Сказка как человек животных приручил человек

муниципальный этап московского областного конкурса педагогических работников воспитать человека, проводимого в рамках педагогического марафона учительство подмосковья воспитание будущего

         Муниципальный
этап Московского областного конкурса педагогических работников «Воспитать
человека», проводимого в рамках педагогического марафона «Учительство
Подмосковья – воспитание будущего поколения»

Номинация:
«Воспитание в образовательных предметах»

Описание
новых форм воспитательных практик

«Урок
по окружающему миру «Мы в ответе за тех, кого приручили»»

Выполнил(а):

учитель
начальных классов

МОУ
«Лицей г.Дедовск»

Крючкова
Наталья Юрьевна

+7(926)319-47-42

nkruchkova@mail.ru

г.
Истра, Московская область

2021
год

«Мы в ответе за тех, кого
приручили»

«Только
живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не
подкрепленные делом…» Эта  уникальная по своей глубине фраза принадлежит педагогу
Антону Семеновичу Макаренко. Он работал в сложное время, когда была разрушена
система дореволюционного воспитания и строилась новая. Опыт А.С. Макаренко
актуален и почти через 100 лет после его смерти.

Эта
цитата вдохновила меня на проведение особенного урока по предмету «Окружающий
мир». Как-то один из моих первоклассников рассказал историю о том, что его
родители приютили бездомного котенка. Малыш оказался очень благодарным
питомцем: тут же привык к лотку, не хулиганил…

Дети
с высоты своего семилетнего возраста рассуждали о людях, которые выбросили того
котенка. Мои малыши жалели бездомных животных. И я подумала, что об этом нужно
с ними поговорить уже в рамках урока.

Юные
сердечки открыты добрым делам… Это благодатная почва, на которой время сеять
то, что спустя годы даст плоды доброты, милосердия, эмпатии…

Скажу
честно, было непросто готовиться к уроку.  Тема братьев наших меньших оказалась
настолько пронзительной, что у меня на глаза то и дело наворачивались слезы,
когда писала сценарий занятия. Дочь заметила это и спросила, почему плачу.
Ответила, что мне горько, когда люди не думают о тех, кто может стать им
настоящим другом…

Этот
разговор оказался полезным: я увидела, как ребенок отреагировал. Струнки в
детской душе он зацепил. Ну что… Вперед!

Когда
прозвенел звонок, попросила учеников не открывать учебники. Сказала, что у нас
сегодня будет урок в новом формате. Их глазки заблестели от любопытства.

Мы
посмотрели вместе видеоролик.  Он не оставил равнодушным никого. В классе
воцарилась тишина. Было сложно сказать слово, так как на глаза наворачивались
слезы. У мальчиков… У девочек…А потом, словно лавина, пронеслось гулом: «Нельзя
бросать животных!».

Спустя
час в мой мессенджер посыпались сообщения от родителей примерного содержания:
«Ребенок попросил зайти в супермаркет, чтобы купить корм. Мы идем гулять и
кормить бездомных кошек и собак». Позже многие родители рассказывали, что дети
попросили отвезти их в приюты для бездомных животных.

Я
надеюсь, что тот урок окружающему миру стал ценным для моих первоклассников.
Многие из них посмотрели на братьев наших меньших иными глазами.

Сценарий урока:»Мы в ответе за тех,
кого приручили»

Актуальность занятия:
Часто дети видят на улицах городов и посёлков брошенных, бродячих животных. В
ряде случаев такие животные представляют угрозу, нападая на людей и других
животных. Нужно чтобы ребёнок и его родители, желая завести в доме животное,
ответственно относились к принятию этого решения. Чтобы кошки и собаки не пополняли
ряды бродячих животных.

Цель:
познакомить детей с проблемой бездомных животных

Задачи:

·       
информировать о проблеме бездомных
животных,

·       
сформировать положительные качества
доброты, любви к окружающему миру.

·       
расширять знания детей о жизни и содержании
домашних животных;

·       
выявить нравственную позицию ребенка в его
отношениях с животными;

·       
вызвать у детей желание участвовать в
разговоре  о причинах увеличения количества бездомных животных (во дворах,
в огороде) и о путях решения данной проблемы;

·       
воспитывать ответственность, сочувствие,
отзывчивость к бездомным животным.

·       
корригировать  умственную
деятельность, долговременную память, развивать связную, монологическую и
диалогическую речь.

Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа:

“Жалобными глазами, глядя на
прохожих, смотрит маленький щенок, надеясь, что он найдет своих хозяев. Ведь не
так давно он жил с людьми, которые его любили, ласкали, кормили, а вот
сейчас… Где они? Почему сгрузили большие коробки в машину, сели в нее и уехали?
А как же я? Меня забыли! – бежал за  машиной щенок и жалобно лаял.

И вот теперь никого нет рядом, кому
он доверял и кому когда-то верил. Старался для своих хозяев быть самым лучшим и
ответственным псом.

Думая о своем печальном
существовании, щенок добрался до какого-то здания. “А вот тот магазин, в
который мы ходили с хозяином за продуктами. Может, они вспомнят про меня, будут
меня искать, и придут к магазину?” – подумал щенок.

На улице осень. Холодно. Постоянно
идут дожди, а маленькому забытому щенку даже негде спрятаться от ветра и дождя.
Брел, брел щенок, смотрел на прохожих, которые торопились по своим делам, но
никто не обращал на него внимания. И с каждым порывом ветра надежда щенка,
найти своих друзей, все слабела. Замерзли лапки, ушки, одолевает голод, а Малыш
все бродет и бродет по улицам города… А может это ваш Щенок???”

Сообщение темы

Как вы думаете, о чём мы будем
говорить на нашем занятии? (о домашних животных, об ответственности людей за
тех, кого они приручили”.

В начале нашей работы нами была
выдвинута гипотеза, которую по окончанию работы мы должны будем подтвердить.

Гипотеза. Если
каждый из нас будет задумываться, что мы в ответе за тех, кого приручаем, то
бездомных животных будет на Земле меньше.

У А.Сент-Экзюпери есть замечательные
слова “Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил…”

3. 
Работа со словарем.

·       
Как вы понимаете эти слова?

·       
Ребята, а как вы думаете, что значит
“приручить”? (Сделать так, чтоб тебя полюбили, не могли без тебя жить, всегда
слушались тебя).

Приручить – сделать ручным,
послушным. Приручиться – стать ручным, привыкнуть к человеку (Словарь
С.И.Ожегова).

·       
Кого можно приручить?

·       
Как это можно сделать?

·       
Каких животных приручают люди? Для чего они
это делают?

На прошлой неделе мы с вами работали  с
вами над темой Такие разные собаки и такие разные кошки.

Какова будет  цель нашего
сегодняшнего занятия??

Дети:(как
выбрать питомца и где взять его, а так же привлечь к проблеме бездомных
животных учащихся и взрослых)

На прошлых занятиях мы делали
поделки, аппликации, рисовали рисунки наших домашних питомцев.

4.
Работа с выставкой
«Наши четвероногие друзья»:

Участвовали в фотовыставке “Наши
четвероногие друзья”

 Стенгазета со своими питомцами.

Изучить литературу по уходу за
домашними животными .Составили памятки по уходу за домашними животными.

Повторение правил работы
в группе.

1.Группа

Почему люди заводят
домашних животных?

В результате работы над газетой мы
выяснили, что у учащихся нашего класса живут собаки, кошки, попугаи, рыбки,
хомяки и даже черепаха.

