грядущее оно не за горами,

Становятся реальностью мечты.

Мы в школе силу набираем,

Которая нужна для высоты.

Да будем мы серьезнее с годами,

Созреет разум, окрылится мысль,

И эти годы будут, как фундамент,

Тот самый, на котором строят жизнь.

Всем спасибо!

Интеллектуально-развлекательная викторина:

Эрудит-кафе «Мозгодром»

Цель:
активизация культурного досуга; закрепление знаний полученных на уроках.

Задачи:

  1. Обучить рассказыванию с опорой на картинки и слова-подсказки;
  2. Развивать умения разгадывать кроссворды, загадки, головоломки; развивать способность рассуждать; коррекция мыслительных операции, внимания; пополнить словарный запас;
  3. Воспитывать потребность в общении, стремление к активной деятельности.

Предварительная подготовка:
помещение оформлено под настоящее кафе: в нем 2 столика, накрытых скатертью, на столе вместо столовых приборов стоит подставка с ручками. Красочно оформленное меню. Два кроссворда, картинки с ягодами к кроссворду. Рисунок со звездой, на которой зашифровано название десерта.

Действующие лица:

Шеф-повар – Климова Оксана Владимировна;

Официант – Малютина Анна Анатольевна.

Ход мероприятия:

  1. Орг.момент

ШЕФ-ПОВАР:
Добрый день, уважаемые посетители! Вас приветствует эрудит-кафе под названием «Мозгодром»! сегодня в нашем кафе собрались те, кто любит в свободное время поломать голову над различными интеллектуальными играми, то есть заняться «гимнастикой для ума».

ОФИЦИАНТ:
Сегодня мы вам предлагаем отведать очень вкусные «интеллектуальные блюда»! Готовы разгадать различные головоломки? Тогда приятного аппетита!

ШЕФ-ПОВАР:
правила поведения в кафе:

  1. Для ответа, нужно поднять руку;
  2. За правильный ответ команда получает жетон;
  3. При выкрике с места, команда не получает жетона.
  1. Основная часть

ОФИЦИАНТ:
Познакомьтесь с нашим меню! (Зачитывает вслух меню.)

ШЕФ-ПОВАР:
Салат «Вкусноворд» — первое блюдо из нашего меню. Надеюсь, вы поняли, что основной продукт, из которого приготовлен наш салат, — это различного рода кроссворды.

ОФИЦИАНТ:
правила разгадывания кроссворда:

  1. Отгадывание кроссворда всегда следует начинать с цифры «1» — независимо от того, на какой линии она находится.
  2. Отгадывая слово по горизонтали или вертикали, нужно вписывать по одной букве в отдельную клетку и начинать писать слово в клетке, где стоит номер вопроса.

ШЕФ-ПОВАР:

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти.

Собирать в лукошко дети (ЯГОДЫ)

Значит, о чем будет говориться в кроссворде? Правильно, о ягодах. А теперь внимательно посмотрите на кроссворд №1. Посмотрите на рисунки и запишите в соответствующие строчки название ягод.

Ответы:

  1. Рябина, 2. Виноград, 3. Шиповник, 4. Смородина, 5. Крыжовник.

ОФИЦИАНТ:
а теперь давайте попробуем отгадать следующий кроссворд №2.

По вертикали:
1. Что попросил старик у Золотой рыбки в первый раз? 2. Сезон подсчета цыплят? 3. Что люди каждый день открывают в своем доме? 4. Самое холодное место в городском доме? 6. Что погубило кошкин дом? 9. Дерево с сережками? 10. Что остается на память о съеденной конфетке? 12. Что было нарисовано на холсте в коморке у папы Карло? 13. Что такое опенок? 15. Старый друг лучше новых … 16. Не имей 100 рублей, а имей 100…

По горизонтали:
3. Сколько в русском алфавите гласных букв? 5. Летающий кровопийца наших лесов? 7. Что можно видеть закрытыми глазами? 8. На чем любит спать лежебока? 11. Какую траву очень любят кошки? 14. Переносное укрытие от дождя? 17. Цветок-гадалка? 18. Этот предмет в сказках был даже самолетом. 19. Друзья познаются в …

Ответы:

По вертикали:
1. Корыто, 2. Осень, 3. Дверь, 4. Холодильник, 6. Пожар, 9. Береза, 10. Фантик, 12. Очаг, 13. Гриб, 15. Двух, 16. Друзей

По горизонтали:
3. Десять, 5. Комар, 7. Сон, 8. Бок, 11. Валериана, 14. Зонт, 17. Ромашка, 18. Ковер, 19. Беда.

Поднимаем и опускаем голову.

Приседаем.

Встаем.

Руки в стороны. Поворот вокруг себя.

ШЕФ-ПОВАР:
Устали однако?! Пришло время подвигаться. (Физ.минутка). Тук-тук, тук-тук.

Это дятел сел на сук

Из под коры жучка достал,

Потом над лесом полетал.

