Сказка хакасии два брата

rasfokus.ru 04 янв 2022, 08:32глава хакасии валентин коновалов, избранный в 2018 году вопреки воле кремля, заявил, что не исключает

© rasfokus.ru

Коновалов остается: итоги 2021 года в Хакасии

04 Янв 2022, 08:32

Глава Хакасии Валентин Коновалов, избранный в 2018 году вопреки воле Кремля, заявил, что не исключает выдвижения на второй срок, хотя ранее СМИ сообщали о его скорой отставке. В 2021 году Коновалову, пусть и ценой непопулярных мер, удалось сдержать пандемию, однако имиджу губернатора заметно навредили крупный коррупционный скандал и проблемы с региональным бюджетом. Эти и другие итоги 2021 года в Хакасии – в материале Тайги.инфо.

«Абакан не должен молчать»

В январе Абакан неожиданно оказался среди городов, где прошли митинги в поддержку Алексея Навального: 23 января несколько десятков сторонников оппозиционного политика вышли на Первомайскую площадь с требованием прекратить политические репрессии и освободить его. Реакция со стороны властей не заставила ждать: к следующей акции оппозиции 31 января полиция оцепила главную площадь города, никого туда не пустив. Параллельно против участников акции начали возбуждать административные дела, причем Хакасия стала единственным регионом Сибири, где активистов преследовали по статье о вовлечении несовершеннолетних в участие в несогласованных публичных мероприятиях.

Жительницу абаканского микрорайона Заводской Екатерину Федорову суд приговорил к 20 часам исправительных работ за то, что она якобы отправила несовершеннолетней девушке ссылку из социальной сети с разъяснением, как нужно вести себя на митинге. Жителя Абакана Ивана Богатырева суд арестовал на 10 суток за то, что он разместил в TikTok видео с заявлением: «Абакан не должен молчать, мы тоже должны выйти и сказать свое слово», а также оставлял «ВКонтакте» комментарии с призывом прийти на митинг. В Саяногорске суд на двое суток арестовал Виктора Дмитриева за призыв в социальных сетях прийти на митинг к администрации города. Арест Дмитриева стал первым за последние пять лет по подобной статье в Саяногорске.

Впрочем, активность оппозиции Хакасии удивляет лишь на первый взгляд: в конце 2020 сторонники Навального собирались открыть в Абакане штаб, однако в 2021 власти признали сеть региональных штабов Навального* экстремистской организацией, запретив их деятельность.

«Если будет доверие президента»

О скорой отставке главы Хакасии Валентина Коновалова в хакасских телеграм-каналах сообщают примерно раз в месяц, ссылаясь на слухи и анонимные источники в Москве. Однако в октябре о вероятном уходе губернатора написал РБК. По данным издания, администрация президента запланировала отставку Коновалова на зиму-весну 2022 года. На его место якобы планируют назначить единороса Сергея Сокола, который в октябре избрался в Госдуму от Хакасии. Впрочем, сам Коновалов в декабре не исключил, что будет участвовать в выборах в 2023 году.

«Мою работу оценивают жители республики, они мне доверили этот пост, избрали. И президент, потому что я нахожусь в вертикали. Пока рано что-то говорить, у меня срок истекает в 2023 году. Если будут поддержка и доверие жителей, если будет доверие президента, естественно, буду выдвигаться», — заявлял Валентин Коновалов. К слову, в апреле 2018 РБК со ссылкой на источники писал о скорой отставке тогдашнего главы республики Виктора Зимина, однако Зимин никуда не ушел, а сентябре с треском проиграл выборы кандидату-спойлеру от КПРФ.

О том, что Коновалов надеется поучаствовать в выборах еще раз, косвенно говорит приглашение на должность его заместителя Владислава Никонова, который считается специалистом по проведению предвыборных кампаний. С 2011 Никонов возглавлял администрацию при Викторе Зимине, а в 2018, уже не работая в правительстве, помогал губернатору найти стратегию после поражения в первом туре выборов. В одном из интервью Никонов подчеркивал, что ничего не мешает Коновалову снова баллотироваться в губернаторы.

Помощник из ФСБ и отсутствие денег

В 2021 году Валентин Коновалов столкнулся с тем, что в период предвыборной кампании 2018 года активно ставил в вину своему оппоненту громкие коррупционные дела.