Завести домашнее животное – это
ответственный шаг. Чаще всего люди заводят домашних животных от одиночества или
непонимания близких. Им хочется любви, тепла, ласки , понимания и они получают
чаще эти чувства от животных.

Еще люди заводят домашних животных,
потому что любят кошек, собак, попугаев, рыбок, хомяков. А еще потому, что
хочется о ком-то заботиться, хочется, чтоб рядом был искренний друг.

2. группа

Как правильно подобрать
домашнее животное?

Чтобы правильно подобрать домашнее
животное необходимо:

·       
Обсудить всей семьёй, какого питомца
хотелось бы иметь каждому члену семьи.

·       
Решить, какое животное может жить в доме;

·       
Кто будет ухаживать за животным;

·       
Куда деть животное в случае длительного
отпуска и отъезда;

·       
Заводя домашнее животное, не стоит
забывать, что за ними нужно ухаживать, что животным тоже нужна любовь и
поддержка, которую они рады отдавать взамен, что это не просто зверюшка, для
развлечения, а полноценный член семьи. И мы в ответе за того, кого приручаем.

3. группа

Каких животных можно
держать дома и для каких животных нужны особые условия.

Дома можно держать кошек и собак,
попугаев или канареек, рыбок, хомяков, морских свинок. Особые условия нужны для
рыбок- им нужен аквариум, чистая вода, для хомячка и морской свинки домик с
ватой, ванночка с водой, для попугаев клетка.

Чаще всего люди заводят кошек. А
самый лучший помощник и друг человека это собака. Она может охранять дом или
своего хозяина.

4 группа.

Почему появляются
бездомные животные?

Какие меры надо
принимать, чтобы было меньше бездомных животных?

·       
И начнем мы со стихотворения.

·       
Однажды я встретил бездомную кошку:

·       
Как Ваши дела?

·       
Ничего, понемножку…

·       
Я слышал, что Вы тяжело заболели…

·       
Болела.

·       
Так значит, лежали в постели?

·       
Лежала на улице много недель

·       
Бездомной, мне некуда ставить постель.

·       
Подумал я: “Странно, что в мире огромном.

·       
Нет места собакам и кошкам бездомным”.

Откуда на улицах
появляются бездомные животные?

Так откуда же берутся бездомные животные
на улицах города? Виной всему человек. Бездомные животные — это выброшенные,
потерявшиеся собаки и кошки, а также те, которые родились на улице. Люди часто
заводя животное не думают о том, какую ответственность на себя берут. Не
справляясь с животными или устав от них люди выгоняют их на улицу.

Каждое выброшенное на улицу животное
– это чьё-то предательство. Надо помнить об этом и не давать в обиду тех, кто
не может защититься сам.

Каждый год с наступлением осени в
пригородных дачных поселках появляются бездомные собаки т кошки. Брошенные.
Многие из них до весны не доживают: одни гибнут от голода, другие – от холода,
третьи под колесами машин и поездов.

Причины, по которым животные
становятся бездомными

·       
Отказ хозяина от своего любимца (нашкодит
любимец, надоест хозяевам)

·       
Хозяева больше не могут прокормить
питомца, т.к. нет денег

·       
Невнимательность хозяев во время прогулок
(животное остается без присмотра, заиграется, убегает и теряется)

·       
Рождение новых бездомных животных прямо на
улице.

Клип “Бездомные животные”.   https://youtu.be/tH69UOzzqh8

5 группа

Как решить проблему
бездомных животных?

Мы считаем, чтобы было меньше
бездомных животных нужно строить для них приюты.

Искать хозяев для бездомных животных
дав объявления.

Выпускать листовки в защиту животных.

Если вы не можете взять его или её к
себе домой то возьмите дома какие либо тряпки желательно тёплые и на стелите в
уголке….

Можно взять немного еды из дома и
покормить животных, только нужно это делать вместо со взрослыми!!!

Итог занятия:

Как оказалось, многие ребята хотят
завести домашних любимцев. Но либо квартирные условия не позволяют, либо
родители беспокоятся, что некому будет ухаживать за ними.

Ведь наличие дома животных – это не
только радость, но и огромная ответственность.

Учитель:

Где взять питомца?

Выбрать питомца определенной породы
тебе помогут в специальных ассоциациях: кинологической или фелинологической .
Там  ты сможешь узнать все необходимое  о той или иной породе. У щенков и
котят, которые берут в таких ассоциациях , есть документы где указана их
родословная. А еще друга можно найти в приюте для бездомных животных. Там
держат собак и кошек, которые по каким –то причинам оказались беспризорными. У
них нет документов, подтверждающих их породистость, но они такие же верные друзья,
как породистые собратья.

Учитель:

Друзья, хочется вам дать добрые
советы:

Друзья, никогда не избавляйтесь от
своих домашних любимцев, поскольку, предав их любовь и доверие, вы можете стать
виновниками их смерти

Будьте внимательны. Всегда проверяйте
поводки и ошейники.

Обязательно прикрепляйте к ошейнику
табличку с данными на любимца и вашими телефонами, чтобы люди могли вам его
вернуть.

 Итак, ребята, давайте подведем
итог нашей работы.

1. Заключительное слово учителя:

Ребята, помните! Человек, предавший
собаку, которая стала для хозяина его тенью, сможет предать и друга, товарища,
не оказать ему помощь в трудной ситуации.

“Доброта — это солнце, которое
согревает душу человека. Всё хорошее в природе — от солнца, а всё лучшее в
жизни — от человека”

Заботьтесь о своих питомцах и
помните: “Мы в ответе за тех, кого приручили.

А я сегодня всех благодарю за теплый,
доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к
работе.

