Сказка иван царевич и серый волк русская народная сказка автор

В 3-4 классе школьники знакомятся с творчеством русских художников иллюстраторов, что в образах отображали русские народные сказки. это такие

В 3-4 классе школьники знакомятся с творчеством русских художников – иллюстраторов, что в образах отображали русские народные сказки. Это такие художники как Васнецов, Билибин. Они наиболее известны. И  этой статье речь пойдет о картине “Иван-царевич на Сером Волке”.
Сама картина была написана в далеком 1889 году, в период работы Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. При этом важно заметить, что ради написания картины, начиная с 1888 году он оставил работу в соборе для написания именно этой картины. После ее завершения она была представлена на передвижной художественной выставке. До сих пор картина является ярким примером классической иллюстрации к сказке, где Иван-царевич вместе с Еленой Прекрасной спасается от погони на волке.
Теперь же несколько простых сочинений по этой картине для 3-4 класса. Смотрим.

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

Знаменитый русский художник Виктор Михайло­вич Васнецов является непревзойдённым мастером фольклорной и исторической живописи. Широко известны его живописные произведения «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Богатыри» и многие другие.
Картина «Иван-царевич на Сером Волке» была написана В. М. Васнецовым в 1889 году по сюжету известной русской народной сказки, строчки из которой невольно вспоминаются при просмотре картины:
«Помчался серый волк с Иваном — царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает… »
Глядя на картину, зритель словно погружается в волшебный мир, оказавшись рядом с главными героями сказки: Иваном-царевичем и Еленой Пре­красной, которые скачут на Сером Волке подальше от владений злого царя.
Сидя на своём верном друге, Иван-царевич крепко и бережно обнимает Елену Прекрасную. На нём красивый кафтан из дорогой парчи, подпоясанный зелёным кушаком, чёрные перчатки с узором, красная шапочка на голове и красивые красные сапоги. У Ивана-царевича серьёзное выражение лица. Его большие глаза тревожно всматриваются вдаль: нет ли за ними погони? Не отнимет ли злодей его счастье? За спиной у главного героя виднеется меч: добрый молодец всегда готов встать на защиту.
Рядом с ним сидит Василиса Прекрасная — рус­ская красавица с длинными вьющимися русыми волосами, которые развеваются на ветру. Она одета в красивое светло-голубое шёлковое платье с золотой отделкой рукавов и нижней части одежды. Шею красавицы украшают жемчужные бусы. На ногах у неё красивые сафьяновые сапожки. Её голову покрывает красивая шапочка, украшенная драгоценными камнями. Девушка положила голову на грудь своего спасителя, у неё задумчивый взгляд. Царевна отдала свою судьбу в руки Ивана-царевича и смиренно сложила руки перед собой. Образ Василисы Прекрасной был написан художником со своей племянницы — Натальи Анатольевны Мамонтовой.
Серый Волк изображён в движении. Он несётся что есть духу, чтобы его не догнали. Уши сказочного персонажа прижаты к голове, язык выглядывает из огромной зубастой пасти, но глаза не выражают злобу. Сильные лапы оторвались от земли, чтобы сделать очередной длинный прыжок через болото.
Герои сказки изображены на фоне пейзажа. Видно, что их путь проходит через старый лес. Вековые деревья обросли зелёным мхом, их кора полопалась и местами оторвалась. Лес мрачен и страшен, он символизирует злые силы, окружившие главных героев. Вокруг непроходимая чаща. Корявые тёмные ветви мешают беглецам. Красивые белые кувшинки, растущие на болоте и нежно-розовые цветы старой яблони с ярко-зелёными листочками, символизируют надежду на спасение и счастливый конец.
Картина выполнена в контрастных тонах: тёмные краски леса являются символом злых сил, тревоги и опасности. Главные герои живописного произведения написаны яркими светлыми красками — это добрые, светлые силы. Борьба добра со злом непременно закончится победой первого, как традиционно завершаются все русские народные сказки.
В. М. Васнецов в картине «Иван-царевич на Се­ром Волке» создал волшебный мир русской народной сказки. Перечитывая Ивана-царевича и серого волка, непременно вспоминается это произведение живописи, которое остаётся в памяти неразрывно связанное с русской народной сказкой.

Мини-сочинения по картине «Иван-царевич на Сером Волке» 3-4 класс

1 вариант.
Глядя на картину, мы словно погружается в волшебный мир, вместе с главными героями сказки: Иваном-царевичем и Еленой Пре­красной, которые скачут на Сером Волке подальше от владений злого царя. Волк несётся что есть духу, чтобы его не догнали. Иван-царевич тревожно всматриваются вдаль: нет ли за ними погони? Не отнимет ли злодей его счастье: Елену Прекрасную, которая доверилась любимому. За спиной у главного героя меч – царевич всегда готов встать на защиту Елены-Прекрасной. Вид­но, что их путь проходит через старый лес. Лес мрачен и страшен, он символизирует злые силы, окружившие главных героев. Главные герои произведения написаны яркими светлыми красками — это добрые, светлые силы. Борьба добра со злом непре­менно закончится победой первого, как традиционно завершаются все русские народные сказки.
2 вариант.
Перед нами картина Иван- царевич и серый волк. На ней изображены: Иван-царевич, Елена Прекрасная, Серый волк. Они убегают от погони. Художник изобразил лес в темных тонах, чтобы отобразить напряжение погони, их переживание и страх, что их могут догнать. Иван- царевич оглядывается, чтобы увидеть, что там сзади. Серый волк бежит во всю прыть, поджав уши. Он знает, что от него зависит жизнь всех. Елена Прекрасная верит своим друзьям. Лес изображен не совсем темным, сквозь него проглядывает светлое небо. Это значит, что все закончится благополучно. Мне эта картина понравилась.
3 вариант.
Когда я увидел картину, то сразу узнал героев моей любимой сказки. Эта сказка об Иване- царевиче, Жар- птице, Сером волке. На картине изображен самый интересный момент сказки. По темному дремучему лесу, прижав свои острые уши, мчится волк .Все бегут от погони злого царя. На спине у Серого волка сидят Иван- царевич и Елена прекрасная. Волк бежит очень быстро. Это заметно по волосам Елены Прекрасной. Они развиваются на ветру, цепляются за толстые сучья деревьев. Иван крепко прижимает к себе царевну и внимательно смотрит по сторонам темного, дремучего леса. Елена Прекрасная очень грустная, потому что ей не хочется выходить замуж за злого царя. И только спокойный и уверенный взгляд Серого волка говорит о том , что конец у этой сказки будет счастливым.
Сама картина “Иван-царевич на Сером Волке”
Глядя на картину вы можете сами рассмотреть сюжет и составить свое собственное сочинение на эту тему!

Конспект урока литературного чтения

3 класс

Тема: Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк».

