Сказка к произведению прокофьева сказочка

Д.н. мамин-сибиряк аленушкины сказки 1. экспресс-опросы по сказкам сказка про храброго зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост -

Д.Н. Мамин-Сибиряк

«Аленушкины сказки»

1. Экспресс-опросы по сказкам

Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост

— Спустя какое время после рождения заяц перестал бояться? (Cпустя год)

— Что вызывали заявления расхрабрившегося Зайца у остальных зайцев? (Cмех)

— Почему Волк решил больше не гнаться за Зайцем и убежать? (Решил, что этот заяц бешеный)

— Почему другие зайцы долго не могли найти «храброго Зайца»? (Он лежал в ямке под кустом еле живой)

Сказка про Козявочку

— В какую пору года родилась Козявочка? (Весной)

— Кто обидел Козявочку и прогнал ее с цветка, когда она пила сладкий нектар? (Шмель)

— Кто ещё нагрубил Козявке, когда она присела на травку? (Мохнатый червячок)

— Что ещё кроме сердитого шмеля и серьёзного червячка огорчило Козявочку? (Колючки на цветах)

— Кто шмыгнул мимо Козявочки «точно кто камень бросил» и съел десяток других козявочек зараз? (Воробей)

— Кто ещё обижал козявочек у воды? (Рыбка и лягушка)

— Что спрятала козявочка осенью в густой травке? (Свои яички)

Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и Мохнатого Мишку – короткий хвост

— Когда происшествие с Комаром Комаровичем? (В самый полдень)

— Сколько комаров погибло, когда медведь завалился спать в болоте? (Пятьсот да ещё сотня, т.е. 600)

— Что Комар Комарович пообещал сделать с медведем если тот не уйдет с комариного места (Съесть вместе с шубой)

— Кто посоветовал не трогать медведя и дождаться, пока он не уйдет сам? (Старая Комариха)

— Кто спас Комара от погибели и уговорил медведя уйти? (Лягушка)

— Кем приходился Комарище-длинный носище Комару Комаровичу? (дедушкой)

— А Комаришко-длинное носишко? (Братом)

— Куда укусил Комар Комарович медведя? (В нос и в глаз)

Ванькины именины

— Какого цвета была рубашка у Ваньки-именинника? (Красная)

— Кто из гостей пришел первым на именины? (Пузатый деревянный волчок)

— Как звали кукол, которые пришли на именины? (Катя и Аня)

— Кто помирил рассорившихся кукол? (Клоун)

— Сколько гостей принес с собой Петрушка (Четверо)

— Что хотел украсть Цыган с именинного стола? (Ложечку)

— Кто начал ссору между игрушками? (Кукла Катя)

— Кто назвал себя самым красивым человеком из гостей? ( Петрушка – Петр Иванович)

— Кто не участвовал в драке? (Башмачок и Зайка)

— Кого обвинили в том, что началась драка? (Башмачка и Зайку)

Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и про веселого трубочиста Яшу

— Чем обещал угостить Воробей Воробеич Ерша Ершовича? (Лягушачьей икрой, червячками, водяными козявочками)

— С кем дружил Воробей Воробеич ? (С трубочистом Яшей)

— Из-за чего поссорились Воробей Воробеич и Ерш Ершович?(Из-за червячка)

— Кто добыл червячка?(Бекасик)

— Кто рассудил поссорившихся? (Трубочист Яша)

— Что стащил Воробей Воробеич у трубочиста Яшки? (Хлеб)

— Почему Бекасик не полетел с остальными птицами? ( Маленький, большие птицы заклюют)

— Как Аленка разделила 4 яблока поровну? (1 — папе, 1 — Лизе, остальные 2 — себе)

Сказка о том, как жила была последняя муха

— Для чего, по мнению Мушки люди летом открывали окна? (Для мух)

— Почему по мнению Мушки садовник ворчал и злился на мух? (От зависти, что не может летать)

— Кто варил варенье для Аленушки? (Тетя Оля)

— Кто принялся изводить муж на кухне? (Кухарка тетя Паша)

— Кого муха называла самым хитрым и злым животным?(Человека)

— О чем мечтала муха осенью? (Остаться в доме совершенно одной )

— Где жила муха зимой в доме? (В уголке под печкой)

— Что посчитала зимней ловушкой для мух? (Зажженную свечу)

— Кто набивался в приятели к Мухе? (Паук, который жил в доме)

— Как Муха поняла, что началась весна? (Аленка открыла окно, и Муха туда вылетела )

— Кто, по мнению, Мухи делает лето? ( Мухи)

Сказочка про Воронушку-черную головушку и желтую птичку канарейку

— Кого загнала в садик стая воробьев? (Канарейку)

— За что воробьи обижали канарейку? ( За то, что она желтая)

— Кто спас канарейку от стаи воробьев? (Ворона)

— Где родилась, выросла и жила канарейка? (В клетке)

— Что предложила ворона канарейке? ( Жить вместе в ее гнезде на березе)

— Какая черта характера была главной у вороны? ( Завистливость)

— Кого ворона считала своими врагами? (Кота Ваську, ястреба и людей)

— Какие ягоды, даже оголодав, не могла есть канарейка? (Рябину)

— Что посыпали мальчики в сетку-приманку? (Льняное семя)

— Что случилось с канарейкой? (Она умерла, т.к. ворона вовремя не вернулась в гнездо и канарейка замерзла)

Умнее всех

— Кого на птичьем дворе звали болтуном, пустомелей и ломакой? (Индюка)

— Как звали женщину, которая кормила птиц? (Матрена)

— Кого нашла курица около сарая? (Ежика)

— Кто оскорбил Индюка, назвав его глупым? (Еж)

— С чем перепутал ежа Гусак? (С грибом)

Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке

-Кто спорил на кухне по утрам? (Молочко и кашка)

— Как звали кота из сказки? (Мурка)

— Какая птица жила дома в клетке? (Скворец)

— Назовите остальных героев сказки.(Кухарка и Таракан)

— Кого выбрали мировым судьей Кашка и Молочко?(Кота Мурку)

Пора спать

— Кем захотела стать Аленушка? (Царицей)

— Какие цветы спорили между собой? ( Незабудки, одуванчики, роза, гвоздика)

— О чем предложил рассказать цветам нарцис? (О Родине)

— На ком смогла полетать Аленка? (На божьей коровке)

— Какие удивительные цветы, выросшие прямо на древесных стволах, смогла увидеть Аленка? (Орхидеи)

— Священный цветок, росший прямо на воде, на котором приземлилась божья коровка? (Лотос)

— Какое деревце поздоровалось с Аленкой на Родине? (Елочка)

— Для кого устроил елку дедушка, который встретил Аленушку? (Для птичек)

2.Кроссворд «Аленушкины сказки»

Разгадав кроссворд, ты сможешь узнать фамилию автора сборника «Алёнушкины сказки».

  1. Кто прогонял Медведя с болота?(Комар)

  2. Кто из зверей пожвалялся, что волка не боится?(Заяц)

  3. Кто «явился на болото, съел пятьсот комаров и проглотил еще сотню»?(Медведь)

  4. Что праздновал Ванька?(Именины)

  5. Кому автор посвящает свои сказки?(Аленушке)

  6. Кто дружил с Воробьем Воробеичем?(Ерш Ершович)

  7. Кто все-таки первым нашел червячка в сказке о Воробье Воробеиче и Ерше Ершовиче?(Бекасик)

  8. Какая профессия была у Яшки?(Трубочист)

  9. Кто в сказке «Ванькины именины» все время сидел под столом и имел дырочку на самом носике?(Башмачок)

  10. Какое отчество было у Петрушки?( Иванович)

  11. Кто один съел разом десяток козявочек?(Воробей)

  12. Кого встретила Козявочки осенью?(Другую Козявочку)

  13. Кто выручил Медведя из беды, подсказал, что ему делать?(Лягушка)

8

13

4

7

5

6

12

1

11

2

3

9

10

3. Загадки к сказкам

Отгадай загадки и узнай героев сказок сборника «Аленушкины сказки». Вспомни название сказки, в которой они тебе встречались.

1. Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы –

Уши больше головы.

(Заяц, «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»)

2.Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна.

(Медведь, «Сказка про Комара-Комаровича – длинный нос и мохнатого Мишку – короткий хвост»)

3. Самого не видно,

А песню слышно.

