Сказка как олененку маму искали

Конспект занятия по развитию речи в старшей гр. путешествие в сказку как оленнку маму искали подготовила: воспитатель: румянцева л.л. тема:

КОНСПЕКТ
ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГР.
«ПУТЕШЕСТВИЕ
В СКАЗКУ «КАК ОЛЕНЁНКУ МАМУ ИСКАЛИ»»

ПОДГОТОВИЛА:
ВОСПИТАТЕЛЬ: Румянцева Л.Л.

Тема:
Дикие животные наших лесов и их детеныши.
Цели: Актуализация словаря по теме: «Дикие животные
наших лесов и их детеныши». Совершенствование грамматического
строя речи (образование имен существительных с помощью суффиксов:
-их-, -ух-, -иц-, -онок-, -нок-, -ат-, -ят-) употребление в речи
предлогов: НА, ИЗ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД,). Развитие связной речи. Развитие
общих речевых навыков (чёткости дикции, интонационной выразительности
речи). Развитие общей и мелкой моторики. Развитие зрительного и
слухового внимания. Развитие творческого воображения, подражательности.
Воспитание бережного отношения к природе.
МАТЕРИАЛ: Иллюстрация к сказке, предметные картинки с изображением
диких животных, карточки для штриховки, фланелеграф, контурные изображения
диких животных наших лесов.
СЛОВАРЬ: лосенок, лисенок, ежонок, медвежонок, бельчата,
зайчата, волчата; медведица, ежиха, зайчиха, барсучиха, оленуха,
олененок.
ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.
О/М Игра: «Назови животного».

2.
Рассказывание сказки: «Как олененок маму искал».

Однажды
девочка опять собралась на прогулку в лес. Вышла она на лесную полянку
и услышала, что кто-то жалобно плачет. Девочка спряталась за дерево
и стала наблюдать. Она же знала, что вести себя в лесу нужно очень
осторожно, чтобы не напугать животных и птиц, чтобы не навредить
им. И вот она увидела, что плакал малыш, у которого были тоненькие
ножки, огромные глаза и крошечный дрожащий хвостик. Он жалобно тянул:
-Мама! Мама!
Неожиданно на ветку дуба прыгнула белка и спросила:
-Что случилось? Ты потерялся?
-Да, я потерял маму.
-А какая твоя мама? У неё пушистый рыжий хвост?
-Нет,-горько заплакал малыш.
Из-за дуба вразвалку вышла медведица и сказала:
-Наверное твоя мама носит лохматую коричневую шубу?
-Нет,-продолжал плакать малыш.
Зашевелились кусты, и оттуда выскочила зайчиха. Она спросила:
-Тогда у твоей мамы косые глаза и длинные уши?
-Нет! Нет,-зарыдал малыш.
С сопением из норы вылезла барсучиха.
-Может быть, у твоей мамы белые полоски на мордочке?-поинтересовалась
она.
-Нет же,-неожиданно рассмеялся малыш.- Где вы видели такую маму:
с пушистым хвостом, в коричневой лохматой шубе, с иголками на спине,
с косыми глазами, с длинными ушами, да еще с белыми полосками на
мордочке?
-Да уж, засмеялись лесные мамы.- А какая твоя мама?
-Моя мама- самая красивая. Она светло-коричневая, с белыми пятнышками
на спине. У нее маленькая голова и большие красивые глаза, стройные
ноги и крошечный хвостик.
-Знаем, знаем,-загалдели лесные мамы.- Как хорошо, что малыш знает
приметы своей мамы.
И тут на поляну выбежала встревоженная оленуха. Малыш бросился к
своей маме. Она нежно лизнула его влажным языком в лоб. Как были
рады этой встрече все лесные мамы! А больше всех была рада девочка,
которая с улыбкой отправилась домой.

3
Упражнение «На водопой». Совершенствование грамматического
строя речи.

Воспитатель:
Вставайте в круг на ковре и представьте, что мы превратились в диких
животных.
Как-то раз лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой лосихой топал лосенок (топают)
За мамой лисицей крался лисенок (крадутся)
За мамой ежихой катился ежонок, (в полуприседе)
За мамой медведицей шел медвежонок, (в перевалку)
За мамою белкой скакали бельчата, (прыгают)
За мамой зайчихой-косые зайчата, (прыгают)
Волчица вела за собою волчат, (крадутся)
Все мамы и дети напиться хотят. (лакают водичку)

4
Беседа по сказке. Разыгрывание сценки по ролям. Развитие диалогической
речи.

Воспитатель:
Куда однажды собралась девочка?
-Что неожиданно услышала девочка?
-Кто же это был?
-Кто пришел на помощь малышу?
-Попробуйте изобразить, как все происходило. (дети выбирают роли
и разыгрывают сценку по ролям).
-Чем закончилась лесная сказка?

5
Игра «Кто откуда?». Употребление в речи предлогов.

Воспитатель
открывает фланелеграф, на котором закреплены рисунки с изображением
лесных мам, большой дуб, пень, кусты, нора.
Воспитатель:
-Где сидела мама-белка?
-Откуда вразвалку вышла медведица?
-Откуда выкатилась ежиха?
-Откуда выскочила зайчиха?
-Откуда с сопением вылезла барсучиха?

6
Развитие общих речевых навыков (чёткости дикции, звукопроизношения)

Воспитатель:
Сейчас мы с вами расскажем чистоговорку про бобров. Делайте вдох,
а на выдохе говорите первую строчку. Снова делаете вдох-на выдохе
говорите вторую строчку и т.д.
У нас в реке живут бобры.
Бобры добры, бобры добры.
Мудры плотин строители.
Бобры-лесные жители.

7
Игра «Найди маму» Развитие мелкой моторики.

Воспитатель:
Пройдите за столы, садитесь. Возьмите карточки. Вы видите на карточке
несколько наложенных контурных изображений лесных мам, а рядом-одного
детеныша. Вы должны обвести и раскрасить изображение той мамы, чей
детеныш нарисован на вашей карточке.

8
Итог.

Воспитатель:

-Как называется сказка, в которой мы побывали?
-Как зовут маму олененка?
-Чем мы сегодня занимались?
-Дома расскажите сказку маме и папе и попробуйте нарисовать картинку
к ней.

