Программное содержание.Учить детей эмоционально, двигательно отзываться на словесный и музыкальный образы; чувствовать оттенки настроения и выражать это чувство словами; внимательно слушать сказку и следить за развитием сюжета; беседовать по содержанию сказки и показывать ее в театре картинок (в настольном театре).
Материалы.Зонт, картинки для сказки «Какая погода лучше?».
Связь с другими занятиями и видами деятельности.Музыка, развитие речи, ознакомление с окружающим.
Ход игры
Воспитатель подводит детей к окну и беседует с ними о погоде (холодный день или теплый; хмуро или солнечно; ветрено или тихо). Затем предлагает поиграть в «разную погоду»: отгадать настроение погоды в игре поможет музыка. Дети сидят «в домиках» (за стульчиками) и, слушая музыку, угадывают погоду на улице. Педагог включает музыкальные отрывки по своему усмотрению. Это могут быть следующие произведения: Д. Кабалевский «Грустный дождик»; Э. Григ «Танец эльфов»; Р. Шуман «Зима»; русская народная мелодия «Ах вы, сени» и другие. Дети импровизируют на заданный музыкальный образ: прыгают через лужи, прячутся под зонтом, бегают по лужайке, укрываются от ветра, спокойно гуляют. К музыкальному образу воспитатель может добавить словесный образ.
Под дождем
Снова спозаранку дождь, дождь.
Мокрые полянки – дождь, дождь.
Тучи нависают – кап, кап,
Грустен стук трамвая – тук, так.
Под солнышком
Весело запели птицы в вышине,
Слышен колокольчик где-то вдалеке.
Перезвон трамваев, перестук колес,
Песенку про солнышко ветер нам донес.
Ветрено
Сильный ветер налетел,
Словно все смести хотел.
Закачались клены, ивы,
И березы, и рябины
Наклонились до земли,
Травы низко полегли.
Ветер буйный расшалился,
За пригорочком укрылся,
А потом взметнулся ввысь:
– Прочь с дороги, берегись!
Под зонтом
Мы укрылись под зонтом,
Лужи нипочем,
Не спеша домой идем,
Песенку поем.
Дождь не страшен нам с тобой,
Веселей шагай,
Если зонт над головой,
То не унывай.
Воспитатель предлагает показать детям сказку на фланелеграфе с помощью картинок (можно подойти к работе вариативно: сначала рассказать сказку, а потом предложить детям самостоятельно показать ее на фланели).
Сказка на фланелеграфе «Какая погода лучше?»
Однажды вечером, когда все обитатели леса спали, волчонок выбрался из норы и огляделся. Вокруг никого не было видно, только ухали совы да поскрипывали деревья: скрип-скрип. Луна светила так ярко, что волчонок хорошо различил и высокую сосну, на которой часто играли белки, и кусты малины, которую так любил медведь. Волчонку не хотелось спать, он впервые увидел лес ночью, залюбовался луной и воскликнул: «Какая чудесная погода! Светло!» Вдруг кто-то прошмыгнул мимо него в траве, и он услышал: «Ничего чудесного тут нет! Все на виду. Не укрыться!» Так сказала серая мышка и скрылась в кустах.
Волчонок осмотрелся и пошел вперед. Вдруг он почувствовал, как что-то закапало сверху. Это начался дождь. Поначалу волчонку нравилось слышать, как дождь барабанит по листьям деревьев: «Трам-тарам, тарарарам!» Волчонок подпевал песенке дождя: «Трам-тарам, тарарарам!» Но потом дождь разошелся, шерстка у волчонка намокла, и ему стало холодно. Он дошел до болотца. «Какая мерзкая погода! Брр!» – сказал он и тут же услышал: «Ква, ква! Ква, ква! Квакая благодать!» Это кричали лягушки, радуясь дождику. Они сидели мокрые и счастливые, выставив скользкие спинки. Дождь не унимался. Волчонок подумал: «Неужели можно радоваться дождю?» И бегом побежал в свою норку.
В норке было тепло. В уголке мирно посапывали волчата – его братья и сестры, спали волк отец и мама волчица. Волчонок согрелся и быстро заснул. Когда он проснулся, было уже утро, но дождь еще не кончился, он продолжал лихо барабанить. Волчонку это не мешало, напротив, дождь успокаивал его, так, что он задремал. Засыпая, волчонок подумал: «Как странно, а сначала я думал, что дождливая погода самая плохая». В это время проснулась мама волчица и сказала: «Спи, малыш, всякая погода хороша, если ты в тепле».
Воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им сказка. В дальнейшем можно предложить детям разыграть сказку по ролям или показать в настольном театре.
Игра-ситуация «Печем хлеб»
Программное содержание.Побуждать детей к воплощению в роли, используя выразительные средства мимики и интонации голоса; способствовать развитию исполнительских навыков (дикции, артикуляции).
Материалы.Каравай (настоящий хлеб), сервировка стола для чая, атрибуты для русской избы, шапочка для мыши.