(Комар, «Сказка про Комара-Комаровича – длинный нос и мохнатого Мишку – короткий хвост»)

4. Колюч, да не еж,

В реке живет …(ёрш).

(Ёрш, «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»)

5. Птичка-невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок.

(Воробей, «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу», «Сказочка про Козявочку»)

6. Быстро летает,

Всем надоедает.

Как лето кончается,

Еще и кусается.

(Муха, «Сказка о том, как жила-была последняя муха»)

7. Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая

Известная персона

Черная …(ворона).

(Ворона, «Сказочка про Воронушку – черную головушку и желтую птичку Канарейку»)

8. Дома в клетке живет,

Звонко песни поет,

Имеет ярко-желтый цвет,

Просит семя на обед.

(Канарейка, «Сказочка про Воронушку – черную головушку и желтую птичку Канарейку»)

9.Важно по двору ходил

Острым клювом шевелил,

Головой весь день мотал,

Что-то громко бормотал.

(Индюк, «Умнее всех»)

10. Ходит к речке смело

Он в наряде белом,

У него на ножках

Красный сапожки.

(Гусь, «Умнее всех»)

11. Он малиновую шапку

Не снимает круглый год.

Шпоры носит он на пятках,

Вместе с солнышком встает.

(Петух, «Умнее всех»)

12. У порога плачет,

Коготки прячет.

Тихо в комнату войдет –

Замурлычет, запоет.

(Кот, «Сказочка про Воронушку – черную головушку и желтую птичку Канарейку», « Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке»)

13. Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ниодной.

(Ёж, «Умнее всех»)

3. Филлворд к сказке «Ванькины именины»

Найди среди букв некоторых героев сказки.

з

х

в

а

н

ь

к

а

ю

б

в

м

п

э

о

к

с

и

т

б

п

е

т

р

у

ш

к

а

ш

ц

е

т

ц

а

е

н

ь

б

с

ы

п

ё

ч

т

н

к

ц

з

ю

г

ч

л

о

ж

е

ч

к

а

щ

а

м

о

ф

в

к

р

г

й

д

н

и

ч

ю

к

н

г

й

ч

г

с

к

к

з

ф

х

у

и

и

м

ч

б

а

ш

м

а

ч

о

к

а

п

Ответы:

з

х

в

а

н

ь

к

а

ю

б

в

м

п

э

о

к

с

и

т

б

п

е

т

р

у

ш

к

а

ш

ц

е

т

ц

а

е

н

ь

б

с

ы

п

ё

ч

т

н

к

ц

з

ю

г

ч

л

о

ж

е

ч

к

а

щ

а

м

о

ф

в

к

р

г

й

д

н

и

ч

ю

к

н

г

й

ч

г

с

к

к

з

ф

х

у

и

и

м

ч

б

а

ш

м

а

ч

о

к

а

п

4. Кроссворд к сказке «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу», «Сказочка про Козявочку»)

По вертикали:

  1. Что делила Аленушка поровну между папой, Лизой и собой?(Яблоки)

  2. Кто на самом деле выкопал жирного червяка?(Бекасик)

  3. В чем трубочист Яша носил свой обед?(Узелок)

По горизонтали:

  1. Что стащил Воробей Воробеич у Яши?(Хлеб)

  2. Что клевал Воробей Воробеич, когда трубочист Яша обедал на крыше? (Крошки)

  3. Какое слово выкрикнул Ёрш Ершович, чтобы Воробей Воробеич выронил свою добычу?(Ястреб)
  4. Кто из птиц видел и мог подтвердить, что Воробей Воробеич врёт?(Утки)

  5. Что хотел принести своему семейству Врорбей Воробеич, но выронил в реку?(Червяка)

я

б

х

л

е

б

о

е

к

к

р

о

ш

к

и

о

а

я

с

т

р

е

б

и

у

т

к

и

з

ч

е

р

в

я

к

л

о

к

Ответы:

5. Игра «Слова рассыпались» по сказке «Пора спать»

Собери слова и вспомни, какие цветы встречались Аленке в сказке.

ОКЧИНАВДУ

УБНАЗЕКДА

КАВИСЁЛ

ЗКАВГОДИ

АЗРО

ЛОЛИКОКЬЧОК

КИАФЛА

ШАНЫДЛ

СОЛОТ

КВОЙЕЛ

ЦАИТГАИН

САЦНИРС

НАТПЬЮЛ

АЗИЯЛА

МИЯКЕЛА

ИЯЛЛИ

ЕХДОЯРИ

одуванчик

василёк

незабудка

гвоздика

роза

колокольчик

фиалка

ландыш

лотос

левкой

гиацинт

нарцисс

тюльпан

азалия

камелия

лилия

орхидея

6. Найди Родину для цветка (по сказке «Пора спать»)

Соедини стрелками название цветка со страной, из которой его привезли.

Долины Шираза

Палестина

Америка

Египет

азалия

лилия

гиацинт

роза

Ответы:

Д99767569 199767569 2 олины Шираза

П99767569 399767569 4 алестина

Америка

Египет

азалия

лилия

гиацинт

роза

7. Игра «Дополни фразу»

Вспомни сказки и поставь недостающие слова.

  • «…Старик ответил: «Нет ничего проще: всякая царица — , и всякая »

  • «Голодные птицы, как и голодные люди, делались именно потому, что были голодны.»

  • «Подумайте, какая прелесть – пять комнат и всего

  • «Сделала Ворона голову набок, посмотрела и сказала:

— Ну ведь говорила я, что это

  • «Папа приносит четыре яблока и говорит: «Раздели пополам – мне и Лизе.» Я разделила на три части: одно яблоко дала папе, одно – Лизе, а два

  • «Ну вот так-то лучше будет, Бекасик. Оба остались мы с тобой без обеда. Видно, мало еще

  • «И Вволк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то

  • «…и Василёк сказал:

— …Одним словом, вы – наши дорогие гости, а ваш главный недостаток в том, что вы растете только для … людей, а мы растем для

Ответы:

  • «…Старик ответил: «Нет ничего проще: всякая царица — женщина, и всякая женщина царица.»

  • «Голодные птицы, как и голодные люди, делались несправедливыми именно потому, что были голодны.»

  • «Подумайте, какая прелесть – пять комнат и всего одна муха

  • «Сделала Ворона голову набок, посмотрела и сказала:

— Ну ведь говорила я, что это не птица

  • «Папа приносит четыре яблока и говорит: «Раздели пополам – мне и Лизе.» Я разделила на три части: одно яблоко дала папе, одно – Лизе, а два взяла себе

  • «Ну вот так-то лучше будет, Бекасик. Оба остались мы с тобой без обеда. Видно, мало еще поработали

  • «И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный

  • «…и Василёк сказал:

— …Одним словом, вы – наши дорогие гости, а ваш главный недостаток в том, что вы растете только для богатых людей, а мы растем для всех

1

Первый слайд презентации: Детство в жизни и творчестве Прокофьева, гения русской музыки

Детство в жизни и творчестве Прокофьева, гения русской музыки

Изображение слайда

2

Слайд 2: Рождение и семья Сергея Прокофьева

Композитор Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в селе Сонцовка.
Отец Прокофьева был агрономом, управляющим имения Сонцова. Он происходил из купеческой семьи, учился в Москве в Петровской сельскохозяйственной академии. Сергей Алексеевич не то что бы любил музыку, он её уважал. О своих бабушке и дедушке Сергей Сергеевич почти ничего не знал. Они умерли от холеры, гулявшей в 1860 году, когда его отцу было всего лишь четырнадцать. Мать, Мария Григорьевна родилась в Санкт-Петербурге и окончила гимназию с золотой медалью. Она обожала музыку и почти все свое свободное время проводила за инструментом. К сожалению, хороших данных для пианистки у нее не было. Перед людьми играть она боялась. Но зато у Марии Григорьевны было три достоинства : упорство, любовь и вкус. Это и передалось маленькому Сереженьке.