ОФИЦИАНТ:
Следующее блюдо – суп-рассольник из «Задач-шуток».

  1. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (2 человека)
  2. Тройка лошадей пробежала 5 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (5 км.)
  3. Если гусь стоит на одной ноге, то он весит 5 кг. Сколько будет весить гусь, если он встанет на две ноги? (5 кг.)
  4. Под каким кустом сидит заяц во время дождя? (мокрым)
  5. Горело семь лампочек. Три погасло, сколько лампочек осталось? (7 лампочек)
  6. Двое играли в шашки. Всего сыграно три партии. Сколько партий сыграл каждый? (3 партии)
  7. Наташа сорвала в саду три сливы и две морковки. Сколько фруктов набрала Наташа? (3 сливы)
  8. На балконе сидели 3 голубя и 2 воробья. К ним прилетела одна бабочка. Сколько стало птичек? (пять птиц)
  9. В группе детского сада лыжи есть у пяти детей. Наступило лето. Сколько детей сможет покататься на лыжах? (летом на лыжах не катаются)
  10. На елке 8 веток. На каждой ветке выросло по одному плоду. Сколько всего выросло яблок? (яблоки на елке не растут)

ШЕФ-ПОВАР:
Десерт «Головоломный»
(каждой команде дается лист с головоломкой)

НО

МО

ЖЕ

РО

ОФИЦИАНТ:
И последнее блюдо: коктейль «Загадочный».

  1. Он большой,

Как мяч футбольный!

Если спелый, все довольны!

Так приятен он на вкус!

Что это? (АРБУЗ)

  1. Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка. (КАПУСТА)

  1. Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали.

А копать под осень стали –

Не одну нашли, а десять

Как ее названье дети? (КАРТОФЕЛЬ)

  1. Он никогда и никого

Не обижал на свете,

Чего же плачут от него

И взрослые и дети? (ЛУК)

  1. Летом в огороде,

Свежие, зеленые.

А зимою – в бочке,

Крепкие, соленые. (ОГУРЕЦ)

  1. Растут на грядке

Зеленые ветки.

А на них

Красные детки. (ПОМИДОР)

  1. Красная мышка

С белым хвостом.

В норке сидит

Под зеленым листом. (РЕДИСКА)

  1. Яркий, спелый, налитой,

Весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики,

Из далекой Африки. (АПЕЛЬСИН)

  1. На припеке у пеньков

Много тонких стебельков,

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки –

Собираем огоньки. (ЗЕМЛЯНИКА)

  1. Черных ягод пышный куст –

Хороши они на вкус. (СМОРОДИНА)

  1. Заключение

ШЕФ-ПОВАР:
Вот мы и попробовали все блюда из меню нашего эрудит-кафе. Уважаемые гости, сегодня вы показали себя настоящими эрудитами. Таким ребятам почаще можно заглядывать в наше кафе. Здесь вас всегда накормят замечательными интеллектуальными блюдами, отведав которые вы не только будете сытными, но и станете умными, эрудированными, смекалистыми, сообразительными.

Желаем вам терпения, усидчивости и приятного времяпровождения! До новых встреч в нашем эрудит-кафе.

Список
литературы
:

  1. Гайдаренко, Е.П. Игры, забавы, развлечения для детей и взрослых [Текст]/ Е.П. Гайдаренко. – Донецк: Сталкер, 1997. – 448 с.
  2. Мартынова, А.Н. Пословицы. Поговорки. Загадки. [Текст]/ А.Н. Мартынова. – М.: Современник, 1997. – 509 с.
  3. Цыприш, М.М. Детям и взрослым, малым и рослым [Текст]/ М.М. Цыприш. – Кишинев: Лумина, 2000. – 203 с.

Меню

Организация

Эрудит-кафе «Мозгодром»

Советского писателя Валентина Катаева помнят по произведениям для детей старшего возраста. И немногие знают, что он сочинял красивые сказки для малышей. Как говорил сам автор, умению «описывать вещи, видеть, слышать, нюхать, осязать» научил его Иван Бунин. Это ярко раскрывается в сказке «Дудочка и кувшинчик». Запись в читательский дневник по этому произведению поможет обратить внимание ребёнка и на моральную сторону, и на ту часть содержания, которая связана с описанием природы.

Сюжет — краткое содержание

  1. Женя с родителями отправилась в лес собирать землянику.
  2. Женя не видит ягод, потому что те прячутся под листиками, и у нее меньше всех ягод.
  3. Женя встречает Боровика, который дает девочке дудочку, по сигналу которой все ягоды выглядывают из-под листиков.
  4. Но Боровик забирает кувшинчик, и Жене некуда собирать найденные ягоды.
  5. Узнав, что девочке просто лень наклоняться за каждой ягодкой, Боровик сердится и забирает дудочку.
  6. Женя начинает сама собирать ягоды и скоро наполняет свой кувшинчик.

Сведения о произведении

Даже взрослый человек не всегда может точно определить, какая именно литература для работы или чтения ему нужна. Библиографические данные о произведении помогут школьникам зафиксировать сведения о прочитанной книге и без сложностей найти её в любой библиотеке или интернет-пространстве.

Автор: Катаев Валентин.

Название: «Дудочка и кувшинчик».

Жанр: литературная сказка.

Год создания: 1940.

Главная идея

Забавная и поучительная история о девочке показывает детям, что трудно добиться результата, не прилагая усилий. После встречи с мудрым старичком-лесовиком Женя поняла, что успех придёт, если человек будет терпеливым и трудолюбивым. В этом заключена основная мысль сказки. Одновременно в произведении звучит тема природы — описание того, что происходит в летнем лесу, когда играет волшебная дудочка. Наблюдательный автор показывает красоту окружающего мира, воспитывая у школьников желание бережно относиться ко всему живому.

Словарь незнакомых выражений

Произведения, с которыми знакомятся школьники, часто содержат незнакомые слова. Расширить речевой запас читателей помогут новые выражения и фразеологические обороты, использованные писателем в этой сказке:

  • глаза разбегаются — трудно смотреть на что-то одно;
  • видимо-невидимо — очень много;
  • мерещится — кажется;
  • мурава — молодая, зелёная, сочная трава;
  • лесовик — лесной житель;
  • сизая борода — тёмно-серого цвета с белым;
  • сидеть на корточках — очень низко, сильно согнув ноги в коленях;
  • сварливый — ворчливый, готовый ругаться.

Дудочка и кувшинчик читать

Поспела в лесу земляника. Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко. Пошли они в лес и стали собирать ягоду: кто раньше наберёт. Выбрала мама Жене полянку получше и говорит:

— Вот тебе, дочка, отличное местечко. Здесь очень много земляники. Ходи, собирай.

Женя вытерла кувшинчик лопухом и стала ходить. Ходила-ходила, смотрела-смотрела, ничего не нашла и вернулась с пустым кувшинчиком. Видит — у всех земляника. У папы четверть кружки. У мамы полчашки. А у маленького Павлика на блюдечке две ягоды.

— Мама, а мама, почему у всех у вас есть, а у меня ничего нету? Ты мне, наверное, выбрала самую плохую полянку.

— А ты хорошенько искала?

— Хорошенько. Там ни одной ягоды, одни только листики.

— А под листики ты заглядывала?

— Вот видишь! Надо заглядывать.

— А почему Павлик не заглядывает?

— Павлик маленький. Он сам ростом с землянику, ему и заглядывать не надо, а ты уже девочка довольно высокая.

— Ягодки — они хитрые. Они всегда от людей прячутся. Их нужно уметь доставать. Гляди, как я делаю.

Тут папа присел, нагнулся к самой земле, заглянул под листики и стал искать ягодку за ягодкой, приговаривая:

— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.

— Хорошо, — сказала Женя. — Спасибо, папочка. Буду так делать.

Пошла Женя на свою полянку, присела на корточки, нагнулась к самой земле и заглянула под листики. А под листиками ягод видимо-невидимо. Глаза разбегаются. Стала Женя рвать ягоды и в кувшинчик бросать. Рвёт и приговаривает:

— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.

Однако скоро Жене надоело сидеть на корточках.

— Хватит с меня, — думает. — Я уж и так, наверное, много набрала.

Встала Женя на ноги и заглянула в кувшинчик. А там всего четыре ягоды. Совсем мало! Опять надо на корточки садиться. Ничего не поделаешь.

Села Женя опять на корточки, стала рвать ягоды, приговаривать:

— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.

Заглянула Женя в кувшинчик, а там всего-навсего восемь ягодок — даже дно ещё не закрыто.

— Ну, — думает, — так собирать мне совсем не нравится. Всё время нагибайся и нагибайся. Пока наберёшь кувшинчик, чего доброго, и устать можно. Лучше я пойду, поищу себе другую поляну. Пошла Женя по лесу искать такую полянку, где земляника не прячется под листиками, а сама на глаза лезет и в кувшинчик просится. Ходила-ходила, полянки такой не нашла, устала и села на пенёк отдыхать. Сидит, от нечего делать ягоды из кувшинчика вынимает и в рот кладёт. Съела все восемь ягод, заглянула в пустой кувшинчик и думает:

— Что же теперь делать? Хоть бы мне кто-нибудь помог!

Только она это подумала, как мох зашевелился, мурава раздвинулась, и из-под пенька вылез небольшой крепкий старичок: пальто белое, борода сизая, шляпа бархатная и поперёк шляпы сухая травинка.

— Здравствуй, девочка, — говорит.

— Я не дяденька, а дедушка. Аль не узнала? Я старик боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами. О чём вздыхаешь? Кто тебя обидел?

— Обидели меня, дедушка, ягоды.

— Не знаю. Они у меня смирные. Как же они тебя обидели?

— Не хотят на глаза показываться, под листики прячутся. Сверху ничего не видно. Нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно. Погладил старик боровик, коренной лесовик свою сизую бороду, усмехнулся в усы и говорит:

— Сущие пустяки! У меня для этого есть специальная дудочка. Как только она заиграет, так сейчас же все ягоды из-под листиков и покажутся.

Вынул старик боровик, коренной лесовик из кармана дудочку и говорит:

Дудочка сама собой заиграла, и, как только она заиграла, отовсюду из-под листиков выглянули ягоды.

Дудочка перестала, и ягодки спрятались.

— Дедушка, дедушка, подари мне эту дудочку!

— Подарить не могу. А давай меняться: я тебе дам дудочку, а ты мне кувшинчик — он мне очень понравился.

— Хорошо. С большим удовольствием.

Отдала Женя старику боровику, коренному лесовику кувшинчик, взяла у него дудочку и поскорей побежала на свою полянку. Прибежала, стала посередине, говорит:

Дудочка заиграла, и в тот же миг все листики на поляне зашевелились, стали поворачиваться, как будто бы на них подул ветер. Сначала из-под листиков выглянули самые молодые любопытные ягодки, ещё совсем зелёные. За ними высунули головки ягоды постарше — одна щёчка розовая, другая белая. Потом выглянули ягоды вполне зрелые — крупные и красные. И наконец, с самого низу показались ягоды-старики, почти чёрные, мокрые, душистые, покрытые жёлтыми семечками.

И скоро вся полянка вокруг Жени оказалась усыпанной ягодами, которые ярко сквозили на солнце и тянулись к дудочке.

— Играй, дудочка, играй! — закричала Женя. — Играй быстрей!

Дудочка заиграла быстрей, и ягод высыпало ещё больше — так много, что под ними совсем не стало видно листиков.

Но Женя не унималась:

— Играй, дудочка, играй! Играй ещё быстрей.

Дудочка заиграла ещё быстрей, и весь лес наполнился таким приятным проворным звоном, точно это был не лес, а музыкальный ящик.

Пчёлы перестали сталкивать бабочку с цветка; бабочка захлопнула крылья, как книгу, птенцы малиновки выглянули из своего лёгкого гнезда, которое качалось в ветках бузины, и в восхищении разинули жёлтые рты, грибы поднимались на цыпочки, чтобы не пропустить ни одного звука, и даже старая лупоглазая стрекоза, известная своим сварливым характером, остановилась в воздухе, до глубины души восхищённая чудной музыкой.

— Вот теперь-то я начну собирать!» — подумала Женя и уже было протянула руку к самой большой и самой красной ягоде, как вдруг вспомнила, что обменяла кувшинчик на дудочку и ей теперь некуда класть землянику.

— У, глупая дудка! — сердито закричала девочка. — Мне ягоды некуда класть, а ты разыгралась. Замолчи сейчас же!

Побежала Женя назад к старику боровику, коренному лесовику и говорит:

— Дедушка, а дедушка, отдай назад мой кувшинчик! Мне ягоды некуда собирать.

— Хорошо, — отвечает старик боровик, коренной лесовик, — я тебе отдам твой кувшинчик, только ты отдай назад мою дудочку.

Отдала Женя старику боровику, коренному лесовику его дудочку, взяла свой кувшинчик и поскорее побежала обратно на полянку.

Прибежала, а там уже ни одной ягодки не видно — одни только листики. Вот несчастье! Кувшинчик есть — дудочки не хватает. Как тут быть?

Подумала Женя, подумала и решила опять идти к старику боровику, коренному лесовику за дудочкой.

Приходит и говорит:

— Дедушка, а дедушка, дай мне опять дудочку!

— Хорошо. Только ты дай мне опять кувшинчик.

— Не дам. Мне самой кувшинчик нужен, чтобы ягоды в него класть.

— Ну, так я тебе не дам дудочку.

— Дедушка, а дедушка, как же я буду собирать ягоды в свой кувшинчик, когда они без твоей дудочки все под листиками сидят и на глаза не показываются? Мне непременно нужно и кувшинчик, и дудочку.

— Ишь ты, какая хитрая девочка! Подавай ей и дудочку, и кувшинчик! Обойдёшься и без дудочки, одним кувшинчиком.

— Не обойдусь, дедушка.

— А как же другие-то люди обходятся?

— Другие люди к самой земле пригибаются, под листики сбоку заглядывают, да и берут ягоду за ягодой. Одну ягоду берут, на другую смотрят, третью примечают, а четвёртая мерещится. Так собирать мне совсем не нравится. Нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.

— Ах, вот как! — сказал старик боровик, коренной лесовик и до того рассердился, что борода у него вместо сизой стала чёрная-пречёрная. — Ах, вот как! Да ты, оказывается, просто лентяйка! Забирай свой кувшинчик и уходи отсюда! Не будет тебе никакой дудочки.

С этими словами старик боровик, коренной лесовик топнул ногой и провалился под пенёк. Женя посмотрела на свой пустой кувшинчик, вспомнила, что её дожидаются папа, мама и маленький Павлик, поскорей побежала на свою полянку, присела на корточки, заглянула под листики и стала проворно брать ягоду за ягодой. Одну берёт, на другую смотрит, третью примечает, а четвёртая мерещится…

Скоро Женя набрала полный кувшинчик и вернулась к папе, маме и маленькому Павлику.

— Вот умница, — сказал Жене папа, — полный кувшинчик принесла! Небось устала?

— Ничего, папочка. Мне кувшинчик помогал. И пошли все домой — папа с полной кружкой, мама с полной чашкой, Женя с полным кувшинчиком, а маленький Павлик с полным блюдечком.

А про дудочку Женя никому ничего не сказала.

Характеристика главных героев

Сюжет известной и всеми любимой сказки учит ребят быть трудолюбивыми и воспитанными. Так, в этом рассказе героев немного:

  1. Женя.
  2. Родители девочки и её брат.
  3. Лесной старичок Боровик.

В начале сказки читатель видит ленивую девочку Женю, которая постепенно поняла, что нужно обязательно трудиться, чтобы вырасти хорошим человеком. И в этом помогают ей всё вокруг: и замечательные, любящие родители, и начальник над всеми лесными ягодами и грибами Боровик, который оказывается хитрым, ловким и очень умным.

Отзывы читателей

На книгах Катаева с иллюстрациями советских художников выросли три поколения нашей семьи. Сказка про Женю особенно трогает своим сюжетом. Она легкая и поучительная. А присказку из нее (одну ягодку беру, другую примечаю), я часто использую при сборе малины и смородины. Дела идут веселей.

Зинаида Григорьевна, 59 лет, Санкт-Петербург

Помню, как я рисовал в школе картинки и писал сочинение по этой сказке. Искренне не понимал тогда (да и сейчас), почему девочка выбрала кувшинчик, а не дудочку. Волшебный элемент помог бы ей больше, чем кувшин. Можно было бы собрать ягоды на листья или придумать еще какой-нибудь способ сбора. Кудесник ограничил выбор девочки, я считаю это неправильным.

Виктор, 16 лет, Геленджик

Это любимая сказка из моего детства, по которой снят добрый и поучительный мультфильм. Принципу, раскрытому в ней, я следую всю жизнь. Не отказываюсь и от помощи, если она идет от чистого сердца. Но рассчитываю только на себя. Учу так жить и своих детей. Человек рожден для труда.
Юлия, 42 года, Астрахань

Конспект для читательского дневника

В процессе чтения и изучения катаевской сказки ученики заносят в свой дневник для чтения название, автора и основных героев. Можно поместить в него либо понравившийся эпизод, либо же составить план краткого содержания:

  • Семейный поход в лес.
  • Ягоды спрятались под листья, а героиня не желает нагибаться, чтобы их собирать.
  • Встреча с Боровиком и его неожиданное предложение: поменять кувшин на дудочку.
  • Игра на дудочке даёт возможность ягодкам выбраться из листьев, но собирать их некуда.
  • Когда у девочки снова оказывается кувшин, то нет дудочки, а без её музыки ягодки прячутся.
    Так же нельзя, ведь ягоды сами не могут запрыгивать в кувшин, несложно и листочки поднять.

    Сережа, 8 лет

  • Разговор с Боровиком не дал результатов, он не согласился отдать Жене и дудочку, и кувшин, да ещё и лентяйкой обозвал.
  • Похвала от родителей, так как героиня собрала полный кувшин ягод сама.
    Всем нравятся, когда родители хвалят. А уж от Жени много-то и требовалось. Не понимаю, почему сразу не стала собирать. Ведь тогда смогла бы ещё больше набрать ягод.

    Настя, 8 лет

Обычно сказку Катаева «Дудочка и кувшинчик» записывают в читательский дневник в первом классе, когда дети ещё верят в волшебство. Несмотря на то что сюжет прост и незамысловат, волшебные элементы заинтересовывают ребят. Скорее всего, многие ученики ходили вместе со своей семьёй в лес, чтобы собрать грибов или ягод, но вот волшебного Боровика им не приходилось встречать, поэтому им становится так интересно читать и слушать.

Школьники сами приходят к выводу о том, что результат можно получить, если не сидеть и не ждать чего-то готового, а следует трудиться. Постепенно меняется в произведении и поведение главной героини, которая вначале ничего не хотела делать, ленилась, но после встречи с лесным царём грибов и ягод поняла, что труд тогда результативен, когда приносит радость. То, что родители похвалили девочку, показывает, что она была этого достойна, и ей было приятно.

Рассказ Валентина Петровича учит прежде всего трудолюбию. На уроке с детьми учитель может вспомнить и другие сказки, которые посвящены этой теме. Также о труде есть много пословиц и поговорок, которые также можно записать в читательский дневник или в тетрадь по литературе.

На таком уроке будет уместна и беседа с детьми о бережном отношении к окружающему миру, о том, что нужно заботиться о растениях животных.

Сказка Дудочка и кувшинчик

Поделиться в соц. сетях

Валентин Катаев

Сказка Дудочка и кувшинчик краткое содержание:

Сказка «Дудочка и кувшинчик» — это поучительная история о девочке Жене, которая собралась вместе со своей семьей в лес по ягоды. Женя устала собирать землянику. На поляне неожиданно появился старенький Боровичок, он сказал, что даст волшебную дудочку. Стоило заиграть на ней, и ягодки сами показывались. Женя обменяла кувшин для землянички на дудочку. Проучил её старичок и Женечка, наконец, поняла, как нехорошо быть лентяйкой! В итоге Женя сама собрала полный кувшин ягод, за что родители её похвалили.

Эта сказка учит простой мудрости: чтобы что-то получить, нужно потрудиться. Без этого даже волшебство бессильно.

Сказка Дудочка и кувшинчик читать:

Поспела в лесу земляника.

Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко.

Встреча с лесным старичком

Вдруг перед героиней появился старичок Боровичок. У него была огромная борода и грибная шляпка. Это был начальник над всеми грибами и ягодами. Он слышал все жалобы девочки и предложил ей волшебную дудочку. Если сыграть на этом музыкальном инструменте, то сразу же все ягодки выглянут из-за листьев и их легко будет собирать. Но он не захотел отдать девочке дудочку просто так и предложил её обменять на кувшинчик.

Женя не задумываясь отдала Боровику кувшин и, взяв дудочку, стала играть. Сразу вокруг стало так много ягод, что даже ступить некуда было. Но вот только беда: собирать их было некуда. Тогда девочка опять обратилась к Боровику, чтобы обменять дудочку на кувшин. Грибной старичок согласился, но когда Женя вернулась на ягодную полянку, то опять всё было лишь только зелёным от листьев. Ягоды все спрятались. Героиня снова отправилась к Боровику и попросила, чтобы он оставил ей не только кувшин, но дал дудочку. Но тот отказался так поступить, назвав девочку ленивой. А затем он просто спрятался под землёй.

Ничего не осталось девочке, как опять вернуться на полянку, заглядывать под каждый кустик и собирать ягоды. Её кувшин быстро наполнился, а родители за трудолюбие даже похвалили.

Художественные особенности

Сказка написана Катаевым необыкновенным языком, который завлекает читателя своей напевностью и мелодичностью уже с первых строк. В тексте часто встречаются афоризмы, которые автор не только сам придумывает, но ещё и повторяет по несколько раз. Поэтому и читать эту сказку интересно. Обычно читатель сразу запоминает правило по ягодному сбору о том, что нужно одну ягодку брать, на другую смотреть, третью замечать, а четвёртая начинает уже мерещиться.

Как показывает анализ, такой приём используется обычно в русских народных сказках, но и в этой авторской сказке он непросто находится на своём месте, но помогает создать общее необычное и фантастическое впечатление о сказки волшебно-бытового жанра. Все книги, изданные с текстом этого произведения, всегда содержат много красочных картинок, которые позволяют ребятам не только читать, но ещё и наглядно себе представить происходящее.

Анализ сказки

Главная мысль катаевского произведения заключается в том, что любое дело можно сделать хорошо и быстро, если человек не будет лениться. Главная героиня поняла, что как бы она не отказывалась работать, всё равно ей придётся собирать ягоды, ведь никто за неё этого не сделает. Нужно просто быть трудолюбивой и тогда всего можно достигнуть.

И девочку хорошо проучил лесной старичок, показав, что ягоды есть, а просто сама Женя не желала нагибаться, чтобы их увидеть. Благодаря ему девочка поняла, что чудес не бывает, а каждый сам должен создавать их. Не зря же русский народ придумал такие пословицы, в которых говорится о том, что без труда никто не сможет вытащить рыбку из пруда или о том, что когда видишь работу, глазам страшно становятся, но руки при этом делают.

Известно, что в 1950 году режиссёром Виктором Громовым был создан одноимённый мультипликационный фильм по сказке Валентина Катаева. Советские мультипликаторы сделали его не только красочным, привлекательным, но и музыкальным, поэтому дети с удовольствием его смотрят. И если на уроке позволяет время, то его в заключение можно будет показать ребятам. Обычно школьники его смотрят с большим удовольствием.

Сказка Дудочка и кувшинчик краткое содержание

Сказка «Дудочка и кувшинчик» — это поучительная история от Валентина Катаева о девочке Жене, которая собралась вместе со своей семьей в лес по ягоды. Все усердно искали земляничку, но Жене быстро надоело это дело. На поляне неожиданно появился старенький Боровичок, у него была волшебная дудочка – стоило заиграть на ней, и ягодки сами показывались. Женя обменяла кувшин для землянички на дудочку, но старичок решил проучить девочку за лень…

Сказка Дудочка и кувшинчик скачать: Аудиокнига Дудочка и кувшинчик

Сказка Дудочка и кувшинчик читать

Поспела в лесу земляника. Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко. Пошли они в лес и стали собирать ягоду: кто раньше наберёт. Выбрала мама Жене полянку получше и говорит:

— Вот тебе, дочка, отличное местечко. Здесь очень много земляники. Ходи, собирай.

Женя вытерла кувшинчик лопухом и стала ходить. Ходила-ходила, смотрела-смотрела, ничего не нашла и вернулась с пустым кувшинчиком. Видит — у всех земляника. У папы четверть кружки. У мамы полчашки. А у маленького Павлика на блюдечке две ягоды.

— Мама, а мама, почему у всех у вас есть, а у меня ничего нету? Ты мне, наверное, выбрала самую плохую полянку.

— А ты хорошенько искала?

— Хорошенько. Там ни одной ягоды, одни только листики.

— А под листики ты заглядывала?

— Не заглядывала.

— Вот видишь! Надо заглядывать.

— А почему Павлик не заглядывает?

— Павлик маленький. Он сам ростом с землянику, ему и заглядывать не надо, а ты уже девочка довольно высокая.

А папа говорит:

— Ягодки — они хитрые. Они всегда от людей прячутся. Их нужно уметь доставать. Гляди, как я делаю.

Тут папа присел, нагнулся к самой земле, заглянул под листики и стал искать ягодку за ягодкой, приговаривая:

— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.

— Хорошо, — сказала Женя. — Спасибо, папочка. Буду так делать.

Пошла Женя на свою полянку, присела на корточки, нагнулась к самой земле и заглянула под листики. А под листиками ягод видимо-невидимо. Глаза разбегаются. Стала Женя рвать ягоды и в кувшинчик бросать. Рвёт и приговаривает:

— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.

Однако скоро Жене надоело сидеть на корточках.

— Хватит с меня, — думает. — Я уж и так, наверное, много набрала.

Встала Женя на ноги и заглянула в кувшинчик. А там всего четыре ягоды. Совсем мало! Опять надо на корточки садиться. Ничего не поделаешь.

Села Женя опять на корточки, стала рвать ягоды, приговаривать:

— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.

Заглянула Женя в кувшинчик, а там всего-навсего восемь ягодок — даже дно ещё не закрыто.

— Ну, — думает, — так собирать мне совсем не нравится. Всё время нагибайся и нагибайся. Пока наберёшь кувшинчик, чего доброго, и устать можно. Лучше я пойду, поищу себе другую поляну.

Пошла Женя по лесу искать такую полянку, где земляника не прячется под листиками, а сама на глаза лезет и в кувшинчик просится.

Ходила-ходила, полянки такой не нашла, устала и села на пенёк отдыхать. Сидит, от нечего делать ягоды из кувшинчика вынимает и в рот кладёт. Съела все восемь ягод, заглянула в пустой кувшинчик и думает:

— Что же теперь делать? Хоть бы мне кто-нибудь помог!

Только она это подумала, как мох зашевелился, мурава раздвинулась, и из-под пенька вылез небольшой крепкий старичок: пальто белое, борода сизая, шляпа бархатная и поперёк шляпы сухая травинка.

— Здравствуй, девочка, — говорит.

— Здравствуй, дяденька.

— Я не дяденька, а дедушка. Аль не узнала? Я старик боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами. О чём вздыхаешь? Кто тебя обидел?

— Обидели меня, дедушка, ягоды.

— Не знаю. Они у меня смирные. Как же они тебя обидели?

— Не хотят на глаза показываться, под листики прячутся. Сверху ничего не видно. Нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.

Погладил старик боровик, коренной лесовик свою сизую бороду, усмехнулся в усы и говорит:

— Сущие пустяки! У меня для этого есть специальная дудочка. Как только она заиграет, так сейчас же все ягоды из-под листиков и покажутся.

Вынул старик боровик, коренной лесовик из кармана дудочку и говорит:

— Играй, дудочка.

Дудочка сама собой заиграла, и, как только она заиграла, отовсюду из-под листиков выглянули ягоды.

— Перестань, дудочка.

Дудочка перестала, и ягодки спрятались.

Обрадовалась Женя:

— Дедушка, дедушка, подари мне эту дудочку!

— Подарить не могу. А давай меняться: я тебе дам дудочку, а ты мне кувшинчик — он мне очень понравился.

— Хорошо. С большим удовольствием.

Отдала Женя старику боровику, коренному лесовику кувшинчик, взяла у него дудочку и поскорей побежала на свою полянку. Прибежала, стала посередине, говорит:

— Играй, дудочка.

Дудочка заиграла, и в тот же миг все листики на поляне зашевелились, стали поворачиваться, как будто бы на них подул ветер.

Сначала из-под листиков выглянули самые молодые любопытные ягодки, ещё совсем зелёные. За ними высунули головки ягоды постарше — одна щёчка розовая, другая белая. Потом выглянули ягоды вполне зрелые — крупные и красные. И наконец, с самого низу показались ягоды-старики, почти чёрные, мокрые, душистые, покрытые жёлтыми семечками.

И скоро вся полянка вокруг Жени оказалась усыпанной ягодами, которые ярко сквозили на солнце и тянулись к дудочке.

— Играй, дудочка, играй! — закричала Женя. — Играй быстрей!

Дудочка заиграла быстрей, и ягод высыпало ещё больше — так много, что под ними совсем не стало видно листиков.

Но Женя не унималась:

— Играй, дудочка, играй! Играй ещё быстрей.

Дудочка заиграла ещё быстрей, и весь лес наполнился таким приятным проворным звоном, точно это был не лес, а музыкальный ящик.

Пчёлы перестали сталкивать бабочку с цветка; бабочка захлопнула крылья, как книгу, птенцы малиновки выглянули из своего лёгкого гнезда, которое качалось в ветках бузины, и в восхищении разинули жёлтые рты, грибы поднимались на цыпочки, чтобы не пропустить ни одного звука, и даже старая лупоглазая стрекоза, известная своим сварливым характером, остановилась в воздухе, до глубины души восхищённая чудной музыкой.

— Вот теперь-то я начну собирать!» — подумала Женя и уже было протянула руку к самой большой и самой красной ягоде, как вдруг вспомнила, что обменяла кувшинчик на дудочку и ей теперь некуда класть землянику.

— У, глупая дудка! — сердито закричала девочка. — Мне ягоды некуда класть, а ты разыгралась. Замолчи сейчас же!

Побежала Женя назад к старику боровику, коренному лесовику и говорит:

— Дедушка, а дедушка, отдай назад мой кувшинчик! Мне ягоды некуда собирать.

— Хорошо, — отвечает старик боровик, коренной лесовик, — я тебе отдам твой кувшинчик, только ты отдай назад мою дудочку.

Отдала Женя старику боровику, коренному лесовику его дудочку, взяла свой кувшинчик и поскорее побежала обратно на полянку.

Прибежала, а там уже ни одной ягодки не видно — одни только листики. Вот несчастье! Кувшинчик есть — дудочки не хватает. Как тут быть?

Подумала Женя, подумала и решила опять идти к старику боровику, коренному лесовику за дудочкой.

Приходит и говорит:

— Дедушка, а дедушка, дай мне опять дудочку!

— Хорошо. Только ты дай мне опять кувшинчик.

— Не дам. Мне самой кувшинчик нужен, чтобы ягоды в него класть.

— Ну, так я тебе не дам дудочку.

Женя взмолилась:

— Дедушка, а дедушка, как же я буду собирать ягоды в свой кувшинчик, когда они без твоей дудочки все под листиками сидят и на глаза не показываются? Мне непременно нужно и кувшинчик, и дудочку.

— Ишь ты, какая хитрая девочка! Подавай ей и дудочку, и кувшинчик! Обойдёшься и без дудочки, одним кувшинчиком.

— Не обойдусь, дедушка.

— А как же другие-то люди обходятся?

— Другие люди к самой земле пригибаются, под листики сбоку заглядывают да и берут ягоду за ягодой. Одну ягоду берут, на другую смотрят, третью примечают, а четвёртая мерещится. Так собирать мне совсем не нравится. Нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.

— Ах, вот как! — сказал старик боровик, коренной лесовик и до того рассердился, что борода у него вместо сизой стала чёрная-пречёрная. — Ах, вот как! Да ты, оказывается, просто лентяйка! Забирай свой кувшинчик и уходи отсюда! Не будет тебе никакой дудочки.

С этими словами старик боровик, коренной лесовик топнул ногой и провалился под пенёк.

Женя посмотрела на свой пустой кувшинчик, вспомнила, что её дожидаются папа, мама и маленький Павлик, поскорей побежала на свою полянку, присела на корточки, заглянула под листики и стала проворно брать ягоду за ягодой. Одну берёт, на другую смотрит, третью примечает, а четвёртая мерещится…

Скоро Женя набрала полный кувшинчик и вернулась к папе, маме и маленькому Павлику.

— Вот умница, — сказал Жене папа, — полный кувшинчик принесла! Небось устала?

— Ничего, папочка. Мне кувшинчик помогал. И пошли все домой — папа с полной кружкой, мама с полной чашкой, Женя с полным кувшинчиком, а маленький Павлик с полным блюдечком.

А про дудочку Женя никому ничего не сказала.

  • Сказка катаев дудочка и кувшинчик
  • Сказка катаева дудочка и кувшинчик текст
  • Сказка карик и валя читать
  • Сказка камыр батыр на русском языке читать
  • Сказка камень направо пойдешь