Как кот гулял, где ему вздумается. Киплинг Сказка для детей читать

Слушайте внимательно, милые мои! То, что я расскажу вам, случилось давным-давно, когда человек еще не приручил животных и все они были дикими. Собака была дикая, лошадь была дикая, корова была дикая, овца была дикая, свинья была дикая, и эти дикие животные бродили по сырому дикому лесу. Но самым диким из них был кот. Он гулял один, где ему вздумается, и место для него не имело значения.
Разумеется, и человек тоже был диким, совсем диким. Он даже не пытался усовершенствоваться, пока не встретил женщину, которая ему сказала, что ей вовсе не нравится такая дикая жизнь. Она разыскала хорошую сухую пещеру, где можно было поселиться, чтоб уж не ночевать под открытым небом на куче сырых листьев. Пол пещеры она посыпала чистым песком, устроила очаг и развела на нем огонь. Затем она завесила вход в пещеру сухой конской шкурой хвостом вниз и сказала человеку:
— Вытирай ноги, голубчик, когда входишь. Мы заведем у себя порядок.
В тот день, милые мои, они ели мясо дикой овцы, зажаренное на горячих каменьях и приправленное диким чесноком и диким перцем; дикую утку, фаршированную диким рисом и дикими кореньями; мозговые кости дикого быка; дикие вишни и дикие гранаты. Плотно пообедав, человек лег спать около огня и чувствовал себя счастливым. Женщина еще сидела и расчесывала волосы. Потом она взяла большую плоскую кость от бараньей лопатки и стала ее разглядывать. Подбросив топлива в огонь, она принялась колдовать, и это было первое в мире колдовство.
Все дикие животные вышли из сырого дикого леса и, собравшись в кучку, издали поглядывали на огонь, недоумевая, что это за штука.
Дикая лошадь топнула своим диким копытом и сказала:
— О друзья мои и враги мои! Зачем мужчина и женщина зажгли такой яркий свет в пещере, и не будет ли нам от этого беды?
Дикая собака потянула воздух своим диким носом и, почуяв запах жареной баранины, сказала:
— Пойду-ка я посмотрю. Кажется, там что-то вкусное. Кот, пойдем со мной!
— Нет! — ответил кот. — Я привык гулять один, где мне вздумается, и с тобой не пойду.
— В таком случае нашей дружбе конец, — сказала дикая собака и направилась к пещере.
Не успела она отойти на несколько шагов, как кот подумал:
«Мне ведь все равно, где гулять. Отчего бы мне тоже не пойти посмотреть? А уйду я оттуда, когда мне вздумается».
Он неслышными шагами прокрался вслед за собакой и так притаился, что мог все слышать.
Когда дикая собака добралась до входа в пещеру, то отодвинула мордой сухую конскую шкуру и стала вдыхать чудный запах жареной баранины. Женщина, разглядывавшая баранью лопатку, услышала, как она подошла, и тогда сказала со смехом:
— Ага, вот первый. Что тебе нужно, дикий зверь из дикого леса?
Дикая собака ответила:
— О мой враг и жена моего врага, что это так вкусно пахнет в диком лесу?
Женщина бросила дикой собаке жареную баранью кость и сказала:
— Дикий зверь из дикого леса, возьми и попробуй!
Дикая собака принялась грызть кость, которая оказалась вкуснее всего того, что ей когда-либо приходилось есть. Покончив с костью, она сказала:
— О мой враг и жена моего врага, дай еще!
Женщина ответила:
— Дикий зверь из дикого леса, помогай моему мужу охотиться днем, а ночью стереги пещеру, тогда я буду давать тебе сколько угодно костей.
— А, вот что! — сказал кот, подслушавший весь разговор. — Умная женщина, спору нет, но я еще умнее.
Дикая собака вползла в пещеру, положила голову на колени женщине и сказала:
— О мой друг и жена моего друга, я обещаю днем помогать твоему мужу на охоте, а ночью стеречь пещеру.
«Ну и глупая же собака!» — сказал про себя кот, услышав такие речи.
Он ушел обратно в сырой дикий лес, помахивая своим диким хвостом и гуляя по диким тропинкам, но никому ничего не сказал.
Проснувшись, мужчина спросил:
— Что здесь нужно дикой собаке?
Женщина ответила:
— Теперь это уже не дикая собака, а наш лучший друг. Она будет нашим другом всегда, всегда, всегда. Возьми ее с собою, когда пойдешь на охоту.
На следующий день женщина нарезала несколько охапок свежей душистой травы с пойменного луга и высушила ее у огня, так что она благоухала как недавно скошенное сено. Потом она села у входа в пещеру, нарезала ремней из конской шкуры и сплела недоуздок. Все время она смотрела на баранью лопатку и колдовала. Это было второе в мире колдо- вство.
А в диком лесу все дикие звери недоумевали, что случилось с дикой собакой. Наконец дикая лошадь топнула ногой и сказала:
— Пойду посмотрю, отчего не возвращается дикая собака. Кот, пойдем со мной!
— Нет, — ответил кот. — Я гуляю один, где мне вздумается, и хожу, куда сам захочу. Не пойду я с тобой.
Тем не менее он тихонько прокрался за дикой лошадью и так притаился, чтобы не проронить ни слова.
Когда женщина услыхала топот дикой лошади, которая зацепилась своей длинной гривой, то засмеялась и сказала:
— Вот и второй. Дикий зверь из дикого леса, что тебе нужно?
Дикая лошадь сказала:
— О мой враг и жена моего врага, где дикая собака?
Женщина опять засмеялась и, взглянув на баранью лопатку, сказала:
— Дикий зверь из дикого леса, ты сюда пришел не ради дикой собаки, а ради этой сочной травы.
Дикая лошадь, спотыкаясь и цепляясь своей длинной гривой, призналась:
— Правда твоя. Дай мне травы.
Женщина сказала:
— Дикий зверь из дикого леса, нагни свою дикую голову и надень то, что я тебе приготовила. Тогда ты будешь получать чудную траву три раза в день.
— А! — сказал кот, подслушавший весь разговор. — Умная женщина, спору нет, а я все-таки умнее.
Дикая лошадь нагнула свою дикую голову, и женщина надела на нее плетеный недоуздок. Тяжело переводя дух, дикая лошадь сказала:
— О моя госпожа и жена моего господина! Я буду тебе служить ради этой чудной травы.
— Ага, вот что! — сказал кот, подслушавший весь разговор. — Ну и глупа же лошадь.
Он вернулся назад в сырой дикий лес, помахивая своим диким хвостом и гуляя по диким тропинкам, но никому ничего не сказал.
Когда мужчина и собака пришли с охоты, то мужчина спросил:
— Что здесь нужно дикой лошади?
Женщина ответила:
— Теперь это уж не дикая лошадь, а наш первый слуга. Она будет перевозить нас с места на место всегда, всегда, всегда! Поезжай на ней верхом, когда отправишься на охоту.
На другой день и дикая корова, задрав вверх свою дикую голову, чтобы не зацепиться своими дикими рогами за дикие деревья, пошла к пещере. За нею отправился кот и спрятался, как и в оба предыдущих раза. Все случилось так, как и раньше. Дикая корова обещала женщине отдавать свое молоко в обмен на чудную траву, а кот вернулся в сырой дикий лес, помахивая своим диким хвостом и гуляя по диким тропинкам, как бывало и прежде, но никому ничего не сказал. Когда человек, лошадь и собака возвратились домой с охоты и предложили обычные вопросы, то женщина ответила:
— Теперь это уже не дикая корова, а наша кормилица. Она будет давать нам теплое белое молоко всегда, всегда, всегда! И пока ты будешь ходить на охоту с первым другом и первым слугой, я буду заботиться о ней.
На другой день кот притаился и высматривал, не пройдет ли еще кто-нибудь из диких зверей к пещере, но никто не вышел из сырого дикого леса, и кот один прогуливался в этой стороне. Он увидел, как женщина подоила корову, видел, как горел огонек внутри пещеры, и чуял запах теплого белого молока. Приблизившись, он спросил:
— О мой враг и жена моего врага! Куда девалась дикая корова?
Женщина засмеялась и сказала:
— Дикий зверь из дикого леса, ступай назад, откуда пришел. Я уже заплела волосы и спрятала волшебную баранью лопатку. Нам в пещере больше не нужно ни друзей, ни слуг.
Кот ответил:
— Я не друг и не слуга. Я кот, который гуляет один, где ему вздумается. Теперь мне вздумалось прийти к вам в пещеру.
Женщина сказала:
— Отчего же ты не пришел в первый вечер с первым другом?
Кот очень рассердился и спросил:
— Разве дикая собака уже что-нибудь наговорила тебе про меня?
Женщина засмеялась и ответила:
— Ты гуляешь один, где тебе вздумается, и место для тебя не имеет значения. Ты нам не друг и не слуга, как ты сам сказал. Ну и ступай, гуляй, где знаешь.
Кот прикинулся огорченным и сказал:
— Неужели я никогда не войду в пещеру? Неужели я никогда не буду греться у огня? Неужели я никогда не буду пить теплого белого молока? Ты очень умная и очень красивая женщина. Ты не должна быть жестокой даже к коту.
Женщина сказала:
— Я знала, что я умна, но не знала, что я красива. Давай заключим договор. Если я когда-нибудь хоть раз тебя похвалю, то ты можешь войти в пещеру.
— А если два раза? — спросил кот.
— Вряд ли это случится, — ответила женщина.
— Но если я два раза тебя похвалю, то ты можешь греться в пещере.
— А если похвалишь три раза? — спросил кот.
— Вряд ли это случится, — ответила женщина. — Но если я три раза тебя похвалю, то ты можешь три раза в день пить теплое белое молоко всегда, всегда, всегда!