В мае 9 лет колонии строгого режима получил Сергей Новиков — бывший исполняющий обязанности замглавы республики. Новикова, который работал в правительстве Зимина и успел посидеть в СИЗО по делу о хищениях через «Хакресводоканал», задержали еще весной 2020 в машине при получении 2 млн рублей от представителя строительной компании. По версии следствия, чиновник требовал от подрядчика 12 млн за заключение контракта с нужной фирмой на строительство нового корпуса Туимского психоневрологического интерната.

В феврале суд отправил под домашний арест директора бюджетного предприятия «Леса Хакасии» Андрея Васильева, а вскоре был арестован помощник губернатора и выходец из ФСБ Виктор Гаранин. По данным СК, Васильев получил взятку в сумме около 4 млн рублей за заключение договоров купли-продажи древесины. Его задержали в момент получения денег. Часть полученной суммы предназначалась для последующей передачи Виктору Гаранину. Летом уголовное дело также возбудили против первого замминистра природных ресурсов и экологии Хакасии Сергея Глушкова, которого обвиняют в хищении имущества при ликвидации автономного учреждения — в Хакасии весь год шла реформа по централизации лесничеств и объединении их под эгидой предприятия «Леса Хакасии».

Наконец, весной сообщалось о том, что друг и коллега Коновалова по КПРФ Евгений Антоненко якобы проходит по делу о мошенничестве. По версии СК, группа подозреваемых возвращала в магазины бытовую технику по фиктивным претензиям, а затем через суд взыскивала с продавцов деньги по закону о защите прав потребителей. Хакасское «Агентство информационных сообщений» уточняло, что Валентина Коновалова также вызывали на допрос по делу, однако он заявил, что намерен подать в суд на интернет-сайт, а также на газету «Известия» и телеканал «РЕН-ТВ», которые распространили недостоверную информацию.

В конце года суд также приговорил к условному наказанию бывшего главу минздрава Хакасии Владимира Костюша и действующего замминистра Александра Стреленко по делу о превышении должностных полномочий. Суть обвинения состояла в том, что в 2019 году чиновники минздрава отправили вертолет санавиации за министром сельского хозяйства Сергеем Труфановым, который попал в ДТП во время командировки по Кузбассу. Труфанова, который сломал позвоночник, и одного из его подчиненных перевезли в Абакан, однако, по версии силовиков, медицинских показаний для этого не было. Ущерб составил более 900 тыс. рублей. Костюш получил три года условно, Стреленко — два года.

В 2021 году правительству Коновалова впервые на несколько месяцев удалось обойтись без отставок с ключевых постов. В октябре власти республики первыми в стране объявили комендантский час, запретили работу общественного транспорта, работу магазинов, кафе и ресторанов. С помощью недельного локдауна руководству республики удалось избежать повторения ситуации 2020 года, когда система здравоохранения находилась на грани коллапса, а руководить процессом приехал лично полпред президента Сергей Меняйло.

При этом в 2021 году Хакасия так и осталась регионом с большими финансовыми проблемами: в начале года Верховный суд по требованию прокуратуры признал текущий бюджет региона недействительным из-за превышения дефицита республиканского бюджета и верхнего предела государственного долга республики. В июне власти предупредили бюджетников о возможной задержке аванса на срок от трех до десяти дней. Впрочем, в реальный финансовый кризис ни решение суда о бюджете, ни вероятная нехватка средств для выплаты аванса ни вылились.

Убийство семьи и смерть в приемном покое

В августе в селе Джирим Ширинского района мужчина зарезал семью из пяти человек: 56-летнюю хозяйку, ее 58-летнего сожителя, 19-летнего сына, восьмилетнюю внучку и 58-летнего брата-близнеца сожителя. Женщину он убил на крыльце дома, ее мужа — в кустах картофеля, а его брата — в бане. Обвиняемым оказался местный пастух, 36-летний Федор Панов, который лишь в 2021 году освободился из тюрьмы. Первый 18-летний срок он получил за убийство женщины и ее беременной дочери, но вышел по УДО. По данным следствия, Панов решил убить семью после того, как дочь погибшего 58-летнего мужчины отказала ему в отношениях. Обвиняемый после выхода из тюрьмы контактировал с местными участковыми, но встать на учет в полицию по какой-то причине не успел.

