Зима в наших лесах — время суровое и негостеприимное. Низкие температуры и малое количество пищи приводят к тому, что многие лесные обитатели не доживают до весны. Вы знаете, например, как к зиме готовится маленький зверек очень активен и потому особенно нуждается в большом количестве питательных веществ.
В отличие от прочих обитателей леса белки в спячку не впадают. Но это совсем не значит, что они не готовят себе теплое и надежное укрытие от зимних холодов. Как правило, в роли такового выступает дупло или расщелина в дереве.
Зверек выстилает его мхом и собственной шерстью, создавая толстую подушку. Но как к зиме готовится белка по части продовольствия? Ведь доставать корм из-под снега она не сможет.
Именно поэтому белка и делает впечатляющие запасы. Она в больших количествах прячет орехи, желуди и семена злаковых растений, «фасуя» их по дуплам и укромным развилкам деревьев.
Особенно ценят белки кедровые орехи, так как при небольшом объеме они отличаются высокой пищевой ценностью. Так как белка готовится к зиме очень тщательно, за ее припасами порой идет настоящая охота, так что она вынуждена хорошенько маскировать свои тайники.
Необходимо отметить, что свои припасы этот зверек прячет настолько хорошо, что порой сам не может их отыскать. Так в лесу появляются новые дубы и ели: семена из забытых припасов прорастают, давая жизнь новому поколению деревьев.
Помните иллюстрации к детским сказкам, в которых нарисовано беличье дупло, а вокруг него развешены высушенные грибы? Так вот, белки и в самом деле так делают. Съедобные грибы они просто накалывают на подходящие сучки, а после сушки прячут их в тех же тайниках. Как правило, запасы белки на зиму включают в себя много этого ценного продукта. Сухие грибы не только питательны, но и занимают мало места.
Как мы уже говорили, убежищем на случай сильных холодов служит дупло. Но не следует думать, будто белка ограничивается лишь тем, что настилает на его дно шерсть и мох. Работа ее перед наступлением холодов тяжела: животное полностью проконопачивает все щели, по всему лесу ищет подходящие клочки шерсти и пуха. Если морозы особенно сильны, то она даже не выходит из убежища, проводя все свое время в теплом и надежном дупле.
Но как к зиме готовится белка, кроме собирания припасов? Важной частью этого процесса является линька: она скидывает свою яркую летнюю шубу, меняя ее на более подходящий серый «камуфляж», который намного лучше маскирует зверька на фоне Это очень важно: так как «мелочь» вроде мышей и хомяков остается глубоко под снегом, совы, хори, куницы и прочие хищники переключаются на белок.
Не в последнюю очередь именно зимой резко сокращается число слишком молодых и слишком старых животных, ослабивших свое внимание и попавших в когти хищников.
Нужно сказать, что выживанию этих милых существ в суровое зимнее время сильно помогает человек, устанавливая в лесу кормушки. Если случается неурожай, то такая подкормка — единственный шанс белки на выживание, так как в противном случае ей просто не хватит припасов.
Вот вы и узнали, как к зиме готовится белка: процесс этот довольно непрост, и животному приходится много работать.
Как животные готовятся к зиме. Часть 2.
Как животные готовятся к зиме. Часть 2
: белка, барсук, бобры, лиса, волк, мышка. Речевые упражнения и пальчиковый театр о том, как животные готовятся к зиме.
Рассказы в картинках по теме «Как животные готовятся к зиме»
Сегодня мы продолжаем тему о том, как животные готовятся к зиме. мы с Вами обсуждали:
- Опыты для детей
«Почему заяц летом серый, а зимой белый?», «Какая шуба теплее?» - Как заяц
готовится к зиме? - Как медведь
готовится к зиме? - Как ежик
готовится к зиме? - Презентацию
для рассматривания картинок с детьми. - Стихи, рассказы, задания
для детей.
- Как белка
готовится к зиме? - Как бобр
готовится к зиме? - Как барсук
готовится к зиме? - Как мышка
готовится к зиме? - Как лиса и волк
готовятся к зиме? - 4 речевые упражнения
для детей. - Игры — драматизации.
- Как легко и быстро сделать пальчиковый театр
для инсценировок лесных разговоров и диалогов? - Стихи, картинки, рассказы
для детей о животных
Желаю интересного путешествия в мир животных и новых открытий!
Белка
Как готовит себе корм на зиму белка, знают почти все дети, ведь во всех мультфильмах показано, как она развешивает на ветках деревьев грибы, сушит их на пнях. А еще она собирает орехи, желуди, шишки. Куда же белочка их прячет? Под пни, под корни деревьев, в дупла, в мох.
К зиме белки готовят и свои дома. Дом у белок называется «дупло». Но если дупла нет, то белка строит себе гнездо. Это шар из веточек и кусочков коры с одним входом. Внутри гнезда белочка кладет мох, птичьи перья, чтобы было теплее. Она затыкает мхом и травой щели. Гнездо белка строит очень высоко на дереве, чтобы никто в него не забрался.
