Сказка и миф ранние формы поэтического осмысления мира

14:56, 25 декабря 2021, паикак невозможно представить париж без эйфелевой башни, русский рок без шевчука или гребенщикова, точно так же

Как невозможно представить Париж без Эйфелевой башни, русский рок без Шевчука или Гребенщикова, точно так же невозможно представить псковскую литературу без Мирослава Андреева.

Неизвестный широкой публике, полузабытый ныне даже своими коллегами, Мирослав Андреев становится собственной псковской Атлантидой, квинтэссенцией легенд и мифов.

Сказка и миф ранние формы поэтического осмысления мира

Худощавый, в очках и с грозным взглядом, со сложным и порой взрывным характером, Мирослав всё же оставался последним рыцарем поэзии и псковской литературы вообще.

Поэзия Мирослава Андреева – это не цветочки и любовь к Родине, не берёзки и ровные ямбы. Это мир шероховатого андеграунда, странные темы и образы, доступные для восприятия не каждому. И дело не в сложности текстов. Дело в самих стихах. Кто-то не найдёт в них привычных строчек из школьных учебников, а кто-то и вовсе не станет считать всё написанное стихами, не поймёт их. Но таков андеграунд. И что самое главное – андеграунд в оппозиции к вообще всему.

Когда ты являешься заметной частью неофициальной поэзии, трудно рассчитывать на какие-то блага, награды и высокие звания. Но поэту они и не нужны. Равно как и известность. Другой поэт, тоже рано ушедший, Леонид Шевченко писал: «Мои стихи, не ставшие известными, отмечены свободою двойной». Получается, самое главное для поэта – свобода, отсутствие каких-либо рамок, критериев, оценок и всего остального прочего.

Любопытно, что с рыцарем Мирослава сравнил не только я, но и Всеволод Рожнятовский, который называет его так прямо. Дело, конечно, в служении поэзии – полном и бескорыстном.

«Ох, была я знакома с его творчеством… До пяти утра мы были вынуждены слушать декламирование стихов, стук пишущей машинки и вечеринки по этому поводу. Это было раза три в неделю. Тогда нам такое соседство, мягко сказать, не нравилось», – написала под фотографией Мирослава одна из его бывших соседок. И этот комментарий хорошо характеризует поэта. Во время творческого процесса он забывал обо всём, в том числе и о своих соседях. Но, возможно, именно во время подобных посиделок и родилась идея самиздатовского литературного альманаха «Майя», ставшего, ко всему прочему, отправной точкой создания целой антологии новейшей поэзии, изданной Константином Кузьминским и Григорием Ковалевым в Ньютонвилле. Сам альманах «Майя» появился в 1980 году и объединил в себе неподцензурных авторов из разных городов. Ко всему прочему, альманах – явление ещё и культурологическое, представляющее интерес для исследований. Мирослав был его редактором.

После смерти своего друга, поэта Евгения Шешолина, Мирослав Андреев сделал многое для того, чтобы собрать его творческое наследие, сохранить его. Удалось даже издать книгу стихотворений Шешолина «Измарагд со дна Великой» (100 избранных стихотворений. – Прим. авт.). И не только Шешолина, но и других поэтов.

Книгу же своих стихов Мирослав Андреев при жизни не увидел. «Дремучая лавка» вышла уже после смерти поэта, на рубеже двух тысячелетий – в 2000 году.

Книга увидела свет благодаря друзьям поэта Всеволоду Рожнятовскому, Илье Семину и Дмитрию Прокофьеву. Помощь в издании книги оказали Ирина Вовнобой, Сергей Шиянкин, Виталий Чепайкин и Игорь Паначев.

Сказка и миф ранние формы поэтического осмысления мира

Свое название сборник стихотворений получил от одноимённого цикла стихотворений. И стихи в цикле – своеобразные предметы в этой лавке. Смотришь – и видишь один предмет, берёшь его в руки, изучаешь, потом другой. И это не новенькие вещи, а проверенные временем. Предметы – духовный поиск, попытка осмысления религий и философий мира.

Так мы сидим – двенадцать тысяч лет –

В Дремучей Лавке, где дурманят, в знойных

Полях взращенные, изысканные травы,

И так мудры,

Так малословно тихи

Смешные наши речи, что ничуть

Мы миру помешать не можем ими –

И он забыл о нас,

И это – счастье

Наедине с лазурною пустыней

Творить вращение непреходящих грез.

В поползновении извечном постигая

Бездонную, усталую насмешку

Спокойных глаз Твоих –

Спокойных глаз Твоих…

Но не только этот цикл, а большая часть стихотворений – это попытка познания, а если быть точнее – исследования мира и себя в этом мире. Результатом является создание своего собственного поэтического мира, который проявляется не столько через образы или рифмы, сколько через ритм.

Ныне ж – на земле прохлада,

Проходят над горами тучи. Солнце

То скроется, то снова проблеснет,

А я молюсь печалью и стихами…

Или, например, как вам такая строчка, невероятно поэтичная, но довольно сложная для произношения:

Я хочу подсмотреть, как цветы просыпаются утром.

Если читать её вслух – получится довольно грубо, но при чтении шепотом грубость теряется. И в этом есть свой смысл – читать тихо, чтобы не спугнуть просыпающиеся цветы.

Мирославу свойственны и твёрдые формы, такие как газели или хайку.

***

Звезды… Не сказать…

Пусть будет много стихов

Короче моих.

Что любопытно, количество слогов в этом хайку выдержано, а вот такие правила, как отсутствие знаков препинания и заглавных букв, – нет. Видимо, пунктуация важна для автора, вопреки жанру. Возможно, как раз для создания нужного ритма.

Имя мне – Океан в заритмованной глуби и пене!..

Отрывки из цикла «Записки двойника» – альтернативное пространство, созданное самим автором для самого же себя. А осмысление религий и мифов в нём становится явным.

Как в бородище заснувшего Зевса,

Сладостно здесь заплутать в облаках,

Песнь блаженства – мусический взмах –

Сонмище Локсия, таинство сердца…

Ниже:

Как мне понравился ослик твой нежный!

Дай же доехать тропой безмятежной

К белому граду отсутствия мук…

И конец:

Поскольку же ещё смеяться можем –

Агоний смыслы, жемчуг снов итожа,

Построим собственный ковчег.

Увлечение мифами невольно превратило в миф самого Мирослава. О его жизни многое известно, но в основном это стандартные элементы биографии. Восполнить пробелы или дополнить её с каждым годом становится всё сложнее. А тех, кто бы мог это сделать, не так много.

Быть может, шелест букв в листве годов

Ещё таит мои прикосновенья, –

Что до того! – необратимых снов,

Как облака, размеживались звенья.

Мирослав Андреев был убит в уже далёком 2000 году.

Сказка и миф ранние формы поэтического осмысления мира

Александр Елисеев

Реферат на тему: Философия как мировоззрение

Содержание:

Введение

Философия — это идеологическая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть вполне внятные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Любой, кто знаком с мифами Древней Греции (или с мифами других народов мира — египтян, вавилонян, ассирийцев), знает, что сотни и тысячи лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти убеждения и идеи сыграли очень важную роль в их жизни: они были своего рода выражением и сохранением исторической памяти, регулятором их социальной организации.

Определение понятия мировоззрения представляет значительные трудности.

Жизненные программы, действия, направление действий имеют две опоры: знания и ценности. Они во многом полярны, противоположны по своей природе. Познанием движет стремление к истине и объективному постижению реального мира. Ценностное сознание бывает разным: оно воплощает в себе особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. В ценностном сознании формируются нравственные, эстетические (а в целом мировоззренческие) идеалы. Самыми важными понятиями, с которыми давно ассоциируется ценностное сознание, были понятия добра и зла, красоты и уродства. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценка — определение ценности происходящего.      

Система ценностных ориентаций играет очень важную роль в индивидуальном и групповом, социальном мировоззрении. При всей своей неоднородности когнитивные и ценностные способы освоения мира в человеческом сознании, жизни, действиях должны быть как-то сбалансированы, согласованы. Также должно быть достигнуто напряженное единство других полярных составляющих, аспектов, уровней мировоззрения: чувств и разума, понимания и действия, веры и сомнения, теоретического и практического опыта людей, осмысления прошлого и видения будущего. Их соотношение, сочетание, синтез — сложная и болезненная духовно-практическая работа, призванная обеспечить согласованность и целостность человеческого опыта, всей системы ориентаций.   

Мировоззрение — это сложная форма сознания, охватывающая множество слоев человеческого опыта и способная расширять узкие рамки повседневной жизни конкретного места и времени, соотнося данного человека с другими людьми, включая тех, кто жил раньше. , буду жить позже. Мировоззрение аккумулирует опыт понимания смысловой основы жизни человека, все новые поколения людей присоединяются к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то бережно сохраняя, что-то решительно отвергая. 

Часто мировоззрение определяется как компонент человеческого сознания: совокупность знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, которые проявляются как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. Мировоззрение также определяется как набор основных представлений о природе, личной и общественной жизни, убеждений, которые играют интегрирующую роль в поведении, в совместной практической деятельности людей. 

В целом мировоззрение — это совокупность самых общих представлений о мире и человеке, о месте человека в мире, о цели и смысле его существования. Мировоззрение — это программа действий отдельного человека, социальной группы или общества в целом (что делать, к чему стремиться) и обоснование этой программы (почему эти цели являются наиболее важными и достойными). 