Кот выгнул спину и сказал:
— Пусть же шкура, завешивающая вход в пещеру, и очаг в глубине пещеры, и крынки молока на очаге будут свидетелями того, что сказала жена моего врага.
Он ушел обратно в сырой дикий лес, помахивая своим диким хвостом и гуляя по диким тропинкам.
Вечером, когда мужчина, лошадь и собака вернулись с охоты, женщина не рассказала им о своем договоре, так как опасалась, что они его не одобрят.
Кот до тех пор гулял в сыром диком лесу, пока женщина совершенно не забыла про него. Только маленькая летучая мышь, свешивавшаяся головою вниз с потолка пещеры, знала, где скрывается кот. Каждый вечер летучая мышь летала к нему и рассказывала все новости. Однажды летучая мышь сообщила:
— В пещере появился маленький ребенок. Он совсем новенький, розовый, пухленький. И женщина его очень любит.
— Ага! — сказал кот, навострив уши. — А что любит ребенок?
— Он любит все мягкое, пушистое, — ответила летучая мышь. — Он любит, засыпая, держать в ручонках что-нибудь теплое. Он любит, чтоб с ним играли.
— Ага! — сказал кот, навострив уши. — Теперь наступило мое время.
Вечером кот прошел через сырой дикий лес и спрятался около пещеры. На рассвете мужчина с собакой и лошадью отправился на охоту. Женщина была занята стряпней, а ребенок все время кричал и отрывал ее от дела. Женщина попробовала вынести его из пещеры. Она положила его на земле и, чтобы занять его, дала ему горсть камешков. Однако ребенок не унимался.
Тогда кот вышел из засады и стал гладить ребенка по щеке своей бархатной лапкой. Кот терся об его пухлые ножки и щекотал ему шейку хвостом. Ребенок засмеялся. Женщина услышала его смех и улыбнулась. Маленькая летучая мышь, прицепившаяся у входа в пещеру, сказала:
— О моя хозяйка, жена моего хозяина и мать сына моего хозяина! Дикий зверь из дикого леса прекрасно играет с твоим ребенком.
— Спасибо этому дикому зверю, кто бы он ни был, — ответила женщина, не отрываясь от работы. — Я сегодня очень занята, и он мне оказал большую услугу.
В ту же минуту, в ту же секунду, милые мои, хлоп! — конская шкура, повешенная хвостом вниз у входа в пещеру, с шумом упала, так как она была свидетельницей договора между женщиной и котом. Пока женщина поднимала ее, кот успел прошмыгнуть в пещеру.
— Вот и я, враг мой, жена моего врага и мать моего врага! — сказал кот. — Ты меня похвалила, и теперь я могу сидеть в пещере всегда, всегда, всегда! А все же я кот, который гуляет, где ему вздумается.
Женщина очень рассердилась, крепко стиснула губы, взяла свою прялку и села прясть. А ребенок плакал, потому что кот ушел. Мать никак не могла его успокоить. Он барахтался, дрыгал ножками и весь посинел от крика.
— О мой враг, жена моего врага и мать моего врага! — сказал кот. — Возьми пасму своей пряжи, привяжи ее к веретену и потащи по полу. Я покажу тебе колдовство, от которого твой ребенок засмеется так же громко, как теперь плачет.
— Я это сделаю потому, что уж не знаю, как унять ребенка, — сказала женщина, — но тебя-то я, конечно, не поблагодарю.
Она привязала нитку к маленькому глиняному веретену и потащила его по полу, а кот бежал за ним, подбрасывая его лапками, кувыркался, заки- дывал его на спину, ложился на него, делал вид, что потерял его, и потом опять ловил его, пока ребенок не стал хохотать так же громко, как прежде плакал. Он пополз за котом и катался с ним по пещере, а когда устал, то задремал, обхватив кота ручонками.
— Теперь, — сказал кот, — я спою ребенку песенку, чтоб он спал часок-другой.
И он стал мурлыкать тихо и громко, громко и тихо, пока ребенок не уснул крепким сном. Женщина, улыбаясь, смотрела на них обоих и наконец сказала:
— Вот так прелесть. Да ты молодец, кот!
В ту же минуту, в ту же секунду, милые мои, пуфф! — дым от очага стал клубиться по пещере, так как он был свидетелем договора между женщиной и котом. Когда дым рассеялся, то оказалось, что кот с удобством расположился у огня.
— Вот и я, враг мой, жена моего врага и мать моего врага! Ты во второй раз похвалила меня. Теперь я могу греться у огня в пещере всегда, всегда, всегда! А все-таки я кот, который гуляет, где ему вздумается.
Женщина очень-очень рассердилась, распустила волосы, подбросила топлива в огонь, достала широкую кость от бараньей лопатки и стала кол- довать, чтобы как-нибудь не похвалить кота в третий раз. Это было колдовство без пения, милые мои, молчаливое колдовство. Мало-помалу в пещере наступила такая тишина, что маленькая мышка решилась выползти из своей норки в углу и пробежать по полу.
— О мой враг, жена моего врага и мать моего врага! Неужели ты своим колдовством вызвала эту мышку? — спросил кот.
— Конечно нет. Ай-ай-ай! — воскликнула женщина, роняя кость и поспешно заплетая косы, чтобы мышь как-нибудь не взбежала по ним.
— А что, если я съем мышь? — сказал кот, внимательно наблюдавший за нею. — Мне от этого не будет вреда?
— Нет, — ответила женщина, заплетая косу. — Ешь скорее. Я тебе буду очень благодарна.
Кот одним прыжком поймал мышь, и женщина сказала:
— Тысячу раз благодарю тебя. Даже наш первый друг не так проворен, чтобы ловить мышей. Вероятно, ты очень умен.
В ту же минуту, в ту же секунду, милые мои, трах! — крынка молока, стоявшая на очаге, раскололась пополам, так как она была свидетельницей договора между женщиной и котом. Когда женщина вскочила со скамейки, на которой сидела, кот уже лакал теплое белое молоко, оставшееся в одном из черепков.
— Вот и я, враг мой, жена моего врага и мать моего врага! — сказал кот. — Ты три раза похвалила меня. Теперь я могу три раза в день пить теплое белое молоко всегда, всегда, всегда! А все-таки я кот, который гуляет, где ему вздумается.
Женщина засмеялась и поставила перед котом чашку теплого белого молока. При этом она сказала:
— О кот, ты умен, как человек, но все-таки помни, что договор ты заключал только со мной, и я не знаю, как к нему отнесутся мужчина и собака, когда возвратятся домой.
— А мне что за дело? — сказал кот. — Раз я могу сидеть в пещере у огня и трижды в день получать теплое белое молоко, то мне совершенно безразлично, что скажут мужчина или собака.
Вечером, когда мужчина и собака возвратились в пещеру, женщина рассказала им о своем договоре, а кот, сидя у огня, ухмылялся. Мужчина сказал:
— Прекрасно, но он не заключал договора со мною и с другими людьми, которые будут жить после меня.
Затем человек снял свои кожаные сапоги, положил свой каменный топорик, принес полено и секиру (всего пять предметов) и, разместив их в один ряд, сказал:
— Теперь мы заключим с тобою договор. Если ты не будешь ловить мышей в пещере всегда, всегда, всегда, то я буду бросать в тебя эти пять предметов, как только тебя завижу. То же самое будут делать все мужчины после меня.
— Ах! — воскликнула женщина. — Какой умный этот кот, но мой муж все-таки умнее.
Кот осмотрел все пять предметов (они выглядели довольно опасными) и сказал:
— Я буду ловить мышей в пещере всегда, всегда, всегда! А все-таки я кот, который гуляет, где ему вздумается.
— Только не тогда, когда я близко, — возразил человек. — Если б ты не сказал последних слов, то я убрал бы эти вещи навсегда, навсегда, навсегда! А теперь я буду бросать в тебя сапоги и топорик (всего три предмета), как только встречусь с тобой. И так будут делать все мужчины после меня.
Затем собака сказала:
— Постой! Ты еще не заключал договора со мною и со всеми собаками, которые будут жить после меня.
Оскалив зубы, она продолжала:
— Если ты не будешь ласков с ребенком, пока я в пещере, всегда, всегда, всегда, то я буду гоняться за тобою и поймаю тебя, а когда поймаю — укушу. И так будут делать все собаки после меня.
— Ах! — воскликнула женщина. — Какой умный этот кот, но собака умнее его.
Кот сосчитал зубы собаки (они выглядели очень острыми) и сказал:
— Я буду ласков с ребенком всегда, всегда, всегда, если он не будет слишком сильно тянуть меня за хвост. А все-таки я кот, который гуляет, где ему вздумается.
— Только не тогда, когда я близко, — возразила собака. — Если б ты не сказал последних слов, то я закрыла бы свою пасть навсегда, навсегда, навсегда, а теперь я буду загонять тебя на дерево, как только встречусь с тобою. И так будут делать все собаки после меня.
Человек бросил в кота свои сапоги и каменный топорик (всего три предмета), и кот выбежал из пещеры, а собака загнала его на дерево. С того дня и поныне, милые мои, из пяти мужчин трое всегда бросают в кота что попадется под руку и все собаки загоняют его на дерево. Он ловит мышей и ласково обращается с детьми, если они не слишком сильно тянут его за хвост. Но исполнив свои обязанности, в свободное время, особенно когда настают лунные ночи, кот уходит и гуляет один, где ему вздумается. Он лазит по влажным диким деревьям или по влажным диким крышам, а не то отправляется в сырой дикий лес и, помахивая своим диким хвостом, бродит по диким тропинкам.