 Цель: продолжить знакомить учащихся с русскими народными сказками. Задачи:

— развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев;

— наполнять речь учащихся новыми словами, фразами;

— развивать навыки осмысленного, выразительного чтения;

— воспитывать у учащихся эмоционально-целостное, бережное отношение к окружающим, дружбу, взаимовыручку.

Оборудование: презентация, буквы для составления слова «фольклор», картинки с изображением шляп, раздаточный материал, корзина с красными и зелёными яблоками, «Библиотечная песня про сказку», музыка «В гостях у сказки»

Тип урока: урок систематизации знаний. 

Используемые технологии: системно-деятельный поход, игровые, групповые, проблемно- исследовательские, технологии критического мышления.

Планируемый результат: 

Личностные умения: проявлять эмоциональноценностное отношение к героям волшебных сказок; 

Метапредметные умения

Познавательные умения: определять структуру волшебной сказки и обосновывать своё мнение; определять слова героев и автора произведения и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания при создании собственной волшебной сказки.

Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью;  работать с текстом сказки;  ориентироваться в разных способах выполнения задания; выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания.

Коммуникативные умения: формулировать собственное мнение и позицию;

формировать умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное; воспитывать любовь и уважение к русскому языку и русскому народному творчеству.

План урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой.

Чтоб урок наш стал светлее

Мы поделимся добром.

Вы ладони протяните,

В них любовь свою вложите,

Ей с друзьями поделитесь,

И друг другу улыбнитесь.

— Мы улыбнулись друг другу, улыбнитесь и гостям.

 Мотивация учебной деятельности

— Сегодня на уроке я хочу, чтобы вы помогали друг другу, работали сообща, открыли для себя много нового и интересного и конечно, чтобы хорошее настроение всегда было с нами.

II. Актуализация опорных знаний.

1. -Расшифруй те слово, записанное на доске. А что такое фольклор. (Устное народное творчество) Почему устное? Народное? Творчество? Мы с вами изучаем сейчас этот раздел по литературному чтению. Давайте вспомним, а какие жанры относятся к устному народному творчеству?

— Посмотрите на наше деревце и скажите, а какого жанра не хватает?

— Что такое сказка? Какие бывают сказки?

2 . — С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? Давайте вспомним её содержание по плану, который вы сейчас составите.

(Работа в парах. Составление плана из разрезных полосок. Приложение 1)

Проверка «Ручеёк»)

1) Сад царя Берендея. 

2) Встреча Ивана и серого волка

3) Поход за жар птицей.

4) Поход за конем.

5) Похищение Елены Прекрасной.

6) План волка и смерть Ивана

7) Воскрешение Ивана и счастливое возвращение домой.

4. — А теперь я хочу вам предложить сами побывать в роли учителя и задать вопросы своим одноклассникам по содержанию сказки, а поможет нам в

этом ромашка Блума.

Физ. Минутка. Под музыку «В гостях у сказки» дети выполняют танцевальные движения.

5. — Молодцы! Я вижу, что вы очень хорошо знаете содержание сказки. А теперь я хочу предложить вам взглянуть на нашу сказку с разных позиций. А помогут нам в этом шляпы. Послушайте притчу о шести шляпах. (Просмотр притчи. Работа в группах. Класс делится на пять групп по цвету шляп и делает анализ сказки с позиции своей шляпы. Синяя шляпа остаётся у учителя.)

Выступления детей. Учитель подводит итог.

  1. Рефлексия.

— В заключении нашего урока давайте составим синквей «Сказка».

— А закончить наш урок я хочу словами очень мудрого человека Далай Ламы «Человек, который верит в сказку, однажды в неё обязательно попадёт, потому что у него есть сердце.»

— У меня на столе стоят корзины с красными и зелёными яблоками. Если урок вам понравился и у вас всё получилось, возьмите красное яблоко, если на уроке вам было не интересно, скучно, возьмите зелёное яблоко. Дети под песню «Библиотечная песня про сказку» берут яблоки.

Приложения к уроку.

План сказки. (Разрезать на полоски. Один набор на парту)

 Сад царя Берендея. 

Встреча Ивана и серого волка

 Поход за жар птицей.

 Поход за конем.

 Похищение Елены Прекрасной.

 План волка и смерть Ивана

 Воскрешение Ивана и счастливое возвращение домой.

 ПРИТЧА

В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

Первый говорит: «Возьму белую шляпу, так как  белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.

Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.

Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.

Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.

Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.

Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.

Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.

Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше

обсудив изменения, произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство отца, и решили…

-Как вы думаете, что решили сделать братья?

 -Братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны.

Материал для анализа

Белая шляпа.

 Многих интересует вопрос: кто и когда выдумал Ивана-царевича? Как это ни странно, но персонаж относительно молодой, так как прочно вошёл в былины и сказания только в конце XVIII века. Выдуманный самим народом, он стал его олицетворением, символом. Прототипом является самый обыкновенный деревенский Ваня-Иван, от него фольклорный персонаж взял как положительные, так и отрицательные черты характера. Обычно он всегда третий сын у батюшки-царя, выполняет по три задания, как и в нашей сказке. Троекратные повторы в сказке «Иван-царевич и Серый Волк», «Царевна-лягушка» и других – не случайные. У славян три было сакральным числом, символизирующим развитие, движение, первоначало, истоки, гармонию. В фольклорных историях оно указывает на то, что не нужно опускать руки, если что-то с первого раза не получается: Бог, как известно, любит троицу. Вместо этого необходимо идти вперёд, не сдаваться, не падать духом.

Сказка повествует об одной семье, где есть царь и его три сына. Наследники постоянно соперничают не только за любовь отца, но и за право получить после его смерти трон и богатство. С этой целью, исполняя поручение родителя, они пытаются словить Жар-птицу, которая повадилась в их сад. Младший, Иван, встречает Серого Волка, который съедает его коня. Одновременно животное начинает служить царевичу, выполняя его поручения.

Жёлтая шляпа

Главный герой – волк — показан тут с позитивной стороны: он преданный, честный и благородный. Сказка учит читателей одной простой истине: зло порождает такой же негатив, добро же всегда возвращается сторицей. Кроме того, не всё в жизни достаётся упорством и трудом: иногда нужно применить хитрость и смекалку.

Синяя шляпа

Позитивных и негативных персонажей объединяет сказка. Иван-царевич в большинстве случаев герой положительный. Поэтому эта сказка учит открытости, искренности. Представленные в ней звери – те же люди. Посредством образов животных народные сказания показывают, как не нужно относиться к близким, друзьям и просто незнакомым людям. Любая сказка говорит о том, что справедливость обязательно восторжествует. Но для этого нужно приложить усилия, смекалку, проявить выдержку и терпение. События в каждой волшебной истории не могут быть обычными, но они тесно переплетаются с обыденными ситуациями реальной жизни. Яркие образы помогают нам разглядеть в жестокой действительности правду, уличить ложь. Они учат людей быть работящими, добрыми и преданными, предостерегают от жадности, зависти и двуличия.

