Сказка иван крестьянин и чудо юдо сказка

Тест по сказке иван крестьянский сын и чудо-юдо 1. что собиралось сделать с царством-государством поганое чудо-юдо в сказке

Тест по сказке «Иван – крестьянский сын и
чудо-юдо»

№ 1. Что
собиралось сделать с царством-государством поганое чудо-юдо в сказке «Иван –
крестьянский сын и чудо-юдо»?

а) сжечь
дома и съесть людей; б) напасть на землю, истребить людей, огнем спалить
города-сёла; в) наслать на землю сильный ветер и ливень.

№ 2. Как
называлась река, на которую ехали Иван – крестьянский сын и его братья?

а)
Смородина; б) Лыбедь; в) Волга.

№ 3. Сколько
голов было у всех трех чуд-юд?

а) 9; б)
12; в) 27.

№ 4. Какого
животного не было у чуда-юда?

а) черного
кота; б) черного пса; в) черного ворона.

№ 5. Что делал
старший брат Ивана — крестьянского сына, когда отправился в дозор?

а) лег под
ракитов куст и заснул крепко; б) спрятался под калиновый мост и стал
караулить; в) снарядился, взял свой острый меч и пошел к реке.

№ 6. Что
девятиголовое чудо-юдо собиралось сделать с Иваном – крестьянским сыном?

а) «Я его на
одну руку посажу, другой прихлопну!» б) «…я его одним пальцем убью!» в)
«…только дуну – его и праху не останется».

№ 7. Что Иван
крестьянский сын кинул в глаза девятиголовому чуду-юду, чтобы спастись?

а) горсть
песку; б) пуд соли; в) дорожную котомку.

№ 8. Какая
шерсть была у коня двенадцатиголового чуда-юда?

а) железная;
б) бронзовая; в) медная.

№ 9. Что Иван
– крестьянский сын обронил в поле во время битвы с чудом-юдом?

а) шапку; б)
пояс; в) платочек.

№ 10. Во что
хотела превратиться жена девятиголового чуда-юда?

а) в
колодец; б) в яблоню; в) в мягкий ковер с шелковыми подушками.

№ 11. Кем
старая змеиха приходилась всем трем чудам-юдам?

а) сестрой; б)
матерью; в) бабушкой.

№ 12. Из чего
был сделан ковшик в колодце?

а) из
дерева; б) из серебра; в) из золота.

№ 13. Что
происходило в природе, когда вылетела старая змеиха?

а) «вдруг
небо потемнело, ветер завыл, загудел»; б) «вдруг на реке воды
взволновались, на дубах орлы закричали»; в) «сыра земля закачалась, воды
в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали».

№ 14. Кто
разинул пасть от неба до земли, чтобы проглотить Ивана – крестьянского сына и
его братьев?

а) Баба Яга;
б) жена чуда-юда; в) старая змеиха.

№ 15. Где нашли
свое спасение Иван – крестьянский сын и его братья?

а) под
калиновым мостом; б) под яблоней; в) в кузнице.

№ 16. В сказке
Ииван – крестьянский сын и чудо-юдо» есть предложение: «Свистнул он [Иван —
крестьянский сын], гаркнул, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья
остались». Что означает слово «гаркнул»?

а) топнул
левой ногой; б) громко и отрывисто крикнул, рявкнул; в) поднял
голову к небу.

Ключ к тесту:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

б

а

в

а

а

б

а

в

в

б

б

б

а

в

в

б

Тест по сказке «Иван – крестьянский сын и
чудо-юдо»

№ 1. Что
собиралось сделать с царством-государством поганое чудо-юдо в сказке «Иван –
крестьянский сын и чудо-юдо»? а) сжечь дома и съесть людей; б)
напасть на землю, истребить людей, огнем спалить города-сёла; в) наслать
на землю сильный ветер и ливень.
№ 2. Как называлась река, на
которую ехали Иван – крестьянский сын и его братья? а)
Смородина; б) Лыбедь; в) Волга.
№ 3. Сколько голов
было у всех трех чуд-юд? а) 9; б) 12; в) 27.
4.
Какого животного не было у чуда-юда? а) черного кота; б)
черного пса; в) черного ворона.
№ 5. Что делал старший брат
Ивана — крестьянского сына, когда отправился в дозор? а) лег
под ракитов куст и заснул крепко; б) спрятался под калиновый мост и стал
караулить; в) снарядился, взял свой острый меч и пошел к реке.

6.
Что девятиголовое чудо-юдо собиралось сделать с Иваном – крестьянским
сыном? а) «Я его на одну руку посажу, другой прихлопну!» б)
«…я его одним пальцем убью!» в) «…только дуну – его и праху не
останется».
№ 7. Что Иван крестьянский сын кинул в глаза
девятиголовому чуду-юду, чтобы спастись? а) горсть песку; б)
пуд соли; в) дорожную котомку.
№ 8. Какая шерсть была у коня
двенадцатиголового чуда-юда? а) железная; б) бронзовая;
в) медная.
№ 9. Что Иван – крестьянский сын обронил в поле во
время битвы с чудом-юдом? а) шапку; б) пояс; в)
платочек.
№ 10. Во что хотела превратиться жена девятиголового
чуда-юда? а) в колодец; б) в яблоню; в) в мягкий
ковер с шелковыми подушками.
№ 11. Кем старая змеиха приходилась
всем трем чудам-юдам? а) сестрой; б) матерью; в)
бабушкой.
№ 12. Из чего был сделан ковшик в колодце? а)
из дерева; б) из серебра; в) из золота.
№ 13. Что
происходило в природе, когда вылетела старая змеиха? а) «вдруг
небо потемнело, ветер завыл, загудел»; б) «вдруг на реке воды
взволновались, на дубах орлы закричали»; в) «сыра земля закачалась, воды
в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали».

14.
Кто разинул пасть от неба до земли, чтобы проглотить Ивана –
крестьянского сына и его братьев? а) Баба Яга; б) жена
чуда-юда; в) старая змеиха.
№ 15. Где нашли свое спасение
Иван – крестьянский сын и его братья? а) под калиновым мостом;
б) под яблоней; в) в кузнице.
№ 16. В сказке Иван –
крестьянский сын и чудо-юдо» есть предложение: «Свистнул он [Иван —
крестьянский сын], гаркнул, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья
остались». Что означает слово «гаркнул»? а) топнул левой
ногой; б) громко и отрывисто крикнул, рявкнул; в) поднял голову к
небу.

