17/09/21 | № 05 | |
1. | Автор | Попова |
2. | Должность | Учитель |
3. | Название | Конспект |
4. | Учебный | Литература |
5. | Класс | 5 |
6. | Тема | «Иван-крестьянский сын и |
7. | Тип | Урок |
8. | Форма | Урок-беседа |
9. | Цель | Познакомиться |
10. | Задачи | Образовательная: вырабатывать умение перерабатывать Развивающая: способствовать формированию Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, |
11. | Планируемые | Личностные: положительно Регулятивные: принимает Познавательные: осознает Коммуникативные: задает |
12. | Оборудование | УМК, |
Ход урока
I.
Вступительное слово учителя
—
“Собирайте наш фольклор, учитесь на нем… Чем лучше мы будем знать прошлое, тем
легче, тем более глубоко поймем великое значение творимого нами настоящего”, —
говорил М.Горький.
—
Как вы, ребята, понимаете данное высказывание писателя?
(Из
фольклорных произведений мы узнаем о событиях седой старины, о хозяйственной
деятельности и семейной жизни наших предков, о том, как они воевали, защищая
родную землю, обрабатывали ее, к чему стремилисьи с чем боролись)
—
Передаваясь из поколения в поколение, сказки претерпевали изменения, достигали
необычайной выразительности. Здесь нет случайных эпизодов и диалогов, лишних
описаний. Народ все продумал. Добро всегда торжествует в сказке, зло –
наказывается.
—
Сказка “Иван-крестьянский сын и чудо-юдо” — сказка волшебная, но чем же она
отличается от других волшебных сказок?
—
Давайте сегодня попробуем дать ответ на этот вопрос.
—
Запишите тему урока в рабочие тетради.
II.
Прослушивание аудиозаписи сказки
Анализ
текста сказки
—
Понравилась ли вам сказка? Почему?
—
Кто из героев понравился больше? Почему?
—
Какое известие опечалило жителей некоторого государства?
—
Кто из братьев собирается на защиту земли русской в самом начале сказки? —
Найдите этот эпизод в сказке
(“Не
горюйте, батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть.
А чтобы вам одним дома не тосковать, пусть с вами Иванушка остается, молод он еще,
чтоб на бой идти”)
—
Только Иванушка не согласился с этим решением, и старики не стали отговаривать,
вот и отправились братья с чудом-юдом сражаться, землю русскую защищать. Взяли
братья мечи булатные, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и
поехали.
—
Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню. Какая картина представилась
братьям?
(Все
повыжжено, поломано, ни одной живой души нет. Только избушка одна стоит, да ита
еле держится)
—
Как старушка отреагировала на решение братьев сражаться со злодеем?
(За
дело взялись. Значит, не напрасно покинули они землю родную))
—
Подъезжают к реке Смородине, к Калинову мосту. Что же это за мост такой?
(Сообщение
заранее подготовленного учащегося)
Калинов
мост перекинут над рекой Смородиной, разделяющей мир живых и мир мёртвых. Мост,
являющийся границей, охраняется Трёхглавым Змеем. Именно по этому мосту души
переходят в царство мёртвых. И именно здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают
угрожающие добру силы зла (в лице различных змеев).
Существует
множество былин и легенд, по сюжету которых на Калиновом мосту происходит
единоборство героя (витязя, богатыря) со змеем, что является олицетворением
битвы добра и зла.
—
Как ведут себя на чужой стороне братья? Какое решение принимают?
—
Кто оказывается самым организованным?
(Самым
бдительным оказывается Иван.“Ну, братцы, заехали мы в чужую сторону, надо нам
ко всему прислушиваться да приглядываться”)
—
Можем ли мы говорить о том, что все братья проявили себя здесь как настоящие
защитники Родины?
—
Как ведет себя в дозоре старший брат?
—
Как ведет средний брат?
—
Почему же Иван берет всю ответственность на себя?
(Иван
понял бесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с
чудом-юдом)
—
Как проходят все бои? Как проявили себя братья в дозоре?
Задание
по группам:
—
Прочитайте, как описывается появление чуда о шести, девяти, двенадцати головах
—
Каждый раз образ чуда-юда становится страшнее. Во время его появления воды на
реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз – “сыра земля
всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли”
—
Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?
—
Как ведет себя при каждой встрече с чудищем?
(В
первый раз не дрогнул, отвечал мудро;
Во
второй – проявил находчивость, храбрость;
В
третий раз Иван решителен, неудержим.)
—
Какие черты Ивана – крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя,
после него?
(Сначала
Иван – крестьянский сын проявляет решимость не остаться дома, а идти на бой со
старшими братьями;
во
время боёв он проявляет храбрость и упорство, мужество и бесстрашие;
после
побед он не хвастается перед братьями, а просит их поддержать его во
времятретьего боя. Качество, которое проявил Иван, отправившись утром к змеевым
палатам, можно назвать бдительностью, осторожностью. Он узнает о замыслах
змеевых жен: “Кто предупрежден, тот вооружен”, -гласит народная мудрость.)
—
Изображая нарастающую с каждым разом опасность, автор подчеркивает серьезность
ситуации для героя. Это сделано не случайно, это специальный прием, используя
который, автор показывает смелость, храбрость неустрашимость Ивана, чем
вызывает у читателя любовь и уважение к защитнику своей земли.
Значит,
это не просто волшебная сказка, это сказка с героическим содержанием
—
Как вы понимаетеслово “герой”? Сколько значений имеет это слово?
(Два
значения:
Герой
– это действующее лицо, персонаж художественного произведения.
Герой
– человек, совершивший героический поступок”)
—
Проследите по тексту, как называют Ивана – крестьянского сына в начале, в
середине и в конце сказки?
(В
начале сказки братья называют младшего Иванушкой, старушка в деревнеговорит
братьям “Добры молодцы”. Чудо-юдо и змеиха называют его Иван- крестьянский сын”
В
середине сказки сказитель называет героя Иваном, а затем тоже
Иваном-крестьянским сыном. Иванушка – это ласковое имя. Так называют обычно
маленьких, младших. Обращение “Иван” — уважительное, а Иван – крестьянский сын
похоже на обращение по имени и отчеству (в старину говорили – Иван Петров сын”)
Обращение по имени отчеству надо было заслужить.
—
А как ведут себя старшие братья? Зачем нужны такие помощники?
(И
это художественный прием. С помощью такого противопоставления на фоне спесивых
бездельников ярко показан простой и скромный победитель. А ведь вначале братья
не хотели брать Ивана с собой. На самом же деле все наоборот: братья
бесполезны, а Иван — герой, защитник.)
—
А как народ показывает нам врага? Почему называет его не просто Змей Горыныч, а
чудо-юдо поганое)
(Он
посягает на чужую землю, приносит горе и страдание народу)
Композиция
сказки. Особенности.
—
Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.
—
Как в этой сказке проявляется цифра три?
(Три
боя, три брата, три раза бросал предметы-пощники в избушку братьев, три жены,
три испытания)
—
Какие словосочетания замедляют действие?
(долго
ли коротко ли ехали)
—
Соедините слова в словосочетания.
Эпитет
– художественное определение, которое подчеркивает важные для автора качества,
свойства, особенности изображаемого предмета, явления, события.
Эпитет,
прочно закрепленный за одним предметом, называется постоянным
IV.
Обощение
—
Чем заканчивается сказка?
(“А
Иван – крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали
они жить поживать, поле пахать да пшеницу сеять”)
—
В чем необычность концовки сказки?
(В
этих словах олицетворена мечта людей о свободной, спокойной жизни, мирном
труде.Иван – простой человек, народный герой, патриот, имеющий честь совесть,
любящий свою Родину)
—
Как можно сформулировать мораль сказки?