Чёрная шляпа

В сказке «Иван царевич и Серый волк» много и отрицательных персонажей. Начиная с главного героя. Иван царевич не успев уехать от дома уже сразу лишился коня. Это говорит о его беспечности и легкомыслии. Если бы не Серый волк он бы вообще никого бы не нашёл. Он непослушный и безответственный. Главный герой совершает три кражи, что тоже некрасиво для царского сына. А волк, обманывает трёх царей. А обманывать не хорошо. И братья, хоть они и королевских кровей, изображены негативными персонажами: коварными, завистливыми. Не желая прослыть перед отцом неудачниками, они пошли даже на предательство и убили собственного брата.(Высказывания детей)

Красная шляпа.

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» – одна из самых знаменитых в России. По её мотивам сняты мультики и фильмы, поставлены спектакли. Даже нарисованы картины: например, шедевр Васнецова под одноимённым названием. Она очень интересная и увлекательная. Читая эту сказку мы переживаем за главного героя.

Конспект урока

Литературное чтение, 3 класс

Урок 5. Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

Перечень вопросов, рассматриваемых на
уроке:

  1. Русская народная сказка «Иван-царевич и
    Серый волк»
  2. Иллюстрации И.Я. Билибина и В.М. Васнецова к
    сказке.

Тезаурус

Устное народное творчество — это словесное
творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.

Волшебная сказка – это повествование о
необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные
персонажи.

Зачин – это начало сказки, которое знакомит
нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых
событий.

Концовка – заключительная часть сказки.

Волшебный предмет — это наделенный
сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.

Волшебный помощник – это сказочный персонаж,
призванный помогать герою преодолевать трудности, проходить испытания.

Троекратный повтор — один из отличительных
признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того
в сказке бывает три героя.

Художник-иллюстратор —  это художник,
который создаёт образ по написанному тексту или истории;

Иллюстрация – это изображение, которое
помогает лучше понять содержание и смысл произведения.

Лубо́к (лубочная картинка) — вид графики,
изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов.
Первоначально вид народного творчества.

Ключевые слова

Устное народное творчество; русские народные
сказки; волшебные сказки; зачин; концовка; волшебный предмет; троекратный
повтор; победа добра над злом; иллюстрации к сказкам; авторское отношение к
событиям и героям сказки.

Основная и дополнительная литература по
теме урока
:

  1. 1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для
    общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий,
    М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил.
    С.28-38
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А.
    Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для
    учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение,
    2012. С. 22-24
  3. Литературное чтение: аудиоприложение к
    учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др.
    [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск
    (CD-ROM) — Загл. с экрана.
  4. Музыкальная фантазия. Виктор Васнецов.
    Сказка о сказочнике [Электронный ресурс]. — 2018. — Режим доступа :
    http://music-fantasy.ru/materials/viktor-vasnecov-skazka-o-skazochnike,
    свободный. — Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем  об
особенностях волшебной сказки; о художниках-иллюстраторах русских народных
сказок;

Научимся 
характеризовать героев сказки; соотносить иллюстрацию и сказочный текст;
определять последовательность событий, составлять план;

Сможем  рассказывать
сказку по иллюстрациям, по плану.

Основное содержание урока.

  1. Перед нами замечательная русская народная
    волшебная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Почему волшебная? Давайте
    прочитаем её и найдем признаки волшебной сказки.

Волшебная сказка   всегда начинается
с зачина.  Из зачина сказки об Иване–царевиче мы узнаем, что Иван-царевич
был младшим из трёх сыновей царя Берендея. И у этого царя было сокровище –
яблоня с золотыми яблоками.

Действие сказки начинается с того, что кто-то
похищает золотые яблоки из сада царя.

Трое братьев по очереди стерегут сад, а потом
отправляются на поиски похитителя яблок – Жар-птицы. Так начинаются волшебные
испытания, которые необходимо пройти главному  герою.  Это – признак
волшебной сказки.

 Троекратный повтор  — важный
признак волшебной сказки. В нашей сказке этот приём встречается довольно часто:
три сына у царя Берендея, три ночи караулят сыновья волшебную яблоню, три
испытания проходит главный герой – Иван-царевич, три награды получает он в
конце пути. Серый волк трижды меняет свой облик.

В волшебных сказках всегда действуют
положительные и отрицательные герои. В нашей сказке положительный герой,
конечно, Иван-царевич, ответственный, решительный, уважающий волю отца, 
готовый признавать свои ошибки. Отрицательные герои – его  старшие братья,
ленивые и завистливые обманщики, убили брата ради его добычи.

В сказке «Иван-царевич и Серый Волк»
происходят волшебные события.

Серый волк превращается  то в коня
златогривого, то в Елену Прекрасную.

Убитого братьями Ивана–царевича волк оживляет
при помощи живой и мёртвой воды.

Большую роль в волшебных сказках часто играют
волшебные помощники. Таким помощником для Ивана–царевича стал Серый волк,
который  съел его коня. Узнав, зачем Иван-царевич отправился в путь, Серый
волк пожалел его и стал помогать во всех испытаниях.

В волшебных сказках часто говорится о
необыкновенных волшебных предметах. В нашей сказке это яблоня с золотыми
яблоками,  Жар-птица, златогривый конь, живая и мёртвая вода.

Последовательность событий в сказке такова.

  — Жар-птица ворует яблоки из сада
Берендея;

— Сыновья отправляются в путь на поиски
Жар–птицы;

 — Коня Ивана съедает Волк,  который
становится помощником Ивана;

 — Иван не смог украсть Жар-птицу, его
послали за конём;

 — Иван не мог украсть коня, его послали
за Еленой Прекрасной;

 — Волк помогает добыть Елену Прекрасную;

 — Волк помогает Ивану-царевичу оставить
у себя всю добычу;

 — Братья убивают Ивана, Волк его
оживляет и наказывает братьев.

 — Иван возвращается к отцу с невестой
Еленой Прекрасной, златогривым конём и Жар-птицей.

В сказке  «Иван-царевич и Серый Волк»
встречаются устаревшие слова и выражения, которые переносят нас в стародавние
времена. Чтобы узнать их значение необходимо обратиться к словарю.

Мы видим и слова, характерные для русских
народных сказок.  Например: жил–был; синие леса мимо глаз пропускает,
озёра хвостом заметает; глаз не смыкал; пустился наутёк; долго ли коротко ли;
служить верой и правдой; по белу свету  и другие. 