Н. В. Нищева

Однажды я гулял по лесу. Вышел я на лесную полянку и услышал, что кто-то жалобно плачет. Я спрятался на дерево и стал наблюдать. Я же знаю, как вести себя в лесу, чтобы не испугать лесных зверей и птиц. Плакал малыш, у которого были тоненькие ножки, огромные глаза и крошечный дрожащий хвостик. Он жалобно тянул:

— Мама! Мама!

Неожиданно на ветку дуба прыгнула белка и спросила:

— Что случилось? Ты потерялся?

— Да, я потерял маму.

— А какая твоя мама? У нее есть пушистый рыженький хвостик?

— Нет, — горько заплакал малыш.

Из-за дуба вразвалку вышла медведица и сказала:

— Наверное, твоя мама носит лохматую коричневую шубу?

— Нет, — продолжал плакать малыш.

Послышалось шуршание, и из-под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно нахмурилась и спросила:

— Знаю, у твоей мамы колючки на спине.

— Нет, — заплакал во весь голос малыш.

Зашевелились кусты, и оттуда выскочила зайчиха. Она спросила:

— Тогда у твоей мамы косые глаза и большие уши?

— Нет! Нет, — зарыдал малыш.

С сопением из норы вылезла барсучиха.

— Может быть, у твоей мамы белые полоски на мордочке? — Поинтересовалась она.

— Нет же, — неожиданно рассмеялся малыш. — Где вы видели такую маму: с пушистым хвостиком, в коричневой лохматой шубе, с иголками на спине, с косыми глазами, с длинными ушами, да еще с белыми полосками на мордочке?

— Да уж, — засмеялись все лесные мамы. — А какая же твоя мама?

— Моя мама — самая красивая. Она светло-коричневая, с белыми пятнышками на спине. У нее маленькая головка и большие красивые глаза, стройные ноги и крошечный хвостик.

— Знаем, знаем, — загалдели лесные мамы. — Как хорошо, что малыш знает приметы своей мамы.

И тут на поляну выбежала встревоженная оленуха. Малыш бросился к маме. Мама нежно лизнула его влажным языком в лоб. Как были рады этой лесной встрече все лесные мамы. А больше всех была рад я, твой друг Мишутка.

Вопросы для беседы по сказке

Ты послушал сказку. Она понравилась тебе? Почему? (Потому что она хорошо закончилась.)

Пожалуйста, ответь на мои вопросы.

О ком эта сказка? (Эта сказка об олененке, который потерял маму).

Как начинается сказка? (Мишутка гулял по лесу и вдруг услышал, что кто-то жалобно плачет. Это был олененок. Она жалобно тянул: «Мама! Мама!». Мишутка спрятался за дерево и стал наблюдать).

Кто пришел на помощь олененку? (Первой на помощь олененку пришла белка. Она прыгнула на ветку дуба и спросила: «Что случилось? Ты потерялся?)

Что ответил ей олененок? (Да, я потерял маму).

О чем спросила олененка белка? (А какая твоя мама? У нее есть пушистый рыженький хвостик?)

Что ответил ей олененок? (Он сказал: «Нет!»)

Кто еще пришел на помощь олененку? (Из-за дуба вразвалку вышла медведица и сказала: «Наверное, твоя мама носит лохматую коричневую шубу?»).

Но олененок снова сказал: «Нет». И кто появился после этого? (После этого из-под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно нахмурилась и спросила: «У твоей мамы колючки на спине?»)

Кто еще захотел помочь олененку? (Зашевелились кусты, и оттуда выскочила зайчиха. Она спросила: «Тогда у твоей мамы косые глаза и длинные уши?»

Но олененок снова сказал: «Нет!» И появилась еще одна лесная мама. Кто это был? (С сопением из норы вылезла барсучиха. «Может быть, у твоей мамы белые полоски на мордочке?» — Поинтересовалась она)

Что произошло после этого? (Олененок рассмеялся, потому что представил себе маму с рыженьким хвостиком, в мохнатой коричневой шубе, с колючками на спине, с косыми глазами и длинными ушами, да еще и с белыми полосками на мордочке).

Лесные мамы рассмеялись вместе с олененком и о чем-то спросили его. (Они спросили: «А как же выглядит твоя мама?»

Что рассказал олененок о своей маме? (он сказал: «Моя мама — самая красивая. Она светло-коричневая, с белыми пятнышками на спине. У нее маленькая головка и большие красивые глаза, стройные ноги и крошечный хвостик.)

Лесные мамы обрадовались. Что они сказали? (Как хорошо, что малыш знает приметы своей мамы.)

Чем закончилась сказка? (На полянку выбежала оленуха, мама олененка, и нежно лизнула его языком. Все лесные мамы обрадовались этой встрече).

— Теперь послушай сказку еще раз.

— Перескажи.

4. Расскажи о любом животном, используя план.

image006

5. Составить сравнительный рассказ о белом и буром медведях (составление сложносочиненных предложений с союзом а).

Бурый медведь живет в нашем лесу, а белый….

У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого….

Бурый медведь ест малину, мёд, рыбу, а белый…

Бурый медведь спит в берлоге, а белый….



Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

edugr4
Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда…

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

edugr3
Мы поможем в написании ваших работ!

Приложение

^
Наступила осень. По небу плыли рваные черные тучи. Листья на деревьях стали рыжими. В выходной день девочка пошла на прогулку в Летний сад. Под ногами шуршала опавшая листва. Боль кленовые листья кружились в воздухе.

Вдруг девочка увидела на зеркальной глади пруда прекрасного белого лебедя. Он медленно п. печально опустив голову. Девочка вспомнила, что летом здесь видела двух лебедей с целым вывод лебедят. «Что же случилось? — подумала девочка. — Почему лебедь остался один?»

— Да, все лебеди улетели, — услышал она хриплый голос над головой. На ветке клена сидели вороны и беседовали.

— А почему остался этот красавец? — спросила ворона, которая была поменьше.

— Злые люди хотели поймать лебедят, он защищал их и сломал крыло. А лебедята выросли и улетели на юг, — ответила ей старая ворона. I

— Теперь лебедь будет зимовать в Летнем саду и ждать возвращения других лебедей, — продолжала старая ворона.