Мировоззрение — это не просто знания о мире и человеке, но и оценка, отношение человека к миру. Мировоззрение — это набор самых общих указаний, которые позволяют нам сделать выбор в конкретной ситуации. Это похоже на общую программу, которая позволяет вам выбирать частные программы. Он может быть продуманным и обоснованным, опираться на научные знания, иметь четко сформулированные цели и способы их достижения, или он может быть непродуманным, неясным и включать противоречивые идеи. Тогда выбор определяется различными внешними воздействиями, мимолетными чувствами, настроениями, эмоциями. Мировоззрение конкретных людей может отличаться по степени осознанности, вдумчивости, в том, что в них преобладает — интеллект или чувства, мировоззрение или отношение.     

Мировоззрение конкретного человека обычно довольно аморфно, нечетко, противоречиво. Это связано с тем, что духовная культура, из которой он черпает свои идеи, всегда содержит множество различных, иногда противоречащих друг другу точек зрения на то, как устроен мир, какое место в нем занимает человек, в чем смысл его существования. Это не ясность и непоследовательность — условие свободы. Но свобода не может быть безграничной. Человек живет в обществе, поэтому его действия должны быть понятны окружающим и предсказуемы. Должны быть общие представления о мире, об обществе, о целях существования, обеспечении совместной деятельности. Мировоззрение конкретного человека представляет собой сплав общего и частного, опыта человечества и личного опыта. Качество его мировоззрения зависит от самого человека: будет ли оно узким, неразвитым, эгоистичным или, наоборот, основанным на опыте всего человечества. 

ХХ век принес новые трактовки взаимоотношений между составляющими картины мира — искусством, наукой, мифологией и философией.

Отличительной чертой этого периода является сближение художественного, научного и философского познания мира. Философия, если брать ее в самом общем виде, как теория духовного владения миром, теория его человеческого постижения, т.е. как теоретическая форма самопознания человека и мира, — это не просто знания о мир, но знание человеческих смыслов, значений и ценностей. Поскольку сегодня постклассическая философия исходит из того факта, что бытие не статично, не стабильно, но находится в постоянном формировании, и признает, что вселенная не имеет первоначального значения, то ее следует признать (как одну из онтологических основ такой вселенной). , процесс создания смысла. В связи с этим становится понятной задача расширенной рациональности, сознательно включающей в объект методы привыкания, ощущения.    

Типы мировоззрений

Мифология — это мировоззрение общества в эпоху охоты и собирательства, ранних форм земледелия. Миф в переводе с древнегреческого — слово, рассказ. Мифы — это рассказы о деятельности предков, богов, героев о происхождении в мире различных природных явлений и социальных институтов — норм, обычаев, правил поведения. С точки зрения современного человека мифы — это сказки, фантастические представления, изобретения, с помощью которых человек пытался объяснить окружающий мир. Действительно, мифы со временем превращаются в сказки. Это происходит, когда мифы больше не верят и перестают быть частью реальной жизни. Но вначале мифы — реальность, и описываемые в них события воспринимаются как то, что произошло на самом деле. Более того, события мифа — важнейшие события в жизни мира и племенного коллектива. Мифы — это священная история семьи. В мифологическом прошлом были заложены основы всего, и только благодаря этому род может существовать. Мифы для древних людей — такая же реальность, как научные теории для современных людей. С их помощью человек ориентируется в мире, интерпретирует происходящие в нем процессы.            

Мифы — это не выдумки, а часть реальной жизни. Чтобы понять мифологическое сознание, нужно понять реальную жизнь, способ существования в мире человека той далекой эпохи. 

Мифологическое сознание — это не только древнейшее прошлое. Это самый глубокий слой нашего современного сознания. Мифы живут. Наше массовое сознание продолжает их создавать. Это, например, миф о всемогуществе науки и техники, способных спасти человечество от всех болезней, мифы о чудесных лекарствах, которые могут вылечить все болезни, о пришельцах, о снежном человеке и прочая философия для технических университетов. 

В мифологическом сознании человек, общество и природа представляют собой единое и неразделимое целое, связанное тысячей невидимых нитей взаимодействия и взаимопонимания. Эта одушевленность мифа выражается в примитивных формах религии — фетишизме, тотемизме, анимизме, примитивной магии. Эволюция представлений о таинственных духовных силах, лежащих в основе природных явлений, принимает классическую форму религии. Религия с самого начала — это особая форма, специфический человеческий образ жизни и познания мира, это форма мировоззрения. 

Религия (от лат. Religio — благочестие, святость) — форма мировоззрения, в основе которой лежит вера в наличие определенных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем мире мире и конкретно в судьбе каждого из нас.. Миф и религия связаны между собой.     

Для религии мир имеет рациональное значение и цель. Духовный принцип мира, его центр, особый ориентир среди относительности и текучести разнообразия мира — это Бог. Бог дает целостность и единство всему миру. Он направляет ход мировой истории и устанавливает моральную санкцию на человеческие поступки. И, наконец, в лице Бога мир имеет высший авторитет, источник силы и помощи, который дает человеку возможность быть услышанным и понятым.    

Проблема Бога, переведенная на язык философии, — это проблема существования абсолюта, сверхмирского рационального принципа, фактически бесконечного во времени и пространстве. В религии этот принцип абстрактен, безличен, но личен, выражен в Боге. 

Религия основана на образно-эмоциональной, чувственно-визуальной форме восприятия. Верующий — субъект религиозного сознания. Такой человек на реальных эмоциях переживает свое видение Бога, различные картинки, связанные с особенностями того или иного религиозного направления.  

Самые важные атрибуты религии — это вера и культ. Религия — это не рефлексивный тип мировоззрения. 

Вера — это способ познания мира религиозным сознанием, особыми состояниями религиозного сознания субъекта.

Есть много религиозных течений. Только в России их более 40. В рамках религиозных систем большое значение приобретают религиозное сознание, этические концепции, нормы, идеалы, ценности (этика конфуцианства, десять заповедей христианской религии и др.). 

Религия — это форма мировоззрения, в которой развитие мира осуществляется через его удвоение на земное, естественное и потустороннее, сверхъестественное. В то же время, в отличие от науки, которая также создает свой второй мир в виде научной картины природы, второй мир религии основан не на знании, а на вере в сверхъестественные силы и их доминирующую роль в мире, в человеческие жизни. Религиозная вера — это особое состояние сознания, отличное от уверенности ученого, основанной на рациональных основах. В религиозном сознании культивируются чувства любви человека к человеку, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует духовный мир человека.    

Несмотря на близость религии и философии, они разные — философский идеализм является теоретической основой религии.

Идеализм и религия как мировоззрение часто решают аналогичные проблемы в объяснении мира, а также влияют на человеческое сознание и поведение. Их отличие состоит в том, что философия — это отражение мира в теоретической, рационально доступной форме. В философии сформировался жесткий категориальный аппарат: логос, причинность, закон, идея, необходимость и т. д.  

Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать следующим образом: понятие мировоззрение шире, чем понятие философия. Философия — такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, имеет большую степень научности, чем просто мировоззрение, скажем, на бытовом уровне здравого смысла, которое присутствует в человеке, который иногда даже не знает как писать или читать. 

В мировоззрении цельность человеческой духовности находит свое завершение. Философия как единое целостное мировоззрение — дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое как отдельная личность никогда не жила и не может жить чисто логическими суждениями, но осознает свою духовную жизнь во всей красочной полноте. и целостность его разнообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, убеждений и убеждений, а также образа жизни человека и общества.  

Философия — мировоззренческая форма сознания, но не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть вполне внятные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции, знает, что сотни и тысячи лет люди жили словно в особом мире грез и фантазий. Эти верования и идеи сыграли очень важную роль в их жизни: они были своего рода выражением и хранителем исторической памяти.   

В массовом сознании философия часто преподносится как нечто очень далекое от реальной жизни. Философская мысль — это мысль вечного. Но это не значит, что философия сама по себе антиисторична. Как и любое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым содержанием, новыми открытиями. При этом преемственность познаваемого сохраняется. Однако философский дух, философское сознание — это не только теория, особенно теория абстрактная , бесстрастно — умозрительная. Научно-теоретическое знание — только одна сторона идейного содержания философии. Другая, несомненно доминирующая, ведущая его сторона — это совершенно другая составляющая сознания — духовная и практическая. Именно он выражает содержательный, ценностно-ориентированный, то есть мировоззренческий, тип философского сознания в целом.           

Довольно часто философию определяют как систему взглядов, которая должна найти подтверждение в жизненном опыте и проявиться в реальных науках. И действительно, именно в том, что философия — это рациональное, научно обоснованное мировоззрение, многие исследователи видят ее суть. Но если суть философии в том, что это мировоззрение, то как следует понимать последнее? Мировоззрение традиционно понимается как система взглядов на мир в целом. Было время, когда науки никогда не существовало, но философия находилась на высшем уровне своего творческого развития. Отношение человека к миру — вечный предмет философии. При этом предмет философии исторически подвижен, конкретен, Человеческое измерение мира меняется с изменением сущностных сил самого человека.      

Цель философии

Тайная цель философии — вывести человека из сферы повседневной жизни, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Органическое сочетание в философии двух принципов — научно-теоретического и практически-духовного — определяет ее специфику как совершенно уникальную форму сознания, что особенно заметно в ее истории — в реальном процессе исследования, развитии идейного содержания философские учения, которые исторически связаны между собой во времени не случайным образом, а необходимым образом. Все они — лишь грани, моменты единого целого. 

Последовательность философских учений — в основном и главном — такая же, как последовательность в логических определениях самой цели, то есть история познания соответствует объективной логике познаваемого объекта.

В мировоззрении цельность человеческой духовности находит свое завершение. Философия как единое целостное мировоззрение — дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое как отдельная личность никогда не жила и не может жить чисто логическими суждениями, но осознает свою духовную жизнь во всей красочной полноте. и целостность его разнообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, убеждений и убеждений, а также образа жизни человека и общества.  

Философия — одна из основных форм общественного сознания, система самых общих представлений о мире и месте в нем человека. Возникновение философии как мировоззрения относится к периоду развития и становления рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, а классическая форма философского мировоззрения сформировалась в Древней Греции. 

Философия относится к рефлексивному типу мировоззрения. Тот, который содержит размышления о собственных представлениях о мире и месте человека в этом мире. Взгляд на свое мышление, свое сознание со стороны — одна из особенностей философского сознания.  

Язык философии — это не образы, не картинки, а категории, понятия. Философия обычно сводит вопрос к последовательности, к доказательству. Положения философии не просто утверждаются, но выводятся, обосновываются в соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме.  

По своей природе философия требует рефлексии, сомнений, допускает критику идей, отказ от веры в те догмы и постулаты, которые одобряются массовой практикой верующих. Философия ставит под вопрос высшие основы бытия, включая само существование мира, включая вопрос — как мир возможен? Философия сформировалась в борьбе с религиозным и мифологическим сознанием; он рационально объяснил мир. Исходные типы мировоззрения сохраняются на протяжении всей истории.   

Художественное (поэтическое) мировоззрение

Художественное (поэтическое) мировоззрение можно рассматривать как своего рода парадигму, являющуюся одной из составляющих картин мира, а иногда именно типы поэтического мировоззрения подготавливают почву для метафизики и науки, являясь посредниками между их и общество. Таким образом, новое знание может сначала возникнуть в мейнстриме искусства, а затем оно, захваченное и подхваченное метафизикой, а также другими различными формами культуры, в частности отдельными науками, ассимилируемыми и продвигаемыми ими, становится собственностью всего общества. 

Наблюдается эволюция методов познания, которая привела к сочетанию научного и ненаучного подходов в современных парадигмах познания. Возникла проблема создания целостного творческого мировоззрения, которое самым непосредственным образом было связано с изучением художественного мировоззрения, стремлением стать его неотъемлемой частью, поскольку неполнота нашего познания мира, возможно, может быть компенсирована множеством дополнительных языков. Описания, одно из которых — художественное. 

Близость художественного освоения мира к научному более всего раскрылась после признания роли антропологического фактора, который предусматривает, что познавательный процесс не сводится к имитационным процедурам получения чувственного образа как слепка вещь , но сегодня выступает как творчески-проективный процесс, интерпретирующий деятельность субъекта… При этом учитывается, что эта деятельность опосредована символическими и объективными представлениями разной природы, содержащими, как и Сама деятельность, квинтэссенция социального и культурного опыта. И если раньше влияние всех этих факторов признавалось только в трактовке художественного мировоззрения, то только в ХХ веке они получили свое широкое толкование и стали учитываться при анализе любой человеческой деятельности.  

Центральная тема всех размышлений о современном искусстве — соотношение произошедших в нем изменений с новыми представлениями о картине мира. Понятие ажурная работа, введенное У. Эко в одноименной книге, стало метафорой, объясняющей отношение человека не только к произведениям искусства, но и к познанию мира. Это вполне согласуется с концепцией открытой системы, используемой синергетикой.  

Все теоретики постмодерна пересматривают возможности искусства в представлении мира, хотя каждый делает это по-своему. Итак, Лиотар пишет о нерепрезентативной эстетике, Бодрийяр и Делез об искусстве, перешедшем в стадию симуляции, Деридда о новом мимесисе, Джеймсон о шизофреническом взгляде на мир. Поскольку событие не поддается однозначному восприятию в концепциях и образах, оно тем самым ускользает от репрезентации, и поэтому никакое изображение не отображает событие, а лишь указывает на невообразимое. В этом контексте можно понять идеи Лиотара о том, что современное искусство не должно быть наполнено реальностью , но они изобретают намёки на мыслимое, которое невозможно представить. И в этом позиции Лиотара, Эко, Деррида во многом схожи.     

Взаимосвязь научного, художественного и философского мировоззрения, их зависимость друг от друга, взаимное сближение и взаимовлияние — это симптом нашего времени. В настоящее время стоит задача возродить и обогатить методологию гуманитарного знания, как для дальнейшего развития философской науки, так и для расширения методологических приемов естественных наук, поскольку проблемы постмодернистского мира требуют совершенно иных подходов для своего понимания. Постмодернистская художественная практика, заявившая о себе во второй половине ХХ века, содержит именно ту методологию, применение которой оказывается продуктивным не только в новейшем искусстве, но и в науке.      

Заключение

Общие представления о мире, обществе и человеке создаются идеологами, теоретиками и консолидируются в различных формах идеологии. Самые распространенные идеологии — это религия и философия. Они описывают мир в целом и человека как его часть, формулируют самые общие программы.  

Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место в нем человека. Русский философ XIX века Владимир Соловьев в своей статье Идея сверхчеловека определил мировоззрение как ментальное окно. В своей статье Соловьев сравнил три таких окна : экономический материализм К. Маркс, абстрактный морализм Льва Толстого и теория сверхчеловека Ф. Ницше. Он писал: Через окно экономического материализма мы видим одну спину, или, как говорят французы, нижний двор…. истории и современности; окно абстрактного морализма открывается в чистую, но слишком большую, к полной пустоте, чистый двор бесстрастия, простоты, непротивления, неделания и прочего без и не; ну, из окна ницшеанского сверхчеловека, безмерное пространство открывается прямо для всех жизненных путей, и если, начав, не оглядываясь в это пространство, другой упадет в яму, или увязнет в болоте, или упадет в живописное, величественная, но безнадежная бездна, то такие направления ни для кого не представляют необходимость, и каждый волен выбрать ту правильную и красивую горную тропу, в конце которой издалека светятся освещенные вечным солнцем надземные вершины.      

Таким образом, ментальное окно или мировоззрение зависит от ориентации человека. Последнее, в свою очередь, также зависит от многих факторов: исторических условий, социальных изменений. 

Мировоззрение — это вера. Однако важным фактором убеждения является сомнение, готовность к скептицизму. 

Сомнение необходимо тому, кто хочет продвигаться по пути знания и истины. В противном случае он окажется на пути застоя, в болоте. Фанатичная, безоговорочная приверженность избранной доктрине называется догматизмом. Сомнение, творческая мысль, критичность помогают избежать догматизма.   

Таким образом, мировоззрение — это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее видение, понимание мира, место человека в нем; это жизненная позиция, познавательная, ценностная и поведенческая ориентация. 

Каждый человек в процессе жизни осваивает различные программы действий, общие и частные. Программы (мировоззрение, идеология) — это, по сути, идеи о цели деятельности и способах ее достижения. Индивидуальное мировоззрение — это определенное сочетание различных программ общего и частного характера, имеющих статус ценностей. Оно либо активно создается человеком, либо пассивно им воспринимается. Первый характерен для философии, второй — для религии. Можно сказать, что философия (как мировоззрение, программа, жизненная стратегия) входит в человека через разум, религия — через чувство. Религия и философия — это формы мировоззрения, которые различаются способом обоснования своих идей (программ, жизненных стратегий, ценностей).      

Чистые типы мировоззрения практически не встречаются, во всяком случае, они редки и в реальной жизни образуют сложные и противоречивые комбинации.

Мировоззрение человека — интегрирующий фактор, стержень его идейного мира и одновременно высшая ступень его духовного становления. Мировоззрение связано с решением человеком кардинальных жизненных проблем: выбором жизненного пути, определением смысла и цели жизни, формированием жизненной позиции, которая является основой его самоопределения в мире и идеологическая предпосылка для значительной деятельности. 

Мировоззрение — высшая форма самосознания социального субъекта, которая позволяет ему не только ориентироваться в окружающей природе и социальной реальности, но, исходя из определенного понимания этой реальности, своего места и цели в ней, сознательно регулировать и контролировать его деятельность.

Основными функциями мировоззрения являются: интегративно-систематизирующая, интегративно-оценочная, интегративно-номинативная, интегративно-ориентационная и интегративно-эвристическая.

Таким образом, научное мировоззрение представляет собой довольно сложную систему и в то же время означает понимание природы как таковой.

Список литературы

  1. Философский энциклопедический словарь / Отв. изд. Л.Ф. Ильичев. — М.: Советская энциклопедия, 1986 г.    
  2. Философия / Отв. изд. Кохановский В.П. — Ростов н / Д.: Феникс, 1992 г.   
  3. Введение в философию: в 2-х ч. / Отв. изд. И. Т. Фролов. — М.: Политиздат, 1983 г.    
  4. Философия для технических вузов / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. — Ростов н / д.: Феникс, 2005 г.    
  5. В.С. Соловьев. Сочинения: в 2-х томах — М.: Мысль, 1982 г.  
  6. В.М. Дианова. Художественное и научное развитие мира: современное состояние проблемы. Материалы научной конференции. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 1991 г.   

Объектом исследования становится миф как культурная форма. Выявление мифологической специфики в древности и современности позволяет обнаружить динамику развития мифа от космичности, характерной для ранних форм, к человекосоразмерности в наши дни. При этом диалектичность, историзм, символизм, чудесность, индивидуалистичность и экспрессивность, заложенные в древних мифах, в современном мифе жизни переосмысливаются. На первый план выходит индивидуалистичность, поддерживаемая чудесным и экспрессивным. Специально конструируемый миф жизни демонстрирует симуляцию бытия личности, превращаясь в пустую форму, не способствующую саморазвитию.

Ключевые слова: миф, космичность, экзистенциальность, символ, чудо, миф жизни, субъективный проект.

Elena L.Yakovleva MYTH DYNAMICS: FROM SPACE TO EXISTENTIAL ONTOLOGY. The object of the study is the myth as a cultural form. Revealing its specificity in antiquity and modernity reveals the dynamics of development from the cosmicity characteristic of the early forms to the human dimension in modernity. At the same time, dialectics, symbolism, wonderfulness, individualism and expressiveness inherent in ancient myths are reinterpreted in the modern myth of life. Individualism, supported by the miraculous and expressive, comes to the fore. Specially designed myth of life demonstrates the simulation of the existence of the individual, turning into an empty form, not conducive to self-development.

Keywords: myth, cosmicity, existential, symbol, miracle, myth of life, subjective project.

Миф относится к числу вечных культурных форм, прошедших до наших дней долгий путь развития. Заявив о себе в древности, миф оказался довольно пластичным феноменом, благодаря чему находил для себя пространственные ниши в каждой культурно-исторической эпохе. В мифе развертываются особые миры, обладающие собственным хронотопом [1, с. 187-189] и событийностью. В них отражается объективное и субъективное, универсальное и индивидуальное, фантазийное и реальное, чувственное и рациональное, переплавляющиеся между собой в неразделенное единство. Миф как продукт воображения представляет не только картину мира, но и портрет личности, создавшей его. Неслучайно К.-Г. Юнг заключил, что миф есть психическая манифестация спонтанной активности духа.

Исследовательский поток литературы, посвященный мифу, увеличивается год от года. Миф изучают с различных позиций философы, культурологи, антропологи, этнологи, политологи, психологи и пр. Тем не менее, появляющиеся научные изыскания, рождают очередные серии вопросов, связанные с прояснением природы мифа. В контексте нашего исследования мы, сравнивая мифы древности и современности, обнаружили в них смещение акцентов с космичности на экзистенциальность.

Методологической базой исследования стал диалектический подход и интерпретация мифа в динамике его развития. Основой для теоретического осмысления проблемы послужили работы Э. Кассирера, Н. В. Коноплюк, Н. И. Лишовой, Н.И. А. Ф. Лосева, Ж.- Л. Нанси, Ю. М. Романенко, С. Л. Рубинштейна, Р. Р. Тазетдиновой, А. С. Шарова, М. Элиаде, К.-Г. Юнга, затрагивающие космический и экзистенциальный аспект в изучении мифа.

Прежде чем перейти к выявлению особенностей популярной сегодня формы самовыражения — мифа жизни, необходимо разобраться с основаниями древних мифов. Как мы считаем, именно они выступают в качестве потенциальных энергий, поддерживающих вечность мифа и его современные формы воплощения (в измененном виде). Исследователи, изучая классические мифы, называют их структурированным логосом (Э. Кассирер) или космосом, структурирующимся в логосе (Ж.-Л. Нанси). Миф — это первая историческая форма символического откровения коллективного бессознательного. Он возникает в период, когда первобытный человек не воспринимает бессознательное как часть своей внутренней духовности, проецируя его содержание вовне — в образы богов, духов и демонов, связанных с природными и естественными процессами (например, астрономическими — Солнцем, Луной, звездами, планетами; метеорологическими — грозой, громом, дождем, молнией, градом и пр.). При этом, как замечает К.-Г. Юнг, мифологические образы обладают полнотой и выразительностью, недоступной рациональным структурам, воплощая знания бессознательной коллективной мудрости о бытии в целом и отдельных его формах [2]. Космическая онтология мифа воплощалась посредством следующих его свойств.

Миф диалектичен, чему способствует специфика человеческого сознания, рождающего образы и связанные с ними истории, исходя из внешнего универсума и внутреннего мира личности творца. Как справедливо заметил А. Ф. Лосев в своей работе «Диалектика мифа», миф есть диалектически необходимая категория сознания и бытия вообще [3]. Само мифотворчество представляет собой диалектический процесс, опирающийся на ресурсы воображения и сознания, чувственный, рациональный и бессознательный компоненты. При этом фантазийная составляющая содержания мифа благодаря свойствам сознания, очарованного эмпативностью восприятия, подвергается метаморфозам, превращаясь в действительность. Вследствие этого диалектического перехода миф становится истиной, не требующей доказательств. Более того, в мифе находят выражение экзистенциальные потребности индивида, поэтому мифологические события и деяния, связанные с ними, реальны и объективны. Миф иллюстрирует (нереализованные) личные потенции и возможности, наглядно представляя план действий по их воплощению.

Мифологические повествования о событиях из жизни богов/героев оказываются драматургически продуманными и динамичными благодаря историчности развертывания, что, в свою очередь, стимулирует становление самосознания реципиента. Каждый эпизод мифологического представляет собой действенный и осмысленный этап, обладающий собственной значимостью и смыслом. В мифологических историях представлены многообразные стороны (позитивные и, создающие им мощный противоположный фон, негативные), обладающие различной степенью напряженности и динамичности, что высвечивает событийность жизни бога/героя. В содержательном плане мифа постоянно возобновляемое противостояние космоса и хаоса, олицетворяющие порядок и беспорядок, стремится к гармоническому разрешению ситуации, благодаря чему структурируется мироустройство и преодолевается неопределенность.

Создавая мифологический нарратив или погружаясь в него, личность превращается в действующих лиц, возвращаясь к себе в преображенном виде. Конкретное и абстрактное, реальное и фантазийное оказываются в контексте мифологического дискурса на одной линии, способствуя превращениям индивида в бога/героя, что понимается не как мифологический или исторический факт, а как постоянный процесс сознания. Подобное неслучайно. Субъективно личность испытывает тягу к идеально-мифическому, что приводит ее к (виртуальному) присутствию и проживанию историй, способствуя постижению сути бытия/Я. В подобных субъективных метаморфозах проявляется черта, присущая мифомышлению: переведение любой связи между двумя различными элементами в тождественные отношения, где синтез воплощает совпадение. В итоге благодаря диалектичности мифа как «картинного излучения» бытия личность находит ответы на волнующие вопросы и осуществляет «энергийное самоутверждение» [3], переходя от Я к Я-другому.

Миф символичен. В нем конструируется символ, концентрирующий в себе реальное и идеальное, внутреннее и внешнее, идею и образ. Символ кристаллизуется в динамическом

процессе развертывания истории и становления в ней личности. Как правило, любой мифологический образ символичен: он связан с (проявленным/сокрытым) бытием, кодируя его (масштабные) смыслы. Как считал Аристотель, «мыслящее мыслит формы в образах (phantasmata)» [4, с. 72]. Заметим, что мифологический символ есть тайна, глубокое сокрытие смысла, уходящего своими корнями в бессознательное. Он содержит в себе истину, способную проявиться посредством действия мифологического закона сгущения. Согласно данному закону, часть всегда есть космическое целое, неслучайно имя, олицетворяющее личность/вещь/явление, есть ее символ, содержащий ключ к тайнам мироздания. Объясняется это тем, что мифомышление не знает логических и родовидовых отношений, не различает истинное и кажущееся. Своеобразие мифической объективности заключается в равности воздействия, что преобразует все сущее в тождественные отношения. В мифах закодирована идея единства космического, где все окутано невидимой магической взаимосвязанностью. Таким образом, мифологический символ олицетворяет целое и часть, переходящие друг в друга.

Созданный в мифе символ нуждается в интерпретации, благодаря которой постоянно появляются новые смыслы. Данный факт связан с многогранностью и сложностью символа. Неслучайно Э. Кассирер замечает, что мифологический символ есть «сгустки потенциальных энергий», поджидающих особого момента для раскрытия в новом качестве [5]. Перечисленное свидетельствует, что миф и его символы, несмотря на «отчеканенную форму», приводят при интерпретации к подвижности смысла и расширению его значений, проясняющих идею взаимосвязи всего в мироздании.

Миф чудесен. В мифе не существует ступеней реальности и степени объективной достоверности с основанием и обоснованным. Мифологическое повествование, взывающее к чувственному восприятию, характеризуется отсутствием различия между представляемым и действительным. В содержании мифа всегда присутствует необычность и таинственность, в том числе благодаря вмешательству высших сил. Чудесное мифа связано с космическим сакральным началом, которое несмотря на недоступность, при развертывании содержания оказывается близким и защищающим. Вследствие этого чудо представляет собой связующий мост между сакральным и профанным, космическим и социальным, что придает мифологическому дискурсу особый флер мистического ощущения (все)единства.

Чудо «есть абсолютно необходимый диалектический синтез, которым живет мифическое сознание, без него не было бы самого мифа» [3]. В мифологическом чуде накладываются друг на друга два плана: космическое и социальное, символ и личность, создавая диалектическое напряжение и идеальную соотнесенность к трансцендентальному. «Чудо — диалектический синтез двух планов личности, когда она целиком выполняет на себе лежащее в глубине ее исторического развития задание первообраза. Это как бы второе воплощение идеи, одно — в изначальном, идеальном архетипе и парадигме, другое — воплощение этих последних в реально-историческом событии» [3]. Благодаря чуду осуществляется метаморфоза в интерпретации смысла событий и образа личности, что, очаровывая, заставляет верить в него. Но при этом чудесное оказывается до конца непостигаемым, оставляя пространства тайны, что привлекает к ней внимание со стороны реципиентов.

Миф индивидуалистичен: он всегда связан не только с личностью создателя, но и содержит в своем повествовании историю персоны (бога/героя), воздействуя на субъективный опыт внутренний мир реципиента. Исходя из этого, можно утверждать тройственность индивидуалистичности мифа.

Миф оказывается той культурной формой, которая помогает кристаллизации Я. Являясь своеобразным аlter ego творца, миф изображает его внутренний космос. Творец привносит в создаваемую им картину мироздания не только представления об идеальном, но и черты индивидуальности и собственного восприятия космичности бытия. Благодаря этому текст мифа оказывается буквально пропитанным характером и темпераментом художника, его субъективностью.

Созданный миф обращен к воспринимающей его личности. Погружение в его содержание и эмпативное соучастие в нем приводит реципиента к потере границ между фантазийным и реальным, объективным и субъективным. Благодаря этому реципиент беспрепятственно осуществляет переход из профанной реальности в сакральную сферу мифического, обладающей космической универсальностью. При восприятии мифа личность переплавляет разнообразные субъективные аффекты в чувственно-объективное бытие, что дарит иллюзию изменения мира и воздействия на него.

История бога/героя имеет космическую масштабность: их деяния обладают значимым смыслом, оказывая влияние на порядок мироздания/социального. Мифологические герои, связанные с миром сакрального, получают поддержку/наказание от богов. Сами мифологические повествования о богах/героях протекают под знаком космического безвременья, что способствует их восприятию в любом историческом контексте и субъективном измерении. Мифу свойственно вечное время, скорее даже вечность, к которой каждая личность мечтает прикоснуться. Неслучайно индивиду свойственно вечное возвращение к мифическому как побег из профанного в сакральное для обретения новых сил и обновления. Как справедливо замечает М. Элиаде, время сакральное/»Священное — парадоксальным образом предстает как круговое, обратимое и восстанавливаемое Время, некое мифическое вечное настоящее, которое периодически восстанавливается« [6, с. 48]. Миф закрепляет цикличность времени в фазах рождения — развития — упадка — угасания — смерти — нового рождения, что следует отнести к числу его крупнейших достижений. Постоянное возвращение к циклическим обновлениям в сакральном мифологическом как фазе нового рождения высвечивает желание личности обрести бессмертие, свойственное космическому хронотопу. Цикличное обновление, где круговорот олицетворяет бесконечность всех форм жизни, дарит личности надежду, что жизнь никогда не закончится.

Благодаря образно-художественной сфере мифологические тексты выступают навигатором жизненного сценария, формой жизни, перетекая в бытие личности и проявляясь в (воображаемой/реальной) театрализации человеком собственного бытия. Подобное приобщение к сакральной сфере мифа осуществляется благодаря принципу подобия: реципиент пытается привнести в профанное пространство личной жизни черты священного бытия мифологических богов/героев. Личность, подобно зеркалу, отражает их жизнь и деяния, что возвышает ее. Интерпретируя мифологическое содержание и образы, индивид открывает свой собственный внутренний мир. Образы богов/героев помогают личности понять себя во всем многообразии проявлений. Вовлекаясь в драматургию мифологического, индивид забывает о Я: он преображается, осмысляя собственную экзистенцию, и становится Я-другим, обретая себя. Таким образом, миф способствует формированию личности посредством разъединения и соединения с собственным Я.

Миф экспрессивен. Вбирая в себя сакральное, профанное, рациональное, эмоциональное, иррациональное, интуитивное, бессознательное и творчески перерабатывая, миф структурирует их в своей форме. Каждый его (символический) элемент, заряженный информацией и смыслом, вызывает довольно большую палитру эмоций (от страданий до катарсиса). Диалектика развертывания событий в их историчности и символичности, где встречаются глубинная внешняя активность, оказывается настолько художественно-насыщенной, что миф, аккумулирующий в себе эмоциональные энергии, подчиняет им реципиентов, обогащая их духовно. В эстетическом опыте, рождаемым мифом, все градации чувств и эмоций вибрируют, сливаясь в единое целое и открывая космическую сущность бытия. Именно эмоциональная выразительность мифа оказывается мощной силой, удерживающей внимание и заставляющей обращаться к нему вновь. Как справедливо заметил Э. Кассирер, миф — это „плод эмоций“, динамика их развертывания при погружении в содержание [5].

Миф как вечная форма культура, обладающая масштабным драматургическим развитием, считается определенным этапом на пути к логосу, демонстрируя в своем содержании диалектичность, символичность, чудесность, индивидуалистичность и экспрессивность. Миф символически раскрывает личности грандиозную панораму космичности бытия. Он поддерживает веру индивида в существование вечного/сакрального/идеального.

Рожденный творчеством людей предшествующих поколений, миф помогает личности (виртуально) вступить в диалог с ними, но через призму субъективного бытия и той исторической ситуации, в которой он живет. При восприятии мифа и его интерпретации индивид демонстрирует собственную (эмоциональную, интеллектуальную, действенную, созерцательную) включенность в бытие, что способствует преобразованию Я. „Этот процесс — непрерывная серия цепных взрывных реакций: каждая данность — наличное бытие — взрывается очередным действием, порождающим новую данность нового наличного бытия, которое взрывается следующим действием человека“ [7]. Ситуативность мифа способствует выходу личности за собственные пределы и расширению горизонта, демонстрируя становление Я, соотнесенное „с тем внутренним в человеке, что, в свою очередь, соотносится с чем-то внешним по отношению к ситуации, выходящим и выводящим за ее пределы; ϶ᴛᴏ внешнее по отношению к ситуации связано с внутренним по отношению к человеку“ [7]. Данный выход не есть отрицание Я, а постоянное его становление во всей полноте и многогранности, что способствует самореализации. Показывающий бесконечность и красоту мира, миф возвеличивает личность познающую и интерпретирующую. Перечисленное говорит в пользу того, что миф помогает личности преобразовать реальность и стремиться к идеальному осуществлению Я. При этом „идеально бесконечное бытие включается в конечное — человека, а реально конечное включается в бесконечное. И одно и другое существует в движении, в становлении“ [7].

В современности личность, ощущая собственную потерянность в мире, ищет компенсацию в пучине мифологического. Сегодня миф, как никогда раньше, захватил все сферы социального, оказавшись практически господствующей культурной формой. Играя роль посредника в выстраивании взаимоотношений с окружающим миром, миф оказывается значимым для индивида. Как и в древности, миф отражает не только элементы социокультурного пространства, но и внутренний мир личности, ее ценностные ориентации и смысложизненные поиски. Гипертрофированная концентрация внимания на Я подводит индивида к созданию собственного мифа жизни, обладающего специфическими чертами. Заметим, современная мифологизация представляет собой неоднозначный процесс, являя собой „онтологию вымысла“ и „реализованную форму онтологии субъективности в целом“, вследствие чего миф „классифицирует индивидуальности в парадигму, расширяет и одновременно обедняет конкретные данные“ [8, с. 105]. Данное положение требует прояснения ситуации.

Миф жизни, демонстрирующий воображаемую реальность, представляет собой субъективный проект, в котором личность воплощает свои мечты, надежды, искания, желания. В мифе личность, позиционируя себя, стирает собственное Вот-бытие посредством воображения, бесконечно обновляя и продолжая свою мысль. Согласимся с Ж.-Л. Нанси, утверждавшим: „мифология заключается в мысли поэтико-вымышляющей онтологии, онтологии, представленной в образе онтогонии, где воплощается бытие, воображая себя, придавая себе подлинный образ своей собственной сущности и саморепрезентацию его присутствия и его дарованности“ [8, с. 107]. В мифе индивид нередко конструирует отсутствующие звенья жизни, выдавая их за действительность, обладающую сакральным смыслом. Здесь изображаются вероятные эпизоды, в которых индивид желал бы оказаться и/или проявить себя особым образом, но они по различным причинам (пока) недостижимы. Ввиду этого миф жизни как проект направлен в будущее: он „всегда временится в будущее и чрезвычайно практичен, насущен, всегда эмоционален, аффективен, жизненен“, играя роль „вероятностного конструкта регулятивной активности, отражающей не только значимое, но и меру вероятности реализации этой значимости“ [9]. Сама личность благодаря мифу жизни приписывает себя чудесное, демонстрируя возможное/воображаемое и перевоплощаясь в Я-другого.

Воплощение бытия личности через призму мифологического, отражающего сознательный и бессознательный опыт, помогает не только осмыслить его, но и утвердиться в глазах Я/других. Пространство мифа оказывается местом встречи, в контексте которой индивид начинает понимать Я/других/мир, поэтому миф экзистенциален. Миф жизни помогает личности быть собой и обжить мир. Как справедливо замечает А. С. Шаров, „процесс обживания — это постоянный переход с одной стороны границы на другую, а это и есть превращение“ [9], то есть чудесное в мифологической истории личности. Обживание посредством мифа помогает расширить горизонты, войти в пространство социального, освоить мировоззренческие установки, что высвечивается в содержательном плане. Миф жизни позволяет осуществиться экстазу (в переводе с греческого — нахождение вовне, пребывание вне себя) как выходу из собственной субъективности в бытие объективного, оказывая положительный эффект на личность. Благодаря мифу жизни индивид проявляет творческую активность, свободу и личный выбор, преодолевает одиночество и обреченность существования, собственные страхи и тревоги, вуалирует понимание временности существования, реализует (воображаемую) коммуникацию, решает проблемы пограничных ситуаций. Миф жизни, основанный на экзистенциалах, осуществляет событие с миром/Я/другими, так необходимые личности.