Рождение и семья Сергея Прокофьева

Изображение слайда

3

Слайд 3: Сережа Прокофьев с родителями

Сережа Прокофьев с родителями

Изображение слайда

4

Слайд 4: Первые уроки музыки

Сережа слышал музыку с рождения, поэтому его способности рано начали проявляться. Мать обладала педагогической жилкой. Она незаметно старалась направить Сергея и объяснить, как надо пользоваться инструментом. В своей автобиографии Прокофьев писал : «Однажды Сергушечка явился к мамочке (так она рассказывает) с листом бумаги, разрисованным нотами, и заявил:
– Вот я сочинил рапсодию Листа.
Пришлось объяснить, что сочинить рапсодию Листа нельзя, потому что рапсодия есть пьеса, а Лист как раз тот человек, который ее сочинил. И кроме того, нельзя писать музыку на девяти линейках без перегородочек, потому что на самом деле она пишется на пяти линейках с перегородочками. Это толкнуло мать к более систематическому объяснению принципов нотного письма.» А первым произведением Сергея является «Индейский галоп», но мама немного подправила его (добавила си бемоль при ключе и назвала «Индийский галоп»).

Первые уроки музыки

Изображение слайда

5

Слайд 5: Опера “ Великан ”

Оперу «Великан» Сергей Прокофьев написал в возрасте 9 лет. Перед этим мальчик впервые побывал в театре. Впечатление от двух опер «Фауст» и «Князь Игорь») и балета «Спящая красавица», которые он услышал будучи в Москве, было настолько сильным, что, вернувшись в Сонцовку, Прокофьев заявил матери, что собирается написать свою собственную оперу.
Опера была посвящена вопреки желанию автора тёте композитора по настоянию матери, пытавшейся утешить её из-за обрушившегося на неё несчастья — смерти матери. Прокофьев долго сопротивлялся этому посвящению, решающим доводом стало напоминание о многочисленных подарках тёти, которые он уже получал и на которые может рассчитывать в будущем в случае успеха оперы у тёти Тани.
Первоначально нотный текст был написан на отдельных грязных листах бумаги, поэтому он был переписан набело каллиграфическим почерком в Петербурге, куда её увезла тётя Таня, партитура была переплетена в красное с золотом.
Публика оценила по достоинству талант композитора, несмотря на возраст, ему удалось передать характеры главных героев, каждый имел по два сольных номера, а самым ярким получился образ Великана.

Опера “ Великан ”

Изображение слайда

Сюжет оперы в трех действиях полон хитросплетений: два храбрых друга Сергеев (Сережа Прокофьев) и Егоров (Егорка) спасают героиню Устинью (Стешу) от злого Великана, который воспринимается как олицетворение взрослого мира, и помогают королю организовать выступление против главного злодея оперы. В конце спектакля обезумевший от долгого противостояния с Великаном король заявляет, что не может больше бороться и закалывает себя ножом. Потрясенный народ, придя в себя, весьма неожиданно для зрителя начинает петь славу Великану.
Отец композитора выразил недовольство «революционным» финалом оперы, поэтому его текст так никогда и не был вписан в ноты. Он предложил закончить произведение примирением короля с Великаном, но юный Сережа отказался. В конце оперы, когда гости пели: «да здравствует наш Великан!» предусматривалось исполнение фа пятой октавы, не существующего на фортепианной клавиатуре. Мать Сергея настаивала на отказе от этой ноты, но затем согласилась уступить сыну, так как «пределы клавиатуры не должны стеснять фантазии молодого композитора»

Детство в жизни и творчестве Прокофьева, гения русской музыки

Изображение слайда

7

Слайд 7: Годы в консерватории

В 1904 году светловолосый тринадцатилетний мальчик пришел на экзамены в Петербургскую консерваторию. Экзамен вел Н.А. Римский-Корсаков. «Это мне нравится!» — весело воскликнул он, увидев Прокофьева, сгибавшегося под тяжестью двух папок, где были сложены его сочинения (четыре оперы, две сонаты, симфония и довольно много фортепианных пьес). Приемная комиссия (в ее состав входили А.К. Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков) была восхищена абсолютным слухом и умением читать с листа.

Годы в консерватории

Изображение слайда

В консерватории Сережа был самым младшим среди однокурсников, поэтому ему сложно было найти друзей. Но вдруг появился еще один ученик. Это был Николай Яковлевич Мясковский, в будущем известный композитор. Несмотря на разницу лет (Мясковскому было двадцать пять, а Прокофьеву — пятнадцать), между ними завязалась дружба на всю жизнь. Они всегда показывали друг другу свои сочинения.
Всё-таки слишком непочтительным к консерваторской традиции был своеобразный талант Прокофьева. Самые смелые сочинения он даже не решался показывать учителям. Отношение педагогов выразилось в весьма средних оценках в композиторском дипломе Прокофьева. Но у молодого музыканта была в запасе еще одна специальность — фортепиано, — по которой он еще раз окончил консерваторию весной 1914 года.
«Если к плохому качеству композиторского диплома я отнесся равнодушно,— вспоминал потом Прокофьев,— то на этот раз меня заела амбиция, и я решил кончить по фортепиано первым».
Прокофьев пошел на риск: вместо классического фортепианного концерта он решил сыграть свой собственный Первый концерт. Ликующая музыка концерта захватила слушателей, выступление Сергея прошло триумфально, и он получил диплом с отличием и премию имени Антона Рубинштейна.

Детство в жизни и творчестве Прокофьева, гения русской музыки

Изображение слайда

Детство в жизни и творчестве Прокофьева, гения русской музыки

Изображение слайда

10

Слайд 10: Детство в жизни Прокофьева

Сергей Сергеевич Прокофьев всю жизнь помнил своё счастливое детство и любил детей. Он сохранил детскую жизнерадостность и непосредственность. Его называли солнечным человеком, и знаменитый пианист Артур Рубинштейн написал ему в альбом под названием «Что вы думаете о солнце?» такую фразу: «Вы, мой дорогой Прокофьев, могли бы сказать: «Солнце — это я».
А у солнечного человека есть много солнечной музыки для детей: это два балета «Золушка» и «Каменный цветок» по сказке Бажова, цикл фортепианных пьес «Детская музыка», который рисует летний день ребёнка, и знаменитая симфоническая сказка «Петя и волк» — о том, как Петя перехитрил злого волка.

Детство в жизни Прокофьева

Изображение слайда

11

Слайд 11: Детская музыка ” Сергея Сергеевича

Сергей Сергеевич дружил с Верой Алперс. Женщина была не только замечательной пианисткой, но и занималась педагогической деятельностью. В 1934 году она указала Прокофьеву на недостаток материала для детей и попросила его сочинить небольшие пьески. Сергей Сергеевич не забывал просьбу, но не сразу мог исполнить ее. В итоге, Цикл «Детская музыка» был написан в 1935 году. Вспоминая о работе над этим циклом, композитор писал: «Летом 1935 года, одновременно с «Ромео и Джульеттой», я сочинял лёгкие пьески для детей, в которых проснулась моя старая любовь к сонатности, достигшая здесь, как мне казалось, полной детскости». К осени их набралась целая дюжина, которая затем вошла в цикл под названием «Детская музыка».

“ Детская музыка ” Сергея Сергеевича

Изображение слайда

Композитор очень точно почувствовал образы и интонации, близкие детворе. И в этом, может быть, основной секрет популярности «Детской музыки», которая словно сроднилась с восприятием детей уже нескольких поколений.
Все пьесы, входящие в сборник, имеют программные заголовки. Это акварельные пейзажные зарисовки («Утро», «Вечер», «Дождь и радуга»), живые сцены детских игр («Марш», «Пятнашки»), танцевальные пьесы («Вальс», «Тарантелла»), тонкие психологические миниатюры, передающие детские переживания («Сказочка», «Раскаяние»).
Интересно, что все двенадцать пьес имеют чётко выраженную трёхчастность строения. Понятно, что трёхчастная форма, сочетающая в себе контрастность и повторность в изложении основных музыкальных мыслей, способствует «удобству» восприятия музыки, предназначенной для маленьких слушателей и исполнителей.
Рассматривая сюиту в целом, можно заметить одну интересную закономерность этого цикла – многие его части словно перекликаются по своему образному содержанию. Так, музыка «Вечера» со своим мягким «акварельным» колоритом чем-то близка «Утру», «Сказочка» и «Ходит месяц над лугами» тонко и неназойливо вводит маленького слушателя в волшебный мир сказочности и. Эта «перекличка» крайних частей цикла (двух начальных и двух завершающих) образует своеобразное, двойное обрамление. Пьесы сюиты Прокофьева композиционно связаны, их объединяет сюжетная линия музыкального повествования, описывающего события дня ребёнка – с утра и до вечера.
Фортепьянный цикл «Детская музыка» стал настоящим сокровищем для педагогов, обучающих детей игре на рояле. Сам Прокофьев – гениальный пианист, сумел создать нечто, доступное в полной мере только детям, предназначенное для детей, которые хотят услышать и собственноручно исполнить музыку на этом инструменте. В фортепьянном цикле сочетается плавность и резкость, переходы ритмов и гармоний, возможность использовать то самые простые, то сложные сочетания клавиш.

