Сказка ильины три поездочки

Из того ли из города из мурома, из того ли села да карачаева была тут поездка богатырская. выезжает оттуль да

Из того ли из города из Мурома,
Из того ли села да Карачаева
Была тут поездка богатырская.
Выезжает оттуль да добрый молодец,
Старый казак да Илья Муромец,
На своем ли выезжает на добром коне
И во том ли выезжает во кованом седле.
И он ходил‑гулял да добрый молодец,
Ото младости гулял да он до старости.
Едет добрый молодец да во чистом поле,
И увидел добрый молодец да Латырь‑камешек,
И от камешка лежит три росстани,
И на камешке было подписано:
«В первую дороженьку ехати – убиту быть,
Во другую дороженьку ехати – женату быть,
Третюю дороженьку ехати – богату быть».
Стоит старенький да издивляется,
Головой качат, сам выговариват:
«Сколько лет я во чистом поле гулял да езживал,
А еще такового чуда не нахаживал.
Но на что поеду в ту дороженьку, да где богату быть?
Нету у меня да молодой жены,
И молодой жены да любимой семьи,
Некому держать‑тощить да золотой казны,
Некому держать да платья цветного.
Но на что мне в ту дорожку ехать, где женату быть?
Ведь прошла моя теперь вся молодость.
Как молоденьку ведь взять – да то чужа корысть,
А как старую‑то взять – дак на печи лежать,
На печи лежать да киселем кормить.
Разве поеду я ведь, добрый молодец,
А й во тую дороженьку, где убиту быть?
А и пожил я ведь, добрый молодец, на сем свете,
И походил‑погулял ведь добрый молодец во чистом поле».
Нонь поехал добрый молодец в ту дорожку, где убиту быть,
Только видели добра молодца ведь сядучи,
Как не видели добра молодца поедучи;
Во чистом поле да курева стоит,
Курева стоит да пыль столбом летит.
С горы на гору добрый молодец поскакивал,
С холмы на холму добрый молодец попрыгивал,
Он ведь реки ты озера между ног спущал,
Он сини моря ты на окол скакал.
Лишь проехал добрый молодец Корелу проклятую,
Не доехал добрый молодец до Индии до богатоей,
И наехал добрый молодец на грязи на смоленские,
Где стоят ведь сорок тысячей разбойников
И те ли ночные тати‑подорожники.
И увидели разбойники да добра молодца,
Старого казака Илью Муромца.
Закричал разбойнический атаман большой:
«А гой же вы, мои братцы‑товарищи
И разудаленькие вы да добры молодцы!
Принимайтесь‑ка за добра молодца,
Отбирайте от него да платье цветное,
Отбирайте от него да что ль добра коня».
Видит тут старыи казак да Илья Муромец,
Видит он тут, что да беда пришла,
Да беда пришла да неминуема.
Испроговорит тут добрый молодец да таково слово:
«А гой же вы, сорок тысяч разбойников
И тех ли татей ночных да подорожников!
Ведь как бить‑трепать вам будет стара некого,
Но ведь взять‑то будет вам со старого да нечего.
Нет у старого да золотой казны,
Нет у старого да платья цветного,
А и нет у старого да камня драгоценного.
Только есть у старого один ведь добрый конь,
Добрый конь у старого да богатырскиий,
И на добром коне ведь есть у старого седелышко,
Есть седелышко да богатырское.
То не для красы, братцы, и не для басы ‑
Ради крепости да богатырскоей,
И чтоб можно было сидеть да добру молодцу,
Биться‑ратиться добру молодцу да во чистом поле.
Но еще есть у старого на коне уздечка тесмяная,
И во той ли во уздечике да во тесмяноей
Как зашито есть по камешку по яхонту,
То не для красы, братцы, не для басы ‑
Ради крепости да богатырскоей.
И где ходит ведь гулят мои добрый конь,
И среди ведь ходит ночи темныя,
И видно его да за пятнадцать верст да равномерныих;
Но еще у старого на головушке да шеломчат колпак,
Шеломчат колпак да сорока пудов.
То не для красы, братцы, не для басы ‑
Ради крепости да богатырскоей».
Скричал‑сзычал да громким голосом
Разбойнический да атаман большой:
«Ну что ж вы долго дали старому да выговаривать!
Принимайтесь‑ка вы, ребятушки, за дело ратное».
А й тут ведь старому да за беду стало
И за великую досаду показалося.
Снимал тут старый со буйной главы да шеломчат колпак,
И он начал, старенький, тут шеломом помахивать.
Как в сторону махнет – так тут и улица,
А й в другу отмахнет – дак переулочек.
А видят тут разбойники, да что беда пришла,
И как беда пришла и неминуема,
Скричали тут разбойники да зычным голосом:
«Ты оставь‑ка, добрый молодец, да хоть на семена».
Он прибил‑прирубил всю силу неверную
И не оставил разбойников на семена.
Обращается ко камешку ко Латырю,
И на камешке подпись подписывал, ‑
И что ли очищена тая дорожка прямоезжая,
И поехал старенький во ту дорожку, где женату быть.
Выезжает старенький да во чисто поле,
Увидал тут старенький палаты белокаменны.
Приезжает тут старенький к палатам белокаменным,
Увидела тут да красна девица,
Сильная поляница удалая,
И выходила встречать да добра молодца:
«И пожалуй‑кось ко мне, да добрый молодец!»
И она бьет челом ему да низко кланяйтся,
И берет она добра молодца да за белы руки,
За белы руки да за златы перстни,
И ведет ведь добра молодца да во палаты белокаменны;
Посадила добра молодца да за дубовый стол,
Стала добра молодца она угащивать,
Стала у доброго молодца выспрашивать:
«Ты скажи‑тко, скажи мне, добрый молодец!
Ты какой земли есть да какой орды,
И ты чьего же отца есть да чьей матери?
Еще как же тебя именем зовут,
А звеличают тебя по отечеству?»
А й тут ответ‑то держал да добрый молодец:
«И ты почто спрашивать об том, да красна девица?
А я теперь устал, да добрый молодец,
А я теперь устал да отдохнуть хочу».
Как берет тут красна девица да добра молодца,
И как берет его да за белы руки,
За белы руки да за златы перстни,
Как ведет тут добра молодца
Во тую ли во спальню, богато убрану,
И ложит тут добра молодца на ту кроваточку обманчиву.
Испроговорит тут молодец да таково слово:
«Ай же ты, душечка да красна девица!
Ты сама ложись да на ту кроватку на тесовую».
И как схватил тут добрый молодец
да красну девицу,
И хватил он ей да по подпазушки
И бросил на тую на кроваточку;
Как кроваточка‑то эта подвернулася,
И улетела красна девица во тот да во глубок погреб.
Закричал тут ведь старый казак да зычным голосом:
«А гой же вы, братцы мои да все товарищи
И разудалые да добры молодцы!
Но имай‑хватай, вот и сама идет».
Отворяет погреба глубокие,
Выпущает двенадцать да добрых молодцев,
И все сильныих могучих богатырей;
Едину оставил саму да во погребе глубокоем.
Бьют‑то челом да низко кланяются
И удалому да добру молодцу
И старому казаку Илье Муромцу.
И приезжает старенький ко камешку ко Латырю,
И на камешке‑то он подпись подписывал:
«И как очищена эта дорожка прямоезжая».
И направляет добрый молодец да своего коня
И во тую ли дороженьку, да где богату быть.
Во чистом поле наехал на три погреба глубокиих,
И которые насыпаны погреба златом‑серебром,
Златом‑серебром, каменьем драгоценныим;
И обирал тут добрый молодец все злато это серебро
И раздавал это злато‑серебро по нищей по братии;
И роздал он злато‑серебро по сиротам да бесприютныим.
И обращался добрый молодец ко камешку ко Латырю,
И на камешке он подпись подписывал:
«И как очищена эта дорожка прямоезжая».