Зимняя шубка у белки серебристая, похожая на снег. А летом – рыжая. Как провести простой и интересный для малышей опыт, показывающий ребенку, зачем белка меняет рыжую шубку на серебристую Вы уже читали в первой части нашего разговора об осени. Малышу понравилось угадывать?
Белкина сушильня. В. Бианки
Белка отвела под кладовую одно из своих круглых гнезд на деревьях. Там у нее сложены лесные орешки и шишки.
Кроме того, белка собрала грибы — маслята и березовики. Их она насадила на обломанные сучочки сосен и сушит впрок. Зимой она будет бродить по ветвям и подкрепляться сушеными грибами.
Г. Скребицкий
Вот вы идёте поздней осенью по лесу среди голых, облетевших деревьев. Смотрите, на ветках одного из них что-то темнеет; кажется, засохшие листья. Нет, это не листья, а высохшие грибы. Кто же занёс их на дерево? Это работа хлопотуньи белки. В конце лета и осенью она собирает грибы — готовит себе пищу на зиму.
За осень грибы на сучьях провянут и засохнут, да так и останутся там висеть до тех пор, пока в один из зимних дней белка их не разыщет и не съест. Помимо грибов белка заготовляет себе на зиму и другую еду. Она рассовывает по дуплам, по древесным щёлкам орехи и жёлуди. Всё это ей пригодится в зимнюю бескормицу. К зиме белки не только запасают еду: они заботятся об утеплении своих жилищ. С наступлением осени хлопотливые зверьки затыкают увядшей травой и мхом щели в гнёздах. Каждую дырочку заткнут. Ну, теперь всё готово, можно и зиму встречать.
Запасают к зиме еду белки, бурундуки, хомяки и многие другие животные.
Бобр
Бобры.А. Л. Барто
Хожу я с самого утра, Расспрашиваю всех: — Какая шерстка у бобра? Какой, скажите, мех?
А это правда, что бобры Возводят крепости-бугры И прячут там бобрят?
А верно говорят, Что там лежат у них ковры Из трав душистых и коры?
Спросил я маму про бобра, Но на работу ей пора.
Я вижу дворника вдали, Он подметает двор.
Вы мне сказать бы не могли: А где живет бобер? — А дворник мне: — Не стой в пыли, Отложим разговор.
Не отрываясь от игры, Играя в домино, Сосед смеется: — Где бобры?! Их не встречал давно.
Скажите, будьте так добры, Скажите, где живут бобры?
Задание для детей:
А ты знаешь, где живут бобры? Как бы ты ответил этому мальчику на его вопросы?
Бобр – удивительное животное! Его называют даже «Королем грызунов»! У бобра хвост лопаточкой, острые зубы. Своими зубами бобр может даже перегрызть дерево! Бобры умеют плавать, а шубка у них особая – она не промокает в воде! Бобры заботятся о своей шубке и тщательно за ним ухаживают. Они расчесывают его передними лапками, зубами и коготочками задних лапок. А вот спинку расчесывать им помогают другие бобры, ведь до спины самому не дотянуться! Как и тебе, наверное, спинку помогает натереть мочалкой мама, когда ты моешься!
Дом бобра называется «хаткой». Бобры строят дом из веток и сучьев. Дом бобров очень прочный, ведь все веточки он скрепляют глиной, илом. В хатку можно зайти только под водой.
Бобры живут семьями. Осенью у них много дел – надо подготовить к зиме плотину, отремонтировать ее, заготовить много веток и сложить их около своего домика – «хатки». Это их «еда» на зиму. «Еду» они хранят под водой около своего дома. А еды зимой им понадобится очень много! Ведь бобры зимой не спят, и им нужно есть! Зимой бобры плавают под водой и едят корни водных растений и свои осенние заготовки корма – припасенные ветки.
Барсук
Под березой на горе… Тимофей Белозеров
Под берёзой на горе Спит барсук в своей норе. А нора у барсука Глубока-преглубока.
Барсуку тепло и сухо, Целый день ласкают ухо Шум берёзовых ветвей Да сопение детей:
На подстилке крепко спят Мальчики с усами И от сытости сопят Влажными носами…
Скрипнет ветка или сук – Приоткроет глаз барсук. Чутким ухом поведёт, Усмехнётся и уснёт:
Ведь нора у барсука Глубока…
Барсук тоже готовит свой дом к зиме. Дом барсука – нора. Осенью барсук ремонтирует дом, приносит сухую траву, мох, листья и готовит себе на зиму теплую и мягкую постель. Как у нас на кровати есть матрац и подушка, чтобы было мягко и удобно спать, так и барсук хочет сделать свою постель мягкой и удобной.