Связь с другими занятиями и видами деятельности.Развитие речи, ознакомление с окружающим, музыка.
Ход игры
Воспитатель в русском народном костюме встречает детей с караваем. Комната убрана под русскую избу.
Арина (воспитатель). Здравствуйте, дорогие гости, я – Арина, прошу вас в мою избу. Заходите, садитесь на лавочки, отведайте моего каравая. Он пышный да румяный, из новой муки, нового урожая. Урожай уродился хороший: рожь да пшеница, ячмень да овес, гречка ядрица. Всем работа досталась: работники зерно сеяли, урожай растили, пололи, колоски собирали, молотили, муку мололи, хлеб пекли. Давайте покажем, как работники работать собирались.
Дети «выходят в поле».
Сказки о временах года — произведения разных народов мира и писателей со всей планеты, которые знакомят ребят с сезонными изменениями. Эти сказки помогут быстрее объяснить детям, как и на какие времена делится календарный год. Героями сказок становятся не только люди. Ход календаря стремятся понять и изменить животные, птицы и даже волшебники. Что получается из их усилий и стремлений, прочтите вместе с детьми в сказках о временах года. Они говорят о том, что все имеет свой порядок, рассказывает о сезонах года, знакомит ребят в доступной форме с их отличиями и сходством.
-
Двенадцать месяцев
Двенадцать месяцев — сказка С. Я. Маршака, которую полюбило не одно поколение детей. В сказке рассказывается о жизни девушки в доме с мачехой и сводной сестрой. Однажды услышав приказ юной королевы, мачеха отправляет падчерицу…
-
Морозко
Морозко – дивная сказка о противостоянии добра и зла знакома каждому. Тяжела доля Настеньки, не полюбила ее мачеха, ведь своя дочка у нее была, Марфушенька. Красавица Настя всю работу делала, а сестра ее сводная на печи…
-
Снежная королева
«Снежная королева» — произведение Ганса Христиана Андерсена, которое полюбилось детям на многие годы. В сказке рассказывается об удивительных приключениях двух детей — Кая и Герды, когда в их судьбу вмешиваются волшебные…
-
Серая шейка
Сказка Серая Шейка Д. Н. Мамина-Сибиряка любима с детства многими ребятами. Это удивительная история маленькой уточки. Она не сумела отправиться на юг вместе с семьей: Лиса сломала ей крыло. Серая Шейка осталась в одиночестве…
-
Дудочка и кувшинчик
Дудочка и кувшинчик — произведение Валентина Катаева, любимая не одним поколением советских ребят. Познакомить с ним стоит и современного ребёнка. В сказке рассказывается, как члены дети с родителями отправляются в лес за…
-
Зимовье зверей
Зимовье зверей — русская народная сказка, любимая детьми многих поколений. В ней рассказывается, как бык ищет товарищей по дороге «от зимы к лету». Он зовёт с собой гуся, свинью, барана, петуха. Когда он задумался о строительстве…
-
Снеговик
Снеговик — старая добрая сказка Ганса Христиана Андерсена. Знаменитому датскому писателю удалость тонко передать характер и душевную организацию главного героя – снеговика. Кстати, он был вполне себе живой, умел разговаривать…
-
Лисичка-сестричка и волк
Лисичка-сестричка и волк — сказка русского народного фольклора, на которой воспитано не одно поколение детей. В ней рассказывается, как лиса обманула старика и волка. Серый хищник даже повторно попался на её лукавые речи…
-
Синичкин календарь
Синичкин календарь – произведение отечественного писателя Виталия Бианки. Главная героиня сказки – это юная синичка по имени Зинька. Любознательная птица замечала изменения природы и животного мира каждый месяц, наслаждаясь…
-
Два мороза
Два мороза — сказка русского фольклора, на мудрости которой воспитано не одно поколение детей. В ней говорится про спор двух братьев Морозов об их холодной силе. Пошли братья в лес, вдруг по пути кто-нибудь повстречается…