Источник: Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года. Изд. 4‑е. В 3‑х тт. М. – Л., 1950, т. 2. №171.

ЧИТАТЬ ПЕРЕЛОЖЕНИЕ БЫЛИНЫ «ТРИ ПОЕЗДКИ ИЛЬИ МУРОМЦА»

Конспект урока литературного чтения.

Предмет: Литературное чтение

Программа: Школа России

Класс:

4 Б

Учитель: Плотникова Е.С.

Тип урока:

Изучение нового материала.

Тема:

Былина «Ильины три поездочки»

Цель:

Сформировать понятие былины и понимание её особенностей как жанра фольклора.

Планируемый результат

Предметные.


Умение: правильно, выразительно; осознанно читать былины; применять в речи литературоведческие понятия «былина», «зачин», «повторы», «преувеличение», «сказители-былинщики»; выделять признаки былины, сравнивать её со сказкой.

Формировать УУД:


Личностные УУД:


проявление творческого отношения к процессу обучения; осознание школьниками меру ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев.


Регулятивные УУД:


Умение: работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке; Ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того что ещё неизвестно; составлять совместно с учителем план действий; контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.


Коммуникативные УУД:



Умение: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и её результат, слушать мнения других.


Познавательные УУД:


Умение: перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; находить сходство и различие между былиной и сказкой; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Оборудование:

Учебник «Литературное чтение» 1 часть, 4 класс. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова

Компьютер, медиапроектор. Опорный лист.

Организация пространства:

Фронтальная работа, работа в паре.

Ход урока.

I

. Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

Посмотрите на доску, вы видите рисунок «Камень на распутье».
(Слайд 1.)

В каких произведениях вы встречали указатели для главного героя? (В былинах).

А что такое былина?

На партах у вас лежат свитки, прочитайте медленно.

Как во славном было городе во Киеве,

Как у ласкового князя у Владимира,

Ещё были – жили тут бояре кособрюхие,

Насказали на Илью они на Муромца,

Ай, какими он словами похваляется:

«Я ведь князя – то Владимира повыживу,

Сам я сяду во Киеве на его место,

Сам я буду в Киеве да князем княжити!»

Прочитайте выразительно. Что вы только что прочитали?

(Зачин).

II

. Формулирование темы урока, постановка цели

(3 мин)

Как вы думаете, чем сегодня будем заниматься на уроке?

Какую цель поставим?

(
Познакомиться с былиной «Ильины три поездочки». Научиться анализировать, сравнивать былины и сказки, искать сходства и различия.)

Кто исполняет былины и как?

Кто был героями былин?

За что народ любил Илью Муромца?

(Любил за силу, справедливость, борьбу с врагами. Он совершил подвиги ради народа, Родины, охранял труд мирных людей.)

III

. Изучение нового.

(15 мин)

1.Работа в парах.

Как вы считаете, чем отличается былина от сказки?

Отличие

сказки от былины.

Сказка

.

1. Не верят в реальность.

2. единообразная композиция (построение);

3.Герои: люди, царевичи, животные

Былины.

1 Верят в реальность.

2. Индивидуальная композиция;

3. Герои-богатыри.

Общее

: вымысел.

Подумайте, как появились былины?

2.Чтение былины «Ильины три поездочки».

Откройте учебник на стр. 12.

С какой былиной мы сегодня познакомимся?

(Мы познакомимся с былиной «Ильины три поездочки»)

Прежде чем мы начнем знакомство с былиной, Алексеева Мария расскажет нам сообщение о главном герое.

Что вы узнали о главном герое из рассказа?

Как вы думаете, о чем будет былина?

О чем она будет?

Давайте проверим ваши предположения.

(Читает учитель и хорошо читающие дети)

Какие чувства вызвали у вас герои былины? Почему?

Какие незнакомые слова встретились?

Где мы можем найти их значения?

3.Словарная работа. (Работа в группах)

Росстани (словарь учебника)-
I

группа.

Булатная броня — старинная узорчатая сталь.-
II

группа.

Сие –

II

группа.

Палица — тяжёлая дубинка с утолщённым концом.-
III

группа

Сажень — 2,134 м-

III

группа.

4.Работа над прочитанным.

Почему былина называется «Три поездочки»? Какой момент в былине вам показался наиболее захватывающий?

Характеристика героя.

Выборочное чтение.

Почему Илья Муромец выбирает прямую дорогу?

Как он рассуждает на перепутье у камня? С.14

О каких чертах характера это говорит?

(Смелый, решительный, не ищет лазеек и обходных путей.)

Найдите описание разбойников.

Почему в описании разбойников употребляются слова с суффиксами – оньк, ичек, ечек.

Какое значение придают эти суффиксы?

(Уменьшительно-ласкательное.)

Для чего это сделано?

(Для контраста с силой Ильи Муромца).

Как описан Илья Муромец в схватке с разбойниками?

5. Работа в парах

.

Обобщение образа Ильи.

Выберите те слова, которые имеют отношение к Илье.

(Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, жадный, щедрый, грубый, справедливый).

IV

. Итог урока

(15 мин)

С каким произведением мы с вами познакомились сегодня на уроке?

Как называется жанр этого произведения?

Чему нас учит эта былина?

VII

. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин)

Самоанализ и самооценка ученика.

(Слайд 2)

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что..

Я приобрёл…

Теперь я могу..

Меня удивило…

Домашнее задание. (Дифференцированно)

I

группа- с. 12-18 выразительно читать.

II

группа- выучить понравившийся отрывок наизусть.

III

группа- нарисовать рисунок к былине.

«Три поездки Ильи Муромца» – старинная русская былина, главным героем которой стал настоящий богатырь — честный, отважный, мужественный силач, защитник земли русской, Илья Муромец.

Краткое содержание «Три поездки Ильи Муромца» для читательского дневника

Название
: Три поездки Ильи Муромца

Число страниц
: 7. «Русские былины и сказки. Илья Муромец». Издательство «Вагриус». 1996 год

Жанр
: Былина

Год написания
: 1871 год

Главные герои

Илья Муромец
— невероятной силы русский богатырь, добрый, честный, справедливый.