Каждый ребёнок – это уникальная неповторимая личность. И если Вам кто-то сказал, что существуют универсальные методы воспитания, которые подойдут любому, то это не совсем так. Чтобы метод заработал, необходимо подобрать ключик к душе ребёнка. Только тогда можно рассчитывать на успех педагогических приёмов.

Но, раз уж мы затронули тему методов и приёмов, то предлагаем Вашему вниманию метод сказок. Сказкотерапия – это очень удобно в воспитании маленьких детей. Ведь все они любят сказки. Практически любую проблемную ситуацию можно разрешить, подобрав правильную сказку. Ребёнок послушает её, проведёт параллель со сказочными событиями и реальными, сделает вывод.

В этой статье мы затронем тему издевательств над животными. Некоторым деткам довольно трудно объяснить, что мучить животных нельзя.

Некоторые дети всё никак не могут понять, что кошечки и собачки – это не игрушки, а живые существа. Что им тоже может быть больно, если кинуть в них камнем или дёрнуть за хвост.

Браться за воспитательные сказки советуем перед сном — в это время дети особенно внимательны к рассказам, особенно восприимчивы. Поэтому можно рассчитывать на успешный исход затеи.

Итак, предлагаем Вам подходящие сказки для тех детей, которые не понимают, что животным может быть больно.

Сказка про Барсика

В одном уютном дворе жило много-много деток. Каждый день они выходили играть со своими игрушками во двор. И двор сразу наполнялся радостным смехом.

В этом году у красивой рыжей кошки родился котёнок Барсик. Он рос очень игривым и ласковым. Каждый день он сидел в тайном домике, куда его спрятала мама, и наблюдал за играющими детьми.

«Как же хочется поиграть с этими детками! — думал Барсик. – Всё бы отдал, лишь бы ребята взяли меня в игру!».

Но мама-кошка не позволяла Барсику выходить из убежища. – Человеческие детёныши очень злые! Не успеешь оглянуться, как запустят в тебя камнем! Сиди здесь и не высовывайся! – говорила кошка своему котёнку.

Но однажды Барсик не выдержал и вышел из своего убежища. Барсик решил, что дети не могут быть такими злыми, как говорит мама. И он пошёл с ними знакомиться.

Подбежав к компании детей, котёнок сел возле них. Но ребята не обращали на него никакого внимания. Тогда Барсик решил проявить вежливость и потёрся об ногу светловолосого мальчика. «Фу, брысь отсюда!» — отпихнул мальчишка ногой котёнка. Барсик испугался, но не ушёл.

«Наверное, я делаю что-то не так. – думал котёнок. – Но ничего, я же никогда не общался с людьми. Попробую ещё раз». С этими мыслями Барсик подошёл к другому мальчику, который перебирал в руках разноцветные камешки. Барсик приветственно мяукнул. Но мальчику это не понравилось и он бросил в котёнка камешком, который больно ударил Барсика по спине.

Испуганный котёнок убежал в кусты и стал горько плакать. «Неужели все дети такие злые?» – думал он. Но тут кусты зашуршали, и перед Барсиком возник другой мальчик. В руках он держал блюдце с молоком.

-Кис-кис-кис, – позвал мальчик.
Барсик несмело подошёл и понюхал молоко. Чуть осмелев, он начал лакать угощение. Наевшись, он поднял благодарные глазки на доброго мальчика. Ребенок улыбнулся и ласково погладил котенка по спине.

— Не бойся, дружок, я обязательно защищу тебя от тех невоспитанных грубиянов, – сказал добрый мальчик.

И тогда Барсик понял, что добрые детки всё-таки есть.
А, значит, дружить с ними — можно!

Сказка про Настю и Пушинку

У маленькой Насти не было сестричек и братиков. Она была совсем одна и часто скучала. И вот однажды мама приготовила сюрприз – она вернулась с работы, держа в руках что-то белое и пушистое.

— Смотри, — сказала мама, — это твоя новая подружка. Её зовут Пушинка.

Девочка смотрела на белый пушистый комочек во все глаза. – До чего же она смешно мяукает! – рассмеялась девочка. – Наконец-то мне будет, с кем играть.

Хотя Пушинке было очень страшно, кошечка поверила, что Настя не причинит вреда и присоединилась к игре. Но каково же было удивление Пушинки, когда Настя стала дёргать её за усы! Бедная кошечка жалобно плакала, но девочка продолжала тянуть её, с удивлением спрашивая: — Ну чего ты упираешься, глупенькая?