А еще барсук запасает себе еду на зиму, сушит ее и прячет в нору. Запасает он желуди, семена, корни растений.
К зиме барсук засыпает в своей норке.
Барсуки. И. Соколов-Микитов
Когда-то барсуков много водилось в наших русских лесах. Обычно они селились в глухих местах, возле болот, рек, ручьёв. Для своих нор барсуки выбирали высокие, сухие, песчаные места, которые не заливали вешние воды. Барсуки рыли глубокие норы. Над их норами росли высокие деревья. Из нор было несколько выходов и входов. Барсуки очень опрятные и умные звери. Зимою они, так же как ежи и медведи, впадают в спячку и выходят из нор только весной.
Помню, ещё в детстве отец водил меня смотреть жилые барсучьи норы. Вечером мы прятались за стволами деревьев, и нам удавалось видеть, как выходят на промысел старые коротконогие барсуки, как у самых нор играют и возятся малые барсучата.
В лесу по утрам мне не раз приходилось встречать барсуков. Я смотрел, как осторожно пробирается барсук у стволов деревьев, обнюхивает землю, разыскивая насекомых, мышей, ящериц, червяков и другой мясной и растительный корм. Барсуки не боятся ядовитых змей, ловят их и поедают. Барсуки не уходят далеко от норы. Они пасутся, охотятся вблизи подземного жилища, не надеясь на свои короткие ноги. Барсук по земле ходит тихо, и не всегда удаётся услышать его шаги.
Барсук безобидное и очень полезное животное. К сожалению, в наших лесах барсуков теперь почти не стало. Редко где в глухом лесу сохранились населённые барсучьи норы. Барсук умный лесной зверь. Он никому не причиняет вреда. К неволе барсук привыкает трудно, и в зоопарках днём барсуки обычно спят в своих тёмных конурах.
Очень интересно, найдя норы, следить за жизнью их обитателей.
Я никогда не охотился на миролюбивых барсуков, но иногда находил их лесные жилища. Живых барсуков редко приходилось видеть. Идёшь, бывало, с глухариного тока, встаёт над лесом солнце. Остановишься, чтобы, присев на пенёк, хорошенько послушать и посмотреть. Увидишь барсука, осторожно пробирающегося у стволов деревьев и обнюхивающего каждую пядь земли. Лапы барсука похожи на маленькие крепкие лопаты. В случае опасности барсук может быстро зарыться в землю. Когда барсуки роют свои норы, они выгребают землю передними ногами, задними — выталкивают её наружу. Быстро, как машины, роют они норы.
Если вам придётся найти в лесу живые барсучьи норы — не трогайте их, не разоряйте и не убивайте полезных и добродушных зверей. Барсук стал в наших лесах очень редким животным. Совсем уничтожить этого зверя нетрудно.
Мышка
Мышка подготовила свою кладовую на зиму и наполнила ее зерном. Иногда мышки делают свою кладовую прямо на поле и каждую ночь носят в нее зерна. Нора мышки имеет несколько входов, и в ней есть «спальня» и несколько «кладовых». Зимой мышка спит только в холодную погоду, а в остальные дни ей надо есть, поэтому и запасает она еды так много! Вот как пишет об этом Виталий Бианки:
Готовятся к зиме. В. Бианки.
Мороз не велик, а зевать не велит: как грянет — разом землю и воду скует льдом. Где тогда еды себе достанешь? Куда спрячешься? В лесу каждый готовится к зиме по-своему.
Кому положено, улетел от голода и холода на крыльях. Кто остался, торопится набить свои кладовые, заготовляет запасы пищи впрок. Особенно усердно таскают ее короткохвостые мышки-полевки. Многие из них вырыли себе зимние норы прямо в стогах и под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно. К норе ведут пять или шесть дорожек, каждая дорожка — в свой вход. Под землей — спальня и несколько кладовых.
Зимой полевки собираются спать только в самые сильные морозы. Поэтому они делают большие запасы хлеба. В некоторых норах собрано уже по четыре-пять килограммов отборного зерна. Маленькие грызуны обворовывают хлебные поля. Надо оберегать от них урожай.
Лиса и волк
Лиса к осени уже вырастила своих лисяток., поэтому она не сидит в норе. Но если опасность угрожает, то лиса бежит в свой дом и прячется. Нора у лисы на опушке леса на холме, чтобы лиса могла видеть лес со всех сторон. Лиса очень умная, она никогда не бежит сразу к норе, сначала делает петлю, чтобы запутать свои следы, а потом уже прячется в норе.
Лиса – хищник, она зимой не спит и запасов на зиму не делает, как и волк.
Но вот шубку к зиме и лиса, и волк готовят. Шерсть у них, как и у всех зверей, отрастает и становится очень теплой и пушистой, чтобы зимой не было холодно.
Как ещё проходит подготовка к зиме
Задолго до того, как наступят холода, зверёк обязательно тщательно утепляет свой дом.