Чудо-юдо
явилось завоевателем на чужую землю, туда, где была мирная жизнь. Возмущение
народа остановить нельзя. В образе Ивана соединились все лучшие силы русской
земли, это и помогло победить врага)
Игра
“Собери пословицу” (Соединение частей пословиц в технологической карте)
—
Соберите пословицы, с помощью которых можно выразить основную мораль сказки.
В
каком народе живешь, того и обычая держись.
Своя
земля и в горсти мила.
Чужая
сторона – мачеха, родимая сторона – мать.
Русский
ни с мечом, ни с калачом не шутит.
На
Руси не все караси — есть и ерши.
В
чужой монастырь со своим уставом не лезь.
Игра
“Интервью с литературным героем”
—
Если бы вам в реальной жизни пришлось встретиться с Иваном – крестьянским
сыном, что бы вы хотели у него спросить, зная о его подвиге?
—
А чтобы он ответил на этот вопрос?
V.
Домашнее задание: Выполнить устно задания 4 и 5 из
раздела учебника «Продолжаем знакомство с фольклором». Выписать из сказки о
царевне-лягушке примеры присказки, зачина, концовки, повторов, постоянных
эпитетов и подготовиться рассказывать сказку с использованием этих компонентов
В некотором царстве, в некотором государстве жили — были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они — не ленились, с утра до ночи трудились: пашню пахали да хлеб засевали.
Разнеслась вдруг в том царстве — государстве дурная весть: собирается чудо — юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города — села огнем спалить. Затужили старик со старухой, загоревали. А старшие сыновья утешают их:
— Не горюйте, батюшка и матушка! Пойдем мы на чудо — юдо, будем с ним биться насмерть! А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка останется: он еще очень молод, чтобы на бой идти.
— Нет, — говорит Иванушка, — не хочу я дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом — юдом биться!
Не стали старик со старухой его удерживать да отговаривать. Снарядили они всех троих сыновей в путьдорогу. Взяли братья дубины тяжелые, взяли котомки с хлебом — солью, сели на добрых коней и поехали. Долго ли, коротко ли ехали — встречается им старый человек.
— Здорово, добрые молодцы!
— Здравствуй, дедушка!
— Куда это вы путь держите?
— Едем мы с поганым чудом — юдом биться, сражаться, родную землю защищать!
— Доброе это дело! Только для битвы вам нужны не дубинки, а мечи булатные.
— А где же их достать, дедушка!
— А я вас научу. Поезжайте — ка вы, добрые молодцы, все прямо. Доедете вы до высокой горы. А в той горе — пещера глубокая. Вход в нее большим камнем завален. Отвалите камень, войдите в пещеру и найдете там мечи булатные.
Поблагодарили братья прохожего и поехали прямо, как он учил. Видят — стоит гора высокая, с одной стороны большой серый камень привален. Отвалили братья тот камень и вошли в пещеру. А там оружия всякого — и не сочтешь! Выбрали они себе по мечу и поехали дальше.
— Спасибо, — говорят, — прохожему человеку. С мечами — то нам куда сподручнее биться будет!
Ехали они, ехали и приехали в какую — то деревню. Смотрят — кругом ни одной живой души нет. Все повыжжено, поломано. Стоит одна маленькая избушка. Вошли братья в избушку. Лежит на печке старуха да охает.
— Здравствуй, бабушка! — говорят братья.
— Здравствуйте, молодцы! Куда путь держите?
— Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калиновый мост. Хотим с чудом — юдом сразиться, на свою землю не допустить.
— Ох, молодцы, за доброе дело взялись! Ведь он, злодей, всех разорил, разграбил! И до нас добрался. Только я одна здесь уцелела… Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились снова в путь — дорогу.
Подъезжают к самой реке Смородине, к калиновому мосту. По всему берегу лежат мечи да луки поломанные, лежат кости человеческие.
Нашли братья пустую избушку и решили остановиться в ней.
— Ну, братцы, — говорит Иван, — заехали мы в чужедальнюю сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться. Давайте по очереди в дозор ходить, чтоб чудо — юдо через калиновый мост не пропустить.
В первую ночь отправился в дозор старший брат. Прошел он по берегу, посмотрел за реку Смородину — все тихо, никого не видать, ничего не слыхать. Лег старший брат под ракитов куст и заснул крепко, захрапел громко.
А Иван лежит в избушке — не спится ему, не дремлется. Как пошло время за полночь, взял он свой меч булатный и отправился к реке Смородине.
Смотрит — под кустом старший брат спит, во всю мочь храпит. Не стал Иван его будить. Спрятался под калиновый мост, стоит, переезд сторожит. Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали — подъезжает чудо — юдо о шести головах. Выехал он на середину калинового моста — конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился.
Говорит чудо — юдо шестиголовое:
— Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего ты черный ворон, встрепенулся? Почему ты, черный пес ощетинился? Или вы чуете, что Иван — крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился! Я его на одну руку посажу, другой прихлопну!
Вышел тут Иван — крестьянский сын из — под моста и говорит:
— Не хвались, чудо — юдо поганое! Не подстрелил ясного сокола — рано перья щипать! Не узнал доброго молодца — нечего срамить его! Давай — ка лучше силы пробовать: кто одолеет, тот и похвалится. Вот сошлись они, поравнялись, да так ударились, что кругом земля загудела.
Чуду — юду не посчастливилось: Иван — крестьянский сын с одного взмаха сшиб ему три головы.
— Стой, Иван — крестьянский сын! — кричит чудоюдо. — Дай мне передохнуть!
— Что за отдых! У тебя, чудо — юдо, три головы, а у меня одна. Вот как будет у тебя одна голова, тогда и отдыхать станем.
Снова они сошлись, снова ударились. Иван — крестьянский сын отрубил чуду — юду и последние три головы. После того рассек туловище на мелкие части и побросал в реку Смородину, а шесть голов под калиновый мост сложил. Сам в избушку вернулся и спать улегся.
Поутру приходит старший брат. Спрашивает его Иван:
— Ну что, не видал ли чего?
— Нет, братцы, мимо меня и муха не пролетала!
Иван ему ни словечка на это не сказал. На другую ночь отправился в дозор средний брат. Походил он, походил, посмотрел по сторонам и успокоился. Забрался в кусты и заснул.
Иван и на него не понадеялся. Как пошло время за полночь, он тотчас снарядился, взял свой острый меч и пошел к реке Смородине. Спрятался под калиновый мост и стал караулить.
Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались — подъезжает чудо — юдо девятиголовое. Только на калиновый мост въехал — конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился… Чудо — юдо коня плеткой по бокам, ворона — по перьям, пса — по ушам!
— Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего ты, черный ворон, встрепенулся? Почему ты, черный пес, ощетинился? Или чуете вы, что Иван — крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился: я его одним пальцем убью!
Выскочил Иван — крестьянский сын из — под калинового моста:
— Погоди, чудо — юдо, не хвались, прежде за дело примись! Еще посмотрим, чья возьмет!
Как взмахнул Иван своим булатным мечом раздругой, так и снес у чуда — юда шесть голов. А чудо — юдо ударил — по колени Ивана в сырую землю вогнал. Иван — крестьянский сын захватил горсть песку и бросил своему врагу прямо в глазищи. Пока чудо — юдо глазищи протирал да прочищал, Иван срубил ему и остальные головы. Потом рассек туловище на мелкие части, побросал в реку Смородину, а девять голов под калиновый мост сложил. Сам в избушку вернулся. Лег и заснул, будто ничего не случилось.
Утром приходит средний брат.
— Ну что, — спрашивает Иван, — не видал ли ты за ночь чего?
— Нет, возле меня ни одна муха не пролетала, ни один комар не пищал.
— Ну, коли так, пойдемте со мной, братцы дорогие, я вам и комара и муху покажу.