Концовка сказки ставит точку во всех
происходящих событиях. Иван-царевич возвращается к отцу, выполнив его волю.
Царь получает Жар-птицу, а Иван-царевич Елену Прекрасную в жёны: «… и стали они
жить-поживать и горя не знать».

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»
учит уважать волю родителей.  Учит, что добро всегда возвращается
добром, а зло возвращается злом. Учит не быть жадным и слушаться мудрых
советов. Учит не доверять внешнему виду, учит быть всегда осторожным и не
верить завистникам. Учит не быть ленивым. Учит, что  иногда необходимо
уметь проявить хитрость, чтоб достичь цели.

Лучше понять смысл сказки помогают
пословицы.  Например:

Долг платежом красен.

Без друга сирота, а с другом семьянин.

Дорога помощь вовремя.

Главная мысль сказки: благодаря мудрому
другу можно добиться даже самой трудной цели.

Подведём итоги.

«Иван-царевич и Серый Волк» — волшебная
сказка, поскольку  в ней с героями происходят волшебные события и
испытания.

Налицо и признаки волшебной сказки:

1) зачин;

2) волшебные предметы;

3 волшебный помощник;

3) сказочные слова и выражения;

4) троекратный повтор;

5) борьба добра и зла;

6) добро побеждает зло;

7) концовка.

  1. Волшебные сказки всегда привлекали
    художников–иллюстраторов своей яркостью и фантастичностью. Одним из
    наиболее известных иллюстраторов сказок является Иван Яковлевич Билибин. В
    1899 году вышла книжка «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером
    волке» с иллюстрациями И.Билибина.

Приступая к работе над иллюстрациями, художник
поставил перед собой задачу, описать всё, как в сказке. Он тщательно изучал
лубочное искусство, народную одежду, поэтому   рисунок  похож на
лубочную картинку.

Давайте вглядимся в картину. Здесь изображён
эпизод, когда главный герой садится на Волка, вернувшегося от царя Афона, где
верный слуга Ивана-царевича был в образе королевны Елены Прекрасной. Мы видим,
что Волк от усталости высунул язык, но готов продолжить путь для спасения
своего хозяина и его возлюбленной.

Иллюстрация выполнена в пастельных тонах:
бежевый, серый, коричневый, жёлтый. Яркими пятнами лишь выделяются красные
сапоги царевича да колчан со стрелами. На заднем плане сквозь чащу спешит уж
златогривый конь с Еленой Прекрасной.   Автор сочувствует волку, позы
героев передают напряженность момента – ведь за ними возможна погоня.

Похожий фрагмент сказки изображён на картине
Виктора Михайловича Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке», написанной в
1889 году.

В картине Васнецова царевич, бережно обняв
Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося
перед ним сказочного леса.

  По позе, по выражению лица
Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит
вокруг.        Измученная скачкой Елена
Прекрасная   безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди
защитника.

Серый волк быстро мчится вперёд.  
Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и
высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время
мы ощущаем и могучую силу зверя.

Деревья-великаны могучего леса встают
непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как
в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого
предзнаменования, предвестием хорошего конца. 

На примере иллюстраций И.Я. Билибина и В.М.
Васнецова мы видим, как по-разному художники видят события и героев сказки.

 Несмотря на то что на картинах изображён
сюжет из одного и того же произведения, они очень отличаются: цветами,
насыщенностью, тоном, тенями, способом отражения действительности.

 Иллюстрация Ивана Билибина
 более  сказочная и яркая.  Именно на этой картине можно найти
отголоски народных традиций. Картина Виктора Васнецова   более
реалистичная, не такая сказочная. Тона преобладают темные. Образы прорисованы
тщательно и фотографически.

Разбор типового тренировочного задания

 Выбор элемента из выпадающего списка.

Вставьте пропущенные слова.

Стал кто-то золотые _______________(яблоки,
груши, апельсины) воровать. Царь послал в сад_____________(караулы, наряды,
армии). Никто не может уследить___________(молодца, девицу, похитника).

Ответ:

Стал кто-то золотые яблоки воровать.
Царь послал в сад караулы. Никто не может уследить похитника.

Разбор типового контрольного задания

Восстановление последовательности элементов
горизонтальное / вертикальное.

Расположите пункты плана сказки «Иван-царевич
и Серый волк» в правильной последовательности.

1 вариант

Серый волк помогает Ивану-царевичу.

Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы.

Иван-царевич возвращается домой с добычей.

Сыновья царя Берендея караулят волшебную
яблоню.

Иван-царевич  встречает Серого волка.

2 вариант

Воскрешение Ивана и смерть его братьев.

Испытания Ивана–царевича.

Счастливое возвращение домой.

Похищение золотых яблок.

План волка и смерть Ивана–царевича.

Ответ

1 вариант

  1. Сыновья царя Берендея караулят волшебную
    яблоню
  2. Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы
  3. Иван-царевич встречает Серого волка
  4. Серый волк помогает Ивану-царевичу
  5. Иван-царевич возвращается домой с добычей

2 вариант

  1. Похищение золотых яблок
  2. Испытания Ивана-царевича
  3. План волка и смерть Ивана-царевича
  4. Воскрешение Ивана и смерть его братьев
  5. Счастливое возвращение домой.

Вариант 1.  Фамилия, имя __________________________________________ 

1)    Вспомни, что такое фольклор. Подчеркни жанры, которые относятся к фольклору:  Скороговорка, рассказ, сказка, небылица, загадка, стихотворение, басня, считалка, пословица, потешка.

2)   Какие сказки начинаются какими словами? Соедини стрелочками.

«Жили-были старик да старуха. У них                                   1«Морозко»

было три сына.»___

«Жил-был царь Берендей, у него было                                   2«Белая уточка»

три сына…»____

«Живало-бывало — жил дед да с другою                              3 «Летучий корабль»

женой. У деда была дочка, и у бабы была

дочка…»  ____                                                                               4«Иван царевич и

«Жил-был старик. У него было три сына:                              Серый волк»                  

двое умных, третий дурачок…»  ____                                    

«Один князь женился на прекрасной                                            5 «По щучьему

княжне». ____                                                                                    веленью»

3)                Из какой сказки отрывки?

«…синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает. Долго ли, коротко ли, добегают они до высокой крепости».

______________________________________________________________ 

«Тотчас поймали сороку, подали ей два пузырька, велели в один набрать воды живой, в другой — говорящей. Сорока слетала, принесла воды»

______________________________________________________________

 «Взял дурень с собой топор и отправился в лес. Ходил-ходил по лесу и высмотрел высокую сосну…» _____________________________________ 

4)                 Произведение «Белая уточка» — это ____________ .

Выбери нужный жанр и допиши на строчке: рассказ, басня, сказка, потешка, скороговорка.

5)                Прочитай название сказок и вычеркни лишнюю.