Миф утверждает значимость личности как источник ее активности и силы, что в современном мире особо актуально. „В процессах обживания у человека есть возможность быть в разных способах и степенях реальности, осуществлять разработку возможностей воплощения персонального мифа“ [9]. Обживание мира и приобретение значимости осуществляется в мифе посредством воображения, которое оказывается „своеобразным полигоном или виртуальной реальностью, где мы не только опробуем и ‚мифически реализуем‘ наши смыслы и ценности, но и тем многомерным пространством, в котором мы всегда можем реализовать нереализуемое“ [9]. Идеалистичность созданного мифологического образа Я удовлетворяет тягу к трансцендентальному, сближая с миром сакральным. Миф жизни обнажает истинные интенции личности, нередко сокрытые от окружающих, что способствует самореализации и удовлетворению. Таким образом, благодаря мифу жизни личность пытается выйти за собственные рамки, превзойти себя в наилучшей форме, конструируя и пози (циони)руя Я, проявляет устремленность к раскрытию субъективных смыслов и границ самопроявления. Сегодня миф жизни все чаще оказывается мощной формой самоутверждения, а мифологическое возвышение личности оказывается точкой перехода из профанного в сакральное, окутывая индивида ореолом священного.

Значимость персоны конструируется посредством рассказывания выдуманного эпизода, его визуализации и тиражировании в сетях/СМИ. Как правило, современный миф не отличается высоким слогом и глубоким содержанием. В нем отсутствие драматургического развития заменяется огромным количеством наслаивающихся друг на друга фрагментов, которые можно рассматривать/читать в любой последовательности. Современный миф жизни осуществляет попытку показать богатство внутреннего мира личности, не обладающей им. Особую роль в этом играют эмоционально преподнесенные фантазийные фрагменты, выдаваемые за чудесное реальное, а также элемент театральности [10, 11]. В современности театрализация мифа жизни демонстрирует не столько внутренний мир личности, стимулируемый воображением, сколько мир внешний, опосредованный подражанием. Подсматривая чужие эпизоды жизни и пытаясь подражать им, современная личность самоутверждается, нередко в отчужденном от Я виде. Как правило, миф жизни конструируется посредством повторения клишированных формул, шаблонов и образ (ц)ов, задаваемых медийными людьми, выполняющих в современности функции богов/героев. Данные шаблоны значительно обедняют функцию воображения, базируясь на ресурсах небольшого объема фантазии. Копирование прототипов не гармонизируют личность, обнажая ее ограниченный мир и желание спрятаться за принципом „человек — это миф, а миф — это человек“. Вытеснение реального мифологическим, претендующим на действительное, приводит к появлению событий-без-событийности. Преобладание фантазийного и отсутствие последующей реализации свидетельствует о том, что миф жизни оказывается не способным в полном объеме удовлетворить экзистенциальные потребности личности. Существование реальности и мифа жизни рассредотачивает личность и рождает раскол. Бесконечные эпизоды превращают миф жизни в „сад расходящихся тропок“ (Х.Л. Борхес), запутывающих не только реципиентов, но и самого рассказывающего. Превращаясь в коммерческий товар [12], миф жизни перестает играть роль сценария совершенствования внутреннего мира Я. Он из пути к-себейности/в-себейности/при-себейности/для -себейности, деформируется в движение „к неслыханной, невероятной внеположенности“ [8, с. 158], приводя личность к бытию вне-себя. Бесконечное продуцирование эпизодов жизни приводит к парадоксальной ситуации: личность, сочиняя миф, оказывается изобретенной посредством мифа. Бытийствующий в мифе страстно, практически — нуминозно, оживляет несуществующее, вовлекая его в орбиту своей реальности и истории жизни.

В итоге вечное возвращение к мифу сегодня сопровождается онтологической трансформацией, в которой происходит замещение космичности содержания фрагментарными нарративами о повседневной жизни личности. События в мифе утрачивают свою масштабную историчность и диалектичность объективного и субъективного планов. В них уже не поднимаются вопросы происхождения, значимости деяний, нравственности, жизни и смерти. Его содержание сужается до личного дискурса, ограничиваясь рамками повседневной жизнедеятельности индивида, пытающегося самоутвердиться за счет мифологической фантазийности. В содержательной палитре мифа воплощаются эпизоды повседневных страданий и радостей личности, в которых недостаток реализма, диалектичности, символизма и историчности компенсируется свободой воплощения без цензуры и экспрессивностью. Современный миф жизни, не вопрошая о высшем/ценностном, оказывается чистой выдумкой, не переживаемым/не (со)бытийным эпизодом. Данный факт позволяет говорить об отсутствии историчности в современном мифе. В нем цепочка фантазийных личных эпизодов не вписывается в контекст исторической ситуации и жизни общества. Миф жизни оказывается вне социально-исторической реальности, иллюстрируя безразличие к социальному любующейся собой личности. Положение о том, что „личная жизнь выступает не как частная жизнь, т. е. жизнь, из которой все общественное отчуждено, но как жизнь, включающая общественное, но не только его, а и познавательное отношение к бытию, и эстетическое отношение к бытию, и отношение к другому человеку как человеческому существу, как утверждение его существования“ [7], в современности оказывается атавизмом. Индивид выказывает гипертрофированную форму нарциссизма, не считаясь с другими людьми. Создаваемый миф жизни не обладает никакой исторической ценностью, стираясь сразу из памяти не только создателя, не рефлексирующего над происходящим и сосредоточенного на мифотворчестве ради мифотворчества, но и пассивно воспринимающих его реципиентов.

В мифах жизни теряется фабула и драматургия ее развертывания, контрасты оказываются оборачиваемыми, постоянно меняя свои полюса. Современные мифы представляют нередко содержательно не связанные между собой серии, которые можно читать в любой последовательности. Миф жизни оказывается насыщенным фантазийными эпизодами, не имеющими ничего общего с реальностью: здесь демонстрируется событийность-без-событийности. Отсутствие динамики развития компенсируется накалом страстей, придавая экспрессивный пафос мифу жизни. Современный мифологический проект не ложится в основу самопроектирования идеального и не становится отправной точкой для конкретной реализация и приложения усилий. Мифологический образ Я есть симулятивная оболочка индивида, не стремящегося привнести идеальность в свою реальную жизнь. Но при этом симуляция очаровывает личность, заставляя постоянно обращаться к созданию мифологических фрагментов о несуществующем/фантазийном/преувеличенном. Благодаря подобным мифам личность прячется от жизненных кризисов, неудач и конфликтов, что делает ее жизнь комфортнее и удобнее.

В заключении выделим следующие моменты. Вечность мифов на протяжении истории человечества позволяет выявить их динамику от масштабного развертывания космического дискурса в древности к экзистенциальным эпизодам мифов жизни в современности. Пришедшая на смену масштабности человекосоразмерность в мифах оказывается довольно упрощенной, что обусловлено копированием шаблонов, игнорирующих диалектичность и символичность.

Современный миф жизни оказывается противоречивой культурной формой, содержащей в себе как положительные импульсы, обусловленные проектированием возможного, так и негативные, связанные с симуляцией бытия личности. Современный миф ограничивается сферой субъективного, представляя собой взаимоотношения индивида с собственным Я в виде неисторичных-историй. Но при этом в мифе жизни личность, облекая собственное Я в оболочку мифологического, удостоверяется в себе самой и проявлениях в социокультурном пространстве. Миф жизни представляет собой смыслонесущий проект как потенциальную возможность, демонстрирующую (скрытые) желания личности и даже пути достижения. В мифе жизни бытие творится, заключая в себе потенции к осуществлению. Такой миф помогает личности самоутвердиться, обжить пространства, осуществить возможные превращения Я и понять смыслы. Но все чаще мифологическая практика самовыражения, несмотря на рождаемые ей комфортные пространства, не дает личности духовного удовлетворения. Она не заполняет пустоты бытия, а рождает еще большую трещину между реальным и фантазийным. Миф жизни, эксплуатируя значимые экзистенциалы, тем не менее, не рождает позитивного смысла бытия либо он оказывается упрощенным/симулятивным. В итоге бытие-в-мире посредством привнесения мифологического трансформируется в симулятивное-бытие-в-мифе, очаровывая личность и сужая ее горизонт действий. Данному обстоятельству способствует не процесс конструирования личного мифа, а подражание мифам других, что свидетельствует об иллюзорной творческой активности индивида, отсутствии критичности, самовлюбленном своеволии. В итоге миф жизни как Ответ на Вызов временности человеческого бытия и незаметности существования превращается в симулятивную форму, в которой подавляются импульсы к саморазвитию и совершенствованию качеств личности. Миф жизни позиционирует (со)временность личности, усугубляя кризисность бытия. Перечисленное позволяет говорить о новом виде мифотворчества: в современности экзистенциальный миф становится конструкцией-не-конструирующей-личность, пустой формой для заполнения фантазийным, не имеющим места в бытии.

Литература

Лишова Н. И. Мотив странствий в мифологическом дискурсе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. — 2014. — № 3(29). — С. 187-189.

ЮнгК.-Г.Душаимиф: шестьархетипов. — М. — Киев: ЗАО»Совершенство«, 1997. — 384с.

Лосев А. Ф. Диалектика мифа //Лосев А. Ф. Миф — Число — Сущность [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/losew03/txt14.htm (дата обращения: 7.10.2018).

Романенко Ю. М. Философия в отсвете мифа: метафизика как поэтика мыслеобразов // Метафизические исследования. — СПб.: Алетейя, 2000. — Вып.15. — С. 69-76.

Кассирер Э. Философия символических форм. Т.2. Мифологическое мышление [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/philosoph/kassirerphil_simv_form-2-8l.pdf (дата обращения: 7.10.2018).

Элиаде М. Священное и мирское. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 144с.

Рубинштейн С. Л. Человек и мир [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr9/878.php (дата обращения: 7.10.2018).

НансиЖ.-Л. Непроизводимое сообщество. — М.: Водолей, 2011. — 208 с.

Шаров А. С. Онтология персонального мифа жизни // Фундаментальные исследования. — 2012. — № 9-2. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30245 (дата обращения: 25.09.2018).