Привел Иван братьев под калиновый мост, показал им чудо — юдовы головы.
— Вот, — говорит, — какие здесь по ночам мухи да комары летают. А вам, братцы, не воевать, а дома на печке лежать!
Застыдились братья.
— Сон, — говорят, — повалил…
На третью ночь собрался идти в дозор сам Иван.
— Я, — говорит, — на страшный бой иду! А вы, братцы, всю ночь не спите, прислушивайтесь: как услышите мой посвист — выпустите моего коня и сами ко мне на помощь спешите.
Пришел Иван — крестьянский сын к реке Смородине, стоит под калиновым мостом, дожидается. Только пошло время за полночь, сырая земля заколебалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали. Выезжает чудо — юдо двенадцатиголовое. Все двенадцать голов свистят, все двенадцать огнем — пламенем пышут. Конь у чуда — юда о двенадцати крылах, шерсть у коня медная, хвост и грива железные. Только въехал чудо — юдо на калиновый мост — конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, черный пес позади ощетинился. Чудоюдо коня плеткой по бокам, ворона — по перьям, пса — по ушам!
— Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван — крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился: только дуну — и праху его не останется! Вышел тут из — под калинового моста Иван — крестьянский сын:
— Погоди, чудо — юдо, хвалиться, как бы тебе не осрамиться!
— А, так это ты, Иван — крестьянский сын? Зачем пришел сюда?
— На тебя, вражья сила, посмотреть, твоей храбрости испробовать!
— Куда тебе мою храбрость пробовать! Ты муха передо мной!
Отвечает Иван — крестьянский сын чуду — юду:
— Пришел я не сказки тебе рассказывать и не твои слушать. Пришел я насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить!
Размахнулся тут Иван своим острым мечом и срубил чуду — юду три головы. Чудо — юдо подхватил эти головы, чиркнул по ним своим огненным пальцем, к шеям приложил, и тотчас все головы приросли, будто и с плеч не падали.
Плохо пришлось Ивану: чудо — юдо свистом его оглушает, огнем его жжет — палит, искрами его осыпает, по колени в сырую землю его вгоняет… А сам посмеивается:
— Не хочешь ли ты отдохнуть, Иван — крестьянский сын.
— Что за отдых? По — нашему — бей, руби, себя не береги! — говорит Иван.
Свистнул он, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья его дожидались. Рукавица все стекла в окнах повыбивала, а братья спят, ничего не слышат.
Собрался Иван с силами, размахнулся еще раз, сильнее прежнего, и срубил чуду — юду шесть голов. Чудо — юдо подхватил свои головы, чиркнул огненным пальцем, к шеям приложил — и опять все головы на местах. Кинулся он тут на Ивана, забил его по пояс в сырую землю.
Видит Иван — дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а браться все спят, ничего не слышат.
В третий раз размахнулся Иван — крестьянский сын, срубил чуду — юду девять голов. Чудо — юдо подхватил их, чиркнул огненным пальцем, к шеям приложил — головы опять приросли. Бросился он тут на Ивана и вогнал его в сырую землю по самые плечи… Снял Иван свою шапку и бросил в избушку. От того удара избушка зашаталась, чуть по бревнам не раскатилась. Тут только братья проснулись, слышат Иванов конь громко ржет да с цепей рвется. Бросились они на конюшню, спустили коня, «а следом за ним и сами побежали.
Иванов конь прискакал, стал бить чудо — юдо копытами. Засвистел чудо — юдо, зашипел, начал коня искрами осыпать.
А Иван — крестьянский сын тем временем вылез из земли, изловчился и отсек чуду — юду огненный палец. После того давай рубить ему головы. Сшиб все до единой! Туловище на мелкие части рассек и побросал в реку Смородину.
Прибегают тут братья.
— Эх, вы! — говорит Иван. — Из — за сонливости вашей я чуть головой не поплатился!
Привели его братья к избушке, умыли, накормили, напоили и спать уложили.
Поутру рано Иван встал, начал одеваться — обуваться.
— Куда это ты в такую рань поднялся? — говорят братья. — Отдохнул бы после такого побоища!
— Нет, — отвечает Иван, — не до отдыха мне: пойду к реке Смородине свой кушак искать — обронил там.
— Охота тебе! — говорят братья. — Заедем в город — новый купишь.
— Нет, мне мой нужен!
Отправился Иван к реке Смородине, да не кушак стал искать, а перешел на тот берег через калиновый мост и прокрался незаметно к чудо — юдовым каменным палатам. Подошел к открытому окошку и стал слушать — не замышляют ли здесь еще чего?
Смотрит — сидят в палатах три чудо — юдовых жены, да мать, старая змеиха. Сидят они да сговариваются. Первая говорит:
— Отомщу я Ивану — крестьянскому сыну за моего мужа! Забегу вперед, когда он с братьями домой возвращаться будет, напущу жары, а сама обернусь колодцем. Захотят они воды выпить — и с первого же глотка мертвыми свалятся!
Это ты хорошо придумала! — говорит старая змеиха.
Вторая говорит:
— А я забегу вперед и обернусь яблоней. Захотят они по яблочку съесть — тут их и разорвет на мелкие кусочки!
— И ты хорошо придумала! — говорит старая змеиха.
— А я, — говорит третья, — напущу на них сон да дрему, а сама забегу вперед и обернусь мягким ковром с шелковыми подушками. Захотят братья полежать — отдохнуть — тут — то их и спалит огнем! — И ты хорошо придумала!
— молвила змеиха. — Ну, а если вы их не сгубите, я сама обернусь огромной свиньей, догоню их и всех троих проглочу!
Подслушал Иван — крестьянский сын эти речи и вернулся к братьям.
— Ну что, нашел ты свой кушак? — спрашивают братья.
— Нашел.
— И стоило время на это тратить!
— Стоило, братцы!
После того собрались братья и поехали домой. Едут они степями, едут лугами. А день такой жаркий, такой знойный. Пить хочется — терпенья нет! Смотрят братья — стоит колодец, в колодце серебряный ковшик плавает.
Говорят они Ивану:
— Давай, братец, остановимся, холодной водицы попьем и коней напоим!
— Неизвестно, какая в том колодце вода, — отвечает Иван. — Может, гнилая да грязная.
Соскочил он с коня и принялся мечом сечь да рубить этот колодец. Завыл колодец, заревел дурным голосом. Тут спустился туман, жара спала — пить не хочется.
— Вот видите, братцы, какая вода в колодце была, — говорит Иван. Поехали они дальше. Долго ли, коротко ли ехали — увидели яблоньку.
Висят на ней яблоки, крупные да румяные.
Соскочили братья с коней, хотели было яблочки рвать. А Иван забежал вперед и давай яблоню мечом под самый корень рубить. Завыла яблоня, закричала…
— Видите, братцы, какая это яблоня? Невкусные на ней яблочки!
Сели братья на коней и поехали дальше. Ехали они, ехали и сильно утомились. Смотрят — разостлан на поле ковер узорчатый, мягкий, а на нем подушки пуховые. — Полежим на этом ковре, отдохнем, подремлем часок! — говорят братья.
— Нет, братцы, не мягко будет на этом ковре лежать! — отвечает им Иван.
Рассердились на него братья:
— Что ты за указчик нам: того нельзя, другого нельзя!
Иван в ответ ни словечка не сказал. Снял он свой кушак, на ковер бросил. Вспыхнул кушак пламенем и сгорел.
— Вот с вами то же было бы! — говорит Иван братьям.
Подошел он к ковру и давай мечом ковер да подушки на мелкие лоскутья рубить. Изрубил, разбросал в стороны и говорит:
— Напрасно вы, братцы, ворчали на меня! Ведь и колодец, и яблоня, и ковер — все это чудо — юдовы жены были. Хотели они нас погубить, да не удалось им это: сами все погибли!