Сюжет

Однажды Илья Муромец выехал в чистое поле, где увидел большой камень Алатырь, лежавший на перекрестке трех дорог. Прочитав надпись на камне, богатырь узнал, что если поехать прямо – быть убитому, поехать направо – быть богатому, поехать налево – женатому быть. Поразмыслив, Илья Муромец решил, что богатство ему совсем не нужно, раз нет семьи. Жениться также поздно, ведь молодость давно прошла. И решил тогда отважный богатырь двинуться прямо — в том направлении, где, согласно надписи на Алатыре, его ждала верная смерть.

Проехав какое-то время, оказался Илья Муромец в топях Смоленских, где увидел сорок тысяч разбойников. Заметив одинокого всадника, разбойники обрадовались — они считали, что Илья Муромец станет для них легкой добычей. Богатырь сразу признался, что нет у него никакого богатства, а есть только верный конь, седло, уздечка, да шлем весом под сорок пудов. И тут Илья принялся размахивать своим тяжелым шлемом, и перебил всех разбойников. Вернувшись к пророческому камню, он написал, что прямая дорога теперь чиста.

Илья Муромец решил отправиться по той дороге, что пророчила женитьбу. Добравшись до белокаменных палат, он встретил девицу-красавицу, которая принялась его расспрашивать. Однако богатырь сказал, что ему сейчас не до расспросов — отдохнуть вначале нужно. Отвела девица его в спальню, и принялась на кровать укладывать. Вдруг Илья Муромец резко схватил девицу поперек туловища и бросил на кровать. Она упала в подвал, где Илья увидел двенадцать богатырей. Выпустил он их на волю, вернулся к камню и исправил вторую надпись.

Отправился Илья Муромец в третью сторону, где нашел три погреба с серебром и золотом. Раздал он все богатство сиротам, бездомны и нищим, после чего вернулся к Алатырю, и исправил третью надпись.

План пересказа

  1. Камень Алатырь.
  2. Илья Муромец выбирает прямую дорогу.
  3. Победа над разбойниками.
  4. Встреча с коварной девицей и освобождение богатырей.
  5. Третий путь, раздача золота беднякам.

Главная мысль

Для настоящего богатыря семья — это не жена, а его родная земля, которую он должен защищать от врагов.

Чему учит

Былина учит храбрости, мужеству, справедливости, честности. Она учит не бояться трудностей и идти до конца ради достижения поставленной цели.

Отзыв

В этой былине Илья Муромец представлен отважным, смелым, невероятно сильным и абсолютно бескорыстным богатырем. Именно такими должны быть народные герои, на которые нужно равняться всем людям.

chitatelskiy dnevnik 64380 risunok illyustraciya k byline tri poezdki ili muromca

Пословицы

  • Славна богатырями русская земля.
  • Богатырская рука однажды бьет.
  • И один в поле воин.

Что понравилось

Понравилось, что Илья Муромец был абсолютно бескорыстным, щедрой души человеком. Он не гнался за богатством или счастьем в личной жизни, и точно следовал своему предназначению — служить Родине.

Рейтинг читательского дневника

Средняя оценка: 4.8
. Всего получено оценок: 22.

Народная мудрость

Ответы к стр. 10

Три поездки Илья Муромца
Былина
(в пересказе А. Нечаева)

По чистому полю, по широкому раздолью ехал старый казак Илья Муромец и наехал на развилку трёх дорог. На развилке горюч-камень лежит, а на камне надпись написана: «Если прямо ехать – убитому быть, направо ехать – женатому быть, а налево ехать – богатому стать». Прочитал Илья надписи, призадумался:

– Мне, старому, в бою смерть не писана. Дай поеду, где убитому быть.

Долго ли, коротко ли ехал он, выскочили на дорогу воры-разбойники. Три сотни татей–подорожников. Горланят, шалыгами размахивают:

– Убьём старика да ограбим!

– Глупые люди, говорит Ильи Муромец, – не убив медведя, шкуру делите!

И напустил на них своего коня верного. Сам копьём колол и мечом разил, и не осталось в живых ни единого душегуба-разбойника.

Воротился на развилку и стёр надпись: «Если прямо ехать — убитому быть». Постоял возле камня и повернул коня направо:

– Незачем мне, старому, женату быть, а поеду, погляжу, как люди женятся.

Ехал час либо два и наехал на палаты белокаменные.

Выбегала навстречу красна девица-душа. Брала Илью Муромца за руки, вела в столовую горницу. Кормила-поила богатыря, улещала:

– После хлеба-соли ступай опочив держать. В дороге небось умаялся!
Провела в особый покой, указала на перину пуховую.

А Илья, он смекалист, сноровист был, заприметил неладное.
Кинул девицу-красу на перину, а кровать повернулась, опрокинулась, и провалилась хозяйка в подземелье глубокое.

Выбежал Илья Муромец из палат во двор, разыскал подземелье то глубокое, двери выломал и выпустил на белый свет сорок пленников, женихов незадачливых, а хозяйку — красну девицу — в тюрьму подземную запер крепко-накрепко.

3

После того приехал на развилку и другую надпись стёр. И новую надпись написал на камне: «Две дорожки очищены старым казаком Ильёй Муромцем».

— В третью сторону не поеду я. Зачем мне, старому, одинокому, богатым быть? Пусть кому-нибудь молодому богатство достанется.

Повернул коня старый казак Илья Муромец и поехал в стольный Киев-град нести службу ратную, биться с ворогами, стоять за Русь великую да за русский народ!

На том сказ о славном, могучем богатыре Илье Муромце и окончился.

1. Каким был Илья Муромец? Отметь ответ +
.

+


добрый +

умный +

мудрый

+


сильный жадный злой

2. Перечитай отрывок из былины «Три поездки Ильи Муромца» в стихотворной форме. Впиши пропущенные слова.

И обращался добрый молодец ко камешку

Ко Латырю
,
И на камешке он подпись подписывал:
«И как очищена эта дорожка прямоезжая»
.

О мужественном богатыре Илье Муромце до нашего времени сохранилось 15 русских былин.

Илья Муромец — герой славянского эпоса

Согласно сюжетам некоторых былин, Илья Муромец до 33 лет не мог двигать руками и ногами, но один монах исцелил его. После того, как мужчина выпил воды, специально приготовленной ему монахом, он почувствовал в себе нечеловеческую силу, и отправился служить к князю.

В образе Ильи Муромца, русский народ воплотил представления о храбром воине, который не боялся бы защищать свой народ и отечество.

Прототипом Ильи Муромца стал реально существующий человек — силач Илья из города Мурома, который жил в 12 веке. Этот человек прославился мужеством в боях и преданностью князю. В зрелом возрасте он принял монашеский постриг и был канонизирован в 1643 году.

Былина «Ильины три поездочки»

Когда Илья Муромец ехал на службу к князю, по дороге он увидел камень с тремя надписями. Первая надпись гласила, что если Илья поедет направо — будет убитым, налево — будет женатым, прямо — станет богатым.