Детство в жизни и творчестве Прокофьева, гения русской музыки

Изображение слайда

Детство в жизни и творчестве Прокофьева, гения русской музыки

Изображение слайда

Детство в жизни и творчестве Прокофьева, гения русской музыки

Изображение слайда

15

Слайд 15: Петя и волк ”

Наталья Ильинична Сац хотела привлечь Прокофьева к работе в детском театре. И она решила создать симфоническую сказку, чтобы рассказать ребятам о музыкальным инструментах. Наталья Ильинична поделилась этим с Сергеем Сергеевичем. Она переживала, что композитор не воспримет ее идеи всерьез, но Прокофьев заинтересовался созданием сказки.
«Петя и волк» — симфоническая сказка, которая учит ребят распознавать инструменты в симфоническом оркестре. В своей автобиографии Сергей Прокофьев писал: «Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку — фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов — в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».

“ Петя и волк ”

Изображение слайда

Ранним утром Пионер Петя выходит на большую зелёную лужайку. На высоком дереве сидит его знакомая Птичка, которая, заметив мальчика, слетает вниз. В приоткрытую калитку пробирается Утка и направляется к пруду, чтобы поплавать. Она начинает спорить с Птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или Птичке, которая плавать не умеет. За ними наблюдает Кошка, готовая поймать одну из них, однако Птичка, предупреждённая Петей, взлетает на дерево, а Утка оказывается в пруду, и Кошка остаётся ни с чем. Выходит дедушка. Он рассердился на мальчика за то, что тот вышел за калитку, ведь в здешних опасных местах водится страшный Волк. Петя в ответ на беспокойство дедушки заявил, что пионеры Волков не бояться, однако послушно пошёл домой. Тем временем из леса вышел большой серый Волк. Увидев его, Кошка вмиг залезла на дерево. Утка, испуганно закрякав, вылезла из лужи и, переваливаясь, бросилась бежать. Однако Волк естественно оказался проворнее, он быстро нагнал Утку и целиком проглотил её. Далее картина была такова: Кошка сидит на одной ветке, Птичка подальше от неё на другой, а Волк, облизываясь, ходит вокруг дерева. Петя, увидев эту сцену, тихонько подошёл к забору, вдоль которого раскинулась одна из веток дерева и, ухватившись за неё, с ловкостью залез на ствол. Затем мальчик попросил Птичку, чтобы она осторожно покружилась вокруг морды Волка и тем самым отвлекла его. Проворно летая над головой Волка, Птичка стала сильно раздражать и злить его, а Петя в это время сделал из верёвки петлю, набросил на хвост зверя и затянул её. Волк почувствовав, что его поймали, стал яростно вырываться. Мальчик предусмотрительно привязал верёвку к дереву, а Волк, в бешенстве прыгая, ещё туже затягивал петлю, которая была у него на хвосте. В это время из леса вышли Охотники, шедшие по следу Волка. Увидев страшного зверя, они начали стрелять. Петя крикнул, что Волк пойман, и теперь его нужно отвести в зоологический сад.
Сказка заканчивается торжественным шествием, во главе которого шагает Петя, следом Охотники с Волком, а затем ворчливый Дедушка и Кошка. Над головами, радостно чирикая, летает Птичка, а в животе у Волка крякает живая Утка.

Детство в жизни и творчестве Прокофьева, гения русской музыки

Изображение слайда

«Петю и волка» в 1946 году экранизировал Уолт Дисней. Партитуру еще не опубликованного произведения ему передал сам композитор при личной встрече. Дисней был так впечатлен творением Прокофьева, что решил нарисовать историю. В итоге мультфильм вошел в золотую коллекцию студии. А в 2008 году короткометражка «Петя и волк» интернациональной команды из Польши, Норвегии и Британии получила приз Американской киноакадемии за лучший анимационный короткометражный мультфильм. Мультипликаторы обошлись без слов — только картинка и музыка в исполнении Лондонского симфонического оркестра.

Детство в жизни и творчестве Прокофьева, гения русской музыки

Изображение слайда

Детство в жизни и творчестве Прокофьева, гения русской музыки

Изображение слайда

19

Слайд 19: Любовь к трём апельсинам»

Прокофьев написал оперу для детей «Любовь к трём апельсинам» по итальянской сказке Карло Гоцци.
В пьесе рассказывается о принце, заболевшем странной болезнью: он всегда грустил, никогда не смеялся. В его судьбе принимают участие добрый Маг Челий и злая колдунья Фата Моргана, которая в гневе заклинает принца влюбиться в три апельсина. Внутри одного из апельсинов жила девушка Нинетта, она давно любила принца и ждала освобождения. Принц спас Нинетту, и счастливые влюблённые сыграли свадьбу.

«Любовь к трём апельсинам»

Изображение слайда

20

Слайд 20: Балет “ Золушка ”

Балет Сергея Прокофьева «Золушка» был написан специально для великой балерины Галины Улановой.
Сюжетом балета послужила всем известная сказка о девушке, которую злая мачеха превратила в служанку и которая с помощью доброй феи обрела заслуженную счастливую судьбу. Волшебная сказка Ш. Перро (1628-1703) много раз привлекала композиторов разных времен. На ее основе написаны несколько опер (например, известная опера Россини), и балетов. «Золушка» Прокофьева — типично классический балет, продолжающий традиции романтического сказочного спектакля.
Либретто написал Н.Д. Волков. До лета 1941 года были написаны два акта. Однако начало Великой Отечественной войны перечеркнуло все планы. Прокофьев скитался по стране; отложив балет, он работал над захватившим его замыслом патриотической оперы “ Война и мир ”, сочинял инструментальные произведения. Лишь в 1943 году, вернувшись в Москву, закончил музыку в клавире.
«Я писал «Золушку» в традициях старого классического балета, — сообщал композитор, — в ней есть па-де-де, адажио, гавот, несколько вальсов, павана, паспье, бурре, мазурка, галоп. Каждое действующее лицо имеет свою вариацию».
На премьере, состоявшейся в Москве 21 ноября 1945 года, партию Золушки танцевала О. Лепешинская. Лишь на следующих спектаклях Уланова вошла в роль. В дальнейшем балет шел на многих сценах мира в различных постановках.

Балет “ Золушка ”

Изображение слайда

Детство в жизни и творчестве Прокофьева, гения русской музыки

Изображение слайда

Детство в жизни и творчестве Прокофьева, гения русской музыки

Изображение слайда

23

Слайд 23: Гадкий утенок ” и Прокофьев

Музыкальные сочинения Прокофьева поражали слушателей, вызывали ожесточённые споры. Неожиданно для всех молодой композитор написал музыкальную сказку для голоса и фортепиано — «Гадкий утёнок». Ты помнишь, сколько страданий перенёс бедный некрасивый утёнок, пока весной не превратился в прекрасного белого лебедя? В этой музыкальной картинке раскрылся совсем иной Прокофьев, трогательный и нежный.
Услыхав «Гадкого утёнка», А. М. Горький сказал: «А ведь это он про себя написал!»
Слушатели считали сначала музыку Прокофьева похожей на гадкого утёнка, но постепенно научились видеть скрытую в ней красоту и поняли, что это настоящее, большое искусство.

“ Гадкий утенок ” и Прокофьев

Изображение слайда

24

Слайд 24: Потомки Сергея Сергеевича

Потомки Сергея Прокофьева оказались тоже весьма талантливы. Один из его сыновей — Олег Прокофьев был скульптором и художником, писал стихи. А внук Габриэль стал известным композитором и музыкальным продюсером, он также основателем лейбла Nonclassical.

Потомки Сергея Сергеевича

Изображение слайда

Сокровища музыки композитора, может быть, раскроются не с первого раза. Но послушать её ещё и ещё и почувствуется её энергичное и чёткое движение, уловишь разнообразие в звучности оркестра и мелодию — то простую, то причудливую. Слушать музыку Прокофьева так же увлекательно и интересно, как путешествовать в неизведанную страну.
Творчество композитора многогранно.
Прокофьев писал сложнейшие произведения для взрослых и детскую музыку, предназначенную для самых маленьких.

