( Ф.И.О. учителя полностью)
( Ф.И.О. методиста полностью)
Тема урока: Волшебная сказка «Иван Царевич и серый волк».
Цель урока: Познакомить учащихся со сказкой «Иван царевич и серый волк», закрепить особенности волшебной сказки на её примере.
— учебник литературного чтения «Перспектива» 3 класс 1 часть.
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
Здравствуйте, дети. Меня зовут Константин Романович, и сегодня я у вас проведу урок литературы. На уроке понадобится учебник литературы.
Проверка готовности к уроку
Актуализация знаний
Садятся те дети, которые могут сказать, какие виды сказок существуют.
Какого вида сказку читали на прошлом уроке. (бытовая, сказка о животных, волшебная, читали «Лягушка-путешественница», данная сказка относится к сказке о животных)
Скажите в чём особенность сказок о животных. (главными героями данной сказки являются животные)
На прошлом уроке мы читали сказку о животных, сегодня мы переходим к следующей сказке и следующему виду сказок, название сказки «Иван царевич и серый волк», как думаете, уже из названия какого вида будет эта сказка? Почему?
Начнём читать сказку и проверим наши предположения.
Отвечает на вопросы
Чтение первой части
Учитель читает название сказки, и вид сказки (русская сказка) Что значит, что она русская? (то, что она народная, не имеет определённого автора).
Я начну читать первый абзац, далее продолжите вы.
Читает
Лексическая работа с первой частью
Великолепный – очень красивый, от слова «велик» дословно — великий сад.
Похитники – похитители, вор.
Караулы – тот, кто сторожит, охраняет.
Утешают – успокаивают.
Припал – упал, лёг.
Глаз не смыкал – не спал, был бодрым.
Стеречь – охранять.
Задолит – окутает, закружит, одолеет
Объясняет значения слов с помощью словаря, собственного опыта
Проверка понимания первой части
Расскажите, о чём прочитали в самом начале?
Какие персонажи нам уже известны?
Почему царь затосковал?
Почему сыновья начали утешать отца? (им было больно смотреть на то, как горюет их отец, ассоциация: если ваши родители в плохом настроении, хочется ли вам их утешить?)
Что предложили сыновья?
Как караулил первый сын? Ответственно ли подошёл к своей задачи первый сын? А второй?
Пошёл стеречь третий сын, читаю: «Как его сон задолит, он росой с травы умоется, сон и прочь с глаз.»
Ответсвенно ли подошли к заданию 1 и 2 сыны?
Можно ли сказать, что третий сын Иван, в отличие от других сыновей, подошёл к заданию ответственно? Почему?
Как бы мы могли озаглавить эту чатсь?
Отвечает на вопросы
Чтение второй части
Чтение детьми второй части.
Читает
Лексическая работа со второй частью
Разоряет – разрушает, опустошает.
Мест познавали – то есть, посмотрели бы на места новые.
Знающие учащиеся рассказывают значения слов, которые не понятны другим детям
Проверка понимания второй части
Что увидел Иван в саду? Почему написано – «половина ночи прошла, ему и чудится…»?
Как обращаются сыновья к своему отцу (как относятся)? Найдите в тексте подтверждение своим словам.
Что значит «царь взял это перо и с той поры стал пить и есть, и печали не знал»? (он успокоился, на душе стало легче)
Почему в один момент царь решил поручить своим сыновьям найти Жар-птицу?
Как бы мы могли озаглавить эту часть?
Отвечает на вопросы
Чтение третьей части
Чтение детьми третьей части
Читает
Лексическая работа с третьей частью
Спутал коня – привязал
Кости обглоданные – кости начисто обчищены, на них нет мяса
Пригорюнился – начал горевать, печалиться
Пеший – пешком
Смерточки – устал очень сильно
Голову повесил – печалится
Служить верой-правдой – служить предано, честно
Знающие учащиеся рассказывают значения слов, которые не понятны другим детям
Проверка понимания третьей части
Куда поехали братья?
Что случилось в дороге у Ивана?
(У Ивана съели коня, он встретил волка)
Что значит «в три года не доехать…»?
Теперь скажите к какому виду относится эта сказка и почему?
Как бы мы могли озаглавить эту часть?
Отвечает на вопросы
Чтение четвертой части
Чтение четвёртой части детьми
Лексическая работа с четвёртой частью
Пазуху – за оборотом куртки
Наказывал – говорил делать или не делать
Срам – стыд, позор
Пущу нехорошую славу – распространять слух, сплетни (как правило негативные)
Знающие учащиеся рассказывают значения слов, которые не понятны другим детям
Проверка понимания четвёртой части
Что происходило после того, как Иван встретил волка?