Богатырь не хотел богатства, так как оно у него уже было. Молодая жену ему также была не нужна. Решил Илья Муромец испытать свою судьбу и поехать направо, где ему угрожала смерть. Увидел Илья стаю разбойников, которые пытались ограбить старика.

Одним ударом он победил всех злодеев и вернулся обратно к камню, чтобы исправить надпись на нем. Затем, пошел Илья налево, в направление, где его ждала красавица- жена. Увидел Илья прекрасную королевну, которая тут же повела его в опочивальню.

Однако умный богатырь не стал ложиться на кровать, а бросил на нее сначала королевну. Кровать тут же провалилась в пропасть — это была ловушка, заготовленная для Муромца. Вернулся Илья вновь к камню, и решил пойти по дороге, где его ждало несметное богатство.

Первым, что увидел богатырь, был большой крест из серебра и золота. Он взял тяжелый крест себе на плечо, и понес в стольный град Киев. В Киеве Илья Муромец построил красивую церковь, на купол которой прикрепил этот крест.

После этого, наш богатырь превратился в камень, и остался навсегда в своей церкви.

О былине «Ильины три поездочки»

Читая былину «Ильины три поездочки», мы видим характер главного героя: он не боится трудностей, легко проходит все испытания, которые посылает ему судьба. Илья победил злую королевну, которая хотела его убить, множество разбойников, издевавшихся над людьми.

Золотой крест он получил в качестве вознаграждения за свои подвиги. Однако богатырь не гонялся за богатством, поэтому отдал крест в церковь, где ему и положено быть.

Мы видим, что богатырь Илья Муромец не только сильный, но и хитрый: он сразу почувствовал, что королевна готовит для него ловушку и смог избежать опасности.

Цели:
познакомить с прозаическим вариантом текста былины; обобщить и обогатить знания детей о былинах; учить понимать исторический текст, находить аналогии с реальными историческими событиями; работать над содержанием былины; обучать выразительному чтению, составлению рассказа об Илье Муромце; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты
: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ текста, выделение в нем главной мысли,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения; личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ, формирование гуманистических и демократических ценностных ориентации.

Оборудование
: выставка книг по теме урока, текст былины «Три поездки Ильи Муромца» в пересказе И.В. Карнауховой.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно.

Как во славном было городе во Киеве,

Как у ласкового князя у Владимира,

Еще были-жили тут бояре кособрюхие,

Насказали на Илью они на Муромца,

Ай какими он словами похваляется:

«Я ведь князя-то Владимира повыживу,

Сам я сяду во Киеве на его место,

Сам я буду в Киеве да князем княжити!»

— Прочитайте жужжащим способом (еще: медленно, с ускорением, выразительно).

III. Актуализация знаний

1. Постановка учебной задачи

— Как вы думаете, что мы с вами сейчас читали? (Это зачин былины «Илья Муромец и Идолище».)

— Что вы узнали из этого текста? Как вы его поняли?

— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.

— Что вы знаете об этом? (Ответы детей.)

На востоке, у границ Китая, среди кочевых монгольских племен объявился человек, которого звали Чингисхан. Силой, жесткостью, хитростью и коварством он подчинил своей власти степные племена и создал из них лучшую в мире армию завоевателей. Покорив многие страны и народы, в 1237 г. армия, возглавляемая внуком Чингисхана ханом Батыем, подошла к границам русских земель. Батый хотел выполнить завещание Чингисхана — достичь Атлантического океана и покорить Европу. Каждое из русских княжеств пыталось отбиться от врагов своими силами, но одна за другой гибли богатырские дружины. Сгорали героически защищавшиеся города. И завоеватели шли все дальше и дальше по Русской земле.

— Что вам известно о Золотой Орде?

(Учитель обобщает и дополняет ответы детей.)

На восточных границах русских земель Батый создал свое сильное государство — Золотую Орду. После завоеваний, сопровождавшихся чудовищными разрушениями и человеческими жертвами, главной целью золотоордынских правителей было ограбление порабощенного населения. Это достигалось путем жестоких поборов. Многие города на завоеванных территориях, разоренные монголами, находились в упадке или вовсе исчезли.

Во главе государства стояли ханы из дома Батыя. В особо важных случаях политической жизни созывались курултаи — съезды военно-феодальной знати во главе с членами правящей династии. Государственными делами руководил бекляре-бек (князь над князьями), отдельными отраслями — везиры. В города и подчиненные им области посылались даруги, главной обязанностью которых был сбор налогов и податей. Часто наряду с дару гам и назначались военачальники — баскаки. Государственное устройство носило полувоенный характер, так как военные и административные должности, как правило, не разделялись. Наиболее важные должности занимали члены правящей династии, царевичи («огланы»), владевшие уделами в Золотой Орде и стоявшие во главе войска.

Ханы Золотой Орды были довольны своими владениями. В их государстве началось строительство богатых и красивых городов. Возобновилась оживленная торговля. Прекратились войны между многочисленными кочевыми племенами.

2. Проверка домашнего задания

— Какие иллюстрации к былине вы подготовили? Представьте их классу. Прочитайте выразительно отрывки из былины, соответствующие иллюстрациям.

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

Чтение и анализ прозаического варианта былины

— Сегодня мы познакомимся с прозаическим вариантом былины. Но прежде объясните значение старинных слов.

Сажень — старинная русская мера длины, чуть более 2 м (расстояние между концами пальцев разведенных в стороны рук).

Пядь — старинная русская мера длины, равная расстоянию между раздвинутыми большим и указательным пальцами.

Полушечка — самая мелкая медная монета достоинством четверть копейки.

(Учитель читает текст былины «Три поездки Ильи Муромца» в пересказе Ирины Карнауховой.)

— Когда происходили описанные в былине события?

— Каковы особенности того времени?

— О чем повествуется в былине? Поможет ли ответить на этот вопрос ее название? (В былине повествуется о том, как Илья Муромец боролся с врагом. По названию можно понять, что было у Ильи три битвы.)

— Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги?

— Чем закончились поездки богатыря?

— Какие надписи он сделал?

(Повторное чтение текста былины в учебнике хорошо читающими учениками.)

— Прочитайте выражения.

Добрый молодец, чисто поле, славный Киев-град, конь богатырский, дружина храбрая.

— Как их называют? (Устойчивые эпитеты.)

— Прочитайте определение слова эпитет на с. 38 учебника. Приведите свои примеры.

— Найдите в тексте былины, как описываются герои и предметы. Запишите на с. 14 творческой тетради примеры устойчивых эпитетов, которые часто встречаются в былине.

— Найдите сходство и различия поэтического и прозаического вариантов былины.

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

Сегодня на уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за…

После урока мне захотелось…

Сегодня я сумел…

VII. Подведение итогов урока

— Составим синквейн об Илье Муромце.

Например:

Храбрый, сильный.

Защищает, спасает, рассуждает.

Справедливый защитник нашей Родины.

Богатырь.

Этапы урока

Время на этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Орг. момент.

2 этап. Речевая разминка.

3 этап. Самоопределение к деятельности.

4 этап. Изучение нового материала. Работа с текстом произведения.

5 этап. Работа над содержанием текста.

