Сказка как мужик медведя обманул

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме овощи в старшей группе цель: закрепить знания детей об овощах. задачи:

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Овощи» в старшей группеКонспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Овощи» в старшей группе

Цель: закрепить знания детей об овощах.

Задачи:

1. Образовательные:

  • закрепление представлений об овощах (где растут? как за ними ухаживают? что из них готовят?)
  • уточнение, расширение, активизация словаря по теме (название овощей; огород, корни, листья, кожура, копать, сажать, сеять, поливать, рыхлить, полоть, расти, цвести, выкапывать, срывать, варить, сушить, солить, есть; спелый, зрелый, свежий, консервированный, вареный).
  • обогащение словаря синонимами (на материале русской народной сказке «Мужик и Медведь»; крупный, большой, огромный; рассердился, разозлился, разъярился).
  • совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе; образование относительных прилагательных от названий овощей).

2. Коррекционные:

  • развитие мелкой моторики
  • развитие зрительного внимания и восприятия
  • развитие связной речи

3. Воспитательные:

  • формирование навыков сотрудничества, взаимодействия
  • воспитание уважительного отношения к труду взрослых

Оборудование: картинки с изображением овощей, муляжи овощей, корзинка, цветные карандаши.

Предварительная работа: беседа о пользе овощей, чтение русской народной сказки «Мужик и Медведь», рассматривание иллюстраций, беседа по прочитанному произведению.

Ход занятия.

I Организационный момент:

Приветствие детей. Объявление темы занятия.

Логопед:

— Подойдите ко мне и достаньте из «волшебного мешочка» то, что там спрятано (дети достают муляжи овощей и кладут их на стол). Каждый из детей называет то, что он достал.

Логопед:

— Как можно назвать их одним словом? (овощи)

— Где растут овощи? (овощи растут на грядке или в парниках).

— Сегодня мы с вами поговорим об уборке урожая овощей осенью, «отправимся» в гости к героям одной известной сказки.

II Основная часть

Рассматривание картины «Уборка овощей»

Логопед задает вопросы:

— Какое время года изображено на картине?

— Как вы догадались, что на картине осень? (На деревьях желтые листья, птицы улетают на юг, люди убирают урожай.)

— Как называется профессия людей, которые выращивают и убирают урожай? (Овощевод.)

— Что убирают люди на поле? (Выкапывают картошку, грузовые машины везут капусту.)

— Какая техника помогает людям убирать картофель? (Картофелекопалка.)

— Из каких двух слов образовалось такое длинное слово? (Картофель, копать.)

— Как называют место, где хранятся овощи? (Овощехранилище.)

Игра «Подскажи словечко»

Логопед:

— Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!

Здесь весною было пусто. Летом выросла (капуста).

Солнышко светило, чтоб ярче зеленел (укроп).

Собираем мы в лукошко очень крупную (картошку).

От дождя земля намокла — вылезай, толстушка (свекла).

Из земли — за чуб плутовку! Тянем сочную (морковку).

Надо поклониться низко, чтобы вытащить (редиску).

Помогает деду внук — собирает с грядок (лук).

Вот зеленый толстячок — крупный, гладкий (кабачок).

И красавец-великан темно-синий (баклажан).

Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.

Пальчиковая гимнастика «Заготовка капусты».

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад) Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку).

Игра «Приготовим сок»:

Из моркови – морковный

Из картофеля – картофельный

Из капусты – капустный

Из свеклы – свекольный

Из тыквы – тыквенный и т. д.

Игра «Узнай и назови»

(Согласование существительного с прилагательным).

Логопед:

Пошла гулять,

Зеленое собирать,

Кому не жалко — отдавай

Цвет правильно называй.

(У детей на столах картинки с изображением овощей.)

Логопеду на поднос кладут картинку и отвечают:

— У меня зеленый огурец

— У меня зеленое яблоко и т. д.

Далее выделяются следующие цвета (красный, желтый, фиолетовый).

Логопед:

Пошла гулять,

Красное (желтое, фиолетовое) собирать.

Кому не жалко – отдавай,

Цвет правильно называй.

Дети:

— У меня красный помидор

— У меня желтый перец

— У меня фиолетовый баклажан и т. д.

Логопед выставляет картинку из сказки «Мужик и Медведь».

— А сейчас я предлагаю отправиться в одну русскую народную сказку.

— Посмотрите на картинку и скажите, как она называется? ( «Мужик и Медведь»)

— Какое еще есть название у этой сказки? ( «Вершки и корешки»)

— Какой овощ посеял мужик в сказке?

— Какая выросла репа? (крупная)

Упражнения с синонимами.