-
Лиса и волк
«Лиса и волк» — русская народная сказка, на какой выросла не одно поколение детей. В ней говорится о приключениях лисы и волка. Лиса однажды притворилась мёртвой посреди дороги, чтобы украсть рыбу у старика. Она скинула…
-
Девочка со спичками
Девочка со спичками — произведение Г. Х. Андерсена, которое стоит прочесть детям старшего возраста и даже взрослым. Грустная и одновременно светлая история про то, как бедная девочка торгует спичками и боится вернуться домой…
-
Четыре желания
Четыре желания — рассказ Константина Ушинского, который знаком многим ребятам с начальной школы. В нем рассказывается о том, как мальчик Митя сообщал отцу, чего ему хочется. Однажды после того, как сын озвучил свое желание…
-
Мороз Иванович
Мороз Иванович — произведение В. Одоевского, которое знакомо многим детям. Эта сказка о двух девушках с именами Рукодельница и Ленивица. Рукодельница ненароком обронила ведро в колодец и полезла за ним. А в этом колодце…
-
Мороз и заяц
Откуда у зайчишки такая мягкая тёплая шубка к зиме? Не иначе как волшебник за особые заслуги подарил! Читайте сказку «Мороз и заяц», и узнаете, как спор с морозом может быть полезным, и сила – не всегда лучшее решение…
-
Ёлка
Сказка Ёлка Владимира Сутеева погружает ребят в предновогодний мир волшебства. Автор описывает в произведении подготовку детей к Новому году: всё почти готово, осталось дело за главным – ёлкой. А где её взять в предпоследний…
-
Медведь и солнце
Медведь и солнце — рассказ Николая Сладкова, который с удовольствием читают и слушают дети всех возрастов. В нем говорится о том, что медведя разбудила вода. Она намочила его одежду, за что косолапый на нее рассердился…
-
Ромашки в январе
Ромашки в январе — сказка Михаила Пляцковского, которая многому научит не только юного, но и взрослого читателя. В ней ребят встретят их добрые друзья, щенок Тявка и утёнок Крячик. В этот раз они наблюдают вместе за тем…
-
Проказы старухи-зимы
Сказка Проказы старухи-зимы понравится поклонникам творчества Константина Ушинского и просто любителям добрых произведений. Сказка повествует о проказах самого холодного времени года: что только не делала зима животным…
-
Круглый год
Круглый год — произведение Самуила Маршака, с которым стоит познакомить ребенка младшего и среднего возраста. В нем нашлось место описанию каждого месяца и его особенностей в поэтической форме. Вам хочется доступно пояснить…
Æèëà-áûëà Äàìà Ïîãîäà. Íåäàëåêî îò åå âëàäåíèé, çàãîðîæåííàÿ ãîðàìè îò öàðñòâà Ïîãîäû, ðàñêèíóëàñü Äîáðàÿ Ñòðàíà. Æèòåëè åå íà ïîëÿõ è â îãîðîäàõ ðàñòèëè õëåá, êàðòîøêó, îâîùè.  ñàäàõ èõ ðîñëè ÿáëîíè, âèøíè, ñëèâû. Óáðàâ óðîæàé, äîáðûå ëþäè óñòðàèâàëè âåñåëûå ïðàçäíèêè. Ïî óòðàì æèòåëè Äîáðîé Ñòðàíû ñ óëûáêîé âñòðå÷àëè ßñíîå Ñîëíöå. Âå÷åðîì, êîãäà Ñîëíöå óõîäèëî çà ãîðû, îíè ãîâîðèëè: «Âîçâðàùàéñÿ, Ñîëíûøêî, íå çàáûâàé íàñ». Âåäü Ñîëíöå ïðèíîñèëî èì ñâåò è òåïëî.
Íî èíîãäà ßñíîå Ñîëíöå äîëãî íå ïðèõîäèëî. Ñ ãîð ñïîëçàë Ñåäîé Òóìàí. Âñëåä çà íèì ïîÿâëÿëñÿ Âðåäíûé Äîæäü. Ñêîëüêî îíè ïðèíîñèëè ñûðîñòè! Îò Âðåäíîãî Äîæäÿ íå áûëî ñïàñåíèÿ. Òåêëè ðó÷üè, ñëèâàÿñü â áîëüøèå ïîòîêè. Âîäà çàòîïëÿëà ñàäû è îãîðîäû, çàõîäèëà â äîìà. Ïðèõîäèëîñü çàáèðàòüñÿ íà ÷åðäàêè è äîæèäàòüñÿ, êîãäà Âðåäíûé Äîæäü çàêîí÷èò ñâîè çëûå äåëà. Áûâàëî è òàê: ÿðêî ñâåòèëî ßñíîå Ñîëíöå, íè÷òî íå ïðåäâåùàëî áåäû. È âäðóã ñ ãîð ñêàòûâàëñÿ Çàäèðà Âåòåð. Îí ëîìàë âåòêè äåðåâüåâ, ñðûâàë êðûøè ñ äîìèêîâ, óíîñèë âìåñòå ñ âåðåâêàìè ñóøèâøååñÿ âî äâîðàõ áåëüå, ïåðåâåðòûâàë ñêàìåéêè. Ìíîãî íåïðèÿòíîñòåé ïðèíîñèë îí äîáðûì ëþäÿì. Ëþáèë ïîáàëîâàòüñÿ.