В ноябре в приемном покое детской больницы Абакана умерла восьмилетняя девочка, прибывшая из села Белый Яр. По словам женщины, у ребенка с 13 ноября болел живот, все указывало на приступ аппендицита, поэтому родители вызвали скорую. Тест на коронавирус, сделанный в больнице, показал положительный результат, хотя симптомов инфекции не было. В больнице девочке сделали КТ, однако хирург, по словам тети погибшей, отказался ее осматривать. Вместе с мамой ребенок провел в отделении около трех часов, а медики на просьбы о помощи просили «не лезть в их работу». После смерти девочки провели экспертизу, результаты которой появились через несколько недель. Причиной смерти стала «вирусная инфекция». Следствию предстоит установить связь между смертью девочки и действиями врачей. Минздрав утверждает, что ребенка не удалось спасти, «несмотря на все усилия врачей».

*Мосгорсуд по иску прокуратуры признал «общественное движение „Штабы Навального“» и «Фонд борьбы с коррупцией» «экстремистскими» и запретил их деятельность в России. Организации уже ликвидированы. «Фонд борьбы с коррупцией» также ранее объявлен «иностранным агентом». Мы обязаны указывать всё это по запретительным законам.

Игорь Чигарских

Цель: формирование
навыка осуществления полноценной читательской деятельности.

Предметные: познакомить с биографией и творчеством Е.
Шварца, с содержанием произведения «Два брата»; учить
понимать идейное содержание текста через анализ прочитанной сказки.

Метапредметные: развивать внимание, память, речевые умения.

Личностные: воспитывать
внимательное, доброе отношение к людям, которые тебя окружают.

Тип урока:
открытие новых знаний.

Формы работы: фронтальная,
индивидуальная.

Методы и приёмы: комментированное
чтение, чтение по ролям.

Средства обучения: учебник,
раздаточный материал.

1. Мотивация учебной
деятельности – 2 минуты.

2. Актуализация знаний –
3 минуты.

3. Постановка учебной
задачи – 7 минут.

4. Решение учебной задачи
– 15 минут.

5. Закрепление – 15
минут.

6. Обобщение. Рефлексия –
3 минуты.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Мотивация учебной деятельности

— Здравствуйте, дети! Напоминаю, что
меня зовут Дарья Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок литературного
чтения.

— Ребята, прежде чем перейти к теме нашего
урока, мне хочется у вас спросить, есть ли у вас братья и сестры?

-А скажите, что вы любите делать в свое
свободное время?

-А ваши братишки и сестренки отвлекают
от этих дел?

-Что вы делаете, когда такое происходит?

— И мы сегодня узнаем, как в такой
ситуации поступают братья друг с другом.

-Да

-Играть,
читать…

-Иногда

-Прошу
не мешать…

Личностные

-Формируем мотивацию к обучению и познавательной
деятельности.

Коммуникативные

-Учимся
взаимодействовать с учителем и коллективом, вести диалог

Актуализация знаний

-Ребята, давайте с
вами вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

-Что общего между
«Ежом», «Чижом», «Воробьём»?

— Что объединяет
Бориса Житкова, Корнея Чуковского, Алексея Толстого, Даниила Хармса?

— Кто их объединил
вокруг себя?

— Какие произведения
этих авторов вы уже знаете?

-Молодцы, ребята!

Всё это
– журналы для детей, издававшиеся в начале XX века

-Их рассказы печатались в 20-е годы в детских журналах «Ёж»,
«Чиж», «Воробей»

-С. Маршак

Б.
Житков «Николай Исаич Пушкин»,
К. Чуковский «Телефон», А. Толстой «Вот уж снег в последнем поле тает…»,
«Детство Никиты», Д. Хармс «Уж я бега, бегал, бегал…», С. Маршак «Сказка про
козла», «Хороший день».

Коммуникативные

-Учимся
взаимодействовать с учителем и коллективом, отвечать на вопросы

Постановка учебной задачи

— Сегодня мы познакомимся с ещё одним
писателем, который был не просто «вокруг Маршака», а долгие годы работал с
ним в Ленинграде в Детском отделе Государственного издательства, где
издавались детские журналы «Ёж» и «Чиж».

-Отыщите среди букв
фамилию писателя, с чьим произведением мы сегодня будем знакомиться.

