Сказка иван царевич и серый волк читать автор

Владимир токарев в обработке алексея толстого. жил-был царь берендей, у него было три сына, младшего звали иваном. и был у

Владимир Токарев

В обработке Алексея Толстого.

Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать.
К гадалке не ходи – это про матушку Россию: воруют!

Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника. Царь перестал и пить и есть, затосковал. Сыновья отца утешают:
— Дорогой наш батюшка, не печалься, мы сами станем сад караулить.
Старший сын говорит:
— Сегодня моя очередь, пойду стеречь сад от похитника.
Отправился старший сын. Сколько ни ходил с вечеру, никого не уследил, припал на мягкую траву и уснул.
ЧОП – частное охранное предприятие не сработало. Но вместо того, чтобы разобраться с качеством охранных услуг, у нас сразу заводят натуральное хозяйство.

Утром царь его спрашивает:
— Ну-ка, не обрадуешь ли меня: не видал ли ты похитника?
— Нет, родимый батюшка, всю ночь не спал, глаз не смыкал, а никого не видал.
На другую ночь пошел средний сын караулить и тоже проспал всю ночь, а наутро сказал, что не видал похитника.
Наступило время младшего брата идти стеречь. Пошел Иван-царевич стеречь отцов сад и даже присесть боится, не то что прилечь. Как его сон задолит, он росой с травы умоется, сон и прочь с глаз. Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит — на яблоню села Жар-птица и клюет золотые яблоки. Иван-царевич тихонько подполз к яблоне и поймал птицу за хвост. Жар-птица встрепенулась и улетела, осталось у него в руке одно перо от ее хвоста.
Давайте оценим качество «натуральных услуг»: только один из трех сыновей послужил верой и правдой. Брак натурального хозяйства (охрана своими силами) составляет, как видим, 66,6%.

Наутро приходит Иван-царевич к отцу.
— Ну что, дорогой мой Ваня, не видал ли ты похитника?
— Дорогой батюшка, поймать не поймал, а проследил, кто наш сад разоряет. Вот от похитника память вам принес. Это, батюшка, Жар-птица.
Царь взял это перо и с той поры стал пить, и есть, и печали не знать. Вот в одно прекрасное время ему и раздумалось об этой об Жар-птице. Позвал он сыновей и говорит им:
— Дорогие мои дети, оседлали бы вы добрых коней, поездили бы по белу свету, места познавали, не напали бы где на Жар-птицу.
Дети отцу поклонились, оседлали добрых коней и отправились в путь-дорогу: старший в одну сторону, средний в другую, а Иван-царевич в третью сторону.
Ехал Иван-царевич долго ли, коротко ли. День был летний. Приустал Иван-царевич, слез с коня, спутал его, а сам свалился спать.Много ли, мало ли времени прошло, пробудился Иван-царевич, видит — коня нет. Пошел его искать, ходил, ходил и нашел своего коня — одни кости обглоданные.

Опять же понятно, путешествие хоть и длинное, но в пределах России: воруют!

Запечалился Иван-царевич: куда без коня идти в такую даль? «Ну что же, — думает, — взялся — делать нечего». И пошел пеший. Шел, шел, устал до смерточки. Сел на мягкую траву и пригорюнился, сидит. Откуда ни возьмись, бежит к нему серый волк:
— Что, Иван-царевич, сидишь пригорюнился, голову повесил?
— Как же мне не печалиться, серый волк? Остался я без доброго коня.
— Это я, Иван-царевич, твоего коня съел… Жалко мне тебя! Расскажи, зачем в даль поехал, куда путь держишь?

Признание разбойника, слопавшего чужого коня, свидетельствует, что волк положительный: «живет по понятиям».

— Послал меня батюшка поездить по белу свету, найти Жар-птицу.
— Фу, фу, тебе на своем добром коне в три года не доехать до Жар-птицы. Я один знаю, где она живет. Так и быть — коня твоего съел, буду тебе служить верой-правдой. Садись на меня да держись крепче.

Здесь мы наблюдаем, как серый волк предложил свои волчьи услуги, можно догадаться, к чему это приведет.

Сел Иван-царевич на него верхом, серый волк и поскакал — синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает. Долго ли, коротко ли, добегают они до высокой крепости. Серый волк и говорит:
— Слушай меня, Иван-царевич, запоминай: полезай через стену, не бойся — час удачный, все сторожа спят. Увидишь в тереме окошко, на окошке стоит золотая клетка, а в клетке сидит Жар-птица. Ты птицу возьми, за пазуху положи, да смотри клетки не трогай!

Как видим, волк учит Ивана-царевича плохому – воровать. Причем воровать профессионально – чтобы не заметили. Кража – статья такая-то УК РФ.

Иван-царевич через стену перелез, увидел этот терем — на окошке стоит золотая клетка, в клетке сидит Жар-птица. Он птицу взял, за пазуху положил, да засмотрелся на клетку. Сердце его и разгорелось: «Ах, какая — золотая, драгоценная! Как такую не взять!» И забыл, что волк ему наказывал. Только дотронулся до клетки, пошел по крепости звук: трубы затрубили, барабаны забили, сторожа пробудились, схватили Ивана-царевича и повели его к царю Афрону.
Из этого отрывка следует, что сигнализацию придумали не западные продвинутые фирмы, а нашенские. Только опять, видно, запатентовать не удосужились.

Царь Афрон разгневался и спрашивает:
— Чей ты, откуда?
— Я царя Берендея сын, Иван-царевич.
— Ай, срам какой! Царский сын да пошел воровать.
— А что же, когда ваша птица летала, наш сад разоряла?
— А ты бы пришел ко мне, по совести попросил, я бы ее так отдал, из уважения к твоему родителю, царю Берендею. А теперь по всем городам пущу нехорошую славу про вас…

Этот отрывок говорит нам, что формирование и сохранение положительного имиджа, о котором так пекутся современные специалисты по PR, давно играет на Руси свою важную роль. Отметим, к слову, что царь Афрон замечание Ивана-царевича о том, что первый воровать начал именно царь Афрон (его люди, тьфу ты, его птица), пропускает мимо ушей: ты не попадайся с поличным. А перо – это еще не доказательство для судебного разбирательства: может, Жар-птица его случайно в саду обронила.

Ну да ладно, сослужишь мне службу, я тебя прощу. В таком-то царстве у царя Кусмана есть конь златогривый. Приведи его ко мне, тогда отдам тебе Жар-птицу с клеткой.
Воруют! И заставляют воровать. Логика железная – у меня воровать нехорошо, а у царя Кусмана – вполне приемлемо.
Похоже, что рассматриваемая нами сказка описывает вполне конкретный период — первоначального накопления капитала, когда любые средства хороши для достижения поставленных целей.

