В последнее время все рыбаки возвращались не солоно хлебавши, не только он один.
Что ему не очень-то и хочется брать в жёны дочь такого никуда не годного отца, и уехал не солоно хлебавши в неизвестном и никому из участников сцены неинтересном направлении.
Дверь захлопывается. Мы, грустные, уходим не солоно хлебавши.
Через некоторое время он оставляет надежду завязать знакомство, решив, что его персона даму не заинтересовала, и удаляется не солоно хлебавши.
Сержантам ничего не оставалось как не солоно хлебавши покинуть квартал, где королевское правосудие было ограничено властью епископа.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова заплечный (прилагательное):
Полазав по заснеженным развалинам, девушка вернулась в замок не солоно хлебавши.
– Если выйду из терема не солоно хлебавши, то стоит мне только свистнуть, как вечевой колокол зазвенит, народ созывая.
Гонцы вернулись не солоно хлебавши.
Мы же остались не солоно хлебавши.
Поиски затягивались, и я уже было, совсем потерял надежду встретить сегодня своего товарища, и уже подумывал отправиться не солоно хлебавши домой, как неожиданно он сам вышел ко мне на встречу и после дружеских объятий предложил отправиться с ним в небольшое питейное заведение находящееся неподалёку от места его работы.
Милиционер козырнул и ретировался не солоно хлебавши.
Каждый второй от окошечка отходил не солоно хлебавши.
Пришлось мне лечь спать не солоно хлебавши.
Так и ушли рыцари не солоно хлебавши и потеряв ещё с две дюжины своих товарищей.
Чтобы добиться хоть какого-то результата, мне приходилось представлять перед собой всевозможных прелестниц, с которыми сталкивала меня жизнь, – без них градоначальница ушла бы из моей постели не солоно хлебавши, как уходила из постели своего супруга.
Так что к концу «рыбалки» так и так пришлось из воды вылезать не солоно хлебавши: все окружающие рыбы уже успели с ним, похоже, познакомиться.
Откроют ли? Обычно спросят: кто, да и оставят на улице не солоно хлебавши.
Немало разъезжало по этой дороге и любителей лёгкой наживы, но им здорово влетало, и они утекали в своё гнездо не солоно хлебавши.
Незваные гости типа мышей, воробьёв, галок, ворон, сорок и прочей парно и непарнокопытной публики будут с порога выпровождены не солоно хлебавши.
Не солоно хлебавши разошлись по номерам.
Так и уехала невеста не солоно хлебавши.
На ожидаемый гонорар у него уже были определённые виды, так что уходить восвояси не солоно хлебавши племянник непунктуального нумизмата не собирался.
Странные аномалии той системы не оставили бойцам «Наследия» выбора, и им пришлось вернуться назад не солоно хлебавши!
– Да то, что она не выдержала этого перекрёстного допроса и свалила не солоно хлебавши.
Однако в самый последний момент, когда он, так и не произнеся ни звука и угрюмо уставившись в землю, собирался молча встать и убраться отсюда не солоно хлебавши, совершенно неожиданно пришла помощь, причём оттуда, откуда он её совсем не ждал.
Под его давлением все участники событий расходятся по домам не солоно хлебавши, пасуя перед этим бессовестным типом.
Скорее всего, он будет появляться у этой решётки снова и снова, пытаясь наносить удары древком копья, и в итоге в гневе убираться прочь не солоно хлебавши.
То, что не удалось сегодня ничего заработать, мягко говоря, расстроило. Но тут уж ничего не поделаешь, такова жизнь. Поехал в общагу не солоно хлебавши.
Напрасно ей вслед во всю глотку квакал лягушонок: не слушала беглянка, поспешила домой и скоро забыла о бедном лягушонке, которому пришлось не солоно хлебавши опять лезть в свой колодец.
Поэтому ему пришлось возвращаться к своей кораблям не солоно хлебавши.
Водитель исчез – должно быть, не дождавшись финала, не солоно хлебавши поплёлся к своей машине.