«Третий лишний».

Логопед предлагает выбрать из трех слов два «слова – приятеля» к слову «крупная» (большая, душистая, огромная)

«перехитрил» (обманул, провел, объехал)

«рассердился» (разозлился, разъярился, раскрылся)

«Скажи иначе».

Мужик вырастил крупную репу (огромную).

Мужик перехитрил медведя (обманул).

Медведь рассердился на мужика (разозлился).

Логопед:

— В сказке мужик и медведь не могли поделить вершки и корешки. Вам сейчас нужно будет на карточках найти у овощей «вершки» и «корешки», их дорисовать и закрасить. Девочки будут закрашивать и дорисовывать «вершки», а мальчики «корешки».

А в конце занятия мы узнаем, кто был внимательнее.

III. Подведение итогов. Оценка деятельности детей.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Telegram

Whisper


О, прямо подарок на Н, любимый раздел — ДЮ и девчонки — интеллектуальная бездуховность )

Doom


Предвкушение Вия на детском утреннике, надеюсь, не обманет!!!

Sejio


Насчет той же Бабы Яги не всё однозначно — во многих сказках она помогает главному герою, дарит ему всякие волшебные ништяки (волшебного коня/меч/яблоко/итд).

Doom


Кому: Sejio, #3

> Насчет той же Бабы Яги не всё однозначно — во многих сказках она помогает главному герою,

Она же нежить, то есть ходячий труп. Ни в каких сказках она не помогает главному герою.

Zx7R


Фиолетовая — атас. Ночью увидишь, потом год со включенным светом спать будешь.

А услышишь — уши отпадут от глупости.

Whisper


Кому: Zx7R, #5

Это да, что-то сдала, что будет через год, даже думать не хочется. А беленькая — прямо красотка, остальных можно и не показывать, если уж видеоряд смотреть честно — давайте только ее )

panah


Дмитрий Юрьевич, со всем уважением: ведущим программы «Очевидное — невероятное» был профессор (не академик) Сергей Петрович Капица. Академиком был его отец Петр Леонидович Капица. Извините.

Le Graff


Кому: Sejio, #3

Потому что глав герой эту бабу ягу побеждает(грубо говоря побеждает смерь) причем чаще всего не силой, а умом и получает за это ништяки

Sejio


Кому: Doom, #4

> Ни в каких сказках она не помогает главному герою.

В очень многих сказках она помогает главному герою. Если вы их не читали или не помните — это не значит, что их нет.

Кому: Le Graff, #8

> Потому что глав герой эту бабу ягу побеждает(грубо говоря побеждает смерь) причем чаще всего не силой, а умом и получает за это ништяки

Слово «побеждает» тут не совсем подходит, ГГ проходит инициацию (например, омовение в бане и вкушение пищи, предложенной Бабой Ягой — как нетрудно догадаться, оба этих ритуала имеют явный похоронно-обрядный контекст), и, как доказавший чистоту помыслов, получает возможность пройти в Мир Мертвых, привратником которого она является (одной, костяной, ногой она стоит в Мире Мертвых, а другой, обычной, стоит в Мире Живых)

BandIDo


Тяжело смотреть, когда люди вырвав некий факт, даже часть факта, из исторически-экономического контекста с 4 сторон вваливают дискретно в канву обсуждения. Д.Ю. как медведь вынужден крутиться на поляне и отмахиваться. Получается, но все же разговор как в тумане.

Zx7R


Кому: Whisper, #6

> Это да, что-то сдала, что будет через год, даже думать не хочется. А беленькая — прямо красотка, остальных можно и не показывать, если уж видеоряд смотреть честно — давайте только ее )

Синяя товарищ сотрудник. И говорит всегда в тему.

Красная — ногу ишь заголила, не знает поди что ДЮ кремень!!

erazmanov


Кому: Doom, #4

> Ни в каких сказках она не помогает главному герою.

В смысле?! А в сказке ВИА Сектор Газа?!!!

Taron


По поводу морали и пропаганды в кино — за последние две недели посмотрел пару фильмов и 1 серию мультфильма, где присутствует сатира и ирония.

1)фильм Don’t Look Up (2021) в целом неплох как сатира

2)фильм Vice (2018). В конце фильма какое-то общественное собрание, на котором говорили из-за чего такие события произошли. Все присутствующие с понимающим лицом головой покивали, мол — да, вот оно как, это точно. Наводят камеру на двух девушек, одна другой говорит — слушай, тут новая часть форсажа выходит, пошли сходим.