Загорюнился Иван-царевич, идет к серому волку. А волк ему:
— Я же тебе говорил, не шевели клетку! Почему не слушал мой наказ?
— Ну, прости же ты меня, прости, серый волк.
Как видим, Иван-царевич просит прощения у волка за непрофессионализм в краже чужого имущества. М-да …

— То-то, прости… Ладно, садись на меня. Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Опять поскакал серый волк с Иваном-царевичем. Долго ли, добегают они до той крепости, где стоит конь златогривый.
— Полезай, Иван-царевич, через стену, сторожа спят, иди на конюшню, бери коня, да смотри уздечку не трогай!
Иван-царевич перелез в крепость, там все сторожа спят, зашел на конюшню, поймал коня златогривого, да позарился на уздечку — она золотом, дорогими камнями убрана; в ней златогривому коню только гулять. Иван-царевич дотронулся до уздечки, пошел звук по всей крепости: трубы затрубили, барабаны забили, сторожа проснулись, схватили Ивана-царевича и повели к царю Кусману.

Похоже, что воровство у Ивана-царевича тоже начинает входить в привычку. Причем, что досадно, стал бы профессиональным вором (в крайнем случае, сделал бы пару ходок, стал бы уважаемым человеком среди воров), а тут второй раз попадается на одном и том же – не будет ему уважения на зоне.

— Чей ты, откуда?
— Я Иван-царевич.
— Эка, за какие глупости взялся — коня воровать! На это простой мужик не согласится.

Намек понят – вор должен быть в законе, а воровать должны люди попроще, мужик там, или, как в первом случае, Жар-птица.

Ну ладно, прощу тебя, Иван-царевич, если сослужишь мне службу. У царя Далмата есть дочь Елена Прекрасная. Похить ее, привези ко мне, подарю тебе златогривого коня с уздечкой.
Воруют и воровать учат! Как видим из описания, в своем путешествии Иван-царевич так все еще не покинул территорию России. Более того, как и положено в период дикого капитализма, дело доходит уже до кражи людей: строгая статья такая-то УК РФ.

Еще пуще пригорюнился Иван-царевич, пошел к серому волку.
— Говорил я тебе, Иван-царевич, не трогай уздечку! Не послушал ты моего наказа.
— Ну, прости же меня, прости, серый волк.
— То-то, прости… Да уж ладно, садись мне на спину.
Опять поскакал серый волк с Иваном-царевичем. Добегают они до царя Далмата. У него в крепости в саду гуляет Елена Прекрасная с мамушками, нянюшками. Серый волк говорит:
— В этот раз я тебя не пущу, сам пойду. А ты ступай обратно путем-дорогой, я тебя скоро нагоню.

Ну вот и произошло ожидаемое разделение труда. Иван-царевич — что-то вроде первого бизнесмена, а серый волк занялся своим прямым делом – «решает проблемы», то есть, по-современному, становится «крышей» для Ивана-царевича, у которого к профессии воровства, как мы видели, таланта не оказалось – все время попадается.

Иван-царевич пошел обратно путем-дорогой, а серый волк перемахнул через стену — да в сад. Засел за куст и глядит: Елена Прекрасная вышла со своими мамушками, нянюшками. Гуляла, гуляла и только приотстала от мамушек и нянюшек, серый волк ухватил Елену Прекрасную, перекинул через спину — и наутек. Иван-царевич идет путем-дорогой, вдруг настигает его серый волк, на нем сидит Елена Прекрасная. Обрадовался Иван-царевич, а серый волк ему:
— Садись на меня скорей, как бы за нами погони не было.
Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает.

Воруют! Но теперь уже профессионально.

Долго ли, коротко ли, добегают они до царя Кусмана. Серый волк спрашивает:
— Что, Иван-царевич, приумолк, пригорюнился?
— Да как же мне, серый волк, не печалиться? Как расстанусь с такой красотой? Как Елену Прекрасную на коня буду менять?
Серый волк отвечает:
— Не разлучу я тебя с такой красотой — спрячем ее где-нибудь, а я обернусь Еленой Прекрасной, ты и веди меня к царю. Тут они Елену Прекрасную спрятали в лесной избушке. Серый волк перевернулся через голову и сделался точь-в-точь Еленой Прекрасной. Повел его Иван-царевич к царю Кусману. Царь обрадовался, стал его благодарить:
— Спасибо тебе, Иван-царевич, что достал мне невесту. Получай златогривого коня с уздечкой. Иван-царевич сел на этого коня и поехал за Еленой Прекрасной. Взял ее, посадил на коня, и едут они путем-дорогой. А царь Кусман устроил свадьбу, пировал весь день до вечера, а как надо было спать ложиться, повел он Елену Прекрасную в спальню, да только лег с ней на кровать, глядит — волчья морда вместо молодой жены! Царь со страху свалился с кровати, а волк удрал прочь
.
Итак, процесс накопления капитала начинается. В собственности у Ивана-царевича уже две ценности: Елена Прекрасная, да еще златогривый конь. Автор сказки нам рисует подлинную картину: чтобы обеспечить быстрое накопление капитала, нужно нарушить закон. В данном случае с царем Кусманом.
Но это уже не кража, а мошенничество: статья УК РФ такая-то. Отметим важное обстоятельство: в процессе мошенничества Иван проявил себя с самой лучшей стороны (имеется в виду с точки зрения представителей преступного мира), провел царя так, что не подкопаешься — Мавроди «отдыхает».

Нагоняет серый волк Ивана-царевича и спрашивает:
— О чем задумался, Иван-царевич?
— Как же мне не думать? Жалко расставаться с таким сокровищем — конем златогривым, менять его на Жар-птицу.
— Не печалься, я тебе помогу.

Еще бы не помог – такая у волка теперь работа: «решать проблемы» своего хозяина.

Вот доезжают они до царя Афрона. Волк и говорит:
— Этого коня и Елену Прекрасную ты спрячь, а я обернусь конем златогривым, ты меня и веди к царю Афрону.
Спрятали они Елену Прекрасную и златогривого коня в лесу. Серый волк перекинулся через спину, обернулся златогривым конем. Иван-царевич повел его к царю Афрону. Царь обрадовался и отдал ему Жар-птицу с золотой клеткой.
Иван-царевич вернулся пеший в лес, посадил Елену Прекрасную на златогривого коня, взял золотую клетку с Жар-птицей и поехал путем-дорогой в родную сторону.
А царь Афрон велел подвести к себе дареного коня и только хотел сесть на него — конь обернулся серым волком. Царь со страху где стоял, там и упал, а серый волк пустился наутек и скоро догнал Ивана-царевича.
Понятное дело, Сибирь по Ивану плачет. Но напомним, мы наблюдаем объективный и закономерный этап накопления капитала: у Ивана скопилось в результате одной кражи и двух операций мошенничества все самое ценное имущество трех царей. Первый этап капитализма в России завершается.

— Теперь прощай, мне дальше идти нельзя. Иван-царевич слез с коня и три раза поклонился до земли, с уважением отблагодарил серого волка. А тот говорит:
— Не навек прощайся со мной, я еще тебе пригожусь.

Ничего себе! Оказывается еще в древней Руси территория была уже распределена между бандитами: волк не может «решать проблемы» на чужой территории и потому прощается с Иваном.

Иван-царевич думает: «Куда же ты еще пригодишься? Все желанья мои исполнены». Сел на златогривого коня, и опять поехали они с Еленой Прекрасной, с Жар-птицей. Доехал он до своих краев, вздумалось ему пополдневать. Было у него с собой немного хлебушка. Ну, они поели, ключевой воды попили и легли отдыхать.
Только Иван-царевич заснул, наезжают на него его братья. Ездили они по другим землям, искали Жар-птицу, вернулись с пустыми руками. Наехали и видят — у Ивана-царевича все добыто. Вот они и сговорились:
— Давай убьем брата, добыча вся будет наша.
Решились и убили Ивана-царевича. Сели на златогривого коня, взяли Жар-птицу, посадили на коня Елену Прекрасную и устрашили ее:
— Дома не сказывай ничего!
Итак, убийство. Опять же не ради него самого, а ради имущества. Но это уже более строгая статья УК РФ. Мы наблюдаем второй этап развития капитализма – передел собственности, в ход пошло холодное и иное оружие.

Лежит Иван-царевич мертвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с вороненком.
— Ты лети-ка, ворон, за живой и мертвой водой. Принесешь мне живой и мертвой воды, тогда отпущу твоего вороненка
.
Сделаем предположение, что волк за короткое время расширил территорию своего влияния и снова «крышует» бизнес Ивана-царевича».
Дело приняло серьезный оборот, и потому волк берет заложника (вороненка). УК РФ волку нипочем.

Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его вороненка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принес он живой и мертвой воды. Серый волк спрыснул мертвой водой раны Ивану-царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой — Иван-царевич ожил.
Судя по всему, браться Ивана показали себя очень неграмотно – контрольного выстрела не сделали (об этом в сказке не говорится), потому удалось Ивана выходить. Опять же подвело натуральное хозяйство (в данном случае у братьев), и в этом смысле использование для «решения проблем» профессионала (волка) более оправдано.

— Ох, крепко же я спал!..
— Крепко ты спал, — говорит серый волк. — Кабы не я, совсем бы не проснулся. Родные братья тебя убили и всю добычу твою увезли. Садись на меня скорей! Поскакали они в погоню и настигли обоих братьев. Тут их серый волк растерзал и клочки по полю разметал.
Как видим, использование профессионала (волк «забил стрелку» и разорвал братьев) много эффективнее самостоятельного «решения проблем» в период первого этапа развития капитализма в России, который мы с вами недавно прожили. Напомню, что мы имеем дело все-таки со сказкой и вполне реальным, пусть сказочным, волком, который представлен нам автором сказки в первом эпизоде настоящим хищником – слопал коня у Ивана.
Представляется, что в этом месте сказки Иван окончательно расплатился со своим помощником за его полезные услуги: братья же сьедобные. Ну, а одежда, клочки которой по полю разметал волк… Это он так расслабился, нервная у волка работа.

Иван-царевич поклонился серому волку и простился с ним навечно.
Этап дикого капитализма закончился.

Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привез отцу своему Жар-птицу, а себе — невесту, Елену Прекрасную.
Царь Берендей обрадовался, стал сына спрашивать. Стал Иван-царевич рассказывать, как помог ему серый волк достать добычу, да как братья убили его, сонного, да как серый волк их растерзал.
Погоревал царь Берендей и скоро утешился. А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать.

Уважаемый топ-менеджер наверняка в этом месте спросит: «А при чем здесь мы? Описанные в сказке бандитские разборки к менеджменту не имеют никакого отношения».
Не соглашусь.
Во-первых, это не совсем разборки: в сказке описаны вполне цивилизованные рыночные отношения. Между Иваном-царевичем и царями были четкие договоренности об обмене: Елену Прекрасную на коня, златогривого коня на Жар-птицу с клеткой. Более того, все договоренности были выполнены.
Спрашивается, в чем причина, что в процессе обмена царям подсунули подделку?
Для меня ответ однозначный: виноват неграмотный менеджмент у царей. Не был организован надлежащий входной контроль продуктов обмена: был бы надлежащий контроль – никакое мошенничество бы не помогло. Была и недоработка в договоренностях: ни о каких гарантийных обязательствах поставщика продукта обмена в сказке не говорится.
А какого, спрашивается, качества досталась Ивану-царевичу Елена Прекрасная? Из текста сказки следует, что она на протяжении всей очень длинной сказочной истории не произнесла ни слова. Более того, на угрозы братьев Ивана «молчать про содеянное», она даже не кивнула – про кивание в сказке ни слова. То есть вполне возможно, что Елена Прекрасная не только не говорит, но еще и не слышит. То есть, иначе говоря, Ивану также, похоже, подсунули брак.

Так что, уважаемые топ-менеджеры, сказка не только повествует нам о том, что трудные, но необходимые этапы накопления капитала и его передела завершились, но и, главное, она говорит нам, что пришло ваше время – время грамотных управленцев.

И даже русская беда – воровство – может быть преодолена, если менеджмент сформирует соответствующую корпоративную культуру.

Так что желаю вам на этом нелегком поприще больших успехов!

Также смотрите:

Сеанс сказкотерапии для топ-менеджеров от Александра Сергеевича

Царевна-лягушка. Сказка для топ-менеджеров

По щучьему веленью. Сказка для топ-менеджеров

Красная Шапочка. Сказка для топ-менеджеров

Волк и козлята. Сказка для топ-менеджеров

БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТНЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

«КАЛАЧИНСКИЙ АГРАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКМ»

Специальность: Преподавание в начальных классах 44.02.04

ОТЧЁТ

по практической работе

тема: «Программное обеспечение для поддержки учебного процесса. Обучающие программы для начальных классов»

Выполнили: студентка учебной группы 24ОПн

очной формы обучения

Беляева Екатерина Сергеевна

Проверил: Отинова Ирина Валерьевна, преподаватель.

Калачинск — 2021

Задание 1. Изучив программное обеспечение компьютера, за которым Вы работаете, заполните список:

Перечень программ Microsoft Office

Microsoft Word

Microsoft Power Point

Microsoft Excel

Microsoft Access

Microsoft Publisher

Калькулятор

Блокнот

WinRAR

Paint

Google Chrome

Проигрыватель  Windows Media

Movavi Photo Editor 5

Перечень стандартных программ

Paint

WordPad

Блокнот

Калькулятор

Ножницы

Записки

Звукозапись

Подключение к сетевому проектору

Проводник

Подключить к проектору

Приступая к работе

Выполнить

Командная строка

Панель математического ввода

Подключение к удаленному рабочему столу

Центр синхронизации

Задание 2  Найти в Интернете обучающие программы, применяемые в начальных классах. Заполнить таблицу.

Адрес программы

Название

Назначение

externat.foxford.ru

«Школа России»

это учебно-методический комплекс (УМК) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, соответствующий требованиям государственных стандартов основной программы начального общего образования. 

schoolguide.ru

«Начальная школа XXI века»

 это система учебников (учебно-методический комплект) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

sch2000u.mskobr.ru

«Школа2000»

— это непрерывный курс математики ДОУ — НШ — СШ (Дошкольная подготовка – Начальная школа – Средняя школа)

school2100.com

«Школа 2100»

свободный союз свободных людей (обращение совета координаторов ОС «Школа 2100» к педагогам-единомышленникам).

shkolnaiapora.ru

«Гармония»

Цель данной практики заключается в перестройке своей жизни с моральных законов на законы Гармонии.

schoolguide.ru

«Перспективная начальная школа»

является развивающей личностно-ориентированной системой обучения. Она имеет своей целью оптимальный (в соответствии с личными индивидуальными особенностями) уровень обученности и развития учащегося.

schoolguide.ru

«Классическая начальная школа»

это учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы.

В основе УМК «Классическая начальная школа» — целостная система обучения младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах.

rosuchebnik.ru

«Планета знаний»

это учебно-методический комплект (УМК) для начальной школы. В комплекте полностью реализован Федеральный государственный образовательный стандарт

shkolnaiapora.ru

«Перспектива»

бразовательный проект для учеников начальной школы. Это учебный комплекс, направленный на то, чтобы дать ребенку универсальные навыки, которые пригодятся не только в обучении, но и в реальной жизни.

Задание 3. Ответьте на вопросы:

  1. Что такое программное обеспечение компьютера?

Программное обеспечение — программа или множество программ, используемых для управления компьютером.

  1. Какие программы являются условно бесплатными?

Пользователю предоставляется версия программы с определенным сроком действия (после истечения указанного срока действия программы прекращает работать, если за нее не была произведена оплата) или версия программы с ограниченными функциональными возможностями (в случае оплаты пользователю сообщается код, включающий все функции программы).

  1. Какие программные средства относят к свободно распространяемым программам?

— Новые недоработанные (бета) версии программных продуктов (это позволяет провести их широкое тестирование).

—Программные продукты, являющиеся частью принципиально новых технологий (это позволяет завоевать рынок).

— Дополнения к ранее выпущенным программам, исправляющие найденные ошибки или расширяющие возможности.

— Драйверы к новым или улучшенные драйверы к уже существующим устройствам.

  1. В чем преимущества лицензионного программного обеспечения?
  1. Техническая поддержка
  2. Обновление программ
  3. Законность и престиж.
  4. В ногу с техническим прогрессом
  5. Профессиональные предпродажные консультации
  6. Повышение функциональности
  1. Какие проблемы могут возникнуть при использовании нелицензионного программного продукта?
  • Нестабильная работа компьютера в целом.
  • Проблемы с подключением периферии.
  • Отсутствие файла справки, документации, руководства.
  • Невозможность установки обновлений.
  • Отсутствие технической поддержки продукта со стороны разработчика.
  • Опасность заражения компьютерными вирусами (от частичной потери данных до полной утраты содержимого жѐсткого диска) или другими вредоносными программами.
  1. Какие аппаратные средства можно применять на уроках в начальной школе

К аппаратным средствам относятся: компьютер, принтер, проектор, устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными

  1. Какие обучающие программы можно применить на уроках в начальных классах

Программа Л.В. Занкова

Система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова

«Школа России»

«РИТМ»

«Начальная школа XXI века» (система Виноградовой)

Задание №4. Сделайте вывод о проделанной лабораторной работе:

Делая вывод о проделанной лабораторной работе, у нас получилось изучить  программное обеспечение для поддержки учебного процесса и обучающие программы для начальных классов.

          Конспект урока по учебнику «Литературное чтение»,

3 класс

Тема урока: Русские народные сказки «Иван-царевич и Серый волк».

Цель: способствовать формированию читательской компетентности младшего школьника, осознанию себя как грамотного читателя.

Тип урока: изучение нового материала.

Тезис: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Русская народная пословица.

Ход занятия

I. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА.

— Ребята, вспомним правила поведения на уроке.

Сравним свою осанку с учеником на плакате. Молодцы!

Начнем урок с самого приятного. Закройте глаза, и послушайте стихотворение, которые поможет вам перенестись в волшебный, сказочный мир.

О чем-то скрипит половица,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка…

II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА.

— Повторяем хором:

Аленушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

— Прочитайте жужжащим способом.

— Вам знакомы эти слова? Чьи они и от куда?

Да, нам знакомы эти слова. Их говорил козленочек на берегу реки, звал свою сестрицу. Эти слова из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

III. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ.

— Сказки! Наверное, нет в мире человека, который бы их не любил. Их любят взрослые и дети, потому что мир сказок удивительный, волшебный и прекрасный. Многие говорят, что сказки просты и понятны всем. Сказки читать не только интересно, но и поучительно.

Прочитайте слова на слайде:

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»

— Как вы их понимаете?

Сказки чему-нибудь учат.

— Чему учат?

Добру, любви, смелости, честности.

— Молодцы! Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой. Отгадайте загадки, загаданные пословицами и поговорками.

«Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой. Как его ни корми, он все в лес глядит. Его ноги кормят» (Волк – учитель записывает на доске).

«У кого ты не спроси –

Всем известно на Руси:

То он царь, то из крестьян,

А зовут его…» (Иван – учитель записывает на доске).

— Посмотрите на эти слова. Как они могут быть связаны на нашем уроке?

Мы будем читать о них сказку.

— Правильно. На перемене мы сделали выставку книг. Вы ознакомились с книгами? Что вы можете сказать о книгах на выставке?

Это русские народные сказки. Книги с красивыми иллюстрациями.

— Все эти книги иллюстрированы художниками. В одной из них я увидела такую иллюстрацию (показать репродукцию картины » Иван царевич на сером волке»).

— Как вы думаете, к какой сказке эта иллюстрация? А написал эту репродукцию Васнецов.

А вы встречали на уроках изобразительного искусства репродукции этого художника?

Да, он рисует к сказкам.

— Прочитайте название сказки. Кто её автор?

«Иван-царевич и Серый Волк». У неё нет автора. Это русская народная сказка.

— Конечно! Молодцы! Итак, сегодня мы с вами будем работать над новой сказкой. Для этого, что нам нужно сделать в первую очередь? Конечно, прочитать сказку. Следующим этапом будет понимание сказки – мы узнаем значение новых слов и смысл этой сказки.

IV. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

1. Знакомство со сказкой, чтение вслух.

— Ребята, откройте учебник на стр. 28. Я начну читать сказку, а вы по цепочке продолжите. Читайте и следите за чтением товарищей внимательно, после я задам вам вопросы как вы поняли прочитанное. За каждый правильный ответ, вы получите лепесток знаний.

Дети читают до слов «… а Иван-царевич в третью сторону».

1.1. Словарная робота по ходу чтения.

— Все ли слова вам понятны?

— Значение слова караулы вы можете найти в словарике в конце учебника, прочитайте.

Караулы – воинское подразделение, несущее охрану кого- или чего-либо..

— Слово похитник от слова похищать, воровать.

Позарился – зариться – смотреть на кого-, что-либо с завистью, желать получить для себя.

Задолит – одолеет.

Наутек – бегом (спасаясь от кого-либо)

2. Работа по содержанию сказки.

— С чего начинается сказка? Поднимите руку, кто знает ответ.

Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.

— Как называется этот прием в сказке?

Зачин.

— Почему братья решили караулить сад с золотыми яблоками?

Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать.

— Какой вы представляете себе Жар-птицу?

Ответы учащихся.

— Что можно сказать о братьях-царевичах? Какие они? Как они относятся к отцу?

Все три брата любили отца, относились к нему с уважением. Они утешали его, когда он затосковал из-за вора в саду.

— Кто из братьев самый ответственный? Почему?

Самый ответственный из них был Иван. Когда он стерег сад, то боялся даже присесть, не то что прилечь, чтобы не уснуть.

3. Чтение сказки.

— Хорошо! Продолжим чтение. Будем читать по ролям.

Учитель распределяет роли.

(Иван-царевич, Серый Волк, автор, царь Афрон, царь Кусман)

Дети продолжают читать сказку до слов «Похить ее, привези ко мне, подарю тебе златогривого коня с уздечкой».

— Прежде чем перейти к обсуждению сказки, отдохнем. Встанем дружно из-за парт, приготовимся к разминке.

V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Мы танцуем «Хлопай-топай»

Утром, днем и вечером!

Лучший танец –

«Хлопай-топай»,

Когда делать нечего…

Кем бы не был ты – отличник

Иль совсем наоборот,

Разучи ты этот танец

И танцуй его весь год!

Конспект урока по литературному чтению для
3 класса на тему: Сказка «Иван Царевич и Серый волк»

Цель: продолжить
знакомить учащихся с русскими народными сказками. 

Задачи:

— дать представление
о выразительных возможностях слова и речевых оборотов как средства передачи
эмоциональной окраски текста;

— развивать умение анализировать текст,
понимать поступки героев;

— наполнять речь учащихся новыми словами,
фразами;

— развивать навыки осмысленного,
выразительного  чтения;

— воспитывать у учащихся эмоционально-целостное,
бережное отношение к окружающим, дружбу, взаимовыручку.

Ход урока.

1. Организационный момент

 Доброе
утро (руки в стороны)

Улыбнись
скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И
тогда весь день будет веселее.

Я
поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

Будем
мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём
ладошки сильнее-сильнее (трут)

А
потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

Ушки
мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Улыбнулись
снова

Будьте
все здоровы! (руки в стороны)

Молодцы
садитесь.

Звенит звонок,

Зовёт нас на урок.

Урок сейчас пойдёт,

В мир знаний поведёт.

— Доброе
утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку
учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок
литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на
работу.

 — Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок!

   Пусть нам всем пойдёт он впрок.

Тихо сядут девочки, мальчики.

Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на
доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и  желает всем
 хорошего настроения и плодотворной работы.

— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:

внимательно слушай учителя и своих товарищей,

не перебивай других, уважай их мнение!

Работа
со скороговоркой:

На
окошке крошку – мошку
 Ловко ловит лапой кошка.


О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?

-Все расселись по местам? Никому не тесно?

По секрету скажу вам: «Будет интересно!”

-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и
творчества. Вы готовы меня слушать и слышать?

— Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь,
что сегодня на уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем
складывать в портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.

— Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно
должны справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром и горы
сдвинем». — Как вы понимаете эти слова?

2. Речевая разминка.

— Ребята, вспомним главное правило.

Дети: Каждый день всегда, везде,

  На занятиях, в игре,

  Верно, четко говорим,

  Никогда мы не спешим!

 • Работа по развитию дыхания и голоса.

«Задуйте свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном
торте).

— Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте
одну большую свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь
задуйте, сколько вам лет.

Артикуляционная гимнастика

Ы А О У Э И

— Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо,
разочарованно, задумчиво, улыбнитесь)

— Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить
логическое ударение. Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

 и певуньей.

1.
Восстанови последовательность событий в первой части сказки по порядку:

• Старшие братья караулят сад.
• Жар-птица перестала похищать яблоки из сада.
• Иван-царевич стережёт сад и получает перо Жар-птицы.
• Похищение золотых яблок из сада царя Берендея.

• Похищение золотых яблок из сада
царя Берендея.
• Старшие братья караулят сад. 
• Иван-царевич стережёт сад и получает перо Жар-птицы. 
• Жар-птица перестала похищать яблоки из сада. 

2. Кратко
перечисли события сказки. Запиши их в «Рабочую тетрадь».

Похищение золотых яблок из сада
царя Берендея.
Старшие братья караулят сад. 
Иван-царевич стережёт сад и получает перо Жар-птицы. 
Братья отправляются на поиски Жар-птицы.
Иван-царевич встречает Волка.
Превращения волка.
Обратный путь и отравление Ивана-царевича.
Счастливое воскресение.
Возвращение домой.

3. Раздели
сказку на три части. Озаглавь их.

Часть 1 – В дорогу за
Жар-птицей
Часть 2 – Преграды на пути
Часть 3 – Добро побеждает зло

4.
Прочитай ещё раз начало сказки. Как мы называем эту часть?

Зачин.

5. Найди в
сказке описание тех событий, которые повторяются три раза.

Три раза братья стерегли сад. Иван
три раза идет выполнять поручения. Волк 3 раза превращается. Также Иван три
раза не послушался Волка. Иван 3 раза поклонился волку.

6. Есть ли
в сказке концовка? Прочитай её.

Да. «А Иван-царевич женился на
Елене Прекрасной, и ста-ли они жить-поживать да горя не знать.»

7. Каким
был Иван-царевич? Опиши его.

Иван был простым, добрым,
но слабохарактерным. Он поддался на соблазн, но потом сожалел об
этом. Ивану не свойственна подлость. Но главное, что Иван был добрым и
благородным героем.

8. Подумай
и расскажи, что нового ты узнавал о Иване-царевиче в каждой из частей.

В 1-й части я узнал о том, что
Иван был самым честным из братьев. Он ответственно отнесся к приказу царя и
выполнил его.
2-я часть раскрывает такие черты характера Ивана, как простодушие,
непослушание, забывчивость.
3-я часть показывает целеустремленность Ивана.

9. Почему
именно Иван-царевич сумел обрести счастье, а не его братья? Обсудите с другом.

Иван – воплощение добра, а его
братья – зла. В сказках добро обычно побеждает зло. Иван добрый
душей, не склонен к подлости. Братья же даже на убийство пошли ради наживы.
Такие поступки всегда наказываются и не приносят счастья.

10. Что
можно сказать о братьях-царевичах? Какие они? Почему ты так думаешь?

Братья царевичи злые,
коварные, подлые и завистливые. Они из зависти пошли на убийство своего брата,
отняли у него его добро.

11.
Прочитай эпизод, в котором братья отправляются искать Жар-птицу. Какое
несчастье случилось с Иваном-царевичем? Кто стал помогать герою?

Иван-царевич потерял коня. Его
съел волк, он сам в этом признался и стал помогать Ивану. Именно волк стал
залогом успеха Ивана-царевича. Без него герой не справился бы, ведь судьба
готовила ему много преград.

12. Что
тебе особенно запомнилось в сказке?

Мне особенно
запомнились превращения волка.

13.
Расскажи о волшебном помощнике Ивана-царевича. Что необычного в его
изображении?

Сказочному серому
волку присущи человеческие умения: разговаривать, мыслить, проявлять
смекалку и хитрость. Он умеет превращаться во что ни пожелает и очень быстро
бегать.

14. Почему
Иван-царевич забыл наказ Серого Волка? Простил ли Волк героя? Почему?

Иван-царевич забыл наказ волка,
потому что соблазнился богатствами и не подумал о последствиях. Но волк простил
героя. Он понимал, что у людей есть слабости, но ведь в то же время Иван добрый
и отзывчивый, а эти качества компенсируют его недальновидность и простоту. К
тому же волк был виноват перед Иваном, что съел его лошадь, и хотел загладить
свою вину.

15. Какие
чудесные превращения происходят в сказке? Мог ли Иван-царевич добыть Жар-птицу
без помощи Серого Волка?

Сначала волк превратился в
Елену Прекрасную. Таким образом был обманут Кусман. Потом он превратился в
коня. Так волк обхитрил Афрона. 

Иван-царевич не  смог бы добыть Жар-птицу без помощи серого волка, потому
что только благодаря его скорости удалось добраться до царства Афрона, а
благодаря превращениям удавалось подменить Елену и коня. Хотя, превращения
могли бы и не понадобиться, если бы Иван послушался волка и не трогал бы
клетку. Еще волк оживил Ивана.

16.
Сравни, как добывал Жар-птицу Иван-царевич и как ею завладели его братья.

Иван-царевич завладел Жар-птицей
хитростью и смекалкой. Братья Ивана украли Жар-птицу подло и жестоко, убив
родного брата.

17. В чём
заключается чудесная сила живой и мёртвой воды?

Живая вода заживляет раны,
мертвая – воскрешает из мертвых.

18. Все ли
слова в сказке тебе понятны? Посмотри в словаре.

Караулы — охрана.
Похитника — вора, похитителя.
Задолит — настигнет, одолеет.
Позарился — польстился.
Наутек — бегом.

19. Найди
образные определения и сравнения. Выпиши их в «Рабочую тетрадь».

Образные определения: по белу
свету, добрых коней, устал до смерточки, синие леса мимо глаз пропускает,
озёра хвостом заметает, растерзал и клочки по полю разметал.
Сравнения: Елену Прекрасную называют красотой, коня златогривого — сокровищем.

20. Сравни
сказку, иллюстрацию И. Билибина и репродукцию картины В. Васнецова. Опиши их.
Расскажи, что изображено. Какое настроение они создают? Запиши свои мысли в
«Рабочую тетрадь».

Картина Васнецова реалистичная,
похожа на фотографию. Все детали прорисованы, использованы естественные,
натуральные цвета, мягкие оттенки, как в жизни. Они создают спокойное
настроение.

Иллюстрации Билибина ярче, четче, сказочнее. Они менее
реалистичны, чем картина Васнецова. Сразу понятно, что эта картинка
нарисована к сказке. Они создают приподнятое настроение.


Вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке, если справитесь с загадкой:

(Слайд №2)

Легенда, приданье народное,

Ребята её обожают,

Родители, если свободные,

Её тебе на ночь читают.
(Сказка)

Звучит
музыка «В гостях у сказки»

— На уроке мы познакомимся и
проанализируем   замечательную сказку «Иван-царевич и Серый волк». (Слайд
№3)

III. Актуализация знаний

1.    
— Докажите, что литературное произведение  — это сказка. Что
такое сказка?

Сказка  это
произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных
фантастических сил. (слайд №4)

2.    
— К какому виду относится эта сказка? (слайд №5)

https://lh5.googleusercontent.com/J6uzWyTRpNnfqDdqnmr5xgK7fjuKLylZ1RNpeeqdkMtiM868n0c-0KVWOxIqM2KZCA04ct7ZXtgzrjWnzjFova4455KFw1HaaMA7pT93cVhR3um_WNCNovzGNDiaMyPLQYA

3.    
— Почему она волшебная?

 
                    Признаки
волшебной сказки     (слайд №6)

https://lh5.googleusercontent.com/ebm-_Gm4gSWSBiK-Bgmg6Y_ul3_Smb03WVNW8fowhOJu0okH17T4P-Var5fDy9-BVCqFEIa71ruAykaVosrG4o9mckfRd1YEalH08wZB-W0NT67vHe_WqMvzEblTb3WzU90

1. волшебный помощник (Серый волк,
жар-птица) (слайд №7)

2.предмет  из золота (яблоки, клетка,
уздечка) (слайд №8)

3.Наличие числа 3 (3 испытания, 3 сына) (слайд
№9)

4) – Вспомните главных героев
нашей сказки.

В сказках, и авторских, и народных, очень
часто главным героем выступает волк. Попробуем вспомнить эти сказки, их
авторов, и дать характеристики герою:

1.» Красная Шапочка»

-Кто автор сказки? Дать характеристику волку.
( Ш.Перро, волк злой, хитрый).

2.»Три поросёнка»… ( Ш.Перро,
волк злой, хитрый).

3.»Волк и семеро козлят»
(Русская народная сказка, волк злой, хитрый)

4.»Волк и лиса» (Русская
народная сказка, волк добрый, отзывчивый)

— Вы обратили внимание, что только в одной
сказке волк положительный герой? Как вы думаете, почему? – Можно ли волка
заменить другим сказочным животным? (слайды 10-13)

5) — Во многих русских народных сказках
главного героя звали Иваном. Вспомним сказки с участием Иванушек:

1. «Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка» (Русская народная сказка, Иванушка добрый, ласковый,
непослушный)

2.»Иван Крестьянский сын и
чудо-юдо» (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)

3.»Сивка — Бурка» (Русская
народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)

— Что общего у героев сказок? (они добрые,
помогают людям)

6) — Что вы можете сказать о главных
героях и их отношениях? (Серый волк    помогает Ивану царевичу)

— Как вы думаете, почему в других сказках
волк злой и жестокий, а в этой он стал верным другом? (Хорошее отношение).

— Какие пословицы о хорошем отношении вы
знаете? (Ответы детей, пример учителя: Доброе слово и камень точит; Плохо тому,
кто добра не делает никому) (слайды 14-17)

Физкультминутка,
скороговорка

IV. Проверка домашнего задания.

Учащиеся показывают
выполненные ими рисунки и зачитывают отрывки из сказки, соответствующие
рисункам.

V. Изучение нового материала.

1.    
Работа над сказкой.

Вопросы
на с.60-61 №11, 10, 9, 6

2.    
Дополнительная работа. Слайд 18-19

Учитель предлагает
учащимся рассмотреть репродукцию картины В. Васнецова «Иван-царевич на
Сером волке».

– Знакома ли вам эта
картина?

– Знаете ли вы, как
называется картина, кто написал ее, кто на ней изображен?

– Каким изображен Иван?

– Какова Елена Прекрасная?

– Какие чувства испытываете вы, глядя на
картину? ( Природа неотделима от судьбы героев. В одной картине
призадумался густой лес, притих; а в другой лес дремучий, сказочный.)

– А  вот  как
 другой  художник – И. Билибин – изобразил  эти  же
 события.

Учитель
 предлагает  учащимся  рассмотреть  репродукцию
 картины И. Билибина «Иван-царевич и Серый Волк».

– Чем похожи обе
картины?

– Каким настроением они проникнуты?

– Почему мы испытываем тревогу, когда
смотрим на картины?

3.    
Тест к сказке (Слайд 20)

VI. Итог урока.

— Сказка ложь, да в ней намек, добрым
молодцам урок. (слайд 21)

— Чему научила вас эта сказка?

Рефлексия со смайликами.

Домашнее задание: перечитать
сказку (с. 50-59), вопросы №12, 13 на с. 61

Тест
по сказке «Иван-царевич и Серый волк».

1.
Назовите имя царя _____________________

2.
По какой причине старший и средний сыновья не заметили похитников?
__________________________________________________________________

3.
Что делал младший сын, чтобы не уснуть?
________________________________________________________________

4.
Что осталось в руке у Ивана от Жар-птицы в первый раз?
___________________________

5.
Что случилось с конём Ивана-Царевича? _________________________________________

6.
Кто говорит следующие слова: «Ай, срам, какой! Царский сын да пошёл воровать!»

___________________________________________

7.
Каким образом Иван-Царевич оставил себе Елену Прекрасную?

_____________________________________________________________________

8.
Как поступили старшие братья с Иваном-царевичем? ______________________________

9.
Какая вода помогла Серому волку оживить Иван-царевича?

 ______________________________________________________

10.
Как отблагодарил Иван волка за помощь?
_____________________________________________________________

11.
Вспомните  конец сказки. _____________________________________________________________________

Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «Сказки, загадки, небылицы» ; создать условия для формирования и развития
коммуникативной компетенции учащихся; прививать интерес к произведениям
фольклора; упражнять в выразительном чтении; развивать творческие способности
учащихся.

Образовательная: повторить
и обобщить пройденный материал
по разделу
«Сказки, загадки, небылицы»
; научить обучающихся анализировать
произведения по жанрам;

Развивающая: развивать
умение читать целыми словами, с элементами слогового чтения, понимать
содержание прочитанного, развивать навык самостоятельного чтения;

Воспитывающая:
воспитывать интерес к чтению.

Оборудование: учебник
литературного чтения 1 класс, 1 часть (УМК «Школа России», автор
Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий), наглядный материал (образы героев, листы с кодом,
жетоны, картинки, корзинка, разрезанные картинки).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

— Добрый
день, ребята!

— Сядьте,
пожалуйста, ровно, спинки держим прямо, ручки лежат на парте, между партой и
животиком расстояние в кулачок, ножки под партой стоят вместе.

-Давайте
проверим готовность к уроку. На парте должны лежать учебник литературного чтения,
ручка, карандаш.

-Молодцы!
Я вижу, что вы полностью готовы к уроку!

Настраиваются
на активную работу на уроке.

Проверяют
правильную посадку на уроке.

Смотрят,
что лежит на парте и при необходимости достают из рюкзаков забытый материал.

Регулятивные:
Создание
условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на
уроке.

Личностные:
Воспитывать
положительное отношение ребенка к урокам школьного типа.

Личностные:
Воспитывать
положительное отношение ребенка к урокам школьного типа.

Речевая разминка

— Откройте учебник на с. 60—61. Прочитайте
скороговорки так, как прописано в упражнение.
— Произносить слова четко и ясно.

— Прочитать скороговорки  медленно и четко
произнеся слова.

– Отлично.
Мы молодцы. Немного потренировались перед чтением на нашем уроке. Это очень
поможет нам в дальнейшем.

Песок-шесток
Песочек-шесточек

Щетин-щетинка
Чешуя-чешуйка

***

В ночной
тиши у шалаша
Чуть слышен шорох камыша.

Актуализация знаний


Сегодня мы с вами отправимся в гости. Но вот куда? На этот вопрос вы сможете
ответить сами, разгадав, зашифрованное слово.

— Расшифруйте предложение,
в котором каждая буква заменена ее соответствующим порядковым
номером в русском алфавите

19
 12  1  9  12  1

С К
 А  З  К  А


учеников лежат на партах листы с кодом)


Да! Именно, Сказка,
будет гостеприимной хозяйкой нашего урока. ( На доске висит картина с
девушкой)

— Я
знаю, что вы, ребята, знаете как нужно себя вести в гостях. Вспомним правила
поведения в гостях

 — А
вот и эпиграф нашего урока:

СКАЗКА
– ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК – ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ — УРОК!!!


Как вы понимаете эти слова?

-Правильно!

— Ребята,
поднимите руку, кто любит сказки?

— И
я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с
детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и
справедливости.

— А
чем отличаются сказки от других произведений?


Кто сочиняет сказки?


Как называются сказки, которые сочинил народ?

— А
как называются сказки, которые сочинили писатели?

—  Назовите
писателей –сказочников.

-Что
такое небылицы? 

— Что
такое загадки? 

— Получилось
слово сказка

— Когда
хозяин приглашает к столу не стоит заставлять себя ждать.

— Важно
быть пунктуальным.

-Нужно
приходить вовремя,
не опаздывая.


Открывая дверь и приглашая гостей войти, следует
поприветствовать их улыбкой.

Любая сказка-это вымысел, небылица, но в каждой
сказке есть поучение, совет ,намёк на то, чего делать не следует и стоит запомнить,
как чужую ошибку.

— В
сказках могут разговаривать звери, растения.

— Сказки
сочиняет народ, писатели.

— Сказки
называются народными.


Сказки называются авторскими.


К.И. Чуковский, А.С.Пушкин, Ушинский.

Небылица
– это выдумка. Это то, чего не бывает, не было.

Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью
испытать сообразительность, наблюдательность и смекалку человека. Сам предмет
не называется.

Коммуникативные:
Уметь
слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение и внимание
к собеседнику. Познавательные: Уметь различать вопрос и высказывание.

 Регулятивные:
Действовать по ориентирам, предложенным учителем. Познавательные: Выполнять
алгоритм учебных действий, предложенных учителем. Коммуникативные: Уметь
слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение к собеседнику.

Постановка цели задач урока

— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

—  Сказка
со своими друзьями   приготовили  для вас различные конкурсы и развлечения

Для
работы  разделитесь на 3 команды.

За каждый
правильный ответ команда получает жетон.


Будем вспоминать сказки, загадки, небылицы.

Личностные: Воспитывать положительное
отношение ребенка к урокам школьного типа. Коммуникативные: Уметь
слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Обобщение
и систематизация знаний

Подготовка
учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение
на новом уровне (переформулированные вопросы)

За каждый правильный ответ
команда получает жетон.

1.     
Конкурс «Разминка.»

— Узнайте из каких сказок эти отрывки?

1.     
«Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую…»

«Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.»

«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.»

«Стоит
в поле теремок-теремок.

Он
не низок, не высок, не высок.»

«Шел дед лесом, а за ним бежала собачка.

Шел дед, шел, да и обронил рукавичку.»

2.Конкурс « Волшебная корзинка»

— У меня для вас есть волшебная корзинка.