Детство в жизни и творчестве Прокофьева, гения русской музыки

Изображение слайда

Как это часто бывает с гениями, интерес к музыке Сергея Прокофьева возрастает тем больше, чем больше времени проходит со дня ее написания. Опередив не только свое поколение слушателей, она и в XXI веке диссонансов – не застывшая классика, а живой источник энергии и силы подлинного творчества.
Многочисленные биографические очерки о Прокофьеве пестрят утверждениями вроде: «Если бы он не стал композитором, то был бы писателем».
Или шахматистом, поскольку всерьёз увлекался этим делом, имел первую категорию и неоднократно ставил в тупик чемпиона мира Михаила Ботвинника. Или даже садоводом – его отец был агрономом, а сам Сергей Сергеевич души не чаял в разведении редких видов растений.
В консерватории ему дали прозвище Мотор – за энергию и весёлый нрав: «Я не люблю пребывать в состоянии покоя, я люблю быть в движении».

Детство в жизни и творчестве Прокофьева, гения русской музыки

Изображение слайда

27

Последний слайд презентации: Детство в жизни и творчестве Прокофьева, гения русской музыки: Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Изображение слайда

«Щелкунчик», «Двенадцать месяцев», «Морозко»: что посмотреть с детьми в театрах в новогодние праздники

Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Зрители смогут посмотреть балет и послушать оперу, а также вспомнить любимые праздничные сказки.

В новогодние праздники взрослых и детей ждут в московских театрах. Гости смогут послушать шедевры итальянской и русской музыки, отправиться в сказочное путешествие и увидеть магические превращения.

Космическая музыка, балет и опера

Поход на балет «Щелкунчик» стал для многих новогодней традицией. В спектакле на музыку Петра Чайковского и либретто Мариуса Петипа исполняется хореография балетмейстера Василия Вайнонена. За рождественской сказкой можно отправиться 2 и 3 января в Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

Там же 6 и 7 января в 14:00 можно посмотреть оперу по произведению Александра Пушкина «Сказка о царе Салтане». Всех персонажей в царстве Тмутаракани и на острове Буяне — от ангелов, рыб и коров до деревьев и самого города — играют артисты хора и миманса. Билеты можно купить по Пушкинской карте.

Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Отправиться в космическое путешествие можно с помощью постановки «Волшебный оркестр» 3 и 4 января в 12:00, 15:00 и 18:00 в концертном зале «Зарядье». Юных исследователей галактики приглашает театр «Странствующие куклы господина Пэжо» и Московский государственный симфонический оркестр под руководством пианиста и дирижера Ивана Рудина. Прозвучат фрагменты произведений Сергея Прокофьева, Йозефа Гайдна, Клода Дебюсси, Петра Чайковского и других композиторов. Постановку можно посетить по Пушкинской карте.

Кукольные театры: сказки Гофмана и Андерсена

Спектакль «Волшебный орех. История Щелкунчика» по сказке Эрнеста Теодора Амадея Гофмана покажут 4 и 8 января в 11:00, 13:30 и 16:00 в Московском театре кукол. Там же можно увидеть новогоднее представление по сказочным историям Андрея Усачева «Школа снеговиков» 6 и 9 января в 11:00, 13:30 и 16:00. Дети побывают в уютном домике Деда Мороза и узнают, где живет северное сияние.

Московский театр кукол

А на сказку Ганса Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» можно пойти в Московский детский камерный театр кукол5 и 6 января. Одну из самых пронзительных историй писателя покажут в 12:00 и 15:00.

Мексика, фокусы и танцы

Любители фокусов могут посетить мистическое шоу лучших иллюзионистов России «Лига волшебников: Новый год — время чудес». Показы пройдут 3 и 5 января в 15:00 и 19:00 в московском театре «Школа современной пьесы».

Театр «Школа современной пьесы»

Музыкально-танцевальную фантазию «Вредные советы» по стихам Григория Остера можно увидеть в этом же театре 8 января в 15:00. Хореографию создал Егор Дружинин, а костюмы и декорации — художница Мария Трегубова, обладательница театральной премии «Золотая маска».

Прекрасный подарок на Новый год — постановка «Двенадцать месяцев» в «Театриуме на Серпуховке» под руководством Терезы Дуровой. В основе сюжета — известная сказка Самуила Маршака о капризной принцессе, потребовавшей декабрьским днем подснежников. Постановку можно увидеть 5, 6 и 7 января в 12:00 и 15:00.

«Театриум на Серпуховке»

Отправиться из зимы в лето предлагают создатели постановки «Однажды в Мексике: Кукурузный человечек». Действие происходит в деревушке Маисета среди кукурузных полей. Главная героиня отмечает 15-летие, но праздник омрачен — ее младший брат попал в беду. Как ему помочь, можно узнать 3, 4, 8 и 9 января в 12:00 и 15:00.

Билеты на постановки можно приобрести по Пушкинской карте.

«Морозко», парижские страсти и русские сказки

Перенестись в Париж и окунуться в атмосферу творческой богемы можно в Московском театре оперетты. Постановку «Фиалка Монмартра» покажут 4 января в 13:00 и 19:00. Действующие лица самой романтичной оперетты венгерского композитора Имре Кальмана — актеры, художники и поэты. В мелодиях автора знаменитых оперетт «Сильва» и «Принцесса цирка» можно услышать и традиции французского мюзик-холла, и классические венские каноны.

Московский театр оперетты

За еще одной парижской историей можно отправиться на оперетту-мюзикл «Фанфан-тюльпан» 5 января в 13:00 и 19:00. В основе авантюрного сюжета — история о молодом парижском повесе Фанфане, который, спасаясь от преследования родственников соблазненной им девушки, записывается в армию.

Билеты на представления можно приобрести по Пушкинской карте.

Зимнюю сказку «Морозко» можно посмотреть в Московском новом драматическом театре. Музыкальную историю по мотивам сказки Владимира Одоевского «Мороз Иванович» покажут 7 января в 11:00 и 8 января в 12:00.

Новый московский драматический театр

Героев русских сказок можно увидеть в музыкальном представлении «Бабкины сказки. Возвращение чудес». Артисты московского государственного академического театра «Русская песня» подготовили новогоднее интерактивное шоу.

Московский международный дом музыки: котики и козлики

Самых маленьких зрителей в праздники порадуют котики — в новогоднем спектакле Театра кошек Юрия Куклачева «Кошки против Барабаса» помимо Буратино и Мальвины они увидят и четвероногих актеров. Детей ждет разгадка тайны золотого ключика и интерактив с артистами. Постановка рассчитана на зрителей любого возраста и пройдет 3, 4, 5, 6, 7 января в 11:00, 14:00, 17:00, а также 8 января в 11:00 и 14:00.

Театр кошек Юрия Куклачева

Музыкальная сказка «Волк и семеро смелых» тоже понравится малышам. В постановке на музыку Алексея Рыбникова, автора киномюзиклов про Буратино и Красную Шапочку, детей ждут танцы и акробатические номера. Роли исполнят ведущие артисты театра, в том числе участники телевизионного проекта «Голос». Спектакль пройдет 3, 4, 5, 6, 7 и 8 января в 11:00, 14:00, 17:00.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осень — прекрасная или унылая пора? Время, когда краски природы пылают ярче всего — или угасают? Противоречивость осени вдохновляла многих людей искусства. «Культура.РФ» подобрала музыкальные композиции, которые помогают прочувствовать романтику этого времени года.

Александр Глазунов. «Времена года: Осень»

В балете отразил природный годовой цикл Александр Глазунов. Представитель «новой русской школы» начала ХХ века, продолжавшей музыкальные традиции «Могучей кучки», написал свое произведение в 1900 году. Над аллегорическим балетом, напоминавшим представления при дворе европейских правителей XVII–XVIII веков, он работал совместно с балетмейстером Мариусом Петипа. Осень в исполнении композитора получилась оптимистически лиричной: среди виноградников разворачивался танец вакханок, сатиров и фавнов. Известный музыковед Борис Астафьев писал об «Осени» Глазунова: «Это пир осеннего довольства — праздник жатвы и созревания, сытости и спелости. В музыке как бы совместились и южная солнечная искренность, и пенистость виноградного сока, и восточно-русская залихватская гульба».