И действительно, девочка увидела на острове посреди пруда маленький домик, где будет зимовать лебедь, и решила, что будет обязательно приходить к нему зимой и приносить угощение. И все-таки девочке было грустно. Начинался нудный осенний дождь. Девочка раскрыла зонт и пошла домой. У ворот обернулась и посмотрела на лебедя. Он все так же медленно кружил по пруду, печально опустив голову.

В холодном парке, В холодном парке,

Среди льдин, Среди льдин,

Зимует лебедь. Остался лебедь.

Он один. Он один.

Не повредил ли он крыло? А я все думаю о нем,

Сломал, быть может? Бегу к нему на водоем.

Бедняга, вот не повезло, Решил я притвориться:

Летать не может! Я тоже лебедь-птица.

Я возле лебедя стою, Я поднял руку,

Я видел всю его семью. Как крыло.

С большим семейством лебедят Но ничего не помогло.

Он плыл куда-то В холодном парке,

И вдруг над парком Среди льдин,

Как взлетят Скучает лебедь.

Все лебедята. Он один.
^
Летом девочка поехала в деревню к бабушке. И вот что однажды утром она увидела и услышала, выглянув из окна. Около будки у забора сидела собака Черника и говорила своему щенку:

— Я ухожу на работу, а ты будь послушным и никуда из дома не отлучайся.

— А какая у тебя работа? — спросил щенок.

— Самая важная, — ответила Черника. — Я охраняю дом, хозяйку и ее внучку, двор и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы хулиганы не залезли в сад, а лисица не пробралась в курятник. Я — самое нужное домашнее животное.

— Ничего подобного, — не согласилась толстая кошка, сидевшая на крыльце. — Самая важная работа у меня. Кто ловит мышей в подвале и на чердаке? Кто стережет хозяйкины припасы? Кто охраняет клубнику от галок? Я — самое нужное домашнее животное.

— Как бы не так, — высунула голову из хлева корова. — Что бы ты делала без моего молока? А хозяйкина внучка что бы ела, если бы не молоко, сливки, творожок, сметанка? Я — самое нужное домашнее животное.

— Между прочим, мое молоко и полезнее, и жирнее, а еще я даю шерсть и чудесный пух, — возмутилась коза. — Я — самое нужное домашнее животное.

— Ну, уж если говорить про пух, то лучше нашего не сыскать, — засуетился кролик в вольере. — А еще я даю мясо, а из моей шкурки шьют шубки и шапочки. Я — самое нужное домашнее животное.

— Мы тоже даем и мясо, и шкуру, и много шерсти, — заблеяли овцы и баран. — Мы — самые нужные животные в доме.

— Какое свинство! — послышалось хрюканье из глубины хлева. — Я даю больше всех мяса и сала. Я — самое нужное домашнее животное.

Из конюшни вышел красавец-конь.

 — Ну что, скажешь, что ты — самое нужное домашнее животное? — спросила кошка.

— Нет, потому что я думаю, что все мы нужны людям, все приносим им пользу. За это люди и держат нас, и кормят нас, и ухаживают за нами.

— И то верно, — согласилась корова.

И все животные дружно закивали головами. Девочка обрадовалась, что спор так хорошо закончился, и щенок узнал, что все домашние животные нужны человеку. И в это время бабушка позвала ее завтракать.
^
Эту сказку рассказал нашей знакомой девочке аист, который жил в деревне у бабушки, на крыше ее дома.

Жил-был гусь. Был он очень глупый и завистливый. И всем гусь завидовал, со всеми ссорился, на всех шипел… Появился как-то на птичьем дворе индюк. Толстый, важный, хвост веером. «Вот бы мне такой хвост!» — подумал гусь и просит индюка:

— Давай меняться! Тебе — мой хвост, мне — твой.

Подумал индюк и согласился. Увидел с крыши гуся аист и стал смеяться:

— Ты — не гусь, не индюк! Ха-ха-ха!

Обиделся гусь, хотел зашипеть, но вдруг увидел у аиста длинные красные ноги. «Вот бы мне такие!» — подумал гусь и говорит аисту:

— Давай меняться. Тебе — мои короткие ноги, а мне — твои длинные.

Посмеялся аист и согласился. Понравилось гусю меняться. У курицы свои большие белые крылья на ее маленькие пестрые выменял. У петуха свой большой плоский клюв обменял на острый петушиный. Добрый петух подарил гусю заодно и гребешок, и бородку, и «кукареку» впридачу.

Стал гусь ни на кого не похож. Идет гусь на длинных аистиных ногах, маленькими куриными крылышками без толку машет, индюшиный хвост веером распускает, петушиной бородкой трясет. Навстречу ему стадо гусей.

— Га-га-га! Это что за птица?

— Я гусь! — крикнул гусь и захлопал куриными крылышками. — Ку-ка-ре-ку! Я лучше всех.

— Ну, если ты гусь, идем с нами, — сказали гуси.

Пошли гуси на лужок, и «гусь» с ними. Все гуси траву щиплют, а «гусю» петушиная бородка мешает. Пошли гуси на пруд купаться, а «гусь» с ними. Все гуси в пруду плавают, а «гусь» по берегу бегает, аистиные ноги ему плавать не позволяют. Вдруг, откуда ни возьмись, лиса. Все гуси загоготали и полетели. Один «гусь» остался. Куриные крылья его поднять не могут. Побежал он от лисы, да индюшиным хвостом в камышах запутался. Ухватила его лиса и понесла. Увидели это гуси, налетели на лису и давай ее щипать со всех сторон. Бросила «гуся» лиса и убежала.

— Спасибо, гуси, спасли вы меня! — сказал «гусь». — Теперь я знаю, что мне надо делать. Пошел он к индюку и вернул хвост веером, аисту — ноги, курице — крылышки, петуху — острый клюв, бородку, гребешок и «кукареку».

И стал гусь как гусь. Только умный и независтливый. Вот вам сказка про гуся. Вот она и вся!
^
Однажды девочка опять собралась на прогулку в лес. Вышла она на лесную полянку и услышала, что кто-то жалобно плачет. Девочка спряталась за дерево и стала наблюдать. Она же знала, что вести себя в лесу нужно очень осторожно, чтобы не напугать животных и птиц, чтобы не навредить им.