Поехали братья дальше.
Много ли, мало ли проехали — вдруг небо потемнело, ветер завыл, земля загудела: бежит за ними большущая свинья. Разинула пасть до ушей — хочет Ивана с братьями проглотить. Тут молодцы, не будь дурны, вытащили из своих котомок дорожных по пуду соли и бросили свинье в пасть. Обрадовалась свинья — думала, что Ивана — крестьянского сына с братьями схватила. Остановилась и стала жевать соль. А как распробовала — снова помчалась в погоню.
Бежит, щетину подняла, зубищами щелкает. Вотвот нагонит…
Подбежала свинья, остановилась — не знает, кого прежде догонять.
Пока она раздумывала да в разные стороны мордой вертела, Иван подскочил к ней, поднял ее да со всего размаха о землю ударил. Рассыпалась свинья прахом, а ветер тот прах во все стороны развеял. С тех пор все чуда — юда да змеи в том краю повывелись — без страха люди жить стали.
А Иван — крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить да поживать, поле пахать да пшеницу сеять.
Вот и сказке Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо конец, а кто слушал — молодец!
Категория: Русские народные сказки
Предыдущая сказка: Иванушка-дурачок
Следующая сказка: Золотой конь
Комментировать
Комментарии
Айша.Руки Жизни, Блииин так увлеклась ,что не заметила как пролетело время .Мне так понравилось так понравилось.Сказка круть супер пупер нет коментариев |
Даник2008, Сказка класс. Мне понравилось спасибо тем кто её написал в этот сайт |
маше чее, классная сказка |
ютуб() пранкер 68, очень классная сказка оч понравилось! |
Арлтан, Сказка огонь ???????????????? |
егор, крутая сказка и маленькая |
Саша, сказка понравилась но длинная |
Анна, Сказка классная! Нам её на лето задали и я думала ерунда, а тут такое! Очень круто! Мне понравилось! |
Стас, Сказка очень приочень крутая но долгая |
Карина, Нравится пять звёзд крууутооо |
Карина, Очень классная сказка я её читала просто так но правильное название Иван быкович мне |
Полина 3Б, Мне очень понравилась! |
карина, сказка супер мне нравится |
Соловей-Разбойник, Не простая это сказочка. Это Былина о борьбе Руси со злом. В ней много иносказаний, например река Смородина и Калинов Мост у Русов отделяли мир живых, от мира мёртвых.. |
Ульяна, Очень хорошая сказка интересная, мне нравится!! |
максим, мне очень нравиться этот рассказ я хочу читать его всю свою жизни рекомендую |
зайкаЕгор, соберём 5000 лайков? |
зайкаЕгор, ооочень хорошая сказкааа |
Аноним, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МЕНЯ В ЛАЙК DaraLik |
Саодат, Я большая любительница сказек.. |
ЛИЗУНЯ КИСУНЯ, НАМ СКАЗКУ ЗАДАЛИ В 3А КЛАССЕ КСТАТИ У КОГО ЕСТЬ ПРИЛОЖЕНИЕ ЛАЙК ПАДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МЕНЯ У МЕНЯ НИК НЯША МИЛАША |
Вика, Класс но она коротка очень-очень а так очень круто☺ |
Матвей, Очень понравилось,советую всем! |
Матвей, Очень классная сказка! Светую всем! |
Алена, Жестокая,страшно ребенку на ночи читать. |
Виктория, Очень интересный,и позновательный рассказ |
София Котик, И я очень очень удивилась! |
София Котик, Мне очень понравилась эта сказка! Я зашла на этот сайт и увидела что длинна его большая. И я подумала что это сказка такая большая! |
Дуля, Класс советую прочитать |
анастасия, самая лучшая сказка |
АНДРЕЙ, МНЕ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛСЯ ЭТА СКАЗКА ОНА КАК ВОЛШЕБНАЯ |
АвГуСт МиРнЫй, Сказка поучительная. Мне стало скучно играл играл на комьпьютере и подумал,что что то почитать надо. Cел за стол читаю читаю и я прибегаю маме говорю мам я книгу,почитал. Она говорит заполняй читательский дневник. Я через пол часа всё заполнил прибегаю к маме говорю мама я написал она читает. Я иду в спальню играть в комьпьютер и мама зовёт я подумал что я не правильно написал в читательский дневник про сказку мама говорит,сынок как книжка понравилась я говорю да я она меня похвалила. |
равиль, мне очень нравится эта сказка |
dima, Отличная волшебная сказка! |
григорий ротарь, самая лучшая сказка |
Eva M, Мне очень понравилась мне очень понравилась эта сказка. У меня брат ( Ему 3 года) очень быстро засыпает под многие сказки с этого сайта! Спасибо! |
Eva M, Мне очень понравилось это сказка, классная, прикольная. У меня брат (ему 3 года) под многие сказки этого сайта засыпает! |
Артём, Очень классно. Пять звезд. |
Саша М., Эта сказка для 2 класса,я в 3 классе и читал её много раз,очень прикольная |
поля 9, я в 3 классе и я ещё такую боляшую сказку не читала |
магомед, я читал эту сказку очень крута 5 классе по литературе |
даня, классная сказка но маленькая |
лиза, хорошая сказка |
Степа, Класс! но есть ШЕСТЬ опечаток. А так нормально |
авигея, крутая сказка ,но не интересная божки полете в небо так было там на писана |
авигея, ужасная сказка еристь одна,но так интересная |
рамина, сказка очень хорошая. я читаю её и спать хочу надо малышам читать. |
рамина, мне сказка понравилась. она у нас в пятом классе есть. только чуть чуть по другому. атак всё супер. |
Владислав, Молодцы братья классная сказка но маленькая |
арина, мне понравилась сказка |
Полина, Очень интересно и Круто! |
Аринка, Прикольная мне понравилось.Кстати эта сказка была в учебнике по литературе начальных классов. Много других сказок было. К патриотизму приучали. |
колючий тим, е мне понравилось |
егор крид и тимоти, класс |
Элина, Классная сказка. Мне понравилась |
кака, очень круто и интересно |
Настя, спасибо нашему учителю что задал нам на лето такую сказку а то я бы её не когда не прочитала |
Алина, не знаю как вам но мне нравится |
алёша, класно и очень интересно |
Артем, Ну нормально.Ребенку понравилось! |
кака, очень круто и интересно |
Даша, Прикольная мне понравилось. Только вот немножко чудо юдо и его жен жалко а так класс |
кривоконев егор, просто класс |
Сергей, Хорошая сказка. Она мне еще в детстве нравилась. Кстати эта сказка была в учебнике по литературе начальных классов. Много других сказок было. К патриотизму приучали. А что сейчас в учебниках? Ерунду всякую суют, детям и читать не интересно, запомнить и рассказать не могут. |
Таисия, Интересная сказка . Брату и сестре читала им очень она понравилась ! |
зуля, Всё супер но читать много и интерес пропадает брату читала до половины не дошло уже спит |
мару, прикольная сказачка, интерестная |
Вова, Сказка русская народная, автор наш народ. А опубликовал её в книге скорей всего А. Н. Афанасьев |
полина, ребят |
максим софронов, чудо юдо |
максим софронов, алах акбар интересно ульяна пиши я тебя знаю |
НИКТО!, Мне очень сильно понравилась сказка!! |
Илья, nargizeka, пиши понятнее. (без ошибок) |
Илья, И можно без таких фотографий пожалуйста. Просто немного бесит. |
Илья, Есть опечатки. А так нормально |
Асанали, Классная сказка читал с интересом |
Ульяна, классс! |
сима, А мне не очень понравилась она просто длинная |
nargizeka, классная сказка мне понравилось мне просто добашнее задание на каникулах задают и читаю |
андрей, мне понравился иван он храбры |
лендрушик, класс ! сказка! всем предлагаю |
Елена Шихалеева, Сказка, мне очень понравилась, она очень поучительная, и мне было интересно её читать |
егор слипак, я читал 5 раз |
Саша, Сказка очень поучительная.Мне было приятно читать это произведение.Если честно я тоже пишу рассказы и это очень интересно. |
ЕГОР КРИД, ХОРОШАЯ СКАЗКА |
Али, мне не понравилось шутка сказка класс |
ОлеГыч, Коментарии детский сад пишет? |
лЕНА, Иван — один из трех сыновей старика и старухи, главный герой. |
$Арсений рачинский 13 де, Мне сестра Ксения Рачинская читала |
Арсений рачинский русланович, Мне очень нравятся ета зкаска |
Арсений рачинский русла, Очень харошая сказка ⏰⌛⏳ |
рома, ВАЩЕ СКАЗКА ХОРОШАЯ ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНА |
виктория, мне очень понравилась эта сказка |
Елизавета, Очень хорошая сказка! Пригодилась мне для исследовательской работы) |
патя, Спасибо за сказку . Дети очень любят её . |
София , Всем спокойной ночи |
Екатерина, Хорошая сказка,спасибо |
Милана, Хорошая сказка,спасибо! |
Нурдаулет, Очень интересная сказка , прочитайте не пожелеете ! |
Галина., Очень хорошая сказка) Вторую уже прочитала своей племяннице) |
толик, не читал но наверное клас |
азеры, Клосная игля вобшем клосная игля спасеба вем за эте игля |
джеки чан, Ребата не плахо харашая скозка да я ни умаю хараша писот по руская не обежотес |
рембо, Классная сказка как сочгая яблочка |
канчита вурс, Не пЛохо весьма хорошая сказка да да да |
джастин бибер, ёв классная сКазка братишки |
владимер путин?, Я по праву говорю что мне понравилась эта сказка гаражани читайте её тоже это закон (российской фелерации)спосибо за внимание? |
карина, КЛАССНАЯ СКАЗКА СУПЕР ПРОСТО НО ВСТРАННО ЧТО У НЕЁ НЕТ АВТОРА |
каролина, СКАЗКА СУПЕР КЛАССНАЯ ЧИТАЮ УЖЕ В 3 РАЗ СУПЕР КРУТАЯ СКАЗКА |
анна, Классная сказка и для дитей и для взрослых спосибо за ту прикрасиную сказку ВАМ |
Лилия, Очень интересная сказка,поучительная.Детям и взрослым, да малым детям надо её прочитать. |
инна, Классная сказка мне очень очень нравмтся? |
Вова, Вау классная сказка всю прочитал устал но это тово стоила |
макс, сказка супер токо чудщ юдо тупой |
Максим 5 класс, сказка класс ЧУДо_ЮДо ФИГНЯ ИВАН РУЛИТ КЛАСС |
Нурсултан, очень классно интересно |
саранча, привкольная советую |
Кристина, Очень интересная сказка, мне очень понравилась! |
владислав, прекрасная сказка |
Mr_Lololowka, Сказка класс я очень люблю её читать я во 2 классе на канкиулы летние прочитал сказка хорошая советаю прочитать. |
Александра Скворцова, Супер сказка |
Илья Сергеев, Просто супер мега сказка! |
Дон Синдикат, Хорошая сказка |
Оля, Сказка интересная и не длинная,советую прочитать!Для тех кто не любит читать как и я. Я обещаю вам сказка понравится! |
Кайбулаева Фатма, очень большая!! |
рома заец, сказка просто класс! |
Мария, Хорошая сказка, поучительная! |
ирпаен, Паоло равно Болгарии Ориоль шторма городл триллер до ломооорроо лтим |
настя, В третями класе сложно но скачка прикольная |
аня, Просто класно нам это задали читать в школе |
Любаша, Здоровские сказки, все когда-то уже читала но позабыла. Хорошо что есть такие сайты. Детям своим читаю, очень нравится. |
КАТЯ, ОНА ДЛИННАЯ НО ИНТЕРЕСНАЯ |
Варюшка, Сказка супер, поучительная, интересная. |
Аделинка♥, Сказка класс!! Нам задали прочитать его) |
$Серёга$, нормальная сказка |
Арина, очень хороший сайт и сказка тоже хорошея и древняя ей уже наверное сто лет автора даже нет |
Вадим, Спасибо за интересную сказку создателям этого сайта. |
wivpey, офигеть интересно.Интересно |
Влад., Ну народ) этой сказке лет сто наверное уже, автора нет, это просто Русские сказки, здесь в качестве автора «народ» Русский выступает) на самом деле, все сказки тех, давно минувших дней, хорошие! |
алинка, ее сочинил народ и автора тут нет |
Алина, Это русская народнаю сказка автора нет |
Каролина, Мне понравилось но где автор? |
Злата, Сказка клёвая такая хорошая но правда долгая |
алекс, Классная но долгая |
Женя, Очень крутая сказка |
димон 228, Для брата читать в самый раз |
камила, это у меня вообще задание такое было сказку прочитать |
Коля, это крутишка сказка лучшея ну почти она хрошая но кровавая и тприкольная с экшенном |
алексей, сказка очень прикольная |
Wdw, Сын уснул уже на половине сказке) хорошая сказка) |
василий круд, ваще нормалная сказка мне нравится |
Алинка, Крутая сказуха нам её по литре задали в 5 Классе) |
Анюта, Классная сказка нам её по литературе задали |
Игорь, Очень классная сказка |
Кирилл 3 окт.2014, Вот это вообще крутая сказуха. |
сюси пуси, прикольная сказка!спосябки! |
ваня, саш и вправду прикольно |
Даша, Классный рассказ. Нам его задалипо литературе читать. Кстати тоже в 5 классе) |
Assasin, Круто + автору выложу в ВК (Артём Гуков. |
катя, так себе сначала скучно а потом прикольно |
Артём, Читать можно. Нам задали по литературе я в пятом классе учусь. |
андрей, спс автору в школе помогло очень круто 5 пооставили спс ещёраз |
дашуля, Хорошия добрыя сказка |
Тимофей, Супер крутой рассказ причём военный |
ДеДшОт, Сказка просто прекрасная) |
Кирилл Сахнов, ОТЛИЧНАЯ СКАЗКА ЛАЙК МНЕ НРАВИЦА |
Вадим Дмитриевич, ух тыыы.как клево)интересный рассказ! |
Любмила, Соглашусь с Анастасией очень интересно!! |
Анастасия, Я и не ожидала что будет так интересно! У Автора Льва Толстого есть тонкая мысль..в которой он описывает жизнь обычного человека.вот что значит не послушай других и не убьют тебя! Очень познавательны) |
лена, очень интересная сказка. Мне она очень понравилась |
песатель, в некотором царстве были три вдовы одна была худой её звали митафора а вторая средняя толстенькоя звали маша а очень красивую зваль элуна |
митафора, превосходно хотя и из богатых я не думала что мне понравится эта сказка превосходно |
марьям, класс только читать очень быстро а вы прочитайте тома сойера тоже интерестно но много глав 35 и про ивана тоже весело было читать |
*_ОлЭнЬ_*, Мне очень понравилась сказка!Она интересная и с моралью. Советую читать эту сказку, нам её задали на лето читать. |
полинка, сказка ваще прикольная я на лето в списке читать должна сначала когда посмотрела лень было а оказалась сказка супер даю все 10 |
софи, суперская сказка меня очень впечатлила класс нет слов |
АННА, СКАЗКА ПРОСТО КЛАААС |
эльмира, я эту сказку по школьной программе должна читать на лета посмотрела сказка огромная а ее ещё и пересказывать надо а прочитала интересная так что читайте |
мелодия, сказка прикольная читать можно у автара есть тонкий вкус дахновение так для детем можно читать но я как мать могу посоветовать это прочитать просто класс |
Никита, сказка очень интересная. ребенок слушает с открытым ртом. а потом медленно засыпает |
лола, если честно не очень классно |
Кумир, супер правда долго читать |
никто, класс я прочитаю надеюсь что так |
kristina2004kraskovich, В школе читала |
kristina2004kraskovich, Классная сказка |
Чудо Юдо, КРУто щяс прочитаю |
Евулька, ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ КЛАССНАЯ И ПРИКОЛЬНАЯ!! |
Евулька, Потрясающая сказка!Я таких не видала! |
пп, Иван — крестьянский сын и чудо-юдо- супер! |
никита, круто но сказка большая |
Cool Boy, Сейчас прочитаю ! |
Милана, Класс советую всем прочитать) |
Незнакомец, Крутой сказкой назвать не могу вообщем говно |
Ксеня, Хочу быстрее прочитать |
наталья, хочу скорее её прочитать |
Дашенька, Супер, очень понравилась эта сказка |
вика, супер можно разные сказки читать! |
Карина, Сказка просто класс, так бы и ещё прочитала! |
иван, блин а тут и про меня пишут я то иван |
калинина полина, сказка познавательная |
полина, интересная сказка |
полина, супер- пупер сказка |
полина, сказка прикольная |
6.75, много пересказывать |
Настя, Сказка просто суперская! |
ЭЛИНА МОГИЛЁВ, НУ ПРОСТО КЛАСС |
Елена, ну сказка познавательная** |
сабриночка :), обязательно прочитайте!рекомендую |
катя, класс ну воше мне очень понравилось офигеть |
ЮЛИЯ, Суперская, клёвая, отличная! |
юлия, очень интересная сказка! |
женя, нормально даже классно |
полина, интересная сказка. |
Катюха, Суперская очень интересная! |
Маша, Мне очень понравилась! |
Кристина, Прикольня сказка! |
айгель, привет алён а мне все книги понравились все 16 а я ещё для интереса ещё 14 прочатала мне кажется понравилось читать |
алёна, задавали на летние каникулы тльька оноа понравилась а ещё сказка о кише и пруклучение тома соера клёвые сказки |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» №13 г. Йошкар-Олы»
Христианские мотивы
в русских народных сказках
исследовательская
работа
Выполнили:
ученики 5а класса
Егошин Максим,
Милина Анастасия.
Руководитель:
учитель русского
языка
и литературы
Ямайкина Т. В.
Йошкар-Ола
2016
год
Содержание
1. Введение………………………………………………………………………3
Вековая мудрость русской сказки…………………………………………….3-6
Цель………………………………………………………………………………6
Задачи……………………………………………………………………………..6
Гипотеза………………………………………………………………………….6
Актуальность…………………………………………………………………….7
Практическая значимость………………………………………………………..7
2. Обзор литературы:
2.1. Христианские мотивы в русских народных
сказок………………………7
2.2. Мотивы смирения в сказке «Морозко»…………………………………..7-8
2.3. Тема добра в сказке «Несмеяна-царевна»………………………………..8-9
2.4. Христианский смысл сказки
«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»……..9
2.5. Христианский смысл сказки «Гуси-лебеди»……………………………..9-10
2.6. От «Заповедей блаженства» к логике
развития сказочного сюжета…..10-11
3. Заключение. Русская сказка-кладезь
духовности……………………………11
4. Библиография…………………………………………………………………..12
I. Введение. Вековая мудрость русской сказки.
Русские народные сказки мне рассказывает и читает моя прабабушка
перед сном. А ей их рассказывала её прабабушка.
Слушая русские сказки, я чувствую, что заключенная в них мудрость
исходит из глубины веков. Сказки очень разные: о царях и птицах, о солдатах и
ведьмах, о страданиях добрых людей, но неизменна в них победа добра над злом. И
от этого на душе становится тихо и радостно, и в эти моменты я чувствую, что
рядом со мною милостивый Господь.
В русских сказках богатство никогда не имело собственной ценности, и
богатый никогда не был добрым, честным и порядочным человеком. Богатство имело
значение как средство достижения других целей и теряло это значение, когда
важнейшие жизненные ценности были достигнуты. В связи с этим, богатство в
русских сказках никогда не зарабатывалось трудом: оно случайно приходило (с
помощью сказочных помощников — щуки, Сивки-Бурки, волшебных предметов…) и часто
случайно уходило.
Образы русской сказки прозрачны и противоречивы. Всякие попытки
использовать образ сказочного героя как образа человека приводят к мысли о
существовании в народной сказке противоречия — победы героя-дурачка,
«низкого героя». Это противоречие преодолевается, если рассматривать
простоту «дурачка», как символ всего того, что чуждо христианской
морали и осуждение ею: жадность, хитрость, корысть. Простота героя помогает ему
поверить в чудо, ведь только при этом условии чудеса возможны. Представления о
дураке в сказке развиваются по следующей схеме: «Жили-были три брата: два
умные, а третий глупый. Хотя он был и глупый, а ему все удавалось лучше, чем
умным». Емеля сознает отсутствие «ума» (знания этикета, необходимого царскому
зятю), просит волшебного помощника дать ему ум и красоту: «По щучьему веленью,
а по моему прошенью, кабы я сделался такой молодец, чтоб мне не было подобного
и чтоб был я чрезвычайно умен!» Мудрость героя-«дурака» проявляется в том, что
он ждет своего часа, своего места.
Иван – древнееврейское имя (Yohanan — Бог милует), и пришло в русский
именослов с принятием православия как имя Иоанна-крестителя. Имя Иоанн наряду с
Мария является одним из знаковых в христианстве, и неслучайно они проникли ко
всем без исключения народам, принявшим крещение. Следовательно, имя Иван
подчёркивает, что наш герой является православным христианином. А значит, сказки
про Ивана лишь включают в себя некие более древние истории, которыми наделили
дозволенного христианской церковью персонажа. Особенностью Ивана является то,
что в одних сказках он фигурирует как Иван-дурак, а в других — как
Иван-царевич. В сказках позднего христианского времени Иван никогда не
совершает поступков по злому умыслу. Все его чудачества – лишь от недоумия.
Такими людьми в христианстве считались юродивые — умалишённые или увечные люди,
вызывающие жалость. Их недееспособность сближала с детьми, которые подобно
бездвижным калекам и умалишённым («дураки»), безгрешны и не могут
сознательно творить зло. Почему герой был наречён Иваном, вроде бы ясно, но как
с ним связан образ царевича? Царевич — сын царя. Царь – помазанник божий
(христианская догма). Сын царя всегда должен быть положительным и сильным; не
случайно в русском языке сильные и положительные поступки называются
благородными, и совершающий их человек считается «благородным»
(благородное происхождение – из помазанников божиих). Поэтому Иван-царевич —
народный положительный герой.
Еще одна важная особенность народной духовной жизни находит свое
отражение в народных сказках — соборность. Труд выступает не как повинность, а
как праздник. Соборность — единство дела, мысли, чувства — противостоит в русских
сказках эгоизму, жадности, всему тому, что делает жизнь серой, скучной,
прозаической. Все русские сказки, олицетворяющие радость труда, кончаются одной
и той же присказкой: «Тут на радостях все они вместе в пляс-то и
пустились…».
В сказке отражаются и другие нравственные ценности народа: доброта, как
жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности
отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив
добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической.
Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес
наивности ее назначения. Утверждение победы добра над злом, порядка над хаосом
определяет смысл жизненного цикла сущего живого. Жизненный смысл трудно выразить
в словах, его можно ощущать в себе или нет, и тогда он очень прост.
Таким образом, мудрость и ценность сказки в том, что она отражает,
открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и
жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с
точки зрения жизненного смысла — глубока и неисчерпаема.
До христианства на Руси было язычество. С приходом христианства
появляется новый этикет общения с Божеством, привычка призывать Божье
благословение, по-иному обращаться за помощью. Так сказочный герой, отправляясь
в путь, спрашивает благословения у родителей. Так же, как и в жизни
православных христиан, мы не найдем в сказке жестких правил на то, когда
следует спрашивать благословение. Практически все старшие могут благословлять
младших именем Божиим в случае особого вдохновения (особенно имеющие на это
право: родители, крестные, духовники). Волшебный помощник — добрая сила по
отношению к герою, значит, и он должен благословить Даже Баба-Яга, выступая советчицей,
может сказать: «Поезжай с Богом!..»
Согласно православному этикету, когда входишь в дом с иконами, следует
перекреститься на иконы, а потом только здороваться. Не является невежливостью
даже перед царем сперва помолиться, а не царю кланяться. Сказка говорит с
обычным пафосом, что герой всем хорош: «Иван вошёл в царские покои, помолился
на святые иконы, поклонился царю и вымолвил…». Герой отправляется в путь и,
если встречает кого работающим, обязательно помолится, пожелает помощи Божьей.
Один герой сказки советует другому герою: «Молись Богу да ложись спать. Утро
вечера мудренее». Нетрудно понять, что речь идет о некоем вечернем молитвенном
правиле героя – обыкновенном на все дни его жизни. Герой сказки как бы говорит,
«успокойся, делай как всегда», а идеальный герой в православной сказке должен
молиться.
Самосознание народа как «православного», «крещеного» входит в речевую
норму, становится синонимом к «русский», «человеческий»: «Здесь живет ведьма,
летает она по дорогам на соколе и ловит крещеный народ к себе на мытарства».
Герой упрекает змея: «Крещеный народ поедаешь, а сыт не бываешь!». «Вздумали
они задать пир на весь крещеный мир» — то есть пир для всех живущих.
Одна из наиболее ярких христианских традиций волшебной сказки –
колокола и колокольный звон. Звучание колокола сопровождает все переживания
жизни человека, и вполне естественно переносится на подземное царство: в
подземных садах (медный, серебряный и золотой) звонят колокола, когда срывают
яблоко. Отдают царскую дочь на съедение змею и город погружается в траур,
звонят колокола, герой слышит этот звон и спрашивает, что же случилось. Когда
герой спасает царевну, то радостный колокольный звон возвещает о всеобщем
ликовании. Спящий город царь-девицы просыпается от колокольного звона: богатырский
конь шнуры зацепил копытом «и зазвонили во всех церквях колокола». Кроме того,
колокола эти – в церквях.
Сказка охотно использует христианские «чудесные средства». К ним
следует отнести, прежде всего, чтение Псалтыри и окропление святой водой, замещающее
образ живой/ мертвой воды: «сбрызнул раз тело святой водой – тело срослось,
взбрызнул в другой – царевна ожила и сделалась краше прежней».
Важным христианским элементом является проявление героем жалости,
сочувствия, сострадания к встреченным по пути персонажам.
Символично использование в сказках чисел: три, семь. Число «3» издревле
считали магическим. Даже в библии бог предстает в триедином лице. 3- это
божественное совершенство. Известно выражение: Бог троицу любит. Цифра «3» в
сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Ведь в
русских сказках всегда желания исполняются только в третий раз. Символика числа
7 характерна и для библейских сюжетов. Богословы трактуют это число как
соединение числа 3-божественного совершенства и 4 –мирового порядка. В русских
поговорках и пословицах слово «семь» часто выступает в значении «много»:
«Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «Семь бед – один
ответ», «Лук от семи недуг» и т. д.
Цель:
Раскрытие христианских мотивов в русских народных сказках на
примере наиболее любимых нами произведений.
Задачи:
1.Изучить христианские традиции, законы, заповеди.
2.Прочитать русские народные сказки.
3. Проанализировать содержание сказок «Морозко»,
«Несмеяна-царевна» «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Гуси-лебеди».
4. Отобрать и оформить материал на тему «Христианские
мотивы в русских народных сказок.
Гипотеза:
Нами было выдвинуто предположение, что в русских народных сказках
отражены христианские традиции, особенности народной духовной жизни,
нравственные ценности народа.
Актуальность:
Мудрость народных сказок, на наш взгляд, прежде всего заключается
в умении жить согласно евангельскому учению, быть добрым, смелым и милосердным,
честным и трудолюбивым. В условиях современной жизни, когда всё чаще мы
сталкиваемся с бездуховностью, необычайно возрастает роль русских народных
сказок в воспитании молодёжи на христианских традициях, нравственных ценностях
народа.
Практическая значимость:
С данной исследовательской работой мы выступили на школьной
научно-практической конференции « Шаг в науку», на VI Городских чтениях
«Православная книга а жизни человека» с целью духовного обогащения людей.
Мы хотим убедить слушателей в том, что русские народные сказки
дарят человеку незримые духовные богатства, помогают жить согласно христианским
заповедям, возрастать духовно.
II. Обзор литературы:
2.1. Христианские мотивы в русских народных сказках.
Мотивы смирения в сказке «Морозко»
Чему может научить мудрость народных сказок?
Самое главное – это стараться жить согласно евангельскому учению, быть добрым,
смелым и милосердным, честным и трудолюбивым. И сказочные повествования
ненавязчиво рассказывают о том, что добро и трудолюбие будет вознаграждено, а зло
наказано.
В известной сказке «Морозко» говорится о
девочке-сиротке, которую невзлюбила злая мачеха. Свою родную дочку баловала и
лелеяла, а старикову дочку работой тяжёлой изводила и при этом сильно обижала.
Мне кажется, что мачеха – один из самых отвратительных персонажей русских
народных сказок. Даже бабу-ягу иногда можно смягчить, и она сменит гнев на
милость. А злая женщина пылает ненавистью к несчастному ребенку, который не
может защититься и пожаловаться отцу, часто такому же смиренному и жертвенному,
как и его дитя. И вот по настоянию мачехи младшую дочь отвезли в лес, чтобы она
там замерзла в сильный мороз. Обратимся к тексту сказки. «Осталась, бедненькая,
трясется и тихонько молитву творит. Приходит Мороз, попрыгивает, поскакивает,
на красную девушку поглядывает:
– Девушка, девушка, я Мороз красный нос!
– Добро пожаловать, Мороз, знать Бог тебя принес,
по мою душу грешную.
Мороз хотел её заморозить, но полюбились ему её
умные речи, жаль стало!»
Чем же тронула Мороза добрая девочка? Смирением и
незлобливостью. Морозко даёт сиротке теплую шубу и богатые дары.
Хотя и зла мачеха, а посылает мужа в лес за
замёрзшей девочкой, чтобы похоронить по-христиански. Отец привозит из леса
дочку – живую и невредимую, да ещё с богатыми подарками. Но это чудо вызывает у
мачехи только злость и зависть. Теперь мать посылает в лес родную дочь, сердце
которой полно грубости и злобы. Дерзко отвечает она Морозке и из-за этого
погибает.
Почему же так случилось? Наверное, это расплата
за грехи. И здесь чувствуется предупреждение всем детям и родителям. Недаром
сложена в народе поговорка «Не в силе Бог, а в правде».
Мачехина дочка была избалована и ничего не
делала, и от этого она стала грубиянкой и ленивицей. Возможно, чтобы она не
согрешила ещё больше и не принесла много зла, и случилось это наказание. Только
трудолюбие и честность могут сделать человека благородным. Такова мораль этой
сказки.
2.2. Тема добра в сказке «Несмеяна-царевна»
Подтверждение этому можно найти в другой сказке:
«Несмеяна-царевна», которая начинается необычными словами: «Как подумаешь, куда
велик Божий свет! Живут в нём люди богатые и бедные, и всем им просторно, и
всех их презирает и рассуждает Господь. Живут роскошные – и празднуют; живут
горемычные – и трудятся; каждому своя доля!»
Вот как говорится об этом в сказке: «В царских
палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна.
Какое ей было житьё, какое приволье, какое роскошье. Всего много, всё есть,
чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце
её ничему не радовалось».
Значит, царевне чего-то не хватает, иная пища
нужна для души. Несмеяне противопоставлен бедный, но счастливый «честный
работник». Самое ценное для этого человека не деньги, а добрые дела. Три года
он работал на хозяина и за это время заработал три копейки. Другой бы этими
деньгами дорожил, а работник, не колеблясь, отдал их мышке, сому и жуку.
Благодарные животные обеспечили этому человеку победу: помогли рассмешить
Несмеяну-царевну.
Вот, оказывается, чего не хватает человеческой
душе – радости, не связанной с материальными благами. Хлеба единого человеку
мало, он радуется и улыбается тому, что, казалось бы, не даёт пользы.
Народ понимал, что материальная сторона – далеко
не всё, что нужна жизнь духа. Недаром были сложены такие пословицы: «Злой
плачет от зависти, добрый от радости», «От радости кудри вьются, от печали
секутся», «Делай не ложью – всё выйдет по Божию».
2.3. Христианский смысл сказки «Иван –
крестьянский сын и чудо-юдо»
Рассматривая сюжет русской народной сказки «Иван –
крестьянский сын и Чудо-юдо», вспомним замечательные слова великого А. С.
Пушкина: «Сказка – ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок». В ней мы
наблюдаем христианские добродетели: ответственность, послушание, трудолюбие,
сострадание, соучастие, содействие.
Это богатырская сказка героического содержания на тему
мирного труда и защиты родной земли. Братья отправляются на борьбу с Чудом-юдом,
но настоящим героем оказывается только младший брат. Сказка учит чувству
ответственности каждого за весь народ. Главный герой сказки не царского роду,
он младший сын в простой крестьянской семье. Эта сказка прославляет
крестьянский труд. Старик и старуха были крестьянами. В сказке так и говорится:
«Жили они – не ленились, целый день трудились: пашню пахали да хлеб засевали».
Братьям пришлось уехать из родной деревни, потому что они решили вступить в
битву с «Чудом-юдом поганым, которое собиралось на их землю напасть, всех людей
истребить, города-сёла огнём спалить». Когда братья приехали в сожжённую
деревню, они поняли, что ненапрасно покинули родную землю: нужно было спасти
людей от беды. Ивану бои давались тяжело, потому что его предали старшие братья.
Иван-крестьянский сын проявляет решимость, храбрость и упорство, мужество и
бесстрашие. После побед он не хвастает перед братьями, а просит их поддержать
его во время третьего боя. Образ Ивана – это воплощение лучших черт русского
крестьянина-землепашца: сила, храбрость, верность своей родине, любовь к труду
на земле. Сказка учит: как бы тебе ни было плохо, умей слышать ближнего.
Способность участия в беде другого, когда и самому — то тяжело, признается в
народе высшим нравственным качеством и подчеркивает богатство души. Поделись
последним, протяни руку помощи, скажи доброе слово надежды, утешения, избавь от
страданий — и Господь наградит тебя по делам твоим, покайся в грехах своих,
стань на путь исправления – и Господь простит грехи твои.
2.4. Христианский смысл сказки
«Гуси – лебеди»
Сказка «Гуси – лебеди» рисует путь от страданий к радости. Не
послушалась девочка отца с матерью, бросила братца одного – и наказал ее
Господь: «Налетели гуси – лебеди, подхватили братца, унесли на крыльях». Обуяла
душу девочки гордыня: «Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные
не едятся… У моего батюшки и садовые яблочки не едятся… У моего батюшки и
сливочки не едятся…» — Господь послал ей испытания. Осталась она одна – одинешенька.
Долго она бегала по полям по лесам, по мхам, по болотам ходила, платье изорвала
и только к вечеру нашла своего братца в дремучем лесу у злой Бабы – Яги.
Страдания и лишения, желание искупить грехи, любовь к братцу помогли
девочке смирить свою гордыню. И дал Господь надежду на спасение. Услышала
девочка мольбу голодной мышки, накормила ее кашкой – мышка помогла ей в трудную
минуту: попряла за нее кудель. Протянула девочка руку помощи яблоньке, у
которой гнулись ветки под тяжестью плодов, съела лесное яблочко – заслонила
яблоня ее ветвями, прикрыла листами. Помогла девочка печке, съела ржаного
пирожка – спрятала ее печь в самом устьице. Послушала девочка речку, поела ее
простого киселька – речка укрыла ее под кисельным бережком. Гуси – лебеди не
увидали, пролетели мимо. Так и спаслась девочка от злой Бабы – Яги и братца
спасла. Ответственность, послушание, трудолюбие, сострадание помогли девочке в
трудную минуту. А за терпение и учтивость наградил ее Господь спасением: «Гуси
– лебеди полетали – полетали, покричали – покричали и ни с чем улетели к Бабе –
Яге. Девочка сказала печке спасибо и вместе с братцем прибежала домой. А тут и
отец с матерью пришли».
Грехопадение, очищение, путь от страданий к радости – такова логика
развития сказочного сюжета. И именно в этом и состоит христианский смысл
сказки.
2.5. От «Заповедей блаженства» к логике развития сказочного сюжета
В сказках часто изображается много страданий и
много смирения перед ними. И в сердце это вызывает чувство милосердия и
сострадания. Сказка рисует путь от страданий к радости.
Логику развития сказочного сюжета помогают понять
изложенные в Евангелии от Матфея «Заповеди блаженства», данные в Нагорной
проповеди Христом Спасителем:
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство
Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они
насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем,
ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены
сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть
Царствие Небесное»
III.
Заключение. Русская сказка – кладезь духовности
Рассмотрев христианские мотивы в двух русских
народных сказках, выскажусь о современных западных сказках и мультфильмах.
После их просмотра на душе часто остаётся опустошенность и тоска. Это,
наверное, оттого, что герои их проявляют часто жестокость друг к другу,
немилосердие, непрощение, гордыню, ими часто движет стремление к славе и
наживе. И всё это преподносится как цель жизни.
Русские народные сказки, наоборот, дарят человеку
незримые духовные богатства. И я верю: пока рассказывают бабушки русские сказки
внукам, в душе человека будет побеждать не злое начало, не стремление к
призрачным материальным благам, а возвышенное стремление к правде и добру.
IV. Библиография:
1. Литературный энциклопедический словарь / По общ. ред. В.М.
Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: «Советская энциклопедия», 1987 г.-680 с.
2. Литература.5 кл.
Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч.Ч.1/авт.-сост. В. Я. Коровина и
др.-8-е изд.-М.: «Просвещение»,2007.-318с.
3. Русские народные сказки. По изданиям А.Н.Афанасьева./
Составитель Н.И.Сазонов.-Йошкар-Ола,1993.-480с.
4. Седов А. К.
Зачем детям нужны сказки? – «Русский дом», 2007, №9.-55с.
5. Трубецкой Е. Н.
Три очерка о русской иконе. «Иное царство» и его искатели в русской народной
сказке. – М.: «Лепта», 2000.-170с.
6. Четвероевангелие.
Новый Завет. Псалтирь.- Библия для всех. Санкт-Петербург,1993.- Евангелие от
Матфея.-гл.5 «Нагорная проповедь. Заповеди блаженства»-с.4