Как понимаешь не всем везёт, наматывают трусы на 4 размера больше вокруг поясницы и побежали не солоно хлебавши из душевой.
Не солоно хлебавши побрёл дальше.
Так что пусть идёт не солоно хлебавши.
Естество я нашёл в другом месте, а их оставил не солоно хлебавши.
Посмотрела на них из-за ларька и обратно домой почапала не солоно хлебавши.
Друзья не солоно хлебавши вернулись в деревню. Проходя мимо поля с уже созревшим луком, один из парней заметил, что его вполне можно убирать.
Троица вернулась на место не солоно хлебавши. Штабс-капитан был ошарашен и подавлен.
Приходилось извиниться перед своим пустым желудком и не солоно хлебавши снова ложиться в постель.
Он представил своё возвращение не солоно хлебавши в резиденцию его святейшества, представил, как оправдывается, признаваясь в причинах своего фиаско.
А я, зловещий вампир, уйду теперь не солоно хлебавши.
Выйдя из полицейского управления не солоно хлебавши, друзья отправились к губернатору.
Скажет, что ничего не видела, не знает; и придётся отваливать не солоно хлебавши.
Но иногда и это удовольствие становилось недоступным, потому что в душе внезапно гас свет и приходилось пускаться в обратный путь не солоно хлебавши.
Приехал не солоно хлебавши домой. Рассказал всё родителям.
Пришлось покинуть больницу не солоно хлебавши.
И группа, напрасно проблуждав до утра, до последней грани истрепав и так постоянно натянутые нервы, возвращалась на базу не солоно хлебавши.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТИЛИСТИЧЕСКИ ОКРАШЕННОЙ ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ С РАЗЛИЧНЫМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНЫМИ ОТТЕНКАМИ В РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ
Цель – развитие компетенций:
предметные: понятие об использовании эмоционально-экспрессивной лексики; определение стилистической окраски слов и выражений; формирование умения правильно использовать в разговорной речи стилистически окрашенную лексику и фразеологизмы; развитие языкового чутья.
ключевые: умение учиться на протяжении жизни (готовность совершенствовать свою речь на протяжении жизни, развивать языковую интуицию); общение на государственном и русском языках (восприятие, понимание и анализ информации на государственном и русском языках; умение устно и письменно высказать мысли, чувства и взгляды); социальная и гражданская компетентности (уважение к человеческому достоинству); инициативность и предприимчивость (готовность брать ответственность за себя и других).
Оборудование: учебник, дидактический материал, фразеологический словарь, толковый словарь, доступ к интернету.
Основные термины: фразеологизм, стилистика:
Тип урока: комбинированный
Ход урока
- АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Проверка домашнего задания
- ЗНАКОМСТВО С ТЕМОЮ И ЦЕЛЬЮ УРОКА. МОТИВАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Задание ученикам
Прочитайте выражения. Какие ошибки допущены в их употреблении? Восстановите первоначальный облик пословиц и поговорок и запишите их в исправленном виде.
1. Всяк сосна своему болоту шумит. 2. Слепого могила исправит. 3. Доброе слово и слону приятно. 4. Дыма без костра не бывает. 5. В огороде сирень, а в Киеве дядька. 6. Всяк сверчок знай свой уголок. 7. И Киев не сразу строился. 8. Из сказки слов не выкинешь. 9 Милости прошу к нашему обеду. 10. Не в свой «Мерседес» не садись. 11. Нет милее дружка, чем родная бабушка. 12. По одежке встречают, по обуви провожают.
Беседа
- Какая лексика называется стилистически окрашенной?
- Что изучает фразеология?
- Чем отличаются фразеологизмы от слова, словосочетания или предложения?
- В каком стиле речи чаще всего употребляются стилистически окрашенные слова?
- УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Творческая робота
Прочитайте шутливый рассказ из детского журнала «Трамвай» №91–04, который выходил в России в 1990 – 1995 годах и пользовался огромной популярностью не только у детей, но и взрослых.