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Тест по сказке «Иван – крестьянский сын и
чудо-юдо»

№ 1. Что
собиралось сделать с царством-государством поганое чудо-юдо в сказке «Иван –
крестьянский сын и чудо-юдо»? а) сжечь дома и съесть людей; б)
напасть на землю, истребить людей, огнем спалить города-сёла; в) наслать
на землю сильный ветер и ливень.
№ 2. Как называлась река, на
которую ехали Иван – крестьянский сын и его братья? а)
Смородина; б) Лыбедь; в) Волга.
№ 3. Сколько голов
было у всех трех чуд-юд? а) 9; б) 12; в) 27.
4.
Какого животного не было у чуда-юда? а) черного кота; б)
черного пса; в) черного ворона.
№ 5. Что делал старший брат
Ивана — крестьянского сына, когда отправился в дозор? а) лег
под ракитов куст и заснул крепко; б) спрятался под калиновый мост и стал
караулить; в) снарядился, взял свой острый меч и пошел к реке.

6.
Что девятиголовое чудо-юдо собиралось сделать с Иваном – крестьянским
сыном? а) «Я его на одну руку посажу, другой прихлопну!» б)
«…я его одним пальцем убью!» в) «…только дуну – его и праху не
останется».
№ 7. Что Иван крестьянский сын кинул в глаза
девятиголовому чуду-юду, чтобы спастись? а) горсть песку; б)
пуд соли; в) дорожную котомку.
№ 8. Какая шерсть была у коня
двенадцатиголового чуда-юда? а) железная; б) бронзовая;
в) медная.
№ 9. Что Иван – крестьянский сын обронил в поле во
время битвы с чудом-юдом? а) шапку; б) пояс; в)
платочек.
№ 10. Во что хотела превратиться жена девятиголового
чуда-юда? а) в колодец; б) в яблоню; в) в мягкий
ковер с шелковыми подушками.
№ 11. Кем старая змеиха приходилась
всем трем чудам-юдам? а) сестрой; б) матерью; в)
бабушкой.
№ 12. Из чего был сделан ковшик в колодце? а)
из дерева; б) из серебра; в) из золота.
№ 13. Что
происходило в природе, когда вылетела старая змеиха? а) «вдруг
небо потемнело, ветер завыл, загудел»; б) «вдруг на реке воды
взволновались, на дубах орлы закричали»; в) «сыра земля закачалась, воды
в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали».

14.
Кто разинул пасть от неба до земли, чтобы проглотить Ивана –
крестьянского сына и его братьев? а) Баба Яга; б) жена
чуда-юда; в) старая змеиха.
№ 15. Где нашли свое спасение
Иван – крестьянский сын и его братья? а) под калиновым мостом;
б) под яблоней; в) в кузнице.
№ 16. В сказке Иван –
крестьянский сын и чудо-юдо» есть предложение: «Свистнул он [Иван —
крестьянский сын], гаркнул, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья
остались». Что означает слово «гаркнул»? а) топнул левой
ногой; б) громко и отрывисто крикнул, рявкнул; в) поднял голову к
небу.

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Тест по сказке «Иван – крестьянский сын и
чудо-юдо»

№ 1. Что
собиралось сделать с царством-государством поганое чудо-юдо в сказке «Иван –
крестьянский сын и чудо-юдо»? а) сжечь дома и съесть людей; б)
напасть на землю, истребить людей, огнем спалить города-сёла; в) наслать
на землю сильный ветер и ливень.
№ 2. Как называлась река, на
которую ехали Иван – крестьянский сын и его братья? а)
Смородина; б) Лыбедь; в) Волга.
№ 3. Сколько голов
было у всех трех чуд-юд? а) 9; б) 12; в) 27.
4.
Какого животного не было у чуда-юда? а) черного кота; б)
черного пса; в) черного ворона.
№ 5. Что делал старший брат
Ивана — крестьянского сына, когда отправился в дозор? а) лег
под ракитов куст и заснул крепко; б) спрятался под калиновый мост и стал
караулить; в) снарядился, взял свой острый меч и пошел к реке.

6.
Что девятиголовое чудо-юдо собиралось сделать с Иваном – крестьянским
сыном? а) «Я его на одну руку посажу, другой прихлопну!» б)
«…я его одним пальцем убью!» в) «…только дуну – его и праху не
останется».
№ 7. Что Иван крестьянский сын кинул в глаза
девятиголовому чуду-юду, чтобы спастись? а) горсть песку; б)
пуд соли; в) дорожную котомку.
№ 8. Какая шерсть была у коня
двенадцатиголового чуда-юда? а) железная; б) бронзовая;
в) медная.
№ 9. Что Иван – крестьянский сын обронил в поле во
время битвы с чудом-юдом? а) шапку; б) пояс; в)
платочек.
№ 10. Во что хотела превратиться жена девятиголового
чуда-юда? а) в колодец; б) в яблоню; в) в мягкий
ковер с шелковыми подушками.
№ 11. Кем старая змеиха приходилась
всем трем чудам-юдам? а) сестрой; б) матерью; в)
бабушкой.
№ 12. Из чего был сделан ковшик в колодце? а)
из дерева; б) из серебра; в) из золота.
№ 13. Что
происходило в природе, когда вылетела старая змеиха? а) «вдруг
небо потемнело, ветер завыл, загудел»; б) «вдруг на реке воды
взволновались, на дубах орлы закричали»; в) «сыра земля закачалась, воды
в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали».

14.
Кто разинул пасть от неба до земли, чтобы проглотить Ивана –
крестьянского сына и его братьев? а) Баба Яга; б) жена
чуда-юда; в) старая змеиха.
№ 15. Где нашли свое спасение
Иван – крестьянский сын и его братья? а) под калиновым мостом;
б) под яблоней; в) в кузнице.
№ 16. В сказке Иван –
крестьянский сын и чудо-юдо» есть предложение: «Свистнул он [Иван —
крестьянский сын], гаркнул, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья
остались». Что означает слово «гаркнул»? а) топнул левой
ногой; б) громко и отрывисто крикнул, рявкнул; в) поднял голову к
небу.

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Урок 8. «ИВАН — КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО».

ОБРАЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ. ГЕРОИ СКАЗКИ

Цели деятельности учителя:

учить характеризовать героев сказки, строить рассказ о герое; раскрыть моральные качества героя; обратить внимание учащихся на художественные особенности сказки; учить определять главную мысль произведения; совершенствовать работу по восприятию и пониманию волшебной героической сказки, формированию навыков пересказа и речи.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения:

знать

жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки;
уметь

отличать виды сказок, строить рассказ о герое, характеризовать его.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные

: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные

: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные

: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные

: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

I

. Анализ текста сказки.