Что говорил ему волк? Почему он так говорил? Можно ли сказать, что волк нечестный? Докажи
Что сделал Иван, когда проник в замок?
Что значит «сердце его загорелось»?
Что случилось, когда Иван дотронулся к клетке?
Что случилось дальше?
Что значит «взялся за дюж, не говори, что не дюж»?
Иван собирается проникнуть в следующую крепость, чтобы забрать для царя Афрона коня златогривого, но волк ему сказал «не трогай уздечку», как думаете послушает ли Иван волка, и поступит ли, как он велит?
Как бы мы могли озаглавить эту часть?
Отвечает на вопросы
Вывод
С какой сказкой познакомились на уроке?
К какому виду относится эта сказка? Почему?
Делает вывод
Рефлексия
Что было трудно на уроке?
Что было легко?
Оцените свою деятельность на уроке.
Проводит рефлексию собственной деятельности
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк
Жанровая направленность произведения представляет собой русскую народную сказку, не имеющую аналогов в мировой литературе.
Основной темой сказки является поиск счастья.
Главными персонажами произведения представляют царский сын по имени Иван, являющийся младшим из трех сыновей царя, справедливым и добросердечным юношей, и его верный друг Серый волк, отличающийся благородным и честным характером, умом и сообразительностью.
Сюжетная линия произведения повествует о трех сыновьях царя Берендея, двое из которых отличаются ленью, завистью и жестокостью. Царь поручает сыновьям охранять царский сад, в который постоянно прилетает Жар-птица, мечта его величества. Однако это юношам не удается, и царь отдает приказ об отправке сыновей на поиски волшебной птицы.
Братья выбирают различные пути поиска, а в дороге Иван-царевичу встречает Серый волк, который съедает его коня. После этого случая Иван и волк становятся лучшими друзьями, при этом волк неоднократно выручает юношу из беды, предотвращает его гибель, а также помогает преодолевать трудности, превращаясь и в Жар-птицу, и в Елену Прекрасную, и в коня с золотой гривой.
Финал сказки оказывается счастливым, хотя старшие братья совершают по отношению к Иван-царевичу предательство, забрав у него царевну и волшебную птицу. Однако ситуацию снова спасает Серый волк, придя к Ивану на помощь с помощью хитрости и лукавства.
Сказка демонстрирует для маленьких читателей почтительное, уважительное отношение к старшим, проявление сыновьей любви. Кроме того, на примере старших сыновей показывается соперничество в целях получения царского трона.
Средствами художественной выразительности в сказке является применение определенных смысловых обращений, присущих русскому народу, например, родимый батюшка, а также использование в качестве волшебных предметов золотой клетки, мертвой и живой воды, золотой гривы лошади, сказочной царевны, яблони с плодами из золота.
Смысловая нагрузка произведения заключается в проявлении дружбы, сострадания, заботы о близких и родных людях, в необходимости прислушивания к мудрым советам старших и умных людей.
Основные персонажи сказки
Главные герои:
- Иван-царевич – добрый, отважный, мужественный царевич, умеющий держать свое слово.
- Серый волк – храбрый, положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Он бесстрашен и оберегает Ивана от всех опасностей, стоящих на пути.
Другие персонажи:
- Царь Берендей – отец трех сыновей, решивший испытать их жен.
- Старшие сыновья – старшие братья Ивана-царевича, лгуны, пьяницы и бандиты, они наобещали отцу с три короба, а сами отправились в местный кабачок, пропивать отцовское богатство.
- Кощей Бессмертный – могущественный колдун, которого одолел Иван-царевич.
- Елена Прекрасная – красавица-невеста Ивана.
Летающий конь
Наряду с другими животными в волшебных сказках фольклора разных стран часто упоминаются кони и орлы. Отдельное внимание стоит уделить обряду кормления орла, которого придерживались многие народы. Птицу забирали домой, откармливали, ухаживали, а потом убивали. После орла отсылали к духам, чтобы тот замолвил доброе слово о тех, кто хорошо о нем заботился. Вспомнить хотя бы слова орла главному герою из сказки «Василиса Премудрая и Морской царь»:
Не стреляй меня, царь-государь! Возьми лучше к себе да прокорми три года. В некое время я пригожусь тебе!
А что потом? После того как царь откормил птицу, она отвезла его за тридевять земель — то есть в потусторонний мир.
Похожую функцию в сказках выполняли и кони, которые почти всегда имели крылья, чтобы перемещаться между мирами.
Старик свистнул-гайкнул богатырским посвистом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Сивко бежит, только земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом.