(набор букв: АБЬХСПОЛШВАРЦПРОНЫЙ)

-Рассмотрите
фотографии (с. 58, 61, 81) Евгения Львовича Шварца. Говорят, что он был
большим, весёлым, остроумным и жизнерадостным.

-Ребята, что такое
общество ОБЭРИУ?

-Евгений Шварц,
состоял в сообществе ОБЭРИУ. Он долгие годы был не просто «вокруг Маршака», а
вместе с ним работал в Ленинграде, на Киевском проспекте, на 6-м этаже Дома
книги в Детском отделе Государственного издательства, т.е. там, где
издавались «Ёж» и «Чиж», где весёлая жизнь кипела и бурлила.


Писатели-современники характеризовали  его как «чудесного писателя,
нежного к человеку и злого ко всему, что мешает ему жить», называли его
«личностью исключительной по иронии, уму и доброте».

-Что
добавляет эта информация к вашему представлению о Шварце?

-Мир
произведений Е. Шварца населяют короли, свинопасы, принцессы, трубочисты,
драконы, рыцари.

-Что
же писал Шварц для детей?

-Давай те подумаем, а о чём вообще сказки?

Вы что-нибудь
читали у Евгения Шварца?

-Как вы думаете, чем мы сегодня займёмся
на уроке?

-Значит, какую цель мы поставим на сегодняшний урок?

-Сегодня нас ждет встреча с произведением Е.Шварца «Два
брата». Предположите, о чем будет это произведение? Почему так называется?

-Шварц

(Объединение Реального Искусства) – группа
писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927 –  начале 1930-х гг. в
Ленинграде

-Этот человек был добрым, отзывчивым,
трудолюбивым, готов был прийти на помощь, с чувством юмора

-Он писал сказки

-О добре и зле, о волшебстве, о
семье

-Новые
приключения Кота в сапогах, Сказка о потерянном времени, Снежная королева

-Познакомиться с
произведением Е.Шварца «Два брата»

-О братьях, о семье,
о взаимоотношениях

Регулятивные

Определять и формулировать цель деятельности на
уроке с помощью учителя
.

Коммуникативные

-Учимся
взаимодействовать с учителем и коллективом, отвечать развернуто на вопросы,
вести диалог.

Решение учебной задачи

-Девизом нашей работы возьмем слова: «Человек, который думает
только о себе, не может быть счастлив».

— Как вы его понимаете?

-Откройте стр.62 , мы начнём знакомиться с произведением. 

1-я глава.

-Можно ли начало сказки назвать сказочным?

-Почему?

-Когда
происходит действие?

-Что веселило лесничего, а что его огорчало?

-Что заставило Старшего дать честное слово?

-Почему Старшему не хотелось играть с Младшим?

-Что страшного в словах «оставь меня в покое!»?

-Можно ли Старшего назвать жестоким человеком?
Докажите свою точку зрения.

-Отчего поседел отец?

-Каким бы вы назвали решение отца: жестоким,
справедливым или мудрым?

-Почему два брата носят такие необычные имена –
Старший и Младший?

-Наблюдение
за поведением Старшего. Выпишите глаголы, которые характеризуют его
поведение.

-Каким
вы его себе представляете?

-Можем
ли мы Старшего назвать жестоким человеком?

2-я глава.

Чтение
по абзацам с комментированием.

1 абзац

-Что
нового мы узнаём о Старшем?

Зачем автор второй раз называет
количество его лет (12)?

2-7
абзац
(до
слов Старшего)

-Как же
он добрался сюда за одну только ночь?

-Возможно
ли это в реальной жизни?

-Куда
попал мальчик?

8-11
абзац

— Что
вас удивило?

— Какое
впечатление произвёл на вас этот лес?

— Итак,
где оказался наш герой?

-Нет

-Нет
волшебных героев, нет превращений

-28
декабря, перед началом Нового года

-Его  веселил лес, там ему было
хорошо, а дома огорчали сыновья

-Дать слово его заставило
понимание того что праздника не  будет

-Потому что он был занят своими
делами

-То что они очень грубые

-Да, можно. Потому что он очень
грубо и жестоко поступает со своим собственным братом

-От жестокости Старшего сына, от
огорчения, от страха за сына

-Решение отца было справедливым,
чтобы Старший сын побывал в той же тарелке

-Наверное, потому что чтобы
подчеркнуть реальность событий. Неважно, как их звали на самом деле, такая
история могла произойти с любыми братьями и сестрами.