На следующий день Настя решила посмотреть, что будет, если столкнуть Пушинку со стола. Она подманила кошечку к самому краю куском колбасы и столкнула. Пушинка больно ударилась и жалобно замяукала. «Почему Настя меня обижает? – думала она. – Разве я сделала ей что-то плохое?»

Услышав Настины шаги, Пушинка быстро шмыгнула за шкаф. Девочка расстроилась, не понимая, почему кошечка не хочет с ней играть.

Пушинка не выходила до самого вечера. Когда пришло время отправляться спать, Настя легла в кровать и повернулась к окошку. К её удивлению, в этот момент на небе упала звёздочка. И Настя решила загадать желание. «Пусть я на один день стану Пушинкой, а Пушинка – мной. Интересно, каково это быть котёнком?»

На следующее утро Настя проснулась и увидела, что она стала Пушинкой. Она решила поиграть со своей кошкой, которая превратилась в саму Настю, но та ещё спала, свернувшись калачиком. Тогда девочка решила пойти поиграть на улице и выпрыгнула из окошка.

Во дворе сидел Настин друг Серёжа. Настя сразу же забыла, что она превратилась в кошку, и подбежала к нему. Конечно же, Серёжа не узнал свою подругу и повёл себя совсем не так, как ожидала Настя.

К ужасу Насти, Серёжа больно дёрнул её за хвостик. «Ай-ай-ай! Как же больно!» — подумала Настя. Но Серёжа уже протянул руку и дёрнул Настю за усы. «Как же больно! Как я понимаю теперь, почему Пушинка от меня убежала!» — думала Настя, пытаясь удрать от Серёжи.

Но мальчик оказался проворнее. Он схватил Настю за шкирку и приподнял, злорадно улыбаясь. Настя зажмурилась, ожидая страшного, как тут услышала голос.

— Отпусти моего котёнка, Серёжа. Ему же больно. – это вышла из подъезда Пушинка, превратившаяся в Настю.

— Я же просто играл с ней. – оправдывался Серёжа.

Настя запрыгнула на руки к Пушинке.

— Теперь ты не будешь меня мучить, Настя?- спросила Пушинка. В ответ Настя лишь благодарно лизнула её в руку.

На следующий день Настя снова стала девочкой, а Пушинка — котенком.
Проснувшись, Настя первым делом взяла Пушинку на руки, ласково погладила ее, попросила у нее прощения. И пообещала, что никогда больше не причинит своей любимой кочешке-подружке вреда.

Конспект НОД

Автор: Сизова М.А. воспитатель МБДОУ – детский сад N196 компенсирующего вида г.Саратова.

Источники:
– И.А. Морозова; М.А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром». Москва «Мозаика синтез» 2007.
– Т.А. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?» Москва 2009.
– О.Е. Громова; Г.Н. Соломатина; И.В Переверзева «Стихи и рассказы о животном мире» Творческий центр «Сфера» Москва 2005.– Е.В. Вальчук «Развитие связной речи детей 6 – 7 лет. Издательство  «Учитель» Волгоград 2011.
– Л.Н. Смирнова «Логопедия в д/саду» Издательство Мозаика Синтез Москва 2007.
– «Детские загадки в кроссвордах» Москва Издательство «Знание» 1993.
– Л.Г. Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи» Москва «Мозаика Синтез» 2008.
-О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2011.

Образовательная область: «Познавательное развитие».
Цель: Расширять и систематизировать знания и представления детей о домашних животных.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Познакомить детей с тем, как происходило одомашнивание животных.
  • Расширить и углубить знания о домашних животных.
  • Активизировать и расширить словарь по теме «Домашние животные. Чем питаются; как подают голос; как называются жилища; какую пользу приносят.
  • Совершенствовать грамматический строй речи, продолжать учить образовывать притяжательные прилагательные, упражнять в согласовании слов по падежам.
  • Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Продолжать развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, мелкую и общую моторику.
  • Развивать речевые навыки, познавательную активность и умение делать выводы.

Коррекционно – воспитательные задачи:

  • Воспитывать любовь к домашним животным, бережное отношение ко всему живому, умение внимательно слушать.
  • Формировать доброжелательность, самостоятельность:

Материалы и оборудование:

  • Мультимедийное устройство, музыкальный центр.
  • Фигурки животных; контейнер с шариками.
  • Стол с макетом скотного двора
  • Прищепки для пальчиковой гимнастики
  • Карточки  с надписями действий
  • Мольберт с наборным полотном, карточки с домашними животными
  • Планшеты 8 штук с каточками животных и их кормом, карандаши простые
  • Лазерная указка, диск с голосами животных
  • Раскраска 15 штук

Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская.

Формы организации детей: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Продолжительность НОД: 25-30 минут

Предшествующая работа:

  • Чтение рассказа «Кто главный и нужный»
  • Игра в слова
  • Разучивание пальчиковой гимнастики и физ.минутки по теме
  • Чтение с беседой «Домашние животные»
  • Просмотр мультфильма «Как человек приручил животного»
  • Чтение «От чего у верблюда горб»
  • Чтение рассказа «О домашних животных»
  • Дидактическая игра «Голоса домашних животных»
  • Заучивание пословиц и поговорок
  • Разучить стихотворение Р. Сеф «Кто любит собак»
  • Хороводная игра «Курочка по сенечкам»
  • Чтение сказки «Как щенок узнал кто всех важней»
  • Беседа о том какую пользу приносят домашние животные
  • Формирование понятий: стадо, стая, отара, табун

Методика проведения НОД

  1. организационный момент.

– Сегодня я приглашаю вас в путешествие «Мир животных» мы узнаем много интересного
Сюрпризный момент.
– Посмотрите, здесь стоит волшебный сундучок, н откроется, если вы отгадаете загадки. Слушайте!

  • У меня есть пятачок,

Вместо хвостика – крючок!
В луже я лежать люблю
И по хрюкать: «хрю, хрю!»
(свинья)

  • Я маленькая, белая

Пугливая, не смелая,
Шерсть даю своей хозяйе
На шарфы и на фуфайки
(овца)

  • Хоть и бархатные лапки,

Но зовут меня «царапкой»,
Мышек ловко я ловлю,
Молоко из блюдца пью!
(кошка)

  • С бородой, а не старик

С рогами, а не бык
Доят, а не корова
Лыка дерет, лаптей не плетет
(коза)

  • Я хозяину служу –

Дом хозяйский сторожу,
Я рычу и громко лаю,
И чужих я прогоняю.
(собака)

  • И сметану, и кефир,

Молоко и вкусный сыр,
Чтобы были мы здоровы,
Даст нам пестрая…
(корова)

  • Кто я – догадайтесь сами.

Я везу зимою сани,
Что легко скользят по снегу.
Летом я везу телегу.
(лошадь)

  • Как у зайца длинное ухо

Сам – комочек пуха
Прыгает, не очень ловко
Но любит есть капусту и морковку
(кролик)

После последней загадки на экране появляются все животные.
– Кто это?
– Какие это животные?
– Почему их называют домашними?
(Открываю сундучок и предлагаю сесть на стульчики)

  1. Основная часть.

Нас с вами ждет сказка о том, как животные стали домашними. Вы поможете мне ее рассказать – будете животными. Когда сказка начнется, вы будете по одному брать животного из сундучка с шариками и расскажете о том, какую пользу он принесет человеку.

Слушайте сказку!