3)мультсериал Симпсоны 29 сезон 20 серия (вообще серия полна аллюзий американца на Восточную Европу)Но есть один момент: Лиза говорит — в Дании бесплатная медицина и объясняет, что там социализм. Гомер отвечает — социализм? но все болтуны на радио велят его ненавидеть.

Пахомыч


четырёх симпатичных девч0нок явно мало.

Предлагаю следующий формат — 12 деч0нко на 1 Гоблина. :)

Thunderbringer


Советские квоты были несколько не те. Тогда были квоты в учебных заведениях. То есть людей из регионов, которые длительное время отставали подтягивали до общего уровня. И это, надо сказать, получалось более-менее успешно. И они не были исключительно национально-расовыми. Они в том числе распространялись на жителей села.

А в США и других странах со схожей неолиберальной идеологией — другие квоты. Там при приёме на работу нужно, чтобы была женщина, чёрный, представитель сексуальных меньшинств. Можно все сразу в одном флаконе. Никакого позитивного влияния это оказать не может. Наоборот, в не столь отдалённой перспективе это может просто уничтожить саму страну. Потому, что вместо специалиста высокого класса возьмут чёрную бодипозитивную лесбиянку, которая кое-как отучилась. Или как когда из труппы выгоняют 40 человек, только потому, что они — белые.

Есть там квоты и на прием в университеты. Но они не могут оказать никакого позитивного влияния просто потому, что детишкам из бедных кварталов просто денег не хватит. А у богатых тех же чернокожих — нет никаких проблем с поступлением.

Проблемы могут быть только у нижней части среднего класса — многие не знают, но для поступления либо в престижный, либо в недорогой, но дающий хорошее образование университет в США частенько надо давать на лапу. Потому, что мест мало.

А уровень начального-среднего образования там просто адское дно. Некуда уже пробивать. У нас по сравнению с СССР жёпа, но до уровня США еще лететь и лететь.

Поэтому квоты в СССР и США — это две большие разницы, как говорят в Одессе.

Если бы США пришли к самому главному в СССР — всеобщему бесплатному или доступному образованию, то у них был бы шанс. А малая доступность всего этого для населения в сочетании с самой хреновой системой здравоохранения дает им пару десятилетий до наступления необратимых изменений, несовместимых с жизнью.

Уже сейчас они скупают мозги по всему миру. А завтра Китай станет платить больше и не попавшие в квоты умные люди рванут туда.

P.S. Девушка с неолиберализмом головного мозга конечно поражает. Д.Ю про закон — иди в полицию, пиши заявление, снимай побои. А она про то, как сложно спустя 50 лет доказать. Спустя 50 лет и изнасилование без наличия чётких доказательств доказать невозможно. А уж «домогательства» на западе — это вообще красота. Что угодно называется домогательствами. По мне домогательство — это когда женщина неоднократно просит не приставать а мужик упорствует. Или наоборот.

А всякие там «отмены» — это модернизированный вариант охоты на ведьм. И да, случаев, когда оно реально по поводу — в лучшем случае 1 из 15, а в остальных — полулегальный механизм расправы с конкурентами/обидчиками и отъёма бизнеса. Цементные башмаки или мошенничество — за это сесть можно. А травля не наказуема, когда нога — кого надо нога.

И это показатель того, что общество нездорово. В здоровом — вопрос решается в суде. Суд для того и существует.

Doom


Кому: Sejio, #9

> В очень многих сказках она помогает главному герою. Если вы их не читали или не помните — это не значит, что их нет.

Мы их читаем и помним. Не было телефонов и телевизоров, я вообще из библиотеки не вылезал.

Doom


Кому: erazmanov, #12

> В смысле?! А в сказке ВИА Сектор Газа?!!!

Это вступление вообще лучшее из всех, помню наизусть. «Делать нам нечего и вот один раз, решили записать альбом, полный атас, и даже не альбом, а сказку вообще, где участвует козёл бессмертный Кащей» и т.д. :) Отличное вступление, где только нахватались.

Steel Rat


Кому: Doom, #17

> Отличное вступление, где только нахватались.

Юра — Пушкин два.

slepets


Кому: Whisper, #6

Да, блондинка симпатичная. Очень хорошо оттеняет подружек/конкуренток/соведущих.

Whisper


Кому: Zx7R, #11

Да, это нога — у кого надо нога )

Камрад Александр


Кому: erazmanov, #12

> В смысле?! А в сказке ВИА Сектор Газа?!!!