Плакал малыш, у которого были тоненькие ножки, огромные глаза и крошечный дрожащий хвостик. Он жалобно тянул:

— Мама! Мама!

Неожиданно на ветку дуба прыгнула белка и спросила:

— Что случилось? Ты потерялся?

— Да, я потерял маму.

— А какая твоя мама? У нее есть пушистый рыженький хвостик?

— Нет, — горько заплакал малыш.

Из-за дуба вразвалку вышла медведица и сказала:

— Наверное, твоя мама носит лохматую коричневую шубу?

— Нет, — продолжал плакать малыш.

Послышалось шуршание, и из-под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно нахмурилась и сказа/

— Знаю, у твоей мамы колючки на спине.

— Нет, — заплакал во весь голос малыш.

Зашевелились кусты, и оттуда выскочила зайчиха. Она спросила:

— Тогда у твоей мамы косые глаза и большие уши?

— Нет! Нет, — зарыдал малыш.

С сопением из норы вылезла борсучиха.

— Может быть, у твоей мамы белые полоски на мордочке? — поинтересовалась она.

— Нет же, — неожиданно рассмеялся малыш. — Где вы видели такую маму: с пушистым хвостик в коричневой лохматой шубе, с иголками на спине, с косыми глазами, с длинными ушами, да еще с белыми полосками на мордочке?

— Да уж, — засмеялись все лесные мамы. — А какая же твоя мама?

— Моя мама — самая красивая. Она светло-коричневая, с белыми пятнышками на спине. У нее маленькая головка и большие красивые глаза, стройные ноги и крошечный хвостик.

— Знаем, знаем, — загалдели лесные мамы. — Как хорошо, что малыш знает приметы своей мамы.

И тут на поляну выбежала встревоженная оленуха. Малыш бросился к маме. Мама нежно лизнула его влажным языком в лоб. Как были рады этой лесной встрече все лесные мамы! А больше всех была рада девочка, которая с улыбкой отправилась домой.
^
На этот раз девочка отправилась на прогулку в зимний лес. Тишина в лесу. Спит лес под толстым снежным одеялом. Склонили головы березы в белых шапках, согнули под тяжестью снега свои лапы елки. Вдруг — шум, хлопанье крыльев, трескотня. Это сорока-белобока с разлету шлепнулась на ветку елки, тряхнула с нее снег, затрещала, застрекотала. Из-под тяжелой еловой лапы выглянул клест:

— Слушай, не шуми, не трещи! Не пугай моих птенцов!

— Что? Птенцов? В зимнем лесу? Ты, клест, лесные порядки нарушаешь. Птенцов положено е ной выводить. Эй, птицы, слетайтесь все сюда! Клеста судить будем за нарушение лесных порядков. Первым на зов сороки прилетел красногрудый красавец-снегирь и уселся на ветку рябины.

— Что за шум? За что клеста судить? — спросил он.

— Да вот, сорока говорит, что я лесные порядки нарушаю, зимой птенцов вывожу.

— И холодов не боишься?

— Нет. Мы гнездо делаем очень толстое из мелких веточек, утепляем его шерстью, перьями, прячем среди еловых веток. Туда клестиха и откладывает яйца.

Тут рядом со снегирем приземлился свиристель.

— А вдруг даже в таком теплом гнезде яйца замерзнут? — поинтересовался он.

— Нет. Клестиха на них полмесяца сидит, своим теплом согревает.

— А как же она питается? — спросила синица, которая давно уже качалась на ветке березы и слушала разговор.

— Я ей семена из еловых шишек ношу, почки елки и березы, — сказал клест.

— Молодцы клесты! Не страшатся морозов, — включился в разговор дятел, прицепившийся ствол ели. — Я давно за ними наблюдаю. Дружные птицы! И питание у них правильное. Так же любят еловые семена, как и я.

Из дупла на дубе вылезла тетушка-сова и сказала:

— Я хоть и ничего не вижу днем, зато все хорошо слышу. Молодцы, клесты! К весне их клестята на крыло встанут. А знаете, сколько елок вырастет из семян, что они уронили?

— Не права ты, сорока, — сказал снегирь.

— Трещишь без толку, — поддержала его синица.

— Не за что клеста судить, — поставил точку дятел.

Тут все птицы зашумели, загалдели. Сорока махнула на них крылом и улетела. А девочка, которая наблюдала за всей историей, улыбнулась, порадовалась за клеста и пошла домой.
^
Однажды девочка отправилась в зоопарк. Она давно хотела побывать на площадке молодняка. Подошла она к забору и услышала, что кто-то громко плачет.

^

Девочка. Что случилось?

Горилла. Я недавно приехала из Африки, а тут меня обижают.

Появляется львенок. Он грозно приближается к обезьянке. Львенок.

Вы разве не знаете папы, Он громко кричит басом,

Большого рыжего льва? И слышно его далеко.

У него тяжелые лапы Он ест за обедом мясо,

И лохматая голова. А я люблю молоко.

(С. Я. Маршак)

Львенок толкает обезьянку и убегает. Горилла плачет. Появляется тигренок. Тигренок.

Эй! Не стойте слишком близко. Я тигренок, а не киска!

(С. Я. Маршак)

Он тоже толкает обезьянку. Обезьянка пятится и попадает в корыто. Появляется маленький жираф.

Жираф.

Называюсь я жираф,

У меня ужасный нрав.

Вылезай-ка из корыта,

А не то поддам копытом.

^

Слоненок.

Некрасивый я, пожалуй. Вместо носа шланг пожарный.

Уши вроде опахал, ростом с башню отмахал.

^

Бегемотик.

Я — малютка-бегемотик,

Я сейчас разину ротик,

К обезьянке подскочу, обезьянку проглочу!

^

Кенгуренок.

Я — малышка-кенгуренок

И драчливый я с пеленок. На тебя я налечу, я тебя поколочу.

^

Девочка. Как же вам не стыдно, зверята? Зачем вы обижаете маленькую гориллу? Вот она вырастет и отомстит вам. Знаете, какого она будет роста?

Зверята. Какого?

Девочка. Выше самого высокого папы.

Львенок. Ты будешь такой огромный? Горилла. Да!

Тигренок. И очень злой?

Горилла. Нет! Гориллы — миролюбивые животные и первыми никогда не нападают.

Жираф. А чем питаются гориллы?

Горилла. Мы любим лианы, побеги бамбука и дикий сельдерей.

^

Слоненок. Угощайся!

Горилла. Спасибо!

Бегемотик. А где живут гориллы?

Горилла. Мы устраиваем гнезда в кронах деревьев.

Львенок. А давайте будем жить дружно и не будем больше обижать обезьянку. Зверята. Давайте!

Девочка. И все вместе отправимся в лесную школу.
^
Логопед. Однажды вечером девочка гуляла по берегу реки. Она устала и присела отдохнуть. С реки дул свежий ветерок, волны с шумом набегали на берег. Девочка и не заметила, как уснула. И приснился ей сон, что она не девочка, а маленькая серебряная плотвичка с шелковым красным хвостиком Плотвичка. Какая чудесная у меня река: чистая, прохладная! И я в ней — хозяйка.

Логопед. Неожиданно темное бревно на дне омута зашевелилось. Оказывается, это спал сыты? после охоты сом.

Сом. Ты-то хозяйка? Глупая! Прячься скорее, не то станешь чьей-нибудь добычей.

Логопед. Плотвичка послушалась и успела спрятаться как раз вовремя в густых водорослях. Неожиданно, как тень, мелькнуло длинное туловище щуки и полосатый окушок оказался у нее в пасти.

Щука. Славная охота! Эй, усатый, тут только что была маленькая плотвичка. Ты ее не видел?

Сом. Не видел. Плыви себе! Не мешай отдыхать.

^

Лещ. Вот видишь, сейчас бы и ты оказалась в зубах у хищницы. Кстати, от сома тоже подальше держись. Он добрый, пока сытый, а так в его огромной пасти тоже немудрено оказаться.

Плотвичка. Может, и ты — хищник?

Лещ. Я не охотник. Меня можешь не бояться. Я сам боюсь и щуку, и судака.

Логопед. И не успел лещ договорить эти слова, как прямо на плотвичку набросился серебряный красавец-судак. Девочка вздрогнула и проснулась.

Девочка. Как хорошо, что я не маленькая плотвичка.

Логопед. Сказала девочка и побежала домой.
^
Логопед. Жил в море… краб, не краб, так себе — крабик маленький. Сам с пятачок, ноги — как спички, клешни — как щипчики.

^

Логопед. Пока крабик был маленьким, жил, где придется, подрос — стал себе дом искать. Вылез крабик на мелководье, видит — камень, в камне — щель. Залез в щель, ерзает, ерзает, никак не устроится.

^

Логопед. Плывет мимо бычок.

Бычок.

Я — бычок-старичок,

Голова с кулачок.

Славный у тебя дом, крабик! Будто для тебя построен.

Крабик.

Много ты понимаешь! Плохой дом, жесткий, темный, тесный.

Бычок. А какой тебе нужен?

Крабик. Нужен светлый, просторный и мягкий.

Бычок. Глупый! Дом должен быть безопасным.

Крабик. Хватит меня учить! Плыви отсюда, пока никто не съел.

^

Крабик. Поищу-ка я себе дом там, где глубже. Вот здесь, в рассыпчатом песке, и мягко, и светло. Тут я и буду жить.

Ложится на поролоновый мат.

Осетр.

Осетром меня зовут, ждет меня добыча тут.

Славная добыча, молодой и глупый краб. Сейчас я пообедаю им.

Крабик. Надо уносить ноги!

Крабик убегает за ширму, осетр — за ним.

Крабик вновь появляется из-за ширмы и залезает под стол.

Крабик. Какая просторная и светлая пещерка, спрячусь-ка я здесь.

Скат.

Не зря меня зовут морской лисицей, никто не сможет от меня укрыться.

Кажется, в пещере кто-то спрятался, сейчас я его вытащу.

^ за ним. Крабик вновь появляется из-за ширмы.

Крабик. Не найти мне лучше жилища, чем в камне на мелководье. Вот где хорошо! И жестко! И темно! И тесно! Как будто для меня, крабика, дом построен.

Бычок. Ну что, прав я был?

Крабик. Прав, дедушка. Дом должен быть безопасным.

Бычок. То-то же, слушайся старших!

Логопед. Так закончилась эта сказка, которую крабик рассказал нашей знакомой девочке.
^
Весна была в разгаре. Пригревало солнышко. Зеленела травка. Уже появились первые одуванчики. В выходные девочка вместе с папой и мамой поехала за город. Утром она вышла на лужайку перед домом и сразу же очутилась в сказке. Она увидела, как широкий листок одуванчика приподнялся, и кто-то крикнул:

— Пора вставать!

Как вы думаете, кто бы это мог быть? Ни за что не догадаетесь! Это был кузнечик. Он вскочил со своей зеленой постели и стал заниматься зарядкой: приседал, прыгал, потом обтерся росой.

А потом кузнечик одел свой зеленый мундир, потому что это был не простой, а боевой кузнечик, и запел свою боевую песню:

У меня закон простой!

Побеждаю всех, кто злой!

Кто же слабый — помогу.

Я иначе не могу!

И только он пропел песню, как увидел страшную картину: маленького зайчонка догнала лиса и уже открыла рот, чтобы им позавтракать. Но кузнечик закричат:

— Отпусти зайчонка, не то худо будет!

— Мне худо? Да я тебя одной лапой раздавлю! — засмеялась лиса.

— Ах, так? — воскликнул кузнечик и отдал приказ своему адъютанту — комару. Комар затрубил, понесся к лисе и впился ей прямо в кончик носа. Лиса тотчас выпустила зайчонка, завопила и убежала; А зайчонка и след простыл. Вот как спас его боевой кузнечик.

Только кузнечик спас зайчонка, как увидел, что совершается новое злодейство. Страшный жук-рогач обижает красавицу-бабочку. Он страшный лентяй и заставляет бабочек крылышками чистить е рога. Крылышки от этого портятся, и бабочки погибают. Увидев это, кузнечик вскочил на стрекозу свой боевой вертолет — и полетел прямо на жука.

Налетел кузнечик на жука, и закипел бой. Жук хотел поранить кузнечика рогами, но кузнечик был ловким, он отпрыгнул в сторону, рога жука застряли в трухлявом пне. Так тебе и надо, злой жук! Не обижай больше бабочек! И бабочки закружились вокруг кузнечика и стали его благодарить.
^
Однажды девочка с мамой и папой поехали за город. Стоял солнечный весенний день. Машина быстро неслась по шоссе, теплый ветерок врывался в открытые окна. Мимо пролетали дачные поселки зеленые поля, березовые рощи. Цвела черемуха, желтели одуванчики, щебетали птицы. И вдруг… девочка как будто попала в черно-белое кино: вдоль дороги стоял черный лес. Машина остановилась. Девочка вышла из машины, подождала, пока выйдут папа и мама, и крепко взяла их за руки. Ей было страшно! Черные деревья поднимали к небу голые ветки. Как черная поволока, торчали кусты. По голой земле ветер нес серый пепел. Стояла мертвая тишина: ни пения птиц, ни стрекота кузнечиков.

— Вот какой может стать вся наша земля, — сказал папа, — если люди не будут беречь природу.

— А что здесь случилось? — спросила девочка.

— Я думаю, что какие-то горе-туристы забыли погасить костер, ветер раздул его, и начался пожар. Лес погиб!

Девочка пошла вдоль мертвого леса и вдруг увидела на обгоревшей ветке шиповника зеленого кузнечика. Она сразу узнала его. Это был тот самый боевой кузнечик. Но он уже не был бравым и весёлым. Он молчал и грустными глазами смотрел на девочку.

— Как я рада, что ты жив! — воскликнула девочка.

— Я жив, а красавицы-бабочки погибли в огне.

— А олененок его мама оленуха?

— Оленухе удалось вывести олененка из горящего леса.

— А клестята?

— Ты же знаешь, что клестята уже большие, они хорошо летают, так что они не погибли. А вот маленькие птенцы соловья… не будет в этом лесу соловьиных трелей на будущий год. Ну ладно, мне нужно искать новое место для жилья. Прощай.

Грустная девочка вернулась к машине. Она поняла, как много зависит от человека: будут ли цвести черемуха и желтеть одуванчики, будут ли петь соловьи и стрекотать кузнечики, будет ли наша Земля голубой и прекрасной или станет черной и мертвой. А вы поняли?

Литература

1. Волкова Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией. — СПб., Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1993.

2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. — М, «П», 1985.

3. Воронин С. Необыкновенная ромашка. — Л., «Детская литература», 1998.

4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. — СПб., «детство-пресс», 2000.

5. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., «П», 1990.

6. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у детей с ОНР. — СПб., «Союз», 2001.

7. Нищева Н. В. Разноцветные сказки. — СПб., «детство-пресс», 1999.

8. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. — СПб., «детство-пресс, 2001.

9. Сахарное С. Морские сказки. —Л., «Художник РСФСР», 1989.

10. Сутеев В. Сказки и картинки. — М., «Детская литература», 1998.

Легенда о Матери Оленихе. Продолжение

Чудесное спасение

Недаром говорят — у сироты семь судеб. Ночь прошла благополучно. Зверь их не тронул, лесные чудовища не уволокли. А когда проснулись, было утро. Птицы пели. Встали дети и снова побрели по следу угона. Собирали до пути ягоды и коренья. Шли они и шли, а на третий день остановились на горе. Смотрят: внизу, на широком зеленом лугу великое пиршество идет. Сколько юрт поставлено — не счесть, сколько костров дымят не счесть, сколько народу вокруг костров — не счесть. Девушки на качелях качаются, песни поют. Силачи на потеху народу, как беркуты, кружат, кидают друг друга наземь. То враги праздновали свою победу. Стояли на горе мальчик и девочка, не решались подойти. Но очень уж хотелось очутиться возле костров, где так вкусно пахло жареным мясом, хлебом, диким луком.

Не выдержали дети, стали спускаться с горы. Удивились хозяева пришельцам, окружили их кучей.

— Кто вы? Откуда?
— Мы голодные, — отвечали мальчик и девочка, — дайте нам поесть.

Те догадались по их речи, кто они такие. Зашумели, загалдели. Стали спорить: убить их, недобитое вражеское семя, тотчас же или к хану вести? Пока спорили, какая-то сердобольная женщина успела сунуть детям по куску вареной конины. Их тащили к самому хану, а они не могли оторваться от еды. Повели их в высокую красную юрту, у которой стояла стража с серебряными топорами. А по становищу пронеслась тревожная весть, что неизвестно откуда появились дети кыргызского племени. Что бы это значило? Все побросали свои игры и пиршества, сбежались огромной толпой к ханской юрте. А хан в тот час восседал на белой, как снег, кошме со своими знатными воинами.

Пил кумыс, подслащенный медом, песни слушал хвалебные. Когда узнал хан, зачем к нему явились, в страшную ярость пришел: «Как вы смели тревожить меня? Разве не перебили мы племя киргизское начисто? Разве не сделал я вас владыками Энесая на вечные времена? Чего же вы сбежались, трусливые души?

Посмотрите, кто перед вами! Эй, Рябая Хромая Старуха! — крикнул хан. И сказал ей, когда она выступила из толпы: —
Уведика их в тайгу, и сделай так, чтобы на этом кончилось племя кыргызское, чтобы в помине его не было, чтобы имя его забылось вовеки. Ступай, Рябая Хромая Старуха, сделай так, как я велю…»

Молча повиновалась Рябая Хромая Старуха, взяла мальчика и девочку за руки и повела их прочь. Долго шли они лесом, а потом вышли к берегу Энесая на высокую кручу. Здесь Рябая Хромая Старуха остановила детишек, поставила рядышком на краю обрыва. И, перед тем как столкнуть их вниз, проговорила: — О великая река Энесай!

Если гору сбросить в твою глубину, канет гора, как камень. Если бросить сосну столетнюю, унесет ее как щепку.

Прими же в воды свои две маленькие песчинки -двух детей человеческих. Нет им места на земле. Мне ли тебе сказывать, Энесай? Если бы звезды стали людьми, им не хватило бы рек и морей. Мне ли тебе сказывать, Энесай?

Возьми их, унеси их. Пусть покинут они наш постылый мир в младенчестве, с чистыми душами, с совестью детской, не запятнанной злыми умыслами и злыми делами, чтобы не знать им людского страданья и самим не причинять муки другим. Возьми их, возьми их, великий Энесай…

Плачут, рыдают мальчик и девочка. До речей ли им старухиных, когда вниз с обрыва страшно взглянуть. В глубине волны ярые перекатываются.

— Обнимитесь, детки, напоследок, попрощайтесь, — сказала Рябая Хромая Старуха. А сама рукава засучила, чтобы сподручней было бросать их с обрыва. И говорит: — Ну, простите меня, детки. Значит судьба такая. Хотя и не по своей воле совершу я сейчас это дело, но для вашего блага…

Только сказала она эти слова, как рядом раздался голос:
— Обожди, большая мудрая женщина, не губи безвинных детей. Обернулась Рябая Хромая Старуха, глянула — диву далась, стоит перед ней олениха, матка маралья. Да такие глаза у нес большущие, смотрят с укором и грустью. А сама олениха белая, как молозиво первоматки, брюхо бурой шерсткой подбито, как у малого верблюжонка. Рога — красота одна — развесистые, будто сучья осенних деревьев. А вымя чистое да гладкое, как груди женщины-кормилицы.

— Кто ты? Почему ты говоришь человечьим языком? -спросила Рябая Хромая старуха.
— Мать олениха, — отвечала ей та. — А заговорила так потому, что иначе не поймешь меня, не послушаешься.
— Чего ты хочешь; Мать-олениха?
— Отпусти детей, большая мудрая женщина. Прошу тебя, отдай мне.
— Зачем они тебе?
— Люди убили двойню мою, двух оленят. Я ищу себе детей.
— Ты хочешь их выкормить?
— Да, большая, мудрая женщина.
— А ты хорошенько подумала, Мать-олениха? -засмеялась Рябая Хромая Старуха. — Ведь они дети человеческие!:Они вырастут и будут убивать твоих оленят.

— Кода они вырастут, они не станут убивать моих оленят, -отвечала ей матка маралья. — Я им буду матерью, а они моими детьми. Разве станут они убивать своих братьев и сестер?

— Ох, не скажи, Мать-олениха, не знаешь ты людей! — качала головой Рябая Хромая Старуха. — Не то что лесных зверей, они и друг друга не жалеют. Отдала бы я тебе сироток, чтобы ты сама узнала, что правдивы мои слова, но ведь и этих детей люди убьют у тебя. Зачем тебе столько горя?

— Я уведу детей в далекий край, где их никто не разыщет. Пощади детишек, большая мудрая женщина, отпусти их.
Буду я им верной матерью… Вымя мое переполнилось. Плачет мое молоко по детям. Просит мое молоко детей.

— Ну что ж, коли так, — промолвила Рябая Хромая Старуха, подумав, — бери да уводи их быстрей. Уводи сирот в свой далекий край. Но если погибнут они в пути дальнем, если убьют их разбойники встречные, если черной неблагодарностью отплатят тебе твои дети людские, — пеняй на себя.

Благодарила Мать-олениха Рябую Хромую Старуху. А мальчику и девочке сказала:
— Теперь я ваша мать, вы мои дети. Поведу я вас в далекий край, где лежит среди снежных гор лесистое горячее море Иссык-Куль.

Обрадовались мальчик и девочка, резво побежали за Рогатой Матерью-оленихой. Но потом они устали, ослабли, а путь далекий — из одного края света в другой. Не ушли бы они далеко, если бы Рогатая Мать-олениха не кормила их молоком своим, не согревала телом своим по ночам. Долго шли они. Все дальше оставалась старая родина Энесай, но и до новой родины, до Иссык-Куля, еще было очень далеко. Лето и зиму, весну и осень пробирались они сквозь дремучие леса, по знойным степям, по зыбучим песка, через высокие горы и бурные реки. Гнались за ними стаи волков, но Рогатая Мать-олениха, посадив детей на себя, уносила их от лютых зверей. Гнались за ними охотники со стрелами, крича: «Олениха похитила детей человеческих! Держи! Лови!» — и стрелы пускали вдогонку; и от них, от незваных спасателей, уносила детей Рогатая Мать-олениха. Бежала она быстрее стрелы, только шептала: «Крепче держитесь, дети мои, — погоня!»

Привела наконец Рогатая Мать-олениха детей своих на Иссык-Куль. Стояли они на горе — диву давались. Кругом снежные хребты, а посреди гор, поросших зеленым лесом, насколько глаз хватает море плещется. Ходят белые волны по синей воде, ветры гонят их издали, угоняют вдаль. Где начало Иссык-Куля, где конец не узнать. С одного края солнце восходит, а на другом еще ночь. Сколько гор стоят вокруг Иссык-Куля — не счесть, а за теми горами сколько еще таких же снежных гор высится -тоже не угадать.

— Это и есть ваша новая родина, — сказала Рогатая Мать-олениха. Будете жить здесь, землю пахать, рыбу ловить, скот разводить. Живите здесь с миром тысячи лет. Да продлится ваш род и умножится. Да не забудут потомки ваши речь, которую вы сюда принесли, пусть им сладко будет говорить и петь на своем языке. Живите, как должны жить люди. А я буду с вами и с детьми ваших детей во все времена.

Вот так мальчик и девочка, последние из кыргызского племени, обрели себе новую родину на благословенном и вечном Иссык-Куле.

Легенда о Матери Оленихе

Дикие животные и их детеныши. «Путешествие в сказку «Как оленёнок маму искал» .Подготовила муз. рук. МКДОУ «Тидибский дет.сад» Кодохилова Сакинат Г. 2018г. Задачи:

Закрепить знания детей о диких животных и их детенышах;

Развитие связной речи. Развитие общих речевых навыков/ Чёткости дикции, интонационной выразительности речи./ Развитие общей и мелкой моторики. Развитие зрительного восприятия, слухового внимания и памяти. Развитие творческого воображения.