… Это было давно. Жил первобытный человек, совсем один в своей пещере. Однажды к нему пришли животные и сказали: «Корми нас, а мы будем выполнять разную работу»
– Кто вы? Что умеете делать? – Спросил их человек.
– Я корова! Буду давать молоко и мясо.
– Я кошка! Буду ловить мышей и крыс.
– Я собака! Буду охранять человека и его дом.
– Я лошадь! Буду перевозить грузы, людей и пахать землю.
– Я коза! Буду давать молоко, пух и мясо.
– Я овца! Буду давать мясо и шерсть.
– Я кролик! Буду давать мясо и мех.
И вот все животные поселились рядом с человеком и он построил им жилища.

Игра на мультимедийном устройстве «Назови жилище».
– Где стала жить корова?
(Корова стала жить в коровнике)
– лошадь? (в конюшне)
– свинья? (в свинарнике)
– овца? (в кошаре)
– коза? (в сарае)
– кролик? ( в крольчатнике)
– собака? (в конуре)
– кошка? (в доме)
Двор около жилища стали называть «скотный двор»

Встаньте около стульев.

Пальчиковая гимнастика (с использованием бельевых прищепок)

Возьмите своих животных со скотного двора и встаньте в круг

Вспомните, как подают голос ваши животные и найдите соответствующую карточку на ковре

Давайте проверим.
– Что делает твое животное? ( Корова – мычит, кролик – молчит, и т.д.)

А сейчас послушайте голоса домашних животных в записи.

Игра «Чей голос вы услышали?» (Коровий, лошадиный, козий, овечий, собачий, кошачий, крик свиньи».

Пройдите на стульчики

Посмотрите на экран. Это тоже домашние животное – верблюд. Живет он в степях и пустынях, где жарко. Это животное называют кораблем пустыни. Потому что верблюд может долгое время идти по пескам пустыни без воды и еды, перенося тяжелые грузы. В горбах у него запас питательных веществ и его копыта не обжигает горячий песок. Питается он колючками.
– Как называется это животное?
– Как называют его в пустыне?
– Почему его так называют?
– Чем питается?
А сейчас мы поиграем в игру «Кто чем питается?»
Ложитесь на ковер лицом к карточке и карандашом соедините свое животное с тем кормом которым оно питается. (пока дети выполняют воспитатель проверяет индивидуально выполненное задание у каждого).

Физ.минутка (Жеребята)
На минуту все ребята превратились в жеребят.
Для начала потянулись, улыбнулись,
Вправо, влево повернулись,
Потрясли все кони гривой,
Хвостиком махнет игриво.
И копытами забили
Раз, два и три, четыре.
Отдохнули, поиграли?
Вы ни сколько не устали?
Замечательно, все сели
На меня все посмотрели

– Садитесь на стульчики
Животные потеряли своих детенышей. Они очень хотят быть вместе. Давайте сделаем так, чтобы они были вместе. Игра семья. (Воспитатель лазерной указкой показывает на животных).
Образец воспитателя. (У верблюда и верблюдицы – верблюжонок)
Послушайте пословицы о животных.
Пословицы (5 штук)

  • Была бы коровушка, будет и молочко.
  • Собака знает, кто бьет, а кто кормит.
  • Не гони коня кнутом, а гони овсом.
  • Без кошки не изба
  • Была бы свинка, будет и щетинка

Как ухаживает человек за животными (кормит, поит, чистит, строит жилище, пасет).

  1. Рефлексия

– Вот и закончилось наше путешествие, что вам понравилось?
Ребенок читает стихотворение Р. Сеф «Кто любит собак»

Всем детям на память раздаю раскраски с домашними животными.

Приблизительное время чтения: 8 мин.

Еще Василий Великий так определял назначение животных: «Одно сотворено на службу человекам, а другое для того, чтобы он созерцал чудеса творения, иное же для нас страшно, чтобы вразумлять нашу нерадивость». Есть немало историй о преданности, неравнодушии, бескорыстии и других душевных качествах наших меньших братьев, которые не задумываются, как поступить, когда их близкие – дети, родители или даже хозяева – нуждаются в помощи, а сразу же стараются её оказать. Животные не могут отличить добро от зла, понять, кто прав, а кто виноват, сделать правильный или неправильный выбор: они действуют по инстинктам, переданным родными по наследству. Но нередко получается так, что поступки неразумных животных трогают сердце и заставляют задуматься наделенного разумом человека.

Cерия книг «Чтение для души» – это сборники рассказов о добрых чувствах животных, об их неравнодушии к собратьям и преданности хозяевам. Автор-составитель сборников, зоопсихолог и писатель Татьяна Жданова, уверена: изучать поведение животных не просто интересно, но и очень важно, ведь это очередное подтверждение того, как все невероятно и мудро продумано в чудесах Божественного творения.

«Своим примером, – говорит Татьяна Жданова, – животные учат нас безотчетной материнской заботе, преданности, самоотверженности (а стоит ли говорить, что в основу современной техники – самолетов, вертолетов, танков – положены «механизмы» животного мира!). И несомненно, все те качества, которые заложены в животных всего лишь на уровне инстинкта, в человеке должны быть преумножены».

Книги серии «Чтение для души» сопровождают добрые иллюстрации художников Л.Б. Петровой и Н.А. Гаврицкова.

Предлагаем вашему вниманию небольшую подборку историй из сборников «Чтение для души», которые советуем прочитать вместе с детьми. А также советуем посетить сайт Умный+Добрый, где можно приобрести книги из серий «Чтение для души», «Учим добрые слова» и «Говорящая природа».

Спасение котёнка

Есть немало фактов о том, как собаки помогают друг другу или попавшим в беду людям. Гораздо меньше известны истории, когда собаки спасают какое-нибудь другое беспомощное животное. Но тем не менее, такое тоже не редкость.

Вот послушайте рассказ очевидца. Речь в нём идёт о собаке, которая из сострадания возвратила к жизни тонувшего в реке котёнка.

собака и котёнокВытащив малыша из воды, она принесла его к стоявшему на берегу человеку. Однако тот оказался хозяином котёнка, который пришёл сюда с намерением утопить бедняжку в реке.

Жестокосердный мужчина повторил свою попытку. И собака снова спасла котёнка, но уже не потащила к нему спасённого.

Она поплыла с несчастным детёнышем в зубах к другому берегу – к своему родному дому. Собаку сносило быстрым течением, она захлёбывалась – ведь слишком сжав зубы можно было придушить котёнка.

Но бесстрашное животное сумело-таки преодолеть опасную реку.

С малышом в зубах собака явилась на кухню дома своего хозяина и положила мокрый комочек возле тёплой печи. С той поры животные стали неразлучны.

Мы всё больше и больше узнаём о самоотверженных поступках самых разных собак – и породистых и беспородных. И больно осознавать, как много этих бездомных замечательных животных скитается по улицам в поисках нашей заботы и любви.

Дружба животных между собой

Иногда животные способны на настоящую дружбу.

Интересен рассказ натуралиста о дружбе красивой молодой собаки и гуся со сломанным крылом. Они никогда не расставались. Оказалось, что, ещё будучи щенком, собака в игре перекусила птице крыло. С тех пор заметили, что её отношение к искалеченному гусёнку стало особенно благожелательным. Она взяла его под свое покровительство и защищала от здоровых гусей.

гусь и пёсКуда бы ни пошла собака, гусь следовал за ней, и наоборот. Своей необыкновенной дружбой приятели заслужили прозвище «неразлучники».

