Сказка какая прилагательные слова

Автор: ekaterina 04.10.2017 эпитеты в сказке могут выполнять совершенно различные функции добавлять какому-либо предмету дополнительный оттенок, или же усиливать,

автор: Ekaterina
04.10.2017

русские народные сказки

Эпитеты в сказке могут выполнять совершенно различные функции – добавлять какому-либо предмету дополнительный оттенок, или же усиливать, делать более ярким уже имеющийся признак. «Эпитет как бы дает определенную окраску выраженному предмету, бросает на него определенный свет и делает предмет стилистически значимым».

Постоянные эпитеты

Несомненно, каждая сказка насыщена этими яркими и запоминающимися средствами художественной выразительности речи, многие из которых уже стали не просто постоянными, но справедливо бы было их называть даже фразеологизмами. Это давно знакомый нам «добрый молодец» или неотъемлемая для сказки «красна девица» с ее «золотой косой».

Пожалуй, самое значимое место в сказочной традиции и занимают именно эти народнопоэтические эпитеты, выделяющиеся на фоне других своим постоянством и неотделимостью от слова, которое они сопровождают. Такие эпитеты – основа всей поэтики сказок, определяющее начало «вкуса» жанра.

С помощью эпитетов мы узнаем о внешности героя, о его внутренних качествах, чертах характера, можем отнести того или иного персонажа к разряду положительных героев или же, наоборот, определить его как злодея. Как раз-таки примечательно, что эпитеты, характеризующие отрицательного героя отличаются особым многообразием, к тому же, могут указывать на степень проявления того самого зла, определяя этим значимость победы над страшною силой.

Уточняющие эпитеты

Еще один разряд слов, близкий по значению к эпитетам-описаниям — это такие эпитеты, с помощью которых выражаются различные чувства и состояния, но не самих героев, а их действий: когда беда становится «великой», а неволя «горькой», ненависть «страшной», а месть «жестокой», война же – «лютой» и «беспощадной».

Также, существует еще одна примечательная группа эпитетов, которая, называя признаки каких-либо понятий, преимущественно отвлеченных, выполняет уточняющую функцию в понимании их значения: здесь «грех» уже становится «нечистой думой», а «смерть» есть не просто уничтожение, но нечто «неминучее», «кручинное», то есть невыносимо печальное.

Эпитеты способны не просто обогатить нашу речь разнообразием форм одного и того же слова, но «украсить» ее, усилить смысл высказываемого. Так, «хитрая» баба становится «плутоватой», если ей приписать качества характерного животного, или сообразительность «мудрой» жены становится гораздо более яркой, если ее называть «прозорливою».

Также, хоть и более редки, но от этого не менее примечательны, случаи употребления в сказках эпитетов метафорического характера, когда в «сахарные» уста вкладывается, соответственно, «сладкая» речь, а «простые», ничего не значащие и пустые слова оказываются «ситцевыми».

Употребление имен  собственных

Еще одна по-настоящему особенная группа эпитетов – это слова, которые связаны с именами собственными. Идентифицируя их, имена, такие эпитеты способны наделять определенного героя более ярким признаком – это «Елена Прекрасная» или «Василиса Премудрая». В данном случае функцию именования выполняют имена прилагательные. Но, также, подобное «превращение» способны осуществлять, например, и приложения, распространенные или нераспространенные – «Царевна Несмеяна», «Баба-Яга костяная нога» или же «Иван-дурачок».

Еще одна особенность, касающаяся употребления в сказках имен собственных – это возможность разграничения персонажей с одинаковыми именами, что довольно частый случай для сказок, с помощью эпитетов – слов или словосочетаний, — выполняющих различительную функцию. Например, «Иван» может быть и «дурачком», и «Бездольным», а «Богатырь» не только отличаться своей силушкой, но называться теперь даже «Бурей».

Такие отличительные признаки помогают определить не только умственные способности персонажа или же его физические данные, но и указать на его положение в обществе, так называемый социальной статус, возможно, происхождение или принадлежность к той или иной возрастной группе.

Так как в сказке главным героем часто является персонаж обездоленный, то есть выходец из низкого социального класса, то, можно сказать, создается некоторая необходимость в его специфическом выделении среди других героев. Здесь тоже в качестве вспомогательного средства выступают эпитеты, а точнее, особые средства словообразования, или лексические способы придания персонажу яркой индивидуальности.

Например, герою приписывается броское прозвище, указывающее на его внешний вид – здесь вспоминается «Ивашко белая рубашка», что к тому же, создает дополнительную оценку благодаря образовавшейся рифме, а суффикс -к- традиционно указывает на низкий социальный статус.

И если, пожалуй, самое распространенное мужское имя для сказок – это Иван, Ваня, то женское, несомненно, Настасья. Ведь именно имя Настасья, Настя, Настенька, Анастасия отождествляется в русских сказках с началом чего-то нового, находящегося в состоянии расцвета, обладающего исключительно живительными свойствами.

Неудивительно, что имя Настасья дано в сказках преимущественно молодым царевнам, естественно, с золотой косой – необходимым атрибутом их внешнего облика, как признака и символа невинности и чистоты. Здесь эмоционально положительную оценку создает именно цвет волос Насти – золотой.

Невольно ассоциации предлагают нам мысленно вспомнить такие синонимы как «чудо» или «волшебство», а дальше уже фантазия заставляет нас задуматься о том, что в самых трудных сказочных заданиях герой ищет животного обязательно с золотыми рожками или прекрасной золотой гривой, также самые удивительные на свете существа способны своими копытцами источать именно золото. Да и само оно, золото, в самом привычном понимании этого слова, есть несметное богатство и самое желанное приданое.

Интересно и другое, тоже нередкое, сказочное имя – Василиса. У Василисы, в отличие от Насти, коса обычно «неприкрытая». Тут любопытна догадка А.Н. Афанасьева о том, что, скорее всего, словосочетание «неприкрытая коса» у Василисы отождествляется с понятием Солнца в представлении людей, уходящее в Древние времена. Во-первых, само слова «краса» обозначает ничто иное, как «свет», во-вторых, для наших предков не было ничего более удивительного, более будоражащего умы и сердца, чем солнце – «прекрасного дневного светила, дающего всему жизнь и краски». Непокрытая коса – не значит в прямом смысле этого слова «ничем неприкрытая», но чистая, ничем не замутненная и не затуманенная.

Возвращаясь к вопросу употребления в сказках эпитетов-приложений, встречаются случаи, в основном единичные, использования таких дополнительных значений, которые бы участвовали в создании характеристики героя: конь не простой, а «летун»,  жена, предавшая мужа – «изменщица», а безутешный купец, потерявший супругу – «вдовец». Многие из таких словосочетаний образованы с помощью рифмы, и это, несомненно, придает персонажам, с присущими им подобными качествами, особую выразительность.

Говоря о возможности употребления эпитетов в самых различных формах, стоит отметить, что, также, весьма часто встречаются случаи употребления эпитетов в их усеченной, краткой форме – например, «сине» море да «чисто» поле или та же «красна девица».

Многим эпитетам, в особенности постоянным, характерно употребление их формы в так называемой инверсии – намеренном изменении привычного порядка слов – для создания более сильного эффекта – «лес дремучий», «богатырь могучий» и «славный», а «царь грозный» да «головушка бедная».

Эпитеты в названиях сказок

Некоторые эпитеты оказываются настолько актуальными, что перестают быть простым украшением для сказки, но становятся ключевым аспектом произведения. Это происходит, когда эпитет превращается в целую сему и тем самым выносится в заголовок сказочного текста. А, как известно, заглавие есть важнейший компонент концепции всего произведения, в нем всегда отображается главная идея и основная тема.

Название есть нераскрытое в полной мере содержание текста. Как правило, в такие заглавия выносятся словосочетания в их субстантивированном виде. Называя, например, героя сказки, они сразу позволяют читателю сделать некоторые оценочные выводы, относительно данного персонажа – например, сказка «Мудрая жена», «Жадная старуха» или «Оклеветанная купеческая дочь».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что эпитет – это особое средство выразительности в сказке, позволяющее нам представить картину как о специфике языка в фольклорном жанре, так и языка в целом.

Автор статьи — Короткова Юлия.

Советую почитать:

структура сказки

Зачин, присказка и концовка в структуре сказок

Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной::

Существительное, при­ла­га­тель­ное, гла­гол — это само­сто­я­тель­ные части речи рус­ско­го язы­ка, име­ю­щие харак­тер­ные мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские признаки.

Объясним уче­ни­кам началь­ных клас­сов, что такое суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, гла­гол в систе­ме частей речи, что они обо­зна­ча­ют и каки­ми обла­да­ют грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми, по кото­рым их мож­но выявить в предложении.