— Нет. Способен на переживания,
сострадания. Опомнился, стал волноваться за брата

-То, что он оказывается и не
таким уж и плохим, он начинает сожалеть о своём поступке

— Затем чтобы показать, что
мальчик уже большой, но по сравнению с деревьями, маленький

-Нет

Из
реального мира попал в сказку

-Все
было прозрачным и изо льда

-Гнетущее,
мрачное, больно было смотреть, всё вокруг звенело, мир вечного покоя, как
будто всё вымерло


сказочном лесу

Личностные

-Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям, выражать эмоции.

-Оцениваем поступки в соответствии с
определённой ситуацией.

Коммуникативные

-Учимся
взаимодействовать с учителем и коллективом, отвечать развернуто на вопросы,
вести диалог.

Познавательные

-Контролировать свою деятельность по
результату выполнения задания.

-Выполнять задания и строить объяснения
в нужной форме.

-Находить
ответы на вопросы в тексте

Закрепление

3-я
глава.

Чтение
по ролям. Выбираем автора, Старшего и Прадедушку Мороза.

-У кого
в гостях оказался Старший?

-Сюжет,
какой русской народной сказки это напоминает?

-Почему у старика тоненький звонкий голос?

-«Не доброе и не злое лицо», «спокойно», «повторил
отчётливо, гладко» – о чём это говорит?

-Почему так страшно (раздельно) говорит Мороз?

-Заполните
2 таблицу на карточках: как внешний вид и особенности речи характеризуют
героя?

-Что страшного во дворце Мороза?

-Как понимает покой Мороз?

-А как понимал это слово Старший, отгоняя Младшего?

-Что огорчило и потрясло Старшего?

-Почему он подчинился Морозу и стал «успокаивать»
птиц?

-Исполнит ли Мороз свою угрозу, если мальчик его
ослушается?

-Что больше всего поразило вас в поступках Мороза?

Доп. задание.

4-я глава.

-Какое впечатление рождают слова «завтрак № 1»,
«полка № 9»?

-На какой промысел отправляется Мороз?

-Почему он разрешает Старшему передвигаться как
угодно?

-Легко ли будет спасти брата?

-Почему?

-Что помогает Старшему выдержать такую «ледяную»
жизнь?


Прадедушки Мороза

-«Морозко»

-Он насквозь промёрз

-Это говорит о том что он скорее
всего не испытывает никаких эмоций, и от этого у мальчика сжалось сердце

— Потому что злой, холодный,
спокойный

Его
бесконечность, неизменность, чёрное ледяное пламя в белой печи

-Покой в его понимание вечное
одиночество

-Покой в понимании мальчика, это
когда его не отвлекают от его дел

-То что все птицы замерзли, и то
что он останется в этом ледяном замке навсегда

-Потому
что он узнал, что его брат находится здесь, он хочет спасти его 

-Он
всемогущ, если заморозил птиц, сможет заморозить и мальчика

-То что
его поступки жестоки и безжалостны

-Впечатления
порядка, что всё на своих местах

Он
отправлялся замораживать зверей и птиц

-Потому
что знает, что мальчишка ничего сделать все равно не сможет, не сможет
сбежать, не сможет открыть ледяную дверь

-Спасти
брата будет нелегко

-Потому
что нужно придумать, чем же открыть эту ледяную дверь

-Мысль о
том, что он может и должен  спасти брата

Личностные

-Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям, выражать эмоции.

-Оцениваем поступки в соответствии с
определённой ситуацией.

Коммуникативные

-Учимся
взаимодействовать с учителем и коллективом, отвечать развернуто на вопросы,
вести диалог.

Познавательные

-Контролировать свою деятельность по
результату выполнения задания.

-Выполнять задания и строить объяснения
в нужной форме.

-Находить
ответы на вопросы в тексте

Обобщение. Рефлексия

-Вернемся к нашему
девизу. Как мы его можем сопоставить со сказкой?

-В чём необычность
сказки Е. Шварца?

-А можно сказать, что
здесь встречается живой мир и мир вечного покоя?