6 этап. Итог урока

7 этап. Рефлексия.

8 этап. Домашнее задание.

2 минуты

3 минуты

7 минут

15 минут

10 минут

3 минуты

2 минуты

-Добрый день, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Екатерина Сергеевна. Я проведу у вас урок литературного чтения.

-Человеческая доброта — самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

-Проведем речевую разминку. Для чего она нужна?  (Ответы детей).

Фотограф.

Нелегко снимать зверей.

Заяц просит: «Поскорей»!

Мышь пищит: « Боюсь немножко,

Что увидит снимок кошка».

«Уколю,- грозится ёж,-

Если снимок не пришлешь».

Валентин Дмитриевич Берестов

Прочитайте про себя, вслух выразительно, по ролям (в парах).

— Ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Льва Николаевича Толстого.

— А сообщение о нём нам подготовила …(один ученик рассказывает биографию).

       Лев Николаевич родился в 1828 году – почти 200 лет назад.  Он принадлежал к богатому и знатному дворянскому роду Детские годы провёл в деревне Ясная Поляна. Мать умерла, когда Толстому не было 2-х лет. У него было три брата и одна сестра, их воспитанием занялась дальняя родственница. Толстой изучал историю, музыку, медицину, рисование. Но самое главное, он очень любил детей. Тогда ещё очень мало было школ, дети бедных людей не могли учиться. Толстой открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их. 
    Смолоду Л. Н. Толстой любил физические упражнения. Он был сильным, здоровым и крепким человеком. В 67 лет он выучился кататься на велосипеде. Любил продолжительные прогулки пешком, превосходно ездил верхом.  Всю свою жизнь он трудился, увлекался простым физическим трудом, пахал землю, писал книги.

      Умер Толстой в 1910 году. Известно, что Толстой умер не в Ясной Поляне. За несколько дней до кончины он навсегда покинул свой дом, чтобы остаток своей жизни провести где-нибудь в глуши, в простой крестьянской избе. По его просьбе похоронен был в Ясной поляне. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Полное собрание сочинений составляет 90 томов!

-Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Л.Н. Толстого.

— Постарайтесь отгадать название

JRZU ПLVYРЫGSЖWVNОК (выбрать русские буквы)

— Обратите внимание на подзаголовок «быль». Как вы его понимаете?

— Можно ли по названию сделать предположение, о чем это произведение?

— Что означает слово “прыжок”?

— А как вы думаете, легко ли совершить прыжок?

-Прежде чем познакомиться с произведением, давайте познакомимся с новыми словами.

Мачта- стоячее бревно на судне для подъёма парусов.

Палуба-пол на корабле

Каюта-комната на корабле

Перекладина-доска, положенная поперёк для перехода.

Аршин- старорусская мера длины, равная 71 см

Два аршина — около полутора метров. (Показать)

Вдребезги- разлететься на мелкие осколки.

Раззадорилась, разобрал задор — возбуждение

Вы знали, что первые корабли – небольшие деревянные суда различной формы, приводимые в движение с помощью вёсел, появились за долго до нашей эры в Египте, на Крите, в Древней Греции и в Древнем Риме. В V веке до н. э. появились корабли с несколькими рядами вёсел. Экипаж крупного корабля насчитывал несколько сот человек. В VІI в. в Венеции был создан более быстроходный корабль – галера. Она имела длину 40 – 50 м, ширину 6 м, один ряд вёсел, экипаж до 450 человек, развивала скорость 7 узлов (13 км/ч). Кроме вёсел, были две мачты с косыми парусами. Переход от гребного к парусному флоту осуществлялся, вплоть до XVII-XVIII вв. На мачтах были перекладины, на которых крепились паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, веревочных лесенок.

-Кто главный на корабле?

-Какую роль на корабле выполняет капитан?

  1. Первичное чтение текста.

-Я прочту вам произведение, а вы подумайте из-за чего мальчик совершил прыжок. Договорились?

Выразительное чтение рассказа учителем.

  1. Комментированное чтение рассказа по абзацам.

— Во время чтения мы будем останавливаться и обсуждать прочитанное. Сели ровно, выпрямились и приготовились следить по тексту.

Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия?

— Как вы думаете, откуда на корабле взялась обезьяна?

-Как понимаете выражение «еще больше расходилась»?

-Как подшутила обезьяна над сыном капитана?

— Что она сделала со шляпой?

-Как повел себя мальчик?

— Что раззадорило мальчика?

— Что в это время происходило на палубе?

-Что предпринял капитан для спасения сына?

— Каков жанр произведения? (Рассказ)

— Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?

— Из-за чего мальчик совершил прыжок? (Проблемный вопрос)

— Почему мальчик залез на мачту корабля?

— Какие чувства при этом испытал мальчик?

— Найдите в тексте слова, описывающие его действия на этот момент

— Что мы знаем про мальчика?

— Как вы думаете, для чего автор прежде всего указал, что мальчик — сын капитана, а например не назвал его имя?

— Кто был виноват, что мальчик оказался в опасной ситуации?  

(подвести детей к тому, что обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а его подчинённые над ним смеялись.)

-Сознавал ли мальчик ли мальчик свои действия, когда ступил на перекладину?

-Какие чувства овладели мальчиком?

— Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему?

-Какие слова из текста описывают, что отношение окружающих изменилось к происходящему?

— Какая опасность подстерегала мальчика?

— Кто же спас его?

— Каким образом он сделал это? Прочитайте отрывок.

— О какой черте характера говорит поступок капитана?

— Как вы думаете, почему капитан заплакал?

— Когда вы переживали за мальчика? (Ответы детей)

— Какие черты характера присущи мальчику?

— Почему в конце рассказа ничего не говориться об обезьяне? 

— С каким произведением мы знакомились сегодня на уроке?

-Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»?

— Какая главная мысль рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок»?  Чему учит произведение?

— Мы с вами нашли главную мысль рассказа, мало возможно, что мы окажемся на корабле, а в жизни может нам пригодиться данный вывод?

 -Выскажите своё отношением к уроку, дополнив любую фразу.

— Мне захотелось…

— Я задумался…

— Я понял (а)…

— Я почувствовал (а)…

— Я бы поставил (а)…

— А сейчас сами оцените свою работу на уроке:

Отлично работал, и многое понял – зелёный парус.

Хорошо работал – жёлтый парус.

Остались ещё вопросы и к автору, и к себе – красный парус. (На партах лежат листочки с нарисованными корабликами, раскрасить парус)

— От чьего имени ведётся повествование. А если пересказывать текст от лица мальчика, какое местоимение нужно использовать? (Я)

Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок» от имени мальчика.

Улыбаются друг другу

-Чтобы говорить четко.

-ПРЫЖОК.

-Быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии.

-Нет.

епродолжительный взлет в воздух

— Не всегда, ведь прыжки бывают разные.

-Капитан.

-Руководит и следит за всем.

-Да.

-Эти детали помогают понять настроение людей на палубе: люди устали от многомесячного путешествия, им хочется новых впечатлений, поэтому они обращают внимание на играющую обезьянку. Если бы была плохая погода, то люди не собрались бы на палубе)

— Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взял.