Эх, как по мне наилучший альбом Сектор Газа)

Alekseyll


Съёмки сказок отдали на откуп Диснею — вот они нам и наснимают.. кто там говорил, что чтобы победить врага, надо воспитать его детей. В ТЦ была выставка новогодних поделок, так там ни одного Деда Мороза, а одни сантаклаусы, а фоном музыка в ТЦ мерикрисмас и джингбелс, да и по радио сплошные врвжьи джингдбелсы. тошнит уже от них…

DeD Pa3uH


По Матрице есть мнение, что новый фильм это лишь способ воскресить франшизу. Мостик от старой Матрицы к новой. Не просто так он называется «Воскрешение». Нео и Тринити получат ранг свадебных генералов, или уплывут вслед за агентом Смитом в Валинор и мы их больше не увидим. Старпёры, при всем уважении к Киянке и Керри-Энн, кассы не сделают. Свежая кровь нужна и её вольют. С учётом повесточки есс-но. На передний план выдвинут нового Морфеуса в костюмах попугайских расцветок (жаль Нео не спросил умеет ли тот жонглировать) и его радужноволосых друзей. Главным злодеем станет Барни Стинсон.

Doom


Кому: Zx7R, #11

> Красная — ногу ишь заголила, не знает поди что ДЮ кремень!!

Женские ноги прекрасны. Но не они должны быть главными в диалоге, ДЮ надо слушать, причём внимательно, а они его не слушают — позиционируя его как гостя! — а с гостем надо быть вежливым. Ну бабы, что с них взять.

G01D


Кому: Alekseyll, #24

Дед Мороз коммунистический, а значит, должен быть забыт.

Ждем черного Санту-гомосека.

Ричман


Мне матрица совсем не понравилась.

Doom


Кому: Thunderbringer, #15

> Советские квоты были несколько не те. Тогда были квоты в учебных заведениях.

Регулирование уже из школ шло. Ты — остаёшься, а ты — уходишь, очень просто там всё делалось. Квоты — вот они и есть, на первичном уровне.

УниверСол


Кому: Alekseyll, #24

> сплошные врвжьи джингдбелсы. тошнит уже от них…

ППКС.

Zx7R


Кому: Doom, #26

> ДЮ надо слушать, причём внимательно, а они его не слушают — позиционируя его как гостя! — а с гостем надо быть вежливым. Ну бабы, что с них взять.

Всех на кухню, всех!!!

Doom


Кому: Zx7R, #31

> Всех на кухню, всех!!!

Там ещё про волонтёрство было: ничего романтического там нет, это труд, рутина та ещё. Это ещё вырывать надо из рабочих часов время, ездить туда-сюда, полдня уже нет, но помощь — а кто, если не мы? Бензин бы ещё не крали сверху сидящие.

GrUm


Кому: Doom, #4

Она не нежить. Нежить — это недовольный дух предков. Баба Яга никогда живой в обычном смысле не была. Она психопомп, проводник в потусторонний мир.

Bomberman


Господи как круто.

Обо всем по сути.

Abscess


Блондинка самая клёвая.

Только не совсем ясно нафига она пластикой себя по лицу шарахнула.

В прошлом годе такая была няшная, а в этом несколько испортилась.

Хотя сама она наверняка думает наоборот.

Doom


Кому: Abscess, #35

> Блондинка самая клёвая.

Ты, наверно, старый стал :)

Abscess


Кому: Doom, #36

> Ты, наверно, старый стал :)

Да уж точно не помолодел :)

Однако она мне и в прошлом году больше всех понравилась.

Atollos


Кому: Abscess, #35

Коасненькая и черненькая хороши. Две другие с пластикой вообще не рассчитали.

Abscess


Кому: Atollos, #38

> Коасненькая и черненькая хороши.

У меня другого вкуса фломастеры.

Rus[H]


Слушал выпуск целиком сегодня во время утренней тренировки, а сейчас глянул стопкадр ролика. Да уж, по внешности ведущих безошибочно можно определить, кто о чём с утра мне в ухо вещал )

Солдат и лесная нечисть (русская сказка)

Как ушёл солдат с царской службы, стал жить в своей деревне. Только сапоги на лапти переменил. Зажил вольной жизнью, не заводя ни семьи, ни хозяйства – словом, в своё безденежное удовольствие.

Ну а как помер царь Пётр Великий, так совсем худое житьё стало на Руси. Дворяне да бояре за власть дерутся, интриги плетут, друг дружку подсиживают. Крестьяне да холопья от этих распрей тяжелее прежнего мучаются, хозяев бранят, да и между собой при каждом случае собачатся.

Грустно стало смотреть на это весёлому солдату.

«Что за люди пошли – хуже диких зверей грызутся!»

Махнул на них на всех рукой да и отправился в лес – авось там от людских мерзостей душой отдохнуть удастся.

Пошёл он строевым шагом по лесной дороге. Только собрался в чащу свернуть, глядь – стоит посередь дороги высокий камень, а на нём письмена. Буквы хоть и русские, да солдат наш вовсе читать не умел – некогда было на военной службе грамоте учиться.

– Что, служивый, небось, охота узнать, что здесь прописано?

Оглянулся солдат – а позади него старичок седобородый верхом на лошадке сидит.

– Как же не охота, дедушка, – всё же к зверям диким жить ухожу, а тут, может, дельный совет изображён насчёт того, как мне с ними ловчее поладить!

– Никакого совета тут нет, – говорит старичок, – а то написано, что обычно на подобных столбах пишется: «Налево пойдёшь – назад не воротишься, на месте останешься – в землю уйдёшь, направо повернёшь – самое дорогое потеряешь».

– Что ж, – рассуждает солдат, – назад ворочаться я покуда не собираюсь, на месте только в карауле стоял, а что до самого дорогого – так у меня никогда и не было ничего дороже гроша ломаного… Вот только отчего на камне этом про прямой путь ни слова не говорится?

– А чего говорить, когда и так известно – прямая дорога всех иных трудней и опасней.

– Ну, так я и собрался прямо в лес идти.

– А коли так, то знай – у зверей тоже не райская жизнь, особливо в последние времена. Как у людей, так и у них. Заправляют нынче в лесу волки да козлы. Главный волчина – разбойник лютый, над всеми хищниками начальник, всех без разбору загрызает, и от пули он ведьмами заговорён. А верховный козлище – тот опять же с нечистью в сговоре, и она его дармовой кормёжкой потчует, а он только утробу свою тешит, да всем прочим зверям и скотам своим сытым и бездельным бытием поганый пример подаёт. Так что лес наш теперь вроде как заколдованный.

– Эх, беда, – огорчается наш солдат. – Может, мне тогда к морю податься?

– На море, – рассказывает старичок, – опять же дурной закон заведён. Нету больше воли китам да чайкам – поставлен над ними той же нечистой силой великан в человечьем обличье. Не пускает он китов вдоволь воздуха глотнуть, чуть что – на глубину загоняет. А чаек словно голубей или ворон шугает, не даёт досыта рыбки на волнах поклевать. И дан ему для той злодейской службы конь летучий, чтоб над морями носиться и всю морскую живность в страхе держать.

– Как же все прочие звери такое надругательство терпят? – вознегодовал солдат.

– Да есть тут весёлая троица – кот-певун, медведь-плясун да сокол-крикун, – отвечает старик. – Они и средства знают, как тех врагов извести…

– Где ж их найти?

– Искать их не надобно, кликни только – сразу явятся. Им ведь самим, без людской помощи, нечистую силу никак не одолеть…

– А ты-то на что?

– А я что – я так, старичок-лесовичок, – хихикнул дед, да и растаял в воздухе вместе со своей лошадёнкой.

«Эге, – смекает о себе солдат, – не иначе, как меня бесовское наваждение морочит. Кликну-ка я для пробы того, кто поздоровее, – медведя-плясуна!»

И кликнул.

Нет, не обманул старичок! В тот же миг явился перед солдатом медведь – шапка на нём смешная, а сам с виду грустный.

– Ну-ка, Топтыгин, расскажи – как здешнего волка-живодёра одолеть, еже-ли он от всякой пули заговорён?

– Заговорён, да не от всякой, – отвечает медведь. – Возьмёт его такая пуля, которая на предателя заготовлена, да не стреляна.

«Батюшки-светы! – ахнул про себя солдат. – Да у меня ж как раз такая пуля ещё с Полтавской баталии припасена! Берёг её для Мазепы-изменника, да только не успел в дело употребить – к туркам сбежал окаянный гетман вместе со шведским Карлой…»

Зарядил он не мешкая ружьё заветной пулей – и в лес. А медведь за ним следом по кустам пробирается, за деревьями прячется.

Долго ли, коротко – повстречался ему тот самый волчище. Вскинул солдат ружьецо.

– Что ж ты, дурья голова, – скалится зверь, – нешто не знаешь, что я от пули заговорён?

– А ты того не ведаешь ли, что у меня на твой заговор такая пуля имеется, что всякого изменщика наповал бьёт? Потому как ты и есть изменщик своего рода: вместо того, чтобы подобно собратьям своим только слабых да больных промышлять – ты, нечестивец, разбойным обычаем всех подряд режешь!

Взвыл волчище, на дыбы встал, да поздно – точнёхонько в грудь вошла ему мазепина пуля, и повалился серый разбойник навзничь.

«Славно начали! – думает солдат. – Теперь позову того, кто полегче». И кличет сокола-крикуна.

Прилетел пернатый.

Солдат и лесная нечисть (русская сказка)

– Что у вас тут за козёл бодучий завёлся? – спрашивает его солдат. – И какое против него средство, когда с ним нечистая сила заодно?

– Никакой силой, ни хитростью его не возьмёшь! – верещит сокол. – Одного только он, говорят, перенести не может – отражения собственного вида. Только где ж в лесу зеркало достать?

– Зеркала, пожалуй, и у меня не сыщется, – почесал в затылке солдат. – Но покумекать можно. А ну, веди меня к этому обжоре.

Полетел сокол, а солдат за ним идёт да на ходу кивер свой начищает. Пока шли, так его надраил, что зайчики солнечные по деревьям так и запрыгали.

Вскоре видят – на поляне изба, в избе стол, за столом – козлище, и ему из печи прямо в рот лепёшки да блины по воздуху заплывают.

Не говоря лишнего слова, сунул солдат свой зеркальный кивер в открытую дверь. Увидал козёл отражение гнусной своей образины, подавился блином и на пол замертво грохнулся.

– Видно, и впрямь своя мерзость даже нечистому глаза колет, – усмехается солдат. – Ну, теперь дело за котом-певуном!

Явился тут же котик в шляпе и в сапожках.

– Ну, рассказывай, усатый, – велит солдат, – как великана-надсмотрщика повалить, чтоб он подводную и надводную живность не мучил?

– Ох, нелёгкое это дело, – мяукает кот. – Ничем его, идола, не завалишь. Одно средство – зубы ему выбить. Без них он и силу потеряет, и над летучим конём власти лишится. Вот только до зубов его тебе нипочём не допрыгнуть и ночью не подобраться – он всегда только одним глазом спит.

– Да, мудрено, – крутит солдат свой ус. – Тут только хитростью… А что он, верзила этот, орехи грызть любит?

– А то как же, – отвечает кот. – Он своими зубами сильно гордится и беспрестанно орехи щёлкает.

– Тогда не робей, – потирает руки солдат. – Бери кошёлку и айда на море. По дороге будем в неё гостинцы складывать.

Пришли они к морю, и начал солдат круглые камни подбирать да в кошёлку класть. Только набрал с десяток – тут перед ними великан как из-под земли вырос.

– Кто такие? – гаркнул громовым голосом.

– Да кто б ни были, – не сморгнув, солдат отвечает, – а вот хотим твоё высочество орешками угостить. Не откажи, сделай милость!

– Что ж, орешки мы очень уважаем, – закивал верзила.

Ухватил целую горсть да как прикусит – хруст аж по всему морю прокатился. А великаньи зубы костяным дождём на берег посыпались. Все вывалились, один только остался – не иначе, как для боли.

Сел долговязый дуралей на землю, ни рукой, ни ногой пошевелить не может.

Подскочил тут к солдату конь летучий, ржёт от радости – нет больше над ним нечистой власти!

Оседлали его солдат с котом и назад понеслись.

Прилетели в лес – а там уже веселье в полном разгаре. Все пляшут, поют, и солдат вместе со зверьём в пляс пустился.

И тут откуда ни возьмись появляется тот же седой старичок на лошадке.

– Ну, служивый, с лесной да морской нечистью ты сладил. А не попробовать ли теперь с кем посильнее сразиться?

– Отчего бы и нет, – солдат отвечает. – У меня и помощники завелись, целых трое. Так что говори, дедушка, кто ещё в нашей помощи нужду имеет?

Солдат и лесная нечисть (русская сказка)

Отвечает тот:

– Стоит в лесной чаще с незапамятных времён заброшенное царство-государство. Веков пять назад околдовал его подданных неизвестный чудодей за лень да за распущенность. И как-то чудно́ околдовал – будто выпустил из них нутро, одну оболочку оставил.

– Где же оно, государство это?

– Иди прямо, а потом сворачивай туда, где кусты самые колючие. Дойдёшь до сухого дуба, за ним увидишь поляну. Там и стоит царство заколдованное.

Отправился солдат. Шёл, как старичок ему велел, царапался немало об колючие кусты, но добрался-таки до сухого дуба. Видит – и впрямь посреди поляны прозрачный город-царство высится.

Идёт солдат по городу, по сторонам дивится. Улицы годами не метены, окна в домах не чищены. Дошёл солдат до царского дворца – никто дверей не охраняет, навстречу не выходит.

Заглянул внутрь – вся царская челядь вдоль стен валяется – кто спит, еле сопит, кто жует, едва губами шевелит. Чувствует солдат – у самого глаза стекленеют и ноги вроде ватные сделались. Встряхнул он тогда головой, на месте попрыгал, размялся, кликнул на всякий случай кота, медведя и сокола, чтоб уснуть ему не давали, – и в царскую опочивальню двинулся. А там бедняга государь на лавке сидит, перед собой глядит.

– Что тут у вас стряслось-случилось? – спрашивает солдат.

Слабеньким голосом отвечает царь:

– Заглянул к нам в давние времена богатый гость иноземный и научил нас нехитрой премудрости: «Лучше идти, чем бежать, стоять, чем идти, сидеть, чем стоять, лежать, чем сидеть». С той самой поры мы все дела позабросили, в домах и на улицах мести перестали, о мытье позабыли, кормиться стали чем попало… А однажды колдун-чародей мимо проходил. Увидал такое безобразие – и наложил на нас колдовскую печать: стали мы все словно пустые изнутри, а снаружи прозрачные, чтоб пустоту лучше видать было.

– А не сказал ли колдун, чем заклятье снять?

– Да вроде и снять его – хитрость невелика, – вздыхает царь. – Всего-то и нужно – лентяев моих остекленелых развеселить-распотешить, чтоб они за дела свои принялись с прежним усердием и премудрость лентяйскую позабыли. Да только некому…

– Как так некому? – возмутился солдат. – Да у меня такие весельчаки имеются, что и мёртвого плясать заставят.

Как принялись они вчетвером вместе с котом, медведем и соколом петь, плясать да играть, как встрепенулось всё зачарованное царство – часу не прошло, как все до одного при деле оказались: кто косит, кто носит, кто прядёт, кто метёт – и всё-то с весельем, всё-то с песнею!

А в самый аккурат перед полуночью кончилось чародейское наказание: и люди, и живность, и дома – всё расцветилось, жизнью налилось. И все-все до самого утра при огнях да при кострах улицы чистили и мусор жгли, а после того избавленье своё праздновали.

Отплясали-отгуляли, а под утро солдат и говорит:

– Ну что ж, в лесу и на море порядок навели, царство остекленелое расколдовали. Не пора ли и в своём краю то же устраивать?

И отправился восвояси.

А там – в сёлах и городах – всё-то по-прежнему: за власть грызутся, промеж собою лаются! И как встарь – богатый бедного гнёт, знатный безродного травит, дурак умного учит… И конца тому безобразию не видать.

Поглядел солдат на всё это, вздохнул и молвит:

– Да, братцы, с людьми будет потруднее, чем со зверьём. Ладно, – говорит, – не бежать же снова в лес. Буду, как могу – в меру сил своих жизнь устраивать.

Сказано – сделано. Поставил солдат дом, завёл хозяйство, женился, народил с женою детей. И воспитывал их так, чтоб не выросли они ни волками злобными, ни козлами ненасытными, ни верзилами горделивыми, ни лодырями бесполезными.

А что из этого вышло – мы про то не ведаем.

arrow prev

arrow

«Трибуна» продолжает знакомить читателей с интересными мифами коми народа, которые публикуются в группе «Врата Биармии» в соцсети «ВКонтакте». Тексты базируются на научных публикациях, но авторы странички, не меняя суть истории, предпочитают излагать ее в собственной интерпретации.

Сказка как мужик медведя обманул

Фрейд отдыхает…

Казалось бы, что может быть прозаичнее гороха? В нем нет ничего волшебного. Чаще всего мы покупаем консервированный горошек в банках и знаем его как обязательный компонент рецепта салата оливье. Но горох не так прост.
Согласно древним преданиям одним из сыновей Ена (верховное божество, представитель светлой половины жизни – Ред.) был медведь, Ош. Он жил вместе со своим отцом на небе, в Верхнем мире. Но однажды Ош посмотрел на Землю и увидел там женщину, уронившую половинку горошины. Медведь быстро спустился с неба и съел ее (половинку горошины, естественно, а не женщину). Этот поступок рассердил отца. Ен оставил своего сына Оша на Земле, чтобы он вечно бродил по тайге. Но откуда же такая суровость?
Для нас стручок гороха – это просто стручок. Даже Зигмунд Фрейд постеснялся бы сравнивать эту штучку, тем более сморщенную, с детородным органом. А вот древние коми всерьез считали стручок фаллическим символом. И рассуждали примерно так: в стручке много семян, и горох быстро растет. Значит, горох олицетворяет плодородие. И является магическим средством для зачатия.
У коми есть сказка о том, как старик со старухой съедают суп из найденной чудесной горошины, после чего у них рождается сын. Есть и другая сказка о женщине, съевшей три горошины и родившей трех богатырей. А есть и общий для многих народов Европы сюжет, согласно которому сироты – мальчик и девочка – находят горошину, она прорастает, и по ее стеблю дети забираются на небо (у других народов вместо гороха могут быть волшебные бобы). В небесной избушке дети находят волшебные жернова, которые навсегда обеспечивают владельца пищей.
Как видим, горох из-за своего длинного вьющегося стебля связан с путешествием на небо и с похищением вещи, которая принадлежит богам. Поэтому Ен так сурово наказал своего сына Оша.