Îí áû âåë ñåáÿ ïî-äðóãîìó, åñëè áû íå çàñòàâëÿëà åãî áåçîáðàçíè÷àòü Äàìà Ïîãîäà. Ýòî îíà îòïðàâëÿëà çà ãîðû è Ñåäîãî Òóìàíà, è Âðåäíîãî Äîæäÿ. Î÷åíü íðàâèëèñü Äàìå Ïîãîäå èõ ïðîäåëêè. Îíà áûëà õîçÿéêîé, öàðèöåé è êîìàíäîâàëà âñåìè, êðîìå ßñíîãî Ñîëíöà. Ñòûäíî áûëî Çàäèðå Âåòðó ïåðåä ßñíûì Ñîëíöåì çà ïëîõèå äåëà, êîòîðûå îí òâîðèë. Äà è Ñåäîé Òóìàí ñòàðàëñÿ íå ïîïàäàòüñÿ íà ãëàçà Ñîëíöó. Çàäèðà Âåòåð êàê-òî ïðèçíàëñÿ Âðåäíîìó Äîæäþ, ÷òî åìó î÷åíü æàëü äîáðûõ ëþäåé è íå õî÷åòñÿ âðåäèòü èì. «Äà, — îòâåòèë Âðåäíûé Äîæäü, — íå õîòåëîñü áû è ìíå âûëèâàòü ñòîëüêî âîäû íà èõ ïîëÿ è äåðåâíè. Íî ÷òî ïîäåëàåøü? Äàìó Ïîãîäó íàäî ñëóøàòüñÿ». «Ïîäóìàåøü, — âîçðàçèë Çàäèðà Âåòåð. — Çàõî÷ó — è íå áóäó ëåòàòü çà ãîðû. À ïîëå÷ó òàê áóäó äóòü ïîòèõîíüêó». È îí ðåøèë íå ïîä÷èíÿòüñÿ Äàìå Ïîãîäå. Ðàññêàçàë îá ýòîì Ñåäîìó Òóìàíó. À Òóìàí èñïóãàëñÿ: «×òî òû! ß âñåãäà áóäó ñëóøàòüñÿ Äàìó Ïîãîäó».
Çàäèðà Âåòåð òèõî-òèõî ñïóñòèëñÿ ñ ãîð. Íàøåë â äåðåâíå ñàìûé êðàñèâûé äîìèê è îñòîðîæíî ïîñòó÷àë â îêíî. Âûøåë èç âîðîò åìó íàâñòðå÷ó äåä.
— Êòî òû, íåçíàêîìåö? ß ñòàð è ñëåï, íå âèæó òåáÿ. Ïðîõîäè, áóäü ãîñòåì.
— Äåäóøêà, ÿ Çàäèðà Âåòåð èç-çà ãîð. Íå áîéñÿ, ñåé÷àñ ÿ íå ñäåëàþ çëà. ß íå õî÷ó áûòü Çàäèðîé. È Âðåäíûé Äîæäü îòêàçûâàåòñÿ ñëóæèòü Äàìå Ïîãîäå. Òîëüêî ìû íå çíàåì, êàê åå çàñòàâèòü íå ïðèíîñèòü âàì íåïðèÿòíîñòè.
— Íàäî ïîäóìàòü.- ñêàçàë äåä. ß ñîáåðó ñîñåäåé, è ìû ïîñîâåòóåìñÿ, êàê èçáàâèòüñÿ îò Äàìû Ïîãîäû. Ïðèõîäè çàâòðà.
Íà ñëåäóþùèé äåíü Çàäèðà Âåòåð ñíîâà ïðèøåë ê äîáðûì ëþäÿì. Äåä âñòðåòèë åãî ïðèâåòëèâî è, ïîñàäèâ ðÿäîì ñ ñîáîé íà ëàâî÷êó, çàãîâîðèë:
— Ñîáðàë ÿ ñàìûõ ñòàðûõ, ñàìûõ ìóäðûõ, è ðåøèëè ìû âñå âìåñòå: íå ãîäèòñÿ íàì ñ âàìè âðàæäîâàòü, íàäîåëî âàøè íàáåãè òåðïåòü. Íóæíà íàì äëÿ óñïåøíîé ðàáîòû, âåñåëîãî íàñòðîåíèÿ è äîáðîãî çäîðîâüÿ õîðîøàÿ ïîãîäà, òàê ÷òî áóäåì âìåñòå Äàìó Ïîãîäó ïåðåâîñïèòûâàòü.
Çàäóìàëñÿ Çàäèðà Âåòåð. Îí ðåäêî âèäåë Äàìó Ïîãîäó. Æèëà îíà âî äâîðöå ñ íàãëóõî çàêðûòûìè îêíàìè è âîðîòàìè, ðåäêî âûåçæàëà èç íåãî.  îêíå êàðåòû âèäåë Âåòåð ÷àùå âñåãî õìóðîå ëèöî. Ëþáèëà Äàìà Ïîãîäà âñå ñåðîå, ìðà÷íîå è íèêîãäà íå óëûáàëàñü. Ñåäîé Òóìàí âå÷íî ñòåëèëñÿ âîêðóã åå êàðåòû. À êîãäà ßñíîå Ñîëíöå âñòàâàëî èç-çà òó÷ è Äàìà Ïîãîäà áûñòðî çàäåðãèâàëà çàíàâåñêó íà îêíå êàðåòû, Ñåäîé Òóìàí íåìåäëåííî çàêðûâàë åå îò ïîñòîðîííèõ âçîðîâ. Îáî âñåì îá ýòîì è ðàññêàçàë äåäó Çàäèðà Âåòåð.