Тазетдинова Р. Р. Театральность в поисках собственных дефиниций // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусства. — 2016. — № 1. — С. 111-114.

Тазетдинова Р. Р. Театральность в пространстве мифа // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2015. — № 3(143). — С. 84-91.

Коноплюк Н. В. История и миф как часть модели национальной идентичности (на материале романа Джулиана Барнса „Англия, Англия“)//Балтийский гуманитарный журнал. — 2015. — № 4(13). — С. 23-26.

Источник

Jean Monti­bus-Citri [163K]

3 года назад

У мифа и сказки гораздо больше отличий, чем схожих черт. Начнем с того, что мифы появились значительно раньше сказок. В древнейшие времена люди искали ответ на вопросы об окружающем мире, им было интересно, откуда и что появилось. На эти вопросы отвечали жрецы, повествуя о деяниях богов, которые творили то, что могли наблюдать люди. В эти истории верили, это была основа мировоззрения. Сказки появились позже, когда у человеческих детей появилось свободное время, которое они могли проводить в кругу сверстников, а не взрослых. Суть этого жанра — развлечение с пользой (в классической сказке есть смысл и нравоучение). Общее для сказки и мифа то, что это результат творческого поэтического осмысления мира, а разница в моменте возникновения и «способе применения».

система выбрала этот ответ лучшим

Romch­ica [13.8K]

6 лет назад

Миф и сказка имеют общее в том что были созданы народом и длительное время существовали лишь в устной форме, в них рассказывается о необычных событиях и вымышленных героях.

Отличия между ними в том, что сказку создавали как вымысел, тогда как события мифа считались такими, что действительно происходили и в них пытались объяснить возникновение явлений и вещей, что не присуще сказкам. Также сказки имеют преимущественно счастливый конец, в мифах финал же может быть трагическим. Персонажами мифов являются герои, титаны, боги, разные удивительные существа. Персонажи же сказок — простые люди, животные, растения, вещи, которые могут иметь необычные свойства. Миф почти всегда связан с определенной местностью, действие же сказки происходит не в конкретном месте — например, «за горами, за лесами» или » тридесятом царстве». Кроме того, события мифа имеют значение для всего мира, а события сказки влияют всего лишь на ее героев.

Вавил­ен Татар­ский [8.8K]

6 лет назад

У мифа и сказки общее фантастическое начало. Обязательно фантастический сюжет, наличие волшебства и чудес. Но различия между мифом и сказкой, тем не менее существенны.

Миф, как правило, служит для отображения миропонимания людей. Тематика мифов — сотворение мира, описание мироустройства, определение места человека в жизни. Основными персонажами мифов являются всегда боги и герои.

Сказки же, как правило, носят развлекательный и поучительный характер. В отличие от мифов, сказки заведомо являются вымыслом («Сказка — ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок»). В сказках реальность, как правило, с одной стороны более приземлена, так как нет богов в качестве действующих лиц, а с другой стороны более фантастична, поскольку в ней куда чаще встречается волшебство. Правда, это касается только волшебных сказок. А ведь есть еще и сказки, не имеющие элементов волшебства, те же бытовые сказки или аллегорические сказки про животных (в сказках про животных умение зверей разговаривать не относится к чудесам).

Кроме того, сказки, помимо фольклорных, бывают еще и литературными. В основу литературных сказок могут лежать сюжеты фольклорных сказок, но также литературная сказка может быть и оригинальным авторским вымыслом.

У Корнея Чуковского есть сказка «Храбрый Персей». Эта сказка является упрощенным переложением древнегреческого мифа о Персее. Но в ней отсутствуют боги, а Паллада Афина представлена как добрая волшебница.

Сказка и миф это произведения устного народного творчества, то есть и то, и другое придумал народ, но только сказка это нечто волшебное с бытовым, а миф он больше о богах, или приближенных к ним героях, то есть то, что было до возникновения какой-либо религии четкой. Различия мифа и сказки, что в сказке в основном герои земные, а в мифах больше всяческих божеств. Можно сказать, что сказка вытекает из мифа. Мифами люди пытались объяснить как устроен мир, в то время как в сказке это поучительные истории. Хотя если брать русско-народные сказки, то там тоже частично сохранились элементы язычества. Миф воспринимается реальной историей, в тоже время как сказка как фантастика.

Ленив­ая птичк­а [1.7K]

3 года назад

Начну с того, что миф — это отдельный жанр, который относится к фольклору, а вот со сказкой не все однозначно. Сказка может быть как народной, так и авторской. Теперь назову схожие черты сказки и мифа — это очень древний жанр творчества и у всех народов мира есть свои традиционные сказки и мифы. Если сказки по смыслу практически идентичны: прославляют правильные поступки и осуждают нехорошие, то миф привязан к истории народа и описывает ту среду, в которой люди живут. Смысл у мифов разных народов тоже разный. Мифы всегда относили к высокому искусству, а к сказкам в старые времена относились несерьезно и даже считали «грубым простонародным» жанром.

Австр­ийски­й весел­ьчак [3.1K]

3 года назад

И сказки, и мифы появились в очень древние времена. Наверное, даже в одно и то же время. В сказках люди преподносили детям моральные уроки, учили их отличать добро от зла, поступать правильно. Мифы же рассказывали истории о богах и героях — объясняли мир взрослым людям, хранили историю народа. Отличия этих двух жанров такое же, как в детской и взрослой литературе. Мифы позже стали основой для создания романов и подарили форму и стиль изложения летописям. К сказочным же сюжетам писатели обратились значительно позже.

Ольга­1177 [100K]

3 года назад

Миф и сказка — жанры устного народного творчества, они созданы фантазией народа. Энциклопедический словарь дает разные толкования этих понятий:

В свою очередь, вымысел — то, что создано воображением, фантазией.

И сказки, и мифы имели устную форму бытования, считались наследием предков, в котором были сосредоточены опыт и вековая мудрость всех поколений.

Вместе с тем миф и сказка как жанры народного творчества имеют существенные отличия. В мифах передаются общие представления о месте человека в мире земного и божественного, то сказка — прежде всего занимательная и часто поучительная история. А главное — в миф люди верили, сказка же воспринималась как художественный вымысел. Сказка — прямой преемник мифа, ее содержание — тот же миф, но имеющий уже форму сюжета.

Создание мифов было мотивировано стремлением человека объяснить закономерности окружающего мира. Создавая сказки, народ удовлетворял свою потребность в творчестве, художественном переосмыслении реальности.

Божья коров­ка [153K]

6 лет назад

Мы знаем мифы Древней Греции и Древнего Рима. О чем они? Они пытаются представить мир, которым правило много богов, каждый из которых отвечал за свою сферу жизни: бог земледелия, бог вина, бог искусств и т.д. Представления о жизни древних людей воплощены в этих мифах.

В сказках несколько иначе. Они не говорят нам о происхождении вещей и явлений,мира, как мифы. Сказки повествуют о земных героях, обыкновенных людях, животных и т.п. Чаще всего они учат добру. Очень популярны именно детские сказки, хотя есть и сказки для взрослых.

И мифы и сказки имеют сходство в том, что в них есть нечто «сказочное», фантастическое, чего не бывает на самом деле, только в сказках это само собой разумеется, а вот герои мифов действительно почитались древними как реально существующие.

Приам­булус [350]

3 года назад

Мифы и сказки относятся к устному народному творчеству. До наших дней они дошли благодаря фольклористам. Существуют эти жанры во всех культурах мира и это все художественная литература. Это если перечислить общие черты двух жанров. Теперь об отличиях: в сказках часто даже есть слова о том, что это всего лишь выдумка автора, а мифы преподносятся как истории о реальных событиях. Мифы повествуют о том, что происходит с богами и героями — «персонажами со сверхспособностями». В сказке герой может быть или таким же как рассказчик — простым человеком, или зверушкой, или волшебником, но не богом.

MMM DANON­E [26.6K]

3 года назад

Для ответа на вопрос сначала советую заглянуть в таблицу:

Теперь давайте разбираться: сказка обычно преследует воспитательную цель, а в мифах идет объяснение возникновения мира. В мифах главными персонажами являются боги и герои, а в сказках — существа, животные, люди. Отличие — способ передачи. Передаются оба устным путем.

Далее отличительные черты:

Мифы часто воспринимаются как реальные истории, а сказки только вымышленными воспринимаются и как нечто фантастическое.

Оба жанра непременно нужны для изучения в школах. Любые произведения развивают фантазию и расширяют кругозор.

Знаете ответ?

Конспект урока «Мифы Древней Греции. Отличие от сказки». (6 класс)

Мифы Древней Греции. Отличие мифа от сказки.

Цели:

  • познакомить с жанром мифа, его отличительными особенностями в сравнении со сказкой.

Задачи:

  • оценить глубину идей и красоту образов древней мифологии;

  • расширить кругозор обучающихся;

  • обогатить словарный запас;

  • учиться оформлять записи;

  • заинтересовать мифологией.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Формулирование темы и целей урока.

— Послушайте отрывок из стихотворения поэта 20 века О.Э.Мандельштама. О какой стране упоминает автор?

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочел до середины:

Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,

Что над Элладою когда-то поднялся.

(Эллада — Древняя Греция).

— Какими произведениями известна Древняя Греция во всём мире? Определим и запишем тему урока. (Мифы Древней Греции).

— Какую цель поставим перед собой? (Узнать и понять, что такое мифы на примере мифов Древней Греции).

III. Изучение нового материала.

1. Работа со статьёй учебника, с.176-177. (Чтение. Беседа. Запись основных положений).

— Что такое миф?