Вопросы

1. Понравилась ли сказка?

2. Интересен ли вам Иван — крестьянский сын?

3. Можно ли утверждать, что Иван — сын своего народа, его часть, его защитник? Почему?

4. Каковы, по-вашему, истоки силы героя?

ОБРАЗ ИВАНА

В самом начале сказки читатель не предполагает, что младший из сыновей Иван, которого старшие братья не желали взять с собой в путь-дорогу, окажется защитником своей земли! Постепенно углубляясь в сказочные события, наблюдаем, как проявляются ум и смекалка, смелость и ловкость юного героя.

Вопрос:

Найдите в тексте слова, над которыми Иван в первый раз заставляет задуматься братьев об опасности и серьезности положения.
(«Ну, братцы, заехал мы в чужую сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться.)

Несмотря на предупреждение, старшие братья во время дозоров проспали под ракитовым кустом. Иван понял бесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с чудом-юдом.

Задание:

Прочитайте, как описывается появление чуда-юда о шести головах, о девяти, о двенадцати головах.

Каждый раз образ чуда-юда становится все страшнее. Во время появления его воды в реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз — «сыра земля всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли».

Вопрос:

Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?

Изображая нарастающую с каждым разом опасность, автор-народ подчеркивает серьезность ситуации для героя. Это сделано не случайно, это специальный прием, используя который, автор показывает смелость, храбрость, неустрашимость Ивана, чем вызывает у читателя любовь и уважение к защитнику своей земли.

Вопрос:

Как ведет себя Иван при каждой встрече с чудищем?

В первый раз не дрогнул, отвечал мудро; во второй — проявил находчивость, храбрость; в третий раз Иван решителен, неудержим.

Вопрос:

А как же ведут себя старшие братья? Зачем нужны бесполезные помощники?

И это художественный прием. С помощью такого противопоставления достигается следующее: на фоне спесивых бездельников ярко показан простой и скромный победитель.

Вспомните, что в начале сказки братья не желают брать Ивана в поход. На самом же деле все оказывается наоборот: братья бесполезны, а Иван — герой, защитник.

ОБРАЗ ВРАГА

Для того чтобы усилить впечатления от вида мерзкого чудовища, народ изображает его жутким, вероломным, несущим в себе зло, насилие, смерть.

Еще один художественный прием: чудовище показано не с целью запугать народ, а для того, чтобы вызвать отвращение к врагу, возненавидеть его. Как ни ужасен враг, а человек все равно победит, так как борется за правое дело.

Двенадцатиголовому змею Иван спокойно говорит: «Пришел я с тобой насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить». В этой реплике заключена народная мудрость и главная мысль сказки.

КОМПОЗИЦИЯ СКАЗКИ

Вопросы и задания:

1. Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.

2. Соблюдается ли тройственное повторение действия? (Три боя

.)

3. Какие словосочетания замедляют действие?
(«Долго ли коротко, коротко ли ехали»; «ехали они ехали» и т. п.)

4. Приведите примеры постоянных эпитетов.
(Добрый молодец, булатный меч и др.)

Обратите внимание на концовку сказки. В ней еще раз (звучит) повторяется главная мысль: «А Иван — крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить да поживать, поле пахать да пшеницу сеять».

В этих словах олицетворена мечта людей о свободной, спокойной жизни, мирном труде. Иван — простой человек, народный герой, патриот, имеющий честь, совесть, любящий свою Родину.

Как можно сформулировать мораль сказки?

Чудо-юдо явилось завоевателем на чужую землю, туда, где была мирная жизнь. Возмущение народа остановить нельзя. В образе Ивана соединились все лучшие силы земли русской, это и помогло победить врага. Это подтверждается пословицами, в которых живет народная мудрость:

В каком народе живешь, того и обычая держись.

Своя земля и в горсти мила.

Чужая сторона — мачеха, родима сторона — мать.

Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

На Руси не все караси — есть и ерши.

В чужой монастырь со своим уставом не лезь.

II. Конкурс на лучшую иллюстрацию к сказке. Обсуждение работ.

Домашнее задание:

чтение и пересказ сказок «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»; работа по заданиям «Размышляем о своеобразии сказок о животных», «Размышляем о своеобразии бытовых сказок» (с. 40-46).

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у этого царя на дворе был столб, а в этом столбе три кольца: одно золотое, другое серебряное, а третье медное. В одну ночь царю привиделся такой сон: будто у золотого кольца был привязан конь — что́ ни шерстинка, то серебринка, а во лбу светел месяц. Поутру встал он и приказал клич кликать: кто этот сон рассудит и коня того достанет, за того свою дочь отдам и половину царства в придачу. Собралось на царский клич множество князей, бояр и всяких господ; думали-думали — никто не может сна растолковать, никто не берется коня достать.

Наконец доложили царю, что у нищего старичка есть сын Иван, который может сон растолковать и коня достать. Царь приказал призвать его. Призвали Ивана. Спрашивает его царь: «Рассудишь ли ты мой сон и достанешь ли коня?» Иван отвечает: «Расскажи наперед, что за сон и какой тебе конь надобен?» Царь говорит: «В прошлой ночи привиделось мне, будто у золотого кольца на моем дворе был привязан конь — что́ ни шерстинка, то серебринка, а во лбу светел месяц». — «Это не сон, а быль; потому что в прошлую ночь на этом коне приезжал к тебе двенадцатиглавый змей и хотел царевну украсть». — «А можно ли достать этого коня?» Иван отвечает: «Можно — только тогда, как минет мне пятнадцать лет». В то время было Ивану только двенадцать годочков; царь взял его во дворец, кормил и поил до пятнадцати.

Вот как минуло Ивану пятнадцать лет, сказал он царю: «Давай, государь, мне коня, на котором можно б доехать до того места, где змей находится». Царь повел его в конюшни и показал всех своих лошадей; только он не мог ни одной выбрать по своей силе и тяжести: как наложит на которую лошадь свою богатырскую руку, та и упадет. И сказал он царю: «Пусти меня в чистое поле поискать себе под силу коня». Царь его отпустил.