В нашей волшебной корзинке

Лежат расписные картинки.

Ну-ка, ну-ка, ты давай

Быстро сказку угадай.

Поочередно дети вытаскивают
рисунки с изображением предметов связанных со сказками и должны назвать сказки,
к которым эти  предметы  принадлежат
.

Терем

1.     
Золотая рыбка  

2.     
Самовар

3.     
Руковичка

4.     
Лебедь

5.     
Яблоко

6.     
Петушок

7.     
Яйцо

8.     
Печка

—  Молодцы, ребята. Но у Сказки и её друзей еще есть конкурс
посложнее.

3.Конкурс «Чудо-пазлы»

(Дети получают по одному
набору разрезных картинок к сюжету какой-либо русской народной сказки.

— Ребята, вам,  необходимо собрать иллюстрацию к сказке и
определить ее название.

— Какие сказки у вас получились?

— А сейчас ребята, давайте отвлечемся и вспомним потеши которые
уже читали. Открывайте страницу стр. 45.

— Назовите героев потешек.

Физминутка

 Сказка
даст нам отдохнуть.

Отдохнем — и снова в путь!

Нам советует Мальвина: — Станет талия осиной,

Если будем наклоняться Влево — вправо десять
раз.

Вот Дюймовочки слова: — Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки, Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять,

Повторите-ка опять: Раз, два, три, четыре,
пять.

Красной Шапочки совет: — Если будешь прыгать,
бегать, Проживешь ты много лет. Раз, два, три, четыре, пять. Повторите-ка
опять: Раз, два, три, четыре, пять.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

— Сказка
о мертвой царевне.

— Сказка
о царе Салтане.


Теремок


Руковичка

9.     
Теремок

Сказка о золотой рыбки

— Муха-Цокатуха

— Руковичка

— Сказка о царе Салтане

10.  – Сказка о мертвой царевне

11.  – Сказка о золотом петушке

12.  — Курочка Ряба

13.  — Гуси-лебеди

— 1
команда: Руковичка,

— 2
команда: Теремок

— 3
команда: Сказка о золотой рыбке

— Кисонька-мурысенька, братья Иван и Пётр, автор.

Коммуникативные:
Уметь
слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение к собеседнику.
Познавательные:
Видеть алгоритм выполнения задания. Регулятивные: Действовать
по ориентирам, предложенным учителем.

Коммуникативные:
Уметь
слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение к собеседнику.
Познавательные:
Видеть алгоритм выполнения задания. Регулятивные: Действовать
по ориентирам, предложенным учителем.

Применение
знаний и умений в новой ситуации

— Ребята, давайте для чего создавались небылицы. Но перед этим
прочтем одну небылицу на странице 46.

image001

— Так для чего же создавались небылицы?

Конкурс « Помогите, соберите сказочку»

—  Собрать то вы собрали сказочку, а названия все перепутались,

распутайте, назовите правильно сказку.

— Я говорю название сказки, а вы говорите что же здесь не
правильно.

«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»
«Иван-царевич и зеленый волк»
«Лисичка-сестричка и серая мышь»
«По собачьему веленью»
«Пашенька и медведь»

«Царевна-индюшка»

«Волк и 7 тигрят»

«Сивка-будка»

—  Молодцы! Все выполнили правильно. Сейчас мы угадаем героев
сказки . Для этого нужно вставить гласные буквы .

МШК, ЛГШК, ЗЙК, ЛСЧК, ВЛК, МДВД

(Каждой команде дается по два слова)

— Озвучьте свои ответы.

—  Скажите, а из какой сказки они к нам пожаловали?

—  Правильно.

— Что произошло с теремком и его жителями в сказке Ушинского?

— Ребята, давайте поможем им. Возьмите конверты на парте   и
постройте новый теремок для зверят.

( самостоятельная работа в
парах, ребята составляют теремок и
приклеивают на
основу)

— А сейчас мы будем с вами отгадывать загадки на странице 42.

— Найдите в каждой загадке слова, которые помогли вам отгадать
их.

image002

— Они придумывались для смеха и поучения.

— Они очень веселые и из них можно сделать поучительный урок.

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
«Иван-царевич и серый волк»
«Лисичка-сестричка и серый волк»
«По щучьему веленью»
«Машенька и медведь»

«Царевна-лягушка»

«Волк и 7 козлят»

«Сивка-бурка»

— 1
команда:
Мышка, лягушка,

— 2
команда: З
айка, лисичка,

— 3 команда: Волк, медведь.

Сказка называется «Теремок»

— На него навалился медведь и теремок рассыпался. А звери
разбежались.

— Луна: круглолица, белолица, по небу катается.

— Дерево: летом надевает, зимой снимает.

— Крапива: жжётся.

— Ёж: с иголками.

— Котёнок: молоко пьёт, умывается, с водой не знается.

Коммуникативные:
Уметь
слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение к собеседнику.
Познавательные:
Видеть алгоритм выполнения задания. Регулятивные: Действовать
по ориентирам, предложенным учителем.

Коммуникативные:
Уметь
слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение к собеседнику.
Познавательные:
Видеть алгоритм выполнения задания.

Регулятивные:
Действовать
по ориентирам, предложенным учителем.

Подведение итогов урока

— О
каких жанрах устного народного творчества мы говорили?

Игра
«Доскажи словечко»:       

На
уроках мы, ребятки,        

Отгадали
все … (загадки).      

Мы
не щелкали орешки,      

А
читали на уроках         

Интересные
… (потешки).     

Не
спеши катать салазки.    

А
послушай лучше … (сказки).

-Правильно
ли мы объяснили значение пословицы: Сказка ложь, да в ней намек, добрым
молодцам урок.

-А чему
научились мы?


Давайте подсчитаем жетоны и узнаем какая команда выиграла.

— О сказках, потешках, загадках, небылицах

загадки

потешки

сказки

— Да.

— Различать произведения, понимать их мудрость,
передавать свои чувства, отношение к героям и событиям

Коммуникативные:
Уметь
слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение к собеседнику.
Познавательные:
Видеть алгоритм выполнения задания. Регулятивные: Действовать
по ориентирам, предложенным учителем.

Рефлексия

-Сейчас
я вам раздам смайлики, они будут символизировать ваше настроение на уроке.

Грустный
смайлик- это значит, что было комфортно и все понятно.

Весёлый
смайлик- это значит, что на уроке было комфортно и все понятно.

Спокойный
смайлик – это значит что, на уроке было трудно, ничего не понял.

https://fsd..ru/html/2020/01/04/s_5e109e4c6104b/1304730_1.jpeg

Коммуникативные:
Уметь
слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение к собеседнику.
Познавательные:
Видеть алгоритм выполнения задания. Регулятивные: Действовать
по ориентирам, предложенным учителем. Коммуникативные: Уметь слушать
собеседника.

  • Сказка изумрудный город смотреть бесплатно
  • Сказка из пословиц о труде
  • Сказка золушка с иллюстрациями
  • Сказка и так сойдет как называется
  • Сказка золотой ключик мультфильм смотреть