— Ìîëîä òû åùå è ìíîãîãî íå çíàåøü. — çàäóì÷èâî ïðîèçíåñ äåä. Äðóãîé áûëà Äàìà Ïîãîäà. Ðàññêàçûâàëà ìíå ìîÿ áàáóøêà, ÷òî áûëà Ïîãîäà êðàñèâîé äîáðîé ïðèíöåññîé è âñå åå ëþáèëè. Çâàëè åå Ôàíà. Îòåö Ôàíû óøåë íà âîéíó, ïîáåäèë âðàãîâ, à ñàì ïîãèá. Ìàòü âñêîðå óìåðëà îò ãîðÿ. Çàòîñêîâàëà êðàñàâèöà Ôàíà. Ïðèäâîðíûå ðåøèëè âûäàòü åå çàìóæ, íî ïðèíöåññà íå ñîãëàøàëàñü ïðèíÿòü æåíèõîâ.
Îäíàæäû ìèìî äâîðöà ïðîõîäèë îõîòíèê, áîãàòûðü è êðàñàâåö. Óâèäåëà åãî Ôàíà èç îêíà. Óëûáíóëñÿ äîáðûé ìîëîäåö, îñòàíîâèëñÿ, çàãîâîðèë. Ïîíðàâèëèñü îíè äðóã äðóãó, è âñêîðå ñòàëà äåâóøêà åãî æåíîé. Òîëüêî íåíàäîëãî. Êðàñàâèöà ïðèíöåññà ïðèâûêëà æèòü âî äâîðöå, íè÷åãî íå óìåëà äåëàòü. Çâàë åå îõîòíèê â ñâîé äîì îíà íè çà ÷òî íå ñîãëàøàëàñü òàì æèòü. Îõîòíèê ëþáèë áåñêðàéíèå ëåñà, ñèíèå îçåðà è áóðíûå ðåêè. Åìó ñêó÷íî æèëîñü âî äâîðöå. Óøåë îõîòíèê.
Îñòàâøèñü îäíà, Ôàíà íèêîãî íå õîòåëà âèäåòü. Íå ïðèåçæàëè â åå äâîðåö ãîñòè, íå áûëî ó ïðèíöåññû ïîäðóæåê. Ñëóãè ëþáèëè Ôàíó è õîòåëè åå óòåøèòü. Îäíàæäû âïóñòèëè îíè âî äâîðåö çàìîðñêîãî êîðîëåâè÷à. Îí íå áûë òàê êðàñèâ, êàê îõîòíèê, çàòî óìåë ðàçâëå÷ü ëþáîãî ðàññêàçàìè î ñâîèõ ïóòåøåñòâèÿõ ïî áåëó ñâåòó. Õîðîøî ïåë êîðîëåâè÷, ëîâêî òàíöåâàë. Ñãîâîðèëè Ôàíó îñòàâèòü ãîñòÿ íà óæèí, à òàì óæ êîðîëåâè÷ ïîêàçàë ñåáÿ òàê, ÷òî Ôàíà âåñü âå÷åð âîñõèùàëàñü åãî òàëàíòàìè. Òàê è îñòàëñÿ êîðîëåâè÷ âî äâîðöå. Òîëüêî âñêîðå âûÿñíèëîñü, ÷òî íèêàêîé îí íå êîðîëåâè÷, à îáìàíùèê è ïëóò.
Ïðîãíàëè åãî, à Ôàíà åùå áîëüøå çàãðóñòèëà. Íè÷òî åå íå ðàäîâàëî. Ðåøèëè ïðèäâîðíûå ïðèãëàñèòü âî äâîðåö Çàäèðó Âåòðà, ÷òîáû ïîòåøèë ïðèíöåññó ñâîèìè ïðîäåëêàìè. Ôàíå ïîíðàâèëîñü óïðàâëÿòü Çàäèðîé Âåòðîì. À òóò åùå ïðèïîëç âñëåä çà íèì Ñåäîé Òóìàí è ïî âå÷åðàì êðàñèâî çàñòèëàë â ïàðêå àëëåè. È êëóáèëñÿ ó íîã ïðèíöåññû, è øåïòàë: «×òî ïðèêàæåøü, êðàñàâèöà, âñå ñäåëàþ» Ïðèâåë îí ñ ñîáîé è Âðåäíîãî Äîæäÿ.Ïðèíöåññà, óïðàâëÿÿ íîâûìè ñëóãàìè, ñîâñåì çàáûëà î ëþäÿõ, ñòàíîâèëàñü âñå êàïðèçíåå è íåäîñòóïíåå. È îäíàæäû çàÿâèëà: «À íó-êà, ñõîäèòå çà ãîðû â Äîáðóþ Ñòðàíó!» Íó è íà÷àëèñü ó äîáðûõ ëþäåé ñ òåõ ïîð áåäû è íåïðèÿòíîñòè. Òîãäà è ïðîçâàëè îíè çëóþ Ôàíó Äàìà Ïîãîäà.