Ехал мужик на телеге

Раньше в коми селах и деревнях строго воспрещалось выливать нечистоты на дорогу. Даже сейчас порицают тех, кто так делает. Чтобы избавиться от нечистот, копали за домом яму, куда и сливали все это.
Объясняется запрет с помощью такой притчи. Ехал однажды мужик на телеге. Обгоняет он женщину, предлагает ее подвезти. Смотрит на попутчицу и удивляется – вроде и на лицо красивая, а вся одежда у нее грязная. Увидела она взгляд мужичка и говорит ему: «Это все то, что вы на дорогу льете, вся грязь да помои на мне». Догадался тогда мужик, что перед ним – сама Богородица. Сошла попутчица и пошла своим путем дальше, обернулся на нее мужичок, а она и исчезла уже. Поехал мужик домой рассказал о случившемся. С того времени решили люди не лить грязную воду на дорогу – Божья Матерь по ней ходит, землю обходит.
В этой истории образ Богоматери, вероятно, заместил некое языческое божество. Возможно, богиню плодородия Плзничу, имевшую признаки богини-матери.

«Я тебе рога обломаю!»

После свадьбы на первых совместных хозяйственных работах молодой муж подвергал жену порке вицей. Это часто делалось символически и должно было лишить молодую жену ее «девичьей воли». Церемония называлась Ныв сюрчегм – «обламывание девичьего рога». Но при чем тут рог?
Напомним, рогатой была Плзнича – дух ржаного поля, богиня плодородия. Но можно также обратиться к женским головным уборам коми. Замужние женщины, как правило, носили высокий головной убор, который часто украшался растительным орнаментом. В некоторых случаях это были ветви дерева, напоминавшие оленьи рога. Некоторые головные уборы напоминали славянские рогатые кики, которые также надевали только после свадьбы.
Возможно, Ныв сюрчегм – это воспоминание о древних обрядах инициации, перехода из одного состояния в другое, когда молодая женщина должна была символически сбросить старые рога и отрастить другие.
Рога тут, наверное, упоминаются неспроста. Многочисленные рогатые богини, которым пытались уподобиться дамы, были и у древних египтян, и у древних кельтов. Ну и у древних коми – чего ж им не быть?

Собачий пай

Есть много историй о разделении Неба и Земли. Сделал это, разумеется, Ен, а вот причины указываются разные. В одном из вариантов он защищал Верхний мир от проникновения своего брата Омля, в другом – оскорбился поступком женщины, имеющей слабые представления о гигиене. В последнем важную роль в спасении людей играет собака. Эту историю рассказала одному из читателей группы «Врата Биармии» его бабушка.
«Сейчас иногда встречается пшеница, рожь и ячмень с двумя колосками на одном стебле. Это остатки прежнего хлеба. Раньше весь хлеб был в два-три колоса, и колос был от самой земли. Народ жил в изобилии. Но однажды случилось вот что: у одной женщины ребенок обделался, и, не найдя ничего под рукою, она подтерла ребенка куском хлеба, да еще и прилепила этот кусок к небу – оно тогда низкое было. Разгневался великий Ен. Стал он обрывать колосья, лущить их от земли до самого конца колоса.
Испугался народ, не смеет подойти к Ену. Тогда выбежала вперед собака с высунутым языком и взмолилась: «Да, люди виноваты. Но как быть мне?! Ведь я живу за счет них, они меня кормят. Без них и я умру от голода, а я-то в случившемся не виновата. Это несправедливо!»
Задумался справедливый Ен и сказал людям: «Вы виноваты и заслуживаете наказания. Но благодаря собаке я прощаю вам этот поступок.Отныне на хлебе будет лишь один колос, и длиной он будет с собачий язык. Знайте и помните, что отныне вы едите собачий пай».
Еще больше интересных историй вы найдете здесь: https://vk.com/gatesofbjarma.

  • Сказка как лиса бычка обидела
  • Сказка как баба яга замуж выходила
  • Сказка искусный ковровщик как относятся к нему люди создавшие эту сказку
  • Сказка илья муромец и святогор читать
  • Сказка илья муромец и соловей разбойник читать полностью