Николай Римский-Корсаков. «Осенняя сказочка»

Под таким названием скрывается одноактная опера «Кащей Бессмертный». Николай Римский-Корсаков дал ей такой заголовок, так как хотел провести аналогию с «весенней сказкой» — оперой «Снегурочка. Свое «осеннее» произведение композитор создавал в 1901–1902 годах, либретто к нему помогала писать дочь Римского-Корсакова Соня. Если премьера оперы в Москве прошла успешно и спокойно, то в Петербурге она совпала с революционными событиями. Ученики консерватории, в которой работал композитор, приняли участие в волнениях 9 января 1905 года, а когда Римский-Корсаков поддержал студентов, его уволили. Саму постановку, проходившую в Театре Веры Комиссаржевской 27 марта, прервали, когда в зале послышались лозунги «Долой самодержавие!». Премьера превратилась в политическую демонстрацию. Современники увидели в образе «Кащеева царства» и самом Кащее Российскую империю и самодержавие, а позднюю глухую осень, наполненную унылостью и мраком, проассоциировали с царством зла, которое свергает Иван-Королевич победой над Кащеем.

Сергей Прокофьев. «Вариация Феи осени»

Осенняя вариация — отрывок из балета «Золушка» Сергея Прокофьева по мотивам известной сказки Шарля Перро. Композитор хотел написать балет специально для Галины Улановой: балерина впечатлила его своей ролью в «Ромео и Джульетте». Писал музыку композитор в военные годы, с 1940-го по 1944-й. Звуки осени раскрываются в первом акте балета, когда феи времен года приходят на помощь Фее-бабушке и собирают Золушку на праздничный бал. Известный музыковед и исследователь творчества Прокофьева Израиль Нестьев писал о вариациях фей: «С юношеской непосредственностью зарисовал Прокофьев картины природы в танцах четырех фей: музыка напоминает то о звонком гомоне весны, то о знойной неге лета, то о серенькой осени, то о ласковой русской зиме с мягким снежком». Позднее музыку к балету композитор переложил на симфонический лад, и появились отдельные произведения для оркестра

Осенние мотивы Григория Пономаренко

Осени посвящали не только симфонические произведения, но и песни. Композитор Григорий Пономаренко написал музыку к композициям «Осень в окошко стучится» на слова Виктора Дюнина и «Отговорила роща золотая» на стихи Сергея Есенина. Обе песни вошли в народный репертуар и до сих пор любимы слушателями.

Исаак Шварц. «Дождик осенний»

Романс автора музыки ко множеству фильмов Исаака Шварца появился в 1984 году. Композитор написал его для кинофильма Владимира Савельева «Капитан Фракасс» по одноименному роману французского писателя Теофиля Готье. Песню «Дождик осенний» на слова Булата Окуджавы исполнила советская певица Елена Камбурова.

Сергей Курёхин. «Воробьиная оратория. Осень»

Введите поисковый запрос

Войти

Ваше местоположение

Россия

  • АФИША

  • LIVE

  • СПЕЦПРОЕКТЫ

  • КИНО

  • МУЗЕИ

  • МУЗЫКА

  • ТЕАТР

  • ЛИТЕРАТУРА

  • ТРАДИЦИИ

  • АРХИТЕКТУРА

  • ОБРАЗОВАНИЕ

О проектеОткрытые данные

Публикации раздела Музыка

ПУБЛИКАЦИИ РАЗДЕЛА МУЗЫКА

Осенний плейлист

Осень — прекрасная или унылая пора? Время, когда краски природы пылают ярче всего — или угасают? Противоречивость осени вдохновляла многих людей искусства. «Культура.РФ» подобрала музыкальные композиции, которые помогают прочувствовать романтику этого времени года.

Петр Чайковский. «Времена года. Осень»

1

Знаменитый русский композитор «до страсти любил» осень. В одном из своих писем меценату Надежде фон Мекк он писал: «Любите ли Вы такие серенькие деньки, как сегодня? Я их люблю ужасно. Да и вообще начало осени по прелести можно сравнить только с весной. Мне кажется, что сентябрь с его нежно-меланхолической окраской природы имеет преимущественное свойство наполнять мою душу тихими и радостными ощущениями». Свой фортепианный цикл Чайковский начал писать на заказ в 1875 году, а его заказчик Николай Бернард издавал пьесы в своем журнале «Нувеллист». Композитор представил музыкально не только каждое время года, но и поделил его на месяцы, а к каждой из 12 пьес добавил эпиграф. Часть «Сентябрь. Охота» сопровождалась строками Александра Пушкина «Пора, пора! Рога трубят…»; «Октябрь. Осенняя песня» — Алексея Толстого «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»; «Ноябрь. На тройке» — Николая Некрасова«Не гляди же с тоской на дорогу…».

Александр Глазунов. «Времена года: Осень»

2

В балете отразил природный годовой цикл Александр Глазунов. Представитель «новой русской школы» начала ХХ века, продолжавшей музыкальные традиции «Могучей кучки», написал свое произведение в 1900 году. Над аллегорическим балетом, напоминавшим представления при дворе европейских правителей XVII–XVIII веков, он работал совместно с балетмейстером Мариусом Петипа. Осень в исполнении композитора получилась оптимистически лиричной: среди виноградников разворачивался танец вакханок, сатиров и фавнов. Известный музыковед Борис Астафьев писал об «Осени» Глазунова: «Это пир осеннего довольства — праздник жатвы и созревания, сытости и спелости. В музыке как бы совместились и южная солнечная искренность, и пенистость виноградного сока, и восточно-русская залихватская гульба».

Александр Глазунов. «Времена года. Осень»

Николай Римский-Корсаков. «Осенняя сказочка»

3

Под таким названием скрывается одноактная опера «Кащей Бессмертный». Николай Римский-Корсаков дал ей такой заголовок, так как хотел провести аналогию с «весенней сказкой» — оперой «Снегурочка. Свое «осеннее» произведение композитор создавал в 1901–1902 годах, либретто к нему помогала писать дочь Римского-Корсакова Соня. Если премьера оперы в Москве прошла успешно и спокойно, то в Петербурге она совпала с революционными событиями. Ученики консерватории, в которой работал композитор, приняли участие в волнениях 9 января 1905 года, а когда Римский-Корсаков поддержал студентов, его уволили. Саму постановку, проходившую в Театре Веры Комиссаржевской 27 марта, прервали, когда в зале послышались лозунги «Долой самодержавие!». Премьера превратилась в политическую демонстрацию. Современники увидели в образе «Кащеева царства» и самом Кащее Российскую империю и самодержавие, а позднюю глухую осень, наполненную унылостью и мраком, проассоциировали с царством зла, которое свергает Иван-Королевич победой над Кащеем.

Сергей Прокофьев. «Вариация Феи осени»

4

Осенняя вариация — отрывок из балета «Золушка» Сергея Прокофьева по мотивам известной сказки Шарля Перро. Композитор хотел написать балет специально для Галины Улановой: балерина впечатлила его своей ролью в «Ромео и Джульетте». Писал музыку композитор в военные годы, с 1940-го по 1944-й. Звуки осени раскрываются в первом акте балета, когда феи времен года приходят на помощь Фее-бабушке и собирают Золушку на праздничный бал. Известный музыковед и исследователь творчества Прокофьева Израиль Нестьев писал о вариациях фей: «С юношеской непосредственностью зарисовал Прокофьев картины природы в танцах четырех фей: музыка напоминает то о звонком гомоне весны, то о знойной неге лета, то о серенькой осени, то о ласковой русской зиме с мягким снежком». Позднее музыку к балету композитор переложил на симфонический лад, и появились отдельные произведения для оркестра.

На основе постановки в 1960 году режиссер Александр Роу и балетмейстер Ростислав Захаров сняли фильм-балет «Хрустальный башмачок».

Фрагмент фильма-балета «Хрустальный башмачок». Танец фей времен года

Читайте также:

  • Что слушать в осеннюю хандру
  • Весенний плейлист
  • Что слушать, когда влюблен

Дмитрий Шостакович. «Октябрь»

7

В советскую эпоху осень ассоциировалась с одним из главных исторических событий — «Великим Октябрем 1917 года». Впервые за осенне-революционную тематику Дмитрий Шостакович взялся в 1927 году. Тогда он получил заказ к первому крупному юбилею от Государственного издательства и написал Октябрьскую сонату. Затем появилась симфония «Посвящению Октябрю», и к 50-летию революции — симфоническая поэма «Октябрь», в которой тревога, ожидание перемен и, наконец, триумф были связаны с осенью.

