Сказка глупый волк для читательского дневника

Басня волк и ягннокмораль басни: у сильного всегда бессильный виноват.ягннок в жаркий день пошл напиться к ручью. мимо пробегал голодный

Басня «Волк и ягнёнок»

Мораль басни: «у сильного всегда бессильный виноват».

Ягнёнок в жаркий день пошёл напиться к ручью. Мимо пробегал голодный Волк, который решил задрать и съесть Ягнёнка, но «делу дать законный вид и толк». Подбежав к Ягнёнку, он вначале стал говорить, что тот нечистым рылом мутит его чистое питьё. Ягнёнок оправдывался, что пьёт на сто шагов ниже водопоя Волка. Волк, не смутившись, тут же обвинил Ягнёнка в грубости, сделанной ему «запрошлым летом». Но оказалось, что Ягнёнку нет от роду и году. Тогда, не слушая дальнейших оправданий, Волк прорычал: «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» – и поволок Ягнёнка в тёмный лес.

Басня «Ворона и Курица»

Когда Кутузов на погибель французам оставлял Москву, все её жители тоже собрались из города, «как из улья пчелиный рой». Увозимая на одном возу Курица увидела Ворону, которая не спешила улетать. Курица спросила, почему она остаётся. Ворона ответила, что её не жарят и не варят, как кур, поэтому она надеется ужиться с французами – а там, глядишь, и поживиться от них сырком иль косточкой. Но надежды Вороны не сбылись: когда французы стали голодать в Москве, она попала к ним в суп.

Мораль Крылова: глупый человек часто думает, что счастье уже близко к нему – и в этот самый миг попадается как Ворона в суп.

Басня «Ворона и Лисица»

Мораль этой басни: давно известна лживость лести, однако льстецы всё равно находят способ обводить многих вокруг пальца.

Ворона нашла где-то кусок сыра и собиралась позавтракать. Мимо бежала хитрая Лисица. Увидев, аппетитный сыр, Лисица стала льстиво расхваливать красоту Вороны, а потом попросила, чтобы та спела своим «ангельским голоском». Поверившая похвалам Ворона каркнула во всё горло. Сыр выпал у неё из клюва, и хитрая Лисица убежала с ним.

Русский гений

Свои первые басни двадцатилетний Иван Андреевич Крылов, еще мало кому известный писатель, опубликовал в 1788 году, без подписи, в петербургском журнале «Утренние часы». А первую книгу басен выпустил спустя годы – лишь в 1809 году. Не без успеха поработав в разных видах творчества, Крылов понял, что жанр басни больше всего удается ему. Басня стала почти исключительным родом его творчества. И скоро к писателю пришла слава первоклассного автора.

Художественный дар Крылова-баснописца в полной мере раскрылся, когда он соединил свои обширные познания в области древних и новых европейских литератур с осознанием, что облюбованный им вид творчества по природе принадлежит к роду творчества, в котором выражена народная мораль. Эта мораль, к примеру, явлена в русских сказках о животных, в пословицах, в поучениях, – вообще, в крестьянском баснословии

. На Руси затейливый рассказ издавна называли
басней
. «Басни-сказки» неотделимы от живого ведения рассказа-выдумки, сдобренного шуткой, поучением. Этого-то долго не понимали многие предшественники Крылова, которые терпели неудачу, так как не осознали, что басня неотделима от разговорного языка.

Так, известный в XVIII столетии трудолюбивый филолог, член Петербургской академии – наук В.К. Тредьяковский (1703–1768) задолго до Крылова издал пересказ нескольких «эзоповских басенок». Среди них была и басня «Волк и журавль». Сюжет её тот же, что и у Крылова, но в изложении басни почти всё чуждо разговорной речи.

Подавился костью острою волк в некий день. Так, что не был в силе ни завыть, да стал весь в пень. Для того вот журавля нанял он ценою, Чтоб из горла ту извлечь носа долготою.

Тредьяковский угадывал, что басенную историю надо излагать по-народному, и не случайно внес в свой перевод некоторые разговорные слова и выражения (хотя и не без искажения): «не был в силе ни завыть», «стал весь в пень», но перевод остался тяжелым, книжным.

Сравним с переводом Тредьяковского басню Крылова:

Что волки жадны, всякий знает: Волк, евши
, никогда Костей не разбирает. За то на одного из них
пришла беда
: Он костью чуть не подавился. Не может Волк
ни охнуть, ни вздохнуть
;
Пришло хоть ноги протянуть!

Весь строй изложения легкий, изящный, понятный любому русскому человеку! Это наша живая речь. Крылов следовал интонации устного рассказа, в басенном рассказе нет и тени какой бы то ни было искусственности.

Известный ученый-филолог XX века Виктор Владимирович Виноградов специально изучал язык и стиль басен Крылова и отметил в них десятки народных пословиц. Ученый привел длинный перечень пословиц и поговорок, которые использовал баснописец, назвал их «семантическими скрепами», то есть связями, которые сообщают изложению басенной истории смысловое единство. Вот некоторые из них: «В семье не без урода» («Слон на воеводстве»), «Хоть видит око, да зуб неймет» («Лисица и виноград»), «Бедность не порок» («Откупщик и сапожник»), «Из огня да в полымя» («Госпожа и две служанки»), «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться» («Лев и мышь») и десятки других. Баснописец опирался на привычные в нашем языке обозначения и сравнения животных и птиц с людьми: ворона – вещунья, но падка на лесть, осел упрям, лисица хитрая, медведь сильный, но глупый, заяц труслив, змея опасна и др. И действуют как люди. Пословицы и поговорки, присловья и слова-иносказания, включенные в басни, получили у Крылова развитие и смысловые уточнения.