Воспитание бережного отношения к природе. Умение сопереживать.

 Материал к занятию:

Предметные картинки с изображением диких животных: лиса, волк, медведь, заяц, белка, олень, барсук, ёж;

Конверты с разрезными карточками;

Демонстрационный материал жилья животных: нора, дупло, берлога, куст;

Фланелеграф;

Маска-шапочки диких животных.

Предварительная работа:

Чтение сказки «Как олененку маму искали»;

Чтение рассказов и сказок по теме «Дикие животные»;

Дидактические игры: «Кто где живет?», «Назови детенышей», «Найди маму», «Кто как двигается».

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Приветствие гостей «Улыбка»

— Ребята, давайте поздороваемся…

Подарим свою улыбку и хорошее настроение….

— Ребята, любите ли вы сказки? Назовите, какие знаете сказки…..

— Молодцы! Знаете много сказок!

Муз.рук. Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в сказку!

— Для того чтобы попасть в сказку «Как оленёнку маму искали», выполните моё задание.

— Подойдите к столу, я приготовила для вас конверты. Возьмите конверты и выложите содержимое конвертов на стол.

   2. Дидактическая игра «Назовите животное»

  Муз.рук. Из нескольких частей соберите одну целую картинку.

   — Магомед, кто у тебя получился? Назови…./спросить каждого – «волк»,    «белка», «заяц», «медведь», «рысь», «лиса»/

  Муз.рук. А теперь посчитайте, из скольких частей сложили картинку? /из 6  частей/  

  — Ребята, как назвать предметы одним словом? /дикие животные/

  — Давайте уточним, почему дикие животные?

Дети: /живут в лесу, добывают пищу, строят себе жилье/ 

   Муз.рук. Итак, ребята, сегодня в сказке мы встретимся с дикими животными.

   — А сейчас, я вас приглашаю на стульчики.

    3. Рассказывание сказки «Как оленёнку маму искали» с использованием

. Беседа по сказке.

   — Давайте, ребята, вспомним сказку. А вспомнить нам поможет волшебная табличка.

/»Как оленёнку маму искали?»/

Муз.рук. С чего начинается сказка? – Куда однажды собралась девочка? /сказка начинается: однажды девочка собралась на прогулку в лес/ —

дети отвечают полными предложениями.

Муз.рук. Что неожиданно услышала девочка?…/

Дети:Девочка услышала, что кто-то жалобно плачет/

Муз.рук. Кто же это был?

Дети:/плакал малыш/

Муз.рук. Какой был малыш?…

Дети:тоненькие ножки, огромные глаза и крошечный дрожащий хвостик/

Муз.рук. Кто пришёл на помощь малышу? …/

Дети: на помощь пришли лесные мамы/

Муз.рук. Чем закончилась лесная сказка? …

Дети:на полянку выбежала мама оленуха и увидела своего детеныша. Все лесные мамы очень обрадовались, а больше всех обрадовалась девочка, которая с улыбкой пошла домой/

Муз.рук. Ребята, вам сказка понравилась? Как называется сказка?

Дети:»Как оленёнку маму искали»

  4. Физминутка «На водопой»

Муз.рук. Сейчас работали ваши ушки и глазки, а теперь пусть поработают ваши ручки и ножки. Выходите, ребята, сделайте круг.

— Представьте, что мы превратились в диких животных.

 «Как-то раз лесной тропой,

 Звери шли на водопой.

 За мамой лосихой – топал лосенок  /топают/

 За мамой лисицей – крался лисенок  /на носочках крадутся/

 За мамой ежихой – катился ежонок  /в полуприсяди/

 За мамой медведицей – шел медвежонок  /топают/

 За мамой белкой – скакали бельчата /прыгают/

За мамой зайчихой – косые зайчата /прыгают, сделать ушки/

 Волчица вела за собою волчат /крадутся большими шагами/

  Все мамы и дети напиться хотят /повернуться в круг, наклониться вперед, руки за спину, движения языком «лакают водичку».

Муз.рук. Ребята, куда пришли все лесные звери? .

Дети: На водопой.

5. Дидактическая игра «Узнай животное по фотографии»

— Ребята, мы хорошо отдохнули, но для вас у меня еще задание.

— Мамы диких животных прислали фотографии. И хотят чтобы вы их узнали. Готовы?

/показ карточек фото-тени диких животных/

— Кто это?

Дети:лисица, волчица, ежиха, зайчиха, медведица, барсучиха, лосиха/

— Молодцы! Всех узнали и назвали!

6. Разыгрывание сценки по ролям.

Муз.рук. А сейчас, я вам предлагаю стать артистами и попробовать обыграть сказку по ролям.

— Мы покажем маленький спектакль, как настоящие артисты.

Раздача ролей /лосенок, мама-оленуха, белка, медведица, ежиха, зайчиха, барсучиха/

Дети надевают шапочки-маски.

7. Итог занятия.

— Чем закончилась лесная сказка?

— Как называется сказка в которой мы побывали?

— Как зовут маму олененка?

Дети: У олененка мама – оленуха/

— Олененок нашел свою маму оленуху и все лесные мамы отправились к своим детенышам.

Дидактическая игра «Кто где живет?»

Муз.рук. Ребята, скажите, где живет белка? / в дупле/

Белка отправилась в дупло к своим … / бельчатам/

Где живет зайчиха? /под кустом/

Зайчиха отправилась к своим …/зайчатам/

Где живет ежиха? /в норке/

Ежиха отправляется в норку к своим … /ежатам/

Где живет медведица? /в берлоге/

Медведица отправляется к своим …/медвежатам/

Где живет барсучиха? /в норе/

Барсучиха отправляется к своим … / барсучатам/

Муз.рук. Ребята, чем мы сегодня занимались?

Дети: Играли, рассказывали сказку, встретились в сказке с дикими животными, показали спектакль, учились слушать друг друга/

Муз.рук. Спасибо за работу! Отлично поработали, все повторили, вы большие молодцы!  Наше занятие окончено!

  • Сказка как мышонок попал в мореплаватели
  • Сказка как олененок маму искал
  • Сказка как осел петь перестал джанни родари текст
  • Сказка как муравьишка домой добирался
  • Сказка как миша хотел маму перехитрить