«Морозко», «Летучий корабль», «Колобок», «Сказка о царе Салтане…»

«Иван царевич и Серый волк»

6)                Подчеркни пословицу, которая по твоему мнению, подходит к сказке «Летучий корабль»

1.Любишь кататься, люби и саночки возить.       2. Что посеешь, то и пожнешь.

   3. Дерево держится корнями, а человек друзьями.

4. Без труда не выловишь рыбку из пруда.

7)                Допиши предложение.

Сказку «Мойдодыр» написал К. И. Чуковский, а «По щучьему веленью» — ______________________________________________________________ 

8)                 Из каких сказок эти предметы и герои? Запиши соответствующее число.

топор ____                                                     1. «Иван царевич и серый волк»

собачка   ____                                                

златогривый конь ____                                  2. «Морозко»

заморышек____       

Стреляло  ____                                               3. «Летучий корабль»

щука____       

печка      ____                                                    4.  «Белая уточка»

царь Далмат____       

живая и говорящая вода    ____                         5. «По щучьему веленью»

9)        Напиши по плану отзыв (аннотацию)  по любой прочитанной сказке.

Отзыв

1. Автор ______________________________________________________ 

2. Название  ___________________________________________________ 

3. О чем эта сказка? _____________________________________________  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

4. Кто из героев понравился и почему? _____________________________  ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

5. Какой рисунок ты бы нарисовал(а) к сказке? ______________________  __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2.  Фамилия, имя __________________________________________ 

Фамилия, имя ________________________________________________ 

1)                Каким словом можно дополнить предложение? Выбери и напиши правильный ответ.

Загадка, прибаутка, сказка, потешка, закличка — это произведения ___________________________________________________________ .

русских писателей;   зарубежных писателей;   фольклора.

2)                Какие сказки заканчиваются какими словами? Запиши число рядом.

«А Иван-царевич женился на Елене                  1. «Белая уточка»

Прекрасной. И стали они жить-поживать

да горя не знать».  ___                                             2. «По щучьему веленью»

«Заголосила старуха, да поздно».                   

«И стал он в том царстве жить, всякие            3. «Иван-царевич и Серый

 дела вершить» ____                                                      волк»

«Тут и сказке конец, а кто слушал —                4.  «Летучий корабль»                       

молодец»______

«А ведьму привязали к лошадиному                

хвосту, мыкали по полю…и не осталось              5.«Морозко»

от ней ни следа, ни памяти»________

3)                Из какой сказки отрывки?

«Объедало давай быков поедать — одного за другим. А хлебы так в рот и мечет каравай за караваем. Все возы опустели»

_____________________________________________________________ 

«Дубинка выскочила — и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь»

_____________________________________________________________ 

«Тотчас поймали сороку, подали ей два пузырька, велели в один набрать воды живой, в другой — говорящей. Сорока слетала, принесла воды»

______________________________________________________________

 4)                 Произведение «Летучий корабль» — это __________________________ . Выбери нужный жанр и допиши предложение: рассказ, басня, сказка, потешка, скороговорка.

5)                Прочитай название сказок и вычеркни лишнюю:

«По щучьему веленью», «Зимовье зверей», «Аленький цветочек», «Морозко»

«Репка» 

6)                Подчеркни пословицу, которая по твоему мнению, подходит к сказке «Летучий корабль»

1.Любишь кататься, люби и саночки возить.       2. Что посеешь, то и пожнешь.

   3. Дерево держится корнями, а человек друзьями.

4. Без труда не выловишь рыбку из пруда.

7)                Допиши предложение.

«Сказку о золотой рыбке» написал А.С. Пушкин, а сказку «Морозко» — _____________________________________________________________ .

8)                 Из каких сказок эти герои и предметы? Припиши цифру.

Скороход___                                1.  «Иван-царевич и Серый волк»                             

царь Афон____

бочка в море___                                    2. «Летучий корабль»

Марья-царевна___

падчерица ___                                        3.«По щучьему веленью»

ведьма___

Холодило___                                           4.«Морозко»

вода живая и говорящая ___

блины___                                                   5. «Белая уточка»

9)                Напиши по плану отзыв (аннотацию)  по любой прочитанной сказке.

Отзыв

1. Автор __________________________________________________

2. Название _______________________________________________

3. О чем это произведение  (тема) ____________________________  ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Кого из героев ты хотел (а) бы нарисовать и почему?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Чем тебе понравилось произведение?

Таблица правильных ответов.

задания

Вариант 1

Вариант 2

Скороговорка, рассказ, сказка, небылица, загадка, стихотворение, басня, считалка, пословица, потешка.

Загадка, прибаутка, сказка, потешка, закличка — это произведения фольклора.

2

«Жили-были старик да старуха. У них                      было три сына…» («Летучий корабль»)

«Жил-был царь Берендей, у него было три сына…» («Иван-царевич и Серый волк»)

«Живало-бывало — жил дед да с другою женой. У деда была дочка, и у бабы была

дочка…»  («Морозко»)                                                                         

«Жил-был старик. У него было три сына:                            

двое умных, третий дурачок…»  («По щучьему веленью»)                                    

«Один князь женился на прекрасной  княжне» («Белая  уточка»)                                                                  

«А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной И стали они жить-поживать да горя не знать». («Иван-царевич и Серый волк»)                                              

«Заголосила старуха, да поздно».  («Морозко»)                 

«И стал он в том царстве жить, всякие дела вершить» («Летучий корабль»)                                                      

«Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец» («По щучьему веленью»)                               

«А ведьму привязали к лошадиному  хвосту, мыкали по полю…и не осталось  от ней ни следа, ни памяти» («Белая уточка»)

3

«…синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает. Долго ли, коротко ли, добегают они до высокой крепости».

(«Иван-царевич и Серый волк»)

«Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди»

(«Белая уточка») 

«Взял дурень с собой топор и отправился в лес. Ходил-ходил по лесу и высмотрел высокую сосну…»

(«Летучий корабль»)

«Объедало давай быков поедать — одного за другим. А хлебы так в рот и мечет каравай за караваем. Все возы опустели»

(«Летучий корабль»)

«Дубинка выскочила — и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь»

(«По щучьему веленью») 

«Тотчас поймали сороку, подали ей два пузырька, велели в один набрать воды живой, в другой — говорящей. Сорока слетала, принесла воды»

(«Белая уточка»)

4

Произведение «Белая уточка» — это сказка.

Произведение «Летучий корабль» — это сказка.

5

«Морозко»

«Летучий корабль»

«Колобок»

«Сказка о царе Салтане…»

«Иван царевич и Серый волк»

«По щучьему веленью»

«Зимовье зверей»

«Аленький цветочек»

«Морозко»

«Репка»

6

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Что посеешь, то и пожнешь.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Без труда не выловишь рыбку из пруда.

Порядок — душа всякого дела.

Как аукнется, так и откликнется.

Добра желаешь — добро и делай.

Ума палата, а ключ от нее потерян.

7

Сказку «Мойдодыр» написал К. И. Чуковский, а «По щучьему веленью» — русский народ.

«Сказку о золотой рыбке» написал А.С. Пушкин, а сказку «Морозко» -русский народ.

8

«Иван царевич и Серый волк»: златогривый конь, царь Далмат, живая и мертвая вода, царь Афрон,.

«Морозко»: собачка, блины, падчерица.

«Белая уточка»: заморышек, ведьма, вода живая и говорящая.

«Летучий корабль»: топор, Стреляло, дуб с желудями,Скороход, Холодило.

«По щучьему веленью»:щука, печка, бочка в море, Марья-царевна.

9

Отзыв о прочитанном дополнительно произведении можно оценивать отдельно от контрольной работы.

Владимир Токарев

В обработке Алексея Толстого.

Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать.
К гадалке не ходи – это про матушку Россию: воруют!

Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника. Царь перестал и пить и есть, затосковал. Сыновья отца утешают:
— Дорогой наш батюшка, не печалься, мы сами станем сад караулить.
Старший сын говорит:
— Сегодня моя очередь, пойду стеречь сад от похитника.
Отправился старший сын. Сколько ни ходил с вечеру, никого не уследил, припал на мягкую траву и уснул.
ЧОП – частное охранное предприятие не сработало. Но вместо того, чтобы разобраться с качеством охранных услуг, у нас сразу заводят натуральное хозяйство.

Утром царь его спрашивает:
— Ну-ка, не обрадуешь ли меня: не видал ли ты похитника?
— Нет, родимый батюшка, всю ночь не спал, глаз не смыкал, а никого не видал.
На другую ночь пошел средний сын караулить и тоже проспал всю ночь, а наутро сказал, что не видал похитника.
Наступило время младшего брата идти стеречь. Пошел Иван-царевич стеречь отцов сад и даже присесть боится, не то что прилечь. Как его сон задолит, он росой с травы умоется, сон и прочь с глаз. Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит — на яблоню села Жар-птица и клюет золотые яблоки. Иван-царевич тихонько подполз к яблоне и поймал птицу за хвост. Жар-птица встрепенулась и улетела, осталось у него в руке одно перо от ее хвоста.
Давайте оценим качество «натуральных услуг»: только один из трех сыновей послужил верой и правдой. Брак натурального хозяйства (охрана своими силами) составляет, как видим, 66,6%.

Наутро приходит Иван-царевич к отцу.
— Ну что, дорогой мой Ваня, не видал ли ты похитника?
— Дорогой батюшка, поймать не поймал, а проследил, кто наш сад разоряет. Вот от похитника память вам принес. Это, батюшка, Жар-птица.
Царь взял это перо и с той поры стал пить, и есть, и печали не знать. Вот в одно прекрасное время ему и раздумалось об этой об Жар-птице. Позвал он сыновей и говорит им:
— Дорогие мои дети, оседлали бы вы добрых коней, поездили бы по белу свету, места познавали, не напали бы где на Жар-птицу.
Дети отцу поклонились, оседлали добрых коней и отправились в путь-дорогу: старший в одну сторону, средний в другую, а Иван-царевич в третью сторону.
Ехал Иван-царевич долго ли, коротко ли. День был летний. Приустал Иван-царевич, слез с коня, спутал его, а сам свалился спать.Много ли, мало ли времени прошло, пробудился Иван-царевич, видит — коня нет. Пошел его искать, ходил, ходил и нашел своего коня — одни кости обглоданные.

Опять же понятно, путешествие хоть и длинное, но в пределах России: воруют!

Запечалился Иван-царевич: куда без коня идти в такую даль? «Ну что же, — думает, — взялся — делать нечего». И пошел пеший. Шел, шел, устал до смерточки. Сел на мягкую траву и пригорюнился, сидит. Откуда ни возьмись, бежит к нему серый волк:
— Что, Иван-царевич, сидишь пригорюнился, голову повесил?
— Как же мне не печалиться, серый волк? Остался я без доброго коня.
— Это я, Иван-царевич, твоего коня съел… Жалко мне тебя! Расскажи, зачем в даль поехал, куда путь держишь?

Признание разбойника, слопавшего чужого коня, свидетельствует, что волк положительный: «живет по понятиям».

— Послал меня батюшка поездить по белу свету, найти Жар-птицу.
— Фу, фу, тебе на своем добром коне в три года не доехать до Жар-птицы. Я один знаю, где она живет. Так и быть — коня твоего съел, буду тебе служить верой-правдой. Садись на меня да держись крепче.

Здесь мы наблюдаем, как серый волк предложил свои волчьи услуги, можно догадаться, к чему это приведет.

Сел Иван-царевич на него верхом, серый волк и поскакал — синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает. Долго ли, коротко ли, добегают они до высокой крепости. Серый волк и говорит:
— Слушай меня, Иван-царевич, запоминай: полезай через стену, не бойся — час удачный, все сторожа спят. Увидишь в тереме окошко, на окошке стоит золотая клетка, а в клетке сидит Жар-птица. Ты птицу возьми, за пазуху положи, да смотри клетки не трогай!

Как видим, волк учит Ивана-царевича плохому – воровать. Причем воровать профессионально – чтобы не заметили. Кража – статья такая-то УК РФ.

Иван-царевич через стену перелез, увидел этот терем — на окошке стоит золотая клетка, в клетке сидит Жар-птица. Он птицу взял, за пазуху положил, да засмотрелся на клетку. Сердце его и разгорелось: «Ах, какая — золотая, драгоценная! Как такую не взять!» И забыл, что волк ему наказывал. Только дотронулся до клетки, пошел по крепости звук: трубы затрубили, барабаны забили, сторожа пробудились, схватили Ивана-царевича и повели его к царю Афрону.
Из этого отрывка следует, что сигнализацию придумали не западные продвинутые фирмы, а нашенские. Только опять, видно, запатентовать не удосужились.

Царь Афрон разгневался и спрашивает:
— Чей ты, откуда?
— Я царя Берендея сын, Иван-царевич.
— Ай, срам какой! Царский сын да пошел воровать.
— А что же, когда ваша птица летала, наш сад разоряла?
— А ты бы пришел ко мне, по совести попросил, я бы ее так отдал, из уважения к твоему родителю, царю Берендею. А теперь по всем городам пущу нехорошую славу про вас…

Этот отрывок говорит нам, что формирование и сохранение положительного имиджа, о котором так пекутся современные специалисты по PR, давно играет на Руси свою важную роль. Отметим, к слову, что царь Афрон замечание Ивана-царевича о том, что первый воровать начал именно царь Афрон (его люди, тьфу ты, его птица), пропускает мимо ушей: ты не попадайся с поличным. А перо – это еще не доказательство для судебного разбирательства: может, Жар-птица его случайно в саду обронила.