Георгий Свиридов. «Весна и осень»

1

Композиция «Весна и осень» — часть «Музыкальных иллюстраций к повести Александра Пушкина «Метель» Георгия Свиридова. Литературный первоисточник и сам относится к осени — Болдинской, золотой поре творчества русского поэта. Композитор приступил к написанию музыкальных картин в 1964 году по просьбе кинорежиссера и актера Владимира Басова. Он снимал кинофильм «Метель» с Олегом Видовым и Валентиной Титовой в главных ролях. В 1973 году Свиридов на основе этих картин написал сюиту из девяти номеров, которая стала самостоятельным произведением. «Весна и осень» — третий номер сюиты, построенный на контрасте: лиричная влюбленность Марьи Гавриловны сменяется сожалением о былых чувствах и печалью.

Георгий Свиридов. «Метель. Весна и осень»

Осенние мотивы Григория Пономаренко

5

Осени посвящали не только симфонические произведения, но и песни. Композитор Григорий Пономаренко написал музыку к композициям «Осень в окошко стучится» на слова Виктора Дюнина и «Отговорила роща золотая» на стихи Сергея Есенина. Обе песни вошли в народный репертуар и до сих пор любимы слушателями.

«Осень в окошко стучится». Музыка Григория Пономаренко, слова Виктора Дюнина. Исполняет Александра Стрельченко, 1972 год

«Отговорила роща золотая». Музыка Григория Пономаренко, слова Сергея Есенина. Исполняет Любовь Бажина, 1976 год

Исаак Шварц. «Дождик осенний»

8

Романс автора музыки ко множеству фильмов Исаака Шварца появился в 1984 году. Композитор написал его для кинофильма Владимира Савельева «Капитан Фракасс» по одноименному роману французского писателя Теофиля Готье. Песню «Дождик осенний» на слова Булата Окуджавы исполнила советская певица Елена Камбурова.

«Дождик осенний». Музыка Исаака Шварца, слова Булата Окуджавы. Исполняет Елена Камбурова

Сергей Курёхин. «Воробьиная оратория. Осень»

12

Необычным образом показал смену времен года советский музыкант-авангардист Сергей Курёхин. Он решил создать цикл, подобный произведениям Вивальди и Чайковского. Подтолкнуло Курёхина к работе с такой темой обращение норвежской фирмы, которая была обеспокоена экологическими проблемами в своей стране, в частности вымиранием воробьев. Автор придумал специальный «воробьиный» язык, а саму музыку написал всего за одну ночь. Так в 1993 году появилась «Воробьиная оратория», представленная в четырех сезонных вариациях. Премьера симфонической оратории прошла в Осло и в Санкт-Петербурге.

03.12.2021

Гусаков Александр Георгиевич

педагог дополнительного образования

«Летом 1935 года, одновременно с «Ромео и Джульеттой», я сочинял легкие пьески для детей, в которых проснулась моя старая любовь к сонатинности, достигшая здесь, как мне казалось, полной детскости. К осени их набралась целая дюжина, которая затем вышла сборником под названием «Детская музыка». Последняя из пьесок, «Ходит месяц над лугами», написана на собственную, а не народную тему. Я жил тогда в Поленове, в отдельной избушке с балконом на Оку, и по вечерам любовался, как месяц гулял по полянам и лугам. Надобность в детской музыке ощущалась явно…», — пишет композитор в «Автобиографии»
«Двенадцать легких пьес», как обозначил свою «Детскую музыку» Прокофьев, — это программная сюита зарисовок о летнем дне ребенка. То, что речь идет именно о летнем дне, видно не только из ее заголовков; оркестровая транскрипция сюиты (точнее, семи ее номеров) так и названа композитором: «Летний день» (ор. 65 Ыз, 1941). Здесь как бы «двукратно» синтезировались в творческой лаборатории Прокофьева конкретные впечатления «поленовского лета» и далеких воспоминаний о лете в Сонцовке, с одной стороны, и мир детских переживаний и раздумий, детской фантастики и «были» вообще — с другой. К тому же ведь понятие «детского» для Прокофьева неразрывно связано с понятиями летнего и солнечного. Прокофьев прав, утверждая, что достиг в этой сюите «полной детскости». Двенадцать пьес, ор. 65 — важная веха на творческом пути композитора. Они открывают целый мир его восхитительного творче- — ства для детей, мир, в котором он создает неувядаемые по свежести и непосредственности, по солнечной радости и задушевной искренности шедевры.

Оценить



31

Содержимое разработки

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

Первомайского района города Ростова-на-Дону

«Центр развития творчества детей и юношества»

Стилистика и краткое образное содержание пьес соч. 65 С.С. Прокофьева

«Детская музыка»

Гусаков Александр Георгиевич

педагог дополнительного образования.

«Летом 1935 года, одновременно с «Ромео и Джуль­еттой», я сочинял легкие пьески для детей, в которых проснулась моя старая любовь к сонатинности, достиг­шая здесь, как мне казалось, полной детскости. К осени их набралась целая дюжина, которая затем вышла сбор­ником под названием «Детская музыка». Послед­няя из пьесок, «Ходит месяц над лугами», написана на собственную, а не народную тему. Я жил тогда в Поле­нове, в отдельной избушке с балконом на Оку, и по ве­черам любовался, как месяц гулял по полянам и лугам. Надобность в детской музыке ощущалась явно…», — пи­шет композитор в «Автобиографии»

«Двенадцать легких пьес», как обозначил свою «Дет­скую музыку» Прокофьев, — это программная сюита зарисовок о летнем дне ребенка. То, что речь идет именно о летнем дне, видно не только из ее заголовков; оркестровая транскрипция сюиты (точнее, семи ее но­меров) так и названа композитором: «Летний день» (ор. 65 Ыз, 1941). Здесь как бы «двукратно» синтезировались в творческой лаборатории Прокофьева конкретные впе­чатления «поленовского лета» и далеких воспоминаний о лете в Сонцовке, с одной стороны, и мир детских пе­реживаний и раздумий, детской фантастики и «были» вообще — с другой. К тому же ведь понятие «детского» для Прокофьева неразрывно связано с понятиями лет­него и солнечного. Прокофьев прав, утверждая, что до­стиг в этой сюите «полной детскости». Двенадцать пьес, ор. 65 — важная веха на творческом пути композитора. Они открывают целый мир его восхитительного творче- — ства для детей, мир, в котором он создает неувядаемые по свежести и непосредственности, по солнечной радости и задушевной искренности шедевры.

Все это вполне закономерно и глубоко симптоматично. Прокофьев — человек и художник — всегда страстно тя­готел к детскому миру, любовно и чутко вслушивался в этот психологически тонкий и своеобразный мир и, наб­людая, сам поддавался его обаянию. В натуре компози­тора жила — никогда не увядая, но, наоборот, с годами утверждаясь все более и более, — тенденция восприни­мать окружающее с позиций жизнерадостной молодости, по-весеннему светло и по-отрочески чисто и непосредст­венно. Поэтому мир детских образов Прокофьева всегда художественно естествен, органичен, совершенно лишен элементов фальшивого сюсюкания или не свойственной здоровой детской психике сентиментальной красивости. Это одна из сторон внутреннего мира самого композито­ра, которая в разное время находила и различное отра­жение в его творчестве. Стремлением к чистоте и свеже­сти детского мировосприяния можно, правда, лишь в из­вестной степени, объяснить и тяготение Прокофьева к сонатинному стилю.

Нетрудно установить также известные параллели между миром детских образов и сферой обаятельно хрупких девических персонажей его музыкально-сцени­ческих произведений. Элегическими воспоминаниями о детстве проникнуты и Седьмая симфония и Девятая фор­тепианная соната, подводящие итог творчеству компо­зитора.

«Сонатинный стиль» Прокофьева подвергся в его цик­ле детских пьес, однако, значительной трансформации. Прежде всего, он совершенно освобождается от элемен­тов неоклассицизма. На место графики приходит кон­кретная изобразительность, реалистическая программ­ность. Нейтральность в смысле национального колорита уступает свои позиции русскому мелодизму, тонкому ис­пользованию народных оборотов. Преобладанием тре- звучности воплощается чистота, безмятежность, спокой­ствие образов. Вместо изыска с «обыгрыванием» новой простоты появляется кристальный в своей ясности взгляд на мир широко раскрытыми, вопрошающе пытли­выми глазами ребенка. Именно способность передавать мироощущение самого ребенка, а не создавать музыку о нем или для него, как отмечалось многими музыковеда­ми, выгодно отличает этот цикл от ряда детских пьес, казалось бы, одинаковой целенаправленности. Продол­жая в основном лучшие традиции детской музыки Шума­на, Мусоргского, Чайковского, Прокофьев не просто следует им, а творчески развивает.