Миф — это произведение УНТ о происхождении мира, о явлениях природы, об историческом прошлом, о богах и героях.

— Мифы не случайно называют «детством человечества». Сформулируйте вопросы, на которые древний человек пытался ответить.

(Как появился мир? Кто управляет миром? Почему день сменяет ночь? Как добыть огонь?..)

— Что такое мифология? (Совокупность мифов).

— У каждого ли народы есть своя мифология? Почему? (Да. Каждый народ пытался осмыслить мир, природу, себя в мире).

2. Работа с таблицей. Отличие от сказки.

— Миф часто путают с другим жанром УНТ — сказкой, а слова «сказочный» и «мифологический» употребляют как синонимы — «вымышленный». Чтобы лучше понять, что такое миф, поработаем с таблицей.

— Можно ли мифы назвать сказками? (Нет).

— Что общего между мифом и сказкой? (Сказка, так же как и миф, вид УНТ).

— Чем отличается миф от сказки? (Мифы — правдивые рассказы о том, что действительно было, с точки зрения древнего человека. Сказка — вымысел.

У них разные цели: миф — «научное» осмысление мира, сказка — нравственный урок. В мифы верили, в сказку — нет).

— Что появилось раньше: миф ли сказка? Почему так думаете? (Мифы — это первая форма поэтического сознания народа).

3. Лекция учителя. Составление словаря.

— «Представления древних о мире сходны, они прошли общий путь мифологического объяснения мира»:

* рождение мира из стихий, властителями которых были титаны;

* победа богов над титанами и утверждение в мире порядка;

* подвиги героев. (Учебник).

Мы обратимся к греческой мифологии, к самой известной картине сотворения мира. Мифы эллинов обогатили языки народов, стали неиссякаемым источником произведения искусства. В ходе лекции нужно записать знакомые слова и выражения и объяснить их современное значение или употребление.

— Как же всё начиналось? Изначально существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. И наш мир, и бессмертные боги — всё родилось из Хаоса. Хаос породил самое древнее, что было в зачинающейся Вселенной

— Время. Эллины звали его Хронос. И теперь уже все происходило во времени, т.к. пространство еще только зарождалось. Остатки первобытного Хаоса вращались с огромной скоростью и превратились в Яйцо, которое раскололось на две части: верхняя половина скорлупы стала Звездным Небом — Ураном, нижняя — Матерью Землей — Геей. Это было первое поколение богов. (Всего 3 поколения богов). Глубоко под Землёй родился ужасный, наполненный вечной тьмой, мрачный Тартар — пустота, черная дыра, бездна, самое ужасное место во Вселенной, куда боги ссылали отверженных.

После того как появилась Земля — могучая и бессмертная богиня, мать и кормилица всего на ней живущего, Хронос породил стихии — Огонь, Воздух, Воду, Любовь. Воздух — это Эфир. Любовь — Эрос.

Греки верили, что в природу человека изначально заложена любовь, то есть никто не остаётся одиноким. Уран и Гея полюбили друг друга, и на земля стала населяться. Сначала стали рождаться злые и уродливые существа: Минотавр (? человек-бык), циклопы (? тысячерукие и одноглазые великаны), кентавры (? человек-конь, самый известный Херон — учитель Геракла). Одновременно Уран и Гея породили титанов (Боги второго поколения: 6 братьев и 6 сестёр). Титаны — великаны, властители стихий: Океан (мировой поток, окружающий мировую твердь), Прометей (? Украл у богов для людей огонь), Крон.

Уран боялся и ненавидел своих могучих детей, и больше всех — Кроноса — титана времени, самого младшего и коварного из них. Ему хитростью удалось победить отца и отнять у него власть. Кронос воцарился над миром, но его проклял Уран — отец: «Настанет час, и твой сын так же низвергнет тебя с трона!»

У Кроноса и его жены было шесть детей . Кронос безраздельно правил миром, но страх не покидал его: он боялся гибели от своего сына и поэтому проглатывал своих родившихся детей. Прометей помог спасти последнего — Зевса. Вместо него жена подсунула мужу завёрнутый в пеленку камень, который тот тут же проглотил. А младенца спрятали на острове Крит. Зевс рос очень быстро, возмужав, он отправился освобождать своих братьев и сестер. Для этого он напоил своего отца Кроноса зельем и заставил изрыгнуть проглоченных детей. Началась война за власть над миром, которая длилась десять лет. Победил Зевс. В мире воцарилось третье поколение богов. Они более очеловечены: люди переносили на них свои свойства.

Главное божество, повелитель земли и неба — Зевс-громовержец (его атрибуты — гром и молния, потому что люди их боялись). Он уводит богов на священную гору Олимп (самая высокая гора в Греции). Зевс разделил сферы влияния между братьями. Подводное царство отдал во власть Посейдона. Подземное царство старшему брату Аиду («угрюмый»). В ад попадали через священную реку Лета. Рая у греков не было. Они верили. Что самое прекрасное — это жизнь на земле (в христианстве — вечный рай. Вечное блаженство). У греков было священное место — Аркадия («счастье»). В нём селились души тех, кто заслужил великую память при жизни.

Женой Зевса — громовержца была богиня Гера. Много детей было у Зевса. Среди них: Гефест — бог огня и кузнечного ремесла (Вулкан),

Деметра — богиня плодородия,

Арес — бог войны (Марс),

Артемида — богиня охоты (Диана),

златокудрый Апполон — бог искусства,

Афродита — богиня любви и красоты (Венера),

одна из самых почитаемых могучая Афина-Паллада — богиня мудрости (Минерва),

Панацея — богиня здоровья,

Мегера — богиня мести,

Гипнос, он же Морфей — бог сна,

Эрос — бог любви (Амур, Купидон),

Ника — богиня победы (Виктория),

Фемида — богиня правосудия (Юстиция).

Веру в богов нужно было поддерживать. Поэтому боги спускались на землю, знакомились со смертными, и от таких союзов рождались необычные дети — герои.

Герой — 1) это сын божества и смертного человека, полубог, наделён сверхчеловеческими возможностями и непомерной силой, но смертен.(Записать).

В древней Элладе родился герой,

Путь его труден и сложен порой,

Но в настоящей, нелёгкой борьбе

Он славу добыл и богам, и себе.

— Кто самый известный и любимый герой греческих мифов? (Геракл).

3. Сообщение о рождении Геракла.

В тот день, когда должен был родиться великий сын Зевса и Алкмены, собрались боги на Олимпе. Радуясь, что скоро родится у него сын, Зевс сказал: «Выслушайте, боги и богини, что я скажу вам: велит мне сказать это моё сердце! Сегодня родится великий герой; он будет властвовать над всеми своими родственниками…»

Но жена Зевса, Гера, в гневе, что Зевс взял себе в жёны смертную Алкмену, решила хитростью лишить власти сына Алкмены — она до рождения ненавидела сына Зевса. Она сделала так, что Геракл должен был стать слугой слабого и трусливого царя Эврисфея.

Гера наслала на Геракла ужасную болезнь. Он лишился разума, безумие овладело им. В припадке неистовства Геракл убил своих детей и детей брата Ификла. Когда же припадок прошёл, глубокая скорбь овладела Гераклом. Геракл обратился к Аполлону с вопросом, что же ему теперь делать. Аполлон повелел Гераклу отправиться в Тиринф и 12 лет служить Эврисфею. Геракл поселился в Тиринфе и стал слугой слабого, трусливого Эврисфея. Эврисфей боялся могучего героя и не пускал его в Микены. Все свои приказания передавал через своего вестника Корпея.

Зевс облегчил судьбу своего сына. Он заключил с Герой нерушимый договор, что его сын не всю жизнь будет находиться под властью Эврисфея.

12 великих подвигов совершит он по поручению Эврисфея, а после не только освободится от его власти, но даже получит бессмертие. Громовержец знал, что много великих опасностей придётся преодолеть его сыну, поэтому он повелел своей любимой дочери Афине-Палладе помогать сыну Алкмены. Часто Зевс печалился, когда видел, как его сын несёт великие труды на службе у Эврисфея, но не мог нарушить данную Гере клятву.

4. Словарная работа

Герой — 2) Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. 3) Главное действующее лицо литературного произведения. (Записать).

Надо сказать, что у греков был ещё один любимый герой — Асклепий.

Асклепий — сын Аполлона и смертной женщины. Врачеватель, умел воскрешать из мёртвых. Как и Гераклу, боги подарили ему бессмертие. Гераклу — за силу и подвиги, Асклепию — за высочайшее искусство врачевания. Асклепий — бог медицины и врачевания. Греки делили себя на асклепиадов и гераклидов — умных и сильных. Геракл — Геркулес, Асклепий — Эскулап.

IV. Обобщающие выводы.

— Что такое миф? (Произведения УНТ о богах и героях).

— Что узнаём о народе из мифов? (Как понимали мир, во что верили, о чём мечтали).

— Помогали ли мифы в жизни? Как?

— Какова роль мифов в нашей жизни? (Чудесные сказки о неисчерпаемых человеческих возможностях, источники для обогащения внутреннего мира и лексикона).

V. Рефлексия.

1. Вопрос на выбор.

— Мне интересно…

— Я не понял…

2. Синквейн.

Мифы.

Древние, наивные.

Увлекают, нравятся, восхищают.

Нужны для эрудиции.

Детство человечества!

Д/з. Учить термины, с.184, в. 1 (продолжить словарь)

  • Сказка и его деревянные солдаты кроссворд
  • Сказка зухра йолдыз на русском
  • Сказка и басня сходства и различия 2 класс таблица
  • Сказка и миф как вечные источники искусства
  • Сказка и мечта омск