Ну да ладно, сослужишь мне службу, я тебя прощу. В таком-то царстве у царя Кусмана есть конь златогривый. Приведи его ко мне, тогда отдам тебе Жар-птицу с клеткой.
Воруют! И заставляют воровать. Логика железная – у меня воровать нехорошо, а у царя Кусмана – вполне приемлемо.
Похоже, что рассматриваемая нами сказка описывает вполне конкретный период — первоначального накопления капитала, когда любые средства хороши для достижения поставленных целей.

Загорюнился Иван-царевич, идет к серому волку. А волк ему:
— Я же тебе говорил, не шевели клетку! Почему не слушал мой наказ?
— Ну, прости же ты меня, прости, серый волк.
Как видим, Иван-царевич просит прощения у волка за непрофессионализм в краже чужого имущества. М-да …

— То-то, прости… Ладно, садись на меня. Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Опять поскакал серый волк с Иваном-царевичем. Долго ли, добегают они до той крепости, где стоит конь златогривый.
— Полезай, Иван-царевич, через стену, сторожа спят, иди на конюшню, бери коня, да смотри уздечку не трогай!
Иван-царевич перелез в крепость, там все сторожа спят, зашел на конюшню, поймал коня златогривого, да позарился на уздечку — она золотом, дорогими камнями убрана; в ней златогривому коню только гулять. Иван-царевич дотронулся до уздечки, пошел звук по всей крепости: трубы затрубили, барабаны забили, сторожа проснулись, схватили Ивана-царевича и повели к царю Кусману.

Похоже, что воровство у Ивана-царевича тоже начинает входить в привычку. Причем, что досадно, стал бы профессиональным вором (в крайнем случае, сделал бы пару ходок, стал бы уважаемым человеком среди воров), а тут второй раз попадается на одном и том же – не будет ему уважения на зоне.

— Чей ты, откуда?
— Я Иван-царевич.
— Эка, за какие глупости взялся — коня воровать! На это простой мужик не согласится.

Намек понят – вор должен быть в законе, а воровать должны люди попроще, мужик там, или, как в первом случае, Жар-птица.

Ну ладно, прощу тебя, Иван-царевич, если сослужишь мне службу. У царя Далмата есть дочь Елена Прекрасная. Похить ее, привези ко мне, подарю тебе златогривого коня с уздечкой.
Воруют и воровать учат! Как видим из описания, в своем путешествии Иван-царевич так все еще не покинул территорию России. Более того, как и положено в период дикого капитализма, дело доходит уже до кражи людей: строгая статья такая-то УК РФ.

Еще пуще пригорюнился Иван-царевич, пошел к серому волку.
— Говорил я тебе, Иван-царевич, не трогай уздечку! Не послушал ты моего наказа.
— Ну, прости же меня, прости, серый волк.
— То-то, прости… Да уж ладно, садись мне на спину.
Опять поскакал серый волк с Иваном-царевичем. Добегают они до царя Далмата. У него в крепости в саду гуляет Елена Прекрасная с мамушками, нянюшками. Серый волк говорит:
— В этот раз я тебя не пущу, сам пойду. А ты ступай обратно путем-дорогой, я тебя скоро нагоню.

Ну вот и произошло ожидаемое разделение труда. Иван-царевич — что-то вроде первого бизнесмена, а серый волк занялся своим прямым делом – «решает проблемы», то есть, по-современному, становится «крышей» для Ивана-царевича, у которого к профессии воровства, как мы видели, таланта не оказалось – все время попадается.

Иван-царевич пошел обратно путем-дорогой, а серый волк перемахнул через стену — да в сад. Засел за куст и глядит: Елена Прекрасная вышла со своими мамушками, нянюшками. Гуляла, гуляла и только приотстала от мамушек и нянюшек, серый волк ухватил Елену Прекрасную, перекинул через спину — и наутек. Иван-царевич идет путем-дорогой, вдруг настигает его серый волк, на нем сидит Елена Прекрасная. Обрадовался Иван-царевич, а серый волк ему:
— Садись на меня скорей, как бы за нами погони не было.
Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает.

Воруют! Но теперь уже профессионально.

Долго ли, коротко ли, добегают они до царя Кусмана. Серый волк спрашивает:
— Что, Иван-царевич, приумолк, пригорюнился?
— Да как же мне, серый волк, не печалиться? Как расстанусь с такой красотой? Как Елену Прекрасную на коня буду менять?
Серый волк отвечает:
— Не разлучу я тебя с такой красотой — спрячем ее где-нибудь, а я обернусь Еленой Прекрасной, ты и веди меня к царю. Тут они Елену Прекрасную спрятали в лесной избушке. Серый волк перевернулся через голову и сделался точь-в-точь Еленой Прекрасной. Повел его Иван-царевич к царю Кусману. Царь обрадовался, стал его благодарить:
— Спасибо тебе, Иван-царевич, что достал мне невесту. Получай златогривого коня с уздечкой. Иван-царевич сел на этого коня и поехал за Еленой Прекрасной. Взял ее, посадил на коня, и едут они путем-дорогой. А царь Кусман устроил свадьбу, пировал весь день до вечера, а как надо было спать ложиться, повел он Елену Прекрасную в спальню, да только лег с ней на кровать, глядит — волчья морда вместо молодой жены! Царь со страху свалился с кровати, а волк удрал прочь
.
Итак, процесс накопления капитала начинается. В собственности у Ивана-царевича уже две ценности: Елена Прекрасная, да еще златогривый конь. Автор сказки нам рисует подлинную картину: чтобы обеспечить быстрое накопление капитала, нужно нарушить закон. В данном случае с царем Кусманом.
Но это уже не кража, а мошенничество: статья УК РФ такая-то. Отметим важное обстоятельство: в процессе мошенничества Иван проявил себя с самой лучшей стороны (имеется в виду с точки зрения представителей преступного мира), провел царя так, что не подкопаешься — Мавроди «отдыхает».

Нагоняет серый волк Ивана-царевича и спрашивает:
— О чем задумался, Иван-царевич?
— Как же мне не думать? Жалко расставаться с таким сокровищем — конем златогривым, менять его на Жар-птицу.
— Не печалься, я тебе помогу.

Еще бы не помог – такая у волка теперь работа: «решать проблемы» своего хозяина.