Первенство Крылова среди баснописцев сохраняется и ныне. И в наше время его басни пленяют читателей. Он поставлен в один ряд с величайшими художниками всех времен и народов. Никого не удивляет, что его равняют с древнегреческим Эзопом, с другими всемирно известными баснописцами. Но более всего его ценят в России как художника, который выразил здравый смысл и ум нашего народа.

В.П. Аникин

Басня «Волк на псарне»

Волк, думая ночью залезть в овчарню к овцам, попал на псарню, к охотничьим собакам. Собаки залаяли, сбежались псари. Загнанный в угол Волк из хитрости затеял переговоры: предложил свою дружбу, обещал не трогать больше здешних стад. «Ты сер, а я, приятель, сед, – прервал его ловчий. – И волчью вашу я давно натуру знаю. На мир с волками я иду не иначе, как спустив с них шкуру». И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Эту басню И. А. Крылов написал в момент, когда близкий к разгрому в России Наполеон пробовал предложить Кутузову
мирные переговоры.

Синица

Синица на море пустилась; Она хвалилась, Что хочет море сжечь. Расславилась тотчас о том по свету речь. Страх обнял жителей Нептуновой столицы; Летят стадами птицы; А звери из лесов сбегаются смотреть, Как будет Океан, и жарко ли гореть. И даже, говорят, на слух молвы крылатой, Охотники таскаться по пирам Из первых с ложками явились к берегам, Чтоб похлебать ухи такой богатой, Какой-де откупщик и самый тароватый Не давывал секретарям. Толпятся: чуду всяк заранее дивится, Молчит и, на море глаза уставя, ждёт; Лишь изредка иной шепнёт: «Вот закипит, вот тотчас загорится!» Не тут-то: море не горит. Кипит ли хоть? – и не кипит. И чем же кончились затеи величавы? Синица со стыдом в-свояси уплыла; Наделала Синица славы, А море не зажгла. ___ Примолвить к речи здесь годится, Но ничьего не трогая лица: Что делом, не сведя конца, Не надобно хвалиться.

Басня «Ларчик»

Мораль басни: не надо видеть сложности там, где на самом деле всё просто.

К кому-то принесли от мастера красивый ларчик. Все любовались им. Пришёл взглянуть на него и специалист по механике, который в силу сложности своего ремесла стал подозревать, что ларчик имеет мудрёный замок с секретом. Механик взялся разгадать несуществующий секрет. Он долго вертел ларчик в руках нажимал то гвоздик, то скобку, потел, но с задачей так и не справился. А ларчик открывался просто, без всяких секретов.

Музыканты

Сосед соседа звал откушать; Но умысел другой тут был: Хозяин музыку любил И заманил к себе соседа певчих слушать. Запели молодцы: кто в лес, кто по дрова, И у кого что силы стало. В ушах у гостя затрещало, И закружилась голова. «Помилуй ты меня», сказал он с удивленьем: «Чем любоваться тут? Твой хор Горланит вздор!» — «То правда», отвечал хозяин с умиленьем: «Они немножечко дерут; Зато уж в рот хмельного не берут, И все с прекрасным поведеньем». ___ А я скажу: по мне уж лучше пей, Да дело разумей.

Басня «Свинья под Дубом»

Свинья наелась желудей под Дубом, поспала и стала рылом подрывать у дерева корни. «От этого дерево может засохнуть», – сказал ей сидевший на ветке ворон. «Пускай, – ответила Свинья. – Мне нет проку от него, были бы жёлуди». «Если бы ты подняла вверх рыло, то увидала бы, что жёлуди на мне растут», – проговорил Дуб.

Невежда бранит науки и ученье, не чувствуя, что он вкушает их
плоды.
Басня «Стрекоза и муравей»

Попрыгунья Стрекоза, не работая, пропела всё красное лето, когда «под каждым ей листком был готов и стол и дом». Но лето кончилось. Началась холодная и голодная зима. Не приготовив себе ни еды, ни жилья, Стрекоза решила пойти за ними к трудолюбивому Муравью. Муравей спросил, что же делала Стрекоза летом? «Пела», – ответила та. «Ты всё пела? это дело. Так поди же попляши», – дал ответ Муравей.

Мораль басни «Стрекоза и Муравей»

Красавица Стрекоза, которая у многих ассоциируется с легкомыслием и ветреностью, протанцевала и пропела все лето, не заготовив на зиму продуктов и не позаботившись о своем будущем. Муравей, как представитель наиболее трудолюбивого и старательного вида насекомых, наоборот прилежно трудился все лето, чтобы зимой быть сытым и не беспокоиться о пропитании. Главная мысль басни «Стрекоза и Муравей» заключается в том, что несмотря на тепло и роскошь окружающего мира, каждый человек должен задумываться о своем будущем и готовиться загодя

.

Дуб и Трость

С Тростинкой Дуб однажды в речь вошёл. «Поистине, роптать ты в праве на природу», Сказал он: «воробей, и тот тебе тяжёл. Чуть лёгкий ветерок подёрнет рябью воду, Ты зашатаешься, начнёшь слабеть И так нагнёшься сиротливо, Что жалко на тебя смотреть. Меж тем как, наравне с Кавказом, горделиво, Не только солнца я препятствую лучам, Но, посмеваяся и вихрям, и грозам, Стою и твёрд, и прям, Как будто б ограждён ненарушимым миром. Тебе всё бурей – мне всё кажется зефиром. Хотя б уж ты в окружности росла, Густою тению ветвей моих покрытой, От непогод бы я быть мог тебе защитой; Но вам в удел природа отвела Брега бурливого Эолова владенья: Конечно, нет совсем у ней о вас раденья». — «Ты очень жалостлив», сказала Трость в ответ, «Однако не крушись: мне столько худа нет. Не за себя я вихрей опасаюсь; Хоть я и гнусь, но не ломаюсь: Так бури мало мне вредят; Едва ль не более тебе они грозят! То правда, что ещё доселе их свирепость Твою не одолела крепость, И от ударов их ты не склонял лица; Но – подождём конца!» Едва лишь это Трость сказала, Вдруг мчится с северных сторон И с градом, и с дождём шумящий аквилон. Дуб держится, – к земле Тростиночка припала. Бушует ветр, удвоил силы он, Взревел и вырвал с корнем вон Того, кто небесам главой своей касался И в области теней пятою упирался.