-Значит ещё больше корчилась, прыгала и т. д.

-Она сняла шляпу с головы мальчика

-Стала зубами и лапами рвать её.

— Мальчик погрозил ей и крикнул на неё.

-Мальчика раззадорило то, что обезьяна его передразнивала.

— Матросы громче стали смеяться.

-Закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!»

-Страх. Сопереживание.

 Дети высказывают свои предположения: из-за обезьянки, из-за шляпы, из-за угрозы отца и т. д. (Неоднозначность мнений вызывает необходимость углубленно перечитать текст.)

-Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться.

-Он обиделся на смех матросов.

Покраснел, скинул куртку…

-Он сын капитана, ему 12 лет.

Его отец был главным на корабле, и мальчик гордился этим. Сын капитана – значит, что его все знают на корабле и что он ощущает свою значимую социальную роль, не может подвести отца, опозорить его своим смешным положением.

-Мальчик и матросы.

-Нет.

-Задор

-Да, отношение окружающих изменилось к происходящему, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться. Он может просто разбиться.

-Все молча смотрели, «кто-то ахнул от страха».

-Он мог разбиться

— Отец – капитан.

-О решительности, находчивости.

-Пережил сильное потрясение, очень испугался за сына.

-Смелость, обидчивость.

-Она не главный герой, она только причина случившегося.

-Л.Н.Толстой «Прыжок»

-Прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти.

-Учит не совершать необдуманных поступков; надо очень быстро принимать решения, ведь от этого может зависеть жизнь, учит управлять собой, своими эмоциями.

-Да.

Наименование тем Кол-во часов Дата План Факт Раздел 1. Введение 1 1 Самые интересные книги, прочитанные летом Знакомство с учебником по литературному чтению 1 02.09.2021 Раздел 2. Летописи, былины, жития 7 2 Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания. Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» 1 03.09.2021 3 События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. Запуск проекта «Создание календаря исторических событий» Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего» 1 07.09.2021 4 Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» 1 09.09.2021 5 Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» 1 10.09.2021 6 Поэтический текст былины в пересказе И. Карнауховой Герой былины – защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри» 1 14.09.2021 7 Сергей Радонежский – святой земли Русской Житие Сергия Радонежского 1 16.09.2021 8 Завершение проекта «Создание календаря исторических событий».

Проверка и оценка своих достижений

по разделу «Летописи, былины, жития»

1 17.09.2021 Раздел 3. Чудесный мир классики 15 9 Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания .П.П. Ершов «Конёк-горбунок» 1 21.09.2021 10 П.П. Ершов «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок 1 23.09.2021 11 П.П. Ершов «Конёк-горбунок». Характеристика героев 1 24.09.2021 12 А.С. Пушкин. О нём. Стихотворение «Няне». Стихи «Уныла пора! Очей очарованье», «Туча» 1 28.09.2021 13 А.С. Пушкин «Сказка мёртвой царевне и о семи богатырях» 1 30.09.2021 14 А.С. Пушкин «Сказка мёртвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части 1 01.10.2021 15 А.С. Пушкин «Сказка мёртвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев сказки. 1 05.10.2021 16 М.Ю. Лермонтов. О нём. Стихотворение «Дары Терека». Картины природы в стихотворении 1 07.10.2021 17 М.Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» 1 08.10.2021 18 М.Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» 1 12.10.2021 19 Жизнь и творчество Л.Н. Толстого Повесть «Детство» 1 14.10.2021 20 Л.Н. Толстой. Басня «Как мужик камень убрал» 1 15.10.2021 21 А.П. Чехов. О нём. Рассказ «Мальчики» 1 19.10.2021 22 А.П. Чехов. Рассказ «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени 1 21.10.2021 23 Обобщение по разделу «Чудесный мир классики» Проверка и оценка своих достижений

по разделу «Чудесный мир классики»

1 22.10.2021 Раздел 4. П

Поэтическая тетрадь № 1

9 24 Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания.

Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»

1 26.10.2021 25 А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении 1 28.10.2021

26

Е.А. Баратынский. Передача настроения и чувства в стихотворении «Весна, весна!…» 1 29.10.2021 27 А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения 1 09.11.2021 28 И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». Изменение картин природы в стихотворении 1 11.11.2021 29 Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» 1 12.11.2021 30 Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» 1 16.11.2021 31 И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах 1 18.11.2021 32 Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь № 1» Проверка и оценка своих достижений

по разделу «Поэтическая тетрадь № 1»

1 19.11.2021 Раздел 5. Литературная сказка 12 33 Знакомство с названием раздела.

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

1 23.11.2021 34 В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности данного литературного жанра 1 25.11.2021 35 В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана. Подробный пересказ 1 26.11.2021 36 В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Сказка или рассказ 1 30.11.2021 37 В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» 1 02.12.2021 38 Контрольная работа за первое полугодие 1 03.12.2021 39 П.П. Бажов «Серебряное копытце» 1 07.12.2021 40 П.П. Бажов «Серебряное копытце» 1 09.12.2021 41 П.П. Бажов «Серебряное копытце» 1 10.12.2021 42 С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» 1 14.12.2021 43 С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» 1 16.12.2021 44 Обобщение по разделу «Литературная сказка». Проверка и оценка своих достижений 1 17.12.2021 Раздел 6. Делу время – потехе час 7 45 Знакомство с названием раздела.

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

1 21.12.2021 46 Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения 1 23.12.2021 47 В.Ю. Драгунский «Главные реки» 1 24.12.2021 48 В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» 1 28.12.2021 49 В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка 1 13.01.2022 50 В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Инсценирование произведения 1 14.01.2022 51 Обобщение по разделу «Делу время – потехе час» Проверка и оценка своих достижений

по разделу «Делу время – потехе час»

1 18.01.2022 Раздел 7. Страна детства 7 52 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

1 20.01.2022 53 Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения 1 21.01.2022 54 К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» 1 25.01.2022 55 К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения 1 27.01.2022 56 М.М. Зощенко «Ёлка» 1 28.01.2022 57 Обобщение по разделу «Страна детства» 1 01.02.2022 58 Проверка и оценка своих достижений

по разделу «Страна детства»

1 03.02.2022 Раздел 8. Поэтическая тетрадь № 2 3 59 Знакомство с разделом. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» С.А. Есенин «Бабушкины сказки» 1 04.02.2022 60 М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». Тема детства 1 08.02.2022 61 Устный журнал «Поэтическая тетрадь». Итоги изучения темы. Оценка достижений 1 10.02.2022 Раздел 9. Природа и мы 11 62 Знакомство с разделом, прогнозирование содержания.