Фотография в шкафу помогла женщине похудеть на 60 кг
В рамках расследования его допрашивали 5 часов: новое дело Михаила Ефремова
BMW Gran Coupe 228i в 2021 году снизит стартовую цену на 2000 $
Помните этот отрывок из сказки «Сивка-бурка»? Волшебного коня Иван-дурак получил от умершего отца, после того как провел ночь на родительской могиле. Исследователи русского фольклора считают, что на самом деле лошадь была белой с синим отливом (отсюда и название). Коней именно такого окраса приносили в жертву древние греки. К слову, особое отношение к копытным этой масти было и у сибирских шаманов.
Коротко о тотемных животных: что это такое и откуда они появились
Понятие тотема, которое ввели в научный оборот лишь в 19 веке, было взято из национального языка североамериканских индейцев. В переводе слово означает «его род». Только родовая принадлежность определяется не по семейным/кровным узам, а по объединению человека и племени с каким-либо предметом, стихией, растением или животным.
Традиция различать себя по тотемам возникла из необходимости подчеркнуть собственную уникальность. Даже в древности люди стремились отличаться друг от друга. С помощью тотемов они связывали себя неразрывными узами с живой природой и потусторонним миром.
Тотем в этой взаимосвязи играл функцию защиты и оберега от нечистых и темных сил.
У русского народа символы тотемизма, а точнее, его отголоски сохранились в фольклоре, где принято почитать и величать представителей флоры и фауны.
Красивая природа и русская душа. Почему россияне в большинстве своём патриоты
Духи, благовония или освежители воздуха могут быть токсичны для кошек и собак
Ирина Круг рассказала о своих чувствах после потери мужа
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Бытовые, волшебные и сказки о животных о их отличия
Бытовые сказки
Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.
С симпатией в этих сказках изображен бывалый солдат, который умеет мастерить и рассказывать сказки, суп варит из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуаций. И в этом обнаруживается ирония.
Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. В них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев. «В них, – писал Белинский, – отражается быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве».
Одной из бытовых сказок является сказка «Жена-доказчица».
Ей присущи все особенности бытовой сказки. Она начинается с зачина: «Жил старик со старухой». Сказка повествует об обычных событиях из жизни крестьян. Сюжет ее быстро развивается. Большое место в сказке отводится диалогам (разговор старухи со стариком, старухи и барина). Герои ее – бытовые персонажи. В ней отражается семейный быт крестьян: герои «крючат» (т. е. снимают) горох в поле, ставят приспособления для рыбной ловли («заезочек»), рыболовные снасти в виде сачка («морду»). Герои окружены бытовыми вещами: старик кладет щуку в «пестерек» (берестяная корзина) и т. д.
В то же время в сказке осуждаются человеческие пороки: болтливость жены старика, которая, найдя клад, всем о нем рассказала; жестокость барина, который приказал выпороть розгами женщину-крестьянку.
В сказке присутствуют элементы необычного: щука в поле, заяц в воде. Но они связаны с реальными действиями старика, который остроумным способом вздумал подшутить над старухою, проучить ее, наказать за болтливость. «Он (старик – А.Ф.) щуку-то взял, заместо ее посадил в морду зайца, а рыбу в поле понес и положил в горох». Старуха всему поверила.
Когда барин стал выпытывать насчет клада, старик хотел умолчать, а его болтливая старуха обо всем рассказала и барину. Она доказывала, что щука была в горохе, заяц в морду попал, а черт с барина шкуру драл. Не случайно сказка называется «Жена-доказчица». И даже тогда, когда ее наказывают розгами: «растянули ее, сердечную, и начали потчевать; она знай себе и под розгами то же сказывает». Барин плюнул и прогнал старика и старуху.
Сказка наказывает и порицает болтливую и упрямую старуху и с сочувствием относится к старику, прославляя находчивость, ум, смекалку. Сказка отражает стихию народной речи.
В волшебной сказке перед слушателем возникает иной, чем в сказках о животных, особый, таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь.
«Это мир, где Иван-царевич мчится по темному лесу на сером волке, где страдает обманутая Аленушка, где Василиса Прекрасная приносит от Бабы Яги палящий огонь, где отважный герой находит смерть Кащея Бессмертного»..1
Некоторые из волшебных сказок тесно связаны с мифологическими представлениями. Такие образы, как Морозко, Водяной, Солнце, Ветер, связаны со стихийными силами природы. Наиболее популярными из русских сказок являются: «Три царства», «Волшебное кольцо», «Перышко Финиста – ясна сокола», «Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный», «Марья Моревна», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Сивка-Бурка», «Морозко» и др.
Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича. На это обратил в свое время внимание А.М. Горький:
«Герой фольклора – «дурак», презираемый даже отцом и братьями, всегда оказывается умнее их, всегда победитель всех житейских невзгод».2
Положительному герою всегда помогают другие сказочные персонажи. Так, в сказке «Три царства» герой выбирается на белый свет с помощью чудесной птицы. В других сказках героям помогают и Сивка-Бурка, и Серый волк, и Елена Прекрасная. Даже такие персонажи, как Морозко и Баба Яга, помогают героям за их трудолюбие, воспитанность. Во всем этом выражены народные представления о человеческой морали и нравственности.
Рядом с основными героями в волшебной сказке всегда чудесные помощники: Серый волк, Сивка-Бурка, Объедало, Опивало, Дубыня и Усыня и др. Они владеют чудесными средствами: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. Образы положительных героев в волшебных сказках, помощники и чудесные предметы выражают народные мечты.
Образы женщин-героинь волшебных сказок в народном представлении необыкновенно красивы. О них говорят: «Ни в сказке сказать, ни пером описать». Они мудры, владеют колдовской силой, обладают недюжинным умом и находчивостью (Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна).
Противники положительных героев – темные силы, страшные чудовища (Кащей Бессмертный, Баба Яга, Лихо одноглазое, Змей Горыныч). Они жестоки, коварны и алчны. Так выражается представление народа о насилии и зле. Их облик оттеняет образ положительного героя, его подвиг. Сказочники не жалели красок, чтобы подчеркнуть борьбу между светлым и темным началами. По своему содержанию и по своей форме волшебная сказка несет элементы чудесного, необычного. Композиция волшебных сказок отлична от композиции сказок о животных. Некоторые волшебные сказки начинаются с присказки – шутливой прибаутки, не связанной с сюжетом. Цель присказки – привлечь внимание слушателей. За ней следует зачин, начинающий повествование. Он переносит слушателей в сказочный мир, обозначает время и место действия, обстановку, действующих лиц. Завершается сказка концовкой. Повествование развивается последовательно, действие дается в динамике. В структуре сказки воспроизводятся драматически напряженные ситуации.
В волшебных сказках троекратно повторяются эпизоды (с тремя змеями бьется на Калиновом мосту Иван-царевич, трех прекрасных царевен спасает Иван в подземном царстве). В них используются традиционные художественные средства выразительности: эпитеты (конь добрый, молодецкий, луг зеленый, травы шелковые, цветы лазоревые, море синее, леса дремучие), сравнения, метафоры, слова с уменьшительными суффиксами. Эти особенности волшебных сказок перекликаются с былинами, подчеркивают яркость повествования.
Примером такой сказки является сказка «Два Ивана – солдатских сына».
Сказки о животных.
Один из древнейших видов русских сказок – сказки о животных. Мир животных в сказках воспринимается как иносказательное изображение человеческого. Животные олицетворяют реальных носителей человеческих пороков в быту (жадность, глупость, трусость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т. п.).
Наиболее популярными сказками о животных являются сказки о лисе и волке. Образ лисы стабилен. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мертвой («Лиса крадет рыбу из саней»); обманывает волка («Лиса и волк»); обманывает петуха («Кот, петух и лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадет мед («Медведь и лиса»). Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчетливая.
Другим героем, с которым часто сталкивается лиса, является волк. Он глуп, что и выражается в отношении народа к нему, пожирает козлят («Волк и коза»), собирается разорвать овцу («Овца, лиса и волк»), откармливает голодную собаку, чтобы ее съесть, остается без хвоста («Лиса и волк»).
Еще одним героем сказок о животных является медведь. Он олицетворяет грубую силу, обладает властью над другими животными. В сказках его нередко называют «всем пригнетыш». Медведь также глуп. Уговариваясь с крестьянином собрать урожай, он каждый раз остается ни с чем («Мужик и медведь»).
Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Они выполняют подсобную роль, нередко находятся в услужении у «крупных» животных. Только кот и петух выступают в роли положительных героев. Они помогают обиженным, верны дружбе.
В характеристике действующих лиц проявляется иносказание: изображение повадок зверей, особенностей их поведения напоминает изображение поведения людей и вносит в повествование критические начала, которые выражаются в использовании разнообразных приемов сатирического и юмористического изображения действительности.
Юмор основан на воспроизведении нелепых ситуаций, в которые попадают персонажи (волк опускает хвост в прорубь и верит, что он поймает рыбу).
Язык сказок образен, воспроизводит бытовую речь, некоторые сказки состоят сплошь из диалогов («Лиса и Тетерев», «Бобовое зернышко»). В них диалоги преобладают над повествованием. В текст включаются небольшие песенки («Колобок», «Коза-дереза»).
Композиция сказок несложна, основана на повторении ситуаций. Сюжет сказок разворачивается стремительно («Бобовое зернышко», «Звери в яме»). Сказки о животных высоко художественны, образы их выразительны.
ć
Даша Бухманова,
5 июн. 2013 г., 05:55