Басня «Собачья дружба»

Две живших по соседству собаки, Полкан и Барбос, долго грызлись между собой, но потом решили помириться и завести сердечную дружбу. Они стали жать друг другу лапы, обниматься и целоваться. Но тут повар на беду из кухни кинул кость. Два новых друга наперерез бросились к ней и так подрались из-за кости, что их насилу розлили водой.

И среди людей многие друзья таковы, замечает Крылов. «Только кинь им кость, так что твои собаки».

Обезьяны

Когда перенимать с умом, тогда не чудо И пользу от того сыскать; А без ума перенимать, И боже сохрани, как худо! Я приведу пример тому из дальних стран. Кто Обезьян видал, те знают, Как жадно всё они перенимают. Так в Африке, где много Обезьян, Их стая целая сидела По сучьям, по ветвям на дереве густом И на ловца украдкою глядела, Как по траве в сетях катался он кругом. Подруга каждая тут тихо толк подругу, И шепчут все друг другу: «Смотрите-ка на удальца; Затеям у него так, право, нет конца: То кувыркнётся, То развернётся, То весь в комок Он так сберётся, Что не видать ни рук, ни ног. Уж мы ль на всё не мастерицы, А этого у нас искусства не видать! Красавицы-сестрицы! Не худо бы нам это перенять. Он, кажется, себя довольно позабавил; Авось уйдёт, тогда мы тотчас…» Глядь, Он подлинно ушёл и сети им оставил. «Что ж», говорят они: «и время нам терять? Пойдём-ка попытаться!» Красавицы сошли. Для дорогих гостей Разостлано внизу премножество сетей. Ну в них они кувыркаться, кататься, И кутаться, и завиваться; Кричат, визжат – веселье хоть куда! Да вот беда, Когда, пришло из сети выдираться! Хозяин между тем стерёг И, видя, что пора, идёт к гостям с мешками, Они, чтоб наутёк, Да уж никто распутаться не мог: И всех их побрали руками.

Басня «Мартышка и Очки»

Мартышка к старости стала плохо видеть. Услыхав у людей, что от этого могут помочь Очки, она раздобыла себе их с полдюжины. Но пользоваться Очками Мартышка не умела: она то прижимала их к темени, то вешала на хвост, то нюхала, то лизала – и не добившись толку, плюнув на людские враки, разбила Очки о камень.

Так и невежды, говорит Крылов, не зная цены полезной вещи, осуждают её, а невежды познатней эту вещь и гонят.

Лягушка и Вол

Лягушка, на лугу увидевши Вола, Затеяла сама в дородстве с ним сравняться: Она завистлива была. И ну топорщиться, пыхтеть и надуваться. «Смотри-ка, квакушка, что, буду ль я с него?» Подруге говорит. «Нет, кумушка, далёко!» — «Гляди же, как теперь раздуюсь я широко. Ну, каково? Пополнилась ли я?» – «Почти что ничего». — «Ну, как теперь?» – «Всё то ж». Пыхтела да пыхтела И кончила моя затейница на том, Что, не сравнявшися с Волом, С натуги лопнула и – околела. ___ Пример такой на свете не один: И диво ли, когда жить хочет мещанин, Как именитый гражданин, А сошка мелкая, как знатный дворянин.

Осёл

Когда вселенную Юпитер населял И заводил различных тварей племя, То и Осёл тогда на свет попал. Но с умыслу ль, или, имея дел беремя, В такое хлопотливо время Тучегонитель оплошал: А вылился Осёл почти как белка мал. Осла никто почти не примечал, Хоть в спеси никому Осёл не уступал. Ослу хотелось бы повеличаться: Но чем? имея рост такой, И в свете стыдно показаться. Пристал к Юпитеру Осёл спесивый мой И росту стал просить большого. «Помилуй», говорит: «как можно это снесть? Львам, барсам и слонам везде такая честь; Притом, с великого и до меньшого, Всё речь о них лишь да о них; За что ж к Ослам ты столько лих, Что им честей нет никаких, И об Ослах никто ни слова? А если б ростом я с телёнка только был, То спеси бы со львов и с барсов я посбил, И весь бы свет о мне заговорил». Что день, то снова Осёл мой то ж Зевесу пел; И до того он надоел, Что, наконец, моления ослова Послушался Зевес: И стал Осёл скотиной превеликой; А сверх того ему такой дан голос дикой, Что мой ушастый Геркулес Пораспугал было весь лес. «Что то за зверь? какого роду? Чай, он зубаст? рогов, чай, нет числа?» Ну только и речей пошло, что про Осла. Но чем всё кончилось? Не минуло и году, Как все узнали, кто Осёл: Осёл мой глупостью в пословицу вошёл. И на Осле уж возят воду. ___ В породе и в чинах высокость хороша; Но что в ней прибыли, когда низка душа?

Орёл и куры

Желая светлым днём вполне налюбоваться, Орёл поднебесью летал И там гулял, Где молнии родятся. Спустившись, наконец, из облачных вышин, Царь-птица отдыхать садится на овин. Хоть это для Орла насесток незавидный, Но у Царей свои причуды есть: Быть может, он хотел овину сделать честь, Иль не было вблизи, ему по чину сесть, Ни дуба, ни скалы гранитной; Не знаю, что за мысль, но только что Орёл Не много посидел И тут же на другой овин перелетел. Увидя то, хохлатая наседка Толкует так с своей кумой: «За что Орлы в чести такой? Неужли за полёт, голубушка соседка? Ну, право, если захочу, С овина на овин и я перелечу. Не будем же вперёд такие дуры, Чтоб почитать Орлов знатнее нас. Не больше нашего у них ни ног, ни глаз; Да ты же видела сейчас, Что понизу они летают так, как куры». Орёл ответствует, наскуча вздором тем: «Ты права, только не совсем. Орлам случается и ниже кур спускаться; Но курам никогда до облак не подняться!» ___ Когда таланты судишь ты, — Считать их слабости трудов не трать напрасно; Но, чувствуя, что в них и сильно, и прекрасно, Умей различны их постигнуть высоты.

Из биографии

Отец Крылова служил в драгунском полку, но службу начал простым солдатом. Дворянство он получил уже в зрелые годы, а отличился тем, что в январе 1774 г. не сдал крепость Пугачеву. Эту историю А.С. Пушкин упомянул в «Истории Пугачева» и в повести «Капитанская дочка». Родившись в Москве, Крылов детские годы провёл в разъездах с семьёй. Грамоте его научил отец, который очень любил читать. Но отец умер, когда будущему баснописцу не было ещё 10 лет. Карьера молодого Крылова началась с должности писца, и, хотя он учился мало, но читал очень много и постепенно начал писать. Первые его литературные опыты были ещё недостаточно совершенны (оперное либретто «Кофейница», трагедии «Клеопатра» и «Филомела» и др.), но Крылов не бросил сочинительство. В 1789 г. он основал ежемесячный сатирический журнал «Почта духов», в котором в фантастической форме изображал недостатки современного русского общества. Всего вышло 8 номеров, а затем издание было остановлено ввиду недовольства властей.

И. Эггинк «Портрет И.А. Крылова»

В 1792 г. Крылов начал издавать литературный журнал «Зритель». В это время он уже составляет центр литературного кружка. В 1793 г. этот журнал был переименован в «Санкт-Петербургский Меркурий». Крылов в нём печатается как лирик и подражатель стихотворений Державина. «Меркурий» просуществовал всего один год и не имел особого успеха. В литературном и светском Петербурге Крылов был известен не только как автор комедий и других произведений, но и как своего рода ходячий анекдот. Он сам создавал мифы и анекдоты о себе: о своём удивительном аппетите, неряшестве, лени, любви к пожарам, поразительной силе воли, остроумии, популярности и т.д. Был ли Крылов в действительности лентяем? С этим нельзя согласиться – его рукописи свидетельствуют о том, что он тщательно работал над своими баснями, постоянно правил их, добиваясь точности и афористичности. Издание журналов также требовало усердия и труда. А затем была служба в Императорской Публичной Библиотеке почти 30 лет (1812-1841). Крылов пополнял фонды библиотеки, обслуживал читателей, создал систему каталогизации русских книг, которая до сих пор актуальна.

В 1797 г. он уехал в имение Зубриловка князя С.Ф. Голицына в качестве учителя детей, секретаря и т. п. В это время Крылов обладал уже широким и разносторонним образованием. В 1801 г. князь Голицын был назначен рижским генерал-губернатором, и Крылов определился к нему секретарём. В 1803 г. вышел в отставку.

Начало басенного творчества

В 1805 г. Крылов перевёл с французского языка две басни Лафонтена. И.И. Дмитриев, которому Крылов показал свои опыты, одобрил их: «Это истинный ваш род; наконец, вы нашли его». Так началась карьера Крылова-баснописца. Басни Крылова начинают изучать в начальной школе, но их глубокий смысл порой становится доступным только в зрелом возрасте. В этом – некоторая загадочность Крылова. Не так он прост, как кажется. Большинство басен Крылова – оригинальные произведения, но некоторые темы заимствованы им у Эзопа, Лафонтена, Федра. Но басни Крылова, в том числе и переводные, являются уникальными и глубоко национальными по языку, философии, по духу. Он сначала изучал, а затем использовал в своих баснях то простонародное наречие, которое было понятно всякому русскому человеку – от вельможи до крестьянина. Крылов сумел не только постичь дух русского народа, но и выразить его в своих баснях. Дети любой эпохи нуждаются в воспитании, в наставлениях взрослых. И вот эту роль воспитателей и до настоящего времени выполняют басни Крылова, хотя, как мы уже говорили, глубинный смысл его басен порой доступен только взрослым. Известно 236 басен И.А. Крылова. Многие выражения из его басен стали крылатыми и актуальны и сегодня. Например, басня «Лебедь, Рак и Щука». Фраза «когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт» употребляется в том случае, если хотят подчеркнуть разобщённость тех, кто сообща принялся за какое-то дело. А ситуация в России в 90-х годах? Разве это не ситуация лебедя, рака и щуки? Аллюзия (намёк) на «Лебедя, Рака и Щуку» часто встречается в выступлениях политиков, заголовках статей СМИ, пародиях, карикатурах: «а воз и ныне там» – то есть дело не сдвинулось с места. В различных жизненных ситуациях часто всплывают в голове острые и мудрые слова Крылова.

Безбожники

Был в древности народ, к стыду земных племён. Который до того в сердцах ожесточился, Что противу богов вооружился. Мятежные толпы, за тысячью знамён, Кто с луком, кто с пращей, шумя, несутся в поле. Зачинщики, из удалых голов, Чтобы поджечь в народе буйства боле, Кричат, что суд небес и строг и бестолков; Что боги или спят, иль правят безрассудно; Что проучить пора их без чинов; Что, впрочем, с ближних гор каменьями нетрудно На небо дошвырнуть в богов И заметать Олимп стрелами. Смутяся дерзостью безумцев и хулами, К Зевесу весь Олимп с мольбою приступил, Чтобы беду он отвратил; И даже весь совет богов тех мыслей был, Что, к убеждению бунтующих, не худо Явить хоть небольшое чудо: Или потоп, иль с трусом гром, Или хоть каменным ударить в них дождём. «Пождём», Юпитер рёк: «а если не смирятся И в буйстве прекоснят, бессмертных не боясь, Они от дел своих казнятся». Тут с шумом в воздухе взвилась Тьма камней, туча стрел от войск богомятежных, Но с тысячью смертей, и злых, и неизбежных, На собственные их обрушились главы. ___ Плоды неверия ужасны таковы; И ведайте, народы, вы, Что мнимых мудрецов кощунства толки смелы, Чем против божества вооружают вас, Погибельный ваш приближают час, И обратятся все в громовые вам стрелы.

Домино

Семья лисиц таскала кур у Джюкса – и его сыновья динамитом разрушили нору. Потом собаки разорвали лиса-отца. На выросшего черно-бурого в маске на морде красавца Домино началась охота. Зимой он нашел себе подругу – Белогрудку. Весной у них появились лисята. Однажды Домино отвел от норы собаку Геклу. И чуть не погиб от копыт лани-матери. Раз он попал в капкан мальчиков Бентонов, но лань случайно ударом копыта освободила его. Он видел, как собака Гекла убивала овец, но все подумали на лиса. На лис пошли облавой. Обессиленного Домино спасла девочка, впустив его в дом. Она со слезами умоляла отца не отдавать его охотникам. Но он отдал. Те дали лису отбежать – и бросились в погоню. Лис и пес оказались на льдинах. Но лис сумел чудом выпрыгнуть на берег.

Мустанг-иноходец

Ковбой Джо Калон первым заметил у источника Антилопы вороного жеребенка. Подросший мустанг увел кобылиц из стада пастухов. Его хотели убить. Рассказчик увидел его зимой 1893 года, и не стал стрелять в такого красавца. Наконец, коня решили изловить. Но смогли только отбить кобылиц. И команда Дикого Джо решила взять коня измором. Его преследовали много дней, меняя лошадей на свежих. Восемь из них загнали до смерти, а жеребец – ушел! Старик Том Индюшиный След решил действовать хитростью: привел к одинокому мустангу свою кобылку. Поймал его петлей, заклеймил. Но мустанг сбросился с утеса и погиб свободным.

По следам оленя

20-летний Ян охотится на оленей. Он заворожен их красотой, не стреляет, и больше наслаждается любовным общением с природой. Охотничьим хитростям его обучил индеец Часка. Наконец, вместе с Дуффом он подстрелил подругу оленя, тот прирезал это прекрасное животное. Ян догнал и большого оленя, но не смог его убить. Ведь «мы дети – матери-природы. Мы – братья».

Бинго

Рассказчик был свидетелем схватки овчарки Фрэнка и волка. Ему продали щенка Бинго от Фрэнка. «Связь между человеком и собакой может исчезнуть только с жизнью». Бинго вел волчью жизнь: обнюхивал столбы, узнавая, как дела у других собак или волков, шатался по ночам, ел падаль, и пугался грозы и выстрелов. Жил он в конюшне, потом его хозяином стал Райт. Однажды умерла гончая Райта. Бинго не был виноват, но обвинили его. Спустя пару лет только бывшему хозяину он разрешил снять с лапы капкан. Однажды этот хозяин сам попал в капкан. И уже ждал смерти, но верный Бинго принес ему отвертку. Погиб он, наевшись отравленной падали, у порога первого хозяина.

Лобо

Хозяином пастбищ Куррумпо в Новой Мексике был серый вожак небольшой волчьей стаи Лобо. Он ели лучших коров из стада, счет шел уже на тысячи, скотоводы хотели их убить, выстрелом или отравой. За голову огромного старого волка обещали 1 тысячу долларов. Охотники ни могли его одолеть. Вместе с Бланкой Лобо вывел волчат в пещере на утесе. Рассказчик рассчитывал только на хитрую отраву. Но Лобо ее не ел. Тогда рассказчик поставил капканы. В них герой и разбойник не попал, зато попалась его белая подруга Бланка. Ее убили. В горе Лобо искал ее труп – и попал в капкан. «Он потерял силу, свободу и подругу» – и умер в лагере ковбоев от «разбитого сердца». Его труп положили рядом с трупом Бланки.

Вулли

В желтой дворняжке Вулли была кровь шакала, его ум и жизнестойкость. Пастух старый Робен был его хозяином. Вулли пас овец. Однажды Робен послал его искать пропавшую овцу в другом городе. А все овцы был на месте. Робен уехал на пароме без собаки. Вулли 2 года ждал у парома хозяина. Его взял в пастухи Дорли, приятель Вулли. К нему свирепый пес пошел. У всех бешеная лиса таскала скот, кроме фермы Дорли. Фермеры решили, что виновна не лиса, а Вулли. Среди ночи увидели, что он выходит к стадам с целью убивать. Коварный и верный пес был убит топором…

Красношейка

Куропатка, прикинувшись раненой, спасла выводок от лисы. К июлю птенцы окрепли, сами стали добывать пищу. Только самый слабый погиб. После купания в ручье птицы заразились паразитами – опять выжили не все. Еще одного съела выдра. Еще пару застрелил охотник Кэдди, одного проглотила сова. У оставшихся трех птенцов были воротнички, как у настоящих куропаток. Один петушок, самый сильный, и был Красношейкой. К зиме он жил один. Весной он создал семью с Буркой, и был заботливым отцом. Кэдди охотился даже, когда тогда была запрещена. И он убил Бурку. Красношейка один вырастил птенцов. Однажды они с трудом выбрались из-под наста. Потом Кэдди перестрелял всех. А Красношейка попал в его силки, долго бился в них. И его сожрала сова. Это были последние куропатки в тех местах.

Серебряное пятнышко

Рассказчик рад знакомству с удивительной дикой вороной Серебряное пятнышко (это пятно было у нее между глазом и клювом). Он верховодил на холме стаей в 200 ворон, и было ему больше 20 лет. Старый ворон спасал стаю от выстрела, ястреба. Рассказчик изучил много сигналов умного ворона. Со своей подругой он жил в старом гнезде, которое обходили мальчишки. Сам ворон, кстати, ел яйца мелких птиц. Но такова уж природа. Летом молодых воронят учат всем премудростям, чтобы выжить. В ноябре, он, как всегда, повел стаю в теплые страны. Убила же его ночная сова. И ворон в округе стало меньше…

Жизнь серого медведя

Мать кормила и опекала своих медвежат. Однажды на них напал бык. Мать прогнала его. Скотовод сразу понял, в чем дело. Он убил все семейство, кроме Уэба. Медвежонка гоняли барсук, черный медведь, лось и шакалы. Друзей у него не было. Ему пришлось уйти вглубь леса. Там он попал в капкан – и случайно снял его. Потом он вырос в большого медведя. Индеец Спават ранил его. Вся жизнь медведя проходила в борьбе. Он растерзал ранившего его охотника Джека. Его друг Миллер начал на медведя охоту, но тоже погиб. Уэб стал властелином всех этих мест. Потом нашел себе приют в Йеллоустонском парке. И вел там себя смирно. А когда состарился – его выгнал из знакомых мест «лохматый» медведь. Вскоре Уэб умер.

Виннипегский волк

Рассказчик зимой приехал в Виннипег, и увидел из поезда Колдуна – знаменитого волка, жившего в городе, и с презрением отбивавшего атаки собак. Его мать и братьев убил скрипач Поль, а сам он вырос на цепи в конуре у трактирщика. Он бился с собаками и ненавидел пьяниц, а друг у него был один Джим – сынишка трактирщика. Однажды на Колдуна науськали догов. Домой волка увел Джим. Когда Джим умер от болезни, волк убежал. Он не тронул Нинетту, девчонку, бегавшую на свидания с пьяницей скрипачом Полем. Зато сам Поль нанес ему рану. В итоге однажды волк убил его. Отец Нинетты Рено был ему благодарен. Четыре года ловили Колдуна. С кучей собаки, с охотниками с ружьями. И однажды убили его. И сделали из него чучело. Колдун мог уйти в леса, но был верен памяти маленького Джима.

Королевская аналостанка

Продавец печенки кормил кошек, за которых платили хозяева. Бездомная кошка, кормившая котят, надеялась урвать подачку. В итоге ее котят сожрал какой-то черный кот, остался один котенок с отметинами. Кошка из-за собаки отчалила на каком-то судне, и трущобный котенок стал выживать один. Лазил по помойкам, чуть не погиб в зоомагазине японца Мали от клыков лисы. Его выручил негр-работник. Котенка гнали собаки, другие коты, мальчишки. Воробьев он ловить не умел. Спустя месяцы он вырос, стал красивой пятнистой кошкой, научился пить молочко из бидонов на порогах домов, его другом стал победитель черного кота – желтый котик. У них появились котята.

Однажды кошечка принесла им живого кролика, но в итоге его никто не тронул, и кролик вошел в семью. Негр перестрелял котят, а кошку с кроликом посадил в клетку. Кролик издох, а кошка осталась у японца. Он вымыл кошку, дал ей имя Королевская Аналостанка, сочинил родословную, и отвел на выставку. Там ее купили в богатый дом. Но она сбежала в родной ящик за зоомагазином. Японец вернул ее в прежний дом. Она полюбила кухарку, но в доме была несчастна. И опять вырвалась на свободу. Но в ее квартале собирались возводить мост – и снесли многие здания. Все помойки были заняты. Ее подкармливал негр, ее единственный друг. Домохозяин давал ему деньги на печенку – ведь кошка ловит крыс. Вид у нее по-прежнему достаточно аристократический, но в душе – это свободная трущобная кошка.

Мальчик и рысь

В этот год было мало добычи, и рысь едва могла накормить своих детенышей. Когда она тащила в логовище куропатку, ее увидел 15-летний мальчик Тор. Он жил на ферме в семье Корни и его сестер. Рысь ненавидела людей – они ее однажды ранили. Мальчику она тоже казалась жестоким зверем. Один раз он имел возможность пристрелить ее рысят – но не стал. Корни заболел лихорадкой и уехал лечиться к матери. А после заболели и остальные. Рысь унесла почти всех их кур и стала заходить в дом. И ослабевший мальчик схватился с ней не на жизнь, а на смерть. Он сумел воткнуть зверю в бок острогу – она притащилась в логово и умерла. А потом приехал Корни и всех поставил на ноги.

Снап

Рассказчик, торговец, получил от друга Джека в подарок щенка белого бультерьера. Подарок чувствовал себя повелителем в доме. Но через неделю, поголодав, признал в человеке хозяина. Щенок не знал страха: он лупил больших собак и мальчишек. Когда рассказчик уехал торговать проволокой в сельскую местность, то подружился с семьей ковбоев Пенруфов. Они гордились своими собаками, но те трусили при виде волка. Тогда рассказчик выписал к ним своего Снапа. Мужества у него было достаточно. Снап помог их своре убить первого волка. Даже спустя год рана малыша не зажила. Но на новой волчьей охоте он не утерпел и кинулся на громадного волка. В этой схватке храбрец Снап победил, но погиб.

Джек – боевой конек

Большой деревенский черно-белый кролик, сын крольчихи Ясноглазки, Джек Боевой Конек мог убежать от любой местной собаки и кошки. Единственным врагом его была черная дворняга. Однажды зимой он смог убежать от борзой собаки. А раз коровы отбили его от собаки. Конечно, владельцы огородов с дынями тоже стерегли его с ружьями. А он жил себе припеваючи со своей подругой. И тут фермеры решили истребить расплодившихся диких кроликов. Многих убили, а лучших, и среди них Конька, отобрали для натаскивания собак. На состязаниях все делали ставки на собак, но ни одна не смогла догнать Боевого Конька. За тринадцатую победу ему была обещана свобода. Но это был обман. Дух Джека был силен. Раз он спасся, прыгнув на руки бедняка и, в общем, добряка, Мики. Но Конек явно был уже загнан. В него даже стреляли. Но он ушел на свободу и больше не попался людям.

Арно

Маленький Арно – был один из лучших гоночных голубей на голубятне. Он даже смог найти дом, летя из моря. Его рекорды были отмечены на перьях, он также носил колечко с номером 2590 С. Его отобрали для почтовой службы. Записка, принесенная Арно, не раз спасала жизни и состояния людей. Но у почтовых голубей есть враги: хищные соколы и люди, стреляющие их из развлечения. Однажды он ставил очередной рекорд, летел 900 миль, и был пойман вором. Тот дождался потомства от чемпиона и отпустил его. Арно полетел на родину, которую так любил. После выстрела его растерзали соколы. В их гнезде нашли его колечко с номерком.

Уличный певец

Парикмахер с Шестой аллеи подложил воробьиное яйцо в гнездо своих канареек. Воробей Рэнди научился петь лучше канареек, и был знатным драчуном. Однажды он вылетел из упавшей клетки – и стал свободен. Он нашел себе подругу Бидди, свил с ней гнездо, причем, по ее вкусу. Рассказчик подложил им мраморное яйцо – и супруги покинули домик. На новый домик напал воробей Буян, и его прогнал не Рэнди, а Бидди. К несчастью, она удавилась конским волосом из гнезда. А огорченный Рэнди попал под велосипед – и в руки девочки. О нем и его песнях написали в газете, и парикмахер забрал его к канарейкам. Что ж, Рэнди и в самом деле не был по-настоящему дикой птицей. Гнездо он свил, но семьи больше не завел.

Тито

Скотоводы вели войну с шакалами, таскавшими скот. Однажды во главе с пастухом Джеком они убили самку шакала и всех ее детей, кроме одного. Один фермер отнес Тито своим детям. 13-летний Линкольн обижал маленького шакала: охотился на него с лассо, ставил капканы, травил ядом и своей собакой. Взрослые также натравливали на нее собак, обрубили ей, как мертвой, кончик хвоста. От боли Тито сбежала на волю, научилась охотиться. Умная самка шакала, знакомая с хитростями людей, стала главной в стае шакалов. Шакалы «пели» у ферм и ели овец. Весной Тито и Оседланный стали семьей. Из-за нее издали закон с запретом истреблять шакалов отравой – ведь гибли и дорогие собаки. К лету Тито стала счастливой и заботливой матерью. Пастух Джек за деньги открыл на шакалов охоту. Тито пришлось перенести детенышей в новую нору. С последним ее застал Джек с собакой. Была минута, когда жизнь Тито висела на волоске, но Оседланный помог своей семье. Шакалы до сих пор живут в тех местах.

Отчего синицы раз в году теряют рассудок

В былые годы на севере Америки не было зимы. И когда все птицы собрались на юг, синицы над ними смеялись. А потом зима наступила. Но синиц выручили их теплые гнезда. И зимой можно жить. Но раз в году, по осени, они будто сходят с ума, забиваются в опасные места. Все из-за памяти, как их предки по легкомыслию отказались лететь в теплые края.

Медвежонок Джонни

Больной и толстый обжора Джонни жил со своей матерью Злюкой в Йеллоустонском парке. Рассказчик с интересом наблюдал жизнь медведей в этом заповеднике. Ели они со свалки. Рассказчик видел, как у свалки Злюка защитила своего медвежонка от громадного гризли. А от нее самой защитила своих котят кошка у кухни. Впрочем, потом медведица забыла Джонни. И его посадили на цепь. Он полюбил кормившую его кухарку Нору, сидел с ней на кухне. Потом заболел и умер.

Чинк

Глупый, но самонадеянный щенок Чинк жил в Йеллоустонском парке у горца Билла Обри. Однажды Чинк подумал, что поймал сумчатую крысу, но она ускользнула, и пес чувствовал себя дураком. Со временем он поумнел: понял, что люди, кошки, лошади не так безобидны. Один наглый шакал нарочно гонял и кусал щенка. Один раз Билл ушел пить, а голодный Чинк, как настоящий сторож, 4 дня охранял палатку от всех, включая шакала. К ветчине хозяина он не притронулся. Вернувшийся хозяин пожалел маленького мужественного щенка, противостоявшего шакалу.