Для чего человеку язык? Чтобы его высовывать и дразниться! Однако с помощью языка можно делать еще кое-то. Что именно? Об этом расскажет Языкария, или Правила пользования выражениями о языке 1. Если у вас язык заплетается (не можете ясно сказать что-либо), то лучше держать язык на привязи (не болтать лишнего). Иначе потом будете корить себя: «Черт дернул меня за язык!» (сожалеть о сказанном). 2. Если кто-то будет чесать языки (сплетничать) о вашем друге, то следует наступить им на язык (заставить молчать). И вы тут же увидите, что их как корова языком слизала (быстро и бесследно исчезли). 3. Если же вы сами попадёте на язык (станете предметом пересудов) злым языкам (сплетникам), то не бегайте от них высунув язык (очень быстро). А скажите им прямо в глаза: «Типун вам на язык!» (сердитое пожелание злому болтуну). 4. Когда вы захотите найти общий язык (достигнуть взаимопонимания) с незнакомым человеком, то не надо тянуть его за язык (вынуждать высказываться). Может быть, у него язык на плече (очень устал)? Лучше прикусить язык (помолчать) и дать человеку отдохнуть. Изучив эти правила, вы овладеете языкарией, и ваш язык всегда будет — звонкий, лёгкий, мелодичный, плавный, звучный, лаконичный, безупречный, острый, страстный, самый-самый языкастый. |
|
- Выпишите фразеологизмы и объясните их значение.
- Рассмотрите иллюстрацию из журнала «Трамвай». Как вы думаете, какую цель ставил перед собой художник, иллюстрируя фразеологизмы.
Фразеологический практикум
1) Прочитайте фразеологизмы. Определите их источник. Дайте толкование значений. В случае затруднений обращайтесь к фразеологическому словарю. Устно с 3 – 4 фразеологизмами составьте предложения.
Глас вопиющего в пустыне. Геенна огненная. Всякой твари по паре. Всякое даяние благо. Юдоль плача. Манна небесная. Хлеб насущный. Фиговой листок. Тридцать сребреников. Темна вода в облацех. Терновый венец. Суета сует. Соль земли. Соломоново решение. Содом и Гоморра. Разверзлись хляби небесные. Земля обетованная. Зарыть талант в землю.
2) Выпишите синонимичные фразеологизмы, объясните их значение и охарактеризуйте стилистическую окраску.
Альфа и омега. Без сучка и задоринки. Валится из рук. Важная птица. Души не чаять. Заваривать кашу. Жребий брошен. Вдоль и поперёк. Бьюсь об заклад. Выйти в свет. Глазом не моргнет. Выйти в тираж. Лицом к лицу. Канцелярская крыса. Краеугольный камень. Как по маслу. Руки опускаются. Птица высокого полета. Сходить с ума. Огород городить. Рубикон перейден. Как свои пять пальцев. Держать пари. Увидеть свет. Рука не дрогнет. Сойти со сцены. Глаза в глаза. Чернильная душа.
3) исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов-паронимов.
Играть значение, иметь роль; язык не поднимается, рука не поворачивается; язык проглотил (глядя на бабушкин пирог); нога не ступит (в этом глухом месте).
Работа в парах
Фразеологическое «Меммори»
Найдите к украинскому фразеологизму эквивалент на русском языке. Чем отличаются фразеологизмы двух языков? Как вы думаете, почему?
Карточки в приложении 1
Работа с текстом. Дискуссия
(приложение 2)
Как вы понимаете заголовок текста «Кто землю лелеет, того и земля жалеет»
Выполните следующие задания к тексту:
- Прочитайте, анализируя информацию. Какой темой объединены тексты? Какие из описанных технологий, по вашему мнению, целесообразно применить в Украине? Какие источники энергии будут использоваться в будущем?
- Составьте тематическую группу слов-терминов по прочитанным текстам. Воспользовавшись интернетом или толковом словарем, дайте толкование незнакомым словам.