-Почему?

-Ребята, а какая у
нас была тема урока?

-А цель? Мы ее
достигли?

-Ребята, если у вас все получилось и вы
все поняли, поднимите правую руку. А если у вас что-то не получилось и вы
что-то не поняли, то – левую.

Спасибо за урок!

-В ней сплетаются
реальность и волшебство

Да

-Потому
что мы видим, автор изображает картину тёплого дома и холодного царства

-Сказка
«Два брата» Е. Шварца

Коммуникативные

-Учимся
взаимодействовать с учителем, вести диалог.

-Учимся оформлять свои мысли в устной
форме.

Регулятивные

Высказываем своё
предположение

Личностные

-Адекватная оценка своей деятельности

Книга воспоминаний свт. Мардария Ускоковича (1889 — 1935) «Непостижимая Россия» – бесценное свидетельство эпохи. В 1907 году еще совсем юный иеродиакон прибыл на учебу в Россию, чтобы пробыть в ней более 10 лет, став участником многих общественных и политических и церковных событий. Эти годы жизни в России спустя много лет святитель опишет в своих мемуарах.

Сказка хакасии два брата     

Их текст на английском языке под названием «Incomprehenssible Russia» был найден не так давно и датируется 1935 г. Сербский перевод, потребовавший серьезной научной и литературной работы, вышел в свет по благословению епископа Новограчаницко-центрально-западноамериканского Лонгина в монастыре Святого Саввы в Либервилле в 2017 г.

В настоящее время готовится и русское издание этого исторического наследия.

Небольшой отрывок представляет собой описание первых впечатлений молодого сербского священнослужителя по прибытии в столь любимую им Россию.

***   

Сказка хакасии два брата     

Спустилась ночь, и сонный стук колес начал влиять на моих попутчиков. Для меня сон был невозможен. Возбужденное ожидание все возрастало.

Наконец вошел проводник. Он объявил станцию, которая, я знал, была последней на территории Австро-Венгрии. Еще одна остановка, и мы окажемся в России.  

Радость переполняла мое сердце, чистая радость ребенка, вернувшегося в объятия матери. Я с нетерпением считал телеграфные столбы, радуясь, что с каждым уходящим столбом приближаюсь к России. Я смотрел на покрытые снегом ели и березы, пытаясь угадать, которая будет первой на русской земле.

Поезд замедлил ход и остановился. Вне себя от возбуждения, я бросился к двери и спрыгнул со ступенек вагона. Я бросился на русскую землю и поцеловал ее. Я приветствовал Россию, как под предводительством Моисея евреям не было суждено приветствовать землю обетованную.

Еще в восторженном состоянии я подбежал к первому русскому, которого увидел, – бравому станционному жандарму – и, к его удивлению, приветствовал его как давно потерянного брата.

Я был в России.

Москва

Ранние сумерки быстро сгущались в длинную зимнюю ночь. Наблюдая за превращением полусвета в темноту, я ловил себя на мысли: «Ну, почему наступила ночь? Почему она наступила теперь, когда мне нужен свет, чтобы впервые смотреть на русскую землю, когда мне страшно пропустить и малейшую деталь картины заснеженных деревень или дальнего пейзажа».

Но поезд не останавливался, земля продолжала вращаться, и в скором времени ночь, которая так мне мешала, подошла к концу. С первым проблеском зари я снова был у окна. Мне казалось, мы проехали огромное расстояние. У меня сложилось впечатление, что дорога от границы до Москвы намного длиннее, чем весь путь до российской границы – столько разных впечатлений вызывала безграничная широта этой страны.

Вся расстилающаяся предо мною Россия была покрыта чистейшей снежной вуалью. И таково было мое восхищение, что, мне казалось, и жизнь в России должна быть чиста и целомудренна подобно белоснежному покрывалу, символично лежащему на земле.

Мы все приближались к Москве. Но, несмотря на быстроту поезда, мне казалось, он ехал слишком медленно. Мне хотелось спрыгнуть и подталкивать его сзади. С каждым оборотом колес чувство радостного предчувствия возрастало, и прибытие в Москву начало казаться мне единственно важным событием моей жизни.

Через несколько часов я буду на земле, свято чтимой почти всеми славянами. Святая Мать Москва, город, вокруг которого выросла Российская Империя, ее духовная, хотя уже не политическая столица. Москва – древнейшая и величайшая из славянских столиц, мать городов русских.

Мое возбуждение при мысли о въезде в Москву было, наверное, похоже на переживания благочестивых католиков, въезжающих в Рим, или правоверного мусульманина, впервые увидевшего Мекку или Медину.

С глухим шумом поезд мчался по все учащающимся стрелкам. Хорошие дороги появились вдоль железнодорожных путей. Замелькали загородные виллы. Все указывало на близость большого города.

Сказка хакасии два брата     

Расстояние между домами сокращалось. Вот дома слились в типичные пригородные улицы, где кареты и телеги сновали туда-сюда. Наконец появились трамваи.

Боясь что-то пропустить, я переходил от окон на одной стороне вагона на другую и обратно. Справа от железной дороги церквей было больше, чем я видел за всю жизнь, слева – то же самое. С обеих сторон простиралось море русских куполов, которые я впервые видел не на книжных картинках. Я начал было их считать, но быстро сбился со счету.

Море куполов не оставляло сомнений: это уже Москва.

Вокзал оказался прямо в центре города.

Я никого не предупредил о своем приезде, поэтому меня не встречали на вокзале. Схватив чемодан, я вышел из вагона и начал пробираться сквозь толпу новоприезжих и отъезжающих, напоминавшую кишащий муравейник. Кое-как выбрался я из вокзала. Стоя на ступеньках лестницы, оглядел огромную площадь перед железнодорожной станцией, покрытую бесчисленными заиндевевшими телефонными и телеграфными проводами. Сотни кучеров криком приглашали их нанять.

Впервые в жизни залез я в сани. Большой, черный, чистокровный орловский рысак, позванивая бубенцами, мчал меня по оживленным улицам Москвы. Он пофыркивал, и, выходя из ноздрей, дыхание на секунду становилось паром.

Мы ехали по Лубянке. Я с трудом верил глазам. Я не мог поверить, что я в Москве. Все вокруг казалось мне волшебным – я жил в сказке «Тысячи и одной ночи».

Лубянская площадьЛубянская площадь     

Неужели сбылась моя детская мечта? То, о чем я мечтал еще до того, как взобрался на Ловчен, с того самого времени, как русские студенты, гостившие в Черногории, рассказали мне, десятилетнему мальчику, о чудесах своей страны.

Мы подъехали под стенами Кремля, и кучер остановился у ворот Сербского подворья. За воротами я еще мог раздумывать, в Москве я или мне это только снится, но внутри при виде настоятеля архимандрита Михаила, лицо которого мне было знакомо еще с Сербии, сомнения исчезли, и я, наконец, поверил, что добрался до цели.

Вот что мне еще запомнилось из первого дня в Москве.

Сербское подворье в МосквеСербское подворье в Москве     

Наступил вечер. Невзирая на усталость после длительного путешествия, я служил вечерню в храме Сербского подворья. Я ожидал увидеть на службе лишь горстку соотечественников, сербов, проживающих в Москве. Каково же было мое удивление, когда при входе в церковь я увидел ее переполненную русскими, собравшимися там, как я узнал, задолго до начала службы.

Это был первый, увиденный мной яркий пример духовного единства различных ветвей славянского православия и силы объединяющего нас богослужебного церковнославянского языка. Впоследствии мне приходилось часто вспоминать об этом единстве. В русских церквях я всегда чувствовал себя как дома среди духовенства и среди мирян, так же, как и русские чувствовали себя как дома в Сербском подворье в мой первый вечер в Москве.

На следующее утро сразу по окончании литургии, позабыв о столь необходимом отдыхе, я вышел на шумные улицы. Я больше не смотрел свысока на мелодрамы улиц большого города, как приехав впервые из Цетинье в Белград. Наоборот, желание рассмотреть все изблизи преодолело усталость. Я хотел внимательно изучить черты этой древней российской Первопрестольной. И, начав, уже не мог остановиться.

Кузнецкий мост зимой. МоскваКузнецкий мост зимой. Москва     

Сколько шума, сколько гвалта производит прилив и отлив человеческой жизни! Шум города ничуть не тише рева штормовой Адриатики, по волнам которой наш пароход с трудом пролагал себе путь из Котора до Фиуме, но несравнимо прекрасней, потому что в нем есть какой-то смысл.

Мне все казалось еще более удивительным по сравнению с обстановкой в Студенице, откуда я только что приехал[1]. Там, в далекой Сербии, благословенное уединение и тишину лишь изредка нарушает горный ветер, шелестящий листья. Здесь по улицам мчится стремительный поток. Тысячи, сотни тысяч разных лиц: старое, молодое, взволнованное, беззаботное. Непрекращающийся поток куда-то стремящегося человечества. Все куда-то спешат – заходят в магазины, выходят, забегают в банки и лавки. Сани скользят по улицам и площадям. Во всем мире не найдется столько извозчиков, как в Москве. Похоже, сюда собрали лучших лошадей со всего мира. Или, если хотите, здесь есть трамваи, чьи пути покрывают сетью всю Москву с непревзойденным нигде в Европе обслуживанием.

Сказка хакасии два брата     

Гул тысяч голосов, крики, плач грудных детей, пронзительные возгласы торговцев. Наряду с богатыми, лучшими в мире мехами видны лохмотья нищих, таких нищих, которые незнакомы моей скромной родине.

Вот надменно прохаживаются купчихи, одетые по моде дамы, за которыми остается в воздухе легкий шлейф дорогих духов. Они, похоже, забыли, что сегодня они живут, а завтра – умрут, и, если кто-то остановил бы их и напомнил им, что все их великолепие – лишь суета сует, они, вероятно, очень бы удивились.

За ними устало бредут согбенные нищетой женщины в лохмотьях.

Здесь – разжиревшие и заспанные обжоры, там – бледные нищие алкоголики, едва стоящие на тонких ногах.

По углам улиц стоят мрачные, разочарованные мужики. В безуспешном поиске работы их не оставляет мысль о женах и детях, с нетерпением ожидающих их возвращения на чердаках и в подвалах, с надеждой на корочку хлеба и глоток молока.

Там, под аркой дома, разочарованный и потерянный мужик пьет водку из бутылки, купленной, возможно, на последние десять копеек. На тротуаре напротив такой же, как и он, бедняк смотрит на него с нескрываемой завистью, засунув руки в пустые карманы и нарочито небрежно посвистывая, будто ему принадлежит вся Москва. Не эти ли люди послужили Максиму Горькому прототипами героев книги «На дне»?

Сказка хакасии два брата     

Приведу слова и другого великого русского писателя, сказавшего про весь мир: «Дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей».

Человеческий поток мчится по улицам Москвы с раннего утра до позднего вечера. Стены Кремля смотрят на происходящее внизу, как на человеческую лаву, непрестанно извергаемую невидимым вулканом.

Глядя на это, я думал о незначительности и беспомощности человека, несомого этим потоком.

Прошла похоронная процессия. Почти никто не обратил на нее внимания. Обнажившие голову перед гробом были скорее исключением. Что значит смерть одного, когда миллионы еще живут? В толпе никто не знал и не спрашивал, кого несут на кладбище.

Приближалось время вечерни. Колокола «сорока сороков» церквей мощно зазвонили, призывая человеческий поток остановиться хоть на час, забыть мирские заботы и надежды и предаться молитве и созерцанию. Внезапно от людского потока начали отделяться ручейки людей с обнаженными головами, бегущие к открытым дверям то одной, то другой церкви.

Я присоединился к одной такой струе и с ними вместе зашел под величественные своды церкви, видевшей не одно поколение молящихся.

Еще минуту назад каждый из них вносил свое в уличный шум и гам многолюдного города. Здесь же они вдруг преобразились. Частные цели и желания исчезли, их объединило чувство благоговения и мира. Хор запел, стоящие в церкви подхватили. Я был уже не наблюдателем, а составляющей этого благочестивого сообщества.

Голоса хора слились в великолепном крещендо.

Мой голос присоединился к их голосам в пении рождественского гимна: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».


[1] Имеется в виду древний сербский монастырь Студеница, где святой Мардарий в 1906 г. принял монашеский постиг. – Прим.ред.

  • Сказка халк для детей
  • Сказка финист ясный сокол чему учит сказка
  • Сказка феникс и ясный сокол слушать
  • Сказка ушинского умей обождать текст
  • Сказка федорино горе читать текст полностью с картинками бесплатно