Предложение и слова разных частей речи

Чтобы сооб­щить что-то или узнать о чём-то, мы поль­зу­ем­ся сло­ва­ми. В сво­ей речи гово­ря­щий под­би­ра­ет сло­ва не бес­по­ря­доч­но, а в соот­вет­ствии с вос­тре­бо­ван­ным зна­че­ни­ем сооб­ще­ния, при­чём ста­вит их в опре­де­лён­ную грам­ма­ти­че­скую фор­му, необ­хо­ди­мую для оформ­ле­ния связ­но­го высказывания.

Пушистый котё­нок мяукает.

Из слов с опре­де­лён­ным зна­че­ни­ем и в задан­ной грам­ма­ти­че­ской фор­ме скла­ды­ва­ет­ся такая еди­ни­ца обще­ния, как предложение.

Определение

Предложение — это несколь­ко слов, кото­рые состав­ля­ют связ­ное высказывание.

Какие же сло­ва выра­жа­ют мысль? О ком гово­рит­ся в пред­ло­же­нии? О котён­ке. Смысловым цен­тром пред­ло­же­ния явля­ет­ся сло­во «котё­нок», к кото­ро­му зада­дим вопрос кто?

Рассмотрим дру­гой пример.

Светит яркое солнце.

В этом пред­ло­же­нии гово­ря­щий сооб­ща­ет нам о солн­це. К это­му сло­ву поста­вим вопрос что?

Рассмотрим сло­ва, состав­ля­ю­щие эти пред­ло­же­ния, как части речи рус­ско­го язы­ка, выяс­нив их грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и мор­фо­ло­ги­че­ские признаки.

Имя существительное

Слова «котё­нок» и «солн­це» объ­еди­не­ны общим зна­че­ни­ем. Оба сло­ва назы­ва­ют пред­мет. Это общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние пред­мет­но­сти харак­тер­но для мно­гих слов рус­ско­го язы­ка, кото­рые по это­му важ­но­му при­зна­ку объ­еди­ня­ют­ся в один класс — само­сто­я­тель­ную часть речи имя существительное.

Определение

Имя суще­стви­тель­ное — это часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопро­сы кто? что?

Итак, суще­стви­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие живой пред­мет, отве­ча­ют на вопрос кто?

  • (кто?) уче­ник;
  • (кто?) девоч­ка;
  • (кто?) ёжик;
  • (кто?) рыб­ка.

Существительные, кото­рые назы­ва­ют нежи­вые пред­ме­ты, отве­ча­ют на вопрос что?

  • (что?) солн­це;
  • (что?) дере­во;
  • (что?) город.

С этой точ­ки зре­ния раз­ли­ча­ют оду­шев­лён­ные и неоду­шев­лён­ные име­на суще­стви­тель­ные.

Слова этой части речи име­ют свои харак­тер­ные при­зна­ки. Каждое суще­стви­тель­ное обла­да­ет кате­го­ри­ей рода:

  • силь­ный ветер (муж. род);
  • весе­лая музы­ка (жен. род);
  • тон­кое полот­но (ср. род).

Если к име­ни суще­стви­тель­но­му мож­но подо­брать сло­ва «он», «мой», зна­чит оно нахо­дит­ся в фор­ме муж­ско­го рода.

Примеры

он, мой рас­сказ­чик, дом, лес, гриб.

К суще­стви­тель­ным жен­ско­го рода под­хо­дят сло­ва «она», «моя».

Примеры

она, моя пес­ня, бабуш­ка, сказ­ка, радость.

Существительные сред­не­го рода соче­та­ют­ся со сло­ва­ми «оно», «моё».

Примеры

оно, моё дере­во, поле, сча­стье, письмо.

Существительные изме­ня­ют­ся по чис­лам. Слова, обо­зна­ча­ю­щие один пред­мет, име­ют фор­му един­ствен­но­го чис­ла. То же сло­во может обо­зна­чать несколь­ко или мно­го пред­ме­тов, если его поста­вить в фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла, изме­нив в нём окончание.

Понаблюдаем:

  • один каран­даш   — пять каран­дашей
  • сосна — сосны
  • облако — облака.

Существительное изме­ня­ет­ся по паде­жам, при­об­ре­тая необ­хо­ди­мую грам­ма­ти­че­скую фор­му для упо­треб­ле­ния его в предложении.

Идёт (что?) дождь (им. п.).

Давно нет (чего?) дождя (р. п.).

Лягушки гром­ко ква­ка­ют (к чему?) к дождю (д. п.).

Мы про­мок­ли (под чем?) под дождём (т. п.).

Это сти­хо­тво­ре­ние (о чём?) о дожде (п. п.).

Имя прилагательное

В пред­ло­же­нии имя суще­стви­тель­ное пояс­ня­ет зави­си­мое от него сло­во, кото­рое выра­жа­ет при­знак пред­ме­та. От име­ни суще­стви­тель­но­го поста­вим к нему вопрос:

  • котё­нок (какой?) пуши­стый;
  • солн­це (какое?) яркое.

Слова «пуши­стый», «яркое» име­ют общее зна­че­ние при­зна­ка. В соот­вет­ствии с этим зна­че­ни­ем они при­над­ле­жат к само­сто­я­тель­ной части речи, кото­рая в грам­ма­ти­ке рус­ско­го язы­ка назы­ва­ет­ся име­нем прилагательным.

Определение

Имя при­ла­га­тель­ное — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та и отве­ча­ет на вопро­сы какой? какая? какое? какие?

Имя при­ла­га­тель­ное изме­ня­ет­ся по родам и чис­лам в зави­си­мо­сти от того, суще­стви­тель­ное како­го рода и чис­ла оно определяет:

  • светлый день (м. р.);
  • светлая поло­са (ж. р.);
  • светлое пла­тье (ср. р.);
  • светлые воло­сы (мн. ч.).

Слова этой части речи изме­ня­ют­ся по падежам:

  • и. п. сме­лый, сме­лая, сме­лое, смелые
  • р. п. сме­ло­го, сме­лой, сме­ло­го, смелых
  • д. п. сме­ло­му, сме­лой, сме­ло­му, смелым
  • в. п. сме­ло­го, сме­лой, сме­ло­го, смелых
  • т. п. сме­лым, сме­лой, сме­лым, смелыми
  • п. п. о сме­лом, о сме­лой, о сме­лом, о смелых

По зна­че­нию раз­ли­ча­ют каче­ствен­ные при­ла­га­тель­ные (доб­рый), отно­си­тель­ные (сель­ский), при­тя­жа­тель­ные (собо­лий).

Качественные при­ла­га­тель­ные харак­те­ри­зу­ют­ся тем, что име­ют крат­кие фор­мы (тем­ный — тёмен) и сте­пе­ни срав­не­ния, выра­жа­ю­щие интен­сив­ность про­яв­ле­ния признака:

  • тём­ный — тем­нее,  более тём­ный, самый тём­ный, тем­нее всех;
  • слад­кий — сла­ще, менее слад­кий, самый слад­кий, сла­ще всех.

Что такое глагол?

В каж­дом пред­ло­же­нии обя­за­тель­но есть сло­во, кото­рое выра­жа­ет, что про­ис­хо­дит с пред­ме­том, что о нём говорится.

  • котё­нок (что дела­ет?) мяу­ка­ет;
  • солн­це (что дела­ет?) све­тит.

Способность обо­зна­чать дей­ствие отли­ча­ет эти сло­ва от суще­стви­тель­ных и при­ла­га­тель­ных. В рус­ском язы­ке такие сло­ва назы­ва­ют глаголами.

Определение

Глагол — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопро­сы что дела­ет? что сде­ла­ет? что будет делать? что делал? что сделал?

Глагол име­ет ряд харак­тер­ных грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков: вре­мя, лицо, чис­ло, род.

Глаголы изме­ня­ют­ся по вре­ме­нам. Они могут назы­вать дей­ствие, кото­рое совер­ша­ет­ся в момент речи о нём, то есть сей­час; дей­ствие про­изо­шло до момен­та речи (в про­шлом) или про­изой­дет после сооб­ще­ния о нем (в буду­щем). В свя­зи с пери­о­да­ми про­те­ка­ния дей­ствия у гла­го­лов раз­ли­ча­ют насто­я­щее, про­шед­шее и буду­щее время:

  • маль­чик (что дела­ет?) рису­ет (наст. время);
  • маль­чик (что делал?) рисо­вал (прош. время);
  • маль­чик (что будет делать?) будет рисо­вать (буд. время).

В фор­мах насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни гла­гол име­ет кате­го­рию лица и числа:

  • 1 лицо я пишу — мы пишем
  • 2 лицо ты пишешь — вы пишете
  • 3 лицо он пишет — они пишут

В фор­мах про­шед­ше­го вре­ме­ни у гла­го­лов опре­де­ля­ет­ся род:

  • он (что сде­лал?) сооб­щил   (м. р.);
  • она (что сде­ла­ла?) сооб­щила (ж. р.);
  • радио (что сде­ла­ло?) сооб­щило (ср. р.).

Другие кате­го­рии гла­го­ла (вид, воз­врат­ность, спря­же­ние, накло­не­ние) изу­ча­ют­ся в стар­ших классах.

Видеоурок «Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. (3 класс)»

ava author

«Усинск» кар кытшын муниципальнöй юнкöнлöн администрацияса

йöзöс велöдöмöн веськöдланiн

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Усинска

«2 №-а шöр общеобразовательнöй школа» муниципальнöй бюджетной общеобразовательнöй велöданiн Усинск кар

169711, Российская Федерация, Республика Коми, г. Усинск, ул. Нефтяников, д. 44а

Тел./факс 8(82144) 46-468, 47-503

Е-mail:school2_usinsk@mail.ru

ОКПО 48397685, ОГРН 1021100899742, ИНН/КПП 1106012086/110601001

Муниципальная научно-практическая конференция школьников

«Шаг в науку»

Секция: начальные классы

Проект

по русскому языку на тему:

«Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина»

hello_html_3795f69.jpg

Автор:

Учащиеся 4б класса учащийся 4б класса

Руководитель:

Сметанина Светлана

Александровна,

учитель начальных

классов

Усинск

2020 г.

Содержание

I.Введение

1. Актуальность выбранной темы.

2. Гипотеза.

3. Цель и задачи.

4. План работы.

II.Основная часть

    1. Предисловие.

    2. Существительные которые употреблены в сказке вместе с именами прилагательными.

    3. Словосочетания.

    4. Имена прилагательные употреблённые в сказке в переносном значении.

    5. Формы устаревших слов в сказке.

    6. Синонимы и антонимы которые можно подобрать к именам прилагательным в сказке.

III.Заключение

Ход проекта

Русский язык — это прежде всего Пушкин

нерушимый причал русского языка.

Л.Н.Толстой.

Актуальность выбранной темы.

Мы, современные школьники, чтению художественных произведений, отводим совсем немного времени. А ведь так поступать нельзя! Мы с вами русские люди. Поэтому мы должны любить и уважать свой русский язык. Заботиться о том, чтобы наша речь была культурной, грамотной, красивой, понятной для окружающих. Чтобы этого достичь, нужно больше читать произведений – классиков и расширять знания о языке.

На примере произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» можно попробовать показать как автор, используя такую часть речи, как имя прилагательное, позволяет нам увидеть в этом произведении красоту русского языка. Живописно описывает картины природы, выразительно передаёт характеры людей.

А потом сделать соответствующие выводы о необходимости и потребности в чтении.

Гипотеза: Прилагательные делают нашу речь красивой, выразительной, более точной.

Цель работы:

  1. Усвоить знания  об имени прилагательном на примере произведения  А.С.Пушкина «Сказка о  рыбаке и рыбке».

  2. Найти в тексте имена прилагательные, которые употреблены вместе с именами существительными, употреблённые в переносном значении, к которым можно подобрать синонимы и антонимы, найти устаревшие слова.

  3. Научиться составлять словарь об имени прилагательном.

Задачи проекта:

1. Закрепить и обобщить знания об имени прилагательном.

2. Обогатить словарный запас детей

3. Получить новые знания из дополнительных источников 

План работы над проектом:

  1. Перечитать сказку А.С.Пушкина.

  2. Найти имена существительные, употреблённые с именами прилагательными.

  3. Подобрать имя прилагательное к имени существительному.

  4. Записать составленные словосочетания.

  5. Записать имена прилагательные, употреблённые в переносном значении.

  6. Записать устаревшие формы слов.

  7. Выбрать и записать имена прилагательные, к которым можно подобрать синонимы и антонимы.

  8. Оформить проект.

  9. Сделать вывод.

  10. Представить проект для защиты.

Ход исследования

  1. Александр Сергеевич Пушкин 

(26 мая [6 июня] 1799, Москва —  29 января [10 февраля] 1837, Санкт-Петербург) hello_html_m258c8f8a.jpg

 русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века.hello_html_m4304694d.jpg

  1. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — говорил великий русский поэт, писатель, драматург и сказочник.

В селе Михайловское Пушкин услышал множество сказок. Он любил слушать сказки своей няни Арины Родионовны. Слушал их и записывал. В 1830-е годы А.С. Пушкин начинает писать сказки для детей. Это «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане …», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», к сказкам относят и романтическую поэму «Руслан и Людмила».

Во всех сказках Пушкина, как и в народных сказках, выражена вера в победу добра и справедливости, осуждается жестокость, высмеивается глупость и жадность, рассказывается о событиях необычайных.

  1. «Сказка о рыбаке и рыбке» — сказка Александра Сергеевича Пушкина. Написана 2 (14) октября 1833 года. Впервые напечатана в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения». В рукописи есть помета: «18 песнь сербская». Эта помета означает, что Пушкин собирался включить её в состав «Песен западных славян». С этим циклом сближает сказку и стихотворный размер.hello_html_2cb2de00.jpg

  1. Сюжетhello_html_589de232.jpg

Старик с женой живут у моря. Старик добывает пропитание рыбной ловлей, и однажды в его сети попадается необычная золотая рыбка, способная говорить человеческим языком. Она обещает любой выкуп и просит отпустить её в море, но старик отпускает рыбку, не прося награды. Возвратившись домой, он рассказывает жене о произошедшем. Обругав мужа, она заставляет его вернуться к морю, позвать рыбку и попросить хотя бы новое корыто вместо разбитого. У моря старик зовёт рыбку, которая появляется и обещает исполнить его желание, говоря: «Не печалься, ступай себе с Богом».

Возвратившись домой, он видит у жены новое корыто. Однако аппетиты старухи всё возрастают — она заставляет мужа возвращаться к рыбке снова и снова, требуя для обоих, а потом только для себя, всё больше и больше: получить новую избу; быть столбовой дворянкой; быть «вольною царицей».

Море, к которому приходит старик, постепенно меняется от спокойного ко штормящему. Отношение старухи к старику всё ухудшается: сначала она только бранит его, потом, став дворянкой, посылает на конюшню, а став царицей, выгоняет. Под конец она призывает мужа обратно и требует, чтобы рыбка сделала её «владычицей морскою», причём сама рыбка должна стать у неё в услужении. Рыбка не отвечает на просьбу старика, а когда он возвращается домой, то видит старуху, сидящую перед старой землянкой у старого разбитого корыта.

В русскую культуру вошла поговорка «остаться у разбитого корыта» — то есть, погнаться за большим, а остаться ни с чем.

  1. Исследование

Прочитав сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», мы обратили внимание на прилагательные, которые использует автор в сказке. Эти прилагательные мы выписали в сочетании с существительными.

Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, сварливая баба, кирпичная труба, тесовые ворота, дубовые вороты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая душегрейка, парчовая кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, грозная царица, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.

Мы выяснили, что в своей сказке А.С.Пушкин употребляет прилагательные в переносном значении.

Чёрная буря, сердитые волны, прямой простофиля, золотая рыбка.

Подсчитав прилагательные, у нас получились следующие данные:

Частота использования прилагательных

В сказке А.С.Пушкин использовал прилагательные в переносном значении.

Например:

золотая рыбка — волшебная, чудесная (синоним); непростая (антоним)

черная буря — сильная, страшная (синоним)

сердитые волны — большие, грозные (синоним)

сварливая баба — ругающая, недовольная (синоним); ласковая, заботливая (антоним)

Вывод: уместное употребление слова в переносном значении делает речь яркой, образной.

К отдельным прилагательным из сказки мы подобрали Синонимы:

Заморская — иностранная

Ласковое — хорошее

Ветхая – старая

Разбитое — сломанное

В ходе чтения сказки нами были выделены формы устаревших слов:

УСТАРЕ́ВШИЕ СЛОВА́ — слова современного русского языка, вышедшие из активного употребления, но сохранившиеся в пассивном словаре и в большинстве своем понятные носителям языка.

УСТАРЕВШИЕ СЛОВА

АРХАИЗМЫ ИСТОРИЗМЫ

АРХАИЗМЫ — это устаревшее слово, которое в современной речи заменено синонимом.

Например:

невод – сеть;

ступай – иди;

забранила – заругала;

старче – старик.

чупрун — прядь

Землянка — крытое

Очи – глаза.

Корыто продолговатый сосуд

Душегрейка — короткая свободная кофта

Палаты — помещение

ИСТОРИЗМЫ — слова или устойчивые словосочетания, представляющие собой названия существовавших когда-то, но исчезнувших предметов, явлений человеческой жизни. Историзмы не имеют синонимов в современном языке.

Например: вольная царица; царские палаты; столбовая дворянка; черная крестьянка.

Грамматические архаизмы – это устарелые формы слов, несуществующие в современном языке.

Например: старче; вины; владычица

Александр Сергеевич Пушкин употребил в сказке много старинных слов, а именно прилагательные, чтобы приблизить свою авторскую сказку к народной. Кроме того, автор хотел более красочно описать жизнь героев того времени, их характер (характер старухи и старика, гнев рыбки и т.д.)

Так же мы выяснили: частота использования существительных в сказке

Провели практическую работу: Подобрали Антонимы к словам:

СТАРЧЕ – МОЛОДЕЦ
ВЕТХАЯ – НОВАЯ
КЛИКАТЬ – МОЛЧАТЬ
ЧУДО – ОБЫДЕННОСТЬ
ЗАБРАНИЛА – ЗАХВАЛИЛА
ДУРАЧИНА – УМНИЦА
ПРОСТОФИЛЯ – СКРЯГА
ПУЩЕ – МЕНЬШЕ, СЛАБЕЕ
БРАНИТЬСЯ – МИРИТЬСЯ,
СВАРЛИВАЯ – НЕЖНАЯ, ЛАСКОВАЯ
СВЕТЕЛКА – ПОДВАЛ, ПОДЗЕМЕЛЬЕ, ПОГРЕБ
ПОМУТИЛОСЬ МОРЕ – ПРОСВЕТЛЕЛО МОРЕ
КИЧКА – ПЛАТОК
ЧУПРУН – ЛЫСИНА
БЕЛЕНЫ ОБЪЕЛАСЬ – ПОУМНЕЛА
НЕВЕЖА _ УЧЕНЫЙ, ГЕНИЙ
ПОДЕЛОМ – НЕСПРАВЕДЛИВО, НЕЗАСЛУЖЕННО
ЗЕМЛЯНКА – ДОМ, ДВОРЕЦ

  1. Театрально-музыкальные и экранизированные постановки

В 1937 году на студии «Мосфильм» был снят цветной (по методу Павла Мершина) кукольный мультфильм «Сказка о рыбаке и рыбке». Автор сценария и режиссёр-постановщик — Александр Птушко.

В 1950 году на киностудии «Союзмультфильм» по сценарию Михаила Вольпина выпустили рисованный мультипликационный фильм «Сказка о рыбаке и рыбке». Режиссёр-постановщик — Михаил Цехановский, композитор — Юрий Левитин.

В фильме «После дождичка в четверг» (1986) Иван-царевич и Иван-подкидыш разыгрывают перед Кощеем кукольное представление этой сказки.hello_html_40f077e7.jpg

В 1997 году в Санкт-Петербургском драматическом театре «Патриот» РОСТО был поставлен музыкальный спектакль по мотивам сказки (постановка Геннадия Егорова).

В 1998 году театром кукол Московского Городского Дворца детского (юношеского) творчества был поставлен спектакль-опера «Сказка о рыбаке и рыбке». Режиссёр-постановщик — Елена Плотникова, композитор — Елена Могилевская.

В 2002 году на киностудии «Союзмультфильм» по сценарию Наталии Дабижи вышел мультипликационный фильм «О рыбаке и рыбке». Режиссёр-постановщик — Наталия Дабижа, композитор — Геннадий Гладков.

  1. Словарик-задание

Выполнив исследование по сказке Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» мы составили словарик-задание для работы по сказке. Поэтому практическая значимость нашего проекта заключается в том, что и словарик и презентацию можно использовать учащимся и педагогам на уроках русского языка и литературного чтения.

Заключение

Таким образом, мы пришли к заключению. Автор в своём произведении позволяет нам увидеть красоту русского языка, используя в нём много интересных устаревших слов (о значении которых мы раньше и не задумывались), чтобы красочно описать происходящие действия.

Несмотря на то, что сказка написана почти двести лет назад и в ней встречается много устаревших слов и понятий, ее язык настолько легок и ясен, что его без труда понимают даже самые маленькие читатели.

Например, используя разнообразные имена прилагательные, он живописно описывает картины природы: неспокойно синее море, помутилося синее море, почернело синее море.

Также имена прилагательные помогают А.С. Пушкину выразительно передать и описать гнев золотой рыбки, внешний вид, наряды, жильё главных героев, характеры людей: Старуха вздурилась, сварливая баба — говорит он о жадной бабе,

А старик у него добрый и уважительный, он с поклоном, уважительно обращается к рыбке:

«Смилуйся, государыня рыбка!»

Сказка А.С. Пушкина проста по смыслу, но очень глубока по содержанию. То, что баба осталась в итоге у «разбитого корыта», говорит о том, что нельзя быть таким жадным. Есть даже поговорка «Остаться у разбитого корыта», что означает остаться ни с чем.

Выполняя данный проект, мы подтвердили гипотезу, что особую красоту ей придают прилагательные, которые были использованы автором. Прилагательные в предложении играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное. Эта часть речи неотделима от другой самостоятельной части речи – имени существительного.

Практическая значимость проекта

Литература

  • Интернет ресурсы.

  • Словарь русского языка С.И. Ожегова.

  • Текст произведения «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.

Словарь-задание

Задание 1. Прочитайте сказку. Выпиши имена прилагательные, которые чаще всего использовал А.С.Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из сказки. Запиши составленные словосочетания.

………….. море, ………..…. землянка, …..………. корыто, …………….. трава, …………… рыбка, ………….….. слово, ……………….……. голос, …………..…….. чудо, …………………… корыто, ……………….. баба, ………………. труба, ……………………… вороты, ………… крестьянка, ………………… дворянка, ……………. душегрейка, ………………. кичка, …………….. перстни, …………..…… сапожки, ……………..…. слуги, …………………. царица, ……..………… царство, ……………..…. пряник, ……………..………. вины, …………….….. стража, …………….. невежа, ……………….. палаты, ……………. владычица, …………….. буря, …………….. волны.

Задание 3. Выпишите из сказки 3 словосочетания, в которых имена прилагательные употреблены в переносном значении.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Подберите к данным именам прилагательным синонимы:

Ветхая землянка – ………………………………………..

Ласковое слово – …………………………………………

Красные сапожки – …………………………………………

Усердные слуги – ……………………………………………

Грозная стража – ………………………………………………….

Царские палаты -……………………………………………….

Заморские вины-……………………………………………………

Задание 5. Подберите к данным именам прилагательным антонимы:

Ветхая землянка – ………………………

Ласковое слово – ……………………….

Великое чудо — …………………………..

Старый невежа — ………………………….

Сердитые волны — ………………………….

Задание 6. Объясните значение устаревших словосочетаний:

Заморские вина – иностранные, чужеземные.

Парчовая кичка на маковке – кичка — старинный русский праздничный головной убор замужней женщины, который полностью скрывал волосы, сделанный из парчи (шёлка, расшитого золотой нитью) и надетый на макушку.

Печатный пряник – мучное кондитерское изделие, выпекаемое из специального пряничного теста, изготавливается с помощью пряничной доски. Пряник с выдавленными знаками, узорами.

Тесовые вороты – ворота из тонких досок древесины хвойных пород.

Чёрная крестьянка – крестьянка, проживавшая на свободных от помещика землях.

Ветхая землянка – разрушающаяся, пришедшая в негодность.

Владычица – повелительница, властелина.

Душегрейка – старинная женская одежда в виде короткой женской кофты без рукавов.

Заморский – привезённый из-за моря, из заграницы.
Землянка – жильё, вырытое в земле.

Корыто – большой продолговатый открытый сосуд для стирки белья и других хозяйственных нужд. Ранее делался из расколотого пополам и выдолбленного бревна, позднее из оцинкованного железа.

Столбовая дворянка – потомственная дворянка.

Зад 3 Чёрная крестьянка, сердитые волны, прямой простофиля.

Зад.1 . ветхая новое вольная ласковое золотая дорогой царские синее заморские чёрная

ЗАД 2 Синее море, ветхая землянка, новое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, разбитое корыто, сварливая баба, белёная труба, дубовые, тесовые вороты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, соболья душегрейка, парчовая кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.

ЗАДАНИЕ 4. Подберите к данным именам прилагательным синонимы:

Ветхая землянка – старая землянка

Ласковое слово – нежное, доброе слово

Красные сапожки – алые сапожки

Усердные слуги – преданные, старательные

Грозная стража – суровая, свирепая, безжалостная

ЗАДАНИЕ 5. Подберите к данным именам прилагательным антонимы:

Ветхая землянка – новая Ласковое слово – грубое Великое чудо- незначительное Старый невежа- молодой Сердитые волны- добрые, приветливые

Задание 6. Объясните значение устаревших словосочетаний. Заморские вина – иностранные, чужеземные. Парчовая кичка на маковке – старинный женский головной убор из парчи на голове

Печатный пряник – мучное кондитерское изделие, выпекаемое из специального пряничного теста, изготавливается с помощью пряничной доски.

Тесовые вороты – ворота из тонких досок древесины хвойных пород

Чёрная крестьянка –крестьянка, проживавшая на свободных от помещика землях.

Синонимы

Красные сапожки-

алые, пунцовые

очень старательные

Усердные слуги-

Целое царство —

большое, ценное

Царские палаты —

королевские

зарубежные, иностранные

Заморские вины-

жестокая, суровая

Грозная стража —

царствующая, правящая

Владычица морская

Словосочетания.

Синее, глубокое море Чёрная буря

Ветхая землянка Сердитые волны

Разбитое корыто Морская трава

Золотая рыбка Ласковое слово

Великое чудо Человеческий голос

Сварливая, проклятая баба Беленая труба

Тесовые, дубовые вороты Чёрная крестьянка

Столбовая дворянка Соболья душегрейка

Парчовая кичка Золотые перстни

Красные сапожки Усердные слуги

Вольная, грозная царица Целое царство

Царские палаты Заморские вины

Печатный пряник Грозная стража

Владычица морская Старый невежа

Антонимы

Ветхая землянка – новая землянка.

Разбитое корыто – новое корыто

Ласковое слово – грубое слово

Великое чудо – малое чудо

Чёрная крестьянка – белая крестьянка

Чёрная буря – белая буря

Старый невежа – молодой невежа

Сердитые волны – добрые волны

Синонимы

Ветхая землянка – старая, дряхлая

Морская трава — моряцкая

Золотая рыбка – драгоценная, прекрасная

Ласковое слово – нежное, доброе

Великое чудо – безмерное, знаменитое

Человеческий голос — людской

Сварливая, проклятая баба – жадная, скупая

Беленая труба — беленная

Столбовая дворянка — коренная, потомственная.

Соболья душегрейка — соболиная

Парчовая кичка — златотканая

Золотые перстни – дорогие, драгоценные.

Красные сапожки – алые, пунцовые

Усердные слуги – очень старательные

Вольная, грозная царица — отпускная

Целое царство – большое, ценное

Царские палаты — королевские

Заморские вины – зарубежные, чужие

Печатный пряник – изданный

Грозная стража – жестокая, суровая

Владычица морская – царствующая, правящая

Имена прилагательные в переносном значении.

Золотая рыбка

Сердитые волны

Чёрная крестьянка

Словосочетания

Синее, глубокое море

Ветхая землянка

Великое чудо

Сварливая, проклятая баба

Тесовые, дубовые ворота

Беленая трава

Столбовая дворянка

Парчовая кичка

Красные сапожки

Вольная, грозная царица

Царские палаты

Печатный пряник

Грозная стража

Владычица морская

Черная буря

Сердитые волны

Морская трава

Ласковое слово

Человеческий голос

Черная крестьянка

Соболья душегрейка

Золотые перстни

Усердные слуги

Целое царство

Заморские вины

Старые невежа

Синонимы

Красные сапожки-

алые, пунцовые

очень старательные

Усердные слуги-

Целое царство —

большое, ценное

Царские палаты —

королевские

зарубежные, иностранные

Заморские вины-

жестокая, суровая

Грозная стража —

царствующая, правящая

Владычица морская —

Имена прилагательные в переносном значении

Золотая рыбка

Сердитые волны

Черная крестьянка

Подумай

Почему А.С. Пушкин употребил в сказке много старинных слов? Ответ

Какова роль прилагательных в речи? Ответ

Александр Сергеевич Пушкин употребил в сказке много старинных слов, именно такие прилагательные, чтобы приблизить свою авторскую сказку к народной. Кроме того, автор хотел более красочно описать жизнь героев того времени, их характер (характер старухи и старика, гнев рыбки и т.д.)

Прилагательные делают нашу речь красивой, выразительной, более точной

синего моря.ветхой землянке. травой морскою.золотая рыбка. Голосом  человечьим. Дорогой  откуп. ласковое слово. великое чудо. рыбку непростую.новое корыто . сварливая баба. С кирпичною, беленоютрубою,С дубовыми, тесовыми вороты.черной крестьянкой. столбовоюдворянкой.дорогой собольей душегрейке. Парчевая  кичка. золотыеперстни, красные сапожки. усердные слуги. вольною царицей. целоецарство. заморские вины.пряником печатным. грозная стража, грознаяцарица. старый невежа. владычицей морскою. черная буря . сердитыеволны. проклятою бабой. глубокое море.разбитое корыто.

Делала строго по тексту. Прилагательные подчеркнуты. Проверь, чтобы не было повторений.
Выписала так, что как раз на все вопросы можно ответить. 

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Определение эпитета

Эпитет — это слово или фраза, которые добавляют выразительность стоящим рядом словам. Может использоваться с положительным или отрицательным оттенком, в прямом или переносном значении. Эпитеты могут быть выражены:

  • прилагательным (кислое лицо),
  • наречием (горячо любить),
  • существительным (веселья шум),
  • числительным (вторая жизнь).

На самом деле у термина «эпитет» в русском языке есть много определений. В широком смысле это любое слово, которое определяет предмет, описывает его характерные черты. Например: «синее небо», «теплое утро».

В узком смысле эпитетом называется средство выразительности, которое помогает автору передать отношение к предмету, придает предмету красочность, живость. Иногда в качестве эпитета используется слово в переносном значении. Например: «лошадиное здоровье», «драгоценный опыт».

Еще примеры эпитетов в русском языке:

  • бессмертное знамя;
  • мрачный день;
  • черепаший темп;
  • горькая досада;
  • кудрявый дым;
  • легкомысленная молодость;
  • волчья тоска;
  • звонкий поцелуй.

Постоянный эпитет — это выразительное описание, которое тесно связано с определенным объектом, тем самым образуя устойчивое выражение. Например: «синее море>», «красна девица»

С определением эпитета в русском языке разобрались — теперь давайте узнаем, какие бывают виды эпитетов.

Виды эпитетов

Существуют различные классификации эпитетов в русском языке. Рассмотрим самые распространенные из них.

По сфере употребления

Эту классификацию предложил советский лингвист К. С. Горбачевич, соавтор «Словаря эпитетов русского литературного языка». Он разделил эпитеты на общеязыковые, народно-поэтические и авторские.

Общеязыковые эпитеты — самая многочисленная группа слов. У некоторых существительных (лицо, взгляд, глаза, улыбка, жизнь) есть сотни характеризующих определений. Такие эпитеты уже устойчиво закрепились в нашей речи. И даже если их используют в переносном значении, мы понимаем, что это значит. Например: проницательный взгляд, ироническая улыбка, бисерный почерк, трескучий мороз.

Народно-поэтические эпитеты пришли к нам из народного искусства — фольклора. Например: море синее кругом, красная весна, для батюшки-царя, лук дубовый, грусть-тоска.

Свойства народно-поэтических эпитетов:

  1. Форма прилагательного в усеченной форме (сыра земля, чисто поле);

  2. Перенос ударения (зелено вино, шелковые луга);

  3. Эпитет стоит после определяемого слова (Эпитет стоит после определяемого слова (ветра буйные, горе горькое).).

Редкие или авторские эпитеты — неожиданные, часто неповторимые смысловые ассоциации. Писатели придумывают сочетание определяемого слова и определяющего (эпитета) в зависимости от того, какой образ или окраску они хотят придать слову. Например: скучный берег (А. С. Пушкин), маленький характер (А. И. Герцен), похоронный крик (Н. А. Некрасов), задумчивый и нежный мой край (С. А. Есенин).

Однако при определенных условиях (авторитет писателя, яркость образа) эти эпитеты могут стать общеязыковыми. Поэтому, граница между общеязыковыми и авторскими эпитетами достаточно подвижна.

Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.

По характеру обозначения признака

По способу обозначения признака выделяют эпитеты с прямым и переносным значением.

Эпитеты с прямым значением — это выразительные слова, которые употреблены в своем обычном смысле. Например: бледное лицо, горячий песок, зеленый лес.

Эпитеты с переносным значением, как нетрудно догадаться из названия, рождаются из использования слов в переносном смысле. Так, прилагательное лошадиный имеет прямое значение «принадлежащий или имеющий отношение к лошади», но в словосочетании лошадиное здоровье оно употребляется не в прямом, а в переносном смысле: «очень крепкое здоровье».

Сравните пары примеров: в первом случае прилагательное употребляется в прямом значении, во втором — в переносном. Именно в переносном значении эти прилагательные приобретают образность и становятся эпитетами:

  • лошадиная сбруя и лошадиное здоровье;
  • жуткая история и жуткая боль;
  • гробовая доска и гробовая тишина;
  • могучий боец и могучая гора;
  • пламенный столб и пламенная речь.

По степени устойчивости связи с определяемым словом

Некоторые эпитеты могут сочетаться с разными определяемыми словами — такие эпитеты называются свободными. Пример свободного эпитета — прилагательное золотой в словосочетаниях: золотая листва, золотые волосы, золотые отблески солнца.

Эпитеты, которые имеют устойчивую связь с одним определяемым словом, называются постоянными. Многие народно-поэтические эпитеты, о которых мы говорили выше, являются постоянными: белы руки, добрый молодец, уста сахарные.

По структуре

По структуре эпитеты делятся на простые и сложные.

С простыми эпитетами все понятно — они состоят из одного слова, обычно прилагательного, у которого один корень: парус одинокий, светлое будущее, звенящая тишина.

Сложный эпитет — это образное прилагательное, у которого больше одного корня. Такие эпитеты обычно можно развернуть в более длинное словосочетание:

  • солнцеликая дева — дева с лицом, сияющим, как солнце;
  • огненно-рыжие волосы — волосы рыжие, как огонь;
  • мертвенно-бледное лицо — лицо бледное, как у мертвеца;
  • чернобровая красавица — красавица с черными бровями.

К сложным также относятся такие эпитеты, которые образованы повторением одного и того же прилагательного. Например, в той самой страшилке: «В одном черном-черном городе, на черной-черной улице…» используется сложный эпитет черный-черный.

Мы много узнали об эпитете как средстве выразительности речи. Теперь научимся находить эпитеты на примерах из литературы.

Примеры эпитетов из литературы

Эпитеты как средства выразительности часто используют в стихотворениях, повестях, романах и рассказах. Они помогают писателю глубже выразить свои чувства и переживания, показать свое отношение к окружающей действительности.

Цели эпитетов как средства выразительности в литературе:

  • подчеркнуть характерный признак или свойство объекта, например: голубое небо, дикое животное;
  • пояснить и уточнить признак, который поможет выделить объект, например: листья лиловые, багряные, золотые;
  • вызвать удивление или смех, например, для сочетания контрастных слов: светлая брюнетка, яркая ночь;
  • одушевить предмет, например: грохочет первый звон весенний, грохочет в небе темно-синем;
  • создать атмосферу и вызвать нужные эмоции, например: чужой и одинокий ко всему;
  • сформировать у читателей мнение о происходящем, например: малый ученый, но педант.

Примеры эпитетов в русской литературе:

  • «Крадучись, играя в прятки, сходит небо» (Б. Л. Пастернак);
  • «Ветер дул с бессмысленной яростью» (К. Г. Паустовский);
  • «Вдруг, точно пронзенная, она вздрогнула» (Ф. М. Достоевский);
  • «Кругом трава так весело цвела» (И. С. Тургенев).

А теперь попробуйте сами — укажите эпитеты в этих отрывках.

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

(С. А. Есенин)

Вот парк с пустынными опушками,

Где сонных трав печальна зыбь,

Где поздно вечером с лягушками

Перекликаться любит выпь.

Вот дом, старинный и некрашеный,

В нем словно плавает туман,

В нем залы гулкие украшены

Изображением пейзан.

(Н. С. Гумилев)

Прозрачный сумрак, луч лампады,

Кивот и крест, символ святой…

Все полно мира и отрады

Вокруг тебя и над тобой.

(М. Ю. Лермонтов)

Эпитет и метафора

И эпитет, и метафора относятся к тропам — образным языковым средствам, которые делают текст и речь выразительнее и ярче.

Метафора предполагает сравнение, причем необычное и неявно выраженное. Например: Метафора предполагает сравнение, причем необычное и неявно выраженное. Например: ядовитый человек, волчья хватка..

Эпитет описывает слово, помогает нарисовать его воображаемый образ. При этом эпитет может быть частью развернутой метафоры. Так, например, появился новый термин — метафорический эпитет.

Метафорический эпитет — троп с признаками метафоры и эпитета. Предполагает скрытое, необычное сравнение и красочное описание слова. Например: каменная веселость, васильковые очи.

Интересный факт!

Метафора, как и эпитет, имеет греческое происхождение и означает «перенос». Автор термина — Аристотель, который связывал его с пониманием искусства.

Эпитет и относительное прилагательное

Относительные прилагательные содержат в себе свойство, характеристику или функцию определяемого слова. Такие прилагательные могут обозначать:

  • предмет или материал: каменный стол (стол, которые сделан из камня), кожаный портфель (портфель, который сшит из кожи);
  • место: приозерный санаторий (санаторий, который расположен у озера);
  • функцию или действие: спортивный снаряд (снаряд для спорта);
  • принадлежность к человеку: мамина ручка (ручка мамы);
  • принадлежность к животному или птице: гусиный пух (пух гуся);
  • время: утренняя зарядка (зарядка с утра);
  • численность/количество: столетняя война (война в сто лет).

Относительные прилагательные могут становиться эпитетами, если они придают определяемому объекту характерные черты, эмоциональную окраску, яркость.

Понять, когда относительные прилагательные являются эпитетами, а когда — нет, можно на парах примеров:

  • каменный стол — каменное лицо;
  • золотая медаль — золотой век;
  • спортивный снаряд — спортивная осанка;
  • столетняя война — столетний дом.


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Система изучения имен прилагательных предполагает постепенное усложнение и расширение материала как со стороны лексики, так и со стороны грамматики. Распознавание прилагательных среди других частей речи представляет определенную трудность для младших школьников. Изучение имени прилагательного можно разделить на несколько этапов. Первый этап начинается еще в 1 классе. Первоначальное ознакомление с прилагательными (пока еще и без термина), естественно, начинается с наблюдений над лексическим значением прилагательных и вопросов, на которые они отвечают. В этот период учащиеся учатся находить в тексте «слова-признаки» по соответствующим вопросам. На втором этапе формируется понятие «имя прилагательное», развивается умение точно употреблять прилагательные в речи, формируется навык правописания родовых окончаний имен прилагательных. Целью нашей работы является проектирование собственной методики изучения имен прилагательных.

Рассмотрим последовательность изучения имени прилагательного.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Слова-признаки

Имя прилагательное

Имя прилагательное

Безударные окончания имен прилагательных

Значение слов-признаков

Связь имени прилагательного с именем существительным

Изменение имен прилагательных по родам и числам

Склонение имен прилагательных

 

Роль имени прилагательного в речи

Изменение имен прилагательных по числам

Склонение имен прилагательных во множественном числе

 

Развитие речи. Сочинение-миниатюра «Весеннее утро»

Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам

Разбор имени прилагательного как части речи

 

Части речи. Обобщение

Классификация имен прилагательных

Классификация имен прилагательных

   

Развитие речи. Сочинение-описание

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

   

Обучающее изложение по теме «Имя прилагательное»

 
   

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное»

 

2. В процессе обучения учащиеся сталкиваются с множеством понятий. Они представлены в следующих таблицах:

1 класс

Термин

Значение

Слова -признаки

— слова, характеризующие предмет, отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

2 класс

Термин

Значение

Имя прилагательное

– это часть речи, характеризующаяся;

а) обозначением признака предмета (качества, свойства, принадлежности и т. д.) (семантический признак);

б) изменяемостью по падежам, числам, родам (морфологический признак);

в) употреблением в предложении в функции определения и именной части составного сказуемого (синтаксический признак).

Синонимы

— имена прилагательные, близкие по значению.

Антонимы

— имена прилагательные, противоположные по значению.

Омонимы

— имена прилагательные, близкие по звучанию, но разные по значению.

3 класс

Термин

Значение

Имя прилагательное

– это часть речи, характеризующаяся;

а) обозначением признака предмета (качества, свойства, принадлежности и т. д.) (семантический признак);

б) изменяемостью по падежам, числам, родам (морфологический признак);

в) употреблением в предложении в функции определения и именной части составного сказуемого (синтаксический признак).

Качественные прилагательные

— это прилагательные, отвечающие на вопрос: «какой?», и, обозначающие признаки предметов, которые могут проявляться в большей или в меньшей степени.

Качественные прилагательные обозначают:

1. Цветовые признаки: чёрный, зелёный, фиолетовый;

2. Пространственные признаки: далёкий, близкий;

3. Признаки величины: большой, маленький, широкий, узкий;

4. Временные признаки: поздний, ранний;

5. Черты характера: злой, болтливый, весёлый;

6. Интеллектуальные характеристики: умный, сообразительный, глупый;

7. Физиологические характеристики: слабый, глухой, здоровый;

8. Социальные характеристики: богатый, знатный, уважаемый.

Относительные прилагательные

— это прилагательные, отвечающие на вопрос: «какой?», и, обозначающие постоянные и неизменяемые признаки предметов, которые не могут проявляться в большой или меньшей степени. Такие прилагательные НЕ имеют краткой и сравнительной формы, НЕ имеют синонимов и антонимов, а также НЕ употребляются в уменьшительно-ласкательной форме.

Относительные имена прилагательные характеризуют существительное через отношение:

1. к предмету: обувной, косметический, цветочный

2. к материалу, из которого сделан предмет: деревянный, бумажный, шерстяной

3. к количеству: трёхлетний, двадцатилетний, семитомный

4. к месту: приморский, кухонный, городской

5. ко времени (к сезону, ко времени суток): осенний, ночной, мгновенный

6. к социальной группе людей: поварской, пенсионерский, китайский

7. к дисциплине: математический, исторический

8. к действию: танцевальный, беговой, читальный

Притяжательные прилагательные

— это прилагательные, отвечающие на вопрос: «чей?», и, обозначающие принадлежность чего-либо конкретному лицу (человеку) или животному.

папин кошелёк – кошелёк папы

Машино платье – платье Маши

кошачья миска – миска кошки

Склонение имен прилагательных

— изменение имени прилагательного по родам, числам и падежам полных форм, изменение по родам и числам кратких форм, а также преобразование форм прилагательных по краткости / полноте

Синонимы

— имена прилагательные, близкие по значению.

Антонимы

— имена прилагательные, противоположные по значению.

Омонимы

— имена прилагательные, близкие по звучанию, но разные по значению.

4 класс

Термин

Значение

Имя прилагательное

– это часть речи, характеризующаяся;

а) обозначением признака предмета (качества, свойства, принадлежности и т. д.) (семантический признак);

б) изменяемостью по падежам, числам, родам (морфологический признак);

в) употреблением в предложении в функции определения и именной части составного сказуемого (синтаксический признак).

Качественные прилагательные

— это прилагательные, отвечающие на вопрос: «какой?», и, обозначающие признаки предметов, которые могут проявляться в большей или в меньшей степени.

Качественные прилагательные обозначают:

1. Цветовые признаки: чёрный, зелёный, фиолетовый;

2. Пространственные признаки: далёкий, близкий;

3. Признаки величины: большой, маленький, широкий, узкий;

4. Временные признаки: поздний, ранний;

5. Черты характера: злой, болтливый, весёлый;

6. Интеллектуальные характеристики: умный, сообразительный, глупый;

7. Физиологические характеристики: слабый, глухой, здоровый;

8. Социальные характеристики: богатый, знатный, уважаемый.

Относительные прилагательные

— это прилагательные, отвечающие на вопрос: «какой?», и, обозначающие постоянные и неизменяемые признаки предметов, которые не могут проявляться в большой или меньшей степени. Такие прилагательные НЕ имеют краткой и сравнительной формы, НЕ имеют синонимов и антонимов, а также НЕ употребляются в уменьшительно-ласкательной форме.

Относительные имена прилагательные характеризуют существительное через отношение:

1. к предмету: обувной, косметический, цветочный

2. к материалу, из которого сделан предмет: деревянный, бумажный, шерстяной

3. к количеству: трёхлетний, двадцатилетний, семитомный

4. к месту: приморский, кухонный, городской

5. ко времени (к сезону, ко времени суток): осенний, ночной, мгновенный

6. к социальной группе людей: поварской, пенсионерский, китайский

7. к дисциплине: математический, исторический

8. к действию: танцевальный, беговой, читальный

Притяжательные прилагательные

— это прилагательные, отвечающие на вопрос: «чей?», и, обозначающие принадлежность чего-либо конкретному лицу (человеку) или животному.

папин кошелёк – кошелёк папы

Машино платье – платье Маши

кошачья миска – миска кошки

Склонение имен прилагательных

— изменение имени прилагательного по родам, числам и падежам полных форм, изменение по родам и числам кратких форм, а также преобразование форм прилагательных по краткости / полноте

Синонимы

— имена прилагательные, близкие по значению.

Антонимы

— имена прилагательные, противоположные по значению

Омонимы

— имена прилагательные, близкие по звучанию, но разные по значению.

3. Для отработки и закрепления определенного результата можно использовать систему упражнений.

Аналитические упражнения

Задание. Прочитайте текст. Найдите в тексте и подчеркните имена прилагательные, сосчитайте их и запишите цифрой, сколько их.

Рябин.Я очень люблю это скромное ветвистое деревцо – рябину. Люблю ее перистые зеленые листочки, которые шелестят даже при легком ветерке. Есть что-то веселое, радостное, русское в этом деревце. В народных песнях часто употребляется рябинушка.

Задание. Внимательно прочитайте родственные слова. Выпишите имена прилагательные.

Синий, синеть, синева; пугать, испуг, пугливый; робкий, робость, робеть; смелый, бесстрашный, бесстрашие; трусость, трусить, трусливый.

Задание. Послушайте стихотворение (можно прочитать два раза). Определите, сколько имен прилагательных употребляется в этом стихотворении.

Мы любим край родной.Шумят в лесу осины, березы и дубы,И просятся в корзины малины и грибы.Хорошая погода, веселые деньки…Отправимся в походы, наденем рюкзаки.Манит, зовет в дорогу родной чудесный край.Дорог хороших много, — любую выбирай.Пройдем тропой гористой и чащею лесной.Мы юные туристы, мы любим край родной.(Н.Найденова)

Задание. Послушайте текст. Назовите прилагательные, которые вы запомнили.

Храбрый еж.Был в лесу старый пень, там в дупле колючий еж устроил гнездо. Жарким днем он спал, а поздним вечером выходил на охоту. Однажды летним вечером еж проснулся и пошел искать пищу. Вдруг он увидел пятнистую змею. Змея зашипела и бросилась на ежа. Еж разорвал змею.

Задание. Прочитайте предложения. Выпишите имена прилагательные в три столбика: мужской род, средний род, женский род.

Полынь – горькое на вкус растение. По вечерам в лесу раздается громкий трубный зов лося. На опушке растет стройная молодая ель. Синее бездонное небо шатром раскинулось над нами.

Задание. Спишите текст. Найдите в тексте имена прилагательные. Определите и обозначьте род и число.

Синие небо и свежее дыхание ветерка так и манили меня на прогулку. Я отправился в соседнюю рощу. Утренняя роса еще покрывала траву, и в воздухе чувствовалась ранняя сырость. Молодые листочки деревьев были точно покрыты лаком. Яркие весенние цветы бодро подымали свои красивые головки. На траве сверкали крупные капли росы.

Задание. Спишите словосочетание, поставьте имена прилагательные в нужном падеже, в скобках запишите вопросы.

Доволен (…?)(Интересная, полезная) экскурсией. Пролетал над (…?) (широкая, глубокая) рекой. За (…?) (дальняя) рощей синела (…?) (большое) озеро. Сквозь (…?) (синяя) мглу можно было разглядеть (…?) (светлое) ленту (…?) (горная) речки.

Аналитико-синтетические упражнения

Задание. Прочитайте имена прилагательные. Подумайте и запишите, какие из этих признаков можно отнести к лисице, а какие – к белочке.

Веселая, пугливая, ловкая, жадная, хищная, хитрая.

Задание. Сгруппировать предметы по противоположным свойствам:

День светлый, а ночь …………… . Река глубокая, а ручеек ……………… . Арбуз сладкий, а перец …………………;

Задание. Распространите текст путем вписывание в него пропущенных прилагательных, которые даются.

Дельфины – это самые…….морские животные. ……..дельфины выступают в ……. Цирках. Они прыгают через обруч, танцуют ……. вальс, катают на своей спине дрессировщика. Слова для справок: дрессированные, веселый, умные, морских.

Задание. Образовать прилагательные от слов, которые выделены в вопросах, и записать словосочетания с этими прилагательными. Запишите словосочетания в тетрадь.

Как называется полочка для книг?, Как называют маму за доброту?, Как называют варенье из вишни?

Задание. Составить предложение из отдельных слов, записанных на доске, с употреблением имен прилагательных, которые даны в начальной форме.

Выглянуло, после, жаркое, дождя, бурного, солнце, короткого.

(После короткого бурного дождя выглянуло жаркое солнце.)

Задание. Допишите окончания. Ставьте к прилагательному вопрос от существительного, к которому оно относится. Окончания прилагательных и существительных подчеркните, обозначьте падеж.

(каким?) Ранним утром (Т.п.) мы уходим из дома далеко в лес. В прохладн… чист… воздухе пахнет свеж… сеном. Но вот встало солнце, и исчезли бриллианты росы. Бредем мы дальше сух… болотом. В глубок… мху нога тонет, будто в мягкой перине. Утренн… воздух напоен резк… запахом трав. На траве, заросшей душист… клевером, мы отдыхаем. (По Г.Скребицкому)

Задание. Впишите в предложения подходящие по смыслу прилагательные. Обозначьте падеж прилагательных, подчеркните безударные окончания.

Деревья покрылись … инеем. Сибирские леса богаты … зверем. Мать любила накрываться … платком.

Слова для справок: пуховый – сделан из пуха или с пухом (козьим, птичьим и т.п.), пушистый – легкий, очень мягкий, пушной – обладающий ценным мехом.

Синтетические упражнения

Задание. Выписать из изучаемого в классе произведения сочетания существительных и прилагательных, указать, какие признаки обозначают прилагательные;

Задание. Составить небольшие тексты и предложения по предметным картинкам (дети называют изображенный на картинке предмет и его признаки, составляют по вопросам учителя одно или несколько предложений, которые записываются на доске. Учащиеся ставят вопросы к прилагательным, затем списывают текст).

Задание. Прочитайте текст. В этом тексте нет имен прилагательных. Подберите нужные по смыслу слова и запишите восстановленный текст.

Заглянуло лето в … сад, развесило на ветвях … яблоки, … груши. В лесу под деревьями лето рассадило много грибов. В … березняке – подберезовики с … корешками, в … шапочках; в осиннике – подосиновики с … шапочками. На … поляне будто цветы расцвели, раскрыли свои зонтики мухоморы.

Задание. Прочитай. Распространи предложения текста именами прилагательными. Озаглавь текст. Напиши его в тетрадь.

Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрылась снегом. Спит лес. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятались елочки.

Задание. Прочитай. Какая мысль выражена в предложении? Составь текст по предложению. Напиши.

В воздухе кружилась живая сетка из мягких, пушистых снежинок.(Д. Мамин-Сиберяк)

Задание. Прочитай. Составь из данных слов предложения, изменяя по смыслу имена прилагательные и имена существительные и ставя их в нужном падеже. Напишите составленные предложения.

Закачалась, вот, ветка, еловая.

Любуюсь, чудесная, зимний, картина, лес.

След, по ночная, тянется, белки, пороша.

Яркий, поляна, заливает, свет, лесная.

Пахнет, еловая, хвоя, сосновая, и.

3. Так же для основательного закрепления имени прилагательного в более старших классах можно использовать перфокарты. Перед выполнением перфокарты в первое время необходимо обращаться к алгоритму его выполнения, который представлен ниже.

Алгоритм выполнения перфокарты:

  1. Разложи перед собой слова из конверта;

  2. Ознакомься с предложенными словами;

  3. Прочитай 1 предложение, в котором есть пропущенное слово;

  4. Найди его в предложенных словах (обрати особое внимание на выбор падежа слова);

  5. Проделай таким образом все задание;

  6. Когда подберешь все слова, внимательно прочитай текст.

Пример перфокарты для 3 класса:

Сентябринки.

Отцвели розы и кусты. Высохли стебли _____кукурузы. Стряхнули ____ листья со своих плеч деревья. И только ____ ____ цветочки радуют глаз. Это ____ сентябринки. Они словно бросили вызов ____ непогоде. Смотрят сентябринки _____ глазками в ____ небо и улыбаются ____ ____ лучам. ___ эти осенние цветы!

Сочной

Сочная

Сочную

Разноцветные

Разноцветным

Разноцветными

Нежные синие

Нежными синими

Нежным синим

Веселые

Веселым

Веселыми

Осенней

Осенняя

Осеннюю

Голубыми

Голубым

Голубые

Мутное

Мутного

Мутному

Последним теплым

Последними теплыми

Последние теплые

прекрасны

Прекрасно

Прекрасна

Проведение работы такой формы позволяет не только проверить знания учащихся, сделать процесс обучения разнообразным и интересным, но и значительно сэкономить время проведения контроля и проверки.

4. Для формирования у учащихся интереса и мотивации к деятельности на уроках можно использовать следующий занимательный материал. Занимательный материал сделает урок красочнее и добавит в него игры.

«Сказка про краски».

Если б все на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым, на зеленой спать перине

Под зеленым одеялом?

И зеленою водою на рассвете умываться,

И зеленым-презеленым

Полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами,

Зеленея, птицы реют,

Над зелеными домами

Ярко солнце зеленеет.

Видеть мир привыкли люди

Белым. Желтым. Синим. Красным.

Пусть же все на свете будет

Удивительным и разным.

— Чтобы рассказать об удивительном и разном нам нужны слова – имена прилагательные.

  1. Игра «Найди лишнего».

Вы должны хлопнуть в ладоши, топнуть ногами, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным.

— Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков: веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные.

  1. По данным словам — признакам предмета (прил.) отгадайте слова-предметы (сущ.):

Мягкий, теплый, пушистый, забавный, маленький, прехорошенький, усатый, игривый, шустрый, очаровательный, шаловливый … (котенок)

Круглое, душистое, вкусное-превкусное, сочное, ароматное, краснобокое … (яблоко)

  1. А теперь наоборот. Задание называется «Подари предмету признак».

трава

горы

снег

море

  1. Отгадайте загадки.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса.

Кто же это?

(лиса)

Зеленый, сладкий, сахарный.

(арбуз)

На овчарку не похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

(волк)

Спелое, круглое, сочное.

(яблоко)

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Шуба для зимы – другого цвета.

(заяц)

Бурый, мохнатый, косолапый?

(медведь)

Тройка-тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром.

(зима)

Так для чего нужны имена прилагательные?

(Для образности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.)

Поэтому прилагательные о себе говорят так:

С существительными подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить

Им веселее станет жить.

Заколдованная сказка

(вставить прилагательные)

На планете… жили… человечки, у них были… глаза, …волосы,…уши. Зато очень… характер.

Домики у человечков были…, с крышами. Возле каждого домика сидела… собачка. Собачки на этой планете были вместо кур, потому что… домики охраняли …дракончики и …страусы. Они сидели на …верёвочках и рычали. На …деревьях пели …песни…мухи. В …лесах водились …слонята, …цыплята, …ёжики и …ящерицы. А на… черепахах …человечки ездили в гости.

Также не менее эффективно использовать в изучении имен прилагательных картинки для описания, например, комнаты, сада и т.д. Далее можно использовать сюжетные картинки для составления небольших рассказов, текстов, историй.

  1. К концу каждого учебного года у учащихся будут сформированы следующие предметные результаты:

Предметные результаты по теме «Имена существительные»

1 класс:

Обучающийся получит возможность научиться:

— распределять слова по группам в зависимости от их основного значения и вопросов;

— находить в тексте слова — названия предметов.

2 класс:

Обучающийся научится:

— находить имена существительные в предложении по вопросу и общему значению предметности;

— определять различия между одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными существительными;

— осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных, обобщать все известные способы употребления заглавной буквы;

— определять число имён существительных.

Обучающийся получит возможность научиться:

— верно употреблять существительные, имеющие вариативные формы окончаний (в родительном падеже множественного числа).

3 класс:

Обучающийся научится:

— различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;

— определять число имён существительных;

— определять род имён существительных, согласовывать с ними слова других частей речи;

— определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму;

— изменять имена существительные по падежам.

Обучающийся получит возможность научиться:

— верно употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода;

— сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода с шипящими согласными на конце;

— образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний;

— разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число, падеж).

4 класс:

Обучающийся научится:

— определять 1, 2 и 3-е склонение имён существительных;

— верно писать падежные окончания имён существительных,

— применяя алгоритм (кроме существительных на -ия, -ие, -ий);

— разбирать имя существительное как часть речи, т. е. определять его начальную форму, род, склонение, падеж и число.

Обучающийся получит возможность научиться:

— употреблять в речи несклоняемые имена существительные,

— верно определяя их род.

Таким образом, мы составили свою методику изучения имен прилагательных. Аналогичную методику можно применять и при изучении других частей речи.

  • Сказка какого писателя легла в основу балета щелкунчик
  • Сказка как царевна замуж собралась текст
  • Сказка как человек подружился с огнем
  • Сказка как человек животных приручил человек
  • Сказка как цыплята солнышко искали