Тема: Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства»
Цели: — формировать представление о самых древних сказочных историях через анализ сказки; — учить отличать самые древние сказочные сюжеты в сказках о животных, по признаку: они объясняют происхождение, природу и причины всего на земле — природу явлений, особенности внешнего вида животных, причины их поведения и взаимоотношений между собой.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки со словами.
Ход урока.
I.Орг. момент.
— Настраиваемся на урок…Помним:
— Не ошибается тот, кто ничего не делает.
II. Актуализация знаний.
— Мы закончили работу над первой главой. Как она называлась.
«Учимся наблюдать и копим впечатления»
Произведения прочитали,
В «Музейном Доме» побывали.
Мы впечатления копили впрок —
Теперь пора нам подвести итог.
— Вспомните, чтобы делать открытия, какими мы должны быть?
/ внимательными, наблюдательными/
— С какими литературными приемами мы знакомились, анализируя разные произведения? / сравнение, олицетворение, контраст, звукопись/
— Какое из прочитанных произведений вам понравилось больше всего и почему?
III. Работа над новым материалом.
Новую тему мы начинаем,
Что в ней таится, пока мы не знаем.
Но чтобы название темы узнать,
Надо вам запись расшифровать.
-
Работа в группе.
В словах перепутаны буквы. Ваша задача расставить их по своим местам и получить слово.
1 группа — Проникаем в суть чего-либо, понимаем.
потсиемга — /постигаем/
2 группа — Синоним слова «Тайны»
Сыеркет — /секреты/
3 группа – литературный прием
неавснеир — /сравнение/
2.- Составьте из получившихся слов тему новой главы.
Постигаем секреты сравнения
3.- Поставьте цели к новой главе.
/Будем раскрывать тайну, сравнивать….чем похожи и чем отличаются герои произведений/
4. — Что такое «ложь с намеком» и для всех людей с «уроком»? (сказка)
-А что такое сказка? / пока дети высказываются дежурные ищут в Толковом словаре/
-Какие бывают сказки? (волшебные, бытовые, сказки о животных). Во втором классе знакомились с докучными сказками и сказками – цепочками.
— А еще сказки бывают народные и авторские.
-А чем же они друг от друга отличаются?
(Учитель читает текст на с. 64.)
-Вспомните, что мы знаем о сказках, героями которых являются животные. (В сказках о животных герои — животные; хитрец и проказник — главный герой; в более древних сказках побеждает хитрый, а в менее древних — благородный.)
-Что предлагает нам Михаил Потапович? (Читать сказки разных народов и делать интересные открытия.)
-Прочитайте название первой сказки. («Откуда пошли болезни и лекарства».) /слайд 2/
-Какой народ придумал эту сказку? (Индейцы Северной Америки.)
-Посмотрим по карте мира, откуда к нам пришла эта сказка./слайд 3-4/
-Знаете ли вы, кто такие индейцы? (Индейцы — коренные жители Северной Америки.) /слайд 5/
-Предположите по названию о чем эта сказка.
5. -Найдите условное обозначение, которое поможет определить, с чего мы начнем работу.
Просмотрите текст и найдите слова, значение которых будем искать в словаре. / Работаем в паре. Первый вариант ищет слово «бурундук», 2-й вариант -«исполосовали»./
Б) Словарная работа.
-Прочитайте /шопотом/ слова с постановкой ударения на выделенных гласных. /слайд 6/
4.Учитель читает сказку на с. 64—67.
-
Вам понравилась эта сказочная история? Чем?
-
Мы знаем, что в русских сказках нет определенного времени и места. А в данной сказке, когда происходят события? Найдите подтверждение в тексте.
-
Когда же дружбе пришел конец? (Когда людей стало очень много, а зверям оставалось места на земле все меньше и меньше, и люди стали убивать зверей.)
-
Какой же выход придумали звери? (Собрались на совет, чтобы решить, как наказать людей.)
-
Прочитайте сказку самостоятельно и расскажите, что они придумали.
Примерный ответ.
-
Медведи предложили объявить войну.
-
Олени предложили наказывать охотников, которые не просили прощения у убитых животных.