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

1 11.02.2022 63 Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе 1 15.02.2022 64 А.И. Куприн «Барбос и Жулька» 1 17.02.2022 65 А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения 1 18.02.2022 66 М.М. Пришвин «Выскочка» 1 22.02.2022 67 М.М. Пришвин «Выскочка» 1 24.02.2022 68 Е.И. Чарушин «Кабан» 1 25.02.2022 69 В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» 1 01.03.2022 70 В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» 1 03.03.2022 71 Обобщение по разделу «Природа и мы». Проверка и оценка своих достижений 1 04.03.2022 72 Проект «Природа и мы» 1 08.03.2022 Раздел 10. Поэтическая тетрадь № 3 6 73 Знакомство с содержанием раздела, прогнозирование содержания Б.Л. Пастернак «Золотая осень» 1 10.03.2022 74 С.К. Клычков «Весна в лесу» 1 11.03.2022 75 Д.Б. Кедрин «Бабье лето» 1 15.03.2022 76 Н.М. Рубцов «Сентябрь» 1 17.03.2022 77 С.А. Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении 1 18.03.2022 78 Проверка знаний и оценка достижений

по разделу «Поэтическая тетрадь № 3»

1 22.03.2022 Раздел 11. Родина 5 79 И.С. Никитин «Русь». Образ родины в поэтическом тексте 1 24.03.2022 80 С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому 1 25.03.2022 81 А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» 1 07.04.2022 82 Подведение итогов выполненного проекта «Они защищали Родину» 1 08.04.2022 83 Обобщение по разделу «Родина» Проверка знаний и оценка достижений

по разделу «Родина»

1 12.04.2022 Раздел 12. Страна Фантазия 5 84 Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания. Особенности фантастического жанра.

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»

1 14.04.2022 85 Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания. Особенности фантастического жанра.

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»

1 15.04.2022 86 К. Булычёв «Путешествие Алисы» 1 19.04.2022 87 К. Булычёв «Путешествие Алисы» 1 21.04.2022 88 Обобщение по разделу «Страна Фантазия» Проверка знаний и оценка достижений по разделу «Страна Фантазия» 1 22.04.2022 Раздел 13. Зарубежная литература 17 26.04.2022 89 Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывок) 1 28.04.2022 90 Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывок) 1 29.04.2022 91 Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе 1 03.05.2022 92 Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе 1 05.05.2022 93 Г.Х. Андерсен «Русалочка» 1 06.05.2022 94 Г.Х. Андерсен «Русалочка» 1 10.05.2022 95 Г.Х. Андерсен «Русалочка» 1 13.05.2022 96 Контрольная работа за второе полугодие 1 17.05.2022 97 М. Твен «Приключения Тома Сойера» 1 19.05.2022 98 М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков 1 20.05.2022 99 С. Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете» 1 24.05.2022 100 Контрольная работа за учебный год 1 26.05.2022 101 Работа над ошибками. «Путешествие по дорогам любимых книг» 1 27.05.2022 102 Обобщение по разделу «Зарубежная литература» 1 31.05.2022

тест по литературе 4 класс перспектива

Тест по литературному чтению «Литературная сказка» для учащихся 4 классов по. программе «Перспектива» (1-4). Кто написал сказку «Спящая красавица»? А) В.Даль. Учитель начальных классов. МБУ гимназия №77. 4445036 Самарская обл., г.Тольятти, ул.Свердлова д.42,кв.65. По теме: методические разработки, презентации и конспекты. Тест по литературному чтению. 3 класс. «Персей». Тестовая работа по литературному чтению можно использовать на уроке. Тесты по литературному чтению 1 класс. Тесты по литературному чтению 1 класс УМК «Начальная школа XXI века» (I полугодие, 3 уровня заданий). Оболочка MyTest . Тесты по литературному чтению 3 класс. www.uchportal.ru/load/0-0-0-24465-20.

Инфоурок › Начальные классы ›Тесты›Тесты, проверочные и контрольные работы по литературному чтению УМК «Перспектива» (4 класс). Тесты, проверочные и контрольные работы по литературному чтению УМК «Перспектива» (4 класс). Скачать материал. Выберите документ из архива для просмотра . Выбранный для просмотра документ Разработка теста по литературному чтению.doc. библиотека материалов. Добавить в избранное. Тест по литературному чтению «Литературная сказка» для учащихся 4 классов по. программе «Перспектива» (1-4). Кто написал сказку «Спящая красавица»? А) В.Даль.

4 класс. К учебнику Климановой Л.Ф. и др. («Перспектива») Шубина Г.В. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: 2018 — 64 с. Данные тесты адресованы учащимся 4-х классов начальной школы. Тестовые задания различного уровня сложности ориентированы на текущий контроль и оценку знаний учащихся по литературному чтению. Тесты могут выборочно использоваться для организации контрольных проверок при оценивании достижений учеников по литературному чтению. Материалы разработаны в соответствии с программой по литературному чтению (к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, Л. А. Виноградской, система «Перспектива») и могут быть использованы как система оценки школьной успеваемости. Формат: pdf.

Методические разработки по Чтению для 4 класса по УМК УМК Перспектива на 1 час. по литературному чтению. «Литературная сказка». для обучающихся 4 класса. по УМК «Перспектива». 1. Кто автор сказки «Дикие лебеди»? Правильный ответ обведи в кружок. Правильные ответы нужно соединить стрелкой. Желаем успеха! Ключ к тесту. 1. 2. 2. 3.

Тесты по литературному чтению составлены для учеников 4 класса, обучающихся по УМК «Перспектива». литературой. Планируемы результаты: ­ умение применять полученные знания на практике. ­ оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы; ­ пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, ­ самостоятельно составлять краткую аннотацию; ­ формирование учебной задачи урока, оценивание своей работы на уроках; ­ анализ прочитанного текста, выделение в нём главной мысли; ­ ответы на вопросы на основе художественного текста; ­ проявление бережного отношения к художественной книге.

Данные тесты адресованы учащимся 4-х классов начальной школы. Тестовые задания различного уровня сложности ориентированы на текущий контроль и оценку знаний учащихся по литературному чтению. Тесты могут выборочно использоваться для организации контрольных проверок при оценивании. Данные тесты адресованы учащимся 4-х классов начальной школы. Тестовые задания различного уровня сложности ориентированы на текущий контроль и оценку знаний учащихся по литературному чтению. Тесты могут выборочно использоваться для организации контрольных проверок при оценивании достижений учеников по литературному чтению.

Контрольная работа по разделу «Литературная сказка» содержит 9 заданий. Просмотр содержимого документа «Контрольная работа по литературному чтению «Литературная сказка» в 4 классе (Перспектива)». Контрольная работа по литературному чтению. по разделу «Литературная сказка» (4 класс). 1. Кто автор сказки «Дикие лебеди»? Ш. Перро.

Тест по литературному чтению «Литературная сказка» 4 класс по программе «Перспектива». ×. Код для использования на сайте . Тест по литератур ному чтению «Лит ературная сказка» для учащихся 4. классов по. программе «Персп ектива» (1 -4). 1. Кто написал сказку «Спящая красавица»? А) В.Даль.

в 4 классе (УМК «Перспектива»). Фамилия имя _. (В скобках приведены правильные ответы). 1.Проверочная работа по разделу «Истоки литературного творчества». 1) Выбери правильный ответ. А – Былина – это … (русская народная эпическая песня).