Все щели закрываются при помощи мха, клоков шерсти или сухой травы. Если стоит лютый мороз, то белка не будет вылезать из своего убежища. Она предпочитает немного поспать, свернувшись в калачик. Зверёк чувствует себя в полной безопасности в дупле.
Перед наступлением холодов происходит линька
. Рыжая шубка меняется на серую. В зимнее время шерсть белки более густая, чем летом. Это отлично помогает пережить холода. Стоит отметить тот факт, что
серая шуба не так сильно заметна
, что отлично помогает белке прятаться от хищников. Она может легко сливаться с деревом.
Речевые упражнения по теме «Как животные готовятся к зиме?». Играем со словами
Игра «Где чей дом?». Угадай, как продолжить
- В берлоге живет…
- В норе может жить…
- В хатке живет…
- В дупле живет…
- Под кустиком живет…
Если малыш ошибается, то можно поиграть в такую игру под названием «Помоги малышам найти домик».
Малыши — зверюшки заблудились и потеряли свои домики. Где же их ждут мамы? Куда надо отнести бельчонка? А куда зайчонка? Где ждет малыша мама-медведица? А где ждет бобренка папа-бобр? Куда надо идти барсучонку? А куда ежонку? В игре малыш быстро запомнит, кто где живет. Для игры можно использовать игрушки или картинки.
«Продолжи предложение»
- В зимнем лесу никогда не встретишь…
- В зимнем лесу можно встретить…
- Осенью меняют шубки…
- Осенью еж…
«Назови животных ласково».
- Белка – белочка,
- лиса — … (лисичка),
- медведь – (медведюшко, мишка),
- заяц — … (зайчик, заюшка, заинька),
- еж — … (ежик).
Игра «Построим мост. Самое длинное предложение об осени»
Возьмите фишки. В роли фишек могут выступать любые мелкие предметы: карандаши, шишки, пуговицы, ракушки, камешки, бруски из строительного материала или детали конструктора. Можно вырезать квадраты из плотного цветного картона. Одна фишка — это одно слово. Выкладываете одну фишку и называете одно слово. Например, «еж». Ребенок выкладывает вторую фишку и называет второе слово, присоединяя его к первому: «Бежит». «Еж бежит». Вы выкладываете третью фишку и называете третье слово. Можно называть два слова, если используется предлог: «По лесу. Еж бежит по лесу». Но каждое слово — это одна фишка! Спросите ребенка: «А это какое слово? Это слово «по». А это слово «лесу». Вместе получилось: по лесу». Далее ребенок добавляет свое слово. Например, «Осеннему». Получилось уже такое предложение: «Еж бежит по осеннему лесу» и у Вас выложено 5 фишек. Продолжайте расширять это предложение сколько сможете. Например, Ваш конечный итог может выглядеть так: «Колючий веселый еж бежит по осеннему золотому лесу и несет на спине сухие листочки». Правило — одно слово только один раз используется в предложении, чтобы не получилось «масло масляное»
27.09.2021
Тема недели: «Животный мир: кто как готовится к зиме»
Тема недели: «Животный мир: кто как готовится к зиме» (27.09.-03.10.2021)
Далее Вы найдете методические рекомендации для совместной деятельности с детьми в семье по теме недели.
Примерный план образовательной работы
с детьми 1-3 лет
Тема: «Кто как готовится к зиме».
Программное содержание:
1. Знакомство с доступными явлениями природы. Формирование элементарных представлений об изменениях в природе поздней осенью: похолодало, опали листья.
2. Формирование умения узнавать в игрушках, на картинках домашних и диких животных и называть их
3. Формирование навыков наблюдений за животными, птицами, не беспокоя их и не причиняя им вреда.
4. Формирование умений подражать движениям животных под музыку, под звучащее слово.
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:
— приучать ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться: при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках);
— посетить с ребенком парк, понаблюдать за птицами, белками покормить их;
— чтение сказок, потешек, стихов о животных;
— рассматривать иллюстрации в книгах;
— закреплять название предметов теплой одежды;
— поиграть в подвижные игры «Попрыгай как зайка», «Походи как медвежонок»
Примерный план образовательной работы
с детьми 3-4 лет
Тема: «Кто как готовится к зиме».
Программное содержание:
1. Знакомство с характерными особенностями поздней осени и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.
2. Знакомство с понятиями «дикие» и «домашние» животные.
3. Расширение знаний о диких животных. Знакомство с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью.
4. Учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных.
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:
— понаблюдать за способом перенесения зимних условий насекомыми (обследовать деревья с трещинами дощатый забор, сложенные доски) и др;
— посетить с детьми зоопарк, побеседовать об увиденных животных;
— поиграть в дидактические игры на активизацию словарного запаса (употреблять в речи названий животных и их детенышей в форме единственного и множественного числа);
— привлекать ребенка к выполнению простейших трудовых поручений дома;
— почитать с ребенком дома русские народные сказки о животных, помочь ребенку понять смысл сказки.