Иван крестьянский сын три года искал, нигде не мог сыскать. Идет со слезами обратно к царю. Попадается ему навстречу старичок и спрашивает: «Что ты, парень, плачешь?» Он ему на спрос грубо отвечал, просто-напросто от себя прогнал; старик молвил: «Смотри, малый, не помяни меня». Иван немного отошел от старика, подумал сам с собою: «За что я старика обидел? Стары люди много знают». Воротился, догнал старика, упал ему в ноги и сказал: «Дедушка, прости меня, со кручины тебя обидел. Я плачу вот о чем: три года ходил я по́ полю по разным табунам — нигде не мог сыскать по себе коня». Старик отвечает: «Поди в такое-то село, там у мужичка на конюшне стоит кобыла, а от той кобылы народился паршивый жеребенок; ты возьми его и выкорми: он тебе будет под силу». Иван поклонился старику и пошел в село.

Приходит к мужику прямо в конюшню, увидал кобылу с паршивым жеребенком и наложил на того жеребенка руку. Жеребенок не прогнулся; он взял его у крестьянина, покормил несколько времени, приехал к царю и рассказал ему, как добыл себе коня. Потом стал собираться в гости к змею. Царь спросил: «Сколько тебе, Иван крестьянский сын, надобно силы?» Отвечает Иван: «На что мне твоя сила? Я один могу достать; разве только для посылок дай человек шесть». Дал ему царь шесть человек; вот они собрались и поехали.

Долго ли, коротко ли они ехали — никому не ведомо; ведомо только то, что приехали они к огненной реке, через реку мост лежит, а кругом реки огромный лес. В том лесу раскинули они шатер, достали разных напитков, начали пить, есть, веселиться. Иван крестьянский сын говорит товарищам: «Давайте, ребята, каждую ночь поочередно караулить: не будет ли кто проезжать через эту реку?» И случилось так: кто ни пойдет из его товарищей караул держать, всякий напьется с вечера пьян и ничего не видит.

Наконец пошел караулить Иван крестьянский сын; смотрит: в самую полночь едет через реку змей о трех головах и подает голос: «Нет мне ни спорщика, ни наговорщика; есть разве один спорщик и наговорщик — Иван крестьянский сын, да и того ворон в пузыре костей не заносил!» Иван крестьянский сын из-под моста выскочил: «Врешь ты! Я здесь». — «А если здесь, то давай поспорим». И выехал змей против Ивана на коне, а Иван выступил пеший, размахнулся своей саблею и срубил змею все три головы, а коня себе взял и привязал у шатра.

На другую ночь Иван крестьянский сын убил шестиглавого змея, на третью ночь — девятиглавого и побросал их в огненную реку. А как пошел караулить на четвертую ночь, то приехал к нему двенадцатиглавый змей и стал говорить гневно: «Кто таков Иван крестьянский сын? Сейчас выходи ко мне! Зачем побил моих сыновей?» Иван крестьянский сын выступил и сказал: «Позволь мне наперед сходить к своему шатру; а после сражаться будем», — «Хорошо, ступай!» Иван побежал к товарищам: «Ну, ребята, вот вам таз, смотрите в него; когда он полон нальется крови, приезжайте ко мне». Воротился и стал против змея, и когда они разошлись и ударились, то Иван с первого раза срубил у змея четыре головы, а сам по колена в землю ушел; во второй раз разошлись — Иван три головы срубил, а сам по́ пояс в землю ушел; в третий раз разошлись — еще три головы отсек, сам по грудь ушел; наконец одну срубил — по шейку ушел. Тогда только вспомянули про него товарищи, посмотрели в таз и увидели, что кровь через край льется; прибежали и срубили у змея последнюю голову, а Ивана из земли вытащили. Иван крестьянский сын взял змеиного коня и увел к шатру.

Вот прошла ночь, настает утро; начали добрые молодцы пить, есть, веселиться. Иван крестьянский сын встал от веселья и сказал своим товарищам: «Вы, ребята, меня подождите!» — а сам оборотился котом, пошел по мосту через огненную реку, пришел в тот дом, где змеи жили, и стал дружиться с тамошними кошками. А в целом доме осталось в живых только сама змеиха да три ее снохи; сидят они в горнице и говорят между собою: «Как бы нам злодея Ивана крестьянского сына сгубить?» Малая сноха говорит: «Куда б ни поехал Иван крестьянский сын, сделаю на пути голод, а сама оборочусь яблоней; как он съест яблочко, сейчас разорвет его!» Средняя сказала: «А я на пути их сделаю жажду и оборочусь колодцем; пусть попробует выпить!» Старшая сказала: «А я наведу сон, а сама сделаюсь кроватью; если Иван крестьянский сын ляжет, то сейчас помрет!» Наконец сама свекровь сказала: «А я разину пасть свою от земли до неба и всех их пожру!» Иван крестьянский сын выслушал все, что они говорили, вышел из горницы, оборотился человеком и пришел к своим товарищам: «Ну, ребята, собирайтесь в путь!»

Собрались, поехали в путь, и в первый раз на пути сделался ужасный голод, так что нечего было перекусить; видят они — стоит яблоня; товарищи Ивановы хотели нарвать яблок, но Иван не велел. «Это, — говорит, — не яблоня!» — и начал ее рубить; из яблони кровь пошла. Во второй раз напала на них жажда; Иван увидал колодец, не велел пить, начал его рубить — из колодца кровь потекла. В третий раз напал на них сон; стоит на дороге кровать, Иван и ее изрубил. Подъезжают они к пасти, разинутой от земли до неба; что делать? Вздумали с разлету через пасть скакать. Никто не мог перескочить; только перескочил один Иван крестьянский сын: вынес его из беды чудесный конь — что́ ни шерстинка, то серебринка, а во лбу светел месяц.

Приехал он к одной реке; у той реки стоит избенка. Тут попадается ему навстречу мужичок сам с пёрст, усы на семь верст и говорит ему: «Отдай мне коня; а коли не отдашь честью, то силой возьму!» Отвечает Иван: «Отойди от меня, покуда тебя конем не раздавил!» Мужичок сам с пёрст, усы на семь верст сшиб его наземь, сел на коня и уехал. Входит Иван в избенку и сильно о коне тужит. В той избенке лежит на печи безногий-безрукий и говорит Ивану: «Послушай, добрый молодец — не знаю, как тебя по имени назвать; зачем ты связывался с ним бороться? Я не этакий был богатырь, как ты; да и то он у меня и руки и ноги отъел!» — «За что?» — «А за то, что я у него на столе хлеб поел!» Иван начал спрашивать, как бы назад коня достать? Говорит ему безногий-безрукий: «Ступай на такую-то реку, сними перевоз, три года перевози, ни с кого денег не бери; разве тогда достанешь!»