-
Рыбы и пресмыкающиеся стали посылать людям недобрые сны.
-
Птицы, насекомые и мелкие зверьки начали придумывать разные болезни для людей.
-
Кто вступился за человека? Найдите ответ в тексте. (Бурундук.)
-
Какова его судьба? (Его исполосовали когтями, эти следы он носит до сих пор.)
-
Посмотрите на изображение бурундука./слайд 8/
-
Кто решил помочь человеку? (Растения.)
-
Как? Найдите отрывок, в котором об этом говорится, и прочитайте его.
Какие лекарственные растения вы знаете?
-
Чему же учит эта сказочная история? (Бережно относиться к миру природы.)
— Эта сказочная история не только учит, но и объясняет причины появления у животных некоторых внешних признаков.
-
Особенности внешности каких животных объясняют нам индейцы Северной Америки? (Лягушки, бурундука.)
-
Прочитайте, как они это объясняют.
(Чтение текста на с. 67.)
Можно ли эту сказочную историю отнести к самым древним сказкам? Почему? (Да, мы нашли объяснение, почему животные имеют такой вид.)
-
А кто догадался, что еще объясняют индейцы в этой сказочной истории? (Происхождение болезней.)
5. Работа по постановке мини-сценок по сказке. /совет медведей, совет оленей, мелкие зверьки/
IV.Итог урока.
-
Какую тему мы начали изучать?
-
С каким произведением познакомились?
-
Почему эту сказочную историю можно считать самой древней? (В ней объясняются причины происхождения болезней и лекарств; объясняются черты внешнего облика двух животных.)
V.Рефлексия.
— Оцените с помощью пальчиков свою работу на уроке.
VI.Домашнее задание.
Пересказать сказочную историю от лица автора (учебник, с. 64-67).
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Презентация на тему Презентация по литературному чтению на тему Откуда пошли болезни и лекарства (3 класс), предмет презентации: Литература. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 27 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.
Слайды и текст этой презентации
Урок литературного чтения
в 3 классе
Девиз урока
Пусть книги друзьями заходят в дома, читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Отгадай название раздела
Первое слово: проникаем в суть чего-либо, понимаем
Синоним слова тайна
Художественный прием, который использует Иван Бунин в стихотворной строке: «Лес точно терем расписной».
Раздел №2
Постигаем секреты сравнения
Новую тему мы начинаем,
Что в ней таится,
пока мы не знаем.
-Какие сказки про животных мы уже изучали?
Тема урока
Откуда пошли болезни и лекарства?
Цель урока
Узнать, откуда….
пошли болезни и лекарства?
-Какой народ придумал эту сказку?
-Знаете ли вы, кто такие индейцы?
Инде́йцы — название коренного населения Америки. Название возникло от ошибочного представления первых европейских мореплавателей (Христофора Колумба и др.) конца XV века, считавших открытые ими заатлантические земли Индией.
Словарная работа
Бурундук -…
Род грызунов из семейства беличьих. К бурундукам относятся 25 видов, большинство из которых обитает в Северной Америке.
Словарная работа
Исполосовали — …
Покрыли какими-либо линиями или полосками
Откуда пошли
болезни и
лекарства?
Призадумались звери, как им быть?
Что предложили медведи?
-Что предложили олени?
-Что предложили рыбы и пресмыкающиеся?
Физминутка
Рыбки весело плескались
В чистой свеженькой воде.
То согнутся, разогнутся.
То зароются в песке.
-Что предложили птицы, насекомые и мелкие зверьки?
-Что предложил бурундук?
-Ваше предположение, чем закончилась история?
??????
-Какие лекарственные растения вы знаете?
Домашнее задание
С. 64-67, пересказ, рассказать о лекарственных растениях
??????
Особенности внешности каких животных объясняют нам индейцы Северной Америки?
-Чему учит эта сказочная история?
-Придумайте простые вопросы к сказке
Что? Кто? Где? Когда? Как?
Итог урока
-Какой раздел начали изучать?
-С какой сказкой познакомились?
-Почему эту сказочную историю можно считать самой древней?