Примерный план образовательной работы
с детьми 4-5 лет
Тема: «Кто как готовится к зиме».
Программное содержание:
1. Расширение знаний о поздней осени (разнообразие явлений природы: моросящий дождь, ливень, туман).
2. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения.
3. Расширение представлений о животных, птицах, их приспособлению к жизни в зимних условиях (прячутся, гибнут насекомые, птицы улетают на юг, некоторые животные меняют окрас).
4. Формирование элементарных экологических представлений (рассматривать растения, наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда).
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:
— совместно с ребенком сделать кормушку, ежедневно добавлять корм, наблюдать за птицами, прилетающими к кормушке;
— почитать с ребенком дома: («Олененок» Ю. Кушак, «Покормите птиц зимой» А. Яшин, «Скачет шустрая синица…» А. Барто, «В медвежий час» Г. Цыферов, «Первая охота», «Лесной колобок – колючий бок», В. Бианки, «Зимовье зверей», «Лисичка-сестричка и волк», «Сказка про Комара Комаровича», народные сказки о животных, их повадках;
— дидактические игры на использовании в речи прилагательных, глаголов, наречий (описание животных, птиц);
— привлечение ребенка к работам на садовом участке по подготовке к зиме, объяснять, что и для чего делается (перекапывание почвы, укрывание растений и т.п.);
— заготовить корм для птиц на зиму (ягоды рябины, семена и т.д.);
— в беседах уточнять представления ребенка о том, что нужно делать для предупреждения простудных заболеваний в холодный период.
Примерный план образовательной работы
с детьми 5-6 лет
Тема: «Кто как готовится к зиме».
Программное содержание:
1. Закрепление представлений о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.
2. Расширение обобщенных представлений об осени как времени года.
3. Расширение знаний о том, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ежи, черепахи, медведи впадают в спячку, зайцы, белки линяют, некоторые птицы улетают на юг).
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:
— совместно с ребенком составить «памятку» (схему, рисунок) «Как предупредить простудные заболевания»;
— прогуляться в парк, сквер (понаблюдать, сфотографировать), рассказать ребёнку о правилах поведения в природе, покормить птиц, белку;
— почитать с ребенком дома: Н. Сладков «Осенняя елочка», «Почему ноябрь пегий», К. Чолиев «Деревья спят», Г. Скребицкий «Исчезли на зиму», Ю. Кушак «Слетайтесь, пичуги…», Е. Чарушин «Кошка Маруська», «Волк», «Сороки», «Белка с бельчатами», «Лиса с лисятами», «Рысь» и др., помочь ребенку в понимании текста;
— вместе с ребенком засолить капусту и оформить фото-коллаж «Мы капусту солим, солим»;
— наблюдение на садовом участке за тем, как взрослые готовят растения к зиме: укрывают их, перекапывают почву под кустарниками,
— расширять и уточнять представления детей о правилах безопасного и этичного поведения в общественных местах.
Конспект НОД в первой младшей группе «Как животные готовятся к зиме»
Воспитатель Давыдова А.Л.
Задача: продолжить формирование представление о подготовке животных к зиме, их приспособление к сезонным изменениям.
Программное содержание: Создать у детей радостное настроение от совместных игр, побуждать их к активной речи; учить звукоподражанию, закреплять обобщающее понятие «Дикие животные», расширять кругозор детей через ознакомление детей с животными, закреплять умения выполнять действия в коллективе; реагировать на «сигнал», развивать двигательную активность детей, внимание, память, мышление мелкую моторику рук; воспитывать любовь к животным, бережное отношение к обитателям живой природы. Способствовать развитию связной речи.
Оборудование: игрушки зайца, белки, ежа, шишки, листочки.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте детки!
Дети: здравствуйте.
Организационный момент.
Воспитатель: Какое время года к нам приближается?
Дети: зима!
Воспитатель: Правильно, сейчас у нас поздняя осень, и мы готовимся к зиме, правильно?
Дети: да
Воспитатель: А как мы, люди, можем к ней подготовиться?
(ответы детей). Беседа. (Мы покупаем тёплые вещи, приготавливаем на зиму заготовки, утепляем свои дома, затыкаем окна и т. д.).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что звери, живущие в лесах, готовятся к зиме почти также, как и мы! Они тоже делают съедобные запасы, утепляют свои норки, меняют свою летнюю шкурку на зимнюю, а некоторые животные вообще всю зиму проводят в глубоком сне! Сегодня мы постараемся вспомнить с вами как разные животные готовятся к приходу зимы, я приглашаю вас на прогулку в лес навестить наших знакомых и посмотреть, как же они готовятся к зиме.