Тест по литературному чтению «Литературная сказка» для учащихся 4 классов по программе «Перспектива» (1-4). 1. Кто написал сказку «Спящая красавица»? А) В.Даль Б) Ш.Перро В) Л.Толстой Г) Г.-Х.Андерсен 2. Из какой сказки Ш.Перро данный отрывок: « Знаю я их!- рассуждал он про себя. Ключ к тесту Вопрос 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ответ Б Б А А,Б Б Г В Г Г Б. Жегалина Наталья Александровна Учитель начальных классов МБУ гимназия №77 4445036 Самарская обл., г.Тольятти, ул.Свердлова д.42,кв.65.

Промежуточное тестирование по литературному чтению. УМК «Перспектива». Русина Ирина Валентиновна. 16.11.2020. Промежуточный тест по теме «О Родине, о подвигах, о славе». Система оценки: 5 балльная. Список вопросов теста. Электронная тетрадь по русскому языку 4 класс (часть 2). 1310 руб. 1740 руб. Математика 2 класс ФГОС. 1580 руб. 2110 руб.

Неограниченная бесплатная загрука материала «Тест по литературному чтению 4 класс УМК «Перспектива»» доступна всем пользователям. Разработка находится в разделе «Литературное чтение 4 класс» и представляет собой: «проверка знаний». Скачать материал 10.6 Kb. Загрузка началась. Понравился сайт? Получайте ссылки на лучшие материалы еженедельно! Подарок каждому подписчику! 19889.

Тест по литературному чтению «Литературная сказка» для учащихся 4 классов по. программе «Перспектива» (1-4). Кто написал сказку «Спящая красавица»? А) В.Даль. Жегалина Наталья Александровна. Учитель начальных классов. МБУ гимназия №77. 4445036 Самарская обл., г.Тольятти, ул.Свердлова д.42,кв.65. Адрес публикации: www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/102400-test-po-literaturnomu-chteniju-dlja-4-klassa-. Скачать Добавить комментарий Работы автора. Конспект урока литературного чтения Внеклассное занятие по книге Г.Н.Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Также вас может заинтересовать. Урок литературного чтения. 4 класс.

Работа над тестом №1 ведется по предложенной инструкции. Для работы с тестами №2, №3, №4, №5 необходимо наличие литературных источников, содержащих предлагаемые тексты. Это важно, т.к. данные тесты нацелены и на проверку учебно-информационных умений. Ответы на вопросы тестов представлены в Приложении. Литературное чтение. 4-й класс. Тест №1. Инструкция: прочитайте текст, выполните задание, и запишите свои ответы в бланк ответов: в блоке А — букву, соответствующую правильному ответу, в блоке Б — полученный ответ. Прочитай текст. Январь – просинец. Просинец.

У нас вы можете пройти все Тесты по чтению для 4-го класса онлайн быстро и бесплатно. Результат получите сразу. Всегда ваш Online Test Pad ). Программа Школа России, ФГОС, учебник Литературное чтение 4 класс 2 часть, издательство Просвещение, авторы Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова и др. 32. 10. Математика задание 3.8. 06.02.2021 1523 6. Задание всего одно, но на странице математики по третьему классу вы найдете больше! 11. 3. Литературное чтение. Итоговый тест по теме «Литературные сказки» 4 класс, УМК «Школа России». 07.06.2017 14072 28. Тест предназначен для проверки знаний по теме «Литературные сказки» 4 класс УМК «Школа России». 43. 17.

Тест по литературному чтению «Литературная сказка» для учащихся 4 классов по. программе «Перспектива» (1-4). Кто написал сказку «Спящая красавица»? А) В.Даль. Жегалина Наталья Александровна. Учитель начальных классов. МБУ гимназия №77. 4445036 Самарская обл., г.Тольятти, ул.Свердлова д.42,кв.65. Адрес публикации: www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/102400-test-po-literaturnomu-chteniju-dlja-4-klassa-. Скачать Добавить комментарий Работы автора. Конспект урока литературного чтения Внеклассное занятие по книге Г.Н.Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Также вас может заинтересовать. Урок литературного чтения. 4 класс.

В данном каталоге представлены интерактивные компьютерные тесты по «Литературе» для 4 класса. Любой тест, который находится на нашем портале, можно загрузить и использовать на своем локальном компьютере, либо решать и проверять ответы прямо на сайте. Тест: Л.Н.Толстой. «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»). Литература 4 класс | Автор: Григорьев Максим Алексеевич | ID: 12741 | Дата: 21.2.2021. Тест: Е.С. Велтистов » Приключения Электроника» (Чемодан с четырьмя ручками). Тест к произведению Е.С. Велтистова «Приключение Электроника» (Чем.

Главная » Литературное чтение » Тесты по литературному чтению. 4 класс. В 2 частях — Шубина Г.В. Тесты по литературному чтению. 4 класс. В 2 частях — Шубина Г.В. cкачать в PDF. Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы. Предлагаемое пособие адресовано учащимся 4-х классов начальной школы. Тестовые задания различного уровня сложности ориентированы на текущий контроль и оценку знаний учащихся по литературному чтению. Тесты могут выборочно использоваться для организации контрольных проверок при оценивани.

Литературное чтение. 4класс. УМК «Перспектива» Тест по теме «Литературные сказки» Составила: Шакурова Гульнара Назмутдиновна –учитель начальных классов МБОУ «Тавельская Сош» 1. Какая сказка не принадлежит братьям Гримм? А)»Три брата» Б) «Репа» В) «Соловей» Г) «Беляночка и Розочка» 2. Этот отрывок из какой сказки? Кто автор?

ЗАКЛАДКИ. Вы здесь: Файлы / Папка ‘Тесты по литературному чтению. Перспектива 4 класс’. Тесты по литературному чтению. Перспектива 4 класс. ПРОСМОТР ПАПКИ. Наверх. 1 Ильины три поездочки. 2 Ильины три поездочки. 3 Суриков. Детство. 4 Аксаков. Аленький цветочек.

Тесты готовы к распечатке. Просмотр содержимого документа «Проверочные работы к урокам обобщения по литературному чтению УМК «Перспектива» 4 класс ». Ф.И._ 1. Как называется раздел, который вы изучили?

Тесты могут выборочно использоваться для организации контрольных проверок при оценивании достижений учеников по литературному чтению. Материалы разработаны в соответствии с программой по литературному чтению (к учебнику Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной, система «Перспектива») и могут быть использованы как система оценки школьной успеваемости. . Сообщить о неточности в описании. Новинки раздела «Образование». 4 класс. В 2 ч.». К системе «Перспектива»» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене.

Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению 1-4 класс. 1. Предметные результаты освоения учебной программы по предмету «Литературное чтение» 1 класс. Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. — читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения; — понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных в классе, выделять в них осн.

  • Сказка или рассказ с фразеологизмами
  • Сказка измайлово джентльмен клуб
  • Сказка изумрудный город читательский дневник
  • Сказка или рассказ о координатной плоскости
  • Сказка из усатого няня