Иван крестьянский сын поклонился ему, пошел на реку, снял перевоз и целых три года перевозил безденежно. Однажды случилось ему перевозить трех старичков, они дают ему денег, он не берет. «Скажи, добрый молодец, почему ты денег не берешь?» Он отвечает: «По обещанию». — «По какому?» — «У меня ехидный человек коня отбил; так меня добрые люди научили, чтоб я перевоз снял да три года ни с кого денег не брал». Старички сказали: «Пожалуй, Иван крестьянский сын, мы готовы тебе услужить — твоего коня достать». — «Помогите, родимые!» Старички были не простые люди: это был Студенец, Обжора и колдун. Колдун вышел на́ берег, нарисовал на песке лодку и говорит: «Ну, братцы, видите вы эту лодку?» — «Видим!» — «Садитесь в нее». Сели все четверо в эту лодку. Говорит колдун: «Ну, легкая лодочка, сослужи мне службу, как прежде служила».

Вдруг лодка поднялась по воздуху и мигом, словно стрела, из лука пущенная, привезла их к большой каменистой горе. У той горы дом стоит, а в доме живет сам с пёрст, а усы на семь верст. Послали старики Ивана коня спрашивать. Иван начал коня просить; мужичок сам с пёрст, усы на семь верст сказал ему: «Укради у царя дочь и привези ко мне, тогда отдам коня». Иван сказал про то своим товарищам, и тотчас они его оставили, а сами к царю отправились. Приезжают; царь узнал, зачем они приехали, и приказал слугам баню истопить, докрасна накалить: пусть де задохнутся! После попросил гостей в баню: они поблагодарили и пошли. Колдун велел наперед Студенцу идти. Студенец взошел в баню и прохладил; вот они вымылись, выпарились и пришли к царю. Царь приказал большой обед подавать; множество всяких яств на стол было подано. Обжора принялся и всё поел. Ночью собрались гости потихоньку, украли царевну, привезли к мужичку сам с пёрст, усы на семь верст; царевну ему отдавали, а коня выручали.

Иван крестьянский сын поклонился старичкам, сел на коня и поехал к царю. Ехал-ехал, остановился в чистом поле отдохнуть, разбил шатер и лег спать. Проснулся, хвать — подле него царевна лежит. Он обрадовался, начал ее спрашивать: «Как сюда угодила?» Царевна сказала: «Я оборотилась булавкою да в твой воротник воткнулась». В ту ж минуту оборотилась она опять булавкою; Иван крестьянский сын воткнул ее в воротник и поехал дальше. Приезжает к царю; царь увидал чудного коня, принимает доброго молодца с честью и рассказывает, как у него дочь украли. Иван говорит: «Не горюй, государь! Я ее назад привез». Вышел в другую комнату; царевна оборотилась красной девицей. Иван взял ее за руку и привел к царю. Царь еще больше возрадовался, взял себе коня, а дочь отдал замуж за Ивана крестьянского сына. Иван и поныне живет с молодой женою.

У русского народа много сказок, одна из них — Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо. Как и многие русские народные сказки, данное произведение учит читателя доброте, смелости, ответственности, смекалке, внимательности, трудолюбию, любви к Родине.

Главным героем выступает Иван, самый младший сын родителей. Вместе со своими двумя братьями Иван решает отправиться в путь, к реке Смородине, к калиновому мосту для битвы с Чудом-Юдом. Чудо-юдо – это отрицательный персонаж сказки. Он нападает на русские города и села, сжигая все на своем пути.

Когда герои прибыли на место, они решили каждую ночь, по одному, выходить караулить Чудо-Юдо. Однако старшие братья отнеслись несерьезно к своему делу. Выходя в дозор, каждый из них засыпал крепким сном под кустом.

Младший, здесь, представляется самым ответственным, потому что, не спал, зная, что должен защитить родные земли. Он выходил поджидать злодея, вместо своих спящих родственников. Оказалось, что чудище не одно. Две ночи подряд Иван сражался с ними. В первую ночь с шестьюголовым, во вторую с девятьюголовым. На третью ночь был его черед выходить в караул, он понимал, что если чудо-юдо явится, то будет еще суровее, чем предыдущие. Он дал братьям указания, выпустить коня, когда они услышат свист, но братья опять спали. Иван чуть не погиб, но все же «достучался» до родственников и они отпустили коня на подмогу. Иван одолел чудовище с двенадцатью головами.

После победы Иван проявил бдительность и смекалку, опять-таки в отличие от старших братьев. Он подошел к жилищу злодеев и подслушал разговор жен и матери, благодаря этому герои смогли избежать гибели по дороге домой.

Любовь к труду русского народа описывается в начале и конце сказки. В начале, сказатель говорит о том, что герои живут, не ленятся и трудятся с утра до ночи, в конце сказки, снова упоминается о том, что герои пашут землю и сажают пшеницу.
Такие герои, как Иван, необходимы в нашей жизни. Мужество, отвага — главные качества характера каждого мужчины. Дети, прочитавшие сказку, должны ровняться на Ивана, именно такие персонажи необходимо превращать в кумиров. И, конечно, очень важная мысль – добро, которое побеждает зло.

Сочинение для 5 класса.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Счастлива ли Вера Алмазова (рассуждение по рассказу Куприна Куст сирени)

    Читая известное произведение знаменитого русского писателя Александра Ивановича Куприна «Куст сирени» вы сможете окунуться мир настоящей и преданной любви, которая делает людей по-настоящему счастливыми

  • Смешное и грустное в рассказах Чехова сочинение

    Знаменитый русский писатель Чехов Антон Павлович уже очень и очень давно считается одним из признанных мастеров отечественной литературы, которые способны объединить в своих произведениях мягкий лиризм, человеческую любовь и привязанность

  • На даний час на Землі проживає приблизно сім мільярдів людей. Вони вчаться, працюють, дружать. Але часто можна почути таке словосполучення як «справжня людина». Що ж означає цей вислів?

  • Критика о романе Капитанская дочка Пушкина и отзывы современников

    Сама публикация романа в журнале «Современник» не вызвала интереса со стороны критиков. Ни один журнал или газета, издаваемые в Санкт-Петербурге и Москве, никак не прокомментировали новое произведение Пушкина.

  • Анализ повести Платонова Сокровенный человек

    Произведение относится к художественной прозе писателя, посвященной событиям, происходящим в период революции и гражданской войны, раскрывающих образы простых русских людей.

Русские народные сказки — это один из видов фольклорной прозы, который составляет значительную часть от всего народного устного творчества древней Руси. Сказки являются важной частью русской культуры и по праву могут считаться национальным достоянием.

Некоторые сказки относительно просты и понятны даже маленьким детям, например, «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка» и другие. Другие произведения имеют более сложный сюжет — к ним относится в том числе и сказка «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо».

Краткий сюжет

Как и многие сказки русского народа, это произведение начинается традиционными словами «в некотором царстве, в некотором государстве…». Одними из второстепенных персонажей являются старик и старуха.

Главный герой — младший из трех их сыновей по имени Иванушка. Иван со своими братьями трудился на пашне и засевал хлеб, пока на его родину не напало Чудо-Юдо. Втроем братья решили сразиться с чудовищем и поехали на реку Смородину.

Дальнейший сюжет развивается так, что, вопреки ожиданиям, Иванушка в одиночку побеждает Чудо-Юдо, а также трех его жен и мать, желавших отомстить. После этого Иван возвращается домой. Сказка заканчивается словами «стали они жить да поживать…». В данном случае — «землю пахать да хлеб сеять».

Вопросы, которые можно составить к сказке

  1. Сколько детей было у старика и старухи и как звали младшего из них?
  2. Чем занимались братья до битвы с Чудом-Юдом?
  3. Как Чудо-Юдо хотело истребить людей и захватить царство?
  4. Кого братья встретили на пути к реке Смородине?
  5. Как Чудо-Юдо почувствовало присутствие Ивана?
  6. Что Иван приказал братьям перед битвой с чудовищем?
  7. Почему головы Чуда-Юда отрастали вновь, несмотря на то что Иван срубал их мечом?
  8. Как хотели отомстить жены и мать Чуда-Юда?

Характеристика Ивана — крестьянского сына

Задание написать характеристику одного из героев на уроках литературы может быть как самостоятельным, так и быть дополнительным заданием при написании сочинения или анализа сказки.

Так как в сказке не уделяется много внимания внешности персонажей, основную часть характеристики Ивана — крестьянского сына составляет описание характера и внутренних качеств.

2064875

Именем Иванушка в русских народных сказках зовут глупых персонажей, от которых остальные не ожидают ничего особенного. Но, вопреки ожиданиям, Иван оказывается самым умным, храбрым и ответственным из всех трех братьев. Он не побоялся вступить в бой с Чудом-Юдом, а во время битвы, помимо храбрости и отваги, проявил находчивость и смекалку, что помогло ему победить.

Разделы:


Литература

Цель:
через анализ образа главного героя
воспитывать чувство патриотизма, высокие
нравственные устои и эстетические ценности
учащихся.

  • Образовательная: вырабатывать умение
    перерабатывать текст с целью нахождения
    фрагментов, отвечающих на конкретные вопросы,
    выделять важную информацию.
  • Развивающая: способствовать формированию
    коммуникативной и исследовательской
    компетентности пятиклассников, обогащать
    словарный запас учащихся, развивать умение
    овладевать художественными образами,
    выразительными свойствами языка.
  • Воспитательная: воспитывать чувство
    патриотизма, высоких нравственных устоев на
    примере главного героя Ивана – крестьянского
    сына.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: беседа с элементами
практической работы

Оборудование: компьютер,экран,
мультимедийный проектор, технологическая карта (приложение 2)
, учебник под ред.
В.Я.Коровиной.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

— “Собирайте наш фольклор, учитесь на нем… Чем
лучше мы будем знать прошлое, темлегче, тем более
глубоко поймем великое значение творимогонами
настоящего”, — говорил М.Горький. (Слайд 1
)

Как вы, ребята, понимаете данное высказывание
писателя?

(Из фольклорных произведений мы узнаем о
событиях седой старины, о хозяйственной
деятельности и семейной жизни наших предков, о
том, как они воевали, защищая родную землю,
обрабатывали ее, к чему стремилисьи с чем
боролись
)

Передаваясь из поколения в поколение, сказки
претерпевали изменения, достигали необычайной
выразительности. Здесь нет случайных эпизодов и
диалогов, лишних описаний. Народ все продумал.
Добро всегда торжествует в сказке, зло –
наказывается.

Сказка “Иван-крестьянский сын и чудо-юдо” —
сказка волшебная,но чем же она отличается от
других волшебных сказок?

Давайте сегодня попробуем дать ответ на этот
вопрос.

Запишите тему урока в рабочие тетради. (Слайд
2
)

II. Анализ текста сказки

Понравилась ли вам сказка? Почему?

Кто из героев понравился больше? Почему?

Какое известие опечалило жителей некоторого
государства?

Кто из братьев собирается на защиту земли
русской в самом начале сказки? — Найдите этот
эпизод в сказке

(Старшие братья (стр. 29)“Не горюйте, батюшка и
матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться
насмерть. А чтобы вам одним дома не тосковать,
пусть с вами Иванушка
остается, молод онеще,
чтоб на бой идти”)

Только Иванушка не согласился с этим решением,
и старики не стали отговаривать, вот и
отправились братья с чудом-юдом сражаться, землю
русскую защищать. Взяли братья мечи булатные,
взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых
коней и поехали. (Слайд 3
)

Ехали они, ехали и приехали в какую-то
деревню.Какая картина представилась братьям?

(Все повыжжено, поломано, ни одной живой души
нет. Только избушка одна стоит, да ита еле
держится)

Как старушка отреагировала на решение братьев
сражаться со злодеем?

(За дело взялись.Значит, не напрасно покинули
они землю родную))

Подъезжают к реке Смородине, к Калинову мосту.
Что же это за мост такой?

(Сообщение заранее подготовленного учащегося
)
(Слайд 4
)

Калинов мост перекинут над рекой Смородиной,
разделяющей мир живых
и мир мёртвых
. Мост,
являющийся границей, охраняется Трёхглавым
Змеем
. Именно по этому мосту души переходят в
царство мёртвых. И именно здесь герои (витязи,
богатыри) сдерживают угрожающие добру силы зла (в
лице различных змеев).

Существует множество былин и легенд, по сюжету
которых на Калиновом мосту происходит
единоборство героя (витязя, богатыря) со змеем,
что является олицетворением битвы добра и зла.

Как ведут себя на чужой стороне братья? Какое
решение принимают?

Кто оказывается самым организованным?

(Самым бдительным оказывается Иван.“Ну,
братцы, заехали мы в чужую сторону, надо нам ко
всему прислушиваться да приглядываться”)

Можем ли мы говорить о том, что все братья
проявили себя здесь как настоящие защитники
Родины?

Как ведет себя в дозоре старший брат?

Как ведет средний брат?

Почему же Иван берет всю ответственность на
себя?

(Иван понялбесполезность участия братьев в
походе и сам вступил в единоборство с чудом-юдом)

Как проходят все бои? Как проявили себя братья
в дозоре?

Задание по группам:

Прочитайте, как описывается появление чуда о
шести, девяти, двенадцати головах

Каждый раз образ чуда-юда становится страшнее.
Во время его появления воды на реке
заволновались, орлы раскричались, а в третий раз
– “сыра земля всколебалась, воды в реке
заволновались, буйны ветры завыли” (Слайд 5,6,7-
по ответам групп
)

Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?

Как ведет себя при каждой встрече с чудищем?

(В первый раз не дрогнул, отвечал мудро;

Во второй – проявил находчивость, храбрость;

В третий раз Иван решителен, неудержим.)

Какие черты Ивана – крестьянского сына
раскрываются перед боем, во время боя, после него?

(Заполнение таблицы в технологической карте)

(Сначала Иван – крестьянский сын проявляет
решимость не остаться дома, а идти на бой со
старшими братьями;

во время боёв он проявляет храбрость и
упорство, мужество и бесстрашие;

после побед он не хвастается перед братьями,
а просит их поддержать его во времятретьего боя.
Качество, которое проявил Иван, отправившись
утром к змеевым палатам, можно назвать
бдительностью, осторожностью. Он узнает о
замыслах змеевых жен: “Кто предупрежден, тот
вооружен”, -гласит народная мудрость.)

(Слайд 8
)

Изображая нарастающую с каждым разом
опасность, автор подчеркивает серьезность
ситуации для героя. Это сделано не случайно
,
это специальный прием, используя который, автор
показывает смелость, храбрость неустрашимость
Ивана, чем вызывает у читателя любовь и уважение
к защитнику своей земли.

Значит, это не просто волшебная сказка, это
сказка с героическим содержанием

Как вы понимаетеслово “герой”? Сколько
значений имеет это слово?

(Два значения:

  1. Герой – это действующее лицо, персонаж
    художественного произведения.
  2. Герой – человек, совершивший героический
    поступок”) (Слайд 9)

Проследите по тексту, как называют Ивана –
крестьянского сына в начале, в середине и в конце
сказки? (Слайд 10, часть1
)

(В начале сказки братья называют младшего
Иванушкой, старушка в деревнеговорит братьям
“Добры молодцы”. Чудо-юдо и змеиха называют его
Иван- крестьянский сын”

В середине сказки сказитель называет героя
Иваном, а затем тоже Иваном-крестьянским сыном.
Иванушка – это ласковое имя. Так называют обычно
маленьких, младших. Обращение “Иван” —
уважительное, а Иван – крестьянский сын похоже
на обращение по имени и отчеству (в старину
говорили – Иван Петров сын”) Обращение по имени
отчеству надо было заслужить. (Слайд 10, часть 2
)

А как ведут себя старшие братья? Зачем нужны
такие помощники?

(И это художественный прием. С помощью такого
противопоставления на фоне спесивых
бездельников ярко показан простой и скромный

победитель. А ведь вначале братья не хотели брать
Ивана с собой. На самом же деле все наоборот:
братья бесполезны, а Иван — герой, защитник.)

А как народ показывает нам врага? Почему
называет его не просто Змей Горыныч, а чудо-юдо
поганое)

(Он посягает на чужую землю, приносит горе и
страдание народу
)

Композиция сказки. Особенности.

Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.

Как в этой сказке проявляется цифра три?

(Три боя, три брата, три раза бросал
предметы-пощники в избушку братьев, три жены, три
испытания)

Какие словосочетания замедляют действие?

(долго ли коротко ли ехали) (Слайд 11)

Соедините слова в словосочетания.
(Работа
в тетради)

Эпитет – художественное определение,
которое подчеркивает важные для автора качества,
свойства, особенности изображаемого предмета,
явления, события. (Слайд 12)

Эпитет, прочно закрепленный за одним предметом,
называется постоянным
(Слайд 13)

IV. Обощение

Чем заканчивается сказка?

(“А Иван – крестьянский сын с братьями
вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить
поживать, поле пахать да пшеницу сеять”) (Слайд 14)

В чем необычность концовки сказки?

(В этих словах олицетворена мечта людей о
свободной, спокойной жизни, мирном труде.Иван –
простой человек, народный герой, патриот, имеющий
честь совесть, любящий свою Родину)

Как можно сформулировать мораль сказки?

(Чудо-юдо явилось завоевателем на чужую землю,
туда, где была мирная жизнь. Возмущение народа
остановить нельзя. В образе Ивана соединились
все лучшие силы русской земли, это и помогло
победить врага)

Игра “Собери пословицу” (Соединение частей
пословиц в технологической карте)

Соберите пословицы, с помощью которых можно
выразить основную мораль сказки.

  • В каком народе живешь, того и обычая держись.
  • Своя земля и в горсти мила.
  • Чужая сторона – мачеха, родимая сторона – мать.
  • Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
  • На Руси не все караси — есть и ерши.
  • В чужой монастырь со своим уставом не лезь.
    (Слайд 16)

Игра “Интервью с литературным героем” (Слайд
17)

Если бы вам в реальной жизни пришлось
встретиться с Иваном – крестьянским сыном, что
бы вы хотели у него спросить, зная о его подвиге?

А чтобы он ответил на этот вопрос?

V. Домашнее задание
(Слайд 18)


  • Записать интервью с литературным героем сказки
    “Иван-крестьянский сын и чудо-юдо”.

Иван — крестьянский сын и чудо-юдо

В некотором царстве, в некотором государстве Жили-были старик и старуха. Было у них три сына, младшего звали Иванушка. Однажды раз­неслась недобрая весть, что чудо-юдо собирается напасть на родную землю. Старшие сыновья со­брались идти сражаться. Младший был слиш­ком молод, поэтому должен был остаться дома. Но Иванушка не стал оставаться дома, тоже со­брался идти сражаться с чудом-юдом. Собрались браться и поехали.
Встретили они старика. Он спросил, куда они путь держат. Братья рассказали. Старик сказал, что для битвы нужны мечи булатные. И расска­зал, где их достать. Нужно было ехать прямо, до­ехать до высокой горы. Там пещера глубокая. В пещере и были мечи булатные. Братья поеха­ли, нашли гору, взяли себе мечи. Ехали они, ехали и приехали в деревню. Здесь никого не бы­ло. Все было поломано, сожжено. Вошли они в одну избушку, там лежала старуха на печи. Старушка сказала, что чудо-юдо разорило всю деревню, всех уничтожило. Осталась она одна. Братья переночевали у старухи и снова отправи­лись в путь-дорогу.
Подъехали к реке Смородине, к калиновому мосту. Здесь они решили остановиться в пустой избушке. Братья решили ходить по очереди в до­зор, чтобы чудо-юдо не переправилось через мост. В первую ночь в дозор пошел старший брат. Он прошелся по берегу, ничего не увидел, лег и уснул. Иванушка лежал в избушке. Не спа­лось ему, взял он меч и отправился к реке. Уви­дел, что под кустом спит старший брат. Не стал его будить Иванушка. Спрятался под мост и стал сторожить.
Вдруг на реке вода взволновалась, подъехало чудо-юдо шестиголовое. Оно выехало на середи­ну моста. Под ним споткнулся конь, за ним на­сторожился черный пес, и на плече черный во­рон встрепенулся. Чудо-юдо спросило, почему споткнулся конь, почему насторожился пес, по­чему встрепенулся ворон. Чудо-юдо сказало: «Или вы знаете, что Иван — крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился! Я его на одну руку посажу другой прихлопну!»
Тут вышел Иван — крестьянский сын и стали они сражаться. Иван срубил три головы у чудо­вища. Взмолилось чудо-юдо, попросило пере­дышки. Но Иван отказался дать ему отдых. Сно­ва стали они сражаться. Иван отрубил еще три головы, рассек туловище на части и бросил в ре­ку. Вернулся в избу и стал спать. Утром пришел старший брат. Иван спросил, видел ли он что-ни­будь. Старший брат сказал, что мимо него даже муха не пролетала. Иван ничего не стал гово­рить. На следующую ночь пошел в дозор сред­ний брат. И он уснул под кустом. Иван отправил­ся к мосту. Появилось чудо-юдо девятиголовое. Стал с ним Иван сражаться. Нелегко ему было. Но справился он, победил он чудо-юдо девятиго­ловое. Вернулся в избушку и уснул. Утром при­шел средний брат и сказал, что ничего не видел. Тогда Иван позвал своих братьев с собой и пока­зал головы чудовищ. Братьям стало стыдно.
На третью ночь отправился в дозор Иван. Он ска­зал братьям, что идет на страшный бой. И велел им не спать, прислушиваться. И как услышат свист Ивана, должны братья выпустить коня и сами спешить на помощь. Пошел Иван к мос­ту. Появилось чудо-юдо двенадцатиголовое. На­чался бой. Иван размахнулся мечом и срубил три головы чудовищу. Но чудо-юдо подхватил головы, чиркнул по ним огненным пальцем, приложил к шее, и они приросли. Ивану было очень тяжело. Чудо-юдо жгло его огнем, оглу­шало свистом, осыпало искрами, вгоняло в сы­рую землю по колени. Бросил Иван рукавицу в избушку. Но братья спали и ничего не услы­шал. Снова стал сражаться Иван. Он срубил чу­довищу шесть голов. И снова чудо-юдо чиркнул огненным пальцем, и приросли они на место. Чудо-юдо вогнало Ивана в сырую землю по пояс. Иван бросил другую рукавицу. Она пробила крышу, но братья спали и ничего не слышали. В третий раз размахнулся Иван и отрубил чуду-юду девять голов. Однако и они снова приросли. Тогда Иван бросил в избу свою шапку. От удара чуть избушка не развалилась. Братья просну­лись, отпустили коня и бросились на помощь. Иван вылез из земли и продолжал битву. Он от­рубил чудовищу волшебный палец. После этого отрубил головы и уничтожил чудовище. Прибе­жали братья, но Иван справился сам.
На следующий день Иван незаметно подобрал­ся к дворцу чуда-юда, чтобы подслушать разго­вор. Там сидели три жены чудовищ и их старая мать. Они хотели отомстить. Первая жена сказа­ла, что хочет обернуться колодцем. Иван с брать­ями будут страдать от жажды, выпьют воды и сразу умрут. Вторая жена сказала, что обернет­ся яблоней. Если Иван с братьями съедят по яб­лочку, сразу же их разорвет. Третья сказала, что напустит на них сон, а сама обернется мягким ко­вром с подушками. Только они лягут отдохнуть, как сгорят в огне. Мать чудовищ сказала, что ес­ли не получится их извести, то она обернется ог­ненной свиньей и всех проглотит. Иван все это выслушал и запомнил. Вернулся он к братьям. Поехали они домой. Было жарко, очень хотелось пить. Вдруг увидели они колодец. Захотели на­питься воды. Но Иван стал мечом рубить коло­дец. Послышались крики. Сразу пропала жара.
Едут они дальше, увидели яблоню с красивы­ми яблочками. Братья хотели съесть по яблоку, но Иван принялся рубить дерево. Послышались страшные крики.
Ехали они дальше, сильно устали. Увидели ковер с мягкими подушками. Иван запретил братьям к нему подходить. Но они стали его ру­гать. Иван бросил свой кушак на ковер, сразу ку­шак сгорел в огне. Иван сказал братьям, что с ни­ми случилось бы то же самое. Иван изрубил ковер в мелкие кусочки. Потом разъяснил братьям
о хитростях жен чудовищ.
Поехали они дальше. Вдруг за ними погна­лась огромная свинья. Братья вытащили из сво­их котомок соль и бросили в пасть. Свинья дума­ла, что схватила братьев. Но потом поняла, что ее обманули.
Иван с братьями разделились и поскакали в разные стороны. Свинья не знала, куда бежать сначала. Пока она думала, подбежал Иван, под­нял ее и ударил об землю. Свинья рассыпалась.
Иван с братьями вернулись домой. И стали жить-поживать, добра наживать.
В сказке раскрывается тема мирного труда и защиты родной земли. Простые люди труди­лись на благо своей родины. Но в случае необхо­димости сразу же вставали на защиту родной зем­ли. Главный герой, Иван — крестьянский сын, является выразителем основной мысли сказки. Он олицетворяет собой лучшие качества простого народа — силу, смелость, находчивость, мужест­во. Очевидно нравственное превосходство Ивана над его братьями. Он более ответственен, умен и дальновиден. Именно он спасает родную зем­лю и своих братьев от опасности от врагов.

  • Сказка иван крестьянский сын и чудо юдо читать слушать
  • Сказка иван крестьянский сын и чудо юдо смотреть мультфильм
  • Сказка и рассказ отличия
  • Сказка и рассказ в чем разница
  • Сказка иван быкович читательский дневник