Основная часть
Воспитатель: мы в листочки превратились и тихонько закружились, покружились, полетели, на пенёчки тихо сели. (дети садятся на свои стульчики)
Воспитатель: Вот мы и оказались в лесу.
А в лесу надо вести себя тихо, не шуметь, а то можно испугать зверей.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это? (под столом, корзинка)
Воспитатель: что в ней лежит?
Дети: грибочки, и шишки.
Воспитатель: отгадайте загадку и узнаете чья она.
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу.
Кто это, ребята?
Дети: Белка (игрушка белочки)
Воспитатель: Правда, белка. А где живет белка?
Дети: Белка живет на дереве, в дупле (хором скажем «дупло»)
Воспитатель: Чем же занята белка осенью? (помогаю детям отвечать, дополняю ответы.)
Воспитатель: Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи и желуди – зимой все пригодится. А еще белочка на зиму меняет свою рыжую шубку на серую. Белка прыгает с ветки на ветку в солнечный денёк, но когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток. Она не боится зимы.
Воспитатель: Ой, а кто это шишками кидается? (белочка). Приглашает нас играть.
П/Игра: «Собери для белочки шишки».
Воспитатель: поиграли, молодцы, а тут кто?
Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится. Кто это?
Дети: Заяц (игрушка зайца белого цвета на белой ткани – «на снегу»)
Воспитатель: А как же он готовится к зиме?
Дети: Меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета — она белая.
Воспитатель: А как вы думаете, зачем заяц меняет цвет?
Дети: Чтобы в снегу не было видно.
Воспитатель: У зайца много врагов. Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Кормится заяц по ночам — так безопаснее — веточками деревьев, корой с их стеблей.
П/ игра «Зайка беленький сидит» (присели на корточки)
И ушами шевелит. (показали руками длинные ушки)
Зайке холодно сидеть, (встают)
Надо лапочки погреть. (гладят ручки)
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать. (прыжки на месте)
Кто-то зайку напугал — зайка — прыг — и убежал! (прыгают к воспитателю)
Воспитатель: а кто у нас возле елочки сидит?
Воспитатель: кто из вас знает, кто еще спит зимой?
Дети: Ёжик.
Воспитатель: — а кто это спрятался под листвой? (игрушка ёжика на блюде с листвой).
Воспитатель: А где он прячется зимой?
Дети: В норке.
Воспитатель: да, он приготовил себе норку под кучей листьев и хвороста. С наступлением заморозков еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.
Скрылась осень быстрым бегом,
Стало холодно в лесу.
А в своей норе под снегом,
Ёж под листьями уснул.
Воспитатель: давайте поможем ёжику собрать листочки, чтобы ему было зимой теплее и мягче спать и ждать весны.
П/игра «Собери для ёжика листочки».
Воспитатель: Каких животных мы встретили сегодня в лесу?
Дети: Зайца, белку, ежика.
Воспитатель: А как мы их на зовем, одним словом?
Дети: Дикие.
Воспитатель: Где они живут?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Пусть звери живут в лесу, а нам ребята пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем наши глазки и покружимся, как листочки.
Листочки, листочки
В деток превратитесь
В детский сад вернитесь!
Воспитатель: вот и вернулись, а помните кто из животных спит зимой?
Дети: ежик.
Воспитатель: Где спит ежик?
Дети: Ежик спит в норке.
Воспитатель: Где живет белочка?
Дети: Белочка живет на дереве в дупле.
Воспитатель: Сегодня все старались. Молодцы! Ребята, белочка, ежик и зайчик говорят вам большое спасибо, за игры с ними, и они вам принесли угощения: яблоки.
2021
Что у зайца на уме? Подготовиться к зиме.
Раздобыть не в магазине Пуховик отменный зимний.
Белой- белой белизны, Чтоб в нём бегать до весны.
Прежний стал холодноват, Да и – сер, и – маловат.©
Вот и начали вспоминать гр. «Солнышко» — кто и как готовится к зиме. Обсуждали, рассуждали, почему и зачем деревья сбрасывают листву, будучи городскими жителями, с интересом узнавали о подготовке к зиме жителей деревни. Ну и как же без животного мира! Рисовали им картины, играли в игры. Очень понравилась сказка В.Бианки «Лесной Колобок- Колючий бок». Дети так воодушевились, что сами приготовили все реквизиты и придумали декорации для мини-спектакля.
На этой неделе у ребят группы Журавлик было там много событий, что на освоение темы «Кто как готовится к зиме» осталось немного времени. Но ребята успели узнать кое-что новое о том, как зимуют животные, почему одни впадают в спячку, а другие нет, куда исчезают насекомые и почему не все птицы улетают в теплые края. Особенно заинтересовали ребят снегири. Почему они не улетают, а прилетают к нам зимой? Ребята познакомились с понятием «кочующие птицы» и сделали коллективную работу «На рябину, посмотри, прилетели снегири» в технике рисования с элементами аппликации.