Читательский дневник «Рассказы о животных» Сетон-Томпсона

Сюжет

Домино: семью черно-бурого лиса Домино убили фермеры. Его самого обвинили в гибели овец, хотя убивала их собака Гекла. Он забежал в дом одной девочки, но ее отец отдал лиса охотникам. Но он смог сбежать по льду реки.

Мустанг-иноходец: вороной дикий конь-иноходец уводит из стад домашних кобылиц. На него открывается охота. Скотоводы загнали своих лошадей, отбили кобылиц, но коня не поймали. Тогда старик Том привел к нему свою кобылу, и смог поймать, заклеймить коня. Но тот, улучив момент, бросился с утеса и погиб вольным.

По следам оленя: Молодой Ян любуется красотой оленей, но он охотник. Он убивает подругу громадного оленя-красавца, но его самого убить у него не поднимается рука. Он чувствует себя братом оленю.

Бинго: щенок Бинго жил волчьей жизнью, но всегда помнил первого хозяина. Однажды, когда тот попал в капкан, спас ему жизнь, принеся отвертку.

Лобо: этот мощный волк стал легендой. Он убил много коров. Отраву он обходил стороной. Поймали его так: убили его подругу Бланку, он пришел к ее трупу, попал в капкан, и умер от горя и несвободы.

Вулли: пес с кровью шакала Вулли служил пастуху Робену. Тому однажды пришлось бросить его. Вулли долго ждал хозяина, потом перешел к его приятелю Дорли. Но почему-то стал не пасти, а убивать овец. Тогда убили его самого…

Красношейка: петушок куропатки Красношейка создал семью, но ее перестрелял браконьер Кэдди. Попал в его силки и сам Красношейка. Его сожрала сова. Так в тех местах перевелись куропатки.

Серебряное пятнышко: этот ворон более 20 лет был вожаком стаи, много раз спасал ее и от выстрелов, и от ястреба. А погиб от ночной совы. И стая распалась…

Жизнь серого медведя: Уэб осиротел. Люди убили его семью. Он вырос в громадного медведя, захватил много территории под свою власть, убил охотников на себя. Старость он встретил в Йеллоустонском парке. Потом его изгнал более молодой медведь – и одинокий Уэб умер.

Виннипегский волк: этот волк жил на цепи у трактирщика. Только мальчик Джим, сын трактирщика, был добр к нему. Но ребенок умер от болезни. В конце концов, скотоводы убили волка. А он не покидал город в память о маленьком друге.

Королевская аналостанка: это трущобная пятнистая кошка, которой владелец зоомагазина японец сочинил родословную. Ее купили богачи. Но она убежала на свободу, к родному дому. Ее другом стал негр из зоомагазина, он подкармливал ее.

Мальчик и рысь: когда в доме остались 15-летний Тор и две девушки, больные лихорадкой, он смог убить сильную наглую рысь, зашедшую в дом.

Снап: неукротимый малыш бультерьер, преданный своему хозяину, вел за собой стаю собак для убийства первого волка. Получив раны, он пошел во вторую схватку с громадным волком – и погиб.

Джек – боевой конек: большого рябого кролика, вместе с прочими, как вредителя, изловили для натаскивания собак. Даже хотели отпустить – так ловко он уходил от собак на состязаниях. В итоге он смог вырваться на свободу.

Арно: Почтовый голубок Арно ставил рекорды, спасал жизни, приносил важные вести, но однажды его поймал вор, чтобы получить от чемпиона потомство. А когда отпустил – голубя подстрелили люди, и прикончили соколы.

Уличный певец: воробей Рэнди жил в клетке с канарейками у парикмахера, от них научился хорошо петь. Случайно оказавшись на свободе, он свил гнездо с воробьихой Бидди. Но она умерла – и Рэнди попал под велосипед, в руки девочки, а потом и в газетную заметку. Эту, по сути, не дикую, а домашнюю, птицу забрал старый хозяин.

Тито: убив семью шакалов, Тито принесли на потеху детям. Старший сын фермера Линкольн обижал Тито, травил его, душил. Тито сбежал, создал семью. Когда люди нашли ее нору, она унесла, под выстрелы и лай собак, детенышей в новую нору.

Отчего синицы раз в году теряют рассудок: синицы не поверили, что придет зима. Остались зимовать, намерзлись, но выжили. И все же по осени будто сходят с ума в память того, как по глупости не полетели на юг.

Медвежонок Джонни: вместе с матерью он жил в парке-заповеднике, ел со свалки, был больным. Мать долго оберегала его, потом бросила. Тогда его стала опекать кухарка Нора. Он полюбил ее. А вскоре умер.

Чинк: щенок глуп и весел. Ему надоедал взрослый шакал. Когда хозяин Билл ушел выпить, голодный Чинк несколько дней охранял палатку и припасы от всех, в том числе, от шакала. Хозяин оценил мужество своего маленького сторожа.

Отзыв

Рассказы о диких и домашних животных, о братстве людей и животных, о собачьей преданности. Каждый отличается своим характером, у каждого своя судьба. Но почти все – свободолюбивы, умны, находчивы, верны. У них есть своя индивидуальность, красота, своя правда. Не всегда люди и звери живут в добрососедстве. Каждый выживает, как может. Жизнь происходит в борьбе. Нередко люди предают животных или истребляют их. Рассказы учат любить и изучать природу, быть любознательным, ценить все живое, видеть в животных ум, смекалку, красоту, быть смелым, находчивым, с чувством юмора.

  • Сказка говорящая рыба армянская сказка
  • Сказка глупый мышонок читать текст
  • Сказка гном и светлячок
  • Сказка геракл 12 подвигов
  • Сказка гензель и гретель чем закончилась