Äåä õèòðî ïðèùóðèëñÿ è ïðîøåïòàë:
— Îíà æå áîèòñÿ óëûáîê. Ñàìà íå óëûáàåòñÿ è äðóãèì íå äàåò. Ãîâîðèëà áàáóøêà ìîÿ, ÷òî åñëè óëûáíåòñÿ Äàìà Ïîãîäà, ñòàíåò ïðåæíåé Ôàíîé. À åùå íàäî åé âñòðåòèòüñÿ ñ ßñíûì Ñîëíöåì. Îíà æå åãî òåïåðü ñîâñåì íå âèäèò è âî äâîðåö íå ïóñêàåò. Íå ïîïðîáîâàòü ëè íàì åå óëûáíóòüñÿ çàñòàâèòü?
— À êàê?
-Äà óæ íå ïîëåíèìñÿ ïðèäåì ê íåé ñàìè. Òîëüêî è âû íàì ïîìîãèòå.
— Õîðîøî, ïîìîæåì.
Ïî êðóòûì äîðîãàì ïåðåøëè äîáðûå ëþäè ãîðû. È óâèäåëè îêóòàííûé òóìàíîì äâîðåö. Ïîäîøëè, ïîñòó÷àëè â âîðîòà. Âûøåë ñòðàæíèê.
— ×òî âàì íàäî?
— Õîòèì óâèäåòü Äàìó Ïîãîäó.
— Óõîäèòå îòñþäà. Íå çàõî÷åò îíà ñ âàìè ðàçãîâàðèâàòü. À íå óéäåòå çàñòàâèò. Âûïóñòèò íà âàñ Çàäèðó Âåòðà, Âðåäíîãî Äîæäÿ. Íå âåòåð âàñ ñäóåò, òàê âîäà çàòîïèò íå áûâàòü âàì æèâûìè!
— Ïóñòü âûõîäèò! Ìû íå óéäåì!
— Íó, äåëî âàøå
Óøåë ñòðàæíèê.×åðåç ìèíóòó âåðíóëñÿ:
— Óõîäèòå ïî äîáðó ïî çäîðîâó.
È ïîøåë Âðåäíûé Äîæäü. Ïîòîêè õîëîäíîé âîäû çàëèâàëè äîáðûõ ëþäåé. Íî âäðóã ðâàíóë Çàäèðà Âåòåð. Ðàç è ïðîãíàë ÷åðíóþ òó÷ó, èç êîòîðîé ëèë äîæäü. Äâà ðàçîãíàë îáðûâêè îáëàêîâ. Òðè — ïðèíÿëñÿ âîåâàòü ñ Ñåäûì Òóìàíîì, ðàçðûâàÿ åãî â êëî÷üÿ. À â ïðîñâåò ñðåäè îáëàêîâ âûãëÿíóëî ßñíîå Ñîëíöå. Çàäèðà Âåòåð ðàñïàõíóë òÿæåëûå ñòàâíè, ñîðâàë êðûøó ñ äâîðöà.  îäíîì èç îêîí ïîêàçàëîñü èñïóãàííîå ëèöî åãî õîçÿéêè.
— Âûõîäè, Äàìà Ïîãîäà. Èäè. Íå áîéñÿ. Äîáðûå ëþäè ïðèøëè ïðîñèòü òåáÿ î ïîìîùè, — ñêàçàëî ßñíîå Ñîëíöå.
Íî Äàìà Ïîãîäà îòñòóïèëà îò îêíà è ñïðÿòàëàñü â ñàìûé äàëüíèé óãîë êîìíàòû. ßñíîå Ñîëíöå äâèíóëîñü çà íåé, äîñòàâàÿ åå ñâîèìè òåïëûìè ëó÷àìè. È ñåðîå ïëàòüå Äàìû Ïîãîäû âäðóã ñòàëî ãîëóáûì, êàê ÷èñòîå íåáî íàä äâîðöîì. Ðàçãëàäèëèñü ìîðùèíêè íà ëáó, íåæíûì, þíûì ñòàëî ëèöî, óäèâëåííî, ðàäîñòíî çàñèÿëè ãëàçà. Îñòîðîæíî, ðîáêî ïðèáëèçèëàñü Äàìà Ïîãîäà ê îêíó. Ãëÿíóëà âíèç. Ó ñòåí äâîðöà ñòîÿëè äîáðûå ëþäè. Óâèäåâ åå, âñå îíè óëûáíóëèñü. Äàìà Ïîãîäà, ñîãðåòàÿ ëó÷àìè ßñíîãî Ñîëíöà è óëûáêàìè äîáðûõ ëþäåé, íå ìîãëà íå óëûáíóòüñÿ â îòâåò.