97

Первая пьеса — «Утро». Это как бы эпиграф сюиты: утро жизни. В сопоставлении регистров ощущается про­странство, воздух! Мелодия чуть мечтательна и кри­стально чиста. Почерк — характерно прокофьевский: па- раллельные движения, скачки, охват всей клавиатуры, игра через руку, четкость ритма и определенность раз­делов. Необычайная простота, но не примитив.

Вторая пьеса — «Прогулка». Трудовой день малыша начался. Его походка тороплива, хотя и несколько с раз­вальцей. Уже в первых тактах передан ее начальный ритм. Надо успеть все увидеть, ничего не пропустить, в общем, дела очень много… Графическая контурность ме­лодии и характер непрерывного движения с отстукива­нием четвертей призваны создать колорит детски наив­ной сосредоточенной «деловитости». Однако легкость чуть вальсирующего ритма сразу же переводит эту «де­ловитость» в соответствующие рамки ребячливой «ста­рательности»

Третья пьеса — «Сказочка» — мир незамысловатой детской фантастики. Здесь нет ничего поражающего вооб­ражение, страшного, чудовищного. Это мягкая, добрая сказочка-повествование, в которой быль и мечта тесно переплетены. Можно полагать, что тут воплощаются образы не сказки, рассказываемой детям, а собствен­ные их представления о фантастическом, всегда живу­щие в сознании детворы совершенно рядом с виденным и пережитым. В сущности, подлинная фантастика появ­ляется только в среднем разделе на ремарке зоз1епи1о, а в первом и заключительном разделах преобладает меч­тательное повествование с простенькой мелодией на фо­не неизменно повторяющихся ритмических оборотов. Эти ритмические повторы как бы «цементируют» форму «Ска­зочки», сдерживают ее повествовательные тенденции.

Далее идет «Тарантелла», жанрово-танцевальная, виртуозная пьеска, выражающая задорную темперамент-

Созерцательная тема второй части Четвертой симфонии близ­ка музыке «Утра» и «Прогулки» и, по-видимому, является их пред­течей.

ность ребенка, захваченного музыкально-танцевальной стихией. Живой и бойкий ритм, упругие акценты, коло­ритность полутоновых тональных сопоставлений, сдвиги одновысотных тональностей — все это увлекательно, легко, радостно. И в то же время по-детскй просто, без специфической итальянской остроты, несомненно непо­нятной русской детворе.

Пятая пьеса — «Раскаяние» — правдивая и тонкая психологическая миниатюра, ранее названная компози­тором «Стыдно стало». Как непосредственно и трогатель­но звучит печальная мелодия, как искренно и «от пер­вого лица» переданы ощущения и раздумья, охватываю­щие ребенка в моменты таких психологически сложных переживаний! Прокофьев использует здесь тип «поюще- говорящих» (по определению Л. Мазеля, «синтетиче­ских») мелодий, в которых элемент речитативной вырази­тельности не уступает выразительности кантиленной.

Но такое настроение мимолетно у детей. Оно впол­не естественно сменяется контрастным. Шестая пьеса — «Вальс», и в такого рода закономерности чувствуется не только логика сюитного разнообразия, но и логика му­зыкально-сценического мышления Прокофьева, теат­ральные законы контрастного последования сцен. Хруп­кий, нежный, импровизационно непосредственный ля-ма­жорный «Вальс» говорит о связях детских образов с ми­ром хрупких, чистых и обаятельных женских образов театральной музыки Прокофьева. Эти две линии его творчества, вернее две линии его художественных идеа­лов, перекрещиваются и взаимообогащаются. В его де­вических образах есть детская непосредственность. В его детских образах есть женственная мягкость, обаятельная влюбленность в мир и жизнь. Те и другие поражают ве­сенней свежестью и воплощаются композитором с не­обыкновенной взволнованностью и вдохновением. Имен­но в этих двух сферах наиболее отчетливо выразилось

господство лирического начала в его творчестве. От на­ивно обаятельного детского «Вальса», ор. 65 можно про­вести линию к хрупкому вальсу Наташи из оперы «Вой­на и мир» — вершине лирической вальсовости в музыке Прокофьева. Эта линия проходит через Ез-с1иг’ный эпи­зод «Большого вальса» из «Золушки», даже интонацион­но напоминающего детский вальс. Проходит она и через «Пушкинские вальсы», ор. 120 и «Вальс на льду» из «Зимнего костра», и через «Сказ о каменном цветке», где тема «Вальса», ор. 65 в точности воплощена в сцене (№ 19), изображающей владения хозяйки Медной горы. Наконец — но уже косвенно — она продолжается и в вальсообразной третьей части Шестой фортепианной сонаты, и в вальсе из Седьмой симфонии. Прокофьев развивает здесь углубленную лирико-психологическую линию русской вальсовости, отличающейся, например, от штраусовской, более блестящей, но и более узкой и внеш­ней в своей несколько односторонней радостности.

Несмотря на черты детскости, творческий почерк Прокофьева в этом вальсе ощущается очень отчетливо. Традиционная структура изящного ласкового вальса как бы обновлена, интонационные и гармонические отклоне­ния далеки от трафарета (например, весьма необычное завершение периода в субдоминантовой тональности), фактура необычайно прозрачна. Этот вальс быстро по­лучил широкое распространение в педагогической прак­тике и успешно выдерживает конкуренцию с «общеприз­нанными» произведениями для детей.

Седьмая пьеса — «Шествие кузнечиков». Это — быст­рая и веселая пьеса о радостно стрекочущих кузнечиках, всегда вызывающих интерес у ребят своими поразитель­ными скачками. Фантастичность образа не выходит здесь за рамки обычных детских выдумок и в этом отно­шении заметно отличается от, скажем, таинственной фан­тастики «Щелкунчика» Чайковского. В сущности, это за­ бавный детский галоп, в средней части которого даже слышатся интонации пионерских песен.

Далее идет пьеса «Дождь и радуга», в которой ком­позитор пытается — и очень успешно — живописать то огромное впечатление, которое производит на ребят вся­кое яркое явление природы. Здесь и естественно звуча­щие смелые звуковые «кляксы» (аккорд-пятно из двух рядом лежащих секунд), и, точно падающие капельки, медленные репетиции на одной ноте, и просто «Тема удивления» перед происходящим (нежная и красивая мелодия, спускающаяся с высоты).

Девятая пьеса — «Пятнашки» — близка по стилю «Тарантелле». Она написана в характере быстрого этю­да. Так и представляешь себе увлеченно догоняющих друг друга ребят, атмосферу веселой, подвижной детской игры.

Одиннадцатая пьеса — «Вечер» — своей широкой рус­ской песенностыо и мягким колоритом вновь напоминает

Вдохновенно написана десятая пьеса — «Марш». В отличие от ряда других своих маршей, Прокофьев в дан­ном случае не пошел по пути гротеска или стилизации. Здесь нет и элемента кукольности (как, например, в «Марше деревянных солдатиков» Чайковского), пьеса вполне реалистично рисует марширующих ребят. Дет­ский «Марш», ор. 65 получил широкое распространение, стал излюбленной пьесой советского фортепианного ре­пертуара для детей.

Сказка к произведению прокофьева сказочка

о великом лирическом даре Прокофьева, о почвенности его мелодизма. Музыка этой обаятельной пьесы насы­щена подлинной человечностью, чистотой и благородст­вом чувств. Впоследствии автор использовал ее в каче­стве темы любви Катерины и Данилы в балете «Сказ о каменном цветке», сделав одной из важнейших лейттем всего балета.

Наконец, последняя, двенадцатая пьеса — «Ходит ме­сяц за лугами» — органически связана с народными ин­тонациями. Вот почему автор счел необходимым в «Ав­тобиографии» разъяснить, что она написана не на фоль­клорную, а на собственную тему.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/472908-stilistika-i-kratkoe-obraznoe-soderzhanie-pes

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

  • Сказка казань улица баумана
  • Сказка к новому году для начальной школы на новый лад
  • Сказка кабачок и баклажан
  • Сказка к дню матери по ролям
  • Сказка к д ушинского дедушка