На прошедшей неделе мы с ребятами гр. «Капитошка» пришли к выводу, что зима — самое тяжёлое время года для животных. Они мёрзнут, даже простужаются, не могут добыть себе пищу из-под снега. А людям в этом плане легче. У них есть теплые дома, одежда, магазины где можно в любое время года купить продукты.
Мы побеседовали на тему «Как же животные готовятся к зиме». Дети в игровой деятельности с удовольствием изображали животных, впадающих в спячку, делающих запасы на зиму, охотящихся хищников. Нарисовали картину о том, что происходит в животном мире с наступлением зимы.
Начали подготовку для изготовления кормушки для птиц. Ведь им тоже зимой голодно. А также делали коллективную работу «Волшебный зимний лес» для украшения коридора детского сада. В общем, неделя прошла творчески насыщенной.
С ребятами группы Вишенка провели беседу по картинам, вспомнили как зимуют домашние и дикие животные.
Выполнили аппликацию Коврик для котика.
Рисовали зайчика белого и серого.
Ко Дню Матери приготовили подарки для мам, и коллективную поздравительную газету. Порадовали нашу именинницу, спели каравай и поздравили с Днем Рождения.
Неделя в группе «Петушок» была насыщенной и плодотворной. Она посвящена теме «Кто как готовится к зиме». В течение недели педагоги беседовали с детьми о том, как звери готовились к зиме, ребята познакомились с характерными особенностями поздней осени и создавали поделки.
Без внимания мы не оставили праздник «День матери». Совместно с педагогами ребята выучили стихотворение и записали видеообращение, ну и конечно же каждый из ребят сделал поделку для своей мамы.
Также в группе была проведена акция «Мир добра и толерантности», где ребята писали письма и рисовали рисунки своим друзьям, воспитателям и сотрудникам детского сада, а затем опускали их в специальный ящик. Благодаря этому мероприятию дети стали ещё дружнее, а написанные письма друг другу вызвали бурю положительных эмоций!
На недели «Кто как готовится к зиме» ребята группы Росинка беседовали о том , как звери готовятся к зиме.Дети познакомились с характерными особенностями поздней осени и теми изменениями, которые происходят в жизни и деятельности взрослых и детей. Вместе с родителями подгототовили книжки малышки про животных и в группе ребятам рассказывали свои сообщения. Дети научились устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных. Ребята в течении недели рисовали, создавали аппликацию , лепили, заучивали стихи и выразительно их рассказывали. Отгадывали загадки, и придумывали их по схеме самостоятельно. Составляли описательные рассказы о животных.
Также на этой недели ребята подготовили подарки для мам и выучили песню, сделали с любовью поздравительную газету.
Ребята группы «Бусинка» закрепляли название лесных животных которые готовятся зимовать, также беседовали о том что они кушают, какими дарами природы могут запастись на зиму.
Кто впадает в спячку до весны? А кто из зверей всю зиму не спит? Провели беседу о том что нужно подкармливать зимой и птиц, для этого домашним заданием было изготовить совместно с родителями кормушки.
С 22 по 26 ноября в группе «Колобок» прошла тематическая неделя «Кто как готовится к зиме». В начале недели ребята вспомнили и повторили полученные ранее знания о том кто и как готовится к зиме. Самостоятельно пришли к выводу,что готовиться нужно не только животным,но и птицам,кому то из животных необходимо подготовить запасы на зиму, а кому то приготовится к зимней спячке. В течении недели ребята рассматривали картинки по данной теме,загадывали загадки, проводили дидактические игры «Кто потерялся?», «Кому что нужно?», «Кто где живет?», «Исправь ошибку», читали сказки и рассказы о природе и о животных.
На протяжении работы по этой теме выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук: «Ёж», Дикие животные. В конце недели ребята на территории нашего участка развешали кормушки с кормом,которые совместно изготовили с родителями.
Тема:»Кто как готовится к зиме» группа Светлячок
Закрепляем знания о местах обитания,
о способах приспособления к зимнему периоду, об особенностях лесных животных.
Формируем интерес детей к данной проблеме
Развиваем речь детей, используя сложные предложения, наблюдательность, мыслительную
активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения!
2020
Отчего же, белка в спешке Собирает вдруг орешки,
И грибочки собирает, Да к себе в дупло таскает?
Зайчик шубку поменял — Был он серым, белым стал.
И медведь совсем не весел, Уж не бродит он по лесу.
Раз зевнул, другой зевнул, И в берлоге он заснул.
Отчего же птицы вдруг Собрались лететь на юг?
Закурлычут журавли, Клин исчезнет их вдали.
Отчего деревья вдруг Стали голыми вокруг?
Оттого, что к нам зима Незаметно так пришла.
Весь животный мир вполне Подготовился к зиме.