— ß áîëüøå íå áóäó âàñ îáèæàòü. ß òîæå ñòàíó äîáðîé. Ïóñòü ÿðêî ñâåòèò ßñíîå Ñîëíöå, à Ñåäîé Òóìàí óêðûâàåò îò õîëîäà âàøè ñàäû è ïîëÿ. Çàäèðó Âåòðà ìû áóäåì íàçûâàòü Øàëóí Âåòåðîê, à Âðåäíûé Äîæäü îòíûíå ïîëó÷èò èìÿ Ëàñêîâûé Ëèâåíü. È îíè áóäóò ïîìîãàòü âàì, äîáðûå ëþäè.
— Ñïàñèáî, Ôàíà! Ìû è íå çíàëè, ÷òî òû òàêàÿ êðàñèâàÿ, — ñêàçàë, âûñòóïèâ âïåðåä, ìîëîäîé ñàäîâíèê. — Âîçüìè ýòîò öâåòîê. Îí íèêîãäà íå óâÿíåò. È ïîêà îí ñ òîáîé, òû áóäåøü ñïîêîéíîé è ðàäîñòíîé. Íèêòî òåáÿ íå îáèäèò. Íèêòî íå îáìàíåò. Òû íå áóäåøü áîëüøå îäèíîêîé. ß ïîçàáî÷óñü îá ýòîì.
Øàëóí Âåòåðîê áåðåæíî âçÿë âîëøåáíûé öâåòîê è ïîäíåñ åãî Ôàíå.
Времена года сменяются друг за другом, неся с собой свои красоты, изменения и чудеса. На блоге «Цветы жизни» запускается новая рубрика, которая расскажет обо всем, что связано с сезонностью на планете Земля. Ведь дети растут и им интересно все вокруг. А в дошкольном и школьном образовании временам года уделяется большое значение. Рубрику «Про времена года детям» открывает белоснежная красавица Зима.
«Чем пахнет зима?.. Чудом… Ведь в ней всё сказочно.»
Зима – чудесное волшебное время года. Несмотря на холод, который она несет, зима дарит много радости детворе и открывает массу возможностей. Давайте расскажем детям, что такое зима и как меняется природа, погода, чем можно заняться в это время года.
Как известно, зима – это наиболее холодное время в году. Как же природа переживает такие морозы?
Как меняется погода зимой
Зима приносит с собой холод и метели. Большинство дней зимы солнышко прячется за густыми серыми облаками. С неба падает снег, укрывая все вокруг белым одеялом. Реки, озера и маленькие ручейки замерзают и покрываются слоем льда.
Иногда, когда воздух прогревается несколько больше, выглядывает солнце, тогда наступает оттепель. Это время особенно любят малыши, ведь снег становится мягким и липким, можно играть в снежки или лепить снежную бабу.
Обычно оттепель чаще бывает под конец зимы, когда днем с крыш начинает таять снег, но ночью подмораживает и превращает веселую капель в сосульки. Также ночью образующаяся за ночь на окна вода превращается в невероятные морозные узоры.
О всех метаморфозах природы зимой у меня есть сказка «Загадки матушки Зимы»
Детям про снег
Зима — это в первую очередь снег… Видя потрясающе красивые снежинки, у ребенка возникает масса вопросов о том, что это такое и как получается. На такой случай есть очень легкий ответ. Мы-то с вами уже все знаем о круговороте воды в природе, но ребенку это нужно объяснить…
Вода постепенно испаряется из луж, морей, озер, рек и океанов и поднимается вверх, где под воздействием температуры охлаждается, группируется и снова превращается в воду. Если температура совсем низкая, на улице очень холодно, тогда капельки застывают и в виде снежинок опускаются на землю. Эти белые магические кристаллы снега при потеплении тают, испаряясь, поднимаются наверх, а круговорот воды в природе запускается вновь. Несмотря на то, что снег – это застывшая вода, лучше его не есть, так как он имеет свойство собирать пыль и грязь, особенно в условиях современного мегаполиса.
Говоря про снег, не могу не вспомнить о потрясающей
Животные зимой
Животные умеют приспосабливаться к зиме, а многие, так же, как и человек, начинают к ней готовиться с осени. На случай морозов животные имеют пушистую теплую шубку из шерсти и меха. Главной проблемой является добыча еды в этот период. Некоторые животные решают эту проблему тем, что просто ложатся в зимнюю спячку до весны. К таким животным относится медведь, барсук. Хотя барсук периодически просыпается, чтобы подкрепиться своими припасами.
Некоторые животные запасаются кормом на всю зиму. Например, бурундук может приготовить для зимы около 10 кг орехов и зернышек хлеба. А белка прячет повсюду свои припасы, но не всегда может их найти, тогда она питается семенами из шишек сосны и ели. Мышка полевка также запасается на зиму в своей норке. Такие животные, как зайцы, волки, лисы и лоси легко могут раздобыть себе пропитание и зимой благодаря своему обонянию, зрению и проворности.