Вот доезжают они до царя Афрона. Волк и говорит:
— Этого коня и Елену Прекрасную ты спрячь, а я обернусь конем златогривым, ты меня и веди к царю Афрону.
Спрятали они Елену Прекрасную и златогривого коня в лесу. Серый волк перекинулся через спину, обернулся златогривым конем. Иван-царевич повел его к царю Афрону. Царь обрадовался и отдал ему Жар-птицу с золотой клеткой.
Иван-царевич вернулся пеший в лес, посадил Елену Прекрасную на златогривого коня, взял золотую клетку с Жар-птицей и поехал путем-дорогой в родную сторону.
А царь Афрон велел подвести к себе дареного коня и только хотел сесть на него — конь обернулся серым волком. Царь со страху где стоял, там и упал, а серый волк пустился наутек и скоро догнал Ивана-царевича.
Понятное дело, Сибирь по Ивану плачет. Но напомним, мы наблюдаем объективный и закономерный этап накопления капитала: у Ивана скопилось в результате одной кражи и двух операций мошенничества все самое ценное имущество трех царей. Первый этап капитализма в России завершается.

— Теперь прощай, мне дальше идти нельзя. Иван-царевич слез с коня и три раза поклонился до земли, с уважением отблагодарил серого волка. А тот говорит:
— Не навек прощайся со мной, я еще тебе пригожусь.

Ничего себе! Оказывается еще в древней Руси территория была уже распределена между бандитами: волк не может «решать проблемы» на чужой территории и потому прощается с Иваном.

Иван-царевич думает: «Куда же ты еще пригодишься? Все желанья мои исполнены». Сел на златогривого коня, и опять поехали они с Еленой Прекрасной, с Жар-птицей. Доехал он до своих краев, вздумалось ему пополдневать. Было у него с собой немного хлебушка. Ну, они поели, ключевой воды попили и легли отдыхать.
Только Иван-царевич заснул, наезжают на него его братья. Ездили они по другим землям, искали Жар-птицу, вернулись с пустыми руками. Наехали и видят — у Ивана-царевича все добыто. Вот они и сговорились:
— Давай убьем брата, добыча вся будет наша.
Решились и убили Ивана-царевича. Сели на златогривого коня, взяли Жар-птицу, посадили на коня Елену Прекрасную и устрашили ее:
— Дома не сказывай ничего!
Итак, убийство. Опять же не ради него самого, а ради имущества. Но это уже более строгая статья УК РФ. Мы наблюдаем второй этап развития капитализма – передел собственности, в ход пошло холодное и иное оружие.

Лежит Иван-царевич мертвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с вороненком.
— Ты лети-ка, ворон, за живой и мертвой водой. Принесешь мне живой и мертвой воды, тогда отпущу твоего вороненка
.
Сделаем предположение, что волк за короткое время расширил территорию своего влияния и снова «крышует» бизнес Ивана-царевича».
Дело приняло серьезный оборот, и потому волк берет заложника (вороненка). УК РФ волку нипочем.

Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его вороненка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принес он живой и мертвой воды. Серый волк спрыснул мертвой водой раны Ивану-царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой — Иван-царевич ожил.
Судя по всему, браться Ивана показали себя очень неграмотно – контрольного выстрела не сделали (об этом в сказке не говорится), потому удалось Ивана выходить. Опять же подвело натуральное хозяйство (в данном случае у братьев), и в этом смысле использование для «решения проблем» профессионала (волка) более оправдано.

— Ох, крепко же я спал!..
— Крепко ты спал, — говорит серый волк. — Кабы не я, совсем бы не проснулся. Родные братья тебя убили и всю добычу твою увезли. Садись на меня скорей! Поскакали они в погоню и настигли обоих братьев. Тут их серый волк растерзал и клочки по полю разметал.
Как видим, использование профессионала (волк «забил стрелку» и разорвал братьев) много эффективнее самостоятельного «решения проблем» в период первого этапа развития капитализма в России, который мы с вами недавно прожили. Напомню, что мы имеем дело все-таки со сказкой и вполне реальным, пусть сказочным, волком, который представлен нам автором сказки в первом эпизоде настоящим хищником – слопал коня у Ивана.
Представляется, что в этом месте сказки Иван окончательно расплатился со своим помощником за его полезные услуги: братья же сьедобные. Ну, а одежда, клочки которой по полю разметал волк… Это он так расслабился, нервная у волка работа.

Иван-царевич поклонился серому волку и простился с ним навечно.
Этап дикого капитализма закончился.

Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привез отцу своему Жар-птицу, а себе — невесту, Елену Прекрасную.
Царь Берендей обрадовался, стал сына спрашивать. Стал Иван-царевич рассказывать, как помог ему серый волк достать добычу, да как братья убили его, сонного, да как серый волк их растерзал.
Погоревал царь Берендей и скоро утешился. А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать.

Уважаемый топ-менеджер наверняка в этом месте спросит: «А при чем здесь мы? Описанные в сказке бандитские разборки к менеджменту не имеют никакого отношения».
Не соглашусь.
Во-первых, это не совсем разборки: в сказке описаны вполне цивилизованные рыночные отношения. Между Иваном-царевичем и царями были четкие договоренности об обмене: Елену Прекрасную на коня, златогривого коня на Жар-птицу с клеткой. Более того, все договоренности были выполнены.
Спрашивается, в чем причина, что в процессе обмена царям подсунули подделку?
Для меня ответ однозначный: виноват неграмотный менеджмент у царей. Не был организован надлежащий входной контроль продуктов обмена: был бы надлежащий контроль – никакое мошенничество бы не помогло. Была и недоработка в договоренностях: ни о каких гарантийных обязательствах поставщика продукта обмена в сказке не говорится.
А какого, спрашивается, качества досталась Ивану-царевичу Елена Прекрасная? Из текста сказки следует, что она на протяжении всей очень длинной сказочной истории не произнесла ни слова. Более того, на угрозы братьев Ивана «молчать про содеянное», она даже не кивнула – про кивание в сказке ни слова. То есть вполне возможно, что Елена Прекрасная не только не говорит, но еще и не слышит. То есть, иначе говоря, Ивану также, похоже, подсунули брак.

Так что, уважаемые топ-менеджеры, сказка не только повествует нам о том, что трудные, но необходимые этапы накопления капитала и его передела завершились, но и, главное, она говорит нам, что пришло ваше время – время грамотных управленцев.

И даже русская беда – воровство – может быть преодолена, если менеджмент сформирует соответствующую корпоративную культуру.

Так что желаю вам на этом нелегком поприще больших успехов!

Также смотрите:

Сеанс сказкотерапии для топ-менеджеров от Александра Сергеевича

Царевна-лягушка. Сказка для топ-менеджеров

По щучьему веленью. Сказка для топ-менеджеров

Красная Шапочка. Сказка для топ-менеджеров

Волк и козлята. Сказка для топ-менеджеров

  • Сказка иван царевич жар птица и серый волк слушать
  • Сказка иван царевич и кощей бессмертный читать
  • Сказка иван царевич и серый волк как звали царевну
  • Сказка иван царевич и серый волк мультфильм старый смотреть
  • Сказка иван царевич и серый волк печатать