Подкормить и защитить

Хочется обратить ваше внимание на то, что животные способны помогать друг другу и сопереживать не только в трудную минуту, но и в повседневной жизни.

Нередки случаи, когда собаки таскают из дома еду, чтобы «угостить» друзей. Вот забавная история о дружбе, которая соединила собаку с лошадью.

морковка для лошади1Как-то хозяин заметил, что из корзины, полной овощей, подозрительно исчезает морковь. Он решил выследить вора. Каково же было его удивление, когда оказалось, что морковь таскает дворовой пёс. Причём делал он это не в собственных интересах, а для одной из лошадей. Та неизменно встречала дружелюбного пса радостным благодарным ржанием.

Или вот история о необычной дружбе кошки с хозяйской канарейкой. Кошка охотно позволяла птице садиться себе на спину и даже играть с собой.

Но однажды хозяева увидели, как их кошка, схватив канарейку в зубы, с недовольным урчанием взобралась на шкаф. Члены семьи всполошились и подняли крик. Но тут они обнаружили, что в комнату забрался чужой кот, и по достоинству оценили действия собственной мурлыки. Она сумела оценить опасность и защитить своего друга от чужака.

  Закон аистов

Ещё древние греки заметили, что аисты отличаются особенно старательным уходом за немощными птицами в своей стае. Они кормят их и не допускают, чтобы родители в чём-то испытывали нужду. Больше того, если у аиста от старости вылиняли перья, то молодые птицы, обступив отца, согревают его своими крыльями.

aisty Не оставляют аисты престарелых родных и тогда, когда предстоит дальний перелёт в тёплые края. В полёте молодёжь крыльями поддерживает с обеих сторон своих обессилевших родителей.

Вот поэтому в далёкие былые времена вместо выражения «воздать за благодеяния», говорили «отбуселить» — буселем на Руси тогда звался аист. А обязанность детей заботиться о своих престарелых родителях даже называли законом аистов. И нарушение этого закона считалось несмываемым позором и большим грехом.

Мудрый обычай у слонов

 Молодые животные могут трогательно заботиться о своих беспомощных родных, проявляя доброе отношение к постаревшим родителям.

Так, у слонов принято, что однажды наступает день, когда самые старые из них покидают стадо. Делают они это, почувствовав, что уже не в силах угнаться за молодыми. Ведь слоновье стадо обычно совершает быстрые и длительные переходы с одного пастбища на другое.

Слоны

Слоны от природы не равнодушны к судьбе своих престарелых сородичей и окружают их особым вниманием. Поэтому, если на склоне лет слон решает прекратить свои странствия и перейти на оседлый образ жизни, с ним остаются помощники – один или два юных слона.

В случае опасности молодые животные предупреждают своего подопечного и прячут в укрытии. А сами смело бросаются навстречу врагу.

Нередко слоны сопровождают старца до самого его последнего вздоха. И что важно отметить – престарелый слон, как бы в благодарность за заботу, тоже оказывает помощь этим юным телохранителям. Он постепенно обучает их древней слоновьей мудрости.

Вот какой обычай существует у таких больших, сильных и красивых животных – как слоны.

Волчья нежность

Наверное, вам трудно поверить, что волки способны создавать прекрасные семьи, часто на всю жизнь. И при этом волки-супруги очень нежные родители. А ведь в представлении многих волки – всего лишь свирепые хищники.

Волчица-мама заранее готовит в глухом месте мягкое и удобное ложе для своих будущих детей. Рождаются малыши, подобно щенятам, слепыми и беспомощными. Поэтому волчица постоянно нянчится с ними и нежит каждого волчонка, предупреждая толчки и падения.

Волчья нежность

Пока волчата маленькие, любящая мать ни на минуту не оставляет их одних. И тогда отец становится единственным кормильцем большой семьи. Обычно в ней бывает до восьми волчат. Даже если летом можно удачно охотиться рядом с логовом, волк-отец уходит за добычей подальше. Он от рождения знает, что к своему дому не нужно привлекать внимания других зверей.

В отсутствие отца-защитника волчица старательно охраняет своих малышей. Для этого её память хранит все нужные навыки и осторожность. Волчица всегда вовремя заметит в окрестности подозрительные следы или учует опасный запах человека. Ведь у неё очень чуткий нюх. Мама хорошо знает, что с запахом охотника в семью может прийти беда. Поэтому она немедленно возьмёт детей по-собачьи за загривок и одного за другим перетащит в другое, более безопасное место. И при этом такой способ «транспортировки» не причиняет им боли.

Когда волчата достигают двухмесячного возраста, родители начинают их обучать охотничьим приёмам. Они уходят с детьми от логова и нередко больше к нему не возвращаются.

Благодарная чайка

 Следующий рассказ – об удивительном поступке чайки.

Одна пожилая женщина любила прогуливаться вдоль морского берега. Она с удовольствием кормила морских чаек, которые в определённое время ежедневных прогулок ожидали её в одном и том же месте.

И вот однажды во время прогулки, оступившись, женщина упала с высокого откоса и сильно разбилась.

чайка и женщина1Вскоре рядом с потерпевшей села та морская чайка, которая всегда провожала её до самого дома.

Спустя некоторое время она улетела. Оказалось, чайка направилась к знакомому дому, села на подоконник и принялась отчаянно биться клювом и крыльями об оконные стёкла.

Такое необычное поведение чайки привлекло внимание сестры пострадавшей женщины. Она поняла, что чайка её явно куда-то зовёт. Сестра быстро оделась и последовала за птицей, которая и привела к месту трагедии. И тогда пострадавшую женщину удалось спасти.

Так благодарная чайка ответила добром на добро человека.

Дрессировка медведей

 С давних времён людям было хорошо известно об удивительных способностях медведей. И большие базары и ярмарки не обходились без выступлений цыган с этими дрессированными животными.

Самый обычный номер – пляшущий медведь, которого удерживали с помощью цепи от вставленного в его ноздри кольца. При малейшем натяжении цепи животное испытывало боль и покорялось.

Подготовка номера была суровой. Отловленных маленьких медвежат выкармливали и учили плясать. Вначале заставляли подолгу стоять на задних лапах, а затем, потянув за болевое кольцо в носу, принуждали ходить. И каждый шаг малыша поощряли пищевой подачкой.

Следующий этап обучения происходил ещё безжалостней. Нагревали лист железа, накрывали его тонким ковриком и заводили на него будущего артиста. Железо обжигало мишке пятки, и он невольно переминался с ноги на ногу. А за это получал мёд. Когда он запоминал, что на этом коврике следует поднимать по очереди ноги, номер с пляшущим медведем был готов.

Сейчас таких ярмарочных выступлений нет, а медведей в цирковые артисты готовят по методу известных русских дрессировщиков братьев Дуровых. Они создали свою школу, когда животным не делают больно, а учат нужным движениям с лаской и любовью.

Именно при такой дрессировке человек и зверь лучше всего понимают друг друга. К этому нужно добавить природную сообразительность медведей. Тогда артисты быстро учатся выполнять особо сложные действия.

В результате этого доброго союза людей и животных вы с радостью наблюдаете медведей на арене цирка. Благодарные за заботу и любовь человека, они демонстрируют нам самые удивительные трюки!

  • Сказка как цыплята солнышко искали
  • Сказка как цыпленок искал маму
  • Сказка какая погода лучше
  • Сказка как человека сделали
  • Сказка как томка научился плавать