Воспитанники гр.»Солнышко» с интересом узнавали новые подробности из жизни животного мира: белки, как и барсуки, тоже впадают в спячку, но только в сильный мороз, а бобры строят крепкие хатки. На прогулке «укрывали» свою клумбу дополнительным снежным «покрывалом», чтобы весной цветы радовали нас своим видом и ароматом.
Итогом этой недели стало создание книжки- малышки » Кто и как готовится к зиме». Дети сами создавали ее от обложки до заполнения страниц! Книжка поможет детям поведать родителям о том, как идет подготовка к зиме, а если захочется пораскрашивать- она всегда под рукой!
В старшей группе Росинка по теме недели «Как животные готовятся к зиме», ребята с родителями принимали активное участие в создании книжки-малышки. С удовольствием рассказывали интересные рассказы про разных животных( медведя, ежа, лося, зайца…). Потом рассматривали свои книжки с друзьями. А также лепили забавных животных, затем играли в диалог- драматизацию на тему « Как животные готовятся к зиме». Играя закрепили знания о мире природы в интересной и увлекательной форме.С интересом рисовали коллективную работу «Кто, где живет в лесу.»
Много было бесед в группе «Бусинка «и дидактических игр по теме Кто как зимует?.Но ребятам понравилось больше всего Подводный мир . Выполнили рисунки карандашом, аппликацию коллективную.Все были очень довольны своими работами!Тема «Кто как готовится к зиме?» Бусинка. На этой неделе дети изучали, где же зимуют звери. Рассматривали их жилища, норы, где они будут зимовать и чем будут кормить своих маленьких зверят. Дети охотно приносили из дома Энциклопедии про животных и мы рассматривали их всей группой, а потом спрашивали друг у друга кто узнал что то новое для себя про зимовку животных.
На неделе «Кто как к зиме готовится» ребята средней группы «Капитошка» не только узнали об изменениях в жизни зверей поздней осенью, но и сами побывали в их роли, играя в сказки «Три поросенка», «Теремок», «Репка». Дети дружно помогли зайчику сменить серую шубку на белую с помощью кисточки и белой краски.
На прогулке посчастливилось наблюдать за посадкой деревьев, привезенных на грузовике и снятых оттуда краном! Это было зрелище!
Ева помогла воспитателям сделать карточки-задания для новой настольной игры «Цветные шарики».
И физкультура не обошлась без новенького — ребятишки научились перебрасывать мяч друг другу разными способами! Не сразу, но получилось!
За неделю ребята группы «Колобок», Расширили представления об образе жизни диких животных в зимний период, а именно о их подготовке к зиме.
Для того, чтобы сделать тему недели доступной и интересной для ребят, педагоги использовали как традиционные методы: беседы, чтение книг, рассматривание картин, продуктивные виды деятельности, дидактические игры, так и нетрадиционные: презентации, экспериментирование, опытно-исследовательский.
Итогом недели стала выставка рисунков «Кто как готовится к зиме», где дети рисовали самих себя !
Ребята группы Петушок играли в квест-игру «По следам зверей». Дети с удовольствием выполняли задания: определяли чьи следы, кто где живёт, чем питаются. Фантазировали, приходили на помощь героям игры, помогали животным менять шубки на зимние. Для квест-игры ребятами был изготовлен макет «Дикие животные в зимнем лесу».
Как на горке — снег-снег, И под горкой — снег-снег,
И на елке — снег-снег, И под елкой снег-снег.
А под снегом спит медведь. Тише, тише. Не шуметь!
На этой неделе малыши из группы «Теремок» не только разучили стихотворение И. Токмаковой, но и выполнили иллюстрацию к нему в технике аппликации, с использованием ватных дисков для создания эффекта пушистого белого снега. А на снежинках, которые ребята сделали на прошлой неделе для украшения приемной, волшебным образом появились их портреты.
Вот и ещё одна неделя позади… А сколько много интересного она принесла! Ребята группы «Почемучка « следили за изменениями в природе, беседовали о том, как животные готовятся к зиме. На занятии по аппликации посмотрели презентацию о том, как медведь залегает в спячку. Чтобы ему было тепло ребята одели его в густую тёплую шубу.
На этой неделе группа «Журавлик» узнали о том, как звери в лесу зимуют. Читали рассказы и сказки, разгадывали загадки, играли в игры подвижные, музыкальные и «умные». Изготовили новые лабиринты. в которые с удовольствием играем. Смотрели м/ф о жизни животных зимой. Клеили, рисовали, раскрашивали. Мы попробовали сгибать квадратный лист бумаги и у нас получились забавные лисички. А наша детская библиотека пополнилась книжками-малышками о животных, а театр пополнился фигурками для настольных театральных игр. В нашу раздевалку «налетели» птицы-красавицы, которых дети вместе с родителями изготовили дома. И мы не забываем кормить птиц.