Рыбы зимой спокойно чувствуют себя под водой, ведь там достаточно корма. Их главная проблема – нехватка воздуха, когда водоем покрывается льдом, поэтому часто можно увидеть небольшие лунки, так люди заботятся о том, чтобы рыба не перевелась в водоеме.
Растения зимой
Так же, как и животные, растения с осени подготавливаются к холодам. Кто-то сбрасывает в землю свои семена. Практически все растения к зиме сбрасывают свои листочки, кроме хвойных деревьев и впадают в зимний сон. На их веточках до весны зреют почки.
Рост растений не останавливается, а лишь слегка замедляется. Снежный покров служит отличным покрывалом, корни кустарников и деревьев не замерзают, они надежно защищены.
Особенности деятельности человека зимой
Чем же занимается человек, когда на улице так холодно? В первую очередь, он заботится о братьях наших меньших, кормит, поит, убирается за ними. Особенно это актуально в деревнях, где каждый хозяин держит кур, коз, свиней, кроликов и т.д.
Идет полным ходом подготовка к посеву весной, удобряются поля, проводятся мероприятия по задержанию снега, чтобы зима к посеву как следует напиталась влагой. В это время проводят ремонт сельскохозяйственной техники.
Плодовые деревья в зимнее время особенно уязвимы, необходимо укрыть их снегом плотнее, чтобы они не замерзли, и чтобы к ним не смогли пробраться мышки.
Конечно же, в современном мире в крупном мегаполисе все это человек зимой сочетает со своей работой. В городе также проводятся мероприятия по очистке дорог от снега и льда.
Про зимний спорт и развлечения
Многие дети относятся к зимнему времени года особенно позитивно, большинство из них просто обожают зиму, потому что именно тогда можно играть в снежки, кататься на санках и заниматься зимними видами спорта. К самым популярным зимним видам спорта относят: лыжи и сноуборд, хоккей, фигурное катание и конькобежный спорт, санный спорт.
Все виды спорта условно можно разделить на две категории: на льду и на снегу. Соревнования могут проходить на скорость, расстояние или даже технику. Все они очень полезны для молодого растущего организма. Это и закалка, и физическая активность и невероятные эмоции. И если про хоккей и лыжи всем должно быть известно, то, что такое санный спорт, сноуборд или биатлон знают далеко не все.
- Биатлон – это увлекательные гонки на лыжах в сочетании со стрельбой по мишеням
- Сноуборд – это катание на одной доске со снежного склона.
- К санному спорту относится скелетон и бобслей – это, как правило, скоростной спуск на санях разной формы.
Зима в сказках
Зима — настоящая сокровищница для рождения волшебных сказок. Ведь зимой могут произойти самые невероятные чудеса. Вспомнить хотя бы сказку «
Действие русской народной сказки «
Благодаря очаровательным зимним сказкам, малыши познают окружающую среду, задумываются о том, как человек переживает это тяжелое холодное время года, при этом остается добрым, отзывчивым и позитивным, а также о том, чему зима может научить.
Не забудьте почитать и мои авторские «Зимние сказки». Просто введите свой e-mail адрес и книжка со сказками про зиму придет к вам на почту.
Рассказы о зиме, или что еще прочитать про зиму
Наряду со сказками есть множество рассказов, в которых авторы описывают зимнюю жизнь. Они формируют у детей базовые знания о времени года, рассказывают о невероятной красоте нашей настоящей русской зимы. Замечательные зимние истории есть у
А вот здесь собрана большая коллекция зимней поэзии. Зима в поэтических строках классиков. И С.Есенин, и А.С.Пушкин и многие другие наши любимые поэты очень красочно и тонко описывали русскую зиму. Есть на сайте «Цветы жизни» и короткие стихи про зиму для детей.
Зима в живописи
Зима – это очень яркое и красивое время года. Большинство художников всегда стремились запечатлеть эти невероятные образы в виде своих картин. Среди самых известных художников В. Поленов с его картиной «Ранний снег»
Ю. Клевер и его серия зимних пейзажей
Всеволод Иванов со сказочными славянскими зимними сюжетами
В. Суриков «Взятие снежного городка»
И. Левитан «Зимой в лесу»
И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»
И. И. Шишкин «Зима»
и многие другие.
В завершении приглашаю к просмотра мультфильма «Что такое зима»
Вот такой рассказ о зиме у нас получился. А что еще нам может помочь рассказать о зиме? Большая шкатулка сокровищ! Кликайте по ссылкам ниже:
Зимние развлечения
Загадки про зиму
Стихи о зиме
Много поделок и интересностей можно собрать в нашей галерее «Забавный календарь. Зима».
Веселой вам зимы и теплого настроения!
С теплом,
Людмила Поцепун.
Загрузка…