Работа с таблицей
Прочитайте фразеологические обороты.
авгиевы конюшни, ариаднина пить, ахиллесова пята, бить баклуши, бочка данаид, буря в стакане воды, вавилонское столпотворение, внести свою лепту, ганнибалова клятва, глас вопиющего в пустыне, дамоклов меч, дары данайцев, двуликий Янус, дело в шляпе, кануть в Лету, козел отпущения, манна небесная, между Сциллой и Харибдой, одним миром мазаны, почивать на лаврах, притча во языцех, прокрустово ложе, путеводная звезда, разрубить гордиев узел, синяя птица, строить воздушные замки, яблоко раздора, alma mater.
Составьте свои словарики по образцу:
Фразеологизм или крылатое выражение | Стилистическая характеристика, значение | Происхождение |
Альфа и омега | Книжное 1. Начало и конец. 2. Сущность, основа, самое главное. | От названия первой и последней букв греческого алфавита (альфа и омега). Восходит к библейскому тексту: “Я есмь альфа и омега, начало и конец”, — говорит Господь» |
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Выучить теоретический материал урока.
- Записать несколько фразеологизмов со словом «рука», составить предложения.
- ИТОГИ УРОКА
Беседа
• Какая лексика называется стилистически окрашенной?
• Что изучает фразеология?
• Чем отличаются фразеологизмы от слова, словосочетания или предложения?
Рефлексия «Незаконченное предложение»
Урок для меня был (познавательным, неинтересным…), потому что…
Использованные источники
- Баладина Н. Ф. Русский язык (7-й год обучения, уровень стандарта): учеб. для 11 кл. завед. общ. сред. образ. Харьков: «Ранок», 2019. 224.
- Давидюк Л.В. Русский язык: учеб. для 11-го кл. общеобразоват. учеб. заведений с укр. яз. обучения. Харьков: Сиция, 2011. 240 с.
- Давидюк Л.В., Дядечко Л.П., Халабаджах И.М. Русский язык и литература (интегрированный курс, уровень стандарта): учеб. Для 11 кл. с обучением на русском языке заведений общего среднего образования. Киев: УОИЦ «Орион», 2019. 272 с.
- Журнал «Трамвай» №91-04. URL: http://www.tramwaj.narod.ru/Archive/91-04.htm (дата звернення 20.09.2021)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Хто стає вівцею, того вовк з’їсть. | Кроткая овца всегда волку по зубам. |
Робота не ведмідь, в ліс не втече | Работа не волк: в лес не убежит. |
Паршива вівця всю отару спаскудить. | Паршивая овца всё стадо портит |
Куди одна вівця, туди й усі | Куда стадо, туда и овца |
старий віл борозни не псує | Старый конь борозды не портит |
Захотів віл обігнати зайця | Пошел теленок медведя пугать |
за вовка помовка, а вовк у хату. | Мы о волке, а он за гумном |
Полоханий заєць і пенька боїться | Пуганая ворона и куста боится |
годуй ворону, а вона тобі потім очі видовбає | Вскорми ворона — он тебе очи выклюет – |
Печені голуби не летять до губи | Без труда не вынешь рыбки из пруда. |
ліпше горобець, ніж заєць у лісі | Лучше воробей в руке, чем петух на кровле. |
Куди кінь з копитом, туди й жаба з хвостом | Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй |
не дав Бог жабі хвоста, а то б усю траву потолочила | Бодливой корове Бог рог не даёт |
аби болото, а жаби будуть. | Был бы хлеб, а мыши будут |
Лякливий як заєць | Труслив что заяц |
З їжака не буде бика | как свинье нарытники |
Два коти на однім салі не помиряться | Два медведя в одной берлоге не уживутся |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Из: Баладина Н. Ф. Русский язык (7-й год обучения, уровень стандарта): учеб. для 11 кл. завед. общ. сред. образ. Харьков: «Ранок», 2019. 224.
С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол